Пример из жизни выбор жизненного пути. Проблема поиска жизненного пути в литературе и в жизни. В чем он заключается

Сочинение: Что влияет на выбор человеком, жизненного пути?

Самую важную роль среди принимаемых человеком решений играет выбор жизненного пути.
Потребность этого выбора возникает тогда, когда человек начинает осознавать себя в обществе и размышлять о своих потребностях.
Ученые считают что человек живет ради самореализации. Занятие наполняет жизнь смыслом, помогает ощутить себя ценным, значимым в обществе.
В мире нет двух абсолютно одинаковых людей, у каждого свой путь проб и ошибок. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.
Независимо какой путь выбирает человек, сам поиск делает человека личностью.
Без поиска своего занятия человек не может осознавать отношение к жизни общества.

Выбор жизненного пути человеком - вот проблема, над которой размышлял А. Приставкин.

Раскрывая данную проблему, автор рассказывает о трех детдомовцах, живущих в военное время.
Ребята оказываются в одинаково трудных условиях, и, пытаясь выжить, начинают воровать. Но все же у них совершенно разные интересы: Коля находится во власти искусства, Шибаев не хочет сойти с пути воровства, а сам рассказчик желает учиться и быть честным человеком.

По мнению А.Приставкина, в равных для всех условиях каждый человек сам выбирает жизненный путь, путь добродетели или воровства.

Вспоминаю произведение Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Братья, воспитанные сначала Григорием, потом опекунами, вырастают совершенно разными людьми: Дмитрий в результате выбирает путь кутежей, Иван становится журналистом, а Алексей хочет стать монахом.

В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев, рассуждая о выборе молодыми людьми жизненного пути, говорит, что «одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». Достоинство, по мнению ученого, включает такие человеческие качества, как доброта, великодушие, умение не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Таким образом, могу сделать вывод, что, находясь в одинаковых условиях, люди выбирают совершенно разные жизненные пути.

Сочинение: Выбор жизненного пути.


Каждому человеку важно найти именно свой путь. Только тогда он сможет достичь того, о чем мечтал, только тогда он сможет получить удовлетворение от своей работы. Какой будет наша жизнь, зависит не только от нас, но мы можем сделать многое. Взрослея, мы нередко задумываемся над вопросами о смысле жизни, о том, какую роль играет человек на Земле. Мы мечтаем о счастливой жизни, верим в то, что мы достигнем многого. К сожаленью, не все наши мечты реализуются, но каждый из нас должен сделать все, чтобы задуманное осуществилось.

С самого рождения нас окружают близкие и родные люди, которые всегда нас поддержат, помогут. Для нас они являются примером, и нередко мы поступаем так, как они хотят. Но бывают такие моменты, когда мнение друзей мы считаем более авторитетным. Решая разные вопросы, каждый из нас может ошибаться, сомневаться, жалеть о своих поступках. Принятие некоторых решений влияет на нашу будущую жизнь. В таких случаях нам самим бывает трудно самостоятельно сделать выбор, поэтому без совета взрослых не обойтись, ведь у них больше опыта, они лучше разбираются в людях. Нужно всегда уметь выслушать людей, которым ты доверяешь – родителей, учителей, знакомых. А потом принять решение, от которого зависит твоя будущая жизнь. Конечно, свое мнение нужно всегда иметь, но прислушаться к другому мнению никогда не помешает.

Выбор жизненного пути зависит от того, какую профессию мы выберем. Профессия должна нравиться человеку. Если он выберет специальность не по душе, он потом будет жалеть об этом всю жизнь. Поэтому к этому вопросу нужно подойти со всей ответственностью. Мы должны посоветоваться с родными, близкими, друзьями. Нужно подумать и о том, где можно устроиться на работу, имея данную профессию, будет ли она востребована. И даже если ты будешь хорошим специалистом, не следует забывать, что в жизни важно не только кем быть, но и каким быть.

Самое страшное, когда человек оказывается один. Он может достичь высот в карьере, может многое знать, но страдать от одиночества. М. Горький считал, что «лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям». А для того чтобы быть нужным людям, надо делать что-то хорошее для людей, надо заслужить их благодарность. Радость, подаренная людям, станет твоей радостью. Это большое счастье – творить добро для людей.

В народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не жалеть ни о чем. Мы постоянно стоим перед выбором: мы решаем тот или иной вопрос и находим вариант ответа. Удачный он или неудачный, показывает жизнь. Мы думаем, советуемся, сомневаемся. Часто для любого человека самое трудное – это сделать выбор, потому что от этого выбора может зависеть наше будущее. Сейчас мы зачастую не задумываемся о последствиях наших решений, поступков. Но в любом возрасте нужно всегда ответственно относиться к тем вопросам, которые могут повлиять на нашу дальнейшую жизнь.

