Система функционирования экспертных групп педагогов в доу. Экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода дранникова инна игнатьевна Технология экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждени

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Государственная АККРЕДИТАЦИЯ ДОУ включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.

Содержание и методы деятельности экспертов в каждом случае определяются спецификой экспертизы ДОУ, особенностями конкретного образовательного учреждения, запросами со стороны заказчика, готовностью всех участников экспертной ситуации к продуктивному взаимодействию. Согласно нормативно - правовым актам в процессе экспертизы осуществляется исследование и оценка деятельности ДОУ на соответствие государственным образовательным стандартам, а сам процесс экспертизы включает два этапа два этапа: первый этап - самоанализ; второй - работа экспертной комиссии. Система критериев комплексного анализа и оценки деятельности ДОУ касается содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ; кадрового обеспечения педагогического процесса; организации деятельности; материально-технических и медико-социальных условия пребывания детей в ДОУ.

Специфика требований к деятельности ДОУ определяется целями дошкольного образования, закреплёнными в государственных образовательных стандартах как признание самоценности дошкольного возраста, его роли в развитии личности и влияет на содержание и выбор методов исследования. Отличительная особенность экспертизы ДОУ в том, что объектом исследования и оценивания является деятельность педагогических работников по созданию психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей. Уровень подготовленности ребёнка к школе, его знания, умения, навыки, уровень личностного развития не диагностируется. Знания в этом возрасте являются средством, обеспечивающим желательное направление и уровень развития ребенка, а не самоцелью образовательного процесса. Это и определяет особенности экспертизы деятельности ДОУ.

Экспертиза осуществляется специальной комиссией, в состав которой, как правило, включаются внешние эксперты из числа методических, психологических и социологических служб, органов управления образованием, научных организаций и др.

Сроки, форма (место и организационные условия) проведения экспертизы и её продолжительность, а также технологии и критерии определяются органом управления образованием, организующим проведение экспертизы.

С целью установления соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования комиссия во время работы в дошкольном образовательном учреждении изучает и анализирует содержание и методы воспитания и обучения:

Программы и педагогические технологии;

Взаимодействие участников педагогического процесса;

Максимальный объем нагрузки на детей в организованных формах обучения.

К началу экспертизы руководитель ОУ готовит:

1) Оригиналы основных документов: уставные документы; документы, подтверждающие право пользования зданием и участком; лицензии; паспорт готовности к новому учебному году; акт замера сопротивления изоляции; акты СЭН, ГПН; документация по охране труда; учебные планы (в т.ч. на дополнительное образование);

2) Книгу учета и движения педкадров (личные дела педагогов).

Комиссия проводит экспертизу реализуемых образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности ДОУ, необходимых для определения его вида и категории. Особое внимание при экспертизе уделяется вопросам, которые непосредственно могут влиять на качество образования в дошкольном учреждении:

Качеству устава, локальных актов, образовательной программы, их соответствию требованиям законодательства (в т. ч. в части соблюдения прав участников образовательного процесса), виду ДОУ, направленности заявленной образовательной программы;

Организации деятельности, обеспечению стабильного функционирования ДОУ, реализации планов текущего и стратегического характера-, учету направленности заявленной образовательной программы в планировании, в контрольно­аналитической деятельности;

Методическому обеспечению воспитательно­образовательного процесса, объему имеющихся учебно­методических комплексов;

Соответствию кадрового обеспечения, материально­техническим и медико­социальным условиям, уровню и направленности образовательной программы, показателям деятельности ДОУ;

Созданию условий для максимального удовлетворения запросов родителей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Основными методами экспертизы являются следующие: изучение представленных материалов самоанализа деятельности дошкольного образовательного учреждения, нормативной правовой документации; анализ программного, учебно­методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; наблюдение; исследование предметно­развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; анализ планирования, результатов диагностики и др.

Всеми членами комиссии выносится обобщенная оценка по нескольким оцениваемым направлениям: уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности, уровню организации предметно­развивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы, характеру взаимодействия педагогов с детьми.

