Аудит и аудиторская деятельность. Отличие аудита от ревизии. Общие сведения о работе аудиторов в россии Основополагающие принципы аудита

Введение

Тема моей курсовой работы выбрана неслучайно. Жизнь современного человека неразрывно связана с различными предприятиями и организациями. Они производят, закупают, продают, оказывают тому самому современному человеку услуги всех мыслимых и немыслимых направлений. Однако, при всех своих различиях, организации должны подчиняться одним и тем же законодательным нормам и стандартам. Вот тут и наступает время упомянуть об аудите, основная задача которого - выявление нарушений законодательства и отклонений от принятых стандартов.

Однако, не стоит относиться к аудиторам как к «стервятникам», выискивающим как можно больнее ошибок и несоответствий в деятельности организации. Они не только укажут на недостатки в работе, но и помогут их исправить, а также привести деятельность предприятия в установленный российскими законами порядок. Несомненно, что достоверность используемой в работе информации позволяет повысить эффективность работы организации. Так вот, аудит, по сути своей, направлен именно на то, чтобы информация (в частности финансовая) не была искажена в процессе деятельности компании. Грамотная организация контроля за финансовой информацией способствует укреплению договорной и расчётной дисциплины, сокращению задолженностей (дебиторской и кредиторской), ускорению оборачиваемости оборотных средств, и, в итоге, улучшению финансового состояния предприятия. Итак, я подошла к актуальности темы своей работы. Подробное освещение сущности аудита и аудиторской деятельности позволит разъяснить задачи и цели проверок финансовой деятельности организаций, дифференцировать виды этих проверок и повысить уровень знаний в области основ аудита на предприятиях.

Объект моих исследований - аудиторская деятельность, а предметом соответственно, сущность аудита.

Своими задачами в данной работе я выбрала изучение сущности, целей и видов аудита, анализ законодательства РФ об аудиторской деятельности, рассмотрение программы аудиторской проверки, а так же анализ аудиторских процедур. Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе я дам определение аудиту и проанализирую историю его возникновения. Вторая глава будет состоять из понятий, описывающих виды аудита. В третей главе я опишу стадии аудиторских проверок.

1. Определение ауд ита и история его возникновения

Точное определение аудиту (аудиторской деятельности) даёт Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ: «это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

В настоящее время ответственной организацией за установление стандартов и инструкций аудита является Совет по аудиторской практике, дающий аудиту несколько иное определение: «это независимое рассмотрение финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом». Аудиторскую деятельность осуществляет аудитор, являющийся фирмой либо частным лицом. Иногда под «аудитором» подразумевается аудиторский персонал, надёленный делегированными полномочиями.

Аудит, по сути, является процессом сбора и оценки свидетельств об экономических действиях организации и преследует цель определить степень соответствия этих действий и их последствий действующим нормам и законам. По завершению аудита его результаты предоставляются заинтересованным пользователям. Здесь нужно отметить, что оценка должна быть объективной (независимой от влияния различных факторов). Аудитор не подтверждает абсолютную точность представленных данных, а выражает свое мнение по поводу их верности и обоснованности. Проверка, как правило, проводится в интересах лиц, мнения и ожидания результатов проверки могут кардинально различаться, поэтому критерии проверки строго регламентированы (в международной финансовой отчетности это общепринятые принципы бухгалтерского учёта).

Однако, настоящему времени, к сожалению, не выработано единой системы финансового контроля и не определены принципы её построения, что указывает на необходимость разработки и принятия Закона «О финансовом контроле в РФ».

Возникновение аудита связывают дифференцированием интересов управленцев и инвесторов предприятия. Инвесторы, вкладывая средства в деятельность и развитие организации, не желали (да и не могли) со стопроцентной уверенностью доверять той финансовой информации, которую им предоставлял управляющий сегмент. Риск финансовых вложений был очень велик.

Инвесторам была нужна уверенность в том, что представленная отчётность адекватно и точно отражает финансовое положение организации. Как раз для проверки правильности отчётов и точности финансовой информации и нанимались аудиторы, которым инвесторы могли доверять.

Первые упоминания об аудите относятся к 1844 году, когда в Англии впервые появились законы, согласно которым руководство компаний обязано нанимать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчёта перед акционерами, причём, не реже, чем раз в один год. В России аудит (как и многие другие европейские инновации) появился во времена правления Петра I. Аудиторов называли «присяжными бухгалтерами» и вменяли им в обязанности работу одновременно делопроизводителей и прокуроров. К середине 40-х годов ХIХ века, по окончании экономического кризиса, требования к качеству аудиторских проверок значительно ужесточились. Они стали обязательными для всех организаций. Профессия аудитора становится весьма престижной, требующей нескольких лет учёбы и, безусловно, практики.

Подводя итог, укажу, что потребность в услугах аудиторов возникла в связи с рядом обстоятельств, таких как: огромная зависимость последствий принимаемых руководством компании решений от качества предоставленной информации, возможность необъективного информирования инвесторов управленцами компаний, необходимость специальных знаний, подготовки, квалификации и опыта для проверки информации.

2. Виды аудита

На практике различают довольно большое количество видов аудита. Их характеристики целесообразно привести в таблице.

