Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века. Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века Международные отношения 60 90 годы

Основные тенденции в международной политике. Характерные черты внешней политики США и других западных держав. Внешнеполитическая доктрина крупнейших капиталистических стран. Доктрина конвергенции. Ее идеологи. Германский вопрос. Сооружение берлинской стены. Карибский кризис. Участники. Возможность начала ядерной войны. Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (1963г.). Договор о нераспрастранении ядерного оружия (1968г.) Внешнеполитическая концепция социалистических стран. Ввод советских войск в Чехославакию. Советско-китайский конфликт. Региональные конфликты. Советско-американские отношения в первой половине 70-х гг. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Война во Вьетнаме. Позиция СССР и США. «Гуамская доктрина» Никсона. Прекращение деятельности военных блоков СЕАТО и СЕНТО. Глобализация советской и американской внешней политики. Эволюция "народной дипломатии". Деятельность Всемирного мира.

Семинар 7 . Распад колониальной системы.

    Подъем национально-освободительного движения в Азии и Африке.

    Образование новых независимых государств в Азии и Африке.

    Молодые независимые государства Азии и Африки как субъекты международных отношений.

    Движение солидарности стран Азии и Африки.

    Охарактеризуйте проблемы становления двух Германий: ФРГ и ГДР.

    Проанализируйте основные тенденции в международной политике в 60-е годы.

    Охарактеризуйте войну в Конго: причины и последствия.

    Причины возникновения Карибского кризиса 1962 г и его последствия.

    Война США во Вьетнаме и ее последствия.

Тема 8. Международные отношения 80-е годы XX в

Два периода международных отношений в 80-е гг., и их характеристика. Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. Обострение международной военно-стратегической обстановки. Провозглашение США стратегической оборонной инициативы (СОИ). Рост глобальных проблем в международных отношениях – сырьевая, энергетическая проблемы, охрана окружающей среды, исследования космоса и др. Начало политики «перестройки» и нового политического мышления в СССР. Основные этапы советско-американских переговоров по вопросам разоружения. Демократические революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Начало урегулирования афганской проблемы.

Семинар 8 . Международные отношения в 1960-1990 гг ХХ в.

1.Основные тенденции в международной политике в 60-х гг.

    Объединение двух германских государств. Позиции великих держав.

    Распад СССР и военного блока социалистических государств.

    Новое мышление в ядерный век: Концепция государственного интереса, концепция национальной безопасности.

    Общеевропейский процесс: встречи стран – участниц СБСЕ.

    Объединение Германии: международный аспект.

    Роль МВФ и МБ в мировом экономическом развитии.

Тема 9. Международные отношения 90-е годы XX в.

Распад СССР и военного блока социалистических государств. Окончание «холодной войны». Формирование новой системы международных отношений. Распад СЭВ и ОВД. Формирование субрегиональных организаций. Германская проблема. Объединение двух германских государств. Роль МВФ и МБ в экономическом развитии европейских, азиатских, латиноамериканских и африканских стран. Война в персидском заливе. Рост авторитета ООН и её роль в разрешении международных конфликтов. Экологическая проблема. Проблема прекращения испытания ядерного оружия в России и Казахстане. Закрытие ядерного полигона в Казахстане. Роль многосторонней дипломатии в разрешении опасных международных конфликтов (Ближний Восток, Югославия, Закавказье, Камбоджа, Никарагуа, Сальвадор).

Семинар 9 . Процесс европейской интеграции.

    Объективные и субъективные факторы европейской интеграции.

    Образование, цели, структура, деятельность ЕОУС, ЕЭС, Евратом, ЕС.

    Европейский Союз и страны Восточной Европы.

    ЕС и Россия. ЕС и Казахстан.

    Образование СНГ как нового субъекта МО.

    Последствия политического объединения Германии.

    Военные действия в Персидском заливе: причины и последствия.

    Военный конфликт в Югославии: причины и следствия.

    Война в Чечне и отношение международной общественности.

3.1.Разрядка в Европе. Общеевропейский процесс в 70-е гг. В конце 60-х гг. международные отношения в Европе ха­рактеризовались поисками путей различных государств к ослаблению напряженности. Силовая политика в ус­ловиях военно-стратегического паритета оказалась бес­перспективной. В реалистических правящих кругах и пра­вительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров.

Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправдан­ный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству евро­пейских государств в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.

