Военные академии. Министерство торговли и промышленности - Военная академия тыла и транспорта -Военная академия материально-технич.обеспечения

Одним из крупнейших недостатков нашей военной работы я считаю отсутствие у нас подготовленных, вполне владеющих своим предметом военных работников. Подготовку таких работников должна осуществить Военная академия РККА.

Из статьи М. В. Фрунзе //Красные зори.№ 4. 1924 год

Молодое Советское государство очень волнует проблема подготовки командных кадров высшего звена управления, преданных большевистской власти. В то время эту задачу решала

Военная академии РККА, во главе которой стоял бывший начальник штаба РККА Павел Павлович Лебедев - генерал-майор Российской императорской армии, сам окончивший Николаевскую военную академию Генерального штаба. Но молодым советским командирам, ставшим слушателями советской академии после Гражданской войны, требовательный и грамотный Лебедев был не по душе, несмотря на то, что после Октябрьской революции П. П. Лебедев вступил в Красную армию, где занимал должности начальника штаба Восточного фронта, начальника мобилизационного управления Всероссийского Главного штаба, а с июля 1919 года - начальника Полевого штаба и Штаба РККА.

Бывшего генерала решили заменить революционным генералом М. В. Фрунзе. Это было крайне важно - выпускниками академии было решено в ближайшее время укомплектовать все основные должности в звене полк - бригада - дивизия, которые были призваны на местах проводить политику руководства страны, то есть действовать в интересах И. В. Сталина.

Но «тихо» убрать Лебедева в то время было сложно. Решили действовать последовательно, с партийным подходом. О состоянии дел в академии запросили не начальника, а политического комиссара В. Д. Виленского, который доложил:

«Оторванная в значительной степени от жизни наших высших советских и партийных органов и слабо связанная с высшим командованием, АГШ оказалась практически предоставленной группе военных специалистов, которые, будучи чужды опыту новой Красной армии, не могли создать чего-либо нового, а старались сделать АГШ похожей на старую Николаевскую академию, питомцами которой они сами являлись».

Это была, по революционным меркам, крайне негативная оценка работы большого коллектива, требующая самых решительных мер. К сожалению, в советский период истории Военной академии эти меры носили, как правило, репрессивный характер.

4 августа 1922 года была проведена аттестация штатных преподавателей Военной академии РККА с краткими выводами. В Российском государственном военном архиве сохранился именной список подвергшихся этой аттестации. Всего было аттестовано 114 человек, из которых более 90 человек были штаб-офицерами и генералами бывшей царской армии, практически все беспартийные. В аттестационных выводах встречались записи типа: «Какурин Николай Евгеньевич. Свой. Умеет подходить к слушателям, но слабый лектор». «Троицкий Иван Александрович. Свой ли, не знаю. Серьезный работник, но как будто придирчив». «Лукирский Сергей Георгиевич. Чужой. Огромные знания. Слушателями не любим». «Казаченков Александр Михайлович. Чужой. Знает только свое дело». «Горев Борис Исакович. Буденовец. Хорош. Почти коммунист».

Еще более жестокой была «чистка» среди слушателей. Н. В. Медведев, обучавшийся в Академии в 1921–1924 годах, позже писал:

«… Было проверено 672 слушателя Академии, исключено 366 слушателей - более 50 %. На нашем младшем курсе из 180 слушателей было исключено 73. Причинами исключения из Академии являлись: отсутствие командного опыта, непригодность к штабной работе, безпочвенная самоуверенность в своих знаниях, наличие авантюризма и слабая общеобразовательная подготовка.»

8 сентября 1922 года приказом РВСР была создана специальная комиссия, в которую вошли А. А. Андреев, А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, Ф. Э. Дзержинский, В. В. Куйбышев. Председателем комиссии был В. М. Молотов. Перед комиссией стояла задача сократить личный состав Академии прежде всего за счет политически неблагонадежных слушателей, а также по причине непригодности отдельных лиц к штабной работе, их слабой общеобразовательной подготовки и отсутствия годичного командного или комиссарского стажа в строевых частях Красной армии.

«Чистка» коснулась как переменного, так и постоянного состава. Из 734 слушателей, обучавшихся в Академии, было отчислено 260 (35 %) «как недостойных быть в стенах академии по своему политико-моральному состоянию. В результате этого удалось в значительной степени избавиться от представителей интеллигенции и офицеров бывшей царской армии, что было решительным шагом для превращения Академии в рабоче-крестьянскую.

Не менее жесткой была «чистка» среди преподавательского состава, который, по словам политического комиссара Академии Р. А. Муклевича, «… к текущим событиям относился, как политический кастрат. В результате между революционными слушателями и профессурой выросла стена. Преподаватели уходили на задний план, уходили в себя. А в слушательской массе назревало убеждение, что профессура - лишний нарост, который можно терпеть до первого выпуска красных генштабистов, после чего, назначив своих, можно будет перевернуть вверх дном и стратегию, и тактику».

Сокращение преподавателей осуществлялось на основании характеристик, даваемых им слушателями. В три приема комиссия «отсеяла» свыше 50 % преподавателей. Одновременно была сделана попытка назначить на место убывших выпускников- коммунистов. По итогам работы комиссии 9,3 % коммунистов были исключены из рядов партии, 3 % переведены из членов партии в кандидаты. Таким образом, за два года партийная организация Академии лишилась около 25 % своего состава.

19 апреля 1924 года начальником Военной академии РККА по совместительству был назначен заместитель председателя Реввоенсовета СССР, начальник Штаба РККА М. В. Фрунзе. На этом посту он пробыл всего восемь месяцев, до вступления 26 января 1925 года в должность народного комиссара по военном и морским делам, председателя Реввоенсовета СССР. Правда, после смерти М. В. Фрунзе Академия более 70 лет носила его имя, под которым была известна всему миру.

К тому времени академия была переведена в здание, находившееся на улице Кропоткина, 19. Это было старинное здание, выполненное в классическом стиле. Полезные площади этого здания были значительно большими, чем у прежнего, но также недостаточными для Академии. Ютились в небольших комнатках, лекции читали в нескольких залах, в коридорах, в вестибюле.

Сегодня трудно судить, насколько выдающимся был вклад М. В. Фрунзе в историю Военной академии РККА. Безусловно, Михаил Васильевич был видным советским военачальником. Но за его спиной были гимназия и несколько месяцев учебы в университете, а затем революционная борьба, тюрьмы, каторга, подполье. При случае он учился, даже овладел иностранными языками. Но системным образованием эти знания назвать нельзя.

За время командования войсками в годы Гражданской войны он прошел путь от начальника милиции Минска до командующего фронтом. Руководимые им войска одержали ряд блестящих побед в этой неклассической войне. Затем - командование войсками Украины и Крыма. Быстрая и блестящая карьера на революционной волне. Пройти все эти должности - не значит их осмыслить. А в Академии предстояло учить других.

