Полное руководство по уверенности в себе. Как найти себя и научиться управлять своей самооценкой

§ 4. Потребности человека. Учимся размышлять

Что такое деятельность? Каковы отличительные черты деятельности человека?
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Живёт на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живёт и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
Какие бывают потребности
Мобильный телефон, компьютер и телевизор, самолёт и автомобиль... Всё когда-то было в диковинку. До появления этих предметов человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, завоёвывали себе жизненное пространство, человек всё больше и больше нуждался в них, они становились ему всё более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!
Меняется мир, меняются человеческие потребности. Человек понимает, что есть что-то, без чего ему будет трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное.
Например, ты услышал о новом фильме. Тебе очень захотелось его посмотреть. Что ты станешь делать? Попросишь родителей купить диск с фильмом? Возьмёшь его у друзей? Воспользуешься Интернетом? Пойдёшь в кинотеатр? В любом случае ты не будешь сидеть сложа руки. Иными словами, именно потребности заставляют человека действовать.
Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности. Такие потребности ещё относят к физиологическим или материальным.
Но для того чтобы стать личностью, занять своё место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях: потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдёт своё место в жизни.
Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.
Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живёт. Это касается даже биологических потребностей. Голод независимо от того, в каком обществе человек живёт, должен быть утолён, т. е. нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласись, существует разница.
Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, заставляя человека создавать новые возможности для её удовлетворения.
Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, за- ставляя человека планировать свои действия и предпринимать определённые усилия.
Жил на свете человек
Одиннадцатилетним мальчиком Жан Франсуа Шампольон (1790—1832) впервые увидел древнеегипетские надписи и понял, что их расшифровка станет делом всей его жизни. Он изучал древнюю историю и древние языки.
После многолетней работы над надписью на Розеттском камне Шампольон нашёл ключ к прочтению иероглифического письма древних египтян. Уже в семнадцать лет он сделал свой первый доклад о Древнем Египте на заседании научного общества. Но главное событие в его жизни произошло спустя 15 лет: он открыл метод прочтения древнеегипетской письменности.
Что заставляло Шампольона действовать? Можно ли сказать, что дешифровка древнеегипетского письма стала для него жизненно важной потребностью? Важной настолько, что он не смог бы спокойно жить и чувствовать себя счастливым? Представь, что ему не удалось бы достичь намеченного. Как это повлияло бы на его жизнь?
Потребности человека индивидуальны. Ещё древнегреческий философ Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть». Вряд ли о таких людях можно сказать, что у них богатый духовный мир.
Общество порождает определённые потребности человека, которые, в свою очередь, оказывают влияние на развитие самого общества.
Так, дети с ограниченными возможностями и особыми потребностями требуют специальной заботы со стороны окружающих. Для этого создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение.
Духовный мир — это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Он формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей, т. е. в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.
Мир мыслей
Как? Почему? Могло ли быть иначе? В чём причина? Какие возможны последствия? Как часто человек задаёт эти вопросы! Тебе, наверное, тоже приходилось над ними задумываться. Вспомни, когда это происходило. Может быть, когда не мог выполнить домашнее задание? Или не понял на уроке объяснение нового материала? Или думал о подарке для друга? В любом случае ты сталкивался с какой-то проблемой, требовавшей решения.
Но найти его было непросто. Подобные ситуации заставляют человека думать, порождают те или иные мысли. В русском языке этим словом обозначают как сам процесс рассуждения, размышления, так и его результат. Мысли — это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить — отличительная черта человека. Содержание человеческого мышления в основном составляют понятия, суждения, умозаключения. Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, называется понятием.
Вспомни, например, из курса биологии, какие общие признаки присущи живым организмам.
Используя различные понятия, человек высказывает свои мысли. Высказывание, содержащее определённую мысль, называется суждением. Среди суждений есть и такие, которые стали пословицами, народной мудростью: «Корень ученья горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое суждение — умозаключение. Например, «Азбука — к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным».
Размышление над проблемой, поиск решения — занятие нелёгкое. Чем сильнее человек хочет достичь намеченной дели, тем напряжённее этот процесс. Когда человек думает, он полностью поглощён мыслью, сосредоточен.
