Кто является автором загадочные буквы. Загадочные буквы. Развитие речевых и творческих способностей

Загадочные буквы

Какие бы аббревиатуры ни изобретали автомобильные компании в желании не повторить друг друга - GDI, FSI, DI, D4, - речь идет об одном и том же, о технологии непосредственного впрыска бензина. То есть когда бензин впрыскивается не во впускной патрубок, как у «обычных» моторов с впрыском, а непосредственно в цилиндр двигателя.

Конечно, моторы с непосредственным впрыском сложнее и дороже традиционных. Тем не менее в последние годы ими «обзавелись» автомобили многих известных марок. Почему?

Запасов нефти на нашей планете не прибавляется - для европейских и японских автовладельцев, не избалованных низкими ценами на топливо, экономичность очень важна. Проблему загрязнения атмосферы тоже никто со счетов пока не сбрасывал. Конечно, благодаря ужесточению экологических норм удалось уменьшить выбросы наиболее вредных веществ - угарного газа, несгоревших углеводородов и оксидов азота. Но разговоры о парниковом эффекте ведутся не на пустом месте, а потому снижению выбросов углекислого газа в атмосферу посвящено немало национальных и международных программ. Применительно к автомобилю эти проблемы взаимосвязаны: у двигателя внутреннего сгорания выброс углекислого газа пропорционален расходу топлива. Так что повышение эффективности работы ДВС полезно не только для кошелька автовладельца, но и для нашей атмосферы.

Поднять эффективность современного бензинового двигателя - задача непростая: и конструкция, и технологии ДВС совершенствуются уже 150 лет, и многие резервы давно выбраны. Однако многие решения в свое время применялись, но так и не прижились, а сейчас, на новом витке развития науки и технологии, снова становятся актуальными. Непосредственный впрыск бензина как раз из этой области.

Теория двигателей гласит: чем выше давление в цилиндре перед воспламенением смеси, тем больше отдача двигателя. А давление в цилиндре зависит от того, сколько воздуха попадет в него за время такта впуска: чем больше воздуха, тем больше будет давление, когда его сожмет поршень. И нам выгодно, чтобы даже на малых нагрузках, когда не нужно сжигать много топлива, в цилиндр все равно попадало много воздуха - больше будет давление в конце такта сжатия.

Но также известно, что для полного сгорания бензина необходимо, чтобы на каждый грамм топлива в цилиндре приходилось 14,7 грамма воздуха. Если воздуха будет больше, такая смесь называется бедной. И в отличие от дизеля в бензиновом двигателе с работой на очень бедных смесях не все хорошо получается. Ведь смесь воздуха и топлива здесь поджигается искрой свечи зажигания. И если соотношение воздуха и топлива в смеси будет больше 17:1 (больше 17 частей воздуха на 1 часть бензина), начинаются проблемы с воспламенением от свечи. Именно поэтому в традиционных двигателях с впрыском бензина (во впускной патрубок) активную роль по-прежнему играет дроссельная заслонка - мы вынуждены ограничивать количество поступающего в цилиндры воздуха, чтобы смесь не стала слишком бедной.

Таким образом, если мы хотим поднять эффективность работы бензинового двигателя на малых нагрузках, должны научить его «переваривать» бедную смесь.

И вот тут на помощь приходит непосредственный впрыск. Ведь форсунка здесь подает топливо не в поток воздуха на впуске, а непосредственно в цилиндр, и мы можем сделать так, чтобы при общем «бедном» соотношении воздуха и топлива в цилиндре около свечи оказалось более «богатое» облако смеси, которое хорошо воспламеняется.

Common rail

АККУМУЛЯТОРНАЯ СИСТЕМА ВПРЫСКА

Система впрыска топлива двигателя FSI практически такая же, как у большинства современных дизелей - она называется «аккумуляторная», но более известно «импортное» название common rail. Насос создает высокое (от 30 до 110 бар) давление в единой магистрали. Магистраль имеет большой диаметр, потому что одновременно служит гидроаккумулятором - в большом количестве топлива гасятся пульсации давления от насоса.

Такое распределение топливной смеси в цилиндре называется послойным в отличие от гомогенного, когда топливо и воздух перемешаны равномерно. Кстати, аббревиатура FSI, которую использует группа Volkswagen для обозначения моторов с непосредственным впрыском, расшифровывается как Fuel Stratified Injection - «послойный впрыск топлива».