Текст. По Е. Гришковцу
(1)Мне хотелось быть студентом. (2)Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.
(3)В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы.
(5)Первым делом я пошел на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснется во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если еще мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ ученого-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения.
(8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришел. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы - это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.
(12)Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними губами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там еще и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. (18)Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. (19)В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы.
(20)- Вот и все! - сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. - (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятельно. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждем, и у нас вам будет очень интересно.
(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (ЗО)Что же не то?
(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый. (32)Там не было никого, похожего на Пага-неля. (ЗЗ)Все было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак.
(По Е. Гришковцу)

Сочинение
Каждому молодому человеку приходится сталкиваться с проблемой выбора будущей профессии, выбора жизненного пути. Зачастую мы выбираем этот путь необдуманно, делаем случайный выбор, и затем превращаемся в рабов своей профессии, рутинно выполняя свои обязанности, не испытывая радости от своего труда. Вот такую проблему, проблему выбора профессии ставит в своем тексте известный драматург и писатель Е. Гришковец.
Его герой идет на день открытых дверей в университет, не имея никакой четкой позиции: «Мне хотелось быть студентом. Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно». Наверное, с таким желанием надо было бы поступать в какое-то другое учебное заведение, а не в университет. Но герой идет на биофак, надеясь, что он встретит людей, похожих на Паганеля, ученого из романов Жюля Верна, что ему предложат в будущем экспедиции, научные эксперименты, и его любовь к биологии вспыхнет с новой силой, и это будет его жизненный выбор. К сожалению, все оказалось совсем не так. Никто не развлекал, не завлекал. Неприветливая дама в белом халате провела абитуриентов по лабораториям, в которых работали студенты, дала программы для поступающих, предложила самостоятельно посетить зоологический музей. Молодой герой Гришковца был озадачен, ведь он не нашел никого, похожего на Паганеля: «все было нормально, тихо и деловито». И юноша приходит к решению не поступать на биофак. Автор, описывая душевное состояние своего героя, уделяет внимание тому, как не понравилось юноше отношение преподавателя к абитуриентам, что встреча была холодной, что не было той романтики, на которую настроил себя молодой человек.
Позиция автора состоит в том, что профессию надо выбирать не по внешним ее признакам, не по книжным героям, а по призванию. И задуматься об этом надо раньше, а не тогда, когда уже пришло время поступать в вуз.
Я согласна с мнением автора, потому что это настолько важное и серьезное для человека событие - выбор жизненного пути, что к нему нельзя относиться так легкомысленно, как отнесся герой рассказа.
Выбор профессии - это зачастую судьба человека, поэтому он так важен. В романе Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» герой, Володя Устименко, выбирает профессию врача, выбирает ее осознанно, читает медицинские книги, еще не все понимая в них, пользуется словарем, чтобы добиться смысла. Он целенаправленно идет к своей мечте, поэтому становится прекрасным хирургом, оперирует раненых под обстрелом во время войны, потом становится главврачом больницы, созданной практически с нуля. Вот пример серьезного отношения к выбору профессии, это призвание, жертвенность, ответственность.
Еще один пример воплощенной в жизнь мечты - это судьба Сани Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана». Еще в детстве он узнает об экспедиции капитана Татаринова, пропавшей во льдах Арктики. И он ставит себе цель - найти ее. Он становится летчиком, работает на севере, и ему удается осуществить свою мечту. Его девизом стали слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Жаль, что для молодых людей нынешнего поколения главным становится не служение людям, обществу, а получение выгоды или поиски веселой, необременительной жизни. Может быть, поэтому герою рассказа и не удалось стать биологом.

  • Ситуации нравственного выбора показывают истинные качества человека
  • Смелый, сильный духом человек в сложной жизненной ситуации скорее выберет смерть, а не позорную жизнь
  • Нравственный выбор часто настолько сложен, что может привести к ужасным последствиям
  • Только трус может перейти на сторону того, кого считал врагом, ради лучшей жизни
  • Ситуации нравственного выбора не всегда связаны с угрозой жизни человека
  • По поведению человека в ситуациях нравственного выбора мы можем судить о его внутренних качествах
  • Настоящую личность, преданную своим моральным принципам, не остановят любые жизненные обстоятельства

Аргументы

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Не один раз Петр Гринев оказывался в сложных жизненных ситуациях, когда нужно было делать выбор, от которого зависела его дальнейшая жизнь. При захвате Белогорской крепости у героя было два пути: признать в Пугачеве государя или быть казненным. Несмотря на страх, Петр Гринев отказался присягнуть самозванцу, не смея предать родную страну. Это не единственная ситуация нравственного выбора, в которой герой принял верное решение и доказал, что он является человеком чести. Уже под следствием он не стал упоминать о том, что он был связан с Пугачевым из-за Маши Мироновой, потому что не хотел для своей любимой неприятностей. Если бы Петр Гринев рассказал о ней, девушку наверняка бы привлекли к следствию. Он не хотел этого, хотя такие сведения могли оправдать его. Ситуации нравственного выбора показали истинные внутренние качества Петра Гринева: читателю понятно, что это человек чести, преданный Родине и верный своему слову.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Судьба Татьяны Лариной трагична. Влюбленная в Евгения Онегина, она никого не видела своим женихом. Татьяне приходится выйти замуж за князя N., хорошего человека, которого она, однако, не любит. Евгений отверг ее, не восприняв всерьез признание девушки в любви. Позже Онегин видит ее на одном из светских вечеров. Татьяна Ларина меняется: она становится величавой княгиней. Евгений Онегин пишет ей письма, признается в любви, надеясь, что она уйдет от мужа. Для Татьяны это ситуация нравственного выбора. Она поступает правильно: сохраняет свою честь и верность мужу. Хотя Татьяна до сих пор влюблена в Онегина, она просит оставить ее в покое

