Профессиональное мастерство арт-журналиста. Цитаты известных людей о журналистике

Во время ревизии Жэньминь Жибао предсетатель КНР Си Цзиньпин отметил: «Перспектива журналистики зависит от профессионального мастерства журналиста. Чтобы отвечать за ведение читателей в правильную сторону мышления, журналисты, особенно журналисты-коммунисты КПК и руководящие кадры, должны улучшить своё мышление и мастерство. Молодые журналисты должны иметь великие идеалы и ответственное отношение к работе, создать крепкую политическую и идеологическую систему».

Арт-журналист должен постоянно прилагать усилия, чтобы приобретать и развивать в себе необходимые качества, знания и умения. Перечислим и охарактеризуем основные из них.

1) Теоретические и политические знания.

Обладание теоретическими и политическими знаниями является важнейшим профессиональным требованием, предъявляемым к арт-журналисту.

Во-первых, сюда следует отнести глубокое изучение политики КПК в области культуры и искусства. Стоит отметить, что нельзя буквальное понимать значение политики, а необходимо воспринять её суть и дух. Следует обращать внимание на системность политики, а не трактовать её односторонне. Нельзя только учитывать экономическую выгоду, относясь с пренебрежением к общественному влиянию. Надо твёрдо придерживаться курса КПК - «Наши литература и искусство служат широким народным массам, прежде всего рабочим, крестьянами и солдатам; они создаются для рабочих крестьян и солдат, ими пользуются рабочие, крестьяне и солдаты».

Арт-журналистика служит народу и социализму Китая. Некоторые арт-новости, возможно, имеют большое влияние на политику, поэтому арт-журналист должен быть к ней высокочувствительным.

Приведём конкретный пример из газеты «Цзефан Жибао».

В октябре 1978 года артисты-любители представили драму «В тихом месте». Герой драмы участвовал в Тяньаньмэньском инциденте (политической акции протеста в 1976 году, направленной против маоизма), раздавал сборники стихов против «Банды четырёх» и за это находился в розыске. Герой скрывался в доме своей девушки, однако её отец донёс на него. В центре этой драмы были отношения героя, а не Тяньаньмэньский инцидент. Продолжительность постановки составляла только полтора часа, зрителей было очень мало. По большому счёту необязательно было сообщать об этой драме. Но тогда же, в октябре 1978 года, открыл свою работу третий пленум ЦК КПК 11-го созыва, и народ просил реабилитировать участников Тяньаньмэньского инцидента. Некоторые люди правящего слоя охарактеризовали движение как «антикоммунистическую контрреволюцию». Но арт-журналист убеждён, что значение этой непрофессиональной драмы гораздо больше, чем считалось раньше: надо поставить Тяньаньмэньский инцидент в центр внимания, поэтому решили приложить все усилия к пропагандированию этой драмы. Опубликовали большую рецензию на тему «Воспевание борьбы героя с Бандой четырёх на площади Тяньаньмэнь», которая занимала целую полосу газеты. Эта рецензия вызвала большой общественный резонанс. В результате все газеты Китая начали писать о просьбах реабилитировать участников Тяньаньмэньского инцидента и оказали большое воздействие на общественное мнение. Следовательно, если арт-журналистика не упустит случая, то сможет сильно повлиять на политику.

Сегодня в Китае больше работаешь, больше получаешь - это основной принцип распределения по труду. Но в начале 1979 года такого принципа ещё не было. Крестьяне поставили спектакль «Сдержать своё слово». В этой постановке затронули вопрос о принципе распределения по труду. Художественое качество этого спектакля было довольно низким, но в нем ставился острый вопрос, поэтому самодеятельная постановка способствовала реализации политического курса КПК в деревне. Арт-журналист очень внимательно посмотрел этот спектакль и написал большое сообщение. В этом сообщении было сказано, что спектакль вызвал огромный общественный резонанс в деревне. Крестьяне говорили, что это действительно замечательный спектакль, который выразил мысли и чувства, терзавшие их душу. А руководящая группа не была довольна этим спектаклем - она считала, что этот спектакль являлся издевательством над ними. Выступление арт-журналиста соединило скромный спектакль с острым вопросом политического курса. На такую рядовую культурную деятельность обычно не обращают внимания. Если же арт-журналист является чутким к политическим проблемам, то может заметить связь между общественными явлениями.

В Китае есть известная постановка пекинской оперы «Сын навещает мать». Передадим вкратце её фабулу. Одним из ведущих полководцев династии Северная Сун является четвертый сын старого генерала. Во время сражения с войсками царства Ляо Ян Яньхуэй он попадает в плен и принимает новое имя -Му И - и женится на дочери Правителя царства Ляо. Прошло 16 лет. Династия Сун вновь вступила в сражение с царством Ляо. Ян Яньхуэй хочет встретиться со своей матерью. Он раскрвает жене тайну своего происхождения и она помогает ему встретиться с родными.

До 1979 года идею этого спектакля относили к «философии предателя». А после третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва на одной из конференций Сюй Сыюнь сказал: «Этот спектакль являлся настоящей жемчужиной среди художественных работ и не был связан с политикой». Один из арт-журналистов подумал, что если рассказать широкой публике об этой речи, прозвучавшей на конференции, то это поспособствует раскрепощению мысли в художественных кругах, поэтому он смело написал сообщение выступлении партийного деятеля, и это произвело большое впечатление на читателей прессы. Арт-журналистика не может сформировать политическую позицию, но может разъяснить её, что может иметь важное значение для пропаганды политики КПК.

Во-вторых, арт-журналисту необходимо учиться у разных людей. Этому отвечает высказывание Конфуция: «Я непременно нахожу наставника в каждом из двоих моих попутчиков». В процессе ведения репортажа арт-журналист должен уметь учиться у гостя. Учиться передовому опыту, чтобы повышать свой теоретический уровень. Если арт-журналисты не могли учиться у специалистов, успешно сотрудничали с ними при освещении историко-культурной и узкоспециальной проблематики (в жанре интервью прежде всего), что обусловливало качественность публикуемых материалов: определяло их предельную информационную насыщенность, достоверность, что влияло на степень доверия читательской аудитории к изданию в целом. Журналистам еще необходимо учиться передовому опыту иностранных коллег.

