Главная социальная группа в жизни детей. Социальные группы. Виды социальных групп. Малая социальная группа. в Красноармейском районе Челябинской области

Различия в возрасте позволяют разделять общество на возрастные группы, или общности. Возрастные группы это группы людей, основанные па общности возраста своих членов, имеющие специфические черты и свойства, занимающие определенное положение (статус) в обществе, выполняющие определенные социальные функции и ориентирующиеся на свои специфические ценности.

К каждой возрастной группе общество предъявляет определенные требования, ожидает соответствующего поведения, наделяет определенными правами и обязанностями, регулирует жизнедеятельность представителей группы системой социальных норм, контролирует их выполнение с помощью создаваемых для этого социальных институтов. Особенностью возрастной градации общества является деление на старших и младших, отражающих неравенство прав и обязанностей. Каждая возрастная группа имеет свою субкультуру – совокупность признаков и систему ценностей, отличающих данную группу от других, делающих ее представителей узнаваемыми для "своих" групп, выделяющих их в составе общества в целом. Субкультура служит способом сплочения членов возрастных групп, утверждения их в качестве некоего отличающегося от "других" "мы".

Деление на возрастные общности, установление между ними границ, длительность и содержание каждого возраста зависит от особенностей культуры общества, уровня его развития. В обществе с несложным разделением труда, простой социальной структурой, немногочисленными социальными институтами, а именно такими являлись, например, первобытные охотничьи или земледельческие общества, деление на возрасты сводилось к противопоставлению человека "ветхого", т.е. старика, слабого, и человека "нового" – юного, молодого, сильного. Близость человека к природе, его глубокая связь с ней приводила к тому, что у многих народов мира возрасты жизни рассматривались по аналогии с природными циклами, с числом планет, с сезонами, частями света и разбивались на соответствующие им этапы. По мере усложнения общества деление на возрастные общности связывались с представлениями о социально-профессиональной деятельности людей. Каковы бы ни были критерии возрастных различий, их биологическая подоснова неустранима: ясно, что ребенок не может управлять государством, фирмой, армией, а пожилой человек выполнять тяжелую физическую работу.

В современном обществе принято деление жизни человека на следующие возрастные группы: младенчество, детство, юность, молодость, средний возраст и старость. В каждом обществе существуют некоторые формальные и неформальные возрастные нормы, в которых отражаются представления о том, что должны делать люди сообразно своему возрасту.

Молодежь как социальная группа

Различия между "детьми" (детством, юностью, молодостью) и "отцами" (зрелостью, старостью) всегда осознавались обществом.

Однако эти различия стирались но мере того, как "дети" взрослели и в процессе образования и воспитания включались в общество взрослых и сами становились "отцами". Это не означает, что между "отцами" и "детьми" не было разногласий и конфликтов. Еще древние греки сетовали на то, что дети не слушаются старших, не следуют обычаям и нередко нарушают общепринятые нормы. Однако сколь бы остры ни были разногласия между поколениями, на протяжении длительного времени бунт "детей" против "отцов" рассматривался как следствие неопытности, неразумности "детей", которые рано или поздно признают правоту и мудрость "отцов".

Проблема "отцов" и "детей" обретает социальный смысл в периоды таких радикальных общественных изменений, когда ценности "отцов" воспринимаются как консервативные, препятствующие прогрессивным общественным изменениям, а ценности "детей" противостоят им как новаторские, способствующие свободному развитию человека и общества. Впервые это произошло в середине XIX в., когда интенсивные процессы индустриализации и урбанизации нарушили существовавшую веками систему наследования детьми социального и профессионального статуса родителей. До этого времени вся система воспитания и образования была нацелена не на творческое развитие ребенка, а на усвоение им социальных норм и правил, сложившихся в обществе. Промышленная революция изменила ситуацию, открыла перед молодыми людьми широкие перспективы выбора новых специальностей, получения образования, потребовала изменения политических ориентиров, связанных с процессом развития демократии, становления правового государства и гражданского общества.

Выделение детства, юности и молодости как самоценных жизненных этапов произошло в конце XIX – начале XX вв. и было связано с процессами перехода некоторых индустриальных обществ от закрытого типа к открытому. Это привело к признанию ценности личности независимо от возраста. Интерес к индивидуальности, к факторам, условиям, закономерностям ее становления и развития породил пристальное внимание общества к психологическим, социальным особенностям таких возрастных групп, как детство, юность и молодость.

Молодежь стала восприниматься как особая социальная группа, обладающая своими специфическими социальными качествами, отличающаяся своим местом в социальной структуре, имеющая собственную субкультуру. В современном делении на возрастные группы молодежь занимает место между юностью – возрастной группой, которая еще не нашла своего места в обществе – и средним возрастом, представители которого заняли соответствующую ступеньку в социальной иерархии. Молодежь – это наиболее динамичная возрастная группа, находящаяся в стадии социального самоопределения, получения высшего и специального образования, овладения основами профессиональной деятельности, обретения мировоззрения. Возрастные границы молодежи колеблются от 16 лет, когда молодые люди оканчивают школу, и до 30 лет, когда они становятся экономически самостоятельными, овладевают профессией, обретают соответствующий социальный статус, вступают в брак, воспитывают детей.

