Консультация для педагогов гиперактивные дети. Консультация для педагогов: «Гиперактивный ребенок в дошкольном образовательном учреждении. Как общаться с гиперактивным ребенком

Консультация для педагогов на тему:

"Как помочь гиперактивному ребенку"

В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, но при этом могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

C гиперактивными детьми тяжело найти контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении, они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети чаще всего вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве симптом гиперактивности.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются патология беременности, родов, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, стиль воспитания в семье и т.д.

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

    Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

    Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

    Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

    Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

    Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

    Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на

    Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5 - 15 минут.

    При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Взрослый, требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

    Поэтому нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Ребенку легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, поднять «случайно оброненный карандаш», помочь что-то раздать, принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.

    Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

    От гиперактивного ребенка нельзя требовать выполнения сразу быть внимательным, усидчивым, сдержанным. Можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требую в этот момент активного внимания в подходящей ситуации.

    Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупреждать ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер.

    Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

    Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

    Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.

    Рекомендуется написать список того, что взрослые ожидают в плане поведения, можно нарисовать его и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать – вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»)

    Следует развивать у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, ребенку необходимо подумать, представить свои действия.

При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т.д.

Коррекционное воздействие включает следующие приемы и технологии:

    • Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций визуализаций.

      Игры для развития быстроты реакций, координации движений.

      Игры на развитие тактильного взаимодействия.

      Пальчиковые игры.

      Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

      Работу с глиной, водой и песком.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности многие авторы относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.
Существует много мнений о причинах гиперактивности ребенка. Среди них могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др. Подробные сведения о гиперактивности можно почерпнуть, например, из книг В. Оклендер «Окна в мир ребенка» (М., 1997); Ю.С. Шевченко «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом» (М., 1997).

Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Опытный педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дает рекомендации его родителям.
Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, медицинские работники, методист, музыкальный руководитель) должны вести за ним целенаправленное наблюдение.
Затем педагог (или психолог) может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому невропатологу.

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%), нарушения сна (46,3%), аппетита (35,9%), тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д.

Быстрые и импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. В любой ситуации доставляют окружающим много хлопот.

Гиперактивные крайне "неудобны" для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным в дошкольном учреждении и в школе. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.

По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: "подвижные", "импульсивные", "шустрики". Некоторые авторы используют и такие словосочетания, как "моторный тип развития", "дети с повышенной активностью", "дети с повышенной аффективностью".

Ребенок становится "трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается структура темперамента и, следовательно, поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношениях с родителями, и прежде всего с матерью.

Гиперактивного ребенка (а бывает, что их двое, трое и больше в группе) можно заметить, если понаблюдать, как дети приступают к деятельности. Такой ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время, когда другие дети обычно уже активно включаются в работу, он не знает, что нужно делать.

Гиперактивный ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может и вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается, причем нередко по поводам, совершенно не связанным с выполнением деятельности. Ребенок не пытается хоть как-то организовать свою работу, чтобы облегчить выполнение задания, не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которых не видит и не исправляет.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается. Однако результативность подобной "брызжущей" активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца.

Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.

Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей "живая" мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, то есть "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращаются".

Важное значение и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы.

Во-первых, дети этого типа часто или возбудимы, или внутренне напряжены. Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, негативизма.

Во-вторых, эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

В-третьих, чему следует уделить особое внимание, подобная картина эмоционального поведения дошкольника может быть существенно дополнена изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близким взрослым, в первую очередь между ребенком и матерью.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами "уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;
– импульсивность;
– отвлекаемость-невнимательность.

Воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным, если наличествуют по меньшей мере восемь из всех симптомов.

Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.

Как помочь гиперактивному ребенку

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) воспитатель может провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, каждые 15-20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на «награды»: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда и др.
Воспитателю необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).
Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.

Игровые приемы работы с гиперактивными детьми

При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.

Игра «Ласковые лапки»

Эта игра снимает напряжение, снижает агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый кладет на стол 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» прикасается к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком ролями.

Упражнение «Звуки прибоя»

(На релаксацию)

Звучит медленная музыка.
Дети лежат на ковре.

