Население как субъект местного самоуправления. Население в муниципальном праве Население является субъектом муниципального права

Муниципальное право, как и любая отрасль российского права, имеет свою систему , под которой понимают объединение муниципально-правовых норм в муниципальные институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их роли и значения в регулировании общественных отношений.

В основе системных начал отрасли муниципального права лежит предмет муниципального права. Сами общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную систему, что предопределяет необходимость достижения системного единства всех норм и институтов, регулирующих данные муниципально-правовые отношения. Совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг относительно обособленных взаимосвязанных между собой общественных отношений, составляют институт муниципального права.

Данное понимание предмета муниципального права позволяют выделить следующие элементы системы муниципального права:

1. Институты муниципального права:

    закрепляющие место органов местного самоуправления в системе народовластия;

    определяющие основные понятия и термины, используемые законодательством о местном самоуправлении, т.е. понятийный аппарат муниципального права;

    закрепляющие основные понятия, принципы, функции местного самоуправления;

    закрепляющие предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

    регулирующие вопросы муниципальной службы в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий;

    устанавливающие гарантии местного самоуправления;

    устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

2. Нормы муниципального права:

    закрепляющие территориальные, организационные, финансово-эконо-мические основы деятельности местного самоуправления. Определяют порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований. Закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего; финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований, порядок формирования муниципальной собственности и т. д.;

    закрепляющие предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления;

    устанавливающие гарантии, обеспечивающие организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления;

    устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

3. Подотрасли муниципального права:

    общая часть, которая объединяет нормы, устанавливающие общие вопросы организации местного самоуправления в РФ;

    особенная часть, объединяет нормы, определяющие порядок реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах общественной жизни в пределах территории муниципального образования 1 .

Таким образом, система муниципального права состоит из следующих структурных частей:

    местное самоуправление в системе народовластия;

    основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;

    предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

    гарантии местного самоуправления;

    ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальное право, будучи комплексной областью российского права, тесно связано и взаимодействует со многими отраслями права, в которых в той или иной мере затрагиваются вопросы муниципальной деятельности.

Под источником муниципального права понимается совокупность различных нормативно-правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.

Отметим, что основной источник права – нормативный акт, т.е. официальный документ, содержащий обязательные для исполнения юридические нормы. Таким образом, источники муниципального права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие нормы муниципального права. Они должны отвечать следующим требованиям:

  • 1) муниципально-правовые нормы должны иметь объективно выраженную форму – в виде документа, издаваемого компетентным органом местного самоуправления;
  • 2) не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо органами местного самоуправления, которым делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов;
  • 3) принятые уполномоченным на то представительным или исполнительным органами местного самоуправления и должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Городская дума принимает решения и постановления, глава муниципального образования издает постановления и распоряжения, руководители подразделений администрации издают приказы;
  • 4) для того, чтобы тот или иной нормативный акт органов местного самоуправления стал источником муниципального права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Вопрос об источниках муниципального права представляет собой значительную трудность, обусловленную огромным массивом и численностью нормативно-правовых актов, которые приняты и принимаются в стране. Особое место среди источников муниципального права занимают источники, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – составная часть ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке. Поэтому для преодоления информационного барьера необходимо дать классификацию источников муниципального права.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ по вопросам организации местного самоуправления:

    решения Конгресса местных и региональных органов власти Европы.

2. Нормативные акты РФ:

    Конституция РФ как основной источник муниципального права;

    Федеральные конституционные и федеральные законы;

    Указы Президента РФ;

    Постановления Конституционного Суда РФ;

    Постановления Правительства РФ.

3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ:

    конституции республик, уставы других субъектов РФ;

    законы субъектов РФ;

    акты президентов республик, глав администраций других субъектов РФ;

    постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

    акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ.

4. Нормативно-правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления:

    решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, собрании (сходе) граждан;

    решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления;

    решения, принимаемые исполнительными органами местного самоуправления;

    решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.

5. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные источники имеют предметом своего регулирования муниципально-правовые общественные отношения, связанные с организацией местного самоуправления, решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий.

Процессуальные источники, в отличие от материальных, направлены на процедуру обеспечения общественных отношений, связанных с реализацией полномочий деятельности органов местного самоуправления, являются формой его обеспечения.

Главный источник муниципального права – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который определяет роль местного самоуправления в реализации народовластия, правовые, экономические и социальные основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в РФ.

