Й мировой. Начало первой мировой войны. Положение на северо-западном фронте

Мировая война представляет собой грандиозный разряд противоречий между различными группами капиталистического мира, пришедшими, под влиянием политики империализма, к острому конфликту, а затем, к вооруженному столкновению, равного которому как по размерам театра, каковым представлялся почти весь мир, так и по масштабу напряжения сил воющих народов, история до сих пор не знала.

Причины Мировой войны многообразны, захватывая различные области как внутренней, так и международной жизни. Кризис назревал не вследствие одной или немногих причин, он сложился как общий итог политики капиталистического мира, где империализм играл важнейшую, но не исключительную роль. Как многоводная река образуется из ряда сначала мелких ручьев, сливающихся в более крупные притоки, которые, складываясь, дают все большее накопление вод, так и тот мощный поток, который захватил большую часть цивилизованных государств, неудержимо вовлекая их в русло войны, сложился под влиянием причин, в своей сумме сделавших войну явлением неизбежным.

Многие из отдельных причин могли быть разрешены в виде компромиссного соглашения между враждующими, и ряд попыток к этому, даже в самых острых вопросах, мы видим в предвоенный период, но в целом они были неустранимы, неуклонно ведя к войне.

Первая и основная причина Мировой войны - это, конечно, кризис капиталистических отношений.

Типичными моментами этого кризиса являлись:

  1. Экономические и финансовые формы капиталистического хозяйства, разделившие мировой капитал на враждующие, конкурирующие между собой, группы.
  2. Колониальная политика империалистических держав.
  3. Рельсовая политика.
  4. Столкновения интересов на морских мировых путях.
  5. Местные конфликты на почве международной политики отдельных государств.
  6. Рост вооружений, сначала - как следствие создавшихся международных отношений, а затем - как одна из причин, ускоривших войну и исключавших возможность мирного разрешения спорных вопросов.
  7. Работа дипломатии. не справившейся с задачей устранения конфликта и игравшей видную роль в его назревании.

Берлин, Лондон, Париж хотели начала большой войны в Европе, Вена была не против разгрома Сербии, хотя общеевропейской войны особо не желали. Повод к войне дали сербские заговорщики, которые также желали войны, которая бы разрушила «лоскутную» Австро-Венгерскую империю и позволила реализовать планы создания «Великой Сербии».

28 июня 1914 года в Сараево (Босния) террористы убивают наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жену Софию. Интересно, что российский МИД и сербский премьер-министр Пашич получили по своим каналам сообщение о возможности такого покушения и пытались предостеречь Вену. Пашич предупредил через сербского посланника в Вене, а Россия через Румынию.

В Берлине решили, что это отличный повод для начала войны. Кайзер Вильгельм II, который узнал о теракте на праздновании «Недели флота» в Киле, на полях доклада написал: «Теперь или никогда» (император был любителем громких «исторических» фраз). И теперь начал раскручиваться скрытый маховик войны. Хотя большинство европейцев считали, что это событие, как и многие раньше (вроде двух Марокканских кризисов, двух Балканских войн), не станет детонатором мировой войны. К тому же террористы были австрийскими подданными, а не сербскими. Надо заметить, что европейское общество начала 20 столетия было во многом пацифистским и не верило в возможность большой войны, считалось, что люди уже достаточно «цивилизованные», чтобы решать спорные вопросы войной, для этого есть политико-дипломатические инструменты, возможны только локальные конфликты.

В Вене уже давно искали повод для разгрома Сербии, которую считали главной угрозой империи, «двигателем панславянской политики». Правда, ситуация зависела от поддержки Германии. Если Берлин надавит на Россию и та отступит, тогда австро-сербская война неизбежна. В ходе переговоров в Берлине 5-6 июля германский кайзер заверил австрийскую сторону в полной поддержке. Немцы прозондировали настроения британцев – немецкий посол сообщил главе МИД Великобритании Эдуарду Грею, что Германия, «пользуясь слабостью России, считает необходимым не сдерживать Австро-Венгрию». Грей уклонился от прямого ответа, и немцы посчитали, что британцы останутся в стороне. Многие исследователи считают, что таким образом Лондон подтолкнул Германию к войне, твёрдая позиция Британии остановила бы немцев. России Грей сообщил, что «Англия займёт позицию, благоприятную для России». 9-го немцы намекнули итальянцам, что если Рим займёт благоприятную для центральных держав позицию, тогда Италия может получить австрийские Триест и Трентино. Но итальянцы уклонились от прямого ответа и в итоге до 1915 года торговались, выжидали.

Турки также засуетились, стали искать наиболее выгодный для себя сценарий. Морской министр Ахмед Джемаль-паша посетил Париж, он был сторонником союза с французами. Военный министр Исмаил Энвер-паша посетил Берлин. А министр внутренних дел Мехмед Талаат-паша уехал в Петербург. В итоге прогерманский курс победил.

В Вене в это время придумывали ультиматум Сербии, причём старались включить такие пункты, которые сербы не могли принять. 14 июля текст был утверждён, а 23-го его вручили сербам. Ответ было необходимо дать в течение 48 часов. Ультиматум содержал очень резкие требования. От сербов требовали запретить печатные издания, которые пропагандировали ненависть к Австро-Венгрии и нарушение её территориального единства; запретить общество «Народна Одбрана» и все другие подобные союзы и движения, ведущие антиавстрийскую пропаганду; убрать антиавстрийскую пропаганду из системы образования; уволить с военной и госслужбы всех офицеров и чиновников, которые занимались пропагандой, направленной против Австро-Венгрии; помогать австрийским властям в подавлении движения, направленного против целостности империи; пресечь контрабанду и взрывчатки на австрийскую территорию, арестовать причастных к такой деятельности пограничников и т. д.

Сербия не была готова к войне, она только что прошла через две Балканские войны, переживала внутриполитический кризис. А времени для затягивания вопроса и дипломатического лавирования не было. Это понимали и другие политики, министр иностранных дел России Сазонов, узнав об австрийском ультиматуме, сказал: «Это война в Европе».

Сербия начала мобилизацию армии, а сербский принц-регент Александр «умолял» Россию оказать помощь. Николай II сообщил, что все усилия России направлены на то, чтобы избежать кровопролития, а если война начнётся, то Сербия не останется в одиночестве. 25-го сербы дали ответ на австрийский ультиматум. Сербия согласилась почти на все пункты, кроме одного. Сербская сторона отказалась от участия австрийцев в расследовании убийства Франца Фердинанда на территории Сербии, т. к. это затрагивало суверенитет государства. Хотя обещали провести расследование и сообщили о возможности передачи результатов следствия австрийцам.

Вена расценила такой ответ как отрицательный. 25 июля Австро-Венгерская империя начала частичную мобилизацию войск. В этот же день скрытую мобилизацию начала Германская империя. Берлин потребовал от Вены начать военные действия против сербов немедленно.

Другие державы пытались вмешаться с целью дипломатического урегулирования вопроса. Лондон выступил с предложением созвать конференцию великих держав и мирно решить вопрос. Британцев поддержали Париж и Рим, но Берлин отказался. Россия и Франция пытались уговорить австрийцев принять план урегулирования на основе сербских предложений – Сербия была готова передать расследование международному трибуналу в Гааге.

Но немцы уже решили вопрос о войне, в Берлине 26-го подготовили ультиматум Бельгии, в котором утверждалось, что через эту страну французская армия планирует ударить по Германии. Поэтому германская армия должна предупредить эту атаку и занять бельгийскую территорию. Если бельгийское правительство согласно, бельгийцам обещали после войны возместить ущерб, если нет, то Бельгию объявляли врагом Германии.

В Лондоне шла борьба различных властных группировок. Очень сильные позиции были у сторонников традиционной политики «невмешательства», их поддерживало и общественное мнение. Британцы хотели остаться в стороне от общеевропейской войны. Лондонские Ротшильды, связанные с австрийскими Ротшильдами, финансировали активную пропаганду политики невмешательства. Вполне вероятно, что, если бы основной удар Берлин и Вена направили против Сербии и России, британцы не стали вмешиваться в войну. И мир увидел «странную войну» 1914 года, когда Австро-Венгрия сокрушила Сербию, а германская армия основной удар направила против Российской империи. В этой ситуации Франция могла вести «позиционную войну», ограничиваясь частными операциями, а Британия - вообще не вступать в войну. Лондон вынудил вмешаться в войну тот факт, что нельзя было допустить полного разгрома Франции и гегемонии Германии в Европе. Первый лорд Адмиралтейства Черчилль на свой страх и риск после завершения летних манёвров флота с участием резервистов не отпустил их по домам и сохранил корабли в сосредоточении, не направив их по местам дислокации.


Австрийская карикатура «Сербия должна погибнуть».

Россия

Россия в это время вела себя крайне осторожно. Император в течение нескольких дней вёл длительные совещания с военным министром Сухомлиновым, морским – Григоровичем и начальником Генштаба Янушкевичем. Николай II не хотел военными приготовлениями российских вооруженных сил спровоцировать войну.
Меры предпринимались только предварительные: 25-го из отпусков отозвали офицеров, 26-го император согласился на подготовительные мероприятия для частичной мобилизации. И только в нескольких военных округах (Казанском, Московском, Киевском, Одесском). В Варшавском военном округе мобилизацию не проводили, т.к. он граничил одновременно с Австро-Венгрией и Германией. Николай II надеялся, что войну удастся остановить, и слал «кузену Вилли» (немецкому кайзеру) телеграммы, прося остановить Австро-Венгрию.

Эти колебания России стали для Берлина доказательством того, что «Россия теперь небоеспособна», что Николай боится войны. Были сделаны неверные выводы: германские посол и военный атташе писали из Петербурга, что Россия планирует не решительное наступление, а постепенное отступление, по примеру 1812 года. Германская пресса писала о «полном разложении» в Российской империи.

