Интервью с муфтием дагестана ахмадом-хаджи абдулаевым. Муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев: дагестанские мусульмане не знают межнациональных конфликтов Ахмад хаджи абдулаев

Интервью с Муфтием Республики Дагестан шейхом Ахмадом-хаджи Абдулаевым

Уважаемый Ахмад-хаджи!

Вопрос: В последнее время в средствах массовой информации руководством республики и должностными лицами различных уровней активно обсуждается вопрос о допустимости (правомерности) участия отдельных руководителей Духовного Управления мусульман Дагестана в избирательной кампании по выборам депутатов в Народное собрание республики. Речь идет о политической партии «Народ против коррупции», которую они считают аффилированной к ДУМД.

Как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию?

Ответ: Помимо изучения богословия я получил и юридическое светское образование, поэтому, проконсультировавшись дополнительно со своими коллегами, считаю необходимым напомнить: «Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Часть 6 статья 4:

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений».

Таким образом, и работник Духовного управления, и любой имам имеют законные права участвовать в выборах, выбирать и быть избранными народом. Если они проходят выбор, тогда они должны покинуть свой религиозный пост. Это их право. Я не могу ограничивать людей в их правах. Могу только напомнить: где бы, на какой бы работе ни находились, необходимо одинаково честно служить народу, приносить пользу окружающим, беречь Родину.

Насчёт того что партия НПК аффилирована к ДУМДу – это выдуманная информация. Я лично никого не лоббирую и не вхожу ни в какую партию, но поддерживаю всех тех, кого беспокоит судьба моей родины и моих соотечественников, в какой бы партии они ни находились.

Вопрос: Мне приходится постоянно встречаться с представителями различных слоев населения, в том числе и властных структур. Все они в недоумении, встревожены различными высказываниями Главы республики и его приближенных о политизации ислама, недопустимости проникновения во власть представителей духовенства. Трезвомыслящие люди говорят о недопустимости противопоставления светской и духовной властей. К чему приведёт такое противопоставление?

Ответ: Может, различные слои населения неправильно поняли Главу Республики, а может, человек просто не полностью выразил свою мысль. Считаю, что Рамазан Гаджимурадович, с которым мы несколько дней назад открывали мечеть на главной площади нашей столицы и вместе там молились, не может призывать к ущемлению прав религиозного общества, которое сегодня составляет большинство населения Республики.

На дворе 2016 год. Ещё лет тридцать назад мы и представить себе не могли Президента страны молящимся в христианских святынях. На днях мы все радостно наблюдали, как Владимир Владимирович Путин посещал место пристанища девы Мариям (да будет свята её душа) и, заняв место византийских императоров, молился.

Поэтому противопоставления светской и духовной власти в нашей стране не может быть. Для разумной части общества – это давно единое целое. Религиозные люди, которых немало в России, являются такими же гражданами РФ, как и все остальные, с тем же полным пакетом законов, льгот и ответственности перед страной.

Вопрос: Как и все политические партии, члены и сторонники партии «Народ против коррупции» проводят активную работу по привлечению в свои ряды мужественных, честных и достойных людей, которые никогда не были связаны с коррупционными действиями. Поэтому наши ряды пополнили известные алимы – как действующие, так и бывшие. Как нам стало известно, по этой, да и по другим причинам, не разобравшись с фактическим положением дел, некоторые представители властных структур пытаются очернить партию, пугают население и даже Федеральный центр тем, что во власть пытаются проникнуть какие-то неуправляемые силы.

Не могли бы и Вы прокомментировать эту ситуацию?

Ответ: Хочу напомнить всем богословам, а не богословам – разъяснить недопустимость противодействия руководителю в любых обстоятельствах, согласно Сунне Пророка (мир ему и благословение). Соответственно с таким положением этого вопроса в исламе, могу ответственно подчеркнуть, что о неуправляемости «этих сил» не может быть и речи. В Дагестане в большинстве своём проживают мусульмане, следующие положениям Корана и Сунны. Желающие законно участвуют в выборах, но ни в коем случае не «пытаются проникнуть во власть». Надо правильно констатировать факты.

