Кто несет ответственность за результаты планирования аудита. Планирование проверки. Разрабатывая общий план, стоит учесть

Планирование аудиторской проверки включает в себя: предварительный этап планирования, общий план и программу аудита. На всех этапах аудитор руководствуется федеральным стандартом «Планирование аудита».

На этапе предварительного планирования аудитор прежде всего знакомится с внешними факторами, влияющими на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающими экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности, а также с внутренними факторами, влияющими на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанными с его индивидуальными особенностями. Далее он изучает организационно-управленческую структуру экономического субъекта, виды его деятельности, структуру капитала и курс акций, технологические особенности, систему внутреннего контроля. Важный момент – ознакомление с уровнем рентабельности, порядком распределения прибыли, с формированием фонда оплаты труда персонала и принципами его оплаты. Немаловажное значение на предварительной стадии имеют сведения о дочерних и зависимых предприятиях, об основных контрагентах экономического субъекта.

Источниками информации об экономическом субъекте для аудитора являются:

1) устав экономического субъекта;

2) документы о регистрации экономического субъекта;

3) протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

4) документы, регламентирующие учетную политику;

5) бухгалтерская и статистическая отчетность;

6) документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);

7) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

8) отчеты аудиторов, консультантов;

9) внутрифирменные инструкции;

10) материалы налоговых проверок;

11) материалы судебных и арбитражных исков;

12) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

13) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;

14) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

Если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, то составляется письменное обязательство о согласии на проведение аудита, которое отсылается в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки, а с экономическим субъектом заключается договор. При отказе аудиторской организации участвовать в проведении аудита экономическому субъекту направляется соответствующее уведомление.

Разработки общего плана и программы аудита основываются на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С их помощью аудиторская организация выявляет области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации варьируются в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она выявляет недостоверную информацию либо своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации. Для оценки эффективности системы внутреннего контроля аудиторской организации предстоит собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Она может положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета. Тогда для получения необходимой уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

Порядок определения объема аудиторской проверки установлен федеральным правилом аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Требования данного стандарта обязательны для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита с подготовкой официального аудиторского заключения.

Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, которые необходимо провести для целей аудита, и диктуется обстоятельствами проверки. При определении объема аудита аудиторская организация обязана руководствоваться требованиями нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положениями договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретными особенностями проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта. При обязательном аудите проверка выполняется комплексно. Проверяются все филиалы и подразделения, все виды деятельности и все счета бухгалтерского учета. Объем работ зависит от объема и степени глубины проверки по каждому из конкретных направлений.

Аудиторская проверка планируется на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, а также разработать общий план и программу аудита. Как правило, в ходе аудита из нескольких источников и разными методами извлекается достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При этом важно соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Но сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры не могут считаться основанием для отказа от нее, если необходимость проведения данной процедуры обусловлена обстоятельствами проверки.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует определить приемлемый для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация выявляет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

При составлении общего плана и программы аудита аудиторской организации рекомендуется учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что позволяет точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация, будучи независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в ходе всего процесса аудита.

При получении аудиторских доказательств аудиторская организация должна руководствоваться федеральными и российскими правилами аудиторской деятельности: «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Аудиторские доказательства», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аналитические процедуры», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита», «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».

Обнаружив искажения бухгалтерской отчетности или нарушения требований законодательства, аудиторская организация должна выполнять требования федеральных и российских правил (стандартов) аудиторской деятельности: «Существенность в аудите», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита», «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».

Для достижения целей аудита к проверке могут привлекаться ассистенты аудитора, сторонние эксперты, внутренние и внешние аудиторы. При этом результаты выполненной работы необходимо оценивать в контексте проведенных аудиторами процедур, а также возможностей использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение к аудиторской проверке сторонних специалистов не снимает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не уменьшает этой ответственности.

В ходе аудита основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита, оформляются документально. Рабочая документация аудита должна быть полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторской организации при оформлении хода аудита необходимо выполнять положения федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Аудиторской организации при подготовке итоговых документов аудита следует руководствоваться федеральными и российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности: «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «События после отчетной даты», «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».

Определение уровня существенности и аудиторского риска. Существенность выражает вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т.п., процедуры позволяют выявить ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователей.

Величину существенности (С) выражают соотношением: 0 ≤ С ≤ 1. Следует помнить, что эта вероятность отражает возможность (или невозможность) определить наличие ошибки, которая влияет на достоверность отчетности экономических субъектов, оценить эту ошибку для принятия соответствующего аудиторского решения. Такова качественная составляющая существенности.

