Начальники статистического управления ссср. Система управления в ссср. Совет министров ссср

Дата публикации: До 2014-05-28
Просмотров: 440
Материал приурочен к дате: 1960-01-11
Прочие материалы относящиеся к: Материалы за:
Мета Гость

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНТРАЛЬНОМ СТАТИСТИЧЕСКОМ

УПРАВЛЕНИИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР (ЦСУ СССР)

Совет Министров Союза ССР постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Центральном статистическом управлении при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР). 2. Считать утратившим силу Постановление Совета Министров СССР от 30 октября 1951 г. N 4183 "Об утверждении Положения о Центральном статистическом управлении при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР) и его местных органах".

Председатель

Совета Министров Союза ССР

Н.ХРУЩЕВ

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

Г.СТЕПАНОВ

Утверждено

Постановлением

Совета Министров СССР

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЦЕНТРАЛЬНОМ СТАТИСТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР (ЦСУ СССР)

1. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР) является союзно-республиканским органом, осуществляющим централизованное руководство делом учета и статистики в СССР. В союзных республиках делом учета и статистики ведают центральные статистические управления при Советах Министров союзных республик, которые подчиняются как Совету Министров союзной республики, так и Центральному статистическому управлению при Совете Министров СССР. Центральные статистические управления при Советах Министров союзных республик выполняют статистические работы, возлагаемые на них постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, централизованным общесоюзным планом статистических работ, постановлениями и распоряжениями Совета Министров союзной республики и отдельными заданиями ЦСУ СССР. 2. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, центральные статистические управления при Советах Министров союзных республик, статистические управления автономных республик, краев, областей, городов и округов и инспектуры государственной статистики в районах и городах проводят свою работу на основе единых принципов, единой методологии и организации общегосударственной статистики и исходят из указаний Партии и Правительства о том, что централизованная система учета и статистики в народном хозяйстве страны является важнейшим рычагом государственного управления и планового руководства развитием народного хозяйства СССР, обеспечивающим строгий контроль за выполнением государственных планов и соблюдением общегосударственных интересов. 3. Основными задачами Центрального статистического управления при Совете Министров СССР являются: а) дальнейшее совершенствование организации и методологии учета и статистики; б) собирание, проверка, разработка и своевременное представление Правительству СССР научно обоснованных статистических данных, характеризующих ход выполнения государственных планов, соотношение в развитии отраслей хозяйства, рост социалистического хозяйства и культуры СССР, рост народного благосостояния, внедрение новой техники, размещение производительных сил в стране, а также показывающих наличие и использование резервов для перевыполнения государственных планов, наличие и использование природных, трудовых и материальных ресурсов в народном хозяйстве ; в) экономический анализ статистических материалов и представление Правительству СССР докладов и предложений по актуальным вопросам развития народного хозяйства и культуры СССР, союзных республик и отдельных районов; г) составление отчетного баланса народного хозяйства; исчисление общественного продукта, национального дохода, доходов и расходов населения; составление отчетных балансов материальных и трудовых ресурсов; составление перспективных расчетов численности населения; д) обеспечение ускоренного перевода на базу машинной техники всего дела учета и статистики в стране; е) публикация итогов выполнения государственных планов развития народного хозяйства СССР, издание статистических бюллетеней, статистических сборников, журналов и трудов ЦСУ СССР, издание научной и популярной статистической литературы. 4. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР в соответствии с возложенными на него задачами: а) осуществляет централизацию учета и статистики в народном хозяйстве; организует учет выполнения государственных планов развития народного хозяйства СССР; организует и ведет статистику по отраслям народного хозяйства и социально-культурного строительства СССР и выполняет другие статистические работы, возлагаемые на ЦСУ СССР постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР; б) проводит переписи населения и другие переписи и единовременные учеты, выборочные и монографические статистические обследования; в) организует работу по механизации учета и отчетности в народном хозяйстве; составляет планы механизации учета и вычислительных работ, организации и развития машиносчетных станций; участвует в разработке вопросов о типах счетных машин, подлежащих производству, об объеме производства этих машин и сроках выпуска их; проверяет выполнение решений Правительства СССР по вопросам механизации учета; организует централизованную разработку отчетных данных с применением машиносчетной техники; обеспечивает обмен передовым опытом в области механизации учета и отчетности; г) разрабатывает и изучает вопросы экономики производства, производительности труда, заработной платы, использования основных и оборотных фондов, себестоимости продукции в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, издержек производства и обращения, цен и ценообразования, вопросы материального благосостояния, культурного уровня населения и другие вопросы экономики и культуры; д) систематизирует статистические данные по экономике и культуре иностранных государств; е) обеспечивает Госплан СССР по согласованной с ним программе систематизированными статистическими данными, необходимыми для разработки государственных планов развития народного хозяйства СССР и для осуществления проверки выполнения планов в целом по народному хозяйству страны, по отдельным отраслям народного хозяйства, по республикам, краям, областям, по министерствам, ведомствам и совнархозам; ж) обеспечивает Министерство финансов СССР по согласованной с ним программе данными бухгалтерской и статистической отчетности, необходимыми для составления проекта государственного бюджета СССР, финансирования отраслей народного хозяйства и проверки исполнения Государственного бюджета СССР; з) предоставляет государственным комитетам Совета Министров СССР необходимые им в соответствии с кругом их деятельности данные статистической отчетности, данные разработки годовых отчетов, переписей и единовременных обследований как в целом по народному хозяйству СССР, так и по отдельным отраслям народного хозяйства, по республикам, краям, областям, по министерствам, ведомствам и совнархозам; и) предоставляет министерствам и ведомствам, отчетность которых централизована в органах государственной статистики, а также ВЦСПС необходимые им в соответствии с кругом их деятельности статистические данные в пределах действующей государственной отчетности; предоставляет Госбанку СССР и Стройбанку СССР сводки основных показателей бухгалтерской отчетности и статистические данные, необходимые им для планирования, кредитования и финансирования народного хозяйства; к) предоставляет в установленном порядке научным учреждениям и высшим учебным заведениям необходимые им в соответствии с планами их научных исследований материалы государственной статистики; л) утверждает общесоюзный минимум показателей и формы статистической отчетности для предприятий, строек, учреждений, организаций, находящихся в ведении совнархозов, общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, а также для колхозов, совхозов и РТС; издает инструкции о заполнении указанных форм статистической отчетности и по другим вопросам учета и отчетности; м) осуществляет общее руководство вопросами первичного учета в отраслях народного хозяйства и социально-культурного строительства, проверяет правильность организации этой работы предприятиями, учреждениями, организациями, совнархозами, министерствами и ведомствами; разрабатывает и издает типовые формы первичного учета, на основе которых совнархозы, министерства и ведомства издают для подчиненных им предприятий и организаций формы первичного учета; н) проверяет достоверность отчетных данных и состояние учета и отчетности в народном хозяйстве, ведет работу по сокращению, рационализации и унификации учета и отчетности и по недопущению отчетности, не утвержденной в установленном порядке; о) принимает меры к повышению квалификации практических работников в области статистики и механизации учета, проводит подготовку и переподготовку для народного хозяйства кадров счетных работников; п) созывает в установленном порядке совещания работников учета и статистики, научных работников в области статистики по вопросам теории и практики экономико-статистической работы, а также созывает совещания актива работников статистических органов для обсуждения вопросов об улучшении статистической и экономической работы и о лучшем использовании передового опыта в работе; р) осуществляет взаимный обмен опытом работы со статистическими организациями социалистических стран; в установленном порядке представительствует в международных статистических организациях, на съездах, конференциях и совещаниях и осуществляет все необходимые связи с иностранными статистическими организациями; с) руководит работой центральных статистических управлений при Советах Министров союзных республик, дает им необходимее указания и проверяет их деятельность. 5. Центральному статистическому управлению при Совете Министров СССР предоставляется право отменять не утвержденную ЦСУ СССР или соответственно центральными статистическими управлениями при Советах Министров союзных республик отчетность. Указания ЦСУ СССР об отмене такой отчетности являются обязательными для министерств и ведомств, совнархозов, исполкомов Советов депутатов трудящихся, а также для всех предприятий, строек, колхозов, совхозов, РТС, учреждений и организаций. 6. Все предприятия, стройки, колхозы, совхозы, РТС, учреждения, организации, министерства и ведомства обязаны по требованию Центрального статистического управления при Совете Министров СССР представлять статистическую и бухгалтерскую отчетность и материалы по всем учетно-статистическим работам в любой стадии их разработки, а также дополнительные данные и пояснения к представляемой отчетности. Министерства, ведомства, совнархозы, учреждения и организации обязаны представлять Центральному статистическому управлению при Совете Министров СССР издаваемые ими учетно-статистические работы, статистические справочники и сборники, инструкции по вопросам учета и отчетности, ценники и прейскуранты, а также приказы и распоряжения об утверждении цен. 7. Во главе Центрального статистического управления при Совете Министров СССР стоит Начальник, назначаемый Верховным Советом СССР. Начальник ЦСУ СССР издает в пределах своей компетенции приказы и инструкции на основе и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Правительства СССР и проверяет исполнение их, приостанавливает приказы, издаваемые начальниками центральных статистических управлений при Советах Министров союзных республик, противоречащие законам, постановлениям и распоряжениям Правительства СССР, приказам и инструкциям ЦСУ СССР, и входит с представлениями в Советы Министров соответствующих союзных республик об отмене таких приказов. 8. В Центральном статистическом управлении при Совете Министров СССР образуется коллегия в составе Начальника ЦСУ СССР (председатель), заместителей Начальника ЦСУ СССР и руководящих работников ЦСУ СССР. Состав коллегии утверждается Советом Министров СССР по представлению Начальника ЦСУ СССР. Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы организации и методологии статистических работ, итоги основных статистических работ, вопросы централизации и механизации учета и отчетности, проверки исполнения, подбора и расстановки кадров; заслушивает отчеты руководящих работников управлений, отделов ЦСУ СССР, начальников центральных статистических управлений при Советах Министров союзных республик и руководителей других органов государственной статистики. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Начальника ЦСУ СССР. 9. Для разработки и обсуждения методологических вопросов статистики, программ и инструкций по важнейшим статистическим работам при Центральном статистическом управлении при Совете Министров СССР организуется Научно-методологический совет. Члены совета утверждаются коллегией ЦСУ СССР из числа научных и практических работников в области статистики. 10. Для централизованной разработки отчетных данных по промышленности, строительству, сельскому хозяйству и другим отраслям народного хозяйства в системе Центрального статистического управления при Совете Министров СССР действуют Центральная машиносчетная станция ЦСУ СССР и машиносчетные станции при центральных статистических управлениях при Советах Министров союзных республик, статистических управлениях автономных республик, краев, областей и отдельных городов. 11. В ведении Центрального статистического управления при Совете Министров СССР находятся и действуют на основе хозяйственного расчета: Управление по организации и механизации учета (Союзмашучет ЦСУ СССР), Управление по изданию статистической литературы и документации по учету и отчетности (Госстатиздат ЦСУ СССР) и Управление подготовки кадров счетных работников, задачи и функции которых определяются положениями о них, утверждаемыми ЦСУ СССР. 12. Структура центрального аппарата Центрального статистического управления при Совете Министров СССР устанавливается Советом Министров СССР. 13. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, центральные статистические управления при Советах Министров союзных республик и другие органы государственной статистики содержатся за счет союзного бюджета. 14. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР имеет печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.