Вопрос: Глава республики Рамазан Гаджимурадович неоднократно в своих выступлениях ссылался на согласованную с Вами позицию и с большой озабоченностью на различных форумах и встречах высказывается о недопустимости политизации ислама и о других аспектах деятельности Духовного Управления мусульман Дагестана. Вы, уважаемый Ахмад-хаджи, не реагируете на эти выпады, в том числе, хоть и завуалировано, направленные против Вас лично и мусульманской Уммы в целом.

В подавляющем большинстве население очень болезненно реагирует на это, и люди уверены, что это является дестабилизирующим обстоятельством не только в политическом, но и других аспектах жизнедеятельности республики.

Ответ: Насчёт моего молчания я ответил в предыдущих комментариях. Я верующий человек и стараюсь соответствовать положениям религии и призываю других делать это. Насчёт озабоченности политизацией ислама скажу следующее: не может быть политизации какой-то отдельно взятой конфессии. Нет такого понятия, как политизация христианства, иудаизма или ислама. Есть возрождение религиозности всего общества нашей страны и мира в целом. Поэтому это нормально, когда человек ходит молиться в мечеть, в церковь, в синагогу и при этом полноценно участвует в политической жизни своей страны, небезучастен к тем проблемам, которые так или иначе всегда есть в жизни любого региона. Это должно радовать, а не настораживать.

Вот когда люди безучастны, когда критика превосходит их «ничегонеделанье», тогда надо настораживаться. Этот этап мы уже пережили и в 90-х, и в 2000-х, и видели, к чему это привело в соседней республике в то время. Сначала кто-то критиковал всё подряд – и законы, и светскую власть, потом призывал к отделению, затем хватался за автоматы. Нам эти лжедороги не нужны. Вот их надо было бояться в прошлом и опасаться в будущем.

Если партия НПК или какая-то другая – незаконная, или нарушает где-то законы, или их не устраивает руководство страны, я считаю, что надо к ним обратиться, и они или пусть закроют своё движение, или исправят ошибки. Но говорить, что граждане РФ не должны участвовать в политической жизни страны, неправильно, а главное, незаконно.

Ещё один абзац из положения о выборах:

«Дееспособный гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, материального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Хочу обратиться ко всем дагестанцам, независимо от вероисповедания, места работы, особенно наделенных властными и духовными полномочиями, сохранить в это неспокойное время терпение, здравый смысл, проявить мудрость во имя сохранения согласия и мира в обществе.

Ахмад Хаджи Абдулаев
Ахмад Хаджи Абдулаев
c 1998 года
Предшественник: Саид-Магомед Абубакаров
Предшественник: Саид Афанди Чиркейский
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении: авар. АхIмад ХIажи ГIабдулаев
Рождение: 15 сентября (1959-09-15 ) (60 лет)
Верхнее Инхо , Гумбетовский район , Дагестанская АССР , РСФСР , СССР
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Похоронен: {{#property:p119}}
Династия: {{#property:p53}}
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Награды:

Ахмад Магомедович Абдулаев (авар. АхIмад ХIажи ГIабдулаев ; 15 сентября , Верхнее Инхо , Гумбетовский район) - муфтий , председатель , шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов , один из духовных лидеров мусульман Дагестана .

Биография

Ахмад Хаджи Абдулаев родился 15 сентября 1959 года в Дагестанской АССР, в селе Инхо Гумбетовского района . С самых ранних лет Ахмад-хаджи обучался арабскому языку и основам исламской религии. В его семье всегда сохранялась атмосфера преданности вере и религии, даже в советское время, когда верующие официально подвергались преследованиям, его родные берегли свою веру и не боялись воспитывать детей по заветам своей религии. Ахмад хаджи является внуком известного суфийского шейха Накшбандийского и Шазалийского тарикатов Абдулхамида-Афанди.

