Международные отношения 60 90 е гг. Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века. Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Кафедра истории

Контрольная работа

по дисциплине: История

Россия в системе международных отношений в 60-90-е годы XIX века

1. Борьба России за отмену условий Парижского договора 1856 г. Восточный кризис. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

2. Присоединение к России Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски

Список литературы

Приложение 1

1. Борьба России за отмену условий Парижского договора 1856 г. Восточный кризис. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Ход развернувшейся в 1853 г. Крымской войны сложился не в пользу России. В первую очередь Россия стремилась обезопасить южные границы, обеспечить свое влияние на Балканах и установить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, что было важно и с военной, и с экономической точек зрения. Николай I, осознавая себя великим православным монархом, стремился продолжать дело освобождения православных народов, находящихся под властью Османской Турции. Сторонники султана, Британская и Французская империи говорили о «русской деспотии», но главной целью всех участвующих стран в составе коалиции против России была: разгром и максимальное ослабление России.

К концу 1855 г. силы всех участников были истощены. Но возникала вероятность выступления на стороне противников Австрии и Пруссии. Мир был необходим всем и России в первую очередь. Вступивший в этом же году на российский престол император Александр II принял решение прекратить войну.

18 марта 1856 г. В Париже семь стран: Россия, Великобритания, Франция, Австрия, Турция, Пруссия и Сардинское королевство подписали Парижский мирный договор, подводивший итоги всей войны.

Условия договора, как и ожидалось, оказались для России неблагоприятными, однако не фатальными. По нему Россия возвращала Турции крепость Карс в обмен на Севастополь и другие занятые города Крыма. Черное море объявлялось нейтральным, России и Турции запрещалось иметь там свои военные флоты. Провозглашалась свобода плавания по Дунаю.

Во время правления Николая I дипломатия России находилась в плену идеологического тезиса, часто противоречившего государственным интересам. Проводившийся им и его ближайшими соратниками по иностранным делам курс на мировой арене закончился международной изоляцией и военными поражением.

После Крымской войны надлежало на новых основаниях строить всю внешнеполитическую систему. Требовалось выждать время и собраться с силами прежде, чем восстанавливать ущемленные Парижским договором международные права империи.

Александр II назначил на пост министра иностранных дел А.М. Горчакова. Его курс заключался в использовании противоречий между европейскими державами с тем, чтобы не допустить превосходства ни одной из них и обеспечить России постоянную поддержку в борьбе за отмену ограничительных условий Парижского мира.

В конце 50-х гг. представился случай разрушить антирусскую солидарность. При обострении противоречий между Франции и Австрией за господство в Италии, Россия вновь заявила о себе как о мировой державе, поддержав Париж. Наполеон III оказал дружеский прием российскому императору. Признаки доброжелательного отношения к России французский император и его правительство стали проявлять сразу же после заключения мирного договора. Но, не смотря на это, Париж отказывался в любой форме пересматривать статьи договора. И так же между странами оставались разногласия относительно Польши.

Александр II изменил политику в отношении польского края, центральное правительство и император шли на уступки для жителей и Варшавы. Однако результатом этого стало лишь усиление антирусской деятельности лидерами польских общественных групп. Идея всемирного ослабления России, становившаяся явью при осуществлении польской независимости, нашла сторонников в Англии и Франции.

Глава прусского правительства О. Бисмарк говорил о двух путях развития польского вопроса: о подавление восстаний вместе с Россией, как о положительном, или об ухудшении положения и германизации Польши. Польские восстания, происходившие в разное время с 1861 г. по май 1864 г. были подавлены. Англия, Франция и Австрия не раз обращались к России с требованиями провести международную конференцию. В депеше иностранным правительствам А.М. Горчаков писал, что Россия не вмешивается в дела других государств, не допустит иностранного вмешательства в свои внутренние дела.

Польские события в огромной степени сказались на дальнейшем курсе русской внешней политики. Надолго исчезло желание устанавливать дружеские отношения с Францией и Англией. Однако появился новый союзник - Пруссия. В 1863 г. между Берлином и Петербургом была заключена военная конвенция, в соответствии с которой Пруссия обязалась преследовать мятежников по свою сторону границы и выдавать их России, что и соблюдалось прусскими властями. Россия поддерживала объединение германских земель.

С поддержкой России Пруссия провела удачные военные захваты, ее позиция укреплялась. В 1870 г. во франко-прусской войне наполеоновская Франция была сокрушена, это дало России возможность заявить о сложении с себя обязательств по Парижскому мирному договору. Горчаков уведомил об этом иностранные державы, в том числе и Турцию, и сообщил о том, что Россия приступает к постройке военных судов.

В 1871 г. состоялась конференция в Лондоне, официально отменившая запреты для России на черноморском побережье.

Восточный кризис. В середине 70-х гг. XIX в. Турецкое правительство по-прежнему проводило политику экономического и политического давления на христианские народы Балканского полуострова. В свою очередь в Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговине крепло национально-освободительное движение славянских народов против османского ига. Весной 1875 г. на Балканах вспыхнуло народное восстание, грозящее перерасти в международный кризис. Россия, не готовая к войне, совместно с Германией и Австро-Венгрией пытались разрешить конфликт мирным путем, и склонить Турцию к уступкам славянскому населению, но успеха это не дало.

В апреле 1876 г. новое восстание в Болгарии было жестоко подавлено Турцией. Неравную войну с Турцией начинают Сербия и Черногория. Сербская армия терпела поражение и сложилась угроза потери Белграда. В этих условиях Россия в ультимативной форме потребовала от Турции прекращения военных действий. Созыв международной конференции в 1876 г. не дал результатов, Турция, уверенная в поддержке Англии оказалась принимать выдвинутые условия. Следующий предложенный в 1877 г. Лондонский протокол так же, был, отвергнут Турцией и расценен ею как вмешательство в свои внутренние дела. Война стала неизбежной.

Русско - турецкая война 1877 -1878 гг. (Приложение 1)

Новость об объявление войны Турции вызвало большое одобрение и патриотический подъем среди русского населения. Многие добровольцы хотели давно поддержать славянское население.

План военных действий был разработанный генералом Н.Н. Обручевым и военным министром Д.А. Милютиным, предполагал развитие военных действий по двум направлениям: Балканы и Закавказье. Командующим русской армией, действующей на Балканах, был назначен брат царя великий князь Николай Николаевич (Старший), а на Кавказе - младший брат царя великий князь Михаил Николаевич. Стоит отметить, что сам царь Александр II провел в армии семь месяцев, сильно подорвал здоровье, и согласился вернуться в Петербург только тогда, когда стал намечаться победоносный исход военной кампании.