Молодежь представляет собой наиболее подвижную часть общества. Это связано с ее активными поисками своего места в жизни, отсутствием прочных социальных связей, готовностью к переменам в своей жизни и открытостью перспективам социального и индивидуального развития. Не связанные социально-профессиональными обязанностями, не обремененные семейными заботами, молодые люди с легкостью меняют место жительства, учебы, работы в поисках наилучших условий для самореализации и достижения более высокого статуса.

Выделение молодежи в качестве особой социальной группы поставило перед учеными необходимость пересмотра роли, которую эта группа играет в обществе. В 20-е гг. XX в. немецкий социолог Карп Маннгейм (1893–1947) в своей книге "Проблема поколений" показал, что в процессе смены поколений именно молодежь является субъектом социального обновления. Однако в социологии вплоть до 60-х гг. XX в. широкое распространение имела иная точка зрения, представленная американским социологом Т. Парсонсом, который полагал, что молодежь, прежде всего, объект социального воздействия. Недовольство молодежи, протестующей против существующего социального порядка, рассматривалось как отклонение от общепринятых социальных норм и потому подлежащее устранению с помощью ограничитальных и запретительных санкций. Взгляд на молодежь как на объект формирования у нее определенных социальных качеств, санкционированных официальной идеологий, господствовал и в советском обществе, которое являлось обществом закрытого типа.

Разразившийся на Западе во второй половине 60-х гг. прошлого века бунт молодежи против существовавшей социальной системы заставил ученых отказаться от теории Т. Парсонса и его сторонников. Анализ молодежного движения показал, что его активные участники были недовольны консерватизмом системы образования, вмешательством военно-промышленного комплекса в научную деятельность университетов, неравенством доступа к образованию различных этнических групп, представителей низших слоев общества. Они протестовали против социального неравенства, расовой, этнической, половой дискриминации, против консервативной политической системы, против колониализма и военного вмешательства в дела других стран (катализатором тут послужила война во Вьетнаме), против массовой буржуазной культуры. Типичным лозунгом молодых бунтарей был: "Будьте реалистами – требуйте невозможного". Этот лозунг означал требования радикального обновления всей системы капитализма.

Взаимоотношения "отцов" и "детей", степень их влияния друг на друга, глубина разрыва зависят от конкретных исторических и социальных обстоятельств. И все же "конфликт поколений" заставил по-новому взглянуть на роль молодежи в современном обществе. Стало ясно: "С кем пойдет молодежь, тому принадлежит будущее". Современное открытое общество заинтересовано в поддержании высоких темпов общественного развития, внедрения новых научных открытий и высоких технологий в производство и сферу обслуживания, в сохранении и расширении плюрализма идей, которые очерчивают новые горизонты общественного развития. Поэтому открытое общество стремится предоставить молодым людям каналы вертикальной мобильности, способствующие достижению ими экономической независимости, личностной самореализации, продвижению талантливых на верхние этажи общественной иерархии. Можно сказать, что в открытом обществе молодежь рассматривается преимущественно как носитель нового социального опыта, которого нет у старшего поколения, как источник социальных инноваций.

Однако всякое обновление есть неминуемое столкновение с разделяемыми большинством членов общества нормами. Взрослые люди, которые вписались в существующую социальную систему и связывают с ней свое будущее, далеко не всегда склонны изменить свой образ жизни, профессию, статус, даже если это востребовано ходом общественного развития. Кроме того, мы уже отмечали, что социальные институты даже в открытом обществе не могут быстро реагировать на происходящие изменения, менять в одночасье действующие "правила". Тем самым в современном развитом обществе молодежь оказывается под давлением двух взаимосвязанных тенденций: тенденцией к стабильности, устойчивости существующих социальных институтов и тенденцией к изменениям, предполагающим интенсивные, подчас радикальные преобразования общественного организма.

Не всем молодым людям удается противостоять давлению существующей нормативной системы или направить свою энергию в конструктивное творческое русло. Существующее в обществе социальное неравенство, препятствует молодежи – выходцам из социальных низов получить хорошее образование и овладеть хорошо оплачиваемой профессией. Немало молодых людей оказывается на периферии общества и выражает недовольство своим положением, свое разочарование в жизни в асоциальном и противоправном поведении. Сегодня молодежная преступность, алкоголизм, наркомания являются сложной социальной проблемой во многих индустриально развитых странах, особенно в больших городах.

Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo , или gruppo - узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию. . Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает» .

Первое письменное появление французского слова groupe , от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности », то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа - это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса» .

Признаки

Виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч.Х. Кули, где он проводил различие между ними. "Первичная (базовая) группа" относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное. "Вторичные группы" (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которое появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениях, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения.

Структура социальных групп

Структура - это строение, устройство, организация. Структура группы - способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" (а в некоторых случаях - ядра) и "периферию" с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

Конкретные индивиды могут и не обладать всеми сущностными чертами субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт - профессионалов символического представительства.

Другими словами, ядро группы - это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса.

Поэтому ядро - концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра - нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция - противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путем проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных ее параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть "размытой" или поглощенной другими позициями.

Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, т.е. его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нем как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.

Функции социальных групп

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

Социальные группы в настоящее время

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса) .