Понятно, что в реальных условиях движения мотор должен работать в разных режимах. Послойное распределение - для работы на бедных смесях, то есть в экономичном режиме, при малых нагрузках, например, когда мы, никуда особо не торопясь, ровно едем с комфортной скоростью. А вот для больших нагрузок, для мощностных режимов (разгон, движение на высоких оборотах, с высокой скоростью) нам обязательно потребуется гомогенная смесь.

Ничего не потерять

ПОТОК ВОЗДУХА НА ВПУСКЕ ДВИГАТЕЛЕЙ FSI

Для обеспечения послойного смесеобразования необходима высокая скорость потока воздуха. Чтобы ее получить, в некоторых моторах с непосредственным впрыском бензина используют вертикальные впускные патрубки большой длины. Но такие патрубки не всегда удается скомпоновать с очень полезной системой изменения их длины. Заслонки во впускных патрубках моторов FSI создают некоторое сопротивление, зато позволяют увеличить скорость потока воздуха при наклонных патрубках, легко совместимых с системой изменения их длины.

Переключение между этими режимами осуществляется разными способами. Например, в моторах FSI предусмотрена специальная заслонка на впуске, которая в режиме послойного распределения закрывается. В результате поток воздуха сужается, ускоряется и, влетая в цилиндр, закручивается в «баранку». Топливо впрыскивается во время такта сжатия (поэтому для непосредственного впрыска нужен насос высокого давления). Сплющенная поршнем, но еще движущаяся «баранка» воздуха не так уж и сильно рассеивает впрыснутое топливо, зато помогает ему компактным факелом попасть на свечу. И еще создает вокруг топливного заряда прослойку воздуха, снижая потери тепла в днище поршня и в стенке цилиндра.

В режиме гомогенного смесеобразования заслонка на впуске полностью открыта. В результате воздух поступает в цилиндр равномерно и широким потоком. В этот поток, еще во время такта впуска, и впрыскивается основная порция топлива. В горячем цилиндре оно испаряется и хорошо перемешивается с воздухом - образуется равномерная топливовоздушная смесь по всему цилиндру.

У других компаний можно встретить иные способы переключения режимов впрыска - например, специальные двухрежимные форсунки, которые могут впрыскивать топливо в цилиндр либо компактным узким факелом (для послойного распределения), либо равномерным широким конусом (для образования гомогенной смеси). Кстати, в режиме гомогенной смеси двигатель с непосредственным впрыском тоже эффективнее традиционного собрата. Ведь в нем можно обеспечить впрыск топлива не в одну, а в несколько стадий и таким образом решить множество проблем - от ускоренного прогрева нейтрализатора при холодном пуске до снижения риска детонации и улучшения процесса сгорания при высоких нагрузках, а значит, повышения мощности.

Конечно, «бесплатных пирожных» в технике не бывает. Мы уже отметили: чтобы впрыскивать бензин непосредственно в цилиндр во время такта сжатия, нужен топливный насос высокого давления - почти такой же, как на дизелях. И соответствующая система питания. А для получения вакуума (без которого, скажем, не работает усилитель тормозов) потребуется вакуумный насос. Ведь в режиме послойного распределения двигатель работает на малых порциях топлива, но при полностью открытой дроссельной заслонке (чего мы, собственно, и добивались). А если дроссельная заслонка открыта, разрежение в задроссельном пространстве не создается!

Не так все просто и с обеднением смеси. Ведь и двигатели с традиционным впрыском бензина могут работать на более бедной смеси, чем работают сейчас. Конечно, не на такой сверхбедной, как мотор с непосредственным впрыском, но все равно, экономия топлива была бы заметной. Тем не менее в большинстве современных автомобилей эта возможность не используется. И причиной тому - экология. Ведь при работе на бедной смеси значительно растет выброс оксидов азота - традиционный трехкомпонентный нейтрализатор в этой ситуации с ними не справляется. И если мы хотим работать на бедных смесях, то даже для соответствия нормам Евро 3 нам потребуется дополнительный специальный нейтрализатор-поглотитель оксидов азота. И, понятно, электроника для обеспечения его работы. А «противоазотный» нейтрализатор мало того, что недешев, так еще быстро выходит из строя при высоком содержании серы в топливе. Так что, пока еще не нормируется выброс углекислого газа, а бензин в большинстве стран мира содержит достаточно много серы, производителям автомобилей приходится отказываться от отдельных преимуществ непосредственного впрыска бензина, в первую очередь - от работы на бедных смесях. И, конечно, выдающейся экономии топлива в этом случае получить не удается. Правда, и не так возрастает стоимость автомобиля - нет необходимости устанавливать «противоазотный» нейтрализатор и оборудование для его работы.

