Страны входящие а опек. Страны, входящие в состав опек. Предпосылки создания и история организации

(The Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC) - международная организация, созданная с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

К моменту основания ОПЕК на рынке существовали значительные излишки предлагаемой нефти, появление которых было вызвано началом разработки гигантских нефтяных месторождений - прежде всего, на Ближнем Востоке. Кроме того, на рынок вышел Советский Союз, где с 1955 года по 1960 год удвоились объемы добычи нефти. Это изобилие вызвало серьезную конкуренцию на рынке, ведущую к постоянному снижению цен. Сложившаяся ситуация послужила причиной для объединения нескольких стран-экспортеров нефти в ОПЕК, чтобы совместно противостоять транснациональным нефтяным корпорациям и поддерживать необходимый уровень цен.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - инициатор создания. К странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962-2009, 2016), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975-1995), Ангола (2007).

В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов , с учетом появления нового участника организации - Анголы и возвращения Эквадора в 2007 году и возвращения Индонезии с 1 января 2016 года.

Целью ОПЕК является координация и унификация нефтяной политики стран-членов для обеспечения справедливых и стабильных цен на нефть производителей, эффективных, экономичных и регулярных поставок нефти в страны-потребители, а также справедливую доходность на капитал для инвесторов.

Органами ОПЕК являются Конференция, Совет управляющих и Секретариат.

Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год. Она определяет основные направления деятельности ОПЕК, решает вопрос о приеме новых членов, утверждает состав Совета управляющих, рассматривает доклады и рекомендации Совета управляющих, утверждает бюджет и финансовый отчет, принимает поправки к Уставу ОПЕК.

Исполнительный орган ОПЕК - Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией. Данный орган несет ответственность за руководство деятельностью ОПЕК и за реализацию решений Конференции. Заседания Совета управляющих проводятся не реже двух раз в год.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Данный орган осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Он обеспечивает работу Конференции и Совета управляющих, готовит сообщения и стратегические данные, распространяет информацию об ОПЕК.

Высшим административным должностным лицом ОПЕК является Генеральный секретарь.

Исполняющий обязанности генерального секретаря ОПЕК — Абдалла Салем аль-Бадри.

Штаб-квартира ОПЕК расположена в Вене (Австрия).

По текущим оценкам, более 80% разведанных мировых запасов нефти приходится на страны-члены ОПЕК, при этом 66% от общих запасов стран ОПЕК сосредоточены на Ближнем Востоке.

Доказанные запасы нефти стран ОПЕК оцениваются в 1,206 триллиона баррелей.

По состоянию на март 2016 года, добыча нефти ОПЕК достигла уровня в 32,251 миллиона баррелей в сутки . Таким образом, ОПЕК превышает собственную квоту на добычу, которая составляет 30 миллионов баррелей в день.

Организация стран-экспортёров нефти, сокращённо -- ОПЕК, (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) -- картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации -- контроль над мировыми ценами на нефть

ОПЕК была сформирована на международной конференции 10-14 сентября 1960 года в Багдаде (Ирак). Первоначально в эту организацию вошли пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В период с 1960 по 1975 годы было принято еще восемь новых членов: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. В декабре 1992 года Эквадор вышел из состава ОПЕК, а в январе 1995 года из нее был исключен Габон.

ОПЕК как постоянно действующая негосударственная организация была создана на конференции в Багдаде (Ирак) 10--14 сентября 1960. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973--1992), Габон (1975--1994), Ангола (2007).

Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения.

ОПЕК была учреждена после того, как «Семь сестер» в картель, объединявший компании British Petroleum, Chevron, Exxon, Gulf, Mobil, Royal Dutch/Shell и Texaco и контролировавший переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, - в одностороннем порядке снизили закупочные цены на нефть, исходя из которой они выплачивали налоги и проценты за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам.

Инициатором создания организации была Венесуэла--наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Основными целями создания Организации являются:

  • 1) координация и унификация нефтяной политики государств-членов;
  • 2) определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов;
  • 3) обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти;
  • 4) внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: экспортер нефть россия энергообеспечение
  • · устойчивых доходов стран-производителей нефти;
  • · эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;
  • · справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
  • · охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • · сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Таким образом, основной целью ОПЕК является, единая защита свои экономических интересов. По сути, ОПЕК положила начало межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к мировому нефтяному рынку.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией.

Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Пик нефти ещё не пройден только странами ОПЕК и Россией (из крупных экспортёров).

Такие крупные экспортеры нефти, как Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и Советский Союз, а затем Россия, никогда не были членами ОПЕК.

Одной из задач ОПЕК является представление единой позиции стран-производителей нефти на мировом нефтяном рынке. С 1960 по 1973 годы Организация не могла реально влиять на расстановку сил на рынке нефти. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х годов, когда западный мир столкнулся с усилением инфляции и нехваткой сырьевых ресурсов. Заявила о себе проблема недостатка нефти. Например, США были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это время ОПЕК начала отстаивать свои позиции в отношении принципов разделения прибыли на рынке нефти.

В октябре 1973 года Организация ввела эмбарго на поставки нефти в США в ответ на поддержку последних Израиля в войне с Сирией и Египтом. Баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. К концу 70-х годов потребление нефти начало сокращаться по ряду причин: на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК; стал проявляться общий спад экономики западных стран; спад энергопотребления. Цены на нефть начали снижаться.

В течение 70-х годов цена нефти продолжала расти, также как и цена цветных металлов, резины, пшеницы и хлопка. Повышение цен на нефть вызвало эффект бумеранга и повлекло за собой удорожание практически всех товаров и услуг. В 1974 г. индекс потребительских цен вырос на 11%, так что в 1975 г. Президент Форд был вынужден принять программу борьбы с инфляцией.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

После эмбарго 1973 года Киссинджер и Никсон начали поиски партнера на ближнем Востоке. Их выбор пришелся на Иран, не принимавший участия в эмбарго против США. Иран разрешил заправлять суда в своих портах и поддерживал позицию США в отношении СССР. Тем не менее, несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

В конечном итоге рыночные силы, активное развитие программ энергосбережения в западных странах и разногласия между членами ОПЕК привели к снижению нефтяных цен. С 1981 г. цена на нефть плавно падала, вплоть до недавнего времени. И хотя еще совсем недавно казалось, что уровень 1981 г. вряд ли будет достигнут в обозримом будущем, ситуация не просто обострилась, она вышла из-под контроля. Похоже, необходимые уроки из прошлого извлечены не были.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое.