Соотношение сил противников складывалось в пользу России, военные реформы начали давать свои положительные результаты. На левом берегу Дуная в начале июня сосредоточились русские войска в количестве около 185 тыс. человек. Силы турецкой армии под командованием Абдул-Керим-Надир-паши составляли около 200 тыс. человек, из которых около половины составляли гарнизоны крепостей, что оставляло 100 тыс. для операционной армии.

На Кавказе русская Кавказская армия имела около 150 тыс. человек при 372 орудиях, турецкая армия Мухтар-паши -- около 70 тыс. человек при 200 орудиях.

По боевой подготовке российская армия превосходила противника, но уступала ему в качестве вооружения (турецкие войска были вооружены новейшими английскими и американскими винтовками).

В ночь на 15 июня 1877 г. русские соединения форсировали Дунай (в районе Зимницы-Систова). Преодолев Дунай, русская армия начала наступление в трех направлениях: западный отряд (35 тыс. человек) под командованием Н.П. Криденера, захватив крепость Никополь, двинулся на Плевну. Восточный отряд (45 тыс. человке) под командованием наследника престола Александра Александровича шел на Рущук. Для наступления через Балканский хребет был выделен передовой отряд генерала И.В. Гурко (12 тыс. человек).

25 июня передовой отряд занял Тырново. Северная Болгария почти вся была очищена от турок. В центре на южном направлении отряд Гурко вместе с Радецким комбинированным ударом выбил турок с Шипкинского перевала и начал движение в Южную Болгарию. Но армия турецкого командующего Сулейман-паши (38 тыс. человек) решила овладеть этой важной высотой, чтобы затем вытеснить русских из Северной Болгарии. Перевал оборонял русский отряд под командованием генерала Н.Г, Столерова с отрядом в 5 тыс. человек. В течение трех суток этот небольшой русско-болгарский отряд мужественно удерживал Шипку до подхода бригады Радецкого и дивизии Драгомирова. Героическая оборона Шипки нарушила турецкие планы: важнейший стратегический пункт остался под контролем русской армии.

С июля по ноябрь 1877 г. с небольшими перерывами развернулись наиболее кровопролитные сражения по западному направлению в районе болгарского города Плевна.

Крупный турецкий отряд под командованием талантливого турецкого полководца Османа-паши раньше русских сумел подойти к хорошо укрепленной Плевне. Русская армия предпринимала неоднократные контратаки, пытаясь овладеть этим важным стратегическим пунктом. Прибывший под Плевну крупнейший авторитет в русской армии по инженерным вопросам Э.И. Тотлебен (один из героев обороны Севастополя в годы Крымской войны) и Д.А. Милютин настояли на изменении тактики. Русские войска перешли к осаде Плевны. Одновременно русская армия ликвидировала все турецкие укрепления вокруг города, которые штурмовались одно за другим.

28 ноября 1877 г. 50-тысячная турецкая армия, испытывавшие недостаток в продовольствии, после неудачной попытки прорвать блокаду, сдалась в плен.

Успехи под Плевной коренным образом изменили ход войны. Была ликвидирована возможность удара по флангу русской армии, высвободились крупные части, которые могли теперь перейти в наступление на главном направлении.

В октябре - ноябре 1877 г. на Кавказском направлении ночным штурмом (после осады) была взята прекрасно защищенная, считавшаяся неприступной крепость Карс. Еще раньше от турок была очищена территория Абхазии.

23 декабря 1877 г. русская армия освободила Софию. 3-4 января турецкая армия потерпела сокрушительное поражение под Филиппополем.

До столицы Турецкой империи оставалось менее ста километров. Но западные страны не могли допустить полного разгрома Турции. Англия и Австро-Венгрия заняли позицию угрожающую войной. Александр II не пошел на провоцирование новой войны и не ввел войска в турецкую столицу.

Успехи русской армии на Балканах вынудили турецкое правительство обратиться с предложением начать переговоры и 19 января 1878 г. в Андрианополе было подписано перемирие.

19 февраля 1877 г. в Сан-Стефано был подписан мирный договор между Россией и Турцией. Согласно которому России возвращается часть Бессарабии, потерянная в Крымской войне, и присоединялась Карсская область на Кавказе. Турция признает независимость славянских государств на Балканах и выплачивала контрибуцию в размере 310 млн. руб. А так же Черногория, Сербия и Румыния получали полную независимость, автономными становились Босния и Герцеговина.

Однако решения, принятые в Сан-Стефано не устраивали Англию и Австро-Венгрию. По настоянию этих стран Россия, которая не была в состоянии вести новую войну с сильными европейскими государствами, согласилась на созыв международного конгресса в Берлине, где мирный договор был пересмотрен.

Новый Берлинской трактат 1878 г. существенно ущемлял интересы России и славянских стран. Англия, Австро-Венгрия, Франция и Италия выступили единым фронтом против России. Западные страны не хотели укрепления России и создания сильного Болгарского государства, где престиж и влияние России был очень высок. На Берлинском конгрессе германский канцлер хоть и уверял, что сохраняет нейтралитет, на самом деле занял антирусскую позицию. России пришлось пойти на уступки.

Хотя независимость Румынии, Сербии и Черногории подтверждалась, Болгария оказалась разделенной на две части (границей ее являлись Балканы). Северное Болгарское княжество получало автономию, а южная часть, так называемая Восточная Румелия, оставалась под властью Турции (формально автономная турецкая провинция с губернатором-христианином). В то же время Босния и Герцеговина оказались в зоне оккупации Австро-Венгрии. На Кавказе за Россией оставались Карс и Ардаган, Батум становился портом, свободным для торговли.

Важные статьи Берлинского трактата не были выполнены. В частности Турция не провела административную и судебную реформы, которые должны были уравнять в правах христиан и мусульман.

За свою помощь Турции Англия, заключившая тайное соглашение с султаном, получала Кипр.

Решения Берлинского конгресса были восприняты в России как поражение русской дипломатии. Однако результаты русско-турецкой войны сыграли важнейшую роль в национальном освобождении славянских государств на Балканах, развитии там капиталистических отношений, консолидации национальных сил. Вместе с тем итоги конгресса привели к заметному охлаждению русско-австрийских и русско-германских отношений, что впоследствии привело к изменению расстановки сил на европейской арене.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. показала самоотверженность России, ее способность прийти на помощь, руководствуясь не имперскими интересами, а высокими нравственными стремлениями и желанием помочь гибнущим от жестокости и несправедливости. Ни одна другая европейская держава на протяжении всего XIX в. не смогла предпринять нечто подобное.