Богословская деятельность

В 1991 году Ахмад-Хаджи стал имамом мечети в Кизилюртовском районе. С 1992 года занялся преподавательской деятельностью в Исламском институте в Кизилюрте, где занимал должность ректора. В 1998 году на совете алимов Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев был единогласно избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Дагестана .

В 2010 году Ахмад Абдулаев получил от Саида Афанди Чиркейского степень духовного наставника (иджазу), но наставлением мюридов не занимался. После смерти Саида афанди Чиркейского, его преемник Абдулжалил-афанди сделал повеление (амру) Ахмаду Абдулаеву наставлять мюридов

В 2013 году муфтий Дагестана шейх Ахмад-хаджи афанди Абдулаев получил почетный статус Хранителя Священных реликвий Пророка Мухаммада(мир ему и благословение), а также ему были переданы и сами реликвии, в числе которых благословенный волос Пророка (мир ему и благословение).

Награды

В 2009 году награждён Орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан».

в 2015г. награждён "Золотой Звездой" с присвоением звания: Народный Герой Дагестана.

Библиография

в 2015г. вышла книга "Благонравие праведников"; книга была написана на арабском языке, поочередно выходили ее переводы на аварский и русский языки. К концу 2015г. её суммарный тираж превысил 200 000экз. По ней вышла серия видео-уроков, а также аудио-книга.

Семейное положение

Напишите отзыв о статье "Абдулаев, Ахмад Магомедович"

Ссылки

  • http://www.vseportrety.ru/info-abdulaev.html
  • http://assalam.ru/content/story/4003
  • I Международный межрелигиозный молодежный форум http://www.patriarchia.ru/db/text/3702792.html