По результатам экспертизы члены комиссии оформляют экспертные заключения. На основании экспертных заключений и сведений о дошкольном учреждении по показателям деятельности комиссия по государственной аккредитации делает выводы:

Об уровне и направленности реализуемой образовательной программы;

О соответствии деятельности ДОУ показателям по типу, виду и категории.

При необходимости комиссия по государственной аккредитации дает дополнительные рекомендации по совершенствованию воспитательно­образовательного процесса в ДОУ.

Государственная оценка качества дошкольного образовательного учреждения сегодня происходит регулярно и в разнообразных формах – от проверки санитарного и противопожарного состояния до лицензирования и аттестации педагогических работников. Работая дошкольном образовательном учреждении я пришла к выводу, что к сожалению в ДОУ после большинства проверок не происходило глубоких преобразований и перехода на новые, еще неиспользованные ресурсы и возможности. Формальное проведение оценочных процедур часто приводило к тому, что усилия администрации и коллектива были направлены всего лишь на «внешнее» исполнение приказов и санкций проверяющих комиссий, тогда как «внутренние проблемы» детского сада остаются нерешенными.

Тогда как адекватная оценка качества образовательных услуг, основанная на всестороннем анализе информации о фактическом состоянии дел во всех структурных подразделениях учреждения, позволяет формулировать цели преобразования, разрабатывать и реализовывать планы развития дошкольного учреждения, обеспечивающие его переход в новое качественное состояние, удовлетворяющее возрастающие образовательные потребности и требования государственного стандарта.

Для этого в дошкольном образовательном учреждении требовалось обновить содержание, механизмы и процедуры оценки, создать независимую систему оценки качества образования. В связи с изменениями в нормативных требованиях к контрольно-оценочной деятельности мною были выбраны такие системы измерения, как педагогическая экспертиза и метод экспертных оценок, которые включает в себя диагностику и мониторинг, и представлены в виде педагогического анализа.

По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают педагогический анализ в узком смысле слова, предмет который составляет планирование и контроль педагогического процесса, и педагогический анализ в широком смысле, охватывающий все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования». Это поддерживает значимость педагогического анализа для экспертных оценок в образовании.

Суть педагогического анализа в ДОУ – изучение результативности и противоречий образовательного процесса. Его основной задачей я опрелелила установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или не успешность образовательного процесса.

За основу я взяла определение предложенное Т. И. Шамовой «педагогический анализ понимается как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения».

Итак, педагогический анализ для нашего образовательного учреждения – это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определить уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.

Согласно теории управления образовательными системами (Н. П. Капустин, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова) я выделила три основных этапа анализа тех или иных явлений в образовательном процессе.

Первый этап – предварительный, предположительный диагноз – используются преимущественного методы наблюдения. Наблюдение деятельности воспитателей и других сотрудников детского сада позволяет получить исходную информацию о характере взаимодействия педагогов с детьми и родителями, содержательности образовательного процесса и индивидуальности развития воспитанников.

Второй этап, – уточняющий диагноз – опирается на более точные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов педагогического анализа.

Третий этап – окончательный диагноз – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сохранении, сопоставлении. На данном этапе преимущественно используются методы экспертных оценок.

Разработанная мною, на основе научно-методической литературы, методика проведения педагогического анализа образовательной деятельности представлена в схеме № 1.

Схема № 1. Методика проведения педагогического анализа в ДОУ № 276 (Приложение 1)

Шесть критериальных блоков оценки ДОУ – это фактически основные объекты педагогического анализа его деятельности. Методологическим ориентиром, который объединяет все направления оценки в целостное единое представление о ДОУ, является идея, о том, что самое главное миссия ДОУ состоит в создание ситуации развития личности ребенка, и этому, в конечном счете, подчинены все аспекты его функционирования.

Данная система работы позволила наметить основные направления развития образовательного учреждения, учитывая внешние и внутренние ресурсы, запросы родителей, которые нашли свое отражение в Концепции развития дошкольного образовательного учреждения, где были отражены миссия, цели и задачи детского сада в целом и конкретно педагогического коллектива. В рамках данной Концепции педагогами ДОУ были разработаны документы регламентирующие разнообразные направления коррекционно-образовательной деятельности детского сада, в том числе и Образовательная программа ДОУ. Основываясь на результатах проведенного педагогического анализа, творческая группа под моим руководством создала и реализует Программу развития ДОУ.

