Международная организация по экономическим вопросам. Международные экономические организации: понятие, классификация и основные функции. Экосос – специализированное подразделение оон

Усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной жизни, обусловливает необходимость оперативного решения при помощи институционального механизма. Таким механизмом являются международные экономические организации (МЭО).

Международные правительственные организации – это международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей.

Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности).

Выделяют следующие виды МЭО:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.

Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).

4. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).

5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.

ООН – Организация Объединенных Наций , создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

Цели ООН:

Поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;

Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;

Обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:

Предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

Взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных ограничений;

Содействие справедливой конкуренции;

Разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.

МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г.

Поддержание общей системы расчетов;

Наблюдение за состояние международной валютной системы;

Содействие стабильности обменных курсов валют;

Предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

Предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму – подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:

1. Обычные механизмы:

Политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);

Механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).

2. Специальные механизмы:

Кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно);

Финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).

3. Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).

сама является системой многих организаций, которая находится в процессе реорганизации. Официально система ООН включает:Программы ООН Специализированные агентства Автономные организации ООН

1. Консультативные группы стран — относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, не оформленные обычно в постоянную международную организацию, но нередко имеющие свой секретариат, предоставляемый в их распоряжение страной-членом или какой-либо постоянно действующей международной организацией. Например: Группа семи (G5 + Канада и Италия) объединяла до принятия в нее России в 1997 г.

3.

4.

5.

· Межгосударственные

Неправительственные

2. По кругу участников:

· Универсальные

· Региональные

3. По кругу компетенции:

4. По характеру полномочий:

· Межгосударственные

· Надгосударственные

·Открытые

·Закрытые

Основные функции. 1. Содействие

2. Наблюдение

3. Надзор

4. Регулирование

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4147 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Т.А.Фролова
Мировая экономика: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2005

2.

Международные экономические организации

Усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной жизни, обусловливает необходимость оперативного решения при помощи институционального механизма. Таким механизмом являются международные экономические организации (МЭО).

Международные правительственные организации – это международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей.

Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности).

Выделяют следующие виды МЭО:

24. Международные экономические организации и их роль в развитии мировой экономики

Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.

Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).

4. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).

5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.

ООН – Организация Объединенных Наций , создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

Цели ООН:

— поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;

— развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;

— обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:

— предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

— взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

— регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

— отказ от использования количественных ограничений;

— содействие справедливой конкуренции;

— разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г.

Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.

МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г.

— поддержание общей системы расчетов;

— наблюдение за состояние международной валютной системы;

— содействие стабильности обменных курсов валют;

— предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

— предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму – подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:

1. Обычные механизмы:

— политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);

— механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).

2. Специальные механизмы:

— кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно);

— финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).

3. Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).

Тема 5. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

(МЭО) — система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. МЭО создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.

В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. Ключевыми и наиболее универсальными из них являются организации, которые возникли практически одновременно в конце 40-х гг. и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами:

Международный валютный фонд (макроэкономическая политика) — является компактной международной организацией, выполняющей, помимо прочих, функцию надзора за развитием международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 184 стран, являющейся ее членом в частности.

Группа Всемирного банка (структурная политика) — состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (184 члена), Международной ассоциации развития (163 члена), Международной финансовой корпорации (178 членов), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (167 государств) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (134 члена). Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды, усовершенствование системы образования и пр.

Всемирная торговая организация (торговая политика) , членами которой являются 149 государство, концентрируется на регулировании ключевой сферы международной экономики – торговли товарами и услугами.

Система Организации Объединенных Наций (социальная политика) сама является системой многих организаций, которая находится в процессе реорганизации.

Официально система ООН включает:Программы ООН (детский фонд ООН, программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.).Специализированные агентства (Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Организация ООН в области образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Мировой банк, Международный валютный фонд, Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.).Автономные организации ООН (Международное агентство по атомной энергии, Международная туристическая организация).

Среди международных организаций, отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международной экономики, можно выделить следующие основные функциональные группы:

Консультативные группы стран — относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, не оформленные обычно в постоянную международную организацию, но нередко имеющие свой секретариат, предоставляемый в их распоряжение страной-членом или какой-либо постоянно действующей международной организацией. Например: Группа семи (G5 + Канада и Италия) объединяла до принятия в нее России в 1997 г.