2. Присоединение к России Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски

Александр II продолжал политику территориального расширения государства. Последними в состав империи вошли обширные и малонаселенные территории, расположенные к востоку от Каспийского моря.

В степях и на севере Средний Азии с давних пор жили русский люди, выстраивали города-крепости, такие как Омск и Семипалатинск. Вожди кочевых племен защищали границы империи, а к середине XIX в. большая часть современного Казахстана уже входила в состав России. Но на южных землях, в районе Аральского моря и югу от него, вдоль рек Амударья и Сырдарья, существовало три государства, враждебно настроенных по отношению к России.

Средняя Азия интересовала Россию как рынок сбыта промышленной продукции, и как сырьевая база. Торговые связи со Средней Азией, выгодные для российской экономики, осложнялись из-за постоянных междоусобных конфликтов в этом регионе. Так же английская дипломатия воздействовала на располагавшиеся там государства, с целью настроить их против России. Стратегическое значение Средней Азии определялось и тем, что она открывала дороги на Иран, Афганистан, Китай и Индию.

Правители ближайшего к границам России Кокандского ханство, постоянно вели кровавые войны со своими соседями и регулярно нападали на русское население, русских купцов и военные укрепления, подвергая их разорению. Население уводилось в плен, торговля русскими рабами являлась прибыльным делом для ханов.

В 1864 г. терпение Александра II лопнуло, и он отправляет русский отряд для прекращения разбойных нападений.

Весной 1865 г. отряды полковников Черняева и Веревкина начали решительное наступление на среднеазиатские ханства. К 1866 г. русские войска заняли все районы Кокандского ханства, штурмом был взят крупнейший город Средней Азии Ташкент. В дальнейшем на этой территории было учреждено Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте.

Вторым государством Средней Азии был Бухарский эмир. Оно хоть и враждовало с Кокандом на протяжении многих лет, но вмешалось в войну и решило оказать ему всяческую поддержку. Следствием этого стал переброс российских войск на бухарские владения. Русские войска овладели несколькими бухарскими городами, в том числе священным для них городом - Самаркандом. Бухарский эмир потерпел поражение, и в 1868 г. подписал унизительный договор. Согласно его условиям, все территории, завоеванные русской армией переходили к России, а на остальных сохранялась власть эмира, который теперь обязан был повиноваться императору. Кроме этого, эмир взял обязательство освободить всех невольников и прекратить торговлю людьми.

После присоединения Кокандского и Бухарского ханств, на Средней Азии осталось еще одно крупное ханство - Хива. В феврале 1873 г. русские войска начали поход на Хивинское ханство, и в мае столица Хивы была окружена и капитулирована. В августе хивинский хан подписал мирный договор и признал вассальную зависимость от России. К ней так же переходили земли по весь правый берег Амударьи. Ханство обязывалось запретить своим подданным совершать набеги на соседей, разрешить свободу торговли русским купцам, навсегда отменить рабство и торговля людьми.

Присоединение Средней Азии к России имело огромное значение для народов, населявших этот район. Россия проявила великодушие и сохранила два государства - Бухарское и Хивинское ханства, вошедшие в состав России на правах автономных образований. Внутренний уклад жизни людей, их традиции и религия не подверглись притеснениям.

Дальневосточная политика России. Территория Дальнего Востока, богатая своими природными ресурсами, привлекало внимание Западноевропейских стран и США. В годы Крымской войны это привело к прямому военному конфликту с Англией, пытавшейся захватить Петропавловск. Возникла необходимость четкого определения границ Китая и России, которые во многом были к этому времени еще не определены. В период с 1858 г по 1860 г. были подписаны несколько договоров, определяющие границы Китая. По последнему (Пекинский договор) территории Приморья и Приамурья отходили России. Дальневосточная политика России была связана с колонизацией этого края и развитием русско-китайской торговли, она не имела агрессивного характера, а заключавшиеся договоры не навязывались военной силой и были добровольными.

В отношениях с Японией существовала проблема "неразделенного" совместного владения Сахалином по Симодскому договору 1855 г. Япония активно заселяла Сахалин.

25 апреля 1875 г. Россия и Япония подписали в Петербурге договор о передаче Японии Курильских островов взамен японской части Сахалина.

Русская колонизация Дальнего Востока шла медленно. Этот регион с точки зрения правительства занимал периферийное положение как в географическом, так и в стратегическом плане. Внешнеполитическая активность здесь была низкой, численность войск незначительной. Строительство Сибирской железнодорожной магистрали началось только в 1891 г. дальневосточный россия турецкий аляска

Продажа Аляски. Дальний Восток привлекал все большее внимание Японии, Англии и США. Английские и американские промышленники, и торговцы проникали в русские владения в Северо-Восточной Азии и на Аляске. Эксплуатация природных богатств Аляски приносила России лишь убытки. Русско-Американская компания не имела достаточно средств, для хозяйственного освоения территории в 1,5 млн. кв. км, которая к тому же была под угрозой аннексии со стороны Англии.

Впервые с предложением о продаже Аляски выступил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев-Амурский еще в 1853 году, до начала Крымской войны. Формально, следующее предложение о продаже исходило от российского посланника в Вашингтоне барона Эдуарда Стекля, но инициатором сделки на этот раз был великий князь Константин Николаевич (младший брат Александра II), впервые озвучивший это предложение весной 1857 года в специальном письме министру иностранных дел А.М. Горчакову. Горчаков поддержал предложение. Позиция МИДа сводилась к изучению вопроса, и было решено отложить его реализацию до истечения срока привилегий РАК в 1862 году. А затем вопрос временно стал неактуальным в связи с Гражданской войной в США.

16 декабря 1866 года состоялось специальное совещание, на котором присутствовали Александр II, великий князь Константин, министры финансов и морского министерства и российский посланник в Вашингтоне барон Эдуард Стекль. Все участники одобрили идею продажи. 22 декабря 1866 г. Александр II утвердил границу территории.

8 марта 1867 года президент Джонсон подписал официальные полномочия Сьюарду, почти сразу же состоялись переговоры государственного секретаря со Стеклем, в ходе которых в общих чертах был согласован проект договора о покупке русских владений в Америке за 7 миллионов долларов.

30 марта 1867 года в Вашингтоне. Договор был подписан на английском и французском языках («дипломатические» языки), официального текста договора на русском языке не существует, также остается неясным, как могла пройти эта сделка без одобрения Российского сената и Государственного совета.

