Международные отношения 60 90 годы. Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века. Поворот к разрядке международной напряженности
Международные отношения - явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй - обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы - периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.
О многих событиях международных отношений второй половины XX в. мы говорили в предыдущих параграфах. Вы уже знаете о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить конкретное представление о том, кто и как осуществлял международную политику, почему возникали и чем завершались те или иные конфликты и т.д.
Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений данного периода в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики этого периода - расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата от обострения к «потеплению» отношений и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.
« » началась на исходе 40-х гг. XX в. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Противостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях. Третий рубеж - начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны». Рассмотрим основные этапы «холодной войны».
Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже - межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».
Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.
Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.
1949 г. - создан блок НАТО.
1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).
1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
1955 г. - заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.
1955 г. - образована Организация Варшавского договора.
СОБЫТИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.
1950-1953 гг. - корейская война.
1964-1973 гг. - участие США во вьетнамской войне.
За мир и безопасность
Люди, относившиеся к поколениям, прошедшим через войну, не хотели ее повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений, вспыхивали военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов этого движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.
В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству.
В Бандунгской декларации были предложены следующие принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:
1) Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН.
2) Уважение территориальной целостности всех стран.
3) Признание равенства всех рас и равенства всех наций, больших и малых.
4) Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другой страны.
5) Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.
6) а) Воздержание от использования договоренности о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;
б) воздержание любой страны от оказания нажима на другие страны.
7) Воздержание от актов или угроз агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости другой страны.
8) Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими, как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, так же как другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН.
9) Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.
10) Уважение справедливости и международных обязательств.
В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включилось около 100 государств.
В 70-е гг. XX в. антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зеленых». Первоначально это было движение «гражданских инициатив» в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зеленые» включились в антиядерное движение, развернули акции протеста против гонки вооружений, конфликтов и войн.
Проблемы разоружения
В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан Международный комитет по разоружению. Однако практическое решение поставленных вопросов оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах - атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание Международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и об их уничтожении.
Поворот к разрядке международной напряженности
Разрядка международной напряженности началась там же, где эта напряженность возникла, - в Европе. Ее отправным пунктом стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явились советско-американские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся в 1972-1974 гг. На них был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоренности по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, стали предпосылками для развития общеевропейского сотрудничества. Для того чтобы прийти к названным соглашениям, каждой из сторон потребовалось приложить серьезные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особый вес достигнутому.
Г. Киссинджер, государственный секретарь США в 1973-1977 гг., написал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришел к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста… Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твердо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем «холодной войны». Тем не менее после четырех бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем представлении интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вел переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком… Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли ее с национальными интересами». (Как вы полагаете, что побудило Р. Никсона к переговорам с СССР?)
30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт совещания, подписанный руководителями 33 европейских государств, США и Канады, содержал положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так было положено начало Хельсинкскому процессу, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.
10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975):
суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
К концу 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Установился мир во Вьетнаме. Распались военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО.
Перемены 80-90-х гг
На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.
Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений. Советский руководитель сумел установить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачев, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), проведенные в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х - начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.
Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.
Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.
Конспект урока в 9 классе. МОУ«Изобильненская школа»
Г.Алушты
Республика Крым
Учитель истории
Шифманович Т.А.
Международные отношения во второй половине XX века.
Цели :формировать у ребят целостное и образное представление о развитии международных отношений в 60-90-е гг.; способствовать развитию познавательных умений учащихся:проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках,сравнивать их данные, выявлять характерные черты событий; учить анализировать историческую точку зрения; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов.
Оборудование : « Политическая карта мира »;схема « Циклы мировой политики» ; перфокарты.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Учитель.Познакомившись с политическими и социально-экономическими процессами,которые происходили во второй половине XXвека в странах мира, мы подошли к еще более широкому понятию:биполярный мир.Наша задача на уроке-проследить развитие двухполюсной системы международных отношений, выяснить причины локальных обострений и последствия напряженности в мире и проследить роль ООН в данный период.
II.Актуализация опорных знаний по теме.
1.На доске выписываются понятия, которые надо объяснить.
“xолодная война”, биполярный мир”, железный занавес” ,доктрина Трумэна, гонка вооружений, НАТО, ОВД, доктрина Эйзенхауэра, раскол мира.
2.Беседа по вопросам.
Какой период в новейшей истории называется холодной войной?