2. Универсальные международные организации — объединяют подавляющее большинство стран мира, собирают информацию и регулируют конкретные формы международных экономических отношений. В их числе МВФ, группа Мирового банка, система ООН, ВТО, Международная организация труда.

3. Отраслевые международные организации — регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговли ими на международной арене. Наиболее значимой из них является Организация стран-экспортеров нефти (ОРЕС), являющаяся форумом 12 нефтеэкспортирующих государств, главная задача которого состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть.

4. Региональные международные организации — многочисленные объединения небольших групп стран, не перешедшие в интеграционную форму и служащие для них форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих взаимный интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли, сбора и обобщения информации о данном регионе.

5. Банковские международные организации — включают такие организации, как Банк международных расчетов, Скандинавский инвестиционный банк… Отдельной группой здесь являются международные банки развития — Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Африканский банк развития (ADB), Западно-Африканский банк развития (ЕАDВ) и т.д. Характерной чертой банков развития является то, что они носят региональный характер и их деятельность направлена на совместное с другими банками финансирование проектов в странах-членах.

Классификация международных экономических организаций:

1. По характеру членства и юридической природе участников:

· Межгосударственные (межправительственные) – объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей;

Неправительственные – создаются на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей (Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста).

2. По кругу участников:

· Универсальные – открыты для участия всех стран (ООН и ее специализированные подразделения);

· Региональные – создается на уровне региона, членами могут быть участники одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

3. По кругу компетенции:

· Организации общей компетенции – охватывают все сферы отношений между государствами- членами: политическую, экономическую, социальную, культурную (ООН, Совет Европы);

Организации специальной компетенции – осуществляют сотрудничество и регулирование в одной области (МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии, Международная организация труда (МОТ)).

4. По характеру полномочий:

· Межгосударственные – относятся практически все МЭО, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества;

· Надгосударственные организации — осуществляющие интеграции, их решения распространяются непосредственно на физические и юридические лица государств–членов (ЕС).

5. По условиям участия в членстве:

·Открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

·Закрытые – где прием производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО).

Основные функции. 1. Содействие — организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров.

2. Наблюдение — содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны. Наиболее типичный пример организации, выполняющей функцию наблюдения, — ООН, никакими реальными рычагами влияния, кроме силы убеждения, ООН не обладает.

3. Надзор — более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития. Типичный пример — МВФ, главная функция которого заключается именно в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов с целью предоставленияим опирающихся на мировой опыт рекомендаций для предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и наиболее эффективного решения существующих проблем.

4. Регулирование — надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, с которыми согласилось более сотни стран, а также жесткие антидемпинговые и иные процедуры, которые применяются против нарушителей согласованных правил.

Целями и функциями МЭО, как на глобальном, так и на региональном уровнях, являются:

— Изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам в области международных экономических организаций; — Принятие резолюций и рекомендаций в области регулирования мирохозяйственных связей;- Содействие реконструкции и развитию экономики в развивающихся странах;- Обеспечение стабилизации валют; — Содействие устранению торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами; -Выделение средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическому и экономическому прогрессу; — Стимулирование улучшения условий труда и трудовых отношений.

⇐ Предыдущая24252627282930313233Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4133 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Что такое территория государства? Может ли международное право защи­тить государственную территорию? Что такое государственное устрой­ство? Какая международная организация является наиболее многочислен­ной и авторитетной?

Территория государства и го­сударственная граница. Одним из основных понятий в экономической и социальной географии является понятие «территория государства». Это – часть земного шара, находя­щаяся под суверенитетом опреде­ленной страны. В состав государ­ственной территории входят суша с ее недрами, воды, а также лежащее над сушей и водами воздушное про­странство.

Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и так называемые территориальные воды, т. е. воды Мирового океана, примыкающие к суше страны в пре­делах 12 морских миль.

Существует также понятие о 200-мильной экономической зоне. В отли­чие от 12-мильных территориальных вод экономическая зона не находится под суверенитетом прибрежного государства. Оно может вести здесь добы­чу природных ресурсов.

