Международные отношения 60 90 е гг. Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века. Поворот к разрядке международной напряженности
Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века
79. Международные отношения в конце 50-х - 60-е годы
Ослабление международной напряженности. В начале 50-х годов произошли изменения в руководстве США и СССР, что отразилось на внешнеполитическом курсе этих стран.
В 1953 г. СССР отказался от требований к Турции в отношении черноморских проливов. Были нормализованы отношения с Грецией и Югославией, разорванные в 1948 г. после конфликта между Тито и Сталиным, было достигнуто соглашение о прекращении войны в Корее. В
1954 г. в Женеве была подписана договоренность о прекращении войны в Индокитае, чем положен конец авантюре Франции по восстановлению колониальных владений в Юго-Восточной Азии. Существенные изменения произошли и в отношениях между СССР и Западом. В 1955 г. представители СССР, США, Англии и Франции подписали Государственный договор с Австрией. Она была провозглашена независимой и нейтральной, с ее территории выводились оккупационные войска.
В 1959 г. состоялся первый визит главы советского правительства в США.
В эти же годы происходит процесс переосмысления советским руководством проблемы взаимодействия с национально-освободительными движениями в колониальных и зависимых странах.
В период сталинского правления преимущество отдавалось китайскому варианту национального освобождения, когда оно возглавлялось коммунистами. Однако нигде больше, кроме самого Китая, Северной Кореи и Северного Вьетнама, этот вариант реализовать не удалось. В большинстве стран, которые освободились, коммунисты не пришли к власти. Новые лидеры не вызвали доверия у Сталина.
Хрущев предложил рассматривать национально-освободительное движение как союзника социализма в его борьбе против империализма. Тем самым было устранено идеологические препятствия для развития военно-политического и экономического сотрудничества со странами, освободились. Так, в 1956 г. СССР поддержал в Египте националиста Гамаль Абдель Насера в борьбе против агрессии Израиля, Франции и Англии.
Произошли сдвиги во взаимоотношениях между социалистическими странами. СССР признал нейтралитет Югославии; Китай превратился почти равного партнера СССР. Отношениям с восточноевропейскими странами был предоставлен вид равноправных.
Движение неприсоединения. 29 стран Азии и Африки, что освободились, в апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия) созвали конференцию, которая одобрила принципы мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным общественным строем. Конференция выразила решимость народов Азии и Африки полностью и навсегда покончить с колониализмом, осудила агрессивные блоки, поставила требования запретить ядерное оружие.
Страны-участницы конференции выработали следующие основные принципы своей политики:
1. Независимая от сверхдержав политика.
2. Поддержка национально-освободительных движений.
3. Внеблоковый статус.
Позже о поддержке этих принципов заявили и другие страны, освободившиеся.
По инициативе премьер-министра Индии Дж.Неру, президента Югославии и. Броз Тито, президента Египта Г.А.Насера и других в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась конференция 25 глав правительств, которая положила начало Движению неприсоединения. Участники Движения, большинство из которых считали, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряженность и гонку вооружений, провозгласили неприсоединения к военно-политическим блокам, поддержали борьбу народов против колониализма, за независимость, за ликвидацию экономического неравенства в мире, за мирное сосуществование.
Движение неприсоединения стал важным самостоятельным фактором мировой политики. С 1973 г. конференции Движения неприсоединения проводятся регулярно каждые три года.
Неустойчивость ослабление международной напряженности. В Западной Европе в 50-е годы происходит становление идеи европейского единства. Создается Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
Оттепель позволила разблокировать деятельность ООН - в ее состав было принято 16 новых стран.
Эти изменения привели к некоторому ослаблению биполярности мира. Вместе с тем они не сломали логику "холодной войны" и военно-блокового мышления. Несмотря на гибкость советской дипломатии, Советскому Союзу не удалось достигнуть договоренностей с Западом по некоторым важным вопросам. Так, были сорваны договоренности в отношении Германии и Японии, несмотря на то, что в 1955 г. СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. с Японией, и с ними были установлены нормальные дипломатические отношения и экономические связи, однако мирные договоры так и не были заключены.
США и их союзники привыкли к жесткому стилю советской дипломатии, а потому серьезно не воспринимали новых предложений СССР. Запад продолжал политику "отбрасывания коммунизма". В 1953 г. ЦРУ и Інтелледженс сервис (английская разведка) совершили переворот в Иране, а в 1954 г. в Гватемале. Причиной переворотов стало то, что правительства этих стран ограничили права американских и английских монополий. В 1955 г. ФРГ было включено в НАТО.
Это вызвало ответную реакцию СССР. 14 мая 1955 г. Советский Союз и его союзники подписали Варшавский договор и тем самым создали военно-политическую организацию на востоке Европы.
XX съезд КПСС открыл новую страницу в истории СССР. В стране началась "оттепель", в том числе и во внешней политике. В период 1955-1960 гг. СССР выдвинул ряд мирных инициатив по прекращению гонки вооружений и сокращения военных потенциалов стран мира. В одностороннем порядке Советский Союз сократил вооруженные силы на 3980 тыс. чел. и военный бюджет. Были ликвидированы военные базы в Порт-Артуре и Порккала-Удд.