Основной недостаток ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны.

Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти.

Страны, входящие в ОПЕК, принадлежат к разным группировкам. К радикальной группировке относятся Ирак, Иран, Ливия и Алжир Они традиционно выступают за установление цен на возможно более высоком уровне. Остальные страны можно отнести к умеренной, которая соответственно выступает за умеренную политику Страны - экспортеры нефти поняли, что регулируя объемы добычи они смогут контролировать цены на нефть, но и страны - импортеры нефти, а в целом ряде случаев и нефтяные монополии делали все, чтобы не дать ОПЕК сдерживать рост предложения нефти. В своем давлении на ОПЕК страны- импортеры нефти, и в первую очередь США, использовали и используют объективные расхождения между странами - членами ОПЕК по вопросу о расширении добычи нефти. Многие исследователи подчеркивают стремление США нарушить единство нефтедобывающих стран, исключить возможность их совместных действий. Американский капитал всеми правдами и неправдами стремился усилить свои позиции в некоторых нефтедобывающих странах.

Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

Краткая экономическая характеристика государств - членов ОПЕК (в 2005 году)

--
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла
Население (тыс. человек) 32,906 217,99 68,6 28,832 2,76 5,853 131,759 824 23,956 4,5 26,756
Площадь (тыс. км 2) 2,382 1,904 1,648 438 18 1,76 924 11 2,15 84 916
Плотность населения (человек на км 2) 14 114 42 66 153 3 143 75 11 54 29
ВВП на душу населения ($) 3,113 1,29 2,863 1,063 27,028 6,618 752 45,937 12,931 29,367 5,24
ВВП в рыночных ценах (млн $) 102,439 281,16 196,409 30,647 74,598 38,735 99,147 37,852 309,772 132,15 140,192
Объем экспорта (млн $) 45,631 86,179 60,012 24,027 45,011 28,7 47,928 24,386 174,635 111,116 55,487
Объем экспорта нефти (млн $) 32,882 9,248 48,286 23,4 42,583 28,324 46,77 18,634 164,71 49,7 48,059
Текущий баланс (млн $) 17,615 2,996 13,268 -6,505 32,627 10,726 25,573 7,063 87,132 18,54 25,359
Подтвержденные запасы нефти (млн баррелей) 12,27 4,301 136,27 115 101,5 41,464 36,22 15,207 264,211 97,8 80,012
Подтвержденные запасы природного газа (млрд куб. м) 4,58 2,769 27,58 3,17 1,557 1,491 5,152 25,783 6,9 6,06 4,315
Объем добычи сырой нефти (1,000 барр/день) 1,352 1,059 4,092 1,913 2,573 1,693 2,366 766 9,353 2,378 3,128
Объем добычи природного газа (млн куб. м/день) 89,235 76 94,55 2,65 12,2 11,7 21,8 43,5 71,24 46,6 28,9
Мощности по переработке нефти (1,000 барр/день) 462 1,057 1,474 603 936 380 445 80 2,091 466 1,054
Поизводство нефтепродуктов (1,000 барр/день) 452 1,054 1,44 477 911 460 388 119 1,974 442 1,198
Потребление нефтепродуктов (1,000 барр/день) 246 1,14 1,512 514 249 243 253 60 1,227 204 506
Объем экспорта сырой нефти (1,000 барр/день) 970 374 2,395 1,472 1,65 1,306 2,326 677 7,209 2,195 2,198
Объем экспорта нефтепродуктов (1,000 барр/день) 464 142 402 14 614 163 49 77 1,385 509 609
Объем экспорта природного газа (млн куб м) 64,266 36,6 4,735 -- -- 5,4 12 27,6 7,499 --

Основные цели ОПЕК

Основными целями создания Организации являются:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Организационная структура ОПЕК

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

История развития и деятельности ОПЕК

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК - многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6-7 долларов за баррель.

Проблемы развития стран ОПЕК

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

OPEC в переводе с английского — организация стран экспортеров нефти. Целью создания ОПЕК было и есть контроль квот добычи на нефть и цены на неё.

ОПЕК была создана в сентябре 1960 году в Багдаде. Список членов за время существования организации периодически меняется и на 2018 год (июль) в его состав входит 14 стран.

Инициаторами создания были 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэлла. Позднее к этим странам присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962 год), Объединенные Арабские Эмираты (1967 год), Алжир (1969 год), Нигерия (1971 год), Эквадор (1973 год), Габон (1975 год), Ангола (2007 год) и Экваториальной Гвинеи (2017 год).

На сегодня (февраль 2018 года) в ОПЕК входит 14 стран:

  1. Алжир
  2. Ангола
  3. Венесуэла
  4. Габон
  5. Кувейт
  6. Катар
  7. Ливия
  8. Объединенные Арабские Эмираты
  9. Нигерия
  10. Саудовская Аравия
  11. Экваториальная Гвинея
  12. Эквадор

Россия в ОПЕК не входит.

Страны, входящие в организацию контролируют 40% добычи всей нефти на земле, это 2/3. Лидером по добычи нефти в Мире является Россия, но она не входит в ОПЕК и контролировать цену нефти не может. Россия является энергозависимой страной. От её продажи зависит уровень экономического развития и благосостояния россиян. Поэтому, чтобы не зависить от цен на нефть на мировом рынке России следует развивать другие отрасли экономики.

Так вот, несколько раз в год министры стра ОПЕК собираются на заседания. На них дается оценка состояния мирового рынка нефти, прогнозируется цена. В зависимости от этого принимается решения по сокращению или увеличению добычи нефти.

