Япония начало 20 века. Внешняя политика японии. Влияние западной культуры

Размеренность феодальной Японии нарушила эскадра американского адмирала Перри в 1854 г. Он вынудил правительство допустить американцев в 2 портовых города. Русские, англичане и французы не преминули воспользоваться приоткрытой лазейкой. Присутствие иностранцев привело к потере таможенной независимости Японии.

Политика правительства вызвала недовольство, что привело к убийству главы правительства. Авторитет сёгуната серьезно пострадал. Сопротивление переросло в вооруженное противостояние с англичанами в 1863 г., а через три года сформировался тайный союз с целью реставрации имперского правления.

В ноябре 1867 г. на престол взошел 15-летний император Мэйдзи. Реставрация Мэйдзи способствовала принятию военной и политической систем по западному образцу. Была принята конституция. На рубеже ХХ века Япония распространила господство в Желтом и Японском морях, присоединила Корею, Тайвань и южную часть Сахалина.

В начале ХХ века японцы отошли от демократии к милитаризму. Участие в первой Мировой войне, на стороне Антанты, позволило расширить границы империи и укрепить влияние в Тихоокеанском регионе.

В 1931 г. японская армия вторглась в Манчжурию. После осуждения действий Лигой Наций, Япония вышла из ее состава. Международная изоляция и экспансионистские стремления подтолкнули Японию к сотрудничеству с нацистской Германией. В 1936 г. Япония подписала пакт с Германией, направленный против Коминтерна. В 1941 г. Япония стала союзницей Германии и Италии, примкнув к «странам оси». В 1941 г. Япония подписала пакт о соблюдении нейтралитета с СССР и обязалась соблюдать неприкосновенность Манчжурии и Монголии.

Завоеванные китайские территории в 1895 г. не удовлетворяли аппетиты империи. В 1937 г. началась вторая японо-китайская война. Вторжение в Китай вызвало негативную реакцию в мире. США вводят против Японии эмбарго на поставку нефти. Отношения Японии и США были напряжены до предела.

В начале декабря 1941 г. Япония нападает на Перл-Харбор – базу тихоокеанского флота США. В это же время аннексируются Филиппины, Малакка и Гонконг. 8 декабря 1941 г. Конгресс США объявил Японии войну. США вступили во Вторую Мировую войну.

Господство Японии на тихоокеанском театре военных действий не было продолжительным. Оправившись после Перл-Харбора, американцы нанесли поражение флоту Японии в Коралловом море. Япония вынуждена была перейти к обороне. К этому времени она не могла рассчитывать на существенную помощь «стран оси», так как Германия основательно увязла на территории СССР.

После падения Берлина и капитуляции Германии в мае 1945 г., начались активные боевые действия стран Антигитлеровской коалиции против Японии. В июле 1945 г. император получает ультиматум с требованием о капитуляции, но отвергает его. Советские войска начинают военные действия в Монголии и Китае.

6 августа 1945 г. на город Хиросима сброшена атомная бомба, которая сровняла город с землей. Та же участь постигла Нагасаки 9 августа 1945 г. 2 сентября 1945 на Акте о капитуляции появляется подпись представителя Японии.

Крушение заставило Японию принять новую конституцию в 1947г., которая декларирует либеральную демократию и политику пацифизма. В 1952 г. был подписан мирный договор в Сан-Франциско, поставивший окончательную точку на милитаристском прошлом Японии. В 1956 г. Япония стала членом ООН.

Смена приоритетов привела экономику Японии к процветанию вплоть до 1991 г. С 1991 по 2000 г. экономику Японии поразил кризис, из которого она выбралась с честью. Сейчас Япония является лидером в области высоких технологий.

Военный подъем и послевоенные трудности.

В Первой мировой войне Япония приняла участие на стороне Антанты. У нее не было особых противоречий с Германией, но на стороне Антанты действовать было выгоднее: Германии на Дальнем Востоке не было вооруженных сил, были колониальные владения, которые можно было захватить. Если же Япония выступила бы против Антанты, ей пришлось бы воевать против России.

Япония вступила в войну, ссылаясь на свой союзнический долг перед Англией. Договор с Англией у нее действительно был, но не обязывал Японию воевать на стороне Англии. Английское правительство, понимая, что участие Японии в во не ведет к захвату германских колоний, пыталось отговорить Японию, но безуспешно.

Так и получилось. Участие Японии в войне было номинальным, но соседние германские владения - концессию в Шандуне, а также Марианские, Каролинские и Маршалловы острова на Тихом океане - она успешно захватила.

Этим выгоды от войны не исчерпывались. Европейские державы в годы войны перестали везти свои товары на азиате* рынки, и Япония стала спешно осваивать эти рынки. Экспорт из Японии вырос в 3 раза, а промышленное производство - 5 раз. Экспорт обеспечил приток золота в бедную Японию, золотой запас Японии в годы войны вырос почти в 7 раз.

Но все закончилось с концом военной конъюнктуры. Евро­пейские товары вернулись на азиатские рынки, и экспорт Японии сократился на 40%, а из-за этого на 20% упало промыт-* ленное производство. От этого кризиса 1920-1921 гг. Япония не могла оправиться много лет. Лишь в 1925 г. производи восстановило уровень докризисного 1919 г., но в 1926-1927 г Японию охватил "промежуточный" кризис, которого не было в других странах. Четверть производственных мощностей зас­тыла в бездействии, обанкротился ряд банков и торговых домов. Уже этот кризис стал первым толчком к милитаризации экономики. Он привел к власти реакционное правительстве генерала Танака, и в 1927 г. появился "Меморандум Танака " - стратегический план установления мирового господ­ства. Этим планом намечалось захватить сначала Китай и со­ветский Дальний Восток, затем всю Азию, Европу и разгромом США завершить покорение мира.