Таблица №1. Характеристики видов аудита

Наименование аудита

Характеристика

Обязательный

Представляет собой проверку, проводимую на предприятиях (определяются в законодательном порядке) ежегодно. Основанием для проведения такой проверки может быть санкция прокурора, налоговой полиции, суда или поручение государственных органов дознания.

Цель этого вида аудита - установить достоверность финансовой отчетности организации и соответствие совершаемых ими операций действующим нормативным актам. Воспрепятствование организации проведению проверки (либо отклонение от неё) влечет за собой штрафы от 500 до 1000 МРОТ.

Инициативный

Проводится по инициативе организации в сроки, обусловленные между аудитором и предприятием заключённым договором. Помимо подтверждения достоверности финансовой отчетности, целью такого аудита может быть: оценка и прогнозирование финансовой устойчивости организации, выбор метода ведения бухгалтерского учёта, разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации.

Проводится специализированной аудиторской фирмой.

Внутренний

Проводится штатными сотрудниками предприятия (назначаемыми ревизорами и их комиссиями). Фактически, это система внутреннего контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского и финансового учёта и правильностью функционирования самой системы контроля, организованная в интересах собственников организации. Главной задачей такого аудита является оценка правомерности и результативности затрат предприятия и определение резервов производства.

Малых предприятий

Проводится, как стандартный аудит, но с учётом специфики малых предприятий. Так, особое внимание уделяется таким факторам как: нерегулярность ведения бухгалтерских записей, непонимание требований к исправлению обнаруженных в ходе проверок ошибок, отсутствие должного контроля из-за небольшого числа учётных работников, использование наличных денежных средств в расчетах и т.п. Такой вид аудита регламентируется стандартом «Особенности аудита малых экономических субъектов» от 11.06.2000г.

Внутрибанковский

Представляет собой проверку экономической деятельности банков и качества обслуживания ими клиентов.

На соответствие

Цель такой проверки - выявление фактов несоблюдения организацией процедур и правил, установленных государством. Например, проверке подвергаются договора (на соответствие законодательству) или порядок выдачи зарплаты (на соответствие всем нормативам).

Финансовой отчетности

Представляет собой проверку качества и полноты информации представленной финансовой отчетности (отчёте о прибылях и убытках, отчёте о движении собственного капитала, балансе, отчете о движении денежных средств).

Налоговый

Проводится с целью оценки правильности порядка формирования, отражения в учёте и уплаты организацией налогов в бюджеты и внебюджетные фонды, а также оказанию иных услуг, связанных с налоговыми вопросами. Объектом такого аудита будут налоговые и бухгалтерские отчёты организации. Данный вид аудита регламентируется стандартом «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам» от 11.06.2000г.

Операционный

Является проверкой текущей (или операционной) деятельности организации для оценки её эффективности. Кроме изучения бухгалтерского учёта во время такой проверки анализируются все основные системы жизнедеятельности организации (документооборот, финансовые потоки, маркетинг и др.).

Регулярный

(согласованный)

Представляет собой проверку соблюдения конкретных процедур, правил деятельности и норм. Предметом такой проверки являются методы работы организации и её сотрудников. Проводится, как правило, по заказу руководителей организации.

Экологический

Это независимая оценка деятельности организаций на соответствие требованиям национального природоохранительного законодательства, с целью определения масштабов экологических рисков от его деятельности и разработки мер по их снижению либо устранению. Объектом такого аудита является определение финансовых рисков, связанных с ответственностью за нарушение допустимых уровней воздействия на окружающую среду (загрязнений). Данный вид аудита регламентируется "Руководящими указаниями по экологическому аудиту. Квалификационными критериями для аудиторов в области экологии" от 1998г.

Отмечу, что экологический аудит в некоторых источниках подразделяют на внешний и внутренний. Внешний осуществляется сторонней аудиторской организацией. Проводится в интересах инвесторов и финансовых институтов для оценки экологических рисков и внедрения систем экологического менеджмента. При проведении такого вида аудита по инициативе финансовых институтов, - его результаты используются при принятии решения о выделении займа или инвестировании проекта.

Внутренний экологический аудит осуществляется специально обученным персоналом по инициативе организации для оценки мероприятий, принятых для устранения ранее выявленных нарушений природоохранительного законодательства. Результаты такой проверки могут быть направлены как на оценку соответствия общим требованиям природоохранительного законодательства, так и на специальные оценки (обращение с отходами, охрана воздуха и т.д.).

Мне хотелось бы более подробно остановиться на теме внешнего и, особенно, внутреннего аудита, т.к. он чаще применяется на предприятиях, и его теоретическими аспектами необходимо владеть каждому менеджеру. Внутренний и внешний аудиты, как правило, дополняют друг друга. При решении многих задач внешние и внутренние аудиторы могут использовать одинаковые методы, - разница заключается лишь в степени детальности применения этих методов. В Таблице № 2 представлены основные особенности и отличия внешнего и внутреннего аудитов.

Таблица №2. Особенности внешнего и внутреннего аудита

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется собственниками и (или) руководством организации, исходя из потребностей управления её подразделениями или организацией в целом

Определяется договором между независимыми сторонами: организацией и аудитором

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом учёта и отчётности предприятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством аудиту: оценку достоверности финансовой и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства

Выбираются самостоятельно либо определяются стандартами внутреннего аудита

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Вид деятельности

Исполнительская

Предпринимательская

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчинённость руководителю организации, зависимость от него

Равноправное партнёрство, независимость

Субъекты

Сотрудники организации

Независимые лицензированные эксперты

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства организации

Регламентируется государством

Начисление з/п

Оплата услуг по договору

Ответственность

Перед руководством

Перед клиентом согласно законодательным актам

Одинаковы при решении одинаковых задач. Различия лишь в детальности и точности.

