Как самолет напугал американский корабль. Без шансов. Что напугало американских военных в российской армии. На безымянной частоте

Это была рутина. Два с половиной часа он летал вдоль российской границы и, наверное, в голос смеялся и над русскими, и над своими, что пугали его русскими. Он - это экипаж американского самолета радиоэлектронной разведки большого радиуса действия P-3 Orion. Те, кто здесь уже побывал, предупреждали, что лучше в Ирак сгонять или над Афганом покуражиться, чем русских дразнить. Но вот они над Черным морем. Сканируют вражеское побережье. От скуки скулы сводит. "Русские, а…". "У" сказать не успели. И даже не поняли, а сразу почувствовали, почему эту машину называют "Су".

Эксперт: Су-27 перехватил самолет ВМС США? А что тот делал у наших берегов? Госдеп США назвал "опасным" перехват российским Су-27 самолета американских ВМС над Черным морем. Военный эксперт Дмитрий Дрозденко в эфире радио Sputnik отметил, что ничего необычного в действиях российских летчиков не было.

"Мы определяем это как небезопасное сближение в связи с тем, что Су-27 пересек траекторию полета P-3, из-за чего P-3 пришлось пролететь через завихрение от реактивной струи Су-27", - скажут потом в Вашингтоне. Золотые слова. "Завихрения от струи". И причина, и следствие. Избавились бы от завихрений дома - и струи бы не было. А наш перехват рожден был хватом. Не стал на вошь смотреть солдатом. Крылом махнул и отогнал. Тот без оглядки ускакал. Обиделся Пентагон. Госдеп губки надул. Истребитель ваш, говорят, подлетел на полтора метра. Пять футов. Мол, еще чуть-чуть, и это были бы семь футов. Под килем. А это уже совсем другая стихия.

Хотя, если разобраться, то небо над Черным морем - это тоже совсем не их стихия. Но мы-то все понимаем. Международные воды. Вопросов нет. Их не вызывает даже то, что для США - это седьмая международная вода на киселе. Но работа у них такая. Мы - не в претензиях. И где-то даже благодарны. Это им в Штатах надо специальную эскадрилью "Агрессоры" содержать, чтобы отрабатывать на них тактику воздушного боя. А нам никого в цвета противника перекрашивать не надо. Вот он сам нарисовался. Спасибо, так сказать, за тонус и условия, приближенные к боевым.

Военный эксперт объяснил, зачем Су-27 сопроводил самолет-разведчик США Госдеп призвал Россию прекратить "опасные" сближения военных самолетов. Военный эксперт Владимир Попов в эфире радио Sputnik отметил, что никакой опасности сопровождение наших самолетов не представляет.

Но и в небе законы жанра непреложны. Один из них гласит: ты подлетаешь - я отгоняю. Как и было исполнено в строгом соответствии с правилами безопасности. Ну а то, что американцам почудилось, что на расстоянии полутора метров, так это только для того, чтобы еще раз им показать: "мы так близки, что слов не нужно". Достаточно лишь подмигнуть. Хотя, наверное, они уже и сами знают, что "МиГ" - это когда есть время на разворот. А тут сразу "Су". И только потом бежать. Так, вероятно, они и будут вспоминать этот эпизод в кабинете психологической реабилитации.

Их, наверное, ждет награда. Или, как минимум, утешительный приз - премиальная командировка в Афган. Там русских точно нет. А там, где они есть, в смысле, в России, им, дают понять в Пентагоне, следует быть более покладистыми. "Россия должна соблюдать международные стандарты, установленные для обеспечения безопасности". Они бы еще потребовали от нас оказывать им полное содействие. Хотя…этим, собственно, они все время и занимаются. Что касается "Су"-ти, то США и сами признают, что из-за российского сближения миссия P-3 завершилась досрочно. То есть, они хотели "пи-три", а получилось пи-пи. А если проще, то не надо "пи"…

Американские моряки засняли свой «почетный эскорт» — российские бомбардировщики Су-24, которые .

Как накануне написало издание Wall Street Journal, такие инциденты отмечались на этой неделе в Балтийском море. Самолеты РФ не были вооружены ракетами, однако американские военные сочли их маневры «небезопасными и потенциально провокационными».