Международная экономическая организация

Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Каждое государство имеет терри­торию, ограниченную сухопутными и морскими границами, отделяющи­ми одно государство от другого. Эти границы сложились исторически в результате событий прошлых эпох. Например, линейная конфигурация многих государственных границ в Африке, из которых лишь четверть проходит по естественным географи­ческим рубежам, а остальные по ме­ридианам и параллелям, отражает и былое соперничество колониальных держав, и стремление навязать моло­дым государствам этническую раз­дробленность и посеять между ними семена раздора с тем, чтобы выиг­рать время для эксплуатации быв­ших колониальных окраин.

Международное право запрещает нарушение границ другого государ­ства и тем более насильственный за­хват чужих территорий. Все террито­риальные споры между государства­ми должны решаться исключитель­но мирными средствами. В 1975 г. в Хельсинки на Совещании по безопас­ности и сотрудничеству в Европе было принято положение о всеобщем при­знании границ между европейскими странами, сложившихся после Второй мировой войны, и их нерушимости.

Государственный строй и госу­дарственное устройство. Суверенные страны имеют различные формы орга­низации государства. Важнейшей из них является государственный строй. Он может быть монархиче­ским и республиканским.

Монархия – форма правления, при которой верховная государ­ственная власть принадлежит мо­нарху-королю, князю, султану, ша­ху, эмиру и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман и др.), или конституци­онной, когда верховная государ­ственная власть ограничена консти­туцией. Конституционные монархии в современном мире более распро­странены (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марок­ко, Япония и др.). Еще одной разно­видностью монархии является тео­кратическая, когда монарх – глава церкви (Ватикан). Реально в мире насчитывается около 30 монархий, а формально – более 40, так как в ряде стран Содружества (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др.), возглавляемого Великобританией, главой государства юридически счи­тается королева Великобритании.

Республика – форма правления, при которой все высшие органы го­сударственной власти либо избира­ются, либо формируются общена­циональными представительными учреждениями – парламентами.

При характеристике любой страны большое значение приобретает также вопрос о ее государственном устрой­стве. Все страны мира подразделя­ются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство – такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве действует единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся административ­ные единицы обладают только испол­нительной, но не законодательной властью. Унитарными являются боль­шинство государств современного мира (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Венгрия и др.).

Федеративное государство – фор­ма государственного устройства, при которой его территория имеет в своем составе самоуправляющиеся образования. Они обладают опреде­ленной политической самостоятель­ностью, хотя и входят в одно союз­ное государство. Такие федератив­ные единицы (республики, штаты, земли, провинции и т. д.), как пра­вило, имеют собственную конститу­цию, органы власти. К таким госу­дарствам относятся Россия, США, Индия, Бразилия, Нигерия и др. В ведение федераций входят важ­нейшие вопросы государственной жизни: оборона страны, внешняя политика, финансы, налогообложе­ние, организация высших органов

власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации.

Другая форма объединения госу­дарств – конфедерация – встреча­ется относительно редко. Она, как правило, образуется для достижения весьма ограниченных целей (воен­ных, внешнеполитических и т. п.).

Для решения некоторых важ­ных вопросов государственной жиз­ни в ряде стран широко практику­ются такие формы участия населе­ния в управлении, как всенародные опросы, плебисциты (народное голо­сование).

Международные организации.

Внаш век бурного развития много-

сторонних связей между государ­ствами и народами большое значение приобретает деятельность различ­ных международных организаций. Сегодня их насчитывается уже око­ло 2,5 тыс., и их число растет. Они представляют собой либо объеди­нения государств, либо организа­ции неправительственного характе­ра, направленные на достижение общих целей в области политиче­ской, экономической, социальной, научно-технической культуры.

Наиболее массовой международ­ной организацией в современном мире является Организация Объеди­ненных Наций (ООН), членами ко­торой стали практически все суве­ренные государства (штаб-квартира в Нью-Йорке). Главная задача этой организации – избавление грядущих поколений от бедствий войны, что зафиксировано в ее уставе. Важны­ми направлениями деятельности ООН являются также борьба с коло­ниализмом, с грубыми и массовыми нарушениями прав человека, дея­тельность в области международных экономических отношений и т. д.

В рамках ООН действует мно­жество специализированных учреж­дений, таких популярных в мире ор­ганизаций, как Всемирная орга­низация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохо­зяйственная организация Объеди­ненных Наций (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры i ЮНЕСКО) и др. (рис. 44).

