НОД "Маленький жёлудь и дуб великан" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Восемь волшебных желудей, или приключения желудино и его младших братьев

НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Маленький жёлудь и дуб великан".

Способствует развитию познавательного интереса детей к растительному миру через наблюдение за особенностями роста дуба, его исторической значимости для человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Калининского района Санкт-Петербурга

Развитие познавательного интереса детей к растительному миру через наблюдение за особенностями роста дуба в рамках экологического проекта.

Конспект

Непрерывной непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Надежда Валерьевна Ершова.

Санкт – Петербург

2017

Конспект НОД

«Маленький жёлудь и дуб великан»

Для детей старшего дошкольного возраста .

Цель: Развитие познавательного интереса детей к растительному миру через наблюдение за особенностями роста дуба.

Задачи:

Развивать представления детей об основных потребностях дерева в естественных факторах и формировать устойчивый интерес к познанию мира природы.

. Расширять и обогащать словарный запас детей.

. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к деревьям и окружающему миру.

Предварительная работа:

Беседа « Почему дуб называют могучим»?

Чтение сказок и рассказов о дубе. « Сказка о мудром Дубе и умном

Дятле»;

Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина – «У Лукоморья дуб

Зелёный»;

Заучивание стихотворения И. Токмаковой - «Дуб»;

Рассматривание фото и иллюстраций с изображение дуба, его листьев,

Коры, плодов.

Игра - викторина: « Дуб и предметы из него».

Материалы: Жёлуди, посадки дубков, иллюстрации с деревьями дуба, его листьями, цветами, плодами. Иллюстрации с «деревьями –памятниками живой природы»

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, хочу познакомить вас сегодня с одним очень известным и в тоже время, мало вам знакомым деревом. Отгадайте загадку и узнаете, как называется это дерево.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мело к. (Дуб)

(ответы детей)

Воспитатель : Каждое дерево красиво по-своему. Но дуб могучее дерево. В нашей стране дуб встретишь почти везде. Он соседствует с берёзой, осиной, клёном, липой, ясенем, но солнце любит больше, чем они. Дуб не выносит, если другие деревья затеняют его сверху: «голова» у него должна быть хорошо освещена! Листья у дуба плотные, кожистые, чуть блестящие. Ствол могучий, крепкий. Цветки и листья на дубе появляются одновременно в мае. А осенью на взрослом дубе созревают плоды

Ребята, кто помнит, как называются плоды дуба?

Дети: Жёлуди.

(дети рассматривают жёлуди с веток дуба )

Воспитатель: У жёлудя есть «шапочка» Она называется плюска. (Знакомство детей с новым словом)

Но плоды у дуба появляются не сразу, плодоносит дерево только с 30 лет посадки .

Воспитатель : А вы знаете, дети, что вырастит из жёлудя, если его посадить в землю?

Дети : Маленький дуб.

Воспитатель: Да. Вот такой маленький дубочек, совсем ещё кроха.

(Показ саженца дуба в горшке)

Воспитатель: Люди даже загадку про жёлудь и дуб придумали.

В маленький клубочек

Спрятался дубочек.

Воспитатель : Дети, а вы знаете, кто приходит к дубу полакомиться его желудями?

Дети: Белки, кабаны, птицы .

Воспитатель: Правильно , а ещё любит жёлуди и маленькая птичка- сойка, медведи приходят угоститься желудями, олени.

(показ иллюстраций)

Воспитатель : Как вы думаете, человеку дуб может приносить пользу?

(ответы детей: очищает воздух, выделяет кислород, он красивый…)

Игра - викторина: « Дуб и предметы из него ».

Воспитатель : Ребята, кто знает, как называется лес, в котором кроме других деревьев, растёт большое количество дубов?

Дети : дубовая роща.

Воспитатель: А вот и нет. Такой лес называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы её понимаете?

Дети : (ответы детей)

Дуб не боится засухи, загрязнённого воздуха. Около него всегда хорошо дышится: он выделяет много кислорода. Древесина этого дерева очень прочная и не гниёт, а лишь чернеет со временем. А ещё дуб дерево- долгожитель. Как вы понимаете слово «долгожитель»?

Дети: Тот, кто долго живёт.

Воспитатель : Правильно. Ведь дубы живут очень долго. Живут дубы пятьсот-шестьсот лет. Но попадаются и тысячелетние старцы. Дуб растёт медленно, сначала в высоту, позднее в толщину. У него тёмная кора, покрытая глубокими, извилистыми трещинками. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины – морщины на стволе.

