Хозяйственные занятия и общественный строй древней тувы. Краткая история Тувы: с древнейших времён до начала ХХ века. Последний акт драмы
40–30 тысяч лет назад - человек еще в палеолите (древнейшем периоде каменного века) заселил территорию Тувы. 20–15 тысяч лет назад - в позднем или верхнем палеолите происходит интенсивное освоение территории ТУВЫ первобытным человеком. Главное его занятие – охота и собирательство.
6–5 тысяч лет назад - неолит (новокаменный век). Людьми производятся более совершенные каменные орудия, появляются лук и стрелы. Конец III тысячелетия – IX в. до н.э. – эпоха бронзы. Совершается переход к скотоводству в сочетании с примитивным земледелием. VIII- III вв. до н.э. - ранний железный век. Переход местных племен к кочевому скотоводству - основному занятию населению Тувы на протяжении двух с половиной тысяч лет. Развитие горного дела и металлургии. Освоение железа. Общественный строй племен Тувы находится на грани разложения первобытнообщинных отношений. Своеобразное и самобытное искусство местных племен вобрало в себя элементы скифо-сибирского «звериного стиля», распространенного в изобразительном творчестве племен евразийских степей.
II в.до н.э. - V в. н.э. – население Тувы смешивается с пришлыми племенами, которых оттеснили в Туву племена хунну, создавшие военно-племенной союз и установившие господство в Центральной Азии.
Около 201 г. до н.э. – территория Тувы подвергается завоеванию хунну. Изменяется антропологический тип населения Тувы от смешанного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием европеоидных черт к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы. Местные племена ведут кочевой образ жизни. Идет разложение родовых отношений и складывание зачатков государственности.
VI-VIII вв. н. э. – древнетюркское время. Территория Тувы находилась в составе тюркского каганата. Основное занятие населения – кочевое скотоводство. Основное жилище – куполообразные войлочные юрты. Основная пища – мясо и молочные продукты. Руническая письменность. Складывание феодализма. Культурные и торговые связи со Средней Азией, Китаем. Формируется основное ядро тюркской общности, принявшей впоследствии этническое наименование тувинцев.
745–840 гг. – уйгуры разбили государство древних тюрков и создали свой каганат. Уйгуры, один из древнейших тюркоязычных народов, соорудили в Туве крепости. В то время на территории Тувы была оседлая цивилизация. Основным жилищем кочевников – скотоводов была разборная решетчатая юрта, покрытая войлоком. Существовала енисейская письменность. К имевшимся этническим группам – тюркоязычные чики, азы, дубо, теле, тюкю и другие – прибавились уйгуры, оставившие значительный след в этногенезе современного тувинского народа.
IX–XII вв. – Тува находится в составе древних кыргызов. К племенам и этническим группам прибавляются кыргызы.
1207 г. – покорение племен Тувы монгольскими войсками под командованием Джучи – старшего сына Чингисхана. На территорию ее проникает значительное количество монголоязычных и иных племен. В основе религиозных представлений тувинцев лежит шаманизм, одна из древнейших форм религий, существовавшая с каменного века. Не составляя еще единой народности и не имея общего самоназвания, различные тувинские племена уже имели единую территорию и общий язык с разными диалектами. В письменных источниках в начале XIII в. население Тувы упоминается по имени «кэм-кэмджиутов» или «тубасов». Этноним «дубасы», или «дубо», стал позднее самоназвание всех тувинцев – «тыва улус». Ассимиляция местного тюркоязычного населения с монгольскими этническими группами способствовала также формированию того центрально-азиатского физического типа, который характерен для современных тувинцев.
XIII–XIV вв. – Тува находится под владычеством монгольских феодалов. XIII–XVI вв. - начало распространения ламаизма в Монголии и в Туве.
XIV-XVI вв. – население Тувы было независимо от монгольских феодалов и жило на своих исконных территориях.
Конец XVI-начало XVII в. – значительная часть тувинских племен попадает под власть Шолой Убаши-хунтайджи (Золотого царя), первого Алтын-хана, главы феодального объединения в Монголии. Часть северо-восточных тувинских племен входила в XVII в. состав России.
1616 г., октябрь 2-26. – первое русское посольство установило непосредственные связи с тувинскими племенами и побывало у Алтын-хана Шолой Убаши-хунтайджи.
1617 г, апрель. – поездка первого посольства Алтынхана в Москву и прием его русским царем М. Ф. Романовым.
1617 г., между 13 апреля и 29 мая. – первая жалованная грамота царя М. Ф. Романова Алтын-хану Шолой Убаши-хунтайджи о принятии его в русское подданство.
1633 г., май, 25. - жалованная грамота царя М. Ф. Романова Алтын-хану Омбо Эрдени о принятии его в подданство.
1634 г., июнь, 3-1635 г., апрель, 26. - поездка русского посольства во главе с Я- Е. Тухачевским к Алтын-хану.
1635 г., январь, 14. - грамота Алтын-хана царю М. Ф. Романову о принятии им русского подданства, взаимной помощи, посылке послов.
1636 г., февраль 9. - жалованная грамота царя М. Ф. Романова Алтын-хану о принятии его в русское подданство.
1636 г., 28 августа, - 1637 г., 23 апреля. - поездка русского посольства во главе с С. А. Гречениным к Алтын-хану.
1636 г., август, 28-1637 г., апрель, 23. - поездка русского посольства во главе с Б. Карташевым к ламе Дайн Мерген-ланзу.
1637 г., февраль, 4. - письмо Алтын-хана царю М. Ф. Романову о пожаловании его служилыми людьми и жалованьем и о верной службе русскому царю.