Ведущий: «Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине ). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди - становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся... Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают ). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать...»

Советы родителям гиперактивного ребенка.

Ø Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, какими бы незначительными они ни были. Используйте гибкую систему поощрений и на­ казаний. Ведите бальную или знаковую систему вознаграждений. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Ø Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить "нет", "прекрати", "нельзя". Говорите сдержанно, спокойно. Не прибегайте к физическому наказанию. Стройте ваши отношения на доверии, а не на страхе. Совместно решайте возникшие трудности. Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Ø Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от проявления личностных качеств ребенка, например: "Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому".

Ø Предлагайте ребенку очень четкое расписание повседневных дел. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, так как ребенок все равно будет его нарушать. Такая организация жизни позволит ему обрести уверенность в себе и он сможет в будущем создать собственную структуру организации своей жизни.

Ø Учите ребенка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки, пока он не научится выполнять то, что надо. Для закрепления результатов в обучении используйте его зрительные, слуховые и кинестетические способности. Для закрепления навыков и умений вашему ребенку требуется больше времени, чем здоровым детям. Проявляйте терпение, повторяйте обучение снова и снова.

Ø Постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в оформлении этой комнаты. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребенок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничто не отвлекает его. Ребенок, у которого повышена активность, не в состоянии сам отфильтровывать внешние возбудители, сделать так, чтобы ничто постороннее не мешало ему заниматься делом.

Ø Предлагайте ребенку не больше одного дела на короткий промежуток времени, чтобы он мог его завершить. Ставьте перед ним задачи, соответствующие его способностям. Когда ребенок садится за домашние задания, выключайте радио и телевизор.

Ø Определите для ребенка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Следует отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Ø Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребенка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно увести его на несколько минут из зоны конфликта в его комнату.

Ø Избегайте большого скопления людей, шумных компаний. Ограничивайте число товарищей по играм до одного, или самое большее, двух человек одновременно – из-за того, что ребенок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль над ситуацией и влиять на направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие в вашем доме.

Ø Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Ø Предоставляйте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Ему полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Подготовила педагог-психолог Блинникова Г.Н.

Могут ли диагноз "гиперактивность" поставить ребенку в детском саду? Стоит ли принимать во внимание слова бабушки, которой внук кажется уж слишком подвижным и неуправляемым? Да, безусловно, существует такой диагноз - СДВГ, но еще больше случается ошибок в воспитании детей, которые приводят к "гиперактивному" поведению. Как их избежать, рассказывает психолог Ольга Маховская в книге "Думай как ребенок, поступай как взрослый".

"На сына жалуются в детском саду. Он расторможенный, невнимательный. Говорят, у него синдром гиперактивности!"; "Мне кажется, гиперактивность - это детская инфекция. Как только в группе появляется шустрый ребенок, дети перестают слушаться"; "У моей подруги гиперактивный мальчик. Я не люблю, когда она приводит его с собой. Ни поговорить, ни чаю выпить, а потом еще убирай два часа после таких гостей!"

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) характеризуется внешней моторной активностью и расстройством внимания, но не означает снижения самых важных познавательных функций: интеллекта и памяти. После того как в США СДВГ отнесли к психиатрическим расстройствам, наблюдается рост диагностируемых случаев. Встревоженные и уставшие родители торопятся к доктору, чтобы получить медикаментозные средства для успокоения ребенка.

В нашей стране еще совсем недавно детей старались не водить к психологу, опасаясь услышать психиатрический диагноз. Сегодня родители прикрываются диагнозом, чтобы школа не предъявляла претензий ни к ребенку, ни к ним.

Иногда психологу кажется, что родители приходят с одной целью - узнать, на какие кнопки нужно нажимать, чтобы ребенок подчинялся командам и не отвлекался на посторонние дела. Таких кнопок нет. Кнопки есть на девайсах. Прежде чем завести ребенка, нужно все-таки понять: может, вам просто стоит купить еще одно управляемое устройство? Беспокойство должны вызывать неподвижные, заторможенные дети, не издающие ни звука.