Количественная составляющая существенности проявляется через определение уровня существенности. Уровень существенности это то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности будет не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Такое определение дается федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите».

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Требования, предъявляемые к определению уровня существенности. Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности. Их следует оформить документально и применять постоянно. Для аудиторских фирм такой документ утверждается решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

Основанием для изменения аудиторской организацией системы базовых показателей и порядка нахождения уровня существенности могут служить:

Изменения законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности;

Изменения законодательства в области аудита, устанавливающие требования к методам определения уровня существенности;

Изменение специализации аудиторской организации;

Значительное изменение состава экономических субъектов, подлежащих аудиту с точки зрения их принадлежности к другим отраслям производства или другому роду деятельности;

Смена руководства аудиторской организации.

В практике своей работы аудиторские организации вычисляют уровень существенности через определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. При этом могут использоваться как базовые показатели текущего года, так и усредненные показатели текущего и предшествующих лет, а также любые расчетные процедуры, которые могут быть формализованы. Допускается как единый показатель уровня существенности для данной конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки какой-то определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчетности.

Значение уровня существенности для данной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования этой проверки. Полученное значение в обязательном порядке фиксируется в общем плане аудита.

Случается, что по ходу проверки открываются новые обстоятельства. В этой ситуации аудитор имеет право скорректировать значение уровня существенности. При этом факт изменения уровня существенности, новое его значение, соответствующие расчеты и развернутая аргументация в обязательном порядке фиксируются в рабочих документах аудиторской проверки.

Применение уровня существенности в аудите. Уровень существенности принимается во внимание на этапе планирования при определении: содержания, затрат времени, объема применяемых аудиторских процедур, в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур, а также на этапе завершения аудита при оценке влияния на достоверность бухгалтерской отчетности оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями.

Аудитор должен иметь в виду, что выявленные им отдельные искажения сами по себе могут оказаться несущественными, однако взятые в совокупности они вместе с предполагаемыми неточностями могут иметь существенный характер при распространении этих ошибок на всю совокупность данных. Это происходит в целом ряде случаев. Например если:

Искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности;

Качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта и требований соответствующих нормативных документов, по мнению аудитора, являются несущественными. В этом случае аудитор вправе сделать вывод, что отчетность проверяемого экономического субъекта является достоверной во всех существенных отношениях;

Отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного больше уровня существенности, а также когда качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов, по профессиональному суждению аудитора, имеют существенный характер (тогда аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта в существенных отношениях не может быть признана достоверной);

Отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности;

Имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но эти расхождения, однако, однозначно не могут быть признаны существенными. В этом случае аудитор, используя свое профессиональное суждение, обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, правомерен или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности или же необходимо внести соответствующие оговорки в аудиторское заключение. При этом для уточнения ситуации иногда необходимо проведение дополнительных аудиторских процедур.

Аудитор должен предложить руководству проверяемой организации внести в отчетность в установленном порядке исправительные проводки по устранению замеченных им нарушений. Если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, то несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

Для нахождения уровня существенности можно использовать табл. 1.

Таблица 1

Система базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности

Базовый показатель

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта

Доля, %

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности

Балансовая прибыль предприятия

Валовой объем реализации без НДС

Валюта баланса

Собственный капитал (итог раздела IV баланса)

Общие затраты предприятия

Уровень существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года для экономического субъекта, подлежащего проверке, определяются финансовые показатели, перечисленные в первом столбце табл. 1. Их значение может быть занесено во второй столбец в тех денежных единицах, в которых подготовлена бухгалтерская отчетность. От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в третьем столбце таблицы, и результат заносится в четвертый столбец.

Допускается, что часть показателей включить в таблицу не удастся. Например, предприятие может не иметь прибыли по итогам года либо может иметь небольшую прибыль, которая, по мнению аудитора, с учетом анализа показателей за предыдущие годы является не характерной для данного предприятия. Предприятие может не иметь реализации, если это бесприбыльное, некоммерческое предприятие либо организация, которая финансируется в основном не за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг. В этих случаях в соответствующих клетках таблицы могут быть поставлены прочерки.

Аудитор должен проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. Если какие-либо значения значительно отклоняются в большую или меньшую сторону от остальных, их можно отбросить. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.

Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.