Кроме этого важное место в системе источников муниципального права занимает Федеральный закон от 25 октября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» 1 , который определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направ-ления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, регламентирует основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Нормы муниципального права содержатся и в других источниках муниципального права. Среди них следует назвать Федеральный законы от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; от 19 сентября 1997 г. 2

Под субъектами муниципального права следует понимать участников муниципально-правовых отношений, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъектами муниципально-правовых отношений являются муниципальные образования; население муниципальных образований; собрание (сход) граждан; органы местного самоуправления; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления; члены других выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы;

общественные объединения; предприятия, учреждения, организации.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на три вида:

1. Особый субъект муниципального права, к которому следует отнести:

    муниципальные образования, как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых реализуется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;

    местное население муниципального образования, обладающие активным избирательным правом, проживающие на территории муниципального образования (проведение референдумов, муниципальных выборов, собраний, сходов).

2. Основные субъекты муниципально-правовых отношений, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решении) по вопросам местного значения:

    местные жители, к которым относят граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования и объединенных общими интересами.

Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также им гарантируется возможность получения и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом;

    выборные и другие органы, наделенные правомочиями на решения вопросов местного значения, не входящих в систему органов государственной власти. К ним относятся представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;

    органы территориального общественного самоуправления, создаваемые в рамках самоорганизации граждан по месту их жительства в части территории муниципального образования (территориях поселений, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий) для самостоятельной реализации собственных интересов по вопросам местного значения под свою ответственность.

3. Субъекты муниципально-правовых отношений, содействующие в осуществлении местного самоуправления. К этому виду участников муниципально-правовых отношений следует отнести органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия; учреждения; организации.

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту жительства в части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях), инициируют вопросы местного значения. В соответствии с уставом муниципального образования данные органы могут быть юридическими лицами.

Цель ассоциаций и союзов муниципальных образований – координация деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Однако ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления: они регистрируются в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Государственные органы взаимодействуют с другими субъектами муниципально-правовых отношений, оказывая государственную поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, контроль в реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления и т.д.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, которые играют важную роль в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы и т.д.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Субъектами муниципально-правовых отношений выступают местные общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами участвуют в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. предусмотрено, что вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

В данную группу входят следующие перечисленные субъекты.

Население муниципального образования, которое реализует свое право на участие в местном управлении путем референдума, выборов, обладает правотворческой инициативой в пределах муниципального образования.

Местное самоуправление реализуется в одних формах только теми гражданами Российской Федерации, которые являются жителями определенного муниципального образования, обладают правом избирать и быть избранными, в других - с участием любых категорий лиц, заинтересованных в решении вопросов местного значения.

Поскольку подавляющее большинство вопросов местного самоуправления решается местным населением, представляющим совокупность физических лиц, проживающих в пределах муниципального образования, законодатель и обозначает население главным субъектом муниципально-правовых отношений; разумеется, оно выступает в роли субъекта этих отношений, прежде всего, через свою политически активную часть.

Население само решает вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, участвует в выборах, местных референдумах, других формах прямого волеизъявления (собраниях, сходах и т.д.). Именно перед населением несут ответственность депутаты, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются Уставами муниципальных образований в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Последствием такой ответственности могут стать не только отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий указанных лиц посредством их отрешения от должности, но и расформирование (роспуск) представительного органа местного самоуправления как меры конституционно-правовой ответственности.

Законодательством о местном самоуправлении некоторых субъектов Федерации население муниципального образования именуется местным сообществом. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 13 июня 1996 г. «О местном самоуправлении в Московской области» См.: Вестник Московской областной Думы. 1996. № 8. С. 9. население, проживающее на территории муниципального образования, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, образует местное сообщество. Членом местного сообщества является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования.

Собрание (сход) граждан, который выступает как форма решения населения вопросов местного значения и как форма организации территориального общественного самоуправления, создаваемого на части территории муниципального образования и обеспечивающего осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения (собрание жителей улицы, дома, микрорайона и т.п.). Например, на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Собрание (сход) граждан в отдельных поселениях может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, который в данном случае не образуется.

Выборные и иные органы местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со своей компетенцией выборные и другие органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают решения по самым разнообразным вопросам местной жизни, отнесенным к ведению муниципального образования.