Особую группу "риска" составляют дети, которых отдают в школу с шести лет. Хотя они могут продемонстрировать свои таланты, но навыки произвольного поведения, способность к концентрации внимания, произвольному запоминанию и воспроизведению у них еще не сформированы. Синтетические функции, целостность восприятия, способность устанавливать причинно-следственные связи между предметами, событиями, действиями и последствиями обеспечиваются зрелостью коры головного мозга.

История Сережи: не гиперактивность, а завышенные требования

Сереже три с половиной года, и мама водит его в группу неполного дня, только на развивающие занятия. Чтобы родить Сережу и вырастить его лучшим мальчиком на свете, мама оставила карьеру и весь жар души вложила в развитие сына. Она - идеальная мама, но несмотря на это вынуждена признать, что Сережа пока не достиг желаемых результатов. Занимаются английским - выучил несколько латинских букв, да и те забыл через пару дней, в одно ухо влетает, в другое - вылетает.

Преподаватель жалуется, что Сережа бегает по группе, не повторяет за ней слова, не поет песенки. Она уверяет, что мальчику еще рано заниматься. Но мама-то расспросила родителей: дети примерно Сережиного возраста. В группе уже есть "звезды". Вон малышка Катенька, наверное, вырастет, выйдет удачно замуж за топ-менеджера иностранной компании и будет счастлива сама, и ее дети тоже...

Что происходит. Родители, желающие реализовать себя и живущие по принципу "Не мы, так наши дети!", оказывают психологическое давление на ребенка, несопоставимое с его силами.

Наши родители одержимы ранним развитием . Группы неполного дня в детских садах и центрах развития переполнены трех-четырехлетними детьми, которым по физиологическим требованиям нужно гулять на свежем воздухе, включаться в подвижные игры. Они еще не умеют застегивать пуговицы, но уже знают несколько фраз на английском.

Мамы и няни на прогулках ревниво присматриваются к достижениям других детей, чтобы не отстать. Их логика понятна: раньше выйдешь на старт, раньше станешь чемпионом. Но в жизни она не подтверждается: слишком "ранние" быстро выдыхаются, а в зрелом возрасте лидируют бывшие троечники, сохранившие запал и накопившие контакты, а не только знания, умения, навыки.

Конкурентность, характерная для взрослой жизни, тяжелым грузом ложится на детские плечи. Ажиотаж взрослых вокруг любых личных достижений возбуждает и ребенка. Его еще не научили выполнять элементарные задачи, выбирать, планировать и контролировать процесс, а перед ним уже ставят высокие цели. Ребенок растет с чувством неполноценности, надеясь на то, что однажды сможет сорвать джекпот и "заткнуть всех за пояс".

Так формируется психология неудачника. Сегодняшний неудачник - это не человек с грустным лицом и опущенными плечами, а живчик, который с энтузиазмом заваливает одно предприятие за другим и тут же берется за еще более сложные задачи.

История Пашки: не гиперактивность, а отсутствие воспитания

Маленький Пашка родился в семье, где уже был один "гиперактивный" ребенок - его старший брат Семен. Конечно, родители надеялись, что за терпение и бессонные ночи последних шести лет будут вознаграждены девочкой, настоящим ангелом. Но нет, родился мальчик. И началось: один кричит, другой орет. Старший отбирает у младшего игрушки, а младший норовит стукнуть, не боится получить сдачи. Если удается усадить одного что-то рисовать, то другой срывается с места и носится по дому.

Спасение, когда одного из парней забирают дедушка с бабушкой. Они уверяют, что нет проблем ни с одним из мальчишек. Если братьев разделить, они вполне вменяемы и послушны. Однако дело не только в том, у бабушки с дедушкой Пашка или Сема могут успокоиться, поиграть, получить внимание, то есть быть вне конкуренции. Дело еще и в том, что меняется воспитательная среда - другой дом, другие взрослые...

Что происходит . Мы постоянно наблюдаем, как посторонний для семьи человек, друг или родственник, который пока не устал от детей и у которого не "замылен глаз", легко договаривается с ребятами, а потом не только не жалуется, но и рассказывает невероятные вещи: они - умные, вежливые, аккуратные, добрые, чудо-дети.