Начало войны

28 июля Вена объявила войну Белграду. Надо отметить, что Первая мировая война начиналась на большом патриотическом подъеме. В столице Австро-Венгрии царило всеобщее ликование, толпы народа заполонили улицы, распевая патриотические песни. Такие же настроения царили в Будапеште (столица Венгрии). Это был настоящий праздник, женщины заваливали военных, которые должны были разбить проклятых сербов, цветами и знаками внимания. Тогда люди считали, что война с Сербией станет победной прогулкой.

К наступлению австро-венгерская армия была ещё не готова. Но уже 29-го корабли Дунайской флотилии и крепость Землин, расположенная напротив сербской столицы, начали артобстрел Белграда.

Рейхсканцлер Германской империи Теобальд фон Бетман-Гольвег направил Парижу и Петербургу угрожающие ноты. Французам сообщили, что военные приготовления, которые Франция собирается начать, «вынуждают Германию объявить состояние угрозы войны». Россию предупредили, что если русские продолжат военные приготовления, то «тогда едва ли удастся избежать европейской войны».

Лондон предложил очередной план урегулирования: австрийцы могут оккупировать часть Сербии в качестве «залога» для справедливого расследования, в котором примут участие великие державы. Черчилль приказывает перевести корабли на север, подальше от возможной атаки немецких подводных лодок и миноносцев, в Британии вводят «предварительное военное положение». Хотя британцы по-прежнему отказывались «сказать свое слово», хотя Париж просил об этом.

В Париже правительство проводило постоянные заседания. Начальник французского генштаба Жоффр провёл подготовительные мероприятия перед началом полномасштабной мобилизации и предлагал привести армию в полную боевую готовность и занять позиции на границе. Ситуация усугублялась тем, что французские солдаты по закону могли во время жатвы уезжать по домам, половина армии разъехалась по деревням. Жоффр сообщил, что немецкая армия сможет занять часть территории Франции без серьёзного сопротивления. В целом же французское правительство было растеряно. Теория - это одно, а реальность - совсем другое. Ситуацию усугубляло два фактора: во-первых, британцы не дали определённого ответа; во-вторых, кроме Германии, по Франции могла ударить Италия. В итоге Жоффру разрешили отозвать солдат из отпусков и мобилизовать 5 приграничных корпусов, но при этом отвести их от границы на 10 километров, чтобы показать, что Париж не собирается первым нападать, и не спровоцировать войну каким-либо случайным конфликтом немецких и французских солдат.

В Петербурге также не было определённости, была ещё надежда на то, что большую войну удастся избежать. После того как Вена объявила войну Сербии, в России объявили частичную мобилизацию. Но её оказалось трудно осуществить, т.к. в России не существовало планов частичной мобилизации против Австро-Венгрии, такие планы были только против Османской империи и Швеции. Считалось, что отдельно, без Германии, австрийцы не рискнут воевать с Россией. А сама Россия нападать на Австро-Венгерскую империю не собиралась. Император настаивал на частичной мобилизации, глава Генштаба Янушкевич доказывал, что без мобилизации Варшавского военного округа Россия рискует пропустить мощный удар, т.к. по разведданным выходило, что именно здесь австрийцы сосредоточат ударную группировку. Кроме того, если начать неподготовленную частичную мобилизацию, это приведёт к слому графиков железнодорожных перевозок. Тогда Николай решил вообще не проводить мобилизацию, обождать.

Информация поступала самая разноречивая. Берлин пытался выиграть время – германский кайзер присылал обнадёживающие телеграммы, сообщал, что Германия склоняет Австро-Венгрию к уступкам, а Вена вроде бы соглашается. И тут же поступила нота Бетмана-Гольвега, сообщение о бомбардировках Белграда. А Вена, после периода виляний, сообщила об отказе переговоров с Россией.

Поэтому 30 июля российский император отдал приказ о мобилизации. Но сразу отменил, т.к. из Берлина пришло несколько миролюбивых телеграмм «кузена Вилли», который сообщил о своих усилиях для того, чтобы склонить Вену к переговорам. Вильгельм просил не начинать военных приготовлений, т.к. это помешает переговорам Германии с Австрией. Николай в ответ предложил вынести вопрос на рассмотрение Гаагской конференции. Глава МИД России Сазонов отправился к германскому послу Пурталесу, чтобы выработать основные пункты для урегулирования конфликта.

Затем Петербург получил другую информацию. Кайзер сменил свой тон на более жёсткий. Вена отказывалась от любых переговоров, появились доказательства, что австрийцы чётко согласуют свои действия с Берлином. Из Германии шли сообщения о том, что там полным ходом идут военные приготовления. Немецкий корабли из Киля перебрасывали в Данциг на Балтике. К границе выдвигались кавалерийские части. А России для мобилизации вооруженных сил требовалось на 10-20 дней больше, чем Германии. Стало ясно, что германцы просто морочили голову Петербургу, чтобы выиграть время.

31 июля Россия объявила мобилизацию. Причём сообщалось, что, как только австрийцы прекратят военные действия и будет созвана конференция, русская мобилизация будет остановлена. Вена сообщила, что остановка боевых действий невозможна, и объявила полномасштабную мобилизацию, направленную против России. Кайзер направил Николаю новую телеграмму, в которой сообщил, что его мирные усилия стали «призрачными» и что ещё можно остановить войну, если Россия отменит военные приготовления. Берлин получил повод к войне. А уже через час Вильгельм II в Берлине, под восторженный рёв толпы, сообщил, что Германию «вынуждают вести войну». В Германской империи вводилось военное положение, которое просто легализовало предыдущие военные приготовления (они велись уже неделю).

Франции направили ультиматум о необходимости сохранения нейтралитета. Французы были должны за 18 часов ответить, будет ли Франция нейтральной в случае войны Германии с Россией. А в залог «добрых намерений» требовали передать пограничные крепости Туль и Верден, которые обещали после завершения войны вернуть. Французы просто ошалели от такой наглости, французский посол в Берлине даже постеснялся передать полный текст ультиматума, ограничившись требованием о нейтралитете. К тому же в Париже опасались массовых волнений и стачек, которые грозили организовать левые. Был приготовлен план, по которому планировали, по заранее приготовленным спискам, провести аресты социалистов, анархистов и всех «подозрительных».

Ситуация была очень сложной. В Петербурге об ультиматуме Германии о прекращении мобилизации узнали из германской прессы (!). Немецкий посол Пурталес получил указание вручить его в полночь с 31-го июля на 1-е августа, срок давался в 12 часов, чтобы уменьшить возможности для дипломатического манёвра. Слово «война» не употреблялось. Интересно, что Петербург не был даже уверен в поддержке Францией, т.к. союзный договор не был ратифицирован французским парламентом. Да и британцы предлагали французам подождать «дальнейшего развития событий», т.к. конфликт между Германией, Австрией и Россией «не затрагивает интересов Англии». Но французы были вынуждены вступить в войну, т.к. немцы не дали другого выбора – в 7 часов утра 1 августа немецкие войска (16-я пехотная дивизия) пересекли границу с Люксембургом и заняли городок Труа Вьерж («Три девственницы»), там сходились границы и железнодорожные коммуникации Бельгии, Германии и Люксембурга. В Германии потом шутили, что война началась с овладения тремя девами.

Париж в этот же день начал всеобщую мобилизацию и отверг ультиматум. Причём о войне ещё не говорили, сообщив Берлину, что «мобилизация – это не война». Обеспокоенные бельгийцы (нейтральный статус их страны определяли договоры 1839 и 1870 годов, главным гарантом нейтралитета Бельгии выступала Британия) попросили у Германии разъяснений по поводу вторжения в Люксембург. Берлин ответил, что опасности для Бельгии нет.

Французы продолжали взывать к Англии, напомнив о том, что английский флот, по заключённому ранее соглашению, должен защищать атлантическое побережье Франции и французский флот должен сосредоточиться в Средиземном море. Во время совещания английского правительства 12-ть из 18-ти его членов выступили против поддержки Франции. Грей сообщил французскому послу, что Франция должна сама принять решение, Британия в настоящее время не в состоянии оказать помощь.

Лондон был вынужден пересмотреть свою позицию из-за Бельгии, которая была возможным плацдармом, направленным против Англии. Британский МИД запросил Берлин и Париж об уважении нейтралитета Бельгии. Франция подтвердила нейтральный статус Бельгии, Германия промолчала. Поэтому британцы объявили, что при нападении на Бельгию Англия не может сохранить нейтралитет. Хотя и тут Лондон сохранил для себя лазейку, Ллойд Джордж высказал мнение, что, если немцы не будут занимать бельгийское побережье, тогда нарушение можно считать «незначительным».

Россия предлагала Берлину возобновить переговоры. Интересно, что немцы собирались объявить войну в любом случае, даже если бы Россия приняла ультиматум о прекращении мобилизации. Когда германский посол вручал ноту, он отдал Сазонову сразу две бумаги, в обеих России объявляли войну.

В Берлине произошёл спор – военные требовали начать войну без её объявления, мол, противники Германии, предприняв ответные действия, объявят войну и станут «зачинщиками». А рейхсканцлер требовал сохранение правил международного права, кайзер принял его сторону, т.к. любил красивые жесты – объявление войны было историческим событием. 2 августа в Германии официально объявили всеобщую мобилизацию и войну России. Это был день начала выполнения «плана Шлиффена» - 40 германских корпусов должны быть переброшены на наступательные позиции. Интересно, что войну Германия официально объявила России, а войска стали перебрасывать на запад. 2-го был окончательно оккупирован Люксембург. А Бельгии вручался ультиматум о пропуске германских войск, бельгийцы должны были ответить в 12-часовой срок.

Бельгийцы были шокированы. Но в итоге решили обороняться – в заверения немцев вывести войска после войны не верили, рушить хорошие отношения с Англией и Францией не собирались. Король Альберт призвал защищаться. Хотя у бельгийцев была надежда, что это провокация и Берлин не нарушит нейтральный статус страны.