Совершив октябрьскую революцию, большевики оказались перед достаточно большой проблемой - как управлять государством. Все теоретические изыскания в этом вопросе оказались весьма ущербны, и представляли собой умозрительные предположения, как и что должно быть. Но на деле все эти теории оказались не жизнеспособны.

Первым, что сделали большевики после национализации - создали органы рабочего контроля, которые должны были перерасти в рабочее управление народным хозяйством. Но жизнь развеяла эти иллюзии. Для управления государственной народно- хозяйственной системой требовались специалисты.

Малограмотные дилетанты с революционным прошлым не могли справиться с поставленными задачами. В результате длительных поисков, была создана система управления государством, которая и просуществовала до перестройки, фактически развалив государство.

При всех заявлениях и закреплениях конституционных норм, система управления в СССР была административно -командной. Государство в лице коммунистической партии, и в частности Генерального Секретаря ЦК КПСС, старалось контролировать всё и вся.

Официально в СССР существовали четыре ветви власти. Первой номинально считалась представительная, второй административная, третьей контрольная и самая главная - политическая.

Высшим координационным органом всех властей административной, представительной, контрольной и политической было Полит Бюро ЦК КПСС.

Основу составляли советы народных депутатов, разных уровней, от местного до Верховного Совета и их органы управления, которые формировали исполнительную власть.

Высшим органом представительской власти был Верховный Совет СССР, который избирался на четыре года, и выбирал Президиум Верховного Совета СССР в составе Председателя и пятнадцати его заместителей, избирал судей Верховного Суда, назначал Совет Министров СССР и Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, который представлял законодательную власть.

Члены комиссий Верховного Совета и другие функционеры выбирались из числа депутатов.

Президиум Верховного Совета СССР руководил страной между сессиями Верховного Совета СССР, которые обычно созывались два раза в год для утверждения подготовленных законодательных актов.

Политическую власть возглавлял Генеральный секретарь Центрального комитета КПСС, у которого в подчинении были секретари ЦК курирующие конкретные сферы государства.

Начиная с Хрущёва, Председателем Президиума Верховного Совета СССР был Генеральный Секретарь КПСС, что послужило окончательной концентрацией власти в одних руках.

Контрольная власть не имела конкретного высшего руководителя. В каждом подразделении этой власти был свой руководитель Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного Суда и Председатель Комитета народного контроля.

Административную власть возглавлял Председатель Совета Министров, который был номинально главою государства и управлял государственными структурами сверху вниз.

Между тем параллельно с государственными структурами, существовала политическая власть, которая контролировала все структуры государственной власти. При этом она не несла ответственности за выполнение решений. Вся ответственность ложилась на власть исполнительную.

Так на уровне города, главою города был Председатель исполкома - осуществляющий исполнительную власть.

Городской Совет депутатов - был отражением законодательной власти, формировал городские исполнительные структуры, и принимал законы городского уровня в рамках законов СССР Волкогонов Д.А. "Триумф и трагедия", книга 2, часть 2, М., 1989. С. 68..

Секретарь городского комитета коммунистической партии контролировал работу Председателя городского исполкома и всех остальных городских органов власти.

Эта особенность, когда политическая партия подменяет собою государство, и привела к краху СССР.

6 статья Конституции 1977 г. провозглашала, что Коммунистическая партия Советского Союза является «ядром политической системы».

За этой, как уже отмечалось выше, абсолютно неправомерной формулировкой, скрывалось реальное явление - дублирование всей системы управления партийным аппаратом. На высшем уровне жизнь КПСС определяли не съезды КПСС, как полагалось по Уставу КПСС, а члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС, руководители отделов и секторов аппарата ЦК КПСС. Руководители КПСС были и руководителями государства. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев стал с 1977 г. Председателем Президиума Верховного Совета СССР, член Политбюро КПСС А.Н. Косыгин - Председатель Совета Министров СССР. Членами Политбюро были министры - иностранных дел: А.А. Громыко; обороны - А.А. Гречко; Председатель КГБ - Ю.В. Андропов.