Важную роль в мире играет Организация Североатлантического договора (НАТО) – военно-полити­ческий союз, а также Европейский Союз (ЕС) – организация экономи­ческого и политического характера, использующая возможности терри­ториального разделения труда в ин­тересах развития стран-участниц.

Авторитетными международными организациями являются также дру­гие крупные региональные объеди­нения государств в разных частях мира, ставящие своей целью ускоре­ние экономического роста, социаль­ного прогресса и культурного разви­тия своих членов. Среди них Органи­зация африканского единства (ОАЕ), Организация американских госу­дарств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.

В последние десятилетия широ­кий размах в мире приобрело движе­ние неприсоединения, объединяю­щее в своих рядах десятки стран, провозгласивших основой своей внешней политики неучастие в воен­ных блоках.

С некоторыми другими междуна­родными организациями вы позна­комитесь в последующих разделах.

Итак, первичным элементом поли­тического устройства современного мира является государственная терри­тория; важнейшей формой организа­ции любой страны служит государст­венный строй; в наш век развития интернациональных связей огромную роль играют различные международ­ные организации.

Вопросы и задания. 1. Пользуясь политической картой Африки, проанализи­руйте государственные границы африканских стран. Чем можно объяснить ли­нейную конфигурацию многих государственных границ в Африке? 2. В послед­ние десятилетия территория некоторых стран (Нидерландов, Японии и др.) не­сколько расширилась, хотя ни одна из соседних стран претензий к ним в этой связи не имела. О какого рода территориальных приобретениях идет речь? 3. Раскройте содержание следующих понятий и терминов: «границы государства», «территориальные воды», «абсолютная монархия», «конституционная монархия», «теократическая монархия», «республика», «унитарное государство», «федера­тивное государство». 4. Почему ООН – одна из наиболее влиятельных между­народных организаций в современном мире? Используя материалы периодиче­ской печати, радио- и телепередач, приведите конкретные примеры обсуждае­мых в ООН вопросов и предпринимаемых ею акций в различных регионах мира.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

(МЭО) - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. МЭО создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.

В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. Ключевыми и наиболее универсальными из них являются организации, которые возникли практически одновременно в конце 40-х гг. и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами:

Международный валютный фонд (макроэкономическая политика) - является компактной международной организацией, выполняющей, помимо прочих, функцию надзора за развитием международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 184 стран, являющейся ее членом в частности.

Группа Всемирного банка (структурная политика) - состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (184 члена), Международной ассоциации развития (163 члена), Международной финансовой корпорации (178 членов), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (167 государств) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (134 члена). Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды, усовершенствование системы образования и пр.

Всемирная торговая организация (торговая политика) , членами которой являются 149 государство, концентрируется на регулировании ключевой сферы международной экономики – торговли товарами и услугами.

Система Организации Объединенных Наций (социальная политика) сама является системой многих организаций, которая находится в процессе реорганизации. Официально система ООН включает:Программы ООН (детский фонд ООН, программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.).Специализированные агентства (Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Организация ООН в области образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Мировой банк, Международный валютный фонд, Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.).Автономные организации ООН (Международное агентство по атомной энергии, Международная туристическая организация).

Среди международных организаций, отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международной экономики, можно выделить следующие основные функциональные группы:

1. Консультативные группы стран - относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, не оформленные обычно в постоянную международную организацию, но нередко имеющие свой секретариат, предоставляемый в их распоряжение страной-членом или какой-либо постоянно действующей международной организацией. Например: Группа семи (G5 + Канада и Италия) объединяла до принятия в нее России в 1997 г.

2. Универсальные международные организации - объединяют подавляющее большинство стран мира, собирают информацию и регулируют конкретные формы международных экономических отношений. В их числе МВФ, группа Мирового банка, система ООН, ВТО, Международная организация труда.

3. Отраслевые международные организации - регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговли ими на международной арене. Наиболее значимой из них является Организация стран-экспортеров нефти (ОРЕС), являющаяся форумом 12 нефтеэкспортирующих государств, главная задача которого состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть.

4. Региональные международные организации - многочисленные объединения небольших групп стран, не перешедшие в интеграционную форму и служащие для них форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих взаимный интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли, сбора и обобщения информации о данном регионе.