Данный порядок приведен в качестве образца и имеет рекомендательный характер. Аудиторские фирмы должны разработать собственный порядок нахождения уровня существенности с учетом обязательных требований федерального правила (стандарта) «Существенность в аудите». Например, в отличие от предложенного порядка они могут:

Изменить значения коэффициентов в третьем столбце (см. табл. 1);

Вводить, убирать, менять финансовые показатели, приведенные в первом столбце;

Менять порядок усреднения при определении значения показателя;

Принимать во внимание значения финансовых показателей за предыдущие годы и учитывать динамику их изменения;

Предусмотреть для различных статей баланса не один показатель уровня существенности, а несколько;

Самостоятельно разработать таблицу и ввести схему расчетов уровня существенности.

Виды риска. С аудитом финансовой отчетности непосредственно связаны следующие виды риска: предпринимательский и аудиторский.

Предпринимательский риск заключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное. Такой риск зависит от следующих факторов: сроков проведения аудита, конкурентоспособности аудитора, вероятности судебных исков по отношению к нему, дискредитации со стороны конкурента. Большое значение имеют финансовое состояние клиента, характер его операций, компетентность администрации и учетного персонала клиента и т.д.

Аудиторский риск (риск аудитора) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки, а также искажения после подтверждения аудитором ее достоверности. Возможен и такой вариант, когда отчетность признается содержащей существенные искажения, хотя на самом деле таких искажений в ней нет.

Аудиторский риск включает в себя: внутрихозяйственный риск, риск контроля, риск необнаружения. Представим аудиторский риск в виде упрощенной предварительной модели:

ПАР = ВХР РК РН,

где ПАР – приемлемый аудиторский риск, который определяет меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение;

ВХР – внутрихозяйственный риск, выражающий вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;

РК – риск контроля, который показывает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;

РН – риск необнаружения, обозначающий вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

Применяя модель аудиторского риска при планировании проверки, аудитор может воспользоваться следующими способами.

I . Поможет оценить план с точки зрения квалификации аудитора. Например, аудитор полагает, что внутрихозяйственный риск составляет 80%, риск контроля – 50% и риск необнаружения – 10%. Путем простых вычислений получаем значение риска при аудите – 4% (0,8-0,5–0,1). Если аудитор пришел к заключению, что приемлемый уровень аудиторского риска в данном случае должен быть не выше 4%, то он может считать план приемлемым. Подобный план может помочь аудитору определить приемлемый уровень аудиторского риска, но он малоэффективен.

II . Этот способ можно использовать для составления более эффективного плана определения риска необнаружения и соответствующего числа подлежащих сбору свидетельств.

В этих целях модель аудиторского риска преобразуют следующим образом:

Возвращаясь к предыдущему примеру, предположим, что аудитор установил для себя приемлемый аудиторский риск на уровне 5%, так что план аудита мог быть изменен в связи с необходимостью согласовать число отбираемых свидетельств с риском необнаружения на уровне 10%, поскольку 0,05 / (0,8 · 0,5) = 0,125. При этой форме модели риска ключевым фактором становится риск необнаружения, ибо он предопределяет необходимое число свидетельств. Требуемое число свидетельств обратно пропорционально уровню риска необнаружения. Чем меньше уровень риска необнаружения, тем больше требуется свидетельств.

На основе модели аудиторского риска можно сделать вывод, что существует прямая зависимость между приемлемым аудиторским риском и риском необнаружения, а также обратная зависимость между приемлемым аудиторским риском и планируемым числом подлежащих сбору свидетельств. Например, если аудитор решает сократить уровень приемлемого аудиторского риска, он тем самым сокращает риск необнаружения и увеличивает число подлежащих сбору свидетельств.

III . Модель аудиторского риска используется, чтобы напомнить аудитору о взаимосвязи между различными рисками и о связи рисков со свидетельствами. Понимать эти взаимосвязи важно для организации сбора необходимого числа свидетельств. Чтобы разобраться в этих связях, рассмотрим подробнее каждую из составляющих модели аудиторского риска.

Приемлемый аудиторский риск (ПАР) это субъективно установленный уровень риска, который готов взять на себя аудитор. Определяя для себя меньший уровень аудиторского риска, аудитор стремится к большей уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных ошибок.

Величина приемлемого аудиторского риска может быть выражена следующим соотношением: 0 ≤ ПАР ≤ 1.

Нулевой риск означает полную уверенность аудитора в том, что финансовая отчетность не содержит существенных ошибок. Необходимо отметить, что аудитор не может гарантировать полного отсутствия существенных ошибок. Общепринято, что величина приемлемого аудиторского риска не должна превышать 5%. На эту величину влияют уровень компетентности аудитора, финансовое состояние аудиторской организации, степень доверия внешних пользователей к финансовой отчетности. Кроме того, существенное значение имеют масштаб бизнеса клиента, форма собственности и распределение ее долей в уставном капитале клиента, а также организационно-правовая форма предприятия-клиента. Немаловажны также характер и сумма обязательств клиента, уровень внутреннего контроля клиента, вероятность его банкротства и т.д.

