Икп италия. Итальянская коммунистическая партия. Избирательные и административные усилия

Первый материал посвящен судьбе и истории Итальянской коммунистической партии. Какую роль ИКП сыграла в новейшей истории Италии? Почему сильнейшая компартия Европы прекратила свое существование? Чем обернулся для итальянских коммунистов отказ от марксизма–ленинизма?

Лидер антифашистского Сопротивления

Итальянская коммунистическая партия сыграла важнейшую и без сомнения положительную роль в истории Италии. С момента ее создания – 24 января 1921 г. – она решительно отделилась от беспомощного и инертного болота реформизма, ревизионизма и оппортунизма Социалистической партии, которая сковывала рабочий класс то пустой сверхреволюционной фразеологией, то соглашательской примиренческой позицией на практике.

1936 год. Итальянские коммунисты в Испании

ИКП оказалась во главе пролетарского сопротивления буржуазной реакции и рвавшемуся к власти фашизму. Организационный и человеческий вклад коммунистической партии в антифашистскую борьбу был действительно огромным, начиная с первой попытки вооруженной борьбы с фашистами – отрядов «Народных Смельчаков».

Во времена фашистского режима вплоть до конца 1943 г. компартия была единственной политической антифашистской силой на территории Италии, которая действовала организованно в условиях подполья и конспирации. Достаточно регулярно печатались и распространялись газета и листовки. Партия организовывала бойкот на производстве и прямой саботаж военной продукции.

В марте 1943 г. еще до подписания перемирия с англо-американцами были проведены забастовки на самых крупных заводах Турина, Милана и Генуи. Эта борьба и военный опыт, полученный итальянскими красными командирами и бойцами во время гражданской войны в Испании (1936-39 гг.) обеспечили компартии лидирующую роль с 1943 г. до 1945 г. в вооруженном Сопротивлении немецким оккупантам и их фашисткой прислуге.

Послевоенную роль ИКП также можно оценивать только положительно. Достаточно вспомнить о ее роли в борьбе за мир в годы холодной войны, за установление республиканской формы правления в Италии, вкладе в борьбу рабочего класса за улучшение условий труда и жизни, в борьбу крестьянства, захватывавшего земли помещиков, защите демократических прав трудящихся против неоднократных попыток реакционных переворотов в 60-ые и 70-ые годы прошлого века.

Конституция Италии, оставаясь по своей сути буржуазной, благодаря вкладу и влиянию коммунистов сильно отличалась от традиционного для либерального государства основного закона. Документ содержал потенциально антикапиталистические элементы.

Именно послевоенная политика ИКП, ее теория и практика тех лет, сегодня заставляют нас критично и самокритично задуматься о причинах долгого процесса перерождения, который привел к самоликвидации партии.

Беспощадный анализ перерождения партии

Что именно привело революционную партию Грамши (основатель ИКП Антонио Грамши – прим. ред. ) к моральной и интеллектуальной нищете, политическому банкротству ее эпигонов и, в конце концов, исчезновению?

Ответ на такой вопрос нельзя дать простой и удобной категорией «предательства» со стороны руководителей партии. Он требует научного, беспощадного и иногда болезненного анализа, чтобы избежать такого развития событий в будущем.

Наша партия начала проводить такой анализ. Не без затруднений и даже некоторого сопротивления со стороны партийцев определенного поколения, для которых Тольятти (основатель и руководитель ИКП Пальмиро Тольятти – прим. ред. ) и Берлингуэр (секретарь ИКП с 1972 по 1984 гг. Энрико Берлингуэр – прим.ред ) – это живое воплощение идей коммунизма, своего рода «иконы», не подлежащие критике. Тем не менее, этот вопрос не терпел дальнейшего отложения.

Процесс идеологического и политического разложения ИКП начался еще во время войны из-за некоторых крупных ошибок Тольятти в оценке сложившейся ситуации, расстановке сил в стране и на международной арене.

В 1943 году катастрофический для Италии ход военных операций на всех фронтах заставил монархию – после десанта союзников на Сицилии – подписать с ними перемирие и арестовать Муссолини. Реакция немцев была молниеносна: они оккупировали всю Северную и Среднюю Италию. Король, его двор и высшие чины государства сбежали к англоамериканцам, спасаясь от немецкой мести и бросая страну, но не ее золотые резервы, которые были вывезены во время побега. Страна была разделена на две части: юг был оккупирован союзниками, север и центр - немцами.

1944 год. Демонстрация в Риме

На севере партия решила перейти к вооруженной борьбе, развивая нелегальную работу, для подготовки всеобщего восстания против немцев и фашистов. На «освобожденном» же, точнее, оккупированном англоамериканцами, юге антифашистские партии начали действовать открыто, легальным образом. Здесь были восстановлены органы дофашистского, либерально-монархического государства и парламентская деятельность. Эта объективно сложившаяся разница в условиях борьбы и породила некоторую разницу в подходах, оценке перспектив, анализе ситуации между северным и южным партийным руководством.

Главный вопрос состоял в следующем: должна ли коммунистическая партия сотрудничать с монархическим временным правительством Южной Италии с целью дальнейшего развития военных операций на севере, чтобы добиться полного освобождения остальных районов страны, или же должна одинаково бороться с фашистами, с немцами и с предательской монархией? Борется ли партия за революционный, социалистический исход Сопротивления или только за «национальное» освобождение от немцев?

После возвращения Тольятти из Москвы на пятом съезде, который состоялся в Неаполе в конце 1943 года эти вопросы были разрешены. Не без внутреннего сопротивления со стороны некоторых военно-политических кадров с Севера большинство делегатов проголосовало за предложение Тольятти: до полного освобождения страны временно отложить вопрос о будущем социально-экономическом строе Италии (социализм или капитализм) и будущей форме ее государственного устройства (монархия или республика). Сделать это для того, чтобы расширить антифашистский фронт и привлечь специалистов королевской армии, колеблющихся и промонархически настроенных элементов к общей вооруженной борьбе.

В результате компартия не вошла в буржуазно-монархическое правительство, но стало с ним сотрудничать в военных операциях. Тут Тольятти оказался прав. Между прочим, принятый курс отвечал рекомендациям Сталина и Политбюро ЦК ВКП(б).

Ошибки произошли потом в рамках реализации этого курса. Попробуем вкратце их проанализировать.

Неправильное определение классового характера Сопротивления

Грамши определил процесс создания единого государства в Италии как «недовершенную революцию» из-за структуральной слабости итальянской буржуазии.

Основываясь на этом анализе и популярной в коммунистическом движении того времени позиции о промежуточных этапах революционных перемен, Тольятти (и вместе с ним большинство руководителей партии) понимал вооруженное Сопротивление как завершение буржуазно-демократической революции предыдущего века в новых условиях, т. е. при прямом, организованном участии в процессе антифашистской борьбы рабочего класса во главе широких народных масс.

Следовательно, исходом Сопротивления, по его мнению, должно было стать не установление диктатуры пролетариата, а созыв учредительного собрания всех антифашистских сил с целью создания промежуточного, «народно-демократического» государства. Такое понимание антифашистской борьбы, которое Тольятти впервые выдвинул еще в 1929 г., когда Грамши сидел в тюрьме и не мог принимать активное участие в партийной жизни, не разделяла значительная часть руководства партии во главе с Луиджи Лонго и Пьетро Секкиа, подпольно действовавшими в Италии.

Такой подход являлся прямым искажением мыслей Грамши, который видел в рабочих и крестьянах Италии движущую силу антифашисткой борьбы. В понимании Грамши, фашизм можно и нужно было свергнуть вооруженным восстанием с целью установления «рабоче-крестьянского правительства». В его концепции основную роль играют не антифашистские партии коалиции, а организованный пролетариат в союзе с крестьянством и другими трудовыми непролетарскими слоями. По мнению Грамши, пролетариат доводит до конца буржуазную революцию после, а не вместо взятия власти и установления диктатуры пролетариата. Отличие от позиции Тольятти очевидно.

С учетом вышесказанного, легко понять, как у Тольятти Сопротивление постепенно приобретает чисто военный, национально-освободительный характер. На оккупированном же немцами Севере партийное руководство считало, что Сопротивление должно иметь ярко выраженный классовый характер. Оно не должно закончиться простым восстановлением у власти довоенной либеральной буржуазии и ее институтов. Неустанная политическая агитация партии среди рабочего класса проводилась параллельно военным операциям. Это и привело к успешному проведению стачки на самых крупных заводах Турина, Милана и Генуи в марте 1944 г в условиях жесточайшей немецкой оккупации, зверств эсэсовцев и фашистских банд.