1637 г., апрель, 23-июнь, 5. - Переговоры томского воеводы И. И. Ромодановского с Дурал-табуном и послом Алтын-хана Мерген Дегой.
1637 г., октябрь, 27. - прием царем М. Ф. Романовым послов Алтын-хана и ламы Дайн Мерген-ланзу.
1638 г., февраль, 28. - жалованная грамота царя М. Ф. Романова о принятии Алтын-хана в русское подданство.
1638 г., сентябрь, 5-1639 г., апрель, 26. - поездка русского посольства во главе с В. Старковым к Алтын-хану.
1638 г., сентябрь, 5-1639 г., апрель, 26. - поездка русского посольства во главе с С. Неверовым к ламе Дайн Мерген-ланзу.
1639 г., марта, 10 или 11. - грамота Алтын-хана царю М. ф. Романову о взаимной военной помощи и о согласии проводить послов в Китай и Тибет.
1639 г., апрель, 26 - июнь, 3. - прием томским воеводой И. И. Ромодановским послов Алтын-хана.
1639 г., июнь, 3. - письмо томского воеводы И. И. Ромодановского в Посольский приказ об отправке в Москву послов Алтын-хана.
1639 г., октябрь, 20. - доклад Сибирского приказа царю М. Ф. Романову о взимании ясака с киргизов, о переговорах по этим вопросам с Алтын-ханом и о постройке острога на р. Абакан.
1642 г., март, 24. - письмо томского воеводы С. В. Клубкова-Мосальского в Сибирский приказ о задержке послов Алтын-хана до присылки киризскнх аманатов (заложников).
1644 г., январь, 9. - грамота из Сибирского приказа томскому воеводе С. В. Клубкову-Мосальскому о возможном нападении на сибирские русские города Алтын-хана и о принятии необходимых мер предосторожности.
1645 г., май, ранее 2. - грамота Алтын-хана царю М. Ф. Романову о причинах разрыва отношений с русским государством и о присылке к нему послов для восстановления прерванных связей.
1647 г., между 16 и 31 августа. - письмо томского воеводы О. И. Щербатого в Посольский приказ о приезде посла Алтын-хана Мергена Деги для подтверждения русского подданства.
1648 г., между 9 июня и 31 августа. - письмо томского воеводы И. Н. Бунакова в Посольский приказ о приезде в Томск послов от Алтын-хана.
1649 г., между 24 марта и 31 августа. - письмо красноярского воеводы М. Ф. Дурново в Сибирский приказ о трудностях сбора полного ясака в Тубинской ясачной волости Красноярского уезда до того, как ясачные люди этой волости уплатят ясак (натуральный налог) Алтын-хану.
1650 г. сентябрь, не ранее 1. - письмо томского воеводы М. П. Волынского в Сибирский приказ о приеме монгольских послов Мерген Деги с товарищами и о просьбе Алтын-хана прислать к нему кого-нибудь из прежних русских послов, приезжавших в Монголию. 1652 г., декабрь, не ранее 1. - письмо кузнецкого воеводы Ф. Е. Баскакова томскому воеводе Н. О. Нащокину о разгроме Алтын-ханом киргизских (хакасских) князей. 1652 г. декабрь, не ранее 31. - письмо красноярского воеводы М. Ф. Скрябина томскому воеводе Н. О. Нащокину о переговорах красноярского служилого человека С. Коловского с послом Алтын-хана Мерген Дегою в связи с приходом Алтын-хана в Тубинскую волость и о сборе ясака с киргизских ясачных людей.
1656 г. - Алтын-хан Лубсан снова появлялся в Тубинской волости.
1663 г. - Алтын-хан Лубсан возобновляет посольские отношения с Москвой и признает русское подданство.
1679 г. - Алтын-хан Лубсан снова присягнул на верность московскому государю.
1681 г. - Алтын-хан Лубсан явился с данью ко двору императора Китая.
1688 г. - земли тувинцев завоеваны джунгарским ханом Галданом. XVII - XVIII вв. - идет процесс сложения различных групп населения в единую народность Тувы. Чиновники и высшие ламы пользуются монгольской письменностью.
1726 г., апрель, 7. - Указ китайского императора Иньчжэня Лифаньюаню (учреждению, ведавшему иностранными делами) о подданстве урянхов.
1727 г., август, 20 - Заключение Буринского трактата об определении границ между Россией и Китаем.
1758 г. - установление владычества маньчжуров над Тувой.
1763 г. - над кожуунамп Тувы учреждается объединенное управление во главе с амбын-нойоном - владельцем Оюннарского кожууна, который находился в прямом подчинении Улясутайского цзянь-цзюня. Ставка амбын-нойона находилась в Самагалтае. Первым амбын-нойоном Тувы был Манаджап, монгол по происхождению.
1773 г. - возведение хурээ в Самагалтае, первого ламаистского храма в Туве.
1786-1793 гг. - правление Дажы Оюна, ставшего родоначальником династии тувинских амбын-нойонов.
Конец XVIII в. - ламаизм утверждается в Туве в качестве официальной религии. XVIII-XIX вв. - продолжение и завершение процесса формирования тувинской народности.
1860 г., ноябрь, 2, - заключение Пекинского дополнительного договора об определении русско-китайских границ, порядке дипломатических сношений и о торговле в Кульдже.
1876-1878 гг. - восстание тувинских аратов против маньчжурского владычества.
1883-1885 гг. - восстание «Алдан-Маадыр» (60-ти богатырей).
1885 г. - образование Турана - первого русского поселка в Туве, ныне г. Туран Пий-Хемского кожууна.
1911 -1913 гг. - Синьхайская революция в Китае.