Один из эпизодов случился, когда с палубы американского корабля должен был взлететь польский вертолет. Однако из-за Су-24 взлет пришлось отложить.

В одном из моментов, снятых на видео Су-24 заходят со стороны солнца и проходят над американским эсминцем на сверхмалых высотах.

Экипаж корабля по полной «насладился» воздушным «авиашоу», не забыв сделать фото и видео, выложив их затем на Flikr и Youtube.

Фото, сделанные американскими военными, приводятся на портале Navy.mil .

Напомним, что в апреле 2014-го года в СМИ прошла информация, что USS Donald Cook уже подвергался «атакам» российских самолетов на Черном море. Сообщалось, что бомбардировщик Су-24 совершил несколько маневров в близи американского военного судна. Пилот не отвечал на запросы, а молча летал в непозволительной близости у эсминца на высоте 600 метров.

Эсминец УРО (с управляемым ракетным вооружением) USS Donald Cook относится к типу «Арли Бёрк» и приписан к 22-й эскадре ВМС США. Место его постоянной дислокации — военная база «Рота» в Испании. Главным оружием корабля являются крылатые ракеты «Томагавк» (от 56 до 96 единиц) с дальностью полета до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. Также эсминец оснащен пусковыми установками противокорабельных ракет «Гарпун», противолодочным, минно-торпедным вооружением, 127-мм артиллерийской установкой, зенитными управляемыми ракетами и шестиствольными артавтоматами.

Корабль оборудован современной боевой информационно-управляющей системой «Иджис». Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки.

Инцидент, связанный с пролетом российского бомбардировщика Су-24 над американским эсминцем Donald Cook в Балтийском море, напоминает дежавю. Ровно два года назад подобная встреча «Кука» и «Сушки» над Черным морем наделала много шума. По данным СМИ, в апреле 2014 года экипаж этого американского военного корабля испугался примененных российским самолетом средств радиоэлектронной борьбы, парализовавших бортовое оборудование эсминца, — тогда рапорт о переводе подали 27 членов экипажа.

Спустя два года после того случая фигуранты «перебазировались» в Балтийское море. Здесь, по сообщениям американской стороны, два самолета Су-24, предположительно без боекомплекта, пролетели недалеко от эсминца Donald Cook, проводившего учебные занятия с участием вертолета ВВС Польши. Российские бомбардировщики два дня подряд летали возле американского корабля, а также помешали взлету польского вертолета. Рядом был замечен и российский военный вертолет Ка-27.

«Мы испытываем глубокие опасения по поводу небезопасных и непрофессиональных российских маневров.

Эти действия потенциально могут нагнетать напряженности в отношениях между странами», — цитирует представителей .

Герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник Анатолий Квочур также отметил, что все летчики должны владеть этим маневром — пролетом на предельно малой высоте. Он обязательно входит в курс боевой подготовки для истребительно-бомбардировочной авиации, а также для тактических бомбардировщиков, которым является Су-24.

«Используется он для скрытного подлета к цели. Особенно это существенно, когда местность пересеченная, а над морем это видно издалека.

Но при хорошей скорости, а она была примерно 900 км/ч, трудно обнаружить заранее такой самолет — на малой высоте он точка, которая потом превращается в большой достаточно сильно гудящий объект», — говорит собеседник.

Как известно, бомбардировщик Су-24 — фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности , предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Крыло изменяемой стреловидности — это тип конструкции летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, позволяющей изменять в полете один из видов геометрии крыла — стреловидность. На больших скоростях полета более эффективна бо́льшая стреловидность, а на малых (взлет, посадка) — меньшая.

«Поскольку они шли с прямым крылом — это крыло для крейсерского полета и посадки — очевидно, что скорость была небольшая, — поясняет Квочур. —

Если бы они крыло сложили до максимальной стреловидности, то можно было бы пролететь на скорости в 1300-1400 км/ч, что привело бы к серьезному хлопку, потому что сверхзвуковая скорость тянет за собой так называемый скачок уплотнения и волну такую за собой тянет. Эта волна может привести к разрушению каких-то слабоармированных конструкций, например антенн, а на земле может привести к разрушению небольших построек», — уточняет летчик.