М. В. Фрунзе за свою боевую практику понял, насколько важен опыт военных специалистов, которые всегда были с ним рядом. Поэтому при организации учебного процесса особое внимание он уделял сочетанию опыта старых и молодых преподавательских кадров. Он решительно выступал против предвзятого отношения некоторых слушателей к преподавательскому составу, к старым военным специалистам. Михаил Васильевич писал: «К разрешению проблемы переработки старого опыта собственными силами, без помощи старых спецов военного дела, не готовы не только молодые академики, но и мы все в целом, без всякого изъятия. Необходимо идти рука об руку с оставшимся от старой армии составом генерального штаба, широко используя его знания и стремясь переварить в нашем красном котле все те элементы его, которые честно и искренне, без всяких оглядок и оговорок (а таких немало) работают над укреплением мощи Советского Союза».

Заслугой М. В. Фрунзе является и то, что он дал правильную оценку значения изучения в Военной академии РККА боевого опыта Гражданской войны. По этому вопросу все еще продолжались горячие споры и дискуссии, особенно на занятиях. Он разъяснял, что в понимании этого опыта имеются две ошибки: его недооценка старыми военными специалистами и переоценка молодыми военными работниками. М. В. Фрунзе указывал, что люди, отрицающие опыт Гражданской войны, к истине гораздо менее близки, чем те, кто придает ей преувеличенное значение. Поэтому в Военной академии РККА была увеличена программа изучения Гражданской войны, шире развернулась работа по исследованию ее опыта.

Вместе с тем новый начальник академии считал, что нельзя ограничиваться опытом Гражданской войны. Он понимал, что процесс технического переоснащения армии неминуемо приведет к изменению способов вооруженной борьбы, к чему необходимо заранее готовить военные кадры.

По инициативе М. В. Фрунзе и при его прямом участии в 1924\25 учебном году в Военной академии РККА был создан новый факультет снабжения. Его начальником был назначен С. Н. Красильников. Этот факультет с небольшим перерывом просуществовал 12 лет, готовя тыловых работников для Красной армии. На 1-й курс факультета снабжения было принято 22 человека, а всего он подготовил более 300 человек.

Были уточнены содержание учебной программы, порядок ее изучения и структура учебных курсов Военной академии. Признавался нерациональным принятый ранее порядок, при котором вся учебная программа изучалась на первом (младшем) и втором (старшем) курсах, а на дополнительном слушатели лишь разрабатывали четыре дипломные темы. При таком порядке слушатели первого и второго курсов испытывали большую перегрузку, нарушалась и последовательность в отработке вопросов учебной программы. Теперь дополнительный курс был преобразован в третий курс основного факультета. Изучение вопросов учебной программы равномерно распределялось между тремя курсами. На первом курсе изучалась тактика родов войск, на втором - общая тактика, на третьем - дисциплины курса стратегии. В соответствии с этим группировались учебные предметы других циклов, содержание которых ограничивалось минимумом вопросов, которые должен знать общевойсковой командир.

Новым, весьма важным, явлением в учебном процессе стало выделение из области стратегии оперативного искусства. Вместо господствовавшей до начала 20-х годов формулы «стратегия - тактика» вводится новая - «стратегия - оперативное искусство - тактика». Для разработки и преподавания новой дисциплины (оперативного искусства) в 1924 году создается кафедра «Ведение операций». Выделение оперативного искусства в самостоятельную дисциплину способствовало более глубокому изучению всего комплекса вопросов подготовки и проведения операций. В связи с этим был уточнен удельный вес учебных дисциплин. Основными предметами теперь становились стратегия, оперативное искусство, тактика, социально-экономические дисциплины, история войн и военного искусства, иностранные языки.

Повысились требования к преподавателям и слушателям в отношении качества выполнения учебно-воспитательных задач. Изменилось соотношение между теоретическим и прикладным (практическим) курсами обучения. Если в первые послевоенные годы упор в обучении делался на лекции и семинарские занятия, то с приходом в Военную академию РККА М. В. Фрунзе слушатели стали чаще привлекаться к участию в полевых поездках и к выполнению различных практических заданий на групповых занятиях и войсковой стажировке.

Совершенствуется методика проведения занятий. Широко внедряется так называемая лабораторная методика преподавания, сущность которой заключалась в том, что слушатели получали месячное задание, в котором указывались тематика всех дисциплин, количество часов на каждую тему, вопросы, отрабатываемые на классных занятиях с преподавателем и самостоятельно, и методы их отработки, а также сроки исполнения. По истечении месяца слушатель отчитывался за освоенный учебный материал, представляя конкретные записи. Возросла роль самостоятельной подготовки. На первом курсе, например, недельная нагрузка слушателя составляла 36 учебных часов, затрачиваемых на отработку учебных тем под руководством преподавателя, и 36 часов самостоятельной работы; на втором курсе - соответственно 30 и 42 часа. Слушатели получили возможность более глубоко изучать учебный материал и приобретать навыки в военно-научной исследовательской работе. Контроль за самостоятельной работой слушателей осуществлялся проведением семинаров, конференций и практических занятий. Все это способствовало развитию у слушателей активности мышления и творческого подхода к усвоению вопросов военного искусства.

Произошла реорганизация созданных при Военной академии РККА еще в 1921 году Высших академических курсов. Курсы обслуживались преподавателями академии, но не входили в ее состав. Отныне эти курсы, рассчитанные на 9 месяцев обучения, были включены в состав Военной академии РККА. Отныне они именовались «Курсы усовершенствования высшего командного состава» (КУВК).

В 1924 году в Военной академии РККА были созданы также Высшие военно-политические академические курсы (ВПАК). В 1926 году они были переданы в Военно-политическую академию.

Под руководством М. В. Фрунзе в 1924 году в Военной академии РККА была проведена первая военная игра. В ходе ее отрабатывались вопросы управления войсками во встречном сражении. Военные игры проводились затем регулярно, обычно в конце учебного года. Они позволяли исследовать новые оперативно- тактические вопросы и делать по ним выводы, которые использовались в учебном процессе и при разработке трудов.

В это время в Военной академии РККА была развернута научная работа. Обновлялись ранее изданные и разрабатывались новые труды, пособия и материалы по всем учебным предметам. Среди них особенно значительными были труды по общей тактике Н. П. Сапожникова и С. Г. Лукирского, по тактике пехоты - А. Г. Лигнау, конницы - В. Н. Готовского, артиллерии - А. Д. Сыромятникова и Е. К. Смысловского, по тактике бронесил - П. Д. Гладкова, по военно-инженерному делу - Д. М. Карбышева, по авиации - В. В. Хрипина, по связи - В. М. Цейтлина. Военная история нашла освещение в трудах К. П. Невежина, Н. Е. Какурина, А. А. Снесарева.

Был переработан курс «Служба Генерального штаба», имевший важное значение в повышении штабной подготовки слушателей. В академическом курсе службы штабов в то время содержались лишь общие и уже во многом устаревшие взгляды на работу Генерального штаба, сложившиеся в старой русской армии к началу Первой мировой войны. Для Красной армии была нужна новая теория службы штабов. Первым шагом к ее созданию был выход в свет в 1924 году трудов Н. Е. Варфоломеева «Техника штабной службы» и «Оперативные документы войсковых штабов». В них впервые с учетом опыта минувших войн излагались организация, содержание и методы работы общевойсковых штабов в военное время. Труды послужили основой для улучшения штабной подготовки слушателей. Многие их положения были учтены затем при написании первого Наставления по полевой службе щтабов Красной армии, изданного в 1926 году.