Примечания

См. также

  • Тусовка

Ссылки

  • Определение КС РФ № 564-О-О о конституционности запрета возбуждения ненависти к социальным группам в статье 282 УК РФ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная группа" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - совокупность индивидов, объединенных по какому либо признаку. Деление общества на С.г. или выделение в обществе какой либо группы произвольно, и осуществляется на усмотрение социолога или любого другого эксперта в зависимости от целей, которые… … Юридическая энциклопедия

    См. ГРУППА Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках… … Новейший философский словарь

    социальная группа - Совокупность людей, объединяемых общими признаками или отношениями: по возрасту, образованию, социальному положению и пр … Словарь по географии

    Социальная группа - Относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающаяся в рамках исторически определенного общества. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов… … Словарь социолингвистических терминов

    социальная группа - socialinė grupė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmonių, kuriuos buria bendri interesai, vertybės, elgesio normos, santykiškai pastovi visuma. Skiriamos didelės (pvz., sporto draugijos, klubo nariai) ir mažos (sporto mokyklos… … Sporto terminų žodynas

    социальная группа - ▲ группа людей социальный класс. прослойка. страта. каста обособленная часть общества. курия. контингент. корпус (дипломатический #). круг (# лиц). сферы. мир (театральный #). лагерь (# сторонников). стан. слои (# общества). пласты. ряды.… … Идеографический словарь русского языка

    Социальная группа - группа людей, объединенных по каким либо психологическим или социально демографическим признакам … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Совокупность людей, составляющая единицу социальной структуры общества. В целом С. г. можно разделить на два рода групп. К первому относятся совокупности людей, выделяемых по тому или иному существенному признаку или признакам, напр. социально… … Философская энциклопедия

Социальная группа (общность) представляет собой реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, которая характеризуется целостностью и выступает как самостоятельный субъект социального и исторического действия.

Появление различных социальных групп в первую очередь связано с такими явлениями, как общественное разделение труда и специализация деятельности, а во вторую - с исторически сложившимися условиями быта, и

Итак, ту или иную совокупность людей можно считать социальной группой, если ее участники обладают:

1. Сходством условий жизнедеятельности.

2. Наличием совместно осуществляемой деятельности.

3. Общностью потребностей.

4. Собственной культурой.

5. Самопричислением себя к данной общности.

Социальные группы и их виды и формы отличает необычайное разнообразие. Так, они могут варьироваться и по количественному составу (малочисленные и многочисленные), и по продолжительности своего существования (кратковременные - от нескольких минут, и устойчивые, существующие тысячелетиями), и по степени связи между участниками (устойчивые и случайные, аморфные образования).

Виды социальных групп в зависимости от численности

1. Малые. Они характеризуются небольшим количеством участников (от 2 до 30 человек), которые отлично друг с другом знакомы и заняты каким-то общим делом. Взаимоотношения в такой группе прямые. Сюда относятся такие виды элементарных ячеек общества, как семья, компания друзей, школьный класс, экипаж самолета и т.п.

2. Большие. Они представляют собой многочисленные совокупности людей, которые занимают в общественной структуре одинаковое положение и имеют в связи с этим общие интересы. Виды больших социальных групп: страта, класс, нация и т.п. При этом связи в таких совокупностях все чаще непрямые, поскольку численность их огромна.

Виды социальных групп в зависимости от характера взаимодействия

1. Первичные, в которых взаимодействие участников друг с другом носит межличностный, непосредственный, подразумевающий поддержку группа сверстников, друзей, соседей по подъезду.

2. Вторичные, взаимодействие в которых обусловлено достижением общей цели и носит формальный характер. Примеры: профсоюзы, производственные партии.

Виды социальных групп в зависимости от факта существования

1. Номинальные, представляющие собой искусственно сконструированные совокупности людей, которые специально выделяются для Примеры: пассажиры пригородных электричек, покупатели определенной марки стирального порошка.

2. Реальные группы, критерием существования которых являются реальные признаки (доход, пол, возраст, профессия, национальность, место жительства). Примеры: женщины, мужчины, дети, русские, горожане, учителя, врачи.

Виды социальных групп в зависимости от способа организации

1. Формальные группы, которые создаются и существуют только в рамках признанных официально организаций. Примеры: класс в школе, футбольный клуб «Динамо».

2. Неформальные, обычно возникающие и существующие на основе личных интересов участников, которые либо совпадают, либо расходятся с целями формальных групп. Примеры: кружок любителей поэзии, клуб поклонников бардовской песни.

Помимо такого понятия, как социальная группа, существуют и так называемые "квазигруппы". Они представляют собой неустойчивые неформальные совокупности людей, имеющих, как правило, неопределенные структуру, нормы и ценности. Примеры: аудитория (концертный зал, театральное представление), фан-клубы, толпа (митинг, флешмоб).

Таким образом, можно сказать, что подлинными субъектами отношений в обществе являются не реальные люди, отдельные индивиды, а совокупность различных социальных групп, которые друг с другом взаимодействуют и чьи цели и интересы между собой, так или иначе, пересекаются.

Группы бывают формальными (формализованными) и неформальными.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовы­ми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п. Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепле­ние осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая груп­па распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

Группы бывают также малыми, средними и большими . Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непос­редственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы; связь между членами группы сильна настоль­ко, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Статистические иссле­дования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Выделяют две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Малые группы играют очень важную роль в жизни че­ловека и общества. Малая группа занимает промежу­точное положение между отдельным человеком и больши­ми группами, их которых состоит общество, а следова­тельно, обеспечивают связь между индивидом и обществом.

С точки зрения особенностей взаимодействий между чле­нами группы выделяют несколько их разновидностей.