В этот же день определилась Англия. Французам сообщили, что британский флот прикроет атлантическое побережье Франции. А поводом к войне будет нападение Германии на Бельгию. Ряд министров, которые были против этого решения, подали в отставку. Итальянцы объявили о своём нейтралитете.

2 августа Германия и Турция подписали тайное соглашение, турки обязались выступить на стороне немцев. 3-го Турция объявила о нейтралитете, что было блефом, учитывая соглашение с Берлином. В этот же день Стамбул начал мобилизацию резервистов 23-45 лет, т.е. почти всеобщую.

3 августа Берлин объявил войну Франции, немцы обвинили французов в нападениях, «воздушных бомбардировках» и даже нарушении «бельгийского нейтралитета». Бельгийцы отвергли ультиматум немцев, Германия объявила войну Бельгии. 4-го началось вторжение в Бельгию. Король Альберт попросил помощи у стран-гарантов нейтралитета. Лондон предъявил ультиматум: прекратить вторжение в Бельгию или Великобритания объявит войну Германии. Немцы возмутились и назвали этот ультиматум «расовым предательством». По истечению срока ультиматума Черчилль приказал флоту начать боевые действия. Так началась Первая мировая война…

Могла ли Россия предотвратить войну?

Есть мнение, что если бы Петербург отдал Сербию на растерзание Австро-Венгрии, войну можно было бы предотвратить. Но это ошибочное мнение. Таким образом, Россия могла только выиграть время – несколько месяцев, год, два. Война была предопределена ходом развития великих западных держав, капиталистической системы. Она была необходима Германии, Британской империи, Франции, США, и её всё равно рано или поздно начали бы. Нашли бы другой повод.

Россия могла изменить только свой стратегический выбор - за кого воевать - на рубеже примерно 1904-1907 годов. Тогда Лондон и США откровенно помогали Японии, а Франция придерживалась холодного нейтралитета. В тот период Россия могла присоединиться к Германии против «атлантических» держав.

Тайные интриги и убийство эрцгерцога Фердинанда

Фильм из серии документальных фильмов " России XX века". Режиссер проекта - Смирнов Николай Михайлович, военный эксперт-журналист, автор проекта "Наша стратегия" и цикла передач "Наш взгляд. Русский Рубеж". Фильм снят при поддержке Русской Православной Церкви. Ее представителем является специалист по церковной истории Николай Кузьмич Симаков. К фильму привлечены: историки Николай Стариков и Пётр Мультатули, профессор СПбГУ и РГПУ имени Герцена и доктор философских наук Андрей Леонидович Вассоевич, главный редактор национально-патриотического журнала "Имперское Возрождение" Борис Смолин, офицер разведки и контрразведки Николай Волков.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Асы 1-й мировой войны: системы подсчета воздушных побед

Практически во всех странах мира среди летчиков особым уважением пользуются люди, носящие (пусть и неофициальное) звание «ас». Этим термином определяют лучших, самых умелых пилотов, и каждый летчик изо всех сил стремится добиться этого почетного звания.
Название ас по отношению к военным летчикам впервые появилось во французских газетах во время 1-й мировой войны - в 1915 году. Этот термин ввели французские журналисты; именно они прозвали «тузами» (а в переводе с французского слово «as» означает «туз») пилотов, добившихся нескольких воздушных побед. Поначалу асами называли летчиков, одержавших три победы, но вскоре для получения этого титула стало необходимым уничтожение уже пяти вражеских самолетов. Те же из летчиков, кто добивался особенно впечатляющих результатов, становились в своих странах настоящими национальными героями. Поэтому неудивительно, что победы, одержанные тем или иным пилотом, становились предметом гордости и фактором, подтверждающим его высокую квалификацию как лётчика - истребителя. Первым стали называть асом легендарного французского летчика Ролана Гарро, который впервые в истории установил на своем самолете курсовой пулемет и одержал при его помощи 3 подтвержденные и 2 вероятные победы.

Понятие ас быстро вошло в обиход. Все страны-участницы 1-й мировой войны хотели иметь своих героев, и летчики-истребители подходили для этой роли как нельзя лучше. Сначала пилоты сами вели счет своих побед, но вскоре был начат их официальный учет и были разработаны специальные правила для признания каждой победы. В годы 1-й мировой войны асом мог стать не только пилот истребителя, но и стрелок-наблюдатель (первоначально даже существовало два разных термина: летчик-ас и воздушный ас). Наравне со сбитыми вражескими самолетами засчитывались также уничтоженные аэростаты и дирижабли. Например, такие асы, как американец Фрэнк Люк, (21 победа), бельгиец Вилли Коппенс (37 побед), немец Фритц фон Рот (28 побед), были специалистами именно по уничтожению аэростатов и дирижаблей.
Разумеется, при определении числа побед асов то и дело допускались ошибки и неточности. Ведь летчики сражались на высоте нескольких тысяч метров, часто над облаками, и не всегда могли с уверенностью утверждать, что вражеский самолёт, получивший попадания, упал и разбился. Ведь пилот пораженного самолета мог просто сымитировать штопор, чтобы выйти из-под смертельной атаки; а затем - выравнивал машину и улетал домой: пусть не победителем, но хотя бы живым. Уследить за этим в сумятице боя было невозможно – если победитель будет сопровождать взглядом побежденного до самой земли, его самого могут сбить. Именно из-за этих трудностей в определении «победа – не победа» в воюющих странах были разработаны правила подтверждения воздушных побед, которые во многом значительно различались между собой.

Страны Антанты

Великобритания


Британские победы наиболее трудно поддаются подтверждению. Концепция английской воздушной войны предполагала перенос боевых действий за линию фронта противника, поэтому около 90% воздушных боёв проходило над занятой немцами территорией, что значительно затрудняло подтверждение победы.
В британских ВВС победа считалась подтвержденной, если пораженный вражеский самолёт был замечен падающим в пламени, если он разваливался в воздухе или лётчик выпрыгнул из своей машины; желательно было, чтобы это подтвердил кроме победителя ещё кто-нибудь. В таком случае победу, как правило, засчитывали. Так же засчитывали на боевой счет летчика победу (если были свидетели), в случаях, когда штопорящий или пикирующий вражеский аэроплан был замечен врезавшимся в землю. Однако часто, когда не было уверенности, что подобный самолёт точно не вышел из пике, победу засчитывали как вероятную.
Вообще в британских ВВС существовало наибольшее число категорий побед; в этом плане у англичан была очень «разветвленная» система учета. Самой надежной, подтвержденной, считалась категория Destroyed («уничтожен»). Она имела подкатегории Crash (если наблюдался удар самолета об землю), Broken Up (самолет разрушился в воздухе) и Destroyed in Flames («уничтожен в огне» - если противник загорелся). Категория «вероятные победы» включала в себя подкатегории Out Of Control («потерял управление»), т.е. «вроде бы сбит, но падения никто не видел», Drived Down («ушел со снижением») и Forced То Land («принуждён к посадке»). Причем «принужденные к посадке» шли в зачет только в случае последующего уничтожения самолета наземными войсками или пленения аэроплана. В этом случае самолет указывался как Captured («захваченный»).
Часто случалось так, что победу одерживали в группе, когда вражеский аэроплан расстреливали сразу несколько летчиков; в таком случае каждому из участников записывалось по победе (но на счет эскадрильи записывалась только одна победа). Но этому правилу следовали не всегда. В некоторых случаях победы записывали не всем участникам боя, а одному или нескольким летчикам, внесшим максимальный вклад.
Победы, одержанные экипажами разведчиков и бомбардировщиков, записывались следующим образом: летчик получал все победы, а летнаб (воздушный наблюдатель) только то, что сбил сам. При этом следует отметить, что подобная практика была исключительной особенностью Королевской авиации, во всех остальных странах и летчику и стрелку засчитывали одни и те же победы.
Таким образом (для примера), счет пилота Королевского лётного корпуса мог выглядеть следующим образом: предположим, пилот одержал 7 реальных (Destroyed) побед и еще 3 аэроплана от его огня «потеряли управление» - общий счет британца составлял в этом случае 10 побед.
Интересно, что британское командование, хоть и отражало в сообщениях с фронта большинство воздушных боев и зафиксированных побед, никогда не приводило при этом конкретные победы конкретных пилотов. Британское командование вообще считало, что официальная система подтвержденных побед не нужна, так как все летчики стараются изо всех сил, и победа – лишь дело везения. В результате такого отношения сложилась ситуация, когда слава французских и немецких пилотов гремела по обе линии фронта, британцы же ничего не знали о своих героях. И лишь в 1918 году после громкого скандала, устроенного возмущенными английскими журналистами по данному поводу, командование наконец-то обнародовало список британских асов и рейтинг их побед.

Франция


Во Франции использовалась более строгая система учета побед. Каждая заявка на победу должна была быть рассмотрена и утверждена в высших инстанциях Франции. Сбитыми у французов считались аэропланы, упавшие на своей территории, либо за линией фронта, но лишь в том случае, если их падение подтверждалось «независимыми свидетелями», и при этом самолёты противника загорались, разламывались на куски или разбивались о землю. Лишь при этих условиях сбитые аэропланы могли быть записаны на боевой счёт летчиков как подтвержденные победы. Во всех остальных случаях поражение вражеских аэропланов признавалось как вероятная победа, но они в статистике не учитывались.
Французы так же, как и англичане признавали групповую победу. И если 2 - 3 французских пилота одновременно претендовали на уничтожение вражеской машины, победу засчитывали каждому из них (хотя на счету эскадрильи появлялся только один сбитый самолёт).
Если продолжить пример учета счетов асов стран Антанты, то французский пилот, в отличие от пилота британских ВВС, одержавший 7 подтвержденных и еще 3 вероятных победы, числился асом только с 7-ю победами, а не с 10-ю, как англичанин.