М. Шолохов «Судьба человека». Испытания, через которые прошли люди в военное время, показали силу воли и характер каждого. Андрей Соколов показал себя как человек , верный воинскому долгу солдат. Попав в плен, он не боялся выражать своих мыслей о непосильном труде, к которому принуждали пленных. Когда из-за чьего-то доноса он был вызван к Мюллеру, герой отказался пить за победу немецкого оружия. Он был готов терпеть голод, отказаться от желания выпить перед смертью, но сохранить свою честь и показать истинные качества русского солдата. Нравственный выбор Андрея Соколова позволяет считать его настоящим человеком с огромной силой, любящим свою страну.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Ситуация нравственного выбора, в которой оказалась Наташа Ростова, не связана с угрозой ее жизни. Когда все уезжали из осажденной французами Москвы, семья Ростовых увозила свои вещи. Перед героиней встал выбор: увезти вещи или отдать подводы для перевозки раненых. Наташа Ростова выбрала не вещи, а помощь людям. Ситуация нравственного выбора показала, что для героини не так важно материальное благополучие, как помощь тем, кто оказался в беде. Можно сказать, что Наташа Ростова — человек с высокими моральными ценностями.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Каждый осуществляет нравственный выбор, исходя из своих жизненных принципов, целей, установок и желаний. Самым дорогим в жизни человеком для Маргариты был ее Мастер. Чтобы увидеть любимого, она без сомнения согласилась на сделку с дьяволом. В ситуации нравственного выбора она предпочла то, что для нее дороже всего, несмотря на весь ужас способа достижения своей цели. Маргарита была готова на все, даже на столь бесчестный поступок, потому что встреча с Мастером была для нее жизненно важной.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Иногда только возможность выбора своего жизненного пути открывает подлинные человеческие качества. Перешедший на сторону врага из-за любви к полячке Андрий, младший сын Тараса Бульбы, в ситуации нравственного выбора показал истинные черты своего характера. Он предал отца, брата и свою Родину, показав уязвимость перед силой любви. Настоящий воин не стал бы считаться с любым врагом, но Андрий оказался не таким. Обстоятельства сломали его, показали неспособность юноши быть верным воинскому долгу, преданным родной земле.

В. Санин «Семьдесят градусов ниже нуля». Синицын не подготовил Гаврилову зимнее топливо, что поставило под угрозу жизнь Гаврилова в условиях сильнейших морозов. У Синицына был выбор: сначала он хотел сделать все, чтобы обеспечить безопасность экспедиции, но потом побоялся неблагоприятных последствий за свою ошибку и оставил все так, как есть. Ситуация нравственного выбора показала, что Синицын — трусливый человек, для которого желание остаться без наказания важнее, чем жизнь другого человека, зависящая от него.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА

В ФИЛОСОФИИ

С.А. Ермаков

Несмотря на то, что проблема выбора жизненного пути человека была уже поставлена в античной философии и получила свое дальнейшее рассмотрение в святоотеческой мысли , она все еще недостаточно изучена в научной литературе. Касаясь этой стороны вопроса, Л.Н. Коган справедливо отмечал: «Есть немало работ, посвященных моральному выбору или выбору профессии. Но это частные случаи той ситуации выбора, в которой ежедневно, ежечасно находится каждый человек. Он непрерывно выбирает одну из возникающих в жизни альтернатив, принимает то или иное решение, начиная с простейших житейских дел и кончая общей линией жизненного поведения» . Обратив внимание на неразработанность вопроса о взаимосвязи выбора человека и пути его жизни, Л.Н. Коган высказал ряд оригинальных идей, позволяющих наметить подходы к рассмотрению интересующей нас темы. Опираясь на выдвинутые им положения, а также подключая потенциал святоотеческой мысли, раскроем содержательную сторону указанного вопроса.

Для начала обратим внимание на слово «выбор». На наш взгляд, его семантический анализ помогает наметить основные направления исследования проблемы выбора жизненного пути человека. Они связаны с реализацией следующих моментов: во-первых, необходимо располагать тем, из чего осуществляется выбор; во-вторых, важно иметь того, кто выбирает; в-третьих, следует осуществить сам акт выбора, в-четвертых, получить ожидаемый результат. Последовательно рассмотрим указанные аспекты.