Все руководители высшего партийного звена обладали возможностью напрямую вмешиваться в деятельность всех ветвей государственной власти. Структура аппарата ЦК по сути дублировала органы исполнительной, законодательной и судебной властей, а также детально отражала систему союзных министерств и ведомств, управлявших промышленностью, сельским хозяйством, культурой и идеологией.

Вместе с тем, КПСС была единственной партией, партией массовой

Таблица 1. Численный состав КПСС Волкогонов Д.А. "Триумф и трагедия", книга 2, часть 2, М., 1989. С. 79.

Членство в КПСС было необходимым условием для служебной карьеры в армии, правоохранительных органах, государственном аппарате, в ряде отраслей так называемых «общественных наук» Воронин А.В. История Российской Государственности: Учебное пособие. - М., 2004, С. 31c..

КПСС была строго централизованным и эффективным институтом государственно-партийного управления, присутствовавшим на всех его этапах - от школы, заводского цеха или отделения колхоза до министерств, Совмина и Президиума Верховного Совета СССР. В многомиллионной КПСС существовала четкая иерархия. Ее высший уровень представляли руководители аппарата ЦК КПСС, Совмина СССР, крупнейших министерств - обороны, внутренних дел, МИДа, секретари обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. Туда же входили министры, заместители министров и члены коллегии министерства и союзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, являющиеся членами и кандидатами в члены ЦК и ЦКК КПСС (26*). Добавим к этому перечню тот слой управленцев, который обладал реальной властью на местах - это заведующие отделами обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик.

Этот слой составлял, по нашим подсчетам, менее тысячи человек в Москве и около 3 тысяч человек по всему Советскому Союзу - директоров крупнейших промышленных предприятий, командующих местными военными округами и крупными воинскими частями, начальников управлений КГБ.

Характерная черта властной элиты на этом этапе истории - ее замкнутость. Она пополнялась только специфически номенклатурными методами.

В условиях однопартийной системы и жестко контролируемого политического поведения граждан страны выборы в Советы всех уровней - от поселкового до Верховного Совета СССР - служили только ширмой, прикрывавшей фактически назначение по тому же номенклатурному принципу на должности депутатов Советов. Выборы были безальтернативными - один кандидат на одно место; участие в выборах было фактически обязательным для граждан.

Эта политическая конструкция выборов-назначений, сложившаяся в 30-е гг., становилась в обществе посмешищем в 70-е гг. из-за несомненного и очевидного несоответствия демократическим процедурам. Замкнутость властной элиты, ее практическая несменяемость и неподконтрольность, устойчивость господствующего партийно-государственного номенклатурного слоя, именовавшаяся в годы правления Брежнева «заботой о кадрах», рождали общественное недовольство, провоцировали противоречия внутри государственного аппарата, в партийных организациях, в обществе.

Большая Советская Энциклопедия (СС) БСЭ

СССР. Состав высших руководящих органов КПСС и Союза ССР (июнь 1977)

Состав высших руководящих органов КПСС и Союза ССР (июнь 1977)

Политбюро и Секретариат ЦК КПСС

Члены Политбюро ЦК КПСС: Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов, В. В. Гришин, А. А. Громыко, А. П. Кириленко, А. Н. Косыгин, Ф. Д. Кулаков, Д. А. Кунаев, К. Т. Мазуров, А. Я. Пельше, Г. В. Романов, М. А. Суслов, Д. Ф. Устинов, В. В. Щербицкий.

Кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС: Г. А. Алиев, П. Н. Демичев, П. М. Машеров, Б. Н. Пономарев, Ш. Р. Рашидов, М. С. Соломенцев.

Генеральный секретарь ЦК КПСС - Л. И. Брежнев. Секретари ЦК КПСС: М. А. Суслов, А. П. Кириленко, Ф. Д. Кулаков, Б. Н. Пономарев, И. В. Капитонов, В. И. Долгих, М. В. Зимянин, К. У. Черненко, Я. П. Рябов, К. В. Русаков.

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС - А. Я. Пельше.

Председатель Центральной ревизионной комиссии КПСС - Г. Ф. Сизов.

Президиум Верховного Совета СССР

Председатель Президиума Верховного Совета СССР - Л. И. Брежнев; заместители председателя Президиума Верховного Совета СССР: М. А. Яснов (от РСФСР), А. Ф. Ватченко (от УССР), И. Е. Поляков (от БССР), Н. М. Матчанов (от Узбекской ССР), С. Б. Ниязбеков (от Казахской ССР), П. Г. Гилашвили (от Грузинской ССР), К. А. Халилов (от Азербайджанской ССР), А. С. Баркаускас (от Литовской ССР), К. Ф. Ильяшенко (от Молдавской ССР), П. Я. Страутманис (от Латвийской ССР), Т. Кулатов (от Киргизской ССР), М. Холов (от Таджикской ССР), А.-М. Клычев (от Туркменской ССР), А. П. Вадер (от Эстонской ССР); секретарь Президиума Верховного Совета СССР - М. П. Георгадзе; члены Президиума Верховного Совета СССР - И. И. Артоболевский, Р. Г. Гамзатов, А. В. Гиталов, В. В. Гришин, Н. А. Злобин, В. И. Конотоп, Д. А. Кунаев, П. М. Машеров, В. В. Николаева-Терешкова, Н. А. Новоселова, З. П. Пухова, Ш. Р. Рашидов, Г. В. Романов, Г. Н. Смирнов, Ф. А. Табеев, Л. Г. Тынель, С. С. Цецегов, М. З. Шакиров, В. В. Щербицкий.

Председатель Совета Союза - А. П. Шитиков. Председатель Совета Национальностей - В. П. Рубен.

Совет Министров СССР

Председатель Совета Министров СССР - А. Н. Косыгин. Первые заместители председателя Совета Министров СССР - К. Т. Мазуров, Н. А. Тихонов. Заместители председателя Совета Министров СССР - И. В. Архипов, Н. К. Байбаков, В. Э. Дымшиц, К. Ф. Катушев, В. Л. Кириллин, М. А. Лесечко, Н. В. Мартынов, В. Н. Новиков, И. Т. Новиков, З. Н. Нуриев, Л. В. Смирнов.

Министры СССР (общесоюзные министерства): авиационной промышленности - В. А. Казаков, автомобильной промышленности - В. Н. Поляков, внешней торговли - Н. С. Патоличев, газовой промышленности - С. А. Оруджев, гражданской авиации - Б. П. Бугаев, машиностроения - В. В. Бахирев, машиностроения для животноводства и кормопроизводства - К. Н. Беляк, машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов - И. И. Пудков, медицинской промышленности - А. К. Мельниченко, морского флота - Т. Б. Гуженко, нефтяной промышленности- Н. А. Мальцев, оборонной промышленности - С. А. Зверев, общего машиностроения - С. А. Афанасьев, приборостроения, средств автоматизации и систем управления - К. Н. Руднев, промышленности средств связи - Э. К. Первышин, путей сообщения - И. Г. Павловский, радиопромышленности - П. С. Плешаков, среднего машиностроения - Е. П. Славский, станкостроительной и инструментальной промышленности - А. И. Костоусов, строительного, дорожного и коммунального машиностроения - Е. С. Новосёлов, строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности - Б. Е. Щербина, судостроительной промышленности - М. В. Егоров, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения - И. Ф. Синицын, транспортного строительства - И. Д. Соснов, тяжёлого и транспортного машиностроения - В. Ф. Жигалин, химического и нефтяного машиностроения - К. И. Брехов, химической промышленности - Л. А. Костандов, целлюлозно-бумажной промышленности - К. И. Галаншин, электронной промышленности - А. И. Шокин, электротехнической промышленности - А. К. Антонов, энергетического машиностроения - В. В. Кротов.

