Международные отношения 70 90 е гг. Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века. Поворот к разрядке международной напряженности

Анализ УМК В.П.Кузовлев «English»
на предмет активизации речи учащихся
Российский УМК В.П. Кузовлев позволяет успешно развивать речевые
способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке,
соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому
обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.
В каждом учебнике в качестве собеседников выступают знакомые
сказочные герои, драконы, монстры, животные.
В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности,
поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер. В данном
УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к
самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных
действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность
учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным
языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
В УМК большое значение отводится играм как способ обучения
иноязычной устной речи. Именно в этом виде деятельности формируются
основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения
“Let’s play”, “Let’s sing”, “Role play”).
В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого
материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который
соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп
дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им
необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом
УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай».
В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом
некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не
представляют трудностей для овладения.
В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому»,
«Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом»,
«Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи». У
детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по
контексту.

В УМК тщательно отобран и дозирован для данного возраста речевой
материал. Предусмотрен невысокий темп продвижения, чтобы у учащихся не
сложилось убеждение, что они не способны усвоить материал, организована
большая повторяемость материала в новых ситуациях общения.
Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет
организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым
материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры
и страны изучаемого языка.
Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе
восприятия текстов разного характера: высказываний британских и
американских детей диалогов, подписей к картинкам.
как правило,
Речевой образец сопровождают,
упражнения,
направленные на формирование лексических и грамматических навыков
говорения. Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся
трудности. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого
высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с
их мыслями и чувствами.
Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным
способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать,
беседовать и писать об этом.
Для продуктивного овладения учащимися
всеми аспектами ИК
предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для
развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики
всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся
рациональными приемами овладения ИК и подготовить к самостоятельной
работе над языком не только в классе, но и дома.
Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической
стороной речи. Стратегия овладения речевым материалом от рецептивных
видов речевой деятельности к продуктивным распространяется и на
овладение грамматической стороной речи.
Процесс овладения грамматической стороной речи. Включен в общий
контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно­
ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической
стороной речи; сознательно, с использованием правил­инструкций.
Комплексы упражнений в Учебнике и Рабочей тетради помогают
формировать и развивать грамматические навыки; развивается способность к
выявлению языковых закономерностей при выведении правил.

Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых
ситуациях общения и разных видах деятельности. Некоторые условно­речевые
упражнения включены в качестве дополнительных упражнений в Книге для
учителя. Процесс обучения грамматической стороной речи происходит не
изолированно, он включен в общий контекст общения, когда используются
различные ситуации. Формирование грамматических навыков проходит
определенные стадии от восприятия грамматического явления до его
репродукции.
Автоматизация употребления грамматического явления осуществляется
в ходе выполнения следующих упражнений:
­ имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором
Происходит запоминание
грамматическую форму в готовом виде.
формальной стороны модели.
­ подстановочных, когда учащиеся в речевой образец подставляют
лексические единицы, упражнение 2, страница 58, (4 класс АВ); упражнение 1,
страница 74, (4 класс АВ). Тем самым увеличивается способность к
репродукции на основе аналогии, упражнение 2, страница 51, (3 класс АВ),
упражнение 1, страница 94, (3 класс АВ).
­
трансформационных,
когда учащиеся трансформируют
грамматическую форму, упражнение 1, страница 61, (4 класс АВ), упражнение
2, страница 70, (2 класс АВ), упражнение 2, страница 84, (2 класс АВ).
­ репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят
грамматическую форму, упражнение 2, страница 62, (4 класс АВ), упражнение
2, страница 75, (4 класс АВ), упражнение 2, страница 56, (2 класс АВ).

3.1.Разрядка в Европе. Общеевропейский процесс в 70-е гг. В конце 60-х гг. международные отношения в Европе ха­рактеризовались поисками путей различных государств к ослаблению напряженности. Силовая политика в ус­ловиях военно-стратегического паритета оказалась бес­перспективной. В реалистических правящих кругах и пра­вительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров.

Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправдан­ный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству евро­пейских государств в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.

В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем государствам Европы с призывом приступить к прак­тической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддерживали нейтральные страны Западной Евро­пы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, прави­тельство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созы­ва совещания. Начались межгосударственные консуль­тации, открывшие новое явление в международной жиз­ни - общеевропейский процесс.