Физкультминутка: « На поляне дуб зеленый »

На поляне дуб зелёный, потянулся к небу кроной.

(Потягивание рук вверх )

Он на ветках среди леса щедро жёлуди развесил.

(Руки в стороны и круговые вращения кистью рук )

А внизу грибы растут, их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся, за грибами наклоняйся!

(Наклоны вперёд )

А затем пройдём немного, поднимаем выше ногу!

Походили, порезвились и на травку опустились.

(Ходьба на месте и садимся на коврик)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли в нашем городе дубы- долгожители?

Дети: Да, нет.

Воспитатель : В нашем красивейшем городе тоже есть дубы - долгожители, которых занесли в список «Дерево – памятник живой природы». Чтобы посетители старейших садов Санкт-Петербурга могли без труда распознать эти деревья, у памятников живой природы решили установить соответствующие таблички. И вот первый дуб находится в Летнем саду, на берегу реки Фонтанки у Летнего дворца Петра. Его возраст более – 300 лет. Его высота 38 метров, а окружность ствола составляет ровно 333 сантиметра – пройти мимо такой громадины просто не получится. Дубу-долгожителю, который совершенно здоров и продолжает расти, успели «вручить» паспорт с пометками по уходу и историей. Любопытно, что сам царь любил сажать деревья, оставляя после себя и такую живую память.

(Показ иллюстрации дуба и памятной таблички )

До недавнего времени самым знаменитым деревом- долгожителем Санкт-Петербурга считался Дуб Пера Великого на Каменном острове . По преданию, император посадил его собственноручно. Это дерево погибло в начале 21 века, и на его месте в год 300-летия города был посажен новый дубок. (Набережная реки Крестовки, 2)

Ещё один дуб - долгожитель растёт и здравствует в Михайловском саду на Масленом лугу, которому целых 350 лет. Его размеры напоминают о сказках А.С. Пушкина, а если бы его украшала золотая цепь, то вполне вероятно, что он мог бы приглянуться учёному коту.

И ещё у нас есть в г. Сестрорецке парк «Дубки», который был посажен в 1714 году по приказу Петра Первого, так как ему очень понравилось это живописное место. А в 1717г. там высадили несколько тысяч молодых дубов, из них 200 государь высадил собственными руками.

В Приморском районе Санкт-Петербурга, в пос. Лисий нос вот уже с18 века растёт Черешчатый дуб – величественное дерево, на фоне которого человек кажется крошечным лилипутом. Его высота – 21 метр, диаметр ствола полтора метра, а живой кроны – 25 метров. Дерево находится в хорошем состоянии и восхищает своим величием. Дуб внесли в Национальный реестр старовозрастных деревьев.

В лесу среди берёз, осин

растёт огромный исполин.

Кудрявой кроною большой

шумит в лесах он день-деньской.

Он - царь деревьев на Руси!

(Кого угодно ты спроси!)

Его обходит лесоруб -

ведь слишком твёрд и крепок... (ДУБ).

Воспитатель: Вот такое замечательное дерево дуб, с которым мы сегодня с вами познакомились поближе.

Используемая литература:

Азбука. Растения России: книга для чтения детям / И. Б.Шустова. – М. : дрофа, 2006. – 63с.

Много легенд ходило о Дубе. Много загадочных историй рассказывали о нём. Но про одну загадку не знал никто из людей. Знали только птицы. Они щебетали об этом в садах и рощах. Но люди не понимали языка птиц и не обращали на них никакого внимания.

С тех пор как люди живут вокруг, никто не видел ни одного жёлудя Большого Дуба. Но это не удивляло людей. Одни просто не замечали этого, другие замечали и говорили: «Стар стал дуб. Где уж ему желуди иметь!..»

А ведь всё было не так. На самой вершине Большого Дуба раз в десять лет вызревали восемь желудей. Об этом птицы знали. А вот куда они деваются потом – не видел никто.

Женя с дедушкой обошли всю полянку у Большого Дуба. Но ничего таинственного не обнаружили.

– Отдохнём, внучка, – сказал дедушка.

– Ага, – вздохнув, согласилась Женя.

И они присели на пенёк. Голубые, как у дедушки, глаза Жени стали печальными. Помолчав немного, она сказала:

– А я думала… Если вдруг найдём молодильные яблоки, то дам тебе. Чтоб стал ты молодым-молодым, как мама и папа… А если б скатерть-самобранку, так подарила бы её детям в Индию, которым кушать нечего. А теперь…

– Ничего, внучка. Значит, мы с тобой плохо искали. Может, клад где-нибудь у нас под носом. А мы его не видим.