Через год после "промежуточного" кризиса в 1929 г. на­чался новый, мировой. Производство снова упало на 40%, на­чались крахи банков и промышленных компаний.

Таким образом, весь период от конца Первой мировой войны до 30-х гг. Япония непрерывно переживала кризисы и депрес­сии. Ее экономика была слишком слабой для нормального раз­вития в мирных условиях. Внутренний рынок был крайне уз­ким из-за низкой, нищенской заработной платы и мелких кре­стьянских хозяйств, а на внешнем рынке японские товары из-за низкого уровня производительных сил были неконкурентос­пособны. Они имели репутацию "дешевых, но дрянных".

В сельском хозяйстве сохранялись те же отношения, что и до Первой мировой войны. Больше половины земли находи­лось в собственности помещиков, которые сами хозяйством не занимались, а сдавали землю в аренду. В основном это были "отсутствующие помещики", которые даже и жили не в де­ревне, а в городе, и связь которых с землей выражалась лишь в получении арендной платы. Арендная плата составляла 50- 60% урожая. Средний размер крестьянских хозяйств был мень­ше 1 гектара. По-прежнему в сельском хозяйстве господство­вала мотыга; 80% крестьян не имело рабочего скота.

Экономика японии в межвоенный период (1918-1939 гг.)

Грамотная внутренняя политика и благоприятная внешнеполитическая ситуация, вызванная японскими военными победами и Первой мировой войной, обеспечили относительно стабильное и успешное развитие Японии в первые десятилетия XX в.

После окончания русско-японской войны в Японии начался экономический подъем, продолжавшийся до 1907 г. После непродолжительного спада, совпавшего с мировым кризисом, японская экономика продолжила успешное развитие. В начале XX в. Япония уже представляла из себя мощную в экономическом плане державу, ориентирующуюся на внешние рынки сбыта. Обладая значительными колониальными владениями, она заняла лидирующие позиции и на рынках Китая, потеснив Великобританию и США. В 1914 г. доля Японии в иностранных капиталовложениях в Китае достигла 13,4%.

В начале XX в. экономика Япония еще сохраняла аграрноиндустриальный характер, к 1913 г. 60% трудоспособного населения страны были заняты в сельском хозяйстве. Стабильность аграрного сектора во многом обеспечивала устойчивость японской экономики, в стране существенно увеличился сбора риса, выросший за первые десять лет XX века более чем на 10%. По- прежнему успешно развивались те отрасли промышленности, где быстрее шел оборот капитала. В начале XX в. 40% объемов промышленного производства приходились на текстильную промышленность. Особенно заметными были успехи в производстве экспортных товаров легкой промышленности.

В начале XX в. более 13,3% объемов промышленного производства уже приходилось на металлургию и тяжелую промышленность. К началу Первой мировой войны страна почти половину внутренних потребностей в черном металле удовлетворяла за счет собственного производства. За 1907-1914 гг. в несколько раз выросло производство стали, значительно увеличились объемы производства чугуна, меди, угля. Предприятия Сумито – мо успешно освоили производство алюминия и сплавов цветных металлов. Важным показателем экономического развития Японии стали рост объемов производства и потребления электроэнергии. За 1907-1914 гг. производство электроэнергии выросло в 6 раз, мощность электростанций в Японии к 1913 г. достигла 0,5 млн. кВт.

После некоторого спада, связанного с началом Первой мировой войны, с 1915 г. вновь начался экономический подъем, вызванный значительным расширением рынков сбыта японской промышленности. Общий рост объемов промышленного производства за 1914-1919 гг. составил 80%, удвоилось производство чугуна и стали. Японское судостроение вышло на 3е место в мире. Подъем переживали легкая промышленность и сельское хозяйство.

В начале XX века окончательно сложились монополии типа концернов – дзайбацу. Мицуи, Сумито – MO , Мицубиси, Ясуда. Группа семьи Фудзита получила от государства в собственность горнодобывающие предприятия. Семья Асано сконцентрировала в своих руках цементную промышленность.

46. Эволюция промышленного капитализма в ХIХ – ХХ вв.

Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал к капитализму, базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX – начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до первой мировой войны (19I4–1918).

Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина. Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.

Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука.

Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Появились новые транспортные средства – танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли.

В 1895г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено радио.

Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность.

В США акционерные общества возникли в первую очередь на железнодорожном транспорте.

В Германии образование акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги.

В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885–1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов.

Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной, а затем и в других отраслях промышленности.

Помимо акционерной существовали и другие формы собственности: государственная, кооперативная, муниципальная.

Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей.

Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в.

Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства – монополии.

Причинами монополизации рынка, помимо возрастания минимальных размеров капитала, требуемого для функционирования отдельного предприятия, являлись стремление предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, появление естественных монополий.

Постепенно стала меняться роль банков в экономике – банк превращался в активного участника рынка. С ростом концентрации банков сокращался круг учреждений, к которому вообще можно обращаться за кредитом, следствием этого стало увеличение зависимости крупной промышленности от немногих банковских групп. Но при этом сами банки часть капиталов вкладывали в промышленность, выступая уже в качестве организаторов производства.

Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания. К 1900г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долл.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стал рост товарности сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники.

Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии – Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием «империализм» (от лат. imperium – власть). Позже большее распространение получил термин «монополистический капитализм».

Министерство общего и профессионального образования

Ростовский Государственный Университет

Реферат на тему:

Япония. XX век.