Отчётность

Перед руководством

Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного ведения бухгалтерского учёта и надежности функционирования внутреннего контроля. Потребность в таком аудите возникает в связи с тем, что руководители организации не контролируют повседневную деятельность её структур. Внутренний аудит подтверждает отчёты менеджеров и даёт представление об их повседневной деятельности в целом. Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных задач управления и разработка (либо проверка) информационных систем предприятия. Функции внутреннего аудита, чаще всего, выполняют группы при бухгалтериях и подчинённые финансового директора. К этим функциям относят:

Проверку систем финансового (бухгалтерского) учёта и разработку рекомендаций по их улучшению;

Изучение отдельных статей отчётности, детальную проверку операций и остатков по бухгалтерским счетам;

Расследования случаев по подозрению в злоупотреблениях;

Проверку соблюдения законов и других нормативных актов, требований учётной политики, инструкций, решений;

Проверку деятельности различных звеньев управления;

Оценку эффективности механизма внутреннего контроля и изучение контрольных проверок в филиалах организации;

Оценку используемого организацией программного обеспечения;

Разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит решает следующие задачи :

Контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Если на предприятии клиента организован отдел внутреннего аудита, перед проверкой внешний аудитор обязательно должен решить, может ли он полагаться на результаты его работы. Для этого проверяется квалификация штата (опыт работы, образование и т.п.), оцениваются результаты их предыдущих проверок.

Систему внутреннего аудита рассматривают по следующим позициям :

Численность, квалификация и опыт работы специалистов отдела внутреннего аудита;

Степень независимости аудитора от руководства организации;

Масштаб и цели внутреннего аудита;

Методическая основа деятельности внутреннего аудита;

Характеристики предоставленных аудитору средств контроля;

Проверка наиболее рискованных областей;

Периодический контроль работы внутреннего аудиторского отдела со стороны менеджеров;

Соответствие программ и объёма работ внутреннего аудита целям внешнего;

Качество внутренних аудиторских отчётов.

Для ознакомления с системой внутреннего аудита необходимо получить документы , отсутствие которых укажет на то, что эффективно функционирующей системы внутреннего аудита на предприятии нет, а именно:

Документы, подтверждающие создание и функционирование системы внутреннего аудита (приказ о создании системы внутреннего аудита, штатное расписание с должностью аудитора или аудиторского отдела и т.п.);

Подтверждение деятельности аудиторского отдела (планы, протоколы, отчёты).

Внешним аудиторам следует помнить, что не стоит всецело полагаться на работу внутренних аудиторов, и необходимо периодически проводить проверки их работы, т.к. независимо от того, данные внешнего или внутреннего аудита использовались при проверке, ответственность за достоверность аудиторского заключения несет внешний аудитор. По результатам ознакомления с системой внутреннего аудита внешний аудитор выражает своё мнение об эффективности её функционирования, и о том, можно ли положиться на предоставленные результаты при выборе методов проверки.

В этой же главе я хотела бы упомянуть о с опутствующи х аудиторски х услуг ах , т.к. в настоящее время аудиторская деятельность включает в себя не только аудит, но и дополнительные услуги, полноценно оказать которые могут только сотрудники аудиторских организаций, имеющие наибольшую квалификацию в области бухгалтерского учёта, права, налогообложения и анализа хозяйственной деятельности.

В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» сопутствующие аудиту услуги это: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учёта, составление финансовой отчётности, бухгалтерское и налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и ИП, экономическое, финансовое, правовое и управленческое консультирование, представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам, автоматизация бухгалтерского учёта и внедрение ИТ, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, оценка предпринимательских рисков, разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес - планов, проведение маркетинговых исследований, проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью и другие услуги.

В соответствии со стандартом «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» эти услуги можно классифицировать по принципам их совместимости с различными видами аудита и по их содержанию. Данная классификация представлена в Приложении Б.

Как мы видим, аудит весьма разносторонен, и, преследуя различные цели, предприятия могут проводить проверки различных видов, а так же прибегать к сопутствующим аудиту услугам.

3. Аудиторский процесс и его стадии

Аудиторские фирмы ведут работу на договорной основе. Организации самостоятельно выбирают фирму и заключают с ней договор, в котором указываются направления и особенности проверки. Договор содержит не только время проведения проверки, виды услуг и сумму оплаты, но и права и обязательства обеих сторон.

Что касается стадий проверки, то единого подхода в определении их количества и названий не существует. Однако, как правило, выделяют начальную (организационную), исследовательскую и завершающую стадии.

