Заместитель командира по политической части. Замполит Контроль за командирами и политическим воспитанием красноармейцев

И одновременно совершающие богослужение. Нередко им приходится давать консультации по вопросам религии и обычаям населения тех регионов, где дислоцируются войска. Кроме того, в их функции входит организация связей с местными религиозными и благотворительными организациями .

Америка

Россия

Всероссийское бюро военных комиссаров во главе с К. К. Юреневым было учреждено 8 апреля 1918 года [ ] . Приказом РВСР от 5 декабря 1918 года устанавливалось, что руководство всей политической работой фронта и тыла, равно как и распределение всех партийных сил, мобилизованных для работы в Красной Армии, принадлежит Всероссийскому бюро военных комиссаров , действующему в самом тесном контакте и по директивам ЦК РКП(б) .
18 апреля 1919 года приказом Л. Троцкого был учреждён Политотдел РВСР, к которому перешли все функции расформированного Всероссийского бюро военных комиссаров.
15 мая Политотдел был преобразован в Политуправление РВСР, действовавшее на правах военного отдела ЦК РКП(б). Главой нового органа 31 мая 1919 года был назначен член ЦК РКП(б) И. Т. Смилга .

Комиссары осуществляли надзор за деятельностью командования воинских частей и руководили пропагандистской работой. Помимо базовых, политических функций, комиссары участвовали в административном и хозяйственном управлении. К началу 1920 года в Красной Армии было более трёх тысяч комиссаров. По выражению Троцкого :

В лице наших комиссаров… мы получили новый коммунистический орден самураев , который - без кастовых привилегий - умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса.

«Политрук хуже врага» - агитационная листовка времён Финской войны, Финляндия, 1940.

В это время, РККА приняла участие в конфликтах у озера Хасан (29 июля - 11 августа 1938 г.) и на реке Халхин-Гол (11 мая - 31 августа 1939 г.), совершила поход в Западную Украину и Белоруссию (17-28 сентября 1939 г.), воевала против Финляндии (30 ноября 1939 г. - 12 марта 1940 г.), вошла в прибалтийские республики (15-21 июня 1940 г.) и Бессарабию (28-30 июня 1940 г.) Вместе с тем, образовательный уровень политработников оставался довольно низким. Нарком Тимошенко в заключительной речи на совещании высшего командно-начальствующего состава в декабре 1940 г. говорил: «Общая и военно-политическая подготовка многих руководящих политработников неудовлетворительная. Большая часть политсостава армии (73 проц.) не имеет военной подготовки …Большая часть (77 проц.) политсостава запаса не имеет военного образования». Институт военных комиссаров был отменён по настоятельной просьбе вступившего в должность Народного Комиссара обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. На том же совещании с высшим командно-начальствующим составом РККА нарком Тимошенко говорил: «В партийно-политической работе ещё много формализма и канцелярщины. Вместо живой, конкретной работы, в массах многие политработники занимаются чрезмерным администрированием, чрезмерным увлечением бумажным руководством, а часть политработников, не понимая существа проводимых мероприятий в Красной Армии, встала на позицию нейтральных наблюдателей и очень несмело, робко включается в дело политического воспитания бойцов и командиров. Некоторые из них Постановление об укреплении единоначалия расценили как ограничение функций и умаление своей роли. Были и такие факты, когда отдельные политработники в связи с проведением единоначалия встали даже на путь противодействия этим мероприятиям» .

Великая Отечественная война

Институт военных комиссаров вновь был введён (а точнее - восстановлен) от 16 июля 1941 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) . 9 июля было принято Постановление ГКО «О членах Военных советов армий». Ещё раньше, 27 июня, Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». Согласно этому постановлению, обкомы партии обязаны были отобрать и послать в действующую армию в качестве политбойцов более 18 тыс. коммунистов и лучших комсомольцев. Через три дня Политбюро обязало обкомы 26 областей отобрать в трёхдневный срок ещё 23 тыс. коммунистов и комсомольцев и передать их в распоряжение Наркомата обороны. За первые 6 месяцев войны в действующую армию было направлено 100 тыс. политбойцов. Основная их задача состояла в «мобилизации личного состава армии и флота на решительную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков».

Отменить институт военных комиссаров Сталина отчасти вынудил огромный дефицит командирских кадров, создавшийся после поражений и неудач начального периода войны. Например, только в окружении под Киевом летом 1941 года РККА потеряла около 60 тыс. человек командного состава. По некоторым источникам институт военных комиссаров был упразднён также и по настоянию многих военачальников. Так, например, осенью 1942 года Конев в разговоре со Сталиным поставил вопрос о ликвидации института военных комиссаров в Красной Армии, мотивируя тем, что этот институт сейчас не нужен. Главное, что сейчас нужно в армии, доказывал он, это единоначалие. Конев говорил: «Зачем мне нужен комиссар, когда я и сам им был! Мне нужен помощник, заместитель по политической работе в войсках, чтобы я был спокоен за этот участок работы, а с остальным я и так справлюсь. Командный состав доказал свою преданность Родине и не нуждается в дополнительном контроле, а в институте военных комиссаров есть элемент недоверия нашим командным кадрам». По воспоминаниям современников маршал Жуков «…действительно хотел убрать из армии политработников. По его мнению, они лишь разлагают Вооружённые Силы. Жуков в узком кругу называл их шпиками и не раз говорил…: „Сколько же можно их терпеть? Или мы не доверяем офицерам?“» .