Благодаря усилиям М. В. Фрунзе научная работа в Военной академии РККА приобрела более конкретный и целеустремленный характер. Важное значение придавалось изучению опыта прошлых войн, особенно опыта руководства боевыми действиями фронтов и армий, и разработке на этой основе новой отрасли военной науки - оперативного искусства. В 1925 году под руководством М. В. Фрунзе коллектив вновь созданной кафедры «Ведение операций» в составе Н. Е. Варфоломеева, А. Н. Лапчин- ского, Н. П. Сапожникова, Н. Н. Шварца и других создал труд «Ведение операций. Работа командования и полевого управления». В нем впервые были изложены взгляды на ведение операций с применением тех сил и средств, которыми располагала тогда Красная армия; была четко сформулирована цель операции - сокрушить и полностью разгромить живую силу противника, указывался метод действия - непрерывное наступление, переходящее в длительное оперативное преследование, без пауз и остановок. Наступление представлялось в виде ряда последовательных операций, каждая на которых являлась промежуточным звеном на пути к достижению конечной цели. Усилия ученых Академии не пропали зря. Их исследования, отдельные научные выкладки и выводы послужили основой для разработки вышедших в 1924–1926 годах новых уставов, в особенности Временного полевого устава РККА.

Для пополнения рядов советских военных ученых из числа бывших слушателей в феврале 1924 года в Военной академии РККА создается адъюнктура. Среди первых адъюнктов были С. И. Венцов, А. М. Вольпе, Г. Д. Гай, В. А. Меликов, Р. С. Циффер, ставшие затем видными военными учеными и педагогами.

Особым направлением деятельности М. В. Фрунзе на посту начальника Военной академии РККА было сокращение численности и изменение социальной и партийной принадлежности основной массы слушательского состава, большинство которого до этого черпалось из среды офицеров бывшей царской армии. С тем чтобы готовить командиров из представителей рабочих и крестьян, были резко снижены требования к уровню общего образования поступавших в Военную академию. Для предварительной подготовки этих лиц к учебе были созданы одногодичные подготовительные группы.

В советский период деятельности М. В. Фрунзе уделялось особое внимание, проводились специальные исследования на эту тему. Поэтому многое, что было сделано раньше, приписывалось Михаилу Васильевичу. Безусловно, роль М. В. Фрунзе в советской военной истории неоспорима. Она значима и в истории Военной академии РККА, но не выдающаяся. Нужно понимать, что в связи с исполнением других ответственных должностей М. В. Фрунзе физически не мог уделять Военной академии РККА достаточно много времени. Правда, в советские время исследователи жизни и деятельности М. В. Фрунзе напишут совсем другое.

История и вклад в развитие военной науки

Ведет свою историю от офицерских классов Артиллерийского училища, официально открытого 25 ноября (по старому стилю) 1820 года. Является одной из основоположниц высшего военного и высшего технического отечественного образования.

В течение почти двух веков ей неоднократно меняли предназначение и, соответственно, наименование. Самые известные из них: Михайловская Артиллерийская Академия, Военно-Техническая Академия РККА им. Дзержинского, Артиллерийская Академия имени Ф. Э. Дзержинского, Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского.

Академия в качестве ведущего ввуза внесла значительный вклад в развитие всех трёх составляющих военного искусства: тактики, оперативного искусства, стратегии. Её преподаватель Н. В. Медем заложил основы отечественной школы в этой области, став первым профессором стратегии и тактики Академии Генерального штаба. На кафедрах академии совместно с ведущими военными учёными страны были разработаны основные положения теории глубокой наступательной операции , артиллерийского наступления, совершенствования методов управления огнём и манёвром наземной и зенитной артиллерии, способов её боевого применения. Академическая научно-педагогическая школа стала признанным лидером в становлении и развитии оперативного искусства Ракетных войск - составной части оперативного искусства Вооруженных Сил России, охватывающей теорию и практику подготовки и ведения сдерживающих и боевых действий объединениями РВСН. Значительный вклад внесли учёные академии в разработку теории тактики Ракетных войск, их оперативной и боевой подготовки, эксплуатации ракетного вооружения.

Какие бы изменения не претерпевала академия, она в своей инженерной составляющей оставалась по существу оружейным втузом в самом широком спектре этого понятия. Научно-педагогические школы академии и их воспитанники стояли у истоков скорострельной нарезной артиллерии, миномётов, бронетанковой техники, автоматического стрелкового оружия, реактивных систем залпового огня, авиационного и корабельного вооружения, всех видов боеприпасов и даже боевых отравляющих веществ. После завершения Второй мировой войны академия возглавила ракетно-космическое и ядерное направления развития вооружения. Она стала также ведущим центром по подготовке офицерских кадров в области автоматизированных систем управления войсками и оружием.

В стенах академии зародился, получил развитие ряд военно-технических направлений, впоследствии оформившихся в шесть самостоятельных учебных заведений (Ленинградский Военно-механический институт; военные академии: Артиллерийская, Моторизации и механизации РККА, Химической защиты, Связи, ПВО сухопутных войск), три факультета и пять военных кафедр в гражданских вузах страны. Научно-педагогические школы академии оказали значительную помощь в становлении 19 военных училищ.

Подготовка военных кадров

Особой отличительной чертой академии является наличие в её деятельности двух составляющих: командной и инженерной. Их взаимовлияние обеспечивает кафедрам и факультетам теоретическое и практическое обогащение, эффективный учебный процесс и плодотворную научно-исследовательскую работу, исключает возможность увлечения одних решением узких прикладных задач, других - изысканиями весьма далёкими от нужд войск, от требований военного искусства.

Сегодня академия осуществляет подготовку военных кадров на трёх уровнях.

Первый уровень - высшее военно-специальное образование: курсанты академии за время обучения приобретают квалификацию инженера по специальностям механического, электротехнического, электронного, радиотехнического, химического, баллистического, математического профилей. Впервые в Вооруженных Силах России при академии открыт факультет православной культуры, на котором желающие получают дополнительное образование.

Второй уровень - высшее военное образование: подготовка и повышение квалификации руководящих командных и инженерных кадров полкового, дивизионного и армейского звеньев управления.

Третий уровень - подготовка научно-педагогических кадров: адъюнктура - 30 человек, докторантура - 3 человека, соискательство - 20 - 25 человек в год. Академии предоставлено право рассматривать диссертации на учёную степень доктора военных, технических, исторических, педагогических и психологических наук. В год защищается более 50 кандидатских и 10 - 12 докторских диссертаций.

Воспитанники академии стали основой офицерского корпуса стратегических сил СССР и Российской Федерации . Они в решающей мере способствовали достижению паритета по ракетно-ядерному оружию с США, развитию передовых технологий, обеспечению ядерной безопасности, предотвращению экологических катастроф, проведению конверсии.