Общий размер проданной сухопутной территории составил около 1 519 000І, следовательно, за квадратный километр было уплачено по 4 доллара 73 цента, то есть - по 1,9 цента за акр. Вместе с территорией Соединенным Штатам передавалось все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы, относящиеся к передаваемым территориям.

18 октября 1867 года в 3:30 пополудни Аляска официально была передана США. Со стороны России протокол о передаче подписал специальный правительственный комиссар, капитан 2-го ранга А.А. Пещуров. Церемония передачи состоялась в Новоархангельске, на борту американского военного шлюпа.

Список используемой литературы.

1. История России: В 2 т. Т. 2: с начала 19 в. до начала 21 в./А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.

2. Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - 3-е изд., - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3. История России: учеб. Пособие/М.Н. Зуев - 2-е изд., - М.: Издательство Юрайт, 2011.

4. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. - СПб.: Питер, 2012.

Приложение 1. Карта Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Присоединение средней Азии к России. Европейское направление во внешней политике России. Создание военно-политических блоков. Обострение русско-автрийских противоречий на Балканах. Военные действия русской армии. Причины поражения в Крымской войне.

    реферат , добавлен 19.09.2013

    Изучение периода с 1856 по 1871 гг. во внешней политике России и освещение ключевых моментов данной проблемы в исторической науке. Международные отношения в данный период. Основные этапы борьбы России за отмену ограничительных статей Парижского трактата.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Основные направления Дальневосточной политики России в конце XIX века и ее результаты. Внешнеполитическая доктрина Витте. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Причины Русско-японской войны, ход военных действий, итоги и последствия.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. Присоединение к Российской империи Казахстана и Средней Азии. Участие оренбуржцев в Отечественной войне 1812г. и освобождении славянских народов в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2011

    Исследование основных направлений внешней политики России в начале XX века. Активность на Дальнем Востоке. Изучение характера русско-японской войны 1904-1905 годов. Ход военных действий. Причины и последствия поражения России в русско-японской войне.

    презентация , добавлен 02.04.2017

    Обострение внешнеполитических отношений России с Османской империей. Предпосылки и ход военных действий в русско-турецкой войне. История разделов Речи Посполитой. Влияние французской революции на Россию. Характеристика внешней политики императора Павла I.

    реферат , добавлен 19.01.2010

    Эволюция возникновения и развития внешнеполитических, военных и экономических отношений России со Швецией. Основные направления, структура и особенности русско-шведских торговых отношений в середине XVI-XVII вв.: импорт и экспорт; причины противоречий.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2012

    Особенности развития России в XIX веке. Переход к политической реакции. Социально-политический строй. Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в. Внешняя политика в 70–90-е годы. Военные проникновения в Среднюю Азию, ее присоединение к России.

    реферат , добавлен 23.12.2009

    Присоединение Восточной Грузии к России и русско-иранская война. Попытка Турции вернуть утраченные Грузию и Крым. Подписание мирного договора в Бухаресте. Военные действия России против горцев. Русско-турецкая война и Сан-Стефанский мирный договор.

    презентация , добавлен 09.10.2011

    Письменная дипломатия как часть обрядовой стороны отношений России и Англии конца XVI- начала XVII века. Причины развития торгово-экономических отношений между Россией и Англией. Влияние Англии на развитие медицины в России XVI - начала XVII века.

карта" на 2014 год

6. Организация публикаций препринтов и монографий по приоритетным результатам исследований НПР на русском и английском языках Ислам на Европейском Востоке. Энциклопедический словарь на англ.яз. 200 000,00 Перевод и издание монографии "Формирование системы мусульманского образования в России в 1990-2000 гг." на английском языке 150 000,00 Издание монографии "Формирование системы мусульманского образования в России в 1990-2000 гг." на русском языке 100 000,00 Разработка препринта курса "Актуальные проблемы международной и региональной безопасности" коллективом авторов на русском и английским языках 600 000,00 7.Подготовка и издание учебников на английском языке по современным направлениям подготовки студентов Разработка учебника "Актуальные проблемы международной и региональной безопасности" коллективом авторов на русском и английским языках 600 000,00 Подготовка и издание учебников Я.Я. Гришина на английском языке по современным направлениям подготовки студентов "Внутренняя и внешняя политика восточноевропейских стран (кон.80-х гг. XX века - 2010)" в 2-х томах. 250 000,00 8. Разработка и реализация программ привлечения к работе лиц из ведущих университетов и исследовательских центров исследователей- обладающих высокими значениями наукометрических индексов в своих предметных областях Приглашение профессоров из зарубежных ВУЗов-партнеров Израиля и Германии для преподавания магистерских программ 300 000,00 9. Организация участия НПР КФУ в международных программах академических обменов Участие НПР в составе 4-х человек отделения международных отношений в международных конференциях, проводимые ВУЗами-партнерами ТОП-100. 600 000,00 10. Организационная и финансовая поддержка исследователей участвующих в регулярных международных конференциях и других научных мероприятиях Участие НПР в составе 5-х человек отделения международных отношений в регулярных международных конференциях и других научных мероприятиях. 500 000,00

Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

79. Международные отношения в конце 50-х - 60-е годы

Ослабление международной напряженности. В начале 50-х годов произошли изменения в руководстве США и СССР, что отразилось на внешнеполитическом курсе этих стран.

В 1953 г. СССР отказался от требований к Турции в отношении черноморских проливов. Были нормализованы отношения с Грецией и Югославией, разорванные в 1948 г. после конфликта между Тито и Сталиным, было достигнуто соглашение о прекращении войны в Корее. В

1954 г. в Женеве была подписана договоренность о прекращении войны в Индокитае, чем положен конец авантюре Франции по восстановлению колониальных владений в Юго-Восточной Азии. Существенные изменения произошли и в отношениях между СССР и Западом. В 1955 г. представители СССР, США, Англии и Франции подписали Государственный договор с Австрией. Она была провозглашена независимой и нейтральной, с ее территории выводились оккупационные войска.

В 1959 г. состоялся первый визит главы советского правительства в США.

В эти же годы происходит процесс переосмысления советским руководством проблемы взаимодействия с национально-освободительными движениями в колониальных и зависимых странах.

В период сталинского правления преимущество отдавалось китайскому варианту национального освобождения, когда оно возглавлялось коммунистами. Однако нигде больше, кроме самого Китая, Северной Кореи и Северного Вьетнама, этот вариант реализовать не удалось. В большинстве стран, которые освободились, коммунисты не пришли к власти. Новые лидеры не вызвали доверия у Сталина.