В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем государствам Европы с призывом приступить к прак­тической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддерживали нейтральные страны Западной Евро­пы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, прави­тельство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созы­ва совещания. Начались межгосударственные консуль­тации, открывшие новое явление в международной жиз­ни - общеевропейский процесс.

На основе позитивных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между Советским Союзом и стра­нами Западной Европы начались консультации предвари­тельного характера, в результате которых 30 июля в Хель­синки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания.

Заключительный акт не являлся договорным докумен­том, но он имел большое морально-политическое значе­ние, ибо вводил в международные отношения новые про­грессивные нормы.

Заключительный акт предполагал непрерывность про­цесса встреч и переговоров в рамках общеевропейского, или хельсинкского, процесса.

3.2.Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. На рубеже 70-80-х гг. вновь произо­шел поворот к конфронтации между СССР и США. При­чины такого хода международных событий были многооб­разными.

Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х гг. ос­ложнили отношения между большой группой стран «треть­его мира» и развитыми капиталистическими странами. В мире продолжались процессы революционного обновле­ния. Образование в 1975 г. революционно-демократиче­ских правительств в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, революция в Эфиопии в 1974 г., ре­волюция а Афганистане в 1978 г., свержение сомосовского режима в Никарагуа в 1979 г., происшедшая в том же году антишахская революция в Иране - все эти события рассматривались правящими кругами США как пораже­ния, а представителями ультраправых сил истолковыва­лись как следствие «слабости» или «некомпетентности» правительства, а то и «происки Москвы».



Поворот к конфронтации в международных отношени­ях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внеш­неполитических акций Советского Союза, прямо противо­речащих положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности размещение в странах ОВД новых советских ракет сред­ней дальности. Особое возмущение мирового обществен­ного мнения вызвали ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявленное в декабре 1981 г. военное положение в Польше. Была развернута ожесточенная ан­тисоветская кампания. Под ее аккомпанемент началась новая фаза гонки вооружений, в которой участвовали оба военных блока.

Возвращение к конфронтации и военно-силовой рито­рике в первой половине 80-х гг. в отношениях между дву­мя великими державами в немалой степени объяснялось и тем, что обе стороны оказались неспособными оценить меняющуюся международную ситуацию и адаптировать­ся к новым требованиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и цельностью судеб мира. Взаимоотношения двух систем продолжали трактоваться как их полярное противостояние.

3.3Международные и региональные конфликты в 70- 90-е гг. В 70-е гг. конфликтность в межгосударственных отношениях на Европейском континенте снизилась. Одна­ко это вовсе не означало распространения разрядки на все регионы, особенно на развивающиеся страны, где для возникновения локальных конфликтов сохранялось немало причин. Политика великих держав также не раз вызыва­ла конфликты в различных регионах планеты.

Ближневосточные конфликты. По-прежнему в 70- 90-е гг. нерешенность палестинской проблемы и кон­фликт Израиля с арабскими соседями создавали угрозу миру и безопасности в районе Ближнего Востока. Лишь в конце 90-х гг. было достигнуто соглашение о предостав­лении палестинцам ограниченной автономии, однако про­блема урегулирования ближневосточного кризиса еще да­лека от справедливого решения.

Ирано-иракская война (1980-1988) и агрессия Ира­ка против Кувейта в 1990-1991 гг. завязали на долгое время узел международных конфликтов вокруг Ирака, вовлекших в свою орбиту ООН, НАТО, США, Россию и другие страны.

Индийско-пакистанская война 1971 г. была связана с индо-пакистанскими противоречиями и внутриполити­ческим кризисом в Западном и Восточном Пакистане. Война и внутрипакистанский конфликт закончились по­ражением Пакистана и образованием суверенной Бангла­деш.

Другие региональные конфликты 70-90-х гг . Зоной перманентных конфликтов стала Африка, где на почве территориальных, экономических, этнических, религиоз­ных и племенных противоречий возникали междоусоби­цы, войны и этнические чистки.

Другие региональные конфликты возникали между европейскими странами и в других регионах (греко-турец­кий конфликт на Кипре, столкновение интересов Испа­нии и Англии вокруг Гибралтара, аргентино-британ ский конфликт из-за Фолклендских островов и др.).