Мир чувств
Различные события в жизни человека, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, своё отношение к чему-либо.
Любовь и радость, уважение и восхищение, горе, гнев, страх... Чувства людей разнообразны и индивидуальны. Они всегда направлены на какой-то предмет. Не существует просто уважения или просто любви. Чувства проявляются по отношению к кому-то (родителям, друзьям, учителям) или чему-то (Родине, любимому занятию).
Одно и то же событие вызывает у разных людей разные чувства. Всё зависит от того, насколько происходящее важно именно для этого человека. Например, закрытие библиотеки останется не замеченным для того, кто не увлечён чтением, но станет неприятным событием для того, кто привык каждую неделю брать там новую книжку.
От чувств отличают эмоции. Эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент. Настроение может быть весёлым или грустным, подавленным или приподнятым. Оно всегда вызвано какими-то причинами: полученной отметкой, размолвкой с другом, прочитанной книгой, увиденным фильмом. Хорошее или плохое настроение влияет на поведение человека, на его отношение к происходящим событиям. Одно и то же событие человек может воспринимать по-разному в зависимости от настроения. Например, даже такой пустяк, как разбитая тобой чашка, вызовет у мамы разные эмоции в зависимости от того, как прошёл её рабочий день.
Среди чувств особую группу составляют высшие чувства. К ним относятся нравственные (чувство долга, справедливости, возмущения бесчестным поступком, любовь к труду), эстетические (чувство наслаждения, радости от общения с прекрасным — природой, произведениями искусства) и интеллектуальные чувства (переживания, связанные с познанием окружающего мира).
Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чувство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный поступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.
Рассмотри репродукцию картины, представь, что её герои заговорили. Что мог бы сказать каждый из них? Почему ты так решил?
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Одна из самых печальных страниц истории Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. — блокада Ленинграда. Все 900 дней учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком
Н. И. Вавиловым. Бомбёжки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучительным был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку, возьми, брось в котелок, свари и ешь... Но измученные голодом, умирающие люди не съели ни единого зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.
Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире? Какие мысли и чувства вызвал у тебя этот рассказ?
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Что такое потребности?
2. Какие потребности есть у человека?
3. Как проявляется индивидуальный характер потребностей?
4. Что составляет духовный мир человека?
5. Что такое мышление?
6. Чем чувства человека отличаются от его эмоций?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Первым музеем нашей страны была знаменитая Кунсткамера в Санкт-Петербурге. В первое время работы музея всем посетителям по приказу Петра I раздавали бесплатное угощение. Как ты думаешь, почему император издал такой приказ?
2. М. Ю. Лермонтов написал в своём стихотворении: «И скучно и грустно, и некому руку подать...»
О какой неудовлетворённой потребности человека идёт речь?
3. Царь Лидии Крёз считался самым богатым человеком в мире. Однажды у него гостил афинский мудрец Солон. Крёз спросил, кого тот считает самым счастливым человеком на свете. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого ответа он услышал следующее: «Самым счастливым на этой земле был афинянин Телл. Он был не слишком богат, но и не
слишком беден, спокойно занимался своим делом и не опасался нужды и голода, у него были хорошие, разумные дети, и погиб он в бою, защищая своё государство». Затем Солон добавил, что именно о такой судьбе мечтает каждый грек. Почему Крёз был разочарован таким ответом? Подумай, что больше всего ценили в жизни греки. Как это характеризует их потребности?
4. При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа «Аптека души».
Как ты думаешь, что скрывалось за этой дверью? Объясни надпись на табличке. Что ты поместил бы в такой «аптеке»?
5. О ком из известных людей нашего времени ты мог бы сказать, что у него богатый внутренний духовный мир? Почему?
6*. Найди в Интернете информацию о значении словосочетания «инклюзивное образование». Подумай, как ты вместе со своими друзьями можешь помочь детям с ограниченными возможностями.
УЧИМСЯ РАЗМЫШЛЯТЬ
1. Привыкай задавать себе вопросы: почему? Как? В чём причины? Каковы последствия? Почему были получены такие результаты?
2. Анализируя проблему, делай выводы.
3. Не принижай своих способностей.
4. Учись концентрировать внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего.
5. Не стыдись задавать вопросы.
6. Будь в себе уверен

Начнем с формулировки. Объяснение, данное психологами, довольно сложное и путаное, и заключается примерно в следующем: уверенный в себе человек предъявляет требования, взаимодействует с окружающими в достижении своих целей и добивается их. Также он позволяет себе иметь эти запросы, разрешает себе выражать чувства, обладает достаточными навыками для достижения целей.