Итак, первый аспект связан с вариантами выбора. В нашем случае это - многообразие путей жизни человека. Оно реально существует в любую историческую эпоху. Множество людей разного пола, возраста, социального положения, проживающих в одно время и на одной территории, являют возможные варианты пути жизни человека. Поэтому для индивида нет недостатка в сценариях жизненного пути. Существует другая проблема: как увидеть эти варианты? Действительно, в обычной жизни многое из того, что лежит на поверхности, либо не обращает на себя внимание, либо сокрыто от глаз наблюдателя. Что обычно видит человек, выходя на улицу? Его взору предстает своеобразное «броуновское движение» индивидов. Особенно это заметно в местах большого скопления людей: на площадях, вокзалах, рынках и т.д. Вдумчивый человек, наблюдая за происходящим, может увидеть грандиозную картину человеческой жизни, в которой знакомые и совершенно незнакомые люди, соприкасаясь друг с другом, либо продолжают совместное движение дальше, либо расстаются на время или навсегда. Множество перекрещивающихся судеб, многообразие различных путей жизни, многогранность человеческого бытия - вот, что имеет место в реальности. И недостаточно просто видеть происходящее; следует еще подключить умозрение, чтобы понять все происходящее. Философия как раз и является таким умозрением, помогая человеку за единичными проявлениями индивидуального жизненного пути увидеть повторяемость, свойственную многим жизненным сценариям, позволяя частное подвести под общее, олицетворяющее определенные константы человеческого бытия.

Второй аспект акцентирует внимание на субъекте деятельности, человеке как активном творческом начале. В методологическом плане здесь важно положение, согласно которому человек есть триединое образование как био-социо-духовное существо . И каждая из ипостасей человека оказывает свое воздействие на его выбор. Возьмем, например, такой важный параметр, характеризующий человека, как возраст. При этом будем опираться на результаты социологического исследования, проведенного нами в Нижегородском коммерческом институте в мае 1999 года .

Зависимость размышлений о жизненном пути от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Серьезно 48,8 51,0 59,1 62,3

Время от времени 50,4 48,3 40,5 37,4

Никогда 0,8 0,7 0,4 0,3

Из приведенной таблицы хорошо видно, что существует зависимость между возрастом и основательностью размышлений о пути жизни человека: чем старше респонденты, тем более серьезно они задумывались над своей жизнью.

Зависимость представлений о жизненном пути от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Непрерывный - прерывный 5,86 5,72 5,36 5,10

Восхождение - нисхождение 6,89 6,86 6,01 5,56

Обретения - потери 6,45 6,31 5,68 5,27

Нельзя не заметить, что в зависимости от возраста оценки своеобразия жизненного пути становятся более взвешенными. Если в 18 лет наблюдается некоторая тенденция к идеализации пути жизни человека - он полагается, скорее, как непрерывный, восходящий, путь обретений, то к 70 годам он воспринимается более реалистично - как имеющий прерывность, нисхождение, потери.

Зависимость критериев удачно сложившейся жизни от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Крепкое здоровье 47,5 51,4 69,1 73,8

Крепкая семья 64,7 65,6 77,5 78,0

Материальное благополучие 60,2 65,0 75,2 55,8

Из приведенной таблицы видно, что по мере взросления человека происходит осмысление важности таких ценностей жизни, как наличие здоровья и семьи. Причем следует специально отметить достаточно высокий «стартовый» процент такой ценности как семья. Это, к слову сказать, один из показателей современной культуры, которая, несмотря на свою трансформацию на рубеже тысячелетий, сохранила в себе традиционные механизмы саморегуляции. Что касается материального благополучия, то картина несколько иная. До 50 лет кривая интереса растет. После этого возраста происходит достаточно серьезное снижение интереса к указанной ценности человеческого бытия. Думается, что это во многом законо-

мерно. Вступая в пожилой возраст, человек подвергает переоценке многие ценности, в том числе и такую, как материальное благополучие. Материальные ценности постепенно уступают место духовным. Человек начинает готовиться к завершению физической стадии своего бытия. Моральные нормы на этой стадии приобретают самоценное значение. Это хорошо показывают различные социологические исследования. Так, по данным нижегородского социолога Г.Л. Воронина, «Евангельская заповедь «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» ближе и понятнее верующим, людям старше 50 лет» .

Думается, что приведенные примеры достаточно рельефно показывают значение возраста в понимании жизни, а следовательно, подчеркивают его важность в ситуации выбора жизненного пути. При этом следует иметь в виду, что целый ряд характеристик - телесного (пол, здоровье и пр.), социального (статус, профессия и пр.) и духовного (ценности, идеалы и пр.) характера - оказывает такое же влияние на выбор пути жизни. Через их призму человек смотрит на мир, определяя конкретный свой шаг.