Немало конфликтов внутри государств и межгосу­дарственного характера было вызвано ростом национализ­ма и религиозного фундаментализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Ряд конфликтов возникал в связи с грубым вмешатель­ством США во внутренние дела малых государств (втор­жение в Гренаду в 1983 г., бомбардировка Ливии, угрозы Ираку и пр.). Эти и многие другие региональные кон­фликты трудноразрешимы, ибо отсутствуют механизмы их предотвращения и решения, а нередко и чувство ответ­ственности за содеянное у их инициаторов.

3.4.Проблема разоружения. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире проходила по простой схеме «вызов - ответ». Выдвигая планы достижения военно-стратегического превосходства над Советским Союзом, правящие круги США были, как правило, инициаторами гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Советский Союз следовал ло­гике контрмер, до середины 80-х гг. не всегда используя политические методы разрешения разногласий.

В результате в мире были накоплены «монбланы ору­жия». В октябре 1986 г. в СССР насчитывалось 10 тыс. ядер­ных зарядов на стратегических носителях, а в США - 14,8 тыс. зарядов, каждый из которых превышал мощно­сти бомб, сброшенных на Нагасаки и Хиросиму. Мощ­ность ядерных боезапасов давно уже превышала разум­ные пределы достаточности.

Такой гигантский уровень накопленных наступатель­ных вооружений был проявлением военно-силового мыш­ления и результатом количественного подхода к созданию ядерных вооружений. С такой же точки зрения рассмат­ривался вопрос о военно-стратегическом равновесии. Се­рия договоров, заключенных в 70-е гг. (по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2), фиксировала фактические уровни вооружений и лишь ограничивала их рост и в известной мере качест­венные характеристики определенными пределами.

После встречи в Рейкьявике в Вашингтоне в ноябре 1987 г. состоялась новая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, м Горбачев (СССР) а также связанные с ним протоколы о процедурах ликви- и Дж. Буш (США) дации ракетных средств и об инспек­циях.

В июле 1991 г. в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступа­тельных вооружений обеих стран.

Большое значение для установле­ния атмосферы доверия и взаимопо­нимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках хельсинк­ского процесса переговоры 23 госу­дарств - участников Организации Варшавского Договора и НАТО по обычным вооружениям и вооружен­ным силам в Европе от Атлантики до Урала.

Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающего масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Ат­лантики до Урала.

3.5.Роль ООН в международных отношениях . В 70-90-е гг. роль Организации Объединенных Наций в международ­ных делах существенно возросла. В первые послевоенные десятилетия в ней доминировали конфронтационное мышление и поведение. Не случайно тогда ООН нередко называли «западным клубом», инструментом политики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колониаль­ного господства, там менялась расстановка сил и в пове­стке дня сессий Генеральной Ассамблеи и других органов ООН все больше места стали занимать вопросы разоруже­ния, демократизации международных отношений, сохра­нения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.

Даже в условиях обострения международной обстанов­ки в первой половине 80-х гг. Организация Объединенных Наций продолжала играть важную миротворческую роль. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала ре­шения и резолюции, осуждающие конфронтацию. В де­кабре 1984 г. она выступила против перенесения гонки вооружений в космос, приняв резолюцию об использова­нии космического пространства исключительно в мирных целях.

Организация Объединенных Наций сыграла в 80-е гг. немаловажную роль в укреплении позитивных тенден­ций в международных отношениях. Генеральный секре­тарь ООН и его представители внесли большой вклад в урегулирование острых региональных конфликтов. Ряд ее важных решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.

3.6.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в со­временном мире и международные отношения. Для меж­дународной обстановки 90-х гг. характерным является дальнейшее углубление западноевропейской и североаме­риканской экономической интеграции, развитие интегра­ционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточ­ной Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Европы и в СССР обострились центробежное процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными респуб­ликами полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интерна­ционализация, интеграция хозяйственных связей в капи­талистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование нацио­нальных государств в странах Центральной и Юго-Вос­точной Европы и СССР. Дезинтеграция в странах, назы­вавших себя социалистическими, привела к ликвидации прежних международных организаций (Совет Экономиче­ской Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Она выразилась в распаде Чехословакии, Югосла­вии. Таким образом, современная система междуна­родных отношений является переходной от системы, сложившейся в итоге Второй мировой войны и просуще­ствовавшей почти полвека, к новой системе, в которой, с одной стороны, отмирают старые принципы и формы межгосударственных и международных отношений, а с другой - создаются или находятся в стадии становле­ния новые принципы и формы этих отношений.