Уже сегодня академия способна взять на себя подготовку офицерских кадров по принципиально новым и важным в современных условиях специальностям таким, как информационная борьба, управление качеством вооружения и военной техники, метрология и стандартизация вооружения, экология, безопасность военной службы, межвидовые системы и средства вооруженной борьбы.

Многие научные труды профессорско-преподавательского состава академии широко известны не только в России, но и за рубежом. Среди книг, изданных за рубежом только в последние десятилетия, следует отметить труды А. В. Солодова «Криптотехника» (Великобритания) и «Теория информации» (Германия), Ю. Г. Фокина «Военно-инженерная психология» (Германия, Венгрия), А. Д. Погорелова «Основы орбитальной механики» (США), И. И. Гольденблата и Н. А. Николаенко «Температурные напряжения в конструк-циях ядерных реакторов» (США), М. Е. Серебрякова «Внутренняя баллистика» (США), В. М. Гаврилова «Оптимизация процессов в конфликтных ситуациях» (Япония) и другие.

Известные выпускники

Имея фундаментальную оперативно-тактическую подготовку, воспитанные в духе верности долгу михайловцы и дзержинцы прославились в боях за свободу и независимость нашей Родины. Среди них 193 Кавалера военного ордена св. Георгия, 128 Героев Советского Союза, полководцы и крупные военачальники: Л. Г. Корнилов и Н. И. Иванов , Л. А. Говоров и И. Д. Черняховский , М. И. Неделин и Г. Ф. Одинцов , десятки маршалов, генералов армии, генералов от артиллерии, инфантерии, кавалерии, генерал-полковников.

Академию закончили Маршал Российской Федерации И. Д. Сергеев, Главнокомандующие и командующие Ракетными войсками К. С. Москаленко, В. Н. Яковлев, Н. Е. Соловцов, командующие Космическими войсками А. Г. Карась, А. А. Максимов, В. Л. Иванов, В. А. Гринь, А. Н. Перминов большинство руководителей объединений и соединений ядерно-технического обеспечения.

Выпускники и сотрудники академии принимали самое непосредственное участие в становлении и развитии практической космонавтики. Их именами названы девять поверхностных образований на обратной стороне Луны.

Среди питомцев одного из старейших учебных заведений действительные члены национальных академий наук академики В. Н. Ипатьев, А. А. Благонравов, Е. В. Золотов, члены-корреспонденты Н. В. Маиевский, А. В. Гадолин, Н. А. Забудский, Н. П. Бусленко, С. Б. Кормер, Л. И. Волков. Высоким совершенством и надёжностью отличались конструкторские разработки С. И. Мосина и А. И. Судаева, В. Г. Грабина, И. И. Иванова и М. Я. Крупчатникова, Ж. Я. Котина, В. И. Рдултовского и М. Ф. Васильева, В. В. Орановского и Н. А. Лобанова, В. Н. Михайловского и С. М. Николаева и других.

623 выпускника академии удостоены почётных званий Героя Труда , заслуженного деятеля, лауреата высших премий.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Военно-Техническая Академия РККА им. Дзержинского" в других словарях:

    Готовят командные, политические, инженерно технические и специальные кадры для всех видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. В СССР к В. у. з. относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные факультеты … Большая советская энциклопедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Военная орденов Ленина, Октябрьской революции, Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН) … Википедия

    Военная академия РВСН имени Петра Великого - Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН им. Петра Великого) - командное и политехническое высшее военное учебное заведение России, крупный научно исследовательский центр в области военной и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Военно-транспортная академия (ВТА) им. Л. Кагановича и Ленинградское Краснознаменное училище военных сообщений им. М. В. Фрунзе (училище ВОСО) (ныне Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва).

В беспримерных по масштабам и напряжению сражениях Великой Отечественной войны советский народ проявил высочайший героизм и одержал всемирно значимую победу, добив фашизм в его логове 70 лет тому назад.