Третий аспект - акт выбора. Это довольно сложный процесс, сопряженный с подключением целой группы факторов как субъективного, так и объективного характера. Хотя внешне, он может выглядеть достаточно легким занятием. Например, решая вопрос - идти или не идти на дискотеку, - студент в мгновение ока может дать положительный ответ. Однако это не означает, что здесь все так просто. Подробнее рассмотрим основные составляющие самого акта выбора.

Сразу отметим, что данный вопрос получил свое освещение в философской литературе. В методологическом плане для нас представляется важным положение, сформулированное А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантовым, о том, что «в актах выбора, представляющих собой единство внешнего и внутреннего выбора, мы вместе с тем «выбираем» в себе ту или иную потребность» . Из сказанного следует, что, во-первых, акт выбора всегда есть не просто сиюминутное желание, возникшее неизвестно откуда и почему. Акт выбора есть единство внутреннего, связанного с состоянием человека, его мироощущением и миропредставлением, и внешнего, т.е. той средой, окружением, которые оказывают свое воздействие на выбор. Другими словами, есть человек, который живет в определенной среде. И не только он сам, но и среда, частью которой он является, оказывают влияние на его волеизъявление при принятии решения. В этой связи представляется целесообразным подчеркнуть важность вывода, сделанного Л. Н. Коганом о том, что «выбор жизненного пути ограничен реальными обстоятельствами» . Во-вторых, акт выбора связан с выбором «в себе» определенной потребности, которая является основой для реализации самого акта выбора. Здесь нам хотелось бы выделить слово «потребность». Оно является ключевым для понимания того, как происходит сам акт выбора. Он осуществляется через и благодаря наличию определенной потребности у человека. Выбирая, человек активизирует в себе определенную потребность, которая и «запускает» акт выбора средств, необходимых для ее удовлетворения. Покажем это на нашем примере со студентом.

Под влиянием внешних условий (наличие дискотек, сформированного у молодежи стереотипа, что дискотека - лучшая форма времяпрепровождения, друзей, зовущих на дискотеку, свободного времени и т.д.) и под воздействием внутренних факторов (молодой возраст, изрядный энергетический запас, желание интересно провести время, познакомиться с новыми людьми и т.д.), а также в результате активизации одной из потребностей (не отстать от других, не досадить другим, весело провести время и пр.) студент принимает решение идти на дискотеку. При этом важно подчеркнуть, что не просто принимается решение как самостоятель-

ное, не имеющее отношение к пути жизни человека действие, как некий эпизод, взятый сам по себе. Нет, сделав выбор в пользу дискотеки, студент уже «включает» ее в канву своего пути жизни. Можно сказать иначе: с этого момента дальнейший путь жизни человека будет пролегать через дискотеку. Как там сложатся дела (позитивно или негативно), от этого будет зависеть будущее человека, его путь жизни. Причем при известных обстоятельствах память об этой дискотеке может сохраниться на всю жизнь (скажем, как память о встрече со своей будущей женой, как потеря друга во время драки и т.д.) и оказывать свое влияние на формирование пути жизни человека.

Сам акт выбора может быть как осознанным, так и неосознанным. Осознанный выбор сопряжен с пониманием сути дела, наличием необходимой и достаточной информации. В этом случае знание выступает и основой для принятия решения, и средством для его реализации. Касаясь этой стороны вопроса, Л.Н. Коган справедливо отмечал, что «выбор требует, во-первых, хорошего знания реальной ситуации, каждой из возможных (иногда многочисленных, как, например, при выборе профессии) альтернатив... Во-вторых, необходимы знание собственных потребностей, способностей, ориентаций, а также уверенность, что избранный путь в данной ситуации будет лучшим» . Неосознанный выбор делается, как правило, «под влиянием аффектов, настроения, эмоций» . Его может спровоцировать ситуация цейтнота, в которой оказался человека, или отсутствие информации о том, что ожидает его, если он даст свое согласие на сделанное ему предложение. В молодости неосознанный выбор может быть также связан с идеализацией ситуации, игнорированием других аспектов проблемы, неумением проанализировать обстановку и т.д. Словом, неосознанный выбор есть следствие незрелости отношений человека к самому себе и миру, в котором он живет, сложно -сти ситуации, в которой он оказался.

Наконец, четвертый аспект - получение ожидаемого результата. На первый взгляд, здесь все понятно и не о чем говорить, ибо результат есть следствие деятельности человека. Каково деяние человека, таков и его удел. Вместе с тем есть два момента, которые требуют своего уточнения: во-первых, всегда ли ожидаемое (возможное) становится действительным, и во-вторых, всегда ли лучший для человека выбор является конструктивным. Последовательно рассмотрим указанные аспекты проблемы.

Совершенно очевидно, что далеко не все из возможного становится действительным. Скажем, потенциально каждый, из занимающихся в секции бокса, может стать мастером спорта. Но далеко не каждый станет им. И даже если этот выбор осознан, и человек прикладывает немалые усилия для достижения своей цели, результат может быть иным. Почему? Все та же совокупность объективных и субъективных факторов. Так может случиться, что в одном из боев, или в одной из поездок будет получена травма, которая поставит крест на спортивной карьере боксера. Или же, одержав первые победы, боксер не справится со «звездной болезнью», которая выбьет его из колеи. И таких «может быть» несть числа. В результате, желая что-нибудь одно, человек получает совсем другое, не связанное с ожидаемым.