Результаты этих действий были ограничены. Подписание соглашений упиралось в вопрос контроля. Гонка вооружений не прекратилась, а наоборот усилилась. Появились межконтинентальные баллистические ракеты и бомбардировщики, атомные подводные лодки. Кратковременное потепление переросло в острые международные кризисы: 1956 г. - Ближний Восток, Венгрия, 1957 - Сирия, 1958 - Ливан, Тайвань, 1961 - Берлинский кризис, 1962 г. - Карибский кризис и т.д.
Возобновление конфронтации. Первая причина возобновления конфронтации связана с субъективным фактором - личностными чертами лидера СССР Хрущева как политического деятеля. Хрущев был человеком слишком эмоциональной и болезненно реагировал, когда его усилия по улучшению международного положения не встречали понимания и поддержки противоположной стороны. Хрущевский стиль дипломатии раздражал Запад, когда выдвинутые Советским Союзом предложения внезапно сменялись другими. Такие действия СССР расценивались Западом не более чем пропаганда. Негативную роль в отношениях с Западом сыграло заявление Хрущева о том, что он похоронит капитализм.
Второй причиной стало появление ракетного оружия в СССР, что угрожало безопасности США, поскольку в советских лидеров появилась ] возможность силового давления на США.
Третья причина возобновления конфронтации заключалась в довольно успешном экономическом развитии СССР в 50-х годах, что послужило основанием для мнения о том, что уровень промышленного производ - тва И в СССР превысит уровень производства в США и ближайшие и чем время капитализм исчезнет как таковой.
Четвертая причина: в 1960 г. на совещании компартий КПСС была провозглашена авангардом мирового коммунистического движения. Тем самым она закрепила за собой право определять "правильность" или "неправильность" курса коммунистических правительств, сразу; привело к конфронтации с Югославией и Китаем.
Пятой причиной стал активный распад в 50-60-х годах колониальной системы под ударами национально-освободительных движений, поддерживались Советским Союзом. Им было подписано 20 утод с молодыми государствами о сотрудничестве и предоставлении кре-дитів. Это привело к противодействию со стороны западных стран. Поддержка Советским Союзом национально-освободительных движений была расценена на Западе, как попытка распространить советскую систему союзов на 1 весь мир и тем самым оторвать Запад от сырьевых источников. Блок j НАТО в этих условиях начал усиливать давление на СССР. В 1956 г. принимается "доктрина взаимозависимости", а в декабре 1957 г. -решение о размещении в Европе ядерного оружия. США и их союзники начали силой оружия противодействовать изменениям в странах, которые еще не были в зоне советского влияния и делали попытки свержения правительств, которые проводили линию на сотрудничество с СССР. Так, в начале 60-х годов ареной противодействия стала Республика Конго.
Берлинский и Карибский кризисы. Отношения между СССР и США значительно обострились в связи с проблемой Западного Берлина. Западный Берлин был открытым анклавом капитализма в середине социалистической ГДР. Это вызвало раздражение правительств ГДР и СССР. С 1958 г. Хрущев начал добиваться изменения статуса города,) угрожая односторонними действиями. В мае 1960 г. в Париже была созвана конференция представителей США, СССР, Англии и Франции на высшем уровне. Накануне этого события советские средства пво сбили над Уралом американский разведывательный самолет У-2. На конференции Хрущев ультимативно потребовал прекратить полеты над территорией СССР. Президент США Эйзенхауэр отклонил это требование. Конференция была сорвана. Не состоялся визит Эйзенхауэра в СССР. На встрече с новым американским президентом Джоном ф. кеннеди в апреле 1961 г. в Вене Хрущев в ультимативной форме потребовал изменения статуса Берлина. Снова возникла угроза блокады Берлина. Американцы
на этот случай даже подготовили план ограниченного ядерного удара по советским войскам в ГДР.
19 августа 1961 г. вдоль всей границы Западного Берлина было построено заграждение, а затем мур, который стал символом "холодной войны". Поскольку блокады не было, США ограничились незначительной демонстрацией силы. Руководство СССР увидело в этом свой несомненный успех и с легкостью пошло на следующий шаг, который вызвал серьезную угрозу ядерной войны (Карибский кризис).
В 1959 г. СССР признал правительство Фиделя Кастро, который пришел к власти в результате революции на Кубе, свергнув диктатуру генерала Батисты. В 1960-1961 гг. активно развивались торгово-экономические отношения между СССР и Кубой. Проникновения СССР на американский континент и просоветская ориентация режима Кастро вызвали беспокойство правительства США, который организовал вооруженную интервенцию на Кубу. Однако интервенты были разбиты в бухте Плайя-Хирон. СССР предоставил Кубе помощь оружием. Опасаясь прямой агрессии со стороны США на "Остров Свободы", СССР и Куба договорились о размещении на острове баллистических ракет с ядерными боеголовками, которые должны были стать гарантом мира в регионе. Размещение ракет привело к кризису советско-американских отношений. США установили морскую блокаду Кубы, чтобы предотвратить дальнейшее поставке острова советским оружием. 23 октября 1962 г. советское правительство расценил действия США как агрессивные и заявил, что нанесет ответный удар в случае развязывания войны. Заявление было рассчитано на то, что США отступят. Американцы не были заинтересованы в войне с СССР. Конфликт зашел слишком далеко и для его решения д. кеннеди и н. хрущеву необходимо было проявить политическую мудрость и дальновидность.
