Дополнительное техническое образование в школе. Дополнительное образование: выбираем курсы и репетиторов. Программы дополнительного образования и внеурочной деятельности

Средством непрерывного обучения ребенка и формирования его личности выступает дополнительное образование в школе. Не следует путать это понятие с внеклассной деятельностью, которая предполагает занятия в кружках и секциях, никак не связанных друг с другом. Дополнительное образование в школе - это мероприятия и факультативы, объединенные в единое пространство.

Цели и значение

Цель создания системы - раннее обнаружение склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и помощь в профессиональном самоопределении.

В целом система ДО учащихся:

  • отвечает потребностям школьников;
  • помогает раскрытию личности и творческого потенциала;
  • обеспечивает психологический и социальный комфорт детей;
  • налаживает взаимоотношения между учащимися;
  • побуждает к саморазвитию и самодисциплине;
  • реализует потенциал общего школьного образования за счет углубления и применения знаний, полученных на уроках.

Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках.

Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников.

Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всего коллектива.

Направления

Базовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить:

  • Конструирование и робототехника . Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике.
  • Естествознание . Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.
  • Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей.
  • Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества.
  • Физкультурно-спортивное направление . Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы.

Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.

Организация системы

Качественное дополнительное образование для школьников невозможно без грамотного управления, которое не укладывается в простую схему вертикали отношений администрации, педагогов и учащихся. Оно предполагает плодотворное взаимодействие сторон, каждая из которых является объектом или субъектом управления.

Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов:

  • Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы.
  • Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления внеклассного обучения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях.
  • Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор . Перед началом занятий школьникам предлагается профессиональное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основополагающими.
  • Текущий контроль и своевременная коррекция работы. Определяется отчетный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости дополнительных занятий и успеваемости учеников по основным предметам. Информация систематизируется и анализируется. По результатам обработки выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия.
  • Анализ деятельности и выявление перспективных направлений. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия. Развиваются межведомственные взаимодействия, происходит обмен опытом по проблемам воспитания, внедряются информационные технологии.

Материальная база

Для организации системы дополнительного образования в основном используется база учебного учреждения: кабинеты, литература, инвентарь. Не все заведения обладают достаточными ресурсами для углубленного изучения предметов и внеклассных занятий.

Поэтому в школе существует платное дополнительное образование, которое подразумевает фиксированную стоимость посещения. В нее входят оплата услуг педагога, оборудование и аренда помещений, если занятия проходят вне учебного учреждения.

Некоторые школы выходят из ситуации, организуя условно-бесплатное внеклассное обучение, которое подразумевает сбор финансовых или материальных средств, необходимых для приобретения дополнительного оборудования, инвентаря или литературы.

В школе - это не просто внеклассная деятельность, предполагающая занятия в различных кружках или секциях. Это понятие выступает средством формирования личности ребенка и непрерывного обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе, средней или старшей - это мероприятия и факультативы, которые должны быть объединены в единое образовательное пространство.

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний.

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Особенности ДО

Школьное дополнительное образование должно быть направлено на личностное ориентирование учащихся, также оно должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Следует обеспечить широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, реализацию учебного процесса через активизацию работы учеников, посещающих секцию, кружок или факультативные занятия.

Направления

Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:

  1. Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
  2. Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
  3. Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
  4. Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.

Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.

Виды дополнительного образования

Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:

  1. Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
  2. Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
  3. Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
  4. Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.

Программы

Программа - официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.

Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.

Требования к программе

Программа дополнительного образования в школе должна быть:

  1. Актуальной. Ориентироваться нужно на удовлетворение потребностей учащихся.
  2. Рациональной. Следует определить задачи и варианты получения максимально ценного опыта практической деятельности.
  3. Реалистичной. Занятия в секциях должны быть четко обоснованы в денежном, кадровом и временном отношениях.
  4. Контролируемой. Программа должна иметь возможность контролировать достижения учеников.
  5. Чувствительной к отказам. Нужно оставить возможность контролировать отклонения от запланированных ранее итоговых или промежуточных результатов.

Организация

Качественное образование невозможно без правильной организации всей системы. Для этого необходимо наладить взаимодействие между администрацией школы, педагогами дополнительного образования в школе, учащимися и их родителями. Только плодотворное сотрудничество всех сторон сделает возможной организацию системы дополнительных кружков, секций, мероприятий.