Далеко не всегда лучший, с точки зрения человека, выбор становится конструктивно значимым для него. Возьмем все тот же пример с дискотекой. Положим, идя на дискотеку, молодой человек считает, что это есть лучший из возможных для него вариантов завершения дня. Однако последствия данного выбора могут быть самыми непредвиденными. Скажем, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он может грубо повести себя по отношению к своим друзьям. Как следствие - разрыв дружеских отношений, или что-нибудь еще более худшее. Отсюда

Отсюда следует вывод, что лучшее, с точки зрения человека, далеко не всегда может быть позитивно значимым, конструктивным для его жизненного пути. Впрочем, как и худшее. Оно не обязательно связано только с деструктивными моментами. Например, молодой человек не нашел денег на дискотеку. Однако то, что он остался дома, дало ему возможность, например, вовремя вызвать скорую помощь, что, в свою очередь, позволило одному из родственников избежать гипертонического криза. Таким образом, перефразируя известную мысль, можно сказать, что нам не дано предугадать, к каким последствиям приведет реализация наших желаний. Поэтому, делая (желательно, осознанный) выбор в пользу тех или иных поступков, человек должен надеяться и верить, что они приведут к добрым результатам. Здесь, как нельзя кстати, может пригодиться опыт, накопленный святоотеческими мыслителями, которые призывали уповать на веру и надежду в решении всех человеческих проблем.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что предложенные четыре аспекта проблемы выбора жизненного пути человека достаточно полно раскрывают ее содержательную сторону. При этом следует подчеркнуть, что выбор не есть только сознательная деятельность человека, т. е. некое сформулированное умозаключение. Он также еще и действие, направленное на реализацию задуманного. Иначе говоря, выбор есть не только мысли, но и действия, которые всегда оказывают влияние на дальнейшее существование человека, его бытие. Поэтому выбор как факт реальности всегда онтологичен, он порожден реальностью, связан с ней и способен изменить ее.

Более того, выбор есть форма самореализации человека. При этом следует иметь в виду, что в выборе человек не только может проявить себя, но и впервые явить нечто новое, способствующее преобразованию его жизни. Можно сказать, что выбор - шанс для человека, которым он может воспользоваться.

Вместе с тем стоит заметить, что если бы речь шла просто о выборе человека в конкретной ситуации, то вполне можно было бы ограничиться сказанным. Однако проблема выбора рассматривается нами применительно к вопросу о пути жизни человека, и, следовательно, по меньшей мере, еще один аспект должен попасть в поле нашего зрения: как сохранить избранный путь? По нашему мнению, сделать выбор, скажем, в пользу добродетельного пути - это серьезный шаг. Но это - только полдела. Необходимо еще реализовать данную идею. А для этого в течение всей своей жизни человек должен подтверждать приверженность избранному пути. Он должен будет не только сохранить выбор как результат, но и найти необходимые силы и средства, способствующие сохранению выбранного пути. И здесь опыт, накопленный святоотеческой мыслью, может сослужить добрую службу. Опираясь на святоотеческое наследие, выделим ряд важных моментов.

Прежде всего, следует заметить, что, ставя таким образом вопрос, мы будем исходить из того, что человек хорошо продумал свое решение и полон желания и сил для того, чтобы его реализовать. Более того, этот выбор мы будем полагать как выбор исключительно позитивного направления пути жизни. Именно такой угол зрения был задан святоотеческой традицией. Сохраняя приверженность данной традиции, раскроем суть интересующего нас вопроса.

В первую очередь обратим внимание на тот момент, что человек, избравший лучшую жизнь по сравнению с худшей, уже как бы открыл дверь в новую жизнь; именно открыл, но еще не вошел в нее. Лучшая жизнь существует для него пока только в виде возможности, но еще не действительности. Однако сам факт выбора в пользу лучшей доли, безусловно, дает шанс этой возможности превратиться в действительность.

Далее. Поскольку выбор осуществлен самим человеком, то именно он становится и творцом, и основой, и условием, и средством в достижении поставленной цели. При этом человек как бы находится «на острие» своего пути жизни, он, образно говоря, идет «по целине» жизни, прокладывая свой путь. В этом плане не только уместны, но и особенно информативны такие слова, как «первотолчок», «первопричина», «первоэлемент», «первооткрыватель», которые помогают почувствовать глубину проблемы и описать некоторые важные ее стороны.

Действительно, человек, имея желание изменить свою жизнь к лучшему, в то же время и первопричина своей трансформации. В конечном счете, именно он ощущает в себе тот первотолчок, который запускает к реализации идею нового лучшего пути жизни. В этом качестве он может полагаться как некий первоэлемент, который катализирует ситуацию изменения пути жизни, как первооткрыватель своего нового этапа на пути жизни. В этом смысле жизнь человека можно охарактеризовать как первопуток, по которому идет человек. Где пребывает человек, там всегда, метафорически говоря, находится «курсор» его жизненного пути.