Довольно мудрено, но, в общем понятно.

Тем, кто постоянно бьется над вопросом: «Как быть в себе ?», пригодятся и характеристики основных качеств уверенного в себе человека. Давайте их рассмотрим.

1. Уверенного в себе человека отличает открытая эмоциональная речь. Он не стесняется выражать чувства, не говорит намеками, не старается свои высказывания.

2. Уверенный человек проявляет эмоции в соответствии с чувствами. Не старается радость или потрясение, не шепчет и не мямлит.

3. Уверенная в себе личность не боится противостояния и смело идет в атаку. Это не значит, что вы должны набрасываться на собеседника. Все гораздо проще: имейте смелость высказывать свое мнение, не задумываясь, как его воспримут окружающие.

4. Уверенный в себе человек говорит конкретно и определенно, не боится говорить «Я» и брать на себя ответственность.

5. Уверенному в себе человеку не присущи такие действия, как занижение собственных возможностей, недооценка себя и своих знаний, неуверенность в своих силах, а также деловых и личностных качествах. Также уверенный человек с достоинством переносит критику и с удовольствием выслушает похвалу.

6. Уверенный человек способен импровизировать. Не боится проявить возникшие вдруг эмоции, выказать приязнь или антипатию.

Чаще всего вопросом: «Как быть уверенной в себе? » заняты люди, обладающие некоторым количеством комплексов. Для таких случаев и существуют специальные тренинги и советы психологов. О комплексах можно говорить бесконечно, но мы рассмотрим основные ситуации, когда может возникнуть данный вопрос. А также узнаем о некоторых приемах, помогающих решить вопрос, как быть уверенной в себе .

Как быть уверенной в себе на работе?

Как показывают исследования, неуверенность в своих профессиональных качествах в процессе работы может возникать во время постановки цели, на этапе составления плана действий, в ходе работы, а также в правильности и оценке итога работы.

Тут все просто. Цель постарайтесь сформулировать как можно яснее и не беритесь сделать невозможное. Всегда составляйте продуманный план действий. Умейте учитывать прошлых действий и по ходу изменять текущие планы и действия в соответствии с этим. Не бойтесь брать на себя ответственность, проявлять инициативу, и тогда вопрос как быть уверенной в себе отпадет сам собой.

Не позволяйте себе неправильных мыслей, наподобие: «У меня не получится». Наоборот, твердите себе почаще: « Я успешна во всем, за что берусь», « У меня все получается».

Как быть уверенной в себе в отношениях с людьми?

Допустим, на работе у вас все в порядке, но вот подать себя в незнакомой компании вы совершенно не умеете. Вы стараетесь, вести себя тихо и незаметно, прячетесь в углу, потому что неуверенны, что кому-то может быть с вами интересно. Вы стареетесь поменьше говорить, потому что не уверены, что вас вообще будут слушать.

В таких случаях хорошо было бы воспользоваться советами психологов и ежедневно заниматься вырабатыванием уверенности.

Начните с самого простого – приветствия . Тренируйтесь дома в спокойной обстановке уверенно и внятно произносить приветствия.

Учитесь разговаривать громким голосом
Тренируйте неторопливую размеренную речь с паузами, которые обязательно привлекут внимание. Делайте это мысленно – просто лежа с закрытыми глазами. Затем тренируйтесь перед зеркалом, говоря вслух.

Если вы совершенно не представляете как быть уверенной в себе и проявлять это внешне, понаблюдайте за теми, кто этим качеством обладает. Выберите того, кто вам приятен и симпатичен или оцените действия любимого киношного героя. Посмотрите, как он ходит, говорит, жестикулирует.

Учитесь смотреть собеседнику в глаза . Это тоже можно делать перед зеркалом или найти дружественного партнера, посвященного в ваши проблемы и отрабатывать прием на нем.