Организационная стадия состоит из выбор а объекта аудита и его организ а ционно - методическ ой подготовк и . Основываясь на виде деятельности организации, выясняют, каких специалистов нужно привлечь к проверке. Затем издаётся приказ либо распоряжение руководителя компании, в котором указывается вид аудита, период и сроки проведения проверки, а также перечисляют всех членов аудиторской комиссии с указанием их должностей. Организационно-методическая подготовка аудита начинается с определения экономического состояния организации. Ещё до выезда в проверяемую организацию аудиторская комиссия изучает планы финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, а также их выполнения. Для этого проверяют бизнес-план, бухгалтерскую и статистическую отчётность, акты предыдущих проверок и иные документы. На этапе проверки финансовой отчетности используют аналитические процедуры, такие как:

Сравнение финансовых показателей (фактических с плановыми или фактических с аналогичными за предыдущие годы);

Сравнение показателей с соответствующими показателями аналогичных предприятий;

Определение отклонений.

После этого руководитель аудиторской комиссии разрабатывает программу аудита, которую утверждает руководитель предприятия. В программе указывается объект контроля, последовательность проверки, и т.п. Затем выбирается методика аудита и составляется план-график аудита, в котором указывается срок проверки каждого раздела и исполнителей, проводящих проверку. Так организовывают внутренний аудит. Подготовка внешнего аудита отличается лишь кругом вопросов, поставленных заказчиком.

Исследовательская стадия осуществляется аудиторами в самой организации. Эта стадия делится на два этапа: предысследовательский и исследовательский.

Предысследовательский этап предполагает определённые действия, направленные на создание необходимых условий для проведения аудита. А вот и сследовательский этап представляет собой непосредственно выполнение контрольно-аудиторских процедур.

Завершающая стадия контрольно-аудиторского процесса - это обобщение результатов проверки. При нём обобщают выявленные недостатки и нарушения и излагают их в аудиторском заключении совместно с мерами по предупреждению недостатков в дальнейшем.

На завершающей стадии процесса аудита выделяют три этапа:

Оценка и анализ результатов;

Составление отчёта, подготовка предложений и ознакомление с ними заказчиков;

Написание заключения и подписание акта выполненных работ. На этапе оценки анализа результатов руководитель аудиторской комиссии выясняет, достаточно ли собранных доказательств для подтверждения достоверности финансовой отчетности. Спорные вопросы согласовываются с руководителем проверяемого предприятия. Затем аудитором составляется заключение, в котором указываются сильные и слабые направления деятельности предприятия. Там же отражаются предложения, направленные на улучшение бизнеса организации - клиента и усовершенствование системы внутреннего контроля. Форма и содержание аудиторского заключения регламентировано стандартом "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" (Приложение В).

После составления заключения аудитор и заказчик подписывают акт выполнения работ, что является завершающим этапом процесса аудита. Кроме этого, аудиторские фирмы выполняют различные услуги: анализ финансовой отчётности, консультации по экономико-правовым вопросам, налогообложения и т.п. От характера услуг зависит не только методика и процедура аудита, но и этапы их исполнения.

Таким образом, говоря о стадиях аудиторской проверке, стоит упомянуть, что аудиторские фирмы ведут работу на договорной основе. Единого подхода в определении количества и названий стадий проверки не существует. Однако, как правило, выделяют начальную (организационную), исследовательскую и завершающую стадии. Итог проверки подводится в аудиторском заключении, форма и содержание которого регламентировано стандартом "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Заключение

Подводя итог своей курсовой работы, хотелось бы вернуться к её основным моментам.

Итак, потребность в услугах аудиторов возникла в связи с рядом обстоятельств, таких как: огромная зависимость последствий принимаемых руководством компании решений от качества предоставленной информации, возможность необъективного информирования инвесторов управленцами компаний, необходимость специальных знаний, подготовки, квалификации и опыта для проверки информации.

Аудит весьма разносторонен. Различают такие его виды как: обязательный, инициативный, внешний, внутренний, аудит малых предприятий, внутрибанковский, аудит финансовой отчетности, аудит на соответствие, налоговый, операционный, регулярный (согласованный), экологический, а так же сопутствующие аудиту услуги. Такое многообразие обусловлено различными целями, которые преследуются организацией, принявшей решение провести проверку своей деятельности.

Аудиторские фирмы ведут работу на договорной основе. Единого подхода в определении количества и названий стадий проверки не существует. Однако, как правило, выделяют начальную (организационную), исследовательскую и завершающую стадии. Итог проверки подводится в аудиторском заключении, форма и содержание которого регламентировано стандартом "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Аудиторские проверки направлены на проверку достоверности информации, используемой в работе организаций, что, несомненно, позволяет повысить эффективность их работы и свести возможные предпринимательские риски к минимуму. Грамотная организация контроля за финансовой информацией способствует укреплению договорной и расчётной дисциплины, сокращению задолженностей (дебиторской и кредиторской), ускорению оборачиваемости оборотных средств, и, в итоге, улучшению финансового состояния предприятия.

Подробное освещение сущности аудита и аудиторской деятельности, проведённое в данной работе, позволило разъяснить задачи и цели проверок финансовой деятельности организаций, дифференцировать виды этих проверок и повысить уровень знаний в области основ аудита на предприятиях.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ

2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ

3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119- ФЗ

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 №129-ФЗ

5. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 №34-н.

6. Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 №80.

7. Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.2002 №135.

8. Приказ Минфина РФ «Об утверждении бланка квалификационного аттестата аудитора» от 25.04.2002 №34.

9. Белуха Н.Т. Аудит. Учебник.//«Знания» КОО., 2000 - 157с.

10. Подольский В.И. Аудит. Учебник для вузов.//М., 1997 - 210 с.

11. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник.// М., 2000 - 138 с.

12. Шишкин А.К., Микрюков В.А. Учёт и анализ на предприятии.// Издательское объединение «ЮНИТИ», 2002 - 208 с.

13. Коротков А.П. Антикризисное управление. Учебник для ВУЗов.//М., 2000 - 312 с.

14. Савин А.А. Аудит.//«ACADEMIA», 2002 - 202 с.

15. Подольская Л.В. Основы аудита.// М., 2004 - 312 с.

Проведение аудита согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ«Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями) определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон дает определение аудиторской деятельности и аудиту в целом:

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

В рыночных условиях компании вступают в контрактные отношения по осуществлению инвестиций, использованию своих активов и выполнению финансово-хозяйственных операций. Доверительность таких связей обязана обеспечивать всем участникам сделок использование и получение надежной финансовой информации. В финансовой отчетности каждой компании содержится в себе информация о доходах, капитале, финансовом положении и присутствии обязательств и активов. Достоверная финансовая информация предоставляет возможность эффективно проводить работу рынку капитала. Именно для этого и проводится аудиторская проверка.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной:

Обязательный аудит представляет собой обязательную, ежегодную, аудиторскую проверку финансовых отчетов и ведения бухгалтерского учета компаний.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Инициативный аудит проводится по желанию субъекта, которому проводят этот аудит либо его участника с учетом объемов аудита, конкретных задач и сроков, предусмотренных контрактом на осуществление аудита между аудиторской организацией и инициатором. Задачей этой проверки выступает контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его отраслей, выявление состояния финансовых отчетов, разработка рекомендаций по повышению эффекта от деятельности компании и др.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» содержит в себе 26 статей, но статья 24 (О внесении изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") утратила свою силу, т.к. принятие нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" было обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области.

Проведение аудиторской проверки включает в себя:

· Согласование с клиентом основных организационных вопросов

· Составление договора на оказание аудиторских услуг

· Назначение руководителя проверки

· Планирование аудиторской проверки

· Утверждение состава рабочей группы

· Оформление рабочих документов аудитора в соответствиис внутрифирменными стандартами

· Подготовка отчета по результатам аудиторской проверки

· Подготовка и утверждение аудиторского заключения

· Формирование "Дела клиента", аудиторского заключенияи отчета по результатам аудиторской проверки

В настоящем Федеральном законе закреплены права и обязанности аудиторской организации и аудируемого лица (статьи 13 и 14). Также дано определение и содержание аудиторского заключения:

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.

По окончании аудиторской проверки вся рабочая документация, аудиторский отчет и заключение комплектуются в отдельную папку в порядке идентификационных номеров, которая сдается на хранение ответственному работнику аудиторской организации, назначенному приказом руководителя. При этом необходимо убедиться, что все рабочие документы оформлены аккуратно, на бумажных носителях и средствами, обеспечивающими сохранность записей не менее 5 лет, а информация, содержащаяся в них, легко читаема, однозначна.

Рабочая документация подлежит хранению в аудиторской организации не менее 5 лет с момента окончания проверки в специально оборудованных металлических шкафах или сейфах, закрываемых на ключ.

Укомплектованный файл рабочей документации, включая отчет по проверке и выданное аудиторское заключение, регистрируется в реестре, который ведется в электронном виде и должен распечатываться не реже 1 раза в полгода.

В случае пропажи или порчи рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование. Результаты служебного расследования оформляются соответствующим актом.

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Рабочая документация, созданная в процессе аудита, является собственностью аудиторской организации, а аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию клиенту и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации.

Аудиторская деятельность (в отличие от аудита) предусматрива­ет и различные аудиторские услуги. Сопутствующие аудиту услуги разделяются на:

услуги действия (услуги но созданию документов, состав кото­рых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее эко­номическим субъектом не созданных);

услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обяза­тельных платежей; тестированию бухгалтерского персонала эконо­мического субъекта);

информационные услуги (услуги по подготовке устных и пись­менных консультаций по различным вопросам; проведение обуче­ния, семинаров, «круглых с толов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций).

Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.

Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т. е. аудиторские структуры начали больше за­ниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии отчетности (в первую очередь, финансовой), ее достоверности и законности. Ре­зультат аудиторских услуг - возможное состояние объектов в буду­щем, т. е. прогнозные экономические показатели, качественные ха­рактеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятель­ность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему консультационных работ и услуг.

Аудит - вид коммерческой активности - в отличие от консульти­рования обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности. Исто­рически профессиональный аудит стал формироваться как следст­вие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а ауди­торы их строго придерживаются.

Консультирование - это «любая форма оказания помощи в отно­шении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, по помогает тем, кто ответственен за это». Под консультированием по­нимается любая внешняя попытка «изменить или улучшить ситуа­цию» при отсутствии непосредственного управления ею. «Большин­ство штатных работников в сущности являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют».

Управленческое консультирование - это «консультативная служ­ба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, кото­рые помогают организации-заказчику выявить управленческие про­блемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений».

Если аудитор - это лицо, аттестованное в установленном поряд­ке, то в области консалтинга Россия делает только первые шаги к сертифицированию консультационной деятельности.