26-28 октября 1962 г. между лидерами СССР и США были достигнуты договоренности, согласно которым Советский Союз выводил с территории Кубы свои ракеты и бомбардировщики Ил-28, а США должны были снять блокаду и дать гарантии невмешательства во внутренние дела Кубы.
США должны вывести ядерные ракеты из Турции. Позже на случай необходимости в контакте между Кремлем и Белым домом была установлена прямая телефонная связь, так называемая "горячая линия".
Карибский кризис показал бесперспективность политики с позиции силы и то, что рост опасности ядерной войны может привести к катастрофе. СССР стал проводить более умеренную политику по поддержке революционных движений в странах "третьего мира" и больше не угрожал применением ядерного оружия в кризисные моменты.
Карибский кризис заставил сверхдержавы принять меры для того, чтобы сделать гонку ракетно-ядерных вооружений более управляемой, а значит, более безопасной. В 1963 г. между США, Англией, СССР был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Во время переговоров была утрачена возможность договориться о запрещении испытаний ядерного оружия под землей. Стороны не пришли к согласию в вопросе контроля. СССР расценивал контроль как форма шпионажа.
В 1967 г. был заключен договор о запрещении размещения ядерного оружия в космическом пространстве.
Этим договорам был положен конец международным отношениям, в которых преобладали военно-политические методы разрешения конфликтов между великими державами. Однако соперничество между ними не прекратилось и прогресса в отношениях не произошло. Соперничество лишь переместилось на периферию и приобрело формы региональных конфликтов, которые надолго заблокировали мирный процесс.
1. | Конспект лекций Всемирная история ХХ века |
2. | 2. Первая мировая война |
3. | 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот |
4. | 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг. |
5. | 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России |
6. | 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система |
7. | 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах |
8. | 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв. |
9. | 9. Национально-освободительные движения |
10. | 10. Стабилизация и "процветания" в странах Европы и США в 20-е годы |
11. | 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.) |
12. | 12. "Новый курс" Ф.Рузвельта |
13. | 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство" |
14. | 14. "Народный фронт" во Франции |
15. | 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер |
16. | 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии |
17. | 17. Революция 1931 г. в Испании. |
18. | 18. Чехословакия в 20-30-е годы |
19. | 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы |
20. | 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима |
21. | 21. Советская модернизация СССР |
22. | 22. Япония между двумя мировыми войнами |
23. | 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана |
24. | 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР |
25. | 25. Индия в 20-30-е годы |
26. | 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан |
27. | 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия) |
28. | 28. Африка между двумя мировыми войнами |
29. | 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы |
30. | 30. Образование, наука и техника |
31. | 31. Развитие литературы 20-30-х годов |
32. | 32. Искусство 20-30-х годов |
33. | 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио |
34. | 34. Политика "умиротворения" агрессора |
35. | 35. СССР в системе международных отношений |
36. | 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны |
37. | 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг. |
38. | 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву |
39. | 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР |
40. | 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны |
41. | 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны |
42. | 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.) |
43. | 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.) |
44. | 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии |
45. | 45. Итоги Второй мировой войны |
46. | 46. Создание Организации Объединенных Наций |
47. | 47. Подписание мирных договоров. Оккупационная политика Германии и Японии. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы |
48. |
карта" на 2014 год
6. Организация публикаций препринтов и монографий по приоритетным результатам исследований НПР на русском и английском языках Ислам на Европейском Востоке. Энциклопедический словарь на англ.яз. 200 000,00 Перевод и издание монографии "Формирование системы мусульманского образования в России в 1990-2000 гг." на английском языке 150 000,00 Издание монографии "Формирование системы мусульманского образования в России в 1990-2000 гг." на русском языке 100 000,00 Разработка препринта курса "Актуальные проблемы международной и региональной безопасности" коллективом авторов на русском и английским языках 600 000,00 7.Подготовка и издание учебников на английском языке по современным направлениям подготовки студентов Разработка учебника "Актуальные проблемы международной и региональной безопасности" коллективом авторов на русском и английским языках 600 000,00 Подготовка и издание учебников Я.Я. Гришина на английском языке по современным направлениям подготовки студентов "Внутренняя и внешняя политика восточноевропейских стран (кон.80-х гг. XX века - 2010)" в 2-х томах. 250 000,00 8. Разработка и реализация программ привлечения к работе лиц из ведущих университетов и исследовательских центров исследователей- обладающих высокими значениями наукометрических индексов в своих предметных областях Приглашение профессоров из зарубежных ВУЗов-партнеров Израиля и Германии для преподавания магистерских программ 300 000,00 9. Организация участия НПР КФУ в международных программах академических обменов Участие НПР в составе 4-х человек отделения международных отношений в международных конференциях, проводимые ВУЗами-партнерами ТОП-100. 600 000,00 10. Организационная и финансовая поддержка исследователей участвующих в регулярных международных конференциях и других научных мероприятиях Участие НПР в составе 5-х человек отделения международных отношений в регулярных международных конференциях и других научных мероприятиях. 500 000,00