Оценка деятельности

Роль политработников во время Великой Отечественной войны оценивается по-разному. В одних публикациях их показывают как исключительно деструктивную силу, упирая на их политически-надзорные функции и утверждая, что они лишь мешали командирам руководить подразделениями. В начале войны Указом Президиума Верховного Совета СССР управления (отделы) политической пропаганды во фронтах и армиях преобразовывались в политические управления (отделы). Без подписи комиссара ни один приказ не имел законной силы. Это подрывало единоначалие в армии и возрождало губительное для военного времени двоевластие. В источниках других говорится о большой роли комиссаров в сплочении военнослужащих и организации подразделений. Военные комиссары руководили политорганами, а также партийными и комсомольскими организациями войсковых частей. Они «твёрдой рукой насаждали революционный порядок и воинскую дисциплину в войсках…». В самом начале войны выбираемые ранее секретари партийных организаций были заменены парторгами , назначаемыми политорганами. Военные комиссары были подотчётны лишь вышестоящим военным комиссарам и Главному Политическому Управлению РККА. В свою очередь с 17 июля 1941 года согласно постановлению ГКО уполномоченные особых отделов в полку и дивизии одновременно подчинялись Наркомату Внутренних дел и комиссару полка и дивизии соответственно. Члены Военных советов армий и фронтов, кроме того, контролировали работу военной прокуратуры и трибунала. Комиссары также направляли и курировали деятельность заградительных отрядов.

Объективно, во время этой войны большая часть политработников имела специальное, в том числе военное, образование. Некоторые, как например батальонный комиссар Ленинградского фронта И. И. Погорелов , получив по 2 и более высших образования, в довоенное время руководили средними школами или даже целыми ГорОНО (Городскими отделами народного образования) Наркомата Просвещения СССР с присвоением почетного звания Заслуженный учитель школы РСФСР , в то время как большинство красноармейцев и командиров РККА неполитического состава не имели за спиной даже полного среднего образования. Нередко в бою политработники показывали пример бойцам, брали на себя командование в случае гибели командиров. Потери политработников были ничуть не меньше, чем прочих категорий офицеров, что полностью опровергает иногда высказываемое мнение, что «комиссары сидели по землянкам, пока остальные ходили в бой» . К примеру, в 1943 году потери убитыми и ранеными из числа политработников только фронтов, армий и соединений составили около 2 тысяч человек. Среди 11 603 Героев Советского Союза , удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, было 211 политработников . По другим источникам среди политработников, удостоенных звания Героя СССР в годы Великой Отечественной войны, членов Военных советов фронтов, флотов, армий, начальников политотделов армий было 7 человек, а всех политработников, получивших звание Героя СССР , начиная от начальника политотдела дивизии (заместителя командира дивизии по политической части) и кончая заместителями политруков рот - всего 342, в том числе сержантов и рядовых, исполнявших эти должности - 41 человек.

Немецкая пропаганда

Немецкая листовка времён Второй мировой войны.

Немецкая пропаганда использовала предубеждённое отношение к политработникам Красной армии в своих целях. Так, листовки с призывом к сдаче в плен опирались на ключевые слова «жиды » и «комиссары» (на илл. ):

Предъявитель сего, не желая бессмысленного кровопролития за интересы жидов и комиссаров , оставляет побеждённую Красную Армию и переходит на сторону Германских Вооружённых Сил.

Послевоенный период

Российская Федерация

  • Замполитрука ( помполитрука ) - должности младшего военно-политического состава Красной Армии и ВМФ СССР (не следует путать с воинскими званиями !), имевшие персональные должностные знаки различия (примерно соответствовали старшинским /мичманским должностям младшего командного состава);
  • Младший политрук (лейтенант) - с 20 августа 1937 года ;
  • Политрук (старший лейтенант);
  • Старший политрук (капитан /капитан-лейтенант);
  • Батальонный комиссар (майор /капитан 3-го ранга );
  • Старший батальонный комиссар (подполковник) - с 30 июля 1940 года ;
  • Полковой комиссар (полковник /капитан 2-го ранга );
  • Бригадный комиссар (комбриг /капитан 1-го ранга );
  • Дивизионный комиссар (комдив /флагман 2-го ранга ) - генерал-майор /контр-адмирал ;
  • Корпусной комиссар (комкор /флагман 1-го ранга ) - после 7 мая 1940 года примерно соответствовал званиям генерал-лейтенант /вице-адмирал ;
  • Армейский комиссар 2-го ранга (командарм 2-го ранга /флагман флота 2-го ранга ) - после 7 мая 1940 года примерно соответствовал званиям генерал-полковник /адмирал ;
  • Армейский комиссар 1-го ранга (командарм 1-го ранга /флагман флота 1-го ранга ) - после 7 мая 1940 года примерно соответствовал званиям генерал армии /адмирал флота .