3.7.Западноевропейская интеграция: новая фаза. 11 де­кабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт, на сты­ке голландской, бельгийской и германской границ, что само по себе символично, на встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, были подписаны документы о валютно-экономическом и по­литическом союзах этих стран. Открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе, начавшейся с Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС.

Валютно-экономический договор предусматривает пе­реход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной еди­нице - евро.

Другой договор, подписанный в Маастрихте, касается проблемы углубления политического союза западноевро­пейских государств. Этот документ предусматривает вы­работку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики бу­дут определяться Европейским советом. Новым положе­нием в этом договоре является принцип «квалифициро­ванного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и во­енной политики.

В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномо­чий ЕС в области социальной политики, охраны окружаю­щей среды, промышленности, культуры, здравоохране­ния. Предполагается, что формирование политического и валютного союзов, предусмотренных договорами, зай­мет по меньшей мере два десятилетия и не исключает соз­ дания единого правительства. Таким образом, принята долгосрочная стратегия развития ЕС.

Между тем ЕС столкнулся с большими трудностями экономического характера. В ЕС сохраняется массовая безработица (11% от общей численности рабочей силы), европейские товары утрачивают конкурентоспособность, и их доля в мировой торговле упала с 24% в 1978 г. до 18% в 1997 г. Не преодолено отставание ЕС от США и Японии в области новейших технологий и научных разработок.

Североамериканская интеграция, включавшая тер­риторию США и Канады по соглашению о свободной тор­говле 1988 г., получила дальнейшее развитие в связи с за­вершением в 1993 г. переговоров о присоединении к свободной экономической зоне Мексики. Таким образом, Североамериканский континент превращается в еди­ный хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и совместных надна­циональных органов исполнительной власти, североаме­риканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на уровне переплетения частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания над­национальных органов управления и регулирования. Про­цессы интеграции ускоряются также в Латинской Аме­рике, Юго-Восточной Азии и Африке.

3.8.Последствия распада «социалистического содружест­ва». К концу 1991 г. окончательно распались все те меж­государственные структуры, которые прежде олицетво­ряли так называемое «социалистическое содружество» (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Вар­шавского Договора и др.). Установление либерально-демо­кратических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объедине­ние ГДР и ФРГ изменили ситуацию в Европе, открыли полосу перегруппировки в межгосударственных отноше­ниях и изменений ориентации этих стран. Среди приори­тетов во внешней политике эти государства избрали курс на самоутверждение в международных отношениях и на присоединение в той или иной форме к Европейскому сою­зу и к НАТО.

В мае 1997 г. в Париже между РФ и НАТО был подпи­сан Основополагающий документ об отношениях России с Североатлантическим блоком.

На Востоке Европы сохранялись нестабильность и не­определенность в международных отношениях. Создание Содружества Независимых Государств рядом республик бывшего СССР не переросло в углубление их экономиче­ской интеграции. Вместе с тем расширилось участие Рос­сии и стран Центральной и Восточной Европы в общеев­ропейских институтах. Россия и большинство государств Восточной Европы стали членами Совета Европы. Сове­щание по безопасности и сотрудничеству в Европе пре­вратилось в постоянный орган по вопросам европейской безопасности и стало называться Организацией по безо­пасности и сотрудничеству (ОБСЕ).

Важным событием в 1996 г. стало прекращение межэт­нических конфликтов в Боснии после распада Югославии. В преодоление этого конфликта включились ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и целый ряд европейских государств, в том чис­ле и Россия.

В конце 1990-х гг. резко обострились этнические кон­фликты в Косово. Произошло военное вмешательство стран НАТО в конфликт, и под предлогом прекращения этнических чисток албанцев Югославия подверглась мас­сированным бомбардировкам. Косовское урегулирование только началось с вводом в Косово в 1999 г. миротворче­ских сил ООН, НАТО и России. Хотя масштабные воен­ные действия прекратились, конечное урегулирование этнических проблем на Балканах, похоже, останется да­лекой перспективой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем причины обострения международной напряженности в 80-е гг.?

2. Назовите основные региональные конфликты 70-80-х гг. и их причины.

3. Как решалась проблема сокращения вооруже­ний в 80-е гг.?

4. Объясните процессы интеграции и дезинтеграции в мире.

5. Каковы международные последствия распада социалистического содру­жества?