Почему антигитлеровская коалиция совместными усилиями победившая фашизм распалась и превратила бывших союзников в непримиримых врагов?
Покажите на карте раскол мира и Европы на две враждебные общественно-политические системы.
Покажите на карте очаги военных конфликтов в первое послевоенное десятилетие(1945-1955гг.)
Почему по мнению историков в конце 1940-х-начале 1950-хгг.сверхдержавам удалось избежать открытых военных столкновений?
III.Изучение нового материала.
1.Работа с перфокартой.
Задание.Опираясь на материал учебника(параграф 32 п.1,2,5) и на схему «Циклы мировой политики»заполнить перфокарту:
2.Лекция.
Карибский кризис 1962г.-конфликт между СССР и США,который поставил две страны на грань ракетно-ядерной войны.
В годы холодной войны Советский Союз был со всех сторон окружен американскими военными базами, на которых находилось ядерное оружие.Отдыхая в Крыму, Хрущев был возмущен тем, что даже его дача находится в пределах прямой досягаемости американских ракет в Турции.Советский лидер решил поставить Америку в такое же положение.Пользуясь тем что кубинские лидеры неоднократно просили СССР защитить их от возможного нападения США,советское руководство приняло решение установить на Кубе ядерные ракеты среднего радиуса действия.Теперь южные города США могли быть стерты с лица земли в считанные минуты.
Кеннеди узнал об установке ракет на Кубе в октябре 1962г. из данных воздушной разведки.Его реакция на известие была решительной-США заявили об установлении морской блокады Кубы в Карибском море.Никакие военные грузы не могли поступать на остров.Это было грубым нарушением международного права,но Кеннеди был готов вступить даже в военное столкновение, лишь бы не допустить создания ракетно-ядерной базы противника в 90 милях от американского побережья.
24 октября советские корабли вплотную подошли к границе блокады.Если бы они пересекли ее,то
американцы могли бы попытаться захватить суда.Это неминуемо вызвало бы военное столкновение,которое в мгновение ока могло перерасти в третью мировую войну.Ракетно-ядерные и военно-воздушные силы СССР и США были приведены в боевую готовность.Круизный корабль, принадлежащий ГДР,пересек зону блокады,но американцы не решились атаковать его,понимая,что на туристическом лайнере нет военных материалов.Однако стало ясно,что американцы не готовы жестко поддерживать блокаду.26 октября после серии закулисных консультаций,Хрущев предложил Кеннеди компромисс:СССР убирает ракеты с Кубы,а США гарантируют,что не будут атаковать Кубу и выведут из Турции свои ракеты.Через два дня соответствующее соглашение было заключено.СССР получил выгоду от этого соглашения.Но и Кеннеди мог считать себя победителем, так как заставил Хрущева сделать первый шаг к примирению и вывести ракеты с Кубы.Мир отошел от грани ракетно-ядерной войны.
3.Вопросы для обсуждения:
Почему Карибский кризис не перерос в вооруженное столкновение СССР и США?
Какие субъективные и объективные причины этому воспрепятствовали?(Обладание ядерным оружием создавало угрозу для обеих сверхдержав;в достижении компромисса сыграли роль
взаимоотношения двух лидеров:Хрущева и Кеннеди.)
Чем заканчивались периоды мировой политики 60-70-х гг. и в конце 80-х гг.?(Соглашениями об ограничении вооружений.)
4.Работа с материалом учебника.
Задание.Опираясь на материал параграфа 32,составьте хронологическую таблицу переговоров и соглашений по ограничению гонки вооружений и укреплению доверия и безопасности в годы «холодной войны» и после распада СССР.
ГОДЫ | МЕРОПРИЯТИЯ | СТРАНЫ-УЧАСТНИЦЫ |
||
Август 1963г. | Подписание Московского договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере,в космосе и под водой | Все страны,кроме Франции и Китая |
||
1970г. | Договор о нераспространении ядерных вооружений | 100 государств |
||
1972г. | Соглашение ОСВ-1 об ограничении стратегических наступательных вооружений;Договор о противоракетной обороне(ПРО) | СССР и США |
||
июль-август 1975г. | Подписание акта СБСЕ | США,Канада, 33 европейских государства |
||
1979г. | Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) | СССР и США(не был ратифицирован США) |
||
1986г. | Встреча глав государств-М.С.Горбачева и Р.Рейгана в Рейкьявике | СССР и США |
||
1987г. | Соглашение об уничтожении ракет малой и средней дальности | СССР и США |
||
1991г. | Соглашение о сокращении на одну треть стратегических наступательных вооружений(СНВ-1) | СССР и США |
||
1993г. | Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений(СНВ-2) | Россия-США |
||
2001г. | Создание антитеррористической коалиции | Россия, страны НАТО |
||
ноябрь 2001г. | Встреча президента США Дж.Буша и президента РФ В.В.Путина в Вашингтоне | Россия-США |
||
май 2002г. | Договор о сокращении наступательных потенциалов(СНП) | Россия-США |
5.Работа по группам.