2) Этика репортажа.

«Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Этика (также известная как философия морали) - ветвь философии, изучающая вопросы морали. Слово «этика» обычно используется как синоним слову «мораль» и иногда в более узком смысле - для обозначения моральных принципов и традиций определённых групп или отдельных людей».

Этика репортажа - нормы поведения журналиста в ходе проведения репортажа. Она проявляется в центральной идее, манерах и эмоциях журналиста.

Этика репортажа арт-журналистов - это нормы проведения репортажа с работниками в области культуры. Данная этика способствует урегулированию противоречивых отношений между двумя сторонами - участниками репортажа.

Арт-журналист должен соблюдать следующие нормы профессиональной этики:

  • (1) Иметь твёрдую политическую позицию, профессиональную уверенность и чувство огромной общественной миссии.
  • (2) Иметь добросовестность - это самое основное требование для любого человека.
  • (3) Не угождать мещанству и не гнаться за сенсацией.
  • (4) Не стремиться к личной выгоде и не публиковать новости платно.
  • (5) Сообщать реальную информацию. Жизненность новости заключается в ее истинности. Ведь главное для арт-журналиста не гнаться за сенсацией, а помнить о совести.
  • 3) Широкие познания.

Как отмечает О. Шайдуллина, в освещении музыкальной жизни в СМИ существует два типа рецензентов: первый (и самый распространенный) - профессиональный журналист, сравнительно немного понимающий в музыке, и второй - профессиональный музыкант, мало понимающий в сфере массовых коммуникаций. В том и другом случае одна из сторон высказывания явно страдает: в первом случае может не хватать адекватной оценки музыкального явления, а во втором - умения грамотно и интересно донести информацию до аудитории.

В наше время аудитория всё больше интересуется арт-новостями, отсюда появились более высокие требования к количеству и качеству таких новостей. Это серьёзное испытание для арт-журналистов, так как требует глубоких знаний и широкого кругозора.

Умение критически отзываться на события в области искусства и литературы требует от арт-журналиста широкой эрудиции, культурологической компетенции и серьезной вовлеченности в художественный контекст. Формулу соотношения критики и журналистики точно определила Т. Курышова, отметив, что критика - это тип мышления (оценочного), а журналистика - форма деятельности, где критик может реализоваться.

Бывший главный редактор информационного агенства Синьхуа, Тянь Цунмин сказал: «Во-первых, чтобы справиться со своей работой, необходимо иметь подходящее знание. Каждой профессии присущи свои профессиональные знания. Чтобы родилась личностная арт-новость, необходим определенный багаж знаний, и арт-журналисты должны распространять и прививать эти знания аудитории, значительно поднимая ее культурный уровень. Чтобы обладать специальными художественными знаниями, нужно их непрерывно копить. Это подготовка к арт-журналистике. Во-вторых, не важно, чем ты занимаешься, недостаточно владеть только своими профессиональными знаниями. Следует расширять границы познания, чтобы воспринимать знания, коррелирующие своей профессии. В-третьих, даже дополнительные знания должны более или менее относиться к профессии».

4) Высокое мастерство.

По мнению Е.В. Климовой в Новосибирском университете, из хороших журналистов выходят хорошие критики. А люди, пишущие о культуре, - лучшие перья в журналистике.

Бывший главный редактор газеты «Жэньминь Жибао», Фань Цзинъи сказал: «Есть необходимое для журналистов мастерство, касающееся, во-первых, сбора информации, а именно: способность ясно выражать свою мысль, быстро записывать текст за говорящим, набирать текст на компьютере, снимать фото и говорить по крайней мере на одном иностранном языке. Во-вторых, журналист должен уметь обрабатывать материал: писать рецензии, сообщения, очерки, и т.д. В-третьих, приветствуется наличие дополнительных навыков, которые помогут облегчить рабочий процесс: владение некоторыми компьютерными программами, умение водить машину и велосипед, а в будущем даже самолёт, и т.д. В-четвертых, арт-журналисты должны творить такие новости, в которых проявится особенный стиль самого журналиста или выпущенного издания. Искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. Это дало богатый материал, чтобы писать многообразнные арт-новости. А если арт-журналист пишет скучные новости, то будет виноватым перед искусством. Если арт-журналист может сформировать свой яркий образ, то читатели узнают журналиста и без подписи под статьей. Хотя многие арт-журналисты ещё не достигли такой цели, но они приложили все усилия к созданию живой новости. В-пятых, арт-журналисты должны уметь подвести итоги работы арт-журналистики последнего времени, усилить положительные стороны и устранить недочёты. В определённый период, чтобы увеличить направленность и преодолеть безрассудство своих работ, опираясь на ключевые пункты художественной политики КПК, разработать четкий и целый план работы по полосам арт-журналистики. В-шестых, арт-журналисты должны уметь связывать свои выступления с основной целью и позицией издания, давать как можно больше характерных эксклюзивных материалов. Избегать сходные и повторяющиеся сообщения».

Помимо сугубо профессиональных, в журналистской деятельности важны и чисто человеческие качества. Арт-журналист должен иметь искреннее и доброе сердце. В самом деле, выполнение работы с душой является предпосылкой для её успешного завершения. В связи с этим, нельзя оставлять без внимания влияние психологического фактора на процесс проведения работы арт-журналиста. Охарактеризуем этот фактор подробнее.

1) Эмоции - это мост, соединяющий журналистов и респондентов репортажа.

Случается, что по какой-то причине некоторым респондентам не хочется участвовать в репортаже. Даже если они и согласятся, заурядный журналист может не получить от них достаточно качественную информацию. Если же журналист с высоким уровнем эмоционального интеллекта встретится с равнодушным респондентом, то он может войти в положение интервьюируемого и думать о вопросе вместе с ним, а значит замечать малейшие изменения его эмоциональных реакций. Таким образом можно изменить отношение респондента к репортажу и получить нужную информацию.

2) Эмоции - это источник энергии для журналистов во время репортажа.