6. Почему «холодная война» не переросла в третью мировую вой­ну? М. Тэтчер утверждала, что наличие ядерного оружия у СССР и США предотвратило возникновение третьей мировой войны. Согласны ли вы с этим утверждением?

7. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после распада СССР и социалистического лагеря»?


Коллаборационисты - лица, сотрудничавшие с фашист­скими захватчиками в странах, оккупированных во время Вто­рой мировой войны.

В июне 1950 г. вспыхнула война в Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоенных лет Франция вела войну в Индокитае. Осенью 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль совершили агрессию против Египта. В 1958 г. США предприняли вооруженную интервенцию в Ливан, а Великобритания – в Иорданию. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обстановкой вокруг Кубы.

Берлинский кризис 1958–1961 гг. К концу 50-х гг. разрядка международной напряженности пошла на спад. Лидеры Востока и Запада не смогли договориться по вопросам разоружения и создания системы коллективной безопасности в Европе. Два германских государства стали участниками противостоящих военно-политических блоков. Поскольку граница между Восточным и Западным Берлином оставалась открытой, страну покинули 2,6 млн. граждан. Н. Хрущев в ноябре 1958 г. направил правительствам США, Великобритании и Франции ноту (ультиматум Хрущева), в которой содержалось требование в течение шести месяцев подписать мирный договор с двумя германскими государствами. В случае отказа западных правительств советское руководство угрожало заключить сепаратный мирный договор с ГДР. Что касается самого Западного Берлина, то Хрущев предлагал превратить его в "вольный демилитаризованный город". Начался процесс обмена мнениями по дипломатическим каналам, в ходе которого выяснилась полная неприемлемость. Хрущев и сам сознавал, что для руководителей США принятие его предложений означало бы капитуляцию в германском вопросе.

В июне 1961 г. в Вене состоялась встреча Хрущева с новым президентом США Джоном Кеннеди . Советский лидер пытался давить на молодого американского президента. В действительности советское руководство не готово было к серьезному конфликту с Западом. 3 августа 1961 г. состоялось заседание Политического консультативного комитета Варшавского договора. В. Секретное решение было реализовано в ночь на 13 августа 1961 г. Строительные рабочие ГДР под охраной полиции и военнослужащих начали возводить стену на границе между Восточным и Западным Берлином. Тем самым было закреплено существование двух германских государств (ФРГ и ГДР). Фактически строительство Берлинской стены в той или иной степени устраивало всех участников кризиса. Берлинский кризис еще раз продемонстрировал стремление участников холодной войны избежать провоцирования большой горячей войны.

Война во Вьетнаме.

После войны (1946-1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбьенфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге - проамериканские силы.

США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. США применяли тактику «выжженной земли. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама.

Карибский кризис 1962, был вызван агрессивными действиями американского империализма против Кубы. Победа Кубинской революции 1959 встретили резко враждебное отношение со стороны правящих кругов США. к концу октября 1962 установило военно-морскую блокаду Кубы и сконцентрировало в районе Карибского моря крупные силы военно-морского флота. Советское правительство предприняло ряд внешнеполитических мер, направленных на ликвидацию угрозы вторжения на Кубу. В ответ в качестве адекватной меры на Кубе были размещены советские ракеты средней дальности. Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро. Но 27 октября наступила “черная суббота” Кубинского кризиса , когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Однако в воскресенье, 28 октября, советское руководство решило принять американские условия.

50–60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гонкой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все новых средств ведения войны. В 1960 г. СССР предложил рассмотреть основные положения договора о всеобщем и полном разоружении государств под строгим международным контролем. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

В 1958 году Ш. де Голль выносит на обсуждение США предложение об учреждении трехстороннего директората НАТО в составе США, Франции и Великобритании. После того, как его предложение не нашло отклика, генерал объявил о выходе Франции из Североатлантического союза. В 1966 году Францию официально отделяют от военного блока НАТО.

: 1957 г. - испытание МБР(межкантинетальная баллистическая ракета) СССР, 1958 г. - США

Специфические черты периода: Обострение отношений в блоках, развертывание деколонизации, появление «третьей силы» - Движения неприсоединения, опасность открытого военного конфликта США и СССР

Суэцкий кризис. Вызван фактической национализацией Суэцкого канала Египтом в 1956г. В ответ началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта. СССР оказывал военно-техническую помощь Египту, а когда ситуация окончательно обострилась, выступил с заявлением (ТАСС) , что советское правительство не будет препятствовать прибытию советских добровольцев в Египет. Союзники по агрессии
стушевались, военные дествия прекратили, а войска вывели. Справедливости ради следует упомянуть, что США тоже выступили против тройственного военного вмешательства, потому что сюзники не посоветовались с Вашингтоном, осуществляя нападение.