Этапы организации

Дополнительное образование в школе нужно организовывать в процессе осуществления следующих этапов:

  1. Изучение потребностей и желаний учащихся. Данные можно собрать путем письменного тестирования, устных опросов учеников и родителей, анкетирования, проведения мониторинга качества образованности детей на этапах завершения младшей, средней и старшей школы.
  2. Объединение учеников в группы по интересам, создание секций, факультативов, кружков. Модель системы и программы дополнительного образования в школе можно сформировать по результатам анкетирования. На этом этапе нужно выделить основные направления внеклассного обучения. Мероприятия следует разрабатывать исходя из количества потенциальных участников и тех, кто нуждается в знаниях по определенной тематике.
  3. Помощь учителям и детям в определении области обучения. Учащимся нужно дать свободный выбор программ дополнительного образования, перед началом занятий школьникам дается вступительное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основными.
  4. Текущий контроль и регулярная коррекция работы. Нужно определить отчетный период, по окончании которого собирать данные об учениках, посещаемости кружков и секций, успеваемости школьников. Все собранные данные анализируются и систематизируются. По этой информации в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия.
  5. Анализ деятельности и определение перспектив работы. Нужно вести постоянный мониторинг. Это позволит выявить результативность введения системы дополнительного обучения учащихся по интересующим их направлениям. Также можно определить перспективы развития системы в отдельном образовательном учреждении.

Материальная база

Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.

Источники финансирования

Если школа не может собственным бюджетом обеспечить функционирование дополнительного обучения, вводятся платные секции и кружки. Также иногда организуется условно-бесплатное обучение, которое предполагает сбор финансовых средств, которые необходимы на приобретение дополнительного оборудования, литературы или инвентаря. При платном образовании в стоимость кружков и секций входят оплата труда преподавателей, аренда помещения, если занятия будут проходить вне стен учебного заведения, необходимого оборудования и так далее.

Дополнительное образование - это учебный процесс, направленный на удовлетворение потребности человека в совершенствовании основных интеллектуальных, профессиональных и специальных умений. Базируется методика на развитии уже имеющихся навыков и обретении новых знаний.

В чём особенность внешкольных детских образовательных учреждений?

Школьная образовательная программа ориентирована в первую очередь на усвоение ребёнком фундаментальных знаний. Несмотря на это, многие необходимые для успешного построения жизненной карьеры практические навыки остаются вне школьного курса. Поэтому большинство родителей стараются сделать так, чтобы их чада посещали различные специализированные кружки и секции дополнительно.

Образование в школе также может обеспечивать такие цели за счёт внедрения специальных курсов и лекций. Среди учреждений, в которых реализуются программы дополнительного образования, выделяют такие: общеобразовательные (дворцы детского и юношеского творчества, станции юного натуралиста), профессиональные (школы искусств), спортивные, технические, научные, социальные организации, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Но здесь эти программы являются уже основными и фундаментальными. Вот чем школа отличается от обычного учебного заведения.

Основные задачи секций и кружков

Для младших учеников занятия зачастую проводятся в форме игр. За счёт таких занятий ученики ещё в раннем возрасте ориентируются на успех, учатся решать нестандартные задачи. Для них самих программы дополнительного образования выглядят как увлекательное проведение собственного досуга в кругу единомышленников. Занятость школьников во внеурочное время способствует укреплению самоорганизованности, стойкости к влиянию негативных факторов окружающей среды, формирует понятие здорового образа жизни.

Планирование времени учащихся

Детские школы дополнительного образования позволяют решить проблему целесообразного проведения досуга учеников, снижая вероятность влияния «плохих компаний». Часто в учреждениях такого типа группы разделяются не по возрасту, а по степени овладения предметом, стимулируя общение между всевозможными возрастными категориями, обладающими различной степенью жизненного опыта. Это даёт позитивные результаты: у детей развиваются социальные навыки общения с единомышленниками всех возрастных групп, стимулируется процесс быстрого взросления.

Нужна ли программа дополнительного образования в школе?

Кружки и различные секции в школе позволяют увеличить учебное пространство за счёт включения учащегося в социальную жизнь, наполненную интересными задачами и проблемами, требующими индивидуального подхода в решении. Активизируется самовыражение и самоутверждение школьников, происходит всестороннее развитие их личностей.

Учреждения дополнительного образования и школа, взаимодействуя, обеспечивают всестороннее интеллектуальное, духовное и профессиональное развитие ребёнка. Кроме того, малыш начинает понимать, каким образом можно заниматься самосовершенствованием личности. За счёт интеграции основного и дополнительного образования ученики участвуют в различных видах деятельности, обеспечивая взаимосвязь познавательной и творческой сфер.

Дополнительные образовательные программы для детей следует вводить ещё в детском саду, таким образом прививая ребёнку привычку постоянного обогащения своих знаний и умений.