Главный критерий успешности и эффективности работы консуль­танта - уровень удовлетворения потребности клиента в осуществле­нии какого-либо управленческого решения в рамках своей организа­ции. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации консультанта должны быть качественными и как минимум не наносить вреда сво­ему клиенту. Эти и другие стандарты деятельности консультанта фиксируются в Профессиональном кодексе.

Международная организация по стандартизации (ISO) в 1987 г. разработала стандарты системы качества ISO 9000, TSO 9001:94, поз­воляющие сертифицировать работу консалтинговых компаний. Та­кой международный сертификат получила пока единственная рос­сийская консалтинговая компания «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ).


Сейчас в России есть только один документ, удостоверяющий квалификацию консультанта, - диплом Школы консультантов по управлению (ШКУ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Пра­вительстве РФ. Этот диплом выдастся пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3-4 года. Значит, вопрос об эксперти­зе управленческого консалтинга назрел и разрешение этой проблемы поручено Ассоциации консультантов по управлению и организаци­онному развитию (АКУОР).

Международная организация труда (МОТ) с момента своего по­явления уделяла значительное внимание развитию служб управлен­ческого консультирования и распространению опыта эффективного оказания консультационных услуг в странах-участницах. В рамках проектов технического сотрудничества МОТ помогала многим стра- нам-участницам организовывать местные консультационные служ­бы для различных секторов экономики и готовить преподаватель­ские кадры и консультантов по вопросам управления.

Россия приняла на себя международные обязательства в области регулирования трудовых отношений (правительство - предприни­матели - трудящиеся); к другим соглашениям Россия намерена при­соединиться. Из 181 конвенций МОТ к 1999 г. Россия ратифициро­вала 55 конвенций, из которых действуют 48.

Аудит и консультирование - смежные области профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследуе­мой деятельности, аудиторы выполняют консультативную работу. Неукоснительно следующая профессиональным аудиторским стан­дартам консультативная работа, по сути, может быть названа аудитом.

Аудит и ревизия .

Между ними существуют как сходство, так и различия. Сходство связано с техникой проверки. Основные различия состоят в целях, методах и пользователях полученных результатов.

Ревизор приходит в организацию с установкой: определить закон­ность хозяйственных операций; выявить те, которые выходят за рам­ки требований действующих регулятивов. Задача аудитора - опре­делить, насколько верны данные отчетности с точки зрения их соответствия действиям и событиям, имевшим место в прошлом и определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей, предложить пути возможного ухода от них в будущем.

По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.

Ревизор требует максимальной гласности, тогда как аудитор дол­жен соблюдать конфиденциальность.

Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи. Аудитора клиент выбирает сам; их отношения регулируются гражданским пра­вом, выражающим горизонтальные связи.

Таким образом, контроль (ревизия) существовал всегда; аудит же - развитие контроля и не отменяет, а дополняет ревизию.

Наибольший потенциал аудит имеет при осуществлении управ­ленческих усилий в рамках выполнения контрольной работы, как не­обходимого элемента системы управленческой работы. Исходя из сказанного, аудит может быть также назван формой осуществления контроля как функции управления.

Контроль - это «одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управля­емого объекта с целыо оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприя тных ситуаций, о которых целе­сообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел». Среди ви­дов контроля можно выделить административный, технический, хо­зяйственный, финансовый, экономический, экологический.

Становление аудита в России

Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если таковая отсутствует, отсутствует и аудит. Вместо него господст­вуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка капиталов, стрем­ления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гаран тии собственникам и кредиторам сохранности их вложений.

В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустро­ить контроль на началах, приближающих его к типу контрольных уч­реждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906 г., в котором было разъяснено, что «ревизионная дея­тельность государственного контроля ни в каком отношении не под­лежит компетенции Совета Министров»).

В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный ко­миссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. Па них возлагались про­верка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920 г. - Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. - Комиссия советского контроля, 1940 г. - Народный комис­сариат государственного контроля, 1946 г. - Министерство народно­го контроля СССР, 1965 г. - Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно воз­растал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требова­лось тех, кто проверял бы правильность их работы.

Правительство время от времени предпринимало попытки скоор­динировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля.

После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государствен­ных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.

Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-эконо­мический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.

В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита - незави­симого контроля. Строго говоря, «Инаудит» не мог считаться неза­висимым - его учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации.

Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволи­ло создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограничен­ной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить раз­мер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома.

В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы «Кон­такт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматрива­ли проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов соб­ственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по во­просам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой дея­тельности.

В это же время на аудиторском рынке России появилась «боль­шая шестерка» западных аудиторских фирм. В январе 1990 г. обра­зовано совместное предприятие «Эрист энд Янг Внешаудит». Но специалисты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вис зависимости от их располо­жения или принадлежности.

К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты норма­тивных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.

Этот подход дал положительные результаты: создана система подготовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стра­тегического и оперативного управления, при выполнении всех уп­равленческих функций, при проведении технической работы по уп­равлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостат­ки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию по­нятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бух­галтеров.

Президент России 7 августа 2001 г. подписал Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым планиру­ется создание единого федерального органа для регулирования дея­тельности аудиторско-консалтинговых групп, оговариваются усло­вия для деятельности аудиторской организации на территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения, в ком­петенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуаль­ных аудиторов и аудиторских организаций.

В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших рос­сийских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7% по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка ауди торов и консультантов, взвешенная но рангу, возросла соответ­ственно в два раза.