Другие страны Антанты


Французская система была самой распространенной на фронтах 1-й мировой. Безо всякого изменения ее использовали бельгийские и румынские летчики. Слегка модифицированные варианты французской системы применялись и Италии – там победы не делили на достоверные и вероятные (правдоподобные); они либо были, либо нет. Что касается России, то здесь царит полная неясность: некоторые исследователи утверждают, что в русских ВВС использовалась французская система, модифицированная по-итальянски, однако в целом ряде работ в подсчетах рейтинга русских асов фигурируют как подтвержденные, так и вероятные победы, что указывает на применение в России именно чистой французской системы.

Соединенные Штаты вступили в войну позже всех; при создании своих ВВС американцы пользовались в основном французским опытом, тем более что первая американская боевая эскадрилья была переведена из состава французской армии. Поэтому и в деле подтверждения побед они следовали тем же стандартам.
Однако летчики из новоприбывших в Европу американских эскадрилий очень быстро заметили разницу между ростом своих боевых счетов и тем, что записывалось в актив их британским коллегам. В общем, уже через месяц после прибытия на войну американские летчики перешли на более выгодную для них английскую систему, и количество американских «засчитанных побед» сразу начало расти, как на дрожжах…

Страны Тройственного союза

Австро-Венгрия


Авиация Австро-Венгерской империи использовала слегка модифицированную французскую систему подсчета побед. Как и у французов, у австрийцев сбитыми считались аэропланы, упавшие как на своей территории, так и за линией фронта, но если их падение подтверждалось свидетелями, и при этом самолёты противника загорались, разламывались на куски или разбивались на земле. Отличие заключалось в том, что австрийцы не признавали вероятных побед; они учитывали только достоверные победы. Еще одним отличием было то, что австрийцы всегда засчитывали как победу «принужденного к посадке», вне зависимости оттого, на чьей стороне фронта приземлилась подбитая машина.

Германия


Самой жесткой была система, принятая в Германии. В германской авиации всегда очень педантично относились к подтверждению заявок лётчиков на воздушные победы, поэтому у немцев были свои особенности системы подтверждения побед. Поскольку их тактикой было ведение оборонительной войны по защите воздушного пространства позади своей линии фронта, лишь эпизодически появляясь над территорией союзников (скажем, для атаки наблюдательных аэростатов), то это приводило к тому, что в основном их жертвы падали на территорию, занятую германскими войсками. Поэтому обломки могли быть найдены, либо с мёртвым или раненым экипажем или с живыми лётчиками, тут же попадавшими в плен. Помимо того, немцам обычно не нужно было слишком экономить горючее, в то время как пилоты Антанты зачастую выходили из боя, торопясь к своей линии фронта, пока у них полностью не закончилось топливо. По такой "показавшей хвост" машине била меткая немецкая очередь, и германский пилот мог спокойно заметить место падения врага, и даже сесть рядом со своей жертвой. Таким образом, этот аспект подтверждения побед был у германцев значительно проще, чем у авиаторов союзников. Многие пилоты отличались страстью к собиранию сувениров, снятых со сбитых ими самолётов, скажем, серийных номеров, которые заканчивали свой путь на стене комнаты победителя.
Тем не менее, жёсткие германские правила обязывали каждого пилота, подающего заявку на победу, подтверждать её или обломками жертвы, или достоверным свидетельством либо летевшего с ним другого лётчика, либо наземных наблюдателей. Также были трудности, если, скажем, 3 пилота заявляют о победах, хотя найдены обломки лишь 2 самолётов, и нужно было принять решение, кому, в конце концов, записать эти победы. О групповых же победах в германской авиации не могло идти и речи. Так, если два пилота одержали групповую или спорную победу, решение было в пользу того, кто приводил более убедительные доводы. Впрочем, надо признать, что в первое время признавались и коллективные победы. В 1915-1916 гг. в ряде случаев, когда 2 - 3 пилота подавали заявки на победу, она им засчитывалась, в то время как реально был сбит только один самолёт союзников. Однако с введением системы индивидуальных побед эти случаи подлежали пересмотру, так как для получения высшей награды Германии – ордена «Pour le Merite» (знаменитого «Голубого Макса») требовалась идентификация лишь «чистых» побед – ведь право на получение ордена давало только определенное количество побед (поначалу 7, впоследствии – 15).
Так как многие воздушные бои проходили вблизи или прямо над линией фронта, зачастую подбитый вражеский самолет планировал вниз и совершал аварийную посадку (или разбивался) на своей территории. В этих случаях германское командование победу своему летчику, как правило, не засчитывало, так как были высоки вероятность выживания вражеского пилота и восстановления поврежденного аэроплана. Но победа все же записывалась на счет пилота-победителя, если подбитый самолет садился в зоне действия германской артиллерии и уничтожался артиллерийским огнем, либо сжигался своим пилотом.

Турция


Турецкая авиация использовала немецкую систему подсчета побед, получив ее «в довесок» к командированным в Османскую империю немецким летчикам. То есть в турецких ВВС тоже действовало твердое правило: «один сбитый самолет - один летчик-победитель». Победу же, одержанную в группе, записывали кому-то одному из пилотов, участвовавших в бою - по выбору летчиков или командования.
В полном объеме все вышеизложенные правила действовали не с самого начала воздушной войны, а только после введения соответствующих стандартов, в некоторых странах - неписаных. В Великобритании это произошло весной 1916-го, во Франции и Германии-в конце 1915-го, а в остальных странах - примерно летом 1916 года. До того англичане и французы засчитывали все победы, включая и «правдоподобные», а в Германии и России, в противоположность этому, не засчитывали самолеты, упавшие за линией фронта, даже если их падение отлично наблюдалось.

Асы и статистика


Многочисленные воздушные битвы 1-й мировой войны породили немалое количество асов во всех участвовавших в войне странах (сегодня известно 1860 имен). За четыре года воюющими государствами были проведены около ста тысяч воздушных боев, в ходе которых было сбито 8.073 самолета, огнем с земли было уничтожено еще 2.347 самолетов. Важную роль в войне играли и бомбардировщики. Немецкая бомбардировочная авиация сбросила на противника свыше 27.000 тонн бомб, английская и французская – более 24.000. Поэтому в конце войны наиболее ожесточенные бои разворачивались как раз вокруг этих бомбовозов.
Интересно, что французская и британская системы подсчета побед оказались довольно несовершенными и привели к значительному завышению победных счетов многих асов. Так, по собственным заявкам на победы англичане претендовали на 8.100 сбитых самолетов противника, а французы – на 7.000. Немцы же потеряли в воздушных боях только 2.138 самолетов; еще около 1.000 машин (в основном разведчиков и бомбардировщиков) не вернулось из вылетов на территорию противника, но как они погибли - неизвестно.
Не более 500 машин потеряла так же Австро-Венгрия и прочие союзники Германии. Ничего себе – расхождение: при заявленных 15.000 побед реальными явились только 3.500! Таким образом, коэффициент достоверности побед Антанты не превышает 0,25. С другой стороны германскими пилотами-истребителями было заявлено почти 6.000 побед (точнее – 5.973), большая часть которых была действительно подтверждена обломками сбитых машин (ведь немцы в основном предпочитали драться над своей территорией).


Среди стран Антанты самыми успешными асами считаются французы. Так, во французских ВВС в 1-ю мировую 52 летчика сбили не менее 10 самолетов каждый. Всего же французские асы уничтожили за время войны 908 машин противника. Сильнейший представитель французской школы воздушного боя стал капитан Рене Поль Фонк (одержал 75 побед). Однако настоящим национальным героем Франции стал не расчетливый и чванливый Фонк, а отважный до безрассудства капитан Жорж Гинемер, на счету которого числилось 54 победы. Третье место в списке лучших французских асов занял «Гусар смерти» - лейтенант Шарль Ненжессер (43 победы).
Следующими по результативности среди ВВС западных союзников шли британские авиаторы. К ним тогда относились помимо самих англичан и выходцы из других стан, входивших в Британскую империю: канадцы, австралийцы, новозеландцы, представители некоторых африканских государств. По индивидуальному мастерству они ни чем не уступали французам. Так, на счету ирландца майора Эдварда Маннока 73 сбитых самолета, англичанина майора Вильяма Бишопа - 72, канадца майора Раймонда Коллишоу - 60. Что касается общих достижений британских асов: только 29 английских пилотов одержали более 10 побед каждый, уничтожив при этом 681 самолет. А если учитывать и достижения пилотов государств, входивших в Британскую империю, то результат еще более весом. Так, 18 самых результативных летчиков Британской империи одержали более 35 побед каждый, сбив в общей сложности 881 самолет.
В ВВС США стали асами 10 пилотов, которые уничтожили вместе 142 вражеских самолета. Но американские летчики сражались и в составе ВВС других стран Антанты, а потому общий счет асов США более весом - 293 сбитых самолета. Сильнейшим среди американцев был пилот капитан Эдвард Рикенбакер, который выиграл 26 воздушных поединков. Второе и третье место принадлежат Вильяму Ламберту (22 победы) и Фрэнку Хэйлу (18 побед) – оба воевали в составе британских ВВС.
В число асов Антанты вошли и 10 итальянских летчиков, имевших каждый более 10 побед; вместе они уничтожили 193 самолета. Всего же в итальянских ВВС выросло 42 аса, одержавших в общей сложности 392 победы. Самым результативным среди них был майор Франческо Баракка, одержавший 34 воздушные победы. Второе и третье место занимают Сильвио Скарони (26 побед) и Пьетро Руджеро Пиччио (24 победы).
Отважно сражались и бельгийские летчики, трое из которых уничтожили более 10 самолетов противника каждый (общий их счет – 58 побед). Лидером этой тройки был лейтенант Вилли Коппенс, одержавший 37 побед; за ним следовали Андре Мелемеестер (11 побед) и Эдмонд Тиффри (10 побед).
Список русских асов 1-й мировой войны был гораздо скромнее, чем у французов, англичан или немцев, но этому есть определенные причины. Русские асы имели меньше побед, чем французские или немецкие лётчики, так как они воевали в более трудных условиях и на худших самолётах с более слабым вооружением. Да и численность авиации всех сторон на Восточном фронте была незначительной, что делало воздушные схватки относительно редким явлением. Несмотря на все это русские лётчики добились определенных успехов: из 150 лётчиков – истребителей, имевшихся в России, асами стали 26 пилотов; они уничтожили в общей сложности 188 самолётов противника. Правда, из-за неясности с системой подсчета побед сегодня очень сложно составить правильный рейтинг российских асов. В России была принята французская система, однако в разных источниках дается разный подсчет: в некоторых указывается деление на подтвержденные и вероятные, в других же все они «валятся в одну кучу», да еще с явным завышением цифр – видимо, из ложно понимаемого патриотизма. Тем не менее, даже в этих весьма туманных условиях можно точно назвать двух лучших асов России. Наибольшее количество сбитых вражеских самолетов было на счету у штабс-капитана А.Казакова - 17 официально подтвержденных побед (с неофициальными - 32). Вторым в списке русских асов шел капитан французской армии Павел Аргеев (15 побед), который сбил 6 вражеских самолетов на Восточном фронте, и еще 9 – во Франции, куда перебрался после революции в России. А вот третьим в списке лучших российских асов, на мой взгляд, стоит прапорщик Григорий Сук, на счету которого было 10 официально подтвержденных побед (+ 2 вероятные). Правда, некоторые исследователи на третье место ставят морского летчика Александра Прокофьева-Северского, имевшего 12 побед, но если исходить из французской системы, в которой вероятные (неподтвержденные) победы не учитывались, это вряд ли является правильным. У Прокофьева-Северского на счету были только 2 официальные победы, остальные же 10 являлись вероятными…