Министры СССР (союзно-республиканские министерства): внутренних дел - Н. А. Щёлоков, высшего и среднего специального образования - В. П. Елютин, геологии - Е. А. Козловский, заготовок - Г. С. Золотухин, здравоохранения - Б. В. Петровский, иностранных дел - А. А. Громыко, культуры - П. Н. Демичев, лёгкой промышленности - Н. Н. Тарасов, лесной и деревообрабатывающей промышленности - Н. В. Тимофеев, мелиорации и водного хозяйства - Е. Е. Алексеевский, монтажных и специальных строительных работ - Б. В. Бакин, мясной и молочной промышленности - С. Ф. Антонов, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности - В. С. Федоров, обороны - Д. Ф. Устинов, пищевой промышленности - В. П. Леин, промышленного строительства - А. М. Токарев, промышленности строительных материалов - И. А. Гришманов, просвещения - М. А. Прокофьев, рыбного хозяйства - А. А. Ишков, связи - Н. В. Талызин, сельского строительства - С. Д. Хитров, сельского хозяйства - В. К. Месяц, строительства - Г. А. Караваев, строительства предприятий тяжёлой индустрии - Н. В. Голдин, торговли - А. И. Струев, угольной промышленности - Б. Ф. Братченко, финансов - В. Ф. Гарбузов, цветной металлургии - П. Ф. Ломако, чёрной металлургии - И. П. Казанец, энергетики и электрификации - П. С. Непорожний, юстиции - В. И. Теребилов.

Председатели государственных комитетов Совета Министров СССР: планового - Н. К. Байбаков, по делам строительства - И. Т. Новиков, по материально-техническому снабжению - Н. В. Мартынов, народного контроля - А. М. Школьников, по труду и социальным вопросам - В. Г. Ломоносов, по науке и технике - В. А. Кириллин, по делам изобретений и открытий - Ю. Е. Максарёв, цен - Н. Т. Глушков, стандартов - В. В. Бойцов, по профессионально-техническому образованию - А. А. Булгаков, по телевидению и радиовещанию - С. Г. Лапин, по кинематографии - Ф. Т. Ермаш, по делам издательств, полиграфии и книжной торговли - Б. И. Стукалин, лесного хозяйства - Г. И. Воробьев, по внешним экономическим связям - С. А. Скачков. Председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР - Ю. В. Андропов. Председатель Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» Совета Министров СССР - А. А. Ежевский. Председатель правления Государственного банка СССР - В. С. Алхимов. Начальник Центрального статистического управления при Совете Министров СССР. - Л. М. Володарский.

В состав Совета Министров СССР входят председатели Советов Министров союзных республик по должности: М. С. Соломенцев (РСФСР), А. П. Ляшко (УССР), Т. Я. Киселев (БССР), Н. Д. Худайбердыев (Узбекская ССР), Б. А. Ашимов (Казахская ССР), З. А. Патаридзе (Грузинская ССР), А. И. Ибрагимов (Азербайджанская ССР), И. А. Манюшис (Литовская ССР), С. К. Гроссу (Молдавская ССР), Ю. Я. Рубэн (Латвийская ССР), А. С. Суюмбаев (Киргизская ССР), Р. Набиев (Таджикская ССР), Ф. Т. Саркисян (Армянская ССР), Б. Язкулиев (Туркменская ССР), В. И. Клаусон (Эстонская ССР).

Первые секретари ЦК Компартий союзных республик

В. В. Щербицкий (КП Украины), П. М. Машеров (КП Белоруссии), Ш. Р. Рашидов (КП Узбекистана), Д. А. Кунаев (КП Казахстана), Э. А. Шеварднадзе (КП Грузии), Г. А. Алиев (КП Азербайджана), П. П. Гришкявичус (КП Литвы), И. И. Бодюл (КП Молдавии), А. Э. Восс (КП Латвии), Т. Усубалиев (КП Киргизии), Д. Расулов (КП Таджикистана), К. С. Демирчян (КП Армении), М. Гапуров (КП Туркменистана), И. Г. Кэбин (КП Эстонии).

Председатели Президиумов Верховных Советов союзных республик

М. А. Яснов (РСФСР), А. Ф. Ватченко (УССР), И. Е. Поляков (БССР), Н. М. Матчанов (Узбекская ССР), С. Б. Ниязбеков (Казахская ССР), П. Г. Гилашвили (Грузинская ССР), К. А. Халилов (Азербайджанская ССР), А. С. Баркаускас (Литовская ССР), К. Ф. Ильяшенко (Молдавская ССР), П. Я. Страутманис (Латвийская ССР), Т. Кулатов (Киргизская ССР), М. Холов (Таджикская ССР), Б. Е. Саркисов (Армянская ССР), А.-М. Клычев (Туркменская ССР), А. П. Вадер (Эстонская ССР).

Председатели Советов Министров союзных республик

М. С. Соломенцев (РСФСР), А. П. Ляшко (УССР), Т. Я. Киселев (БССР), Н. Д. Худайбердыев (Узбекская ССР), Б. А. Ашимов (Казахская ССР), З. А. Патаридзе (Грузинская ССР), А. И. Ибрагимов (Азербайджанская ССР), И. А. Манюшис (Литовская ССР), С. К. Гроссу (Молдавская ССР), Ю. Я. Рубэн (Латвийская ССР), А. С. Суюмбаев (Киргизская ССР), Р. Набиев (Таджикская ССР), Ф. Т. Саркисян (Армянская ССР), Б. Язкулиев (Туркменская ССР), В. И. Клаусон (Эстонская ССР).

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

Михаил ГОРБАЧЕВ (р. 1931) генсек КПСС, президент СССР Нас уже закалила ситуация, мы знаем, кто есть ху на самом деле. * * * Я вам отвечу по-горбачевски. Вы знаете, что это будет сложнее, чем простой ответ. * * * Я в данном случае с Иисусом Христом. Он был первый социалист у нас. Тут

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СС) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Конституция СССР 1977 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения,

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

СССР. Коммунистическая партия Советского Союза Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) КПСС основана В. И. Лениным как революционная марксистская партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич (р. 1931), генеральный секретарь ЦК КПСС, президент СССР 145 Новое мышление. В Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС 15 янв. 1986 г. говорилось о «новом политическом мышлении»; в выступлении Горбачева по телевидению 18 авг. 1986 г. – о «новом мышлении, в

Из книги Почта России автора Владинец Николай Иванович

МАЛЕНКОВГеоргий Максимилианович (1902-1988), член Президиума ЦК КПСС, в 1953-1955 гг. председатель Совета Министров СССР 29 Нам нужны советские Гоголи и Щедрины.Отчетный доклад ХIХ съезду ВКП(б) 5 окт. 1952 г., разд. II, 2 Фраза: «Нам Гоголи и Щедрины нужны» – появилась в печати на

Из книги Филателистическая география. Советский Союз. автора Владинец Николай Иванович

СТАЛИН Иосиф Виссарионович (1878-1953), генеральный секретарь ЦК РКП(б), ВКП(б), КПСС, председатель Совнаркома (Совета Министров) СССР 191 Великая энергия рождается лишь для великой цели.«Российская социал-демократическая партия и ее ближайшие задачи», I (1901); в оригинале

Из книги автора

51. Общая характеристика Конституции СССР 1977 г. Принята Верховным Советом Союза ССР 7 октября 1977 г. Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном строе, произошедшие в СССР.По Конституции

Из книги автора

Состав принимаемых кандидатами в члены КПСС (на 1 января) Годы Принято всего В том числе принято по категориям рабочих в процентах колхозников в процентах служащих в процентах специалистов отраслей народного хозяйства в

Из книги автора

Глава 32 Главное управление кадров Министерства обороны СССР и высший командный состав Вооружённых Сил СССР в 1945-1991

В апреле Владимир Путин своим указом передал Росстат из ведения правительства под крыло Министерства экономического развития. Чиновники уверяют, что теперь статистические данные будут точнее, эксперты настроены скептически. И снова разгорелся спор об объективности цифр и их соответствии реальности. Российская статистика постоянно сталкивалась с разными проблемами: то методика подсчета подводила, то цифры кого-то не устраивали. Ruposters вспоминает советское прошлое Росстата, ошибки и кадровые перестановки в службе статистики.