Арт-журналист должен быть отзывчивым, когда берёт интервью у уязвимых групп художественных кругов. А когда он сообщает новости, которые раскрывают проблемы художественной среды, то следует руководствоваться чувством справедливости. Без эмоцонального элемента не будет энергии вести репортаж.

3) Эмоции играют важную роль в репортаже.

С развитием современной журналистики эмоции считаются одним из оценочных показателей. Сильные эмоции пробуждают горячий отклик в душе аудитории. Например, информационное агентство Синьхуа опубликовало сообщение «Воспоминание о художнике Чжао Лижун», которое было изложено в лирическом стиле. Оно вызвало у аудитории сильный отклик. Эта новость научила арт-журналистов вызывать у аудитории сильные чувства посредством искренних эмоций.

Для того чтобы стать в конечном итоге выдающимся арт-журналистом, нужно всегда и везде сознательно совершенствовать себя с точки зрения профессионального мастерства, основных жизненных принципов и духовного мира.

Многоаспектность функционирования СМИ, отсутствие четко обозначенных границ их влияния, разносторонность деятельности сотрудников газет, журналов, теле- и радиостудий порождают мнение о том, что журналистика не является самостоятельной профессией. Ее называют субпрофессией, квазипрофессией, занятием, ремеслом, призванием, не нуждающимся в образовании и особых знаниях. Есть и другие, прямо противоположные точки зрения, согласно которым журналистика требует специальной подготовки, широких познаний, навыков, обладает некими организационными характеристиками и нацелена на служение обществу, а значит у нее есть все признаки профессии.

В.А. Аграновский в книге «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» пишет: «Наша профессия, хоть и вторая из древнейших, до сих пор, к сожалению, не имеет стройной и всеми признанной теории. Мы и сегодня еще плохо знаем, что такое журналистика. Форма общественного сознания и средство изменения жизни? Подобно литературе, живописи, музыке, архитектуре, театру и кино - род искусства? Или входит в литературу как понятие видовое, подобно поэзии, драматургии, прозе и художественному переводу? Или, наконец, еще ґуже - жанр прозы, стоящий в одном ряду с романом, повестью, рассказом, и этот ряд можно продолжить очерком, фельетоном, памфлетом, статьей, репортажем, эссе? Работы многих авторитетных ученых, посвященные теоретическим проблемам журналистики, при всей их значительности и глубине содержат взаимные противоречия и не дают, увы, полного ответа на поставленные вопросы».

По мнению американских авторов, сотрудники редакций по-настоящему почувствовали себя профессионалами в первые десятилетия XX в. Тогда же активизировались поиски модели, способной вобрать в себя главное в профессиональной практике: от техники труда до чувства ответственности. Относится ли журналистика к разряду «интеллигентских» профессий или это миф традиционного российского сознания, продолжающего упорно отстаивать идею о генетической связи публицистики и интеллигенции? Современная культурология различает управленческую, научную, художественную и военную интеллигенцию, а также гуманитарную, к которой причисляет педагогов, врачей и журналистов. Стабильное и инновационное в журналистике находятся в состоянии взаимоперехода, взаимодействия. Постоянное стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий, причем в четко очерченных хронологических рамках.

Особенность журналистики состоит в том, что она, а следовательно, и те, кто работает в СМИ, активно участвуют в социокультурном творчестве. Сверхзадача журналиста - изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, «культурное оснащение» социальных процессов. СМИ имеют широкое влияние на формирование личности, на процесс социализации человека в обществе, приобщая его к культурным ценностям и нравственным нормам. Он способен изменять актуальные мнения, настроения и действия читателя, зрителя, слушателя, создавать для него модели актуальной действительности, «модели мира» для уточнения своего места, своей деятельности в этом мире.

В таком случае справедлив вопрос, не окажется ли компьютер, обученный сочинять стихи, писать музыку, составлять грамотные информационные сообщения, более эффективным участником массовой коммуникации, чем человек, явно уступающий ему в скорости и объеме информационных операций? Но, хотя и журналисты-практики и теоретики выражают обеспокоенность тем, что художник-человек под давлением компьютера понемногу вытесняется из процесса распространения визуальной информации, что в электронной прессе новые тексты подчас синтезируются на основе уже изданных и в результате снижается творческая наполненность журналистской деятельности, человеческая личность во всей ее неповторимости еще не нашла достойной замены в облике универсального биоробота, о котором пишут фантасты.

Труд журналиста профессионален, то есть подчинен заданным алгоритмам, зависим от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций. Для газетчика (как и для любого другого специалиста) необходим опыт решения сходных задач, позволяющий сэкономить силы, время и избежать типичных ошибок. Один из классиков отечественной публицистики М. Кольцов советовал товарищам по цеху: «Вещь нужно конструировать прочно, чтобы, прочитав ее, человек... увидел, где начало, где конец, как именно этот абзац... перекликается с другим абзацем в конце. Особенно на той короткой площадке, которая дается обыкновенно... в газете и в журнале...»В этих условиях наиболее важной становится проблема оценки человеческим обществом качества целей и средств массовой коммуникации, их результативности в контексте формирования национального социокультурного пространства в сообществе с мировым. В связи с этим возникает необходимость фундаментальных изменений в подходе к изучению СМИ, а также связанная с этим проблема подготовки кадров журналистов в системе высшего образования.

Сегодня в преподавании основ профессиональной творческой деятельности журналистов образовался крен в сторону лишь общего представления о профессии (этика, право, менеджмент) и технологических приёмов создания журналистских произведений - прежде всего жанровой характеристики текстов, востребованных актуальной социальной практикой. При этом оказывается второстепенным такой важный аспект образования, тесно связанный с воспитанием в целом, как формирование собственного мировоззрения молодого журналиста, его системы ценностей, образа мира, особенностей творческой самореализации. Очевидно, что актуализация последнего может оказаться одним из существенных факторов в преодолении кризиса современной журналистики.