1945 год. Красные партизаны

Крупные города Севера Италии и целые горные районы освободились сами до прихода англо-американцев. В этих городах и районах устанавливались новые органы управления, возникавшие непосредственно в процессе вооруженной борьбы. Они отличались от институтов довоенного либерального государства по представительству классов, а также по способам создания и функционирования. Их модель могла бы стать основой нового, послевоенного государства. Тольятти же выбирает путь Учредительного собрания для разработки новой конституции.

Отклонение от ленинизма и выбор в пользу буржуазной демократии

После окончания войны наступил момент решения вопроса о форме государственного устройства и социально-экономическом строе новой Италии. Формально глава государства - кронпринц, регент королевства. Временный орган власти - Комитет Национального Освобождения, имеющий центральную структуру и периферийные органы.

В отличие от Комитета Национального Освобождения Северной Италии, в центральной структуре все партии антифашисткой коалиции были представлены на паритетных началах (у всех партий равное количество представителей), а не пропорционально реальным силе и весу. В результате в центральной структуре преобладали буржуазные партии.

В 1945 году в компартии Италии состояло 2,5 млн человек, 500 тысяч из них – были вооружены и имели военную подготовку. По численности, организованности и силе ИКП была первой партией в стране.

В Италии фактически установилось двоевластие: с одной стороны, на Севере — органы управления КНО, с другой — на Юге — буржуазно-монархическое правительство. В такой обстановке Тольятти и большинство в руководстве партии безоговорочно принимают правила игры буржуазной демократии, то есть соглашаются на проведение референдума о выборе между монархией и республикой, всеобщего голосования для избрания Учредительного собрания (1946 г.).

Такой выбор был очень рискованным. В то время в Италии царила неграмотность. Тотальный идеологический контроль над большинством населения, особенно сельским, имела церковь.

В итоге установление республики еле прошло на референдуме, а
компартия на выборах оказалась всего лишь третьей, получив намного меньше голосов, чем Христианско-демократическая и Социалистическая партии, которые в организационном плане были намного слабее ИКП.

Правые оппортунисты в руководстве оправдали неожиданный результат тем, что партия еще не освоила тактику легальной работы. Сегодня мы видим, что это была неправда. Партия уже три года легально работала на территории Южной Италии, да и на Севере ИКП никогда не останавливала политическую работу среди населения, даже во время вооруженной борьбы.

Причина поражения была в другом: безнадежно воевать на поле битвы, которое выбрал классовый враг, да еще при правилах, навязанных им же. В игре под названием «буржуазная демократия» не имеют значения программы и позиции, главное здесь – денежные средства, вложенные в кампанию, внешнее давление, идеологический контроль над населением. Эта сдача коммунистических позиций без боя, на наш взгляд, объясняется объективным отклонением политической линии Тольятти от ленинизма.

Парламентский кретинизм ИКП

Коммунисты, безусловно, внесли большой вклад в республиканскую конституцию Италии. Она отличалась от всех предыдущих своим потенциально прогрессивным характером: основой республики провозглашался труд, предусматривались экспроприация частной собственности, активная роль государства в обеспечении материального равноправия граждан, превосходство государственных и общественных интересов над частными и т. д. Но конституция де факто оставалась буржуазной. Формулировка «суверенность принадлежит народу, который осуществляет ее через парламент», хотя и утверждает преимущество законодательной власти над всеми остальными, но содержит в себе всю антинаучную неопределенность категории «народ», которая не учитывает его разделение на классы с противоположными интересами.

Территориальный принцип избрания парламента изначально гарантирует преобладание в нем представителей буржуазии. Кроме того, конституция имеет программный, а не принудительный характер: достаточно отложить осуществление ее указаний, чтобы заморозить весь общий замысел.

Тольятти, однако, был убежден, что продолжение антифашисткой коалиции и роль Советского Союза на международной арене создадут условия для прогрессивного продвижения к социализму «мирным» путем «структуральных реформ» и постепенного «расширения демократии путем парламентской борьбы».

Вопрос о взятии власти пролетариатом сначала отодвинулся на неопределенное время под предлогом, будто нет условий для пролетарской революции, а потом просто забылся. Девизом партии стала «защита демократии и конституции, рожденной Сопротивлением», иными словами защита буржуазного государства и строя. Коминформ неоднократно осуждал позицию Итальянской и Французской компартий, правильно обвиняя их в «парламентском кретинизме».

Критика с Севера

Внутри партии тоже далеко не все были согласны с позицией Тольятти и большинства руководства, но внутренней оппозиции как таковой не было из-за строгого соблюдения партийной дисциплины. Возражали новому курсу в основном кадры с севера страны, прошедшие через опыт конспирации и Сопротивления. Главной фигурой среди несогласных был Пьетро Секкиа.

Представление о его искренней революционной позиции можно получить по следующим цитатами из выступлений самого Секкиа на заседаниях Политбюро и ЦК партии:

«Меня нельзя упрекать в неверности партии, если я не согласен с понятием итальянского пути к социализму. Когда я стал коммунистом, партия ставила задачу развития вооруженной борьбы и захвата власти по пути, указанному Октябрем. Конечно, партия может сохранить то же название и поменять не только свою политику, но и стратегию, и некоторые основные принципы. Только нельзя требовать от тех, кто стал коммунистом потому, что партия руководствовалась теми другими принципами, чтобы они воспринимали и разделяли новый курс. Ибо, возможно, многие из нас не стали бы коммунистами, если бы партия тогда проводила сегодняшнюю линию».

«…Условия не складываются спонтанно, сами по себе… мы были решительно против всякой формы выжидания. Нельзя ждать момента [восстания], надо его подготовить. Условия готовятся и меняются только борьбой».

Динамика классовой борьбы очень быстро решила вопрос двоевластия в пользу буржуазии: в 1947 г. коммунисты были исключены из правительства под давлением американцев, партизан стали выгонять из правоохранительных органов, а фашистов восстанавливать.

Партия не отреагировала, а местные попытки сопротивления со стороны партизанских кадров осуждались центром и карались исключением из партии. Секкиа так возражал инерции партии: «Между вооруженным восстанием и полным бездельем есть целый ряд вариантов борьбы».

В такой ситуации, Секкиа, отвечавший тогда за организационные вопросы, отправляется в Москву, где на секретной встрече со Сталиным, Ждановым и другими членами Политбюро ВКП(б) обсуждались критические вопросы политики национального единства, проводимой Тольятти. Впоследствии в 1950 году Сталин предложил перевести Тольятти с должности генсека ИКП на пост секретаря Коминформа, что привело бы к избранию Секкиа, как второго человека в партии, на пост генерального секретаря. Руководство ИКП приняло предложение Сталина, но Тольятти отказался. Таким образом ситуация в ИКП не изменилась.

В итоге это привело к тому, что партия во имя «национального пути к социализму», переворачивая роль общего и частного, фактически стала отрицать всеобщие законы развития капитализма и буржуазного государства, социалистической революции и диктатуры пролетариата. Отклонение от ленинской теории государства привело к губительному восприятию парламентаризма и буржуазной демократии, как единственно возможной почвы для борьбы. Тем самым ИКП придавала легитимность буржуазной законности.

1969 год. «Горячая осень»

В позиции того времени уже были заложены все зачатки еврокоммунизма, с одной только разницей: Тольятти никогда формально не отрицал марксизм-ленинизм, не порвал отношения с Советским Союзом и странами народной демократии, никогда не восхвалял НАТО и не переставал бороться за выход Италии из него, как это позднее сделали Берлингуэр и еврокоммунисты.

1969 год. «Горячая осень»

Позволим себе еще раз процитировать Секкиа о правильном понимании отношений между компартиями: «Некоторые сильно акцентируют понятие полной автономии. Я наоборот понимаю автономию в рамках идеологического и политического единства международного коммунистического движения. Поэтому я всегда был против формулировки о полицентризме и всегда считал двухсторонние отношения недостаточными».

О НАТО: «Повторяю, что опасность не исходит от разных полубоевых фашистских организаций, которые несмотря на это должны быть распущены, побиты и уничтожены, что можно было бы сделать запросто … главная опасность также не исходит от заговоров принца Боргезе, который естественно должен быть осужден за совершенные преступления и за его попытку [попытка государственного переворота 7-8 декабря 1970 г.], но без лишнего шума, имеющего очевидную цель прикрыть настоящую и главную опасность. Мы не должны подаваться такой мистификации. Мы должны всем ясно объяснить, что самая серьезная опасность, которая может стать драматической в случае международного конфликта, зиждется в полной и еще раз подтвержденной верности НАТО со стороны Италии».

