Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века. Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века Международные отношения 60 90 годы

Основные тенденции в международной политике. Характерные черты внешней политики США и других западных держав. Внешнеполитическая доктрина крупнейших капиталистических стран. Доктрина конвергенции. Ее идеологи. Германский вопрос. Сооружение берлинской стены. Карибский кризис. Участники. Возможность начала ядерной войны. Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (1963г.). Договор о нераспрастранении ядерного оружия (1968г.) Внешнеполитическая концепция социалистических стран. Ввод советских войск в Чехославакию. Советско-китайский конфликт. Региональные конфликты. Советско-американские отношения в первой половине 70-х гг. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Война во Вьетнаме. Позиция СССР и США. «Гуамская доктрина» Никсона. Прекращение деятельности военных блоков СЕАТО и СЕНТО. Глобализация советской и американской внешней политики. Эволюция "народной дипломатии". Деятельность Всемирного мира.

Семинар 7 . Распад колониальной системы.

    Подъем национально-освободительного движения в Азии и Африке.

    Образование новых независимых государств в Азии и Африке.

    Молодые независимые государства Азии и Африки как субъекты международных отношений.

    Движение солидарности стран Азии и Африки.

    Охарактеризуйте проблемы становления двух Германий: ФРГ и ГДР.

    Проанализируйте основные тенденции в международной политике в 60-е годы.

    Охарактеризуйте войну в Конго: причины и последствия.

    Причины возникновения Карибского кризиса 1962 г и его последствия.

    Война США во Вьетнаме и ее последствия.

Тема 8. Международные отношения 80-е годы XX в

Два периода международных отношений в 80-е гг., и их характеристика. Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. Обострение международной военно-стратегической обстановки. Провозглашение США стратегической оборонной инициативы (СОИ). Рост глобальных проблем в международных отношениях – сырьевая, энергетическая проблемы, охрана окружающей среды, исследования космоса и др. Начало политики «перестройки» и нового политического мышления в СССР. Основные этапы советско-американских переговоров по вопросам разоружения. Демократические революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Начало урегулирования афганской проблемы.

Семинар 8 . Международные отношения в 1960-1990 гг ХХ в.

1.Основные тенденции в международной политике в 60-х гг.

    Объединение двух германских государств. Позиции великих держав.

    Распад СССР и военного блока социалистических государств.

    Новое мышление в ядерный век: Концепция государственного интереса, концепция национальной безопасности.

    Общеевропейский процесс: встречи стран – участниц СБСЕ.

    Объединение Германии: международный аспект.

    Роль МВФ и МБ в мировом экономическом развитии.

Тема 9. Международные отношения 90-е годы XX в.

Распад СССР и военного блока социалистических государств. Окончание «холодной войны». Формирование новой системы международных отношений. Распад СЭВ и ОВД. Формирование субрегиональных организаций. Германская проблема. Объединение двух германских государств. Роль МВФ и МБ в экономическом развитии европейских, азиатских, латиноамериканских и африканских стран. Война в персидском заливе. Рост авторитета ООН и её роль в разрешении международных конфликтов. Экологическая проблема. Проблема прекращения испытания ядерного оружия в России и Казахстане. Закрытие ядерного полигона в Казахстане. Роль многосторонней дипломатии в разрешении опасных международных конфликтов (Ближний Восток, Югославия, Закавказье, Камбоджа, Никарагуа, Сальвадор).

Семинар 9 . Процесс европейской интеграции.

    Объективные и субъективные факторы европейской интеграции.

    Образование, цели, структура, деятельность ЕОУС, ЕЭС, Евратом, ЕС.

    Европейский Союз и страны Восточной Европы.

    ЕС и Россия. ЕС и Казахстан.

    Образование СНГ как нового субъекта МО.

    Последствия политического объединения Германии.

    Военные действия в Персидском заливе: причины и последствия.

    Военный конфликт в Югославии: причины и следствия.

    Война в Чечне и отношение международной общественности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Кафедра истории

Контрольная работа

по дисциплине: История

Россия в системе международных отношений в 60-90-е годы XIX века

1. Борьба России за отмену условий Парижского договора 1856 г. Восточный кризис. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

2. Присоединение к России Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски

Список литературы

Приложение 1

1. Борьба России за отмену условий Парижского договора 1856 г. Восточный кризис. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Ход развернувшейся в 1853 г. Крымской войны сложился не в пользу России. В первую очередь Россия стремилась обезопасить южные границы, обеспечить свое влияние на Балканах и установить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, что было важно и с военной, и с экономической точек зрения. Николай I, осознавая себя великим православным монархом, стремился продолжать дело освобождения православных народов, находящихся под властью Османской Турции. Сторонники султана, Британская и Французская империи говорили о «русской деспотии», но главной целью всех участвующих стран в составе коалиции против России была: разгром и максимальное ослабление России.

К концу 1855 г. силы всех участников были истощены. Но возникала вероятность выступления на стороне противников Австрии и Пруссии. Мир был необходим всем и России в первую очередь. Вступивший в этом же году на российский престол император Александр II принял решение прекратить войну.

18 марта 1856 г. В Париже семь стран: Россия, Великобритания, Франция, Австрия, Турция, Пруссия и Сардинское королевство подписали Парижский мирный договор, подводивший итоги всей войны.

Условия договора, как и ожидалось, оказались для России неблагоприятными, однако не фатальными. По нему Россия возвращала Турции крепость Карс в обмен на Севастополь и другие занятые города Крыма. Черное море объявлялось нейтральным, России и Турции запрещалось иметь там свои военные флоты. Провозглашалась свобода плавания по Дунаю.

Во время правления Николая I дипломатия России находилась в плену идеологического тезиса, часто противоречившего государственным интересам. Проводившийся им и его ближайшими соратниками по иностранным делам курс на мировой арене закончился международной изоляцией и военными поражением.

После Крымской войны надлежало на новых основаниях строить всю внешнеполитическую систему. Требовалось выждать время и собраться с силами прежде, чем восстанавливать ущемленные Парижским договором международные права империи.

Александр II назначил на пост министра иностранных дел А.М. Горчакова. Его курс заключался в использовании противоречий между европейскими державами с тем, чтобы не допустить превосходства ни одной из них и обеспечить России постоянную поддержку в борьбе за отмену ограничительных условий Парижского мира.

В конце 50-х гг. представился случай разрушить антирусскую солидарность. При обострении противоречий между Франции и Австрией за господство в Италии, Россия вновь заявила о себе как о мировой державе, поддержав Париж. Наполеон III оказал дружеский прием российскому императору. Признаки доброжелательного отношения к России французский император и его правительство стали проявлять сразу же после заключения мирного договора. Но, не смотря на это, Париж отказывался в любой форме пересматривать статьи договора. И так же между странами оставались разногласия относительно Польши.

Александр II изменил политику в отношении польского края, центральное правительство и император шли на уступки для жителей и Варшавы. Однако результатом этого стало лишь усиление антирусской деятельности лидерами польских общественных групп. Идея всемирного ослабления России, становившаяся явью при осуществлении польской независимости, нашла сторонников в Англии и Франции.

