Межпредметная интеграция цели, задачи, принципы.doc. Межпредметные связи как основа интеграции Межпредметная интеграция как средство развития

Современное общество выдвигает все более высокие требования к выпускникам школ. Они должны не только владеть предметными знаниями и умениями, но и уметь их применять в различных ситуациях. Но в большей мере школьное обучение преимущественно направлено на формирование у учащихся готовности к сдаче экзаменов и прохождения централизованного тестирования. При этом недостаточно решается задача развития у школьников способности применять полученные знания и умения для решения междисциплинарных проблем, которыми характеризуется современная социально-экономическая, профессиональная, научная и повседневная жизнь. Одним из путей разрешения этого противоречия является реализация межпредметных связей в учебном процессе, взаимосвязей между изучаемым материалом и социально-эколого- экономическими проблемами социума, задачами будущей профессиональной деятельности школьников.

Анализ ряда исследований (О. Л. Жук, С. Н. Сиренко, М. Н. Берулава и др.) позволил уточнить определение межпредметных связей в школьном образовании. Межпредметные связи - 1) это установление взаимосвязей (через преемственность, синтез, интеграцию) между структурными элементами учебного материала двух предметов; 2) объединение структурных элементов учебного материала из двух или нескольких предметных областей в единый смысловой блок (модуль) и использование его при изучении материала или в процессе решения межпредметных задач; 3) интеграция процессов обучения и воспитания через разработку учащимися кейсов, проектов с внедрением научных образовательных результатов в практику.

В проводимом нами дипломном исследовании межпредметная задача выступает механизмом, интегрирующим структурные элементы различных предметов.

Проблема межпредметной интеграции в школьном образовании разрабатывается исследователями на протяжении длительного времени. Еще Я.А. Коменский отмечал: «Все то, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Джон Локк также считал, что каждый предмет не должен преподаваться в «чистом» виде, он обязательно должен быть наполнен элементами из других предметов. Представленные высказывания великих мыслителей являются актуальными и в современных условиях, поскольку в повседневной жизни личности приходится решать ряд комплексных (междисциплинарных) проблем (обращение с техникой, рациональное использование ресурсов, сохранение природной среды, здоровый образ жизни, планирование семейного бюджета, принятие социокультурного многообразия, организация поликультурного взаимодействия и др.).

В начале XIX в. в России из-за нарастающей дифференциации научных знаний была реформирована школьная программа, что привело к увеличению числа учебных предметов. К. Д. Ушинский одной из причин реформы называл отсутствие взаимосвязи учебных предметов. Он впервые дал наиболее полное психолого-педагогическое обоснование межпредметных связей, утверждая, что «знания и идеи, сообщаемые, какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь». Система знаний, по его утверждению, позволяет подняться до высоких логических и философских отвлечений, а обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий.

В более поздние периоды разработкой теории межпредметных связей занимались такие российские ученые, как В. Я. Стоюнин, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.

Внедрение межпредметных связей на уровне интеграции знаний ярко выражается в прагматическом подходе к обучению в трудах Дж. Дьюи, Г. Киршенштейнера, В. А. Лая.

Н. К. Крупская одной из первых подчёркивала необходимость единства знаний на основе диалектического метода и подвергала критике комплексные программы, в которых отражались не существующие в жизни связи, а искусственные. В нач. 30-х гг. при введении новых программ, построенных на предметной основе, предполагалось устранение разрозненности между предметами. П. Н. Груздев, П. Н. Шимбирёв, И. Т. Огородников, М. А. Данилов, Б. П. Есипов и др. раскрывали дидактические аспекты проблемы межпредметных связей. В 50-е гг. теория межпредметных связей разрабатывалась с позиций активизации учебной деятельности учащихся (Б. Г. Ананьев и др.).

Главная цель межпредметной интеграции -- создание у школьников целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

1) переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знаний внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим;

2) увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции учебных предметов активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности;

3) интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы;

4) интеграция увеличивает информативную емкость урока;

5) интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов;

6) интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости;

7) интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни;

8) в полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки математики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для школьника как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых.

Взаимосвязь учебных предметов и их взаимодействие осуществляется на нескольких уровнях. Приведем их классификацию по Сиренко С.Н.

На первом уровне взаимосвязь предметов прослеживается только на теоретическом уровне, т.е. теоретические положения и методы могут использоваться, дополнятся и переходить из одного предмета в другой, но при этом можно четко обозначить взаимодействующие предметы. Это обусловлено тем, что каждый предмет сохраняет свои теоретические допущения и методологию без существенного изменения. Такой вид создания межпредметной связи не обеспечивает на должном уровне развития надпредметных знаний и умений. Взаимодействие предметов на данном уровне скорее можно назвать полипредметным.

Следующий уровень межпредметного взаимодействия предполагает синтез различных теоретических знаний и методов различных предметов для исследования какой-либо проблемы. При создании именно такой связи между предметами можно говорить об межпредметной интеграции в образовательном процессе школы. Межпредметность, по мнению Е. Н. Князевой, означает кооперацию различных научных областей, циркуляцию общих понятий для исследования некоторой проблемы или явления . Гуманитарные и естественно-научных циклы предметов в данном случае не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга.

Третий, более высокий уровень межпредметного взаимодействия (транспердметность) подразумевает выход за пределы конкретных предметов, характеризуется переносом когнитивных схем из одной предметной области в другую, разработкой и осуществлением совместных проектов. При таком уровне взаимодействия учебных предметов можно говорить о целостном подходе к решению межпредметной задачи.

Важнейшим средством межпредметной интеграции в школьной математике является межпредметная задача. Содержание таких задач, которые обладают представленными выше характеристиками, обусловлены различным уровнем обобщения (интеграции) учебного контента, что позволило уточнить сущность различных видов интеграции. Горизонтальная интеграция предполагает решение прикладных задач в рамках одного предмета; при этом содержание одновременно находятся в предметном поле нескольких учебных предметов. Вертикальная интеграция дополняет горизонтальную и предполагает включение в содержание образования межпредметных прикладных задач. В ходе вертикальной интеграции решаются не узкопредметные задачи, а межпредметные проекты, в разработку и реализацию которых вносят свой вклад многие учебные предметы

Создание межпредметных связей способствует лучшей реализации развивающих и воспитательных целей урока, а также общему развитию личности посредством перестройки логической структуры методов и приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний из одной предметной области в другую.