Отрывок, характеризующий Абдулаев, Ахмад Магомедович

Я понятия не имела, что на меня нашло, и откуда у меня вдруг взялось столько смелости?! Потому, что от страха уже кружилась голова, а ноги подкашивались, как будто я собиралась сомлеть прямо сейчас, на полу этой же самой пещеры... Но недаром ведь говорят, что иногда от страха люди способны совершать подвиги... Вот и я, наверное, уже до того «запредельно» боялась, что каким-то образом сумела забыть про тот же самый страх... К счастью, страшный человек ничего не заметил – видимо его вышиб тот факт, что я посмела вдруг с ним так нагло заговорить. А я продолжала, чувствуя, что надо во что бы то ни стало быстрее разорвать этот «заговор»...
– Ну, как, чуточку побеседуем, или вы и можете всего только хохотать? Говорить-то вас научили?..
Я, как могла, умышленно его злила, пытаясь выбить из колеи, но в то же время дико боялась, что он нам таки покажет, что умеет не только говорить... Быстро глянув на Стеллу, я попыталась передать ей картинку, всегда спасавшего нас, зелёного луча (этот «зелёный луч» означал просто очень плотный, сконцентрированный энергетический поток, исходящий от зелёного кристалла, который когда-то подарили мне мои далёкие «звёздные друзья», и энергия коего видимо сильно отличалась качеством от «земной», поэтому срабатывало оно почти всегда безотказно). Подружка кивнула, и пока страшный человек не успел опомниться, мы дружно ударили его прямо в сердце... если оно, конечно, там вообще находилось... Существо взвыло (я уже поняла, что это не человек), и начало корчиться, как бы «срывая» с себя, так мешавшее ему, чужое «земное» тело... Мы ударили ещё. И тут вдруг увидели уже две разные сущности, которые плотно сцепившись, вспыхивая голубыми молниями, катались на полу, как бы пытаясь друг друга испепелить... Одна из них была той же красивой человеческой, а вторая... такого ужаса невозможно было нормальным мозгом ни представить, ни вообразить... По полу, яро сцепившись с человеком, каталось что-то невероятно страшное и злое, похожее на двухголовое чудище, истекающее зелёной слюной и «улыбающееся» оскаленными ножеобразными клыками... Зелёное, чешуйчато-змеевидное тело ужасающего существа поражало гибкостью и было ясно, что человек долго не выдержит, и что, если ему не помочь, то жить осталось этому бедняге всего ничего, даже и в этом ужасном мире...
Я видела, что Стелла изо всех сил пытается ударить, но боится повредить человека, которому сильно хотела помочь. И тут вдруг из своего укрытия выскочила Мария, и... каким-то образом схватив за шею жуткое существо, на секунду вспыхнула ярким факелом и... навсегда перестала жить... Мы не успели даже вскрикнуть, и уж, тем более, что-то понять, а хрупкая, отважная девчушка без колебаний пожертвовала собой, чтобы какой-то другой хороший человек мог победить, оставаясь жить вместо неё... У меня от боли буквально остановилось сердце. Стелла зарыдала... А на полу пещеры лежал необыкновенно красивый и мощный по своему сложению человек. Только вот сильным на данный момент он никак не выглядел, скорее наоборот – казался умирающим и очень уязвимым... Чудовище исчезло. И, к нашему удивлению, сразу же снялось давление, которое всего лишь минуту назад грозилось полностью размозжить наши мозги.
Стелла подошла к незнакомцу поближе и робко тронула ладошкой его высокий лоб – человек не подавал никаких признаков жизни. И только по всё ещё чуть вздрагивавшим векам было видно, что он пока ещё здесь, с нами, и не умер уже окончательно, чтобы, как Светило с Марией, уже никогда и нигде больше не жить...
– Но как же Мария... Как же она могла?!.. Ведь она маленькая совсем... – глотая слёзы, горько шептала Стелла... блестящие крупные горошины ручьём текли по её бледным щекам и, сливаясь в мокрые дорожки, капали на грудь. – И Светило... Ну, как же так?... Ну, скажи?! Как же так!!! Это ведь не победа совсем, это хуже чем поражение!.. Нельзя побеждать такой ценой!..

Анализируя СМИ, которые сегодня выходят в Дагестане, особенно делая интернет-обзор, приходишь к выводу, что среди мусульман Дагестана назрел актуальный вопрос: как могло ДУМД, которое находится под вашим руководством, уважаемый Ахмад-хаджи, выдать фетву о разрешении убивать так называемых «лесных», проводить спецоперации, блокировать мечети, сажать тех людей, с чьей идеологией вы расходитесь?

Чтобы вынести определённую фетву, требуется участие нескольких работников канонического отдела ДУМД: трёх, пяти, семи, порой десяти и более человек в зависимости от её сложности, то есть я один фетву не выношу. Таким образом, ни о каком разрешении лично от моего имени даже речи не может быть, это во-первых.


Во-вторых, на совет канонического отдела этот вопрос никогда не поступал, а если бы и поступил, то в этом случае речь идёт о жизни и смерти, поэтому решение принималось бы на уровне крупного созыва всех алимов Дагестана для обсуждения этого вопроса, чего тоже не делалось, иначе все бы об этом знали.

В-третьих, хочу сказать, что меня возмущает: почему, когда, к примеру, работники правоохранительных органов приходят в мечеть на ул. Котрова (Махачкала) для выяснения личностей и т. д., они называют моё имя? Откуда такая установка? В мечети на Котрова работает имамом мой заместитель, член совета алимов Дагестана Хасан-хаджи, которого я вызываю в ДУМД для обсуждения общих вопросов, для вынесения каких-то решений. И вдруг он звонит и говорит мне: «Ахмад-хаджи, нашу мечеть окружили, говорят, что вы их отправили». Это чрезмерная наглость, не знаю кем придуманная; каким образом работники правоохранительных органов могут прикрываться моим именем? Они что, мне подчиняются? Я не имею к их работе ни малейшего отношения. Думаю, что это работа нескольких лживых провокаторов, которые хотят накалить и без того напряжённую обстановку.