Классовое перерождение

Помимо вышеуказанных причин в процессе разложения ИКП немалую роль сыграло постепенное перерождение классового состава руководства партии. Уже на восьмом съезде партии (1956 г.) под предлогом расширения и обновления руководящего состава из ЦК вывели 25% рабочих и партизанских кадров. Их заменили интеллигентами и кадрами, вступившими в партию после 1945 года.

Классовое перерождение ускорилось благодаря решению тринадцатого съезда (1972 г., Берлингуэр избран генеральным секретарем) подчинить партийные ячейки на производстве (рабочих местах) территориальным парторганизациям. Поскольку в территориальных организациях преобладал мелкобуржуазный элемент, процентный вес рабочих делегатов на съездах резко сократился.

Если ко всему этому добавить:

1. Откровенный отказ еврокоммунистов от марксизма-ленинизма в пользу неопределенного эклектизма, в рамках которого все немножко правы и непонятно, кто не прав;

2. Резкое осуждение положительного опыта строительства социализма в СССР и других соцстранах, который стали отождествлять с репрессиями;

то становится легко понять, почему партия перестала существовать.

Сегодня итальянские коммунисты, подобно птице Феникс, возрождаются из пепла. Ведь есть острая потребность в их революционной деятельности, свержении исчерпавшего свою историческую роль капитализма. Ошибки прошлого учтены, урок усвоен. Партия будет прилагать все усилия, чтобы они не повторялись.

Современные коммунисты Италии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


СОПРОТИВЛЕНИЕ. КОНЕЦ ДИКТАТОРА

Где же история Народного фронта? Где объединение антифашистских сил? Почему политическим партиям Италии не удалось остановить Муссолини? Почему они не объединились?

Несколько причин очевидны.

Во-первых, те, кто пытался объединить разные силы против фашизма, подвергались преследованиям и репрессиям. В первую очередь репрессии были направлены против итальянских коммунистов.

Во-вторых, все парламентские партии в принципе объединяются непросто, потому что сама суть представительства в парламенте требует борьбы за голоса избирателей, а значит и друг с другом.

В-третьих, у партий – потенциальных союзников в борьбе с фашизмом существовали разногласия по важным принципиальным вопросам, которые как выяснилось позже были не самыми главными. Но кто это тогда знал?

Коммунисты (руководителями Компартии были А.Бордига до ареста в 1923 году, затем П.Тольятти и У.Террачини, с 1924 г. - А.Грамши)) призывали к решительной революционной борьбе, обличали и фашистов, и социалистов, и "пополари". Компартия была членом Коминтерна, который в начале 20-х годов нацеливал братские компартии на скорую всемирную революцию и пропагандировал тактику «единого рабочего фронта», создания «рабочих правительств» и борьбу с врагами любого рода. Да и ситуацию в Италии Ленин оценивал как предреволюцонную.

Один из основателей компартии Амедео Бордига был сторонником радикальных действий, считавшим, что путь парламентской борьбы - не для коммунистов. Главным врагом он считал буржуазию и, вероятно, недооценивал потенциал возникающего фашистского движения. К тому же он не считал необходимым идти на создание тактических коалиций с социалистами поскольку любые коалиции требуют уступок с обеих сторон, а отпор фашистскому террору мог быть только силовой, который отвергался социалистами (да и многими коммунистами тоже).

Антонио Грамши, заочно возглавивший ИКП в 1924 году, не менее других симпатизировал русской революции, однако лучше других понял и суть, и опасность возникшего фашизма, который был не только следствием нищеты, осталости, демагогии, но и орудием борьбы с идеями социализма и коммунизма. В Италии вряд ли была действительно революционная ситуация, признаки которой увидел В.И.Ленин, но кризис был жесточайший. И фашизм в Италии, что позже отмечал Грамши, был поддержан правящими классами как орудие контрреволюции, как средство не допустить ни революции, ни радикальных реформ в экономике и социальной сфере (захваты предприятий, создание рабочих советов как раз и были проявлениями нетерпения "низов", на которое "верхи" смогли найти ответ и начать управлять "по-новому").

Вероятно, положение в руководстве ИКП можно охарактеризовать как внутренне конфликтное - из-за необходимости следовать установкам Коминтерна и необходимости искать адекватный ответ на фашистскую угрозу в уникальной ситуации. Уникальной, поскольку ни в одной стране Европы ничего похожего на фашизм не было, как не было и опыта противодействия ему.

Социалисты – партия, которая отвергала насилие, как революционное, так и фашистское, выступала за путь переговоров в решении экономических и социальных проблем. К тому же социалисты несмотря на раскол, в результате которого была образована компартия, имели мощную парламентскую фракцию и действительно могли воздействовать на политику правительства. Видели ли лидеры социалистов угрозу в фашистском движении? Конечно, видели. Но, вероятно, полагали, что бороться с экстремизмом должно прежде всего государство, а их задача - побудить государство к этому. В частности через парламент, но депутатов социалистов было недостаточно для этого.

И та, и другая партии опирались на рабочий класс и отчасти крестьянство. Но социалистов было больше.

Ослабил силы левых и сам факт образования компартии. В 1919 году соцпартия приветствовала создание Коминтерна и даже практически вступила в него, но настойчивые требования руководителей Коминтерна избавиться от реформистов привели к расколу. При этом один из лидеров соцпартии предлагал Ленину, чтобы каждой национальной секции Коминтерна была предоставлена большая свобода действий - ведь "чистка" от умеренных, реформистов, центристов приводила бы к ослаблению позиций партии, потере влияния и в профсоюзах, и в местных органах власти. Но Ильич был непреклонен.

Партия "Пополари" (Народная партия) как и социалисты выступала за поиск компромиссов, согласия и против фашистского террора. Однако "пополари" объединяла множество ревностных католиков, социалисты же были партией «материалистов», в большинстве своем антиклерикальной. Создателю партии "Пополари" священнику Луиджи Стурцо революция представлялась злом, поэтому с коммунистами им было не по пути. К тому же коммунисты были еще большими антиклерикалами, чем социалисты. Да и для руководства Ватикана Муссолини казался более приемлемым, чем коммунисты, социалисты, а в конце концов и лидер "Пополари".

Пунктом разногласий были, безусловно, и захваты предприятий рабочими. Коммунисты приветствовали эти действия и участвовали в их организации. Грамши видел в рабочем самоуправлении предприятиями новую форму власти, которая может решать экономические и социальные проблемы в интересах трудящихся. "Пополари" и социалисты – считали такие действия неоправданными. При этом и коммунисты, и особенно социалисты контролировали определенную часть профсоюзов.

Руководители партий, которые могли пойти на объединение против фашизма - социалисты и "пополари" попытались «договориться по-хорошему» с Муссолини. Этот договор фашистами не был выполнен. Политика "умиротворения" наглых фанатиков чаще всего оказывается бесполезной.

Все партии словно «не заметили» огромную армию людей, вернувшихся с войны и оказавшихся нищими и безработными. А именно к этим людям была обращена риторика и демагогия Муссолини, именно они вступали в его партию (хотя, конечно, не только они).

Стоит вспомнить, что в России значительная часть солдат и матросов поддержали большевиков и стали их опорой в революции. Но работу в армии большевики проводили не один месяц. К тому же состав российской армии - это преимущественно крестьяне, для которых революционные лозунги "землю - крестьянам!" и "мир народам!" особых разъяснений не требовали.

Фашисты очень быстро оказались у власти (уже в 1922 году) и, получив власть, приняли меры, чтобы не только ослабить и ликвидировать любую оппозицию, но и узаконить ее политическую ликвидацию.

И, разумеется, позиция короля, позиция армейского и полицейского руководства, позиция промышленников, демагогическая пропаганда итальянских фашистов и позиция католической церкви – все это тоже сказалось.

Могло ли убийство депутата Маттеотти стать сигналом к объединению сил, потенциально способных объединиться против фашизма? Возможно, могло. Но депутаты оппозиции просто ушли из парламента и ждали, пока король не отправит Муссолини в отставку.

А если бы руководитель «Пополари» Дон Стурцо, осуждавший фашистский террор, не ушел в оставку с поста руководителя партии? Его могли бы просто отлучить от церкви, а то и убить. Стурцо после ухода с поста руководителя "Пополари" был вынужден уехать за границу.