Но, если получаемая экономия топлива с ростом цен на нефть станет целесообразной или, скажем, более активно будет вестись борьба с выбросом углекислого газа (CO2), двигатель с непосредственным впрыском готов продемонстрировать свои достоинства в любой момент. Достаточно будет поставить второй нейтрализатор и изменить программу блока управления.

Самые таинственные буквы в русском языке

Учили в детстве мы, друзья,

Весь алфавит от А до Я…

С.Михалков «Азбука»

Самой таинственной является буква Ё. Почти всегда мы пишем ее без двух маленьких точек над ней. А, оказывается, эти две точки завоёваны с большим трудом.

«Более двухсот лет прошло, как она появилась в русском алфавите. До этого была «йо». Впервые букву Ё употребил писатель и историк Н.М.Карамзин в слове «слёзы», объяснив при этом, что Ё заменяет «йо». С тех пор «йо» употреблять не стали. Но Ё приживалась слабо, обычно писали ее без точек. Употребляли новую букву с надстрочными знаками в букварях, словарях, энциклопедиях.

В декрете от 23 декабря 1917 года было сказано: «Признать желательным, но не обязательным употребление буквы Ё». Так с тех пор и повелось.

В 1942 году сделали новую попытку ввести употребление буквы Ё с надстрочными знаками. Но в печати она продолжала употребляться без них. Очевидно, техника печатания, а при письме необходимость отрывать руку для постановки точек заставляют игнорировать точки над ней . Хотя и Й с надстрочным знаком, но она сразу завоевала себе место и при ее написании отклонений нет». (Из книги «Родное слово»)

В младших классах учат обязательно различать Е и Ё, писать с точками, да и в учебниках точки над Ё всегда ставились. А с переходом в пятый класс читать становится сложнее, в книгах две точки уже не поставлены. Например, как правильно читать – оперся или опёрся? Надо ломать голову. Недавно смотрела в словаре, как правильно говорить –желчный или жёлчный пузырь. Была на УЗИ и сказала –жёлчный, а врач поправила – желчный. Или слово «стекла»: надо по смыслу предложения смотреть, вода стекла или стёкла оконные. А, решая кроссворд, по вертикали было слово «копьё», а по горизонтали «плен», в котором нет буквы Ё. Автор не обратил на это внимания, он как бы объединил обе буквы, а я считаю, что так совершенно неправильно. Это две разные буквы и по произношению, и по правописанию, но многие об этом не задумываются. Вот подтверждение:

Еще одной таинственной буквой я считаю Ф. Это случилось после того, как я увидела комедию «Старинный водевиль». В ней речь идет о событиях 1814 года, когда русская армия возвращалась в Москву после победы над Наполеоном. В фильме сказано, что были две буквы – фита и ферт, которые писались по-разному, а произносились одинаково. Тогда современной Ф вообще не было. Наверно, поэтому она отсутствует в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Во глубине сибирских руд», «Узник», «Песнь о вещем Олеге» и многих других. А ответ прост: в русском языке слова с буквой Ф почти все иноязычные, заимствованные из других языков. Например, фант, фантазия, фигура… В некоторых народных говорах до сих пор вместо Ф произносят х, хв: вместо фасон – хвасон, вместо Федор – Хведор. И даже получились обратные замены: хулиган –фулиган, фост – хвост.

В конкурсе «Знатоки» задавали вопрос: «Две почти одинаковые буквы живут по-разному. Одна довольна своей жизнью, а вторая жалуется на то, что ее мало употребляют. О каких буквах идет речь?» Речь шла о мягком и твердом знаках. В справочной литературе есть сведения, что Ъ называют буквой-бездельником. Раньше она называлась «ер» и употреблялась на конце многих слов после согласных: банкъ, домъ. А сейчас играет скромную роль разделения в некоторых словах. Почему же ее роль изменилась? Из-за чрезвычайного затруднения правописания. По подсчетам, процент ее использования составлял 3,4. В царской России книг издавалось немного, но буква «ер» занимала при этом около 8,5 миллиона страниц. «Если бы все твердые знаки в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» напечатать отдельно, они заняли бы 70 страниц. А учитывая тираж, буква-бездельник заняла бы 21 миллион страниц. Из этой бумаги получилось бы 21 тысяча книг по тысяче страниц каждая». (Из книги «На уроке и после урока»)

· Прочитайте название произведения, которое мы будем читать первым в данном учебнике.