Он отметил, что, очевидно, командиры не разрешили сложить крыло, чтобы не обострять ситуацию. «Если эти летчики сделали такой маневр инициативно, исходя из патриотических и профессиональных соображений, то здесь дело командира, но я бы их поощрил за профессионализм», — говорит Герой России.

Как сообщали военные источники в США, российские самолеты пролетели над эсминцем Donald Cook в нейтральных водах на высоте менее 30 м примерно в 10 м от него, что, по их мнению, «непрофессионально и небезопасно».

«Во вторник пара российских боевых Су-24, предположительно без вооружения, облетели вокруг «Кука» 11 раз. В один момент российский самолет находился в 30 футах (9,14 м) от корабля», — говорится в сообщении представителя Пентагона Мишель Балдансы.

Комментируя заявления американской стороны о «непрофессиональном поведении», заслуженный летчик России подчеркнул, что все было выполнено чисто, без шероховатостей.

«Вообще, полет над морем на предельно малой высоте — это довольно серьезное дело, потому что трудно определить высоту. Когда летишь над земной поверхностью, есть какие-то неровности, есть за что глазу зацепиться, а так море и море. Это серьезное дело, которое требует профессионализма», — сказал он «Газете.Ru».

При этом он добавил, что пролететь рядом с кораблем, который является ориентиром, имея свою высоту, гораздо легче. «Можно было бы пролететь так, чтобы поднялась волна и немножко вспарило бы воду, чуть-чуть промыло бы глаза американцам», — пошутил Квочур.

Тем временем американская сторона, изучив инцидент, использовала дипломатические каналы для обращения к России. Американский конгрессмен , отвечающий за вопросы ВМС, заявил, что «активность флота США в Европе должна быть расширена таким образом, чтобы ответить на угрозу, которую представляет собой международное поведение России». Хотя, как сообщил изданию The Navy Times офицер ВМС США в отставке Рик , американский эсминец не стал открывать огонь по пролетевшим в опасной близости от корабля российским самолетам, так как они не имели вооружения и не представляли угрозы: «Мы не находимся в состоянии войны с Россией», — заявил Хоффман, отметив, что нельзя убивать людей только потому, что «они раздражают».

Напомним, что эсминец USS Donald Cook класса Arleigh Burke оснащен системой противовоздушной обороны Aegis с противоракетами, а также крылатыми ракетами Tomahawk. Решение на поражение угрожающих кораблю целей может приниматься автоматически.

Как заявил в четверг официальный представитель Минобороны России Игорь , все полеты самолетов российских ВКС выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами. «Маршрут полета российских самолетов проходил через район, где находился эсминец ВМС США USS Donald Cook, примерно в 70 км от российской военно-морской базы. Обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, российские летчики совершили отворот от него с соблюдением всех мер безопасности», — сказал Конашенков.

Как пояснил «Газете.Ru» полковник Квочур, что касается отворота, то это действительно так, и еще раз подчеркнул профессионализм летчиков при исполнении маневра. «Они не пролетели над кораблем и его надстройками на такой скорости, что там на палубе люди попадали. Они отвернули, прошли в стороне на значительном расстоянии. Если бы они шли на сверхзвуке, был бы хлопок. Но надеюсь, в ближайшем обозримом будущем до этого во взаимоотношениях с американскими партнерами не дойдет», — заключил он.

Свое мнение по поводу произошедшего высказала и Варшава. Глава Польши заявил, что совместно с США они «обдумают общий ответ» на инцидент, так как «он был осуществлен главным образом против польского вертолета». По его словам, «такого типа провокационное поведение» наблюдается «уже некоторое время», и вопрос в том, «какова его цель и зачем оно было нужно».

После 1991 г., когда иракский МиГ сбил над Персидским заливом один из американских «Хорнитов», F/A-18 не имели боевых соприкосновений с истребителями российской постройки. Впрочем, в ноябре 2000 г. все же произошла встреча американских палубных самолетов с истребителями российских ВВС, которая была «максимально приближена» к боевой.

Для начала следует дать слово американскому летчику, непосредственному очевидцу описываемых событий (текст его письма, отправленного по электронной почте с борта авианосца «Kitty Hawk», помимо воли автора послания, стал достоянием гласности).