Родительский страх не справиться с воспитанием детей "конвертируется" в уверенность, что это уже произошло, но по вине не взрослого, а ребенка, или по причине дурной наследственности. Родитель физически может находиться рядом с ребенком, но психологически устраниться.

Случается, неопытные воспитатели в детском саду тоже преждевременно паникуют, жалуясь, что им в группу "набросали" слишком много гиперактивных детей. Гораздо чаще можно встретить педагогически запущенного ребенка, которого пока не научили, как себя вести в новой группе.


Что делать родителям, если ребенка называют гиперактивным?

  1. Строгая дисциплина в отношении еды-сна-прогулок с самого рождения малыша снижает уровень тревожности и, соответственно, суетливости и неупорядоченной активности. Режим может меняться, но все равно стоит придерживаться выбранного расписания, причем так, чтобы пик активности выпадал на утро, а не на вечер. В течение дня накапливается усталость, а это значит, что "устают" и системы физиологической и психологической регуляции поведения ребенка. Он становится более капризным, невнимательным, суетливым.
  2. Строгая дисциплина не означает подавления любых эмоциональных всплесков , сильных желаний ребенка. В безопасной среде, дома или в детском саду, необходимо дать ребенку возможность попробовать разные уровни активности. За высокой моторной активностью иногда скрывается индивидуальная потребность в физической нагрузке. Проблема не в высоком уровне активности, а в слабой саморегуляции.
  3. Если в основе гиперактивности лежит проблема механизмов торможения, то особое внимание стоит уделять планированию деятельности . Часто родители с энтузиазмом агитируют ребенка что-либо сделать, но забывают показать, чем и как заканчивается игра или интересное занятие. Мотивация - это очень важно. Но в основе саморегуляции - навык целеполагания. А чем должно было все закончиться?

Я называю результат такой методы обучения "синдромом развязанных шнурков". С тех пор как синдром гиперактивности стал широко известным, на него списывают все недостатки воспитания: неубранные игрушки, разбросанные ботиночки, немытые чашки, открытые дверцы шкафчиков на кухне. Ребенок что-то начал делать, но не завершил: надел ботинки, но не завязал шнурки, напялил шапку шиворот-навыворот, не застегнул куртку или застегнул, но неправильно, и т.д. У него еще не сформирована ориентировочная основа деятельности, а также функции самоконтроля.

  1. Пока дети не научатся читать и следовать длинным инструкциям, используйте метод пиктограмм - набор символических рисунков, изображенных на альбомном листе, прикрепленном к стене, который подскажет ребенку последовательность шагов.

Дети с удовольствием "читают" дорожные знаки, вывески на магазинах и офисах. Это те же пиктограммы. Можно, например, придумать значки для занятий с пластилином. Пусть пластилиновая гусеница напомнит, что по ночам она любит прятаться в коробочке, а не оставаться брошенной на столе.

  1. Прекрасную возможность для тренировки способности ориентироваться и контролировать результаты своих действий, договариваясь с другими детьми, дает ролевая игра . Получая отклики от других, ребенок учится смотреть на свои действия со стороны. Сравнивая достижения разных детей, он сможет оценить результативность своих усилий. Задача взрослого - не только инициировать и организовать ролевую игру, но и помочь детям преодолеть неизбежные конфликты.
  2. Следите за эмоциональным фоном в семье. Избыточная нервозность и напряженность в отношениях между взрослыми скажутся и на возбудимости ребенка. Называйте вслух свои и его эмоции, помогайте ему правильно оценивать намерения других людей, распознавать свои и чужие чувства, учитывать их во взаимодействии.
  3. Настольные игры (домино, мозаика, лото) прививают усидчивость и настраивают ребенка на взаимодействие. Игра строится по простым, понятным даже 4-летнему малышу правилам. Результат игры очевиден - выигрыш, а ее продолжительность - 10 - 15 минут. Именно столько времени ребенок 4 лет может заниматься непрерывно, чтобы не устать и не потерять интерес.
  4. Как бы ни вел себя ребенок, оценивайте его действия, а не приклеивайте ярлыки, снижая самооценку. Такие номинации, как "болтушка", "непоседа", "юла", "торнадо", "катастрофа", не для вашего ребенка.