Отсутствие мотивации как основная проблема образовательного процесса

Зачастую с подобными трудностями сталкиваются педагоги общеобразовательных заведений. В учреждениях дополнительного типа ученики обычно делают осознанный выбор. Они сами решают, в какое русло будет направлено их обучение. Если только этот выбор не был навязан им излишне заботливыми родителями. Поэтому мамам и папам следует поинтересоваться: почему у, казалось бы, не имеющих «взрослых проблем» беззаботных школьников часто возникают перегрузки?

Стоит соблюдать золотую середину - у ребёнка обязательно должно оставаться время на игру и прогулки. Ведь если личного пространства будет недостаточно, ученик задействует для отдыха дополнительные занятия. Последствия информационной перегрузки могут быть весьма плачевны: от апатии до яростного протеста.

Перспективы

Жизнь в современном обществе предполагает высокий уровень стресса. По мнению многих учёных, именно творческая деятельность является эффективным средством выведением человека из стрессового состояния. Дети ещё более восприимчивы к внешним воздействиям, поэтому психологи часто рекомендуют им заниматься творчеством дополнительно. Образование в школе, сосредотачиваясь на базовых предметах, на этом этапе не позволяет ученикам получить достаточный уровень творческого роста, который тесно связан с личностным ростом. Поэтому напрашивается вывод: дополнительные и базовые компоненты должны составлять единое образовательное пространство.

К тому же в последнее время многие выпускники сталкиваются с тем, что для поступления в некоторые учебные заведения обычного школьного обучения недостаточно. Поэтому образовательная программа дополнительного образования в школе часто предполагает итоговую аттестацию, по результатам которой обучавшемуся выдаётся документ, свидетельствующий о получении новых знаний и умений. Это позволяет расширить свои возможности при выборе будущей профессии.

Каждый человек всю свою жизнь задаётся самым главным вопросом: в чём цель его жизни? Однозначного ответа может и не быть, но одна из наиважнейших и неоспоримых целей является саморазвитие и самосовершенствование. Наиболее драгоценный сосуд в Вашей жизни – Вы сами, и чем больше Вы его наполните, тем больше возможностей получите взамен от окружающего мира. Детский садик, школа, университет – с каждой ступенькой обучения на жизненном пути Вы пополняете запас знаний, впечатлений и развиваете то, что в Вас заложено природой. Однако «я знаю лишь то, что ничего не знаю», - говорил Сократ, призывая людей не забывать, что жизнь нам дана для непрерывного познания и учения. Времени, отведенного образовательной системой может и не хватить на воплощение и развитие всего, что Вы хотите взять в этой жизни. Пять лет Вы грызли гранит науки, но с детства хотелось играть на гитаре, рисовать или заниматься танцами? Или же Ваш ребёнок проявляет интерес к самым разнообразным сферам искусства, науки и спорта? Никогда не поздно заняться тем, о чём Вы всегда мечтали! Существует огромное количество центров дополнительного образования в любой области и для людей любого возраста в Москве и в Московской области. На нашем портале edu-inform Вы с лёгкостью отыщите любые интересующие Вас школы. Курсы иностранных языков предоставят Вам возможность изучить новый язык и получить аттестат. Центры бизнес-образования позволят изучить основы ведения бизнеса и получить необходимые знания для открытия своего дела. Тренинги самого различного профиля помогут Вам, как немного лучше разобраться в себе и найти гармонию с миром, так и приобрести какой-нибудь необычный и полезный навык, например скорочтение. Освоить или улучшить работу с бухгалтерскими программами 1С позволят Курсы 1С . Чтобы повысить или просто получить квалификацию вождения любым транспортным средством, Вам нужны автошколы , адреса которых есть на нашем портале. Центры творчества и спортивные школы возьмутся за развитие творческих и физических возможностей у Вас и Вашего ребёнка. Если Ваше чадо тяготеет к искусствам, то танцевальные, театральные, художественные и музыкальные школы полностью в Вашем распоряжении; если же тайны Вселенной бередят его ум, то научно-образовательные центры направят его на путь науки. Компьютер всем возрастам покорен, если Вы захотите пройти компьютерное обучение . Получить дополнительное образование или же просто повысить свою квалификацию Вам помогут профессиональные курсы . А центры красоты и здоровья обучат Вас секретам молодости и работы с внешностью.

По новому образовательному стандарту внеурочная деятельность является обязательной частью школьного образования; для нее отведено 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность может носить самый разный характер: от выполнения домашних заданий и консультаций педагогов до занятий в школьных научных обществах, кружках, секциях, клубах, т.е. все те внеклассные мероприятия, которые называются дополнительным образованием.