Глава прусского правительства О. Бисмарк говорил о двух путях развития польского вопроса: о подавление восстаний вместе с Россией, как о положительном, или об ухудшении положения и германизации Польши. Польские восстания, происходившие в разное время с 1861 г. по май 1864 г. были подавлены. Англия, Франция и Австрия не раз обращались к России с требованиями провести международную конференцию. В депеше иностранным правительствам А.М. Горчаков писал, что Россия не вмешивается в дела других государств, не допустит иностранного вмешательства в свои внутренние дела.

Польские события в огромной степени сказались на дальнейшем курсе русской внешней политики. Надолго исчезло желание устанавливать дружеские отношения с Францией и Англией. Однако появился новый союзник - Пруссия. В 1863 г. между Берлином и Петербургом была заключена военная конвенция, в соответствии с которой Пруссия обязалась преследовать мятежников по свою сторону границы и выдавать их России, что и соблюдалось прусскими властями. Россия поддерживала объединение германских земель.

С поддержкой России Пруссия провела удачные военные захваты, ее позиция укреплялась. В 1870 г. во франко-прусской войне наполеоновская Франция была сокрушена, это дало России возможность заявить о сложении с себя обязательств по Парижскому мирному договору. Горчаков уведомил об этом иностранные державы, в том числе и Турцию, и сообщил о том, что Россия приступает к постройке военных судов.

В 1871 г. состоялась конференция в Лондоне, официально отменившая запреты для России на черноморском побережье.

Восточный кризис. В середине 70-х гг. XIX в. Турецкое правительство по-прежнему проводило политику экономического и политического давления на христианские народы Балканского полуострова. В свою очередь в Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговине крепло национально-освободительное движение славянских народов против османского ига. Весной 1875 г. на Балканах вспыхнуло народное восстание, грозящее перерасти в международный кризис. Россия, не готовая к войне, совместно с Германией и Австро-Венгрией пытались разрешить конфликт мирным путем, и склонить Турцию к уступкам славянскому населению, но успеха это не дало.

В апреле 1876 г. новое восстание в Болгарии было жестоко подавлено Турцией. Неравную войну с Турцией начинают Сербия и Черногория. Сербская армия терпела поражение и сложилась угроза потери Белграда. В этих условиях Россия в ультимативной форме потребовала от Турции прекращения военных действий. Созыв международной конференции в 1876 г. не дал результатов, Турция, уверенная в поддержке Англии оказалась принимать выдвинутые условия. Следующий предложенный в 1877 г. Лондонский протокол так же, был, отвергнут Турцией и расценен ею как вмешательство в свои внутренние дела. Война стала неизбежной.

Русско - турецкая война 1877 -1878 гг. (Приложение 1)

Новость об объявление войны Турции вызвало большое одобрение и патриотический подъем среди русского населения. Многие добровольцы хотели давно поддержать славянское население.

План военных действий был разработанный генералом Н.Н. Обручевым и военным министром Д.А. Милютиным, предполагал развитие военных действий по двум направлениям: Балканы и Закавказье. Командующим русской армией, действующей на Балканах, был назначен брат царя великий князь Николай Николаевич (Старший), а на Кавказе - младший брат царя великий князь Михаил Николаевич. Стоит отметить, что сам царь Александр II провел в армии семь месяцев, сильно подорвал здоровье, и согласился вернуться в Петербург только тогда, когда стал намечаться победоносный исход военной кампании.

Соотношение сил противников складывалось в пользу России, военные реформы начали давать свои положительные результаты. На левом берегу Дуная в начале июня сосредоточились русские войска в количестве около 185 тыс. человек. Силы турецкой армии под командованием Абдул-Керим-Надир-паши составляли около 200 тыс. человек, из которых около половины составляли гарнизоны крепостей, что оставляло 100 тыс. для операционной армии.

На Кавказе русская Кавказская армия имела около 150 тыс. человек при 372 орудиях, турецкая армия Мухтар-паши -- около 70 тыс. человек при 200 орудиях.

По боевой подготовке российская армия превосходила противника, но уступала ему в качестве вооружения (турецкие войска были вооружены новейшими английскими и американскими винтовками).

В ночь на 15 июня 1877 г. русские соединения форсировали Дунай (в районе Зимницы-Систова). Преодолев Дунай, русская армия начала наступление в трех направлениях: западный отряд (35 тыс. человек) под командованием Н.П. Криденера, захватив крепость Никополь, двинулся на Плевну. Восточный отряд (45 тыс. человке) под командованием наследника престола Александра Александровича шел на Рущук. Для наступления через Балканский хребет был выделен передовой отряд генерала И.В. Гурко (12 тыс. человек).

25 июня передовой отряд занял Тырново. Северная Болгария почти вся была очищена от турок. В центре на южном направлении отряд Гурко вместе с Радецким комбинированным ударом выбил турок с Шипкинского перевала и начал движение в Южную Болгарию. Но армия турецкого командующего Сулейман-паши (38 тыс. человек) решила овладеть этой важной высотой, чтобы затем вытеснить русских из Северной Болгарии. Перевал оборонял русский отряд под командованием генерала Н.Г, Столерова с отрядом в 5 тыс. человек. В течение трех суток этот небольшой русско-болгарский отряд мужественно удерживал Шипку до подхода бригады Радецкого и дивизии Драгомирова. Героическая оборона Шипки нарушила турецкие планы: важнейший стратегический пункт остался под контролем русской армии.

С июля по ноябрь 1877 г. с небольшими перерывами развернулись наиболее кровопролитные сражения по западному направлению в районе болгарского города Плевна.

Крупный турецкий отряд под командованием талантливого турецкого полководца Османа-паши раньше русских сумел подойти к хорошо укрепленной Плевне. Русская армия предпринимала неоднократные контратаки, пытаясь овладеть этим важным стратегическим пунктом. Прибывший под Плевну крупнейший авторитет в русской армии по инженерным вопросам Э.И. Тотлебен (один из героев обороны Севастополя в годы Крымской войны) и Д.А. Милютин настояли на изменении тактики. Русские войска перешли к осаде Плевны. Одновременно русская армия ликвидировала все турецкие укрепления вокруг города, которые штурмовались одно за другим.

28 ноября 1877 г. 50-тысячная турецкая армия, испытывавшие недостаток в продовольствии, после неудачной попытки прорвать блокаду, сдалась в плен.

Успехи под Плевной коренным образом изменили ход войны. Была ликвидирована возможность удара по флангу русской армии, высвободились крупные части, которые могли теперь перейти в наступление на главном направлении.

В октябре - ноябре 1877 г. на Кавказском направлении ночным штурмом (после осады) была взята прекрасно защищенная, считавшаяся неприступной крепость Карс. Еще раньше от турок была очищена территория Абхазии.

23 декабря 1877 г. русская армия освободила Софию. 3-4 января турецкая армия потерпела сокрушительное поражение под Филиппополем.

До столицы Турецкой империи оставалось менее ста километров. Но западные страны не могли допустить полного разгрома Турции. Англия и Австро-Венгрия заняли позицию угрожающую войной. Александр II не пошел на провоцирование новой войны и не ввел войска в турецкую столицу.

Успехи русской армии на Балканах вынудили турецкое правительство обратиться с предложением начать переговоры и 19 января 1878 г. в Андрианополе было подписано перемирие.