Что касается асов Тройственного союза, то наибольших успехов в боях добились немецкие летчики. Так, в германских ВВС 161 летчик имел на своем счету 10 и более воздушных побед (такого количества асов не имели ВВС ни одной страны). Они вместе уничтожили 3.270 машин противника. Подавляющее большинство исследователей считают, что и личное первенство осталось за немецким асом - ротмистром Манфредом фон Рихтгофеном, который одержал 80 подтвержденных побед. Сразу за Рихтгофеном в списке лучших асов кайзеровской авиации идет обер-лейтенант Эрнст Удет (62 победы), третье место занимает обер-лейтенант Эрнст Левенхардт (54 победы).
Неплохо показали себя и союзники немцев - летчики ВВС Австро-Венгерской империи. Так, 14 австрийских асов, имевших по 10 и более побед, сбили вместе 260 аэропланов, а на общем счету всех 49 асов Австро-Венгрии числится 477 уничтоженных самолетов. Лучшим среди австрийских асов стал поляк гауптман Годвин Брумовски, одержавший 35 подтвержденных воздушных побед. За ним шел чех унтер-офицер Юлиус Ариги (32 победы). Третьим из самых удачливых асов империи был австриец обер-лейтенант Бенно Фиала, одержавший 28 подтвержденных побед.
А вот турецкие ВВС отличались слабостью и не смогли сыграть серьезную роль в воздушной войне. В турецкой авиации было всего 4 аса, и все они являлись немцами, присланными в Турцию для поддержки. Лучшим из них был Ганс Шюц, одержавший в составе турецких ВВС 10 побед. Ганс-Иоахим Буддеке и Эмиль Майнике одержали под знаком полумесяца по 6 побед, а Теодор Якоб Кронайс – 5.

ПЕРВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ СХВАТКИ (1914 г)

Авиация вступила в 1-ю мировую войну безоружной. Аэропланы занимались в основном воздушной разведкой, реже - бомбежкой (причем пилоты сбрасывали на врага обычные ручные гранаты, стальные стрелы, иногда - малокалиберные артиллерийские снаряды). Естественно, что «бомбежки» 1914 года фактически не наносили противнику никакого вреда (если не считать паники, которую вызывал у пехоты и конницы этот новый, летающий вид боевой техники). Однако роль самолетов в деле обнаружения передвижений вражеских войск оказалась столь велика, что возникла настоятельная необходимость в уничтожении самолетов-разведчиков. Эта необходимость и породила воздушный бой.

Конструкторы и пилоты воюющих стран начали работу над созданием оружия для аэропланов. Что они только не придумывали: пилы, привязанные к хвосту самолета, коими собирались распарывать обшивку аэропланов и стратостатов, крючья-кошки на тросе, которыми намеревались отрывать крылья на самолете врага… Нет смысла перечислять здесь все эти мертворожденные разработки, попытки применения которых сегодня выглядят анекдотично. Наиболее радикальным способом уничтожения воздушного врага оказался таран - преднамеренное столкновение самолетов, вызывающее разрушение конструкции и гибель аэропланов (как правило - обоих!).

Родоначальником воздушного боя можно считать руского летчика Петра НЕСТЕРОВА . 26 августа 1914 г над городом Жолкевым он таранным ударом сбил австрийский аэроплан, проводивший разведку русских войск. Однако при этом ударе на Моране Нестерова оторвался двигатель, и герой погиб. Таран оказался обоюдоопасным оружием, оружием, которое не могло применяться постоянно.

Поэтому поначалу летчики противоборствующих сторон при встрече стреляли друг в друга из револьверов, потом в ход пошли винтовки и устанавливавшиеся на борта кабин пулеметы. Но вероятность поражения противника из такого оружия была очень низка, к тому же винтовки и пулеметы можно было применять только на неповоротливых двухместных машинах. Для успешного же воздушного боя требовалось создать легкий маневренный одноместный самолет, пулеметы которого наводились бы на цель всем корпусом. Однако установке пулеметов на нос аэроплана мешал винт - пули неизбежно бы отстреливали его лопасти. Решить эту проблему удалось только в следующем году.


так решалась проблема вооружения на первых аэропланах

Оружие, применявшееся в воздушных боях авиаторами разных стран в 1914 - начале 1915 гг.


самозарядный пистолет Браунинг обр. 1903 г (применялся авиаторами всех стран)


самозарядный пистолет Маузер С.96 (применялся авиаторами всех стран)

Винтовка Маузер обр. 1898 г (применялась германскими авиаторами)


карабин Лебель обр. 1907 г (применялся французскими авиаторами)

Винтовка Мосина обр. 1891 г (применялась российскими авиаторами)


ручной пулемет Льюис (применялся авиаторами Антанты)


первая в мире самозарядная винтовка мексиканца Мондрагона обр. 1907 г (применялась германскими авиаторами)


ружье-пулемет (ручной пулемет) Мадсена обр. 1902 г. (применялся российскими авиаторами)


Появление первых истребителей
в авиачастях воюющих сторон в 1915 г.

В МАРТЕ

В 1915 г летчики всех стран мира вошли почти безоружными: беспорядочная пальба по противнику из личных револьверов или кавалерийских карабинов заметных результатов не приносила; двухместные аэропланы, оснащенные шкворневыми пулеметами, были слишком тяжелы и тихоходны для успешного воздушного боя. Пилоты, стремившиеся к уничтожению противника, искали новые способы поражения вражеских самолетов. Всем становилось ясно, что для поражения противника необходимо скорострельное оружие - пулемет; причем это оружие должно быть жестко закреплено на аэроплане, чтобы не отвлекать пилота от управления самолетом.

Первые попытки вооружения легких маневренных машин пулеметами предпринимались еще до создания синхронизатора, на рубеже 1914-1915 годов. Например, в Великобритании импровизированные пулеметные установки монтировались на легких аэропланах Бристоль «Скаут»; правда, чтобы не отстреливать лопасти винта эти пулеметы устанавливали под углом 40-45 градусов слева или справа от кабины, что делало ведение прицельного огня почти нереальным. Все очевиднее становилось, что пулемет должен смотреть точно вперед, чтобы его можно было наводить на цель всем корпусом самолета; но осуществить это было невозможно из-за опасности отстрела лопастей винта, что привело бы к гибели самолета.


Британский аэроплан Бристоль «Скаут» с пулеметом на левом борту, закрепленным под углом 40 градусов в сторону от прямого курса
Двигатель: Гном (80 л.с.), скорость: 150 км/ч, вооружение: 1 не синхронизированный пулемет «Льюис»

В АПРЕЛЕ

Первыми смогли добиться успеха в деле создания настоящего истребителя французы. Уставший от постоянных неудач в бессмысленных атаках на вражеские аэропланы при помощи маленького револьвера пилот Ролан Гарро пришел к выводу, что для поражения цели ему необходим пулемет, жестко закрепленный на капоте самолета - чтобы его можно было наводить на цель всем корпусом аэроплана, не отвлекаясь в атаке на раздельное управление машиной и прицеливание во врага из подвижного оружия. Однако перед Гарро, как и перед другими пилотами всех сражавшихся стран, встала неразрешимая задача: как стрелять из носового пулемета, не отстреливая при этом собственные лопасти винта? И тогда Гарро обратился к авиаконструктору Раймону Солнье, который и предложил пилоту синхронизатор, позволявший жестко закрепленному на капоте пулемету стрелять сквозь вращающийся винт, пропуская очередной выстрел в тот момент, когда лопасть винта оказывалась перед его стволом. Вообще то Раймонд Солнье разработал свой синхронизатор еще в 1914 г. Однако тогда это изобретение не было оценено и его "положили на полку", но вот в 1915 г. благодаря Гарро о нем вспомнили. Гарро при помощи Солнье смонтировал на своем Моране эту установку. Правда, французский синхронизатор оказался ненадежным, и пулемет то и дело срабатывал в ненужный момент, простреливая лопасти. К счастью, это выявилось еще при пристрелке на земле и, чтобы избежать гибели, на лопастях винта на уровне пулеметного ствола закрепили стальные пластины, отражавшие "проскочившие" пули. Это утяжелило винт и ухудшило летные качества аэроплана, однако теперь он был вооружен и мог сражаться!


