Что такое кризис в 90 годах статья. Экономический кризис в россии. Цены на нефть

В 96 году, впервые за последние три года, сограждане ощутили, - что такое стремительный рост цен (по 10-100% в неделю), покупка продуктов питания «про запас», очереди в магазинах, обесценение банковских вкладов, банкротство самих банков. Незнакомое слово «дефолт» стало вполне понятным и привычным. Пошли разговоры о национализации банковских учреждений, крупных фирм, чуть ли не о диктатуре.

Принято считать, что кризис начался 17 августа, с решением правительства Сергея Кириенко о моратории на выплату долгов иностранным кредиторам, а так же с расширением валютного коридора до 9,5 рублей за один доллар. Однако, большинство аналитиков говорит о другом: 17 августа всего лишь открылся нарыв, который зрел очень давно, и достоянием общественности стала та информация, которая уже довольно давно была известна избранным деятелям политики и экономики.

Итак, 1996 год. «Черный вторник» благополучно забылся. Доллар взят в коридор, и валюта спокойно продаются на каждом углу по цене около 6 рублей за одну условную единицу. Только что закончилась кампания по выборам в Государственную Думу, и полным ходом идет подготовка к выборам Президента. Уровень жизни постепенно повышается, большая часть населения получает заработную плату вовремя, развивается торговля. Но при этом продолжают падать объемы производства на отечественных предприятиях, что и не удивительно - из-за низкой стоимости доллара импорт вполне доступен массам, а говорить о том, что он почти всегда красивее и качественнее наших товаров не приходится. Задолженности предприятий также продолжают расти, и, кажется, никто не волнуется по этому поводу. А из-за границы продолжают поступать кредиты, об источниках возврата которых никто кажется даже не задумывается, государство поддерживает видимость стабильности и даже некоторого подъема.

Первый сигнал для всех должен был прозвучать еще осенью 1996 года. Борис Ельцин с трудом заявил о том, что он очень серьезно болен, предстоит сложная операция. Оппозиция радостно готовится к досрочным выборам. А на биржах полное спокойствие. Рубль не дешевеет, стоимость акций предприятий остается стабильной. А ведь на Западе, где экономика намного стабильнее нашей, серьезные колебания стоимости акций происходят даже тогда, когда выясняется, что президент США еще и мужчиной бывает в рабочее время; сразу падает индекс «Доу-Джонсона», и все говорят о возможном кризисе. У нас же известие о болезни Президента на экономике не сказывается совершенно. Странно? Конечно! Но отчего ни один из экономистов не задался вопросом - почему все это происходит? Почему наша экономика такая устойчивая? Теперь мы можем ответить на этот вопрос: а потому, что она являлась ПОЛНОСТЬЮ регулируемой, но не административными, а псевдо-экономическими методами, когда на поддержку курса акций и национальной валюты расходовались колоссальные средства, получаемые из иностранных кредитований.

В 1997 году Президент вроде бы выздоравливает. В правительство приходят молодые реформаторы, которые начинают реформировать Россию во все тяжкие. То пересаживаем чиновников на «Волги», собранные из импортных комплектующих, и стоящих подороже «Мерседеса», то собирают звезд эстрады, и уговаривают их платить налоги, то проводят деноминацию, потому что в России-де начался рост, и старые деньги при таком росте не подходили.

И правда - рост начинается. Проявляется он очень странно - почему-то увеличивается стоимость акций ряда российских предприятий, в основном, разумеется, добывающих отраслей. Опять ни у кого не возникает вопросов - почему, скажем, так дорожают акции «Газпром», когда на мировом рынке продолжается падение цен на нефть? А ведь нефть - это, пожалуй, единственный товар, торговля которым приносила России реальную прибыль, и уменьшение поступлений в бюджет от реализации «черного золота» явно должно было пробить в нем серьезную брешь. Но правительство продолжает заявлять о том, что трудные времена закончились, и мы вступаем в эпоху процветания России. Только вот почему-то возобновляются с новой силой задержки зарплат и пенсий. И население, которое совсем недавно «выбрало сердцем», опять начинает роптать. Промышленные мероприятия не заработали, жалования рабочим предпочитают не платить, но и банкротиться никто не собирается. Получается странная картина: ничего не работает, но граждане страны живут, в целом, неплохо, да вот и рост наметился.

Пожалуй, последним широким жестом правительства времен эпохи "нового застоя" стала кампания по возврату долгов по пенсиям в конце 1997 года. Выглядело это довольно убедительно: изыскали резервы, и смогли сразу все отдать. Официально; на практике далеко не все и не всем. Как выяснилось, деньги на погашение долгов были просто напечатаны, а выпуск необеспеченных денег лишь значительно усилил давление на стабильность рубля, но не решил макроэкономических проблем.

Итак, подведем итог под периодом относительной стабильности 1996-1997 годов. Этому времени, как ни какому другому, подходит термин «виртуальная экономика». И действительно, экономика России превратилась в некую искусственную реальность, которая имело мало общего с истинным положением дел. Нельзя сказать, что создание такой экономики имело лишь отрицательные стороны. Ведь сохранялись рабочие места, пусть и при минимальных заработках. В результате мы имели социальную стабильность, которую трудно было бы достичь в случае массовых банкротств, массовой и свободной продаже предприятий в частные руки и т.д. Но, к сожалению, мирное сосуществование социалистической и капиталистической моделей экономики в рамках одного общества невозможно, что и привело к возникновению дисбаланса.

События 1998 года можно воспринимать, как последние попытки удержать экономическую ситуацию в прежнем русле. Несмотря на то, что курс акций российских предприятий начал катастрофически падать, рубль продолжали удерживать на прежнем, малореальном, но таком желанном уровне - около 6 рублей за доллар. Смена правительств, переговоры по получению новых кредитов, написание новой красивой программы, выполнять которую после демонстрации западным кредиторам явно никто не собирался - мы знаем, к чему это привело. А заявление Президента за день до объявления о девальвации рубля, о том, что девальвация невозможна в принципе, окончательно лишило его доверия даже тех, кто продолжал питать некоторые иллюзии по поводу его компетентности.

Рост курса доллара, который привел к резкому подорожанию товаров как импортного, так и отечественного производства. Полное недоверие к России, как к партнеру на мировом поприще. Реальные перспективы банкротства страны. Серьезный кризис банковской системы и крушение самых, казалось бы незыблемых монстров, вроде «Инкомбанка» и прочих. А самое главное - невозможность попыток исправить ситуацию прежними методами. Государство, собирая по всему миру огромные кредиты, истратило их на поддержание остатков старого, ожидая, что они дадут новые, жизнеспособные всходы. Увы, чуда не произошло, и в результате нам пришлось начинать почти все сначала, но уже в гораздо более сложных условиях.

В основе экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения предложе­ния и спроса товаров и услуг в масштабе макро­экономики. Такое нарушение может предстать в двух вариантах. В первом варианте, который мы уже рассмотрели, производство и предложение товаров значительно обгоняют спрос населения. Теперь нам предстоит проанализировать второй вариант, при котором платежеспособный спрос обгоняют предложение. Во втором случае наступает необычный для высокоразвитых стран кризис недопроизводства. Именно такой кризис имел место в нашей стране в 90-х годах. Чем он объясняется?

Первая причина заключается в том, что вСССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее напо­стоянной нехватке средств производства для гражданских отраслей хозяйства, в том числе для изготовления предметов потребления. Что же удивительного в том, что логическим продолжением и завершением такого дефицита явился кризис недопроизводства?

Другой причиной кризиса стала глубокаядеформация струк­туры народного хозяйства. Мы знаем, что такая деформация - следствие преобладающего роста I и III подразделений, слабого развития II подразделения и сферы услуг.

Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие хозяйства. Предпосылки кризиса недо­производства возникли еще в 70-х годах, когда экстенсивный путь стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на сни­жении темпов экономического роста. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода в нашей стране в 1966-1970гг. составили 7,8%, то в 1971-1975гг. - 5,7, в 1976-1980гг. - 4,3, в 1981-1985 гг.- 3,2 и в 1986-1990 гг. - 1,3%.

Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства, продукция которого служит исходной основой более 2/3 фондов текущего потребления в составе национального дохода. В течение 70-80-х годов урожай зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля и овощей находился на неизменном уровне. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения на продукты питания до­стиг 1/3 объема их производства.

Замедленный рост количества предметов потребления на про­тяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали со­ставлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на средства производства и военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35-45% объема индустриального производства).

Третьей причиной кризиса недопроизводства явиласьглубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во вто­рой половине 80-х годов и начале 90-х годов. Эта политика была направлена на все большее увеличение денежных выплат насе­лению. Она полностью противоречила реальному состоянию эко­номики, поскольку производство товаров для населения не уве­личивалось. В 1986-1990гг. рост денежной массы в обществе в 6 раз обгонял увеличение валового национального продукта. Это привело к серьезному нарушению закона денежного обра­щения. Пришли в движение своеобразные “ножницы”, лезвия которых - производство, предложение товаров и покупательский спрос - все более удалялись друг от друга. В результате налицо было обострение кризиса недопроизводства, который переплелся с глубоким структурным кризисом.

Каково же течение экономического кризиса в России периода реформ?

Во-первых, во время реформ не был преодолен кризис недо­производства. В 1997 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 60%, объем промышленного производства - 49% и объем продукции сельского хозяйства - 64%. Все это сказалось на снижении места экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мек­сика и Бразилия. По объему промышленного производства Рос­сия находится на 5-м месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешнее течение кризиса недопроизводства в ходе реформ несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко и сильно снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падает. Покупательский спрос в значительной мере покрывается за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г. товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992-1994 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал.

Чтобы выйти из тяжелого кризисного положения, государство призвано осуществить систему крупномасштабных мер, в том числе:

привлечь внутренние и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления производства;

изменить всю воспроизводственную структуру макроэконо­мики (поднять сельскохозяйственное производство, создать вы­сокоразвитый индустриальный потребительский сектор, прово­дить конверсию оборонной промышленности, значительно раз­вить сферу услуг);

оказать всемерную помощь отечественным товаропроизво­дителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления;

наладить устойчивый рост макроэкономики на основе все­сторонней интенсификации, эффективного использования но­вейших достижений научно-технической революции.

§ 2. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ

Так как в последнее время мне уже неоднократно задавали такой вопрос, значит, пришло время поразмышлять и над этим.

Безусловно, сегодня трудно себе представить, что может быть тяжелее, чем в годы того экономического кризиса. Но это - эмоции, они плохо помогают в обоснованности оценок.

Уровень жизни.

У начала того кризиса - кризиса переходного периода к рыночной экономике - и кризиса нынешнего совершенно разные исходные позиции с точки зрения жизненного уровня россиян. Тогда к началу рыночных реформ страна, что называется, дошла до «ручки» - до пустых прилавков. Невозможно было купить даже самое элементарное. Причем это было уже и в Москве, что уж говорить о всей стране. К началу рыночных реформ люди уже жили, мягко говоря, небогато. И вот начались реформы, безусловно, запоздалые и небезупречные. Жить стало еще хуже, значительно хуже, потому что уж больно сильно все было запущено до того.

Сейчас ситуация иная. В 2000-х годах благодаря бешеным ценам на нефть не все нефтедоллары потратили, реализуя грандиозные мегапроекты, уводя из экономики в резервные фонды и т.п. Кое-что досталось и народу, жизнь стала богаче. Правда, могла бы быть она значительно богаче, ибо, повторюсь еще раз, слишком много денег было потрачено бездарно.

Таким образом, исходное состояние с точки зрения уровня жизни россиян тогда, в начале 90-х, и сегодня совершенно разное. Тогда, от плохого пошли к еще более плохому, сегодня - от хорошего (нет, от удовлетворительного) также покатились вниз (к примеру, за январь–июль 2015 года реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 2,9%, а реальные зарплаты - на 8,8% по сравнению с январем–июлем 2014 года).

Значит ли это, что в сегодняшней ситуации кризис не может быть столь же тяжелым, как был тогда? Нет, конечно. Можно ведь от хорошего (нет, все-таки удовлетворительного) состояния скатиться до плохого достаточно быстро.

Таким образом, у нынешней ситуации есть важное преимущество - значительно лучшая исходная позиция, не гарантирующая, однако, то, что в нынешние времена в конечном итоге будет легче. Более того, по прошествии некоторого времени ощущение кризиса (да и не только ощущение) может стать даже еще более тяжелым. Тогда многим казалось, что хуже быть не может, и людям, по большому счету, было нечего терять. Сегодня, опять же для многих, есть что терять. Получили в 2000-х «хлеба и зрелищ», а теперь «хлеба» становится меньше. Со «зрелищами» тоже как-то все не беспроблемно.

Цены на нефть.

Ключевое значение для российской экономики как тогда, так и сегодня имеют мировые цены на нефть. Все 1990-е годы - это период низких мировых цен на нефть. В среднем на протяжении почти всего того периода они были около 15 долларов США за баррель.

Сегодня в этом плане ситуация во многом схожая. Да, это уже около 40 долларов США за баррель, но если учесть долларовую инфляцию более чем за двадцать лет, а также возможные перспективы снижения мировых цен на нефть и ниже 40 долларов за баррель, то ситуация примерно та же.

Примерно такая же, потому что быстрого отскока вверх цен на нефть не будет. Сформировался целый ряд факторов, воздействие которых в ближайшие годы будет держать цены на нефть на низком уровне. Среди этих факторов: успешная реализация сланцевых перспектив добычи нефти в США; выход на мировой рынок нефти Ирана после снятия с него санкций; замедление роста экономики Китая, означающее снижение с его стороны спроса на дополнительные энергоресурсы; скорое повышение основных ставок со стороны Федеральной резервной системы США, что означает удорожание доллара и, соответственно, удешевление нефти; планируемое снятие запрета на экспорт нефти из самих США и т.д.

Таким образом, на смену суперциклу высоких цен на нефть 2000-х годов пришел суперцикл низких нефтяных цен. Собственно говоря, то же самое было и в конце прошлого века. Значит, это довод в пользу того, что в этот кризис может быть не легче.

Резервы.

Тяжесть кризиса во многом предопределяется тем, были ли у страны накоплены резервы для преодоления возможной непростой экономической ситуации. Тогда, в начале 1990-х, молодой России практически ничего не досталось от развалившегося СССР. В конце 1991 года золотовалютные резервы снизились до ничтожно малой величины - менее 3 млрд долл. США. Казна была пуста.

Сегодня, к счастью, ситуация пока другая. Международные резервы Банка по состоянию на 01.09.2015 составляют 366,3 млрд долларов США. Но резервы эти, несмотря на желание их сохранить, уже существенно уменьшились (по состоянию на 01.01.2014 они составляли 509,6 млрд долларов США). Понятно, что если ситуация будет ухудшаться, то реальных резервов скоро может и не остаться.

Международная помощь и сотрудничест во.

А вот в этом плане нынешняя ситуация на порядок хуже прошлой. В связи с известными геополитическими событиями России трудно рассчитывать в этот кризис на какую-либо, даже гуманитарную помощь.

Не приходится на что-либо хорошее надеяться и во внешнеэкономической деятельности в условиях санкций. Мощные ограничения на международных рынках капитала уже крайне негативно сказываются на российской экономике.

Теряется даже сотрудничество между странами СНГ. Да какое там сотрудничество, когда в желании реанимировать СССР мы сегодня имеем ситуацию разваливающегося Союза независимых государств.

Таким образом, фактор международной помощи и внешнеэкономического сотрудничества в целях выхода из кризиса явно проигрывает, является более слабым по сравнению с тем, что было в 90-х годах.

Понимание сути проблем, профессионализм власти, готовность к реформам.