а)группа выступает с сообщением по теме «Международные и региональные конфликты»,опираясь на подготовленный материал и на « Политическую карту мира»;
б)на основании сообщения заполняется таблица:
в)каждая группа предоставляет текущую международную информацию,опираясь на материалы СМИ.
6.Работа с понятиями и аббревиатурами.
Что означают следующие понятия?
Движение неприсоединения -международное объединение стран,отказывавшихся примкнуть к одному из военно-политических союзов времен «холодной войны».
Интеграция -процесс сближения стран,который приводит к образованию надгосударственных структур управления,общего социально-экономического и политического пространства.
ЕОУС -Европейского объединение угля и стали,ядро будущего Европейского союза.
ЕС (Европейский Союз)-сообщество европейских стран,объединившее все формы сотрудничества(единая валюта,общие социальные стандарты,свободное движение капитала и рабочей силы.)
ЕЭС (Европейское экономическое сообщество)-международный союз,целью которого было создание общего рынка шести стран,основавших сообщество и установивших совместное регулирование использования атомной энергетики.
СБСЕ(ОБСЕ) (Совещание (или Организация) по безопасности и сотрудничеству в Европе)-общеевропейское совещание с участием Канады и США.
ОАЕ (Организация Африканского единства)-региональная организация африканских стран,созданная в 1963г. для совместной борьбы за окончательную деколонизацию Африки,против апартеида в ЮАР.
ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти)-международный картель,созданный странами-экспортерами нефти в 1960г. с целью стабилизации цен на нефть на мировом рынке.
IV.Закрепление темы.
Тест:
1.Что является лишним в ряду и почему?
Международные кризисы второй половины 50-60гг.XXвека.
а)суэцкий;
б)берлинский;
в )багдадский;
г)карибский;
д) вьетнамский.(Кризисов с таким названием не было)
2.В 1999г.в НАТО вступили следующие страны Восточной Европы:
а) Польша, Венгрия, Чехия;
б)Словакия,Румыния, Болгария;
в)Македония, Сербия, Черногория;
г)все вышеперечисленные страны;
д)нет правильного ответа.
V.Итог урока.
Домашнее задание :параграф 32.
СССР в системе международных отношений в середине 60-х и середине 80-х годов
К середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США.
В 70-е годы значительно выросли международный авторитет и влияние СССР. В 1970 г. был заключен Московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости границ всех государств в Европе. Подобные договоры ФРГ заключила с ПНР, ЧССР, ГДР. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения 4-стороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ.
В 1973 - 1975 гг. проходило Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было10: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т.д. Последующие встречи участников СБСЕ стали называться движение СБСЕ.
1970-е годы вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. Американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений: ОСВ-1 (Москва, 1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.). Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах (Гранд-Фокс-США, Москва-СССР). В 1974 году был подписан Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, а в 1976 г. - Договор о подземных взрывах в мирных целях.
В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами "социалистического содружества", что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т.д.
В конце 60-х годов советско-китайские отношения стали враждебными. Весной 1969 г. Китай совершил вооруженное нападение на советскую территорию (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. человек. Основные претензии КНР к СССР носили территориальный характер.
Во второй половине 1960-х годов возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства "социализма с человеческим лицом". Это привело к попытке выйти из-под советского влияния. Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР. Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис. Польский рабочий профсоюз "Солидарность" организовал в конце 1970-х годов ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981 - 1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.
На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). США и СССР оказались вовлеченными в гонку вооружений.
В 1983 - 1984 гг. США разместили крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, на территории ФРГ, Великобритании и Италии. В свою очередь СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силы. В 1979 г. СССР оказался втянутым в войну в Афганистане (9 лет). Большинство стран - членов ООН осудили действия СССР. За годы войны в Афганистане СССР потерял убитыми 15 тыс. человек, 36 тыс. раненными. Каждый день войны обходился в 10-11 млн. руб.