· Теперь послушаем стихотворение В. Данько. (Учитель может выбрать любой вариант работы с текстом в зависимости от подготовленности учащихся класса: 1) стихотворение читает сам учитель, а буквы озвучивают школьники; 2) дети самостоятельно в медленном темпе читают стихотворение, называют отгаданные буквы; 3) хорошо читающий ученик читает текст стихотворения, а ученик, не достигший хорошего уровня техники чтения, называет буквы (лучше организовать работу в парах). Стихотворение можно разбить на 3 блока (по 10 строк), чтобы школьники могли сделать паузу и осмыслить прочитанное.)

Работа с заданиями к тексту.

· Откройте с. 8 учебника. Мы уже пытались предположить, почему автор назвал буквы загадочными. Давайте проверим наши предположения после прочтения стихотворения. Откройте «Рабочую тетрадь» на с. 16 и выполните задание, предложенное авторами.

· Назовите все буквы, которые спрятались в пустых квадратиках.

Перечитывание текста цепочкой.

Учитель предлагает детям перечитать текст цепочкой. В данный момент он должен объяснить, что значит читать цепочкой (по одному предложению каждый ученик). В перечитывании задействованы все дети класса. Один читает - остальные следят и перечитывают молча.

Выборочное чтение.

Чтение можно организовать в соответствии с заданиями 3-4 на с. 8 учебника.

Творческая работа в парах.

Учитель читает задание 6, организует работу в парах. Обязательно проговариваются правила работы в парах. Осмысливаются понятия: обсудить с другом, договориться, выслушать друг друга, найти хорошее в высказанной идее и т. д.

Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.

· Что нового узнали на уроке, чему научились? Каких результатов достигли?

· Всё ли удалось на уроке? Что было трудно выполнить?

· Выберите по цвету ту фишку, которая отражает ваши достижения на уроке. (Дети по желанию могут прокомментировать и обосновать своё мнение относительно выбора фишки .)

В зависимости от того, насколько хорошо ребёнок читает, можно по-разному организовать работу в домашних условиях. Если ваш ребёнок ещё не очень хорошо читает, то необходимо предложить ему перечитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы». Читать можно разными способами: по строчке, по абзацу, ускоряя темп и т. д. При необходимости можно попросить ребёнка перечитать стихотворение ещё раз вслух самостоятельно. Обязательно хвалите его за каждое удачно прочитанное предложение. Не скупитесь на похвалу, создавайте ситуацию успеха, тогда и успех будет гарантирован.

Если ваш ребёнок уже читает бегло, попросите его подготовить для младших братьев и сестёр (либо для других членов семьи) выразительное чтение стихотворения. После этого помогите ему организовать прослушивание его чтения. Если чтение будет неудачным, нужно вместе с ребёнком проанализировать допущенные ошибки, потренироваться ещё раз, научиться эмоционально воздействовать на слушателя.

Урок 3

Тема:И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе с учителем; чётко произносить изученные звуки; освоить приём жужжащее чтение, находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения.

Метапредметные:

регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сформулированные учителем, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы с помощью разноцветных фишек;

познавательные: сравнивать сказку и рассказ, выявлять общее и различное;

коммуникативные: находить в толковом словаре значение непонятного слова, осмыслять его, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы в вежливой форме взрослым, в том числе родителям (коммуникативные).

Слово «загадочный» значит непонятный, представляющий собой какую-то загадку.

Слово «загадочные» можно заменить на слово «таинственные».

Ведь оно тоже обозначает труднообъяснимые понятия.

2. Подумай, какие буквы спрятались в пустых квадратиках.

А - лягушку проглотила.

Л - тележку покатила.

Д - откроем и войдем.

Ш - под елкою найдем.

О - жужжит и больно жалит.

П - в лесу деревья валит.

В - чирикает на ветке.

Т - рычит на нас из клетки.

Н – приятный любит запах.

К – на мягких ходит лапах.