- Однажды выступая на Совете алимов Дагестана, вы сказали, что желаете, чтобы все ваххабиты заболели онкологией. Это тоже возмущает некоторых мусульман. Мне понятно, что, может быть, убийство более чем 30 имамов могло вызвать ваш гнев, но, тем не менее, вы в первую очередь для всех – муфтий огромной республики, где проживает большинство мусульман.

Да, я так сказал. Сколько лет работаю – вижу, как это слово служит разделяющим фактором нашей уммы. И потом, кого бы я ни спросил из тех, кто возмущается: «А ты ваххабист?» – отвечает: «Нет, я мусульманин, хвала Аллаху». Я ему говорю: «Дай Аллах, чтобы все мусульмане процветали, а от тех, кто сеет фитну, да избавит нас Аллах».

- Мусульмане жалуются на то, что в правоохранительных органах им не выдают трупы убитых родственников: мол, тела террористов не положено хоронить. Каково ваше мнение по этому вопросу?

Укрывание трупов не соответствует Шариату, а также противоречит, на мой взгляд, человеческой гуманности. Речь идёт всего лишь о бездыханном теле, поэтому я бы призывал соответствующие структуры не действовать в силу каких-то принципов, а пойти навстречу родственникам и разрешить им хоронить своих мёртвых. Таким образом, эти люди получили бы хоть моральное удовлетворение и смягчили бы свои позиции насчёт государственных структур. А если поступать иначе, то, как мы знаем из истории, любая жестокость порождает только жестокость. Сегодня необходимо сделать всё возможное, чтобы замкнуть эту цепочку кровопролития.

- Что вы можете сказать по поводу таких названий, как «мюриды», «салафиты», «ахлю-сунна»?

Я лично считаю себя мюридом, салафитом и последователем ахлю-сунны. Эти названия не разъединяют, а объединяют мусульман, ибо все, кто следует Шариату, должны быть следующими за ссалафу-ссалихинами и должны считать себя из числа ахлю-сунны, а также всегда быть мюридами-учениками на пути служению Всевышнему Аллаху.

- Сейчас в республике работает адаптационная комиссия по возвращению к мирной жизни тех молодых людей, которые ушли в леса. Как вы оцениваете её работу?

Очень положительно оцениваю, и рад каждому человеку, который принимает решение вернуться к мирной жизни. Есть польза от этой комиссии и в том, что люди увидели: государство может использовать не только силовые, но и мирные рычаги в разрешении этого конфликта. Хотелось бы, чтобы именно эти, мирные средства использовались властями и впредь. Хочу добавить к этому ответу и свои предложения, вернее советы. Ислам призывает нас к сокрытию грехов от других, поэтому для тех, кто желает публично каяться, пусть будет телевидение, журналисты, публика, но надо дать шанс и тем, кто хочет покаяться тайно. Достаточно, чтобы присутствовали при их покаянии алимы, авторитетные люди. Думаю, таким образом результат был бы ещё более эффективным.

- Когда в республике на протяжении нескольких лет проливается столько крови, то это рождает другую проблему: вдовства и сиротства. Вы могли бы как-нибудь помочь этой категории населения, и если да, то каким образом?

Помогать этой категории мусульман – долг каждого мусульманина. Лично со своей стороны могу предложить отдать детей в медресе для изучения основ Ислама. А обеспечение их необходимым, с помощью Аллаха, я возьму на себя.

- Хотелось бы также, чтобы вы дали разъяснение насчёт такфира среди мусульман. Что говорит Шариат по этому вопросу?

Такфир – это очень опасный вопрос в Шариате. Опасность заключается для того, кто вынес такфир другому мусульманину, а для того, кому вынесли, перед Аллахом опасности нет – главное, чтобы у него была правильная акида. Если же тот, кто вынес такфир, ошибётся, он и сам попадет в неверие. Повторяю: это очень сложный и опасный вопрос в Шариате, поэтому призываю всех мусульман не играть с огнём. Если у кого-то возникли сомнения, оставьте их на волю Аллаха, Аллах лучше всех знает, что в душе у каждого.