Выполнила: студентка II курса 2 группы

факультета философии

отделения культурологии

Ростов-на-Дону

Все японцы незаурядные художники

Все японцы сочиняют стихи

Все, все дышат загрязненным воздухом

Все японцы едят отравленную рыбу

Все японцы любят пользоваться мечом

Совершенно верно! Однако всё же не все!

Ику Такэнаки

1. Введение........................................................................................................ 3

2. Особенности и социальные последствия НТР............................................. 4

3. Япония и Запад.............................................................................................. 5

4. Средства массовой информации.................................................................. 8

5. Литература..................................................................................................... 9

6. Творчество и копирование........................................................................... 11

7. Взаимоотношения........................................................................................ 12

8. Религия......................................................................................................... 14

9. Заключение.................................................................................................. 16

10. Список используемой литературы.............................................................17


Введение

На протяжении многих веков Япония обращала на себя пристальное внимание Запада. Но только в последнее время стало возможным изучить жизнь этой, довольно закрытой, страны изнутри. И этим немедленно стали пользоваться, так как в XX веке Япония стала занимать лидирующее место по многих показателям. Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Но, начав изучение, стало просто невозможным остановиться, закончить – все время приходиться продолжать, ибо многое остается и, по-видимому, так и останется неизученным.

В данном реферате я постаралась раскрыть некоторые обстоятельства и причины, приведшие Японию к тому положению среди стран мира, в котором она находится в последнем веке второго тысячелетия.

Особенности и социальные последствия научно-технической революции в Японии

Научно-техническая революция в Японии совпала с переходом от преимущественно экстенсивной модели развития к преимущественно интенсивной, который заметно запоздал здесь по сравнению с большинством индустриально развитых стран и совершался ускоренными темпами, так как Японии не нужно было проходить последовательно все фазы и стадии такого перехода. Используя опыт, технику, научные достижения и открытия других стран, Япония проделывает этот переход по-иному, в соответствии с особенностями своего исторического развития.

Претерпев поражение во Второй Мировой войне Япония оказалась в экономическом отношении отброшенной на 20-30 лет назад. Перед нею встала очень сложная задача: необходимо было наряду с восстановлением экономики сразу же начать серьезную перестройку хозяйства, и в первую очередь структурную перестройку промышленности. При этом надо учесть, что в предвоенные годы экономика Японии развивалась в условиях относительной замкнутости, а послевоенная обстановка диктовала необходимость приспособления к международному разделению труда, к мировому рынку.

В обстановке НТР, развернувшейся в мире особенно широко в 50-60 годы, задача преодоления Японией технической и технологической отсталости была очень сложной. Решение этой задачи на национальной основе потребовало бы значительного времени и огромных материальных и денежных затрат. Поэтому Япония пошла по другому пути – по пути импорта научно-технических знаний (патентов, лицензий и т. п.). Следует отметить, что Япония заметно опередила другие страны по части внедрения импортируемых достижений, научно-технической мысли и технологических навыков.

Начало использования иностранного опыта относится к 50-м годам, когда в Японии стали развиваться отрасли промышленности. В 60-е годы в связи с переоборудованием промышленности на основе новой техники импорт иностранных технических знаний еще больше вырос. Хорошие результаты научно-технических исследований в Японии меняют соотношение собственно японских и импортных научно-технических достижений, внедряемых в японскую промышленность и в конце 60-х годов Япония не только закупает, но и экспортирует научно-технические достижения. Основным источником финансирования научных исследований являются средства монополий.

Япония заметно опередила западноевропейские страны и лишь немногим уступает США по числу научных работников. Большую роль в деле подготовки научных и инженерно-технических кадров сыграло повышение общеобразовательного уровня. В Японии обязательным является девятилетнее образование (шесть лет в начальной школе и три года в неполной средней). Полное среднее образование в Японии – двенадцатилетнее.

При рассмотрении общей картины НТР в Японии нельзя не отметить два характерных обстоятельства. Во-первых, несмотря на внимание практически ко всем направлениям развития науки и техники, наибольшие силы и ресурсы концентрируются лишь в ряде определенных областей, играющих роль своего рода ключевых звеньев в научно-техническом и экономическом развитии страны.

Во-вторых очень большую роль сыграло и продолжает играть активное заимствование зарубежного научно-технического и производственного опыта – как путем приобретения лицензий, так и в других формах, в частности посредством прямых закупок необходимой техники.

Оба отмеченных обстоятельства действуют не независимо, а как бы подкрепляя друг друга. Иными словами, на ряде направлений концентрируются силы и ресурсы не только самой Японии, но и лучшие достижения мировой научно-технической мысли, что, естественно, обеспечивает получение здесь наиболее значительного эффекта.

Есть, однако, и такие области, где Япония ограничивается довольно небольшими масштабами научно-технической деятельности, полагаясь в основном на импорт готовой продукции из-за рубежа или ее производство по лицензиям.


Япония и Запад

Прагматический подход к японской культуре как одному из основных популярных факторов успеха Японии в конкурентной борьбе с Западом стал популярен не только среди японских, но и среди западных ученых. Интерес к Японии на Западе был велик и раньше, но если прежде он подогревался «загадочностью» культуры страны, конкурирующей с западными державами, то в наши дни этот интерес переходит и в область практики.

В конце 60-х – начале 70-х годов резко возрос интерес японцев к своей национальной самобытности о масштабах которого можно судить как по количеству выходивших ежегодно книг и статей и обилию дискуссий на эту тему, так и по свидетельствам японских и иностранных наблюдателей и ученых, утверждавших, что такого живого интереса к своей культуре и такого желания писать о себе, как у японцев, нет ни у одного восточного и западного народа.