Все, чему вы научились, сначала лучше отрабатывать среди знакомых приятных людей и привычной обстановке, а уже потом выходить с этим к незнакомым людям.

Если вам хоть раз удалось заметить, что вы вели себя уверенно, постарайтесь как можно лучше запомнить этот момент. Сохраните его в памяти до мелочей и мысленно повторяйте его. Что вы говорили? Что при этом чувствовали? Как держались? Какие жесты и мимику использовали?

Когда надоест, попробуйте примерить те же ощущения и внешние проявления уверенности на другую ситуацию.

Регулярно тренируйтесь, представляя себя полностью уверенным в себе человеком , проигрывая разные ситуации, в том числе и неприятные. Ведь чаше всего мы размышляем, как быть уверенной в себе именно после неудач в трудных или смешных ситуациях.

Представляйте, как вы отвечаете на вопросы собеседника, задаете свои (подумайте, что вы могли бы спросить, чтобы не упасть в обморок от страха), расскажите интересную историю – представляйте мысленно, как вы это делаете, как ведут себя люди. При этом следите за голосом, интонациями, положением тела, жестами.

Такие занятия лучше проводить каждый день по нескольку раз. На одно занятие хватит получаса – иначе слишком устанете. Помните, что это не игра, а довольно тяжелый труд и первые результаты могут появиться только через несколько недель.

Как быть уверенной в себе в тяжелых жизненных ситуациях?

Не секрет, что в результате болезни или какого-то тяжелого жизненного обстоятельства человек, до того момента вполне благополучный, может потерять уверенность в себе, в своем будущем. В таких случаях больше подойдет профессиональная помощь психолога, групповой тренинг для людей со схожей ситуацией.

Но вы можете также сделать кое-что и сами.

Помните, что то, что произошло с вами – просто перемена в жизни . Человек меняется, как и обстоятельства вокруг него. Какой бы плохой ни была перемена – примите ее, не бойтесь ее, постарайтесь извлечь из нее пользу.

Убеждайте себя, что все идет хорошо и жизнь на вашей стороне . Это действительно так. Если что-то плохое произошло, его чаще всего нельзя. Попытки бороться отодвигают момент понимания ситуации и принятия новых условий, мешают разобраться в ситуации и поскорее приспособиться к новой жизни.

Что бы ни случилось, не вините себя, одобряйте свои поступки . Принимайте себя и любите, говорите себе, что сделали все, что могли в данной ситуации.

Продумайте сложившиеся обстоятельства , разложите по полочкам и ответьте на вопрос, что вас пугает больше всего? Сформулируйте сами позитивные утверждения, которые помогут вам бороться со страхом и неуверенностью.

Если вопрос: «Как быть уверенной в себе ?» мучает вас давно, вы, скорее всего, не пожалеете времени и сил на работу над собой. Но не старайтесь добиться всего сразу и не начинайте применять в жизни полученные навыки слишком рано. Еще некоторое время вы будете уверенным человеком только дома перед зеркалом, или тренируясь в расслабленной позе на диване. А в окружении людей все также будете заняты вопросом, как быть уверенной в себе.

Александра Панютина
Женский журнал JustLady

Современному человеку важно уметь лаконично и ясно высказывать мнение. Ведь сложно оценить гениальность идеи, если ее создатель не в состоянии грамотно изложить суть словами, донести до оппонента основную мысль. Это важно для представителей тех профессий, чья работа связана с людьми.

Грамотно поставленная речь помогает произвести положительное впечатление на собеседника.

Ораторское искусство легче освоить, если разделить поставленную задачу на два этапа. Первый посвящен вопросу, как научиться правильно выражать свои мысли. Второй – тому, как грамотно говорить, изъясняясь простым языком.

  • Расширение словарного запаса. Формулировать суть разговора или отдельного предложения сначала мысленно, а потом рассказать устно помогут книги. Классическая художественная, научно-публицистическая литература не только пополнит словарный запас, но и расширит кругозор.
  • Тренировка памяти. Очень часто в разговоре собеседнику не удается подобрать подходящее слово. Множество вариантов крутятся в голове, а нужное, как назло, забывается. Для тренировки памяти подходят четверостишья, комбинации цифр.
  • Умение сконцентрироваться на конкретной мысли. Это важно для того, чтобы четко и понятно воспроизвести смысл. В данном случае полезно перед разговором задать себе несколько вопросов – что (то, о чем пойдет речь), где и когда (подробности), зачем (конечная цель разговора).