Незадолго до решения передать Федеральную службу государственной статистики под командование МЭР глава ведомства Максим Орешкин раскритиковал ее данные за февраль. Министр назвал их "нерепрезентативными" с технической точки зрения. Цифры эти были получены с применением новой методологии расчета.

"Дом Центросоюза", сегодня здесь располагается Росстат. Мясницкая, 39

Служба статистики не впервые оказывается в ведении Минэкономразвития. Она фактически возвращается обратно: Росстат находился под крылом министерства с 2008 по 2012 гг. и несколько месяцев в 2004 году. Однако впервые его ждут серьезные кадровые изменения. И, возможно, новые методы работы. До 2024 года министерство планирует разработать свою стратегию развития российской статистики.

На экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава МЭР Максим Орешкин пообещал, что цифры останутся независимыми. В случае, если какой-либо сотрудник министерства попытается давить на Росстат или попросит что-то подправить в исследованиях, он будет уволен, заявил руководитель ведомства.

Кажется, российскую статистику всегда преследуют одни и те же проблемы. Болезненно воспринимаемые, но необходимые изменения методологии расчета в итоге приводят к смене руководства и еще большим изменениям в работе службы.

Принимать на веру

За время своего существования статистический орган, преемником которого стал современный Росстат, так или иначе изменялся девять раз с 1918 года. Центральное статистическое управление находилось то в ведении Совета Народных Комиссаров СССР, то подчинялось чиновникам Госплана, то Совету Министров СССР. Передача от ведомства к ведомству происходила на фоне фундаментальных изменений в советской экономике.

ЦСУ (Центральное статистическое управление) или с 31-го по 41-ый ЦУНХУ (Центральное управление народно-хозяйственного учета) мониторило исполнение планов или салютовало об успехах хозяйственной самостоятельности предприятий.

В условиях отсутствия органов, способных провести независимую оценку деятельности ЦСУ и проверить цифры, данные статистической службы можно было только принимать на веру.

Истории известен так называемый миф "приписок и недописок", когда для выполнения пятилетки чиновники приписывали цифры или, наоборот, занижали показатели, чтобы получить дотации. Например, во время расследования известного "Хлопкового дела", вскрывшего многомиллионные коррупционные махинации в Узбекистане, стало известно о том, что некоторые склады поставляли не чистый хлопок, а хлопок с примесями для увеличения конечного веса. Все это занижало качество конечного товара.

Считается, что проблема существовала повсеместно: процесс производства, подсчеты его результатов и оценка качества были в руках государства, это заставляет современных исследователей задавать вопросы и сомневаться в объективности данных.

Тем не менее в реальности подтвердить или опровергнуть этот миф о приписках довольно сложно. Фактически единственной сторонней компанией, которая проводила исследования об СССР, была американская RAND Corporation. Но их данные сложно назвать независимыми, ведь их финансировали разведка ВВС США и ЦРУ. В условиях недостаточной информации, а также прямой зависимости результатов исследований от дальнейших объемов финансирования антисоветской деятельности они попросту не могут считаться объективными.

Различия между методиками подсчета индекса промышленного производства. Консенсус-оценка как раз имеет отношение к подсчетам американцев

Истоки спекуляций

Исследователи советской статистики различают так называемый довоенный период и период после 50-х. Разделение периодов связано с комплексным изменением методик подсчета, в итоге затронувшим и данные до 51-го года, что породило много разговоров на тему недостоверности цифр Сталинской эпохи.

Со смертью Сталина отчеты о поставках зерновых по 30-м годам были скорректированы под нормы современности, что привело к появлению так называемого завышения урожайности. Под ним исследователи понимают изменение параметров учета. Было добавлено множество новых переменных, которые позволили учесть вклад механизации в "урожайность". Собираемость урожая 30-х годов, согласно таким подсчетам, вдруг стала соответствовать уровню 1913 года и будто бы никак не увеличивалась. С политической точки зрения такие сдвиги были оправданы – позже Хрущеву будет проще развенчать культ личности Сталина и его методы в отношении крестьян.

Начальная страница инструкции по подсчету урожайности

Но на самом деле соответствие статистики 30-х годов данным 1913 года вызвано тем, что подсчет стал проводиться с учетом возможных потерь при производстве. Но потери при механическом сборе урожая несопоставимы с потерями при использовании тяглового скота. Большие площади посевов необходимо было убирать в несколько подходов, что сильно увеличивало время сбора урожая – снопы гнили, пока стояли в поле, снопы гнили, пока их перевозили и т.д.

Подсчет был произведен с учетом таких средних потерь, как если бы зерно 30-х годов собирали с помощью комбайнов из 50-х. Поэтому зафиксировали огромный провал в цифрах, "откатив" показатели до 1913 года.

Никому не угодишь

20-30-е годы – это время становления методик учета и подсчета не только экономических, но и демографических показателей. Кроме того, остро стоял вопрос о том, кто же будет подсчитывать и сводить такое огромное количество разрозненных данных.

До 1940-х годов в СССР существовал так называемый "ведомственный вопрос". ЦУНХУ, прикрепленное к Госплану СССР, из-за ограниченности ресурсов занималось только вторичным учетом, то есть обработкой уже собранных данных. Но кто же собирал демографические данные непосредственно на местах? Как ни странно, с 1934 года первичный учет был передан НКВД. Это сыграет ключевую роль в дальнейшем развитии статистики в СССР.

Плакат, призывавший пройти процедуру переписи

В 1937 году была проведена первая и единственная в СССР однодневная перепись населения. 6 января с помощью более миллиона людей-счетчиков ЦУНХУ развезло в села и города переписные листы. В итоговом документе не учитывались не ночевавшие в тот день дома граждане СССР. Предварительный результат переписи – 156 миллионов человек (без учета находящихся в пути и спецконтингента НКВД и РККА).

"При подготовке переписи мы столкнулись с весьма активными попытками классово-враждебных элементов помешать ее проведению путем распространения враждебных слухов, особенно по вопросу о религии.
Имеющиеся у ЦУНХУ частичные материалы показывают, что число заявляющих при опросе, что их не переписали, составляет 0,4-0,5 %. Если учесть, что значительная часть этих заявлений при проверке (там, где она проводилась) не подтверждается, можно считать, что возможный недоучет населения переписью составляет доли процента", – говорилось в предварительном отчете
начальника Управления народно-хозяйственного учета Госплана СССР Ивана Краваля Сталину.

С учетом собственных данных НКВД и РККА общая численность населения составила 162 003 225 человек, увеличившись с 1926 года на 15 миллионов. Перепись населения показала, что текущий учет, проводившийся НКВД четыре последних года, оказался резко завышен – практически на 3 миллиона человек.

Полученные в результате переписи цифры сильно расходились и с ожиданиями Госплана. По их подсчетам, людей должно было быть больше аж на 15 миллионов.

