Чехов «Толстый и тонкий» - анализ рассказа. Главные герои рассказа «Толстый и тонкий Описание персонажей толстый и тонкий

— великолепный писатель, который с помощью своих произведений мог тонко указать, на недостатки общества, в том числе и на то, как легко потерять дружбу. Об этом свидетельствует один из его рассказов Толстый и тонкий, чье краткое содержание для читательского дневника мы предлагаем ниже. Краткое изложение рассказа Толстый и тонкий поможет познакомиться читателям с его главными героями и главной мыслью.

Чехов: Толстый и тонкий краткое содержание

Действие происходит на вокзале. Именно там повстречались давние приятели и настоящие друзья, которые знались еще со времен студенчества. Один из них был толстым, а другой — тонким. У тонкого, которого звали Порфирий, была семья, жена и ребенок. Он как раз, груженный пакетами и чемоданами, вышел из поезда. Тут и столкнулся со своим толстым другом Михаилом. Радость была искренней, друзья даже прослезились. Тот, что был тоньше, стал выхваляться своей женой и сыном. Рассказал и о своей должности и небольшом жалованье, о том, что приходится подрабатывать, делая портсигары. Рассказал он приятелю и о том, как жена дает частные уроки, как его сын учится в третьем классе. Разговор был искренним и дружественным, пока Миша не стал рассказывать о себе. Как оказалось, тот успел дослужиться до тайного советника. Вот здесь все и начинается. У его друга Порфирия, как и у его жены, изменилось выражение лица, появилась некая зависть и сразу же изменился тон. Он перестает общаться с Мишей, как с другом, а начинает с ним разговаривать как с человеком, чей чин выше его. Это было противно Мише, и даже тошно от раболепства друга, хотя сам толстый держался просто и никак не выдавал своего чина, не ставил себя выше друга, а был просто рад встрече. Толстый спешит распрощаться с тонким. Тот пожал пальцы, поклонился, жена улыбнулась, сын Порфирия уронил головной убор. Они так и остались стоять на вокзале, ошеломленные тем, что друг детства смог добиться такого успеха.

Главная мысль

А.П. Чехов в рассказе Толстый и тонкий поднимает такую проблему, как лицемерие и чинопочитание, и не завуалировано показывает трепет мелкого по чину человека перед старшим по званию. В произведении Толстый и тонкий раскрывается главная мысль, что заключается в переменах, происходящих в человеке. Мы видим, насколько губительным может быть лицемерие, которое вмиг способно разрушить крепкую и давнюю дружбу. Как говорится, умейте разграничивать дружбу и деловые связи, не будьте лицемерами, и может на вашей улице также будет праздник. Так, например Толстый, мог и сам помочь в дальнейшем своему другу, но от раболепства последнего ему стало противно, поэтому и желание помогать таким людям пропадает. От них хочется лишь бежать.

Главные герои рассказа «Толстый и тонкий» — друзья детства, два школьных приятеля. Одного из них зовут Порфирий, другого – Михаил. Они давно не виделись и случайно встретились на железнодорожном вокзале. Порфирий только что сошел с поезда вместе со своей женой и сыном-гимназистом. После взаимных объятий и приветствий друзья радостно рассматривали друг друга. Порфирий был очень худым, а Михаил довольно плотным мужчиной.

Они стали расспрашивать друг друга о жизни, о достижениях. Порфирий рассказал, что дослужился до коллежского асессора и еще дополнительно зарабатывает на жизнь изготовлением портсигаров. Жена его давала уроки музыки. В ответ Михаил сказал, что имеет чин тайного советника. Услышав об этом, Порфирий переменился в лице. С этого момента он резко сменил манеру разговора и стал всячески заискивать и лебезить перед своим высокопоставленным другом.