1911 -1912 гг. - освобождение Тувы от маньчжурского ига.
1913 г., октябрь, 23. - нота русского правительства китайскому министру иностранных дел Сун Баоци о признании Россией Внешней Монголии частью территории Китая.
1914 г., апрель, 4 - июль, 17. - установление покровительства (протектората) России над Тувой.
В 1994 г. в честь 80-летия этого события на доме по Комсомольской улице, 16, вывешена мемориальная доска с текстом на тувинском, русском и английском языках: «Этот дом построен в 1914 г., охраняется государством как па мятник деревянного зодчества города Кызыла, бывшего Хем-Бельдира, Белоцарска».
1915 г., май, 25. - заключено трехстороннее соглашение России, Китая и Монголии об автономии Внешней Монголии.
1917 г., март, 29. - образование временного Урянхайского краевого комитета и вступление его в управление краем вместо Комиссара по делам Урянхайского края.
1917 г., октябрь, 24-25. - Октябрьская революция в России. 1918 г., март, 25. - в управление краем вступил Урянхайский Совет рабочих и крестьянских депутатов.
1918 г., июнь, 16-18. - заключение договора между представителями русского населения края и представителями кожуунов Танну-Тува о независимости тувинского народа и объявлении самостоятельности страны.
1918 г., июль, 7-11. - падение власти Советов в Туве, восстановление комиссарства и земства, отмена распоряжений и постановлений Советов, в том числе и договора, заключенного с тувинским народом; восстановление протектората.
1919 г., август, 16. - разгром Сибирской партизанской армией под Белоцарском колчаковского отряда.
1920 г., сентябрь, 16-20. - Съезд русского населения Тувы восстановил Советскую власть. Уполномоченный Сибирского революционного комитета РСФСР И. Г. Сафьянов заявил на съезде: «В настоящее время Советское правительство считает Урянхай, как и прежде, самостоятельным и никаких видов на него не имеет».
1921 г., январь, 4. - Пленум ЦК РКП (б) признал необходимым принять меры для борьбы с находящимися на территории Тувы белогвардейскими отрядами и оказать содействие местному крестьянскому населению в мирном устройстве жизни.
1921 г., май, 23. - разгром красноармейцами, партизанами и аратами белогвардейского отряда на Тарлашкыне и Хемчике.
1921 г., июнь, 25-26. - на Чадане в долине р. Хемчика проходили переговоры между представителями двух хемчикских кожуунов и мирной русской делегацией о путях достижения полной самостоятельности Танну-Тува.
1921 г., август, 13-16. - победа народной революции в Туве. Образование республики Танну-Тува Улус. Всетувинский Учредительный Хурал, проходивший в Суг-Бажи (с. Атамановка, ныне с. Кочетово), утвердил первую Конституцию республики.
1921 г., сентябрь, 9. - обращение Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР к тувинскому народу о признании Советским правительством независимости Тувы.
1921 г., декабрь, 1-2. - разгром красноармейцами и партизанами во главе с С. К. Кочетовым вторгшихся в Туву из Западной Монголии остатков корпуса генерала Ба-кича. Завершение гражданской войны на территории Тувы. Из сборника "За три века. Тувинско-русские-монгольские-китайские отношения (1616-1915)".
Кызыл, 1995
http://www.tuvamuseum.ru/article7.asp
Предки уйгуров были одним из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии.
В период восточнотюркских каганатов особенно сильными были уйгуры, жившие в бассейне р. Селенги. Начиная с 606 г. союз уйгурских племен, во главе которых стоял род Яглакар, 44 неоднократно пытался освободиться от зависимости тюрок - тугю и создать свое государство, но эти попытки не увенчались успехом. Только в начале VIII в., когда второй восточно-тюркский каганат, раздираемый внутренними противоречиями, переживал глубокий кризис, уйгуры усилились. Они возглавили объединение племен Центральной Азии, враждебных тюркам - тугю. Наиболее сильными их союзниками были тюркоязычные карлуки, жившие в это время между Алтаем и оз. Балхаш.
После падения второго тюркского каганата они стали полными хозяевами Центральной Азии.
Главу государства, так же как это было ранее у жуань-жуаней и тюрок- тюкю, уйгуры называли каганом. Первым каганом, руководившим борьбой за создание государства уйгуров, был Пэйло, происходивший из руководящего уйгурского рода Яглакар. Уже при нем территория каганата расширилась от Алтайских гор до Маньчжурии. 45
После смерти Пэйло в 746 г. каганом стал его сын Моюнчур (746- 759 гг.), который был смелым и искусным полководцем.
Незадолго до восстания в 756-759 гг. согдийца Ань Лу-шаня 46
43 Там же, стр. 193.
44 Ю. А. Зуев. Киргизская надпись из Суджи. «Советское востоковедение», 1958, № 3.
45 Г. Е. Грум-Гржимайло. Западная Монголия и Урянхайский край, т. 2. Л., 1926, стр. 331-400.
46 Е. G. Рu11еуbIank. 1) A Sogdian Colony in Inner Mongolia. Toung Pao vol. 41. 1952; 2) The Backround of the Rebellion of An Lu-shan. London, 1955.
дальновидный Моюн-чур и верхушка уйгурского каганата были особенно озабочены укреплением своих северных тылов. Для этого уйгурам необходимо было ликвидировать угрозу со стороны наиболее сильных северных соседей - древних хакасов, проживавших в Хакасско-Минусинской котловине к северу от Саянских гор, и их союзников - тюркоязычных чиков которые вновь в это время возглавили племена, жившие на территории современной Тувы.