Мнение о том, что политработники во время Великой Отечественной войны не должны были носить эмблемы рода войск, несостоятельно:

Командный и политический состав на петлицах носят эмблемы своего рода войск. - из приказа НКО № 226 от 26 июля 1940 года

Большевики, начав создавать в 1918 г. Красную Армию, вынуждены были привлекать к командованию её частями царских офицеров и генералов, так как обученных военных кадров в РККА попросту не было. Военспецы, составлявшие в это время около 75% командного состава Красной Армии, далеко не все были надёжны и предавали Советы, переходя в период Гражданской войны на сторону белогвардейцев. Поэтому в РККА практически сразу появились комиссары – преданные советскому правительству люди. Главной функцией комиссаров был надзор за командованием, второй функцией была политическая воспитательная работа, т.е. комиссары должны были убедить командиров и красноармейцев, что перед РККА поставлены справедливые и нужные народу цели и задачи. Руководство деятельностью комиссаров осуществляло Всероссийское бюро военных комиссаров, в 1919 г. его переименовали в политический отдел (затем – управление) Реввоенсовета, а в 1922 г. – в политуправление Красной армии (ПУРККА).

Создателем в Красной Армии института комиссаров – представителей политического руководства государства – был Троцкий Л.Д., в то время нарком по военным и морским делам. Надо сказать, что РККА не первая учредила институт военных комиссаров, к примеру, комиссары появились ещё во французской армии после Великой Французской революции, в начале XIX века комиссары были в армии США: "Комиссар – назначенный правительством в воинскую часть чиновник, в чьи обязанности входит следить за моральным и политическим духом военных".

С 1919 г. в Красной Армии появились «политические руководители» – политруки, так стали называть комиссаров в военных подразделениях: рота, взвод. Политрук – это младший командир, заместитель командира по политической части. В батальонах, полках, дивизиях политработники назывались комиссарами (батальонный комиссар, полковой комиссар и т.д.) Военный комиссар или замполит был представителем партии во вверенной ему части, наделенный огромным доверием и несущий полную ответственность наравне с командиром за боеспособность части, политическое и нравственное воспитание бойцов и командиров.

Создание института комиссаров на этапе Гражданской войны явилось вынужденной мерой, и в целом себя оправдало, более того сыграло решающую роль в укреплении боеспособности армии и ее дисциплины. Как говорил полковой комиссар Л. Мехлис, комиссар ленинско-сталинского типа является отцом и душой части. 2 марта 1925 г. на основании решения ЦК ВКП(б) в тех частях, которыми командовали командиры-коммунисты, имевшие опыт партийно-политического руководства, было введено единоначалие, т. е. должность комиссара была отменена. Командир стал полностью отвечать за все стороны деятельности войск, выполняя и функции комиссара, но получил помощника по политической части. В остальных же случаях сохранялась должность комиссара.

В 1935 г. в РККА была восстановлена система воинских званий, а для политработников были введены специальные звания: «младший политрук», «политрук» и «старший политрук», соответствовавшие воинским званиям соответственно «лейтенант», «старший лейтенант» и «капитан». Звание «батальонный комиссар» соответствовало общему воинскому званию майор, «полковой комиссар» – полковник, «дивизионный комиссар» – комдив. 10 мая 1937 г. институт военных комиссаров был снова введён во всех воинских частях, начиная с полка и выше, штабах, управлениях и учреждениях.

Для создания единоначалия в армии 12 августа 1940 г. комиссары были упразднены. Два начальника – один командир, а второй надзирающий за ним – размывали ответственность за исполнение боевой задачи – становилось непонятно, кто из них конкретно отвечает за поражение? Правда, оставались заместители командиров по политической части. Таким образом, в армии была упразднена функция надзора за командным и начальствующим составом РККА и оставлена только функция воспитательной работы. Интересно, что в начале июня 1941 г. немецкое командование направило в войска «Указание об обращении с политическими комиссарами» в тот момент, когда их в Красной Армии уже не существовало. Этот приказ предписывал не брать комиссаров и политруков в плен и расстреливать их на месте. Однако приказ был издан ещё до войны, боевого значения комиссаров немцы не знали и уничтожать их предполагали сугубо как политических противников.