Ещё статьи по теме:

Главные слова 2017 года: Хайп, Зашквар и Эщкере!

ОПЕК - что это такое? Расшифровка, определение, перевод

ОПЕК это международный картель стран, добывающих и экспортирующих нефть , созданный с целью координировать объёмы её добычи и таким образом влиять на её цену. Аббревиатура ОПЕК является русской транскрипцией английского сокращения OPEC, расшифровка которго такова: Organization of Petroleum Exporting Countries, что в переводе на русский означает «организация стран, экспортирующих нефть».

Организация стран – экспортёров нефти

В ОПЕК входят 12 государств, которым повезло с запасами нефти. Вот список стран-членоа ОПЕК : ОАЭ, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Ангола, Катар, Ливия, Алжир, Нигерия, Эквадор и Венесуэла. Россия не входит в ОПЕК по историческим причинам: организация была основана в 1960 году, когда СССР ещё не был ключевым игроком на рынке нефти. Сегодня у России сложные отношения с ОПЕК, хотя наша страна является «наблюдателем» в этой организации.

исправить/дополнить

Вы узнали, откуда произошло слово ОПЕК простыми словами, его перевод и смысл.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое ОПЕК?» с друзьями:

© 2018 Сайт новых и хорошо забытых слов Что-это-такое.ru
Добавить слово | Помочь проекту

Внешнеэкономическая деятельность России

2.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Анализ и статистика экспорта и импорта России, СНГ и стран мира

В торговле со странами СНГ за последние 2 года экспорт снизился на 7,6% и составил 23250,0 млн. долларов. Импорт уменьшился только на 1,1% и составил 12974,9 млн. долларов. Спад торговли со странами СНГ, по мнению Всемирного банка…

Внешняя торговля в странах БРИКС

2.1 Товарная структура экспорта стран группы БРИКС на современном этапе

В мире происходят стремительные преобразования, быстро меняющие глобальный экономический ландшафт. Со времен промышленной революции и до начала текущего столетия, включая первые несколько лет…

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности России

3. Особенности регулирования экспорта на примере развитых стран

Государственное регулирование экспортной деятельности призвано оптимизировать параметры участия страны в системе мирохозяйственных связей…

Государственное регулирование экономических и социальных процессов в развитых странах

Основные направления государственного регулирования экономики развитых стран

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период…

Международные экономические и торговые организации

2.6 Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК)

ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году.

Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки…

Место ведущих международных финансовых организаций в системе оказания помощи развивающимся странам

2.3 Основные направления деятельности ОЭСР в области поддержки периферийных стран

Целью деятельности ОЭСР является содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, выработке наиболее эффективной экономической политики…

Научно-технический потенциал стран восточной Азии

3.1 Основные направления развития экономики стран восточной Азии

Восточная Азия — самый экономически динамичный регион в мире. С 1960-х годов и по сегодняшний день. Более того, сегодня, если исходить из экономических перспектив, как ближайших, так и более отдаленных, и открывающихся деловых возможностей, то это…

Организация стран-экспортеров нефти

2. Общие проблемы развития всех стран ОПЕК

Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являются развивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходной культурой, идеологией, политикой, то естественно…

Основные направления и формы международной торговли

3 Основные направления развития торговли развивающихся стран, их борьба за изменение положения в мировой торговле

Развивающиеся страны значительно улучшили свои позиции в мировой торговле. С середины 80-х годов их доля в мировом экспорте непрерывно росла, увеличившись примерно с четверти до приблизительно трети…

Оценка Болгарии с точки зрения инвестиционной привлекательности

Глава 2. Место в системе международного разделения труда. Основные статьи экспорта и импорта. Основные торговые партнеры

Общее количество экономически активных лиц в 2010 г. в Болгарии составило 3,465 млн. или 46,2% от населения 15 и более лет. Коэффициент экономической активности в городах — 52.8%, а в селах — 38.6%. Экономическая активность мужчин (53.7%) — на 10.1 пункта выше…

Развивающиеся страны в мировой торговле

2.1. Анализ показателей экспорта развивающихся стран

Индустриализация развивающихся стран вне зависимости от общей ее направленности и реального направления сопутствовали интенсификации мирохозяйственных и обусловленных ими культурных связей, играющих ключевую роль в процессе развития…

Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений

б) Развитие и реструктуризация товарного экспорта развивающихся стран

По ряду традиционных товаров происходит перераспределение долей среди самих развивающихся стран. Так, с 90-х по 2005 год отмечается сокращение доли Африки в общем объеме экспорта по развивающимся странам. Она упала более, чем в 2 раза (с 1…

Стратегические интересы России на мировых рынках нефти и газа

2. Основные направления развития экспорта нефти и газа

Если вспомнить историю, то нетрудно заметить, что в 1987 г. Россия (без других республик СССР) добыла 571 млн. т нефти. Это была самая высокая добыча нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности мира…

Формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта (опыт ФРГ)

1.3 Современные направления развития и поддержки экспорта

Современная национальная система государственной поддержки экспорта представляет собой, как правило, комплекс значительного числа учреждений в стране поставщика и за границей, центральных и местных органов исполнительной власти…

Экономический рост стран с развитой экономикой

2.3 Основные направления внешнеэкономической политики развитых стран

Быстрый рост мирохозяйственных связей во второй половине текущего столетия привел к расширению и повышению роли внешнеэкономической сферы.

Причины этого заключаются в том…

Подробности Организации

(транслитерация англоязычной аббревиатуры OPEC - The Organization of Petroleum Exporting Countries, в дословном переводе - Организация Стран - Экспортеров Нефти) - международная межправительственная организация нефтедобывающих стран, созданная для стабилизации цен на нефть.

Организация Стран - Экспортеров Нефти

Дата основания

Дата начала деятельности

Расположение штабквартиры

Вена, Австрия

Генеральный секретарь

Mohammad Sanusi Barkindo

Официальный сайт

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участниц организации, поддержания стабильности мировых цен на нефть, обеспечения бесперебойных поставок сырья потребителям и получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Влияние ОПЕК на рынок нефти

По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА) на страны ОПЕК приходится более 40% от мировой добычи нефти и порядка 60% от общего объема торгуемой на международной рынке нефти.