«...Плавание было довольно легким и интересным: 54 дня в море, 4 - в порту и 45 ча­сов полета в одном только октябре! (для сравнения – многие летчики российских ВВС имеют годовой налет около 45-60 часов при необходимых 200-250) Да уж, мы отлетали свои задницы! С тех пор как я стал одним из командиров эскадрильи, я много летаю. Вот интересная история (и это не туфта).

Так вот, сижу я там и болтаю о всякой фигне с моим заместителем, и мы слышим по ящику звонок из БИЦ (боевого информационного центра - «мозга» корабля). -Они го­ворят: «Сэр, мы засекли русские самолеты».

Капитан отвечает: «Объявляйте тревогу, поднимайте истребители». Из центра говорят: можно объявить только «Тревогу-30» (вылет через 30 минут (!) с момента объявления). Ка­питан выругался и сказал: «Поднимайте в воздух все, что возможно, как можно быстрее!». Я побежал к штурманскому телефону и связался с дежурным офицером эскадрильи. В тот день дежурила не наша эскадрилья, так что я велел ему выяснить, кто дежурит, и сделать так, чтобы они подняли свои задницы и мчались на полетную палубу (только «Тревога-7» предполагает, что вы уже на взлетной палубе и готовы подняться в воздух: «Тревога-30» означает, что вы еще сидите в комнате ожидания).

Вскоре русские Су-27 и Су-24 на скорости 500 узлов прошли прямо над мостиком «Kitty Hawk». Прямо как в фильме «Топ Ган»! Офицеры на мостике расплескали свой кофе и сказали...! (Нецензурное выражение, имеющее весьма эмоциональный русский аналог.) В этот момент я посмотрел на капитана - его лицо было багровым.

Русские истребители сделали еще два крутых виража на малой высоте до того, как мы наконец-то запустили свой первый самолет с палубы. Им был... ЕА-6В «Праулер» (самолет радиоэлектронной борьбы). Да, да, мы запустили несчастный «Праулер» один на один против истребителя прямо над кораблем. Наши летчики уже просили о помощи, когда наконец-то F/A-18 из «сестринской» эскадрильи (я использую этот термин в буквальном смысле, так как они выглядели, как компания «женщин легкого поведения» (фраза в кавычках заменена более приличной- прим.администрации), заигрывающих с русскими) поднялся в воздух, чтобы выполнить перехват. Но было поздно. Вся команда задрала головы и смотрела, как русские делали посмешище из нашей убогой попытки их остановить.

Самое смешное, что адмирал и командующий авианосным соединением находились в зале командования на утреннем совещании, которое было прервано гулом турбин русских самолетов, кружащих над рубкой авианосца. Офицер штаба командующего рассказал мне, что они посмотрели друг на друга, на план полетов, убедились, что в этот день запуск предусматривался лишь через несколько часов, и спросили: «А что это было?»

Четыре дня спустя русская разведслужба прислала по электронной почте командиру «Kitty Hawk» фотографии наших летчиков, мечущихся по палубе, отчаянно пытаясь поднять самолеты в воздух...».

Описываемые в письме события произошли в районе Корейского пролива 17 октября 2000 г. В облете американского многоцелевого авианосца «Kitty Hawk» участвовали два самолета-разведчика Су-24МР и прикрывающее их звено истребителей-перехватчиков Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО. По словам бывшего тогда Главнокомандующим ВВС России Анатолия Карнукова, «это была плановая разведка, в ходе которой, однако, решались необычные задачи». При этом никакие международные соглашения российской стороной нарушены не были.

Следует заметить, что американские военно-морские маневры проходили всего лишь в 300 км от российского побережья, что само по себе никак нельзя было расценить как дружественный акт по отношению к нашей стране. Поэтому действия российской авиации были вполне оправданными и правомерными.

По словам Главкома, результаты разведки «были впечатляющими». Су-24МР выполнили несколько заходов на авианосец, фотографируя все, что происходит на полетной палубе. На снимках была зафиксирована паника на борту корабля: моряки начали срочно рубить шланги, соединявшие авианосец с танкером, осуществлявшим в то время передачу на борт «Kitty Hawk» топлива.