У опытных журналистов не вызывает сомнений утверждение, что не всякий труд в редакциях СМИ есть творчество и не всякий уровень профессионализма можно назвать мастерством. Минимальной единицей, «атомом творчества» может служить одна мастерски написанная публикация. Но по ней еще нельзя судить обо всей многолетней работе автора. Следовательно, понятие «журналистское мастерство» обладает как глубиной (в том, что касается степени проникновения в жизненные коллизии, новизны постановки проблем, достаточности информационного обеспечения, аргументированности выводов, широты обобщений), так и протяженностью во времени.

Понятие мастерства должно быть тесно увязано и с реакцией читательской аудитории на творчество того или иного автора. Ведь зачастую бывает невозможно только по отзывам коллег определить реальный уровень мастерства работника. Отдельные публикации, получившие высокие оценки на планерках, могут не вызвать резонанса среди жителей региона - и наоборот, выступления, ставшие предметом обсуждения в читательской среде, могут остаться незамеченными собратьями по редакции.

Умение видеть, оценивать и использовать объективные и субъективные предпосылки для развития творчества являются неотъемлемым качеством журналиста. Но решающими тут оказываются предпосылки субъективные, ведь и в любой редакции, и в целом в регионе именно творческая личность, занимающая активную жизненную позицию, способна реально влиять на обстоятельства, приспосабливать их к нуждам социального прогресса. Для истинного мастера недостаточно просто информировать о них или приспосабливаться к ним. Первым шагом к творчеству, к мастерству журналиста следует считать умение найти социально значимую информацию. Хороший журналист - это прежде всего хорошо информированный журналист.

Любой факт может в руках опытного журналиста приобрести социальное, то есть общественно значимое звучание именно в силу того, что пресса тиражирует его в миллионах экземпляров. Особенно часто это происходит в аналитических материалах или журналистских расследованиях, когда общеизвестный факт показывается с другой стороны или раскрываются какие-то новые подробности. Это можно проследить по материалу из электронной версии газеты «Аргументы и факты» от 08 декабря 2011:«12 уловок супермаркета, чтобы заставить нас купить больше» [см. прилож.№3]. Все знают, что супермаркеты различными способами пытаются заставить купить нас больше, чем нам нужно, но почему-то когда мы приходим за покупками, то все - равно введемся на эти уловки. Автор материала рассказывает об основных маркетинговых приемах супермаркетов, анализирует их и дает практические советы. В материале ярко выражена аналитичность; просматриваются филологическая и социологическая базы.

В основе нашего профессионализма лежат такие главные составляющие:

1. Социологическая база, то есть:

Научное знание фундаментальных законов развития общества, его экономики, социально-политических институтов, политической борьбы, права, этики, т.д. профессионализм журналистика культурологический база

Точные и достоверные знания реальной политической обстановки в стране, регионе в текущем времени.

Детальное понимание механизмов воздействие прессы на социальные процессы и умение прогнозировать результаты своих действий как профессионала, оптимизировать усилия, находить творческие, организационные и иные пути к достижению поставленной цели.

2. Филологическая база:

Обширные сведения в области языкознания, истории и теории литературы, безошибочный вкус, понимание симпатий и антипатий публики в классической и современной литературе.

Умение мастерски применять имеющиеся знания при создании журналистских произведений, используя мировой опыт художественной литературы и масс-медиа как специфического участка литературной работы.

Знание путей воздействия слова на массовую аудиторию в каждом конкретном случае и во временной перспективе, способность использовать эти знания для достижения поставленных целей.

3. Культурологическая база:

Обширные познания в истории и теории искусства, прежде всего живописи, музыки, архитектуры, прикладного искусства (сказанное особенно важно для журналистов, которые работают с видеорядом, то есть, по сути, со зрелищем, родственным театру, живописи и т.п. и, как и радиожурналисты, с музыкой).

Знание творческого опыта и секретов мастерства великих живописцев, композиторов, режиссеров, а также свободное обращение с их творческим наследием в конструктивных целях повышения эффективности прессы.

Понимания механизмов воздействия искусства на массовое сознание и умение пользоваться ими для оптимизации своей профессиональной деятельности, для создания журналистских произведений, в особенности на радио и телевидении.

4. Достаточные познания в узкой сфере человеческой деятельности, которой профессионально занимается журналист, например, в экономике, спорте, военном строительстве, политической борьбе, т.д., глубокое знание проблем, опыта и перспектив развития данной сферы - причем опыта как отечественного, так и мирового.

5. Собственно журналистская база:

Точное понимание основных и специальных функций печати в обществе, принципов СМИ, конкретных задач, решаемых журналистом в каждом отдельном случае.

Свободное владение творческим арсеналом прессы(а это, прежде всего, жанры, информационные источники и их поля, методике организации материалов и т.п.)

От профессионала требуются знания структуры прессы региона, места «своего» СМИ в конкурентной борьбе, структуры своей редакции, субординации в ней. Ему необходимы прочные навыки обеспечения эффективности и действенности, перспективного планирования и прогнозирования результатов собственных выступлений и т.п.

6. Огромное значение для становления профессионализма каждого творческого работника имеют его мировоззренческие позиции.

В частности, исключительно важно с этой точки зрения, как именно отвечает журналист на основные вопросы философии: об отношении материи и сознания, о познаваемости мира, а также о принципиальной возможности его преобразования на основах разума, справедливости и добра.

Диалектически понимаемое взаимодействие перечисленных основ журналистского профессионализма означает их непрерывное развитие через преодоление противоречий. Это происходит в ходе творческого процесса постоянно - на уровнях личности журналиста, его ближайшего окружения и всего сообщества людей, к которым он апеллирует. Такое взаимодействие является непременным условием профессиональной деятельности человека в СМИ.

Отсутствие любой из перечисленных основ превращает журналиста в невежду, провоцирует преобразование поставляемой им информации в дезинформацию, извращает с непредсказуемыми последствиями его воздействие на массовое сознание.

Вывод: Журналистика - «вторая древнейшая» профессия, но при этом еще не имеет четкой теории. Она имеет ряд своих особенностей. Журналисты относятся гуманитарной интеллигенции. Труд журналиста профессионален. В основе профессионализма лежат журналистские базы.