Проведение педагогического анализа в образовательном учреждении носит коллективный характер, в нем принимают участие администрация, педагоги и родители. В свою очередь системный и коллегиальный характер организации и проведения педагогического анализа способствовало повышению квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом, активизации воспитателей и педагогов к профессиональному и личностному саморазвитию. А как следствие позволило качественно на новом уровне организовать реализацию образовательных программ и выстроить коррекционно-образовательный процесс. Системная, целенаправленная работа педагогического коллектива позволила добиться:

  • положительной динамики и стабильности по всем показателям образовательного уровня воспитанников;
  • обеспечить доступность и высокое качество образования дошкольников.

Данная работа позволила определить основные направления экспериментальной инновационной работы ДОУ: учебно-методическое и кадровое обеспечение образовательной деятельности, формирование ключевых компетентностей воспитанников определяющих современное качество образования; развитие модели гуманистической системы воспитания; внедрение информационно-коммуникативных технологий.

Педагогический анализ в практике детского сада позволил эффективно проводить тематические проверки, адекватно оценить успешность профессиональной деятельности педагогов, выявлять удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг, помогает воспитателям и родителям понять причины, обуславливающие трудности в воспитании ребенка, определять успешность освоения образовательной программы.

Система функционированиия экспертных групп педагогов ДОУ

Цель работы экспертных групп – отслеживание динамики качества и эффективности осуществления образовательной деятельности педагогов, анализ и получение систематизированной информации о результатах деятельности педколлектива.

Основные направления контрольно аналитической деятельности экспертных групп ДОУ:

Качество календарно-тематического планирования образовательного процесса;

Качество планирования и организации прогулок;

Качество функционирования родительских уголков.

Планирование содержания контрольно-аналитической деятельности на год каждой экспертной группой в соответствии с реализующими задачами и годовым планом ДОУ. (Прилож е ние №2)

Целенаправленный ежемесячный контроль, сбор полученной информации, и её систематизация в специально разработанной форме таблиц. (Приложение №3)

Качественный и сравнительный анализ результатов контроля: выявление особенностей, положительных и отрицательных факторов; оценка качества профессионально-педагогической деятельности.

Представление результатов контроля за месяц на методической оперативке.

Подведение итогов деятельности экспертной группы за год (Приложение №5) .

Оценки результатов контроля ежемесячно фиксируются в электронных таблицах Excel на основе полученных данных.

Рассмотрим содержание этих таблиц (Приложение №4) :

В «шапке» по горизонтали на каждый месяц обозначено содержание контроля (т.е. указано, что проверяется в этом месяце), а по вертикали – все группы. В конце каждого месяца руководители ЭГ по результатам контроля заносят оценки в каждую таблицу и анализируют работу каждой группы за месяц.

Критерии оценки имеют условные обозначения:

0 баллов – планирование не осуществляется,

1 балл – планируется недостаточно, есть замечания и предложения,

2 балла – планируется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

балла – есть “изюминки”, творческий подход

Кроме оценок в каждой ячейке по результатам контроля указываются замечания и предлож ения с помощью специальной функции электронных таблиц «примечания».

В конце каждой таблицы по вертикали автоматически считается сумма накопленных за год баллов, по которым вычисляется процент качества и рейтинг группы, что позволяет увидеть уровень качества организации образовательного процесса в каждой группе и в целом по детскому саду за год. А процентные показатели качества работы каждой группы в горизонтальной итоговой строке указывают, в каком направлении коллектив сработал успешно, а где недостаточно и требуется методическая поддержка. Таким образом, предоставляется возможность многогранно проанализировать работу всего педагогического коллектива за год, своевременно и точно определить проблемы и направления работы для дальнейшего развития и совершенствования качества образовательной деятельности педагогического коллектива.

Такая форма управленческой контрольно-аналитической деятельности, как функционирование экспертных групп в ДОУ, предоставляет возможность получать объективные данные о результативности работы каждого педагога, повышает ответственность каждого за конечный результат, способствует деловому стилю взаимоотношений в коллективе. Что значительно влияет на повышение эффективности и результативности педагогического труда, рост профессионального мастерства педагогов. А систематический анализ, поиск и своевременное устранения проблем способствует эффективному повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Приложение №1.