19 февраля 1877 г. в Сан-Стефано был подписан мирный договор между Россией и Турцией. Согласно которому России возвращается часть Бессарабии, потерянная в Крымской войне, и присоединялась Карсская область на Кавказе. Турция признает независимость славянских государств на Балканах и выплачивала контрибуцию в размере 310 млн. руб. А так же Черногория, Сербия и Румыния получали полную независимость, автономными становились Босния и Герцеговина.

Однако решения, принятые в Сан-Стефано не устраивали Англию и Австро-Венгрию. По настоянию этих стран Россия, которая не была в состоянии вести новую войну с сильными европейскими государствами, согласилась на созыв международного конгресса в Берлине, где мирный договор был пересмотрен.

Новый Берлинской трактат 1878 г. существенно ущемлял интересы России и славянских стран. Англия, Австро-Венгрия, Франция и Италия выступили единым фронтом против России. Западные страны не хотели укрепления России и создания сильного Болгарского государства, где престиж и влияние России был очень высок. На Берлинском конгрессе германский канцлер хоть и уверял, что сохраняет нейтралитет, на самом деле занял антирусскую позицию. России пришлось пойти на уступки.

Хотя независимость Румынии, Сербии и Черногории подтверждалась, Болгария оказалась разделенной на две части (границей ее являлись Балканы). Северное Болгарское княжество получало автономию, а южная часть, так называемая Восточная Румелия, оставалась под властью Турции (формально автономная турецкая провинция с губернатором-христианином). В то же время Босния и Герцеговина оказались в зоне оккупации Австро-Венгрии. На Кавказе за Россией оставались Карс и Ардаган, Батум становился портом, свободным для торговли.

Важные статьи Берлинского трактата не были выполнены. В частности Турция не провела административную и судебную реформы, которые должны были уравнять в правах христиан и мусульман.

За свою помощь Турции Англия, заключившая тайное соглашение с султаном, получала Кипр.

Решения Берлинского конгресса были восприняты в России как поражение русской дипломатии. Однако результаты русско-турецкой войны сыграли важнейшую роль в национальном освобождении славянских государств на Балканах, развитии там капиталистических отношений, консолидации национальных сил. Вместе с тем итоги конгресса привели к заметному охлаждению русско-австрийских и русско-германских отношений, что впоследствии привело к изменению расстановки сил на европейской арене.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. показала самоотверженность России, ее способность прийти на помощь, руководствуясь не имперскими интересами, а высокими нравственными стремлениями и желанием помочь гибнущим от жестокости и несправедливости. Ни одна другая европейская держава на протяжении всего XIX в. не смогла предпринять нечто подобное.

2. Присоединение к России Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски

Александр II продолжал политику территориального расширения государства. Последними в состав империи вошли обширные и малонаселенные территории, расположенные к востоку от Каспийского моря.

В степях и на севере Средний Азии с давних пор жили русский люди, выстраивали города-крепости, такие как Омск и Семипалатинск. Вожди кочевых племен защищали границы империи, а к середине XIX в. большая часть современного Казахстана уже входила в состав России. Но на южных землях, в районе Аральского моря и югу от него, вдоль рек Амударья и Сырдарья, существовало три государства, враждебно настроенных по отношению к России.

Средняя Азия интересовала Россию как рынок сбыта промышленной продукции, и как сырьевая база. Торговые связи со Средней Азией, выгодные для российской экономики, осложнялись из-за постоянных междоусобных конфликтов в этом регионе. Так же английская дипломатия воздействовала на располагавшиеся там государства, с целью настроить их против России. Стратегическое значение Средней Азии определялось и тем, что она открывала дороги на Иран, Афганистан, Китай и Индию.

Правители ближайшего к границам России Кокандского ханство, постоянно вели кровавые войны со своими соседями и регулярно нападали на русское население, русских купцов и военные укрепления, подвергая их разорению. Население уводилось в плен, торговля русскими рабами являлась прибыльным делом для ханов.

В 1864 г. терпение Александра II лопнуло, и он отправляет русский отряд для прекращения разбойных нападений.

Весной 1865 г. отряды полковников Черняева и Веревкина начали решительное наступление на среднеазиатские ханства. К 1866 г. русские войска заняли все районы Кокандского ханства, штурмом был взят крупнейший город Средней Азии Ташкент. В дальнейшем на этой территории было учреждено Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте.

Вторым государством Средней Азии был Бухарский эмир. Оно хоть и враждовало с Кокандом на протяжении многих лет, но вмешалось в войну и решило оказать ему всяческую поддержку. Следствием этого стал переброс российских войск на бухарские владения. Русские войска овладели несколькими бухарскими городами, в том числе священным для них городом - Самаркандом. Бухарский эмир потерпел поражение, и в 1868 г. подписал унизительный договор. Согласно его условиям, все территории, завоеванные русской армией переходили к России, а на остальных сохранялась власть эмира, который теперь обязан был повиноваться императору. Кроме этого, эмир взял обязательство освободить всех невольников и прекратить торговлю людьми.

После присоединения Кокандского и Бухарского ханств, на Средней Азии осталось еще одно крупное ханство - Хива. В феврале 1873 г. русские войска начали поход на Хивинское ханство, и в мае столица Хивы была окружена и капитулирована. В августе хивинский хан подписал мирный договор и признал вассальную зависимость от России. К ней так же переходили земли по весь правый берег Амударьи. Ханство обязывалось запретить своим подданным совершать набеги на соседей, разрешить свободу торговли русским купцам, навсегда отменить рабство и торговля людьми.

Присоединение Средней Азии к России имело огромное значение для народов, населявших этот район. Россия проявила великодушие и сохранила два государства - Бухарское и Хивинское ханства, вошедшие в состав России на правах автономных образований. Внутренний уклад жизни людей, их традиции и религия не подверглись притеснениям.

Дальневосточная политика России. Территория Дальнего Востока, богатая своими природными ресурсами, привлекало внимание Западноевропейских стран и США. В годы Крымской войны это привело к прямому военному конфликту с Англией, пытавшейся захватить Петропавловск. Возникла необходимость четкого определения границ Китая и России, которые во многом были к этому времени еще не определены. В период с 1858 г по 1860 г. были подписаны несколько договоров, определяющие границы Китая. По последнему (Пекинский договор) территории Приморья и Приамурья отходили России. Дальневосточная политика России была связана с колонизацией этого края и развитием русско-китайской торговли, она не имела агрессивного характера, а заключавшиеся договоры не навязывались военной силой и были добровольными.

В отношениях с Японией существовала проблема "неразделенного" совместного владения Сахалином по Симодскому договору 1855 г. Япония активно заселяла Сахалин.

25 апреля 1875 г. Россия и Япония подписали в Петербурге договор о передаче Японии Курильских островов взамен японской части Сахалина.

Русская колонизация Дальнего Востока шла медленно. Этот регион с точки зрения правительства занимал периферийное положение как в географическом, так и в стратегическом плане. Внешнеполитическая активность здесь была низкой, численность войск незначительной. Строительство Сибирской железнодорожной магистрали началось только в 1891 г. дальневосточный россия турецкий аляска

Продажа Аляски. Дальний Восток привлекал все большее внимание Японии, Англии и США. Английские и американские промышленники, и торговцы проникали в русские владения в Северо-Восточной Азии и на Аляске. Эксплуатация природных богатств Аляски приносила России лишь убытки. Русско-Американская компания не имела достаточно средств, для хозяйственного освоения территории в 1,5 млн. кв. км, которая к тому же была под угрозой аннексии со стороны Англии.