Сегодняшнюю структуру рынка аудиторских и консалтинговых услуг характеризуют данные табл. 1.4.

Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений.

Таблица 1.4

Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг, %

Аудиторская проверка -- достаточно сложный процесс. От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит так называемая задача оптимизации - т. е. задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку.

Вопрос о том, какой критерий при этом следует выбрать в качестве «целевой функции» (параметра оптимизации), находится в компетенции аудиторской фирмы, проводящей проверку. В качестве «целевой функции» могут быть выбраны, например, трудозатраты (тогда задача оптимизации сводится к отысканию условий, обеспечивающих минимум трудозатрат при приемлемом риске), либо аудиторский риск (обеспечение минимума риска при приемлемых трудозатратах), либо какой-нибудь другой критерий, в том числе комбинированный. Вопрос выбора такого критерия (или критериев) -- предмет соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта. Это установлено общероссийским стандартом «Планирование аудита».

Для приближения к оптимальному варианту проведения аудиторской проверки ее необходимо должным образом спланировать. Исходя из изложенного выше, целью планирования является обеспечение проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия.

Планирование аудита - это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего эту цель достигнуть, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, выбору видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур.

Для эмпирического приближения к оптимальному варианту проведения проверки в ходе планирования решают следующие задачи:

сбор информации о потенциальном клиенте, в частности о его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на его предприятии;

оценка уровня существенности (допустимой ошибки) и аудиторского риска;

выявление учетных областей с повышенным внутренним риском (областей, в которых сосредоточены «ключевые по риску» документы);

формирование стратегии проведения проверки, оценка трудозатрат, сроков, стоимости.

Результаты процесса планирования в соответствии с порядком, установленным общероссийским стандартом «Планирование аудита», оформляются в двух документах: плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор.

Сложившаяся практика выделяет в процессе планирования ряд основных этапов, выполняемых в определенной последовательности:

  • 1) предварительное изучение экономического субъекта и его бизнеса (предварительное планирование);
  • 2) оформление отношений с экономическим субъектом (составление и предоставление клиенту письма-обязательства, заключение договора);
  • 3) оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
  • 4) оценка составляющих аудиторского риска;
  • 5) оценка уровня существенности (допустимой ошибки);
  • 6) выявление значимых для аудита областей учета (областей с повышенным внутренним риском);
  • 7) формирование стратегии аудита (выбор вида, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур);
  • 8) документальное оформление результатов планирования (составление плана и программы аудита).

В ходе первого этапа (предварительного изучения экономического субъекта) аудитор оценивает возможность проведения аудита, подготавливает информационную базу для последующих этапов планирования, производит предварительную оценку возможного объема и стоимости проверки. Предполагается, что информация, полученная аудитором в ходе этапа предварительного планирования, позволит ему определить существенные условия договора на проведение проверки (длительность, стоимость).

Последующие этапы планирования (оценка надежности системы внутреннего контроля и т. д. вплоть до составления плана и программы) выполняются согласно данной схеме после заключения договора и являются, как указывает общероссийский стандарт, подготовительными к проведению собственно проверки.

Письмо-обязательство содержит условия аудиторской проверки, обязательства аудиторской организации, обязательства экономического субъекта. В письме-обязательстве должны быть приведены ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

  • б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
    • - учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
    • - влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
    • - планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
  • в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

  • д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
    • - привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
    • - привлечение экспертов;
    • - количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
    • - количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
  • е) прочие аспекты, в том числе:

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:

учредительные и другие общие документы предприятия (устав, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и др.);

учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета и в целях налогообложения);

основные средства; нематериальные активы; производственные запасы;

расчеты по оплате труда; затраты на производство;

готовая продукция, товары и реализация;

денежные средства; расчеты;

финансовые результаты и использование прибыли;

капитал и резервы; кредиты и финансирование;

учет по забалансовым счетам; бухгалтерская отчетность.

Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно - средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.

Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита.

В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Цель, задачи и виды аудита

Целью аудита согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Таким образом, главная цель аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Для этого необходимо предусмотреть выполнение следующих задач :

Составление плана и программы проведения аудита;

Определение видов, источников и методов получения ауди­торских доказательств;

Проведение аудиторской проверки экономического субъекта;

Выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Достижению главной цели способствуют нормы поведения аудитора или (требова­ния) ведения аудиторской деятельности:

Независимость и объектив­ность при проведении проверок. Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является со­трудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциа­ции), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имуществен­ных или личных интересов. Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.;

Конфиденциальность, профессиона­лизм, компетентность и добросовестность аудитора. Конфиденциальность - важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять никако­му органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности прове­ряемого им объекта. За разглашение секретов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если пре­дусмотрено договором, то и материальную ответственность. Аудитор должен также обладать необходимой профессиональной квали­фикацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблю­дать требования нормативных документов. Аудитор не должен ока­зывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний;



Применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные ре­шения по данным аудиторской проверки;

Доброжелательность и ло­яльность по отношению к клиентам;

Ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудитор­ских проверок;

Аудиторская деятельность достаточно разнообразна. Аудит претер­певал изменения как в процессе своего исторического развития, так и расширяя области своего применения.