Казалось, будто бы некая бацилла вызвала настоящую эпидемию, и эпидемия эта – одна-единственная тема для разговора. Сначала она под названием «нихонрон» («дискуссия о Японии»), позже - «нихондзинрон» («дискуссия о японце»). Но «нихондзинрон» уже давно означает не одну лишь «дискуссию о японце». В Японии некоторые понятия зачастую настолько эмоционально перегружены, что выходят за пределы своего первоначального смысла, их связывают с таким множеством значений, что в конце концов теряется их определенность. Из-за такой расплывчатости ими становится легче манипулировать. Их всегда можно использовать по любому поводу. Под «нихондзинрон» подразумевается размышление о своеобразии японского народа, о его неповторимости, которая предлагается в качестве аксиомы. Под влиянием средств массовой информации дискуссия о неповторимости превращается в общенациональный психоз. Япония сама себя открывает, и японцы призывают японцев открыть Японию. «Discover Japan!» («Открывай Японию!») – призывают многие красочные плакаты на английском (не на японском) языке. «Открывай Японию!» – призывают по-английски японцы японцев.

Эта, появившаяся еще во времена первых «бумов» антитеза «японское –западное», присутствует во всех культурологических исследованиях о Японии. Для характеристики японской культуры неприемлемы «европоцентристские» концепции и теории, поскольку в Японии западный человек сталкивается не с новой системой идей, а с другим миром.

В культурологических теориях общего уровня, выявляющих основной характер культуры, ее этос. Мы не найдем прямого единодушия японских и западных культурологов-японоведов. И дело не только в том, что они несут на себе печать специфических научных интересов их авторов, дело еще и в том, что история оставила на них свой значительный след. Так, например, случилось с предложенной американским культурологом Р. Бенедикт классификацией японской культуры как «культуры стыда» и западной (американской) как «культуры вины». Пытаясь объяснить преданность японцев социально предписанным ролям и их высокую озабоченность исполнением долга и обязанностей. Она пришла к выводу, что в отличие от американцев, мотивирующих свое моральное и этическое поведение чувством вины, японцы руководствуются чувством стыда. «Стыд в японской этике обладает такой же силой власти как «чистая совесть», «бытие с богом» и «избавление от грехов» в западной этике».

В основе «культуры стыда» – реакция на критику других и боязнь внешних санкций; ее можно считать экстравертной «культурой внешних переживаний». В «культуре вины» поведение человека оценивается им самим на основе универсалистских ценностей, усвоенных и ставших затем нормой для его внутренней оценки своего поведения и переживаний.

Предложенная Р. Бенедикт типология вызвала бурную реакцию, не утихающую до сих пор. Ее обвинили в «христианской заносчивости» и «высокомерии», поскольку «культуру вины» она поставила выше «культуры стыда». Особенно остро Бенедикт критиковали за неверное понимание ею природы стыда и вины, их иерархии и направленности в японской культуре.

Можно составить схему некоторых черт японской и западной культуры.

Западная культура

Японская культура

объективная

субъективная

аналитическая

синтетическая

логическая

нелогическая

противоречивая

непротиворечивая

неопределенная

безличная

дальновидная

недальновидная

общественно мыслящая

фракционно мыслящая

предпочитает контракт

предпочитает нечеткое соглашение

уважающая частный мир

вторгающаяся в частный мир

по происхождению пастушеская

по происхождению земледельческая

монотеистическая

анимистическая

абсолютная

релятивная

интеллектуальная

эмоциональная

аргументационная

гармоничная

культура далеких отношений

культура близких отношений

экспансионно мыслящая

миролюбивая

конкурентная

предпочитающая кооперацию

нетерпимая

терпимая

милосердная

эгоцентристская

конформистская


Здесь в оппозиции типических черт западная культура представлена как общее понятие, охватывающее разные культуры Западной Европы и Америки и игнорирующее их истинную динамику и социальную неоднородность, столь же статично и исторически и социально недиффиренцированно выглядит в этой типологии и японская культура.

В исследованиях культурологов-японоведов существуют некоторые недостатки, которые следует отметить:

1. Многие из них игнорируют историческую динамику культуры. Национальная культура предстает как статичная целостность.

2. Диалектика отношений субкультурных уровней игнорируется. Культура едина для всех классов, слоев и групп.

3. Неадекватное использование методов различных наук (психологии, лингвистики и т.п.) для объяснения социальных явлений позволяет полностью включить их в сферу культуры.

Средства массовой информации

Телевидение, радио и печать Японии по справедливости считают одними из самых развитых в мире.

Телевидение, являясь самым «молодым» из средств массовой информации (первые передачи начались в 1953 году), тем не менее и самое распространенное. Постепенно происходит «телевизация» японского общества, которую трудно переоценить. Речь идет о том, что возникают необходимые и достаточные условия для индивидуального использования телевидения. Появление в доме второго, третьего приемника не разрушает правил телесмотрения, особенно ритуализированных в японских семьях, чей образ жизни несет на себе сильное влияние японской культуры. Авторитет и власть членов семьи, кому ранее принадлежало высокое право первенствовать в выборе телепрограмм остаются при этом незыблемыми. Однако теперь уже могут быть реализованы запросы и удовлетворены интересы других членов семьи.

С помощью телевидения в Японии, как и в других странах, пропагандируются и внедряются в массовое сознание многосложные сочетания знаний, духовных ценностей и социальных норм, отражающих мировоззрение и интересы правящих классов Японии.