Впервые с предложением о продаже Аляски выступил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев-Амурский еще в 1853 году, до начала Крымской войны. Формально, следующее предложение о продаже исходило от российского посланника в Вашингтоне барона Эдуарда Стекля, но инициатором сделки на этот раз был великий князь Константин Николаевич (младший брат Александра II), впервые озвучивший это предложение весной 1857 года в специальном письме министру иностранных дел А.М. Горчакову. Горчаков поддержал предложение. Позиция МИДа сводилась к изучению вопроса, и было решено отложить его реализацию до истечения срока привилегий РАК в 1862 году. А затем вопрос временно стал неактуальным в связи с Гражданской войной в США.

16 декабря 1866 года состоялось специальное совещание, на котором присутствовали Александр II, великий князь Константин, министры финансов и морского министерства и российский посланник в Вашингтоне барон Эдуард Стекль. Все участники одобрили идею продажи. 22 декабря 1866 г. Александр II утвердил границу территории.

8 марта 1867 года президент Джонсон подписал официальные полномочия Сьюарду, почти сразу же состоялись переговоры государственного секретаря со Стеклем, в ходе которых в общих чертах был согласован проект договора о покупке русских владений в Америке за 7 миллионов долларов.

30 марта 1867 года в Вашингтоне. Договор был подписан на английском и французском языках («дипломатические» языки), официального текста договора на русском языке не существует, также остается неясным, как могла пройти эта сделка без одобрения Российского сената и Государственного совета.

Общий размер проданной сухопутной территории составил около 1 519 000І, следовательно, за квадратный километр было уплачено по 4 доллара 73 цента, то есть - по 1,9 цента за акр. Вместе с территорией Соединенным Штатам передавалось все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы, относящиеся к передаваемым территориям.

18 октября 1867 года в 3:30 пополудни Аляска официально была передана США. Со стороны России протокол о передаче подписал специальный правительственный комиссар, капитан 2-го ранга А.А. Пещуров. Церемония передачи состоялась в Новоархангельске, на борту американского военного шлюпа.

Список используемой литературы.

1. История России: В 2 т. Т. 2: с начала 19 в. до начала 21 в./А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.

2. Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - 3-е изд., - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3. История России: учеб. Пособие/М.Н. Зуев - 2-е изд., - М.: Издательство Юрайт, 2011.

4. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. - СПб.: Питер, 2012.

Приложение 1. Карта Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Присоединение средней Азии к России. Европейское направление во внешней политике России. Создание военно-политических блоков. Обострение русско-автрийских противоречий на Балканах. Военные действия русской армии. Причины поражения в Крымской войне.

    реферат , добавлен 19.09.2013

    Изучение периода с 1856 по 1871 гг. во внешней политике России и освещение ключевых моментов данной проблемы в исторической науке. Международные отношения в данный период. Основные этапы борьбы России за отмену ограничительных статей Парижского трактата.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Основные направления Дальневосточной политики России в конце XIX века и ее результаты. Внешнеполитическая доктрина Витте. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Причины Русско-японской войны, ход военных действий, итоги и последствия.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. Присоединение к Российской империи Казахстана и Средней Азии. Участие оренбуржцев в Отечественной войне 1812г. и освобождении славянских народов в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2011

    Исследование основных направлений внешней политики России в начале XX века. Активность на Дальнем Востоке. Изучение характера русско-японской войны 1904-1905 годов. Ход военных действий. Причины и последствия поражения России в русско-японской войне.

    презентация , добавлен 02.04.2017

    Обострение внешнеполитических отношений России с Османской империей. Предпосылки и ход военных действий в русско-турецкой войне. История разделов Речи Посполитой. Влияние французской революции на Россию. Характеристика внешней политики императора Павла I.

    реферат , добавлен 19.01.2010

    Эволюция возникновения и развития внешнеполитических, военных и экономических отношений России со Швецией. Основные направления, структура и особенности русско-шведских торговых отношений в середине XVI-XVII вв.: импорт и экспорт; причины противоречий.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2012

    Особенности развития России в XIX веке. Переход к политической реакции. Социально-политический строй. Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в. Внешняя политика в 70–90-е годы. Военные проникновения в Среднюю Азию, ее присоединение к России.

    реферат , добавлен 23.12.2009

    Присоединение Восточной Грузии к России и русско-иранская война. Попытка Турции вернуть утраченные Грузию и Крым. Подписание мирного договора в Бухаресте. Военные действия России против горцев. Русско-турецкая война и Сан-Стефанский мирный договор.

    презентация , добавлен 09.10.2011

    Письменная дипломатия как часть обрядовой стороны отношений России и Англии конца XVI- начала XVII века. Причины развития торгово-экономических отношений между Россией и Англией. Влияние Англии на развитие медицины в России XVI - начала XVII века.

Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

79. Международные отношения в конце 50-х - 60-е годы

Ослабление международной напряженности. В начале 50-х годов произошли изменения в руководстве США и СССР, что отразилось на внешнеполитическом курсе этих стран.

В 1953 г. СССР отказался от требований к Турции в отношении черноморских проливов. Были нормализованы отношения с Грецией и Югославией, разорванные в 1948 г. после конфликта между Тито и Сталиным, было достигнуто соглашение о прекращении войны в Корее. В

1954 г. в Женеве была подписана договоренность о прекращении войны в Индокитае, чем положен конец авантюре Франции по восстановлению колониальных владений в Юго-Восточной Азии. Существенные изменения произошли и в отношениях между СССР и Западом. В 1955 г. представители СССР, США, Англии и Франции подписали Государственный договор с Австрией. Она была провозглашена независимой и нейтральной, с ее территории выводились оккупационные войска.

В 1959 г. состоялся первый визит главы советского правительства в США.

В эти же годы происходит процесс переосмысления советским руководством проблемы взаимодействия с национально-освободительными движениями в колониальных и зависимых странах.

В период сталинского правления преимущество отдавалось китайскому варианту национального освобождения, когда оно возглавлялось коммунистами. Однако нигде больше, кроме самого Китая, Северной Кореи и Северного Вьетнама, этот вариант реализовать не удалось. В большинстве стран, которые освободились, коммунисты не пришли к власти. Новые лидеры не вызвали доверия у Сталина.

Хрущев предложил рассматривать национально-освободительное движение как союзника социализма в его борьбе против империализма. Тем самым было устранено идеологические препятствия для развития военно-политического и экономического сотрудничества со странами, освободились. Так, в 1956 г. СССР поддержал в Египте националиста Гамаль Абдель Насера в борьбе против агрессии Израиля, Франции и Англии.

Произошли сдвиги во взаимоотношениях между социалистическими странами. СССР признал нейтралитет Югославии; Китай превратился почти равного партнера СССР. Отношениям с восточноевропейскими странами был предоставлен вид равноправных.

Движение неприсоединения. 29 стран Азии и Африки, что освободились, в апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия) созвали конференцию, которая одобрила принципы мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным общественным строем. Конференция выразила решимость народов Азии и Африки полностью и навсегда покончить с колониализмом, осудила агрессивные блоки, поставила требования запретить ядерное оружие.