– А что у меня под носом? – сама у себя спросила Женя и сама же ответила: – Пенёк. А что у пенька?.. Кустик травы. А что в траве? – Она запустила руку в кустик и вскрикнула: – Ой! Там что-то есть!

Мигом вскочила. Раздвинула траву у пенька и увидела большую дыру.

– Дупло! – догадалась Женя. – А что в дупле? И вдруг где-то совсем близко закричала кукушка:

«Ку-ку!.. Ку-ку!..» Восемь раз подряд! Умолкла. Потом – опять восемь раз «ку-ку». Помолчала – и снова!

– Вот заладила! – удивилась Женя. – Не остановишь. Некогда мне тебя слушать.

Она осторожно пошарила в дупле и вынула кусок берёзовой коры. Под корой оказалась подушечка из сухого сена. Под сеном слой сухих дубовых листьев. Женя вынула листья, заглянула в дупло и шёпотом попросила:

– Дедушка, у тебя есть спички? Там темно. Чиркнула спичка. Женя смотрела не отрываясь, пока огонёк не погас.

– Ну, что там, Женя? – не вытерпел дедушка.

– Ой, дедушка! Там лежат… жёлуди! Смотри!

Один за другим она вынула и разложила на пеньке восемь желудей и две крошечные чашечки. Четыре жёлудя были большие, длинненькие, а четыре – поменьше. Все крепкие. Красивые. Коричневые.

– Ну вот, – сказал дедушка. – Ты думала – скатерть-самобранка, а оказалось – жёлуди.

– Ну и что ж, дедушка! Они же волшебные! Восемь волшебных желудей… Дедушка, а Кукушка… Почему она восемь раз кричала «ку-ку»? И желудей восемь… Ох ты-ы-ы! Так она же, наверное, знала!

Рождение Желудино и его младших братьев

Дедушка сосредоточенно курил трубку. Белые кустики бровей шевелились – то сходились вместе, то взлетали вверх. Он думал. А Женя, изредка поглядывая на него, любовалась волшебными желудями. Осторожно гладила их глянцевитую поверхность. Шептала им ласковые слова. Прижимала их к розовому уху и прислушивалась… Когда дедушка выколотил трубку о пенёк, Женя спросила:

– Что же мы будем делать?

– А что ты хочешь?

– Я знаю, дедушка. Я уже придумала. Ты только посмотри! Вот этот маленький желудёк – он же совсем как головка мальчика! Даже шапочка с помпоном и со стрелочкой уже надетая. Давай сделаем человечка?!

– Молодец! Хорошо придумала, – улыбнулся дедушка. – Смотри, а вот этот жёлудь – точно его туловище. Даже в штанишках. Теперь только рук и ног не хватает.

Дедушка выложил на пенёк из карманов моточек проволоки, несколько настоящих птичьих перышек, которые подобрал по дороге, коробку спичек, кусочек пластилина и ещё кучу разного добра.

– Ну что ж, желудёвый человечек должен быть сильным, – сказал он. И сделал ему руки и ноги из упругой стальной проволоки в зелёной пластмассовой оболочке. Так что человечек сразу оказался в толстых зелёных чулках.

– Так он же босиком, – сказала Женя. – Разве можно в одних чулках ходить?

– Вот мы ему и сделаем башмачки из этих маленьких желудёвых чашечек, – сказал дедушка. – Такие никакой дождь не промочит.

– А лицо? У него же только голова. А лица ещё совсем нет.

– Сейчас всё будет, – сказал дедушка. Вынул толстый карандаш и… Раз! Раз!.. – открылись два внимательных глаза под чёрными бровями… Ещё несколько движений дедушкиного карандаша – и из-под шапочки выбились чёрные, задорно торчащие волосы.

– Ой! Какой же он симпатичный получился мальчик! Ну просто настоящий! Как его зовут?

– А ты сама придумай.

Женя наморщила нос, потёрла лоб, светлые брови её сошлись так тесно, что между ними появилась тоненькая морщинка…

– Сразу и не придумывается. Ну, вот… дере вянный человечек, все знают, – Буратино. Мальчик-луковка – Чиполлино. А как нашего?..