Очевидна воспитательная функция межпредметных связей как в обучении и воспитании, так и профессиональной ориентации учащихся, в том числе межпредметные связи осуществляют развивающую функцию. Общему развитию личности способствует перестройка логической структуры методов и приёмов обучения, обеспечивающих перенос знаний из одной предметной области в другую.

Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.

Одна из важнейших задач современного образования -- показать учащимся единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

Таким образом, современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития средствами разных предметов важно установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом. Представляют ценность связи не только с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Большое значение интеграции для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся объясняется тем, что в современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания. При этом ученые утверждают, что данная тенденция должна постоянно усиливаться в будущем.

Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количество комплексных проблем, стоящих перед человечеством: проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интерактивного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу.

Интеграция вопросов из различных учебных предметов и объединение в одном знании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе - задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, учащийся углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.

Анализ литературы позволяет заключить, что эффективным средством межпредметной интеграции в школе выступает реализация межпредметных связей в процессе преподавания школьного курса математики посредством прикладных задач. Именно универсальный характер математических знаний и умений позволяет более эффективно устанавливать межпредметную интеграцию не только в рамках естественно-научных предметов, но и социально-гуманитарных. Этой проблеме посвящена следующие разделы дипломной работы.

межпредметный урок математика педагогический

«Межпредметная интеграция как приоритетное направление в преподавании английского языка в учебных заведениях уровня среднего профессионального образования на современном этапе». Радиончик Е.С. Россия, г. Саратов ГБПОУ «СОУОР» г. Саратов преподаватель Сегодня общество ставит задачу, в том числе и в учебных заведениях уровня среднего профессионального образования сформировать в процессе обучения иностранному языку вторичную языковую личность, т. е. обеспечить более высокий уровень владения иностранными языками, т.к. в современном мире человек, владеющий иностранным языком на достаточно высоком уровне, имеет огромное преимущество в своей социальной реализации. Для решения данной задачи, которая подразумевает удовлетворение требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся, включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий, необходимо создание эффективной искусственной языковой среды, которое невозможно представить без использования межпредметных связей на занятиях иностранного языка. Межпредметная интеграция ­ это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода. Под словом «интеграция» понимается объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированное занятие даёт возможность студенту более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух­трех предметов (их может быть и больше) является пиком занятия, его самоцелью. При этом интегрируются как смежные дисциплины, так и предметы, представляющие разные циклы. По моему мнению, английский язык можно объединить с большинством гуманитарных предметов. Интегрированные занятия являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности студентов, развивают их образное мышление. Они начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями, обобщать, делать выводы. Интегрированные занятия зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком­то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют сами студенты. Помимо вышеперечисленного, занятия такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с группой. Связь между учебными предметами одно из принципиальных требований отечественной дидактики. Это взаимодействие необходимо прежде всего и потому, что для студентов важно познание взаимосвязей, существующих между предметами и явлениями. Отсюда большое значение межпредметных связей для формирования мировоззрения учащихся. Межпредметные связи, как и другие принципы обучения, реализуются в каждом учебном предмете. Они расширяют существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их синтеза, комплексного применения знаний в современных условиях научно­технического прогресса и информационного общества, где главной ценностью является информация. Актуализация опорных знаний из различных предметов и их интеграция, является важнейшим регулятором активности индивида в современном мире. Связь между дисциплинами учебного плана нужна и для того, чтобы один предмет помогал студентам лучше усвоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы

познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов. Иностранный язык – предмет изучения и в тоже время важное средство общения и познания. Эти особенности иностранного языка открывают широкие возможности для его связей с различными учебными предметами. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика для речи привносится извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из других учебных предметов. В свою очередь взаимосвязь иностранного языка с другими учебными предметами имеет большое значение для овладения практическими языковыми умениями и навыками. А практическое владение иностранным языком для студента ­ это умение использовать иностранный язык как средство общения. В настоящее время иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина, которая вносит существенный вклад в формирование профессионально значимых навыков обучаемых и в раскрытие их творческого потенциала, повышение культуры общения. При этом разумеется, что межпредметные связи не самоцель. Межпредметные связи в согласованной коллективной, групповой или индивидуальной работе преподавателей становятся принципом конструирования дидактической системы. Такая система может иметь локальный характер, замыкаться рамками одной учебной темы, охватывать несколько учебных тем, связанных общими для ряда предметов ведущими идеями, объединять группу учебных курсов, решающих комплексную межпредметную проблему. Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим. Чаще всего интегрированные занятия проводятся парой преподавателей. Современная направленность среднего образования тесно связана с компьютеризацией и информатизацией. Поэтому многие занятия нуждаются в интеграции с информатикой. Студенты закрепляют новые знания с помощью персонального компьютера. Им доставляет большое удовольствие работа с компьютером и учёба для них становится более увлекательной. Они могут выполнять на компьютере как обычные задания стандартного занятия, так и новые, непривычные для них упражнения. Основная цель такого занятия – изучение нового материала (либо закрепление темы) наряду с освоением приёмов работы на компьютере. Иностранные языки очень часто интегрируются с химией, физикой и математикой. Связь английского языка физики и математики достаточно специфична. Занятия английского языка проходят, хотя и по основной программе, но совершенно необходимо включать и занятия­лекции, тематические беседы, ролевые игры и др. (полностью на английском языке). Например, такие: «Английский XXI века», «Математика – царица всех наук», «Знаменитые ученые­физики», «Самые важные открытии прошлого века» и т. д. Во время проведения таких занятий студенты усваивают не только новую лексику и грамматику, но и получают определенные знания из истории развития этих наук, их настоящего и делают прогнозы на будущее. Причем данные уроки могут сопровождаться показом тематических кинофильмов, диафильмов, слайдов, работой учащихся с компьютером и др. Таким образом преподаватель совмещает обычные уроки с инновационными (интегрированными). Это делает работу более интересной, продуктивной, не только для педагога, но и для учащихся. Очень эффективны занятия лингвистической направленности. Обычно они имеют сравнительный характер, например, анализируется какой­нибудь аспект грамматики русского и английского. При введении нового грамматического материала преподаватель, прежде всего отталкивается от знаний студентов в родном языке. В любых языках существуют родственные понятия (например, время и т.д.). На уровне лексических единиц английский и русский языки имеют, пожалуй самую очевидную связь. Множество двусторонних заимствований (слов, которые переходят из одного языка в другой, и обратно) тому подтверждение. Изучение синтаксических структур английского языка практически никогда не вызывает у учащихся сложности, потому что здесь существительное, глагол, предложение,