Свой весомый вклад в разгром агрессора внесли труженики транспорта, выпускники транспортных вузов и техникумов, железнодорожных и технических училищ, рабочие и служащие, военные железнодорожники, в том числе офицеры — выпускники Военно-транспортной академии (ВТА) им. Л. Кагановича и Ленинградского Краснознаменного училища военных сообщений им. М. В. Фрунзе (училище ВОСО), обеспечившие гигантский объем перевозок в годы войны для удовлетворения нужд фронта и тыла. Они принимали участие в транспортном обеспечении всех стратегических, фронтовых и армейских оборонительных и наступательных операций в годы войны, обеспечили заграждение, техническое прикрытие, восстановление, строительство и эксплуатацию фронтовых железных дорог, эвакуацию населения, воинских и народно-хозяйственных грузов вглубь страны, воинские мобилизационные, оперативные и хозяйственные перевозки, действие всех видов транспорта в интересах Победы.
Известие о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз застало личный состав училища ВОСО в летнем учебном лагере под Лугой на 131 км от Ленинграда. Мирная жизнь сменилась на военную.
Начальный этап войны выявил большие недостатки в транспортном обеспечении действий армии и флота.
В результате внезапного нападения противника железнодорожный транспорт оказался в трудном положении. Отмобилизование приграничных железных дорог и развертывание на них органов ВОСО было серьезно нарушено. Большинству частей Железнодорожных войск пришлось также менять пункты и районы отмобилизования, и они не успели вовремя развернуться.
Быстрое продвижение противника потребовало изменения планов мобилизационных перевозок. Частые переадресовки оперативных эшелонов, массовые эвакуационные перевозки привели к большим скоплениям последних. Быстрая смена боевой обстановки приводила к тому, что управления, занимавшиеся довольствием, зачастую представляли в ЦУП ВОСО заявки без учета реальной обеспеченности фронтов, а последнее без должного анализа предъявляло их отдельными нарядами в НКПС. В результате часть грузов, прибывавших на станции снабжения, приходилось переадресовывать. Органы военных сообщений оказались не в состоянии взять на учет всю массу воинских эшелонов и транспортов, контролировать их продвижение и выгрузку, вследствие чего управление перевозками было существенно нарушено. По решению Ставки и ГКО начальник Управления военных сообщений Красной армии генерал-лейтенант технических войск
Н. И. Трубецкой был снят с должности, а нарком путей сообщения Л. М. Каганович наказан.
За годы войны железнодорожному транспорту был нанесен огромный материальный ущерб. Были выведены из строя 26 железных дорог полностью, 8 повреждены частично, разрушены 65 тысяч километров путей, взорваны 13 тысяч мостов, уничтожено 4100 станций, 317 паровозных депо и 129 заводов НКПС.
В ходе Великой Отечественной войны Железнодорожными войсками и органами ВОСО была выполнена огромная работа по восстановлению разрушенных противником железных дорог (около 113 724 км); воинским железнодорожным перевозкам, которые составили 443 213 воинских поездов; техническому прикрытию железных дорог, боевому и материально-техническому обеспечению воин-
ских перевозок. За годы войны выросли и окрепли Железнодорожные войска. К концу войны они насчитывали 35 восстановительных и 2 эксплуатационные железнодорожные бригады, 19 эксплуатационных и 9 запасных железнодорожных полков, 110 восстановительных путевых, 40 мостовых железнодорожных батальонов, 30 батальонов механизации и 30 батальонов связи, 3 автомобильных батальона и ряд других частей. За годы войны в
2,8 раза возросла численность Железнодорожных войск, к 9 мая 1945 г. она составила 271 652 человека. Совместно со спецформированиями НКПС ими было восстановлено и построено около 120 тысяч км главных, вторых и станцион-
ных путей, 13 022 малых моста и трубы, 2756 больших и средних мостов, проложено 70 872 км линий связи, введено в строй 2345 пунктов водоснабжения, 182 паровозных депо и 7990 станций и разъездов, уложено 76 984 комплекта стрелочных переводов. За это время военными железнодорожниками было обезврежено и уничтожено 2 миллиона мин и фугасов, построено совместно со строителями НКПС 10 тысяч км новых линий. Все это сделано руками солдат под руководством офицеров, абсолютное большинство которых были выпускниками училища ВОСО. В целом за годы Великой Отечественной войны училище провело 9 наборов и подготовило 5331 офицера, в том числе 4751 по основному курсу, 480 прошли обучение на трехмесячных курсах младших лейтенантов. На курсах усовершенствования офицерского состава при училище прошли переподготовку 1075 офицеров.
В июне 1945 г. Ленинградское ордена Ленина Краснознаменное училище военных сообщений им. М. В. Фрунзе вернулось в Ленинград. Мирное развитие страны требовало решения новых задач подготовки кадров для Железнодорожных войск и военных сообщений. Войска приступили к капитальному восстановлению железных дорог страны. В соответствии с новыми задачами, поставленными перед Железнодорожными войсками в послевоенный период,
была изменена и усовершенствована система подготовки офицерских кадров для войск и Службы военных сообщений. На основании специального совместного приказа народного комиссара обороны и народного комиссара путей сообщения № 85/1142ц от 14.12.1945 с 1 января 1946 г. в базовом военно-учебном заведении, готовившем кадры офицеров для Железнодорожных войск и военных сообщений, устанавливался трехгодичный срок обучения, вводились новые учебные планы и программы обучения, улучшены условия комплектования курсантами и научно-педагогическими кадрами. В годы войны и послевоенный период училищем командовали генералы-фронтовики
К. А. Пархоменко, Г. П. Гапоненко, В. П. Тиссон, Ф. И. Прибов, П. М. Байдаков, М. А. Кузнецов, которые передавали свой богатый фронтовой и жизненный опыт новым поколениям курсантов и профессорско-преподавательского состава, бережно храня и приумножая боевые и трудовые традиции старших поколений.
Память о выпускниках вуза сохраняется. На территории института установлен памятник выпускникам, погибшим при защите Отечества. На здании штаба училища на Мойке, 96 установлена мраморная мемориальная доска, текст на которой гласит, что в этом здании в годы Великой Отечественной войны размещалось управление 9 ордена Красного Знамени железнодорожной бригады, 17 марта 1968 г. в день празднования 50-летия училища был открыт музей, который ведет большую работу по пропаганде истории, боевых и трудовых традиций курсантов и выпускников училища. Действует Совет ветеранов, объединяющий более тысячи выпускников и сотрудников училища, в том числе 10 оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны. К 50-летию Победы советского народа в Петергофе была открыта Аллея Героев, на которой установлены бюсты героев — выпускников училища. «Их имена в нашей памяти вечно» — под таким названием в год 50-летия Победы вышла книга о 80 участниках Великой Отечественной войны, работавших в училище. Личный состав института готовится к параду, посвященному 70-летию Победы.
9 Мая ему предстоит пройти по Красной площади в Москве, по Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и в городе воинской славы Ломоносове, где будет открыт памятник защитникам Ораниенбаумского плацдарма.

А. П. Иванов и Н. Н. Назарук,
доценты Военного института
(Железнодорожных войск и военных
сообщений) ВА МТО им. генерала армии
А. В. Хрулёва

Советская военная наука держалась на своем основном стержне, существовании военных академий, где преподавались различные виды военного искусства.

Старейшими и наиболее значимым из них среди них являлись

--Военная академия имени М.В. Фрунзе (преемница Николаевской академии Генерального штаба)

--Артиллерийская (преемница Михайловской артиллерийской академии)

--Военно-инженерная

--Военно-морская

--Военно-медицинская академии.


Слушатели на построении. Военная академия имени М. В. Фрунзе, она считалась самой элитной

Большинство из них размещалось в Москве, остальная же часть — в Ленинграде. И только Военно-хозяйственная академия дислоцировалась в бывшей столице (до 1934 г.) Украинской ССР — г. Харькове.

Несмотря ни на что, военные академии не были застрахованы от проникновения в них антисоветски мыслящих элементов, которые сколачивались в политические группы, ставившие себе определенные цели.

Чистки начались в мае 1937 года. Разом были изобличены. А. Корк и И. Смолин, по последнему рассказал Фельдман.

Командарм 2-го ранга А.Х. Корк, глава Военной академия имени М.В. Фрунзе

Уже бывший глава самой элитной академи признапся в измене и на очной ставке с Тухачевскким обвинил того в соучастии

Комкор И. И. Смолин, глава Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева, измену обоих разоблачили до ареста Тухачевского и его группы

«он является участником военно-троцкистского заговора и был завербован Тухачевским М. Н. в начале 1932 года.»

Названные Фельдманом участники заговора:

«начальник штаба Закавказского военного округа Савицкий, заместитель командующего Приволжским] ВО Кутяков, быв. начальник школы ВЦИК Егоров, начальник инженерной академии РККА Смолин, быв. пом. нач. инженерного управления Максимов и быв. зам. нач. автобронетанкового управления Ольшанский»

Затем последовали аресты других руководителей академий

Комдив Д.А. Кучинский, глава Академии Генерального штаба РККА, её первый начальник

Комдив З.М. Померанцев, глава Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского

Комдив В.Е. Гарф, глава Военной академии связи имени В.Н. Подбельского

Вот имена руководителей военных академий по состоянию на апрель—май 1937 г., т.е. до начала массовых арестов комначсостава РККА, и обозначим дату их ареста.

1. Академия Генерального штаба РККА — комдив Д.А. Кучинский (в должности с середины 1936 г,). Арест 29 сентября 1937 г.

2. Военная академия имени М.В. Фрунзе — командарм 2-го ранга А.Х. Корк (в должности с 1935 г.). Арест 12 мая 1937 г.

3. Военно-политическая академия имени Н.Г. Толмачева — корпусной комиссар И.Ф. Немерзелли (в должности с апреля 1937 г.). Арест 5 декабря 1937 г.

4. Военная академия механизации и моторизации — бригинженер И.А. Лебедев (в должности с 1936 г.).

5. Военно-инженерная академия имени В.В. Куйбышева — комкор И.И. Смолин (в должности с 1934 г.). Арест 14 мая 1937 г.

6. Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского — комдив З.М. Померанцев (в должности с 1936 г.).

7. Артиллерийская академия — комдив Д.Д. Тризна (в должности с 1932 г.). Арест 7 марта 1938 г.

8. Военно-химическая академия — корпусной комиссар Я.Л. Авиновицкий (в должности с 1932 г,). Арест 27 августа 1937 г.

9. Военная академия связи имени В.Н. Подбельского — комдивВ.Е. Гарф (в должности с 1934 г.). Арест 10 мая 1937 г.

10. Военно-транспортная академия— комкор С.А. Пугачев (в должности с 1932 г.). Арест 10 октября 1938 г.

11. Военно-хозяйственная академия — армейский комиссар 2-го ранга А.Л. Шифрес (в должности с 1935 г.). Арест 13 ноября 1937 г.

12. Военная Электротехническая академия имени С.М. Буденного — дивинженер К.Е. Полищук (в должности с 1932 г.). Арест

13. Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова— дивврач А.Г. Кючарианц (в должности с 1934 г.).

14. Военно-морская академия — флагман 1-го ранга И.М. Лудри (в должности с 1936 г.). Арест 1 ноября 1937 г.

Волна репрессий арестов захлестнула все подразделения военной организации страны, в том числе и военно-учебные заведения (академии, училища, курсы). Аресты производились как среди преподавателей, так и среди слушателей и административного персонала. В 1937—1938 гг. сменилось фактически руководство всех военных академий РККА, за исключением Военно-воздушной, Военно-медицинской и военной академии, механизации и моторизации, чьи начальники сумели в это смутное время удержаться в своем кресле.

О некоторых руководителях высших военно-учебных заведений и их судьбе в описываемые годы автор рассказал в книге

Так но особо выделялись— корпусные комиссары Я.Л. Авиновицкий и И.Ф. Немерзелли, комкор С.Д. Пугачев, комдив Д.Д. Тризна.

Яков Авиновицкий

Личность Якова Лазаревича Авиновицкого — первого начальника Военно-химической академии РККА — заслуживает того, чтобы рассказать о нем более подробно. Родился он в 1897 г. в г. Вильно в семье учителя. Окончил городское начальное училище и педагогические курсы. С 1915 по 1918 г. работал учителем в Виленской народной школе и детской школьной колонии. В 1919 г. работал заместителем председателя фронтовой ЧК, секретарем Совета обороны Литвы и Белоруссии, секретарем Военного совета Бобруйского узла обороны.

Яков Авиновицкий, троцкист и член националистической польской партии "Бунд"

В Красной Армии с сентября 1919 г. В годы Гражданской войны занимал должности политсостава: заместитель военкома и военком курсов военной газотехники, военком инспекции военно-учебных заведений Западного фронта. После Гражданской войны был комиссаром Высшей военно-химической школы, начальником Военно-технических курсов, начальником и комиссаром Управления военно-учебных заведений Заволжского военного округа.

С октября 1924 г. по июль 1926 г. работал комиссаром Военнохимических курсов усовершенствования командного состава РККА, затем два года возглавлял эти курсы. С октября 1928 г. по январь 1930 г. — начальник 3-го отдела Управления военно-учебных заведений РККА. С февраля 1930 г. находился в резерве РККА, работая деканом химического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ) — до мая 1930 г. и директором Высшего химико-технологического училища (май 1930 г.— май 1932 г.). В 1930 г. окончил факультет советского права 1-го Московского государственного университета.

В июне 1932 г. возвращен в кадры РККА и назначен начальником и комиссаром Военно-химической академии, которой руководил до своего ареста. В 1936 г. удостоен ученой степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации).

Арестовали Я.Л. Авиновицкого 27 августа 1937 г. Разоблачение Якова Лазаревича Авиновицкого начались еще задолго до ареста, так как после процесса над группой Тухачевского пошла такая волна разоблачений, что практически каждому пришлось в чкем-то оправдыватся

В личном партийном деле Я.Л. Авиновицкого имеется полный набор упомянутых выше документов. Ясно просматривается, что сообщения о его измене, направленные на имя наркома обороны и Политуправления РККА, в большинстве своем датированы июнем— июлем 1937 г. По каждому из них проводилось специальное разбирательство.

Так, в одном из таких заявлений сообщалось, что

"Авиновицкий в 1924 г. исключался из партии. Расследованием этого доноса занимался старший инструктор отдела руководящих политорганов"

Политуправления РККА полковой комиссар Н.А. Юнаковский. Разбирал он его, конечно, в духе времени, в свете «руководящих указаний». Соответственно и выводы были в духе времени. В своей докладной записке от 20 июня 1937 г., Юнаковский сообщает, что комиссия по чистке в 1924 г. исключила Авиновицкого из ВКП(б) «как разложившегося и проявившего себя как не коммуниста». Однако Московская областная контрольная комиссия снизила меру наказания, приняв следующее решение:

«В отмену постановления проверочной комиссии об исключении, считать проверенным, объявить ему выговор за мещанский уклон. Рекомендовать ПУРу снять его с занимаемой должности*, перебросив на низовую военную работу, использовав его по специальности как педагога»

Это был вывод 1924 г. А вот вывод по тому же вопросу образца 1937 г. (вывод полкового комиссара Юнаковского):

«Тов. Авиновицкий как в служебных, так и в личных общениях вращался в кругу людей, оказавшихся врагами народа. Кроме того, Авиновицкий, судя по документам личного дела (подбор характеристик, отзывов и т.п.), показывает себя как человека с непартийными наклонностями».

Согласитесь, что полковой комиссар выбрал достаточно мягкие формулировки...

В том же июне 1937 г. Военно-химическую академию проверяла комиссия, в которую входили и представители Политуправления РККА. Оценивая результаты работы академии, комиссия, естественно, давала оценку и деятельности ее начальника.

Яков Фишман был сослуживцем Авиновицкого по химделу, оба они были осуждены

В своей докладной записке о работе академии другой старший инструктор отдела руководящих политорганов — батальонный комиссар К.Г. Рябчий — указывал, что «начальник академии Авиновицкий, с точки зрения деловой, не может обеспечить учебную и научно-исследовательскую работу, как это требуется:

"а) не имеет химического образования;

б) не имеет военного образования;

в) в войсках не служил."

В названных факторах инспектирующий Рябчий увидел причину вредительства со стороны Авиновицкого как в деле комплектования академии, так и в организации учебной и научно-исследовательской работы в ней. Еще больше изъянов Рябчий нашел у Авиновицкого с точки зрения политической.

Как руководитель военно-учебного заведения Авиновицкий стал, вызывать большие подозрения еще и потому, что:

"1) не боролся за то, чтобы не иметь в академии врагов народа — агентов Тухачевского, Якира, Уншлихта. Были названы и фамилии этих самых агентов— сотрудников академии: Пискунов, И.Э. Белая-Якир (сестра командарма 1-го ранга ИЗ. Якира), Оринг;

2) не проявлял достаточной скромности как коммунист — везде и всюду стремился выпятить свою роль в деле разоблачения врагов народа, а выступления некоторых коммунистов с критикой его деятельности представлял как борьбу врагов Советской власти против честного большевика;

3) не занял ведущего положении в развертывании критики и самокритики;

4) не замечал явного вредительства в академии, не сумел его своевременно предупредить и пресечь"

А ведь были и другие времена.