Граждане России, согласно Конституции РФ имеют равные права, которые реализуются ими как непосредственно (выборы, референдум, собрания и т.п.), так и через представительные органы. Они обладают равным доступом к муниципальной службе, правом на получение полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на местное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Реализация наиболее важных прав граждан - субъектов муниципальных правоотношений связывается законом с достижением определенного возраста. Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет, а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом закон предусматривает, что минимальный возраст кандидата при выборах в органы местного самоуправления не может быть ниже 21 года См.: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 93-ФЗ..

Граждане участвуют в данных отношениях как индивидуально, так и в коллективных формах. Например, они на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании избирают представительные органы муниципальных образований - собрания представителей (думы, муниципальные советы, комитеты и т.д.), глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Граждане своими обращениями, постановкой проблем определяют направления деятельности органов местного самоуправления, оценивают их работу, формируют органы территориального общественного самоуправления, участвуют в общих собраниях и сходах (причем в некоторых ситуациях сходы могут осуществлять функции представительного органа местного самоуправления).

Не исключается обращение гражданина в суд с заявлением в защиту интересов муниципального образования, в том числе, о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления и исходящих от органов государственной власти, государственных должностных лиц, иных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и т.д. Естественно, в судебном порядке гражданин вправе защищать и свои права, нарушенные органом местного самоуправления. Это далеко не полный перечень форм участия граждан в отношениях, связанных с организацией и деятельностью местного самоуправления.

Депутаты представительного органа местного самоуправления, обладают статусом производным от коллегиального выборного органа муниципального образования и могут представлять интересы населения и принимать решения в составе этого органа.

Myниципально-правовые отношения - отношения, урегулированные нормами муниципального права и возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления в границах муниципального образования при реализации населением права на местное самоуправление.

Муниципально-правовые отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон. Эти отношения носят организационный характер, т. е. способствуют организации процессов. Муниципально-правовые отношения связаны с практической реализа­цией задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т.е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образования или орган местного самоуправления, причем одна из сто­рон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения муниципального образования. Споры, возникающие в рамках муници­пально-правовых отношений, могут разрешаться как в административ­ном (внесудебном), так и в судебном порядке.

Основным элементом муниципально-правовых отношений являют­ся субъекты правоотношений , в качестве которых могут выступать:

  • муниципальное образование;
  • органы местного самоуправления;
  • ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления;
  • Российской Федерации;
  • население;
  • группы граждан;
  • органы территориального общественного самоуправления;
  • органы государственной власти.

В соответствии со ст. 126 ГК РФ муниципальное образование от­вечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собствен­ности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданны­ми им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или опе­ративного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

На основании ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, че­рез выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает само­стоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане РФ имеют рав­ные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возмож­ность предоставления права на осуществление местного самоуправления негражданам Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 3 названного Закона иностранные граждане, постоянно или преиму­щественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соот­ветствии с международными договорами Российской Федерации и фе­деральными законами.
Иногда в региональных и местных нормативных актах происходит смешение понятий и выделяются такие субъекты муниципально-право­вых отношений, как местное сообщество, местные жители, местные гра­ждане.

В соответствии с действующим законодательством выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности могут группы граждан , зарегистрированные в соответствующей избиратель­ной комиссии. Кроме того, группы граждан могут направлять коллек­тивные обращения в органы местного самоуправления, выступать с ини­циативой о проведении местного референдума, опроса жителей, иным образом участвовать в осуществлении местного самоуправления.

На основании ст. 132 Консти­туции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществля­ют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы мест­ного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться за­коном отдельными государственными полномочиями с передачей необ­ходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Сле­дует различать выборные и невыборные органы местного самоуправле­ния. Как правило, на местном уровне уставами муниципальных образо­ваний предусматриваются такие органы местного самоуправления, как глава муниципального образования, представительный орган и испол­нительный орган местного самоуправления.

В ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» закрепляется, что в целях организации взаимодейст­вия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих ин­тересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. С учетом особенностей территориальной и ор­ганизационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных обра­зований. Межмуниципальные объединения не могут наделяться полно­мочиями органов местного самоуправления.

В соот­ветствии с действующим законодательством органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории муни­ципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дво­ров и других территориях) для самостоятельного и под свою ответствен­ность осуществления собственных инициатив в вопросах местного зна­чения.

В соответствии со ст. 133 Конституции РФ местному самоуправлению гарантируется возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких-либо мероприятий. Органы государст­венной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содей­ствие его становлению и развитию.