Было ли ошибкой голосование в парламенте социалистов и "Пополари" за принятие нового избирательного закона в 1924-м году? Безусловно. Однако не только закон определяет результаты голосования, но и ход избирательной кампании. Если она проходит мирно, «цивилизованно» - результат один, а если сопровождается демагогией и насилием – другой.

Да, в Италии были антифашисты. Да, они пытались бороться с фашистским режимом, но...

Вскоре после прихода Муссолини к власти ни выборов, ни парламента-то практически не стало. Следовательно, добиться успеха путем участия в выборах было невозможно.

Профсоюзы были фактически ликвидированы, следовательно, забастовочная борьба также становилась либо невозможной, либо безуспешной.

Проводить митинги, демонстрации? Какие там митинги…

В.И. Ленин в докладе на IV Конгрессе Коминтерна 13 ноября 1922 года сказал: «Может быть нам окажут большие услуги, например, фашисты в Италии, тем, что разъяснят итальянцам, что они еще недостаточно просвещены и что их страна еще не гарантирована от черной сотни. Может быть, это будет очень полезно».

А председатель Коминтерна Г.Зиновьев отметил: "Мы должны уяснить себе, что происшедшее в Италии - не местное явление. Нам неизбежно придется столкнуться с такими же явлениями и в других странах, хотя, может быть, и в других формах. Вероятно, мы не можем избежать такого периода более или менее фашистских переворотов во всей Центральной и Средней Европе".

Примерно о том же сказал и Карл Радек (представитель польских коммунистов в Коминтерне): "Если наши товарищи в Италии, если социал-демократическая партия Италии не поймет оснований этой победы фашизма и причин нашего поражения, то нам предстоит встретиться с длительным господством фашизма".

Террор одной политической силы против политических противников был для Италии действительно совершенно новым явлением и никто из политиков не знал, что такое фашизм и что будет дальше. Что такое вооруженное подавление забастовок или разгон демонстрантов представляли во всех странах. А вот что такое террор, осуществляемый парламентской партией, да еще поддержанный силовыми структурами государства, не знал, пожалуй, никто.

Российские революционеры знали и о погромах, и о невмешательстве полиции и армии в них, что называется, не понаслышке. Все это было в России в 1905-1906 годах.

Однако курс, который предлагал в начале 20-х Коминтерн коммунистическим партиям, заключался в подготовке к мировой коммунистической революции, а совсем не к налаживанию сотрудничества с другими партиями. Впрочем, это было начало 20-х, когда мировая революция могла показаться возможной, а фашисты только начинали свой путь к власти. Москву в начале 20-х годов волновали свои проблемы - НЭП, борьба за власть при больном Ленине, перспективы революции в Германии. В общем-то было не до Италии.

В 1922 году (за несколько месяцев до похода Муссолини на Рим) руководство Коминтерна (то бишь РКП(б)) вело переговоры с лидерами Второго Интернационала. Переговоры о выстраивании и возможном налаживании отношений и взаимодействии в борьбе во имя пролетариата. Западные социалисты беспокоились о судьбе социалистов-оппозиционеров в России (меньшевиков, эсеров, анархистов), говорили о диктатуре большевиков. А большевики отвечали упреками в предательстве интересов рабочего класса России, пролетарской революции... Не договорились...

А в конце 20-х руководство Коминтерна ориентировало компартии других стран на решительную борьбу с социал-демократами и социалистами, которые назывались не иначе как "социал-фашисты".

И руководитель ИКП Пальмиро Тольятти был вынужден эту линию поддерживать и отказываться от сотрудничества с антифашистами из числа социалистов и других партий. Хотя в случае арестов и коммунисты, и социалисты, и "пополари" оказывались в одних камерах.

Тактика "класс против класса", борьба с социал-демократией на деле в частности в Италии приводила к тому, что в условиях подполья коммунисты обвиняли социалистов.

В журнале "Коммунистический интернационал" от 31 октября 1930 года в статье "Компартя Италии и руководство борьбой масс", подписанной просто инициалами М.Г. говорилось:

"Исходя из характера итальянского экономического кризиса и его взаимодействия с мировым кризисом, можно оказать, что теперешнее развитие массовых движений дает перспективу их быстрого роста и их быстрого превращения в широкие политические бои.

Фашизм, который должен был доказать (в противоположность большевизму!) свою способность разрешить проблемы трудящихся классов, довел трудящихся до голода и обрек на рабство.

Крах фашизма рождает перестановку политических сил в стране".

Далее автор писал, что происходит разложение правящей фашистской партии, внутри фашистских профсоюзов растет недовольство режимом, среди католических организаций, масонов и социал-демократических организаций, распространяются листовки и воззвания.

"Так называемая Антифашистская Концентрация недавно выступила с «Пактом единения и действия», являющимся программой входящих в нее партий. Эта программа имеет силу «до свержения фашизма и до стабилизации несокрушимого итальянского государства республиканской демократией».

Ясно, что Концентрация хочет использовать для своих целей движение трудящихся масс; Концентрация хочет помешать тому, чтобы борьба рабочих и крестьянских масс привела к свержению капитализма, к социалистической революции, к установлению диктатуры пролетариата в Италии, определяемой в «Пакте», как «иллюзия», как «деспотизм партии», «покушение на нормальные законы экономической эволюции».

Ясно, что Концентрация хочет воспрепятствовать ориентации итальянского пролетариата в сторону коммунистической партии, хочет воспрепятствовать осуществлению блока рабочих, крестьян, национальных меньшинств и туземного населения африканских колоний, потому что такой блок означает победоносную борьбу трудящихся масс против фашизма, означает свержение и уничтожение капиталистического государства.

Для прислужников буржуазии, руководящих так называемой Антифашистской концентрацией, капитализм в настоящее время все еще обладает «нормальной» функцией прогрессивного развития. Они отрицают, что итальянский кризис есть одно из проявлений смертельного кризиса капиталистической системы. Они хотят, чтобы им поверили, что у них есть средства разрешить кризис. Но их «Пакт» не сможет обмануть масс. Обильная болтовня о свободе и демократии не может замазать то, что существенно в «Пакте»; а существенна в нем мысль, что переход от фашизма к «несокрушимому» демократическому государству есть не что иное, как новая форма фашистского режима.

Социал-демократия может поэтому политически мыслить только по-фашистски. Она не выставляет ни одного из требований масс, направленных против буржуазии; все требования Концентрации направлены против рабочих и крестьян.

Рабочим она обещает расчистить путь «для всякого их справедливого требования». Плагиат тут совершенно очевиден. Эти господа любезно обещают рабочим предоставить им право борьбы за «всякое справедливое требование». Они, как и фашисты, становятся «над классами», т.-е. фактически становятся на сторону предпринимателей. Они готовятся задушить борьбу трудящихся, защищающих свои требования, которые всегда справедливы, ибо являются цементом борьбы эксплуатируемых против эксплоататоров.

Наши социал-демократы перешли в лагерь врага, подобно их товарищам в всех странах, и поэтому они боятся даже давать демократические обещания, которые все равно остались бы невыполненными.

«Пакт единения и действия» ставят перед итальянской компартией необходимость решительной и беспощадной борьбы против социал-фашизма - конкурента фашизма, в деле сохранения и защиты капиталистического строя.

... «Пакту» Концентрации КПИ противопоставляет цели борьбы итальянского пролетариата.

Разрешение кризиса итальянского фашизма - в захвате власти пролетариатом и в организации власти на основе советов рабочих, крестьянских, солдатских и матросских депутатов; в экспроприации и социализации фабрик и банков; в экспроприации крупных земельных собственников; в признании права «нацменьшинств и колониальных народов на независимость вплоть до отдаления от Италии; в вооружении пролетариата для обеспечения обороны рабочего государства и для подавления малейшей попытки противодействия со стороны его врагов; в упразднении свободы печати, организаций и всяких политических прав для буржуазии.

Наша программа не только не утопична, но она актуальна".

Трудно, конечно, оценить подлинные намерения намерения упомянутой антифашистской "Концентрации". Примерно в тех же выражениях характеризовал автор и другую группу "Справедливость и свобода".

И совсем, конечно, трудно предположить, что могли сделать противники фашистского режима внутри страны (да и вне страны тоже) для его свержения или смягчения. Но все-таки, наверно, самое главное было не выяснять отношения между собой, а готовиться к тому моменту, когда можно будет действовать и определять, каким образом будет определяться дальнейшее будущее Италии после Муссолини.