Цена на нефть диктуется в первую очередь балансом спроса и предложения. А предложение, как видно из приведенной выше статистики, определяется действиями OPEC. Именно по этой причине Организация стран – экспортеров нефти играет чрезвычайную важную роль в нефтяной индустрии.

Даже несмотря на то, что многие эксперты в последнее время усматривают снижение влияния ОПЕК на нефтяной рынок, тем не менее, цены на нефть все еще в значительной мере зависят от действий организации. История знает множество примеров, когда нестабильность на рынке порождалась простыми слухами, связанными с действиями организации, или заявлением одного из членов делегации OPEC.

Основным инструментом ОПЕК для регулирования цен на нефть является введение так называемых квот на добычу среди участников организации.

Квоты OPEC

Квота ОПЕК – устанавливаемый на общем заседании предельный объем добычи нефти как для всей организации в целом, так и для каждой отдельной страны-члена OPEC.

Сокращение общего уровня добычи картеля путем распределения производства нефти стран ОПЕК вполне логично приводит к росту котировок на черное золото. При отмене квот (такое случалось в истории нефтяной отрасли) цены на нефть значительно снижались.

Система установки квот или «потолка добычи» была прописана в Уставе организации, утвержденном в 1961 году. Однако впервые этот метод был применен только на 63-й внеочередной конференции ОПЕК 19-20 марта 1982 года.

Организация стран - экспортеров нефти в цифрах

1242,2 млрд баррелей

Суммарные доказанные запасы нефти стран-членов ОПЕК

Доля запасов стран-участников организации от всех мировых запасов нефти

39 338 тыс. баррелей в день

Объем добычи нефти странами ОПЕК

Доля OPEC в мировой добыче нефти

Доля мирового экспорта OPEC

Данные BP Energy Review за 2018 год.

*Данные Международного энергетического агентства за 2018 год.

Страны ОПЕК

Организация была образована в ходе отраслевой конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы.

В дальнейшем к организации стали присоединяться страны, экономики которых находятся в прямой зависимости от добычи и экспорта нефти.

Несмотря на то, что в составе ОПЕК представлены страны из разных частей света, исторически наибольшим влиянием внутри картеля обладает Саудовская Аравия и другие государства Ближнего Востока.

Связан такой перевес влияния не только с тем, что часть этих стран являются основателями организации, но и с огромными запасами нефти, сосредоточенными на территории Аравийского полуострова и Саудовской Аравии в частности, высоким уровнем добычи, а также наличием наиболее современных технологий извлечения этого полезного ископаемого на поверхность. Для сравнения, в 2018 году Саудовская Аравия добывала в среднем 10,5 млн баррелей в день, а ближайшая по уровню добычи среди участников картеля страна – Иран – 4,5 млн баррелей в день.

По состоянию на конец 2019 года в состав организации входит 14 стран. Ниже приведена таблица со списком государств, входящих в состав ОПЕК, в порядке их вступления в организацию.

Годы членства

Производство нефти и конденсата, млн баррелей

Доказанные запасы, млрд тонн

Ближний Восток

Ближний Восток

Ближний Восток

Саудовская Аравия

Ближний Восток

Венесуэла

Южная Америка

Северная Африка

Объединенные Арабские Эмираты

Ближний Восток

Северная Африка

Западная Африка

Южная Америка

1973 - 1992,
2007 -

Центральная Африка

1975 - 1995,
2016 -

Южная Африка

Экваториальная Гвинея

Центральная Африка

Центральная Африка

*Эквадор не являлся членом организации с декабря 1992 г. по октябрь 2007 г. В 2019 году страна объявила, что покинет OPEC с 1 января 2020 года.

**Габон приостанавливал членство в организации с января 1995 г. по июль 2016 г.

Кроме этого в состав ОПЕК входили:

Индонезия (с 1962 г. по 2009 г., и с января 2016 г. по 30 ноября 2016 г.);
- Катар (с 1961 г. по 31 декабря 2018 г.).

Для утверждения принятия в состав организации нового члена необходимо согласие трех четвертей действующих участников, включая всех пятерых основателей OPEC. Некоторые страны ждут согласование о присвоении членства в организации по несколько лет. Например, Судан подал официальную заявку в октябре 2015 года, но на текущий момент (конец 2019 года) все еще не является членом организации.

Каждый участники картеля обязан вносить ежегодный членский взнос, размер которого устанавливается на заседании ОПЕК. В среднем сумма взноса составляет $2 млн.

Как упоминалось выше, в истории организации было несколько моментов, когда страны прекращали или временно приостанавливали членство. В основном это было связано с несогласием стран с вводимыми организацией квотами на добычу и нежеланием платить членские взносы.

Структура организации

Заседания ОПЕК

Высшим органом управления Организации стран - экспортеров нефти является Конференция стран-участниц, или как чаще ее называют – заседание или встреча ОПЕК.

Заседание ОПЕК проходит 2 раза в год, а при необходимости организуются внеочередные сессии. Местом собрания, в большинстве случаев, является штаб квартира организации, которая с 1965 года находится в Вене. От каждой страны на встрече присутствует делегация, возглавляемая, как правило, министрами нефти или энергетики соответствующей страны.

Президент Конференции

Председательствует на заседаниях Президент Конференции (Президент OPEC), который избирается каждый год. С 1978 года введена также должность заместителя президента.

Каждая страна-член организации назначает специального представителя, из которых формируется Совет управляющих. Состав совета утверждается на заседании ОПЕК, как и его председатель, который избирается сроком на три года. Функции совета заключаются в управлении организацией, созыв Конференций и составление годового бюджета.

Секретариат

Исполнительным органом Организации стран - экспортеров нефти является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Секретариат отвечает за выполнение всех резолюций, принятых Конференцией и Советом управляющих. Кроме этого, данный орган проводит исследования, результаты которых являются ключевыми факторами в процессе принятия решений.