Когда мысли приведены в порядок, следует усовершенствовать свои ораторские способности.

Концентрация внимания

Для оратора важно не только умение сконцентрироваться в нужный момент, но и суметь удержать внимание слушателей до конца выступления. Каким способом вызвать интерес и завладеть вниманием аудитории поведает наука риторика.

Чтобы научиться управлять собственным вниманием, применяют простую технику. Сначала тренировки можно проводить в тишине, затем усложнить процесс, проделывая тоже в людном месте или на улице. Искусство концентрации оттачивается с помощью йоги.

Цель методики – научиться концентрировать внимание на определенном образе, находясь в любых условиях. Для этого нужно:

  • мысленно проговорить слово, например, стол;
  • осмыслить его значение (для чего нужен стол, где можно его поставить);
  • визуализировать образ (ясно представить конструкцию стола, его цвет, размер, расположение в помещении, другие подробности).

В ходе выполнения упражнения возникают отвлекающие факторы – посторонние звуки, действия людей, прочее. Нужно удерживать свое внимание на придуманном слове в течение нескольких минут, периодически повторяя его. Сначала рекомендуется тренироваться дома. Концентрировать внимание на улице или в людном месте гораздо сложнее. Однако освоив данный навык, человек сможет свободно формулировать мысль, в дальнейшем – ясно излагать смысл, грамотно и убедительно говорить.

Составляющие красивой речи

Публичное выступление считается удачным, если речь оратора обладает следующими характеристиками:

Прорабатывая каждую составляющую по отдельности, следует помнить об уверенности в себе во время разговора.

Техники для развития красноречия

Развить навыки свободной речи помогает ораторское мастерство и риторика. Уверенно держаться перед публикой и выступать перед многочисленной аудиторией слушателей учат на курсах актерского мастерства. На практических занятиях прорабатывают дикцию, сценическую речь, интонацию. Если понятия ораторского и актерского мастерства ясны, то значение риторики вызывает некоторые вопросы.

Риторика – это научная теория, изучение которой позволяет освоить ораторское искусство. Данную филологическую дисциплину в обязательном порядке изучают все актеры, общественные деятели и другие специалисты, чья профессия связана с публичными выступлениями. Риторика изучает влияние, оказываемое речью оратора на оппонента.

Самостоятельно улучшить дикцию можно с помощью скороговорок и специальной логопедической гимнастики. Скороговорки сначала проговариваются медленно, по слогам, постепенно увеличивая темп и добавляя интонацию. Помимо дикции, это тренирует память. Зарядка для проработки речевого аппарата состоит из простых упражнений:

  • Кончиком языка дотронуться поочередно до неба, дотянуться к основанию языка, к внутренней стороне каждой щеки.
  • Пропеть все гласные звуки, вытягивая губы.
  • Протянуть шипящие согласные, звук «р».

Что поможет говорить грамотно и красиво

Умение правильно и доходчиво излагать мысли можно развить, пройдя курс ораторского мастерства. Прослушав несколько лекций можно узнать, как научиться красноречию. Самостоятельно развить навыки поможет:

  • Запись собственной речи на диктофон. При прослушивании можно составить объективную оценку ораторскому выступлению, учесть недочеты, исправить ошибки.
  • Игры с использованием различных слов, описаний (подбор синонимов, характеристика предметов);
  • структурирование речи. При выступлении или в обычном разговоре следует выделять главные моменты, четко и ясно формулировать второстепенную информацию, опускать ненужные детали.
  • Увеличение активного лексикона. Каждый день нужно подбирать 2-3 слова, которые редко применяются в повседневной речи, и активно использовать их в разговоре.
  • Контроль над жестами и мимикой. Неумение правильно формулировать мысль приводит к излишней жестикуляции и мимике во время разговора. Нужно избавиться от этой вредной привычки, которая отвлекает от основной мысли, вызывает раздражение оппонента. Развитая мимика лица помогает более убедительно выступать перед аудиторией. Оттачивать искусство речи полезно перед зеркалом.
  • Уверенность в себе. Важно научиться контролировать собственные эмоции, справляться с волнением, которое возникает перед публичным выступлением. Говорить убедительно, способен только оратор, который уверен в себе.