1. Открытые группы строятся на основе равноправия индивидов. Все имеют одинаковое право участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений. Для членов группы характерна свободная смена ролей.

2. Для групп закрытого пирамидального типа харак­терна иерархическая организованность. Обмен информа­цией предопределяется положением индивида: «сверху», как правило, «спускаются» приказы, а снизу поступают отчеты об их выполнении. Каждый из членов группы четко знает свое место и выполняет строго определенные функции. В таких группах наблюдается высокая степень организованности, для них характерны порядок и дис­циплина.

3. В случайных группах люди имеют собственные цели, обычно не совпадающие с целями других людей, решения принимаются каждым из них самостоятельно. Однако их объединяют неформальные связи, которые помогают со­хранить группу.

3. В группах синхронного типа также наблюдается опре­деленная разобщенность, касающаяся способов действия и других их характеристик. Однако все члены группы имеют одну цель, которую они совместно преследуют.

Средние группы - это относительно устойчивые груп­пы людей, также имеющих общие цели и интересы, свя­занных одной деятельностью, но в то же время не находя­щихся между собой в тесном контакте. Примером сред­них групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта. Сред­ние группы часто называются социальными организаци­ями, и в этом случае акцент делается на наличии иерар­хии внутри группы.

В средних и особенно в малых группах могут быть вы­делены фигуры лидера и аутсайдера. Лидер - это лицо, обладающее максимальным авторитетом; с его мнением счи­таются все члены группы. Аутсайдер, соответственно, - это лицо с наименьшим авторитетом; его исключают час­тично или полностью из процедуры принятия решений. Большие группы - это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый при­знак (например, принадлежность к вероисповеданию, про­фессиональная принадлежность, национальность, сексу­альная ориентация и т.д.). Впрочем, не следует прини­мать прихожан одного храма за членов большой группы: в этом случае правильнее было бы говорить о средней группе. Члены большой группы могут никогда не всту­пать в контакт друг с другом (точнее, конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, контакты с некоторыми членами группы могут быть и интенсивными, и широкими по охвату).

Выделяют также первичные и вторичные группы.

Первичные группы - это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индиви­да. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы - это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений меж­ду индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тес­ных контактов между членами вторичной группы также нет, хотя такая группа - при условии усвоения группо­вых ценностей индивидом - может оказывать на него силь­ное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

Группы могут быть реальными и социальными.

Реальные группы выделяются по какому-либо призна­ку, реально существующему в действительности и осозна­ваемому самим носителем данного признака. Так, реаль­ным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол, сексуальная ориентация и т.д.

Социальные группы (социальные категории) - это груп­пы, которые выделяются, как правило, для целей социо­логических исследований на основании случайных при­знаков, не имеющих особой социальной значимости. На­пример, социальной группой будет вся совокупность ма­терей-одиночек; вся совокупность людей, умеющих пользо­ваться компьютером; вся совокупность пассажиров обще­ственного транспорта и т.п. Как правило, принадлежность к такой группе не осознается ее членом и крайне редко может стать основой для консолидации, то есть возникно­вения тесных внутригрупповых связей. Впрочем, призна­ки положенные в основу выделения социальной категории, могут быть тесно связанными с признаками членов реаль­ных групп (например, люди с очень высоким уровнем до­хода не пользуются общественным транспортом).

Наконец, группы бывают интерактивными.

Интерактивными группами называются также группы, члены которых принимают участие в коллективном принятии решений; примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует относительно независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него силь­ное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, что­бы быть более похожим на представителя данной группы. Такое явление называется предвосхищающей социализа­цией . В обычном случае социализация протекает в про­цессе непосредственного взаимодействия в рамках первич­ной группы. В данном же случае индивид перенимает ха­рактерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Учебники: 1-й – разд. 2-й, пар. 1

Лекция:


Социальные группы


Социальные группы являются одним из элементов социальной структуры общества. Социальными группами называются объединения людей, связанные между собой общими признаками (пол, возраст, национальность, профессия, доход, власть, образование и многие другие), интересами, целями, деятельностью. Социальных групп на Земле больше, чем индивидов, потому что один и тот же индивид включён в несколько групп. Питирим Сорокин отмечал, что история не даёт нам человека вне группы. Действительно, с самого рождения человек находится в группе – семье, члены которой связаны кровно-родственными отношениями и общностью быта. Круг групп расширяется по мере взросления, появляются дворовые друзья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив, партия и прочие. Социальной группе характерны такие признаки, как внутренняя организация, общая цель, совместная деятельность, правила и нормы, интеракция (активное общение).

В социологии наряду с термином социальная группа применяется термин социальная общность. Оба термина характеризуют объединение людей, но понятие общность шире. Общность – это объединение различных совокупностей людей по какому - либо признаку или жизненным обстоятельствам. Основное отличие общности от группы заключается в том, что между членами общности отсутствует устойчивая и повторяющаяся связь, которая есть в группе. Примеры социальной общности: мужчины, дети, студенты, россияне и т. д.

Переходное положение между социальной общностью и социальной группой занимает квазигруппа – это неустойчивая кратковременная общность людей, носящая случайный характер. Примерами квазигрупп являются концертная аудитория, толпа.