Михаил попытался остановить бурное изъявление чинопочитания, но Порфирий продолжал изъясняться в той же льстиво-угоднической манере, называя школьного товарища «ваше превосходительство». В результате Михаил потерял интерес к дальнейшему разговору, ему стало неприятно общение со столь неприкрыто льстящим человеком и он, попрощавшись с Порфирием, ушел прочь. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Толстый и тонкий» состоит в том, что лесть, угодничество и чрезмерное чинопочитание – не самый лучший способ общения с человеком, которого знаешь многие годы. Конечно, есть люди, которым нравится неприкрытая лесть, но все-таки больше тех, кто предпочитает открытое, естественное поведение при общении.

Рассказ «Толстый и тонкий» учит любого человека быть, в первую очередь, самим собой и сохранять естественный стиль поведения при общении с другими людьми, вне зависимости от их чинов и званий.

В рассказе мне понравился Михаил, который первым окликнул старого школьного друга, увидев того выходящим из поезда. Михаил, не смотря на свое высокое положение, искренне обрадовался встрече с другом, хотя он не мог не видеть по внешнему облику Порфирия, что тот занимает скромное место в табели о рангах. Михаил неподдельно интересовался жизнью друга и его успехами до тех пор, пока Порфирий не начал общаться в подчеркнуто льстивой манере. Такой формат общения для Михаила был неприятен, и он понял, что уже не сможет общаться со старым другом по-простому, как в детстве.

Какие пословицы подходят к рассказу «Тонкий и толстый»?

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Притворная лесть хуже полыни.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» небольшой. Описывает небольшой эпизод – встречу двух приятелей детства. Когда тонкий узнает, что его вчерашний друг Миша дослужился до действительного тайного советника (Это второй чин в табели о рангах), он весь изменился. Чинопочитание порой въедается в кровь и в поры кожи. Даже в наше время можно видеть, как люди преклоняются перед стоящими выше их, и готовы унижать тех, кто оказался ниже на социальной лестнице.

Итак, главные герои рассказа:

Тонкий – Порфирий. Не лишен тщеславия. Женат, имеет сына. По табели о рангах дослужился до коллежского ассесора, что соответствует 8 классу по табели о рангах. Многословен, любит поговорить. Повторяется, это свидетельствует о его забывчивости и плохом кровоснабжении головного мозга.

Луиза , урожденая Ванценбах, учительница музыки. Немка и лютеранка по вероисповеданию. Держится скромно, молчит.

Нафанаил – мальчик робкий, но своенравный. Поступает так, как сам считает нужным.

Толстый – любит вкусно покушать, тем более что средства ему позволяют есть много и сытно. То, что Толстый дослужился до II чина по табели о рангах, говорит о его организаторских и умственных способностях. Чинопочитание ему неприятно, что также положительно характеризует Толстого.

Перемена в отношении к Толстому произошедшая в семействе Тонкого неприятно поразила Толстого. Он привык общаться с людьми на равных, был искренне рад встрече с другом. Но это подобострастие, достигшее тошнотворной приторности, резкая перемена, произошедшая в Тонком, дала понять Толстому, что общения на равных не получится. Он быстро распрощался с бывшим одноклассником и ушел.

В 1883 году в журнале «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А. Чехова. Короткий и емкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нем к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе.

Композиция и содержание (краткое)

Толстый и тонкий, бывшие одноклассники по гимназии, случайно встретились на вокзале. Упоминание о Николаевской железной дороге в первом предложении (это сжатая экспозиция) подсказывает, что герои рассказа - чиновники. Подробного их описания А. Чехов не дает, но точные сразу же вносят ясность в происходящее. Например, упоминание о том, что от толстого пахло «хересом и флер-д’оранжем» - это признак состоятельности, а от тонкого - «ветчиной и кофейной гущей», помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами - вероятно, не имел лишних средств или жалел денег на носильщика.