Никто кроме специалиста, регулярно наблюдающего ребенка, не может поставить диагноз "гиперактивность". Дети с сильным темпераментом отличаются повышенной подвижностью. Такова особенность их нервной системы. Движение - это способ адаптации ребенка к окружающему миру. Существуют десятки психологических приемов, доступных любому родителю и позволяющих ребенку совладать со своим поведением. И не потребуется никакого медицинского вмешательства.

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Нелегко бывает провести грань между неудовольствием, раздражением, антипатией, с одной стороны, и пониманием, сочувствием, удовлетворением, возникающими в процессе работы, с другой стороны. К гиперактивному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуждение, но нельзя ли постараться понять его и вместе с ребенком нравственно расти в процессе решения его многочисленных проблем? Каковы потребности ребенка? Как найти к нему подход? В чем сильные стороны его личности? В чем он испытывает трудности? В какой степени в процесс работы с ребенком можно вовлечь его окружение? Как может быть организована помощь с учетом местных условий?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Особенности работы с гиперактивными детьми»

Воспитатель: Смирнова Ю.В.

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их.
Дети с неуемной жаждой движения. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Нелегко бывает провести грань между неудовольствием, раздражением, антипатией, с одной стороны, и пониманием, сочувствием, удовлетворением, возникающими в процессе работы, с другой стороны. К гиперактивному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуждение, но нельзя ли постараться понять его и вместе с ребенком нравственно расти в процессе решения его многочисленных проблем? Каковы потребности ребенка? Как найти к нему подход? В чем сильные стороны его личности? В чем он испытывает трудности? В какой степени в процесс работы с ребенком можно вовлечь его окружение? Как может быть организована помощь с учетом местных условий?

Характеристика гиперактивного ребёнка

Причины возникновения гиперактивности у детей

Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. То есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Говорить о гиперактивности можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.

Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить. Для определения и постановки диагноза обязательной является комплексная диагностика, включающая медицинское, психологическое и педагогическое обследование. Если болезнь не лечить, то с каждым годом проблемы с поведением ребёнка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и сохраняются приблизительно до 12 лет. Детям дошкольного возраста диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребёнком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

Гиперактивные дети объект научных исследований уже с давних времен,

их наблюдают, пытаясь понять. Им посвящена обширная литература.

Это дети с родовой травмой в анамнезе, последствия которой у российских авторов называются по-разному: это и энцефалопатия, и минимальная мозговая дисфункция, и синдром дефицита внимания, и гипервозбудимость. В отечественной литературе наиболее часто встречается термин минимальных мозговых дисфункций. В соответствии с диагностическими критериями, разработанными Американской психиатрической ассоциацией и опубликованными в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (DSM-1V) диагностика этого синдрома осуществляется в двух измерениях: это нарушение внимания и гиперактивность-импульсивность.
Эти дети перенесли в период рождения, или в первые несколько дней жизни, или во внутриутробный период жизни какие-либо трудности, которые сопровождались кислородным голоданием клеток головного мозга. И это кислородное голодание (гипоксия) привело к так называемой биохимической травме. Одним из последствий этой биохимической травмы является повышение внутричерепного давления и/или хронический тонус сосудов головного мозга в какой-либо его области (как реакция на травму).

Учёные Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния.

В результате всех этих последствий, изучение которых входит в компетенцию невропатологов, нейропсихологов и физиологов, состояние центральной нервной системы у этих детей изменяется, и они приобретают особенности, которые внешне выражаются в характерном поведении. Эти изменения в поведении, в развитии ребенка могут быть скорректированы, скомпенсированы, и ребенок со временем может войти в нормальное русло развития соответственно возрасту.

Если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности,а диагноз в медицинской карте не поставлен, родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт, педагогу необходимо в тактичной форме рекомендовать родителям обратиться к психологу или невропатологу. Важно убедить родителей, что ребёнку необходима помощь специалиста. ].
Распространенность гиперактивности высока, с каждым годом ей страдают все больше детей дошкольного и школьного возраста, причем мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого патологического состояния по сравнению с девочками.