прослеживается определенная взаимосвязь с русским языком. В английском языке, также как и в русском, существуют родственные понятия, такие как: существительное, глагол, местоимение, определение, обстоятельство, дополнение и т.д. Правила постановки знаков препинания в английском, также имеют ряд сходств с русским языком: обращения выделяются запятыми, также запятые ставятся перед союзами: «а, но», существуют вопросительные и восклицательные предложения и т.д. Основным психологическим условием возникновения и развития интереса к тому или иному учебному предмету является осознание жизненной полезности этого предмета, причем очень важно, чтобы учащиеся на личном опыте убедились в том, какую пользу на практике приносят полученные ими знания. И здесь учителю иностранного языка помогают межпредметные связи, используя сведения из различных дисциплин на уроках иностранного языка, он, таким образом, наполняет свои уроки новым и разнообразным содержанием. Тексты учебников, в которых излагаются сведения по литературе, физике, истории, географии, химии и др., дают учащимся возможность вести беседы на определенные темы и читать с полным пониманием прочитанного. Студенты должны верить, что когда­ то в будущем все эти знания, умения и навыки им понадобятся. Можно проводить занятия нестандартного типа, используя межпредметные связи. Учебные материалы должны также содержать информацию о культуре своей страны с целью дать возможность обучающимся выступать в качестве культурно­исторических субъектов и полноценных представителей родной страны и культуры. Информационное поле обучающихся сегодня необычайно широко. Как неизбежное следствие ­ возрастает роль иностранных языков как средства коммуникации в любой области знаний – анатомия, физиология, литература, история, МХК, обществознание, география и т.д. В связи с этим для нас, преподавателей иностранного языка, открываются невероятные возможности ­ параллельно давать знания из других наук и всесторонне образовывать учащихся. Изучение родной культуры, истории, краеведения является неотъемлемым компонентом обучения иностранному языку и культуре, т.к. она является ключом к пониманию культуры иностранной. Обсуждая эти темы на уроках английского языка, сталкиваешься с таким фактом, что студенты владеют большей информацией об Англии или Америке, и умеют донести ее на иностранном языке, чем, например, о родном городе. Даже обладая определенными знаниями об истории и культуре родного края, полученными на уроках краеведения или об истории и культуре страны в целом, полученными на уроках истории, МХК, обществознания, ученики не могут рассказать об этом на иностранном языке, может быть, в первую очередь из­за небольшого словарного запаса, а также в связи с невостребованностью этих знаний. Долгое время потребности в данном культуроведческом материале на английском языке не было. В настоящее время появилась возможность открыто рассказать о нашей стране иностранным туристам, спортсменам, друзьям по переписке. Кроме того, сейчас большое количество наших студентов­спортсменов людей выезжает за границу на соревнования, сборы и тренировки в командировки, на учебу и отдых. И вопрос: «Расскажите о своем городе, о своей стране?» ­ ставит их в тупик, потому что словарного запаса хватает только на несколько предложений на тему Говоря о связях английского языка с другими предметами, нельзя не упомянуть такие предметы как физкультура, теория и история физкультуры и спорта, базовые и новые виды спорта, так как спорт занимает особое место в системе образования и в жизни студентов училища (техникума) олимпийского резерва. Связь иностранного языка можно увидеть с этими дисциплинами, если просто вспомнить, сколько названий видов спорта входит в активный словарь студентов, не говоря уже о том, что физкультминутки ­ обязательный этап занятий, которые чаще всего проводятся тоже на языке. Важным способом реализации такой связи является метод проектов. Данный метод активно используется для «Столица Москва». родины моей –

обучения студентов иностранным языкам. Также на наших занятиях по английскому языку очень успешно используются презентации для подготовки докладов. Студенты с большим интересом готовят интересные презентации, посвященные страноведческим темам и различным праздникам, истории развития различных видов спорта, составляют тематические словари и глоссарии, включающие лексику по своим видам спорта. Группа голосованием выбирает лучшие работы, и мы вместе распределяем места и поощряем особо отличившихся. Использование электронных словарей при переводе сложных профессиональных текстов также одобряется, так как происходит экономия времени на занятии, а учащиеся приобщаются к информационным технологиям. Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений обучающихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных дисциплин. В этом и заключена важнейшая развивающая функция обучения английскому языку в учебных заведениях уровня среднего профессионального образования. Формирование общей системы знаний обучающихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи ­ одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей. В этих условиях укрепляются связи английского как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление. Таким образом, межпредметность ­ это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда дисциплин, усиливая системность знаний студентов, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно­воспитательного процесса. Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что, используя межпредметные связи на занятиях английского языка, мы помогаем развитию лингвистических интересов обучающихся, повышаем их речевую культуру, воспитываем грамотность, а также значительно расширяем кругозор и способствуем формированию и развитию универсальных учебных действий студентов. Список информационных источников 1. Долгова Л.А. Межпредметные связи как средство мотивации учебно­воспитательного процесса по иностранному языку. // Иностранные языки в школе. ­1998. №6. 2. Максименко В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема. // Советская педагогика. ­ 1981. ­ №8. 3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения ­ М.: Просвещение, 1989 4. Сафонова В.В.Изучение языков международного общения в контексте диалога культур. Воронеж: Истоки,1996