Общест­венные объединения могут участвовать в муниципальных выборах, вы­двигать своих кандидатов на выборные муниципальные должности в со­ответствии с избирательным законодательством. В некоторых муници­пальных образованиях общественные объединения обладают правом нормотворческой инициативы.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии терри­тории муниципального образования. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, свя­занных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдель­ных государственных полномочий, переданных органам местного само­управления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» закрепляется право органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений, участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправле­ния определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на долж­ность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, пре­дусмотренном уставом муниципального образования.

Объекты муниципального права

Важнейшей характеристикой любой самостоятельной отрасли права выступает характеристика ее объекта – то есть той части общественной жизни, явления или процесса на которой непосредственно направлено регулятивное воздействие соответствующей правовой отрасли. Применительно к рассматриваемой отрасли муниципального права, объект может быть определен следующим образом:

Определение 1

Объект муниципального права – совокупность урегулированных нормами рассматриваемой отрасли муниципально-правовых отношений, возникающих, существующих и прекращаемых в процессе организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации.

При этом в юридической науке подчеркивается то, что для обособления объекта муниципального права от объектов иных смежных отраслей права (конституционного, административного, и т.д.), необходимо учитывать те признаки, которые характеризуют общественные отношения, входящие в соответствующий объект. В числе таких признаков называют:

  1. Локальный характер территории распространения возникновения и реализации муниципально-правовых отношений, ограниченный пределами конкретного муниципального образования;
  2. Особая сфера реализации муниципально-правовых отношений, вязанная с деятельностью по организации и осуществлению задач местного самоуправления в Российской Федерации;
  3. Объект муниципального права отличается комплексность характера его содержания, обусловленная необходимостью реализации соответствующих общественных отношений во всех сферах жизни муниципального образования: экономической, бюджетной, социальной, культурной и т.д.;
  4. Особенности субъекта правоотношений, составляющих объект муниципального права, связанная с тем, что в качестве одной из сторон в таких правоотношениях обязательно участвует орган местного самоуправления, его должностной лицо или населения муниципального образования, как особый субъект муниципально-правовых отношений.

Последний из вышеназванных признаков объекта муниципального права имеет крайне важное значение в процессе его определения. В этой связи представляется необходимым подробно проанализировать круг субъектов муниципального права.

Муниципальное образование как особый субъект муниципального права

Ключевым субъектом общественных отношений, составляющих объект муниципального права, выступает муниципальное образование:

Определение 2

Муниципальное образование – это населенная территории, в пределах которого непосредственно населением или в рамках деятельности избираемых представительных органов осуществляется местное самоуправление, то есть решение вопросов местного значения.

Говоря о характеристике муниципального образования следует выделять следующие ключевые признаки:

  • Муниципальное образование создается в одной из форм, предусмотренных нормами действующего российского законодательства. В настоящее время предусмотрено семь таких форм;
  • Муниципальному образованию на праве собственности принадлежит определенное имущество, в отношении которого соответствующий субъект вправе осуществлять предусмотренные гражданским законодательством полномочия по его использованию и отчуждению в порядке и на условиях, предусмотренных действующим федеральным или региональным законодательством;
  • Права и обязанности муниципальных образований, предусмотренные в качестве элементов их правового статуса, реализуются в результате действий созданных в установленном порядке органов местного самоуправления (или их должностными лицами) либо непосредственно населением муниципального образования;
  • Муниципальные образования имеют право на обладание собственной символикой – гербом, гимном и т.д., в рамках которых отражаются исторические, социально-культурные, исторические и иные местные традиции;

Иные субъекты муниципального права

Наряду с самим муниципальным образованием, выделяются и иные субъекты муниципального права. В первую очередь, таким субъектом является население муниципального образования. Значимость населения, как субъекта рассматриваемой отрасли права обусловлена тем, что оно наделено правом принятия решений по вопросам местного значения.

Пример 1

Так, например, действующим законодательством предусмотрена возможность непосредственного решения населением муниципального образования вопросов местного значения путем проведения референдума, схода граждан, выборов и иных форм непосредственного волеизъявления.

Конкретные формы, порядок и процедурные особенности непосредственного осуществления населением местного самоуправления устанавливаются уставом соответствующего муниципального образования, в строгом соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Следующим субъектом муниципального права, непосредственно связанным с волеизъявлением местного населения выступают выборные и иные органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения, в том числе: выборное должностное лицо, представительный орган и т.д., наделяемые в результате их назначения на должность в рамках народного волеизъявления собственной компетенцией для решения вопросов местного значения, в соответствии с уставом конкретного муниципального образования.