Основное школьное образование направлено на передачу определенной суммы знаний, умений и навыков. Дополнительное - находит практическое применение полученным в основной школе знаниям и умениям, помогает раннему самоопределению ребенка, развивает его творческий потенциал, прививает навыки адаптации к современному обществу, является полноценной организацией свободного времени. Дополнительное образование, в отличие от основного, является личностно-ориентированным, предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов внеклассной деятельности.

Значение дополнительного образования в современном школьном образовании очень велико. В основной школе ученики с трудом успевают пройти стандартную программу, дополнительное образование позволяет углублять и расширять знания учащихся по основным и факультативным предметам. В кружках и научных обществах стимулируется исследовательская активность школьников. Достижение успехов стимулирует мотивацию к обучению. Дополнительное образование – неформальное содружество детей разного возраста и взрослых, объединенных общими интересами и добровольной совместной деятельностью. Это способствует процессу социализации личности школьников, прививает навыки работы в коллективе. Наконец, дополнительное образование организует содержательный досуг.

Основные направления и наиболее распространенные формы дополнительного образования в школах Москвы :

  • художественно-эстетическое (всевозможные творческие студии, обучающие музыке, вокалу, ритмике, танцам, игре на музыкальных инструментах; школьные театры; кружки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, литературного творчества и др.);

  • научно-техническое (секции по изучению компьютера и прикладных компьютерных программ; станции и дома юных техников; кружки авиа-, судо-, ракето- и авто-моделирования, электро- и радио- и робототехники; лего-конструирование и др.);

  • естественнонаучное (кружки занимательной географии, физики, химии, астрономии, on-line курсы естественнонаучного профиля для старшеклассников и др.)

  • эколого-биологическое (клубы экологического краеведения, станции юннатов, полевые практикумы по биологии и др.);

  • физкультурно-спортивное (секции игровых видов спорта, восточных единоборств; занятия в тренажерном зале; общая спортивная подготовка; лечебная физкультура и др.);

  • военно-патриотическое (организация музеев воинской славы; технические и военно-прикладные виды спорта; военно-спортивные соревнования; поисковая работа; участие в сооружение и уходе за памятниками; кружки по изучению истории и культуры Отечества и родного края, по созданию летописей и др.);

  • культурологическое (секции народного искусства; языковые клубы, библиотечные кружки, литературоведческие и искусствоведческие клубы; музееведение; экскурсионные программы и др.).
  • Важным направлением дополнительного образования является профориентационное. Оно частично реализуется в рамках занятий по другим направлениям, а также предполагает изучение способностей и интересов учащихся, консультирование по вопросам выбора профессий и информирование о мире профессий и современной ситуации на рынке труда, развивающие занятия, знакомство с учреждениями дополнительного и профессионального образования с целью построения дальнейшего маршрута образования и др.

    Существует несколько моделей дополнительного образования в школах. Чаще всего предлагается набор кружков и секций, не связанных между собой и зависящий от кадровых и материальных возможностей школы. Иногда программа занятий в секции или кружке оказывается настолько интересной, что перерастает в факультативный курс и включается в учебную программу. Более качественные и разнообразные программы дополнительного образования предлагаются обычно в школах, сотрудничающих с учреждением культуры, спорта или науки, с центрами детского творчества на постоянной основе. В этом случае реализация программ дополнительного образования осуществляется силами специалистов из этих учреждений. Еще лучше, если центр дополнительного образования является структурным подразделением школы, например, в центрах образования, спортивных, музыкальных школах, школах здоровья. Для своих учеников все программы дополнительного образования в таких комплексах бесплатные.

    Формы работы в дополнительном образовании используются различные. Познавательные формы работы: беседы, дискуссии, круглые столы, встречи с ветеранами, очевидцами исторических событий; представителями современной экономики, культуры, науки; музейно-поисковая деятельность; проектно-исследовательская деятельность; экскурсии в музеи, по историческим и литературным местам; туристические походы и поездки. Познавательно-игровые формы включают участие ребят в олимпиадах, фестивалях, спортивных соревнованиях и других мероприятиях. Творческие формы работы – это участие и организация концертов, конкурсов, постановок спектаклей, выставок работ и достижений. Дополнительное образование может проходить также в досуговой форме, заключающейся в проведении классных и школьных вечеров, посещении театров и концертов, и в деятельной форме, предполагающей участие школьников в благотворительных и других общественных акциях.

    На сегодняшний день часть услуг дополнительного образования является платными. В этом нет ничего плохого. Нигде в мире не существует финансируемых государством учреждений дополнительного образования. Введение платных услуг способствует конкуренции в образовательной сфере, повышению квалификации педагогов и укрепляет материальную базу образовательного учреждения. Очевидно, что и в России те направления дополнительного образования, которые вызывают интерес детей и родителей, будут процветать, а остальные исчезнут.