В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXI 1 Олимпиаде в Москве.
В 1984 году СССР разместил на территории ЧСССР и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.
Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам "третьего мира". СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали.
К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.
После событий 1962 г. было ясно: стратегической неуязвимости американской территории не существует. Не было ее и у Советского Союза. Гонка ядерных вооружений не могла гарантировать ни одной из сторон приемлемого уровня защиты от удара вероятного противника. Если даже одна сторона превосходила другую по численности боезарядов, у второй все равно их было так много, что она могла полностью уничтожить первую. Выяснилось, что ядерный потенциал СССР и США столь велик, что уничтожить его посредством первого удара невозможно. Уничтожение было гарантировано обеим сторонам. Такая логика обессмысливала первый удар и подталкивала стороны к сдержанности и отказу от наступательной стратегии. Следовательно, поскольку ни одна из сверхдержав не могла рассчитывать на неуязвимость, обе они должны были строить новую схему обеспечения стратегической стабильности, исходя из признания взаимной уязвимости и невозможности от нее избавиться. Взаимный страх перед гарантированным уничтожением должен был стать регулятором стабильности. Москва и Вашингтон плодотворно сотрудничали по проблеме контроля над вооружениями – три «больших» договора (об ограничении ядерных испытаний, неразмещении ядерного оружия в космосе и нераспространении ядерного оружия), подписанные в 60-х годах, говорили за себя. Правда, косвенно США и СССР противостояли друг другу во Вьетнаме, но и там они старались избежать обострений. В своей инаугурационной речи в январе 1969 г. новый президент США Р.Никсон заявил об окончании эры конфронтации и начале эры переговоров. Возникла возможность политико-дипломатического компромисса между Москвой и Вашингтоном по поводу сохранения глобальной стабильности на основе признания реалий, сложившихся в мире к концу 60-х годов. Конец 60-х – начало 70-х годов в целом характеризовались ослаблением международной напряженности на глобальном уровне и на европейском направлении мировой политики. По сути дела впервые в международных отношениях XX в. принцип статус-кво приобрел универсальное признание, несмотря на идеологические разногласия между Востоком и Западом. На базе признания сложившегося положения дел произошло сближение СССР с западноевропейскими странами и США, следствием которого стали уменьшение опасности глобального конфликта и поворот к решению спорных вопросов посредством диалога и мирного сотрудничества. Эта новая тенденция получила название разрядки международной напряженности или просто разрядки.
14 Международные отношения в 80-90-е гг. Окончание "холодной войны"
Крах разрядки был предопределен тремя главными причинами. Во-первых, Советский Союза отошел от принципа статус-кво в периферийных зонах мира (на юге и северо-востоке Африки и в Афганистане). Во-вторых, Соединенные Штаты посредством сближения с Китаем и поощрения китайско-японского сотрудничества стремились создать американо-китайско-японскую тройственную коалицию против СССР на Дальнем Востоке. В-третьих, непонимание между СССР и Западом в вопросах обеспечения прав человека создало к началу 80-х годов атмосферу недоверия и предвзятости в отношениях между Советским Союзом и внешним миром. Конфликтный характер взаимодействия сверхдержав определялся соперничеством за глобальное лидерство. Советская тяжелая промышленность работала на осуществление военных заказов, поглощавших огромную долю госбюджета. США делали ставку, во-первых, на закрепление своего не утраченного технологического превосходства на СССР; а во-вторых, на изматывание Советского Союза через провоцирование его на увеличение военных расходов. Соединенные Штаты не отказывались от наращивания вооружений, но, обладая более мощной экономикой, они могли позволить себе сбалансированное распределение бюджетных средств между отраслями военного и гражданского назначений. Западноевропейские страны и США, так же как и Япония, оказавшись перед угрозой нехватки нефти, были вынуждены предпринять дорогостоящие финансовые маневры для повышения эффективности национальных производств и снижения удельного потребления энергии и материалов. Экономики США, Японии и других стран уходили в отрыв от СССР на целое технологическое поколение. Использовать этот отрыв в целях ослабления международных позиций СССР и укрепления собственных – было главной задачей Соединенных Штатов в 80-х годах. США не хотели договоренностей с Советским Союзом, провоцируя его на гонку вооружений, которая, как рассчитали аналитики разведывательных служб США, должна привести к экономическому истощению СССР в близкой перспективе. Следуя этой линии, в марте 1983 г. президент Р.Рейган огласил программу «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая, как стало известно в 90-х годах, считалась американским руководством нереалистичной, но служила инструментом вовлечения СССР в дорогостоящие работы по разработке средств нейтрализации американских мер в области стратегической обороны. Основным итогом биполярной конфронтация первой половины 80-х годов стало экономическое истощение Советского Союза, который проиграл конкуренцию с Соединенными Штатами. На равных СССР состязаться с США уже не мог. Ситуация для Советского Союза была крайне неблагоприятной. В 1986 г. в международных отношениях обозначился рубеж. Эпоха конфронтации заканчивалась, и Советский Союз под давлением комплекса обстоятельств ценой уступок, не уравновешенных встречными уступками США, стал добиваться сотрудничества и доверия с Западом.