После событий 1962 г. было ясно: стратегической неуязвимости американской территории не существует. Не было ее и у Советского Союза. Гонка ядерных вооружений не могла гарантировать ни одной из сторон приемлемого уровня защиты от удара вероятного противника. Если даже одна сторона превосходила другую по численности боезарядов, у второй все равно их было так много, что она могла полностью уничтожить первую. Выяснилось, что ядерный потенциал СССР и США столь велик, что уничтожить его посредством первого удара невозможно. Уничтожение было гарантировано обеим сторонам. Такая логика обессмысливала первый удар и подталкивала стороны к сдержанности и отказу от наступательной стратегии. Следовательно, поскольку ни одна из сверхдержав не могла рассчитывать на неуязвимость, обе они должны были строить новую схему обеспечения стратегической стабильности, исходя из признания взаимной уязвимости и невозможности от нее избавиться. Взаимный страх перед гарантированным уничтожением должен был стать регулятором стабильности. Москва и Вашингтон плодотворно сотрудничали по проблеме контроля над вооружениями – три «больших» договора (об ограничении ядерных испытаний, неразмещении ядерного оружия в космосе и нераспространении ядерного оружия), подписанные в 60-х годах, говорили за себя. Правда, косвенно США и СССР противостояли друг другу во Вьетнаме, но и там они старались избежать обострений. В своей инаугурационной речи в январе 1969 г. новый президент США Р.Никсон заявил об окончании эры конфронтации и начале эры переговоров. Возникла возможность политико-дипломатического компромисса между Москвой и Вашингтоном по поводу сохранения глобальной стабильности на основе признания реалий, сложившихся в мире к концу 60-х годов. Конец 60-х – начало 70-х годов в целом характеризовались ослаблением международной напряженности на глобальном уровне и на европейском направлении мировой политики. По сути дела впервые в международных отношениях XX в. принцип статус-кво приобрел универсальное признание, несмотря на идеологические разногласия между Востоком и Западом. На базе признания сложившегося положения дел произошло сближение СССР с западноевропейскими странами и США, следствием которого стали уменьшение опасности глобального конфликта и поворот к решению спорных вопросов посредством диалога и мирного сотрудничества. Эта новая тенденция получила название разрядки международной напряженности или просто разрядки.
14 Международные отношения в 80-90-е гг. Окончание "холодной войны"
Крах разрядки был предопределен тремя главными причинами. Во-первых, Советский Союза отошел от принципа статус-кво в периферийных зонах мира (на юге и северо-востоке Африки и в Афганистане). Во-вторых, Соединенные Штаты посредством сближения с Китаем и поощрения китайско-японского сотрудничества стремились создать американо-китайско-японскую тройственную коалицию против СССР на Дальнем Востоке. В-третьих, непонимание между СССР и Западом в вопросах обеспечения прав человека создало к началу 80-х годов атмосферу недоверия и предвзятости в отношениях между Советским Союзом и внешним миром. Конфликтный характер взаимодействия сверхдержав определялся соперничеством за глобальное лидерство. Советская тяжелая промышленность работала на осуществление военных заказов, поглощавших огромную долю госбюджета. США делали ставку, во-первых, на закрепление своего не утраченного технологического превосходства на СССР; а во-вторых, на изматывание Советского Союза через провоцирование его на увеличение военных расходов. Соединенные Штаты не отказывались от наращивания вооружений, но, обладая более мощной экономикой, они могли позволить себе сбалансированное распределение бюджетных средств между отраслями военного и гражданского назначений. Западноевропейские страны и США, так же как и Япония, оказавшись перед угрозой нехватки нефти, были вынуждены предпринять дорогостоящие финансовые маневры для повышения эффективности национальных производств и снижения удельного потребления энергии и материалов. Экономики США, Японии и других стран уходили в отрыв от СССР на целое технологическое поколение. Использовать этот отрыв в целях ослабления международных позиций СССР и укрепления собственных – было главной задачей Соединенных Штатов в 80-х годах. США не хотели договоренностей с Советским Союзом, провоцируя его на гонку вооружений, которая, как рассчитали аналитики разведывательных служб США, должна привести к экономическому истощению СССР в близкой перспективе. Следуя этой линии, в марте 1983 г. президент Р.Рейган огласил программу «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая, как стало известно в 90-х годах, считалась американским руководством нереалистичной, но служила инструментом вовлечения СССР в дорогостоящие работы по разработке средств нейтрализации американских мер в области стратегической обороны. Основным итогом биполярной конфронтация первой половины 80-х годов стало экономическое истощение Советского Союза, который проиграл конкуренцию с Соединенными Штатами. На равных СССР состязаться с США уже не мог. Ситуация для Советского Союза была крайне неблагоприятной. В 1986 г. в международных отношениях обозначился рубеж. Эпоха конфронтации заканчивалась, и Советский Союз под давлением комплекса обстоятельств ценой уступок, не уравновешенных встречными уступками США, стал добиваться сотрудничества и доверия с Западом.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время мировое сообщество стоит перед дилеммой – нужно ему ядерное оружие или нет. Одни считают, что да. К ним можно отнести представителей тоталитарных режимов в Ираке, Северной Корее. Кроме того, имеется ядерное оружие в Индии и Пакистане. Здесь остро стоит проблема вокруг Кашмирского кризиса. С другой стороны, сторонниками частичного сохранения ядерных арсеналов являются США и Россия. Но здесь вопрос поставлен иначе. В отличие от вышеуказанных государств, в основание угла ставящих принцип агрессии, Россия и США пытаются остаться в числе «арбитров».