Нет сомнений, что парламентская демократия дает больше возможностей для отстаивания прав и выражения своей позиции чем диктатура и трудящимся, и интеллигенции, и даже буржуазии (в терминах того времени). Тем не менее автор утверждал, что "Советское и социалистическое разрешение кризиса является единственно способным дать ответ на вопросы, поставленные итальянской действительностью, является единственным национальным и демократическим разрешением кризиса. Всякий другой выход, противопоставленный этому, есть мистификация, диктуемая интересами защиты капиталистического «порядка» и общества".

В статье признавалось, что успехи итальянских коммунистов невелики:

"... мы должны призвать, что активность нашей партии, как один из элементов, определяющих политический кризис, весьма отстает.

Пока что нам удалось, однако, лишь в весьма незначительной степени мобилизовать и организовать широкие массы на основе их наиболее насущных требований. С целью перестройки всей работы партии в этом направлении Политбюро КПИ предприняло кампанию, в центр которой ставятся важнейшие непосредственные экономически-политические требования масс, а именно:

а) Повышение всей заработной платы на 20%.

б) Пособие всем безработным в промышленности и в сельском хозяйстве в размере не менее 10 лир в день на весь период безработицы.

в) Выборы внутризаводских комиссий.

г) Свобода профсоюзов, печати и стачек для пролетариата.

д) Отказ испольщиков, колонов, мелких арендаторов и мелких собственников от уплаты налогов.

е) Освобождение всех политических заключенных; упразднение Особого трибунала в чрезвычайных законов.

Кампания за эти требования, увязанные с нашими развернутыми революционными лозунгами, должна проходить в виде конференций на фабриках, сел.-хоз. предприятиях и в деревнях, собраний безработных, на основе самого широкого проведения единого фронта снизу, на этих конференциях и собраниях должны избираться комитеты борьбы для мобилизации масс и для руководства борьбой. Одновременно партия дала директивы об организации групп рабочей обороны".

Насколько реалистичны были идеи Коминтерна о захвате власти пролетариатом и создании советв в Италии 1930-го года? Это было нереализуемо и утопично..

Курс Коминтерна на сотрудничество с другими левыми партиями, а не на конфронтацию с ними, на создание народных фронтов для борьбы с фашизмом был объявлен только в середине 30-х, когда у власти оказался не только Муссолини, но и Гитлер, к тому же их сторонники (пусть и менее многочисленные, но такие же агрессивные) существовали во многих странах Европы.

17 августа 1934 года итальянские компартия и соцпартия подписывают в Париже (в Париже - !!!) первый пакт о единстве действий.

Как же остановить фашистов, рвущихся к власти? Забастовками? Митингами? Требованиями к властям предпринять решительные действия? Вооруженным сопротивлением? Выступлениями в парламенте или прессе?

Могут ли вообще политики объединяться для достижения каких-то общих целей, а не только при голосовании по тому или иному законопроекту?

В 1921 году начинают создаваться "Arditi del Popolo" ("Народные смельчаки") - боевые дружины из числа анархистов, социалистов, коммунистов, активистов профсоюзов для организации вооруженного отпора террору чернорубашечников Муссолини. В числе организаторов и руководителей этих дружин были Апро Секондари, Мингрино, Джино Лучетти (он пытался убить Муссолини 11 сентября 1926 года) и другие.

Хотя в дружинах были члены разных партий, руководство соцпартии и компартии официально их не поддерживало и в соответствующих партийных изданиях даже появлялись критические статьи. Известно, что Ленин в 1921 году критиковал тогдашнего лидера коммунистов А.Бордигу за сектантство и нежелание поддерживать революционную инициативу (руководство компартии требовало, чтобы коммунисты не участвовали в дружинах, поскольку в них есть члены других "недружественных" партий).

После того как соцпартия подписала "договор об умиротворении" с Муссолини она отказывалась признавать народные дружины. Такую же позицию заняло руководство Всеобщей конфедерации труда.

Коммунисты пытались организовать собственные боевые отряды самозащиты (Squadre comuniste d" azione) , но их численность была невелика, да и в целом партия придерживалась стратегии ненасильственных действий.

Наиболее последовательны в поддержке Народных дружин были анархисты, которые пытались заниматься индивидуальным террором против фашистских активистов и лидеров.

Один из самых важных успехов Дружин был достигнут в Парме в августе 1922 года, когда 350 дружинников, которыми руководили ветераны Первой мировой войны Антонио Сьери и Гвидо Писельи, успешно защищали город против наступления 20 000 фашистов.


Парма 1922. Баррикады против фашистов на улицах города.

Общая численность "дружинников" составляла по всей стране до 20 000 человек, но в течение нескольких лет руководители были либо арестованы, либо убиты и движение было фактически ликвидировано к 1924 году.

Выражала свой протест интеллигенция. Так, Бенедетто Кроче написал Манифест Антифашистской Интеллигенции, который был издан в 1925 году. Возникали группы антифашистского сопротивления и на некоторых территориях, которые оказались присоединены к Италии по итогам Первой мировой войны, словенцами и хорватами была создана организация TIGR, которая организовывала акты саботажа и нападения на членов фашистской партии и военных.

Совместные (но организационно слабые) выступления антифашистов начались не в Италии, а вне ее.

Эмигранты из Италии (а больше всего их было во Франции) - социалисты, республиканцы создают небольшие антифашистские ячейки в Марселе, Тулузе, Париже.

В 1929 году социалист Карло Роселли, бежавший из итальянской тюрьмы на Липарских островах, создает антифашистское движение "Справедливость и свобода" с участием социалистов, радикалов, и даже "пополари". Это скромный по возможностям "народный фронт" подготовил программу, предполагавшую установление республиканского строя в Италии и, разумеется, борьбу с режимом Муссолини, попытался организовывать подпольные группы сопротивления в северной Италии, переправлять в страну антифашистскую литературу.
Однако подпольные ячейки были разгромлены, а сам Роселли убит в 1937 году.

Небольшие антифашистские подпольные ячейки в самой Италии могли немного - разве что выпускать полурукописные газеты-листовки.

Подпольное издание

Во время гражданской войны в Испании на помощь генералу Франко Муссолини направил около 70 000 солдат и офицеров. На стороне антифашистов Испании сражались добровольцы из разных стран мира, в числе которых были и 4 000 итальянцев - в том числе активисты и лидеры разных партий - и сам Карло Роселли, и генеральный секретарь республиканской партии Анджелони, и коммунист Луиджи Лонго (впоследствии руководитель ИКП), и социалист Пьетро Ненни. Бои в Испании показали, что в борьбе против общего врага идейные разногласия особого значения не имеют. Бригада "Гарибальди" сумела нанести несколько поражений своим соотечественникам, присланным Муссолини. И когда заметки об этом появились в нескольких итальянских газетах, Муссолини был в ярости.


итальянские добровольцы в Испании

В сентябре 1938 года ЦК Итальянской компартии обращается с открытым письмом к итальянским католикам с предложением о сотрудничестве в борьбе против фашизма, позже выступает с заявлением о необходимости создания Народного фронта.

Объединялись представители разных партий и в партизанских отрядах, которые в 1943 году после оставки Муссолини начали активную вооруженную борьбу как с итальянскими, так и с германскими фашистами, и организацию забастовок на оккупированной территории.

Партизанское сопротивление было массовым явлением, особенно в северных районах страны. Примерно 44 700 партизан погибли в боях с фашистами, более 21 000 человек было ранено. Несколько десятков тысяч человек погибли в концлагерях, около 15 000 мирных жителей было уничтожено во время акций возмездия и устрашения, которые совершались фашистами - как итальянскими, так и немецкими.

Итальянцы эмигрировавшие из страны также сражались в партизанских отрядах. В боевых действиях в Италии и за рубежом участвовало более 250 000 человек. Более 70 000 погибло, более 30 000 было ранено.

Итальянцы помогали и военнопленным, которым удавалось бежать из концлагерей. И в рядах партизан, действовавших в Италии, оказывались и немецкие, и французские, и русские антифашисты.


семь братьев Черви, убитых 28.12.1943 г. -

Войска союзников высадились на юге Италии в 1943 года, но некоторые города на севере страны были освобождены еще до их подхода. В июне 1944 года Комитетом национального освобождения было сформировано первое "свободное правительство".


свергнутый памятник диктатору


В заключение стоит добавить, что в апреле 1945 года Муссолини был захвачен итальянскими партизанами при попытке перебраться в Швейцарию и вместе с его любовницей Кларой Петаччи расстрелян. Их тела были перевезены в Милан и повешены на площади Пьяцца Лоретто вверх ногами.


Таким был конец Муссолини.

На первых послевоенных выборах в 1946 году социалисты получили 21% голосов, коммунисты - 19%, христианско-демократическая партия - 35% голосов.

