Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века. Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века Международные отношения 70 90 е гг
СССР в системе международных отношений в середине 60-х и середине 80-х годов
К середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США.
В 70-е годы значительно выросли международный авторитет и влияние СССР. В 1970 г. был заключен Московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости границ всех государств в Европе. Подобные договоры ФРГ заключила с ПНР, ЧССР, ГДР. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения 4-стороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ.
В 1973 - 1975 гг. проходило Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было10: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т.д. Последующие встречи участников СБСЕ стали называться движение СБСЕ.
1970-е годы вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. Американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений: ОСВ-1 (Москва, 1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.). Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах (Гранд-Фокс-США, Москва-СССР). В 1974 году был подписан Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, а в 1976 г. - Договор о подземных взрывах в мирных целях.
В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами "социалистического содружества", что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т.д.
В конце 60-х годов советско-китайские отношения стали враждебными. Весной 1969 г. Китай совершил вооруженное нападение на советскую территорию (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. человек. Основные претензии КНР к СССР носили территориальный характер.
Во второй половине 1960-х годов возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства "социализма с человеческим лицом". Это привело к попытке выйти из-под советского влияния. Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР. Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис. Польский рабочий профсоюз "Солидарность" организовал в конце 1970-х годов ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981 - 1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.
На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). США и СССР оказались вовлеченными в гонку вооружений.
В 1983 - 1984 гг. США разместили крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, на территории ФРГ, Великобритании и Италии. В свою очередь СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силы. В 1979 г. СССР оказался втянутым в войну в Афганистане (9 лет). Большинство стран - членов ООН осудили действия СССР. За годы войны в Афганистане СССР потерял убитыми 15 тыс. человек, 36 тыс. раненными. Каждый день войны обходился в 10-11 млн. руб.
В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXI 1 Олимпиаде в Москве.
В 1984 году СССР разместил на территории ЧСССР и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.
Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам "третьего мира". СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали.
К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.
3.1.Разрядка в Европе. Общеевропейский процесс в 70-е гг. В конце 60-х гг. международные отношения в Европе характеризовались поисками путей различных государств к ослаблению напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В реалистических правящих кругах и правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров.
Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправданный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству европейских государств в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.
В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем государствам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддерживали нейтральные страны Западной Европы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, правительство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созыва совещания. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни - общеевропейский процесс.
На основе позитивных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между Советским Союзом и странами Западной Европы начались консультации предварительного характера, в результате которых 30 июля в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания.
Заключительный акт не являлся договорным документом, но он имел большое морально-политическое значение, ибо вводил в международные отношения новые прогрессивные нормы.
Заключительный акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках общеевропейского, или хельсинкского, процесса.
3.2.Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. На рубеже 70-80-х гг. вновь произошел поворот к конфронтации между СССР и США. Причины такого хода международных событий были многообразными.
Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х гг. осложнили отношения между большой группой стран «третьего мира» и развитыми капиталистическими странами. В мире продолжались процессы революционного обновления. Образование в 1975 г. революционно-демократических правительств в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, революция в Эфиопии в 1974 г., революция а Афганистане в 1978 г., свержение сомосовского режима в Никарагуа в 1979 г., происшедшая в том же году антишахская революция в Иране - все эти события рассматривались правящими кругами США как поражения, а представителями ультраправых сил истолковывались как следствие «слабости» или «некомпетентности» правительства, а то и «происки Москвы».
Поворот к конфронтации в международных отношениях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внешнеполитических акций Советского Союза, прямо противоречащих положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности размещение в странах ОВД новых советских ракет средней дальности. Особое возмущение мирового общественного мнения вызвали ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявленное в декабре 1981 г. военное положение в Польше. Была развернута ожесточенная антисоветская кампания. Под ее аккомпанемент началась новая фаза гонки вооружений, в которой участвовали оба военных блока.
Возвращение к конфронтации и военно-силовой риторике в первой половине 80-х гг. в отношениях между двумя великими державами в немалой степени объяснялось и тем, что обе стороны оказались неспособными оценить меняющуюся международную ситуацию и адаптироваться к новым требованиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и цельностью судеб мира. Взаимоотношения двух систем продолжали трактоваться как их полярное противостояние.
3.3Международные и региональные конфликты в 70- 90-е гг. В 70-е гг. конфликтность в межгосударственных отношениях на Европейском континенте снизилась. Однако это вовсе не означало распространения разрядки на все регионы, особенно на развивающиеся страны, где для возникновения локальных конфликтов сохранялось немало причин. Политика великих держав также не раз вызывала конфликты в различных регионах планеты.