- В завершение хотелось бы задать вопрос о мечетях в республике. Говорят, что в некоторых населённых пунктах есть мусульмане, которые хотят строить свою мечеть, но им чинят препятствия местные джамааты. Знаете ли вы о таких конфликтах, и если да, то каково их решение?

Джамааты, которые обсуждают вопросы строительства мечетей, это мусульманские джамааты, и они лучше нас с вами знают о своих проблемах и нуждах. Если есть необходимость, они обращаются в ДУМД с просьбой помочь строить мечети, медресе. Если могут строить без нашей помощи, то это легче и лучше для нас, так как искать средства для строительства не так легко, как кажется на первый взгляд. Если в имеющихся мечетях есть место для всех мусульман, которые проживают в той или иной местности, то ещё одна мечеть может только усугубить разделение этого джамаата на две части. Этого нельзя делать. Наоборот, мы должны общими усилиями джамааты объединить.

- Что бы вы пожелали мусульманам?

Прошу Аллаха ниспослать нам всем искреннее и строгое следование за Кораном и Сунной Пророка (мир ему и благословение). Желаю всем нам мирного разрешения всех конфликтов, терпения и защищённости для мусульманских семей от всяческого зла и в нашей республике, и во всём мире! Милости Аллаха в обоих мирах!

Беседовал с муфтием Алиасхаб Мурзаев

Родился 15 сентября 1959 года в дагестанском селе Верхнее Инхо Гумбетовского района. Аварец. Семья Адбулаева исповедовала ислам и в советское время, когда верующие официально подвергались преследованиям, и воспитывала детей по заветам религии.

По некоторым данным, род Абдулаевых принадлежит к одной из ветвей аварских потомков Пророка Мухаммада. Дед Абдулаева - известный суфийский шейх Абдулхамид-Афанди из Инхо - мечтал, чтобы его внук стал алимом. С ранних лет Ахмад Абдулаев обучался арабскому языку и основам исламской религии. Начав свое обучение с 1972 года, уже через несколько лет (по окончании школы в 1977 году) Ахмад Абдулаев стал самостоятельно обучать верующих. Одновременно он продолжал совершенствовать свое религиозное образование, проводя много времени в беседах с известными учеными-богословами.

В 1991 году Ахмад-хаджи исполнил желание своего деда – он стал имамом мечети в Кизилюртовском районе. В 1992 году Абдулаев занялся преподавательской деятельностью в Исламском институте, где занимал должность ректора.

В 1998 году был убит прежний муфтий Дагестана Саид Мухаммед Абубакиров, которого (по словам нынешнего первого заместителя муфтия ДУМ Республики Дагестан Магди Мутаилова) "взорвали спецслужбы или боевики". На совете алимов Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев был единогласно избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Дагестана. Абдулаева и ранее приглашали занять эту почетную должность, однако он категорически отказывался, вплоть до принятия членами Совета алимов единогласного решения о назначении его муфтием. Сам Абдулаев по этому поводу сказал, что: "мнение Совета алимов должно стоять для каждого мусульманина превыше всех своих амбиций, желаний, жизненных планов и т.д. Поэтому я и взял на себя эту очень ответственную работу".

На посту председателя ДУМ Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев активно боролся с приверженцами салафизма (ваххабизма). Результаты этой деятельности он охарактеризовал в интервью газете "Медина аль-Ислам": "Могу сказать, что на сегодняшний день в этом смысле ситуация значительно проще, нежели в 1990-х годах. Тогда многие не понимали, что значит ваххабизм, проводили параллели, а сегодня это предельно ясно, проделано достаточно работы, чтобы простые люди могли различить, кто мусульманин, а кто экстремист. По воле Аллаха те, кто следует идеологии Абд-аль-Ваххаба, сами сделали все, чтобы народ провел грань между ними и мусульманами, следующими религии Аллаха и Сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего."