На выборах в сенат в 1948 году общий список коммунистов и социалистов получил 31% голосов.

От редакции: представляем серию статей об итальянском рабочем и коммунистическом движении, которую специально для нашего сайта подготовили итальянские товарищи из партии «COMUNISTI SINISTRA POPOLARE ».

Первый материал посвящен судьбе и истории Итальянской коммунистической партии. Какую роль ИКП сыграла в новейшей истории Италии? Почему сильнейшая компартия Европы прекратила свое существование? Чем обернулся для итальянских коммунистов отказ от марксизма–ленинизма?

Лидер антифашистского Сопротивления

Итальянская коммунистическая партия сыграла важнейшую и без сомнения положительную роль в истории Италии. С момента ее создания – 24 января 1921 г. – она решительно отделилась от беспомощного и инертного болота реформизма, ревизионизма и оппортунизма Социалистической партии, которая сковывала рабочий класс то пустой сверхреволюционной фразеологией, то соглашательской примиренческой позицией на практике.

1936 год. Итальянские коммунисты в Испании

ИКП оказалась во главе пролетарского сопротивления буржуазной реакции и рвавшемуся к власти фашизму. Организационный и человеческий вклад коммунистической партии в антифашистскую борьбу был действительно огромным, начиная с первой попытки вооруженной борьбы с фашистами – отрядов «Народных Смельчаков».

Во времена фашистского режима вплоть до конца 1943 г. компартия была единственной политической антифашистской силой на территории Италии, которая действовала организованно в условиях подполья и конспирации. Достаточно регулярно печатались и распространялись газета и листовки. Партия организовывала бойкот на производстве и прямой саботаж военной продукции.

В марте 1943 г. еще до подписания перемирия с англо-американцами были проведены забастовки на самых крупных заводах Турина, Милана и Генуи. Эта борьба и военный опыт, полученный итальянскими красными командирами и бойцами во время гражданской войны в Испании (1936-39 гг.) обеспечили компартии лидирующую роль с 1943 г. до 1945 г. в вооруженном Сопротивлении немецким оккупантам и их фашисткой прислуге.

Послевоенную роль ИКП также можно оценивать только положительно. Достаточно вспомнить о ее роли в борьбе за мир в годы холодной войны, за установление республиканской формы правления в Италии, вкладе в борьбу рабочего класса за улучшение условий труда и жизни, в борьбу крестьянства, захватывавшего земли помещиков, защите демократических прав трудящихся против неоднократных попыток реакционных переворотов в 60-ые и 70-ые годы прошлого века.

Конституция Италии, оставаясь по своей сути буржуазной, благодаря вкладу и влиянию коммунистов сильно отличалась от традиционного для либерального государства основного закона. Документ содержал потенциально антикапиталистические элементы.

Именно послевоенная политика ИКП, ее теория и практика тех лет, сегодня заставляют нас критично и самокритично задуматься о причинах долгого процесса перерождения, который привел к самоликвидации партии.

Беспощадный анализ перерождения партии

Что именно привело революционную партию Грамши (основатель ИКП Антонио Грамши – прим. ред. ) к моральной и интеллектуальной нищете, политическому банкротству ее эпигонов и, в конце концов, исчезновению?

Ответ на такой вопрос нельзя дать простой и удобной категорией «предательства» со стороны руководителей партии. Он требует научного, беспощадного и иногда болезненного анализа, чтобы избежать такого развития событий в будущем.

Наша партия начала проводить такой анализ. Не без затруднений и даже некоторого сопротивления со стороны партийцев определенного поколения, для которых Тольятти (основатель и руководитель ИКП Пальмиро Тольятти – прим. ред. ) и Берлингуэр (секретарь ИКП с 1972 по 1984 гг. Энрико Берлингуэр – прим.ред ) – это живое воплощение идей коммунизма, своего рода «иконы», не подлежащие критике. Тем не менее, этот вопрос не терпел дальнейшего отложения.

Процесс идеологического и политического разложения ИКП начался еще во время войны из-за некоторых крупных ошибок Тольятти в оценке сложившейся ситуации, расстановке сил в стране и на международной арене.

В 1943 году катастрофический для Италии ход военных операций на всех фронтах заставил монархию – после десанта союзников на Сицилии – подписать с ними перемирие и арестовать Муссолини. Реакция немцев была молниеносна: они оккупировали всю Северную и Среднюю Италию. Король, его двор и высшие чины государства сбежали к англоамериканцам, спасаясь от немецкой мести и бросая страну, но не ее золотые резервы, которые были вывезены во время побега. Страна была разделена на две части: юг был оккупирован союзниками, север и центр - немцами.

1944 год. Демонстрация в Риме

На севере партия решила перейти к вооруженной борьбе, развивая нелегальную работу, для подготовки всеобщего восстания против немцев и фашистов. На «освобожденном» же, точнее, оккупированном англоамериканцами, юге антифашистские партии начали действовать открыто, легальным образом. Здесь были восстановлены органы дофашистского, либерально-монархического государства и парламентская деятельность. Эта объективно сложившаяся разница в условиях борьбы и породила некоторую разницу в подходах, оценке перспектив, анализе ситуации между северным и южным партийным руководством.

Главный вопрос состоял в следующем: должна ли коммунистическая партия сотрудничать с монархическим временным правительством Южной Италии с целью дальнейшего развития военных операций на севере, чтобы добиться полного освобождения остальных районов страны, или же должна одинаково бороться с фашистами, с немцами и с предательской монархией? Борется ли партия за революционный, социалистический исход Сопротивления или только за «национальное» освобождение от немцев?

После возвращения Тольятти из Москвы на пятом съезде, который состоялся в Неаполе в конце 1943 года эти вопросы были разрешены. Не без внутреннего сопротивления со стороны некоторых военно-политических кадров с Севера большинство делегатов проголосовало за предложение Тольятти: до полного освобождения страны временно отложить вопрос о будущем социально-экономическом строе Италии (социализм или капитализм) и будущей форме ее государственного устройства (монархия или республика). Сделать это для того, чтобы расширить антифашистский фронт и привлечь специалистов королевской армии, колеблющихся и промонархически настроенных элементов к общей вооруженной борьбе.

В результате компартия не вошла в буржуазно-монархическое правительство, но стало с ним сотрудничать в военных операциях. Тут Тольятти оказался прав. Между прочим, принятый курс отвечал рекомендациям Сталина и Политбюро ЦК ВКП(б).

Ошибки произошли потом в рамках реализации этого курса. Попробуем вкратце их проанализировать.

Неправильное определение классового характера Сопротивления

Грамши определил процесс создания единого государства в Италии как «недовершенную революцию» из-за структуральной слабости итальянской буржуазии.

Основываясь на этом анализе и популярной в коммунистическом движении того времени позиции о промежуточных этапах революционных перемен, Тольятти (и вместе с ним большинство руководителей партии) понимал вооруженное Сопротивление как завершение буржуазно-демократической революции предыдущего века в новых условиях, т. е. при прямом, организованном участии в процессе антифашистской борьбы рабочего класса во главе широких народных масс.

Следовательно, исходом Сопротивления, по его мнению, должно было стать не установление диктатуры пролетариата, а созыв учредительного собрания всех антифашистских сил с целью создания промежуточного, «народно-демократического» государства. Такое понимание антифашистской борьбы, которое Тольятти впервые выдвинул еще в 1929 г., когда Грамши сидел в тюрьме и не мог принимать активное участие в партийной жизни, не разделяла значительная часть руководства партии во главе с Луиджи Лонго и Пьетро Секкиа, подпольно действовавшими в Италии.

Такой подход являлся прямым искажением мыслей Грамши, который видел в рабочих и крестьянах Италии движущую силу антифашисткой борьбы. В понимании Грамши, фашизм можно и нужно было свергнуть вооруженным восстанием с целью установления «рабоче-крестьянского правительства». В его концепции основную роль играют не антифашистские партии коалиции, а организованный пролетариат в союзе с крестьянством и другими трудовыми непролетарскими слоями. По мнению Грамши, пролетариат доводит до конца буржуазную революцию после, а не вместо взятия власти и установления диктатуры пролетариата. Отличие от позиции Тольятти очевидно.

С учетом вышесказанного, легко понять, как у Тольятти Сопротивление постепенно приобретает чисто военный, национально-освободительный характер. На оккупированном же немцами Севере партийное руководство считало, что Сопротивление должно иметь ярко выраженный классовый характер. Оно не должно закончиться простым восстановлением у власти довоенной либеральной буржуазии и ее институтов. Неустанная политическая агитация партии среди рабочего класса проводилась параллельно военным операциям. Это и привело к успешному проведению стачки на самых крупных заводах Турина, Милана и Генуи в марте 1944 г в условиях жесточайшей немецкой оккупации, зверств эсэсовцев и фашистских банд.