Телевизионная коммуникация стала новым способом взаимодействия людей. Телекоммуникация предлагает общение на пространственно-временном расстоянии, при котором оно отражает структуру общества и выполняет связующую функцию. Телевидение создает вторую реальность, которая необходима индивиду, чтобы сохранять равновесие в реальном мире. Оно помогает человеку мгновенно перенестись в любую точку земного шара; дает большую свободу выбора информации, чем газеты, журналы; предоставляет человеку переживать эмоции и впечатления, которых он лишен в жизни.

По мнению Э.Фромма, человек превращается в существо «с открытым, вбирающим в себя без усилий и без внутренней активности» информацию, пребывает в гипнотическом состоянии, пассивно усваивая «образцы и мерила» поведения, при котором не всегда может соотнести большую долю сведений получаемых через ТВ, со своим ограниченным опытом, поэтому создается иллюзия знаний. «Иллюзия чистой воды, имманентное свойство ТВ внушать, будто после передачи все стало ясно и понятно».

Важнейшим результатом деятельности телевидения стало увеличение визуальных стимулов. ТВ создало целое общество потребителей «имиджей». Восприятие телевизионных образцов – процесс, происходящий на сознательном и бессознательном уровне. Причина внушаемого воздействия ТВ на аудиторию – в эмоциональной, а не рациональной сфере. Слагаемые эффекта внушения – это достоверность, созданная фактографической природой кино (ТВ) и показом окружающего мира в движении. Телевидение манипулирует пространством и временем, обращаясь к бессознательным реакциям зрителей.

Посредством телевидения выявляются и существуют конкретные социокультурные символы. Овладение языком символов стало такой же необходимостью, как понимание речи. Появляются новые, опосредованные

(через языки культуры, идеологии, массовой культуры) отношения «творца» «второй реальности» и ее потребителя.

Любой человек в высказанной информации ищет смысл не отдельно от говорящего, а корректируя сообщение отношением к личности говорящего. Информация воспринимается персонифицировано.

Для функционирования телевидения характерно появление людей-символов, которые «творят» судьбы многих миллионов зрителей (ТВ – очеловеченная реальность). Зритель выбирает себе того, кто на его взгляд, заслуживает большего доверия. Он привыкает смотреть на мир его глазами, ощущая свою сопричастность к миру.

Образ коммуникатора (ведущего, диктора) – важная смысловая единица передачи. Человек на экране выступает не только как объект оценивания, но и как субъект общения, поэтому взаимодействие «человека в кадре» с аудиторией подчиняется тем же законам, что и взаимодействие людей в межличностной коммуникации. Коммуникатор предстает сначала как возможный партнер общения, а затем уже как специалист в какой-либо области.

По мнению психологов, взаимное влечение людей больше определяется внешними признаками человека, нежели его внутренними качествами. Личность, обладающая физической привлекательностью, воспринимается как личность, которая превосходит других и по ряду прочих показателей (ум, честность и т.д.) Следовательно, привлекательность коммуникатора становится основой доверительных отношений между ним и аудиторией. Люди постоянно появляющиеся на телеэкране, в зависимости от своего профессионального амплуа обладает неодинаковыми возможностями личностного самопроявления (телевизионный образ диктора, например, более обобщен). Их имидж создается через внешний вид и манеру держаться. В образе диктора воплощаются культурные коды. Их одежда – знак современной моды, эталон.

Имеет значение возраст дикторов. Молодость, красота, обаяние женщин вызывает симпатию у зрителей. Напротив, солидный мужчина-диктор привлекает значительно больше. Его облик ассоциируется с серьезностью, основательностью, жизненным опытом.

При восприятии ведущих в сознании аудитории происходит ориентация на определенные факторы: одаренность, артистизм, активность, деятельность, организованность, самостоятельность, объективность.

Здесь, пожалуй, уместно сказать о страшной тайне телевидения, которая является непосредственным участником процесса общения ведущего и зрителей и за частую играет недобрую шутку в искажении имиджа «Человека в кадре». Речь идет о телесуфлере. Самый безобидный обман телевидения. Обман заключается в том, что мы у экранов думаем, будто человек с нами беседует. А на самом деле он читает текст, выплывающий на невидимом для зрителя экране. Если ведущий это делает непринужденно и артистично, мы не догадываемся о существовании суфлера, и радуемся встречая открытый взгляд ведущего. Но иногда этот взгляд омрачен труднообъяснимой странностью повадки. Например, запинки во время произнесения простой фразы. Оказывается это происходит по причине неисправности суфлера, который вдруг остановился или, наоборот, устремился с большой скоростью вперед. Телесуфлер – приспособление техническое, которое гармонирует с техническим характером задачи - бесстрастным чтением фактов. И высшим пилотажем считается, если ведущий умело комбинирует это со своими изюминками, которые отличают его стиль от стиля другого ведущего. Это большой труд и искусство, искусство общения телевизионного, которое так же влияет и формирует имидж «человека в кадре.

Оценку имиджу популярных ведущих дают опросы аудитории и экспертиза специалистов, они определяют эффективность личного эмоционального кода, выступающего в эфире, способствуют развитию его коммуникативных данных. Каждый ведущий получает суммарную характеристику своих личностных коммуникативных качеств. Если результаты социального общения оказываются неэффективными, специалисты дают коммуникатору индивидуальные рекомендации. По эмоциональной корректировке поведения.

Процесс общения диктует вопрос о выборе видеоряда, звукоряда, речи, которые должны максимально соответствовать целям коммуникатора. Проблема восприятия, психолингвистические ее аспекты, культура речи приобретают в условиях массовой коммуникации особое значение для решения вопроса о повышении информативности выступления. К основному предмету общения примыкает дополнительный, связанный с аспектами коммуникации и восприятием личности на экране как носителе информации. Реализуя свои функции, коммуникатор выбирает свой стиль общения с аудиторией.