3.1.Разрядка в Европе. Общеевропейский процесс в 70-е гг. В конце 60-х гг. международные отношения в Европе характеризовались поисками путей различных государств к ослаблению напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В реалистических правящих кругах и правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров.
Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправданный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству европейских государств в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.
В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем государствам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддерживали нейтральные страны Западной Европы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, правительство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созыва совещания. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни - общеевропейский процесс.
На основе позитивных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между Советским Союзом и странами Западной Европы начались консультации предварительного характера, в результате которых 30 июля в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания.
Заключительный акт не являлся договорным документом, но он имел большое морально-политическое значение, ибо вводил в международные отношения новые прогрессивные нормы.
Заключительный акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках общеевропейского, или хельсинкского, процесса.
3.2.Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. На рубеже 70-80-х гг. вновь произошел поворот к конфронтации между СССР и США. Причины такого хода международных событий были многообразными.
Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х гг. осложнили отношения между большой группой стран «третьего мира» и развитыми капиталистическими странами. В мире продолжались процессы революционного обновления. Образование в 1975 г. революционно-демократических правительств в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, революция в Эфиопии в 1974 г., революция а Афганистане в 1978 г., свержение сомосовского режима в Никарагуа в 1979 г., происшедшая в том же году антишахская революция в Иране - все эти события рассматривались правящими кругами США как поражения, а представителями ультраправых сил истолковывались как следствие «слабости» или «некомпетентности» правительства, а то и «происки Москвы».
Поворот к конфронтации в международных отношениях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внешнеполитических акций Советского Союза, прямо противоречащих положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности размещение в странах ОВД новых советских ракет средней дальности. Особое возмущение мирового общественного мнения вызвали ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявленное в декабре 1981 г. военное положение в Польше. Была развернута ожесточенная антисоветская кампания. Под ее аккомпанемент началась новая фаза гонки вооружений, в которой участвовали оба военных блока.
Возвращение к конфронтации и военно-силовой риторике в первой половине 80-х гг. в отношениях между двумя великими державами в немалой степени объяснялось и тем, что обе стороны оказались неспособными оценить меняющуюся международную ситуацию и адаптироваться к новым требованиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и цельностью судеб мира. Взаимоотношения двух систем продолжали трактоваться как их полярное противостояние.
3.3Международные и региональные конфликты в 70- 90-е гг. В 70-е гг. конфликтность в межгосударственных отношениях на Европейском континенте снизилась. Однако это вовсе не означало распространения разрядки на все регионы, особенно на развивающиеся страны, где для возникновения локальных конфликтов сохранялось немало причин. Политика великих держав также не раз вызывала конфликты в различных регионах планеты.
Ближневосточные конфликты. По-прежнему в 70- 90-е гг. нерешенность палестинской проблемы и конфликт Израиля с арабскими соседями создавали угрозу миру и безопасности в районе Ближнего Востока. Лишь в конце 90-х гг. было достигнуто соглашение о предоставлении палестинцам ограниченной автономии, однако проблема урегулирования ближневосточного кризиса еще далека от справедливого решения.
Ирано-иракская война (1980-1988) и агрессия Ирака против Кувейта в 1990-1991 гг. завязали на долгое время узел международных конфликтов вокруг Ирака, вовлекших в свою орбиту ООН, НАТО, США, Россию и другие страны.
Индийско-пакистанская война 1971 г. была связана с индо-пакистанскими противоречиями и внутриполитическим кризисом в Западном и Восточном Пакистане. Война и внутрипакистанский конфликт закончились поражением Пакистана и образованием суверенной Бангладеш.