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (также известен как Московский договор) был подписан 5 августа 1963 года в Москве. Сторонами договора являлись СССР, США и Великобритания. В настоящее время участниками Договора является 131 государство.

Договор о космосе является основой международного космического права. Договор подписали Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз 27 января 1967 года. 100 стран.

Договор о нераспространении ядерного оружия (NPT) -акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия. 12 июня 1968 .

После событий 1962 г. было ясно: стратегической неуязвимости американской территории не существует. Не было ее и у Советского Союза. Гонка ядерных вооружений не могла гарантировать ни одной из сторон приемлемого уровня защиты от удара вероятного противника. Если даже одна сторона превосходила другую по численности боезарядов, у второй все равно их было так много, что она могла полностью уничтожить первую. Выяснилось, что ядерный потенциал СССР и США столь велик, что уничтожить его посредством первого удара невозможно. Уничтожение было гарантировано обеим сторонам. Такая логика обессмысливала первый удар и подталкивала стороны к сдержанности и отказу от наступательной стратегии. Следовательно, поскольку ни одна из сверхдержав не могла рассчитывать на неуязвимость, обе они должны были строить новую схему обеспечения стратегической стабильности, исходя из признания взаимной уязвимости и невозможности от нее избавиться. Взаимный страх перед гарантированным уничтожением должен был стать регулятором стабильности. Москва и Вашингтон плодотворно сотрудничали по проблеме контроля над вооружениями – три «больших» договора (об ограничении ядерных испытаний, неразмещении ядерного оружия в космосе и нераспространении ядерного оружия), подписанные в 60-х годах, говорили за себя. Правда, косвенно США и СССР противостояли друг другу во Вьетнаме, но и там они старались избежать обострений. В своей инаугурационной речи в январе 1969 г. новый президент США Р.Никсон заявил об окончании эры конфронтации и начале эры переговоров. Возникла возможность политико-дипломатического компромисса между Москвой и Вашингтоном по поводу сохранения глобальной стабильности на основе признания реалий, сложившихся в мире к концу 60-х годов. Конец 60-х – начало 70-х годов в целом характеризовались ослаблением международной напряженности на глобальном уровне и на европейском направлении мировой политики. По сути дела впервые в международных отношениях XX в. принцип статус-кво приобрел универсальное признание, несмотря на идеологические разногласия между Востоком и Западом. На базе признания сложившегося положения дел произошло сближение СССР с западноевропейскими странами и США, следствием которого стали уменьшение опасности глобального конфликта и поворот к решению спорных вопросов посредством диалога и мирного сотрудничества. Эта новая тенденция получила название разрядки международной напряженности или просто разрядки.

14 Международные отношения в 80-90-е гг. Окончание "холодной войны"