Обработка результатов переписи

Результаты быстро засекретили, а организаторов переписи Квиткина, Курмана, Бранда, Обломова и начальника Управления народно-хозяйственного учета Госплана СССР Краваля арестовали и расстреляли уже в марте того же года.

В "Большой советской энциклопедии" о переписи населения 1937 года содержится характерная запись:

"Ввиду того, что пробравшиеся к руководству П. н. враги социализма - троцкистско-бухаринские агенты иностранных разведок - вредительски организовали П. н., СНК СССР в постановлении от 23 сентября 1937 признал организацию П. н. неудовлетворительной, а сами материалы переписи дефектными. СНК СССР указал, что П. н. 1937 была проведена ЦУНХУ Госплана СССР с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденных правительством инструкций. СНК обязал провести новую всесоюзную П. н. в январе 1939".

Ближе всего к реальности оказались цифры ЗАГСов. Хотя их не воспринимали серьезно.

Здесь свою роль снова сыграла политика: публикуемые данные ЦУНХУ и ЗАГСов с 1928 года внезапно начали расходиться, и к 1933 году разрыв насчитывал уже 3,6 миллиона (у ЗАГСов было меньше). Все решили, что там просто занижают статистику рождаемости, и перестали им верить.

Голод 30-х годов вскрыл новую проблему для статистиков - переучета умерших. Многих погибших регистрировали по два раза.

Однако, несмотря на все перипетии, годовые отчеты ЗАГСов внезапно практически совпали с результатом переписи населения, при этом они не имели отношения к данным НКВД.

Мастер на все руки

ЦСУ также занималось расчетами и составлением справок о жилых фондах СССР. Здесь тоже имеются серьезные проблемы. В 50-х все данные по довоенным пятилеткам переделали, фактически уничтожив доступную для широкой публики информацию о построенных до войны квадратных метрах.

Рассекреченные данные ЦСУ о результатах переподсчета городских жилищных фондов СССР

Тем не менее на сегодняшний день сохранились некоторые секретные документы, подготовленные ЦСУ. Несмотря на то что все документы были засекречены, для некоторых, например, для заместителя председателя Совета министров СССР Лазаря Кагановича в 1953 году, сделали исключение - подготовили отдельные совершенно секретные справки. Позже Каганович станет "главным строителем СССР", заняв должность министра промышленности строительных материалов СССР.

По данным одной из этих справок, в 1940 году число городских квадратных метров не превышало 167,2 миллионов. Эта цифра практически совпадала с данными за 1926 год, то есть, согласно послевоенной статистике, жилищный фонд никак не увеличился за 12 лет.

Это опять же может быть связано с методикой расчетов, по которым довоенный жилищный фонд действительно мог едва покрывать убыль огромного количества "барачных городков" с низким качеством жилья. Судя по всему, после войны такие бараки уже не считались пригодными для жизни и были исключены из жилых фондов, что и создало такую странную ситуацию с цифрами.

В том же жилищном фонде исследователи отметили "прыжки" цифр личной и обобществленной собственности. ЦСУ выдавало только итоговые данные, однако что скрывалось за этими цифрами, неясно до сих пор.

"Барачный городок" в Кузбассе

Верю - не верю

Известная английская поговорка гласит: есть ложь, наглая ложь и статистика. Предполагаемых авторов у этой поговорки как минимум восемь . Понять, кто из них наиболее вероятный, самый знаменитый или самый первый, решительно невозможно.

С советским наследием российской статистики дело обстоит ровно таким же образом. Мы можем верить или не верить официальным данным, сравнивать открытые, секретные и заказанные первыми лицами исследования и искать между ними несостыковки.

За российской статистикой последние сто лет тянется шлейф мифов, истоки которых лежат в неразрешимом противоречии: изворачиваться, чтобы угодить показателями "заказчику", или стремиться к объективности и показывать данные, которые кого-то могут не устроить.

Подписывайтесь на нас в Instagram:

(7 ноября 1875, деревня Верхняя Троица Корчевского уезда Тверской губернии, – 3 июня 1946, Москва). Из крестьян. Окончил в 1888 народное училище. С 1893 ученик токаря, токарь на петербургских заводах, учился на вечерних курсах Русского технического общества при Путиловском заводе. С 1898 член кружков Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Агент газеты "Искра" в Ревеле. После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. Участник Революции 1905-07 (Петербург), делегат 4-го съезда РСДРП (1906). Участвовал в создании газеты "Правда". Неоднократно арестовывался, ссылался. В 1916 арестован в Петербурге, приговорён к ссылке в Восточную Сибирь; выпущен из тюрьмы для сбора в дорогу к месту ссылки, скрылся и перешёл на нелегальное положение. В Февральскую революцию 1917 один из руководителей разоружения охраны и захвата Финляндского вокзала, освобождения политзаключённых из тюрьмы "Кресты". Со 2 марта член Исполнительной комиссии первого легального Петроградского комитета РСДРП, его представитель в Русском бюро ЦК РСДРП; член редакции "Правды". Избран членом Петроградского Совета РСД от Выборгской стороны. 10 мая на Петроградской общегородской конференции избран членом Исполнительной комиссии ПК РСДРП(б), член Муниципальной комиссии комитета. В дни Июньского кризиса на заседании ПК поддерживал линию на мирное развитие революции в условиях двоевластия. Делегат 6-го съезда РСДРП(б) (26 июля – 3 августа). 20 августа избран гласным петроградской Городской думы. В октябре избран председателем завкома Трубочного завода. 24-26 октября по заданию ЦК РСДРП(б) и Петроградского ВРК Калинин и другие большевики – гласные воспрепятствовали выступлению Петроградской городской думы против II-го Всероссийского съезда Советов РСД; участвовал в заседаниях съезда. Был избран депутатом Учредительного Собрания от Петрограда, позднее– председателем Городской управы. Один из организаторов переселения рабочих семей из трущоб городских окраин в конфискованные у буржуазии дома, перевода школ на содержание Городской думы и т.п.. Делегат 3-го Всероссийского съезда Советов РСКД (январь 1918). С марта 1918, оставаясь городским головой, возглавил Комиссариат городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны. С сентября 1918 председатель коллегии Комиссариата городского хозяйства Союза коммун Северной области. С 30 марта 1919 председатель ВЦИК, с 1922 - ЦИК СССР, с 1938 – Президиума Верховного Совета СССР.

Шверник Николай Михайлович (7 мая 1888, г.Петербург – 24 декабря 1970, г.Москва). Сын рабочего. С 1902 работал токарем. В 1905 вступил в РСДРП(б). Вел партийную работу в Петербурге, Николаеве, Туле, Самаре. В 1910-1911 – член правления Союза металлистов (Петербург). В 1917-1918 председатель завкома Трубочного завода (Самара), затем председатель Трубочного райкома РКП(б), член Самарского совета. С октября 1917 председатель Всероссийского комитета рабочих артиллерийских заводов и член Правления артиллерийских заводов. В 1918 комиссар полка, затем - в Главном артиллерийском управлении. С апреля 1919 председатель Самарского горисполкома. В 1919-1921 работал на руководящих постах в системе снабжения армий на Кавказе. С 1921 - на профсоюзной работе. С 1923 нарком Рабоче-крестьянской инспекции РСФСР и член Президиума ЦКК ВКП(б). С 1925 член ЦК партии. В 1925-1926 секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) и Северо-Западного бюро ЦК. 9.4.1926 - 16.4.1927 секретарь ЦК ВКП(б). В 1926-1927 и 1930-1946 член Оргбюро ЦК. В 1927-1928 Первый секретарь Уральского обкома. В 1929 председатель ЦК Союза металлистов. С 1930 1-й секретарь ВЦСПС и одновременно с 13.7.1930 по 26.1.1934 кандидат в члены Секретариата ЦК ВКП(б). В 1937-1966 депутат Верховного Совета СССР. Во время Великой Отечественной войны – председатель Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. 4.03.1944-25.06.1946 – Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР и 1-й заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. С 19.03.1946 по 15.03.1953 Председатель Президиума Верховного Совета СССР. С 16.10.1952 – член Президиума ЦК КПСС. 6.3.1953 назначен вновь председателем ВЦСПС и одновременно переведен из членов в кандидаты в члены Президиума ЦК. В декабре член Специального судебного присутствия над Л.П.Берия. С 1956 председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. В 1957 восстановлен в звании члена Президиума ЦК КПСС. Председатель комиссии ЦК КПСС по реабилитации. Герой Социалистического Труда (1958). С 1962 председатель Парткомиссии при ЦК КПСС. С 1966 на пенсии. Прах погребен в Кремлевской стене.