В сложных условиях начального периода Великой Отечественной войны, когда наблюдалась массовая сдача командиров в плен, 16 июля 1941 г. вновь вернулись к системе военных комиссаров в РККА, которые были наделены теми же контрольными функциями, что и в 1918-1925 гг. Теперь они уже подчинялись главному политическому управлению РККА. Массовый героизм солдат на поле боя в первый тяжелейший год войны во многом объясним присутствием рядом с бойцами политработников. Конечно, политработники, как и советские командиры, были разные. И комиссар мог проявить трусость, слабость и малодушие. Однако есть много примеров героического поведения политработников в боях.

25 июня 1941 г. самолет 48-го бомбардировочного авиаполка после выполнения боевого задания возвращался на свой аэродром. Вблизи Изяслава, в районе своего аэродрома, советский самолет был атакован пятью истребителями врага. Приняв неравный бой, наши летчики огнем пулеметов сбили три вражеских истребителя. В ходе боя немцам удалось поджечь советский самолет. Отважный экипаж – заместитель командира эскадрильи по политчасти старший политрук Турин И.А., штурман лейтенант Афоничев Н.К. и воздушный стрелок-радист сержант Деревяненко – горящим самолетом таранил четвертый истребитель врага. Немецкий самолет рухнул на землю. Советские летчики погибли.

К примеру, руководили обороной Брестской крепости капитан Зубачев И.Н., замполит полковой комиссар Фомин Е.М. и начальник штаба старший лейтенант Семененко А.И. Комиссара Фомина всегда видели там, где было опасней. Он водил бойцов в атаки, подбадривал раненных, заботился о красноармейцах, старался поднять боевой дух бойцов. Комиссара Фомина фашисты расстреляли в крепости у Холмских ворот.

Конечно, что на комиссарские должности, что и на генеральские, люди попадали разные: кто-то шёл защитить Родину, а кто-то старался получше устроиться. Кто-то прятался в тылу, а кто-то водил солдат в атаки – всё точно так, как и у остальных офицеров РККА. Ни каких особых привилегий комиссарская должность не давала. С точки зрения своей доходности она ничем не отличается от командирской – такой же оклад, такая же пенсия, такие же льготы и форма, пайки и уважение общества.

Вот несколько строк о политруке, в будущем дважды Герое Советского Союза, Хохрякове С.В. «Фашисты рвутся к Рязани, обходя Москву с юга. Создалась угроза столице. Политрук сутками на ногах. Он делает все возможное для успеха подразделений в бою, осунулся и, кажется, постарел. Никто уже не скажет, что ему 25 лет. Впалые глаза горят нездоровым блеском, но он всегда на передовой. Политработник беседует с воинами, поддерживает, успокаивает и призывает. Подчиненные воины слушали и задавались одним вопросом: «Скоро ли будет и «на нашей улице праздник?» И все же вера и уверенность в нашу победу политрука передавалась бойцам. Октябрьские и ноябрьские бои 1941 года уже не были похожи на августовские и сентябрьские. Больше у наших войск стало упорства, настойчивости». (В. Жилин «Танкисты-герои 1943-1945 гг.», М., «Яуза» «Эксмо», 2008 г., с. 455).

Ещё пример, "несколько фраз из представления на звание Героя Советского Союза Николая Васильевича Терехина от 20 июня 1942 года: «В Отечественной войне участвует с первых дней. 10 июля 1941 г. в одном из воздушных боев пулеметным огнем сбил самолет противника «Хейнкель-111». И израсходовав все боеприпасы, тараном сбил 2-й «Хейнкель-111». И уже поврежденной своей машиной вторым тараном сбил 3-й «Хейнкель-111». На 30 мая 1942 г. имеет лично сбитых самолётов противника 15 штук».
Н.В. Терехин начал войну комиссаром 161-го истребительного авиаполка, а 30 ноября 1942 года, будучи уже командиром полка, погиб в бою, сопровождая, штурмовики Ил-2. Звание Героя ему так и не было присвоено". (Ю. Мухин «Уроки Великой Отечественной» М., «Яуза-Пресс», 2010 г., с. 380).

Просуществовали комиссары в РККА несколько больше года – до 9 октября 1942 г., когда институт комиссаров был окончательно упразднен указом президиума ВС СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». Но одновременно была введена должность заместителя командира по политической части (замполит), функции которого ограничивались лишь пропагандой. Указ определил, как надо поступить с военными комиссарами: "Военным советам фронтов организовать к 20 октября с. г. двухмесячные командные фронтовые курсы, численностью по 150-250 человек для подготовки командиров рот из наиболее способных к командной работе политработников. Отбор на курсы произвести по согласованию с Главным политическим управлением Красной Армии". Политработники, прошедшие соответствующую переподготовку, должны были пополнить ряды командиров батальонов и полков.

Опыт РККА и армий других стран показал, что в случае, когда верховная политическая власть не доверяла командному составу армии, вводился институт комиссаров. Комиссары выполняли функции надзора за командирами, кроме этого, на них же лежала задача по политической пропаганде в среде личного состава частей. При этом комиссары не обладали необходимым военным образованием и навыками, иначе гораздо логичнее было бы назначить их на пост командира.