Важно излагать свою точку зрения так, чтобы оппоненту было ясно, о чем идет речь. Поэтому лучше говорить простым языком, не используя сложные речевые обороты и научные термины.

Правильная, грамотная речь – основа взаимопонимания и главный инструмент обмена информации между людьми, который используется в профессиональной деятельности и при повседневном общении. Навыки устного изложения идеи и лаконичной передачи смысла важны для представителей профессий, связанных со сферой обслуживания, торговли и других областей.

Рефлексия – это искусство обдумывания своих достоинств и недостатков. Это умение раздумывать о том, что происходит здесь и сейчас, а также о своих чувствах и мыслях. Кроме того, рефлексия – это размышления о чувствах и мыслях других людей. Рефлексия может хорошо сказаться на изменениях в вашей жизни, если вы будете оценивать и анализировать решения, принятые в прошлом. Для этого может потребоваться отпустить некоторых людей, или избавиться от определенных моделей мышления и перестать удерживать других людей. Научившись размышлять о своей жизни, предыдущем опыте и о жизни других людей, вы сможете вырасти в личностном плане, а также принимать взвешенные решения в будущем.

Шаги

Часть 1

Учимся размышлять

    Найдите время на раздумья. Если вам сложно совмещать работу и личную жизнь, вам может быть сложно найти время на размышления. Однако можно анализировать в любое время в любом месте. Некоторые эксперты-психологи рекомендуют находить время на рефлексию во время выполнения ежедневных заданий, если вы не можете посвятить отдельное время этому занятию. Важно находить небольшие "островки" времени, которое, в другом случае, вы бы просто зря потратили, и посвящать его анализу и размышлениям, независимо от того, какими короткими эти промежутки ни были бы.

    Будьте спокойны. Это, конечно, проще сказать, чем сделать, но одним из наиболее серьезных условий для хорошего процесса рефлексии будет неподвижность, спокойствие и, по возможности, уединение. Расслабьтесь , сидите и дышите сосредоточенно, постарайтесь не обращать внимания на любые отвлекающие факторы вокруг. Это может быть легко – например, просто выключите телевизор, или сложно – к примеру, вам придется абстрагироваться от разнообразия звуков вокруг. Каким бы ни было ваше окружение, выделите себе время, когда вы можете побыть наедине с собой в спокойном состоянии, даже если вы можете быть только наедине со своими мыслями, а не физически остаться одному.

    Размышляйте о себе и своем опыте. Во время того, как вы будете в состоянии покоя и неподвижности, ваши мысли могут начать лихорадочно мельтешить, вы можете начать обдумывать то, что вы могли бы сделать по-другому или чего не сделать вообще. Эти мысли не обязательно будут плохими, так как они могут стать важной частью рефлексии в начале или в конце дня. Однако если вы стараетесь проанализировать свою жизнь, вам может понадобиться направить свои мысли в нужное русло при помощи серии вопросов. Попробуйте спросить себя:

    Часть 2

    Улучшаем жизнь при помощи размышлений
    1. Оцените свои фундаментальные достоинства. Ваши основные достоинства – это те убеждения и ценности, которые образуют все остальные аспекты вашей жизни. Раздумывая над своими фундаментальными достоинствами, вы сможете лучше понять себя как личность, а также то, над чем вы работали всю свою жизнь. Самым простым способом оценить свои фундаментальные принципы будет поразмыслить над вопросом "Какая ваша самая важная характеристика как личности?" Это поможет вам преодолеть вопросы самооценки и сомнений в себе, и добраться до мотивации на базовом уровне личности.

      Проанализируйте свои цели. Некоторым людям может быть не до рефлексии, когда они обдумывают свои цели, но исследования показали, что рефлексия – это важный компонент любого ориентированного на цель начинания. Человеку может быть очень просто застрять в ежедневных привычных действиях и не выделять время на оценку работы, которую он проделывает для достижения цели. Но без оценки и рефлексии многие люди сбиваются с пути и перестают идти к поставленной цели.