Есть и сторонники абсолютного уничтожения всех ядерных ракет. Это прежде всего узкие социальные группы, выступающие против угрозы «ядерной зимы» и вообще против всякого насилия. Они устраивают демонстрации и акции протеста.
Ядерное оружие с момента своего появления на земле представляло и представляет угрозу для существования человечества. Поэтому мировой общественности необходимо полностью уничтожить оставшиеся боеголовки, пока какой-нибудь авторитарный правитель не нажал в критическую минуту на ядерную кнопку. Чем это может обернуться, всем известно.
Вспомнить хотя бы Карибский кризис, аварию на Чернобыльской АЭС, Хиросиму и Нагасаки.
Огромную опасность представляют ядерные захоронения. Поэтому ученые многих стран пришли к выводу о целесообразности использования для этого Космоса. Имеется ввиду космический мусор. Это понятие вошло в обиход в последнее время. Но это дорогостоящее мероприятие. Поэтому к нему прибегают не часто. К тому же неизвестно, чем операция обернется в будущем.
Ядерное оружие, которое имеется у России и США, несмотря на сокращение последних лет, способно уничтожить не только 2 государства, но и все человечество. Это придает особый характер их взаимодействию, так как несмотря на прекращение «холодной войны», модель взаимного ядерного сдерживания в российско-американских отношениях продолжает действовать.
Объектом исследования данной работы являются 2 державы – СССР и США, предметом исследования – ядерное разоружение в 60-е годы.
Цель исследования – это прежде всего рассмотрение эволюции проблемы разоружения, которая приобрела после Карибского кризиса огромный масштаб.
Угроза ядерного уничтожения планеты оправдывает и объясняет тот факт, что государства замыкаются в своих территориях. Она также объясняет всемогущество понятия государственных интересов.
Международные отношения в 60-е годы.
Основные направления международной политики 60-х годов определялись проблемами разоружения, запрещения атомного оружия и его испытаний, прекращения ряда региональных конфликтов и военных действий, происходивших в разных регионах, прежде всего в Индокитае и на Ближнем Востоке. На общее состояние отношений между странами оказывали определенное влияние факторы, связанные с техническим прогрессом, такие, как освоение космического пространства и развитие ядерных технологий, в том числе в военных целях.
60-е годы начались с переговоров в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. Продолжавшиеся испытания все больше беспокоили мировую общественность, так как наносили страшный, а порой непоправимый вред окружающей среде. Это заставило ускорить поиск путей к их ограничению, а еще лучше к полному прекращению.
На рубеже 50–60-х годов и особенно в 60-е годы стали просматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость.
Президент США Дж. Кеннеди, при котором начала осуществляться программа перевооружения, сумел подняться выше глобальных американских амбиций, что, в частности, показал и карибский кризис. Именно при нем дипломатические методы во внешнеполитической программе стали использоваться гораздо больше, чем раньше. Даже короткое пребывание Кеннеди в Белом доме позволяет заключить, что он понял необходимость поиска путей к установлению контактов с партнерами по разоружению.
Продолжавшиеся несколько лет переговоры между представителями СССР, США и Великобритании о прекращении испытаний ядерного оружия шли трудно. Против заключения такого соглашения по разным причинам выступали Франция и Китай. США и Англия не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. Тем не менее, в начале 60-х годов участники переговоров медленно, шаг за шагом, с оглядкой, но все же двигались к расчистке завалов «холодной войны». В ноябре 1962 г. XVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию с призывом к ядерным державам прекратить не позднее 1 января 1968 г. испытания ядерного оружия, независимо от хода переговоров в Женеве.
К лету 1963 г. стало окончательно ясно, что западные страны не пойдут на полное запрещение испытаний ядерного оружия. В этих условиях советское правительство решило выделить из проекта договора те вопросы, по которым можно прийти к общему мнению. 2 июля 1963 г. оно предложило заключить соглашение о запрещении испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой – на основе использования национальных средств контроля. Переговоры трех держав начались 15 июля 1963 г. в Москве и закончились 5 августа парафированием предложенного советской стороной текста Договора. В нем говорилось, что СССР, Великобритания и США обязались не проводить любые испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в трех сферах, и выражалась надежда на достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под международным контролем и прекращении всех ядерных испытаний, включая и подземные. Московский договор вступил в силу после ратификации 10 октября 1963 г. Он был открыт для подписания всеми странами.
Хотя Договор не запрещал всех испытаний, но он показал, что при взаимном желании можно добиться соглашений, приемлемых для всех.
Первые годы шестого десятилетия были противоречивыми. С одной стороны – заключение Московского договора, первый полет человека в космос, с другой – высадка кубинских контрреволюционеров на Плайя-Хирон и международный политический кризис в районе Карибского моря, который поставил человечество перед реальной угрозой войны.
Советский Союз продолжал разрабатывать меры по разоружению и заключению Договора о нераспространении ядерного оружия. Дело в том, что число ядерных держав увеличивалось, а следовательно, и возрастала угроза применения ядерного оружия. В 60-е годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства. Главным в ней был вопрос о запрещении использования космического пространства в военных целях и вывода в космос ядерного оружия. СССР и другие социалистические страны принимали меры к тому, чтобы не допустить появления атомного оружия у ФРГ и Японии.
Советский Союз поднимал эти вопросы на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Последовательная борьба СССР, других социалистических стран привела к отказу от создания ядерных сил с участием в них ФРГ.