(23 января (4 февраля) 1881 с.Верхнее Бахмутского уезда Екатеринославской губернии - 2 декабря 1969, г.Москва). В 1893- 1895 гг. учился в сельской земской школе. Вступил в РСДРП в 1903. В 1917 г. председатель Луганского Совета и горкома партии, комиссар Петроградского ВРК, затем председателя Чрезвычайной комиссии по охране Петрограда. В 1918 г. в Красной Армии, в 1918- 1919 гг. член Временного рабоче-крестьянского правительства Украины, нарком внутренних дел Украинской ССР. С 1919 член РВС 1-й Конной армии, с 1921 командующий войсками Северо-Кавказского, с 1924 - Московского военных округов. Член ЦК (1921- 1961, 1966-1969), член Политбюро (Президиума) ЦК 01.01.1926 – 16.07.1960, член Оргбюро ЦК 02.06.1924- 18.12.1925. С января 1925 зам. наркома, в ноябре 1925 - июне 1934 гг. нарком по военным и морским делам СССР, с 1924 г. член, в 1925- 1934 председатель РВС СССР. В 1934- 1940 нарком обороны СССР. С 1940 - заместитель председателя СНК СССР и председатель Комитета обороны при СНК СССР. Во время Великой Отечественной войны - член ГКО. С 1946 - заместитель председателя Совета Министров СССР. В 1940- 1953 зам. Председателя СНК (Совмина) СССР. В 15.03.1953-7.05.1960 Председатель Верховного Совета СССР, с 1960 – член Президиума. Член ВЦИК и ЦИК СССР, депутат Верховного Совета СССР 1-7 созывов. Герой Советского Союза (1956, 1968). Герой Социалистического Труда (1960). Маршал Советского Союза (1935). Похоронен на Красной площади в Москве.

(6 декабря 1906, с.Каменское (совр. г.Днепродзержинск) – 10 ноября 1982, г.Москва). В возрасте 15-ти лет, окончив единую трудовую школу, поступил слесарем на завод. С 1923 учился в Курском землеустроительном техникуме. В конце 1931 вернулся на металлургический завод в Каменском., вступил в ВКП(б), поступил в металлургический техникум, где последовательно прошел путь от партгрупорга и председателя профкома до секретаря парткома и директора техникума. В 1935 -1937 – служба в РККА. В 1937 назначен заместителем председателя исполкома Днепродзержинского горсовета. В 1938 - заведующий отделом советской торговли, с 1939 - секретарь Днепропетровского обкома КП(б) Украины по пропаганде, с 1940 - член бюро обкома в должности зав. отделом оборонной промышленности. С июня 1941 - заместитель начальника Политуправления Южного фронта, с 1943 - начальник Политотдела 18-й армии, в составе которой участвовал в Керченско-Эльтигенской операции. В 1944 присвоено звание генерал-майора. В 1945 назначен начальником Политуправления 4-го Украинского фронта, а затем начальником Политуправления Прикарпатского военного округа. В августе 1946 первый секретарь Запорожского обкома КП (б) Украины, в июле 1950 - первым секретарем ЦК КП Молдавии, в октябре 1952 - секретарем ЦК КПСС. В 1953 в звании генерал-лейтенанта назначен заместителем начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. В 1954 переводен вторым, затем первым секретарем ЦК КП Казахстана. В 1956 переведен в секретариат ЦК КПСС (курирующим промышленность, строительство и космические исследования). 7.05.1960-15.07.1964 - председатель Верховного Совета СССР, с июня 1963 одновременно секретарь ЦК КПСС. На октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС избран Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 – Генеральный секретарь ЦК КПСС). С 16.06 1977 по 10.11.1982 – Председатель Верховного Совета СССР.

(13 (25) ноября 1895, с.Санаин Бочалинского уезда Тифлисской губернии 21 октября 1978, г.Москва) Член РСДРП с 1915. Активный участник революции и гражданской войны в Закавказье в 1917-1921 гг. Секретарь партийных организаций Нижегородской губернии и Северного Кавказа, кандидат в члены ЦК РКП(б) (1922-1923), член ЦК (1923-1976). После выдвижения в состав кандидатов в члены Политбюро (23 июля 1926 - 1 февраля 1935) назначен народным комиссаром внутренней и внешней торговли (14 августа 1926 - 22 ноября 1930). Занимал ряд постов в правительстве СССР в 1930-е годы: народный омиссар снабжения (22 ноября 1930 - 29 июля 1934), нарком пищевой промышленности (29 июля 1934 - 19 января 1938) и внешней торговли (29 ноября 1938 - 15 марта 1946). В 1935 избран членом Политбюро (1 февраля 1935 - 5 октября 1952), в 1937 назначен заместителем председателя СНК СССР (22 июля 1937 - 15 марта 1946), руководил политическими чистками в Армении. В годы Великой Отечественной войны член Государственного Комитета Обороны (3 февраля 1942 - 4 сентября 1945), ответственный за снабжение Красной Армии. Заместитель Председателя Совета Министров (19 марта 1946 - 15 марта 1953), министр внешней торговли (19 марта 1946 - 4 марта 1949), внутренней и внешней торговли (5 марта - 24 августа 1953), министр торговли (24 августа 1953 - 22 января 1955). Член Президиума ЦК (16 октября 1952 - 29 марта 1966) и заместитель Председателя Совета Министров СССР (27 апреля 1954 - 28 февраля 1955) и Первого заместителя Председателя Совета Министров СССР (28 февраля 1955 - 15 июля 1964). Сохранил занимаемые посты и постепенно стал ключевым звеном администрации Хрущева. С 15 июля 1964 - 9 декабря 1965 – Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Оставаясь формально членом ЦК и Президиума Верховного Совета соответственно до 1976 и 1974, полностью отошел от политической деятельности после XXIII съезда партии (1966).

(5 (18) февраля 1903, пос.Карловка Полтавской губернии – 11 января 1983, г.Москва). Родился в крестьянской семье. Был секретарем райкома комсомола в Полтавской губернии в 1921-1923. Вступил в ВКП(б) в 1930. С 1931, работал инженером, а затем главным инженером на ряде сахароперерабатывающих предприятий Украины. В 1939 – заместитель наркома пищевой промышленности Украинской ССР. В 1940 был назначен заместителем наркома пищевой промышленности СССР (1940-1942). В 1942-1944 гг. возглавлял Московский технологический институт пищевой промышленности, а затем вновь вернулся на Украину в прежней должности заместителя наркома пищевой промышленности Украинской ССР (1944-1946). В 1946-1950 – постоянный представитель Совета Министров Украинской ССР при Совете Министров СССР. В 1953-1957 – первый секретарь Харьковского обкома партии, в 1957-1963 – первый секретарь ЦК КП Украины. В 1952 назначен членом Центральной Ревизионной Комиссии КПСС. Член ЦК КПСС с 1956 по 1981. В 18 июня 1958 избран кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС. В ранге первого секретаря ЦК КП Украины 4 мая 1960 переведен в члены Президиума. 21 июня 1963 утвержден секретарем ЦК. С 6 декабря 1965 по 16 июня 1977 –Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 24 мая 1977 выведен из состава Политбюро ЦК за несогласие с предложением Брежнева совместить высшие государственные и партийные должности. Позже, сессия Верховного Совета освободила Подгорного от должности Председателя Президиума (16 июня 1977). С 1977 на пенсии.