Хрущев предложил рассматривать национально-освободительное движение как союзника социализма в его борьбе против империализма. Тем самым было устранено идеологические препятствия для развития военно-политического и экономического сотрудничества со странами, освободились. Так, в 1956 г. СССР поддержал в Египте националиста Гамаль Абдель Насера в борьбе против агрессии Израиля, Франции и Англии.

Произошли сдвиги во взаимоотношениях между социалистическими странами. СССР признал нейтралитет Югославии; Китай превратился почти равного партнера СССР. Отношениям с восточноевропейскими странами был предоставлен вид равноправных.

Движение неприсоединения. 29 стран Азии и Африки, что освободились, в апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия) созвали конференцию, которая одобрила принципы мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным общественным строем. Конференция выразила решимость народов Азии и Африки полностью и навсегда покончить с колониализмом, осудила агрессивные блоки, поставила требования запретить ядерное оружие.

Страны-участницы конференции выработали следующие основные принципы своей политики:

1. Независимая от сверхдержав политика.

2. Поддержка национально-освободительных движений.

3. Внеблоковый статус.

Позже о поддержке этих принципов заявили и другие страны, освободившиеся.

По инициативе премьер-министра Индии Дж.Неру, президента Югославии и. Броз Тито, президента Египта Г.А.Насера и других в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась конференция 25 глав правительств, которая положила начало Движению неприсоединения. Участники Движения, большинство из которых считали, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряженность и гонку вооружений, провозгласили неприсоединения к военно-политическим блокам, поддержали борьбу народов против колониализма, за независимость, за ликвидацию экономического неравенства в мире, за мирное сосуществование.

Движение неприсоединения стал важным самостоятельным фактором мировой политики. С 1973 г. конференции Движения неприсоединения проводятся регулярно каждые три года.

Неустойчивость ослабление международной напряженности. В Западной Европе в 50-е годы происходит становление идеи европейского единства. Создается Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Оттепель позволила разблокировать деятельность ООН - в ее состав было принято 16 новых стран.

Эти изменения привели к некоторому ослаблению биполярности мира. Вместе с тем они не сломали логику "холодной войны" и военно-блокового мышления. Несмотря на гибкость советской дипломатии, Советскому Союзу не удалось достигнуть договоренностей с Западом по некоторым важным вопросам. Так, были сорваны договоренности в отношении Германии и Японии, несмотря на то, что в 1955 г. СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. с Японией, и с ними были установлены нормальные дипломатические отношения и экономические связи, однако мирные договоры так и не были заключены.

США и их союзники привыкли к жесткому стилю советской дипломатии, а потому серьезно не воспринимали новых предложений СССР. Запад продолжал политику "отбрасывания коммунизма". В 1953 г. ЦРУ и Інтелледженс сервис (английская разведка) совершили переворот в Иране, а в 1954 г. в Гватемале. Причиной переворотов стало то, что правительства этих стран ограничили права американских и английских монополий. В 1955 г. ФРГ было включено в НАТО.

Это вызвало ответную реакцию СССР. 14 мая 1955 г. Советский Союз и его союзники подписали Варшавский договор и тем самым создали военно-политическую организацию на востоке Европы.

XX съезд КПСС открыл новую страницу в истории СССР. В стране началась "оттепель", в том числе и во внешней политике. В период 1955-1960 гг. СССР выдвинул ряд мирных инициатив по прекращению гонки вооружений и сокращения военных потенциалов стран мира. В одностороннем порядке Советский Союз сократил вооруженные силы на 3980 тыс. чел. и военный бюджет. Были ликвидированы военные базы в Порт-Артуре и Порккала-Удд.

Результаты этих действий были ограничены. Подписание соглашений упиралось в вопрос контроля. Гонка вооружений не прекратилась, а наоборот усилилась. Появились межконтинентальные баллистические ракеты и бомбардировщики, атомные подводные лодки. Кратковременное потепление переросло в острые международные кризисы: 1956 г. - Ближний Восток, Венгрия, 1957 - Сирия, 1958 - Ливан, Тайвань, 1961 - Берлинский кризис, 1962 г. - Карибский кризис и т.д.

Возобновление конфронтации. Первая причина возобновления конфронтации связана с субъективным фактором - личностными чертами лидера СССР Хрущева как политического деятеля. Хрущев был человеком слишком эмоциональной и болезненно реагировал, когда его усилия по улучшению международного положения не встречали понимания и поддержки противоположной стороны. Хрущевский стиль дипломатии раздражал Запад, когда выдвинутые Советским Союзом предложения внезапно сменялись другими. Такие действия СССР расценивались Западом не более чем пропаганда. Негативную роль в отношениях с Западом сыграло заявление Хрущева о том, что он похоронит капитализм.

Второй причиной стало появление ракетного оружия в СССР, что угрожало безопасности США, поскольку в советских лидеров появилась ] возможность силового давления на США.

Третья причина возобновления конфронтации заключалась в довольно успешном экономическом развитии СССР в 50-х годах, что послужило основанием для мнения о том, что уровень промышленного производ - тва И в СССР превысит уровень производства в США и ближайшие и чем время капитализм исчезнет как таковой.

Четвертая причина: в 1960 г. на совещании компартий КПСС была провозглашена авангардом мирового коммунистического движения. Тем самым она закрепила за собой право определять "правильность" или "неправильность" курса коммунистических правительств, сразу; привело к конфронтации с Югославией и Китаем.

Пятой причиной стал активный распад в 50-60-х годах колониальной системы под ударами национально-освободительных движений, поддерживались Советским Союзом. Им было подписано 20 утод с молодыми государствами о сотрудничестве и предоставлении кре-дитів. Это привело к противодействию со стороны западных стран. Поддержка Советским Союзом национально-освободительных движений была расценена на Западе, как попытка распространить советскую систему союзов на 1 весь мир и тем самым оторвать Запад от сырьевых источников. Блок j НАТО в этих условиях начал усиливать давление на СССР. В 1956 г. принимается "доктрина взаимозависимости", а в декабре 1957 г. -решение о размещении в Европе ядерного оружия. США и их союзники начали силой оружия противодействовать изменениям в странах, которые еще не были в зоне советского влияния и делали попытки свержения правительств, которые проводили линию на сотрудничество с СССР. Так, в начале 60-х годов ареной противодействия стала Республика Конго.