Ближневосточные конфликты. По-прежнему в 70- 90-е гг. нерешенность палестинской проблемы и конфликт Израиля с арабскими соседями создавали угрозу миру и безопасности в районе Ближнего Востока. Лишь в конце 90-х гг. было достигнуто соглашение о предоставлении палестинцам ограниченной автономии, однако проблема урегулирования ближневосточного кризиса еще далека от справедливого решения.
Ирано-иракская война (1980-1988) и агрессия Ирака против Кувейта в 1990-1991 гг. завязали на долгое время узел международных конфликтов вокруг Ирака, вовлекших в свою орбиту ООН, НАТО, США, Россию и другие страны.
Индийско-пакистанская война 1971 г. была связана с индо-пакистанскими противоречиями и внутриполитическим кризисом в Западном и Восточном Пакистане. Война и внутрипакистанский конфликт закончились поражением Пакистана и образованием суверенной Бангладеш.
Другие региональные конфликты 70-90-х гг . Зоной перманентных конфликтов стала Африка, где на почве территориальных, экономических, этнических, религиозных и племенных противоречий возникали междоусобицы, войны и этнические чистки.
Другие региональные конфликты возникали между европейскими странами и в других регионах (греко-турецкий конфликт на Кипре, столкновение интересов Испании и Англии вокруг Гибралтара, аргентино-британ ский конфликт из-за Фолклендских островов и др.).
Немало конфликтов внутри государств и межгосударственного характера было вызвано ростом национализма и религиозного фундаментализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Ряд конфликтов возникал в связи с грубым вмешательством США во внутренние дела малых государств (вторжение в Гренаду в 1983 г., бомбардировка Ливии, угрозы Ираку и пр.). Эти и многие другие региональные конфликты трудноразрешимы, ибо отсутствуют механизмы их предотвращения и решения, а нередко и чувство ответственности за содеянное у их инициаторов.
3.4.Проблема разоружения. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире проходила по простой схеме «вызов - ответ». Выдвигая планы достижения военно-стратегического превосходства над Советским Союзом, правящие круги США были, как правило, инициаторами гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Советский Союз следовал логике контрмер, до середины 80-х гг. не всегда используя политические методы разрешения разногласий.
В результате в мире были накоплены «монбланы оружия». В октябре 1986 г. в СССР насчитывалось 10 тыс. ядерных зарядов на стратегических носителях, а в США - 14,8 тыс. зарядов, каждый из которых превышал мощности бомб, сброшенных на Нагасаки и Хиросиму. Мощность ядерных боезапасов давно уже превышала разумные пределы достаточности.
Такой гигантский уровень накопленных наступательных вооружений был проявлением военно-силового мышления и результатом количественного подхода к созданию ядерных вооружений. С такой же точки зрения рассматривался вопрос о военно-стратегическом равновесии. Серия договоров, заключенных в 70-е гг. (по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2), фиксировала фактические уровни вооружений и лишь ограничивала их рост и в известной мере качественные характеристики определенными пределами.
После встречи в Рейкьявике в Вашингтоне в ноябре 1987 г. состоялась новая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, м Горбачев (СССР) а также связанные с ним протоколы о процедурах ликви- и Дж. Буш (США) дации ракетных средств и об инспекциях.
В июле 1991 г. в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступательных вооружений обеих стран.
Большое значение для установления атмосферы доверия и взаимопонимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках хельсинкского процесса переговоры 23 государств - участников Организации Варшавского Договора и НАТО по обычным вооружениям и вооруженным силам в Европе от Атлантики до Урала.
Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающего масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Атлантики до Урала.
3.5.Роль ООН в международных отношениях . В 70-90-е гг. роль Организации Объединенных Наций в международных делах существенно возросла. В первые послевоенные десятилетия в ней доминировали конфронтационное мышление и поведение. Не случайно тогда ООН нередко называли «западным клубом», инструментом политики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колониального господства, там менялась расстановка сил и в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи и других органов ООН все больше места стали занимать вопросы разоружения, демократизации международных отношений, сохранения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.
Даже в условиях обострения международной обстановки в первой половине 80-х гг. Организация Объединенных Наций продолжала играть важную миротворческую роль. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала решения и резолюции, осуждающие конфронтацию. В декабре 1984 г. она выступила против перенесения гонки вооружений в космос, приняв резолюцию об использовании космического пространства исключительно в мирных целях.