5. Банковские международные организации - включают такие организации, как Банк международных расчетов, Скандинавский инвестиционный банк... Отдельной группой здесь являются международные банки развития - Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Африканский банк развития (ADB), Западно-Африканский банк развития (ЕАDВ) и т.д. Характерной чертой банков развития является то, что они носят региональный характер и их деятельность направлена на совместное с другими банками финансирование проектов в странах-членах.

Классификация международных экономических организаций:

1. По характеру членства и юридической природе участников:

· Межгосударственные (межправительственные) – объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей;

Неправительственные – создаются на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей (Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста).

2. По кругу участников:

· Универсальные – открыты для участия всех стран (ООН и ее специализированные подразделения);

· Региональные – создается на уровне региона, членами могут быть участники одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

3. По кругу компетенции:

· Организации общей компетенции – охватывают все сферы отношений между государствами- членами: политическую, экономическую, социальную, культурную (ООН, Совет Европы);

Организации специальной компетенции – осуществляют сотрудничество и регулирование в одной области (МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии, Международная организация труда (МОТ)).

4. По характеру полномочий:

· Межгосударственные – относятся практически все МЭО, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества;

· Надгосударственные организации - осуществляющие интеграции, их решения распространяются непосредственно на физические и юридические лица государств–членов (ЕС).

5. По условиям участия в членстве:

·Открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

·Закрытые – где прием производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО).

Основные функции. 1. Содействие - организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров.

2. Наблюдение - содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны. Наиболее типичный пример организации, выполняющей функцию наблюдения, - ООН, никакими реальными рычагами влияния, кроме силы убеждения, ООН не обладает.

3. Надзор - более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития. Типичный пример - МВФ, главная функция которого заключается именно в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов с целью предоставленияим опирающихся на мировой опыт рекомендаций для предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и наиболее эффективного решения существующих проблем.

4. Регулирование - надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, с которыми согласилось более сотни стран, а также жесткие антидемпинговые и иные процедуры, которые применяются против нарушителей согласованных правил.

Целями и функциями МЭО, как на глобальном, так и на региональном уровнях, являются:

Изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам в области международных экономических организаций; - Принятие резолюций и рекомендаций в области регулирования мирохозяйственных связей;- Содействие реконструкции и развитию экономики в развивающихся странах;- Обеспечение стабилизации валют; - Содействие устранению торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами; -Выделение средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическому и экономическому прогрессу; - Стимулирование улучшения условий труда и трудовых отношений.

Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы и упрощают работу на мировом рынке.

Глобализация экономики и появление новых отраслей увеличивает количество международных соглашений и особенностей сотрудничества между странами. Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы, чтобы сделать работу на мировом рынке более простой и выгодной.

Количество и состав МЭО меняется в зависимости от политической ситуации, особенностей развития глобального рынка и целей сотрудничества в организации. Например, ООН была создана для поддержания мира по окончании Второй мировой войны, однако со временем полномочия организации значительно расширились. В организационную структуру добавились десятки специализированных МЭО, работающих под эгидой ООН.

Разновидности

В зависимости от спектра решаемых задач, такие объединения государств разделяются на универсальные и специализированные.

  • Специализированные регулируют отдельные направления международной деятельности: торговлю (ВТО, ЮНКТАД), валютные отношения (МВФ, ЕБРР), экспорт сырья и материалов (ОПЕК, МССТ), сельское хозяйство (ФАО).
  • Универсальные организации — крупные объединения, которые способствуют развитию международных отношений в целом, упрощают доступ на мировой рынок. Например, ОЭСР — Организация экономического развития и сотрудничества.

В зависимости от международного правового статуса, МЭО разделяются на межгосударственные и неправительственные организации.

  • Межгосударственные оформлены договорами, заключенными между несколькими странами (или их объединениями) для решения установленного списка задач. Например, система ООН включает десятки специализированных международных организаций, которые выпускают законодательные нормы для государств-участников.
  • Неправительственные организации — объединения стран, не предполагающие заключение соглашений между властными структурами. Такой вид МЭО преследует гуманитарные цели (Комитет Красного Креста), расследует нарушения прав человека (Комитет по надзору в сфере прав человека), борется с цезурой (комитет Репортеры без границ), сохраняет культурное наследие (комитет Мемориал).