Со стороны «предложения» японское телевидение носит с принципе развлекательный характер. Разумеется, ряд программ нельзя назвать монофункциональными. «Чистое» развлечение весьма сложным образом комбинируется с возможностью эмоциональной разрядки, отдыха, мелодраматического переживания. Идентификации со звездами телеэкрана (квазиобщение). В развлекательные программы также встраиваются какие-то рациональные элементы и т. д. Аудитория должна жить так же, как она жила, ее не следует выводить из состояния пассивности. Щекочущее возбуждение становится заменителем глубоких нравственных и эстетических переживаний. Отсюда прямой путь к совращению аудитории.

Однако, помимо развращающей функции радио и телевидения есть и другая – обучающая.

Характеристики японского учебно-образовательного телевидения и радио:

1. Полифункциональность (передачи, выполняющие прямые обучающие функции и передачи, ставящие своей целью расширить кругозор.

2. Многоадресность (трансляция для различных слоев населения).

3. Многожанровость.

Можно отметить некоторые учебно-воспитательные функции:

· возбуждается интерес к обучению, стимулируются воображение и умственные способности детской и школьной аудитории

· готовится почва для восприятия и понимания общественной жизни

· развивается логическое мышление, ускоренным способом связываются разрозненные впечатления и факты действительности

· стимулируется музыкальное восприятие

· расширяется диапазон знакомства с образцами, эталонами мирового и национального искусства и закладываются основы его правильного с точки зрения законов эстетики понимания

· развиваются навыки общей аудиовизуальной культуры и способности к пониманию ее современных средств и языка.

Литература

Массовая культура, средства массовой коммуникации (масукоми ) – телевидение, радио, кино, газеты, бестселлеры – факторы, существенно влияющие на жизнь современных людей, их психологию, причем роль этих факторов возрастает. В таком контексте возникает «массовый характер», а в литературе – «массовый читатель».

Читателю в истории японской литературы традиционно отводилась значительная роль: он должен мгновенно улавливать цепь ассоциаций, задуманных писателем или поэтом, разбираться в сложной системе канонизированных образов, знать японскую и китайскую философию, историю, мифологию – словом, быть моносири – «знающим, обладающим знанием вещей». Комментарии, неотъемлемая часть классического текста, также были адресованы читателю, создавая дополнительный смысл, раскрывая в подробностях детали произведения, воссоздавая аллюзии. Канонические жанры Японии, существующие и сегодня, при строгой клишированности, формальности допускают и самую широкую для читателя свободу интерпретаций. Для личности читателя характерно просветленное отношение к произведению и соучастие в творческом акте. Кроме того, читая, например, антологии, в которых были собраны наиболее выдающиеся произведения, иногда за несколько веков, он проходил школу высокого вкуса.

В современной литературе главную роль играют бестселлеры. А наибольшее внимание читателя привлекают темы (по убывающей): «любовь и смерть», «смех», «образование», «Япония и японцы», «страх», «традиции», «молодежь», «неуверенность в себе», «старость».

Все, что «трогает сердца», всегда было популярно среди японцев, художественный эффект достигается в таких произведениях глубоким проникновением в сферу человеческих чувств. В этом – влияние традиции национальной поэзии, драмы, прозы, сильной и в настоящее время; японская классическая поэзия – это почти целая лирика чувств.

Но восприятие литературы не всегда одинаково и это связано с разнообразными вопросами взаимоотношений внутри социальных, профессиональных групп, классов. Объединение индивидуальностей в массы происходит опосредовано через группы.

При объединении индивидуальностей (дзико ) в группы (сюдан ) происходит некоторая деперсонализация, то есть наступает состояние отчужденности от самого себя, как бы потеря чувства собственной личности. На следующем уровне – объединения групп в массы (тайсю ) – деперсонализация еще более повышается за счет потери некоторых индивидуальных черт и приобретения новых, чисто массовых. Индивидуальные литературные вкусы и пристрастия могут быть поглощены массовыми склонностями, которые более устойчивы, анонимны и носят всеобщий характер.

Термин «массы» носит тройственный характер, содержит внутреннее противоречие: массы могут означать «народ» («минсю ») с положительным оттенком, «тайсю » – собственно «массы» с нейтральным оттенком или в случае «толпа» («гун ») – с отрицательным.

Характерные черты массы, стихийно выбирающей наиболее адекватные ее нынешнему состоянию книги, бестселлеры – это 1) множественность, 2) анонимность, 3) недостаточность взаимодействия между отдельными членами, 4) структурность.

В группе японец чувствует себя увереннее, чем в одиночестве, его «вписанность» в традицию органичнее, литературные вкусы устойчивее; группа сама формирует склонность к тем или иным литературным формам, жанрам, темам, а в конечном итоге определяет культурные и психологические черты характера. Многими исследователями отмечалось неумение и нежелание японцев принимать индивидуальные решения, полагаясь в этом главным образом на суждение группы.

Говоря о читателе, исследователе создают определенный его образ – образ «идеального или информированного читателя», являющегося компетентным носителем языка, в совершенстве владеющего семантическим знанием лексических рядов, символики, ассоциаций, идиом и т. д., обладающего литературным вкусом. Автор, создавая литературный текст, рассчитывает именно на такого читателя, однако может быть бесконечное число отступлений от образа « идеального читателя», причем и сам этот образ претерпевает существенную эволюцию: читателю предъявляются все новые требования.

Предполагается, что массовая культура или литература воздействует на внешний, обращенный вовне, сравнительно узкий уровень сознания японцев, тогда как произведения классической литературы, принадлежащие тысячелетней традиции, – на более глубокие и широкие, индивидуальные и закрытые уровни сознания.