На основе позитивных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между Советским Союзом и стра­нами Западной Европы начались консультации предвари­тельного характера, в результате которых 30 июля в Хель­синки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания.

Заключительный акт не являлся договорным докумен­том, но он имел большое морально-политическое значе­ние, ибо вводил в международные отношения новые про­грессивные нормы.

Заключительный акт предполагал непрерывность про­цесса встреч и переговоров в рамках общеевропейского, или хельсинкского, процесса.

3.2.Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. На рубеже 70-80-х гг. вновь произо­шел поворот к конфронтации между СССР и США. При­чины такого хода международных событий были многооб­разными.

Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х гг. ос­ложнили отношения между большой группой стран «треть­его мира» и развитыми капиталистическими странами. В мире продолжались процессы революционного обновле­ния. Образование в 1975 г. революционно-демократиче­ских правительств в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, революция в Эфиопии в 1974 г., ре­волюция а Афганистане в 1978 г., свержение сомосовского режима в Никарагуа в 1979 г., происшедшая в том же году антишахская революция в Иране - все эти события рассматривались правящими кругами США как пораже­ния, а представителями ультраправых сил истолковыва­лись как следствие «слабости» или «некомпетентности» правительства, а то и «происки Москвы».



Поворот к конфронтации в международных отношени­ях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внеш­неполитических акций Советского Союза, прямо противо­речащих положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности размещение в странах ОВД новых советских ракет сред­ней дальности. Особое возмущение мирового обществен­ного мнения вызвали ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявленное в декабре 1981 г. военное положение в Польше. Была развернута ожесточенная ан­тисоветская кампания. Под ее аккомпанемент началась новая фаза гонки вооружений, в которой участвовали оба военных блока.

Возвращение к конфронтации и военно-силовой рито­рике в первой половине 80-х гг. в отношениях между дву­мя великими державами в немалой степени объяснялось и тем, что обе стороны оказались неспособными оценить меняющуюся международную ситуацию и адаптировать­ся к новым требованиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и цельностью судеб мира. Взаимоотношения двух систем продолжали трактоваться как их полярное противостояние.

3.3Международные и региональные конфликты в 70- 90-е гг. В 70-е гг. конфликтность в межгосударственных отношениях на Европейском континенте снизилась. Одна­ко это вовсе не означало распространения разрядки на все регионы, особенно на развивающиеся страны, где для возникновения локальных конфликтов сохранялось немало причин. Политика великих держав также не раз вызыва­ла конфликты в различных регионах планеты.

Ближневосточные конфликты. По-прежнему в 70- 90-е гг. нерешенность палестинской проблемы и кон­фликт Израиля с арабскими соседями создавали угрозу миру и безопасности в районе Ближнего Востока. Лишь в конце 90-х гг. было достигнуто соглашение о предостав­лении палестинцам ограниченной автономии, однако про­блема урегулирования ближневосточного кризиса еще да­лека от справедливого решения.

Ирано-иракская война (1980-1988) и агрессия Ира­ка против Кувейта в 1990-1991 гг. завязали на долгое время узел международных конфликтов вокруг Ирака, вовлекших в свою орбиту ООН, НАТО, США, Россию и другие страны.

Индийско-пакистанская война 1971 г. была связана с индо-пакистанскими противоречиями и внутриполити­ческим кризисом в Западном и Восточном Пакистане. Война и внутрипакистанский конфликт закончились по­ражением Пакистана и образованием суверенной Бангла­деш.

Другие региональные конфликты 70-90-х гг . Зоной перманентных конфликтов стала Африка, где на почве территориальных, экономических, этнических, религиоз­ных и племенных противоречий возникали междоусоби­цы, войны и этнические чистки.

Другие региональные конфликты возникали между европейскими странами и в других регионах (греко-турец­кий конфликт на Кипре, столкновение интересов Испа­нии и Англии вокруг Гибралтара, аргентино-британ ский конфликт из-за Фолклендских островов и др.).

Немало конфликтов внутри государств и межгосу­дарственного характера было вызвано ростом национализ­ма и религиозного фундаментализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Ряд конфликтов возникал в связи с грубым вмешатель­ством США во внутренние дела малых государств (втор­жение в Гренаду в 1983 г., бомбардировка Ливии, угрозы Ираку и пр.). Эти и многие другие региональные кон­фликты трудноразрешимы, ибо отсутствуют механизмы их предотвращения и решения, а нередко и чувство ответ­ственности за содеянное у их инициаторов.