Функции

Все международные организации создаются для формирования единого мирового рынка, адаптированного к национальным законодательствам и их особенностям. Субъектами (участниками) МЭО могут быть отдельные государства или их объединения, а объектами (предметами сотрудничества) таких организаций становятся экономические отношения.

В зависимости от правового статуса и перечня решаемых задач, выделяют пять основных функций МЭО.

  • Решение задач, актуальных для всех стран мира: борьба с голодом, эпидемиями, бедностью, безработицей, обеспечение стабильного экономического развития. Такие вопросы решает ООН и ее специализированные организации, группа Всемирного банка, Евразийский экономический союз.
  • Решение экономических, правовых и социальных проблем, актуальных для данного региона. Например, Европейский банк реконструкции и развития финансирует структурные изменения в экономике стран Центральной и Восточной Европы.
  • Создание комфортных условий для ведения бизнеса в отдельном сегменте рынка. Такие организации объединяют несколько стран, выпускающих одну группу товаров для мирового рынка. Например, ОПЕК — объединение государств-экспортеров нефти, которая координирует продажи сырья, контролирует уровень цен на рынке.
  • Неформальные и полуформальные группировки, которые созданы несколькими странами для решения узких проблем. Например, Парижский клуб кредиторов — финансовый союз лидирующих экономик для урегулирования выплаты долгов отдельных государств.

Большинство МЭО образуется и развивается по мере расширения рынков, исчезновения национальных границ в торговле, создания новых отраслей производства. Например, массовое внедрение интернет-технологий привело к созданию европейского регламента по защите персональных данных (GDPR) пользователя.

Всемирная торговая организация - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждение проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раундов). Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века - около 20%) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), регулирующее эту область внешней торговли. Также было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Глава ВТО (генеральный директор) -- Паскаль Лами.

На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговой политикой стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО.

Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) - квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами.

Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли - Европейским союзом и США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введенных США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещенную нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

По данным ВТО лидером среди стран-экспортеров является Германия. В 2008 г. величина экспорта Германии составила 1661,9 млрд. долл. За не следует Китай с 1428,3 млрд. долл. Тройку лидеров замыкает США. Величина их экспорта в 2008 г. составила 1287,4 млрд. долл.

Рисунок 1 - Крупнейшие страны-экспортеры и объем их товарного экспорта в 2005-2008 годах, млрд. долл. США

В развитых странах Европы, США, Канаде, Китае, Японии, Республике Корея, Сингапуре и др. основными товарами на экспорт являются автомобили и самолеты, машины и оборудование, вычислительная техника и другая электроника, сложная бытовая техника, одежда.

Рисунок 2 - Основные страны-импортеры китайской продукции и их доля в общем объеме экспорта Китая в 2008 г., %

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединенных Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и ее специализированных учреждений.

ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет также получает доклады от 11 фондов и программ ООН. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций. Он отвечает за:

Содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и экономическому и социальному прогрессу;

Выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;

Содействие международному сотрудничеству в области культуры и образования;

Поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод.

Он уполномочен проводить или организовывать исследования и составлять доклады по этим вопросам. Он также имеет полномочия оказывать содействие в подготовке и организации крупных международных конференций по экономическим и социальным проблемам и связанным с ними вопросам, а также способствовать осуществлению согласованных дальнейших действий по итогам таких конференций. В соответствии с его широким мандатом в распоряжении Совета находится более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Нет ограничений на переизбрание: выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов ЭКОСОС. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2847 от 20 декабря 1971 года (A/RES/2847(XXVI)) установила следующий порядок распределения мест в ЭКОСОС:

Таблица 1 - Порядок распределения мест в ЭКОСОС

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Штаб-квартира в Париже.

Генеральный секретарь (с 2006) - Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика).

Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран-членов организации. Все решения в нем принимаются на основе консенсуса.

В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 32 государства, в том числе большинство государств-членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза).

На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП.

Предметом обсуждений, проводимых правительствами стран-членов ОЭСР, служит информация и аналитические обзоры исходящие от Секретариата ОЭСР, размещающегося в Париже. Соответствующие отделы Секретариата занимаются сбором данных, отслеживанием тенденций, анализом и прогнозами экономических процессов, изучением социальных сдвигов, структуры торговых связей, окружающей среды, сельского хозяйства, технологий, налогообложения, и т.д. Большинство исследовательских и аналитических материалов ОЭСР публикуются в открытой печати.