О ходе борьбы уйгуров с северными соседями известно из надписи на каменной стеле, поставленной на Селенге в честь кагана Моюн-чура в 758 г. уйгурами.
По данным этого памятника, территория Тувы была завоевана уйгурами в 750 и 751 гг., и для этого им пришлось воевать с жившими там чинами. После падения восточных тюрок - тугю в 745 г. власть в Туве вновь перешла к местным племенам, которых возглавляли чики. Чики находились в союзнических отношениях со своими северными соседями - древними хакасами. Их союз был основан на давнем стремлении народов бассейна Енисея препятствовать захвату рудных земель приходившими периодически, сменявшими друг друга кочевыми ордами из Центральной Азии. Такими завоевателями на этот раз были уйгурские войска под водительством кагана Моюн-чура, от имени которого в посвященном ему памятнике говорится: «...в год тигра (750 г.) я пошел в поход против чиков. Четырнадцатого числа второго месяца сразился я у реки Кем. 47 В тот же год чики подчинились. . . Потом у ключа. . . там я распорядился устроить себе свой беловатый лагерь и дворец (с престолом), там я заставил построить крепостные стены (заборы), там я провел лето, и там я устраивал моления высшим божествам (?). Мои знаки (тамги) и мои письмена я там приказал сочинить (и врезать в камень). После этого в тот же год осенью я продвинулся на восток. Татар я призвал к ответу». 48
Из этой надписи ясно, что борьба уйгуров с чиками была упорной и кровопролитной. Будучи свободными в течение коротких пяти лет, чики ожесточенно боролись против новых захватчиков. На берегах Улуг-Хема тогда разыгрывались полные драматизма сцены отчаянного сопротивления чикских воинов-ополченцев грозной силе конных полчищ кагана Моюн-чура.
Недаром скупые строки памятника сообщают, что сам каган, вторгшись в Туву зимой, был вынужден провести здесь затем целое лето. Он построил во враждебной среде свои лагери и опорные военные крепости, устраивал «моления высшим божествам», испрашивая победу над новой землей. И в знак закрепления своей власти соорудил каменные столбы с врезанными в них надписями, силу приказов которых подтверждали выбитые на них личные тамги кагана.
Только глубокой осенью 750 г. Моюн-чур, оставив в Туве охранные гарнизоны, «продвинулся на восток» на р. Орхоне, для того чтобы сразу же уйти в поход против монголоязычных татар. Однако осенью 751 г. кагану уйгуров пришлось вновь принять срочные меры для того, чтобы удержать территорию Тувы в своей власти. Дело в том, что в течение года сложилась антиуйгурская коалиция племен Саяно-Алтайского нагорья, состоявшая из живших на Иртыше карлуков, оставшихся тюрок - тюкю и древних хакасов. К роду кыргызов, возглавлявшему древне-хакасское государство, тюрки направили специальных послов с призывом выступить против уйгуров и поднять на восстание союзных им чиков, попавших под власть уйгуров. Согласившись с предложениями тюрок и
47 Река Кем - современный Верхний Енисей (по-тувински Улуг-Хем) и один из его главных притоков - Малый Енисей.
48 С. Е. Малов. Памятники древнетюркской письменности, стр. 40.
карлуков, хакасский хан направил в Туву, чтобы поднять восстание своих союзников - чиков, специальных разведчиков и быстрые «летучие отряды» конницы. Это предприятие, однако, постигла неудача из-за предательства нескольких тюркских бегов, которые успели обо всем доложить кагану уйгуров.
Уйгуры сумели перехватить хакасских разведчиков и напали на их «летучие отряды». Осенью 751 г. Моюн-чур с большим войском вновь появился в Туве, переправился через Улуг-Хем, прошел далее на запад и в битве у р. Болчу, на левом берегу Иртыша, разгромил войско карлуков. В это время, когда результат похода уйгуров на карлуков еще не был известен, с опозданием, в одиночку восстали тувинские чики, которые были жестоко усмирены специальным «тысячным отрядом», посланным в Туву каганом. Так закончились попытки населения Тувы вернуть себе желанную свободу и начался уйгурский период в истории Тувы.
Тува и прилегающая к ней часть современной Северо-Западной Монголии стали крайними западными и северо-западными оплотами Уйгурского государства, районами, имеющими для уйгур важнейшее стратегическое значение, так как обладание ими позволяло уйгурам обезопасить себя от нападения наиболее сильных соседей - древних хакасов (с родом кыргыз во главе), алтайских тюрок и карлуков, живших в то время на территории современного Восточного Казахстана. Ни Горный Алтай, ни Хакасско-Минусинская котловина в состав Уйгурского государства не вошли. Для управления Тувой от имени кагана был поставлен военный наместник с титулом «тутук» («народу чик я дал тутука, шбаров и тарханов я тогда утвердил»). 49 Тутуку подчинялись управители отдельных районов, носившие титулы «ышбары» и «тарханы» - сборщики дани с покоренного населения. Вся эта военно-административная иерархия опиралась на уйгурские охранные войска, располагавшиеся в Туве в особых военных поселениях, и в случае нужды получала подкрепления из центральных областей древней Уйгурии.
Уйгурское господство в Туве, начавшись в 750 г., продолжалось до 840 г., т. е. до времени падения их каганата в Центральной Азии.
В уйгурское время в Туве впервые появляются монументальные архитектурные сооружения, обнесенные стенами городища, крепости и замки. Дворец и крепость Моюн-чура, о которых говорится в его надписи, были сооружены, видимо, в истоках Малого Енисея в труднодоступной высокогорной долине на острове посреди оз. Тере-Холь. Крепость носит название Пор-Бажин.50 Стены ее достигали 10 м высотой. В середине восточной стены расположены были ворота с хорошо укрепленными привратными башнями, на которые с внутренних сторон поднимаются параллельно стенам въезды - пандусы.