– А наш не деревянный и не луковый. А желу дёвый маленький человечек…

– Ой, дедушка! – взвизгнула в восторге Женя. – Я уже знаю! Знаю! Его зовут ЖЕЛУДИНО. Это значит – желудёвый человечек. Ой, как здорово придумалось. Же-лу-ди-и-но-о! – пропела она по слогам и вдруг замолчала. Ей показалось, что желудёвый человечек улыбнулся и чуть кивнул ей головой.

– Дедушка! Ты ничего не заметил?!

– Нет. А что?

– Желудино… Нет, это мне, наверное, показа лось…

– Слушай, Женя, а не перепутают его с Буратино или с Чиполлино? Может, лучше дать другое имя?

– Что ты, дедушка! Вот ни за что не перепутают! Он же не деревянный и не луковый. А распрекрасный желудёвый человечек! Желудйно! Же-лу-ди-но-о-о! Он будет умный и добрый мальчик. И никогда не будет обижать девочек… Только обязательно – храбрый! Терпеть не могу трусов!.. А кого мы ещё сделаем?

– Видишь, тут вот как раз подходящие два, желудя. Сделаем пёсика. Ведь собака первый и самый верный друг человека. Надо, чтобы у Желудино был настоящий друг.

– Конечно, надо!

Прошло немного времени, и чудесный маленький желудёвый пёс имел уже коричневые бархатные ушки. Светло-серая мягкая шерсть из тополиного пуха, видно, очень ему понравилась. Красный язычок так и норовил высунуться наружу от удовольствия.

Пёс уверенно встал на четыре лапы. А когда у него появился забавный проволочный хвост с завитушкой на конце, никто бы, наверно, не отличил его от настоящего взрослого пса.

– Чур, моя очередь называть! – улыбнулся дедушка, закончив работу. – Этот желудёвый пёс будет называться ЖЕЛУГАВЧИК.

– Ох ты-ы-ы! – Женя захлопала в ладоши. – Вот ты, дедушка! Я бы ни за что так здорово не придумала… Желудино и Желугавчик. Хорошо! Только дальше я опять буду называть. Ладно?!

Весёлый Желугавчик прижался боком к ноге Желудино. И Жене казалось, что они знают друг друга очень-очень давно. И вернее друга, чем Желугавчик, не может быть на всём белом свете.

– А теперь, дедушка, мне очень давно ещё хоте лось жеребёнка. Я уже и имя ему придумала, ЖЕЛУРЁНОК. Желудёвый жеребёнок. Правда, красиво?

Желудёвый жеребенок стал на спичечных ногах рядом с Желудино. Он гордо выгнул шею. Косил глазом на свой длинный хвост из липучки. Приподнял переднюю спичечную ногу с серным копытцем и был готов в любую минуту взбрыкнуть и поскакать галопом куда угодно, хоть на край света.

Осталось всего два жёлудя. Большой и маленький, с острым носиком.

– А из этих выйдет хорошая птица, – решила Женя. И запнулась. – Только как же птица, а сама такая большая? Почти как лошадь. Как же она полетит? Разве так бывает?

– Не печалься, внучка, – утешил дедушка. – Каких только чудес не бывает на свете! Есть такая птица. И большая, и сильная, и не летает. Страус называется.

– Ну-у-у, разве это интересно? – расстроилась Женя. – Какая же это птица, если летать не умеет?! Никудышная.

– Почему?.. Очень даже хорошая птица. Ну и что ж, что не летает? А ноги у неё знаешь какие длинные да сильные! Тот, кто умеет владеть такими ногами, будет чемпионом по бегу среди птиц, зверей и насекомых. Взрослые страусы обгоняют поезда!

Елена Хебнева
Сказка «Мышонок и желудь»

На краю большого леса стоял старый дуб. Это был могучий, красивый дуб. И было у него много маленьких сыночков – желудечков . Желуди все лето росли , набирались сил и к осени стали уже совсем большие. Коричневые, в резных шапочках, сильные и крепкие, как папа – дуб, начали они один за другим спрыгивать на землю.

И вот однажды поздно осенью, когда все листья с деревьев облетели, остался на дубе один малыш – желудь . Сильный ветер качал ветки могучего дуба и маленький желудь жалобно попискивал :

Ой, папа, держи меня крепче, я боюсь упасть.

Я уже засыпаю – сказал старый дуб .

Не бойся, малыш, падай, это не страшно.

Тут порыв сильного ветра сорвал с ветки маленький желудь и он полетел вниз . Желудь упал на мягкие листья, которые были когда-то зеленой папиной шапкой.