Утверждено:

Заведующая МБДОУ

« Цетр развития ребёнка –

детский сад №18 « Семицветик »

___________ Л.А Сапегина

«_____»_____________2012г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об экспертной группе педагогов

1. Основные положения.

1.1. Внутренняя экспертная группа является профессиональным объединением педагогов, служащих и управленцев, которое создается в структуре ДОУ, находящемся в режиме развития.

1.2. Создается по инициативе администрации для анализа образовательного процесса с целью повышения его качества через поиск и устранение проблем.

1.3. В экспертную группу могут входить педагоги, владеющие методами проблемно-ориентированного анализа, прогнозирования. Состав ЭГ утверждается приказом заведующей ДОУ.

2. Цели и задачи.

2.1. Анализ и оценка результатов образовательного процесса, качества продукта или проекта по определенным результатам.

2.2. Обеспечение эффективной работы администрации ДОУ по вопросам контроля результативности образовательного процесса. Помощь администрации в изучении результативности работы педагогов, получении объективных данных.

2.3. Создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда.

2.5. Помощь педагогам в самовыражении, становлении собственного уникального опыта.

3. Организация деятельности.

3.1. Каждая экспертная группа составляет план ежемесячного контроля в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

3.2. Руководителем экспертными группами является зам. зав. по ВМР или по АХЧ.

3.3. Заседания ЭГ собираются 1 раз в месяц для подведения результатов контроля.

3.5. Эксперт изучает непосредственно вверенный ему раздел деятельности коллектива или объект, формирует свою оценку, подготавливает и отдает руководителю экспертного совета обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в исходных документах.

4. Документация и отчетность.

4.1. Ежемесячно экспертные группы фиксируют результаты контроля, замечания и предложения в протоколах и сдают их руководителю, который их систематизирует и хранит.

4.2. Оценки по результатам контроля ежемесячно заносят в мониторинговую таблицу.

4.3. Протоколы, информация о мониторинге результатов контроля хранятся в делопроизводстве ДОУ.

Приложение №2. Экспертная группа №1.

Ответственный руководитель группы – Казимирова С.В.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

*Планирование мероприятий Недели безопасности.

* Планирование тематического дня.

* Планирование трудовой деятельности дошкольников:

-навыки самоо б служ и вания

-поруч е ния

-дежу р ство

-колле к тивный труд

*Планирование игр-экспериментов: содерж а ние, цель, соотве т ствие возрасту, систем а тичность (не реже 1 раза в неделю)

*Планирование работы по развитию речи:

-работа в книжном уголке

-утренние беседы с детьми

-чтение худож . л и тературы

-индивид у альная р а бота

-разнообр а зие форм работы по РР

*Планирование индив идуальной работы с детьми в соответствии с рекомендациями специалистов и программы «ДЕТСТВО+» (имя ребёнка упра ж нения, цель, резул ь тат)

* Качество планирования занятий по математике: задачи (триед и ные), приёмы и методы (разноо б разие), словарная работа, индивид у альная работа

*Планирование содержания игровой деятельности: игры-драмат и зации, д и дактич е ские игры, разв и вающие игры, с ю жетно-ролевые игры, по д вижные игры, и г ры-экспер и менты

*Планирование работы по художественно –эстетическому направлению:

-работа в из о уголке ,- формы организации изодеятельн о сти ,

-занятия в Академии творчества

*Систематичность планирования тематических дней (ра з нообразие, с о держател ь ность)

*Планирование работы с родителями:

-Разнообразие форм работы с родителями;

-Актуальность, полезность, информир о ванность.

*Подведение итогов и анализ работы группы за год.

Экспертная группа №2.

Ответственный руководитель группы – Колышкина Л.С.

Цель: Анализ условий и качества проведения прогулок с детьми, оказание консультативной помощи н а чинающим педагогам по организации прогулок, выявление интересных, творческих находок педагогов.