Внутри крепости помещался дворец Моюн-чура. Можно представить себе, какое впечатление производил Пор-Бажин на того, кто, миновав стражу, входил между двумя высокими башнями в ворота. Он попадал в широкий двор, занимавший всю восточную часть крепости. Затем шла анфилада дворов, связанных проходами, вспомогательные и жилые постройки располагались симметрично оси дворцового комплекса. Когда же пришелец пересекал двор и проходил через узкие проходы во внутренних стенах на центральную площадь крепости, перед его глазами возникал величественный дворец с четкими линиями облицовки стилобата и белоснежными стенами. Широкие парадные лестницы в центре усиливали впечатление.
49 Там же, стр. 41.
50 С. И. Вайнштейн. Древний Пор-Бажин. «Советская этнография», № 6, стр. 10З-104. 1964.
В долине Хемчика известны 14 городищ и один опорный наблюдательный пункт, сооруженные уйгурами. 51 Все городища представляют собой четырехугольники из стен, сложенных в свое время из сырцового кирпича или же глинобитных. Некоторые из них имеют остатки оборонительных башен, расположенных по углам и у ворот. Ворот обычно было двое. Снаружи все крепости были обнесены глубокими рвами, прежде наполненными водой, и лишь к воротам вели сухие въезды. Размеры внутренней площади городищ различны - от 0.6 до 5 га.
Наиболее интересным на Хемчике является третье Шагонарское городище. Это был первоначально хорошо укрепленный замок, размерами 126 X 119 м, т. е. площадью около 1.5 га. Он отличается от остальных городищ наличием внутренней квадратной цитадели (47 X 45 м).
Городища эти расположены строго продуманно, как бы по одной дугообразной линии, обращенной выпуклостью к северу, в сторону Саянского хребта, и прикрывающей центральные, наиболее плодородные районы Тувы от возможного вторжения северных соседей - древних хакасов.
В точности по этой же линии проходят отрезки длинной оборонительной стены, которая связывала городища в единую оборонительную линию. Кроме того, на перекрестке летних путей уйгуры соорудили две «выступающие» на север крепости, запиравшие выход в долину Хемчика. Это крепость на р. Ак-Суг и в урочище Ак-Ору в Суг-Холе.
Городища были центрами оседлости, земледелия, ремесла и, вероятно, торговли, а на случай военной опасности они служили убежищами для окрестного кочевого населения, жившего в юртах.
Раскопки на городищах выявили остатки зданий и длинных помещений казарменного типа. Обнаружены железные шлаки - свидетельство металлургического производства. Особенно много найдено сломанных зернотерок и жерновов каменных ручных мельниц, что говорит о занятиях населения земледелием. Находки пряслиц от веретен говорят о домашнем ткачестве, а обломки глиняных сосудов, среди которых многие сделаны на гончарном круге, позволяют заключить, что в этих городах жили и ремесленники-гончары.
Возле крепостей имеются кладбища. Погребальные сооружения и обряд резко отличаются от кладбищ и погребального обряда местных племен. Так хоронили люди, явно пришлые в Туву из другой страны. Скелеты здесь находились иногда в деревянных гробах на дне глубоких катакомб со входными ямами. Поверх могилы насыпался округлый земляной курган. В. таких могилах хоронили мужчин, женщин и детей. С ними ставили питье в искусно сделанных на гончарном круге вазообразных сосудах и густую пищу типа каши в банкообразных горшках, покрытых нагаром. Ставили также круглодонные медные и железные котлы. Вареное мясо овец, коров и коней иногда помещали на деревянных корытцах. Клали даже целые головы овец. С женщинами, кроме сосудов, укладывали каменные пряслица, игольники, бусы и ножи.
Мужчин хоронили с оружием. С ними положены боевые сложные луки с костяными накладками, стрелы с железными и костяными наконечниками, ножи. От одежд сохранились лишь обрывки шелковых и шерстяных тканей, бронзовые и железные поясные пряжки. Конского снаряжения нет. Имеются следы гибели этих людей на войне. Многие черепа посечены мечами или пробиты стрелами. У иных погребенных рассечены руки или ноги, а у некоторых даже были отрублены головы.
В инвентаре обнаруженных в Туве памятников уйгурской культуры прослеживаются черты, восходящие еще к гуннскому времени. Они видны
51 Л. Р. Кызласов. Средневековые города Тувы. «Советская археология», 1959, № 3.
как в керамике (вертикальное лощение поверхности, налепные рассеченные валики, загибающиеся в «усики»), так и в форме накладок на лук, которые повторяют очертания накладок гуннского лука и резко отличаются от накладок тюркских луков. Все это свидетельствует о центральноазиатских корнях этой культуры.
Вместе с тем имеется ряд черт, свидетельствующих о среднеазиатском воздействии на уйгуров. Это проявилось прежде всего в архитектуре и строительном деле, например в применении сырцовых кирпичей того размера (42 X 23 X 10 см), который характерен для архитектуры Семиречья, Чача и Согда в VII-IX вв.
Наличие среднеазиатского влияния и прежде всего воздействия согдийской культуры не может вызывать удивления. Еще в VI-VIII вв. в каганате восточных тюрок жиля согдийцы. 52 Количество их колоний в Центральной Азии значительно увеличилось при господстве уйгуров.