3.4.Проблема разоружения. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире проходила по простой схеме «вызов - ответ». Выдвигая планы достижения военно-стратегического превосходства над Советским Союзом, правящие круги США были, как правило, инициаторами гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Советский Союз следовал ло­гике контрмер, до середины 80-х гг. не всегда используя политические методы разрешения разногласий.

В результате в мире были накоплены «монбланы ору­жия». В октябре 1986 г. в СССР насчитывалось 10 тыс. ядер­ных зарядов на стратегических носителях, а в США - 14,8 тыс. зарядов, каждый из которых превышал мощно­сти бомб, сброшенных на Нагасаки и Хиросиму. Мощ­ность ядерных боезапасов давно уже превышала разум­ные пределы достаточности.

Такой гигантский уровень накопленных наступатель­ных вооружений был проявлением военно-силового мыш­ления и результатом количественного подхода к созданию ядерных вооружений. С такой же точки зрения рассмат­ривался вопрос о военно-стратегическом равновесии. Се­рия договоров, заключенных в 70-е гг. (по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2), фиксировала фактические уровни вооружений и лишь ограничивала их рост и в известной мере качест­венные характеристики определенными пределами.

После встречи в Рейкьявике в Вашингтоне в ноябре 1987 г. состоялась новая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, м Горбачев (СССР) а также связанные с ним протоколы о процедурах ликви- и Дж. Буш (США) дации ракетных средств и об инспек­циях.

В июле 1991 г. в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступа­тельных вооружений обеих стран.

Большое значение для установле­ния атмосферы доверия и взаимопо­нимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках хельсинк­ского процесса переговоры 23 госу­дарств - участников Организации Варшавского Договора и НАТО по обычным вооружениям и вооружен­ным силам в Европе от Атлантики до Урала.

Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающего масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Ат­лантики до Урала.

3.5.Роль ООН в международных отношениях . В 70-90-е гг. роль Организации Объединенных Наций в международ­ных делах существенно возросла. В первые послевоенные десятилетия в ней доминировали конфронтационное мышление и поведение. Не случайно тогда ООН нередко называли «западным клубом», инструментом политики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колониаль­ного господства, там менялась расстановка сил и в пове­стке дня сессий Генеральной Ассамблеи и других органов ООН все больше места стали занимать вопросы разоруже­ния, демократизации международных отношений, сохра­нения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.

Даже в условиях обострения международной обстанов­ки в первой половине 80-х гг. Организация Объединенных Наций продолжала играть важную миротворческую роль. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала ре­шения и резолюции, осуждающие конфронтацию. В де­кабре 1984 г. она выступила против перенесения гонки вооружений в космос, приняв резолюцию об использова­нии космического пространства исключительно в мирных целях.

Организация Объединенных Наций сыграла в 80-е гг. немаловажную роль в укреплении позитивных тенден­ций в международных отношениях. Генеральный секре­тарь ООН и его представители внесли большой вклад в урегулирование острых региональных конфликтов. Ряд ее важных решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.

3.6.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в со­временном мире и международные отношения. Для меж­дународной обстановки 90-х гг. характерным является дальнейшее углубление западноевропейской и североаме­риканской экономической интеграции, развитие интегра­ционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточ­ной Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Европы и в СССР обострились центробежное процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными респуб­ликами полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интерна­ционализация, интеграция хозяйственных связей в капи­талистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование нацио­нальных государств в странах Центральной и Юго-Вос­точной Европы и СССР. Дезинтеграция в странах, назы­вавших себя социалистическими, привела к ликвидации прежних международных организаций (Совет Экономиче­ской Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Она выразилась в распаде Чехословакии, Югосла­вии. Таким образом, современная система междуна­родных отношений является переходной от системы, сложившейся в итоге Второй мировой войны и просуще­ствовавшей почти полвека, к новой системе, в которой, с одной стороны, отмирают старые принципы и формы межгосударственных и международных отношений, а с другой - создаются или находятся в стадии становле­ния новые принципы и формы этих отношений.