Муниципальное образовательное учреждение

«Ясногорская средняя общеобразовательная школа Кемеровского района Кемеровской области »

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ

КАРТИНЫ МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

учитель высшей

квалификационной

почётный работник

общего образования

Кемеровский район

Введение…………………………………………………. 3

Межпредметная интеграция………………….…………..5

Психологические основы интеграции…………………9

Особенности организации учебного процесса

на интегрированной основе……………………………..11

Анализ интегрированных уроков………………..…….12

Критерии анализа интегрированного урока…………14

Заключение………………...……………………………...16

Список литературы…………………………..…………..18

Приложение………………………………………………...19

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена и в разных странах школьное образо­вание подвергалось критике со стороны

общественности, семьи, педагогов. Это объективное явле­ние показывает, что по сравнению с растущими требова­ниями общества к уровню образованности подрастающего поколения школа несёт на себе элементы консерватизма, не успевает корректировать

педагогический процесс согласно возрастающим общест­венным потребностям. С этой точки зрения можно при­знать критику школьной системы справедливой.

Если произвести анализ исторического пути развития начальной школы, то становится очевидным, что, цели как компонент методической системы менее всего подверга­лись изменениям и корректировкам. Они оставались прак­тически неизменными со времён первых народных школ, когда в результате обучения, ребёнок должен был приобре­сти умения и навыки чтения, письма, счёта, ориентировки в окружающем мире. Такая приоритетная цель начального обучения была оправдана, так как значительная часть насе­ления на этом завершало своё образование.


Переход школы на семилетнее образование внес корректировку в цели обучения, определив их как гар­моническое развитие личности школьника. Но эти цели не были подвержены соответствующим изменениям в содержании и методах обучения, остались на декларатив­ном уровне. Массовая школа продолжала работать по ста­ринке, делая основной упор на формирование предметных знаний-умений-навыков.

Сейчас абсолютно очевидно, что начальная школа должна реализовать следующие приоритетные цели:

Целостное гармоничное развитие личности, т. е. раз­витие ребёнка, как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее: формирование учебной само­стоятельности – желание и умение учиться в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каж­дого ребёнка.

Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельно­сти: умением принимать учебную задачу, определять учеб­ные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Смена приоритетов в целях начального образова­ния создаёт основы для разработки новых предметов.

Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует новые требования.

Важнейшим требованием к отбору содержания обра­зования становится интеграция.

Проблема изучения и практического применения интегра­ции в процессе обучения младших школьников в общей системе дидактики и методики предполагают осмысление её функций в свете общего развития ребёнка, формирова­ние всесторонне развитой личности,

что является актуальным на современном этапе развития общества.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

В словаре иностранных слов термин интеграция (латинское – integration – восстановление, восполнение или integer – целый) переводится, как объединение в единое целое каких – либо частей, элементов.

Интеграция в современном начальном образовании – явление довольно «модное».

Вместе с тем интеграция рассматривается, как установ­ление устойчивых связей между разными учебными пред­метами, при этом «изолированность» каждого из них не исчезает.

В этом случае основой интеграции является общее содер­жание разных образовательных областей.

Термин «интеграция» следует понимать как тенден­цию взаимопроникновения идей, понятий, принципов, подходов в развивающем обучении при решении дидакти­ческих задач в школе.

Следовательно, для педагогики данная проблема не нова. Идеи интеграции в обучении берут свои начала в трудах великого дидакта, утверждающего:

«Всё, что связано между собой, должно быть связано по­стоянно и распределено пропорционально между разумом, память и языком».

Массовый российский учитель узнал о возможности интеграции отдельных предметных дисциплин после июля 1991 года, когда завершила работу Международная кон­ференция преподавателей, проходившая в течении десяти дней на базе МГУ. В конференции приняли участие амери­канские и российские педагоги. Российские педагоги были удивлены отсутствием в США государственного стандарта на со­держание образования и наличием в аттестатах американских выпускников школ 15 – 16 дисциплин (по сравнению с 22 – 24 дисциплинами в наших аттестатах зрелости).


Таким образом, уменьшение количества дисциплин в зарубежных школах достигается за счёт интегрированных курсов и предметов.

В основе интегрированных курсов лежит интен­сивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по со­держанию, методам и приёмам работы).

Однако в современной школе обучение не соответ­ствует динамике развития общества. Поэтому и возникла идея, использовать в обучении детей нетрадиционную, ин­тегрированную систему.

Межпредметные связи – не постоянная, целостная система, а важная ступенька к интеграции. Они могут быть использованы по желанию учителя при изучении от­дельных тем учебного материала.

Межпредметные связи – не являются системой, а интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.

Соединяться, объединяться могут не только пред­метные области внутри образовательных областей, но и сами образовательные области. Например , литература, ис­тория,

и музыка. В результате может появиться интегрированный курс. (см. рис. 1)

https://pandia.ru/text/78/254/images/image002_145.gif" width="182" height="182">

Интегрированный курс создается из содержа­ния дисциплин, входящих в различные, но близкие обра­зовательные области и выступающих « на равных».

Например, интегрированный курс в начальной школе «Изобразительное искусство и художественный труд» ав­тор. (см. рис. 3).

Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие вы­ступают в качестве вспомогательной основы. Например, интегрируются три предмета «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство» двух образова­тельных областей. Стержневым предметом является ли­тературное чтение, учебный материал которого перепле­тается с изобразительным искусством и музыкой.

(см. рис. 4).

Интегрированное обучение является одновре­менно и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать кра­соту окружающей действительности во всём её разно­образии.

Интеграция как средство обучения способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных знаний.