В состав Секретариата OPEC входит Канцелярия Генерального секретаря, Юридическое управление, Отдел исследований и Отдел вспомогательного обслуживания.

Неформальные встречи ОПЕК

Помимо официальных встреч, организуются неформальные встречи ОПЕК. На них члены организации обсуждаются вопросы в консультативном – предварительном режиме, и позже на официальном заседании руководствуются результатами таких переговоров.

Наблюдатели OPEC

С 1980-х годов на заседаниях ОПЕК практикуется присутствие представителей других нефтедобывающих стран, не входящих в состав организации, в качестве наблюдателей. В частности, на многих заседаниях присутствовали представители таких стран как Египет, Мексика, Норвегия, Оман, Россия.

Такая практика служит неформальным механизмом для координации политики не входящих в организацию стран и стран ОПЕК.

Россия является страной-наблюдателем ОПЕК с 1998 года, и с этого момента регулярно участвует во внеочередных сессиях министерских конференций организации в данном статусе. В 2015 году России предлагалось войти в основной состав организации, однако представители РФ приняли решение оставить статус наблюдателя.

С декабря 2005 года был установлен формальный энергетический диалог Россия – ОПЕК, в рамках которого предполагается организация ежегодных встреч Министра энергетики РФ и генерального секретаря организации поочередно в Москве и Вене, а также проведение экспертных заседаний по вопросам развития нефтяного рынка.

Стоит отметить, что Россия оказывает существенное влияние на политику OPEC. В частности, члены организации опасаются возможного увеличения объемов добычи РФ, и поэтому отказываются снижать производство, если Россия не сделает того же.

ОПЕК+ (Венская группа)

В 2017 году ряд нефтедобывающих стран, не входящих в OPEC, договорились участвовать в сокращении добычи нефти, усилив таким образом координацию на глобальном рынке. В состав группы вошли 10 стран: Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан и Южный Судан.

Таким образом, вместе с участниками организации сокращение добычи поддерживают 24 страны. Эту общую группу и само соглашение между 24-мя странами называют ОПЕК+ или в некоторых, в основном зарубежных источниках, Венской группой.

Отчеты ОПЕК

Секретариат Организации стран - экспортеров нефти выпускает несколько периодических публикаций, в которых содержится информация о ее деятельности, статистические данные по основным показателям мировой нефтяной промышленности в целом и участникам картеля в частности.

The Monthly Oil Market Report (MOMR) – Ежемесячный отчет нефтяного рынка - анализирует наиболее важные проблемы, стоящие перед мировым нефтяным сообществом. Наряду с анализом спроса и предложения, в отчете дается оценка динамики цен на нефть, сырьевых и товарных рынков, операций по переработке, запасам и активности на рынке танкеров.
- The OPEC Bulletin – Ежемесячная бюллетень ОПЕК – ведущее издание организации, в котором содержатся тематические статьи о деятельности и мероприятиях Секретариата, а также новости о странах-членах.
- The World Oil Outlook (WOO) – Ежегодная сводка среднесрочных и долгосрочных прогнозов Организации стран - экспортеров нефти по мировому нефтяному рынку. При разработке отчета используются различные сценарии и аналитические модели, объединяющие множество факторов и проблем, которые могут повлиять на нефтяную промышленность в целом и на саму организацию в ближайшие годы.
- The Annual Statistical Bulletin (ASB) – Ежегодный статистический бюллетень – объединяет статистические данные всех стран-членов организации и содержит около 100 страниц с таблицами, диаграммами и графиками, детализирующими мировые запасы нефти и газа, объемы добычи нефти и производства нефтепродуктов, данные по экспорту и транспортировке, а также другие экономические показатели.

Кроме этого, стоит отметить такие публикации, как Годовой отчет, ежеквартальный Энергетический обзор ОПЕК (OPEC Energy Review) и выходящий раз в пять лет Long-Term Strategy (Долгосрочная стратегия).

Также на сайте организации можно найти «Часто задаваемые вопросы» и брошюру «Кто что получает от нефти?».

Нефтяная корзина OPEC

Для более эффективного расчета стоимости нефти, производимой в странах-участницах организации, была введена так называемая "нефтяная корзина ОПЕК" - определенный набор сортов нефти, добываемой в этих странах. Цена данной корзины рассчитывается, как среднее арифметическое от стоимости входящих в ее состав сортов.

Предпосылки создания и история организации

Период после Второй мировой войны

В 1949 году Венесуэла и Иран предприняли первые попытки создания организации, предложив Ираку, Кувейту и Саудовской Аравии наладить связь между странами-экспортерами нефти. В то время добыча на некоторых крупнейших мировых месторождениях на Ближнем Востоке только начиналась.

После Второй мировой войны США были крупнейшим производителем и одновременно крупнейшим потребителем нефти. На мировом рынке доминировала группа из семи транснациональных нефтяных компаний, известных как «Семь сестер», пять из которых располагались в США и образовались в результате распада Рокфеллеровской монополии Standard Oil:

Exxon
Royal Dutch Shell
Texaco
Chevron
Mobil
Gulf Oil
British Petroleum

Таким образом, стремление стран-экспортеров нефти к объединению было продиктовано необходимость в создании противовеса экономическому и политическому влиянию транснациональной группы «Семи сестер».

1959 – 1960 гг. Гнев стран – экспортеров

В феврале 1959 г., когда возможности поставок расширились, транснациональные компании из группы «Семи сестер» в одностороннем порядке снизили цены на венесуэльскую и ближневосточную сырую нефть на 10%.

Спустя несколько недель в Каире (Египет) состоялся первый Арабский нефтяной конгресс Лиги арабских государств. На конгрессе присутствовали представители двух крупнейших нефтедобывающих стран после США и СССР – Абдулла Такири от Саудовской Аравии и Хуан Пабло Перес Альфонс от Венесуэлы. Оба министра выразили возмущение снижением цен на сырье, и поручили своим коллегам заключить Пакт Маади или Джентельменское соглашение, призывающее к созданию странами - экспортерами «консультационной комиссии по нефти», которой транснациональные компании должны представить планы об изменениях цен на сырье.