Организация Объединенных Наций сыграла в 80-е гг. немаловажную роль в укреплении позитивных тенденций в международных отношениях. Генеральный секретарь ООН и его представители внесли большой вклад в урегулирование острых региональных конфликтов. Ряд ее важных решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.
3.6.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире и международные отношения. Для международной обстановки 90-х гг. характерным является дальнейшее углубление западноевропейской и североамериканской экономической интеграции, развитие интеграционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Европы и в СССР обострились центробежное процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными республиками полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интернационализация, интеграция хозяйственных связей в капиталистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование национальных государств в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и СССР. Дезинтеграция в странах, называвших себя социалистическими, привела к ликвидации прежних международных организаций (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Она выразилась в распаде Чехословакии, Югославии. Таким образом, современная система международных отношений является переходной от системы, сложившейся в итоге Второй мировой войны и просуществовавшей почти полвека, к новой системе, в которой, с одной стороны, отмирают старые принципы и формы межгосударственных и международных отношений, а с другой - создаются или находятся в стадии становления новые принципы и формы этих отношений.
3.7.Западноевропейская интеграция: новая фаза. 11 декабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт, на стыке голландской, бельгийской и германской границ, что само по себе символично, на встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах этих стран. Открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе, начавшейся с Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС.
Валютно-экономический договор предусматривает переход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной единице - евро.
Другой договор, подписанный в Маастрихте, касается проблемы углубления политического союза западноевропейских государств. Этот документ предусматривает выработку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Новым положением в этом договоре является принцип «квалифицированного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и военной политики.
В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномочий ЕС в области социальной политики, охраны окружающей среды, промышленности, культуры, здравоохранения. Предполагается, что формирование политического и валютного союзов, предусмотренных договорами, займет по меньшей мере два десятилетия и не исключает соз дания единого правительства. Таким образом, принята долгосрочная стратегия развития ЕС.
Между тем ЕС столкнулся с большими трудностями экономического характера. В ЕС сохраняется массовая безработица (11% от общей численности рабочей силы), европейские товары утрачивают конкурентоспособность, и их доля в мировой торговле упала с 24% в 1978 г. до 18% в 1997 г. Не преодолено отставание ЕС от США и Японии в области новейших технологий и научных разработок.
Североамериканская интеграция, включавшая территорию США и Канады по соглашению о свободной торговле 1988 г., получила дальнейшее развитие в связи с завершением в 1993 г. переговоров о присоединении к свободной экономической зоне Мексики. Таким образом, Североамериканский континент превращается в единый хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и совместных наднациональных органов исполнительной власти, североамериканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на уровне переплетения частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания наднациональных органов управления и регулирования. Процессы интеграции ускоряются также в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке.
3.8.Последствия распада «социалистического содружества». К концу 1991 г. окончательно распались все те межгосударственные структуры, которые прежде олицетворяли так называемое «социалистическое содружество» (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Установление либерально-демократических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объединение ГДР и ФРГ изменили ситуацию в Европе, открыли полосу перегруппировки в межгосударственных отношениях и изменений ориентации этих стран. Среди приоритетов во внешней политике эти государства избрали курс на самоутверждение в международных отношениях и на присоединение в той или иной форме к Европейскому союзу и к НАТО.
В мае 1997 г. в Париже между РФ и НАТО был подписан Основополагающий документ об отношениях России с Североатлантическим блоком.
На Востоке Европы сохранялись нестабильность и неопределенность в международных отношениях. Создание Содружества Независимых Государств рядом республик бывшего СССР не переросло в углубление их экономической интеграции. Вместе с тем расширилось участие России и стран Центральной и Восточной Европы в общеевропейских институтах. Россия и большинство государств Восточной Европы стали членами Совета Европы. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе превратилось в постоянный орган по вопросам европейской безопасности и стало называться Организацией по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ).
Важным событием в 1996 г. стало прекращение межэтнических конфликтов в Боснии после распада Югославии. В преодоление этого конфликта включились ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и целый ряд европейских государств, в том числе и Россия.
В конце 1990-х гг. резко обострились этнические конфликты в Косово. Произошло военное вмешательство стран НАТО в конфликт, и под предлогом прекращения этнических чисток албанцев Югославия подверглась массированным бомбардировкам. Косовское урегулирование только началось с вводом в Косово в 1999 г. миротворческих сил ООН, НАТО и России. Хотя масштабные военные действия прекратились, конечное урегулирование этнических проблем на Балканах, похоже, останется далекой перспективой.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем причины обострения международной напряженности в 80-е гг.?
2. Назовите основные региональные конфликты 70-80-х гг. и их причины.