3.7.Западноевропейская интеграция: новая фаза. 11 де­кабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт, на сты­ке голландской, бельгийской и германской границ, что само по себе символично, на встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, были подписаны документы о валютно-экономическом и по­литическом союзах этих стран. Открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе, начавшейся с Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС.

Валютно-экономический договор предусматривает пе­реход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной еди­нице - евро.

Другой договор, подписанный в Маастрихте, касается проблемы углубления политического союза западноевро­пейских государств. Этот документ предусматривает вы­работку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики бу­дут определяться Европейским советом. Новым положе­нием в этом договоре является принцип «квалифициро­ванного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и во­енной политики.

В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномо­чий ЕС в области социальной политики, охраны окружаю­щей среды, промышленности, культуры, здравоохране­ния. Предполагается, что формирование политического и валютного союзов, предусмотренных договорами, зай­мет по меньшей мере два десятилетия и не исключает соз­ дания единого правительства. Таким образом, принята долгосрочная стратегия развития ЕС.

Между тем ЕС столкнулся с большими трудностями экономического характера. В ЕС сохраняется массовая безработица (11% от общей численности рабочей силы), европейские товары утрачивают конкурентоспособность, и их доля в мировой торговле упала с 24% в 1978 г. до 18% в 1997 г. Не преодолено отставание ЕС от США и Японии в области новейших технологий и научных разработок.

Североамериканская интеграция, включавшая тер­риторию США и Канады по соглашению о свободной тор­говле 1988 г., получила дальнейшее развитие в связи с за­вершением в 1993 г. переговоров о присоединении к свободной экономической зоне Мексики. Таким образом, Североамериканский континент превращается в еди­ный хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и совместных надна­циональных органов исполнительной власти, североаме­риканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на уровне переплетения частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания над­национальных органов управления и регулирования. Про­цессы интеграции ускоряются также в Латинской Аме­рике, Юго-Восточной Азии и Африке.

3.8.Последствия распада «социалистического содружест­ва». К концу 1991 г. окончательно распались все те меж­государственные структуры, которые прежде олицетво­ряли так называемое «социалистическое содружество» (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Вар­шавского Договора и др.). Установление либерально-демо­кратических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объедине­ние ГДР и ФРГ изменили ситуацию в Европе, открыли полосу перегруппировки в межгосударственных отноше­ниях и изменений ориентации этих стран. Среди приори­тетов во внешней политике эти государства избрали курс на самоутверждение в международных отношениях и на присоединение в той или иной форме к Европейскому сою­зу и к НАТО.

В мае 1997 г. в Париже между РФ и НАТО был подпи­сан Основополагающий документ об отношениях России с Североатлантическим блоком.

На Востоке Европы сохранялись нестабильность и не­определенность в международных отношениях. Создание Содружества Независимых Государств рядом республик бывшего СССР не переросло в углубление их экономиче­ской интеграции. Вместе с тем расширилось участие Рос­сии и стран Центральной и Восточной Европы в общеев­ропейских институтах. Россия и большинство государств Восточной Европы стали членами Совета Европы. Сове­щание по безопасности и сотрудничеству в Европе пре­вратилось в постоянный орган по вопросам европейской безопасности и стало называться Организацией по безо­пасности и сотрудничеству (ОБСЕ).

Важным событием в 1996 г. стало прекращение межэт­нических конфликтов в Боснии после распада Югославии. В преодоление этого конфликта включились ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и целый ряд европейских государств, в том чис­ле и Россия.

В конце 1990-х гг. резко обострились этнические кон­фликты в Косово. Произошло военное вмешательство стран НАТО в конфликт, и под предлогом прекращения этнических чисток албанцев Югославия подверглась мас­сированным бомбардировкам. Косовское урегулирование только началось с вводом в Косово в 1999 г. миротворче­ских сил ООН, НАТО и России. Хотя масштабные воен­ные действия прекратились, конечное урегулирование этнических проблем на Балканах, похоже, останется да­лекой перспективой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем причины обострения международной напряженности в 80-е гг.?

2. Назовите основные региональные конфликты 70-80-х гг. и их причины.

3. Как решалась проблема сокращения вооруже­ний в 80-е гг.?

4. Объясните процессы интеграции и дезинтеграции в мире.

5. Каковы международные последствия распада социалистического содру­жества?