Творчество и копирование

Если бросить взгляд на духовную историю Японии, станет очевидным, что в ней напрасно искать великие философские системы, которые базируясь на познании законов природы, привели бы к основополагающим научным выводам о вселенной, к тому, «что сохраняет ее изнутри». Философские системы, опирающиеся на научно-критическое мышление здесь так и не появились. Вместо этого можно обнаружить своего рода философию морали, носящую, как правило, прагматический характер. Однако даже она возникла не в Японии, а в Китае, а оттуда была заимствована, так же как и многие другие духовные ценности, например буддизм, который в своей китаизированной форме проник в Японию главным образом через Корею, конфуцианство, письменность, искусство и многое другое.

На протяжении всех фаз развития духовной истории японцы не оформили свои мысли в философские системы, предпочитая выражать их в конкретных литературных произведениях. С незапамятных времен больших высот достигло искусство стихосложения. Оно как бы взяло на себя функцию философии, но литераторы от этого еще не становились философами. Правда, время от времени появлялись философы-дилетанты. Склонность ко всему эмоциональному, часто сентиментальному, к чувственно-конкретному была всегда сильнее, чем тяга к логике, абстракции и систематизации.

Мир внешних явлений считался издавна чем-то абсолютным. В центре внимания находилась не некая абстрактная идея, а то, что можно было воспринимать чувствами, и это нередко подмечалось и с удивительной точностью воспроизводилось в литературе или в других видах искусства весьма обстоятельно, часто, однако, предельно сжать и сдержанно, как, например, в рисунках гуашью или в поэзии жанра хайку (хокку):

К вечернему ветру

прильнули цветки белых роз.

Солнце садится,

Над скошенным конопляником

путешествует дождь

(Масаока Сики)

Эти художественные описания доставляют истинное наслаждение свое чувственностью и конкретностью. За ними стоит природа во всей своей целостности и гармонии. И природа хочет, чтобы ее рассматривали так, как она сама себя показывает, то есть во всем ее многообразии и изменчивости. За этим воспринимаемым органами чувств окружающим миром нет ничего. Стоя на такой принципиальной позиции, японцы в своих стремлениях создать какие-либо философские системы или разработать теории с их дальнейшей перепроверкой путем научных экспериментов, казалось, были обречены на неудачу.

Однако, не подлежит сомнению, что в научном мышлении и его техническом претворении в жизнь Япония уже в конце XVI века добилась значительных успехов, что подтверждается документами.

На протяжении веков Япония старательно училась, а заодно усиленно подражала, вызывая большое недовольство тех, кому подражала. Но другого выхода у нее не было: с середины прошлого столетия ей противостояли не особенно дружески настроенные индустриальные страны. Учитывая это, европеец не вправе осуждать японца и отрицать его способность к творчеству.

Тем более, что если копируется, то лишь то, что вызывает восхищение и копировать – вовсе не означает обезьянничать. Последнее также имело и имеет место и выражается, в частности, в строгом соблюдении традиционных регламентаций, что ведет подчас к бесплодности и закоснелости. Но копирование, которое предполагает глубокое проникновение в суть копируемого, когда эта суть сливается с собственной сутью, с точки зрения этики вполне оправдано. Лишь овладев искусством мастера до мельчайших деталей ученик способен добавить к этому что-то свое.

Взаимоотношения

Одним из самых известных японских слов на Западе является слово «сэнсэй». Оно является одним из слов, характеризующих социальную структуру общества Японии.

«Сэнсэй» – человек, у которого чему-нибудь учатся. Дети в школе так обращаются к учителю, студенты – к доценту и даже пациенты – к врачу. Слово «сэнсэй» означает «ранее родившийся», то есть «старший», стоящий над человеком и его необходимо почитать. При этом «старший» необязательно должен быть старше по возрасту, но должен принадлежать к вышестоящей в социальном отношении группе. Сэнсэй – уважаемый человек и останется для ученика таким на всю жизнь, даже если ученик займет положение, равное положению сэнсэя, или превзойдет его в своей служебной карьере. Он всегда останется по отношению к своему сэнсэю морально зависимым, по крайней мере в глазах сэнсэя. Это иногда приводит к конфликтам.

Если начальником над старшими по возрасту назначен младший, гармония нарушается и атмосфера становится неспокойной. Это распространяется на все области жизни, в том числе на науку.

Приобретение квалификаций, докторских степеней и т. п. не служит в японских университетах обязательной предпосылкой для назначения на должность, поэтому обращение к кому-нибудь по званию отсутствует, как в общественной, так и в частной жизни. Обращения «сэнсэй» в сочетании с именем или без него в любом случае достаточно.

Если кто-то повысился по службе до должности начальника, от него не требуется никаких особых специальных знаний. Он лишь должен уметь устанавливать и поддерживать тесные личные контакты со своими подчиненными, сохранять с ними духовную близость. В других местах земного шара прилагают подчас немало усилий, чтобы добиться аналогичных отношений.

Служебное «продвижение» на основе личных заслуг подвергается большим ограничениям. Конечно, полностью личные достижения не игнорируются, но право голоса как в политике, так и в экономике имеют старшие по возрасту, однако и они не наделены властью в прямом смысле этого слова.

Хотя такая система и представляется весьма иерархической, исполнительная власть почти никогда не сосредотачивается в руках одного человека. Однако, согласно традиции, приличия должны быть соблюдены, если даже роль «старшего» сводится лишь к тому, чтобы поставить печать на документе. Но важнее, чем проштампованный документ, до сих пор в Японии является устная договоренность.