М – спасается от кошки.

Ц – в горшочке на окошке.

Щ – усердно чистит зубы.

З – велит надеть нам шубы.

Ж – в коробочке сидит.

У – совсем не ядовит.

Ч – с собою домик тащит.

Э – откликнется из чащи.

И - в лесу на курьих ножках.

Г - лежат у нас в лукошках.

С - по шёрстке мы погладим.

Ё - мы к празднику нарядим.

Ф - мерцает огоньком.

Ю - завертится волчком.

Ы - у сыра посерёдке.

Б - пекут на сковородке.

Е - в лесу с куста мы ели.

Р - вокруг Луны летели.

Х - к обеду на столе.

Я - на каждом корабле.

4. Назови «веселые», «зубастые», «вкусные» буквы. Прочитай. Дай названия остальным буквам. Какие их них можно назвать фантастическими, любимыми, домашними?

Веселые буквы: Л, Ш, В, К, М, Ж, У, Ч, Э, С, Ё, Ю, Ы, Р

Зубастые буквы: А, О, П, Т.

Вкусные буквы: Г, Б, Е, Х.

Серьезные буквы: Д, Н, Ц, Щ, З, И, Ф, Я.

Фантастическими я бы назвал следующие буквы: И, Р.

Любимым я бы назвал следующие буквы: Ш, К, З, С, Ё, Ю, Б.

Домашними я бы назвал следующие буквы: Л, П, К, Ц, Щ, С, Б.

5. Самостоятельно придумай предложение или стихотворное двустишие с любой из букв.

Определи интонацию, с которой ты прочитаешь составленный тобою текст. Помощь можно найти в «Рабочей тетради».

М – на всем свете самая милая,

Самая нежная, неповторимая.

Интонация радостная, восторженная, с гордостью.

О – позолотила все вокруг и принесла холода.

Интонация спокойная, повествовательная.

6. Обсудит с другом, каким образом можно обычные слова превратить в волшебные.

Это можно сделаю с помощью темы, сюжета предложения или стихотворения. Также сделать слова волшебными помогает интонация.