(31 января (13 февраля) 1901, д.Софиловка Костромской губернии – г.Москва) Родился в семье крестьянина. С 15 лет начал самостоятельную трудовую деятельность. В 1926 окончил Ленинградский политехнический институт. Член КПСС с 1927. В 1927-31 инженер на Макеевском металлургическом заводе. В 1931-33 изучал металлургическое производство за границей. В 1933-37 заместитель начальника цеха, начальник лаборатории на заводе "Электросталь" (Ногинск). В 1937-40 инженер, главный инженер Главспецстали. В 1940-43 заместитель председателя Госплана СССР. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 заместитель члена ГКО по вопросам металлургии. В 1943-44 председатель ЦК профсоюза рабочих чёрной металлургии Центра. В 1944-53 председатель ВЦСПС. С 1945 член Генерального совета Исполкома и вице-председатель Всемирной федерации профсоюзов. Неоднократно возглавлял советские профессиональные делегации на международных съездах и конференциях. В 1953-55 – заместитель министра иностранных дел СССР и чрезвычайный и полномочный посол СССР в КНР. С 1955 первый заместитель министра иностранных дел СССР. Делегат XIX – XXIV съездов КПСС. С 1952 член ЦК КПСС, в 1952-53 член Президиума ЦК КПСС. Государственная премия СССР (1941). Герой Социалистического Труда (1971). Депутат Верховного Совета СССР 2-8-го созывов. 10.11.1982-16.06.1983; 9.02.1984-11.04.1984 и 10.03 - 2.07.1985 – исполняющий обязанности Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

(02.06.1914. станица Нагутская Ставропольского края – 9 февраля 1984. г.Москва). В 1930 г. окончил техникум водного транспорта в г. Рыбинске, комсорг судоверфи. В 1937, на волне борьбы с «врагами народа», в разоблачении которых Андропов принимал активное участие, избиран секретарем, а через год – первым секретарем Ярославского обкома ВЛКСМ. В 1938 направлен на партийную работу в Карелию первым секретарем ЦК ЛКСМ Карелии. С 1944 – второй секретарь Петрозаводского горкома партии, с 1947 – второй секретарь ЦК КП Карело-Финской ССР, в 1951 переведен в аппарат ЦК ВКП (б). В 1953 назначен чрезвычайным и полномочным послом СССР в Венгрии. В период антикоммунистического восстания 23 октября - 4 ноября 1956 – один из организаторов его подавления. В 1967-1982 председатель Комитета государственной безопасности (КГБ). С 11.11.1982 – Генеральный секретарь ЦК КПСС. С 16.06.1983 по 9.02.1984 – председатель Президиума Верховного Совета СССР.

(11 сентября 1911. село Большая Тесь Красноярского края – 10 марта, г.Москва). Вступил в в КПСС в 1931 г., с 1934 г. – на партийной работе. В 1941 г. избиран первым секретарем Красноярского обкома партии. По окончании Высшей партийной школы избран секретарем Пензенского обкома. В 1950 переводен в аппарат ЦК КП(б) Молдавии. С феврале 1956 г. – в секретариате ЦК КПСС. С 1960 – начальник секретариата Президиума Верховного Совета СССР, с 1965 г.- заведующий орготделом ЦК КПСС, где занимался вопросами подготовки и назначения высших партийных кадров. С 1967 избран секретарем ЦК КПСС, а с 1978 - членом Политбюро ЦК КПСС. Герой Социалистического Труда (1969, 1979), лауреат Ленинской премии (1982) и Государственной премии СССР (1984). С 10.02.1984 – Генеральный секретарь ЦК КПСС. 11.04.1984 – 10.03.1985 – председатель Президиума Верховного Совета СССР.

(5 июля 1909, д. Старые Громыки Гомельского уезда Могилевской губернии – 2 июля 1989, г.Москва). Из крестьян. Закончил Минский сельскохозяйственный институт (1932). В 1931 вступил в ВКП(б). С 1936 старший научный сотрудник Института экономики АН СССР. В 1939 переведен в Наркомат иностранных дел (НКИД) СССР в отдел американских стран. В 1939-1943 советник посольства СССР в США. С 1943 посол в США и одновременно посланник на Кубе. В 1944 возглавлял советскую делегацию на Вашингтонской конференции, где было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН), затем глава советской делегации на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (1945). Участвовал в работе Крымской и Берлинской конференций в 1945. В 1946-1951 – первый постоянный представитель СССР в ООН. Депутат Верховного Совета СССР 2, 5 – 11 созывов. С 1949 – 1-й зам. министра иностранных дел СССР. Член ЦК КПСС в 1956- 1989 гг. (кандидат с 1952), член Политбюро ЦК с 27.04.1973 по 30.09.1988. В 1952-53 посол СССР в Великобритании. С марта 1953 – 1-й зам. министра, а с февраля 1957 – министр иностранных дел. С апреля 1973 по сентябрь 1988 член Политбюро ЦК КПСС. Дважды Герой Социалистического Труда (1969, 1979). Лауреат Ленинской (1982) и Государственной (1984) премий СССР. В марте 1983 - июле 1985 одновременно 1-й зам. председателя Совета министров СССР. 2.7.1985 – 1.10.1988 - Председатель Президиума Верховного Совета. С октября 1988 – на пенсии.

(2 марта 1931, с.Привольное Красногвардейского района Ставропольского края) 1 октября 1988 - 25 мая 1989 – Председатель Президиума Верховного Совета СССР 25 мая 1989 - 15 марта 1990 – Председатель Верховного Совета СССР 15 марта 1990 - 25 декабря 1991 – Президент Союза Советских Социалистических Республик Из крестьян. Вступил в ряды ВЛКСМ в 1946. Студентом Московского государственного университета вступил в КПСС в 1952. После окончания университета на комсомольской и партийной работе в Ставропольском крае. С сентября 1966 по август 1968 первый секретарь Ставропольского горкома и второй секретарь Ставропольского крайкома (август 1968 - апрель 1970). В апреле 1970 избран первым секретарем Ставропольского крайкома. Член ЦК КПСС (1971-1991), в 1978 утвержден секретарем ЦК (27 ноября 1978 - 11 марта 1985). Кандидат в члены Политбюро (27 ноября 1979 - 21 октября 1980), членом Политбюро ЦК КПСС с 21 октября 1980 по 24 августа 1991. 11 марта 1985 Пленумом ЦК избран Генеральным секретарем ЦК КПСС (11 марта 1985 - 24 августа 1991). В 1988 произвел серьезные кадровые изменения в Политбюро и настоял на отставке многих партийных функционеров преклонного возраста. 1 октября 1988 избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. После принятия поправок к Конституции 1-ый Съезд народных депутатов СССР избран 25 мая 1989 Председателем Верховного Совета СССР. III-й Съездом народных депутатов СССР 14 марта 1990 избран первым Президентом СССР. 24 августа 1991 сложил полномочия Генерального секретаря ЦК и вышел из КПСС. После денонсации Союзного договора 1922 года Представителями РСФСР, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 и подписанием протокола о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) объявил о своей отставке с поста Президента СССР в телевизионном обращении 25 декабря 1991.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".