В 2009 году Ахмад-хаджи Абдулаев был награжден орденом "За заслуги перед Республикой Дагестан".

15 апреля 2010 года в своем обращении к народам Дагестана и России в газете "Ас-салам" Ахмад-хаджи Абдуллаев высказался против отмены закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" : "Мы призываем всех проявлять бдительность, осторожность, не попадать под влияние экстремистов. Нам давно уже пора понять, куда нас может привести чуждая идеология. ... Но по непонятным причинам среди вас находятся те, кто не до конца осознаёт суть поднятого вопроса. На фоне случившегося в Москве и Кизляре странно выглядят требования некоторых чиновников и правозащитников отменить закон о ваххабизме" .

3 октября 2012 года на совещании под руководством муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдуллаева, на котором присутствовали религиозные деятели республики и исполнители мавлидов и нашидов (религиозных песнопений) была принята фетва, запрещающая использование музыкальных инструментов при исполнении религиозных песнопений . "Музыка по шариату запрещена. Раньше мы на это глаза просто закрывали" , - отметил Абдулаев.

Ахмад-хаджи Абдулаев является мюридом суфийского шейха Саида-эфенди Чиркейского (Ацаева) , убитого 28 августа 2012 года в своём доме в результате самоподрыва террористки-смертницы . Последователи Саида-эфенди в настоящее время контролируют Духовное управление мусульман Дагестана, мусульманские радио- и телепередачи и периодику республики. Хотя среди мюридов Саида Чиркейского есть представители различных национальностей, но заметно преобладают аварцы.

Источники:

  • Веб-сайт "Vseportrety.ru": Ахмад-хаджи Абдулаев.
  • Газета "Медина аль-Ислам": "Муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев: дагестанские мусульмане не знают межнациональных конфликтов", №57, 22–28 февраля 2008 г.
  • Веб-сайт "Хасавюрт.ru": "Муфтий Дагестана", 21 апреля 2008 г.
  • Веб-сайт "Keston.org.uk": М.Рощин, "Cовременный суфизм в Дагестане, август 2003 г.
  • Веб-сайт "Ислам в Республике Татарстан": Блиц-интервью с первым заместителем муфтия Духовного управления мусульман Республики Дагестан Мутаиловым Магди Магомедовичем.