Данный момент еще более подчеркивает зависимость пути жизни от самого человека, его мыслей, чувств, поведения. Можно сказать: есть человек, реализующий себя через чувства, мысли, слова и дела, и уже есть путь его жизни, являющийся результатом этой реализации. Поэтому всегда важно помнить, что через свои чувства, мысли, слова и дела человек обретает свой путь жизни. Так, например, если чувства человека настроены «на волну» эмпатии, то он вступает на путь добродетельный; если мысли человека полны благожелательного, то он устремлен к благонравному; если слова человека преисполнены милосердия, то он следует путем праведным; наконец, если дела человека направлены на достижение благодетельного, то он также обретает стезю добродетели. Вследствие этого корректно говорить, что чувства, мысли, слова и дела являются своеобразными «каналами», благодаря которым обеспечивается направленность пути жизни человека. Если человек выбрал позитивную направленность пути жизни, то он должен свои чувства, мысли, слова и дела «настроить на волну» добродетели. Не являя чувства добрые, мысли светлые, слова праведные, дела благие, человек не сможет обрести добродетельного пути, даже избрав его. Чувства, мысли, слова и дела есть своего рода формы, которые должны быть наполнены добрым содержанием. А это во многом зависит уже от самого человека.

Сказанного, думается, достаточно, чтобы показать сложность вопроса сохранения выбранного человеком пути жизни. Есть факторы, которые осложняют, а подчас и препятствуют, выполнение намеченных планов. Поэтому так важно иметь веру в собственные силы и волю, нацеленные на выполнение задуманного. Большое счастье, если рядом будем человек («другой»), который не только всей душой примет задуманное, но и своей волей, верой, знаниями, умениями, опытом поможет встать на путь добродетели и идти им. В этом случае роль наставника превращается в роль со-путствующего, идущего вместе.

Чтобы человеку сохранить сделанный выбор, нужно понимание своеобразия течения его жизни. А оно таково, что невозможно наперед предугадать развитие событий. Ведь человек живет в данной ему природной, социальной и духовной среде. Эта среда во многом неизвестна человеку, особенно на начальных этапах его жизненного пути. Жизненный опыт человека также всегда исторически ограничен. Поэтому ему приходится на свой страх и риск делать какие-то шаги в конкретных ситуациях. Это близко к тому, что Тейяр де Шарден назвал «техникой пробного нащупывания» . Стремясь сохранить выбранный путь жизни, человек делает пробный шаг, присматриваясь к тому - то ли получилось. Если

результат его удовлетворяет, то он продолжает свое движение в заданном направлении, если же нет, то предпринимает новые шаги, направленные на изменение ситуации. И так всю жизнь. Даже умудренный жизненным опытом человек, который многое видел, еще больше слышал, оказывался главным действующим лицом во многих ситуациях, далеко не всегда может точно сказать, что и как следует делать во вновь открывшихся обстоятельствах. Вследствие этого, человеку всегда приходится как бы примерять различные решения к возникшей ситуации. Жизнь вариативна, и количество вариантов, обеспечивающих реализацию сделанного выбора, также значительно. «Жизнь, - писал Тейяр де Шарден, - не действует по одной изолированной линии или отдельными приемами. Она движет вперед одновременно всю свою сеть» . Так и человек. Скажем, сделав выбор добродетельного пути, он должен понимать, что в каждом конкретном случае ему придется искать оптимальное решение. В стандартных ситуациях вполне могут подойти уже апробированные решения. Не случайно они называются общепринятыми. Так, например, при встрече с человеком принято здороваться, при расставании - прощаться. И вряд ли здесь нужно что-то пересматривать. В нестандартных же ситуациях, напротив, следует искать свежее решение. И человеку важно найти приемлемое для него решение.

Вообще говоря, выбирая путь жизни, человек должен иметь в виду, что (воспользуемся словами Тейяра де Шардена) ему предстоит двигать вперед «одновременно всю свою сеть». Что имеется в виду? Речь идет о том, что человек, будучи био-социо-духовным существом, не должен сначала концентрировать внимание, скажем, лишь на своих телесных дарованиях, либо только социальных способностях, либо духовных талантах. Нет. Ему надлежит все это делать одновременно, параллельно, идти как бы «веерно». В противном случае его могут ожидать большие разочарования в жизни. Скажем, если девушка решит сначала получить образование, заняться карьерой, а уже потом, скажем, в возрасте тридцати лет, подумать о семье, то может получиться так, что время будет упущено, и она останется одинокой. Поэтому мудрость жизни, видимо, состоит в том, чтобы идти по жизни, используя принцип «веера», т. е. одновременно решая и вопросы получения образования, и создания семьи, и приобретения профессии. Да, это сложно. Но, пожалуй, только такой подход позволит человеку успеть реализовать себя в жизни.