  • Стиль «я – центрация»: направленность личности на себя, здесь идет демонстрация формального отношения к партнеру по общению. Журналист говорит без связи с предшествующими высказываниями партнера, приписывает ему мысли и намерения.
  • Стиль «другой – центрация»: выражается в стремлении делать то, что требуется партнеру. Коммуникатор демонстрирует озабоченность его проблемами, навязывает свою помощь, уступает инициативу в общении, одобряет намерения и планы партнера.
  • Стиль «я – другой – интеграция»: наиболее плодотворный, здесь ощутимо стремление доверять партнеру, строить свои отношения с ним на равных.

В ходе развития СМИ сформировались и основные типы общения (классификация С.М. Газарха).

1. ближнедистанционный тип, при котором журналист пытается создать ощущение непосредственного контакта. Он обращается к реципиенту от своего имени; здесь уместен вариант коллективного автора, ведущие авторских программ. Это прямой контакт как бы стирает грань и входит в пространство и время зрителя. Ближняя дистанция аппелирует к разуму, к сознанию зрителя, а только потом – к его эмоциям (от рацио к эмоцио).

2. Дальнедистанционный тип общения предполагает, что субъект устраняется от непосредственного контакта, уходит на задний план и скрывается за мнимыми субъектами общения (персонажами). Авторская мысль не высказывается впрямую, она моделируется на персонажах телевизионного действия, специально создается ситуация, из которой эту мысль предстоит извлечь. Это закрытое информационное действие: персонажи общаются не со зрителем, а только друг с другом. Механизм информированного воздействия – от эмоцио к рацио.

3. Среднедистанционный тип общения предполагает присутствие субъекта общения где-то рядом с происходящими событиями или внутри его. Коммуникатор – посредник между зрителем и участниками программ, представитель зрителя в событии. Здесь достигается синтез «интимности» и «глобальности».

Всякий ТВ - образ включен в «субъективную картину мира». Один и тот же объект репрезентируется у каждого человека по-разному. Один из способов осмысления телеинформации задается через субъективный образ человека на экране. Большое значение для явления персонификации имеют его индивидуально-личные характеристики (внешность, физические данные, оформление внешнего облика); коммуникативные качества – тембр голоса, дикция; внутренние характеристики (знание, интеллект, эмоциональность, моральные ценности).

Успех программ обусловлен точно найденным имиджем, соответствующим социальному заказу, моде, требованиям времени, и настроениям в обществе. Точно найденным фирменным стилем телепрограмм, где наряду с содержанием уделяется внимание оформлению студии, заставкам, символам, атрибутике, использованию таких важных факторов воздействия, как цвет, свет, музыка. Имидж ведущего формирует тип контакта с аудиторией. Однако изменение современных требований корректирует и сами имиджи. Это становится научной проблемой, поскольку формирование имиджа – многогранный творческий процесс, требующий профессионального мастерства. Удачно найденный имидж – это не только успех у зрительной аудитории, но и часть творческой биографии журналиста.

Многие исследователи «человека на экране» (Н.Н. Богомолова, О.Т. Мельникова, Е.Е. Пронина и др.) при описании типажей телегероев используют харизматическую модель коммуникатора Д. Голдхабера. Д. Голдхабер предлагает несколько элементов харизмы (личного магнетизма), посредством которой и происходит рождение нового образа (имиджа): внешность, привлекательность, «ожидаемость» высказываний, действия, профессиональное мастерство. Первый тип – «герой», идеализированная личность: смел агрессивен, говорит, «что мы хотим», выглядит, «как мы хотим». Второй – «антигерой», «простой человек», один из нас, выглядит «как мы все», говорит, «что и мы». С таким коммуникатором зритель чувствует себя безопасно. Третий тип – «мистическая личность» – чужой нам, необычный, непредсказуемый человек.

По мере обретения информационных, а затем и социально-педагогических и социализирующих функций телевидение становится основным каналом самоидентификации. Психологические механизмы идентификации себя с героями экрана сегодня выступают в качестве формообразующих факторов массовой культуры и опираются на социокультурные традиции.

Кино и телевидение немыслимы без аудитории, подчиняющейся законам функционирования больших групп, исследованию которых одними из первых посвятили свои работы Г.Тард и Г. Лебон. Тард утверждал, что в толпе человек более эмоционален, возбужден и менее интеллектуален, чем обычно. Средний умственный уровень человека в коллективе ниже, чем средний уровень каждого из членов коллектива в отдельности. Лебон считал, что в коллективе человек вообще теряет свою индивидуальность, подчиняется примитивным импульсам массы, действует аффективно, обретает веру в чудо и потребность подчиняться вождю. Массовая аудитория, по их мнению, это вырывающееся вовне брожение коллективного бессознательного. Поэтому сам человек в толпе себя не видит и не помнит. Однако тот, кто стоит над ней (герой) или в стороне (исследователь, наблюдатель), прочитывает закономерности, движущие порывами массы, и может направлять их в определенное русло.

Современные исследователи дополняют эти важные характеристики массового сознания:

1. Оно всегда консервативно – «лидеры мнений», то есть люди, готовые к восприятию нововведений, составляют ничтожно малые пять процентов социума.
2. Оно предпочитает не рисковать и дорожит тем, что имеет, поэтому массовое сознание (как адресат) всегда обрабатывает полученную информацию как бы с дополняющей позиции.
3. Увидев или услышав нечто новое, мозг ищет ему соответствие, тождество, подобие или схожесть; при восприятии происходит попытка вписать новую строчку в сценарий (Э. Берн), который уже существует в нашем сознании как неоспоримый образ реальности.

В глобальном понимании для массового сознания такой образ – суть миф. Общий закон человеческой психики таков: сознание всегда удерживает в себе некий абстрактный символический образ (миф), который принимает за реальный окружающий мир. Однако массовое сознание не ощущает миф в качестве мифа, становясь, по сути, заложником тех, кто его формирует. При этом человек не протестует, а скорее, наоборот, желает жить сказкой. Так, Мирча Элиаде считает свойством человека постоянный возврат к вечным, мифологическим ценностям. Индивид хочет вырваться за пределы обыденности, и мифология дает ему такую возможность: он покидает мир обыденности и проникает в мир преображенный, заново возникший, пронизанный невидимым присутствием сверхъестественных существ. Известный западный исследователь Уильям Кей утверждает, что наука и технология в контексте XX века основаны на работе по созданию символов, которые не только не освободили человека от символической трясины, но еще глубже поместили его в зависимость от символов.