Принятие решения осуществляется здесь, как правило, снизу вверх. Правда, толчок хотя бы для виду часто следует сверху, однако окончательное решение принимается только после убедительных аргументов снизу. На первый взгляд подобная система кажется несколько запутанной, тяжеловесной и нерациональной. Но это отнюдь не так, ибо эта налаженная мини-система хорошо вписывается во всеобщую систему норм поведения и потому, с одной стороны, она не тормозит принятия решений, а с другой – побуждает каждого человека к активным действиям, даже если он остается анонимным. Так уж повелось, что отдельное лицо менее всего ориентировано на собственное «Я», а больше на группу, к которой он принадлежит и с которой себя отождествляет

Вся система отношений «учитель»–«ученик», «отец»–«сын» показывает, что японское общество организовано по вертикали, а не по горизонтали. В этой иерархии каждый занимает свое определенное место так, что ему не приходится задаваться вопросом, кто стоит над ним. Человек включен в жесткую схему норм и правил поведения, обучиться которым ему не составляет никакого труда, ибо с первого дня своей жизни он постоянно видит перед своими глазами пример взрослых.

Религия и по сей день занимает заметное место в жизни как японского общества в целом, так и его индивидуальных членов. Многочисленные обряды, являющиеся обязательным элементом повседневной жизни японцев, связаны по своему происхождению с религией, а отправление их практически немыслимо вне рамок культовых учреждений или по крайней мере без участия служителей культа. Вместе с тем сам характер японского общества с его социальным неравенством, бессилием людей перед неумолимыми законами рыночной экономики, жестокой конкуренцией, неуверенностью в завтрашнем дне создает благодатную питательную среду не только для сохранения устойчивых религиозных предрассудков в сознании людей, но и для воспроизводства религиозной идеологии в новых формах, отражающих процесс ее активного приспособления к меняющимся условиям жизни.

Синто – национальная религия японского народа. Японцы в массе своей воспринимают синто не как религию, а как обычай или, лучше сказать, как нечто составляющее неразрывную часть их собственного окружения, среды, в которой они живут и действуют. Иными словами, в их представлениях синто связывается с чувством принадлежности ко всему японскому.

Синто сложился в древности на базе примитивных религиозных представлений японского народа.

Примитивный синто был порожден обожествлением природы. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость у природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте.

Синто не требует от верующего ежедневных молитв – достаточно лишь присутствия на храмовых праздниках и приношений за исполнение обрядов. В быту же исповедующие синто проявляют себя лишь религиозным отношением к чистоте. Поскольку грязь отождествляется у них со злом, очищение служит основой всех обрядов.

Сложившийся первоначально как культ земледельческой общины, синто развивался на базе активного взаимодействия с заимствованиями из материковой Азии – буддизмом, религиозным даосизмом и конфуцианством. В частности, догмы синто, его обрядность формировались на основе синтеза с буддизмом и космогонической концепцией позитивного и негативного начал (инь–ян), составляющей важную часть религии даосизма.

Но несмотря на столь высокую степень, какой достиг синто-буддистский синкретизм, синто сохранил свой оригинальный характер как национальной религии, отличающей его и от буддизма, и от других иностранных заимствований. Идеологи японского национализма неизменно ссылаются на это обстоятельство как на одно из проявлений необычайной мощи национального духа, способного не только выстоять перед любым чужеземным влиянием, не только преодолеть его, но в конечном счете японизировать чужеземные заимствования, превратив их в составную часть собственной традиции.

В наши дни судя по некоторым данным статистики получается, что число верующих в стране вдвое превышает численность населения. Это означает, что каждый японец причисляет себя и к синтоистам и к буддистам.

Это можно объяснить своеобразным разделением труда. Синто оставил за собой все радостные события в человеческой жизни, уступив буддизму события печальные. Если рождение ребенка или свадьба отмечаются синтоистскими церемониями, то похороны и поминания предков проводятся по буддистским обрядам.

На фоне религиозной терпимости, издавна присущей японцам, проповедники христианства предстали в весьма неприглядном виде. Сама идея о том, что обрести спасение и обеспечить себе загробную жизнь в человеческом образе можно лишь взамен за отказ от всякой другой религии в пользу учения Иисуса Христа, – сама эта идея казалась японцам торгашеской и унизительной. Но может быть опять-таки из-за терпимости японцев, христианство постепенно обрело своих приверженцев, так и не заняв главенствующего места в жизни японского общества.


Заключение

«Всему свое место» – эти слова можно назвать девизом японцев, ключом к пониманию их многих положительных и отрицательных сторон. Девиз этот воплощает в себе, во-первых, своеобразную теорию относительности применительно к морали; а во-вторых, утверждает субординацию как незыблемый, абсолютный закон семейной и общественной жизни.

Вместо того, чтобы делить поступки на правильные и неправильные, японец оценивает их как подобающие и неподобающие: «Всему свое место».

Концепция подобающего места требует: не берись не за свое дело. Это лишает людей самостоятельности во множестве практических мелочей, из которых складывается повседневная жизнь.

Знай свое место; веди себя как подобает; делай что тебе положено – вот неписаные правила, регулирующие жизнь и поведение японцев.


Список используемой литературы


1. Берндт Ю. «Лики Японии»; М.; 1988 г.

2. Овчинников В. «Ветка сакуры»; М.; 1988 г.

3. «Япония: культура и общество в эпоху НТР»; М.; 1985 г.