Осень

Зима

Весна

Организация трудовой деятельности в природе, трудовые поручения

Спортивные и подвижные игры, упражнения

Режим прогулок, сборы на прогулку – – осуществление индивидуального подхода к детям

Организация наблюдений с детьми

Соблюдение двигательного режима

Организация сюжетно- ролевых игр

Индивидуальная работа с детьми на прогулке (физ. развитие, развитие речи, развитие наблюдательности)

Организация самостоятельной деятельности детей на участке

Изодеятельность детей на прогулке

В течение года:

Соблюдение ТБ и инструкции по охране жизни и здоровья детей

Санитарное состояние участков

Одежда детей – соответствие сезону, индивидуальный подход к ЧДБ

Наличие выносного материала по сезону

Экспертная группа №3.

Ответственный руководитель группы – Семёнова С.Б.

Осень

Зима

Весна

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

* Информация по безопасности.

*Наглядная информация по развитию изобразительных навыков дома (рекомендации, советы)

*Уголок творчества в приёмной

*Уголок приветствия, настроения

*Пед. информация по развитию познавательных способностей

*Поздравления и встреча нового года

*Новогоднее ассорти

*Тематические дни

*Рождественские праздники

* Новогодняя газета («Как я встретил новый год!»)

*Неделя безопасности на дорогах

*Поздравительная открытка «С днём рождения д/с!»

*Комплексная безопасность (материалы для родителей о пожарной безопасности, травматизме, терроризме, опасных предметов, ситуациях и т.д.)

В течение года: * Вести с занятий специалистов ДОУ

*Обращения к родителям (приглашения, благодарности…)

*Личные успехи детей!

Пр иложение №3.

Таблица результатов контроля при проверке календарно-тематического

планирования

Месяц ________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – планирование не осуществляется,

1 балл – планируется не достаточно, есть замечания и предложения,

2 балла – планируется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

Таблица результатов контроля при проверке содержания родительских

уголков

Месяц ________________ Ответственный __________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – содержание уголка не обновляется,

1 балл – содержание уголка соответствует требованиям, но есть замечания и предложения,

2 балла – содержание уголка соответствует требованиям, без замечаний,

дополнительный 1 балл – творческий подход в оформлении содержания.

Таблица результатов контроля при проверке качества проведения прогулок

Месяц ________________ Ответственный __________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – проверяемый объект контроля не организуется,

1 балл – организовано достаточно, но есть замечания и предложения,

2 балла – организуется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

Дополнительный 1 балл – творческий подход

Приложение №4. Мониторинг качества календарно-т ематического планирования в 2010 -201 1 г. (Ответственные)

Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.

Владение методом педагогической экспертизы как показательпрофессиональной компетентности менеджера дошкольного образования,
предпосылка успешной педагогической деятельности. Роль педагогической
экспертизы в развитии рефлексивной деятельности менеджера. Экспертные
оценки и перспективное планирование развития дошкольного

образовательного учреждения. Экспертные оценки и педагогический аспект как контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного образовательного учреждения.

ТЕМА: 3. Комплексная экспертиза деятельности ДОУ в процессе аттестации и аккредитации.

Сущность, значение и задачи лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений.

Технология экспертной оценки при лицензировании дошкольных образовательных учреждений. Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Математическая обработка данных в педагогическом экспертном исследовании.

Нормативно-правовые документы по проведению аттестации и аккредитации ДОУ в России. Государственный стандарт дошкольного образования как основной нормативный документ прямого действия, определяющий толкование статьи 43 Конституции и Закона РФ «Об образовании».

Федеральный и национально - региональные компоненты государственного стандарта дошкольного образования.

Использование экспертных методов при оценке различных программ образовательных учреждений.

ТЕМА: 4. Экспертная оценка работы педагогов и руководителей ДОУ.

Цели, задачи и основные принципы аттестации педагогических и руководящих кадров в образовании. Самоанализ как первоначальный этап педагогической экспертизы. Выявление достоинств и недостатков в деятельности дошкольного учреждения, ее возможные улучшения.

Оценка качества методических пособий. Методические рекомендации к созданию авторской разработки.

Технология экспертной оценки при аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений.

Пакет документов по самоаттестации, технология их оформления.

Предмет экспертизы на этапе работы экспертной комиссии. Порядок создания, сроки и график работы экспертных комиссий. Механизм проведения и обеспечения гуманистического характера аттестации, основные методы работы экспертов. Процедура принятия и формирования заключения экспертной комиссии по аттестации дошкольного образовательного учреждения.