В первое время каганы привлекали к строительству городов и крепостей непосредственно согдийских архитекторов и строителей, которые, естественно, применяли при этом свойственные им среднеазиатские приемы и строительные материалы. Весьма вероятно, что согдийцы также принимали участие в строительстве городов и крепостей в Туве, которое началось еще при кагане Моюн-чуре.
К этой работе, требовавшей больших усилий, привлекались не только согдийские колонисты, но иногда и обращенные в рабство, взятые в плен во время неоднократных походов уйгурских войск в Семиречье и Фергану.
Несмотря на то что вся власть в Туве была в руках уйгуров, преобладающим в численном отношении населением Тувы были местные племена. Это были прежде всего оставшиеся в Туве после разгрома тюркского каганата алтайские тюрки, переселившиеся сюда в середине VI в., но поддерживавшие тесные связи с тюрками Алтая и Монголии и при уйгурах.
Эта этнографическая группа и в VIII-IX вв. продолжала жить обособленной жизнью от других групп, она строго сохраняла присущие ей черты погребального обряда. Хоронили тюрки в отличие от уйгуров под круглыми каменными насыпями в больших прямоугольных ямах, куда вместе с умершим человеком обязательно клали убитого верхового коня в полном снаряжении, оседланного и в узде.
С лошадьми находятся остатки седел со стременами и подпружными пряжками (из кости и железа), а также роговые застежки от пут; на головах - узды с железными удилами. Ремни узд часто украшены бронзовыми или даже золотыми (в богатых могилах) бляшками. С умершими людьми помещали в качестве пищи только мясо овец. Глиняной посуды в этих могилах нет.
При мужских костяках обычно вдоль правого бока уложен сложный лук с костяными накладками и берестяной колчан с деревянной основой. В колчанах находят стрелы с трехлопастными наконечниками, имеющими костяные свистунки на черешках.
Из бытовых предметов обычны ножи и тесла. От одежды сохраняются обрывки тонкого войлока от халатов, остатки шелковых и шерстяных тканей. Частой находкой являются наборные пояса с бронзовыми пряжками, бляшками и наконечниками. Встречаются и железные поясные пряжки. В богатых мужских погребениях находят золотые серьги с напускными кольцами из шариков на подвеске, деревянные предметы, покрытые черным лаком, бронзовые зеркала и деревянные гребни.
52 Е. G. Pu11еуank. A Sogdian Colony in Inner Mongolia.
Следующую группу местного населения Тувы составляли чики и другие местные племена. Они отличались присущими им особенностями обряда как от уйгуров, так и от алтайских тюрок. Вероятно, они оставили после себя особенно распространенные могилы, При раскопках которых выявляются многие архаичные черты, присущие Местному населению еще в шурмакское и уюкское время. 53 Это одиночные захоронения в ямах с деревянными настилами, поверх которых сооружались округлые каменные насыпи. Коней нет. Скелеты людей лежат вытянуто на спи вами на север или запад, но есть и лежащие скорченно, на боку. Один женский скелет оказался в деревянном гробу, подобном встреченным в могилах уйгуров. Конское снаряжение обнаружено трижды. В одном случае это положенная сверху на настил пара стремян, в другом - седло со стременами и костяными подпружными пряжками и узда с удилами лежащие в ногах, в третьем - одно стремя. Иногда над настилами встречаются остатки тризны: черепа овец и лошадей.
С погребенными обычно не клали оружия, но в нескольких случаях с воинами положены луки с костяными накладками уйгурского и тюркского типов, а также обычные берестяные колчаны, украшенные костяными пластинками и наполненные стрелами с черешковыми трехлопастными наконечниками. В женских могилах найдены бронзовые зеркала, гребни, пряслица, сделанные из стенок сосудов, в том числе из ваз уйгурского типа, бронзовые кольчатые серьги, сердоликовые граненые бусы, шелковые шнурки и однажды грубый лепной горшок.
У одного из курганов с погребением этого типа, с восточной стороны насыпи, стоял каменный столб с тюркоязычной надписью, который известен в науке как памятник Укж-Аржан. 54 Эта надпись - обычная эпитафия, из которой видно, что здесь был похоронен человек по имени Яш Ак баш. И действительно, под курганом было открыто погребение мужчины с довольно богатым инвентарем.
Отсюда ясно, что коренное население центральной части Тувы, и в первую очередь чики, было тюркоязычным и в уйгурский период уже имело письменность на енисейском алфавите, который являлся в то же время алфавитом письменности древних хакасов, союзников чиков во время нашествия уйгуров на Туву.
Следует упомянуть и еще один вид архелогических памятников VIII- IX вв. - мужские каменные изваяния. 55 Это реалистические, тщательно изготовленные скульптуры мужчин, памятники особо отличившимся героям. Они устанавливались в отличие от тюркских сооружений на могилах, но по-прежнему были ориентированы на восток лицом. Каменные скульптуры этого типа найдены только в Овюрском районе, в долине Хемчика и на Улуг-Хеме (до р. Чаа-Холь на восток).
Этническая карта Тувы того периода была бы не полной без указания еще на одну этнографическую группу. Это проживавшие по отрогам Западных и Восточных Саян, на территории современной Тоджи, племена таежных оленеводов и охотников, которые, судя по дотюркской топонимике, были самодийцами по языку и происхождению.
Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности населения Тувы в уйгурский период были по-прежнему экстенсивное кочевое скотоводство и земледелие. Основные средства производства - пашни, пастбища и скот - находились в собственности уже на основе феодального права.
По расположению городищ и поселений ясно, что уйгурские феодалы захватили в Туве у местных племен наиболее плодородные и лучше всего орошаемые земли по долинам Хемчика и Улуг-Хема (например, район Чаа-Холя и Шагонара). Земледелие было плужным с применением тягло-
53 Л. Р. Кызласов. Этапы древней истории Тувы. «Вестник Московского государственного университета», историко-филологическая серия, 1958, № 4.