Истребители F/A-18 удалось поднять в воздух лишь после второго захода российских разведчиков, однако Су-27 их сразу же увели в сторону от корабля отвлекающим маневром, что позволило самолетам-разведчикам выполнить еще несколько полетов над совершенно беззащитным с воздуха авианосцем. По сообщению печати, облет российскими самолетами «Kitty Hawk» был повторен 9 ноября и также оказался успешным.

Вот как описывали эти события СМИ:

1) 7 декабря в Вашингтоне официальные представители военного ведомства США Кенент Бэйкон и адмирал Стивен Пьетропаоли провели пресс-конференцию, на которой раскрыли некоторые подробности серии инцидентов в Японском море, когда российские самолеты-разведчики Су-27 и Су-24 подлетали на критическое расстояние к базирующемуся там американскому авианосцу «Kitty Hawk».

Как заявил в четверг Бэйкон, некоторое время спустя на авианосец по электронной почте пришло письмо, содержащее две фотографии палубы «Kitty Hawk», сделанные с русских самолетов во время одной из таких акций российских ВВС. В письме также было короткое сообщение на русском языке, содержание которого отказался уточнить амирал Пьетропаоли, сообщает агентство UPI. По его данным, письмо было отправлено не из министерства обороны России, и отправитель его представителю Пентагона неизвестен.

Кроме того, Кеннет Бэйкон сообщил, что на пресс-конференции неделю назад, когда он также рассказывал о действиях российских летчиков, он допустил ряд неточностей. Во-первых, случаев пролета русских самолетов было не два, а три - 12 октября, 17 октября и 9 ноября. Во-вторых, в ходе инцидента 17 октября самолеты были не «обнаружены на приемлемом расстоянии» в нескольких сотнях метров от корабля, как сообщалось о действиях российских ВВС ранее, а пролетели непосредственно над авианосцем, чем привели американских военных в замешательство. В этот момент и были сделаны снимки, посланные впоследствии на «Kitty Hawk».

Лента.ру 8.12.00

2) Российские военные самолеты в Японском море успешно провели операцию по преодолению противовоздушной обороны американской авианосной многоцелевой ударной группировки во главе с авианосцем «Китти хок» (KittyHawkCV63). Сообщение об этом, опубликованное газетой «Известия», подтвердили во вторник «Интерфаксу» информированные источники в российском военном ведомстве. По их словам, это произошло дважды в Японском море в тот момент, когда авианосная группировка США направлялась на учения в Корейский пролив (17 октября) и когда возвращалась с маневров (9 ноября)… (Интерфакс 14 ноября 2000 г.)

По некоторым данным, самолеты были из 11 воздушной армии (командующий - генерал-лейтенант Анатолий Наговницын). Палуба у «Kitty Hawk» была полностью не готова к противодействию и американцы всерьез решили, что их атакуют, и стали в панике перерубать топливные коммуникации, чтобы не было большого взрыва и пожара при атаке. Потом уже они подняли «Хорнеты» и пытались сопровождать «сушки» до побережья.

В тот же день Анатолий Корнуков заявил, что «Руководство Генерального штаба Вооруженных сил высоко оценило работу российских летчиков, которые вскрыли систему ПВО авианосного ударного соединения США во главе с авианосцем «Kitty Hawk». По его словам, все пилоты будут представлены к наградам. «Это была плановая разведка, хотя в ходе ее решались необычные задачи. Результаты этой разведки - впечатляющие», - подчеркнул главком.

17 октября 2000 года два боевых самолета Су-24 и Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО России обнаружили авианосец «Kitty Hawk» и пролетели в непосредственной близости от него, на высоте примерно 60 м. В момент облета корабль проводил пополнение запасов на ходу в северной части Японского моря, между островом Хоккайдо и материковым берегом России. После облета российские летчики послали сделанные снимки на веб-сайт авианосца. Облеты повторились 20 октября и 9 ноября

Спустя месяц представители министерства обороны США официально признали факт облета авианосца. Российские средства массовой информации предпочитают термин «условное уничтожение».

Пентагон обнародовал кадры сближения российских бомбардировщиков Су-24 с американским эсминцем "Дональд Кук". Инцидент произошел накануне в международных водах Балтийского моря. В российском Минобороны уже заявили, что самолеты строго соблюдали правила безопасности. Однако в НАТО поведение российских пилотов едва не назвали объявлением войны.