За долгие годы существования Организации фокус ее аналитической работы постепенно смещался от собственно государств-членов к анализу развития стран - в настоящее время практически всех, входящих в мировое сообщество - исповедующих принципы рыночной экономики. К примеру, Организация предлагает весь накопленный ею опыт к услугам государств, занятых строительством рыночной экономики, в особенности тех, что осуществляют переход от централизованной плановой экономики к капиталистической системе. ОЭСР также вовлечена во все более конкретный диалог по вопросам экономической политики с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки.

Однако профиль работы ОЭСР расширяется не только в географическом плане. От анализа развития конкретных областей экономической и социальной политики в конкретных государствах-членах ОЭСР переходит к изучению их взаимодействия, причем не только в рамках собственно Организации, но и в мировом масштабе. В область интересов Организации вошли такие проблемы, как, например, влияние проводимой социальной политики на функционирование экономики, или влияние на экономику отдельных стран процессов глобализации, которые могут как открыть новые перспективы роста, так и спровоцировать защитную реакцию, выражающуюся в усилении протекционизма.

По мере того, как ОЭСР все более расширяет свои контакты по всему миру, расширяется и сфера ее интересов. Целью ОЭСР в наступающей постиндустриальной эре является тесное переплетение экономических связей стран-членов с будущей процветающей мировой экономикой, основанной на научных принципах.

Размер годового бюджета, в настоящее время равного примерно 300 млн. долл., и план работы ОЭСР на год определяются государствами-членами на заседаниях Совета.

Крупнейшей, и, пожалуй, наиболее известной структурной единицей ОЭСР является ее Директорат по вопросам экономики, работающий, под руководством главного экономиста ОЭСР, над мониторингом и анализом макроэкономических показателей, наряду со структурными, или микроэкономическими вопросами. Дважды в год, в июне и декабре, Директорат публикует «Перспективы экономики», в которых дается оценка тенденций, проявившихся в прошлом году, а так же прогноз экономического развития на очередной двухлетний период. Директорат по статистике работает по сбору статистических данных о странах-членах ОЭСР. Данные собираются в стандартизированных формах, позволяющие проводить их сравнение в международном масштабе и публикуются как в обычном, так и электронном формате.

Торговля является двигателем экономического развития, который в эпоху глобализации заработает на полную мощность. Директорат по торговле разрабатывает многосторонние правила и международную дисциплину торговой деятельности, которые станут необходимы для поддержания мирового торгового порядка в связи с развитием и расширением торговли в этой новой эре. Уругвайский раунд переговоров, проведенный в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле решил многие вопросы в этой области. Тем не менее, Директорат по торговле ОЭСР, как и ранее, будет вовлечен в анализ и подготовку новых торговых переговоров, которые затронут совершенно новые категории торговых правил, связанные с вопросами охраны окружающей среды, политики в области конкуренции, промышленной и технологической политики.

Высокий уровень безработицы, нестабильные и низкие заработки, нищета, недостаточный уровень образования разрывают социальную ткань общества и грозят разрушением экономики. Директорат по образованию, занятости, трудовым и социальным вопросам контролирует работу во многих взаимосвязанных областях социально-экономической политики, направленной на предотвращение исключения определенных групп населения из социальной жизни общества. Директорат ведет мониторинг динамики структур занятости и заработной платы, предлагая анализ ключевых тенденций и основных направлений политики на рынке труда. В круг интересов Директората входит также изучение эффективности здравоохранения и программ социального обеспечения, роль женщин в составе рабочей силы и влияние технологических факторов на положение работников. Через отдельную группу, Центр по исследованиям и новым разработкам в области образования, Директорат проводит изучение новых методик преподавания и учебы.

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57% мирового ВВП и 42% объема мировой торговли (по данным на 2007 год).

Образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходу которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В АТЭС входит 19 стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и две территории - Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами - членами АТЭС, а экономиками АТЭС.

В 1998 году, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявление на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества.

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.

В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском.

Таблица 2 - Основные внешнеторговые показатели АТЭС, трлн. долл. США

В 2008 г. наблюдается тенденция к уменьшению торговых квот. Так экспортная квота стран АТЭС снизилась на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, а импортная квота - на 3,4%. Таким образом, из-за финансового кризиса внешнеторговый оборот уменьшился на 5,8%.