Когда сегодня слышишь в очередной раз о том, что самое плохое в экономике закончилось, что «пора переходить к повестке развития», что экономика достигла «дна», что все это мы уже проходили в 2008–2009 годах, что экономический рост вот-вот начнется и т.п., то думаешь: власти не понимают природу, существо, причины нынешнего экономического кризиса. В антикризисной политике они опять делают ставку на спасение банков, хотя нынешняя ситуация - не повторение 2008–2009 годов. Говорятся правильные слова о необходимости структурных реформ, но особой конкретизации, не говоря о действиях, мы по-прежнему здесь не видим.

В начале 90-х годов реформаторы, несмотря на тяжелые ошибки, в целом верно представляли то, что необходимо делать. Другое дело, что издержки того, как делали, были подчас неоправданно высокими. Они были лучше подготовлены и в профессиональном плане. Во всяком случае, тогда не задумывались о том, как, к примеру, ограничить поголовье сельскохозяйственных животных и птицы в личных подсобных хозяйствах. Тогда не принимались решения об уничтожении продовольствия, пусть и контрабандного. А ведь тогда проводить рыночные реформы было неимоверно сложнее, потому что все делалось впервые, что называется, с чистого листа.

Таким образом, «управленческий» фактор - явно не в пользу нынешней власти.

В целом же сравнительная картина набирающего силу нынешнего экономического кризиса и кризиса 90-х годов с точки зрения анализа факторов, которые предопределяют тяжесть таких периодов, получается следующей: исходный жизненный уровень населения и резервы у страны сегодня выше, чем это было в 90-х годах; мировые цены на нефть будут достаточно долго на сопоставимо низком уровне (получается, что здесь ситуация примерно одинаковая); международный и управленческий факторы явно уступают тому, что было в 90-е годы.

Картина получается такая: два фактора - в пользу того, что в этот кризис будет легче, один (нефть) - одинаковый, два фактора - в этот раз будет тяжелее.

Так, ответ на вопрос «будет тяжелее, чем в кризис 90-х годов?» пока не очевиден. Идем дальше в анализе. Попробуем оценить перспективы каждого из факторов. Уровень жизни - снижается, финансовые резервы - в общем-то, тоже. Цены на нефть остаются достаточно долго низкими. Санкции, антисанкции и т.п. - и это остается в обозримом будущем. Рассчитывать на резкое повышение профессионализма и ответственности властей не приходится.

Получается, что если ничего не изменится, то уже в достаточно обозримой перспективе (два-три года) не останется факторов, которые бы говорили о том, что в этот кризис будет все-таки легче.

Значит, если упустить и это время, то нынешний кризис вполне может оказаться даже тяжелее, чем это было в прошлом веке. Но это надо очень постараться, я бы даже сказал - умудриться. Однако умудрились же мы вляпаться в нынешний кризис, когда европейская и мировая экономики растут, а трудности Китая - это всего лишь замедление темпов экономического роста.

Обоснование системы антикризисного управления предприятия невозможно без анализа внешнеэкономической среды, процессов, происходящих на макроуровне экономики. Отсюда, необходимость глубокого понимания причин, истоков возникновения и развития экономического кризиса, выявления основных его последствий.

Выход из кризиса, переход экономики на траекторию устойчивого развития требует разработки и реализации обоснованной экономической стратегии.

Понятие «кризис» применительно к процессам, происходящим в обществе и экономике, стало применяться в конце XIX века, хотя первый промышленный кризис в истории разразился в 1825 году и затем стал повторяться каждые 8-12 лет. К середине XX века развитие экономической теории, проведение более обоснованной экономической политики позволили сгладить его негативные последствия (наиболее острым был мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг.).

Объективно кризис является фазой экономического цикла, во время которой происходит насильственное восстановление нарушенных в ходе развития пропорций в воспроизводстве, и проявляется в падении производства, недогрузке мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно-кредитной, валютно-финансовой сферах, снижении жизненного уровня населения. Поэтому кризисы неизбежны и, по-видимому, не могут рассматриваться как «нежелаемое состояние» (28, с.35) или «экономически негативное явление» (45, с.19).

Глубина, продолжительность, негативные последствия кризиса в значительной мере определяются уровнем управления экономическими процессами, совокупность особенностей которого позволяет говорить об антикризисном управлении, выделении его в отдельную область науки об управлении.

Хотя нынешний экономический кризис в России явно проявился с начала 90-х годов, предпосылки его возникновения имеют глубокие корни, безусловно уходящие в доперестроечный период развития. Можно утверждать, что условия для его возникновения сложились в экономике России до начала ее реформирования. Так, производственная структура была смещена в сторону высокого удельного веса первого подразделения группы «А» в промышленности при значительном развитии ВПК и слабом развитии сферы обслуживания. В области техники и технологии экономика занимала ведущие позиции лишь в ряде отраслей (космос, военная техника), а в целом обладала слабой конкурентоспособностью на мировом рынке, была утяжелена массой устаревшего оборудования.

В 70 - 80-е годы устойчивой характер приняла тенденция снижения эффективности живого труда, постоянно увеличивался разрыв в уровне производительности труда по сравнению с развитыми странами, что на фоне высоких темпов ее быстрого роста в 20 - 50-е годы свидетельствовало об исчерпании резервов дальнейшего развития в условиях действовавшей системы управления. Уровень жизни населения поддерживался главным образом за счет торговли сырьевыми и материальными ресурсами.

С годами недостатки действовавшей системы управления проявлялись все отчетливее. Партией и правительством предпринимались неоднократные усилия по их устранению, или, по крайней мере, сглаживанию их негативного влияния на результаты управления экономическими процессами. Уже в середине 60-х годов была предпринята попытка проведения комплексной хозяйственной реформы, направленной на совершенствование всех элементов хозяйственного механизма, основных инструментов государственного регулирования - плана и хозяйственного расчета.

В 70-е годы была обоснована необходимость и осуществлен переход к показателям планирования, оценки, стимулирования, более адекватно отражающим конечные результаты труда (чистой и условно-чистой продукции и др.). Однако, краткосрочные положительные изменения в результатах хозяйствования быстро сменялись возвратом на траекторию негативных тенденций в развитии - снижению эффективности хозяйствования, замедлению роста благосостояния, в отдельные периоды и к абсолютному снижению его уровня.

К середине 80-х годов необходимость коренных изменений в системе хозяйствования, механизме управления стала очевидной для большинства населения - общество «созрело» для начала коренной их реформы.

Первые шаги реформы исследователи связывают с либерализацией цен, приватизацией собственности. Благодаря этому, началось формирование рыночной среды - без равновесных цен, плюрализма форм собственности переход к рынку невозможен.

Теоретической основой новой системы государственного регулирования стал монетаристский подход, ограничившийся изменениями преимущественно в области товарно-денежного обращения, введением свободных цен и не обеспечивший кардинальных улучшений в области организации и управления производством, создания реальных предпосылок (в том числе, финансово-экономических) для улучшения работы товаропроизводителей. При этом до сих пор нет обоснованной ценовой политики, а процессы приватизации свелись к переделу государственной собственности в интересах незначительной части населения. Но даже при правильной политике в области ценообразования и приватизации одних этих мер недостаточно. Необходима выработка системы организационно-экономических, научно-технических и социальных мер, обеспечивающих устойчивый рост экономики, укрепление финансового положения государства и денежного обращения. Реформы связаны со структурными преобразованиями в народном хозяйстве в соответствии с рыночными условиями. Глубина и скорость изменений во многом зависят от государства и возможностей подкреплять их значительными инвестиционными ресурсами.

Экономические процессы в любой стране сопровождаются непрерывной адаптацией связей, образующих организационные и материальные структуры народного хозяйства. Среди множества происходящих в нем сдвигов особое место принадлежит технологическим преобразованиям на микроуровне. В рыночной циклически развивающейся экономике частота микроструктурных адаптационных изменений на разных фазах цикла различна. Максимальной интенсивности они достигают в фазе кризиса, приобретая характер масштабной структурной перестройки.