Ой, - пискнул маленький желудь – папа , я упал. Но ему никто не ответил. Папа – дуб уже спал крепким зимним сном.

В это самое время, в поисках запасов на зиму, бегал по полю мышонок . На всякий случай заглянул он и к старому дубу. Увидел желудь , подумал и решил, что надо взять его в кладовочку, в хозяйстве все пригодится.

Норка мышонка была неподалеку от старого дуба. Он притащил желудь и положил его в дальнем углу своей кладовочки. В этой кладовочке было много разных запасов. Были там зерна пшеницы, семена разных растений, какие-то корешки и даже красивый розовый цветок. Мышонок часто прибегал к нему, нюхал и говорил :

А-а-а-а-а-х!

Так прошла зима. Стало припекать солнышко. Мышонок начал выбегать на проталинку. Когда сделалось совсем тепло, мышонок вытащил из кладовки свой любимый розовый цветок. Цветок уже совсем высох и мышонок думал , если он увидит солнышко, то снова расцветет по-прежнему. Но тут налетел озорной весенний ветерок, дунул на цветок и он разлетелся по округе сотнями маленьких зернышек.

Ох! – сказал огорченный мышонок .

А озорной ветерок, улетая, крикнул :

Не огорчайся, мышонок , скоро у тебя будет целая поляна таких красивых цветов.

Хорошо, - сказал мышонок – я подожду .

А что же наш маленький желудь ? Всю зиму он сладко спал у мышонка в кладовочке . С наступлением весны желудек проснулся и почувствовал, что все у него чешется. Его красивая коричневая рубашка стала какой-то странной. На голове под шапочкой появилась шишка. А еще через несколько дней у него появился хвостик, как у мышонка .

Однажды, когда мышонок заглянул в кладовочку, маленький желудь горько плакал .

Что с тобой? – спросил мышонок .

Кажется, я превратился в мышонка – ответил желудь – у меня растет хвостик, совсем как у тебя. А, возможно, я просто умираю. На голове у меня растет какая-то странная шишка.

Желудь снял свою шапочку и показал мышонку шишку . Мышонок рассмеялся в ответ . Он понял, что происходит.

Глупый, ты не умираешь, ты просто растешь. Радоваться надо.

И в самом деле, через некоторое время маленький хвостик – корешок крепко вцепился в землю, а из той странной шишки появился расточек, который уверенно стал пробираться к свету. И уже скоро в том месте над кладовочкой, где лежал желудь , появился маленький дубовый росток.

Маленький дубок огляделся по сторонам и увидел совсем рядом старый дуб. Как он радовался встрече. Он махал своими тененькими веточками, а пап – дуб улыбался ему в ответ.

Увидев такую трогательную встречу, мышонок чуть не расплакался . Он стоял возле своей норки и тоже махал платочком старому дубу.

Как приятно – думал мышонок – сделать доброе дело. Ведь если бы я не подобрал желудек , его бы кто-нибудь съел. Я спас его, гордо рассуждал мышонок . Пусть растет дубок. Я вырою себе новую кладовочку, я умею. А он будет радовать папу и укрывать меня от летнего зноя.

С тех пор живет мышонок под зеленым дубом , который сам и вырастил.

Публикации по теме:

Сказка для детей старшего дошкольного возраста «Сказка в Рождественскую ночь» Эта история произошла накануне волшебного праздника, когда происходят чудеса и исполняются желания. В рождественскую ночь на землю спускаются.

Конспект НОД в старшей группе «Мышонок в гостях у ребят» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Конспект совместной деятельности «Мышонок и карандаш» Конспект совместной деятельности Тема: «Мышонок и карандаш» «Творчество В. Сутеева» Цель: Продолжать знакомство детей с произведениями В. Г.

Консультация для родителей «Мышка-норушка или Мышонок Джерри?» «Что ты дома любишь делать?» - спрашиваем мы детей. Еще несколько лет назад ответы были относительно разнообразными: играть, вырезать, рисовать,.

Литературный праздник по книге В. В. Бианки «Мышонок Пик» возраст 5+ 1. Адаптированная биография автора (портрет В. В. Бианки на видеопроекторе) Звучит музыка. «Изумительная благодать» - диск 1..

Музыкальная сказка по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: Развивать творческие способности ребёнка через музыкальную игру –сказку, формировать основы музыкальной культуры. Слушание: - обогащать.