Страны-участницы конференции выработали следующие основные принципы своей политики:

1. Независимая от сверхдержав политика.

2. Поддержка национально-освободительных движений.

3. Внеблоковый статус.

Позже о поддержке этих принципов заявили и другие страны, освободившиеся.

По инициативе премьер-министра Индии Дж.Неру, президента Югославии и. Броз Тито, президента Египта Г.А.Насера и других в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась конференция 25 глав правительств, которая положила начало Движению неприсоединения. Участники Движения, большинство из которых считали, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряженность и гонку вооружений, провозгласили неприсоединения к военно-политическим блокам, поддержали борьбу народов против колониализма, за независимость, за ликвидацию экономического неравенства в мире, за мирное сосуществование.

Движение неприсоединения стал важным самостоятельным фактором мировой политики. С 1973 г. конференции Движения неприсоединения проводятся регулярно каждые три года.

Неустойчивость ослабление международной напряженности. В Западной Европе в 50-е годы происходит становление идеи европейского единства. Создается Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Оттепель позволила разблокировать деятельность ООН - в ее состав было принято 16 новых стран.

Эти изменения привели к некоторому ослаблению биполярности мира. Вместе с тем они не сломали логику "холодной войны" и военно-блокового мышления. Несмотря на гибкость советской дипломатии, Советскому Союзу не удалось достигнуть договоренностей с Западом по некоторым важным вопросам. Так, были сорваны договоренности в отношении Германии и Японии, несмотря на то, что в 1955 г. СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. с Японией, и с ними были установлены нормальные дипломатические отношения и экономические связи, однако мирные договоры так и не были заключены.

США и их союзники привыкли к жесткому стилю советской дипломатии, а потому серьезно не воспринимали новых предложений СССР. Запад продолжал политику "отбрасывания коммунизма". В 1953 г. ЦРУ и Інтелледженс сервис (английская разведка) совершили переворот в Иране, а в 1954 г. в Гватемале. Причиной переворотов стало то, что правительства этих стран ограничили права американских и английских монополий. В 1955 г. ФРГ было включено в НАТО.

Это вызвало ответную реакцию СССР. 14 мая 1955 г. Советский Союз и его союзники подписали Варшавский договор и тем самым создали военно-политическую организацию на востоке Европы.

XX съезд КПСС открыл новую страницу в истории СССР. В стране началась "оттепель", в том числе и во внешней политике. В период 1955-1960 гг. СССР выдвинул ряд мирных инициатив по прекращению гонки вооружений и сокращения военных потенциалов стран мира. В одностороннем порядке Советский Союз сократил вооруженные силы на 3980 тыс. чел. и военный бюджет. Были ликвидированы военные базы в Порт-Артуре и Порккала-Удд.

Результаты этих действий были ограничены. Подписание соглашений упиралось в вопрос контроля. Гонка вооружений не прекратилась, а наоборот усилилась. Появились межконтинентальные баллистические ракеты и бомбардировщики, атомные подводные лодки. Кратковременное потепление переросло в острые международные кризисы: 1956 г. - Ближний Восток, Венгрия, 1957 - Сирия, 1958 - Ливан, Тайвань, 1961 - Берлинский кризис, 1962 г. - Карибский кризис и т.д.

Возобновление конфронтации. Первая причина возобновления конфронтации связана с субъективным фактором - личностными чертами лидера СССР Хрущева как политического деятеля. Хрущев был человеком слишком эмоциональной и болезненно реагировал, когда его усилия по улучшению международного положения не встречали понимания и поддержки противоположной стороны. Хрущевский стиль дипломатии раздражал Запад, когда выдвинутые Советским Союзом предложения внезапно сменялись другими. Такие действия СССР расценивались Западом не более чем пропаганда. Негативную роль в отношениях с Западом сыграло заявление Хрущева о том, что он похоронит капитализм.

Второй причиной стало появление ракетного оружия в СССР, что угрожало безопасности США, поскольку в советских лидеров появилась ] возможность силового давления на США.

Третья причина возобновления конфронтации заключалась в довольно успешном экономическом развитии СССР в 50-х годах, что послужило основанием для мнения о том, что уровень промышленного производ - тва И в СССР превысит уровень производства в США и ближайшие и чем время капитализм исчезнет как таковой.

Четвертая причина: в 1960 г. на совещании компартий КПСС была провозглашена авангардом мирового коммунистического движения. Тем самым она закрепила за собой право определять "правильность" или "неправильность" курса коммунистических правительств, сразу; привело к конфронтации с Югославией и Китаем.

Пятой причиной стал активный распад в 50-60-х годах колониальной системы под ударами национально-освободительных движений, поддерживались Советским Союзом. Им было подписано 20 утод с молодыми государствами о сотрудничестве и предоставлении кре-дитів. Это привело к противодействию со стороны западных стран. Поддержка Советским Союзом национально-освободительных движений была расценена на Западе, как попытка распространить советскую систему союзов на 1 весь мир и тем самым оторвать Запад от сырьевых источников. Блок j НАТО в этих условиях начал усиливать давление на СССР. В 1956 г. принимается "доктрина взаимозависимости", а в декабре 1957 г. -решение о размещении в Европе ядерного оружия. США и их союзники начали силой оружия противодействовать изменениям в странах, которые еще не были в зоне советского влияния и делали попытки свержения правительств, которые проводили линию на сотрудничество с СССР. Так, в начале 60-х годов ареной противодействия стала Республика Конго.

Берлинский и Карибский кризисы. Отношения между СССР и США значительно обострились в связи с проблемой Западного Берлина. Западный Берлин был открытым анклавом капитализма в середине социалистической ГДР. Это вызвало раздражение правительств ГДР и СССР. С 1958 г. Хрущев начал добиваться изменения статуса города,) угрожая односторонними действиями. В мае 1960 г. в Париже была созвана конференция представителей США, СССР, Англии и Франции на высшем уровне. Накануне этого события советские средства пво сбили над Уралом американский разведывательный самолет У-2. На конференции Хрущев ультимативно потребовал прекратить полеты над территорией СССР. Президент США Эйзенхауэр отклонил это требование. Конференция была сорвана. Не состоялся визит Эйзенхауэра в СССР. На встрече с новым американским президентом Джоном ф. кеннеди в апреле 1961 г. в Вене Хрущев в ультимативной форме потребовал изменения статуса Берлина. Снова возникла угроза блокады Берлина. Американцы

на этот случай даже подготовили план ограниченного ядерного удара по советским войскам в ГДР.

19 августа 1961 г. вдоль всей границы Западного Берлина было построено заграждение, а затем мур, который стал символом "холодной войны". Поскольку блокады не было, США ограничились незначительной демонстрацией силы. Руководство СССР увидело в этом свой несомненный успех и с легкостью пошло на следующий шаг, который вызвал серьезную угрозу ядерной войны (Карибский кризис).