Таким образом, структурная перестройка представляет собой преобразования производительных сил, определяемые необходимостью технологического обновления производства и его приспособления к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Среди важнейших целей ее можно назвать реструктуризацию и реорганизацию производства, в том числе, путем ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния предприятий, замену физически и морально устаревших основных фондов, внедрение технических нововведений, выпуск новой продукции. Все это может привести к существенным сдвигам в отраслевой, технологической, региональной и других структурах общественного производства.

Содержание и основные направления структурной политики включают в себя определение структуры экономики, намечаемых структурных преобразований. Определяющей для народного хозяйства структурной пропорцией является соотношение между частями национального дохода, направляемыми на накопление и потребление. В Российской Федерации для экономического роста по мнению Л. Арцишевского и Р. Райзберга необходимы накопления объемом не менее 15% национального дохода. Доля ВВП, направляемая на амортизацию основных фондов и внутренние инвестиции, должна составлять не менее 20% .

Отраслевая структура экономики характеризуется соотношением вкладов отдельных отраслей в ВВП или долями экономических ресурсов, прежде всего, основных средств производства. Большое значение придается структуре промышленного производства, зависящей, в первую очередь, от соотношения объемов продукции, основных средств, занятости в добывающем и обрабатывающем секторах.

Воспроизводственная структура экономики характеризует темпы обновления выпуска разных видов продукции, исходя из их жизненного цикла. Одним из важнейших показателей служит возрастная структура активной части основных фондов.

Технологическая структура производства позволяет судить об уровне преобразования вещества, энергии, информации, где определяющим показателем является соотношение функционирующих технологических укладов.

Немаловажное значение имеет региональная структура экономики, так как на территориальное размещение экономических объектов оказывают влияние социальные, природные, экономические и географические факторы. В региональной структурной политике популярна идея выравнивания экономического потенциала, доходов, уровня и качества жизни.

В условиях открытой рыночной экономики на первый план выходят структурные показатели, характеризующие связь ее секторов с отдельными видами рынков, их ориентацию на внутренний и внешний спрос, потенциальную и реальную возможности обеспечивать экспорт товаров, производить импортозамещающую и другую конкурентоспособную продукцию, удовлетворяющую внутренние потребности.

Проведение обоснованной структурной политики позволяет ослабить негативное влияние циклических кризисов, проявляющихся в периодическом ухудшении качества функционирования экономики вследствие снижения эффективности и конкурентоспособности производства под воздействием постепенного накопления внутренних противоречий, устаревании сложившихся форм организации и управления, насыщении рынка традиционной продукцией. Основная задача проводимых структурных преобразований состоит в устранении накопившихся глубоких структурных деформаций: перекосов в отраслевой структуре народного хозяйства, выражающихся в чрезмерном развитии тяжелой промышленности и ВПК, высокой доле минерально-сырьевого комплекса, слабом развитии производственной и социальной инфраструктуры; деформации технологической структуры производства, из-за чего многие предприятия оснащены морально устаревшей техникой; отставании технического уровня производства и качества выпускаемой продукции; перекосов в размерной структуре производства, возникших вследствие преобладания крупных и сверхкрупных предприятий: просчетах в территориальном размещении предприятий, осуществлявшемся без учета требований минимизации издержек, в том числе транспортных расходов.

Для устранения названных деформаций необходима стратегия, предусматривающая государственное инвестирование, стимулирование инвестиций в частном секторе, реструктуризацию ключевых отраслей и реформирование предприятий, привлечение для этого внешних заимствований при регулирующем и направляющем участии государства в управлении народным хозяйством и решении социальных проблем. Следует особо отметить, что без крупных инвестиций, прежде всего, за счет внутренних источников, проведение структурной политики невозможно. В слабой экономике, лишенной достаточных инвестиций, прогрессивных технологий и инноваций, структурные изменения все равно происходят, но, в основном, самопроизвольно и неуправляемо, являясь результатом противоречивых приспособлений хозяйствующих субъектов к внутренним и внешним условиям, а существенная часть изменений приводит к ухудшению структурных параметров экономики.

За годы реформ наиболее значительные сдвиги произошли в отраслевой структуре народного хозяйства, главным образом за счет неравномерных темпов снижения производства и инвестиций в отдельных секторах. Стабилизация объемов и даже рост характерны для производства теплоэлектроэнергии, добычи природного газа, бокситов, цинка, продукции медной промышленности. Сложное положение сохраняется в машиностроении, легкой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, химической промышленности, промышленности строительных материалов.

Одним из важнейших факторов структурной политики в контексте быстро прогрессирующей ее интеграции в мировое хозяйство становятся внешнеэкономические связи, в результате чего расширилось участие страны в системе международного разделения труда.

Таким образом, однобокий характер проводимых реформ не привел (и не мог привести) к созданию эффективной системы хозяйствования и управления, о чем наглядно свидетельствуют достигнутые результаты, основные из которых представлены нами ниже.

Процесс реформирования экономики России сопровождается интенсивным сокращением ее экономического потенциала. Это находит отражение в показателях возрастной структуры оборудования, степени износа основных фондов, использования рабочей силы.

Данные о возрастной структуре промышленного оборудования представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Возрастная структура промышленного оборудования, в % к итогу

Быстро увеличиваются износ основного капитала, фактический срок службы оборудования, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.2

Таблица 1.2 Состояние основного капитала промышленности

При среднем износе капитала в народном хозяйстве около 52% по промышленности он составляет 68%, в том числе в машиностроении - более 70%, в химии и нефтехимии - около 80%, в нефтепереработке - более 79%.

Повышение степени износа основных фондов, «старение» производственного аппарата сопровождается опережающим падением объемов инвестиций в основной капитал, продолжающимся уже 12 лет и составившим в 1998 году 22% от уровня 1991 года.

Производственная база промышленности характеризуется вытеснением продукции пятого технологического уклада - электроники, информатики и др., низкой инновационной активностью, что препятствует технологическому обновлению промышленности, росту производительности машин и оборудования.

В 1991 - 1998 гг. загрузка производственного аппарата уменьшилась с 88 до 50% (самый низкий уровень был зафиксирован в 1994 г. - 47,8%, после чего медленный подъем до 51,4% в 1998 г.). На многих предприятиях, в некоторых отраслях загрузка мощностей опустилась ниже уровня технологической окупаемости и безубыточности производств (в 1998 г. в ВПК мощности использовались на 12-13%, в легкой промышленности - 19,2%). Многие крупные заводы, игравшие ключевую роль в индустриализации страны, практически не работают: например, «Ростсельмаш» по основной продукции загружен на 8-9%; Чебоксарский

Таблица 1.3 Рентабельность продукции по отраслям экономики, %

завод промышленных тракторов - на 7-8%; КАМАЗ - 8-9%; троллейбусный завод в Саратовской области - на 3- 4% и т.д.

Именно резкое падение загрузки производственного аппарата стало основной причиной падения рентабельности производства, динамика которой представлена в таблице 1.3

Хотя по разным источникам значения рентабельности колеблются, устойчивая негативная тенденция не оспаривается никем из исследователей.

Такая же тенденция прослеживается и в динамике доли убыточных предприятий в общем их числе, что подтверждается данными таблицы 2.4 .

Аналогичная ситуация в других странах СНГ, где реформы проходят по сценарию, весьма близкому к российскому. Так, совокупный ВВП стран СНГ сократился на 40%, объем промышленного производства - на 50%, хотя в ряде из них в 1997 г. наметилась тенденция к прекращению спада и стабилизации экономик.

Товарооборот России со странами СНГ составил в 1997 г. 30,6 млрд. долларов, что в 4 раза ниже 1991 г. Удельный вес этих стран в общем объеме российской торговли остается на уровне 22%, по сравнению с 59% до разрушения СССР, причем 25% российского товарооборота со странами СНГ составляют бартерные операции.

Таблица 1.4 Доля убыточных предприятий в общем их числе, %

В целом, внешнеторговый оборот России сократился на 28,5%; в то же время отток капитала за годы реформ достиг 130-140 млрд. долларов (15, с.5).