      Измените способ мышления. Рефлексия может стать незаменимым инструментом в изменении мыслей и реакций на ситуации. Многие люди включают автопилот, или будничное отношение к людям, ситуациям и местам. Однако без постоянной оценки и рефлексии о том, как мы реагируем на эти внешние стимулы, вы можете легко впасть в непродуктивные и даже деструктивные состояния. Рефлексия поможет вам активно оценить ситуацию, а также переосмыслить ее и начать чувствовать себя более позитивно и уверенно.

    Часть 3

    Рефлексируем о мире вокруг нас

      Анализируйте опыт. У вас будет очень большое количество опыта каждый день, поэтому на протяжении жизни вам может быть сложно понять, что все это означает. Если вы найдете время поразмышлять каждый день о событиях сразу после того, как они произойдут, вам будет проще понять само событие и свою реакцию на него.

Последнее обновление:6/02/17

Учимся размышлять о жизни.

Когда-то, еще в студенческие годы, мы с подругой отдыхали в Крыму.

В один из дней мы поехали на базар.

Я очень удивилась, когда моя подруга направилась к лотку, где были развешены четки. Со знанием дела она начала рассматривать и пробовать на ощупь одни четки за другими, и через несколько минут нашла те, которые ее устраивали.

«Зачем тебе нужны четки, ты же не мусульманка?» — спросила я.

Ответ подруги был таким: «Когда я размышляю о жизни , у меня одновременно столько идей в голове, что я не всегда могу сосредоточиться, а перебирая четки, я быстро привожу свои мысли в порядок».

Ответ подруги озадачил меня еще больше. Что за размышления о жизни ? К тому же надо учесть, что она училась в консерватории, а я в университете на экономическом факультете. Но в моей голове размышления о жизни явно занимали гораздо меньше места, чем в голове моей подруги.

Это был первый мой урок, — о своих делах, о своем будущем, о своей жизни нельзя забывать даже на отдыхе.

Мы продолжаем дружить до сих пор, встречаемся, болтаем по телефону.

Я многому из того, чему не учат ни школе, ни в университете, научилась у своей подруги. Огромное ей за это спасибо.

На самом деле она мне лекций не читала.

Я наблюдала за ней и думала, - а что такого могу сделать я. И никогда не стеснялась посоветоваться с ней, если не знала как поступить лучше в том или ином случае.

Вы часто размышляете о жизни ?

Задумываетесь над тем, как вы живете?

Вы контролируете события, которые с вами происходят?

Вы пытаетесь анализировать, почему ваша жизнь складывается так, а не иначе?

Если вы раньше не делали этого, сейчас, в конце года , самое подходящее время для размышления о жизни.

Устраивайтесь удобнее, если у вас есть четки, не забудьте взять их в руки.

Поразмышляйте над жизнью :

  • Что бы вы хотели получать от жизни?
  • Чем бы вы хотели заниматься?
  • Каким вы видите успех ?
  • Какая деятельность делает вас счастливым?
  • Какие занятия заставляют вас потерять счет времени?
  • Какие дела приносят вам удовлетворение и чувство покоя?
  • Чем вы интересуетесь больше всего?
  • Какие книги вы любите читать?
  • Какие фильмы и передачи вы выбираете для просмотра?
  • Может быть, вы любите учиться или, вы любите обучать других?
  • Как вы относитесь к спорту, музыке, путешествиям?
  • Может быть, вы любите животных, природу?

Вы уже знаете, что наибольшего успеха добиваются те, кто занимаются любимым делом.

Теперь подумайте о том, что вы получаете от жизни сейчас, и чем вы занимаетесь на самом деле, а так же, что вы сделали в уходящем году для того, чтобы исполнились ваши мечты ?

Составьте два списка, затем сравните их. Сделайте выводы.

Подумайте, не растрачиваете ли вы время напрасно?

Что вы могли сделать и что сделали?

не пройдут для вас бесследно. Они помогут вам подвести итоги года и пересмотреть планы на следующий год.