Исторически выделяют следующие этапы развития аудита (кото­рые можно рассматривать и как виды аудита):

Подтверждающий аудит. Он заключается в проверке и подтверж­дении достоверности бухгалтерских документов;

Системно ориентированный аудит. Проверка ориентирована на анализ системы внутреннего контроля предприятия. Если система внутреннего контроля работает эффективно, то объем проверки может быть значительно уменьшен;

Аудит, основанный на риске. Аудиторская экспертиза концент­рируется в тех областях, где аудиторский риск выше, при этом сокра­щается время проверки участков с низкими рисками. Большое значе­ние приобретает определение уровня существенности в аудите и расчет аудиторской выборки.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетно­сти хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения на­правлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, ау­дит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятель­ность, ор­ганизованную самим экономическим субъектом, по проверке и оценке его работы в интересах руководителей и (или) собственников. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных ауди­торов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно пору­чить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Как правило, функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку реко­мендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и опе­ративной информации, соблюдения законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявлен­ных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности уп­равления. В табл. 3 представлены основные отличия внутреннего и внешнего аудита.

Факторы Внутренний аудит Внешний аудит
Объект Внутренние информационные системы предприятия Система учета и финансовой от­четности предприятия
Цель Определяется руководством Определяется законодательством
Задачи Определяются руководством Определяются в договоре между аудитором и клиентом
Средства Выбираются самостоятельно Определяются общепринятыми стандартами
Вид деятельности Исполнительская деятельность Предпринимательская деятель­ность
Характер взаимоотношений Подчиненность руководству (вертикальные связи) Равноправное партнерство (горизонтальные связи)
Субъекты Главным образом сотрудники предприятия Независимые специалисты, имеющие аттестат и лицензию
Квалификация субъектов Определяется решением руко­водства Регламентируется государством
Оплата аудиторских услуг Устанавливается решением ру­ководства Определяется в договоре между аудитором и клиентом
Ответственность субъектов Перед руководством за выпол­нение должностных обязаннос­тей Перед клиентом и третьими ли­цами в размере, установленном законодательством
Методы С большей степенью точности и детализации Разнообразные - с меньшей и большей степенью точности и де­тализации
Отчетность Весь отчет представляется руко­водству Итоговая часть заключения явля­ется публикуемой, аналитическая часть (отчет) представляется руко­водству
Периодичность Процесс осуществляется непре­рывно Как правило, один раз в год

Различают также первоначальный аудит и согласованный (продол­жающийся) аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором впе­рвые для данного проверяемого субъекта, что существенно увеличива­ет риск и трудоемкость проверки, так как у аудиторов нет информации об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля и т.п.

Согласованный аудит осуществляется повторно. При этом планиро­вание и проведение аудита основано на знании специфики деятель­ности клиента и организации бухгалтерского учета на предприятии. Зачастую аудиторская фирма оказывает и консультационные услуги проверяемому предприятию, что также позволяет снизить риск аудита и повысить его надежность, не увеличивая объем аудиторской вы­борки.

С точки зрения проверяемых экономических субъектов аудит можно подразделить на следующие виды:

Общий аудит (аудит предприятий и организаций, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, учреждений);

Банковский аудит (аудит банков и других кредитных организа­ций);

Аудит страховых организаций;

Аудит бирж;

Аудит внебюджетных фондов;

Аудит инвестиционных фондов.

В последнее время появились такие виды аудита, как налоговый аудит, экологический аудит, строительный аудит и др.

Аудит бывает инициативным (добровольным ), когда он прово­дится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным , если его проведение обусловлено прямым указа­нием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель ИНИЦИАТИВНОГО АУДИТА - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогооб­ложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Инициативный аудит проводится обычно по решению руково­дства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтер­ского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состоя­ния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бух­галтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автомати­зации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Проведение инициативного аудита может быть обусловлено не­сколькими причинами. Во-первых, многие предприятия, особенно экс-государственные, процедуру приватизации и акционирования, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, имеет место текучесть бухгалтерских кадров, которая, в свою очередь, вы­зывается различными обстоятельствами - недостаточно высокой оп­латой, нежеланием руководства новых экономических структур отно­ситься к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, причиной проведения инициативного аудита может стать низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и те­матическим. При тематическом аудите контролю и анализу под­вергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов, проведение ин­вентаризации активов и обязательств, выборочная проверка дан­ных первичного учета или только данных, содержащихся в учет­ных регистрах и отчетности.

Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязатель­ного аудита.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ проводится в следующих случаях (статья 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей ;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Аудит организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов , государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями .

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов , государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается только по итогам участия в открытом конкурсе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно. Срок, в течение которого должна быть проведена аудиторская проверка, не утвержден .
В то же время п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять:

Квартальную бухгалтерскую отчетность - в течение 30 дней по окончании квартала;

Годовую бухгалтерскую отчетность - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии с пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности и подтверждает ее достоверность, если в соответствии с федеральными законами в организации должен проводиться обязательный аудит.

Таким образом, аудиторская проверка организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, должна быть назначена и проведена в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета в течение 90 дней по окончании года (постановление ФАС Центрального округа от 25.07.2007 N А64-5050/06-15).

В рассматриваемой ситуации бухгалтерская отчетность за 2012 год должна быть представлена не позднее 31.03.2013, следовательно, аудиторская проверка организации должна быть назначена и проведена до наступления указанной даты, в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета*(1).