Соответствующей компетенцией органов местного самоуправления, как субъектов муниципального права, предусматривается обязанность управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и реализации бюджета муниципального образования, а также возможность принятия юридически-значимых решений по самым разнообразным вопросам местного значения, отнесенным в сферу ведения муниципального образования.

Кроме того, в числе носителей прав и обязанностей в рамках правовых отношений в сфере местного самоуправления в отдельных случаях могут признаваться органы государственной власти РФ и субъектов РФ, государственные и муниципальные унитарные предприятия, группы граждан и т.д.

Конституция Российской Федерации гласит, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, и оно осуществляется через формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизировал положение Конституции Российской Федерации и установил, что население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. В этом же нормативном акте закрепляется положение, согласно которому население самостоятельно и под свою ответственность осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Таким образом, население является основным компонентом системы местного самоуправления, и в данном случае анализу подлежат основные черты населения как элемента целого.

1.Население является особым субъектом местного самоуправления. Это вытекает из статей 1 и 2 Федерального закона, согласно которым местное самоуправление осуществляется на территории муниципального образования особым субъектом – населением.

2.Население муниципального образования осуществляет свою власть непосредственно путем референдума, схода (собрания), народной правотворческой инициативы, обращений граждан, территориального общественного самоуправления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

3.Население, осуществляя деятельность местного самоуправления, направляет ее на особый объект – вопросы местного значения. Их перечень содержится в главе 3 Федерального закона, где определены вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа.

4.Население осуществляет функции местного самоуправления самостоятельно. Исходя из смысла Конституции РФ, можно констатировать, что местное самоуправление выступает в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органов местного самоуправления на основе своих полномочий, но в рамках действующих законов.

5.Население осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Данное положение вытекает из ст. 51 Федерального закона, где говорится о том, что от имени муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.

6.Население муниципального образования осуществляет контроль за органами и должностными лицами местного самоуправления, исходя из своих интересов. В соответствии со ст. 71 население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

7.Население как основной субъект системы местного самоуправления имеет свой правовой статус, который вытекает из смысла Федерального закона. Так, первым элементом правового статуса являются полномочия, среди которых право выбрать структуру органов местного самоуправления, право на изменение границ территории муниципального образования, преобразование муниципальных образований, на принятие устава муниципального образования и др.

Следующим элементом правового статуса является ответственность населения. Особенность её в том, что население отвечает «само перед собой», так как в Федеральном законе имеется формулировка: население решает вопросы местного значения «под свою ответственность», следовательно, на каждом жителе конкретного муниципального образования лежит часть ответственности. Механизм ответственности предполагает установление санкции. В самом общем виде они представлены как низкий уровень социальных благ и прочие негативные последствия для населения. Ответственность населения опосредованная. Опосредуют ее, прежде всего органы местного самоуправления, так как в их руках находится наибольший объем полномочий, властных рычагов. Вот почему ответственность местного сообщества в юридическом смысле трансформируется в органы местного самоуправления. Значит, население должно обладать возможностью контролировать властные органы и в случае необходимости применять к ним меры юридической ответственности.

Элементом правового статуса являются гарантии деятельности населения. К гарантиям деятельности можно отнести закрепленные законом возможности по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия, в результате которых нарушаются права граждан. Также должностные лица местного самоуправления за нарушение порядка и срока письменного ответа на обращение граждан могут быть привлечены к административной ответственности. В соответствии со ст. 78 Федерального закона решения и действия органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке.

8. Население муниципального образования составляют жители Российской Федерации, обладающие различными видами правоспособности: гражданской правоспособностью (ст. 18 Гражданского Кодекса Российской Федерации); избирательной правоспособностью; правоспособностью осуществлять местное самоуправление и обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам. Именно в процессе деятельности граждан по реализации правоспособности и реализует себя такой субъект местного самоуправления как «население муниципального образования».

Граждане как субъекты находятся внутри такого субъекта как «население». Следовательно, граждане осуществляют свое право на местное самоуправление в составе населения и вне муниципального образования, не находясь в составе населения, граждане свое право на местное самоуправление осуществить, не могут, то есть установлены пространственные пределы осуществления права на местное самоуправление, охватывается только город, сельское и городское поселение где они проживают. В муниципальном районе имеется особенность осуществления местного самоуправления. Она заключается в том, что каждый житель района осуществляет право на местное самоуправление, так как проживает на территории района, и он также осуществляет свое право, являясь жителем поселения, входящим в район.