54 С. Е. Малов. Енисейская письменность тюрков, стр. 13-14.
55 Л. А. Евтюхова. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 72- 100.
вой силы животных и искусственного орошения засушливых степных участков, прилегающих к речным долинам. Большинство населения занималось скотоводством. Сами уйгуры также преимущественно были скотоводами. Безусловно, многие из них и в Туве кочевали со скотом и жили в войлочных юртах, имевших так называемую колоколовидную форму (с трубообразным верхом).
Ремесло уже отделилось от земледелия и скотоводства. По находкам на городищах и в могильниках уйгуров можно сделать вывод, что среди них были металлурги и литейщики, гончары (изготовлявшие на гончарном круге великолепные вазы), кузнецы и ювелиры. Добывались различные руды, в первую очередь железная и медная, оловянный камень, золото и серебро Каменотесы и скульпторы изготовляли каменные памятники (в том числе и скульптуры), жернова, зернотерки, бруски. Были свои резчики по кости и художники, строители и архитекторы, а. также ткачи.
Важное значение в каганате уйгуров имела торговля с Востоком. Уйгуры были поставщиками лошадей и других продуктов скотоводства, а также собольего меха и даже изготовлявшейся у них белой тонкой шерстяной ткани. Обратно в степи направлялись главным образом предметы роскоши и прежде всего шелка.
Уйгуры в период VIII-IX вв. имели ту же письменность, что и тюрки в VII-VIII вв., - письменность, основанную на так называемом орхонском алфавите. В VIII-IX вв., как уже говорилось, местные племена Тувы пользовались енисейским вариантом этой письменности, который отличался иными начертаниями целого ряда знаков. Кроме памятника Уюк-Аржана, к уйгурскому периоду относится еще одна надпись на плите из Тувы, которая датируется на основании совпадения имеющихся на обеих плитах личных тамг, больше не встреченных на памятниках других периодов.
Пребывание племен Тувы в составе уйгурского каганата способствовало укреплению ранее установившихся культурных связей этой области со многими странами. Связи со Средней Азией, особенно через посредство согдийцев (живших в Согде, в Семиречье, Восточном Туркестане и уйгурском каганате), окрепли не только в результате походов уйгуров в Семиречье и Фергану, но и путем торговли. Они и привели к распространению в Туве среднеазиатской религии, манихейства.
Центральноазиатские уйгуры в большинстве своем в середине VIII в. были буддистами. Но буддизм у них все же не смог вытеснить шаманизм. С 763 г. государственной религией уйгуров становится манихейство, заимствованное через посредство согдийцев. Манихейцы изображали свое божество гордо восседающим на троне, в то время как Будда омывает ему ноги.
Борясь с буддизмом, уйгуры ревностно насаждали манихейство на землях, подвластных каганату. В этом убеждает надпись уже упоминавшегося памятника местных племен - Уюк-Аржана. В начале надписи говорится: «Мои товарищи, наши наставники, шад мой. . . Мой народ, я расстроился и отделился от всех вас» (т. е. умер).
Здесь «наши наставники» передано через «марымыз» от слова «мар», что по-сирийски буквально значит «учитель». Так обычно согдийцы манихеи называли своих вероучителей (миссионеров, наставников в вопросах манихейской религии).
Может быть, влиянием манихейства объясняется преобладание новой западной ориентировки, которая появилась в погребениях местного населения (чиков и др.) в уйгурский период? Например, останки того манихейца Яш Ак баша, которому посвящена эпитафия Укж-Аржан, покоились в яме вытянуто на спине, головой на запад.
Уйгурский период в истории Тувы оставил свой след и этногенезе тувинского народа, в состав которого вошли не только чики и тюрки, но и часть оставшихся здесь уйгуров.
По тувинскому преданию, записанному в 1889 г. известным тюркологом и этнографом хакасом Н. Ф. Катановым, «уйгурs, жили прежде там же, где находятся отмеченные выше городища, по р. Бом-Кемчику и Улу-Кему». Современный тувинский род «ондар-уйгур» продолжает и сейчас жить в долине Хемчика. 56
История Тувы
Открытие скифских захоронений в Долине царей вблизи поселка Аржаан Тувы дало уникальные материалы для продолжения дискуссии о далеком проникновении на восток людей европейского типа. Вместе с другим сенсационным открытием - курганами долины Пазырык на Алтае, многочисленные находки всадников европейского типа, казалось бы, заставляют думать, что современное монголоидное население Алтая и Тувы является "пришлым". Между тем, и в относительно близкие к нам времена появление светловолосых голубоглазых воинов у границ Китая вызывало в современниках огромное удивление.
Причины кажущейся многочисленности европейцев на востоке Евразии нужно видеть лишь в том, что это были люди высокого положения. Курганы с их захоронениями сохранились лучше, чем могилы обычных жителей этих мест. Но для географии и туризма гораздо важнее, что курганы древней европейской знати сохранились в центре Азии как раз на транзитных путях, которые и сейчас удобны для путешествий.
Поэтому скопируем материалы об окрестностях царских курганов Аржаана и обзор по истории республики Тува (Тыва):
Пий-Хемский кожуун Тывы
тув. Бии-Хем кожуун
Страна Россия
Статус Муниципальный район
Входит в Республику Тыва
Административный центр город Туран. Другие крупные населённые пункты - Аржаан, Хадын, Уюк.
Население (2002) 11,9 тыс. человек
Русский житель ТувыНациональный состав русские, тувинцы
Площадь 9200 км?