3. Как решалась проблема сокращения вооружений в 80-е гг.?
4. Объясните процессы интеграции и дезинтеграции в мире.
5. Каковы международные последствия распада социалистического содружества?
6. Почему «холодная война» не переросла в третью мировую войну? М. Тэтчер утверждала, что наличие ядерного оружия у СССР и США предотвратило возникновение третьей мировой войны. Согласны ли вы с этим утверждением?
7. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после распада СССР и социалистического лагеря»?
Коллаборационисты - лица, сотрудничавшие с фашистскими захватчиками в странах, оккупированных во время Второй мировой войны.
Похожая информация.
Конспект урока в 9 классе. МОУ«Изобильненская школа»
Г.Алушты
Республика Крым
Учитель истории
Шифманович Т.А.
Международные отношения во второй половине XX века.
Цели :формировать у ребят целостное и образное представление о развитии международных отношений в 60-90-е гг.; способствовать развитию познавательных умений учащихся:проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках,сравнивать их данные, выявлять характерные черты событий; учить анализировать историческую точку зрения; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов.
Оборудование : « Политическая карта мира »;схема « Циклы мировой политики» ; перфокарты.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Учитель.Познакомившись с политическими и социально-экономическими процессами,которые происходили во второй половине XXвека в странах мира, мы подошли к еще более широкому понятию:биполярный мир.Наша задача на уроке-проследить развитие двухполюсной системы международных отношений, выяснить причины локальных обострений и последствия напряженности в мире и проследить роль ООН в данный период.
II.Актуализация опорных знаний по теме.
1.На доске выписываются понятия, которые надо объяснить.
“xолодная война”, биполярный мир”, железный занавес” ,доктрина Трумэна, гонка вооружений, НАТО, ОВД, доктрина Эйзенхауэра, раскол мира.
2.Беседа по вопросам.
Какой период в новейшей истории называется холодной войной?
Почему антигитлеровская коалиция совместными усилиями победившая фашизм распалась и превратила бывших союзников в непримиримых врагов?
Покажите на карте раскол мира и Европы на две враждебные общественно-политические системы.
Покажите на карте очаги военных конфликтов в первое послевоенное десятилетие(1945-1955гг.)
Почему по мнению историков в конце 1940-х-начале 1950-хгг.сверхдержавам удалось избежать открытых военных столкновений?
III.Изучение нового материала.
1.Работа с перфокартой.
Задание.Опираясь на материал учебника(параграф 32 п.1,2,5) и на схему «Циклы мировой политики»заполнить перфокарту:
2.Лекция.
Карибский кризис 1962г.-конфликт между СССР и США,который поставил две страны на грань ракетно-ядерной войны.
В годы холодной войны Советский Союз был со всех сторон окружен американскими военными базами, на которых находилось ядерное оружие.Отдыхая в Крыму, Хрущев был возмущен тем, что даже его дача находится в пределах прямой досягаемости американских ракет в Турции.Советский лидер решил поставить Америку в такое же положение.Пользуясь тем что кубинские лидеры неоднократно просили СССР защитить их от возможного нападения США,советское руководство приняло решение установить на Кубе ядерные ракеты среднего радиуса действия.Теперь южные города США могли быть стерты с лица земли в считанные минуты.
Кеннеди узнал об установке ракет на Кубе в октябре 1962г. из данных воздушной разведки.Его реакция на известие была решительной-США заявили об установлении морской блокады Кубы в Карибском море.Никакие военные грузы не могли поступать на остров.Это было грубым нарушением международного права,но Кеннеди был готов вступить даже в военное столкновение, лишь бы не допустить создания ракетно-ядерной базы противника в 90 милях от американского побережья.
24 октября советские корабли вплотную подошли к границе блокады.Если бы они пересекли ее,то
американцы могли бы попытаться захватить суда.Это неминуемо вызвало бы военное столкновение,которое в мгновение ока могло перерасти в третью мировую войну.Ракетно-ядерные и военно-воздушные силы СССР и США были приведены в боевую готовность.Круизный корабль, принадлежащий ГДР,пересек зону блокады,но американцы не решились атаковать его,понимая,что на туристическом лайнере нет военных материалов.Однако стало ясно,что американцы не готовы жестко поддерживать блокаду.26 октября после серии закулисных консультаций,Хрущев предложил Кеннеди компромисс:СССР убирает ракеты с Кубы,а США гарантируют,что не будут атаковать Кубу и выведут из Турции свои ракеты.Через два дня соответствующее соглашение было заключено.СССР получил выгоду от этого соглашения.Но и Кеннеди мог считать себя победителем, так как заставил Хрущева сделать первый шаг к примирению и вывести ракеты с Кубы.Мир отошел от грани ракетно-ядерной войны.