Средства массовой информации с момента своего появления занимались созданием символов или даже мифотворчеством. В схеме коммуникативного процесса СМИ выступают как поставщики новой информации, которая способствует формированию и дальнейшей жизни мифов в массовом сознании. Газеты, радио, телевидение – суть режиссеры-постановщики пьесы, которой наше сознание заменяет реальный мир. СМИ предлагают актеров на уже прописанные в нашем сознании роли. Достаточно назвать одного «врагом», а другого «героем» – и мы сами начнем интерпретировать их поведение по модели, которая существует у нас в сознании. Мифы скрепляют понимание человеком происходящих процессов. Возможность дать смысл – в этом их сила. Российское бытие буквально пронизано такими мифоосмысляющими его образами. Например, если речь идет о больших деньгах, в голову обывателя прежде всего приходит мысль об их нечистоплотности.

Миф – всегда победитель, так как, с одной стороны, он отражает интеллектуальные потребности, уже апробированные всей историей человечества, с другой – наиболее точно воспроизводит ожидаемое и желаемое. Поэтому, например, любое политическое движение (то есть стремящиеся к власти индивиды) продуцирует целую серию мифов, призванных оправдать его существование.
Мифологический текст ориентируется прежде всего на иррациональную сторону человеческой психики, когда ищут не информацию, а надежду, не факты, а оценки, не логику, а исход чувствам, не обоснованность, а панацею от всех бед и т. д. Любое сообщение, как правило, воспринимается тоже иррационально: факты, цифры забываются, остается только общее впечатление, некий эмоционально окрашенный образ1.

Механизмы и архетипы коллективного бессознательного амбивалентны и внеидеологичны. Задача сообщения – не столько передавать содержание, сколько убеждать в своей правоте, подсказывать нужные эмоции и вызывать нужные чувства. Когда удается раскачать логику до уровня магического мышления, возникает магический резонанс, создающий эффект, близкий к состоянию двухпалатного сознания. Магическое мышление превращает в своего рода сообщающиеся сосуды индивидуальное самосознание и коллективное бессознательное, личную ответственность и общинное поведение. Двухпалатное сознание приводит к тому, что главные побуждении воспринимаются как внешние, вынужденные, не свои1.

Кроме того, на эффективность аудиовизуальной коммуникации влияют следующие характеристики сообщения (Р. Орт): близость к целевой аудитории; намерение (ненавязчивая демонстрация того, что коммуникатор относится к аудитории с симпатией); противоречие до степени возможного согласия; достоверность; экспертиза (владение данными экспертных оценок в изучаемой области). При этом следует усиливать параметры, обладающие наибольшей воздействующей силой. Успех коммуникатора зависит от умелого варьирования целевой аудиторией, каналом коммуникаций, метакоммуникативными знаниями и контекстом.

Приоритеты бессознательного в массовых коммуникациях бесспорны. Коллективное бессознательное никогда не забывается. В виде мифологем оно хранится в кладовых нашей памяти, передаваясь через мифы, легенды, сказки, пословицы и поговорки, традиции, поведенческие стереотипы. Психологические характеристики коллективного бессозна-тельного – это образность, ассоциативность, преувеличение/ преуменьшение, искажение, опущение, акцентирование, упрощение, неадекватность, нереалистичность. Мифологема является единицей массового сознания, основой народной психологии. Метафора, символ, герой, знак – вот выразительные средства коллективного бессознательного. Психология знака заключается в его подсказке и переносном смысле. Знаковые свойства символа, по определению А.Ф. Лосева, – это переносный смысл, обобщения, смысловая перспектива. В организации смыслового пространства велико значение идеи.

Заражение осуществляется через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». «Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему»1. Подражание – «воспроизведение индивидом черт и образцов демонстративного поведения» (Г. Тард).

Внушение непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Это метод эмоционально-волевого воздействия, своеобразного психопрограм-мирования аудитории, манипуляционного воздействия. Внушение – это телесно-аффективный процесс, неделимое социобиологическое единство, функционирующее на очень древнем уровне бессознательного по ту сторону трансферта, опосредующего влияние одного индивида на другого и способного вызвать очевидные психологические и физиологические изменения Это аффективная связь, вписанная в генетический код, первичное отношение между матерью и младенцем, где аффект и тело составляют единое целое2.

В результате произошедшей за последнее столетие смены основного канала коммуникации (печать – радио – телевидение) важным становится не содержание, а форма, не сущность, а образ. Современные аудиовизуальные средства творят имиджи отдельных людей, групп, событий, явлений и т.п., которые, в свою очередь, получают роли и место в символическом театре массового сознания. А «привлекательность» экранного образа и «доверие» к тележурналисту повышают эффективность информационного влияния. В то же время и сама аудитория формирует желаемый образ ведущего, сопоставляет его с реальным образом и выносит свое суждение. Вот почему необходим тщательный учет и анализ предпосылок, обусловливающих образование аудитории и самих технических средств – носителей массовой информации. Ведь аудитория существует и функционирует лишь в той мере, в какой осуществляется деятельность по производству и распределению массовой информации в обществе.

Социальная установка на восприятие экранной личности – от ведущего программы до кандидата в президенты – многофакторна и многослойна. Чем выше социальный статус личности, чем выше к ней общественный интерес, тем шире разброс мнений, сложнее оценочное к ней отношение.
Телепублицист не просто сообщает информацию, он раскрывает свое отношение к ней, свою гражданскую позицию. Общий закон публичного выступления гласит: аудитория только тогда верит произнесенному слову, когда видит за ним автора. К тому же самой природе телевидения присущ диалог, и если разговор монологичен, зритель чувствует себя лишним. Информация публичного выступления должна быть объективной. Понятие «объективность» означает, что ее объем, характер, ценность и социальная значимость не зависят от воли человека. А крупный план позволяет рассмотреть черты говорящего, его мимику, жесты, оценить естественность его поведения на экране.