Структура экспорта и импорта остается характерной для слаборазвитых стран. В 1997 году 67,7% общего экспорта принадлежали минеральным продуктам; 10,6% - машинам, оборудованию и транспортным средствам. В импорте 25,3% составляют продовольствие и сельхозсырье, 34,9% - машины, оборудование и транспортные средства. С учетом "неорганизованных" закупок доля продовольственного импорта еще выше. Так, в 1997 г. он оценивался в 14,6 млрд. долларов (46, с.21,22).

Производительность труда снизилась на треть, энергоемкость производства - возросла на треть. До 2/3 крупных и средних предприятий не имеют ответственного собственника.

Таким образом, исчезли внутренние источники устойчивого экономического роста (10, с.121-123). В рейтинге конкурентоспособности на 1999 г., составляемом Международным институтом управления и развития (Швейцария) для 47 стран на основании анализа 288 критериев, Россия занимает последнее место; по кредитному рейтингу - 104 место в списке из 133 стран (15, с.10).

Происходящие в структуре общественного воспроизводства определенные изменения во многом носят стихийный характер, однако вполне «вписываются» в выявленные нами выше тенденции.

Ключевым сектором экономики является топливно-энергетический комплекс. Только нефтегазовая отрасль России обеспечивает около 45% экспорта, 60% валютных поступленийи около 20% ВВП. ТЭК располагает 5% мировых запасов нефти и 34% мировых запасов газа.

Сегодня ТЭК обеспечивает значительную долю производства промышленной продукции, подавляющую часть налоговых поступлений в бюджет.

В нефтяной отрасли налоги составляют 62% объема продаж. В 1994 году нефтяной комплекс обеспечивал 6% всех поступлений в бюджет в 1998 - 22%, в 1999 - 30% при сокращении добычи на треть. «Газпром» производит около 5% ВВП и обеспечивает 20% налоговых поступлений.

Хотя значительная часть экспортной выручки расходуется на закупку оборудования для добычи нефти (около трети вывозимой нефти уходит на эти цели), износ фондов в топливно-энергетическом комплексе составляет до 60%. В эксплуатацию существующих месторождений или разработку новых необходимы инвестиции в объеме 40 млрд. долларов, без них Россия через 5-10 лет может стать импортером сырой нефти.

В 1994 году добыча нефти снизилась по сравнению с 1991 годом на 42%, газа - на 8%, угля - на 41%, производство электроэнергии - на 25%.

За 1993 - 1998 гг. удельный вес убыточных организаций в ТЭК увеличился в 6,3 раза и достиг 49,2%. Сумма убытков возросла в 605 раз до 139,2 млрд. рублей.

В обрабатывающих, в том числе высокотехнологичных отраслях, ситуация значительно хуже, чем в топливно-энергетическом комплексе.

За 1991 - 1998 гг. объемы производства в обрабатывающей, нефтехимической промышленности, в машиностроении упали втрое, промышленной продукции в натуральном выражении - более чем вдвое (22, с.18)

Спад производства в высокотехнологических отраслях оказался намного больше, чем в среднем по промышленности. Более чем в 8 раз сократились расходы на НИОКР, составляя всего 0,7% ВВП.

В особенности велики масштабы разрушений в военно-промышленном комплексе, составлявшем предмет законной гордости советской экономики. За 8 лет реформ выпуск военной продукции ВПК упал в 6,5 раза, гражданской - в 3 раза. Предприятия потеряли более 2 млн. специалистов. Оставшиеся в ВПК разрозненные производства, КБ, НИИ способны удовлетворить лишь 17% оборонных нужд. Это не могло не сказаться на уровне обороноспособности страны. В ВМФ РФ только за 1992г.: подводные лодки были сокращены на 40%, в том числе атомные - на 26%, крупные надводные корабли - на 20%, корабли ближней морской зоны - на 26%.

Самолетный парк страны уменьшился на 64%. В итоге по спутникам мы уступаем НАТО в 10 раз, по числу кораблей океанской зоны - в 8 раз, по боевым самолетам - в 2,5 раза.

Даже если уменьшение объемов производства вооружений не создает опасности для страны в части ее обороноспособности, такое разрушение неоправданно в экономическом смысле - известно, что экспорт вооружения является самой доходной отраслью США, западных стран, существенно потеснивших нас на этом рынке за годы реформ.

Существенные потрясения переживает и аграрно-промышленный комплекс страны.

На 1 января 1996 года сельское население РФ составило около 40 млн. человек или 30% всего населения. Приусадебными хозяйствами, садово-огородными и дачными участками располагают 44 млн. из 50 млн. домохозяйств.

Если в 1990 году на долю личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков приходилось 24% валовой продукции сельского хозяйства, то в 1997 году - 50%, в том числе 90% картофеля, 73% овощей, 77% плодов и ягод, 55% мяса и птицы, 47% молока, 51% шерсти, 30% яиц, 74% меда. Эти цифры приведены без учета фермерских хозяйств, удельный вес которых в валовой продукции не превышает 2%. В то же время 30-40% сельских жителей трудоспособного возраста в результате "противоестественного отбора" превратились в люмпенов, практически не имеющих и не стремящихся иметь собственность, за которую нужно нести ответственность.

В перспективе, если государство не будет вмешиваться в дела аграрного сектора, ожидается преобладание вялотекущих деградационных процессов, усиление социальной дифференциации (только 19% хозяйств были рентабельными на начало 1998 г.); усиление процесса натурализации производства: все большее число хозяйств будет относиться к категории не товарного, а натурально-потребительского типа.

Объем производства в сельскохозяйственных перерабатывающих предприятиях в 1997 году составил 40% к уровню 1990 г.

Приятным исключением в общей панораме видятся успехи дорожного строительства в России. Именно оно, по мнению некоторых ученых, может стать рычагом, с помощью которого можно вытянуть всю экономику. Только в 1998 году было построено около 1000 км федеральных трасс - в 5 раз больше, чем в предыдущем. Экономический эффект превысил 100 млрд. рублей в год. Протяженность магистралей общего пользования в настоящее время составляет 570 тыс. км, что в два раза ниже минимальных транспортных географических потребностей. Такое положение становится все более нетерпимым в условиях, когда ежегодный прирост числа автомобилей и перевозок на шоссе составляет 10-15% (11, с.19).

Существенное падение объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйств, старение производственного аппарата в значительной мере обусловлены снижением инвестиционной, в особенности инновационной активности. За годы реформ объем инвестиций в реальный сектор экономики снизился почти в 5 раз.

Таблица 1.5 Объемы инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в ценах соответствующих лет с учетом деноминации

Инвестиции по годам

Млрд. рублей

1995 1996 1997 1998 1999

1995 1996 1997 1998 1999

Предприятий

Из них: собственные

Привлеченные населения

иностранные

Государства

Динамика к предыдущему году

Таким образом, большую часть инвестиций в основной капитал осуществляют предприятия.

Более половины этих вложений приходится на федеральные естественные монополии. Так, в 1998 г. ОАО «Газпром» инвестировало 35.8 млрд. руб.; РАО «ЕЭС России» (головная компания) - 2,3 млрд.

Девальвация рубля в августе 1998 г. привела к относительному повышению конкурентоспособности российских товаров, начался активный процесс импортозамещения, однако в инвестиционной сфере позитивных сдвигов пока нет. Огромные средства отвлекаются в финансово-спекулятивный сектор, пока оказывающий слабое влияние на реальную экономику. В 1997 г. оборот ГКО составил 1103 трлн. руб. или в 2,7 раза больше инвестиций в основной капитал из всех источников.

Существенно ослабленным в результате проводимых реформ оказался и инновационный потенциал. Прежде всего, это касается развития науки, финансирование которой за последнее десятилетие сократилось в 15 раз, численность научных сотрудников - в 65 раз, финансирование такой специфической научно-технической среды, как наукограды - примерно в 100 раз.