"Оберштурмбаннфюрер СС Шмидт, ставший после войны немецким военным историком, выступающим под псевдонимом Пауль Карель (Карелл), в своём труде «Восточный фронт» осмыслил роль комиссаров так: «Хотя в начале войны роль комиссара, возможно, и была неопределенной, со времени Курской битвы он все больше и больше воспринимался бойцами и командирами как опора в борьбе с недальновидными начальниками, бестолковыми бюрократами и духом трусливого пораженчества... В действительности комиссары были политически активные и надежные солдаты, чей общий уровень образования был выше, чем у большинства советских офицеров… Он должен быть в состоянии самостоятельно решать чисто боевые задачи… политрук роты стать командиром роты, комиссар дивизии – командиром дивизии. Чтобы соответствовать такому уровню требовании, корпус политработников, естественно, должен состоять из жестких людей, преданных власти, и в первой половине войны эти люди, как правило, составляли главную движущую силу советского сопротивления и твердо следили за тем, чтобы войска сражались до последней капли крови. Они могли быть безжалостными, но в большинстве случаев они не жалели и себя". (Там же с. 381).

В 1929-1937 гг. начальником ПУРККА был Гамарник Я.Б., который во время гражданской войны служил комиссаром 58-й дивизии. В 1937 г. в период репрессий в Красной Армии выяснилось, что в армии окопались «предатели», одним из главарей «изменников» оказался главный комиссар РККА Гамарник Я.Б. Выступив в защиту Тухачевского М.Н., Гамарник сам был признан участником военно-фашистского заговора и уволен из рядов РККА. Но накануне неизбежного ареста он застрелился.

В конце 1937 г. на должность начальника Политического управления РККА был назначен Мехлис Л.З., который в Гражданскую войну также был комиссаром, но 46-й дивизии. После отмены института комиссаров в РККА в 1940 г. Мехлис был назначен на пост народного комиссара Наркомата государственного контроля. Но в июне 1941 г. его вновь назначили начальником Главного политуправления и заместителем наркома обороны, присвоив армейское звание комиссара 1-го ранга (соответствует званию генерала армии).

Ещё до войны Мехлис пытался найти способы воспитания храбрости Красной Армии, способы возбуждения её мужества и стойкости в бою. В 1940 г. на совещании по военной идеологии он требовал от комиссаров и командиров: "Армию, безусловно, необходимо воспитывать, чтобы она была уверена в своих силах. Армии надо прививать дух уверенности в своей мощи. Но это как небо от земли отличается от хвастовства о непобедимости Красной Армии".

Зам. Наркома обороны Мехлис Л.З. боролся за укрепление дисциплины в армии. Он писал: "Командира... надо обучать быть требовательным к подчиненным, быть властным. Тряпка-командир дисциплины держать не будет». «Но командир... должен быть справедливым отцом бойца. Не допускать незаконных репрессии, рукоприкладства, самосудов и сплошного мата… Подчинять людей, не унижая их". Мехлис считал, что на фронте в присутствии комиссаров солдаты чувствуют себя увереннее.

Он начал свою работу по укреплению войск с насыщения их добровольцами-коммунистами и политработниками, одновременно укрепляя дисциплину, следуя наставлениям Суворова А.В.: "Дисциплина – мать победы". Трусов и паникёров, особенно если они коммунисты и комсомольцы, он требовал предавать суду военного трибунала. В понимании Мехлиса, если политработник во время боя находится в тылу, то он ничего, кроме пули, за это не заслуживает. Сам же Лев Захарович отличался исключительной храбростью, и это его качество было при нём всю его жизнь.

В июне 1941 г. по требованию Мехлиса был отдан по суд и расстрелян полковой комиссар Шленский А.Б., сбежавший с фронта в Прибалтике. 11 сентября 1941 г. в деревне Заборовье по решению уполномоченных армейского комиссара 1-го ранга Мехлиса Л.З. и генерала армии Мерецкова К.А. за дезорганизацию в управлении артиллерией армии и личную трусость без суда и следствия на основании приказа Ставки ВГК № 270 был расстрелян перед строем начальник артиллерии 34-й армии генерал-майор Гончаров В.С. А 29 сентября 1941 г. по приговору военного трибунала Северо-Западного фронта, утверждённому армейским комиссаром 1 ранга Мехлисом, бывший командующий той же 34-й армией генерал-майор Качанов К.М. был расстрелян.

Суд признал Качанова виновным в неисполнении полученного им 8 сентября 1941 г. приказа ВС Северо-Западного фронта с задачей – нанести удар во фланг и тыл наступавшему противнику, уничтожить его и выйти на новый рубеж. Вопреки этому приказу, он снял с оборонительного рубежа три дивизии, что дало противнику возможность усилить наступление на участке фронта и прорваться в тыл армии. Однако, учитывая сложность обстановки на фронте в 1941 г., расстрел двух опытных генералов, вряд ли мог упростить боевую обстановку и улучшить положение с кадрами высшего офицерского состава РККА. В 1957 г. оба генерала были реабилитированы.