На основе обследования и оценки факторов влияния аудитор сможет субъективно установить уровень риска, исходя из того, что финансовая отчетность и после окончания аудита может содержать существенные ошибки. В процессе проверки аудитор получает дополнительную информацию о клиенте и может изменять свою оценку приемлемого уровня аудиторского риска. В тех случаях, когда аудитор полагает, что вероятность банкротства клиента высока и в связи с этим возрастает предпринимательский риск аудитора, необходимо снизить уровень приемлемого аудиторского риска.

Внутрихозяйственный риск (ВХР) это установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам. При установлении уровня внутрихозяйственного риска не принимается во внимание внутрихозяйственный контроль, поскольку он входит в модель аудиторского риска как самостоятельный элемент, называемый риском контроля. Величина внутрихозяйственного риска может быть выражена следующим соотношением: 0 ≤ ВХР ≤ 1.

Если принимать во внимание зависимость между внутрихозяйственным риском и риском необнаружения, а также планируемым числом свидетельств, то внутрихозяйственный риск обратно пропорционален риску необнаружения и прямо пропорционален числу свидетельств. Например, если аудитор заключает, что по дебиторской задолженности внутрихозяйственный риск высок, так как многие заказчики клиента терпят банкротство в связи с неблагоприятными экономическими условиями, то риск необнаружения должен быть низким, а планируемое число свидетельств – большим (без учета внутрихозяйственного контроля). Как отмечалось ранее, в начале аудита можно лишь приблизительно оценить уровень внутрихозяйственного риска. Оценивая внутрихозяйственный риск, аудитор должен учесть следующие факторы: характер бизнеса клиента, честность администрации, мотивы поведения клиента, результаты предыдущего аудита, первоначальный и повторный аудит, взаимоотношения с дочерними и зависимыми фирмами, нетрадиционные операции, профессионализм учетного персонала, сальдо счетов и величину сумм по статьям отчетности, число и состав операций клиента и т.п.

На основе проведенной оценки аудитор определяет, какой именно из этих факторов важен для конкретного участка аудита. При этом некоторые факторы (например, честность администрации) оказывают сильное влияние на отклонения от норм на некоторых специфических участках (например, необычные операции и др.). Несмотря на то, что для определения уровня внутрихозяйственного риска нет точных правил, аудиторы весьма консервативны в своих оценках. Большинство из них и при самых благоприятных обстоятельствах устанавливают уровень внутрихозяйственного риска значительно выше 50%, а при наличии обоснованного ожидания существенных ошибок – даже на уровне 100%.

Риск контроля (РК) представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента с точки зрения ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки. Аудитор стремится установить эту оценку на уровне ниже максимального уровня (100%), рассматривая это как часть плана аудита.

Допустим, аудитор считает, что система внутрихозяйственного контроля абсолютно неэффективна с точки зрения предотвращения или обнаружения ошибок. В этом случае он определяет риск контроля на уровне 100%. Чем эффективнее система внутрихозяйственного контроля, тем ниже степень риска контроля.

Величину риска контроля можно выразить следующим соотношением: 0 ≤ РК ≤1.

Как и в случае внутрихозяйственного риска, риск контроля обратно пропорционален риску необнаружения, тогда как между риском контроля и числом подлежащих сбору свидетельств существует прямая зависимость.

Прежде чем установить уровень риска контроля ниже максимального уровня, т.е. менее 100%, аудиторы должны ознакомиться с системой внутрихозяйственного контроля клиента. На основе этого оценить, насколько хорошо она работает. Далее нужно протестировать на эффективность контрольные моменты, структура которых образует систему внутрихозяйственного контроля.

Первое действие относится к любому аудитору, а второе и третье обязательны для аудитора в тех случаях, когда он устанавливает риск контроля ниже максимального уровня.

Необходимо отметить, что если аудитор решает не оценивать риск контроля ниже максимального уровня, то он должен установить риск контроля на уровне 100%, независимо от фактической эффективности системы контроля, определяющей уровень риска! При этом аудитор, используя модель аудиторского риска, должен учитывать достаточно низкий уровень риска необнаружения (подразумевая высокий уровень внутрихозяйственного риска).

Риск необнаружения (РН) это риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутрихозяйственного контроля их не смогли выявить и исправить.

Риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим в модель аудиторского риска. Величина необнаружения риска может быть выражена следующим соотношением: 0 ≤ РН ≤ 1.

Риск необнаружения определяет число свидетельств, которые аудитор планирует собрать. При низком уровне риска необнаружения аудитор не соглашается брать на себя большой риск невыявления ошибок из-за недостатка свидетельств, поэтому в данном случае необходимо получить большее число свидетельств. Когда аудитор готов взять на себя большой риск, свидетельств требуется меньше.

Модель аудиторского риска имеет некоторые недостатки. Во-первых, несмотря на все усилия аудитора как можно лучше составить план аудита, его оценки приемлемого аудиторского риска, внутрихозяйственного риска и риска контроля в значительной мере субъективны и, в лучшем случае, лишь приближенно отображают реальность.

Предположим, что аудитор оценивает риск контроля и внутрихозяйственный риск ниже, чем следовало бы их оценить, зная все факты.

Тогда риск необнаружения окажется выше надлежащего уровня, а планируемое число свидетельств – меньше. Чтобы справиться с этой проблемой, большинство аудиторов проявляют осторожность, проводя измерения, или пользуются для обозначения меры терминами типа «низкий», «средний», «высокий».

Во-вторых, модель аудиторского риска – это модель планирования, поэтому возможности ее использования при оценке результатов аудита ограничены.

После того как будут определены все риски и установлен соответствующий план аудита, компоненты плана по внутрихозяйственному риску и риску контроля не подлежат изменению на основании полученных аудиторских свидетельств.

Отметим, что если аудиторские свидетельства покажут, что ошибки, превышающие допустимую сумму, отсутствуют, то записанная для данного участка сумма принимается. Если аудиторские свидетельства выявят ошибки, превышающие допустимую сумму, то от модели следует отказаться и проделать достаточное число процедур, чтобы с высокой степенью достоверности идентифицировать и количественно определить существующие ошибки.

Составление общего плана и программы аудита. Общий план является руководством при осуществлении программы аудита. Но в процессе аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору необходимо подробно документировать. В своем общем плане аудиторская организация обязана предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования аудитору предстоит учесть реальные трудовые затраты, уровень существенности, произведенные оценки рисков аудита.

Составляя общий план, аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. Если решено провести выборочный аудит, исполнитель формирует аудиторскую выборку. Общий план должен предусмотреть:

формирование аудиторской группы;

Ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к проведению проверки;

Распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудиторской проверки;

Бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;

Предполагаемые сроки работы группы;

Инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

Контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

Разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

Документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки. Содержание общего плана аудита оформляется в виде документа, состоящего из двух частей (табл. 2).

План должен быть подписан руководителем аудиторской организации, который обладает правом подписи от ее имени аудиторских заключений, а также руководителем аудиторской группы, проводящей непосредственную проверку клиента.

Программа аудита является развитием общего плана аудита. Она представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля за сроками и качеством выполнения работы.

Таблица 2

Общий план аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Обычно аудитор документально оформляет программу аудита, обозначает номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу, как правило, составляют в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля ~ это перечень действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение таких тестов – помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу это перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитор определяет, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составляет программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отображенные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. Они служат основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Подписывают программу аудита те же лица, которые ставят свою подпись под планом аудита.

По завершении процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

Программа аудита составляется по следующей форме (табл. 3).

Таблица 3

Программа аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Шимолина Марина Александровна,
главный аудитор-методолог Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Как правильно определить объемы аудиторских работ, их стоимость и сроки проведения аудиторской проверки?
Все эти вопросы аудитор должен решить на этапе планирования аудита при получении заказа от клиента на проведение проверки бухгалтерской отчетности. Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности .

Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Правило N 3 содержит минимальные требования к планированию аудита. В нем не установлен четкий порядок планирования аудиторской проверки, не указаны принципы, соблюдаемые в процессе планирования аудита, не перечислены этапы планирования. Для осуществления качественной подготовки аудиторской проверки и оптимального решения задач, стоящих перед аудиторами на этапе планирования, аудиторским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный стандарт «Планирование аудита» и определить в нем порядок действий аудитора: от момента получения заявки на проведение аудиторской проверки до выдачи аудиторского заключения.

В старом правиле (стандарте) аудиторской деятельности были перечислены используемые при планировании аудита основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность .

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур.

Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).

Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.

Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора .

На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.

После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки , где выражает свое согласие на проведение аудита.

В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение с просьбой оказать аудиторские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения аудиторской проверки подписать письмо о проведении аудита. Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.

Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.

Заключив договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки . Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита .

Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).

Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения . В зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

Один из основных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита . В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации. В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности. Начиная разработку программы, аудитор должен выявить значимые для аудита области, а также финансово-хозяйственные операции, отсутствующие у клиента или представляющиеся малозначимыми (несущественными). При разработке программы аудита и установлении методов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призваны выявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов. Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются более детальные приемы и методы проверки. Аудитор выявляет, в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провести тесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, где необходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой.

К значимым для аудита в первую очередь относятся разделы и операции, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. А к малозначимым (несущественным) – отсутствующие у клиента, имеющие незначительный объем или те разделы и операции, где величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

После составления программы и общего плана аудита, определяющих объемы проводимых работ, формируется и утверждается состав группы, осуществляющей проверку. Между исполнителями распределяются и закрепляются разделы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежащие проверке, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и результаты аудита. При формировании аудиторской группы определяется численность и квалификация аудиторов, привлекаемых к проверке, проверяется их независимость по отношению к аудируемому лицу. Руководитель проверки доводит до сведения всех членов аудиторской группы возложенные на них обязанности и знакомит их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, общим планом и программой аудита.

    Планирование аудита.

    Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь существенности и аудиторского риска.

    Аудиторский риск. Виды риска.

    Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.

Вопрос 1. Планирование аудита.

Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита».

Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Время необходимое для планирования зависит от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.

В старом правиле (стандарте) аудиторской деятельности (от 23.09.2002 N 696) были перечислены используемые при планировании аудита основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность, однако, в редакции от 2004 г. данные принципы не выделяются.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур.

Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).

Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.

При планировании аудита выделяют 3 этапа:

    предварительное планирование;

    составление общего плана аудиторской проверки;

    разработка программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора.

Аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о внутренних и внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, а также должен ознакомиться:

    организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

    видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;

    структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);

    технологическими особенностями производства продукции;

    уровнем рентабельности;

    основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

    порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

    существованием дочерних и зависимых организаций;

    организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;

    принципами формирования оплаты труда персонала.

Источниками информации об организации деятельности субъекта для аудитора могут быть:

    устав экономического субъекта;

    документы о регистрации экономического субъекта;

    протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

    документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;

    бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность;

    документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);

    контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

    внутренние отчеты аудиторов-консультантов; внутрифирменные инструкции;

    материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов и др.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

    общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

    особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

    общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

    учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

    влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

    планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

    ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

    установление уровней существенности для аудита;

    возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

    выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

    относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

    влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

    существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

    привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

    привлечение экспертов;

    количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

    количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

    возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

    обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

    особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

    срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

    форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

После составления программы и общего плана аудита, определяющих объемы проводимых работ, формируется и утверждается состав группы, осуществляющей проверку. Между исполнителями распределяются и закрепляются разделы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежащие проверке, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и результаты аудита. При формировании аудиторской группы определяется численность и квалификация аудиторов, привлекаемых к проверке, проверяется их независимость по отношению к аудируемому лицу. Руководитель проверки доводит до сведения всех членов аудиторской группы возложенные на них обязанности и знакомит их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, общим планом и программой аудита.

Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.

План аудита - это документ, который по своему содержанию является более детализированным, чем общая стратегия аудита. В частности, он рассматривает характер, время и объем аудиторских процедур, которые должны выполняться работниками аудиторской фирмы для получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств с целью уменьшения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.

МСА 300 "Планирование" определяет обязательность составления специального документа, который раскрывает содержание запланированных работ, то есть плана аудита.

План аудита включает:

Описание характера, времени и объема запланированных процедур оценки рисков, достаточных для оценки рисков существенного искажения, как это указано в МСА 315 "Понимание субъекта хозяйствования и его среды и оценка рисков существенного искажения",

Описание характера, времени и объема запланированных дальнейших аудиторских процедур на уровне утверждений для каждого существенного класса операций, остатков на счетах и раскрытий, как это указано в МСА 330 "Аудиторские процедуры в соответствии с оцененных рисков". План дальнейших аудиторских процедур отражает решение, принятое аудитором, по тестированию операционной эффективности контроля, а также характера, времени и объема запланированных процедур по существу,

Другие аудиторские процедуры, которые необходимо выполнить при проведении проверки для обеспечения соответствия Международным стандартам аудита (например, прямое общение с юристами предприятия).