1945 год. Красные партизаны

Крупные города Севера Италии и целые горные районы освободились сами до прихода англо-американцев. В этих городах и районах устанавливались новые органы управления, возникавшие непосредственно в процессе вооруженной борьбы. Они отличались от институтов довоенного либерального государства по представительству классов, а также по способам создания и функционирования. Их модель могла бы стать основой нового, послевоенного государства. Тольятти же выбирает путь Учредительного собрания для разработки новой конституции.

Отклонение от ленинизма и выбор в пользу буржуазной демократии

После окончания войны наступил момент решения вопроса о форме государственного устройства и социально-экономическом строе новой Италии. Формально глава государства - кронпринц, регент королевства. Временный орган власти - Комитет Национального Освобождения, имеющий центральную структуру и периферийные органы.

В отличие от Комитета Национального Освобождения Северной Италии, в центральной структуре все партии антифашисткой коалиции были представлены на паритетных началах (у всех партий равное количество представителей), а не пропорционально реальным силе и весу. В результате в центральной структуре преобладали буржуазные партии.

В 1945 году в компартии Италии состояло 2,5 млн человек, 500 тысяч из них – были вооружены и имели военную подготовку. По численности, организованности и силе ИКП была первой партией в стране.

В Италии фактически установилось двоевластие: с одной стороны, на Севере - органы управления КНО, с другой - на Юге - буржуазно-монархическое правительство. В такой обстановке Тольятти и большинство в руководстве партии безоговорочно принимают правила игры буржуазной демократии, то есть соглашаются на проведение референдума о выборе между монархией и республикой, всеобщего голосования для избрания Учредительного собрания (1946 г.).

Такой выбор был очень рискованным. В то время в Италии царила неграмотность. Тотальный идеологический контроль над большинством населения, особенно сельским, имела церковь.

В итоге установление республики еле прошло на референдуме, а компартия на выборах оказалась всего лишь третьей, получив намного меньше голосов, чем Христианско-демократическая и Социалистическая партии, которые в организационном плане были намного слабее ИКП.

Правые оппортунисты в руководстве оправдали неожиданный результат тем, что партия еще не освоила тактику легальной работы. Сегодня мы видим, что это была неправда. Партия уже три года легально работала на территории Южной Италии, да и на Севере ИКП никогда не останавливала политическую работу среди населения, даже во время вооруженной борьбы.

Причина поражения была в другом: безнадежно воевать на поле битвы, которое выбрал классовый враг, да еще при правилах, навязанных им же. В игре под названием «буржуазная демократия» не имеют значения программы и позиции, главное здесь – денежные средства, вложенные в кампанию, внешнее давление, идеологический контроль над населением. Эта сдача коммунистических позиций без боя, на наш взгляд, объясняется объективным отклонением политической линии Тольятти от ленинизма.

Парламентский кретинизм ИКП

Коммунисты, безусловно, внесли большой вклад в республиканскую конституцию Италии. Она отличалась от всех предыдущих своим потенциально прогрессивным характером: основой республики провозглашался труд, предусматривались экспроприация частной собственности, активная роль государства в обеспечении материального равноправия граждан, превосходство государственных и общественных интересов над частными и т. д. Но конституция де факто оставалась буржуазной. Формулировка «суверенность принадлежит народу, который осуществляет ее через парламент», хотя и утверждает преимущество законодательной власти над всеми остальными, но содержит в себе всю антинаучную неопределенность категории «народ», которая не учитывает его разделение на классы с противоположными интересами.

Территориальный принцип избрания парламента изначально гарантирует преобладание в нем представителей буржуазии. Кроме того, конституция имеет программный, а не принудительный характер: достаточно отложить осуществление ее указаний, чтобы заморозить весь общий замысел.

Тольятти, однако, был убежден, что продолжение антифашисткой коалиции и роль Советского Союза на международной арене создадут условия для прогрессивного продвижения к социализму «мирным» путем «структуральных реформ» и постепенного «расширения демократии путем парламентской борьбы».

Вопрос о взятии власти пролетариатом сначала отодвинулся на неопределенное время под предлогом, будто нет условий для пролетарской революции, а потом просто забылся. Девизом партии стала «защита демократии и конституции, рожденной Сопротивлением», иными словами защита буржуазного государства и строя. Коминформ неоднократно осуждал позицию Итальянской и Французской компартий, правильно обвиняя их в «парламентском кретинизме».

Критика с Севера

Внутри партии тоже далеко не все были согласны с позицией Тольятти и большинства руководства, но внутренней оппозиции как таковой не было из-за строгого соблюдения партийной дисциплины. Возражали новому курсу в основном кадры с севера страны, прошедшие через опыт конспирации и Сопротивления. Главной фигурой среди несогласных был Пьетро Секкиа.

Представление о его искренней революционной позиции можно получить по следующим цитатами из выступлений самого Секкиа на заседаниях Политбюро и ЦК партии:

«Меня нельзя упрекать в неверности партии, если я не согласен с понятием итальянского пути к социализму. Когда я стал коммунистом, партия ставила задачу развития вооруженной борьбы и захвата власти по пути, указанному Октябрем. Конечно, партия может сохранить то же название и поменять не только свою политику, но и стратегию, и некоторые основные принципы. Только нельзя требовать от тех, кто стал коммунистом потому, что партия руководствовалась теми другими принципами, чтобы они воспринимали и разделяли новый курс. Ибо, возможно, многие из нас не стали бы коммунистами, если бы партия тогда проводила сегодняшнюю линию».

«…Условия не складываются спонтанно, сами по себе… мы были решительно против всякой формы выжидания. Нельзя ждать момента [восстания], надо его подготовить. Условия готовятся и меняются только борьбой».

Динамика классовой борьбы очень быстро решила вопрос двоевластия в пользу буржуазии: в 1947 г. коммунисты были исключены из правительства под давлением американцев, партизан стали выгонять из правоохранительных органов, а фашистов восстанавливать.

Партия не отреагировала, а местные попытки сопротивления со стороны партизанских кадров осуждались центром и карались исключением из партии. Секкиа так возражал инерции партии: «Между вооруженным восстанием и полным бездельем есть целый ряд вариантов борьбы».

В такой ситуации, Секкиа, отвечавший тогда за организационные вопросы, отправляется в Москву, где на секретной встрече со Сталиным, Ждановым и другими членами Политбюро ВКП(б) обсуждались критические вопросы политики национального единства, проводимой Тольятти. Впоследствии в 1950 году Сталин предложил перевести Тольятти с должности генсека ИКП на пост секретаря Коминформа, что привело бы к избранию Секкиа, как второго человека в партии, на пост генерального секретаря. Руководство ИКП приняло предложение Сталина, но Тольятти отказался. Таким образом ситуация в ИКП не изменилась.

В итоге это привело к тому, что партия во имя «национального пути к социализму», переворачивая роль общего и частного, фактически стала отрицать всеобщие законы развития капитализма и буржуазного государства, социалистической революции и диктатуры пролетариата. Отклонение от ленинской теории государства привело к губительному восприятию парламентаризма и буржуазной демократии, как единственно возможной почвы для борьбы. Тем самым ИКП придавала легитимность буржуазной законности.

1969 год. «Горячая осень»

В позиции того времени уже были заложены все зачатки еврокоммунизма, с одной только разницей: Тольятти никогда формально не отрицал марксизм-ленинизм, не порвал отношения с Советским Союзом и странами народной демократии, никогда не восхвалял НАТО и не переставал бороться за выход Италии из него, как это позднее сделали Берлингуэр и еврокоммунисты.

1969 год. «Горячая осень»

Позволим себе еще раз процитировать Секкиа о правильном понимании отношений между компартиями: «Некоторые сильно акцентируют понятие полной автономии. Я наоборот понимаю автономию в рамках идеологического и политического единства международного коммунистического движения. Поэтому я всегда был против формулировки о полицентризме и всегда считал двухсторонние отношения недостаточными».