Произвол, допущенный Мехлисом Л.З. при решении судьбы командования 34-й армии, явился лишь продолжением общей практики репрессий советской партийно-государственной системы. Действия которой были направлены не на анализ причин неподготовленности советской обороны, отсутствия необходимой технической оснащенности Красной Армии, причин окружения и массового захвата военнослужащих в плен в начальный период войны, а на поиск жертв из числа её же защитников и приверженцев.

Надо сказать, что Лев Захарович Мехлис пользовался особым расположением и доверием Сталина, и, конечно, не последнее место здесь занимала его «большевистская непримиримость», а не стремление объективно и внимательно разобраться в ситуации, в судьбе зависевших от него людей. Генералы Гончаров и Качанов стали лишь новыми жертвами при «продолжении выявления предателей и трусов» и немедленном приведении в исполнение приговора. Проведение подобных «эффективных процессов» Мехлис использовал ещё в Финской войне. Эти его действия были рассчитаны скорее на внешний эффект, устрашение, чем на проведение воспитательной работы, о которой он заявлял в своих агитационно-пропагандистских выступлениях.

Нам всем хорошо известен ещё один политический комиссар высшего ранга – Хрущев Н.С., который с 1939 г. был членом Политбюро ЦК ВКП(б). Хрущев, несомненно, знал о массовых обвинениях в политических преступлениях, очевидно также, что он играл, хотя бы по должности, не последнюю роль в репрессивной политике в Москве и на Украине. Неизвестно, принимал ли он сам кровавые решения, но в защиту репрессированных, в том числе тех, с кем долго вместе работал, он точно не выступал. До конца своей жизни Хрущев был уверен, что враги в стране действительно были, только власти обходились с ними слишком сурово и недозволенными методами.

Если в годы гражданской войны Хрущев был рядовым красноармейцем, то во время Великой Отечественной – членом Военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского, 1-го Украинского фронтов. Он, безусловно, разделяет ответственность с командующими фронтов за катастрофические окружений частей Красной Армии под Киевом в 1941 г. и под Харьковом в 1942 г. Однако это не помешало ему примерно в середине войны получить звание генерал-лейтенанта. Хрущев Н.С. не был военачальником и не играл существенной роли на фронте, однако во время обсуждения фронтовых вопросов в интересах дела и сохранения жизни солдат иногда отстаивал самостоятельную позицию в спорах со Сталиным.

Хрущев Н.С. участвовал в Сталинградской битве, руководил партизанским движением на Украине. Никита Сергеевич был уверен в неоспоримости социалистических завоеваний, защищать которые был призван каждый в Великой Отечественной войне, да и сам он был человеком не робкого десятка. По воспоминаниям дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Петрова В.С. Хрущев Н.С. на Курской дуге под артиллерийским обстрелом на передовой награждал бойцов орденами и медалями, благодарил их за службу. С этим поручением он мог послать любого подчинённого, однако счел нужным показать солдатам, что генералы тоже здесь – на передовой, что они не уклоняются от этого смертного боя.

В мае 1938 г. с согласия Хрущева Н.С. – Первого секретаря ЦК КП(б) Украины, ещё один будущий комиссар – Брежнев Л.И. возглавил один из обкомовских отделов. Через семь месяцев он стал секретарем по пропаганде, а еще через год к этой высокой номенклатурной должности получил должность заведующего новым, престижным по тем временам отделом оборонной промышленности. Примерно через месяц после начала войны (а не в первый день, как утверждалось в книге «Малая земля») Брежнев надел военную форму бригадного комиссара и стал заместителем начальника политуправления Южного фронта. С осени 1942 г. он – зам. начальника политуправления Черноморской группы войск Закавказского фронта, с весны 1943 г. – начальник политотдела 18-й армии в чине полковника, с конца 1944 г. – (наконец-то в долгожданном звании генерал-майора) начальник политуправления 4-го Украинского фронта.

Волкогонов Д.А. и Медведев Р.А. приводят далеко не лестную характеристику, которую принципиальный представитель ПУРККА полковой комиссар Верхорубов, инспектировавший политработу в 18-й армии, дал бригадному комиссару Брежневу: "Черновой работы чурается. Военные знания Брежнева – весьма слабые. Многие вопросы решает как хозяйственник, а не как политработник. К людям относится не одинаково ровно. Склонен иметь любимчиков". Вот так, можно сказать по-ленински – прямо, честно и открыто – написал, что видел. Как говорится, разные были комиссары…

"Я все равно паду на той,
На той единственной Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной."

Вариант1.

Выберите правильный ответ:

1) образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - образование Временного правительства- отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила.

2) образование Временного правительства – образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила.

3) Отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила – образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - образование Временного правительства.

4) Отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила - образование Временного правительства– образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

2. В первый состав Временного правительства в основном вошли:

1)социал-демократы 2) кадеты и октябристы 3) эсеры и меньшевики 4)беспартийные

3. Укажите лозунг, который был выдвинут большевиками в апреле1917г., снят в июле и вновь провозглашен в сентябре:

1) «Никакой поддержки Временному правительству!»

2) «Вся власть Советам!»

3) «Мир – народам!»

4) «Вся власть Учредительному собранию!»

4. Договор о мире с Германией был подписан:

5. А. Главой Временного правительства являлся

Б. Главой Временного правительства являлся


1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) неверны и А, и Б

6. Формирование Добровольческой армии в 1917г. начал:

1) сотрудники ЧК 2) военспецы 3) военные комиссары 4) солдатские комитеты

Выберите правильные ответы

8. Первые мероприятия Советского правительства:

1) ликвидация сословного деления

2) принятие Учредительным собранием «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»3) отделение церкви от государства и школы от церкви

4) введение всеобщего избирательного права

5) провозглашение демократической парламентской республики

9. Политика «военного коммунизма» не предполагала:

1) материальную заинтересованность работников

3) прогрессивный подоходный налог

4) всеобщую трудовую повинность

5) натурализированную зарплату

10. Основные принципы НЭПа:

7) создание концессий

Вставьте вместо пропусков

12. Комбеды

13. О чем идет речь?

«Сейчас, когда отчаянная борьба идет за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, все большие рынки Петрограда также закрыты… Во время нашего пребывания в Петрограде был введен бесплатный проезд. До этого билет стоил два или три рубля – сотая часть стоимости одного яйца… Многие вернулись в деревню…»

Контрольное тестирование по теме:

«Начало гражданской войны. Экономический и политический кризис.»

Вариант2.

Выберите правильный ответ:

1. Определите правильную последовательность событий:

2) 2 съезд Советов - роспуск Учредительного собрания – Брестский мир - принятие Конституции РСФСР.

3) 2 съезд Советов - роспуск Учредительного собрания - принятие Конституции РСФСР– Брестский мир.

4) роспуск Учредительного собрания - принятие Конституции РСФСР– 2 съезд Советов - Брестский мир.

2. Основной итог Февральской революции:

1) провозглашение республики 3) решение земельного вопроса

2) свержение монархии 4) разрешение общенационального кризиса

3. А. Председателем исполкома Петросовета был избран

Б. Председателем исполкома Петросовета был избран

1) верно только А 2)верно только Б 3) верны и А, и Б 4) неверны и А, и Б

4. В «Апрельских тезисах» (статья «О задачах пролетариата в данной революции») изложил план:


1)вооружения пролетариата для подавления корниловского мятежа

2) мирного перехода власти к большевикам

3) вооруженного восстания в Петрограде

4) постепенного выхода страны из мировой войны

5. По условиям Брестского мира Россия теряла территории:

1)Польши, части Литвы, Латвии, Белоруссии

2) части Латвии, Белоруссии, Закавказья и полностью Литву, Польшу

3)Финляндии, Эстонии, Белоруссии, Закавказья

4)части Латвии, Белоруссии, Закавказья и полностью Литву, Польшу, Финляндию, Эстонию

6. Повстанческую крестьянскую армию на юге Украины возглавил:

7) Контроль за командирами и политическим воспитанием осуществляли:

Выберите правильные ответы

8. Основные мероприятия Временного правительства:

1) решение аграрного вопроса

2) введение нового национально - государственного устройства

3) введение демократических свобод граждан

4) установление 8-часового рабочего дня

5) выполнение международных обязательств

9. К чертам политика «военного коммунизма» относятся:

1)национализация промышленных предприятий

2) материальная заинтересованность работников

3) продразверстка

4) свобода торговли

5) всеобщая трудовая повинность

Выберите несколько правильных ответов

10. Основные принципы НЭПа:

1) денационализация части средней и мелкой промышленности

2) материальный стимул в производстве

3) уравнительная оплата труда

4) многопартийная политическая система

5) допущение частного капитала в экономику

6) всеобщая трудовая повинность

7) создание концессий

Вставьте вместо пропусков

11.Главным фронтом весной 1919года стал _________________________.

Здесь наступала белая армия ___________________________________.

Группой войск Красной Армии командовал _______________________.

12. Рабфак - это ___________________________.

13. О чем идет речь?

Многие годы советские идеологи представляли это событие как «мятеж, антисоветский, подготовленный эсерами, анархистами и меньшевиками, связанными с белогвардейцами и иностранными интервентами», утверждая, что речь шла о попытке монархической реставрации. Восставшие требовали перевыборов Советов, свободы слова, легализации политических партий, свободы торговли.