3.Вопросы для обсуждения:
Почему Карибский кризис не перерос в вооруженное столкновение СССР и США?
Какие субъективные и объективные причины этому воспрепятствовали?(Обладание ядерным оружием создавало угрозу для обеих сверхдержав;в достижении компромисса сыграли роль
взаимоотношения двух лидеров:Хрущева и Кеннеди.)
Чем заканчивались периоды мировой политики 60-70-х гг. и в конце 80-х гг.?(Соглашениями об ограничении вооружений.)
4.Работа с материалом учебника.
Задание.Опираясь на материал параграфа 32,составьте хронологическую таблицу переговоров и соглашений по ограничению гонки вооружений и укреплению доверия и безопасности в годы «холодной войны» и после распада СССР.
ГОДЫ | МЕРОПРИЯТИЯ | СТРАНЫ-УЧАСТНИЦЫ |
||
Август 1963г. | Подписание Московского договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере,в космосе и под водой | Все страны,кроме Франции и Китая |
||
1970г. | Договор о нераспространении ядерных вооружений | 100 государств |
||
1972г. | Соглашение ОСВ-1 об ограничении стратегических наступательных вооружений;Договор о противоракетной обороне(ПРО) | СССР и США |
||
июль-август 1975г. | Подписание акта СБСЕ | США,Канада, 33 европейских государства |
||
1979г. | Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) | СССР и США(не был ратифицирован США) |
||
1986г. | Встреча глав государств-М.С.Горбачева и Р.Рейгана в Рейкьявике | СССР и США |
||
1987г. | Соглашение об уничтожении ракет малой и средней дальности | СССР и США |
||
1991г. | Соглашение о сокращении на одну треть стратегических наступательных вооружений(СНВ-1) | СССР и США |
||
1993г. | Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений(СНВ-2) | Россия-США |
||
2001г. | Создание антитеррористической коалиции | Россия, страны НАТО |
||
ноябрь 2001г. | Встреча президента США Дж.Буша и президента РФ В.В.Путина в Вашингтоне | Россия-США |
||
май 2002г. | Договор о сокращении наступательных потенциалов(СНП) | Россия-США |
5.Работа по группам.
а)группа выступает с сообщением по теме «Международные и региональные конфликты»,опираясь на подготовленный материал и на « Политическую карту мира»;
б)на основании сообщения заполняется таблица:
в)каждая группа предоставляет текущую международную информацию,опираясь на материалы СМИ.
6.Работа с понятиями и аббревиатурами.
Что означают следующие понятия?
Движение неприсоединения -международное объединение стран,отказывавшихся примкнуть к одному из военно-политических союзов времен «холодной войны».
Интеграция -процесс сближения стран,который приводит к образованию надгосударственных структур управления,общего социально-экономического и политического пространства.
ЕОУС -Европейского объединение угля и стали,ядро будущего Европейского союза.
ЕС (Европейский Союз)-сообщество европейских стран,объединившее все формы сотрудничества(единая валюта,общие социальные стандарты,свободное движение капитала и рабочей силы.)
ЕЭС (Европейское экономическое сообщество)-международный союз,целью которого было создание общего рынка шести стран,основавших сообщество и установивших совместное регулирование использования атомной энергетики.
СБСЕ(ОБСЕ) (Совещание (или Организация) по безопасности и сотрудничеству в Европе)-общеевропейское совещание с участием Канады и США.
ОАЕ (Организация Африканского единства)-региональная организация африканских стран,созданная в 1963г. для совместной борьбы за окончательную деколонизацию Африки,против апартеида в ЮАР.
ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти)-международный картель,созданный странами-экспортерами нефти в 1960г. с целью стабилизации цен на нефть на мировом рынке.
IV.Закрепление темы.
Тест:
1.Что является лишним в ряду и почему?
Международные кризисы второй половины 50-60гг.XXвека.
а)суэцкий;
б)берлинский;
в )багдадский;
г)карибский;
д) вьетнамский.(Кризисов с таким названием не было)
2.В 1999г.в НАТО вступили следующие страны Восточной Европы:
а) Польша, Венгрия, Чехия;
б)Словакия,Румыния, Болгария;
в)Македония, Сербия, Черногория;
г)все вышеперечисленные страны;
д)нет правильного ответа.
V.Итог урока.