Берлинский и Карибский кризисы. Отношения между СССР и США значительно обострились в связи с проблемой Западного Берлина. Западный Берлин был открытым анклавом капитализма в середине социалистической ГДР. Это вызвало раздражение правительств ГДР и СССР. С 1958 г. Хрущев начал добиваться изменения статуса города,) угрожая односторонними действиями. В мае 1960 г. в Париже была созвана конференция представителей США, СССР, Англии и Франции на высшем уровне. Накануне этого события советские средства пво сбили над Уралом американский разведывательный самолет У-2. На конференции Хрущев ультимативно потребовал прекратить полеты над территорией СССР. Президент США Эйзенхауэр отклонил это требование. Конференция была сорвана. Не состоялся визит Эйзенхауэра в СССР. На встрече с новым американским президентом Джоном ф. кеннеди в апреле 1961 г. в Вене Хрущев в ультимативной форме потребовал изменения статуса Берлина. Снова возникла угроза блокады Берлина. Американцы

на этот случай даже подготовили план ограниченного ядерного удара по советским войскам в ГДР.

19 августа 1961 г. вдоль всей границы Западного Берлина было построено заграждение, а затем мур, который стал символом "холодной войны". Поскольку блокады не было, США ограничились незначительной демонстрацией силы. Руководство СССР увидело в этом свой несомненный успех и с легкостью пошло на следующий шаг, который вызвал серьезную угрозу ядерной войны (Карибский кризис).

В 1959 г. СССР признал правительство Фиделя Кастро, который пришел к власти в результате революции на Кубе, свергнув диктатуру генерала Батисты. В 1960-1961 гг. активно развивались торгово-экономические отношения между СССР и Кубой. Проникновения СССР на американский континент и просоветская ориентация режима Кастро вызвали беспокойство правительства США, который организовал вооруженную интервенцию на Кубу. Однако интервенты были разбиты в бухте Плайя-Хирон. СССР предоставил Кубе помощь оружием. Опасаясь прямой агрессии со стороны США на "Остров Свободы", СССР и Куба договорились о размещении на острове баллистических ракет с ядерными боеголовками, которые должны были стать гарантом мира в регионе. Размещение ракет привело к кризису советско-американских отношений. США установили морскую блокаду Кубы, чтобы предотвратить дальнейшее поставке острова советским оружием. 23 октября 1962 г. советское правительство расценил действия США как агрессивные и заявил, что нанесет ответный удар в случае развязывания войны. Заявление было рассчитано на то, что США отступят. Американцы не были заинтересованы в войне с СССР. Конфликт зашел слишком далеко и для его решения д. кеннеди и н. хрущеву необходимо было проявить политическую мудрость и дальновидность.

26-28 октября 1962 г. между лидерами СССР и США были достигнуты договоренности, согласно которым Советский Союз выводил с территории Кубы свои ракеты и бомбардировщики Ил-28, а США должны были снять блокаду и дать гарантии невмешательства во внутренние дела Кубы.

США должны вывести ядерные ракеты из Турции. Позже на случай необходимости в контакте между Кремлем и Белым домом была установлена прямая телефонная связь, так называемая "горячая линия".

Карибский кризис показал бесперспективность политики с позиции силы и то, что рост опасности ядерной войны может привести к катастрофе. СССР стал проводить более умеренную политику по поддержке революционных движений в странах "третьего мира" и больше не угрожал применением ядерного оружия в кризисные моменты.

Карибский кризис заставил сверхдержавы принять меры для того, чтобы сделать гонку ракетно-ядерных вооружений более управляемой, а значит, более безопасной. В 1963 г. между США, Англией, СССР был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Во время переговоров была утрачена возможность договориться о запрещении испытаний ядерного оружия под землей. Стороны не пришли к согласию в вопросе контроля. СССР расценивал контроль как форма шпионажа.

В 1967 г. был заключен договор о запрещении размещения ядерного оружия в космическом пространстве.

Этим договорам был положен конец международным отношениям, в которых преобладали военно-политические методы разрешения конфликтов между великими державами. Однако соперничество между ними не прекратилось и прогресса в отношениях не произошло. Соперничество лишь переместилось на периферию и приобрело формы региональных конфликтов, которые надолго заблокировали мирный процесс.

1. Конспект лекций Всемирная история ХХ века
2. 2. Первая мировая война
3. 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот
4. 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг.
5. 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России
6. 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система
7. 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах
8. 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв.
9. 9. Национально-освободительные движения
10. 10. Стабилизация и "процветания" в странах Европы и США в 20-е годы
11. 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)
12. 12. "Новый курс" Ф.Рузвельта
13. 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство"
14. 14. "Народный фронт" во Франции
15. 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер
16. 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии
17. 17. Революция 1931 г. в Испании.
18. 18. Чехословакия в 20-30-е годы
19. 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы
20. 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима
21. 21. Советская модернизация СССР
22. 22. Япония между двумя мировыми войнами
23. 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана
24. 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР
25. 25. Индия в 20-30-е годы
26. 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан
27. 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия)
28. 28. Африка между двумя мировыми войнами
29. 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы
30. 30. Образование, наука и техника
31. 31. Развитие литературы 20-30-х годов
32. 32. Искусство 20-30-х годов
33. 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио
34. 34. Политика "умиротворения" агрессора
35. 35. СССР в системе международных отношений
36. 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны
37. 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг.
38. 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву
39. 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР
40. 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны
41. 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны
42. 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.)
43. 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.)
44. 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии
45. 45. Итоги Второй мировой войны
46. 46. Создание Организации Объединенных Наций
47. 47. Подписание мирных договоров. Оккупационная политика Германии и Японии. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы
48.

В июне 1950 г. вспыхнула война в Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоенных лет Франция вела войну в Индокитае. Осенью 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль совершили агрессию против Египта. В 1958 г. США предприняли вооруженную интервенцию в Ливан, а Великобритания – в Иорданию. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обстановкой вокруг Кубы.

Берлинский кризис 1958–1961 гг. К концу 50-х гг. разрядка международной напряженности пошла на спад. Лидеры Востока и Запада не смогли договориться по вопросам разоружения и создания системы коллективной безопасности в Европе. Два германских государства стали участниками противостоящих военно-политических блоков. Поскольку граница между Восточным и Западным Берлином оставалась открытой, страну покинули 2,6 млн. граждан. Н. Хрущев в ноябре 1958 г. направил правительствам США, Великобритании и Франции ноту (ультиматум Хрущева), в которой содержалось требование в течение шести месяцев подписать мирный договор с двумя германскими государствами. В случае отказа западных правительств советское руководство угрожало заключить сепаратный мирный договор с ГДР. Что касается самого Западного Берлина, то Хрущев предлагал превратить его в "вольный демилитаризованный город". Начался процесс обмена мнениями по дипломатическим каналам, в ходе которого выяснилась полная неприемлемость. Хрущев и сам сознавал, что для руководителей США принятие его предложений означало бы капитуляцию в германском вопросе.