Первая в истории синхронизированная пулеметная установка конструкции Солнье

Солнье и Гарро смонтировали на Моране-парасоле Ролана синхронизированный пулемет в конце марта 1915 года, и уже 1 апреля Гарро с успехом опробовал синхронизатор в бою, сбив первый вражеский самолет - этот день стал днем рождения истребительной авиации. За три недели апреля 1915 г Гарро уничтожил 5 германских аэропланов (правда, официальными победами командование признало только 3 его жертвы). Успех специализированного истребителя был очевиден. Однако 19 апреля аэроплан Гарро подбили германские пехотинцы и француз был вынужден приземлиться на вражеской территории и сдаться в плен (по другим данным, у Гарро просто заглох мотор). Немцы изучили доставшуюся им новинку, и буквально через 10 дней на германских самолетах появились свои синхронизаторы.


Двигатель: Гном (80 л.с.), скорость 120 км/ч, вооружение: 1 синхронизированный пулемет «Гочкис»

Германский синхронизатор не был усовершенствованной копией французского, как считают многие любители авиации. На самом деле в Германии подобное устройство разрабатывал еще в 1913-1914 годах инженер Шнейдер. Просто это изобретение, как и во Франции, не было поначалу положительно оценено германским руководством. Однако целый ряд потерь, понесенных от огня нового истребителя французов, а так же доставшийся немцам в качестве трофея синхронизатор Солнье подтолкнули кайзеровское авиационное командование дать "добро" своему новому механизму.


германский вариант синхронизатора пулемета, разработанный инженером Шнейдером и изготовленный Энтони Фоккером

Служивший Германии голландский авиаконструктор Энтони Фоккер установил этот синхронизатор на аэроплан собственной конструкции, и в июне 1915 года началось производство первого германского серийного истребителя Фоккер Е.I, более известного, как «Фоккер-Айндеккер».

Энтони Герман Герард Фоккер

Этот самолет полюбился немецким авиаторам и стал настоящей грозой для авиации Антанты - он легко расправлялся с неповоротливыми тихоходными аэропланами французов и англичан. Именно на этом самолете сражались первые асы Германии - Макс Иммельман и Освальд Бёльке. Даже появление у противника таких же специализированных истребителей не изменило положения - на 1 потерянный в бою "Айндеккер" приходилось 17 уничтоженных аэропланов Антанты. Только вступление в строй в начале 1916 года союзнических истребителей-бипланов Ньюпор-11 и DH-2 восстановило шаткое равновесие в воздухе, однако на это немцы ответили созданием новой версии Фоккер Е-IV с более мощным двигателем и тремя (!) синхронизированными пулеметами. Это позволило "Айндеккеру" продержаться на фронте еще полгода, однако к середине 1916 года Фоккеры окончательно утратили превосходство и были заменены более совершенными машинами. Всего было выпущено 415 Айндеккеров в четырех модификациях.


Двигатель: Оберрурсель U (80 л.с. на Е-1, 160 л.с. - на E-IV); скорость: 130 км/ч - Е-1, 140 км/ч - E-IV; вооружение: Е-1 - 1 синхронизированный пулемет «Парабеллум» или «Шпандау»; E-IV - 3 синхронизированных пулемета «Шпандау»

Почти в это же время во французские авиачасти стали поступать первые французские специализированные истребители с курсовыми пулеметами Моран Солнье N (всего произведено 49 шт.). Однако эта машина оказалась слишком строгой в управлении, к тому же у нее были постоянные неполадки с синхронизацией пулемета. Поэтому Моран Солнье N не получил широкого распространения, а в августе 1916 г немногие оставшиеся машины были исключены из состава частей (но 11 отосланных в Россию Моранов N воевали там до осени 1917 г).


Двигатель: Рон 9С (80 л.с.), скорость: 144 км/ч, вооружение: 1 синхронизированный пулемет «Гочкис» или «Виккерс»

В июне же 1915 г во французскую авиацию в большом количестве стали поступать истребители-бипланы Ньюпор-10 (1000 шт.). Этот аэроплан пошел в серию еще до войны, но в первый год боев он был разведчиком. Теперь же Ньюпор-10 был переделан в истребитель. Причем самолет выпускался в двух вариантах: тяжелый двухместный истребитель с двумя не синхронизированными пулеметами, и облегченный одноместный с одним зафиксированным курсовым пулеметом над верхним крылом (без синхронизатора). Отсутствие на самом массовом французском истребителе синхронизатора объясняется тем, что французский синхронизатор по-прежнему оставался несовершенным, его регулировка то и дело сбивалась, и пулемет начинал отстреливать лопасти собственного аэроплана. Именно это заставило французских инженеров поднять пулемет на верхнее крыло, чтобы выпущенные пули пролетали выше винта; точность стрельбы из такого оружия была несколько ниже, чем из синхронизированного пулемета на капоте, но все же это было каким-то решением проблемы. Таким образом, этот самолет оказался лучше Морана Солнье, и поэтому он стал основным французским истребителем на всю вторую половину 1915 г (вплоть до января 1916 г).


Истребитель Ньюпор-10 в одноместном варианте с несинхронизированным курсовым пулеметом "Люис" над крылом
Двигатель: Гном (80 л.с.), скорость: 140 км/ч, вооружение: 1 не синхронизированный пулемет «Кольт» или «Льюис» над крылом

Во французские авиачасти стали поступать первые самолеты фирмы СПАД - двухместные истребители СПАД А2 (выпущено 99 шт.). Однако и этот аэроплан не удовлетворил французских летчиков: он оказался слишком тяжелым и медлительным, необычной была и кабина стрелка, закрепленная прямо перед вращающимся винтом истребителя. Находившийся в этой кабине стрелок фактически был смертником: стрелки погибали при капотировании самолета, бывали случаи отрыва кабины от машины прямо в воздухе при прострелах ее стоек; случалось, что развевающийся на ветру шарф стрелка попадал под бешено вращающиеся лопасти за его спиной, наматывался на винт и душил человека... Поэтому французы приняли только 42 аэроплана (они применялись на Западном фронте до конца 1915 г). Остальные 57 СПАД А2 были отправлены в Россию, где они воевали до полного износа.


Французский истребитель СПАД-2 с опознавательными знаками российской авиации
Двигатель: Рон 9С (80 л.с.), скорость: 112 км/ч, вооружение: 1 подвижный курсовой пулемет «Льюис», «Мадсен» или «Виккерс»

В авиачасти германской авиации начали поступать истребители фирмы «Пфальц». Эти машины представляли собой аэропланы типа Моран-Солнье, которые строились в Германии по закупленной во Франции лицензии. Экземпляры Пфальцев, превращенные в истребители путем установки на капоте синхронизированного пулемета, получили маркировку Пфальц Е. По своим ТТХ этот самолет был почти идентичен Айндеккеру, а вот мощности фирмы «Пфальц» не шли ни в какое сравнение с мощностями фирмы Фоккера. Поэтому истребитель Пфальц Е так и остался в тени своего знаменитого собрата, и выпускался малой серией.


Двигатель: Оберурсель U.O (80 л.с.), скорость: 145 км/ч, вооружение: 1 синхронизированный пулемет LMG.08

Французская авиация получила в большом количестве очень удачный для своего времени истребитель-полутораплан Ньюпор-11 с установленным над верхним крылом несинхронизированным пулеметом "Льюис". Новый самолет являлся уменьшенным вариантом Ньюпора-X, почему летчики и дали ему прозвище "Бебе" - "Малыш". Этот самолет стал основным французским истребителем 1-й половины 1916 г (выпущено 1200 шт) и первым истребителем союзников, который превзошел по своим качествам германский истребитель "Айндекер". "Бебе" обладал отличной маневренностью, легкостью в управлении и хорошей скоростью, однако имел недостаточную прочность конструкции, что иногда приводило к "складыванию" крыльев при больших перегрузках. 650 этих аэропланов состояло на вооружении Италии, и 100 - в России.
Существенным недостатком Ньюпора-11 являлось слишком высокое расположение пулемета, который в бою было очень сложно перезарядить (для этого пилоту нужно было встать в кабине, зажав ручку управления коленями!). Британцы и русские пытались устранить этот недостаток, разрабатывая системы заваливания пулемета для перезарядки в кабину. Французы же мирились с этим недочетом по своему: так, Жан Навар при стрельбе вставал в кабине в полный рост и целился во врага через пулеметный прицел…

В ФЕВРАЛЕ

Во Францию прибыли для участия в боях британские истребители DH-2 (400 шт), которые быстро устарели из-за появления у противника более совершенных машин, но тем не менее вплоть до весны 1917 г оставались самым распространенным истребителем RFC (Королевских Воздушных Сил). Самолет имел хорошую горизонтальную маневренность, но был плох на вертикалях, довольно тихоходен, сложен в пилотировании и имел тенденцию к срыву в штопор. Большинство его недостатков были связаны с устаревшей концепцией самолета: для того, чтобы не изобретать синхронизатор, англичане сделали этот аэроплан не с тянущим, а с толкающим винтом. Установленный позади гондолы двигатель освободил нос аэроплана для пулемета, однако такое расположение мотора и толкающий винт не позволяли увеличить скорость и мощность машины. В результате DH-2 уступал по своим качествам самолетам противника; однако за неименеем лучшего британцам пришлось долго воевать на этом аэроплане...