Как единая , целостная система интеграция яв­ляется эффективным средством обучения детей на ос­нове, более современных методов, приёмов, форм и но­вых технологий в образовательном процессе. Эта сис­тема включает в себя элементы различных предметов, со­единение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствует эффективной реализации триединой дидактической цели.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ

В качестве психологических основ процесса инте­грации могут быть использованы

идеи психолога об ассоциативном мыш­лении. Суть этих идей состоит

в том, что любое знание есть ассоциация. классифицирует уровни умственной деятельности в зави­симости от характера объединения ассоциаций в системы соответствующего уровня и выделяет следующие виды ассоциаций.

Простейшей, нервной связью, образующей элементар­ные знания о предмете или явлении, являются локальные ассоциации. Эта связь относительно изолирована, поэтому может обеспечить лишь элементарную умственную дея­тельность, она характерна для младшего школьного воз­раста.

Частносистемные ассоциации . Это простейшая сис­тема ассоциаций. Они возникают при изучении отдель­ной темы или какого-либо предмета, явления, сопровож­даются отбором новых фактов, понятий, сравнение их с имеющимися. Происходит простейшее обобщение знаний. На этом уровне возникает аналитико-синтетическая дея­тельность.

Внутрисистемные ассоциации обеспечивают позна­ние обучающимися целостных систем знаний. Обеспе­чивают причинно-следственные, временные, пространст­венные, количественные и другие связи.

Межпредметные ассоциации являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность понять явления или процесс в его многообразии.

Таким образом, интеграция в начальной школе должна носить количественный характер « немного обо всём».

На основании выше изложенного в педагогиче­ской науке выделяют четыре уровня интеграции:

1- соблюдение единых требований к выработке общеучебных умений и навыков.

2- объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов для заполнения каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введение в урок дополнительного материала и т. п.

3- связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается

в умении учащихся сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.

4- проявляется в деятельности обучающихся, когда они сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА НА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОСНОВЕ

Интегрирование на межпредметной основе в началь­ной школе предполагает адекватность действий учителя (обучающая) и действий учеников (учебно-познаватель­ная). Обе деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результат, контроль. По содержанию деятельности учителя и обучающихся имеют различия.

На целевом этапе - учитель ставит межпредмет­ную цель обучающиеся под руководством учи­теля должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор

необходимых знаний из различных предметов, на­править внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений и синтеза, качеств личности, способностей и инте­ресов.

На мотивационном этапе учитель стимулирует обу­чающихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Обу­чающиеся мобилизируют волевые усилия, направ­ляя их на познавательный интерес к обобщенным знаниям.

3. На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одно­временно привлекая опорные знания из других предметов. Обучающиеся усваивают общепред­метные понятия, проблемы на уровне обобщенных знаний.

На этапе выбора средств учитель определяет на­глядные пособия, учебники, таблицы, схемы, во­просники, задания. Обучающиеся выполняют дей­ствия переноса, синтеза, обобщения при решении интегрированных задач с помощью наглядности. Следующий этап - результативный. Учитель при­меняет педагогические умения.

Обучающиеся, используя системность знаний, уме­ние обобщать, применяют это на практике.

6. На этапе контроля учитель осуществляет взаи­мооценку, взаимоконтроль подготовленности обу­чающихся, оценивает качество усвоения. Обучаю­щиеся проявляют самооценку знаний и самокон­троль.

АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

Интегрированные уроки дают ученику достаточное широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязях явлений и предметов, о взаимопомощи , о существовании многообразного мира материальной и художественной куль-

Преимущество интегрированных уроков заключа­ется в том, что они:

Способствуют повышению мотивации учения, фор­мированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явлений с нескольких сторон;

В большей степени, чем обычные уроки, способст­вуют развитию речи, формированию умения обу­чающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, ин­тенсификации учебно-воспитательного процесса, сни­мают перенапряжение, перегрузку;

Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формирова­нию разносторонне развитой, гармонически и интел­лектуально развитой личности;

Интеграция является источником нахождения но­вых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах.

Структура интегрированных уроков отличается чёткостью, компактностью, сжатостью, логичностью взаимообусловленностью учебного материала на ка­ждом этапе урока, большой информативной ёмко­стью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки,

на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важ­ные для двух или нескольких предметов.

Закономерности интегрированного урока:

Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

Урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого;

Этапы и фрагменты урока находятся в логико­структорной зависимости;

Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

Цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает

структурную, но и смысловую связанность;

Связанность структуры достигается последова­тельностью, но не исключает

параллельную связь (в первом случае соблюда­ется очередность действий,

во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Соблюдение указанных закономерностей позво­ляет рассматривать урок как научное – деловое по­строение, в котором, с точки зрения содержания важны:

Комплекс знаний и умений и свободное опери­рование ими;

Соотношение изученного и изучаемого;

Соединение отдельных зачетов в одно общее;

Предупреждение недочетов.

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

Объект интеграции (культура, наука, природа, краеведение, человек, технология и др.) Направление и объём интегрированных предме­тов , в чём он выражается:

в создании нового учебного предмета; в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегрированных уроков?

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная но­вая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения мате­риала к целостной новой структуре?

5. Тема интегрированного урока, проблема, цель . Уровень новизны. Достигнута ли систематизация зна­ний обучающихся, формирование целостного взгляда на предмет?

6. Деятельность учителя и учащихся по подготовке к интегрированному уроку.

Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учи­теля? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнять до урока; её цель, объём, характер? Облегчают ли уроки условия

обучения или они затрудняют их жизнь?

Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителя и

учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к по­ставленной цели?

Результаты деятельности обучающихся на ин­тегрированном уроке. Создалось ли единое (ин­тегрированное) представление о проблеме; ши­рота их кругозора; культура суждений, их аргу­ментация; степень убежденности в итогах обсуж­дения проблемы; культура речи ; эмоциональная вовлеченность в проблему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод что, отличительной особенностью современной педагогики является превращение интеграции в ве­дущую закономерность.

Данный факт получает отражение в проекте « Государственных образовательных стандартов », « Концепции модернизации образования до 2010 года ».

Базисный учебный план предусматривает новое дидактическое понятие-«образовательная об­ласть». Образовательная область – это общность не­скольких учебных предметов, практиковавшихся ра­нее независимо друг от друга. Таким образом, инте­грация становится одним из важнейших и первосте­пеннейших методических направлений в процессе модернизации начального образования.