Взаимодействие педагога с гиперактивным ребёнком

С появлением гиперактивного ребёнка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей. Да и сам гиперактивный ребёнок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что ещё больше усугубляется неадекватным активным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка – характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное – гиперактивный ребёнок становится лидером в коллективе.

Такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь, могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать и т.п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьёзные травмы. Часто у них появляются подёргивания и тики.

Многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Так, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Например, если ребёнок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.

Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.

Как показала практика эффективными в работе с гиперактивными детьми являются следующие игры:

«НАЙДИ ОТЛИЧИЕ»

Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Описание игры: ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось.

«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Описание игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.

Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: развивать умение распределять внимание.

Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.

Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры, кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети её услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или кружиться на месте).

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

При общении с гиперактивными детьми важно подобрать верный тон, не срываться на крик или не впадать в безудержное сюсюканье. В общении с таким ребёнком следует быть мудрым, добрым и терпеливым.

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.

Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Также очень важен физический контакт с ребёнком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – со временем это даёт выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и детьми.

Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Для этого необходимо поддерживать распорядок дня, соблюдать время приёма пищи, сна, выполнения заданий, игр. Можно определить для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко. Важно отмечать и хвалить прилагаемые им усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Дав ребёнку новое задание, лучше показать, как его выполнять, подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы очень важны. Не следует перегружать внимание дошкольника. На определённый отрезок времени, можно поручить только одно дело, чтобы он мог его завершить. Сначала следует обговорить задание, а потом подключать технику. По мнению специалистов, это будет способствовать снижению агрессии.

Любой вид деятельности, требующий от ребёнка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание и т.п.), должен быть вознаграждён: в качестве приза может выступать маленький подарок, слова похвалы и одобрения.

Прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег, очень полезны для гиперактивного ребёнка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – следить, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Как ни странно, таким детям дополнительная физическая нагрузка не только не противопоказана, но и полезна. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребёнок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно.

Весьма не легко, но очень важно научить ребёнка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого можно воспользоваться следующими приёмами. Когда дошкольник проявляет чрезмерную активность, рекомендуется мягко остановить его, не повышая голоса, предложить отдохнуть, обнять за плечи, ласково погладить по голове, обратить внимание на окружающих детей и игрушки, попросить что-то рассказать.

У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в сенсорных раздражителях, удовлетворить которую весьма трудно.

Коррекция поведения гиперактивных детей проходит более эффективно в процессе художественно-предметной деятельности, если она организуется на основе:

*синтетического характера деятельности, дающего возможность достаточно быстрой смены разных её видов (изобразительная, игровая, коммуникативная, предметно-практическая деятельность);

*сочетание разных видов художественного творчества;

*простоты разных видов деятельности (это необходимо, потому что по развитию мелкой моторики гиперактивные дети отстают от сверстников);

*яркости и практической ценности результата, что приносит гиперактивному ребёнку чувство удовлетворения;

*сочетания различных форм педагогического воздействия: индивидуальной работы, совместной работы с ребёнком и родителями, работы в малых группах, взаимодействия с психологами и другими педагогами.

Приложение 1

Памятка воспитателю

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
  2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Приложение 2

Памятка родителям

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ

* поддерживать дома чёткий распорядок дня;

* выслушивать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);

* автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

* отвлекать ребёнка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить его действия);

* сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

* оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

* не запрещать действие ребёнка в категоричной форме;

* не приказывать, а просить (но не заискивать);

* не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения.


Консультация для воспитателей

«Гиперактивный ребёнок»

Любивая Г.Г., педагог-психолог д/с №17 г.Алексеевка Белгородская область

Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"?

Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!) , а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"

Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

Тест на гиперактивность

Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"... Итак, Активный ребенок:

Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры (кричалки-догонялки) пассивным (пазлы, конструкторы) , но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни...

Откуда ноги растут?

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

Спокойствие, только спокойствие!

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу) . Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.

А также воспользуйтесь такими советами:

Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.

Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным) ". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

В воспитании необходимо избегать двух крайностей - проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер) , избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр) .

В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

"Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. В этом случае нужна консультация специалиста.

Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.

Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим...") , но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.