В июне 1961 г. в Вене состоялась встреча Хрущева с новым президентом США Джоном Кеннеди . Советский лидер пытался давить на молодого американского президента. В действительности советское руководство не готово было к серьезному конфликту с Западом. 3 августа 1961 г. состоялось заседание Политического консультативного комитета Варшавского договора. В. Секретное решение было реализовано в ночь на 13 августа 1961 г. Строительные рабочие ГДР под охраной полиции и военнослужащих начали возводить стену на границе между Восточным и Западным Берлином. Тем самым было закреплено существование двух германских государств (ФРГ и ГДР). Фактически строительство Берлинской стены в той или иной степени устраивало всех участников кризиса. Берлинский кризис еще раз продемонстрировал стремление участников холодной войны избежать провоцирования большой горячей войны.

Война во Вьетнаме.

После войны (1946-1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбьенфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге - проамериканские силы.

США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. США применяли тактику «выжженной земли. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама.

Карибский кризис 1962, был вызван агрессивными действиями американского империализма против Кубы. Победа Кубинской революции 1959 встретили резко враждебное отношение со стороны правящих кругов США. к концу октября 1962 установило военно-морскую блокаду Кубы и сконцентрировало в районе Карибского моря крупные силы военно-морского флота. Советское правительство предприняло ряд внешнеполитических мер, направленных на ликвидацию угрозы вторжения на Кубу. В ответ в качестве адекватной меры на Кубе были размещены советские ракеты средней дальности. Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро. Но 27 октября наступила “черная суббота” Кубинского кризиса , когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Однако в воскресенье, 28 октября, советское руководство решило принять американские условия.

50–60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гонкой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все новых средств ведения войны. В 1960 г. СССР предложил рассмотреть основные положения договора о всеобщем и полном разоружении государств под строгим международным контролем. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

В 1958 году Ш. де Голль выносит на обсуждение США предложение об учреждении трехстороннего директората НАТО в составе США, Франции и Великобритании. После того, как его предложение не нашло отклика, генерал объявил о выходе Франции из Североатлантического союза. В 1966 году Францию официально отделяют от военного блока НАТО.

: 1957 г. - испытание МБР(межкантинетальная баллистическая ракета) СССР, 1958 г. - США

Специфические черты периода: Обострение отношений в блоках, развертывание деколонизации, появление «третьей силы» - Движения неприсоединения, опасность открытого военного конфликта США и СССР

Суэцкий кризис. Вызван фактической национализацией Суэцкого канала Египтом в 1956г. В ответ началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта. СССР оказывал военно-техническую помощь Египту, а когда ситуация окончательно обострилась, выступил с заявлением (ТАСС) , что советское правительство не будет препятствовать прибытию советских добровольцев в Египет. Союзники по агрессии
стушевались, военные дествия прекратили, а войска вывели. Справедливости ради следует упомянуть, что США тоже выступили против тройственного военного вмешательства, потому что сюзники не посоветовались с Вашингтоном, осуществляя нападение.

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (также известен как Московский договор) был подписан 5 августа 1963 года в Москве. Сторонами договора являлись СССР, США и Великобритания. В настоящее время участниками Договора является 131 государство.

Договор о космосе является основой международного космического права. Договор подписали Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз 27 января 1967 года. 100 стран.

Договор о нераспространении ядерного оружия (NPT) -акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия. 12 июня 1968 .

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время мировое сообщество стоит перед дилеммой – нужно ему ядерное оружие или нет. Одни считают, что да. К ним можно отнести представителей тоталитарных режимов в Ираке, Северной Корее. Кроме того, имеется ядерное оружие в Индии и Пакистане. Здесь остро стоит проблема вокруг Кашмирского кризиса. С другой стороны, сторонниками частичного сохранения ядерных арсеналов являются США и Россия. Но здесь вопрос поставлен иначе. В отличие от вышеуказанных государств, в основание угла ставящих принцип агрессии, Россия и США пытаются остаться в числе «арбитров».

Есть и сторонники абсолютного уничтожения всех ядерных ракет. Это прежде всего узкие социальные группы, выступающие против угрозы «ядерной зимы» и вообще против всякого насилия. Они устраивают демонстрации и акции протеста.

Ядерное оружие с момента своего появления на земле представляло и представляет угрозу для существования человечества. Поэтому мировой общественности необходимо полностью уничтожить оставшиеся боеголовки, пока какой-нибудь авторитарный правитель не нажал в критическую минуту на ядерную кнопку. Чем это может обернуться, всем известно.

Вспомнить хотя бы Карибский кризис, аварию на Чернобыльской АЭС, Хиросиму и Нагасаки.

Огромную опасность представляют ядерные захоронения. Поэтому ученые многих стран пришли к выводу о целесообразности использования для этого Космоса. Имеется ввиду космический мусор. Это понятие вошло в обиход в последнее время. Но это дорогостоящее мероприятие. Поэтому к нему прибегают не часто. К тому же неизвестно, чем операция обернется в будущем.

Ядерное оружие, которое имеется у России и США, несмотря на сокращение последних лет, способно уничтожить не только 2 государства, но и все человечество. Это придает особый характер их взаимодействию, так как несмотря на прекращение «холодной войны», модель взаимного ядерного сдерживания в российско-американских отношениях продолжает действовать.

Объектом исследования данной работы являются 2 державы – СССР и США, предметом исследования – ядерное разоружение в 60-е годы.

Цель исследования – это прежде всего рассмотрение эволюции проблемы разоружения, которая приобрела после Карибского кризиса огромный масштаб.

Угроза ядерного уничтожения планеты оправдывает и объясняет тот факт, что государства замыкаются в своих территориях. Она также объясняет всемогущество понятия государственных интересов.

    Международные отношения в 60-е годы.

Основные направления международной политики 60-х годов определялись проблемами разоружения, запрещения атомного оружия и его испытаний, прекращения ряда региональных конфликтов и военных действий, происходивших в разных регионах, прежде всего в Индокитае и на Ближнем Востоке. На общее состояние отношений между странами оказывали определенное влияние факторы, связанные с техническим прогрессом, такие, как освоение космического пространства и развитие ядерных технологий, в том числе в военных целях.

60-е годы начались с переговоров в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. Продолжавшиеся испытания все больше беспокоили мировую общественность, так как наносили страшный, а порой непоправимый вред окружающей среде. Это заставило ускорить поиск путей к их ограничению, а еще лучше к полному прекращению.