В МАЕ

Французская авиация получила новый аэроплан Ньюпор-17 (2000 шт) - чрезвычайно удачный для своего времени истребитель, в котором удалось избавиться от недостатков Ньюпора-11 при сохранении всех его достоинств. Ньюпор-17 и его модификация Ньюпор-23 оставались основными французскими истребителями до конца года, кроме того, ими были вооружены британские, бельгийские, итальянские, греческие и русские летчики; даже немцы создали по образцу трофейного "Ньюпора" 100 легких истребителей "Сименс-Шуккерт", которые использовали в основном на Восточном фронте.
Ньюпор-17 получил наконец-то синхронизированный пулемет на капоте, хотя некоторые французские летчики для усиления мощи огня устанавливали еще и надкрыльевой несинхронизированный пулемет (по образцу Ньюпора-11).


В мае 1916 г на Западном фронте появился новый немецкий истребитель-биплан "Хальберштадт" (построено 227 шт.). Он имел хорошую маневренность и прочность, но во всем остальном уступал "Ньюпорам". Тем не менее, до появления самолетов серии "Альбатрос" аэропланы "Хальберштадт" наряду с "Айндекерами" были основными истребителями кайзеровской авиации.

В АВГУСТЕ

В Северной Франции англичане стали применять истребитель F.E.8 (300 шт), превосходивший по качествам DH-2, но почти не имевший шансов на успех в схватках с новыми германскими истребителями. За 2-ю половину 1916 г было сбито большинство машин этого типа, и их сняли с вооружения.


В августе в истребительные части Франции поступили первые бипланы "СПАД-7", по всем своим качествам имевшие полное превосходство над всеми истребителями противника. Это определило постоянное наращивание выпуска нового самолета (построено 3500 шт), который к весне 1917 г стал основным истребителем французских ВВС; кроме того, этот самолет состоял на вооружении англичан (405 шт), итальянцев (214 шт), американцев (190 шт) и русских (143 шт). Самолет был очень популярен среди пилотов всех этих стран из-за своей высокой скорости, хорошей управляемости, устойчивости в полете, из-за надежности двигателя и прочности конструкции.


В СЕНТЯБРЕ

На фронт прибыли первые немецкие истребители "Альбатрос" D.I, сразу же завоевавшие популярность среди германских пилотов благодаря своим выдающимся для того времени летным данным. По опыту первых боев его в том же месяце немного улучшили, и "Альбатрос" D.II стал на 2-ю половину 1916 г основным истребителем Германии (всего немецкая авиация получила 50 D.I и 275 D.II).

В ОКТЯБРЕ

Итальянцы приняли на вооружение истребитель французского производства Анрио HD.1, от которого сами французы отказались из-за того, что уже выпускали практически почти идентичный "Ньюпор". На Аппенинском же полуострове Анрио стал основным истребителем (900 шт) и с успехом применялся итальянцами до самого конца войны.


В октябре в состав австрийской авиации вступил спроектированный немцами специально для Австрии истребитель "Ганза-Бранденбург" (95 шт), который до весны 1917 г был основным истребителем австрийской авиации.

В боевых действиях на Западе стал участвовать новый британский истребитель Сопвич "Пап" (1850 шт), вызвавший любовь британских летчиков своей легкостью управления и прекрасной маневренностью. Он участвовал в боях вплоть до декабря 1917 г.

В ДЕКАБРЕ

В истребительные части Германии стал поступать новый самолет Альбатрос D.III, ставший основным немецким истребителем на 1-ю половину 1917 г (выпущено 1340 шт) - уже к началу весны 1917 г он составлял 2/3 всего авиапарка истребительной авиации. Немецкие летчики назвали эту машину лучшим истребителем своего времени.


В декабре истребительные части Германии получили еще одну машину - Роланд D.II, который был несколько быстрее "Альбатроса", но сложность его пилотирования, склонность к сваливанию в штопор, плохой обзор вниз на посадке и ненадежность двигателя быстро настроили летчиков против этой машины, в результате чего уже через 2 месяца производство Роланда было прекращено (выпущено 440 шт).



В ЯНВАРЕ

Лучшие асы французских ВВС начали получать в личное пользование 20 первых в истории пушечных истребителей СПАД-12, оснащенных 37-мм однозарядными пушками "Гочкис". Правда,

заинтересовавшиеся было новинкой асы в большинстве своем вскоре вновь пересели на пулеметные машины - ручное перезаряжание пушки оказалось непригодным для воздушного боя. Однако некоторые из наиболее упорных пилотов добились на этой необычной машине заметных успехов: так, Рене Фонк сбил на пушечном СПАДе не менее 7 немецких самолетов.

Австрийская авиация стала оснащаться истребителем собственного производства - Авиатик «Берг» (740 шт). Это был удачный истребитель, неприхотливый в эксплуатации и приятный в управлении; его высоко оценили противники - итальянцы. По летным характеристикам Авиатик «Берг» превосходил «Альбатросы» и был очень популярен среди пилотов; на нем летало большинство австрийских асов. Особенностями самолета было то, что он обладал хорошей продольной балансировкой на малых скоростях и хорошей продольной управляемостью на большой скорости, а тыльники пулеметов находились рядом с пилотом, что позволяло легко обслуживать оружие.

Французская авиация получила новую версию своего основного истребителя - Ньюпор-24, у которого по сравнению с предшественником была улучшена аэродинамика. Всего их было выпущено 1100 шт, самолет применялся до конца 1917 г.

Эта машина получила, наконец, усиленную конструкцию планера, и постоянная проблема пилотов Ньюпоров - отрыв крыла на пикировании - отступила.


В апреле 6 сражавшихся во Франции британских истребительных эскадронов получили новый истребитель Сопвич "Триплан" (150 шт), который вызвал у летчиков целую бурю восторженных откликов. Эта машина обладала хорошей скоростью и почти невероятной маневренностью; ее недостатком было только слабое стрелковое вооружение. Однако боевая служба этого самолета была недолгой: появление более мощного "Кэмела", обладавшего практически такой же маневренностью, привело уже к концу лета 1917 г к полному исчезновению "Триплана" из войск.


В апреле во Францию прибыла первая британская истребительная часть, оснащенная новейшими истребителями SE-5 - один из самых популярных английских истребителей. Se-5 имел несколько худшую, чем у "Ньюпора", горизонтальную маневренность, но обладал отличными скоростью и прочностью, а так же легким пилотированием и хорошим обзором.

На Западном фронте в составе австралийских и канадских истребительных частей стал применяться самолет английской постройки D.H.5 (550 шт), который не пользовался популярностью у пилотов, т.к. был неустойчив при рулежке, сложен в пилотировании, трудно набирал высоту и легко терял ее в бою; достоинствами машины были большая прочность и хороший обзор.


В мае же на вооружение австрийской авиации стал поступать истребитель ОЕФАГ, созданный на базе германского "Альбатроса D.III", но превосходивший своего прародителя по ряду параметров (построено 526 шт).


В ИЮНЕ

В начале июня в сражавшиеся во Франции британские истребительные части начал поступать новый самолет Сопвич "Кэмел", обладавшей исключительнейшей для биплана маневренностью, приравнявшей его в этом плане к классу трипланов, отличной скоростью и мощным стрелковым вооружением. В результате "Кэмел" стал самым популярным среди британских летчиков истребителем, а после войны выяснилось, что этот самолет оказался и самым результативным из всех истребителей Антанты! Всего английская промышленность выпустила около 5700 "Кэмелов", которыми к концу войны было оснащено более 30 истребительных эскадронов.


В июне французы получили на вооружение самый лучший истребитель того времени - "СПАД-13", который имел по сравнению со своим предшественником большую скорость и мощь огня, правда, при этом несколько ухудшилась остойчивость и усложнилось пилотирование. Этот самолет стал самым массовым истребителем 1-й Мировой войны (9300 шт) и был основным французским истребителем второй половины войны.


В июне баварские истребительные части германской авиации получили на вооружение самолет Пфальц D.III (выпущено 1000 шт.), который уступал по летным характеристикам немецкому "Альбатросу", хоть и превосходил его прочностью.

С июля на уже упоминавшемся французском истребителе Анрио HD.1 стали летать летчики бельгийской авиации, которые предпочитали эту машину любому другому аэроплану Антанты. Всего за время войны бельгийцы получили 125 таких самолетов.

В АВГУСТЕ

В августе в германскую авиачасть Яшта-11 для фронтовых испытаний поступило 2 экземпляра нового истребителя Фоккер Dr.I "Триплан".
В ОКТЯБРЕ

В середине октября эскадра Рихтгофена получила на вооружение еще 17 истребителей-трипланов Фоккер Dr.I, после чего этот аэроплан стал поступать и в другие авиачасти (построено 320 шт). Машина получила очень противоречивые отзывы: с одной стороны, она обладала отличной скороподъемностью и уникальной маневренностью, но с другой стороны была сложна в пилотировании и очень опасна для пилотов низкой квалификации из-за малой по сравнению с противником скорости и недостаточной прочности крыльев (что вызвало ряд катастроф и вывело все машины этого типа на весь декабрь из строя для работ по укреплению крыла). Этот самолет был особо любим высококлассными асами Германии за те преимущества, которые он давал опытным летчикам в маневренном бою.

В январе 4 британских истребительных эскадрона и 1 эскадрон ПВО получили на вооружение новый самолет Сопвич "Дольфин" (всего построено 1500 шт), который предназначался для сопровождения бомбардировщиков и штурмовки наземных объектов. Самолет имел неплохие ТТХ и был послушен в управлении, но летчики невзлюбили эту машину за то, что в случае капотирования или даже просто грубой посадки пилот из-за особенностей конструкции данного аэроплана был просто обречен на смерть или, в лучшем случае, тяжелое увечье.

В ФЕВРАЛЕ

В феврале австрийская авиация получила истребители "Феникс" (236 шт) - самолет с неплохой скоростью, но инертный, строгий в управлении и недостаточно стабильный в полете.