6. Почему «холодная война» не переросла в третью мировую вой­ну? М. Тэтчер утверждала, что наличие ядерного оружия у СССР и США предотвратило возникновение третьей мировой войны. Согласны ли вы с этим утверждением?

7. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после распада СССР и социалистического лагеря»?


Коллаборационисты - лица, сотрудничавшие с фашист­скими захватчиками в странах, оккупированных во время Вто­рой мировой войны.

Основные тенденции в международной политике. Характерные черты внешней политики США и других западных держав. Внешнеполитическая доктрина крупнейших капиталистических стран. Доктрина конвергенции. Ее идеологи. Германский вопрос. Сооружение берлинской стены. Карибский кризис. Участники. Возможность начала ядерной войны. Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (1963г.). Договор о нераспрастранении ядерного оружия (1968г.) Внешнеполитическая концепция социалистических стран. Ввод советских войск в Чехославакию. Советско-китайский конфликт. Региональные конфликты. Советско-американские отношения в первой половине 70-х гг. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Война во Вьетнаме. Позиция СССР и США. «Гуамская доктрина» Никсона. Прекращение деятельности военных блоков СЕАТО и СЕНТО. Глобализация советской и американской внешней политики. Эволюция "народной дипломатии". Деятельность Всемирного мира.

Семинар 7 . Распад колониальной системы.

    Подъем национально-освободительного движения в Азии и Африке.

    Образование новых независимых государств в Азии и Африке.

    Молодые независимые государства Азии и Африки как субъекты международных отношений.

    Движение солидарности стран Азии и Африки.

    Охарактеризуйте проблемы становления двух Германий: ФРГ и ГДР.

    Проанализируйте основные тенденции в международной политике в 60-е годы.

    Охарактеризуйте войну в Конго: причины и последствия.

    Причины возникновения Карибского кризиса 1962 г и его последствия.

    Война США во Вьетнаме и ее последствия.

Тема 8. Международные отношения 80-е годы XX в

Два периода международных отношений в 80-е гг., и их характеристика. Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. Обострение международной военно-стратегической обстановки. Провозглашение США стратегической оборонной инициативы (СОИ). Рост глобальных проблем в международных отношениях – сырьевая, энергетическая проблемы, охрана окружающей среды, исследования космоса и др. Начало политики «перестройки» и нового политического мышления в СССР. Основные этапы советско-американских переговоров по вопросам разоружения. Демократические революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Начало урегулирования афганской проблемы.

Семинар 8 . Международные отношения в 1960-1990 гг ХХ в.

1.Основные тенденции в международной политике в 60-х гг.

    Объединение двух германских государств. Позиции великих держав.

    Распад СССР и военного блока социалистических государств.

    Новое мышление в ядерный век: Концепция государственного интереса, концепция национальной безопасности.

    Общеевропейский процесс: встречи стран – участниц СБСЕ.

    Объединение Германии: международный аспект.

    Роль МВФ и МБ в мировом экономическом развитии.

Тема 9. Международные отношения 90-е годы XX в.

Распад СССР и военного блока социалистических государств. Окончание «холодной войны». Формирование новой системы международных отношений. Распад СЭВ и ОВД. Формирование субрегиональных организаций. Германская проблема. Объединение двух германских государств. Роль МВФ и МБ в экономическом развитии европейских, азиатских, латиноамериканских и африканских стран. Война в персидском заливе. Рост авторитета ООН и её роль в разрешении международных конфликтов. Экологическая проблема. Проблема прекращения испытания ядерного оружия в России и Казахстане. Закрытие ядерного полигона в Казахстане. Роль многосторонней дипломатии в разрешении опасных международных конфликтов (Ближний Восток, Югославия, Закавказье, Камбоджа, Никарагуа, Сальвадор).

Семинар 9 . Процесс европейской интеграции.

    Объективные и субъективные факторы европейской интеграции.

    Образование, цели, структура, деятельность ЕОУС, ЕЭС, Евратом, ЕС.

    Европейский Союз и страны Восточной Европы.

    ЕС и Россия. ЕС и Казахстан.

    Образование СНГ как нового субъекта МО.

    Последствия политического объединения Германии.

    Военные действия в Персидском заливе: причины и последствия.

    Военный конфликт в Югославии: причины и следствия.

    Война в Чечне и отношение международной общественности.