Глобальный кризис мировой экономики: причины, особенности и возможные пути преодоления
или автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук специальности 08.00.14 – Мировая экономика Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академия государственной службы »

З наете, как в старину правители портили монету? Номинал прежний, и с виду то же самое, только в консервативное злато-серебро подмешано что-нибудь «продвинутое» со свалки металлолома. Болонский процесс - примерно то же самое в образовании. Народ будет получать дипломы непонятно каких наук, с виду как настоящие, нам не жалко, хоть всю молодежь пропустим через университеты; тем временем несколько элитарных заведений продолжат подготовку специалистов действительно с высшим образованием. Будущих хозяев жизни, которым предстоит думать и решать, а не механически тыкать лапкой в клавишу. Конечно, Болонский процесс поражает в первую очередь высшее образование, но в этой сфере все взаимосвязано, так что средняя школа помаленьку подстраивается. Суррогатный аттестат - ступенька к суррогатному диплому. Вы скажете, что и раньше хватало митрофанушек, которым добрые преподаватели ради процента успеваемости натягивали оценки. Правильно. Только это не было официальной политикой и специально разработанной методикой снижения уровня образования, включая тех, кто может и хочет учиться. Особое место в этой политике занимают тесты, которыми с 90-х гг. повсеместно подменяют нормальный, привычный экзамен. Гуманитарные предметы - не исключение. Что такое тест? Формализованный вопрос, на который дается ответ тем самым нажатием клавиши: «да, да, нет, да» , потом машина выводит процент попаданий. Якобы объективную оценку. На тестах базируется ЕГЭ, Единый Экзамен, который призван был единым чохом определять способности будущих физиков, врачей и музыкантов, и только сопротивление ректоров притормозило этот кошмар. Сами подопытные сразу же отразили суть тестирования в анекдоте: «Как звали коня Александра Македонского? А - Буцефал; Б - Децибел; В - Задолбал».

Шутка. Но вот у меня на столе очередная порция методических пособий для учителей к учебникам из Федерального комплекта, издательство «Экзамен» , 2005 г. Тест по обществознанию. Зубодробительно серьезный. «За нарушение норм морали человек несет: а) юридическую ответственность; б) моральную ответственность; в) личную ответственность» . Трудно догадаться, правда? Кстати, я по ходу дела с ужасом осознаю, что школьник, у которого хоть одна лишняя извилина, заметит, что моральная ответственность - конечно же, личная, нажмет две кнопки - и ответ ему не зачтут. А если извилин еще больше, между ними закопошится сомнение: это где человек несет ответственность за нарушение норм морали? У нас?! Но переспросить-то не у кого. И часики тикают. Кто нажал меньше правильных кнопок, тот проиграл.

А вот загадки без подвоха, из сборника «Тесты по истории» , 9-й класс: «Что является лишним в ряду? Лидеры Белого движения: Колчак, Врангель, Деникин, Фрунзе… Территории, присоединенные к СССР…: Литва, Латвия, Бессарабия, Монголия». Другое пособие, тоже для 9-го класса: «Контроль за командирами и политическим воспитанием красноармейцев осуществляли: 1) сотрудники ЧК, 2) военспецы, 3) военные комиссары, 4) солдатские комитеты». Отгадали? Тогда суперигра!! «Переход к индустриальному обществу называется 1. индустриализацией, 2. промышленным переворотом, 3. модернизацией, 4. монополизацией» . Конечно, вы тыкаете пальцем в цифру «1. индустриализация» . Но в пособии правильный ответ - «3. модернизация» . А знаете, что я вам по секрету открою? Что в Большом энциклопедическом словаре на букву «И» напечатано: «Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу» . Промышленный переворот по смыслу подходит тоже. В том-то и прелесть тестов, что любая попытка приподнять их над одноклеточным уровнем ведет к безнадежной путанице, а ученик, который интересуется предметом, автоматически получает по мозгам. И дело не в недостатках конкретных методичек, а в самой методике. Еще могли возникнуть какие-то сомнения по поводу тестов по математике, потребность в консультации известных математиков: надо это, не надо? Кстати, консультации получены и по поводу математики тоже. Но с гуманитарными-то науками все было ясно с самого начала. Если базовые понятия не имеют однозначных определений - какая может быть, к богу в рай, формализованная угадайка? Как можно сдавать в компьютерную обработку школьный тест со словами, например, «религиозный философ» , если профессора не в состоянии объяснить, кто это - и чем отличается от богослова? Школьнику предлагают опознать, о ком идет речь, цитирую: «Началось ограничение свободы доступа средств массовой информации к сведениям о деятельности правительственных органов» , и говорят, что имели в виду Примакова. Кто не узнал, тот опоздал. Полагаю, что господа, которые навязывают школам и вузам тестирование, не глупее своих жертв, а также рецензентов, учившихся в нормальной школе и еще способных оценить по достоинству математическую объективность в сложении-вычитании непонятно чего. Господа «реформаторы» действуют сознательно. С прямым умыслом.