В отношении к Западу чувствовалась враждебность и протест против «Семи сестер», которые в то время контролировали все нефтяные операции в странах-экспортерах и обладали огромным политическим влиянием.

В августе 1960 года, игнорируя предупреждения, транснациональные компании снова объявили о снижении цен на ближневосточную нефть.

1960 – 1975 гг. Основание OPEC. Первые годы.

10 - 14 сентября 1960 года по инициативе Абдуллы Тарики (Саудовская Аравия), Переса Альфонсо (Венесуэла) и премьер-министра Ирака Абд аль-Карима Касима, была организована Багдадская конференция. На встрече представители Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились для обсуждения повышения цен на нефть, добываемую их странами, а также политику реагирования на действия транснациональных компаний.

В результате, несмотря на сильную оппозицию со стороны США, пять вышеуказанные государств сформировали Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), целью которой было обеспечение лучшей цены на нефть, независимо от крупных нефтяных корпораций.

Изначально ближневосточные страны-участники призывали к размещению штабквартиры организации в Багдаде или Бейруте. Однако Венесуэла выступила за нейтральное месторасположение, что послужила размещением штабкваритиры в Женеве (Швейцария).

В 1965 году после того, как Швейцария отказалась продлевать дипломатические привилегии, штабквартиру OPEC перенесли в Вену (Австрия).

В течение 1961 – 1975 годов к пяти странам основателям присоединились: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты (изначально только Эмират Абу-Даби), Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. К началу 1970-х годов на страны-члены ОПЕК приходилось более половины мировой добычи нефти.

2 апреля 1971 году Организация стран - экспортеров нефти подписала с крупными нефтяными компаниями, ведущими бизнес в Средиземноморском регионе, Трипольское соглашение, результатом которого стало повышение цен на нефть и увеличение прибыли стран-производителей.

1973 – 1974 гг. Нефтяное эмбарго.

В октябре 1973 года ОАПЕК (Организация арабских стран-экспортеров нефти, состоящая из арабского большинства OPEC, а также Египта и Сирии) объявила о значительном сокращении добычи и нефтяном эмбарго, направленном против Соединенных Штатов Америки и других развитых промышленных стран, поддерживающих Израиль в Войне Судного дня.

Стоит отметить, что в 1967 году в ответ на Шестидневную войну также предпринималась попытка эмбарго против США, но мера оказалась неэффективной. Эмбарго 1973 года, напротив, привело к резкому повышению цен на нефть с $3 до $12 за баррель, что существенно повлияло на мировую экономику. Мир пережил глобальный экономический спад, рост безработицы и инфляции, снижение цен на акции и облигации, сдвиги в торговом балансе и пр. Даже после прекращения эмбарго в марте 1974 года, цены продолжали расти.

Нефтяное эмбарго 1973 – 1974 гг. послужило катализатором к основанию Международного Энергетического Агентства, а также побудило многие промышленно-развитые страны создать национальные запасы нефти.

Таким образом, OPEC продемонстрировала свое влияние на экономической и политической арене.

1975 – 1980 гг. Специальный фонд, OFID

Деятельность Организации стран - экспортеров нефти в области международной помощи началась задолго до скачка цен на нефть в 1973–1974 гг. Например, Кувейтский фонд арабского экономического развития действует с 1961 года.

После 1973 года некоторые арабские страны стали крупнейшими поставщиками иностранной помощи, и OPEC добавила к своим целям поставки нефти для обеспечения социально-экономического роста более бедных стран. Специальный фонд ОПЕК был создан в Алжире в марте 1975 года и официально учрежден в январе следующего года.

В мае 1980 года Фонд переквалифицировался в официальное международное агентство по развитию и переименован в Фонд международного развития ОПЕК (OPEC Fund for International Development, OFID) со статусом постоянного наблюдателя в Организации Объединенных Наций.

1975 г. Захват заложников.

21 декабря 1975 года несколько министров нефти, включая представителя Саудовской Аравии и Ирана, были взяты в заложники на Конференции ОПЕК в Вене. Атака, в которой погибли три министра, была организована командой из шести человек во главе с венесуэльским боевиком «Карлосом Шакалом», объявившей своей целью освобождение Палестины. Карлос планировал захватить конференцию силой и выкупить всех одиннадцать присутствующих министров нефти, за исключением Ахмеда Заки Ямани и Джамшида Амузегара (представители Саудовской Аравии и Ирана), которые должны были быть казнены.

Карлос разметил 42 из 63 заложников в автобусе и направился в Триполи с остановкой в Алжире. Изначально он планировал вылететь из Триполи в Багдад, где должны были быть убиты Ямани и Амузегар. 30 неарабских заложников были освобождены в Алжире, еще несколько – в Триполи. После этого в заложниках оставалось 10 человек. Карлос провел телефонный разговор с президентом Алжира Хуари Бумедьеном, который сообщил Карлосу, что гибель министров нефти приведет к нападению на самолет.

Бумедьен, должно быть, также предложил Карлосу убежище, а, возможно, и финансовую компенсацию за невыполнение его задания. Карлос выразил сожаление, что не смог убить Ямани и Амузегара, после чего он и его сообщники покинули самолет и скрылись.

Через некоторое время после нападения сообщники Карлоса сообщили, что операцией командовал Вади Хаддад, основатель Народного фронта освобождения Палестины. Они также утверждали, что идея и финансирование исходили от арабского президента, которым многие считают Муаммара Каддафи из Ливии (страна входит в состав ОПЕК). Другие боевики, Бассам Абу Шариф и Кляйн утверждали, что Карлос получил и сохранил выкуп в размере от 20 до 50 миллионов долларов США от «арабского президента». Карлос утверждал, что Саудовская Аравия заплатила выкуп от имени Ирана, но эти деньги были «перенаправлены в пути и потеряны в результате революции».

Карлос был пойман только в 1994 году и отбывает пожизненное заключение по меньшей мере за 16 других убийств.

Нефтяной кризис 1979 - 1980 гг., избыток нефти 1980 г.