Подытожим сказанное. Проблема выбора жизненного пути человека - одна из важнейших в философии. По сути дела, человек поставлен в ситуацию, когда он вынужден ежедневно, ежечасно выбирать. Сам выбор имплицитно включает в себя ряд аспектов: то, из чего осуществляется выбор, тот, кто выбирает, сам акт выбора и ожидаемый результат. Эти грани выбора одновременно являются своеобразными направлениями в изучении проблемы выбора. Однако в вопросе о пути жизни человека этими положениями недостаточно ограничивать изучение проблемы выбора. Очевидно, что после того, как осуществлен выбор, возникает другая проблема - сохранения приверженности выбранному пути. Это также важно учитывать для того, чтобы прокладывать и сохранять праведный путь жизни.

Литература и примечания

1. Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 4. - М., 1994. - С. 185 и др.

2. Григорий Богослов, святитель. Собр. соч.: В 2-х т. Т. 1. - М., 1994. - С. 34 и др.

3. Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. - М., 1988. - С. 164-165.

4. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство Кесаря / Н.А. Бердяев. - М., 1995.

5. Совместно с социально-экономической лабораторией, действующей при кафедре социально-политических наук НКИ, было проведено социологическое исследование на тему «Философия жизненного пути человека». Объектом исследования явилось население Нижнего Новгорода. В ходе исследования было опрошено 1236 человек. Исследование проводилось по квотной половозрастной, районированной выборке, рассчитанной на основе данных Нижегородского областного комитета государственной статистики. Выборка рассчитывалась пропорционально количеству жителей определенного пола и возраста, проживающих в каждом районе города. Полученные результаты можно также считать репрезентативными, так как в ходе полевого этапа исследования интервьюеры жестко придерживались плана выборки и практически избежали ошибок смещения, часто возникающих на данном этапе. Отклонения статистических данных по половозрастному составу от распределения пола и возраста нижегородцев в выборке находятся в пределах допустимой погрешности: ±3%. Методом исследования был выбран опрос посредством анкетирования жителей Нижнего Новгорода. На основании полученных данных была создана компьютерная база данных мнений различных групп нижегородцев. После этого была применена процедура «чистки данных», подразумевающая исправление ошибок ввода информации. При обработке данных использовалась специальная программа для обработки социологической информации 8Р88 6.1 для Windows.

6. Взгляды нижегородцев на своеобразие жизненного пути оценивались по девятибалльной шкале от 1 до 9 - от негативного к позитивному.

7. Воронин, Г.Л. Духовность: между Иисусом Христом и воинствующим мизантропом / Г.Л. Воронин // Россия и россияне: выбор пути: Материалы конференции ученых-обществоведов. - Н. Новгород, 2000. - С. 34.

8. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - Новосибирск, 1989. - С. 125.

9. Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. - М., 1988. - С. 165.

10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Тейяр де Шарден П. - М., 1987.

На протяжении многих десятилетий писатели и философы всего мира задавались вопросом смысла жизни. Так и в философской притче Ф.Кривина поднимается важная проблема выбора жизненного пути.

Рассуждая над данной проблемой, автор воплощает образы главных героев в двух камнях, у которых совершенно разные судьбы. Кривин говорит о том, что в начале они были дружны, но потом случился шторм, который разделил давних друзей. Теперь, каждый из них выбрал собственную жизненную позицию. Первый камень избрал сложный путь, он бросил вызов судьбе и совершенствовался с каждым днем, в итоге превратившись в кремень: «Он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно».

Другой же, «уцепившись за глиняную корягу», спасся и не жил, а, подобно комьям глины, существовал в бездействии и сытости.

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: невозможно жить полной жизнью, оставаясь на одном месте и никак не развиваясь. Необходимо постоянно совершенствоваться, узнавать и открывать для себя что-то новое каждый день.

Рассуждая над данной проблемой, невозможно не вспомнить произведение И.А.Гончарова «Обломов». Главный герой романа не обделен умом, однако он не прилагает никаких усилий для того, чтобы реализовать собственные способности. Это приводит к тому, что Обломов так и не сумел до конца воплотить свои мечты в реальность, лень не позволила ему этого сделать.

Еще одним подтверждением данной мысли является произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой получил типичное для своего времени образование, его охотно принимали в светском обществе. Однако Онегин чувствовал, что такая жизнь его не устраивает, он не видел в ней смысла. Он пытался вырваться из бездуховного общества, однако любовь к свободе, независимость, нежелание упорно трудиться привели главного героя к полному одиночеству. “Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность. Таким образом, обладая всеми необходимыми возможностями, Евгений Онегин не смог реализовать себя и выбрать собственный верный жизненный путь.

В заключение мне хотелось бы сказать, что прочитанный текст заставил меня еще раз задуматься о том, что есть смысл жизни для каждого человека и в чем он может заключаться, насколько важно суметь найти собственное место в этом мире.