Наращивание ядерных арсеналов и возрастание разрушительной силы новых видов ядерного оружия не могло не беспокоить наиболее дальновидных политиков и специалистов. Поэтому проходившие в 60-е годы переговоры приковывали к себе внимание мировой общественности. К середине этого десятилетия ядерные реакторы исследовательского типа действовали в 38 странах. Помимо ядерных держав, реакторами, производящими плутоний, в 1968 г. обладали 13 государств.
Генеральная Ассамблея ООН призывала своих членов принимать необходимые шаги для быстрейшей подготовки договора, который явился бы звеном в цепи всеобщего и полного разоружения.
В резолюции ее XX сессии поручалось Комитету 18 государств в срочном порядке рассмотреть вопрос о нераспространении ядерного оружия.
В этом отношении большое значение имело объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Так, ОАЕ летом 1964 г. на конференции в Каире приняла специальную декларацию, в которой безъядерной зоной объявлялась Африка.
Под влиянием мировых событий менялись настроения людей, занимавших важные посты в своих странах. Такие изменения во второй половине 60-х годов можно было заметить в правящих кругах Англии, США и ряда других стран. Во Франции укреплялось мнение о том, что в рамках ООН необходимо разработать документ о нераспространении ядерного оружия.
Таким образом, можно прийти к заключению о том, что во второй половине 60- х годов мнение о необходимости запретить распространение ядерного оружия становилось всеобщим.
Рассмотрим подробно 2 основных документа 60-х годов- Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой и Договор о нераспростанении ядерного оружия, а также предысторию их возникновения.
2. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
История богата примерами того, что политика упрямого отстаивания старого, отжившего, которую американские профессора вежливо называют «неспособностью приноровиться к быстроизменяющемуся миру», в конечном счете всегда кончались банкротством, а политика диктата, как правило, - войной. Более того, отчет мировых и локальных войн показал, что силы агрессии и в современных условиях не могут одержать устойчивую победу. Их ждет поражение. По словам одного из американских публицистов, нет оснований полагать, что история сделает для США хоть малейшее исключение.
Соглашения в области разоружения затрагивают важнейшие факторы обеспечения безопасности большинства государств. Поэтому нарушение условий соглашения каким-либо государством-участником неизбежно поставит под угрозу безопасность других участников. Кроме того, в области разоружения нельзя исключить и возможность скрытых нарушений, особенно если учитывать стремление империалистических кругов к достижению военного превосходства и навязыванию своей воли народам с помощью военной силы. Отсюда вытекает необходимость разработки в ходе переговоров по вопросам разоружения системы таких положений, которые обеспечивали бы в каждом конкретном случае эффективное выполнение соответствующих соглашений.
Задача эта может быть решена лишь комплексно – при соблюдении целого ряда условий. Первоочередное значение с точки зрения обеспечения действительности того или иного соглашения имеет то, в какой мере его положение – не только на момент заключения, но и в дальнейшем, соответствует основополагающему принципу разоружения, предусматривающему нанесение ущерба безопасности сторон.
Контроль в процессе разоружения, т.е. предоставление и получение соответствующей информации о ВС, вооружениях, экономической деятельности и т.д., не является самоцелью. Его назначение состоит в том, чтобы содействовать обеспечению уверенности государств в соблюдении того или иного соглашения всеми его участниками. Контроль является лишь одним средством, хотя и весьма важным, обеспечения действенности соглашений. Более того, контроль не является абсолютно необходимым элементом любого соглашения об ограничении вооружения. Для некоторых мер в этой области создание системы контроля не обязательно. Трудно представить себе контроль за выполнением соглашения о неприменении ядерного оружия.
3.1.Разрядка в Европе. Общеевропейский процесс в 70-е гг. В конце 60-х гг. международные отношения в Европе характеризовались поисками путей различных государств к ослаблению напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В реалистических правящих кругах и правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров.
Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправданный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству европейских государств в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.
В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем государствам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддерживали нейтральные страны Западной Европы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, правительство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созыва совещания. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни - общеевропейский процесс.
На основе позитивных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между Советским Союзом и странами Западной Европы начались консультации предварительного характера, в результате которых 30 июля в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания.
Заключительный акт не являлся договорным документом, но он имел большое морально-политическое значение, ибо вводил в международные отношения новые прогрессивные нормы.
Заключительный акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках общеевропейского, или хельсинкского, процесса.
3.2.Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. На рубеже 70-80-х гг. вновь произошел поворот к конфронтации между СССР и США. Причины такого хода международных событий были многообразными.
Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х гг. осложнили отношения между большой группой стран «третьего мира» и развитыми капиталистическими странами. В мире продолжались процессы революционного обновления. Образование в 1975 г. революционно-демократических правительств в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, революция в Эфиопии в 1974 г., революция а Афганистане в 1978 г., свержение сомосовского режима в Никарагуа в 1979 г., происшедшая в том же году антишахская революция в Иране - все эти события рассматривались правящими кругами США как поражения, а представителями ультраправых сил истолковывались как следствие «слабости» или «некомпетентности» правительства, а то и «происки Москвы».