В настоящее время накоплен интересный опыт по реализации на практике идей интеграции в начальной школе.

Например, разработана программа четырёх­летней начальной школы под руководством профес­сора Натальи Фёдоровны Виноградовой «Начальная школа 21века».

В проекте «Начальная школа 21 века» интеграция яв­ляется его существенной характеристикой, то есть её применение связано с существенными особенностями концептуальных и методических подходов. В эту зону попадают и связи разных образовательных об­ластей, изучаемых ребёнком, например естествознания и обществознания, истории и географии и др. Эта по­зиция стала основной разработкой интегрированного курса «Окружающий мир», интегрированного пред­мета «Грамота», «Чтение и письмо». Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и кон­кретной практической деятельность обучающегося.

Заслуживает внимания интегрированный эсте­тический курс для начальной школы автора Ильенко Людмилы Петровны. Она разработала и предлагает те­матическое планирование эстетического курса, который интегрирует литературное чтение, изобразительное ис­кусство и музыку, составлено для обучающихся 1 -4 классов из расчета 4-х часов в неделю. Конструирую­щим, стержневым предметом в предлагаемом курсе яв­ляется литературное чтение, учебный материал кото­рого взаимопереплетается на каждом этапе урока с изо­бразительным искусством и музыкой, усиливая реали­зацию дидактической цели: образовательной, разви­вающей, воспитывающей.

В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги начальных классов не должны с опаской относиться к интегрированным урокам, они должны осваивать, владеть и использовать на практике методику проведения таких уроков. Бес­спорно, такие уроки имеют определённые преимуще­ства, развивают целостную картину мира младших школьников и способствуют повышению профессио­нального мастерства учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бахарева учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. – 1991. - № 3. Ильенко интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа. – 1998. - № 9. Ильина в начальной школе // Сборник научно - практической конференции / Под ред. К., 2006. Конышева – конструкторская деятельность младших школьников в системе интегрированной педагогики // Начальная школа. –

Лакоценина интегрированного урока // Практическое пособие / Под ред. . – Р., 2003. , Довыдов четырехлетнего начального образования // Начальная школа. – 1993. - № 7. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. – 1999. - № 5. Спиркин иностранных слов. – М., 1987. – Изд.: 14.

9. На пути обновления начальной школы // Начальная школа. -1989. - № 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Интегрированный урок литературного чтения и русского языка по теме

«Главные и второстепенные члены предложения на произведении Г. Скребиткого Раненые деревья.»

2. Интегрированный урок литературного чтения, русского языка, краеведения

по теме « Наша Родина - Россия. Главные и второстепенные члены предложения на произведении Г. Снегирёва. Енисей – струна Сибири ».

3. Интегрированный урок литературного чтения, истории, русского языка по теме « Наша Родина - Россия. Обобщение знаний и подготовка к диктанту

на произведении Москва – столица ».

Приложение 1.

Интегрированный урок литературного чтения, русского языка, музыки по теме « Главные и второстепенные члены предложе­ния. Весна в природе ». На произведении Г. Скребитского « Раненые деревья ».

ТЕМА: Г. Скребитский « Раненые деревья ». Главные и второстепенные члены предложения.

ЦЕЛИ: Развивать умение и навыки разбора предложения по членам, определяя при этом роль существительного, его склонение и падеж.

Развивать внимание, память, мышление, речь.

Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, окружающей действительности на основе экологических факторов.

ХОД УРОКА

1. Повторение домашнего задания .

* Просмотр иллюстраций тайги.

* Выяснение представления обучающихся о фразе

« Тайга никогда не бывает мёртвой ».

*Проверка текста о тайге из домашнего задания.

Какие фразы, слова помогли вам легко понять смысл текста о тайге?

Почему мы так много знаем о тайге?

А какие природные зоны вы ещё знаете?

Перечислите особенности нашего климата.

Какие породы деревьев встречаются в тайге?

* Работа с гербарием.

Рассмотрите сосну и кедр. Какие вы обнаружили схожие и

отличительные признаки?

2. Минутка чистописания .

* Прочитайте текст.

Тайга сибирская, непроходимая.

Ты сердцу близкая, ты сердцу милая.

Сосна зеленая стоит, кудрявится.

Её иголочки все к небу тянутся.

*Определи рифму четверостишия.

* Какие части речи использует поэт, чтобы передать красоту сибирской тайги?

* Укажите соединения букв трудные для написания.

* Спишите текст, укажите падеж имен прилагательных и выделите окончания.

*Проверка написания. Вывод об окончании имен прилагательных.

3. Письмо по памяти .

По методике зрительных диктантов.

Жемчужиной кузбасских лесов считается кедр. Синяя лента Томи искусно

вплетается в зеленые косы тайги и лесов. Томь несёт чистые, прозрачные

родниковые воды.

А наша Томь река, река – красавица!

Ни Кама, ни Ока - с ней не сравняются.

* Выполняются задания.

В первом предложении определить части речи, разобрать по членам

Во втором предложении найди наречия, определи разряд, подбери

синонимы.

Назови имена собственные. Что они называют?

Какие ещё сибирские реки вы знаете? Что их отличает от других рек?

(Суровые холодные бурные могучие пороговые и т. д.)

4. Работа по учебнику .

Г. Снегирёв « Енисей – струна Сибири ».

* Сравните два предложения Енисей – струна Сибири.

Томь - голубой проспект Кузбасса.

* Работа над текстом.

Читает учитель.

Повторное чтение и выбор задания о значении Енисея.

(Делит Сибирь на Западную и Восточную, запас электроэнергии,

средство передвижения груза и людей, соединяет Сибирь и Заполярье)

Обмен мнениями о прочитанном.

* Рассказы учеников о городах Сибири, расположенных на Енисее, их

особенность, отличие.

* Обзор литературы о Сибири, Кемерово, тайге.

5. Развитие письменной речи .

* Письмо под диктовку.