Психологические механизмы идентификации себя с героями экрана выступают в качестве формообразующих факторов сегодняшней массовой культуры. Человек, включая телевизор, приглашает к себе в дом прежде всего хорошего собеседника, умного, знающего друга или хорошего знакомого, с которым он не прочь провести вечер. К себе телезритель требует особого отношения – интимности. «Интимность должна проявляться в глубокой искренности, простоте, задушевности, в правильно найденном тоне»1. Такая интимность должна возникать из чувства уважения и ответственности перед аудиторией телевизионной передачи.

Работа журналиста обусловлена заданием редакции и личностными его качествами – миропониманием, вкусом, предпочтениями, профес-сиональной интуицией и мастерством. Журналист-ведущий получил право «свое суждение иметь», обрел утраченную некогда личностную определенность, собственное «Я». Именно «клан ведущих» определяет сегодня социальный, интеллектуальный, нравственный и, в известной мере, эстетический облик1.
В эталонном облике телеведущего Р.А. Борецкий объединяет три слагаемых: природные данные (быстрый и гибкий ум, обаяние, характер и темперамент); компетентность и эрудиция; высокий уровень профессиональной техники, от умения работать на камеры до живого и заинтересованного разговора с собеседником, и подчеркивает огромную политическую и нравственную ответственность телеведущего: «Он «делает» канал, но и канал «делает» – создает, шлифует, формирует его имидж, вырабатывает у зрителей привычку, а затем устойчивую потребность систематического с ним общения»2.

Заинтересованность происходящим на экране вызывается не только содержанием, смыслом, но и характером общения. Личность раскрывается в диалоге, а роль катализатора общения играют такие личностные качества ведущего, как чувство юмора, способность заметить смешную сторону или юмористический подтекст высказывания.
Исследуя «пусковой механизм» творческого процесса в журналистике, В.М. Горохов пишет: «Чем богаче предмет, тем больше возможностей предоставляется автору. Вместе с тем, чем активнее журналист, чем полнее выявляются его знания, чем ярче раскрываются способности, тем точнее решается творческая задача»3. Любому творческому решению полезен скрытый «инкубационный период», пока оно не приобретет личностно-значимое содержание. Полезны в этом случае такие приемы, как переформулирование задачи, рассмотрение предмета с разных точек зрения, отказ от штампов, избитых способов действия, использование аналогий, сравнений, ассоциаций, интуиции.

В.М. Горохов выделяет совокупность признаков, которые характеризуют индивидуальный стиль деятельности (ИСД): устойчивая для данного журналиста система приемов и методов работы; обусловленность этой системы личными качествами автора; функциональная целесообразность приемов и методов деятельности. Отсутствие ИСД свидетельствует о безликости автора. С психологической точки зрения в основе безликости некоторых журналистов лежит равнодушие, инертность, скудность мыслительных операций и образов. ИСД проявляется в оригинальности приемов, которыми пользуется журналист в процессе разработки темы. Творческий прием помогает достичь завершенности и самобытности замысла, цельности изображения, выразить отношение автора к происходящему. «Возможность применения, самого открытия творческого приема определяется емкостью, многоплановостью содержания, потенциалом формы, заключенным в том или ином виде журналистского творчества… Творческий прием отрицает отжившие стереотипы, противостоит стандартам мышления и чувствования»1.

Обезличенной информации не существует, полагает исследователь имиджа тележурналиста П.С. Гуревич. Мы создаем образ самих себя, мы пытаемся следовать этому образу. Человек «себя как личность ценит меньше, ибо не вполне отдает себе отчет в том, где оканчивается его подлинность и рождается образ, созданный из представлений социального окружения… Без имиджа личность на экране эфемерна, даже если ее украшают многие достоинства1. Имидж имеет успех, если он не противоречит сложившейся системе ценностей, непосредственным интересам людей и устойчивым представлениям – стереотипам. Стереотип – упрощенная интерпретация идей и людей. Имидж и стереотип – разные ракурсы интерпретации действительности в сознании человека, дополняющие друг друга.

Создание имиджа это не только подчеркивание некой человеческой данности. Это еще и способность к преображению, к лицедейству, к сознательному выбору образа. Неуловимые детали работают на воссоздание или разрушение образа. Важны также «соответствие экранного образа и внутренней человеческой сути. И нельзя вечно пользоваться однажды найденным образом. Имидж нужно менять, либо наполнять его новым содержанием»2.
«Личность на экране – всегда загадка, но, оказывается, ведущий может сам разрушить таинство образа. Стоит поверить в непогрешимость собственного профессионализма, в неисчерпаемость своей персонификации – и происходит непоправимая деформация имиджа… Уникальность не укладывается в границы социальной роли, а ведущим нужны маски, как сумма приемов для обретения той или иной черты»3.

Механизм сотворения кумиров – это комплекс противоречивых чувств. Истинно притягательный образ должен вызывать противоречивые чувства. «Чем менее расшифрован человек, тем сильнее наше желание дорисовать, домыслить, дофантазировать»4.
Атмосфера экранной встречи определяется также и операторским мастерством. «В то время, как общими планами режиссер телевидения вводит нас в атмосферу экранной встречи, средний и особенно крупный план помогают выявить смысл действия (или создать настроение). По существу, оперируя средним и крупным планом, телевизионные документалисты имеют дело с пространством диалога и монолога. Выкадровкой действия и выбором крупности изображения режиссер, подобно хирургу, орудующему скальпелем, обнажает скрытый нерв разговора, осуществляя психологический анализ происходящего»1.

Образ телеведущего является олицетворением того образа жизни, который создатели программы предлагают зрителям как образец для подражания. Являясь стержнем производства, образ ведущего становится основным режиссерским приемом, определяющим весь остальной набор приемов и выразительных экранных средств. Через него автор программы транслирует открытым текстом или в завуалированной форме свою основную идею.

Дипломная работа >> Маркетинг

Деятельности" на примере ОАО... с настоящим законом . Федеральный закон устанавливает общие... суггерента - человека , на которого нацелено... опыта, мастерства , ... новостными программами и программами 10 ... отношений с редакторами и журналистами СМИ; 8) проведение пресс...