Хотя на экономическую катастрофу оказали влияние и принятие нереальных бюджетов, и падение мировых цен на нефть, мировой экономический кризис, главной причиной, истоками российской трагедии являются стратегические ошибки. В первую очередь - отсутствие программы, общей стратегии развития страны, отказ от государственного регулирования в базовых отраслях и, как следствие, потеря управления народным хозяйством. Кроме того, целенаправленное разрушение высокотехнологических производств, предприятий конечной переработки сырья, коррумпированность высших эшелонов власти, криминальный захват общенародной собственности, подчинение национальных интересов интересам Запада. И теперь, когда уже не требуется никакой прозорливости, чтобы оценить последствия реформ - они налицо, для всех становится очевидной необходимость изменения курса реформ, важнейшей задачей науки становится обоснование, разработка стратегии дальнейших преобразований.

Анализ ситуации свидетельствует о том, что последствия кризиса могли быть не столь разрушительными, если бы было обеспечено эффективное управление процессом преобразований, экономикой в целом.

К началу реформ в России сложились благоприятные условия для ускорения развития: резко снизилась внешнеэкономическая нагрузка (финансирование деятельности компартий во всем мире, поддержка дружественных режимов и т.д.). Особо следует отметить сокращение военных расходов. Население с энтузиазмом готово было идти за новыми лидерами в «светлое завтра» в ногу с человечеством, без претензий на особые роль и положение в мире. Однако развитие событий показало несколько иную направленность реформ.

Если в первые годы реформ явно обозначился «тройственный союз», их проводящий, в лице правительства, контролирующих его олигархических кланов и международных финансовых организаций, то в последующие периоды наметилось быстрое возрастание роли и влияния финансовой олигархии, власть денег которых все чаще стало подкрепляться «хождением во власть».

Так, В. Брынцалов со свойственной ему непосредственностью недвусмысленно отмечает: роль финансовой олигархии возрастает, мы накапливаем капитал, мы все равно будем править - назначать президентов, диктовать журналистам.

Цели реформаторов довольно долго либо не формулировались вообще, либо предлагались весьма туманные формулировки (построить социализм с «человеческим лицом», «выйти на столбовую дорогу развития всего человечества» и т.д.)

Однако достаточно быстро стала вырисовываться тенденция движения страны к капитализму эпохи свободной конкуренции, первоначального накопления капитала, хотя провозглашалось в качестве главного ориентира построение постиндустриального, интегрированного общества. Именно движение «назад», вопреки всем канонам диалектики, соответствовало истинной цели тех, кто пришел к власти под прикрытием демократических лозунгов, так как оно позволило осуществить беспрецедентный по своим масштабам раздел и присвоение бывшей общенародной собственности. Этому была подчинена вся политическая система, освященная нынешней Конституцией. Именно в нее внедрены правовые положения, которые способствовали криминальному разделу собственности:

Первое. Гипертрофированный институт президентской власти позволил узкому кругу лиц бесконтрольно проводить политику, сравнимую по разрушительным для России последствиям только с военным периодом.

Второе. Заложенный в Конституции недостаток полномочий у парламента сделал его практически беспомощным.

Третье. Отсутствовал контроль общества за действием властей.

Конкретные дела, инициатива людей могут находить себе применение только в государстве, отстаивающем национальные интересы своей страны и народа. Между тем, до последнего времени такие действия государства в нашей стране не просматриваются. Как справедливо отмечает Ю. Козлов, движущими силами преобразований были, прежде всего, интересы нескольких десятков крупных корпораций и криминальных образований.

Для управления этим движением была выбрана вполне адекватная ему монетарная модель регулирования экономики, которая предусматривала минимальное вмешательство государства в экономику; «шоковая терапия», предполагавшая ограбление народа быстрее, чем он успеет понять, что же происходит на самом деле.

Анализ процесса реформирования российской экономики свидетельствует о том, что даже для утверждения о его рыночном характере нет достаточных оснований. Заметим, что к началу 90-х годов уже был накоплен позитивный опыт реформирования экономики в Китае. (За необходимость движения по китайскому пути высказывались А. Вольский, Е. Примаков, известные экономисты Л. Абалкин, О. Богомолов, Д. Львов и др. Среди известных западных экономистов первым за это высказался М. Интриллигейтор).

Суть китайского пути состоит в том, что власть остается в руках старой номенклатуры, благодаря сохранению однопартийной системы и идеологической жесткости режима. Экономические преобразования проводятся постепенно и под контролем номенклатуры, а попытки альтернативной политической деятельности подавляются.

З. Бжезинский полагает, что России следовало сохранить на некоторое время принцип государственного интервенционализма, особенно если речь идет о реализации единой экономической политики, основанной на долгосрочном планировании.

В соответствии с принятой концепцией, стратегией развития создавался и механизм управления экономикой страны. Выделим лишь некоторые его отличительные признаки.

Если до реформы в стране существовала достаточно стройная система подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, то в ходе реформы она во многом оказалась разрушенной. Сплошь и рядом в высшие эшелоны власти приходят случайные выдвиженцы (питерская, нижегородская группы и т.д.), не имеющие достаточного опыта руководящей работы, практически не способные организовывать деятельность народнохозяйственного комплекса, не владеющие даже основами теории управления. Попытки компенсировать эти недостатки наращиванием численности аппарата управления1 1 За последние 10 лет число управленцев в России достигло 1,2 млн. человек. При Сталине было 550 тыс., при Хрущеве - 500 тыс., при Брежневе - 753 тыс., при Горбачеве - более 650 тыс. чаще всего приводят к противоположному ожидаемому результату.

Один из ключевых вопросов перехода к рынку - разгосударствление, приватизация собственности. Перечень приведенных высказываний легко умножить, однако и без этого ясно, что проведенные в России разгосударствление и приватизация экономики не привели ни к созданию эффективной конкурентной среды, ни к появлению настоящего собственника. В то же время приватизация стала чрезвычайно питательной средой для криминала, коррупции. Только в течение периода активной приватизации вскрыто более 36 тысяч преступлений, и можно полагать, что это лишь видимая часть «айсберга». Это подтверждается тем, что в официальной статистике находит отражение не более 15% всего богатства страны. Большая часть неучтенного национального богатства трансформируется в нелегальный поток доходов, который, в значительной мере, уходит за границу.

По некоторым оценкам только в 1996 году неучтенный импорт возрос в 1,5 раза и составил 35% общего импорта из дальнего зарубежья и 25% - ближнего; по стоимости - 21,5 млрд. долларов. Туристами в этом же году было вывезено 8,3 млрд. долларов.

Поражает воображение размер хищений, многие из которых не только сопоставимы с бюджетом страны (!), но и превышают его.

Так, компания «Роснефть» была продана за 500 млн. долларов при фактической ее цене 12 млрд. долларов. Только за 1998 г. ущерб от хищений на объектах электросетей превысил 6 млрд. долларов. Анализ движения валютных средств в годы правления В. Черномырдина, проведенный академиком Д.Львовым, показал, что поступление превышает задокументиро-ванные расходы на 74 млрд. долларов.

Рынок в эпоху активной приватизации работал как пылесос, то есть акции перекачивались из России на Запад, где имелись реальные деньги. Финансовые посредники заработали на купле-продаже 6-8 млрд. долларов.

Криминальные структуры по существу являются «государством в государстве», контролируя до 80% коммерческих и банковских структур.

Переход к рынку предполагает необходимость пристального внимания, активных действий по созданию рыночной инфраструктуры, проведения научно обоснованной денежной, финансово-кредитной, налоговой, ценовой политики.

Одним из наиболее тяжких последствий попыток управления экономикой страны на основе монетаристской концепции стало катастрофическое снижение денежной массы, на которое субъекты хозяйствования не могли среагировать иначе как массовыми неплатежами, вытеснением денежных расчетов бартерными. Даже в условиях административно-командной экономики денежная масса в СССР составляла 60-70% валового внутреннего продукта, то есть была на уровне развитых стран (в США - более 100%, в развивающихся странах - 40%). В настоящее время в России она составляет порядка 30-35%.