Шесть секунд видеозаписи западные каналы крутят, не переставая, уже почти сутки. По версии одних СМИ, самолет прошел в 20 метрах от палубы, по версии других - пролетел прямо над палубой, третьих - едва не задел людей . Атмосферу нагнетают люди в форме, один за другим: Россия чуть ли не объявила войну.

"Инцидент противоречит профессиональным нормам военных, действующих в непосредственной близости друг от друга", - заявил официальный представитель Белого дома Джош Эрнест.

О том, что под крыльями у самолетов не было полных боекомплектов, а как только они приблизились к кораблю, тут же начали уходить в сторону, западные каналы так и не сообщили.

"Экипажи самолетов Су-24 ВКС России над нейтральными водами Балтийского моря. Все полеты самолетов российских ВКС выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами. Маршрут полета российских самолетов проходил через район, где находился эсминец ВМС США Donald Cook, примерно в 70 километрах от российской военно-морской базы", - объяснил начальник управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майор Игорь Конашенков.

Речь идет о крупнейшей российской военно-морской базе на Балтике "Балтийск". В момент приближения российских самолетов американский корабль находился всего в 70 километрах от этого важнейшего оперативно-стратегического объединения Военно-морского флота со штаб квартирой в Калининграде. Сближение можно было бы назвать типичной демонстрацией флага, однако на борту американского корабля в этот момент находился целый арсенал оружия.

Из артиллерии на американском эсминце была установка Mark 45, скорость стрельбы которой составляет 20 выстрелов в минуту, зенитный артиллерийский комплекс Mark 15 Phalanx CIWS, с дозвуковой скоростью полета, и, самое страшное, современная система Aegis combat system - ракеты большой дальности - те самые томагавки, которые летают на расстояние 2,5 тысячи километров, могут нести ядерную боеголовку. Еще час и корабль мог бы вплотную приблизиться к российскому порту.

К российским берегам до этого он уже приближался дважды. Американцы любят рассказывать, что корабль неуязвимый. Но в 2014 году в Черном море его зафиксировала российская противокарабельная система "Бастион". Тогда же к нему приблизились и российские истребители.

"Недалеко от крымских берегов наш бомбардировщик Су-24 включил аппаратуру радиоэлектронной борьбы на расстоянии километра от этого эсминца. На эсминце вырубилась вся система управления, радиоэлектроника - он оказался полностью обесточен, не работали системы противоракетной обороны, управления ракетным вооружением. Даже 20 моряков, как говорят, написали рапорт об увольнении с эсминца, потому что американское правительство не способно защитить их жизни. Мы им показали их место и ведем себя правильно. Они неисключительные, не короли на этой свадьбе. Они себя так ведут, как будто им что-то можно, а нам ничего нельзя", - отметил полковник в отставке, военный обозреватель Виктор Литовкин.

"Появление иностранных военных кораблей в непосредственной близости от морских границ России, разумеется, должно оставаться в поле внимания наших Воздушно-космических сил. В случае потенциального нарушения морской границы России нужно сделать все, для того чтобы это не произошло, а враждебная нам цель была вытеснена в нейтральные воды", - сказал военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

Практику облета военных кораблей истребителями и бомбардировщиками, на самом деле, ввели сами американцы. Российским морякам щекотали нервы, начиная еще со времен холодной войны.

"Я из личной практики вспоминаю 1970 год, когда мы шли на плавучей базе подводных лодок, нас облетали ежедневно по несколько раз самолеты разных стран. У меня фотографий дома целая куча. Мы к этому спокойно относились совершенно. Если там какой-то испуг, это уже относится к психологической устойчивости. Для нормальных военных это обычное дело", - заявил российский адмирал, командующий Северным флотом в 1999–2001 годах Вячеслав Попов.

"Я 20 лет прожил в Японии, где столица находилась рядом с двумя американскими воздушными базами. Мы видели огромное количество случаев, когда американские самолеты барражировали над гражданскими объектами. Что уж говорить о том, до какой степени они не уважали чужие военные объекты", - сказал медиа-консультант, активист по защите прав человека, работавший журналистом в Токио, Джон Боснич.

Какой будет реакция американских моряков на приближение к их кораблю, станет известно, как только эсминец вернется в порт. Пока сообщается лишь , "не от испуга, а от неожиданности".