Биография Ахмад-хаджи Абдулаева – молодые годы. Ахмад-хаджи Абдулаев родился 15 сентября 1959 года в дагестанском селе Верхнее Инхо Гумбетовского района. В его семье всегда сохранялась атмосфера преданности вере и религии, даже в советское время, когда верующие официально подвергались преследованиям, его родные берегли свою веру и не боялись воспитывать детей по заветам своей религии. По некоторым данным, его род принадлежит к одной из ветвей аварских потомков Пророка Мухаммада. Дед Абдулаева Абдулхамид-Афанди всегда мечтал, чтобы его внук стал алимом. Это и определило дальнейшую биографию Ахмад-хаджи Абдулаева, будущего муфтия Дагестана. С самых ранних лет Ахмад-хаджи Абдулаев обучался арабскому языку и основам исламской религии. Начав свое обучение с 1972 года, уже через несколько лет (с 1977 года) Ахмад-хаджи Абдулаев стал самостоятельно обучать верующих. Одновременно он продолжал постигать глубины исламской религии, продолжая совершенствовать свое образование, проводя много времени в беседах с известными учеными-богословами. В 1991 году Ахмад-Хаджи исполнил заветное желание своего деда – он стал имамом мечети в Кизилюртовском районе. В 1992 году Абдулаев занялся преподавательской деятельностью в Исламском институте, где занимал должность ректора. В 1998 году на совете алимов Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев был единогласно избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Дагестана. Особенно заслуживающим уважения фактом биографии Абдулаева является то, что ранее его приглашали занять эту почетную должность, однако он категорически отказывался, вплоть до принятия членами Совета алимов единогласного решения о назначении его муфтием. Как говорит сам Абдулаев, для каждого мусульманина решения Совета алимов стоят на первом месте и не должны вытесняться личными желаниями, амбициями или жизненными планами, поэтому он и согласился взять на себя эту ответственную работу и стал муфтием Дагестана. Период первых лет работы в почетной и ответственной должности муфтия пришелся на очень непростое время, когда общественно-политическая обстановка в стране была напряженной. Ахмад-хаджи Абдулаев стал преемником Сейидмухаммада Абубакарова, мудрого религиозного и общественного деятеля, и, помимо чувства утраты, он ощущал за собой огромную ответственность – ведь будучи новым муфтием, Абдулаев взял на себя миссию исполнить все, что не успел сделать его предшественник. Духовное управление мусульман Дагестана с давних лет несет верующим понимание, что мусульманские народы не могут противостоять друг другу или иметь противоречия – перед богом все равны. На совсем небольшой территории Дагестана соседствуют около пяти десятков народностей, в основном мусульманских, каждая из них имеет свой язык и свою культуру, однако долгие годы им удается мирно сосуществовать, не допуская крупных межнациональных конфликтов. Даже опасная близость к радикальным религиозным течениям не меняет духовно-просветительских методов Духовного управления мусульман Дагестана. Не последнюю роль в поддержании мира в стране играет мощный авторитет религиозного лидера Дагестана Абдулаева. Биография Ахмад-хаджи Абдулаева – зрелые годы. Одним из почетных моментов биографии Ахмад-хаджи Абдулаева является получение им в 2009 году ордена «За заслуги перед Республикой Дагестан». Достижения представителей Духовного управления мусульман Дагестана во главе с муфтием Абдулаевым по поддержанию мира и духовно-просветительской деятельности, особенно в отношении религиозно-политического экстремизма, были оценены по достоинству. Именно деятельность Духовного управления мусульман Дагестана позволяет поддерживать мир и покой в стране. Как говорит сам муфтий, дагестанские мусульмане уже много лет не знают ужасов террора. При этом Ахмад-хаджи Абдулаев отмечает, что действия самих приверженцев радикального ислама во многом служат тому причиной. Ведь истинные мусульмане, глядя на все беды, творящиеся по вине религиозных экстремистов, видят, кто следует религии Аллаха, а кто подчиняется идеологии Абд-аль-Ваххаба, и не допускают пересечения этой грани. Однако радикальные религиозные движения опасны не только террористическими актами. Ведь деятельность экстремистских организаций гораздо шире, особенно в отношении молодых неопытных мусульман. Это и одурманивание умов, и зомбирование. Поэтому обширная духовно-просветительская деятельность, которую с молодых лет ведет Ахмад-хаджи Абдулаев, поддерживая заветы своих предшественников, особенно важна в образовательных учреждениях, где молодые мусульмане находят свой истинный путь и видят свою настоящую веру. Духовное управление мусульман Дагестана во главе с муфтием Ахмад-хаджи Абдулаевым в Махачкале в последние годы стало одним из основных центров изучения, теории и возрождения религиозных наук. Это целая система, которая несет просвещение для мусульман. В нее входят и СМИ, и высшие учебные заведения, преподающие основы исламской религии, и медресе - исламские учебные заведения при мечети. Ахмад-хаджи Абдулаев относится к системе религиозного образования, существующей в стране на настоящее время, с должной критичностью. Он объективно оценивает необходимость лучшего технического оснащения, и активно выступает за внедрение новых образовательных технологий, которые позволят усовершенствовать систему религиозного образования, таких как Интернет. Его планы на ближайшее будущее – сделать обучение основам Ислама доступным для всех желающих, независимо от местонахождения.