В ответ на волну национализации нефтяных запасов и высокие цены на нефть 1970-х гг. индустриальные страны предприняли ряд шагов по снижению своей зависимости от OPEC. Особенно после того, как котировки обновили новые рекорды, приближаясь к $40 за баррель в 1979 – 1980 гг., когда иранская революция и ирано-иракская война нарушили региональную стабильность и поставки нефти. В частности начался перевод энергетических компаний на уголь, природный газ и ядерную энергию, а правительства начали выделять многомиллиардные бюджеты на исследовательские программы по поиску альтернатив нефти. Частные компании начали разработку крупных месторождений нефти в странах, не входящих в состав ОПЕК, на таких территориях, как Сибирь, Аляска, Северное море и Мексиканский залив.

К 1986 году мировой спрос на нефть упал на 5 млн баррелей в день, добыча в странах не входящих в организацию существенно выросла, а рыночная доля OPEC упала примерно с 50% в 1979 году до менее, чем 30% в 1985 году. В результате цена на нефть снижалась в течение шести лет, а кульминацией стало падение котировок в двое в 1986 году.

Для борьбы со снижением доходов от продажи нефти, Саудовская Аравия в 1982 году потребовала от OPEC проверить выполнение квоты на добычу нефти у стран-членов картеля. Когда оказалось, что другие страны требование не выполняют, Саудовская Аравия сократила собственное производство с 10 млн баррелей в день в 1979-1981 гг. до 3,3 млн баррелей в день в 1985 году. Однако, когда даже такая мера не смогла остановить падение цен, Саудовская Аравия изменила стратегию и наводнила рынок дешевой нефтью. В результате цены на нефть упали ниже $10 за баррель, а производители с более высокой себестоимостью добычи несут убытки. Страны-члены ОПЕК, не соблюдавшие ранее соглашение, начали ограничивать добычу с целью поддержания цен.

1990 – 2003 гг. Перепроизводство и перебои с поставками.

Перед вторжением в Кувейт в августе 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн подталкивал Организация стран-экспортеров нефти к прекращению перепроизводства и повышению цен на нефть, чтобы оказать финансовую помощь странам ОПЕК и ускорить восстановление после войн 1980–1988 годов в Иране. Эти две иракские войны против других членов ОПЕК серьезно пошатнули сплоченность организации, и вследствие перебоев с поставками цены на нефть начали быстро снижаться. Даже атака Аль-Каиды в сентябре 2001 года в на небоскребы в Нью-Йорке и вторжение США в Ирак в марте 2003 года имели меньшее краткосрочное негативное влияние на нефтяные котировки, так как в этот период сотрудничество стран ОПЕК возобновилось.

В 1990-е годы из состава ОПЕК вышли две страны, которые присоединились в середине 70-х. В 1992 году вышел Эквадор, так как отказался платить ежегодный членский взнос в размере $2 млн, а также считал, что ему необходимо добывать больше нефти, чем предписывали ограничения по квоте (в 2007 году страна снова вошла в состав организации). Габон приостановил членство в январе 1995 года (также вернулся в июля 2016 года).

Стоит отметить, что объемы добычи нефти в Ираке, несмотря на постоянное членство страны в организации с момента ее основания, не подпадали под регулирование квотами в период с 1998 по 2016 год в связи с политическими трудностями.

Снижение спроса, вызванное азиатским финансовым кризисом 1997–1998 годов, привело к снижению цен на нефть до уровня 1986 года. После того, как котировки упали до уровня около $10 за баррель, дипломатические переговоры привели к снижению объемов добычи стран ОПЕК, Мексики и Норвегии. После того, как в ноябре 2001 года цены снова упали, участники OPEC, Норвегия, Мексика, Россия, Оман и Ангола договорились сократить добычу с 1 января 2002 года на 6 месяцев. В частности, OPEC сократила добычу на 1,5 млн баррелей в сутки.

В июне 2003 года Международное энергетическое агентство (МЭА) и Организация стран-экспортеров нефти провели свой первый совместный семинар по энергетическим вопросам. С тех пор встречи двух организаций проходят на регулярной основе.

2003 – 2011 гг. Волатильность нефтяного рынка.

В 2003 – 2008 гг. в Ираке, оккупированном США, проходили массовые мятежи и саботажи. Это совпало с быстро растущим спросом на нефть со стороны Китая и сырьевых инвесторов, периодическими атаками на нигерийскую нефтяной промышленность и сокращением резервных мощностей, обеспечивающих защиту от потенциального дефицита.

Такая комбинация событий вызвала резкий рост цен на нефть до уровней, намного превышающих те, которые ранее были намечены организацией. Волатильность цен достигла предела в 2008 году, когда сырая нефть марки WTI выросла до рекордных $147 за баррель в июле, а затем упала до $32 за баррель в декабре. Это было время наибольшего глобального экономического спада со времен Второй мировой войны.

Годовая выручка организации от экспорта нефти также установила новый рекорд в 2008 году. Она оценивалась примерно в $1 трлн, и достигла аналогичных годовых показателей в 2011–2014 годах, прежде чем снова упасть. К началу Гражданской войны в Ливии в 2011 году и Арабской весны, OPEC начала публиковать четкие заявления для противодействия «чрезмерным спекуляциям» на рынках нефтяных фьючерсов, обвиняя финансовых спекулянтов в повышении волатильности за пределами рыночных основ.

В мае 2008 года о выходе из организации по истечению срока членства объявила Индонезия, объяснив свое решение переходом на импорт нефти и невозможностью выполнять предписанную квоту по добыче (в 2016 году Индонезия снова входила в состав организации на период в несколько месяцев).

2008 г. Спор об объемах добычи.