За все годы реформ в России ни разу не удалось приблизиться к кредитной ставке, сопоставимой с доходностью производства, в результате чего основной источник средств развития экономики, прежде всего, ее реального сектора, был парализован. Даже когда в 1997 году средняя ставка по межбанковским кредитам была понижена до 13,8%, а для юридических лиц нефинансового сектора - до 28,4% (в июле), она оставалась на порядок выше, чем доходность предприятий основных отраслей.

От эффективности политики ценообразования во многом зависит и положение России на мировом рынке, в особенности нефти и газа, являющихся основным источником экспортных поступлений. Так, только в 1998 году мировые цены на нефть снизились на 43%, на нефтепродукты - на 4-45%, цена 1000 куб. м. газа снизилась на 13-15 долларов. В этих условиях необходимо было обеспечить умелое маневрирование на внешнем рынке объемами поставок, ценами, которое должно осуществляться государством и в интересах государства2 2 Азиатские "тигры" недовольно рычат на всяческие концепции свободных цен..

Система планирования на федеральном, региональном, отраслевом уровне по существу оказались разрушенной.

Мотивирование деятельности работников по существу оторвано от достигаемых результатов, затрат средств на предприятиях; на высших уровнях управления задача обеспечения такой связи даже не ставится.

Изложенное свидетельствует о том, что основные элементы механизма управления экономикой были задействованы совершенно недостаточно, что является одной из главных причин затянувшегося системного кризиса. В наиболее обобщенном виде это находит выражение в самом большом в мире внешнем долге России, составляющем на то время вместе с процентами 220 млрд. долларов, что в 1,2 раза превышало ВВП (по западным критериям государство, внутренний и внешний долг которого более 0,1 ВВП, неспособно проводить самостоятельную экономическую политику).

Проблемы преодоления системного кризиса, возрождения России в качестве великой державы должны решаться с опорой на ее собственные ценности1 1 Даже американские эксперты, в частности С. Коэн, будучи не в силах отрицать подмену реального реформирования общества становлением коррумпированного черного рынка, пришли к выводу, что способствовать реформированию России можно только при поддержке идей и интересов, выражающих менталитет российского народа и самобытность России, а не отдельных политических деятелей.. Традиционные для россиян качества: коллективизм, бескорыстие, стремление помочь ближнему, «всемирная отзывчивость, жертвенность» - должны быть положены в основу концепции реформ. Ведь почти 10 лет реформ в России не привели россиян к отказу от «старых» ценностей, более того, основные ценности еще сильнее утверждались в их представлениях. В России, в отличие от Европы и Северной Америки, богатство никогда не рассматривалось как безусловное абсолютное благо. Общественное сознание, напротив, воспринимало его как очевидный грех перед Богом и людьми. В русской традиции богат тот, кто много тратит, прежде всего, на общественное благо (5, с.27). Социологический опрос показал, что в качестве главного предмета национальной гордости 83% людей старшего и 80% младшего поколения называют победу в Великой Отечественной войне. В 1994 г. число опрошенных, предпочитающих спокойную совесть и душевную гармонию всем остальным ценностям, составляло 75%, а последний опрос показал, что этим ценностям отдают предпочтение 92%.

Каждый тип цивилизации вырабатывал свои, отвечающие его специфике источники мобилизации и саморазвития. Для западного общества - священность частной собственности, приверженность правам человека, законопослушание; для народов востока - верность традициям, почитание старших и власти; для России - вера в идеи добра и справедливости, в могущество Родины. Во все времена Россия была идеократическим государством, то есть основанным на власти идеологии. Эта особенность и сейчас должна максимально использоваться для всеобщего блага.

Ошибочными являются попытки отмахнуться от «измов», от вопросов о том, какую Россию мы строим, какой общественный строй выбираем. Для характеристики сущности того или иного общества одним из важнейших критериев выступает тип существующего в нем государства как главного субъекта власти и управления, регулятора общественных отношений.

Фактическая реализация капитализма в самых богатых странах кое в чем превзошла его «конструктивные потенции» (благодаря обширной социализации хозяйства, перспективному планированию и госрегулированию), а фактический, реальный социализм своих возможностей не раскрыл, не обеспечив надлежащего демократического контроля над государственной и хозяйственной администрацией, что привело к ее антиобщественному перерождению.

Обе системы не справились с нарастающими потребностями гуманизации и экономизации хозяйственной деятельности, не преодолели превращения людей и природной среды в придатки и сырье технических процессов, загрязнение мира отходами производства1 1 В сравнении с доктриной минимального вмешательства государства в частную жизнь социалистическая доктрина как политическая не хуже и не менее жизнеспособна (34, с.24).. Поэтому нужна модернизация систем, во многом приводящая к их сближению, конвергенции2 2 Утверждение капитализма не может быть целью для России. Капитализм и сегодня остается главным генератором социальной поляризации в мировом масштабе. В начале 90-годов страны с населением 18% общемирового («золотой миллиард») сконцентрировали производство и потребление 82% общемирового ВВП (34, с.165). Вся история отношений Востока и Запада - это состязание между «лагерями». Капитализм выиграл! Оказалось ли Польша на стороне победителей? Как заметил Иоанн Павел II: «То, что коммунизм проиграл, вовсе не значит что капитализм выиграл» (13, с.56)..

Описание работы

По меньшей мере с конца 70-х годов в кругах советской интеллигенции, а затем и в широких народных слоях укреплялось мнение о кризисе советской социалистической системы. Потребовалось около 10 лет для того, чтобы идея смены модели экономического устройства общества овладела большинством населения. Апокалиптические видения в случае сохранения прежней модели тиражировались средствами массовой информации в таком масштабе, что люди просто потеряли ориентацию. Это было замечательное время для демагогов и прохвостов всех мастей от хорошо знакомого красного большевистского цвета до нежно голубого демократического. Разум уступил место эмоциям

Введение
Понятие кризиса и их виды.
Анализ кризисных явлений в советской экономике.
«Перестройка» и ее итоги.
Положение сельского хозяйства в конце 1980-х – начало 1990-х годов.


4. Причины и особенности экономического кризиса в России в 90-е годы. Пути выхода из него.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Курсовая работа по экономической теории

« ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 90-Х ГОДОВ В РОССИИ.

ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ »

Выполнил: студентка Ф-2-2

Берченко Е.Г.

Проверил: д.э.н., профессор

Шишкин А.Ф.

Воронеж 2007

Введение

  1. Понятие кризиса и их виды.
  2. Анализ кризисных явлений в советской экономике.
  3. «Перестройка» и ее итоги.
    1. Положение сельского хозяйства в конце 1980-х – начало 1990-х годов.
    2. Состояние экономики в конце 1991г.
    3. Начало экономических реформ в России.

4. Причины и особенности экономического кризиса в России в 90-е годы. Пути выхода из него.

Заключение

Список литературы

Введение

По меньшей мере с конца 70-х годов в кругах советской интеллигенции, а затем и в широких народных слоях укреплялось мнение о кризисе советской социалистической системы. Потребовалось около 10 лет для того, чтобы идея смены модели экономического устройства общества овладела большинством населения. Апокалиптические видения в случае сохранения прежней модели тиражировались средствами массовой информации в таком масштабе, что люди просто потеряли ориентацию. Это было замечательное время для демагогов и прохвостов всех мастей от хорошо знакомого красного большевистского цвета до нежно голубого демократического. Разум уступил место эмоциям. Между тем четкого представления и понимания о состоянии и механизмах советской экономики, о возможных вариантах развития ни у кого не было. То, что случилось с нашей страной и нами тогда, относится к сфере психотерапии. Недаром на конец 80-х годов как раз и пришелся бум увлечения психотерапевтами. Советская экономика была больна множеством болезней, и эти болезни необходимо было упорно и долго лечить. Однако, масштабного, всеобъемлющего кризиса до 1990 г. экономика СССР не знала. Этот кризис ей был, выражаясь языком психотерапевтов, внушен. А затем уже и реализован демократическими силами общества.