На берегу таинственной речки стояла избушка охотников. Справа от

избушки зеленел молоденький кедрач. В реке виднелись жирные хариусы.

Издалека добирались охотники к сторожке на ночлег.

* Найдите в тексте обстоятельства места. Какими частями речи они выражены?

* Сделайте общий вывод. Сравните его с правилом в учебнике.

6. Самостоятельная работа .

* Упражнение из учебника по вариантам.

* Индивидуальные карточки, задания в пособии по русскому языку.

* Чтение статьи по чтению « Об озере Байкал ».

7. Итог урока, домашнее задание .

Приложение 3

Интегрированный урок литературного чтения, истории, русского языка

по теме « Наша Родина - Россия. Обобщение знаний, подготовка

к диктанту » на произведении « Москва – столица ».

ТЕМА Закрепление изученных орфограмм. Наша Родина - Россия.

Москва - столица.

ЦЕЛИ Развивать и совершенствовать технику чтения, память, мышление.

Закрепление умений находить в тексте изученные орфограммы, проверять их при написании.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за прошлую историю земли русской.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания .

М. Исаковский « Здесь похоронен солдат »

* С каким чувством поэт пишет о герое?

* Почему он назвал героя твоим другом?

* Что значит фраза « Всем сердцем поклонись »?

* С каким призывом обращается поэт к вам?

2. Орфографическая минутка.

* Прочитайте пословицы, объясните смысл, её понятие.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

* Разбор элементов букв, соединений.

* После записи разбор по составу слова «святорусская»

3. Работа по учебнику « Живое слово »

* Вступительное слово учителя.

Испокон века нашу Родину называют святорусская, великорусская,

святоглавая, златоглавая земля. Это потому, что свято любит и хранит

русский человек свою Родину - Русь.

* Прочитайте. На какой вопрос должны ответить после работы над

* Работа над статьёй по абзацам. Выписывание в тетрадь и на доску

опорных слов с выделением корня в них

1 абзац: Русь, русло, русалка.

2 абзац: Русские, россы.

3 абзац: Руса, русый.

4 абзац: Россияне, Россия.

* Так откуда взялось название нашего государства? С какого века оно

так называется? Докажите.

4. Письмо по памяти .

По методики зрительных диктантов.

Родимая земля, земля моих отцов.

Одна ты мне и помощь, и отрада.

Наверно земли есть и краше, и милей.

Конечно есть, но мне туда не надо.

* Что значит слово « отрада »?

* Какие орфограммы встретились? Объясните правило проверки.

* Определите логическое ударение в четверостишии, рифму, темп,

тон, тембр чтения. Потренируйся в чтении.

* Выразительное чтение отрывка.

5. Работа над статьёй « Москва - столица ».

* Чтение 1 и 2 абзаца самостоятельно.

Кого из героев защищавших нашу столицу от поляков, немцев,

французов вы знаете?

* Чтение 2 абзаца вслух, цепочкой.

От какого села произошло название нашей столицы.

Какой князь считается основателем Москвы?

Что обозначает слово « основатель »?

Найдите отрывок о том, как строилась Москва. Зачитайте.

* Вывод о названии страны, народа, столицы.

6. Самостоятельная работа .

* 1 группа (средний уровень) выполняет упражнение по учебнику

русского языка, пособию, карточкам и т. д.

* 2 группа (высокий уровень) редактируют текст по правилам редактирования

(раскройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы, исправьте ошибки,

озаглавить текст, закончить 2 -3 предложения)

(На) каникулах мы решили с..ездить (в)(М, м,)оскву. (На)зеленом х..лме над Москвой -

р..кой высится древний Кремл.. . (В, в) Кремле много пам..тников ру….кой ст..рины.

Нам об…явили о (по)ездк… во Дворец с..ездов. Во дв..рцах и соборах теперь

устроены музе.. . А всех интереснее на Красн… плош..д……………………………….

…………………………………………………………………………………………………..

7. Итог урока, оценивание работы обучающихся, домашнее задание .

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении и разнообразные формы более глубокого и широкого явления – интеграции разнопредметных учебных дисциплин - являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей и разноуровневой интеграции не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Достаточно давно в мировой философии и пе­дагогике сложилось представление о том, что образование и воспитание должны быть построены на непреходящих идеа­лах и ценностях, в качестве которых могут выступать прове­ренные многовековой практикой принципы гуманизма . Гуманизм - это совокупность идей, утверждающих, что каждая личность уникальна и значима.

Именно идеи гуманизма отвечают современным требовани­ям к образованию. Они легли в основу новой парадигмы - гуманизации образования, ориентированной на та­кие общечеловеческие идеалы, как Природа, Мир, Красота, Доб­ро, Общение, Справедливость и др.

Гуманизация образования - это образовательная парадигма, которая предполагает, что обучение и воспитание ученика с це­лью развить его личность построено с учетом высших духовных ценностей человечества.

Такой подход к обучению определяет ученика как высшую ценность современного образования и поэтому направлен на развитие всех сфер его личности. Следовательно, сегодня - главной задачей школы является создание условий для разви­тия индивидуальности учащегося. Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, был способным к творчеству и ответственным за все происходящее в мире. Достичь подобного результата можно лишь при помощи развивающих технологий , которые построены на интегративной основе. Ведущей среди них является проблемно-интегративное обучение .



Проблемно-интегративное обучение - это обучение, в кото­ром приобретение, закрепление и применение знаний и спосо­бов действий происходит одновременно с их интеграцией в процессе решения учебных проблем. Под интеграцией пони­мают объединение отдельных частей системы в единое целое.