Предмет: Литературное чтение
Класс: 1 «Д»
УМК: «Школа России»
Тема урока: В. Данько «Загадочные буквы»
Тип урока: урок изучение нового материала.
Цель урока: ознакомление учащихся со стихотворением В. Данько «Загадочные буквы»
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с учебником;
Развивающие: развивать речевые умения, воображение, внимание, творческие способности;
Воспитательные: воспитывать читательский интерес.
Ключевые понятия урока: автор, стихотворение, рифма.
Оборудование учителя: учебник «Литературное чтение», мультимедийный проектор с экраном, словарь Ожегова.
Оборудование учащихся: учебник, канцелярские товары.
Педагогический инструментарий: ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные (УУД):
- личностные: действие смыслообразования; самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности; формирование интереса к изучению предмета.
- регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формировать проблему; волевая саморегуляция; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник); контроль, коррекция; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;
Логические УУД: выполнение несложных логических действий.
Общеучебные УУД: структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанных слов и предложений.
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение выражать свои мысли.
Предметные:
Обучающие: работа учащихся с учебником;
Развивающие: речевые умения, воображение, внимание, творческие способности;
Воспитательные: читательский интерес.
Ход урока
Этапы Ход урока УУД
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент Здравствуйте, ребята! Я вновь рада Вас видеть! Проверьте свою готовность к уроку. Приветствуют учителя Регулятивные:
волевая саморегуляция
Мотивация к учебной деятельности
- Начинаем урок литературного чтения.
- Дети, внимательно послушайте стихотворение.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» волшебных связку-
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
- О чем говорится в стихотворении?
(о буквах)
- Как вы догадались?
(иллюстрации с изображением букв на слайде)
- Какое слово в стихотворении натолкнуло вас на ответ? (ключи)
- Почему ключи назвали волшебными?
(т.к. они открывают путь в любую сказку)
- Правильно, ребята, ключами к любой сказке являются буквы.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные:
действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Актуализация знаний
- Скажите, где хранятся буквы?
(в учебнике, в книгах)
- Возьмите в руки учебник по литературному чтению, рассмотрите обложку учебника.
- Заранее подготовленные ученики читают стихотворение В. Берестова «Учебник» (по ролям).
– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены герои литературных произведений?– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?– Прочтите название учебника.– Почему учебник так назван?
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы.
логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Регулятивные:
контроль, коррекция.
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
Подготовка к восприятию нового материала
Подготовка к восприятию литературного произведения
-361952222500
Первичная проверка полученных знаний
Контроль и самопроверка
Повторное чтение. Вторичное восприятие текста
Обобщающая беседа
Рефлексия - Ребята, учебник, как и люди, любят, чтоб с ним бережно обращались.
- С какими правилами обращения с книгой вы знакомы?
- Не берите книги грязными руками.- Читайте, сидя за удобным столом.- Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.- Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.- Не читайте на ходу и при движении транспорта.- Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.- Храните книги на закрытых полках.
- Почему необходимо беречь книгу?
- Объясните смысл русских, народных пословиц и поговорок:
*Испокон века книга растит человека.
*Дом без книги что изба, без окон.
* С книгой жить, век не тужить.
- Вика, прочитай название первого раздела учебника.
- Как вы думаете, о чем расскажут нам произведения по теме «Жили – были буквы»?
- Отгадайте загадку и проверьте ответ:
На странице букваря
Тридцать три богатыря
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы)
Физминутка
- Откройте стр. 4., поставьте палец на начало текста и внимательно следите за мной.
– Чему посвящен первый раздел учебника?– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?
Счего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора)
- А кого можно назвать автором? (Ученик, поработавший о словарем)– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чем пойдет в нем речь?– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?
- Посмотрите на доску, перед вами слова, которые нужно прочитать сначала по слогам, затем целыми словами. Слова читаем по цепочке, 1читает по слогам, другой целое слово, начинаем с 1 ряда.
Про-гло-ти-ла- проглотила
По-ка-ти-ла - покатила
От-кро-ем- откроем
Вой-дем -войдем
Жуж-жит- жужжит
Жа-лит - жалит
При-ят-ный-приятный
Хо-дит - ходит
Спа-са-ет-ся- спасается
У-серд-но -усердно
От-клик-нет-ся-откликнется
Ле – жит - лежит
По-гла-дим-погладим За-вер-тит-ся-завертится
На ско-во-родке-на сковоролке,
Самостоятельное чтение.
– Прочтите стихотворение В. Данько «Загадочные буквы», записывая в «окошки» отгаданные вами буквы.
– Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?– Назовите сначала самые «веселые» буквы.– Назовите буквы «зубастые».– Какие буквы можно назвать «вкусными»?– Придумайте названия остальным буквам.
Чтение стихотворения в паре.– Прочтите стихотворение вслух: один называет букву, другой читает предложение.
Физминутка
– Прочтите строчки из стихотворения о самых веселых буквах.– О злых и страшных буквах.– О «пернатых» буквах и т. д.
- Игра «На что похожи буквы?».- Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, ваша задача: угадать и назвать букву. Букву на плече носил, На лугу траву косил. (Г) Эта буква широка И похожа на жука. И при этом точно жук Издает жужжащий звук.(Ж) – Дрожу от страха До сих пор! – Воскликнуло полено, – Похожа буква на топор! Расколет непременно!(Р) Федя ходит руки в боки. Значит, выучил уроки.(Ф)
Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, Но начинает алфавит.(А) Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки!(В)
- Ребята, что особенного вы заметили в словах стихотворения? (Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются)
- Что такое рифма? (ученик, поработавший со словарем)
- Ребята, обратитесь к тексту и попробуйте найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:
Проглотила-покатила
Запах- лапах
Зубы-шубы
- А сейчас выберите две любые буквы, например Б и К, и придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот).
Молодцы!
– Как называется новый учебник?– С каким разделом учебника мы начали знакомство?– Какое произведение мы читали на уроке?– Кто автор этого произведения?– Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?Домашнее задание:1) придумать и нарисовать «загадочные буквы»;2) попробовать сочинить свое двустишие.
Познавательные:
общеучебные: осознанно высказываться о значении книг в жизни человека,
изучение правил обращения с книгой и прочитать памятку,
знакомство с темой раздела.
Познавательные: отвечать на вопросы учителя,
строить высказывания, понятные для партнера, подготовка к изучению стихотворения В. Данько «Загадочные буквы»
Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Познавательные: Учитывать действия, предложенные учителем.
Регулятивные: Понимать смысл загадок и делать выводы.
Выборочное чтение.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли;
Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.