Домашнее задание :параграф 32.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время мировое сообщество стоит перед дилеммой – нужно ему ядерное оружие или нет. Одни считают, что да. К ним можно отнести представителей тоталитарных режимов в Ираке, Северной Корее. Кроме того, имеется ядерное оружие в Индии и Пакистане. Здесь остро стоит проблема вокруг Кашмирского кризиса. С другой стороны, сторонниками частичного сохранения ядерных арсеналов являются США и Россия. Но здесь вопрос поставлен иначе. В отличие от вышеуказанных государств, в основание угла ставящих принцип агрессии, Россия и США пытаются остаться в числе «арбитров».
Есть и сторонники абсолютного уничтожения всех ядерных ракет. Это прежде всего узкие социальные группы, выступающие против угрозы «ядерной зимы» и вообще против всякого насилия. Они устраивают демонстрации и акции протеста.
Ядерное оружие с момента своего появления на земле представляло и представляет угрозу для существования человечества. Поэтому мировой общественности необходимо полностью уничтожить оставшиеся боеголовки, пока какой-нибудь авторитарный правитель не нажал в критическую минуту на ядерную кнопку. Чем это может обернуться, всем известно.
Вспомнить хотя бы Карибский кризис, аварию на Чернобыльской АЭС, Хиросиму и Нагасаки.
Огромную опасность представляют ядерные захоронения. Поэтому ученые многих стран пришли к выводу о целесообразности использования для этого Космоса. Имеется ввиду космический мусор. Это понятие вошло в обиход в последнее время. Но это дорогостоящее мероприятие. Поэтому к нему прибегают не часто. К тому же неизвестно, чем операция обернется в будущем.
Ядерное оружие, которое имеется у России и США, несмотря на сокращение последних лет, способно уничтожить не только 2 государства, но и все человечество. Это придает особый характер их взаимодействию, так как несмотря на прекращение «холодной войны», модель взаимного ядерного сдерживания в российско-американских отношениях продолжает действовать.
Объектом исследования данной работы являются 2 державы – СССР и США, предметом исследования – ядерное разоружение в 60-е годы.
Цель исследования – это прежде всего рассмотрение эволюции проблемы разоружения, которая приобрела после Карибского кризиса огромный масштаб.
Угроза ядерного уничтожения планеты оправдывает и объясняет тот факт, что государства замыкаются в своих территориях. Она также объясняет всемогущество понятия государственных интересов.
Международные отношения в 60-е годы.
Основные направления международной политики 60-х годов определялись проблемами разоружения, запрещения атомного оружия и его испытаний, прекращения ряда региональных конфликтов и военных действий, происходивших в разных регионах, прежде всего в Индокитае и на Ближнем Востоке. На общее состояние отношений между странами оказывали определенное влияние факторы, связанные с техническим прогрессом, такие, как освоение космического пространства и развитие ядерных технологий, в том числе в военных целях.
60-е годы начались с переговоров в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. Продолжавшиеся испытания все больше беспокоили мировую общественность, так как наносили страшный, а порой непоправимый вред окружающей среде. Это заставило ускорить поиск путей к их ограничению, а еще лучше к полному прекращению.
На рубеже 50–60-х годов и особенно в 60-е годы стали просматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость.
Президент США Дж. Кеннеди, при котором начала осуществляться программа перевооружения, сумел подняться выше глобальных американских амбиций, что, в частности, показал и карибский кризис. Именно при нем дипломатические методы во внешнеполитической программе стали использоваться гораздо больше, чем раньше. Даже короткое пребывание Кеннеди в Белом доме позволяет заключить, что он понял необходимость поиска путей к установлению контактов с партнерами по разоружению.
Продолжавшиеся несколько лет переговоры между представителями СССР, США и Великобритании о прекращении испытаний ядерного оружия шли трудно. Против заключения такого соглашения по разным причинам выступали Франция и Китай. США и Англия не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. Тем не менее, в начале 60-х годов участники переговоров медленно, шаг за шагом, с оглядкой, но все же двигались к расчистке завалов «холодной войны». В ноябре 1962 г. XVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию с призывом к ядерным державам прекратить не позднее 1 января 1968 г. испытания ядерного оружия, независимо от хода переговоров в Женеве.