Другие региональные конфликты 70-90-х гг . Зоной перманентных конфликтов стала Африка, где на почве территориальных, экономических, этнических, религиозных и племенных противоречий возникали междоусобицы, войны и этнические чистки.
Другие региональные конфликты возникали между европейскими странами и в других регионах (греко-турецкий конфликт на Кипре, столкновение интересов Испании и Англии вокруг Гибралтара, аргентино-британ ский конфликт из-за Фолклендских островов и др.).
Немало конфликтов внутри государств и межгосударственного характера было вызвано ростом национализма и религиозного фундаментализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Ряд конфликтов возникал в связи с грубым вмешательством США во внутренние дела малых государств (вторжение в Гренаду в 1983 г., бомбардировка Ливии, угрозы Ираку и пр.). Эти и многие другие региональные конфликты трудноразрешимы, ибо отсутствуют механизмы их предотвращения и решения, а нередко и чувство ответственности за содеянное у их инициаторов.
3.4.Проблема разоружения. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире проходила по простой схеме «вызов - ответ». Выдвигая планы достижения военно-стратегического превосходства над Советским Союзом, правящие круги США были, как правило, инициаторами гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Советский Союз следовал логике контрмер, до середины 80-х гг. не всегда используя политические методы разрешения разногласий.
В результате в мире были накоплены «монбланы оружия». В октябре 1986 г. в СССР насчитывалось 10 тыс. ядерных зарядов на стратегических носителях, а в США - 14,8 тыс. зарядов, каждый из которых превышал мощности бомб, сброшенных на Нагасаки и Хиросиму. Мощность ядерных боезапасов давно уже превышала разумные пределы достаточности.
Такой гигантский уровень накопленных наступательных вооружений был проявлением военно-силового мышления и результатом количественного подхода к созданию ядерных вооружений. С такой же точки зрения рассматривался вопрос о военно-стратегическом равновесии. Серия договоров, заключенных в 70-е гг. (по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2), фиксировала фактические уровни вооружений и лишь ограничивала их рост и в известной мере качественные характеристики определенными пределами.
После встречи в Рейкьявике в Вашингтоне в ноябре 1987 г. состоялась новая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, м Горбачев (СССР) а также связанные с ним протоколы о процедурах ликви- и Дж. Буш (США) дации ракетных средств и об инспекциях.
В июле 1991 г. в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступательных вооружений обеих стран.
Большое значение для установления атмосферы доверия и взаимопонимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках хельсинкского процесса переговоры 23 государств - участников Организации Варшавского Договора и НАТО по обычным вооружениям и вооруженным силам в Европе от Атлантики до Урала.
Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающего масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Атлантики до Урала.
3.5.Роль ООН в международных отношениях . В 70-90-е гг. роль Организации Объединенных Наций в международных делах существенно возросла. В первые послевоенные десятилетия в ней доминировали конфронтационное мышление и поведение. Не случайно тогда ООН нередко называли «западным клубом», инструментом политики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колониального господства, там менялась расстановка сил и в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи и других органов ООН все больше места стали занимать вопросы разоружения, демократизации международных отношений, сохранения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.
Даже в условиях обострения международной обстановки в первой половине 80-х гг. Организация Объединенных Наций продолжала играть важную миротворческую роль. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала решения и резолюции, осуждающие конфронтацию. В декабре 1984 г. она выступила против перенесения гонки вооружений в космос, приняв резолюцию об использовании космического пространства исключительно в мирных целях.
Организация Объединенных Наций сыграла в 80-е гг. немаловажную роль в укреплении позитивных тенденций в международных отношениях. Генеральный секретарь ООН и его представители внесли большой вклад в урегулирование острых региональных конфликтов. Ряд ее важных решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.
3.6.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире и международные отношения. Для международной обстановки 90-х гг. характерным является дальнейшее углубление западноевропейской и североамериканской экономической интеграции, развитие интеграционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Европы и в СССР обострились центробежное процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными республиками полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интернационализация, интеграция хозяйственных связей в капиталистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование национальных государств в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и СССР. Дезинтеграция в странах, называвших себя социалистическими, привела к ликвидации прежних международных организаций (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Она выразилась в распаде Чехословакии, Югославии. Таким образом, современная система международных отношений является переходной от системы, сложившейся в итоге Второй мировой войны и просуществовавшей почти полвека, к новой системе, в которой, с одной стороны, отмирают старые принципы и формы межгосударственных и международных отношений, а с другой - создаются или находятся в стадии становления новые принципы и формы этих отношений.