В 1959 г. СССР признал правительство Фиделя Кастро, который пришел к власти в результате революции на Кубе, свергнув диктатуру генерала Батисты. В 1960-1961 гг. активно развивались торгово-экономические отношения между СССР и Кубой. Проникновения СССР на американский континент и просоветская ориентация режима Кастро вызвали беспокойство правительства США, который организовал вооруженную интервенцию на Кубу. Однако интервенты были разбиты в бухте Плайя-Хирон. СССР предоставил Кубе помощь оружием. Опасаясь прямой агрессии со стороны США на "Остров Свободы", СССР и Куба договорились о размещении на острове баллистических ракет с ядерными боеголовками, которые должны были стать гарантом мира в регионе. Размещение ракет привело к кризису советско-американских отношений. США установили морскую блокаду Кубы, чтобы предотвратить дальнейшее поставке острова советским оружием. 23 октября 1962 г. советское правительство расценил действия США как агрессивные и заявил, что нанесет ответный удар в случае развязывания войны. Заявление было рассчитано на то, что США отступят. Американцы не были заинтересованы в войне с СССР. Конфликт зашел слишком далеко и для его решения д. кеннеди и н. хрущеву необходимо было проявить политическую мудрость и дальновидность.

26-28 октября 1962 г. между лидерами СССР и США были достигнуты договоренности, согласно которым Советский Союз выводил с территории Кубы свои ракеты и бомбардировщики Ил-28, а США должны были снять блокаду и дать гарантии невмешательства во внутренние дела Кубы.

США должны вывести ядерные ракеты из Турции. Позже на случай необходимости в контакте между Кремлем и Белым домом была установлена прямая телефонная связь, так называемая "горячая линия".

Карибский кризис показал бесперспективность политики с позиции силы и то, что рост опасности ядерной войны может привести к катастрофе. СССР стал проводить более умеренную политику по поддержке революционных движений в странах "третьего мира" и больше не угрожал применением ядерного оружия в кризисные моменты.

Карибский кризис заставил сверхдержавы принять меры для того, чтобы сделать гонку ракетно-ядерных вооружений более управляемой, а значит, более безопасной. В 1963 г. между США, Англией, СССР был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Во время переговоров была утрачена возможность договориться о запрещении испытаний ядерного оружия под землей. Стороны не пришли к согласию в вопросе контроля. СССР расценивал контроль как форма шпионажа.

В 1967 г. был заключен договор о запрещении размещения ядерного оружия в космическом пространстве.

Этим договорам был положен конец международным отношениям, в которых преобладали военно-политические методы разрешения конфликтов между великими державами. Однако соперничество между ними не прекратилось и прогресса в отношениях не произошло. Соперничество лишь переместилось на периферию и приобрело формы региональных конфликтов, которые надолго заблокировали мирный процесс.

1. Конспект лекций Всемирная история ХХ века
2. 2. Первая мировая война
3. 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот
4. 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг.
5. 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России
6. 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система
7. 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах
8. 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв.
9. 9. Национально-освободительные движения
10. 10. Стабилизация и "процветания" в странах Европы и США в 20-е годы
11. 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)
12. 12. "Новый курс" Ф.Рузвельта
13. 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство"
14. 14. "Народный фронт" во Франции
15. 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер
16. 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии
17. 17. Революция 1931 г. в Испании.
18. 18. Чехословакия в 20-30-е годы
19. 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы
20. 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима
21. 21. Советская модернизация СССР
22. 22. Япония между двумя мировыми войнами
23. 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана
24. 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР
25. 25. Индия в 20-30-е годы
26. 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан
27. 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия)
28. 28. Африка между двумя мировыми войнами
29. 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы
30. 30. Образование, наука и техника
31. 31. Развитие литературы 20-30-х годов
32. 32. Искусство 20-30-х годов
33. 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио
34. 34. Политика "умиротворения" агрессора
35. 35. СССР в системе международных отношений
36. 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны
37. 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг.
38. 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву
39. 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР
40. 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны
41. 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны
42. 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.)
43. 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.)
44. 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии
45. 45. Итоги Второй мировой войны
46. 46. Создание Организации Объединенных Наций
47. 47. Подписание мирных договоров. Оккупационная политика Германии и Японии. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы
48.

3.1.Разрядка в Европе. Общеевропейский процесс в 70-е гг. В конце 60-х гг. международные отношения в Европе ха­рактеризовались поисками путей различных государств к ослаблению напряженности. Силовая политика в ус­ловиях военно-стратегического паритета оказалась бес­перспективной. В реалистических правящих кругах и пра­вительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров.

Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправдан­ный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству евро­пейских государств в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.

В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем государствам Европы с призывом приступить к прак­тической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддерживали нейтральные страны Западной Евро­пы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, прави­тельство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созы­ва совещания. Начались межгосударственные консуль­тации, открывшие новое явление в международной жиз­ни - общеевропейский процесс.

На основе позитивных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между Советским Союзом и стра­нами Западной Европы начались консультации предвари­тельного характера, в результате которых 30 июля в Хель­синки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания.

Заключительный акт не являлся договорным докумен­том, но он имел большое морально-политическое значе­ние, ибо вводил в международные отношения новые про­грессивные нормы.

Заключительный акт предполагал непрерывность про­цесса встреч и переговоров в рамках общеевропейского, или хельсинкского, процесса.

3.2.Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. На рубеже 70-80-х гг. вновь произо­шел поворот к конфронтации между СССР и США. При­чины такого хода международных событий были многооб­разными.

Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х гг. ос­ложнили отношения между большой группой стран «треть­его мира» и развитыми капиталистическими странами. В мире продолжались процессы революционного обновле­ния. Образование в 1975 г. революционно-демократиче­ских правительств в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, революция в Эфиопии в 1974 г., ре­волюция а Афганистане в 1978 г., свержение сомосовского режима в Никарагуа в 1979 г., происшедшая в том же году антишахская революция в Иране - все эти события рассматривались правящими кругами США как пораже­ния, а представителями ультраправых сил истолковыва­лись как следствие «слабости» или «некомпетентности» правительства, а то и «происки Москвы».

Поворот к конфронтации в международных отношени­ях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внеш­неполитических акций Советского Союза, прямо противо­речащих положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности размещение в странах ОВД новых советских ракет сред­ней дальности. Особое возмущение мирового обществен­ного мнения вызвали ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявленное в декабре 1981 г. военное положение в Польше. Была развернута ожесточенная ан­тисоветская кампания. Под ее аккомпанемент началась новая фаза гонки вооружений, в которой участвовали оба военных блока.

Возвращение к конфронтации и военно-силовой рито­рике в первой половине 80-х гг. в отношениях между дву­мя великими державами в немалой степени объяснялось и тем, что обе стороны оказались неспособными оценить меняющуюся международную ситуацию и адаптировать­ся к новым требованиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и цельностью судеб мира. Взаимоотношения двух систем продолжали трактоваться как их полярное противостояние.

3.3Международные и региональные конфликты в 70- 90-е гг. В 70-е гг. конфликтность в межгосударственных отношениях на Европейском континенте снизилась. Одна­ко это вовсе не означало распространения разрядки на все регионы, особенно на развивающиеся страны, где для возникновения локальных конфликтов сохранялось немало причин. Политика великих держав также не раз вызыва­ла конфликты в различных регионах планеты.