4. «Япония. Проблемы НТР»; М.; 1986 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Япония оказалась в особом положении среди азиатских стран. В межвоенный период она как бы повторяла европейский вариант капиталистической модернизации, связанной с внешней экспансией и милитаризацией. В годы первой мировой войны Япония оставалась в стороне от военных действий и использовала эту ситуацию для наращивания своей военной мощи, особенно флота, вынашивая планы территориальных захватов на континенте. Милитаризация легла тяжелым бременем на японский народ. В августе - сентябре 1918 г. Японию потрясали «рисовые бунты» - стихийные восстания против спекулятивного роста цен на рис и дороговизны, охватившие 2/3 территории страны. Бунты, восстания были жестоко подавлены. Волна стачек рабочих разных отраслей промышленности, поднявшаяся в 1919 г., тоже была подавлена, нередко с применением военной силы. Профсоюзы не признавались и действовали полулегально. Даже в условиях подъема рабочего движения в 1920 г. в них насчитывалось не более 300 тыс. членов. Трудовые конфликты решались государственным принудительным арбитражем. Неспокойно было и в главной колонии - Корее, где в марте вспыхнуло массовое антияпонское восстание. С 1919 г. важную роль в политической жизни Японии стали играть возникшие еще в XIX в. шовинистические организации, основанные на расистских идеях пан-азиатизма.
Репрессии были главным оружием правительства. Однако были сделаны некоторые, маловажные правда, уступки: новый избирательный закон, снизив имущественный ценз, увеличил число избирателей с 1,5 до 3 млн. человек. В Корею послали нового генерал-губернатора, слывшего «либералом», и при нем учредили совещательный орган из представителей имущих классов Кореи.
В 1920-1921 гг., как и в США, в Японии имел место экономический кризис. В 1923 г. произошло гигантское землетрясение в самом густонаселенном районе Японии. Столица Токио была полностью разрушена, погибло 150 тыс. человек. Выход из кризиса, начавшийся в 1924 г., был кратковременным. В 1929 г. Японию потряс новый экономический кризис. Правящие группировки страны и императорский двор, а также крупнейшие корпорации (дзайбацу) видели выход из трудностей лишь в переходе к новому этапу милитаризации страны и сопутствующей такому курсу внутренней реакции и внешней экспансии, в захвате чужих территорий, создании колониальной империи. Таким образом процесс модернизации Японии проходил в уродливой форме милитаризации страны за счет благосостояния народа. Почти все правительства Японии в межвоенный период возглавляли военные - адмиралы и генералы.
Агрессия против Китая. В 1927 г. в меморандуме главы правительства генерала Танака была сформулирована программа крупномасштабной агрессии в Азии: сначала захват Китая, затем Индокитая, Бирмы, Юго-Восточной Азии, Индии... В 1931 г. с оккупацией Маньчжурии начал осуществляться план агрессивных войн. В 1932 г. были захвачены провинция Жэхэ и проходы в великой китайской стене. В 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. В июле 1937 г. началось фронтальное вторжение в Северный и Центральный Китай. В октябре был захвачен Пекин, в ноябре Шанхай, в декабре Нанкин, затем многие провинциальные центры. Правительство Чан Кайши переехало в Чунцин. Агрессия Японии в Китае нарушила начавшийся при Чан Кайши процесс объединения Китая и ликвидации милитаристских клик, а также процесс капиталистической модернизации Китая. Китай вновь оказался расколотым и растерзанным на части.
Особенности авторитарно-монархического режима в Японии. Милитаризация, внешняя агрессия в 30-е гг. подталкивали страну к тоталитаризму. В Японии этот процесс принял своеобразную форму авторитарно-монархического режима и военно-регулируемого капитализма. Авторитарные черты, жесткое подавление левой оппозиции, ограниченность прав и свобод были характерны для Японии и в начале XX в. Однако в условиях широкомасштабной войны за господство в Азии авторитарно-монархический режим приобрел новые черты, началось превращение его в диктатуру военно-бюрократических групп и крупных корпораций. Правящие круги страны провозгласили политику создания «новой политической и экономической структуры».
Под «новой политической структурой» подразумевалась система жесткого политического контроля военно-государственной бюрократии над обществом. В стране были распущены все политические партии. Дело не дошло до создания единой и единственной партии и слияния ее с государственной машиной, как это имело место при тоталитарных режимах в Европе, но здесь появилась мощная идеологическая реакционно-шовинистическая организация, продолжавшая традиции прошлых шовинистских объединений - «Ассоциация помощи трону». Поскольку легальная оппозиция была уничтожена, то Ассоциация становилась почти единственным рупором пропаганды и центром обеспечения своей цели - «единства нации вокруг императора». Синтоизм как официальная государственная религия, культ предков, самурайская честь и доблесть, преданность императору стали важными орудиями шовинистской пропаганды. В 1938 г. был издан «Закон о всеобщей мобилизации нации». Целью Японии провозглашалось «создание Великой восточно-азиатской сферы совместного процветания».
«Новая экономическая структура» означала установление военно-государственного контроля над экономикой страны. В качестве контрольных государственных органов учреждались ассоциации производителей в различных отраслях хозяйства. Во главе ассоциаций встали представители крупнейших корпораций, что фактически означало передачу им регулирования рынка рабочей силы, контроль над распределением ресурсов, регулирование цен и заработной платы, определение условий выполнения государственных заказов и пр. Государственно-бюрократическое регулирование осуществлялось теми же механизмами (бюджет, налоги, тарифы, заказ, субсидии, административные и косвенные методы регулирования и пр.), которые были характерны и для европейских стран того времени, в том числе и для авторитарных и тоталитарных режимов. Военная машина Японии позволила ей зажечь очаг войны на Дальнем Востоке в 1931 г. Она развернула наступление в Центральном Китае и с началом второй мировой войны захватила практически весь регион Юго-Восточной Азии, а также господствующие позиции в Тихом океане благодаря своему превосходству в авианосцах и особому геополитическому положению.