Часовой пояс MSK+4 (UTC+7, летом UTC+8)
Код автом. номеров 17
География
Кожуун расположен на севере республики, главным образом, в пределах Турано-Уюкской котловины. На севере отделён от Красноярского края хребтами Западного Саяна. На юге - Уюкский хребет.
Крупнейшая река - Уюк, правый приток Большого Енисея (Бий-Хема).
Пий-Хемский кожуун - самый русскоязычный в республике. Активно осваивался русскими переселенцами, начиная с 80-х годов XIX века.
Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.
Введение……………………………………………………………………….3
I. Государство енисейских кыргызов………………………………..4-6
II. Тува в составе государства енисейских кыргызов……………….6-7
2.1) Военно-административные отношения…………………………7
2.2) Основное занятие населения…………………………………….7-9
2.3) Одежда, предметы украшения…………………………………...9-10
III. Торговые отношения кыргызов…………………………………...10-11
IV. Военная организация……………………………………………….11-13
V. Общественный строй и социально-экономические отношения..13-14
VI. Верования жителей Тувы в то время ……………………………..14-15
Вывод…………………………………………………………………………..16-17
Список использованной литературы……………………………………...18
Введение
В истории всех народов знание родословной своих предков - это живая история рода и ее продолжение в будущем. И для того, чтобы связь времен не прерывалась и жизнь народа продолжалась в будущем, мы должны знать о своих корнях, это умножает нашу жизнь.
Тувинцы - коренное население Республики Тыва (Тува) в составе Российской Федерации. Они являются одним из древних этносов Центральной Азии, имеют богатую историю и самобытную культуру, уходящую своими корнями в глубь веков. Они, как и многие народы мира, прошли через определенные стадии социального и духовного развития и внесли свой посильный вклад в развитие общечеловеческой культуры.
На территории Тувы шел закономерный исторический процесс, начиная с первобытнообщинных отношений. Впервые она была заселена первобытным человеком в ашельское время раннего палеолита.
Государство енисейских кыргызов
Государство древних кыргызов, именуемое в летописи Танской династии Хагас или Хагяс, охватывало в VI в. территорию Минусинской котловины. Летопись поясняет, что «Хагас есть древнее государство Гяньгунь». Его население не представляло тогда собой единого целого в этническом отношении. Оно состояло из ряда племен, входивших в одно государство, но различавшихся между собою и по происхождению и по языку. Основное ядро составляли часть отюреченных к тому времени местных племен и древняя тюркоязычная группа кыргызов, переселившаяся на земли к северу от Саян в период с конца III - до середины I в. до н. э. из Северо-Западной Монголии. Танская летопись прямо указывает: «Жители перемешались с динлинами». В этническом составе это были местные племена, называвшиеся раньше динлинами, а позднее теле. Государство енисейских кыргызов - политическое объединение, образовавшееся на территории Минусинской котловины в VI в. После своего переселения жужунями тюркоязычные кыргызкие кочевники смогли подчинить разрозненные южно-сибирские племена, относившиеся к самодийским и енисейским группам. В кыргызком государстве сами кыргызы были правящим этносом, в то время как все остальные этнические группы относились к категории кыштымов - рабов, обязанных выполнять различные повинности и платить подати. В течение VI-VIII вв. кыргызкий правитель носил разные титулы (первонач. - эльтебер, т. е. правитель эля, или государства; позднее - каган, претендуя на господство над всеми кочевыми народами Центральной Азии; после поражения от тюрков и уйгуров был вынужден довольствоваться званием «тегин» - принц). В VIII в. кыргызкий правитель принял титул «ажо», характерный только для енисейских кыргызов и приблизительно соответствовавший уровню эльтебера. Символом власти кыргызкого правителя было знамя - штандарт, нижняя часть которого была красного цвета. Признавая верховную власть древнетюркских и уйгурских каганов, кыргызкие правители стремились к полной самостоятельности и поддерживали дипломатические отношения с разными государствами, в частности в результате династийных браков формировались военно-политические союзы с восточными тюрками (тюргешами и карлуками). В IX в. кыргызкий правитель снова провозгласил себя каганом, бросив вызов уйгурам в борьбе за господство над номадами Центральной Азии. В результате длительной войны кыргызы завоевали Туву, Монголию, Забайкалье, Восточный Туркестан, подчинив все кочевые племена. После распада каганата «Кыргыз-каган» некоторое время сохранял сакральные функции, однако реальная власть перешла в руки «князей», правителей отдаленных областей - «иналов». Центром кыргызкого государства считалась ставка правителя. В VI-VIII вв. она располагалась в глубине Минусинской котловины у Черных, или Темных, гор на правом, восточном берегу Енисея. Вероятно, ставка была обнесена деревянным частоколом, в центре которого находилась юрта, или шатер, правителя, а вокруг нее шатры его приближенных. После победы над уйгурами кыргызкий каган перенес свою ставку «на южную сторону гор Лао-Шань», в 15 днях езды от разрушенной им уйгурской столицы Орду-Балыка. В дальнейшем в качестве столичного центра функционировал Уйбатск........
Список использованной литературы:
1. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л., 1950. - Т. I. - С. 356.
2. Караев О. Арабские и персидские источники... - С. 49.
3. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. - М., 1969. - С. 120.
4. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997; Худяков Ю.С. Сабля Багыра: вооружение и военное искусство средневековых кыргызов. СПб., 2003.
5. C. И. Вайнштейн и М. Х. Ма?най-оол // История Тувы Том I // Сибирская изд. фирма «Наука» РАН 2001.
6. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Л., 1984. - С. 89.
7.