Поворот к конфронтации в международных отношениях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внешнеполитических акций Советского Союза, прямо противоречащих положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности размещение в странах ОВД новых советских ракет средней дальности. Особое возмущение мирового общественного мнения вызвали ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявленное в декабре 1981 г. военное положение в Польше. Была развернута ожесточенная антисоветская кампания. Под ее аккомпанемент началась новая фаза гонки вооружений, в которой участвовали оба военных блока.
Возвращение к конфронтации и военно-силовой риторике в первой половине 80-х гг. в отношениях между двумя великими державами в немалой степени объяснялось и тем, что обе стороны оказались неспособными оценить меняющуюся международную ситуацию и адаптироваться к новым требованиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и цельностью судеб мира. Взаимоотношения двух систем продолжали трактоваться как их полярное противостояние.
3.3Международные и региональные конфликты в 70- 90-е гг. В 70-е гг. конфликтность в межгосударственных отношениях на Европейском континенте снизилась. Однако это вовсе не означало распространения разрядки на все регионы, особенно на развивающиеся страны, где для возникновения локальных конфликтов сохранялось немало причин. Политика великих держав также не раз вызывала конфликты в различных регионах планеты.
Ближневосточные конфликты. По-прежнему в 70- 90-е гг. нерешенность палестинской проблемы и конфликт Израиля с арабскими соседями создавали угрозу миру и безопасности в районе Ближнего Востока. Лишь в конце 90-х гг. было достигнуто соглашение о предоставлении палестинцам ограниченной автономии, однако проблема урегулирования ближневосточного кризиса еще далека от справедливого решения.
Ирано-иракская война (1980-1988) и агрессия Ирака против Кувейта в 1990-1991 гг. завязали на долгое время узел международных конфликтов вокруг Ирака, вовлекших в свою орбиту ООН, НАТО, США, Россию и другие страны.
Индийско-пакистанская война 1971 г. была связана с индо-пакистанскими противоречиями и внутриполитическим кризисом в Западном и Восточном Пакистане. Война и внутрипакистанский конфликт закончились поражением Пакистана и образованием суверенной Бангладеш.
Другие региональные конфликты 70-90-х гг . Зоной перманентных конфликтов стала Африка, где на почве территориальных, экономических, этнических, религиозных и племенных противоречий возникали междоусобицы, войны и этнические чистки.
Другие региональные конфликты возникали между европейскими странами и в других регионах (греко-турецкий конфликт на Кипре, столкновение интересов Испании и Англии вокруг Гибралтара, аргентино-британ ский конфликт из-за Фолклендских островов и др.).
Немало конфликтов внутри государств и межгосударственного характера было вызвано ростом национализма и религиозного фундаментализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Ряд конфликтов возникал в связи с грубым вмешательством США во внутренние дела малых государств (вторжение в Гренаду в 1983 г., бомбардировка Ливии, угрозы Ираку и пр.). Эти и многие другие региональные конфликты трудноразрешимы, ибо отсутствуют механизмы их предотвращения и решения, а нередко и чувство ответственности за содеянное у их инициаторов.
3.4.Проблема разоружения. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире проходила по простой схеме «вызов - ответ». Выдвигая планы достижения военно-стратегического превосходства над Советским Союзом, правящие круги США были, как правило, инициаторами гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Советский Союз следовал логике контрмер, до середины 80-х гг. не всегда используя политические методы разрешения разногласий.
В результате в мире были накоплены «монбланы оружия». В октябре 1986 г. в СССР насчитывалось 10 тыс. ядерных зарядов на стратегических носителях, а в США - 14,8 тыс. зарядов, каждый из которых превышал мощности бомб, сброшенных на Нагасаки и Хиросиму. Мощность ядерных боезапасов давно уже превышала разумные пределы достаточности.
Такой гигантский уровень накопленных наступательных вооружений был проявлением военно-силового мышления и результатом количественного подхода к созданию ядерных вооружений. С такой же точки зрения рассматривался вопрос о военно-стратегическом равновесии. Серия договоров, заключенных в 70-е гг. (по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2), фиксировала фактические уровни вооружений и лишь ограничивала их рост и в известной мере качественные характеристики определенными пределами.
После встречи в Рейкьявике в Вашингтоне в ноябре 1987 г. состоялась новая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, м Горбачев (СССР) а также связанные с ним протоколы о процедурах ликви- и Дж. Буш (США) дации ракетных средств и об инспекциях.
В июле 1991 г. в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступательных вооружений обеих стран.
Большое значение для установления атмосферы доверия и взаимопонимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках хельсинкского процесса переговоры 23 государств - участников Организации Варшавского Договора и НАТО по обычным вооружениям и вооруженным силам в Европе от Атлантики до Урала.
Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающего масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Атлантики до Урала.
3.5.Роль ООН в международных отношениях . В 70-90-е гг. роль Организации Объединенных Наций в международных делах существенно возросла. В первые послевоенные десятилетия в ней доминировали конфронтационное мышление и поведение. Не случайно тогда ООН нередко называли «западным клубом», инструментом политики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колониального господства, там менялась расстановка сил и в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи и других органов ООН все больше места стали занимать вопросы разоружения, демократизации международных отношений, сохранения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.
Даже в условиях обострения международной обстановки в первой половине 80-х гг. Организация Объединенных Наций продолжала играть важную миротворческую роль. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала решения и резолюции, осуждающие конфронтацию. В декабре 1984 г. она выступила против перенесения гонки вооружений в космос, приняв резолюцию об использовании космического пространства исключительно в мирных целях.