К лету 1963 г. стало окончательно ясно, что западные страны не пойдут на полное запрещение испытаний ядерного оружия. В этих условиях советское правительство решило выделить из проекта договора те вопросы, по которым можно прийти к общему мнению. 2 июля 1963 г. оно предложило заключить соглашение о запрещении испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой – на основе использования национальных средств контроля. Переговоры трех держав начались 15 июля 1963 г. в Москве и закончились 5 августа парафированием предложенного советской стороной текста Договора. В нем говорилось, что СССР, Великобритания и США обязались не проводить любые испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в трех сферах, и выражалась надежда на достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под международным контролем и прекращении всех ядерных испытаний, включая и подземные. Московский договор вступил в силу после ратификации 10 октября 1963 г. Он был открыт для подписания всеми странами.
Хотя Договор не запрещал всех испытаний, но он показал, что при взаимном желании можно добиться соглашений, приемлемых для всех.
Первые годы шестого десятилетия были противоречивыми. С одной стороны – заключение Московского договора, первый полет человека в космос, с другой – высадка кубинских контрреволюционеров на Плайя-Хирон и международный политический кризис в районе Карибского моря, который поставил человечество перед реальной угрозой войны.
Советский Союз продолжал разрабатывать меры по разоружению и заключению Договора о нераспространении ядерного оружия. Дело в том, что число ядерных держав увеличивалось, а следовательно, и возрастала угроза применения ядерного оружия. В 60-е годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства. Главным в ней был вопрос о запрещении использования космического пространства в военных целях и вывода в космос ядерного оружия. СССР и другие социалистические страны принимали меры к тому, чтобы не допустить появления атомного оружия у ФРГ и Японии.
Советский Союз поднимал эти вопросы на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Последовательная борьба СССР, других социалистических стран привела к отказу от создания ядерных сил с участием в них ФРГ.
Наращивание ядерных арсеналов и возрастание разрушительной силы новых видов ядерного оружия не могло не беспокоить наиболее дальновидных политиков и специалистов. Поэтому проходившие в 60-е годы переговоры приковывали к себе внимание мировой общественности. К середине этого десятилетия ядерные реакторы исследовательского типа действовали в 38 странах. Помимо ядерных держав, реакторами, производящими плутоний, в 1968 г. обладали 13 государств.
Генеральная Ассамблея ООН призывала своих членов принимать необходимые шаги для быстрейшей подготовки договора, который явился бы звеном в цепи всеобщего и полного разоружения.
В резолюции ее XX сессии поручалось Комитету 18 государств в срочном порядке рассмотреть вопрос о нераспространении ядерного оружия.
В этом отношении большое значение имело объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Так, ОАЕ летом 1964 г. на конференции в Каире приняла специальную декларацию, в которой безъядерной зоной объявлялась Африка.
Под влиянием мировых событий менялись настроения людей, занимавших важные посты в своих странах. Такие изменения во второй половине 60-х годов можно было заметить в правящих кругах Англии, США и ряда других стран. Во Франции укреплялось мнение о том, что в рамках ООН необходимо разработать документ о нераспространении ядерного оружия.
Таким образом, можно прийти к заключению о том, что во второй половине 60- х годов мнение о необходимости запретить распространение ядерного оружия становилось всеобщим.
Рассмотрим подробно 2 основных документа 60-х годов- Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой и Договор о нераспростанении ядерного оружия, а также предысторию их возникновения.
2. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
История богата примерами того, что политика упрямого отстаивания старого, отжившего, которую американские профессора вежливо называют «неспособностью приноровиться к быстроизменяющемуся миру», в конечном счете всегда кончались банкротством, а политика диктата, как правило, - войной. Более того, отчет мировых и локальных войн показал, что силы агрессии и в современных условиях не могут одержать устойчивую победу. Их ждет поражение. По словам одного из американских публицистов, нет оснований полагать, что история сделает для США хоть малейшее исключение.
Соглашения в области разоружения затрагивают важнейшие факторы обеспечения безопасности большинства государств. Поэтому нарушение условий соглашения каким-либо государством-участником неизбежно поставит под угрозу безопасность других участников. Кроме того, в области разоружения нельзя исключить и возможность скрытых нарушений, особенно если учитывать стремление империалистических кругов к достижению военного превосходства и навязыванию своей воли народам с помощью военной силы. Отсюда вытекает необходимость разработки в ходе переговоров по вопросам разоружения системы таких положений, которые обеспечивали бы в каждом конкретном случае эффективное выполнение соответствующих соглашений.
Задача эта может быть решена лишь комплексно – при соблюдении целого ряда условий. Первоочередное значение с точки зрения обеспечения действительности того или иного соглашения имеет то, в какой мере его положение – не только на момент заключения, но и в дальнейшем, соответствует основополагающему принципу разоружения, предусматривающему нанесение ущерба безопасности сторон.