Возможность обжалования экспертного заключения комиссии по аттестации в судебном порядке.

Процедура аккредитации. Уровни аккредитации дошкольных учреждений по трем категориям.

ТЕМА: 5. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основа принятия управленческого решения.

Значение педагогической диагностики для повышения качества образовательных услуг дошкольного учреждения. Сущность понятия «диагностика педагогического процесса», значение диагностики в повышении качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

Общая характеристика методов диагностики Ц1111 дошкольного образовательного учреждения и основные этапы диагностирования. Специальные методы диагностики для выявления эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, семье; определения уровня освоения основных видов детской деятельности; готовности к обучению в школе; исследования микроклимата в педагогическом коллективе и т.д. Вариативность методик диагностики. Способы фиксации результатов наблюдения. Технология анализа результатов диагностики, количественный и качественный анализ педагогических фактов и явлений, графический способ представления результатов исследования. Необходимость комплексного использования методов диагностики.

Педагогическая диагностика экспертной оценки реализация образовательных программ.

Экспертная оценка результатов диагностики как основа принятия менеджером управленческого решения.

Практическое занятие №1

Тема: Экспертные оценки и научно-практическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.

Основные понятия:

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. В чем суть термина «экспертные оценки в образовании»?

2. Чем вызвана необходимость экспертных оценок и в каких областях применяются экспертные методы в педагогике?

3. Как экспертные оценки в образовании и научно-педагогическая экспертиза связаны с мониторингом качества образовательных услуг?

4. Какие документы служат нормативно-правовым основанием для научно-педагогической экспертизы?

5. Из каких квалификационных умений складывается система мониторинговых умений менеджера дошкольного образования?

Основная:

Дополнительная литература:

5. Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

7. Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

8. Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада: пособие для дошк. образ, уч­реждений. - М., 2005.

9. Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.

Задания для СРС:

1. Внимательно прочтите определения и аргументированно докажите,
какие из них наиболее полно раскрывают сущность базовых понятий
изучаемого курса.

2.Проведите мини-исследование для выявления того, что понимают под качеством дошкольного образования воспитатели, руководители дет­ского сада и родители дошкольников разного возраста. Объясните причи­ны вариативности суждений.

3. Изобразите графически основные области применения экспертных методов в педагогике.

4. Объясните причины создания и развития экспертно-диагностической службы, обеспечивающей мониторинг качества образования.

5.Определите роль стандарта в экспертной оценке качества образова­тельных услуг (на примере деятельности дошкольного учреждения).

Практическое занятие №2-3

ТЕМА. Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования.

Основные понятия: экспертиза, экспертные оценки, качество образования, оценка качества образования

Вопросы для обсуждения:

1. Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования

2. Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.

Формы и методы проведения занятий, виды учебной деятельности студентов

Подготовка к занятию предполагает готовность к

· анализу конкретных ситуаций (case-study), связанных с проблемой комплексной экспертизы деятельности ДОУ, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

· семинару-дискуссии, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;

· «мозговому штурму», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов для выполнения методического практикума.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании. - М., 2010.

2. Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования: опыт разработки, реализации и экспертизы образовательной программы ДОУ /С.В. Кузьмин. – М.: Обруч, 2010. –128 с.

3. Мониторинг в детском саду. – Научно-методическое пособие /коллектив авторов. Спб. – 2010.

4. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература:

5.Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

6. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор – составитель О.А.Скоролупова. – М.: Издательство Скрипторий 2003. – 104 с.

7.Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

8.Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада: пособие для дошк. образ, уч­реждений. - М., 2005.

9.Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.

Задания для СРС:

· Провести социологическое исследование с помощью анкеты Л. М. Денякиной данной в учебном пособии (6). Анкету и ее анализ представить письменно.

· Выделите основные компоненты контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного учреждения.

· Перечислите и раскройте виды контроля (письменно).

· Опишите технологию осуществления контроля.

· Заполнить графы таблицы, предлагая наиболее эффективные методы диагностики и экспертных оценка основных объектов контроля при проведении в детском саду тематических проверок.