В марте французы передали американской авиации, готовившейся к сражениям во Франции, свои новые истребители "Ньюпор-28" (300 шт) - сами они не приняли этот неудачный самолет на вооружение потому, что при хороших скорости и маневренности "Ньюпор-28" уже не мог сравниться с самолетами противника по скороподъемности и потолку, а так же имел слабую прочность конструкции - при крутых виражах и пикировании с плоскостей срывало обшивку. Американцы использовали "Ньюпор-28" только до июля 1918 г. После ряда катастроф они отказались от этого самолета и пересели на "СПАДы".

В начале апреля на фронте появился лучший германский истребитель 1-й Мировой войны - Фоккер D.VII, ставший основным немецким истребителем конца войны (построено 3100 шт). Почти равняясь в скорости "Спадам" и SE-5а, он намного превосходил их по остальным показателям (особенно - на вертикалях). Эта машина сразу же завоевала огромную популярность среди немецких летчиков.

В конце мая - начале июня баварские части германской авиации стали получать новый истребитель Пфальц D.XII (всего 800 шт), превосходивший по ТТХ основной германский истребитель "Альбатрос D.Vа"; однако эта машина не стала популярной у баварцев, так как они уже были наслышаны о великолепных качествах нового немецкого истребителя Фоккер D.VII. Эксплуатация этой машины сопровождалась большим количеством аварий, причем в ряде случаев летчики намеренно разбивали самолет, надеясь получить взамен Фоккер...

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Продолжительность полета, ч

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

Возможна установка 1 7.7-мм пулемета Lewis

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

F.15 F.16 F.16 поплавковый F.20
1912г. 1913г. 1913г. 1913г.
Размах, м. 17,75/ 13,76/ 13,76/ 13,76/
11,42 7,58 7,58 7,58
Длина, м. 9,92 8,06 8,5 8,06
Площадь крыла, кв.м. 52,28 35,00 35,00 35,00
Сухой вес, кг. 544 410 520 416
Взлетный вес, кг 864 650 740 675
Двигатель: Гном" "Гном" "Гном"
мощность, л. с. 100 80 80
Скорость макс., км/ч. 96 90 85 95
Время набора
высоты 2000 м, мин 55
Дальность полета, км 220 315
Потолок, м. 1500 2500 1500 2500
Экипаж, чел. 2 2 2 2
Вооружение нет нет нет 1 пулемет
100 кг бомб

Фарман XXII
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

F.22 F.22bis F.22 поплавковый
1913г. 1913г. 1915г.
Размах, м. 15,0/7,58 15/7,30 15/7,58
Длина, м. 8,90 8,90 9,0
Площадь крыла, кв.м. 41,00 40,24 41,00
Сухой вес, кг. 430 525 630
Взлетный вес, кг 680 845 850
Двигатель: "Гном" "Гном- "Гном"
Моносупап"
мощность, л. с. 80 100 80
Скорость макс., км/ч. 90 118 90
Время набора
высоты 2000 м, мин 55
Дальность полета, км 300 320
Потолок, м. 2000 3000 1500
Экипаж, чел. 2 2 2
Вооружение 1

Убийство 15 (28) июня 1914 в балканском г. Сараево наследника австро-венгерского престола было использовано правительством Австро-Венгрии в качестве повода для объявления войны Сербии. 18 (31) июля Россия начала мобилизацию резервистов. В ответ на это Германия 19 июля (1 августа) объявила войну России. Через несколько дней в войну были вовлечены Франция и Великобритания. Началась 1-я мировая война. В конечном итоге в неё было вовлечено 38 стран с населением св. 1,5 млрд. человек.

В соответствии с планом "молниеносной войны" германские войска нанесли серьёзное поражение британско-французским войскам, углубились на территорию Франции и вышли на дальние подступы к Парижу. На Восточном фронте две российские армии генералов А. В. Самсонова и П. К. Ренненкампфа, не завершив развёртывание войск, вторглись в Восточную Пруссию (Восточно-Прусская операция). После первых успехов армии Ренненкампфа, разбившей 8-ю германскую армию под Гумбиненом, германское командование вынуждено было отказаться от дальнейшего наступления на Париж и перебросить на Восточный фронт часть войск из Франции. В сочетании с просчётами российского командования это позволило германским войскам нанести поражение армии Самсонова под Танненбергом. В сентябре 1914 российские войска были вытеснены из Восточной Пруссии. На юго-западном направлении в результате Галицийской битвы 1914 (август - сентябрь) российские войска сломили сопротивление австро-венгерских войск и, продвинувшись на 300-400 км, заняли Галицию с г. Львов и Буковину с г. Черновцы. Лишь помощь со стороны Германии спасла Австро-Венгрию от полного поражения. В октябре 1914 после обстрела черноморских портов кораблями турецко-германской эскадры Россия объявила войну Турции; операция под Сарыкамышем на Закавказском фронте (декабрь 1914 - январь 1915) привела к серьёзному поражению турецкой армии. Ход боевых действий на Восточном фронте свели на нет германские планы "молниеносной войны"; война приняла затяжной характер.

В апреле 1915 германская армия прорвала оборону российских войск в Галиции, в районе Горлицы. Подавляющий перевес в боевой технике обеспечил германским и австро-венгерским войскам успех в кампании 1915. К осени российская армия оставила большую часть Галиции, Буковину, Польшу, часть Белоруссии и Прибалтики. Без боя были сданы крепости Гродно, Брест-Литовск, Ивангород. Потери российских войск составили 3,5 млн. человек. Николай II объявил об отставке главнокомандующего великого князя Николая Николаевича (младшего) и сам занял этот пост. Лишь к концу 1915 фронт был стабилизирован.

К началу 1916 российская промышленность в значительной степени сумела преодолеть отставание в производстве оружия. В мае 1916 войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А. А. Брусилова начали широкомасштабное наступление против австро-венгерских войск (т. н. "брусиловский прорыв"). К середине августа армии Брусилова вновь заняли почти всю Буковину и южную Галицию. Противник потерял до 1,5 млн. человек. Германское командование вынуждено было перебросить на Восток часть дивизий, воевавших во Франции и Италии, что облегчило положение англо-французских войск и спасло от поражения воевавшую на стороне Антанты Италию. На Кавказском фронте российские войска овладели Эрзурумом (февраль), Трапезундом (апрель), Эрзинджаном (июль), углубившись на территорию Турции на 250-300 км. К концу 1916 германские войска оккупировали Румынию, выступившую на стороне Антанты, вследствие чего русский фронт увеличился почти на 500 км, приковав к себе крупные силы противника. Отсутствие помощи со стороны союзников во много раз увеличивали число жертв в российской армии.

К концу 1916 на 1 тыс. человек британская армия потеряла 6, французская - 59, российская - 85 человек.

Затяжная война отрицательно сказывалась на экономическом и политическом положении всех воюющих стран. В России начало войны вызвало значительный патриотический подъём, объединивший практически все ППОЛИТические силы, кроме леворадикальных. Только большевики выступили против войны и выдвинули лозунг перерастания "империалистической войны" в "гражданскую". В 1914 оформились две влиятельные либеральные организации - Земский и Городской союзы, объединившиеся в 1915 в единый Земско-городской союз, который объявил своей целью содействие правительству в снабжении армии. По инициативе крупнейших предпринимателей начали создаваться военно-промышленные комитеты, ставившие своей целью мобилизацию частной промышленности для военных нужд. Создавались специальные государственные органы - "Особые совещания" по обороне, перевозкам, продовольствию, устройству беженцев и др. Складывалась система государственного регулирования экономики. В результате принятых мер увеличилось производство оружия, патронов и артиллерийских снарядов. Однако промышленное отставание России сохранялось вплоть до 1917. Военные заказы за границей увеличили внешний долг России на 8 млрд. руб. (к 1917 он достиг 11,3 млрд. руб.). Транспорт не справлялся с перевозками, ощущалась острая нехватка металла, топлива, сырья. В тяжёлом положении оказалось сельское хозяйство, лишившееся миллионов рабочих рук. Сокращалось производство хлеба и мяса. В городах начались перебои с продовольственным снабжением, в ряде регионов была введена карточная система.

Вследствие громадных потерь в живой силе к концу 1915 кадровая армия оказалась выведенной из строя. Значительную часть офицерского корпуса в 1916 составляли мобилизованные на военную службу и прошедшие краткосрочное обучение представители служилой интеллигенции - врачи, учителя, а также студенты. Во внутренних районах страны скапливались значительные группы населения, недовольные войной, - раненые фронтовики, беженцы и др.

Среди либеральной общественности распространялось убеждение в неспособности правительства Николая II управлять страной. В августе 1915 в Государственной думе сложился Прогрессивный блок, объединивший большую часть депутатов и включавший кадетов, октябристов, представителей других партий и фракций. Блок выдвинул лозунг создания правительства общественного доверия. Не желая идти на соглашение с либеральной оппозицией, Николай II начал привлекать в правительство деятелей консервативного и охранительного толка. В ходе "министерской чехарды" 1915-16 сменились 4 председателя Совета министров, 4 военных министра, 6 министров внутренних дел, 4 министра юстиции. 1 ноября 1916 лидер кадетов Милюков объявил правительство в глупости и измене. Символом кризиса власти стало усиление влияния при Дворе "сибирского старца" Г. Е. Распутина, пользовавшегося доверием императрицы благодаря способности облегчать страдания страдавшего гемофилией царевича Алексея. В декабре 1916 группа монархистов убила Распутина. Одновременно в столице разрабатывался план насильственного отстранения Николая II от власти и возведения на престол царевича Алексея при регентстве брата императора Михаила Александровича.

В 1916 увеличилось число стачек и крестьянских волнений. Только в Петрограде (название С.-Петербурга с 1914) в октябре 1916 бастовало 250 тыс. рабочих. Брожение распространялось и на национальные окраины империи. Особенно массовый характер приняли волнения в Казахстане и Средней Азии (т.н. Среднеазиатское восстание).