Различные экономические потребности стран-членов ОПЕК часто приводят к внутренним дебатам по квотам на добычу. Более бедные члены настаивали на сокращении производства со стороны других стран, чтобы повысить цену на нефть и, следовательно, свои собственные доходы. Эти предложения вступают в противоречие с заявленной Саудовской Аравией долгосрочной стратегией партнерства с мировыми экономическими державами для обеспечения стабильных поставок нефти, что должно способствовать экономическому росту. Частью основы этой политики является обеспокоенность Саудовской Аравии тем, что чрезмерно дорогая нефть или ненадежные поставки будут побуждать промышленные страны к энергосбережению и разработке альтернативных видов топлива, сокращая мировой спрос на нефть и в конечном итоге оставляя запасы в земле. Министр нефти Саудовской Аравии Ямани в 1973 году прокомментировал данный вопрос следующими словами: «Каменный век закончился не потому, что у нас кончились камни».

10 сентября 2008 года, когда цены на нефть все еще находились на уровне около $100 за баррель, на заседании ОПЕК возник спор о добыче. Тогда, по сообщениям, представители Саудовской Аравии покинули из переговорной сессии, на которой другие члены проголосовали за сокращение добычи OPEC. Хотя саудовские делегаты официально одобрили новые квоты, анонимно они заявили, что не будут их соблюдать. «Нью-Йорк таймс» приводит слова одного из делегатов: «Саудовская Аравия удовлетворит спрос рынка. Мы увидим, что требуется рынку, и не оставим покупателя без нефти. Политика не изменилась». Через несколько месяцев цены на нефть упали до $30 и не возвращались к $100 вплоть до гражданской войны в Ливии в 2011 году.

2014–2017 гг. Переизбыток нефти.

В течение 2014–2015 гг. страны-члены ОПЕК постоянно превышали свой потолок добычи. В это время в Китае наблюдалось замедление экономического роста, а добыча нефти в США почти удвоилась по сравнению с 2008 года и приблизилась к уровням мировых лидеров по объемам добычи - Саудовской Аравии и России. Произошел такой скачок вследствие существенного улучшения и распространения технологии разработки сланцевой нефти путем "фрекинга". Эти события, в свою очередь, привели к снижению требований к импорту нефти в США (приближению к энергетической независимости), рекордному объему мировых запасов нефти и падению цен на нефть, которое продолжалось в начале 2016 года.

Несмотря на глобальный избыток нефти, 27 ноября 2014 года в Вене министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заблокировал призывы более бедных членов ОПЕК о сокращении добычи в поддержку цен. Наими утверждал, что рынок нефти должен быть оставлен без вмешательства для того, чтобы он самостоятельно сбалансировался при более низких ценах. Согласно его доводам, доля рынка OPEC должна восстановиться в связи с тем, что дорогостоящая добыча сланцевой нефти в США при таких низких ценах будет нерентабельна.

Год спустя, на момент проведения заседание ОПЕК в Вене 4 декабря 2015 года, организация превышала потолок добычи в течение 18 месяцев подряд. Добыча нефти в США при этом снизилась по сравнению с пиком лишь незначительно. Мировые рынки, по-видимому, были переполнены по меньшей мере на 2 млн баррелей в день, даже несмотря на войну в Ливии, в результате которой добыча в стране сократилась на 1 млн баррелей в день. Производители нефти были вынуждены внести серьезные коррективы, чтобы выдержать цены на уровне 40 долларов. Индонезия на некоторый период воссоединилась с экспортной организацией, иракское производство увеличилось после многих лет беспорядков, Иран готов был восстановить добычу было при отмене международных санкций, сотни мировых лидеров в рамках Парижского климатического соглашения обязались ограничить выбросы углерода от ископаемого топлива, а солнечные технологии становились все более конкурентоспособными и распространенными. В свете всего этого рыночного давления организация решила отложить неэффективный потолок производства до следующей министерской конференции в июне 2016 года. К 20 января 2016 года цена Нефтяной корзины OPEC упала до $22,48 за баррель, то есть менее одной четвертой от своего максимума с июня 2014 года ($110,48), и менее одной шестой ее рекорда, достигнутого в июле 2008 года ($140,73).

В 2016 году переизбыток нефти был частично скомпенсирован за счет значительного сокращения объемов производства в США, Канаде, Ливии, Нигерии и Китае, и цена корзины постепенно поднялась до $40 за баррель. Организация вернула себе скромный процент доли рынка, сохранила статус-кво на своей июньской конференции и одобрила «цены на уровнях, подходящих как для производителей, так и для потребителей», хотя многие производители все еще испытывали серьезные экономические трудности.

2017–2019 гг. Сокращение производства.

В ноябре 2016 году страны-члены ОПЕК, устав от уменьшающихся прибылей и сокращений финансовых резервов, наконец подписали соглашение сокращении добычи и введении квот (Ливия и Нигерия, разрушенный в результате беспорядков освобождались от соблюдения соглашения). Наряду с этим, несколько стран, не входящих в организацию, в том числе, Россия, поддержали Организацию стран-экспортеров нефти в решении ограничить добычу. Такая консолидация получила название соглашение OPEC+.

В 2016 году Индонезия, вместо того, чтобы согласиться на запрашиваемое 5%-ное сокращение добычи, вновь объявила о временной приостановке членства в организации.

В течение 2017 года цены на нефть колебались в районе $50 за баррель, и в мае 2017 года страны ОПЕК решили продлить ограничение по добыче до марта 2018 года. Известный нефтяной аналитик Дэниел Ергин описал отношения между OPEC и сланцевыми производителями словами: «взаимное существование, когда обе стороны учатся жить по ценам, которые ниже, чем они хотели бы».

В декабре 2017 года Россия и ОПЕК договорились продлить сокращение производства на 1,8 миллиона баррелей в день до конца 2018 года.

С 1 января 2019 года организацию покинул Катар. Согласно New York Times, это является стратегическим ответом на продолжающийся бойкот Катара Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Египтом.

29 июня 2019 года Россия снова согласилась с Саудовской Аравией продлить на шесть-девять месяцев первоначальное сокращение производства в 2018 году.

В октябре 2019 года Эквадор объявил о выходе из организации с 1 января 2020 года из-за финансовых проблем.

В декабре 2019 года ОПЕК и Россия договорились об одном из самых больших сокращений добычи до настоящего времени. Договоренность продлится в течение первых трех месяцев 2020 года, и направлена на предотвращение переизбытка нефти на рынке.