Крах разрядки был предопределен тремя главными причинами. Во-первых, Советский Союза отошел от принципа статус-кво в периферийных зонах мира (на юге и северо-востоке Африки и в Афганистане). Во-вторых, Соединенные Штаты посредством сближения с Китаем и поощрения китайско-японского сотрудничества стремились создать американо-китайско-японскую тройственную коалицию против СССР на Дальнем Востоке. В-третьих, непонимание между СССР и Западом в вопросах обеспечения прав человека создало к началу 80-х годов атмосферу недоверия и предвзятости в отношениях между Советским Союзом и внешним миром. Конфликтный характер взаимодействия сверхдержав определялся соперничеством за глобальное лидерство. Советская тяжелая промышленность работала на осуществление военных заказов, поглощавших огромную долю госбюджета. США делали ставку, во-первых, на закрепление своего не утраченного технологического превосходства на СССР; а во-вторых, на изматывание Советского Союза через провоцирование его на увеличение военных расходов. Соединенные Штаты не отказывались от наращивания вооружений, но, обладая более мощной экономикой, они могли позволить себе сбалансированное распределение бюджетных средств между отраслями военного и гражданского назначений. Западноевропейские страны и США, так же как и Япония, оказавшись перед угрозой нехватки нефти, были вынуждены предпринять дорогостоящие финансовые маневры для повышения эффективности национальных производств и снижения удельного потребления энергии и материалов. Экономики США, Японии и других стран уходили в отрыв от СССР на целое технологическое поколение. Использовать этот отрыв в целях ослабления международных позиций СССР и укрепления собственных – было главной задачей Соединенных Штатов в 80-х годах. США не хотели договоренностей с Советским Союзом, провоцируя его на гонку вооружений, которая, как рассчитали аналитики разведывательных служб США, должна привести к экономическому истощению СССР в близкой перспективе. Следуя этой линии, в марте 1983 г. президент Р.Рейган огласил программу «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая, как стало известно в 90-х годах, считалась американским руководством нереалистичной, но служила инструментом вовлечения СССР в дорогостоящие работы по разработке средств нейтрализации американских мер в области стратегической обороны. Основным итогом биполярной конфронтация первой половины 80-х годов стало экономическое истощение Советского Союза, который проиграл конкуренцию с Соединенными Штатами. На равных СССР состязаться с США уже не мог. Ситуация для Советского Союза была крайне неблагоприятной. В 1986 г. в международных отношениях обозначился рубеж. Эпоха конфронтации заканчивалась, и Советский Союз под давлением комплекса обстоятельств ценой уступок, не уравновешенных встречными уступками США, стал добиваться сотрудничества и доверия с Западом.

Международные отношения - явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй - обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы - периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.

О многих событиях международных отношений второй половины XX в. мы говорили в предыдущих параграфах. Вы уже знаете о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточ­ном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить конкретное представление о том, кто и как осуществлял международную политику, почему возникали и чем завершались те или иные конфликты и т.д.

Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений данного периода в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики этого периода - расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата от обострения к «потеплению» отношений и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.

« » началась на исходе 40-х гг. XX в. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Про­тивостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях. Третий рубеж - начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны». Рассмотрим основные этапы «холодной войны».

Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже - межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи со­провождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

1949 г. - создан блок НАТО.

1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).

1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).

1955 г. - заключен Багдадский пакт (Великобрита­ния, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.

1955 г. - образована Организация Варшавского договора.

СОБЫТИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.

1950-1953 гг. - корейская война.

1964-1973 гг. - участие США во вьетнамской войне.

За мир и безопасность

Люди, относившиеся к поколениям, прошедшим через войну, не хотели ее повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений, вспыхивали военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов этого движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству.

В Бандунгской декларации были предложены следую­щие принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

1) Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН.

2) Уважение территориальной целостности всех стран.

3) Признание равенства всех рас и равенства всех на­ций, больших и малых.

4) Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другой страны.

5) Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.

6) а) Воздержание от использования договоренности о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;

б) воздержание любой страны от оказания нажима на другие страны.

7) Воздержание от актов или угроз агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости другой страны.

8) Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими, как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, так же как другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН.

9) Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.
10) Уважение справедливости и международных обязательств.

В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включилось около 100 государств.

В 70-е гг. XX в. антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зеленых». Первоначально это было движение «гражданских инициатив» в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зеленые» включились в антиядерное движение, развернули акции протеста против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Проблемы разоружения

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан Международный комитет по разоружению. Однако практическое решение поставленных вопросов оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах - атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание Международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и об их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряженности

Разрядка международной напряженности началась там же, где эта напряженность возникла, - в Европе. Ее отправным пунктом стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явились советско-американские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся в 1972-1974 гг. На них был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоренности по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, стали предпосылками для развития общеевропейского сотрудничества. Для того чтобы прийти к названным соглашени­ям, каждой из сторон потребовалось приложить серьезные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особый вес достигнутому.

Г. Киссинджер, государственный секретарь США в 1973-1977 гг., написал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришел к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста… Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твердо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем «холодной войны». Тем не менее после четырех бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем представлении интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вел переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком… Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли ее с национальными интересами». (Как вы полагаете, что побудило Р. Никсона к переговорам с СССР?)

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт совещания, подписанный руководителями 33 европейских государств, США и Канады, содержал положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так было положено начало Хельсинкскому процессу, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975):

суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

К концу 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Установился мир во Вьетнаме. Распались военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО.

Перемены 80-90-х гг

На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали програм­мой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений. Советский руководитель сумел установить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачев, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), проведенные в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х - начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.