Если мы хотим вывести Россию из нынешнего состояния нищеты и униженности, то нам следует детально рассмотреть и проанализировать условия и причины нашей национальной трагедии. Для этого нужно выявить причины возникновения кризиса, разобраться и определиться в терминах. В свою очередь это повлечет за собой анализ форм проявления экономических законов в различных экономических системах. Не обойтись без изучения влияния различных подходов к отношениям собственности на экономическое развитие России и других стран.

Понятие кризиса и их виды.

Всеобщая экономическая система развивается по спирали, также по спирали развиваются все ее составные элементы, в том числе и каждая конкретная экономическая система. А это, в свою очередь, означает, что также развиваются и все составляющие их элементы. Развитие по спирали имеет конкретную форму проявления в виде циклического развития.

Цикличность является глобальной и всеобщей формой движения всех экономических процессов вне зависимости от того, к каким уровням экономики они относятся.

Движущим мотивом циклического развития было и остается противоречие между быстрорастущими и обновляющими потребностями общества и его ограниченными ресурсами для их удовлетворения. Осознание данного противоречия толкает на поиски вариантов его решения. Для этого привлекается весь доступный научно-технический потенциал, создающий новые направления развития в технике и технологиях, приводящих к более рациональному, эффективному и многофакторному использованию природных ресурсов и уже известных, применяемых сырьевых материалов.

Теория воспроизводства выясняет, какие условия необходимы для нормального, бесперебойного хода производства, для полной реализации совокупного общественного продукта. Однако реализация товаров и расширение производства не происходит непрерывно, они прерываются кризисами. Теория кризисов должна ответить на следующие три основных вопроса: 1) почему кризисы возможны; 2)почему кризисы неизбежны;

3) почему кризисы происходят периодически?

Экономический кризис – это более или менее регулярно повторяющиеся, а также нерегулярные временные падения производства, возникающие в капиталистическом хозяйстве на основе противоречия между общественным характером производства и частным капиталистическим присвоением.

В истории капитализма среди экономических кризисов главное место занимают регулярные циклические кризисы общего перепроизводства, которые возникают периодически. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы.

Общей основой возможности кризисов является присущее ещё простому товарному производству противоречие между частным и общественным трудом. Частные собственники производят товары без предварительного учёта общественных потребностей. Поэтому вполне возможно, что товары будут произведены в излишнем количестве по сравнению со спросом на них и не найдут сбыта.

Главной причиной экономических кризисов является основное противоречие капитализма - противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения.

Суть этого противоречия состоит в следующем. На предприятиях продукты производятся не в одиночку, а коллективным трудом множества рабочих. Это обобществление труда на предприятиях достигает высшей ступени при крупном машинном производстве. Однако общественному характеру производства противостоит частная форма присвоения. Это означает, что продукты общественного производства не принадлежат всему обществу, а являются частной собственностью отдельных лиц или компаний. Это порождает диспропорциональность общественного производства.

Важным противоречием капиталистического способа производства, которое также обуславливает неизбежность экономических кризисов, является противоречие между производством и потреблением. Расширению капиталистического производства не соответствует рост платежеспособного потребительского спроса. Ограничение покупательной способности тормозит реализацию товаров потребительского назначения, т.е. продукции 2 подразделения. В результате предприниматели 2 подразделения получают меньше средств и не могут купить средства производства в 1 подразделении. Возникает экономический кризис, который приобретает характер всеобщего производства товаров.

К нарушению пропорций воспроизводства ведут и другие противоречия капиталистического способа производства. Здесь необходимо выделить:

1) противоречие между растущим органическим строением капитала и относительным уменьшением доли переменного капитала;

2) противоречие между наемным трудом и капиталом;

3) противоречие между производством и обращением;

4) противоречие между четкой организацией производства на отдельных предприятиях и стихийностью производства во всем обществе.

Экономические кризисы представляют собой способ временного разрешения противоречий общественного воспроизводства.

Экономические кризисы повторяются регулярно, через определенные промежутки времени.

Период, отделяющий один кризис от другого, называется промышленным циклом. Промышленный цикл включает в себя четыре основные фазы: 1) кризис, 2) депрессия, 3) оживление, 4) промышленный подъем.

Характерными чертами кризиса как фазы промышленного цикла являются:

  1. перепроизводство товаров;
  2. резкое падение цен;
  3. резкое сокращение размеров производства;
  4. массовые банкротства предприятий;
  5. резкий рост безработицы и падение заработанной платы;
  6. потрясение кредитной системы.

Обесценение товаров, безработица, прямое уничтожение части основного капитала – все это означает огромное разрушение производительных сил общества. Путем банкротства массы предприятий и разрушения части производительных сил кризис насильственно приспособляет размеры производства к уровню платежеспособного спроса и восстанавливает на некоторое время нарушенные пропорции воспроизводства.

Экономические кризисы имеют две стороны. Одна из них – разрушительная. Она связана с решительным устранением сложившихся ненормальных пропорций в хозяйстве. Рост издержек производства, падение цен на готовую продукцию ведет к снижению прибыли и падению объемов производства.

Другая сторона – оздоровительная. Она неизбежна, поскольку во время депрессии падение цен делает производство невыгодным: оно не дает обычной, средней прибыли. Выходу из этого тупика помогает обновление основного капитала (его активной части – машин, оборудования). Это позволяет удешевить изготовление продукции, сделать ее в достаточной степени прибыльной. Депрессия как фаза промышленного цикла характеризуется следующими чертами:

  1. рассасыванием товарного избытка;
  2. приостановкой резкого падения цен;
  3. прекращением спада производства;
  4. падением ссудного процента.

Фаза депрессии характеризуется застоем в промышленном производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. В этот период создаются предпосылки для последующего оживления и подъема производства.

Оживление и подъем как фазы промышленного цикла характеризуются следующими чертами:

  1. быстрым ростом производства;
  2. значительным повышением товарных цен;
  3. сокращением размеров безработицы;
  4. повышением заработной платы;
  5. кредитной экспансией.

В фазе оживления предприятия, оправившись от кризисных потрясений, доводят объем производства до прежнего уровня. В фазе подъема производство превышает высшую точку, достигнутую в предыдущем цикле накануне кризиса. Это ведет к расширению торговли за пределы платежеспособного спроса населения. Создаются предпосылки для очередного экономического кризиса производства.

Кризис является важнейшей фазой промышленного цикла. Он имеет определяющее значение во всем цикле. Каждый кризис служит исходным пунктом для следующих за ним фаз цикла и создает условия для них. В свою очередь, каждый подъем, как правило, обрывается новым кризисом.

Циклический характер капиталистического воспроизводства.

Обратим внимание на то, что при анализе реальных причин, вызывающих цикличность развития экономики, можно выделить три основных подхода.

Во-первых, природу экономических циклов пытаются объяснить внешними факторами, лежащими вне рамок экономической системы. Это природные явления, политические события, психологическая заданность. Среди внешних факторов можно отметить:

Войны, революции и другие политические потрясения;

Открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и других ценных ресурсов;

Освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара;

Мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.

Во-вторых, цикл рассматривают как явление внутреннее, присущее экономике. Внутренние факторы могут вызвать как спад, так и подъем хозяйственной активности через определенные промежутки времени. Одним из решающих факторов является цикличность обновления основного капитала. В частности, начало экономического бума, сопровождающегося резким увеличением спроса на машины и оборудование, очевидно позволяет предположить, что он повторится через определенный период времени, когда эта техника физически или морально износится, устареет.

Среди внутренних факторов выделяют:

Физический срок службы основного капитала;

Личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объемах производства и занятости;

Инвестирование, т. е. вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;

Экономическую политику государства, выражающуюся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление.

Теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями в отличие от интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как порождение внутренних, присущих самой экономической системе, факторов.

В-третьих, причины циклов усматривают во взаимодействии внутренних состояний экономики и внешних факторов. Согласно такой точке зрения внешние факторы рассматриваются в качестве первичных источников, провоцирующих вступление в действие внутренних факторов, которые трансформируют получаемые импульсы от внешних источников в фазовые колебания экономической системы. К внешним источникам нередко относят государство.