Ближневосточные конфликты. По-прежнему в 70- 90-е гг. нерешенность палестинской проблемы и кон­фликт Израиля с арабскими соседями создавали угрозу миру и безопасности в районе Ближнего Востока. Лишь в конце 90-х гг. было достигнуто соглашение о предостав­лении палестинцам ограниченной автономии, однако про­блема урегулирования ближневосточного кризиса еще да­лека от справедливого решения.

Ирано-иракская война (1980-1988) и агрессия Ира­ка против Кувейта в 1990-1991 гг. завязали на долгое время узел международных конфликтов вокруг Ирака, вовлекших в свою орбиту ООН, НАТО, США, Россию и другие страны.

Индийско-пакистанская война 1971 г. была связана с индо-пакистанскими противоречиями и внутриполити­ческим кризисом в Западном и Восточном Пакистане. Война и внутрипакистанский конфликт закончились по­ражением Пакистана и образованием суверенной Бангла­деш.

Другие региональные конфликты 70-90-х гг . Зоной перманентных конфликтов стала Африка, где на почве территориальных, экономических, этнических, религиоз­ных и племенных противоречий возникали междоусоби­цы, войны и этнические чистки.

Другие региональные конфликты возникали между европейскими странами и в других регионах (греко-турец­кий конфликт на Кипре, столкновение интересов Испа­нии и Англии вокруг Гибралтара, аргентино-британ ский конфликт из-за Фолклендских островов и др.).

Немало конфликтов внутри государств и межгосу­дарственного характера было вызвано ростом национализ­ма и религиозного фундаментализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Ряд конфликтов возникал в связи с грубым вмешатель­ством США во внутренние дела малых государств (втор­жение в Гренаду в 1983 г., бомбардировка Ливии, угрозы Ираку и пр.). Эти и многие другие региональные кон­фликты трудноразрешимы, ибо отсутствуют механизмы их предотвращения и решения, а нередко и чувство ответ­ственности за содеянное у их инициаторов.

3.4.Проблема разоружения. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире проходила по простой схеме «вызов - ответ». Выдвигая планы достижения военно-стратегического превосходства над Советским Союзом, правящие круги США были, как правило, инициаторами гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Советский Союз следовал ло­гике контрмер, до середины 80-х гг. не всегда используя политические методы разрешения разногласий.

В результате в мире были накоплены «монбланы ору­жия». В октябре 1986 г. в СССР насчитывалось 10 тыс. ядер­ных зарядов на стратегических носителях, а в США - 14,8 тыс. зарядов, каждый из которых превышал мощно­сти бомб, сброшенных на Нагасаки и Хиросиму. Мощ­ность ядерных боезапасов давно уже превышала разум­ные пределы достаточности.

Такой гигантский уровень накопленных наступатель­ных вооружений был проявлением военно-силового мыш­ления и результатом количественного подхода к созданию ядерных вооружений. С такой же точки зрения рассмат­ривался вопрос о военно-стратегическом равновесии. Се­рия договоров, заключенных в 70-е гг. (по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2), фиксировала фактические уровни вооружений и лишь ограничивала их рост и в известной мере качест­венные характеристики определенными пределами.

После встречи в Рейкьявике в Вашингтоне в ноябре 1987 г. состоялась новая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, м Горбачев (СССР) а также связанные с ним протоколы о процедурах ликви- и Дж. Буш (США) дации ракетных средств и об инспек­циях.

В июле 1991 г. в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступа­тельных вооружений обеих стран.

Большое значение для установле­ния атмосферы доверия и взаимопо­нимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках хельсинк­ского процесса переговоры 23 госу­дарств - участников Организации Варшавского Договора и НАТО по обычным вооружениям и вооружен­ным силам в Европе от Атлантики до Урала.

Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающего масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Ат­лантики до Урала.

3.5.Роль ООН в международных отношениях . В 70-90-е гг. роль Организации Объединенных Наций в международ­ных делах существенно возросла. В первые послевоенные десятилетия в ней доминировали конфронтационное мышление и поведение. Не случайно тогда ООН нередко называли «западным клубом», инструментом политики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колониаль­ного господства, там менялась расстановка сил и в пове­стке дня сессий Генеральной Ассамблеи и других органов ООН все больше места стали занимать вопросы разоруже­ния, демократизации международных отношений, сохра­нения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.

Даже в условиях обострения международной обстанов­ки в первой половине 80-х гг. Организация Объединенных Наций продолжала играть важную миротворческую роль. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала ре­шения и резолюции, осуждающие конфронтацию. В де­кабре 1984 г. она выступила против перенесения гонки вооружений в космос, приняв резолюцию об использова­нии космического пространства исключительно в мирных целях.

Организация Объединенных Наций сыграла в 80-е гг. немаловажную роль в укреплении позитивных тенден­ций в международных отношениях. Генеральный секре­тарь ООН и его представители внесли большой вклад в урегулирование острых региональных конфликтов. Ряд ее важных решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.

3.6.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в со­временном мире и международные отношения. Для меж­дународной обстановки 90-х гг. характерным является дальнейшее углубление западноевропейской и североаме­риканской экономической интеграции, развитие интегра­ционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточ­ной Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Европы и в СССР обострились центробежное процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными респуб­ликами полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интерна­ционализация, интеграция хозяйственных связей в капи­талистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование нацио­нальных государств в странах Центральной и Юго-Вос­точной Европы и СССР. Дезинтеграция в странах, назы­вавших себя социалистическими, привела к ликвидации прежних международных организаций (Совет Экономиче­ской Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Она выразилась в распаде Чехословакии, Югосла­вии. Таким образом, современная система междуна­родных отношений является переходной от системы, сложившейся в итоге Второй мировой войны и просуще­ствовавшей почти полвека, к новой системе, в которой, с одной стороны, отмирают старые принципы и формы межгосударственных и международных отношений, а с другой - создаются или находятся в стадии становле­ния новые принципы и формы этих отношений.

3.7.Западноевропейская интеграция: новая фаза. 11 де­кабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт, на сты­ке голландской, бельгийской и германской границ, что само по себе символично, на встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, были подписаны документы о валютно-экономическом и по­литическом союзах этих стран. Открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе, начавшейся с Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС.

Валютно-экономический договор предусматривает пе­реход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной еди­нице - евро.

Другой договор, подписанный в Маастрихте, касается проблемы углубления политического союза западноевро­пейских государств. Этот документ предусматривает вы­работку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики бу­дут определяться Европейским советом. Новым положе­нием в этом договоре является принцип «квалифициро­ванного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и во­енной политики.

В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномо­чий ЕС в области социальной политики, охраны окружаю­щей среды, промышленности, культуры, здравоохране­ния. Предполагается, что формирование политического и валютного союзов, предусмотренных договорами, зай­мет по меньшей мере два десятилетия и не исключает соз­ дания единого правительства. Таким образом, принята долгосрочная стратегия развития ЕС.

Между тем ЕС столкнулся с большими трудностями экономического характера. В ЕС сохраняется массовая безработица (11% от общей численности рабочей силы), европейские товары утрачивают конкурентоспособность, и их доля в мировой торговле упала с 24% в 1978 г. до 18% в 1997 г. Не преодолено отставание ЕС от США и Японии в области новейших технологий и научных разработок.