Контроль в процессе разоружения, т.е. предоставление и получение соответствующей информации о ВС, вооружениях, экономической деятельности и т.д., не является самоцелью. Его назначение состоит в том, чтобы содействовать обеспечению уверенности государств в соблюдении того или иного соглашения всеми его участниками. Контроль является лишь одним средством, хотя и весьма важным, обеспечения действенности соглашений. Более того, контроль не является абсолютно необходимым элементом любого соглашения об ограничении вооружения. Для некоторых мер в этой области создание системы контроля не обязательно. Трудно представить себе контроль за выполнением соглашения о неприменении ядерного оружия.
На рубеже 1980-90-х в международных отношениях произошли глубокие перемены. Развал мировой системы социализма означал прекращение идейно-политческой и военной конфронтации между Востоком и Западом. Холодная война осталась в прошлом. Началось формирование нового миропорядка.
Изменилась полит. карта мира: в Европе появилось 14 новых независимых гос-в (распад СССР, Югославии, Чехословакии). Повысилась роль объединенной Германии.
Произошел передел сфер геополитического влияния. Россия потеряла контроль над странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Она утратила положение «сверхдержавы». США зато упрочили роль лидера западного мира.
В этой связи (+отпала необходимость противостояния «коммунистической угрозе») изменилась роль НАТО. Ее главной задачей стало поддержание сложившегося в пользу Запада соотношения сил и обеспечение на этой основе стабильности. НАТО была нацелена также на углубление сотрудничества США с европейскими государствами в вопросах безопасности (для упрочения позиций в Европе).
В 1990-ые существенно снизился уровень военно-политической конфронтации. Однако атомное оружие сохраняло роль сдерживающего фактора. Государства подписали ряд соглашений о взаимном нацеливании стратегических ядерных сил. Были введены моратории на проведение подземных ядерных испытаний. (1996 – 2000 гг – подписание 155 странами Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний).
Однако «клуб» ядерных государств расширился (в основном за счет южных государств) – Индия, Пакистан, вплотную приблизилась ЮАР, возможно Израиль.
1990 – «Парижская хартия новой Европы», подписана государствами-членами СБСЕ (верховенство права, демократия, уважение к правам человека, рыночная экономика).
С 1 января 1995 СБСЕ было переименовано в ОБСЕ (совещание => организация) => появление еще одной постоянно действующей организации. Однако решающей роли не играет. США и ведущие европейские гос-ва взяли курс на расширение НАТО и ее превращение в господствующую военно-политическую структуру в Европе. Они поставили цель сделать Североатлантический альянс фундаментом новой системы европейской безопасности.
Январь 1991 – роспуск ОВД по инициативе «Вышеградской группы» (Венгрия, Чехословакия, Польша)
1994 – сессия НАТО приняла программу «Партнерство во имя мира». Более 40 гос-в присоединилось. Суть ее – формула 16+1 (члены НАТО + гос-во – партнер) – отдельный договор (демократ. контроль за состоянием вооруж. сил, обеспечение гласности воен. планирования, совместная подготовка операций).
1997 – «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО» - заложены предпосылки стратегического партнерства бывших противников.
1999 – расширение НАТО на восток (ой, сколько об этом говорилось…), приняты Венгрия, Чехия, Польша.
1999 – НАТО заявил о возможности использовать вооруженные силы для регулирования конфликтов за пределами территории 19-ти гос-в – членов без санкции Совета Безопасности ООН. Тем самым окончательно трансформировалась в глобальную силовую структуру.
В последнее десятилетие кол-во региональных конфликтов увеличилось.
1992 – межклановый конфликт в Сомали – разруха.
1994 – конфликт в Руанде между племенами тутси и хуту.
В результате увеличения такого рода конфликтов ООН перешла к новой форме миротворчества – принуждению к миру (от превентивной дипломатии).
1990 – вторжение Ирака в Кувейт. 1991 – «Буря в пустыне» (осуществлялась США). Ирак разгромлен (до сих пор на него наложены экономические санкции).
Самый затяжной конфликт 90-х - в Югославии. Начался в 1991 – бомбардировка Словении в целях сохранения единства страны. В 1992 – война в Боснии и Герцеговине.
1998 – воина между Косово и Югославией. СБ ООН обязал Югославию прекратить огонь. Март 1999 – НАТО бомбит Югославию (без санкций СБ). Край Косово фактически изъят из-под контроля Югославии.
В конце ХХ в появились новые угрозы человечеству – международный терроризм. 11 сентября 2001 г - ВТЦ, Нью-Йорк, контртеррористическая операция США в Афганистане…….