3.7.Западноевропейская интеграция: новая фаза. 11 декабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт, на стыке голландской, бельгийской и германской границ, что само по себе символично, на встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах этих стран. Открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе, начавшейся с Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС.
Валютно-экономический договор предусматривает переход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной единице - евро.
Другой договор, подписанный в Маастрихте, касается проблемы углубления политического союза западноевропейских государств. Этот документ предусматривает выработку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Новым положением в этом договоре является принцип «квалифицированного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и военной политики.
В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномочий ЕС в области социальной политики, охраны окружающей среды, промышленности, культуры, здравоохранения. Предполагается, что формирование политического и валютного союзов, предусмотренных договорами, займет по меньшей мере два десятилетия и не исключает соз дания единого правительства. Таким образом, принята долгосрочная стратегия развития ЕС.
Между тем ЕС столкнулся с большими трудностями экономического характера. В ЕС сохраняется массовая безработица (11% от общей численности рабочей силы), европейские товары утрачивают конкурентоспособность, и их доля в мировой торговле упала с 24% в 1978 г. до 18% в 1997 г. Не преодолено отставание ЕС от США и Японии в области новейших технологий и научных разработок.
Североамериканская интеграция, включавшая территорию США и Канады по соглашению о свободной торговле 1988 г., получила дальнейшее развитие в связи с завершением в 1993 г. переговоров о присоединении к свободной экономической зоне Мексики. Таким образом, Североамериканский континент превращается в единый хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и совместных наднациональных органов исполнительной власти, североамериканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на уровне переплетения частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания наднациональных органов управления и регулирования. Процессы интеграции ускоряются также в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке.
3.8.Последствия распада «социалистического содружества». К концу 1991 г. окончательно распались все те межгосударственные структуры, которые прежде олицетворяли так называемое «социалистическое содружество» (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Установление либерально-демократических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объединение ГДР и ФРГ изменили ситуацию в Европе, открыли полосу перегруппировки в межгосударственных отношениях и изменений ориентации этих стран. Среди приоритетов во внешней политике эти государства избрали курс на самоутверждение в международных отношениях и на присоединение в той или иной форме к Европейскому союзу и к НАТО.
В мае 1997 г. в Париже между РФ и НАТО был подписан Основополагающий документ об отношениях России с Североатлантическим блоком.
На Востоке Европы сохранялись нестабильность и неопределенность в международных отношениях. Создание Содружества Независимых Государств рядом республик бывшего СССР не переросло в углубление их экономической интеграции. Вместе с тем расширилось участие России и стран Центральной и Восточной Европы в общеевропейских институтах. Россия и большинство государств Восточной Европы стали членами Совета Европы. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе превратилось в постоянный орган по вопросам европейской безопасности и стало называться Организацией по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ).
Важным событием в 1996 г. стало прекращение межэтнических конфликтов в Боснии после распада Югославии. В преодоление этого конфликта включились ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и целый ряд европейских государств, в том числе и Россия.
В конце 1990-х гг. резко обострились этнические конфликты в Косово. Произошло военное вмешательство стран НАТО в конфликт, и под предлогом прекращения этнических чисток албанцев Югославия подверглась массированным бомбардировкам. Косовское урегулирование только началось с вводом в Косово в 1999 г. миротворческих сил ООН, НАТО и России. Хотя масштабные военные действия прекратились, конечное урегулирование этнических проблем на Балканах, похоже, останется далекой перспективой.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем причины обострения международной напряженности в 80-е гг.?
2. Назовите основные региональные конфликты 70-80-х гг. и их причины.
3. Как решалась проблема сокращения вооружений в 80-е гг.?
4. Объясните процессы интеграции и дезинтеграции в мире.
5. Каковы международные последствия распада социалистического содружества?
6. Почему «холодная война» не переросла в третью мировую войну? М. Тэтчер утверждала, что наличие ядерного оружия у СССР и США предотвратило возникновение третьей мировой войны. Согласны ли вы с этим утверждением?
7. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после распада СССР и социалистического лагеря»?
Коллаборационисты - лица, сотрудничавшие с фашистскими захватчиками в странах, оккупированных во время Второй мировой войны.
Похожая информация.