Право граждан на осуществление местного самоуправления - это муниципальные права граждан.

Муниципальные права граждан имеют ряд существенных признаков: 1) реализация этих прав предполагает связь с конкретным муниципальным образованием; 2) они являются элементом конституционного правового статуса граждан и производны от него; 3) перечень их устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации. Однако уставом муниципального образования данный перечень может быть увеличен с учетом национальных, исторических традиций и детально конкретизирован.

В качестве муниципальных прав выступают: во-первых, совокупность возможностей, имеющихся в муниципальном образовании; во-вторых, существование минимальных возможностей, которыми обладают граждане в рамках того или иного муниципального образования.

Таким образом, под муниципальными правами граждан следует понимать систему гарантированных прав и свобод личности, которые реализуются на территории соответствующего муниципального образования, признаются им и закрепляются в законодательных актах Российской Федерации, ее субъектах и уставе муниципального образования.

Право граждан на осуществление местного самоуправления нашло свое закрепление в главе 5 Федерального закона. Анализ нормативных актов позволил выделить следующий перечень прав граждан на участие в местном самоуправлении. К ним относятся право:

Непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения путем местного референдума, сходов;

Избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

Получать равный доступ к муниципальной службе;

На индивидуальное и коллективное обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;

Получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления;

Защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном и ином порядке;

Право на территориальное общественное самоуправление;

Выступить с правотворческой инициативой;

Обратиться с инициативой о проведение публичных слушаний;

На поведение собраний и конференций;

Голосовать по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

Право участвовать в других формах прямого волеизъявления. К ним могут относиться право граждан на изучение общественного мнения через опросы, консультативные референдумы, а также право на массовые акции.

В настоящее время муниципальные образования вправе своими решениями утверждать положения о «Почетном гражданине муниципального образования», которое присваивается за особый вклад в развитие муниципального образования. Так, в городском округе г. Стерлитамак решением Совета было утверждено Положение о звании «Почетный гражданин города Стерлитамак». Звание "Почетный гражданин города Стерлитамака" присваивается гражданам за особые заслуги в области развития города, науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, сферы услуг, в других областях трудовой деятельности и высокое профессиональное мастерство, активное участие в общественной жизни города, пользующимся всеобщим уважением жителей города, прожившим в городе Стерлитамаке не менее 20 лет; лицам, прославившим город.

Решение о присвоении звания "Почетный гражданин города Стерлитамака" принимает городской Совет по представлению главы администрации города. Ходатайство о присвоении звания "Почетный гражданин города Стерлитамака" вносится на имя главы администрации города:

Руководителями организаций, общественными объединениями или трудовыми коллективами;

Местными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Предварительное рассмотрение кандидатур на присвоение звания "Почетный гражданин города Стерлитамака" производит комиссия, созданная при администрации города, которая имеет право отклонить представленные кандидатуры. Комиссия организует обсуждение кандидатур в средствах массовой информации города и представляет материалы для рассмотрения главой администрации города.

Гражданам, удостоенным звания "Почетный гражданин города Стерлитамака", вручается Свидетельство о присвоении звания, специальное удостоверение и повязывается лента почетного гражданина города Стерлитамака. Почетным гражданам города, проживающим в г. Стерлитамаке, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

100-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей, совместно с ними проживающими в пределах социальной нормы, коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах нормативов потребления указанных услуг;

Внеочередная бесплатная установка квартирного телефона и 50-процентная скидка с абонентской платы за телефон и радио;

50-процентная скидка в оплате лекарственных средств, приобретаемых по рецептам врачей;

Внеочередное бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, по месту жительства (постоянной регистрации);

Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);

Посещение всех массовых мероприятий, проводимых в городе;

Внеочередной прием должностными лицами предприятий, учреждений и организаций города.

Контрольные вопросы:

1) Определите понятие принципов местного самоуправления.

2) Определите понятие функций местного самоуправления.

3)Охарактеризуйте местное самоуправление как власть особого рода.

4) Покажите соотношение муниципальных прав с конституционными правами граждан.

Задания для самостоятельной работы

1) Найти в ФЗ статьи, где закреплялись бы элементы правового статуса населения.

2) Найдите в ФЗ № 131 как проявляются конституционные принципы местного самоуправления. Сошлитесь на соответствующие статьи.


Похожая информация.