О НАТО: «Повторяю, что опасность не исходит от разных полубоевых фашистских организаций, которые несмотря на это должны быть распущены, побиты и уничтожены, что можно было бы сделать запросто … главная опасность также не исходит от заговоров принца Боргезе, который естественно должен быть осужден за совершенные преступления и за его попытку [попытка государственного переворота 7-8 декабря 1970 г.], но без лишнего шума, имеющего очевидную цель прикрыть настоящую и главную опасность. Мы не должны подаваться такой мистификации. Мы должны всем ясно объяснить, что самая серьезная опасность, которая может стать драматической в случае международного конфликта, зиждется в полной и еще раз подтвержденной верности НАТО со стороны Италии».



1973 год

Классовое перерождение


1976 год

Помимо вышеуказанных причин в процессе разложения ИКП немалую роль сыграло постепенное перерождение классового состава руководства партии. Уже на восьмом съезде партии (1956 г.) под предлогом расширения и обновления руководящего состава из ЦК вывели 25% рабочих и партизанских кадров. Их заменили интеллигентами и кадрами, вступившими в партию после 1945 года.

Классовое перерождение ускорилось благодаря решению тринадцатого съезда (1972 г., Берлингуэр избран генеральным секретарем) подчинить партийные ячейки на производстве (рабочих местах) территориальным парторганизациям. Поскольку в территориальных организациях преобладал мелкобуржуазный элемент, процентный вес рабочих делегатов на съездах резко сократился.

1976 год

Если ко всему этому добавить:

1. Откровенный отказ еврокоммунистов от марксизма-ленинизма в пользу неопределенного эклектизма, в рамках которого все немножко правы и непонятно, кто не прав;

2. Резкое осуждение положительного опыта строительства социализма в СССР и других соцстранах, который стали отождествлять с репрессиями;

то становится легко понять, почему партия перестала существовать.

Сегодня итальянские коммунисты, подобно птице Феникс, возрождаются из пепла. Ведь есть острая потребность в их революционной деятельности, свержении исчерпавшего свою историческую роль капитализма. Ошибки прошлого учтены, урок усвоен. Партия будет прилагать все усилия, чтобы они не повторялись.

В Итальянские коммунисты и СССР

На глаза попалась очень интересная запись в итальянском блоге коммунизм, Италию и СССР. При том, что такой взгляд на коммунизм есть частное мнение итальянца и не претендует на истину в последней инстанции, текст очень интересен и затрагивает очень глубокие вещи.. Приведу некоторые цитаты:

"Ведение разговоров об отношениях между Итальянской коммунистической партией (ИКП) и Советским Союзом на первый взгляд может показаться аспектом культурной археологии. Однако поговорить о них иногда может быть даже полезно, причём не только с исторической точки зрения, но и для того, чтобы глубже проанализировать ход развития итальянской политики (включая нынешнюю). Если мы хотим понять суть современного коммунизма, нам нельзя не принимать во внимание его мессианскую составляющую. Некоторое время назад Нелли Айелло (Nello Ajello) в своей книге «Интеллигенция и ИКП» сделала особое ударение на том, что активисты коммунизма воспринимали лагерь социалистов как «сражающуюся Церковь», и в результате этого образовалось две фракции.

Политическую борьбу видели как противостояние Добра и Зла, и под этим подразумевалось, что именно марксизм представлял собой ключ к тому, чтобы безошибочно отличить одно от другого и, следовательно, примкнуть к «правильной» стороне. Как только его последователи становились уверены, что разобрались, с какой стороны правда, которая, в свою очередь, была вписана в определённую историко-политическую реальность (такую, как, например Советский Союз), у них не оставалось сомнений по поводу того, какой выбор сделать.

С точки зрения Тольятти (лидера итальянских коммунистов), коммунизм — это не просто поток определённых идей среди множества других, речь идёт о целом движении, которое выходило из самых глубин социального строя, и было, согласно коммунистическому лидеру, «исторически необходимым». Его развитие время от времени могло останавливаться, но никогда не прекращалось: бесклассовое общество было именно тем результатом, к которому история все равно неизбежно пришла бы вне зависимости от желаний отдельных индивидуумов.

Обратите внимание, что эти размышления Тольятти, уже довольно устаревшие, но все же весьма значительные в связи с их предельной ясностью, появились в конце 50-х годов прошлого века. И это вовсе не какое-нибудь беспорядочное теоретизирование а-ля Маркузе, а жёсткая концептуальная схема, каждая часть которой движется в полном соответствии с движениями часов.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что для понимания марксизма и деятельности партий, связанных с ним, нужно признать, что коммунисты «верили» в него и в то, что делают, в религиозном значении этого слова и «жили» внутри мифа, воплощением которого, хоть и не идеальным, стал СССР. Если же вы не принимаете в расчёт этот факт, вы рискуете несколько недопонимать многие события даже самой недавней истории, итальянской и не только. "

Самым главным в этом тексте для меня видится:
- признание мессианской роли коммунизма;
- видение коммунистами борьбы, в том числе, политической, как противостояния Добра и Зла;
- утопичность, с одной стороны, и жесткость и реалистичность коммунистических построений, с другой (Проект - это утопия и организация);
- Вера и Миф, которые стали реальностью (СССР);

Подумайте над этим, друзья.

Ведение разговоров об отношениях между Итальянской коммунистической партией (ИКП) и Советским Союзом на первый взгляд может показаться аспектом культурной археологии. Однако поговорить о них иногда может быть даже полезно, причём не только с исторической точки зрения, но и для того, чтобы глубже проанализировать ход развития итальянской политики (включая нынешнюю). Если мы хотим понять суть современного коммунизма, нам нельзя не принимать во внимание его мессианскую составляющую. Некоторое время назад Нелли Айелло (Nello Ajello) в своей книге «Интеллигенция и ИКП» сделала особое ударение на том, что активисты коммунизма воспринимали лагерь социалистов как «сражающуюся Церковь», и в результате этого образовалось две фракции.

Политическую борьбу видели как противостояние Добра и Зла, и под этим подразумевалось, что именно марксизм представлял собой ключ к тому, чтобы безошибочно отличить одно от другого и, следовательно, примкнуть к «правильной» стороне. Как только его последователи становились уверены, что разобрались, с какой стороны правда, которая, в свою очередь, была вписана в определённую историко-политическую реальность (такую, как, например Советский Союз), у них не оставалось сомнений по поводу того, какой выбор сделать.

Если отталкиваться от этих предпосылок, то информация, взятая из архивов Москвы, о том, что политикой Итальянской коммунистической партии во многом «управляли из-за границы», должна вызывать куда меньший интерес, чем тот, который был проявлен: зависимость партии от директивных указаний пролетарского интернационализма казалась чем-то естественным для тех, кто тогда был активистом коммунистического лагеря.

Марксизм — и в особенности его ленинская интерпретация — был всего лишь большой утопией, возможно, крупнейшей за последние несколько веков. Его последователи становились частью глобальной этико-идеологической системы, которая предлагала своим сторонникам собственное всеобъемлющее истолкование реального мира. Следовательно, нетрудно понять, что поборникам коммунизма приходилось оправдывать любые крайности и эксцессы в своих попытках достичь цели более высокого порядка: покончить с эксплуатацией и создать бесклассовое общество.

Было бы достаточно прочитать историю Итальянской коммунистической партии, написанную Пальмиро Тольятти (Palmiro Togliatti, генеральный секретарь ИКП, — прим. перев.) и много раз переизданную, для того, чтобы понять истинное положение вещей. На ее страницах появление и успех партии представлены как абсолютная необходимость; другими словами, коммунистам — в отличие от других — удалось совершенно верно понять истинное значение истории и законы, определяющие ход её развития.

С точки зрения Тольятти, коммунизм — это не просто поток определённых идей среди множества других, речь идёт о целом движении, которое выходило из самых глубин социального строя, и было, согласно коммунистическому лидеру, «исторически необходимым». Его развитие время от времени могло останавливаться, но никогда не прекращалось: бесклассовое общество было именно тем результатом, к которому история все равно неизбежно пришла бы вне зависимости от желаний отдельных индивидуумов.

Обратите внимание, что эти размышления Тольятти, уже довольно устаревшие, но все же весьма значительные в связи с их предельной ясностью, появились в конце 50-х годов прошлого века. И это вовсе не какое-нибудь беспорядочное теоретизирование а-ля Маркузе, а жёсткая концептуальная схема, каждая часть которой движется в полном соответствии с движениями часов.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что для понимания марксизма и деятельности партий, связанных с ним, нужно признать, что коммунисты «верили» в него и в то, что делают, в религиозном значении этого слова и «жили» внутри мифа, воплощением которого, хоть и не идеальным, стал СССР. Если же вы не принимаете в расчёт этот факт, вы рискуете несколько недопонимать многие события даже самой недавней истории, итальянской и не только.