Виды социальных групп

Социальные группы

Виды

Признаки

Примеры

1.
Первичные
Непосредственные личные контакты, эмоциональная вовлечённость, солидарность, чувство "мы", ценятся индивидуальные качества
Семья, школьный класс, друзья
Вторичные
Опосредованные предметные контакты, отсутствие эмоциональных отношений, ценятся способности выполнять определённые функции
Профессиональные, территориальные, демографические группы, партийные электораты

Большие

Большая численность

Нации, возрастные группы, профессиональные группы

Малые

Небольшая численность

Семья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив


Формальные

Возникают по инициативе администрации, поведение членов группы определяется должностными инструкциями

Партия, трудовой коллектив

Неформальные

Создаются спонтанно, поведение членов группы не регламентировано
4. Референтная Реальная или воображаемая значимая группа, с которой человек отождествляет себя и на которую ориентируется Политическая партия, конфессия
Нереферентная Реальная группа, имеющая малую ценность для человека, который обучается или трудится в ней Школьный класс, спортивная секция, трудовой коллектив

Профессиональные

Совместная профессиональная деятельность

Врачи, юристы, программисты, агрономы, ветеринары

Этнические

Общая история, культура, язык, территория

Русские, французы, немцы

Демографические

Пол, возраст

Мужчины, женщины, дети, старики

Конфессиональные

Общая религия

Мусульмане, христиане, буддисты

Территориальные

Общая территория проживания, единство условий жизнедеятельности

Горожане, селяне, провинциалы

Функции социальных групп


Американский социолог Нил Смелзер выделил четыре общественно значимые функции социальных группы:

1. Функция социализации человека является самой главной. Только в группе человек становится человеком и обретает социокультурную сущность. В процессе социализации человек осваивает знания, ценности, нормы. Социализация тесно связана с образованием и воспитанием. Образование человек получает в школе, колледже или ВУЗе, а воспитание преимущественно в семье.

2. Инструментальная функция заключается в осуществлении совместной деятельности. Коллективный труд в группе имеет важное значение для развития человека и общества, потому что многого человек не способен сделать в одиночку. Участвуя в группе, человек приобретает материальные средства и самореализуется.

3. Экспрессивная функция группы заключается в удовлетворении потребностей человека в уважении, любви, заботе, одобрении, доверии. Общение с членами группы доставляет человеку радость.

4. Поддерживающая функция проявляется в желании людей объединяться в сложных и проблемных жизненных ситуациях. Ощущение групповой поддержки помогает человеку ослабить неприятные чувства.

Человек участвует в общественной жизни не как изолированный индивид, а как член социальных общностей - семьи, дружеской компании, трудового коллектива, нации, класса и т.д. Его деятельность во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Соответственно в социологии общество выступает не только как абстракция, но и как совокупность конкретных социальных групп, находящихся в определенной зависимости друг от друга.

Строение всей общественной системы, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и социальных общностей, а также социальных институтов и отношений между ними есть социальная структура общества.

В социологии проблема разделения общества на группы (включая нации, классы), их взаимодействия является одной из кардинальных и характерна для всех уровней теории.

Понятие социальной группы

Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком - общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, - к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Понятие, формирование и типы социальных групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и . Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

В существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа - это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

  • устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;
  • относительно высокой степенью единства и сплоченности;
  • четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;
  • возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия - первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия - формальные и неформальные.

Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность - общество» выполняет две важные функции: нормативную , являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей - малые и большие.

Это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

  • малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);
  • пространственная близость членов группы;
  • устойчивость и длительность существования:
  • высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
  • интенсивность межличностных отношений;
  • развитое чувство принадлежности к группе;
  • неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) - это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

  • сочетание интересов индивида и общества;
  • общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:
  • предметную - решение той задачи, ради которой он создается;
  • социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков - реальные и номинальные.

Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

  • пол - мужчины и женщины;
  • возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;
  • доход - богатые, бедные, зажиточные;
  • национальность - русские, французы, американцы;
  • семейное положение - женатые, холостые, разведенные;
  • профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;
  • место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, - выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».

Квазигруппа - это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория - это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

  • внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;
  • анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;
  • спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;
  • бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

  • случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);
  • конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);
  • экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);
  • действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги - это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.

Семья является одним из типов организованной социальной группы. Это достаточно сложная общность людей, имеющая широкий спектр социальных функций, главная из которых – непосредственное производство и воспроизводство самой человеческой жизни. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен в своих взглядах на семью.

В проектах "Идеального государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отмечал, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты "идеального государства", развивал идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют "селения", а соединение "селений" – государство.

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени видели в основе общественных отношений семью, обращали основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы И. Кант и Г. Гегель. Основу семьи И. Кант видел в правовом порядке, а Г. Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия "брак" и "семья", различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь.

Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Брак социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816-1887), автор работы "Материнское право". Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818-1881) "Древнее общество". Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что "семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество". Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин также отмстил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Таким образом, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

В основе причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, лежат потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно, оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Важнейшими функциями семьи являются:

  • – репродуктивная – рождение детей;
  • – экзистенциальная – функция социальной и эмоциональной защиты своих членов;
  • – хозяйственно-потребительская – соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства;
  • – воспитательная – семейная социализация, воспитание детей;
  • – социально-статусная – связь с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи;
  • – восстановительная – поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха;
  • – коммуникативная функция – общение, обмен информацией.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи:

  • – вступление в первый брак – образование семьи;
  • – начало деторождения – рождение первого ребенка;
  • – окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
  • – "пустое гнездо" – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  • – прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная – брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамная – женщина имеет нескольких супругов или брак одного мужчины с двумя или более женами. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой (пуклеарный) или сложный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы. Можно выделить разные исторические типы семьи.

Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

  • – традиционная семья. Ее признаки: совместная жизнь, по крайней мере, трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина;
  • – нетрадиционная (эксплуататорская) семья. Ее признаки: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер);
  • – эгалитарная семья (семья равных). Она отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.).

Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

  • – патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);
  • – детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);
  • – супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

Семья – это сложнейшая сфера существования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития разнообразных чувств, установок, психологической совместимости. Психологический климат – это совокупность психологических состояний, настроений, отношений людей в группе и коллективе. Благополучие семьи определяется и такими качествами ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе критически.

Выводы

  • 1. Стихийное массовое поведение – различные формы поведения толпы, циркуляция слухов, коллективные мании, общественные движения и прочие "массовидные явления". Среди стихийных групп в социально-психологической литературе выделяют толпу, массу, публику.
  • 2. Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
  • 3. Масса – добровольное объединение людей, которых волнует одна и та же проблема. Она обычно представляет собой более стабильное образование, чем толпа с довольно нечеткими границами.
  • 4. Публика – лица, находящиеся в качестве зрителей – одна из форм группы, не организованной формально.
  • 5. Группа – совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в нее лиц, а как целостное объединение, она отражает социальную природу общества, частью которого является.
  • 6. Высшей стадией развития группы является коллектив. Это группа людей, объединенная общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности.
  • 7. Коллективность – субъектный результат совместной деятельности в группе, который характеризует отношение ее членов к различным сторонам деятельности (трудовой, учебной, игровой и пр.).
  • 8. Семья – малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. К главной функции семьи относится непосредственное производство и воспроизводство самой человеческой жизни.

Дети как социальная группа

Роль ребенка – это главная роль, с которой человек начинает свою жизнь. Ребенок находится в тесных взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами, родственниками, соседями и друзьями.

Положение детей в обществе, как социальной группы, не всегда можно назвать благополучным, что связано с существованием следующих проблем:

  • отсутствие социально-психологического и социально-экономического благополучия в семье;
  • насилие над детьми;
  • формирование девиантного поведения у детей;
  • негативное отношение к детям;
  • детская бездомность;
  • маргинализация детей.

Для решения этих проблем необходимо выявить факторы, определяющие статус ребенка в семье и обществе, сформированный в процессе семейной социализации и обозначить место ребенка в социальной стратификации общества.

Замечание 1

Дети – это социальная группа, объединяющая индивидов, имеющих общие способности, склонности, взгляды, интересы друг с другом в отношении устойчивых моделей социального взаимодействия. Выполняемые детьми роли объединяют их в социальных отношениях. Вследствие того, что эти отношения достаточно долго, им приписываются качества группы.

Дети являются носителями особой субкультуры или контркультуры – набора уникальных и специфических норм и ценностей.

Дети – стабильная общность, главная проблема которой проявляется в:

  • неравенстве условий стартового потенциала;
  • дифференциации по социальным и возрастным критериям;
  • социальном неравенстве;
  • различных шансах на получение культурных и социальных благ.

Модификации социального статуса детей

Степень прав и свобод ребенка, его социальный статус в семье и обществе обусловливается конкретным этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, культурными, религиозными, этническими и иными традициями. Выделяют несколько разновидностей социальных статусов детей в обществе:

  • подчиненные, зависимые члены общества;
  • не признаются членами общества;
  • будущие члены общества, поэтому обладают «отсроченным» статусом;
  • воспитанники и ученики;
  • развивающиеся личности;
  • равноправные члены социума.

Замечание 2

Ребенок – самодостаточная личность, поэтому его необходимо рассматривать как активного, сознательного субъекта жизнедеятельности. Дети оказывают влияние на экономику и общество; их учеба – это часть общественного разделения труда. Дети накапливают человеческий капитал.

В зависимости от статуса детей и выполняемых им ролей различают четыре группы детей:

  1. Группа населения, которая находится в переходном периоде, основная задача которого – интеграция и социализация детей в обществе. Дети не являются равноправной частью общества, их поступки подвержены эмоциям, импульсивны.
  2. Самая значительная часть населения, их нужды – это высшие нужды в обществе. Так как детьми определяют будущее общества, то им должен принадлежать приоритет.
  3. Дети рассматриваются исключительно с позиций возрастной категории.
  4. Часть общества, имеющая равные права с другими представителями населения, участвующая в организуемой обществом деятельности.

Социальная роль ребенка в семье

Внутрисемейный статус ребенка более высокий, чем социальный.

Дети удовлетворяют потребности родителей различных уровней. У ребенка преобладает желание удовлетворить свои первичные потребности. Родители стремятся ребенку в этом помочь. Как правило, это отношения гармонии и взаимного влечения.

Социальные статусы реализуются через совокупность представлений о родительстве и детях, через функции и роли, выполняемые детьми в процессе социального взаимодействия, через реальные отношения в семьях. В современных семьях у ребенка могут быть различные статусы:

  • зависимого и подчиняемого;
  • принятого и отверженного;
  • автономно-независимого и деспотичного.

Замечание 3

Чем более ребенок от семьи автономен, тем больше в процессе семейной социализации проявляются признаки девиации, тем больше отличий в ценностях младшего и старшего поколений, тем хуже ребенок усваивает необходимые знания, нормы, образцы поведения.