Всего лишь год назад (в конце августа 1936 г.) на заседании партийного бюро парторганизации управления академии за участие в разговорах (они были названы клеветническими) по поводу поддержки Авиновицким взглядов Троцкого в 1924 г., был исключен из кандидатов в члены ВКП(б) сотрудник академии А.Д. Колесников. И хотя вышестоящая партийная инстанция не утвердила этого решения, кандидат в члены партии Колесников получил «совсем немного» — выговор.

Парторганизация вступилась за Авиновицкого и в другой раз (в марте 1937 г.), когда член ВКП(б) Судников на собрании партийной организации управления академии обвинил Авиновицкого в покровительстве лицам, которых недавно арестовали органы

НКВД. Выступление Судникова было признано тенденциозным, не способствовавшим развертыванию большевистской критики.

Следствие по делу Авиновицкого длилось четыре месяца с небольшим — с 27 августа 1937 г. по 8 января 1938 г. Обвинялся он в том,

"что с 1919 г. состоял членом польской военной организации (ПОВ). Связь с центром этой организации он поддерживал через И.С. Уншлихта, через которого передавал материалы о состоянии химической обороны СССР. "

Другим обвинением было то, что

"Авиновицкий с 1935 г. являлся активным участником антисоветского военно-фашистского заговора и по заданию его руководства проводил вредительскую деятельность, направленную на ослабление мощи Красной Армии и поражение ее в случае нападения на СССР "

В качестве доказательства вины Авиновицкого в деле фигурируют выписки из протоколов допросов арестованных М. А. Поль и Ю.М. Лещинского (Ленского) — генерального секретаря Польской коммунистической партии.

Названный. Поль показал, что

" со слов профессора Военно-химической академии Г.Б. Либермана ему известно, что Авиновицкий является участником антисоветской организации и занимается вредительской работой."

Юлиан Ленинский на предварительном следствии в 1937 г., показал, что

"в «Польскую организацию войсковую» (ПОВ) он был вовлечен Адамом Славинским, который и Авиновицкого завербовал в эту же организацию."

В обвинительном заключении по делу Я.Л. Авиновицкого указано, что

"его вербовщиком в военный заговор является начальник Военно-химического управления РККА коринженер Я.М. Фишман, по заданию которого Яков Лазаревич якобы проводил вредительство в деле химической подготовки армии и подготовки кадров по этой специальности."

Судила Я.Л. Авиновицкого Военная коллегия, приговорив его 8 января 1938 г. к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Проходивший по этому же делу Григорий Борисович Либерман был арестован на год раньше Авиновицкого — 10 июня 1936 г., а в декабре того же года приговорен к десяти годам ИТЛ. В конце мая 1940 г. его повторно судила Военная коллегия, приговорив к пятнадцати годам ИТЛ (с поглощением старого срока).

В судебном заседании 27 декабря 1936 г. Либерман виновным себя признал. Неизвестно, какие показания он давал в суде 31 мая 1940 г., ибо в его архивно-следственном деле протокола этого судебного заседания не имеется.

На предварительном следствии в 1936 г. Либерман дал следующие показания в отношении Я.Л. Авиновицкого:

«...С 1934 года, после разговора с Имянинниковым, я покрывал вредительскую линию Фишмана и в вопросах техники химнападения. Эту линию Фишман проводил через Управление, причем наиболее рьяными защитниками этой линии выступали ответственные работники Управления... а также начальник ВХА Авиновицкий Я.Л...»

В своем заявлении на имя наркома внутренних дел СССР Либерман сообщил о том, что

" в 1932 г. Авиновицкий очень интересовался и расспрашивал его «о ртутных отравляющих веществах".

Этот интерес Авиновицкого показался Либерману подозрительным. Выражая свое желание сотрудничать с органами НКВД, он в указанном заявлении писал:

«Я не располагаю большим материалом, чтобы помочь органам НКВД разобраться во всем этом окончательно и сделать соответствующий вывод, но обойти этот факт молчанием в свете теперь известных обстоятельств, конечно, нельзя. Тем паче, что Авиновицкий, бывший бундовец, в 1929—1930 гг. исключался из партии».

Яков Моисеевич Фишман, бывший начальник Химического управления РККА, срок своего заключения отбывал в «шарашке».

Глава военно-транспортной академии РККА С. А. Пугачев

Военно-транспортную академию РККА с августа 1932 г. возглавлял известный военачальник Красной Армии (командовал Туркестанским фронтом и Кавказской Краснознаменной армией, был заместителем начальника Штаба РККА) Пугачев Семен Андреевич, получивший в 1935 г. воинское звание «комкор». Арестовали его10 октября 1938 г., предварительно освободив от должности и уволив из рядов армии.

С.А. Пугачев был уличен как входящий в состав антисоветской организации

Арестовали в Ленинграде, где размещалась академия и где проживал с семьей ее начальник.

Что вменялось в вину Пугачеву на сей раз, видно из следующего документа. Спустя двенадцать дней после ареста военный прокурор Ленинградского военного округа доносил своему высокому начальству в Москву:

«Мною санкционирован арест б(ывшего) нач. Военно-Транспортной Академии РККА комкора Пугачева Семена Андреевича, из дворян, б(ывшего) капитана Генштаба царской армии, б(ывшего) члена ВКП(б), исключенного в 1937 г. за связь с врагами народа, из РККА уволенного.

По данным НКВД Пугачев являлся участником антисоветского военного заговора и проводил вредительскую работу в Военно-Транспортной Академии РККА.

И.О. Военного прокурора ЛВО

диввоенюрист (Шмулевич)»

В следственных материалах есть следующие свидетельства:

1). Халепский И.А.. указывал об участии Пугачева в контрреволюционной организации от Тухачевского.

2) Комкор Медведев указал на Пугачева, как на заговорщика

3) Комдив Картаев указал на Пугачева, как на члена антисоветской организации

4) Лазаревич (бывший начальник кафедры Военно-Транспортной Академии), дал показания на заговорщика Пугачева

5) в деле имеются показания командарма Примакова, который указал, что Пугачев был настроен антисоветски

На предварительном следствии Семен Андреевич Пугачев виновным себя признал.

В приговоре Военной коллегии говорилось:

«Предварительным и судебным следствием установлено, что подсудимый Пугачев, будучи арестован в 1931 году по обвинению его в участии в контрреволюционной организации в бытность его работы в Украинском военном округе, после освобождения его в том же году из-под стражи, он в 1932 году установил организационную связь с одним из активных участников антисоветского военного заговора Аппога, от которого принял задание проводить вредительскую работу в Военно-Транспортной Академии РККА, где он в то время работал в качестве начальника этой академии.