Пример одного из вариантов плана аудита приведены в Приложении Е.З Следует отметить, что процесс планирования аудита финансовой отчетности предприятия, с которым впервые заключается договор на проведение аудита, несколько отличается от случаев, когда аудиторская фирма продолжает сотрудничество с клиентом. Однако цель и цель планирования аудита одинаковы независимо от того, является задача по аудиту первым или повторяющимся.

Во время выполнения первой задачи может оказаться необходимым увеличить объем планирования, поскольку в таком случае аудитор не имеет предыдущего опыта сотрудничества с предприятием, как это в случае планирования повторяющейся задачи. Дополнительные вопросы, которые аудитор может рассматривать при разработке общей стратегии и плана аудита для первых задач аудита, могут включать:

Договоренность с предыдущим аудитором (если это не запрещено законом или нормативными документами), например, по ознакомлению с рабочими документами предыдущего аудитора;

Любые значительные вопросы (включая применение учетных принципов или стандартов аудита или отчетности), которые обсуждались с руководством предприятия в связи с выбором его аудитором, сообщения этих вопросов высоком правленческих персонала, и их влияние на общую стратегию и план аудита.

Запланированные аудиторские процедуры для получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств вступительных балансов (остатков на начало периода) в соответствии с требованиями МСА 510 "Первые задачи: остатки на начало периода";

Определение работников аудиторской фирмы, которые имели соответствующий уровень знаний и компетентности для выполнения процедур получения доказательств с учетом специфики деятельности предприятия;

Другие процедуры в соответствии с требованиями системы контроля качества фирмы по первым задач по аудиту (система контроля качества фирмы может, например, требовать привлечения другого партнера или старшего аудитора для проверки общей стратегии аудита до начала выполнения важных аудиторских процедур или проверки выводов до их представления клиенту).

При разработке плана аудита МСА 300 обязательно требует закладывать в план аудита процедуры, время их проведения и объем, связанные с управлением и контролем за работой сотрудников аудиторской фирмы.

Если оценен риск существенных искажений растет, старший аудитор или руководитель аудиторской фирмы, как правило, увеличивает объем и время на управление и надзор за проверяющими, а также более детально проверяет их работу. Аналогично этому необходимо планировать характер, время и объем проверки работы группы проверяющих в зависимости от знаний и компетентности отдельных членов группы, которые непосредственно осуществляют процедуры сбора аудиторских доказательств.

Составлен план аудита подлежит обязательному документированию. Формат и объем документирования зависят от таких аспектов, как размер и сложность проверяемого, сущность, объем другого документирования и обстоятельства конкретной задачи аудита.

Документирования плана аудита должно быть достаточным для отражения запланированного характера, времени и объема процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур на уровне утверждений для каждого существенного класса операций, остатков на счетах и раскрытии в ответ на оцененные риски.

МСА 300 определяет, что аудитор должен также документировать любые значительные изменения в первоначально запланированной общей стратегии аудита и детального плана аудита, включая причины этих значительных изменений и действия аудитора в ответ на события, условия или результаты аудиторских процедур, которые привели к этим изменениям. Так, например, руководитель аудиторской фирмы или группы, осуществляющей аудит, может значительно изменить запланированную генеральную стратегию аудита и план аудита в результате существенного слияния бизнесов или идентификации существенного искажения в финансовых отчетах. Документирования значительных изменений в изначально запланированной общей стратегии аудита и детального плана аудита и соответствующих изменений запланированной природы, времени и объема аудиторских процедур объясняет конечную общую стратегию и план аудита и показывает соответствующие действия аудитора в ответ на значительные изменения, которые произошли во время проведения аудиторской проверки.

Задокументирован план аудита является подтверждением соответствия планирования и выполнения аудиторских процедур. План аудита утверждается до начала выполнения процедур получения аудиторских доказательств, однако он может пересматриваться в зависимости от изменения обстоятельств, возникающих в процессе аудита. То есть, план аудита не должна раз и навсегда сформированного содержания, его содержание находится в процессе постоянного развития.

В каких же случаях могут происходить изменения или коррективы в плане аудита?