Организация Объединенных Наций сыграла в 80-е гг. немаловажную роль в укреплении позитивных тенденций в международных отношениях. Генеральный секретарь ООН и его представители внесли большой вклад в урегулирование острых региональных конфликтов. Ряд ее важных решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.
3.6.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире и международные отношения. Для международной обстановки 90-х гг. характерным является дальнейшее углубление западноевропейской и североамериканской экономической интеграции, развитие интеграционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Европы и в СССР обострились центробежное процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными республиками полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интернационализация, интеграция хозяйственных связей в капиталистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование национальных государств в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и СССР. Дезинтеграция в странах, называвших себя социалистическими, привела к ликвидации прежних международных организаций (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Она выразилась в распаде Чехословакии, Югославии. Таким образом, современная система международных отношений является переходной от системы, сложившейся в итоге Второй мировой войны и просуществовавшей почти полвека, к новой системе, в которой, с одной стороны, отмирают старые принципы и формы межгосударственных и международных отношений, а с другой - создаются или находятся в стадии становления новые принципы и формы этих отношений.
3.7.Западноевропейская интеграция: новая фаза. 11 декабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт, на стыке голландской, бельгийской и германской границ, что само по себе символично, на встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах этих стран. Открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе, начавшейся с Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС.
Валютно-экономический договор предусматривает переход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной единице - евро.
Другой договор, подписанный в Маастрихте, касается проблемы углубления политического союза западноевропейских государств. Этот документ предусматривает выработку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Новым положением в этом договоре является принцип «квалифицированного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и военной политики.
В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномочий ЕС в области социальной политики, охраны окружающей среды, промышленности, культуры, здравоохранения. Предполагается, что формирование политического и валютного союзов, предусмотренных договорами, займет по меньшей мере два десятилетия и не исключает соз дания единого правительства. Таким образом, принята долгосрочная стратегия развития ЕС.
Между тем ЕС столкнулся с большими трудностями экономического характера. В ЕС сохраняется массовая безработица (11% от общей численности рабочей силы), европейские товары утрачивают конкурентоспособность, и их доля в мировой торговле упала с 24% в 1978 г. до 18% в 1997 г. Не преодолено отставание ЕС от США и Японии в области новейших технологий и научных разработок.
Североамериканская интеграция, включавшая территорию США и Канады по соглашению о свободной торговле 1988 г., получила дальнейшее развитие в связи с завершением в 1993 г. переговоров о присоединении к свободной экономической зоне Мексики. Таким образом, Североамериканский континент превращается в единый хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и совместных наднациональных органов исполнительной власти, североамериканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на уровне переплетения частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания наднациональных органов управления и регулирования. Процессы интеграции ускоряются также в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке.
3.8.Последствия распада «социалистического содружества». К концу 1991 г. окончательно распались все те межгосударственные структуры, которые прежде олицетворяли так называемое «социалистическое содружество» (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Установление либерально-демократических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объединение ГДР и ФРГ изменили ситуацию в Европе, открыли полосу перегруппировки в межгосударственных отношениях и изменений ориентации этих стран. Среди приоритетов во внешней политике эти государства избрали курс на самоутверждение в международных отношениях и на присоединение в той или иной форме к Европейскому союзу и к НАТО.
В мае 1997 г. в Париже между РФ и НАТО был подписан Основополагающий документ об отношениях России с Североатлантическим блоком.
На Востоке Европы сохранялись нестабильность и неопределенность в международных отношениях. Создание Содружества Независимых Государств рядом республик бывшего СССР не переросло в углубление их экономической интеграции. Вместе с тем расширилось участие России и стран Центральной и Восточной Европы в общеевропейских институтах. Россия и большинство государств Восточной Европы стали членами Совета Европы. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе превратилось в постоянный орган по вопросам европейской безопасности и стало называться Организацией по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ).
Важным событием в 1996 г. стало прекращение межэтнических конфликтов в Боснии после распада Югославии. В преодоление этого конфликта включились ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и целый ряд европейских государств, в том числе и Россия.
В конце 1990-х гг. резко обострились этнические конфликты в Косово. Произошло военное вмешательство стран НАТО в конфликт, и под предлогом прекращения этнических чисток албанцев Югославия подверглась массированным бомбардировкам. Косовское урегулирование только началось с вводом в Косово в 1999 г. миротворческих сил ООН, НАТО и России. Хотя масштабные военные действия прекратились, конечное урегулирование этнических проблем на Балканах, похоже, останется далекой перспективой.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем причины обострения международной напряженности в 80-е гг.?
2. Назовите основные региональные конфликты 70-80-х гг. и их причины.
3. Как решалась проблема сокращения вооружений в 80-е гг.?
4. Объясните процессы интеграции и дезинтеграции в мире.
5. Каковы международные последствия распада социалистического содружества?
6. Почему «холодная война» не переросла в третью мировую войну? М. Тэтчер утверждала, что наличие ядерного оружия у СССР и США предотвратило возникновение третьей мировой войны. Согласны ли вы с этим утверждением?
7. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после распада СССР и социалистического лагеря»?
Коллаборационисты - лица, сотрудничавшие с фашистскими захватчиками в странах, оккупированных во время Второй мировой войны.