Дети – та часть населения, которая особо нуждается во внимании родителей, широкой общественности, науки.

Семейные проблемы.

Приоритеты и функции воспитательной деятельности педагога.

Факторы гуманизации пространства школы.

Интеграция детей разных социальных групп как ведущий принцип воспитательной деятельности. Общеизвестно, что воспитательная деятельность педагога строится с учетом процессов, протекающих в социуме, с учетом положения детей в обществе. Социальный статус ребенка предполагает узаконенную и гарантируемую на государственном уровне поддержку детей взрослыми с целью достижения максимально полного раскрытия потенциала развивающейся личности на каждом возрастном этапе. Жизнь российских детей протекает в условиях жесткой социальной дифференциации, дегуманизирующей пространство их детства. Фактором изменения этой ситуации может стать воспитательная деятельность педагога, направленная на интеграцию разных социальных групп детей в единое сообщество.

Специалисты выделяют в современном детском сообществе несколько групп детей, которые являются жертвами социума. Речь идет о детях группы «социального риска», лишенных по различным причинам возможностей, необходимых для нормального развития, попавших под воздействие криминогенных факторов, оказавшихся в условиях, препятствующих их социально-психологической адаптации. Эти дети не всегда лишены дома, семьи, достатка, но они всегда лишены главного - родительского надзора, опеки и заботы. Группа риска - это безнадзорные дети, попавшие в неблагоприятные условия социализации и нуждающиеся в социально-психологической реабилитации; дети, постоянно нарушающие по тем или иным причинам социальные нормы. К этой группе относят детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-бомжей, бродяг. Не имея определенного места жительства или не желая жить в тех условиях, которые им предлагает семья, они, как правило, имеют склонность к девиантному поведению.

Приметой нашего времени стало ускорение темпов роста социального сиротства - сироты при живых родителях. К «группе риска» относят также детей- инвалидов; детей из малообеспеченных семей; из детских домов, интернатов; детей, доставляемых в приемники-распределители за побеги из этих учреждений; детей безработных родителей; родителей- алкоголиков; детей-рабов, алкоголиков, проституток, детей из криминальных структур. Жизнь в пространстве такого детства - раннее взросление, неблагоприятные условия жизни, эмоциональная депривация, жестокое обращение - приводит детей к мысли о бесперспективности жизни. Основными причинами суицидального поведения подростков являются конфликты, переживаемые детьми в семье, школе, во взаимоотношениях со сверстниками, общении с друзьями и с противоположным полом.

Особые проблемы: непонимание родителями, развод, смерть одного из родителей; личностные проблемы: одиночество, бездарность, наличие врагов, провал на экзамене, болезнь, инвалидность; любовные проблемы: несчастная любовь, измена любимого, изнасилование, ранняя беременность, импотенция или бесплодие; экономические проблемы: безденежье, отсутствие жилья, безработица.

«Детей с проблемами» отличает неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивое внимание. Эти дети плохо читают, не умеют считать, не в состоянии сосредоточиться на чем либо. Они не воспринимают требований школы и, как следствие - не получают необходимого образования Их состояние характеризуется как состояние фрустрации - психическое состояние, сопровождаемое разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, которое возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности накладывается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. А частые фрустрации ведут к формированию у детей агрессивности и повышенной возбудимости. Низкий уровень жизни - это тоже причина, способствующая возникновению фрустрации.

В современной педагогике разработаны подходы к работе с детьми с «особыми нуждами». Выделены 3 группы таких детей:

Дети, которые в силу не зависящих от них обстоятельств оказались в трудных условиях существования: дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей; дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами; дети из семей вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные финансовые затруднения, семей безработных. У таких детей нарушена психическая адаптация, есть затруднения личностного развития, школьная неуспеваемость и проблемы девиантного поведения;

Дети с различными отклонениями от уровня «среднего» развития и жизнедеятельности здорового ребенка - с эмоциональными расстройствами, нарушениями в развитии речи, соматического здоровья в сторону повышения какой-либо функции или способности (до одаренности);

Дети со стойким физическим недостатком: умственная отсталость, слепота, глухота и т. д.

Психическое и личностное развитие детей разных групп «риска» имеют сходство:

Длительный опыт эмоциональной травматизации, все они пережили или переживают посттравматический стресс;

Разнообразные по степени выраженности и тяжести эмоциональные нарушения с переживаниями скрытой или явной тревоги, стойкие изменения поведения и различные соматические, телесные нарушения, отклонения в физическом развитии;

Тяжесть дезадаптации усиливают сопутствующие психосоциальные отклонения.

Гуманизация жизни современного школьника требует от педагогов осознания процессов социальной дифференциации. Дифференцированный подход в воспитании означает целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в детском сообществе, и оказание педагогической помощи учащимся в их самоусовершенствовании.

Педагог стремится оказать помощь каждой группе, работая с учетом ее специфики. Отказываясь от нерезультативных форм фронтальной работы с большим коллективом, переходит к методам, близким к индивидуальной работе. Педагог разрабатывает для каждой дифференцированной группы особую методику - анализ, классификацию различных качеств личности, выделение качеств, наиболее типичных для данной группы. Методы и формы работы: игры, соревнования, организация временных творческих объединений детей, создание педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства той или иной группы или отдельного ребенка.