Как было отмечено выше, планирования аудита является непрерывным итеративным процессом, продолжается в течение всего выполнения нанесения по аудиту. В результате проведения аудиторской проверки могут возникнуть неожиданные обстоятельства, измениться условия получения аудиторских доказательств. В результате у аудитора может возникнуть необходимость внесения изменений как в общую стратегию аудита, так и в план аудита. Итак, предварительно запланированы характер, время и объем аудиторских процедур необходимо изменить. Так, например, в результате проведения сверки взаиморасчетов с поставщиком (выполнение процедур по существу) была получена информация, что в течение четвертого квартала отчетного года не происходило никаких поставок сырья. Однако в учете предприятия есть информация о соответствующих поступления. Было установлено, что этот факт произошел вследствие ошибки в аналитическом учете расчетов с кредиторами (поставщиками): работник бухгалтерии неправильно отразил поступления аналогичного сырья и сформировал избыточную кредиторскую задолженность по одному поставщику и занизил соответственно кредиторской задолженности по другому поставщику. Полученные аудиторские доказательства, как видно, противоречат аудиторским доказательствам, полученным в результате тестирования операционной эффективности процедур внутреннего контроля по расчетам с поставщиками. При подобных обстоятельствах аудитор делает переоценку запланированных аудиторских процедур на основе просмотра оцененных рисков на уровне утверждений для всех или некоторых классов операций, остатков на счетах или раскрытии в, а именно: уместно увеличить объем запросов к кредиторам, а также необходимо провести дополнительные аналитические процедуры, направлены на анализ остатков и движения кредиторской задолженности.

В процессе составления программы аудита может формироваться специальный документ, который называется "Бюджет затрат времени". Это производный документ, в котором проводится распределение работ между работниками аудиторской фирмы, которые будут принимать непосредственное участие в аудиторской проверке финансовой отчетности предприятия, с которым был заключен договор.

На основании утвержденного бюджета затрат времени производится расчет заработной платы работников аудиторской фирмы, а также осуществляется контроль за фактическим затратам времени работниками на проведение процедур получения аудиторских доказательств. Пример возможного варианта бюджета затрат времени приведены в Приложении Б.4

Планирование является важным этапом многих процессов и видов деятельности. Аудиторская деятельность не является исключением. Планирование аудиторской проверки является важнейшей процедурой, предшествующей самой проверке и определяющей ее стратегические цели, объем, время аудиторских процедур. В рамках данного этапа определяются конкретные направления аудита и распределяются обязанности. Главное требование к планированию аудита — это эффективность самой проверки.

Общие принципы планирования аудиторской проверки

Планирование аудита начинается до написания письма-обязательства и до составления и подписания договора об оказании аудиторских услуг с экономическим субъектом. Комплексность, непрерывность и оптимальность — вот основные принципы аудиторской проверки. Рассмотрим каждый из них.

Комплексность при планировании аудита обозначает, что аудитор рассматривает организацию как целостную систему и при планировании взаимоувязывает и согласовывает все этапы и элементы аудиторских процедур.

Непрерывность при планировании аудита выражается в том, что аудитор понимает взаимосвязь между структурными подразделениями экономического субъекта и параллельно обозначает задания группе аудиторов в рамках проверки аналогичных вопросов во всех подразделениях. Кроме этого, данный принцип обозначает, что в рамках самой проверки планирование подлежит постоянной корректировке в связи с выявленными обстоятельствами при аудиторской проверке.

Что касается принципа оптимальности, то именно это принцип выражается в вариативности аудиторских методов, критериев проверки. Аудитор самостоятельно исходя из критериев оптимальности аудита для конкретно взятой организации и с учетом внутрифирменных стандартов определяет варианты общего плана аудита и детальной программы аудиторской проверки.

Этапы планирования аудита

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" устанавливает Стандарт N 3 , который так и называется — планирование аудита. Первоначально аудитор должен составить общий план аудита, исходя из имеющихся у него сведений об организации. Общий план должен составляться с учетом таких факторов, как:

  • общая экономическая ситуация в отрасли;
  • особенности составления финансовой отчетности проверяемой компании;
  • система бухгалтерского учета и организация внутреннего контроля (особое внимание уделяется учетной политике);
  • риск и существенность (определение наиболее важных областей для аудиторской проверки, определение уровня существенности и риска);
  • объем работ и время, необходимое для выполнения аудиторских процедур.

Именно составление общего плана аудиторской проверки позволит аудитору в дальнейшем составить детальную программу проверки.

Программа аудита, ее составление также являются неотъемлемым этапом планирования аудиторской проверки. Программа аудита фактически представляет собой детальные инструкции аудитора, что, когда и где проверять, а также служит средством контроля за временным исполнением проверки. При составлении программы аудита аудитор обращается к разработанному общему плану и фактически его детализирует, наполняя форму проверки содержанием.

Общий план и программа аудита могут и должны корректироваться, если того требует ситуация, если аудитор в рамках проверки обнаруживает, что необходимо проверить сопряженный участок или более глубоко изучить отдельный вопрос. В этом случае в план и программу вносятся соответствующие изменения с обязательным документальным обоснованием.