На рубеже 50–60-х годов и особенно в 60-е годы стали просматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость.

Президент США Дж. Кеннеди, при котором начала осуществляться программа перевооружения, сумел подняться выше глобальных американских амбиций, что, в частности, показал и карибский кризис. Именно при нем дипломатические методы во внешнеполитической программе стали использоваться гораздо больше, чем раньше. Даже короткое пребывание Кеннеди в Белом доме позволяет заключить, что он понял необходимость поиска путей к установлению контактов с партнерами по разоружению.

Продолжавшиеся несколько лет переговоры между представителями СССР, США и Великобритании о прекращении испытаний ядерного оружия шли трудно. Против заключения такого соглашения по разным причинам выступали Франция и Китай. США и Англия не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. Тем не менее, в начале 60-х годов участники переговоров медленно, шаг за шагом, с оглядкой, но все же двигались к расчистке завалов «холодной войны». В ноябре 1962 г. XVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию с призывом к ядерным державам прекратить не позднее 1 января 1968 г. испытания ядерного оружия, независимо от хода переговоров в Женеве.

К лету 1963 г. стало окончательно ясно, что западные страны не пойдут на полное запрещение испытаний ядерного оружия. В этих условиях советское правительство решило выделить из проекта договора те вопросы, по которым можно прийти к общему мнению. 2 июля 1963 г. оно предложило заключить соглашение о запрещении испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой – на основе использования национальных средств контроля. Переговоры трех держав начались 15 июля 1963 г. в Москве и закончились 5 августа парафированием предложенного советской стороной текста Договора. В нем говорилось, что СССР, Великобритания и США обязались не проводить любые испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в трех сферах, и выражалась надежда на достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под международным контролем и прекращении всех ядерных испытаний, включая и подземные. Московский договор вступил в силу после ратификации 10 октября 1963 г. Он был открыт для подписания всеми странами.

Хотя Договор не запрещал всех испытаний, но он показал, что при взаимном желании можно добиться соглашений, приемлемых для всех.

Первые годы шестого десятилетия были противоречивыми. С одной стороны – заключение Московского договора, первый полет человека в космос, с другой – высадка кубинских контрреволюционеров на Плайя-Хирон и международный политический кризис в районе Карибского моря, который поставил человечество перед реальной угрозой войны.

Советский Союз продолжал разрабатывать меры по разоружению и заключению Договора о нераспространении ядерного оружия. Дело в том, что число ядерных держав увеличивалось, а следовательно, и возрастала угроза применения ядерного оружия. В 60-е годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства. Главным в ней был вопрос о запрещении использования космического пространства в военных целях и вывода в космос ядерного оружия. СССР и другие социалистические страны принимали меры к тому, чтобы не допустить появления атомного оружия у ФРГ и Японии.

Советский Союз поднимал эти вопросы на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Последовательная борьба СССР, других социалистических стран привела к отказу от создания ядерных сил с участием в них ФРГ.

Наращивание ядерных арсеналов и возрастание разрушительной силы новых видов ядерного оружия не могло не беспокоить наиболее дальновидных политиков и специалистов. Поэтому проходившие в 60-е годы переговоры приковывали к себе внимание мировой общественности. К середине этого десятилетия ядерные реакторы исследовательского типа действовали в 38 странах. Помимо ядерных держав, реакторами, производящими плутоний, в 1968 г. обладали 13 государств.

Генеральная Ассамблея ООН призывала своих членов принимать необходимые шаги для быстрейшей подготовки договора, который явился бы звеном в цепи всеобщего и полного разоружения.

В резолюции ее XX сессии поручалось Комитету 18 государств в срочном порядке рассмотреть вопрос о нераспространении ядерного оружия.

В этом отношении большое значение имело объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Так, ОАЕ летом 1964 г. на конференции в Каире приняла специальную декларацию, в которой безъядерной зоной объявлялась Африка.

Под влиянием мировых событий менялись настроения людей, занимавших важные посты в своих странах. Такие изменения во второй половине 60-х годов можно было заметить в правящих кругах Англии, США и ряда других стран. Во Франции укреплялось мнение о том, что в рамках ООН необходимо разработать документ о нераспространении ядерного оружия.

Таким образом, можно прийти к заключению о том, что во второй половине 60- х годов мнение о необходимости запретить распространение ядерного оружия становилось всеобщим.

Рассмотрим подробно 2 основных документа 60-х годов- Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой и Договор о нераспростанении ядерного оружия, а также предысторию их возникновения.

2. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

История богата примерами того, что политика упрямого отстаивания старого, отжившего, которую американские профессора вежливо называют «неспособностью приноровиться к быстроизменяющемуся миру», в конечном счете всегда кончались банкротством, а политика диктата, как правило, - войной. Более того, отчет мировых и локальных войн показал, что силы агрессии и в современных условиях не могут одержать устойчивую победу. Их ждет поражение. По словам одного из американских публицистов, нет оснований полагать, что история сделает для США хоть малейшее исключение.

Соглашения в области разоружения затрагивают важнейшие факторы обеспечения безопасности большинства государств. Поэтому нарушение условий соглашения каким-либо государством-участником неизбежно поставит под угрозу безопасность других участников. Кроме того, в области разоружения нельзя исключить и возможность скрытых нарушений, особенно если учитывать стремление империалистических кругов к достижению военного превосходства и навязыванию своей воли народам с помощью военной силы. Отсюда вытекает необходимость разработки в ходе переговоров по вопросам разоружения системы таких положений, которые обеспечивали бы в каждом конкретном случае эффективное выполнение соответствующих соглашений.

Задача эта может быть решена лишь комплексно – при соблюдении целого ряда условий. Первоочередное значение с точки зрения обеспечения действительности того или иного соглашения имеет то, в какой мере его положение – не только на момент заключения, но и в дальнейшем, соответствует основополагающему принципу разоружения, предусматривающему нанесение ущерба безопасности сторон.

Контроль в процессе разоружения, т.е. предоставление и получение соответствующей информации о ВС, вооружениях, экономической деятельности и т.д., не является самоцелью. Его назначение состоит в том, чтобы содействовать обеспечению уверенности государств в соблюдении того или иного соглашения всеми его участниками. Контроль является лишь одним средством, хотя и весьма важным, обеспечения действенности соглашений. Более того, контроль не является абсолютно необходимым элементом любого соглашения об ограничении вооружения. Для некоторых мер в этой области создание системы контроля не обязательно. Трудно представить себе контроль за выполнением соглашения о неприменении ядерного оружия.