Таким образом, доказана виновность подсудимого Пугачева в совершении им преступлений, предусмотренных ст.ст. 58—7 и 58—

11 УК, а не ст. 58—1 «б» УК РСФСР.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 319 и 320 УПК РСФСР — Военная коллегия Верхсуда СССР

Приговорила:

"Пугачева Семена Андреевича — лишить военного звания «комкор» и подвергнуть лишению свободы сроком на пятнадцать лет, с поражением в политических правах на пять лет, с конфискацией всего, лично ему принадлежащего имущества, с отбытием наказания в ИТЛ".

Артиллерийская академия РККА, комдив Тризна

Комдив Тризна Дмитрий Дмитриевич руководил Артиллерийской академией РККА с июня 1932 г. и до начала октября 1937 г., когда его назначили председателем Артиллерийского комитета Главного Артиллерийского управления РККА.

4 марта 1938 г. по политическому недоверию он был уволен в запас. Что было дальше с ним, известно из заявления его жены (вдовы) Главному военному прокурору:

«...7 марта 1938 г. он приехал из Москвы в Ленинград крайне взволнованный и рассказал, что его внезапно сняли с работы... за что — он и сам не знает. Побыв дома с женой и 10-летним сыном не более 15 минут, Дмитрий Дмитриевич стал звонить по телефону в управление НКВД и просить разрешения прибыть к начальнику для выяснения обстоятельств снятия с должности. Получив разрешение, ушел из дому и больше не возвращался ».

Комдив Д.Д.Тризна

Оказалось, что в соответствующих отделах НКВД на него уже давно были показания ранее арестованных работников Артиллерийской академии и других учреждений РККА. И обвиняли его

"в принадлежности к «Российскому общевоинскому союзу» (РОВС), в проведении вредительства в деле обучения слушателей вверенной ему академии"

В протоколах первых допросов Д.Д. Тризны зафиксированы его ответы следователю:

«...В должности председателя Арткома ГАУ вредительства не проводил», «...в академии... я участником антисоветского заговора не был...»

На предъявляемые ему выдержки из обличающих его показаний арестованных работников академии Тризна отрицал предьявленные обвинения. Уже до ареста его здоровье сильно пошатнулось. В тюрьме он и умер.

В архивно-следственном деле по обвинению комдива Д.Д. Тризны есть документ, в котором записано:

«4 июля 1938 г. в 18.30 арестованный Д.Д. Тризна, находясь в камере, почувствовал себя плохо. Несмотря на принятые медицинские меры, арестованный в 19 часов 10 мин. умер от приступа грудной жабы».

Немерзелли

Корпусной комиссар Немерзелли Иосиф Фаддеевич был назначен начальником Военно-политической академии имени Н.Г. Толмачева в апреле 1937 г.

Тогда академия, как известно, дислоцировалась в Ленинграде, и высокое московское начальство решило подобрать на освободившееся место ее начальника политработника из Ленинградского военного округа.

Выбор пал на заместителя начальника политуправления ЛВО Иосифа Немерзелли, который за несколько лет работы на своем посту неплохо знал положение дел в академии, ее командный и профессорско-преподавательский состав.

Корпусной комиссар Немерзелли Иосиф Фаддеевич, его любимым делом была борьба с врагами народа и он сам хвастался что избавил свою академию от десятков врагов народа

Но в итоге он сам оказался предателем

Возглавлял ВПАТ Немерзелли чуть более полугода, проявив себя за это время активным партийным функционером, рьяно выполнявшим установки февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) по выявлению «замаскировавшихся» врагов народа.

Примером тому служит его выступление на Всеармейском совещании политработников в августе 1937 г.

Желая показать себя в лучшем виде и доказать, что не зря ему доверили самостоятельный участок работы, Немерзелли не без гордости докладывал, что

" разгром «контрреволюционной организации» в академии начался еще в 1935 г."

Тогда были арестованы, а затем расстреляны преподаватель истории батальонный комиссар А. А. Клинов и инструктор политотдела батальонный комиссар А.П. Яценко. В 1936 г. осудили и расстреляли двух начальников кафедр:

Истории военного искусства бригадного комиссара К.И. Бочарова и всеобщей истории бригадного комиссара М.С. Годеса,

--старшего руководителя кафедры ленинизма бригадного комиссара Л.О. Леонидова .

Всего из академии к августу 1937 г., докладывал Немерзелли, было уволено 180 человек, из них 68 преподавателей, арестовано 34 чел.

"Все начальники кафедр социально-экономического цикла оказались врагами народа», — подытожил начальник академии"

Однако вскоре он сам попал под подозрение.

Хотя и чуть позже других политработников его ранга, но все равно Немерзелли арестовали, ибо доносов на него в партийные органы было несколько. Например, заявления членов ВКП(б) Фрадлина (от 10 сентября 1937 г.) и Антропова (от 14 августа 1937 г.), которые высказывали предположение, что

"Немерзелли является «врагом народа», так как на должность начальника академии его поставил Гамарник, к тому же он состоял в хороших отношениях со своим предшественником на этом посту армейским комиссаром 2-го ранга Б.М. Иппо"

На заявлении Фрадлина имеется резолюция начальника ПУРККА П.А. Смирнова, адресованная ответственному секретарю партийной комиссии при ПУРККА дивизионному комиссару В.К. Константинову:

«Константинову. Надо Немерзелли6 разобрать в партийном порядке»

На деле это значило завести на него дело

Арестованный Немерзелли на предварительном следствии виновным себя признал и показал, что

"в 1933 г. был завербован в антисоветский военно-фашистский заговор бывшим членом РВС и начальником политуправления Ленинградского военного округа И.Е. Славиным. "

Кроме того, его виновность основывалась на показаниях арестованных по другим делам дивизионного комиссара В.В. Серпуховитина, бригадных комиссаров И.И. Леднева и Д.Д. Россета. В показаниях самого Немерзелли, в частности, сказано, что

"он завербовал в военный заговор комдива Е.С. Казанского, бригадных комиссаров И.И. Леднева (начальника политотдела 56-й стрелковой дивизии) и И.А. Блинова (начальника Ленинградского военно-политического училища имени Ф. Энгельса)."

Помимо этого, Немерзелли показал, что

" через помполитов ленинградских академий —дивизионного комиссара Я.Ф. Генина (Артиллерийская академия), дивизионного комиссара П.С. Удилова (Военно-медицинская академия) создавал тем террористические группы с целью их последующего применения по предназначению."

В числе известных ему участников военного заговора Немерзелли назвал

" бригадного комиссара Ю.В. Звоницкого— начальника санитарной службы округа, интенданта 1-го ранга, И.А. Цюкшо — начальника финансового отдела округа, корпусного комиссара М.Я. Апсе — бывшего помполита 19-го стрелкового корпуса, командиров корпусов комдива В.П. Добровольского (19-го стрелкового) и комдива В.И. Малофеева (1-го стрелкового)."

Другой организатор террористических групп — Яков Филиппович Генин, помощник начальника Артиллерийской академии по политической части, умер в тюрьме во время следствия..

В конечном счете были проведены основательные чистки военных академий от Троцкистов, "правы" и прочих антисоветских элементов