Дифференцированное воспитание находится в прямой зависимости от творческой атмосферы, доброжелательности, демократического стиля отношений внутри коллектива, ориентации детей и педагога на гуманистические ценности.

Приоритеты воспитательной деятельности педагога. «Человек, - писал К. Роджерс, - есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом». Педагога, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», К. Роджерс назвал «фасилитатор» (facilitation - помощь, англ.). Фасилитаторская деятельность педагога является приоритетной воспитательной деятельностью, направленной на гуманизацию пространства детства. Такой педагог открыт для диалога, он относится к ученикам с доверием, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.

Освоение фасилитаторской деятельности как приоритетной - непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими задачами, которые также называют приоритетными: ценность конкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условий успешной адаптации в современном мире.

Функции воспитательной деятельности педагога. Функции педагога как субъекта воспитательной деятельности кардинально отличаются от традиционных функций.

Если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавании и обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей в школе и в системе дополнительного образования, то воспитательная деятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику;

Если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогических задач (проведение праздника, организация похода, классного часа) и ее эффективность определяется качеством проведенного мероприятия, то воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте;

Если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеет инвариантные характеристики. Воспитательная деятельность осуществляется на «территории», где педагог и дети «живут» вместе. Эта «территория является «пространством детства», где ребенок реализует свои ведущие потребности; «педагогическим пространством», где педагог осуществляет воспитывающую функцию и, наконец, пространством взаимодействия педагогов и детей - «воспитательным пространством». В этом пространстве отношения между педагогами и детьми носят амбивалентный характер: педагог воздействует на детей (субъектно-объектные отношения) и взаимодействует с ними (субъект - субъектные отношения).

В условиях гуманизации организаторская функция учителя приобретает иной характер: если традиционно он был организатором «воспитательного мероприятия» с учащимися, то сегодня эта сфера деятельности имеет иной характер - организация «внутренней стороны жизни класса, школы, пробуждение коллективной рефлексии».

Помощь, защита, недирективное управление, культурное влияние, фасилитация - вот основные функции воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства.

Содержание воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства. Изучение ребенка является ведущим условием гуманизации пространства детства. Педагог наблюдает, опрашивает, анкетирует, тестирует ребенка возрастно, социально, культурно, средово, чтобы лучше понять его, фиксирует динамику развития, анализирует предметы детского творчества - сочинения, рисунки.

Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств. Главный метод на этом пути - создание атмосферы взаимоуважения, принятия себя таким, какой ты есть, оценивать себя реально. Избавившись от комплекса неполноценности, ребенок начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, он все более становится похожим на то, каким он хочет быть. Итогом этого процесса становится то, что ребенок лучше управляет своими эмоциями, поведением. Стремится к творчеству, легче идет процесс его социализации, развивается активность и спокойствие в поведении. Вовлечение в деятельность и организация активной жизнедеятельности - вот средства гуманистического воспитания. Утверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществе также немаловажно.

В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности как фактора гуманизации пространства детства рассматриваются: эмпатия, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность и способность к рефлексии.

Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятия любого его переживания независимо от способа выражения. Педагогическая, эмпатия - это не осуждение, сравнивание, наказание, а терпение, поддержка, поиск общих смыслов, необходимость дать ребенку выразить свои эмоции и мысли наиболее доступным для него способом. Метод эмпатии в психологии считается самым тонким и сложным способом познания. Важнейшая инвариантная характеристика воспитательной деятельности педагога - принятие, т.е. принятие того факта, что независимо от вероисповедания, расы и др. право каждого жить на земле - абсолют (не любовь, не уважение).

Конгруэнтность - это полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном; открытость, способность обсуждать с учениками и коллегами любые проблемы, прозрачность и безопасность действий педагога по отношению к любому члену школьного коллектива, отказ от дистанции, снятие неопределенности отношений, установление более глубоких контактов.

Суггестивность - способность педагога воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, умение создать благоприятную для самочувствия и настроения эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, естественность поведения.

Способность к рефлексии - помощь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе жизнедеятельности, помощь в самостоятельной адекватной оценке событий (ситуация - стоп-кадр и ее анализ). Креативность педагога проявляется в стремлении воспитать творческие качества.

Самым важным критерием эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки.

В качестве показателей успешности воспитательной деятельности, направленной на очеловечивание жизни ребенка, следует рассматривать его физическое здоровье, психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание учеником школьных лет как успешных и радостных событий в жизни и начала биографии. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе.

Проект рекомендаций педсовета. На заседании МО классных руководителей выработать стратегию и тактику воспитательной деятельности в условиях интеграции детей разных социальных групп. Педагогу-психологу: составить план работы с учетом цели создания условий для самореализации учащихся в условиях гуманизации пространства детства через интеграцию, дифференциацию и индивидуализацию. Социальному педагогу: определить содержание деятельности с учетом профилактической, защитно-охранной и организационной функций.

Вопросы для обсуждения

1. Возможна ли интеграция детей разных социальных групп в условиях вашей школы?

2. Что включает в себя содержание воспитательной деятельности?

3. Какие направления деятельности педагогического коллектива должны быть приоритетными в условиях вашей школы?

4. Что способствует созданию условий для саморегуляции ученика, как цели и результата воспитательной деятельности педагога?

Лекцию провела О. Ю. МАКУШЕВА - заместитель директора по УВР открытой (сменной) школы № 8 г. Владимир