Североамериканская интеграция, включавшая тер­риторию США и Канады по соглашению о свободной тор­говле 1988 г., получила дальнейшее развитие в связи с за­вершением в 1993 г. переговоров о присоединении к свободной экономической зоне Мексики. Таким образом, Североамериканский континент превращается в еди­ный хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и совместных надна­циональных органов исполнительной власти, североаме­риканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на уровне переплетения частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания над­национальных органов управления и регулирования. Про­цессы интеграции ускоряются также в Латинской Аме­рике, Юго-Восточной Азии и Африке.

3.8.Последствия распада «социалистического содружест­ва». К концу 1991 г. окончательно распались все те меж­государственные структуры, которые прежде олицетво­ряли так называемое «социалистическое содружество» (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Вар­шавского Договора и др.). Установление либерально-демо­кратических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объедине­ние ГДР и ФРГ изменили ситуацию в Европе, открыли полосу перегруппировки в межгосударственных отноше­ниях и изменений ориентации этих стран. Среди приори­тетов во внешней политике эти государства избрали курс на самоутверждение в международных отношениях и на присоединение в той или иной форме к Европейскому сою­зу и к НАТО.

В мае 1997 г. в Париже между РФ и НАТО был подпи­сан Основополагающий документ об отношениях России с Североатлантическим блоком.

На Востоке Европы сохранялись нестабильность и не­определенность в международных отношениях. Создание Содружества Независимых Государств рядом республик бывшего СССР не переросло в углубление их экономиче­ской интеграции. Вместе с тем расширилось участие Рос­сии и стран Центральной и Восточной Европы в общеев­ропейских институтах. Россия и большинство государств Восточной Европы стали членами Совета Европы. Сове­щание по безопасности и сотрудничеству в Европе пре­вратилось в постоянный орган по вопросам европейской безопасности и стало называться Организацией по безо­пасности и сотрудничеству (ОБСЕ).

Важным событием в 1996 г. стало прекращение межэт­нических конфликтов в Боснии после распада Югославии. В преодоление этого конфликта включились ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и целый ряд европейских государств, в том чис­ле и Россия.

В конце 1990-х гг. резко обострились этнические кон­фликты в Косово. Произошло военное вмешательство стран НАТО в конфликт, и под предлогом прекращения этнических чисток албанцев Югославия подверглась мас­сированным бомбардировкам. Косовское урегулирование только началось с вводом в Косово в 1999 г. миротворче­ских сил ООН, НАТО и России. Хотя масштабные воен­ные действия прекратились, конечное урегулирование этнических проблем на Балканах, похоже, останется да­лекой перспективой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем причины обострения международной напряженности в 80-е гг.?

2. Назовите основные региональные конфликты 70-80-х гг. и их причины.

3. Как решалась проблема сокращения вооруже­ний в 80-е гг.?

4. Объясните процессы интеграции и дезинтеграции в мире.

5. Каковы международные последствия распада социалистического содру­жества?

6. Почему «холодная война» не переросла в третью мировую вой­ну? М. Тэтчер утверждала, что наличие ядерного оружия у СССР и США предотвратило возникновение третьей мировой войны. Согласны ли вы с этим утверждением?

7. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после распада СССР и социалистического лагеря»?


Коллаборационисты - лица, сотрудничавшие с фашист­скими захватчиками в странах, оккупированных во время Вто­рой мировой войны.


Похожая информация.


На рубеже 1980-90-х в международных отношениях произошли глубокие перемены. Развал мировой системы социализма означал прекращение идейно-политческой и военной конфронтации между Востоком и Западом. Холодная война осталась в прошлом. Началось формирование нового миропорядка.

Изменилась полит. карта мира: в Европе появилось 14 новых независимых гос-в (распад СССР, Югославии, Чехословакии). Повысилась роль объединенной Германии.

Произошел передел сфер геополитического влияния. Россия потеряла контроль над странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Она утратила положение «сверхдержавы». США зато упрочили роль лидера западного мира.

В этой связи (+отпала необходимость противостояния «коммунистической угрозе») изменилась роль НАТО. Ее главной задачей стало поддержание сложившегося в пользу Запада соотношения сил и обеспечение на этой основе стабильности. НАТО была нацелена также на углубление сотрудничества США с европейскими государствами в вопросах безопасности (для упрочения позиций в Европе).

В 1990-ые существенно снизился уровень военно-политической конфронтации. Однако атомное оружие сохраняло роль сдерживающего фактора. Государства подписали ряд соглашений о взаимном нацеливании стратегических ядерных сил. Были введены моратории на проведение подземных ядерных испытаний. (1996 – 2000 гг – подписание 155 странами Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний).

Однако «клуб» ядерных государств расширился (в основном за счет южных государств) – Индия, Пакистан, вплотную приблизилась ЮАР, возможно Израиль.

1990 – «Парижская хартия новой Европы», подписана государствами-членами СБСЕ (верховенство права, демократия, уважение к правам человека, рыночная экономика).

С 1 января 1995 СБСЕ было переименовано в ОБСЕ (совещание => организация) => появление еще одной постоянно действующей организации. Однако решающей роли не играет. США и ведущие европейские гос-ва взяли курс на расширение НАТО и ее превращение в господствующую военно-политическую структуру в Европе. Они поставили цель сделать Североатлантический альянс фундаментом новой системы европейской безопасности.

Январь 1991 – роспуск ОВД по инициативе «Вышеградской группы» (Венгрия, Чехословакия, Польша)

1994 – сессия НАТО приняла программу «Партнерство во имя мира». Более 40 гос-в присоединилось. Суть ее – формула 16+1 (члены НАТО + гос-во – партнер) – отдельный договор (демократ. контроль за состоянием вооруж. сил, обеспечение гласности воен. планирования, совместная подготовка операций).

1997 – «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО» - заложены предпосылки стратегического партнерства бывших противников.

1999 – расширение НАТО на восток (ой, сколько об этом говорилось…), приняты Венгрия, Чехия, Польша.

1999 – НАТО заявил о возможности использовать вооруженные силы для регулирования конфликтов за пределами территории 19-ти гос-в – членов без санкции Совета Безопасности ООН. Тем самым окончательно трансформировалась в глобальную силовую структуру.

В последнее десятилетие кол-во региональных конфликтов увеличилось.

1992 – межклановый конфликт в Сомали – разруха.

1994 – конфликт в Руанде между племенами тутси и хуту.

В результате увеличения такого рода конфликтов ООН перешла к новой форме миротворчества – принуждению к миру (от превентивной дипломатии).

1990 – вторжение Ирака в Кувейт. 1991 – «Буря в пустыне» (осуществлялась США). Ирак разгромлен (до сих пор на него наложены экономические санкции).

Самый затяжной конфликт 90-х - в Югославии. Начался в 1991 – бомбардировка Словении в целях сохранения единства страны. В 1992 – война в Боснии и Герцеговине.

1998 – воина между Косово и Югославией. СБ ООН обязал Югославию прекратить огонь. Март 1999 – НАТО бомбит Югославию (без санкций СБ). Край Косово фактически изъят из-под контроля Югославии.

В конце ХХ в появились новые угрозы человечеству – международный терроризм. 11 сентября 2001 г - ВТЦ, Нью-Йорк, контртеррористическая операция США в Афганистане…….