В истории науки долгое время господствовали процессы диф­ференциации. В каждой из областей познания, посвященной де­тальному изучению своей части сложных объектов природы, был собран огромный фактический материал, разработаны методы исследований и, в конечном итоге, заложен мощный фундамент для их дальнейшего развития. Такая разобщенность наук повлия­ла на систему образования, превратив ее в структуру, состоящую из многих учебных предметов. Однако ни одна научная область не способна самостоятельно справиться с глобальными проблемами, требующими комплексных решений. Именно поэтому на совре­менном историческом этапе появилось множество интегративных научных отраслей (физическая химия, биологическая химия, геохимия, геофизика, экологическая химия и др.). Этим наукам присущи комплексные методы исследования. В отличие от узкона­правленных методов, они более эффективны и позволяют глубже проникать в сущность природных процессов и явлений, способст­вуя дальнейшей интеграции наук. Так, М.Г. Гольдфельд в своей ра­боте «Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии» (Журнал Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева. Т. XXVIII. 1983. № 5. С. 17-28) пишет:

«Интеграция естественных наук на основе их математизации, взаимопроникновения, стирания границ между отраслями есте­ствознания путем создания множества пограничных областей на стыке двух, а иногда и трех, наук и заполнение, таким образом, су­ществовавших ранее белых пятен в общей картине мира - такова генеральная тенденция современного естествознания».

Комплексные методы познания позволили глубже проник­нуть в сущность природных процессов и явлений, способствуя дальнейшей интеграции наук.

Сегодня интеграционные процессы интенсивно идут во всех сферах жизни современного общества - науке, технике, производстве - в том числе, в системе образования. Особенно глубоко интеграция затронула естественнонаучное образова­ние в основной школе. Так, предметы естественнонаучного профиля были объединены в образовательную область «Есте­ствознание», появились различные интегративные курсы для начальной и средней школы. В итоге ведущим подходом к организации и управлению предметным обучением стал интегративный подход.

Интегративный подход к обучению - это совокупность мер, применяемых ко всему учебно-воспитательному процессу и на­правленных на интеграцию содержания, средств, методов и форм обучения.

Интегративный подход предполагает синтез - переход от от­дельных единиц обучения (знаний, умений и т. д.) к многослож­ной системе. Причем синтез в обучении происходит как на уров­не специфического материала по предмету (вутрипредметная интеграция), так и на уровне знаний из нескольких учебных дис­циплин (межпредметная интеграция).

Внутрипредметная интеграция в обучении нарастает по ме­ре усвоения школьниками предметного материала. Основным механизмом и средством интеграции при этом выступают внутрипредметные связи. Системность и целенаправленность их при­менения во многом помогает школьникам понимать материал и обеспечивает осознанность и эффективность изучения хи­мии. Например, первоначально учитель раскрывает понятие «химический элемент» на атомно-молекулярном уровне как совокупность атомов одного вида. Этим определением ученики оперируют до тех пор, пока изучение химии не перейдет на уровень электронных представлений о строении атома. В результа­те произойдет качественное развитие понятия «химический элемент», которое будет определено как совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

В то же время изучение любого предмета невозможно без установления взаимосвязей с учебным материалом смежных дисциплин. Для химии таковыми являются предметы естественнонаучного цикла: биология, география, физика и др. Об­ращение к содержанию других курсов не только позволяет обу­чать своему предмету с большей отдачей, но также помогает решить одну из насущных проблем, хорошо знакомую многим учителям, - сокращение учебного времени в связи с перехо­дом на базовые программы обучения. Наиболее ощутимым следствием этого стало резкое усугубление ряда взаимосвязан­ных негативных явлений в образовательной практике. В связи с возрастанием учебной нагрузки затруднилось понимание и усвоение материала, что снизило качество предметных зна­ний учащихся. С другой стороны, из-за нехватки времени ис­чезла возможность усиливать интерес школьников к химии как учебной дисциплине, науке и возможной сфере будущей профессиональной деятельности.

Эти и другие недостатки образовательной практики застави­ли мастеров педагогики искать наиболее эффективные средства организации познавательной деятельности учащихся и управле­ния ею. В итоге было доказано, что возникшую проблему можно решить путем укрупнения дидактических единиц и интеграции содержания курса химии и материала других дисциплин. Фор­мируя системы понятий и обобщенных умений, выделяя при по­мощи схем-конспектов главную идею урока, можно упаковать программный материал в информативно емкие блоки, структу­рированные вокруг фундаментальных понятий, ведущих идей, законов и теорий курса, что облегчит усвоение обобщенных предметных и общепредметных знаний. Такой прием позволяет минимизировать содержание предметного обучения и более продуктивно решать задачи естественнонаучного образования в школе. Важнейшие из них:

· формирование научного мировоззрения, экологической и валеологической (наука о здоровье и здоровом образе жизни) культуры личности;

· осознанное усвоение системных научных знаний об окру­жающем мире, месте и роли в нем человека, в том числе и знаний по химии;

· формирование гуманистических и экологических ценно­стей личности;

· овладение комплексом научных методов познания;

· формирование навыков безопасного обращения с вещест­вами и материалами как основы сохранения природы, здо­ровья и жизни человека;

· формирование опыта активной познавательной деятель­ности проблемно-творческого характера с применением научных методов исследования природы;

· развитие представлений о науке и научных достижениях как результате творческой деятельности человека, о роли науки в существовании и развитии общества в гармонии с природой;

· развитие интеллектуально-творческих способностей, на­выков самообразования.

Установление взаимосвязей со смежными дисциплинами расширяет объем опорных знаний, необходимых для понимания и осознанного усвоения программного материала по химии. Интеграция с теми предметами, которые кажутся школьникам достаточно привлекательными, позволяет успешно повышать интерес к химии и развивать мотивацию ее изучения: например, интеграция с прикладными дисциплинами раскрывает возможности практического применения приобретаемых химических знаний.

Таким образом, в современных условиях развития школьного образования одной из ведущих идей обучения является межпредметная интеграция (взаимосвязь содержаний нескольких учебных курсов). Механизмом ее осуществления выступают межпредметные связи, которые в комплексе с внутрипредметными связями (механизмом внутрипредметной интеграции) являются одним из методологически важных средств обучения химии и способом ее внедрения в образовательную область «Естествознание». Практическим приложением идеи межпредметной интеграции является принцип межпредметности.

Принцип межпредметности, или интеграции, - это принцип обучения, кото­рый ориентирует на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательной прак­тике школы для эффективного достижении целей и решения задач обучения.