Первым заметил бывшего приятеля толстый. Его радостный возглас, обращенный к Порфирию, становится завязкой действия. Они не виделись с самого детства, и вполне естественно, что между ними завязывается разговор. Короткий, но достаточный для того, чтобы читатель смог составить полное представление о жизненной позиции каждого из приятелей.

Кульминацией становится момент, когда тонкий узнает, каких высот в жизни достиг его товарищ. Миша тут же превращается в «ваше превосходительство», а сам Порфирий без нужды становится угодливым и лебезящим человечком, что дальше покажет анализ.

Толстый и тонкий во время диалога

Порфирий, увидев друга детства, был просто ошеломлен. Бывшие приятели обнялись и трижды «облобызались» - автор намеренно использует здесь возвышенную лексику, чтобы придать всей сцене насмешливый характер.

Тонкий был чрезвычайно говорлив и начал хвастливо рассказывать о своей жизни. Он представил жену и сына, при этом Нафанаил сначала подумал и только потом снял шляпу. Рассказал, что за годы службы в канцелярии дошел до коллежского асессора. А еще делает и продает сигары - дополнительная прибыль к жалованию. Однако его радость и восторг от встречи исчезли в тот же миг, когда он узнал, что его друг - «небось уже статский?» - дослужился до тайного советника. Тонкий сначала побледнел и словно окаменел, после чего изобразил на лице широчайшую улыбку, вероятно, лучше всего подходившую для беседы с важным лицом. Он сразу как будто уменьшился, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания. То же самое произошло с его семьей и многочисленными узлами и картонками: они все вдруг съежились и сморщились. Чинопочитание, в любой ситуации и перед каждым, кто был хоть чуточку значительнее, стало для мелкого чиновника нормой жизни - к такому итогу подводит поведение Порфирия и его анализ.

Толстый и тонкий расстались совсем не так, как встретились. Тайный советник, немногословный и уверенный в себе, но выказывающий радушие, хотел было что-то возразить, а затем просто отвернулся, подав на прощание руку. Его стошнило от такой перемены в товарище.

А все семейство застыло в «приятном ошеломлении».

В детские годы

Характеры героев и воспоминания Порфирия позволет оценить анализ. Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого, прозванного Геростратом - в древности грек с таким именем уничтожил огнем одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку - явно хотел завоевать авторитет у одноклассников.

Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. И это имя - предателя спартанцев в битве при Фермопилах - сохранилось в истории. Прошли годы, и один остался красавцем, «душонком» и щеголем, жил степенно и в достатке. Другой - «благодаря» умению угодить и многолетней работе, сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась еще больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто еще несколько минут назад был только «другом детства».

и роль детали

Главный прием, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, - антитеза. Противопоставление героев обнаруживается во всем, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора («окаменел»), сравнение («казалось… от лица и глаз его посыпались искры»), олицетворение (коробки, узлы «съежились, поморщились»). Так в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя. Причем делает Тонкий это неосознанно, по привычке, на слова бывшего товарища: «Ну, полно… И к чему этот тон?».

Нравственное значение произведения

Невеселые мысли вызывает у читателя содержание рассказа и его анализ. «Толстый и тонкий» - это пример того, до какого самоуничижения может дойти человек в стремлении выслужиться, угодить. А великий писатель и знаток человеческой души, А.П. Чехов, же вот уже полтора столетия призывается нас посмотреть на себя и окружающих с тем, чтобы общество наконец избавилось от пороков, мешающих установлению здоровых и искренних отношений между людьми.

лучшие традиции русской классической литературы. Душа Чехова, подобно душе героев Толстого и Достоевского, находилась в постоянном, упорном, тяжелом труде. “Надо себя дрессировать”,- заявлял Чехов, а в письме к жене, О. Л. Книппер, с удовлетворением отмечал благотворные результаты работы над собою: “Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий… но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает”. Проницательный взгляд большого русского художника И. Е. Репина при первой встрече с Чеховым заметил именно эту особенность его натуры: “Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества”. Стремление к свободе и связанная с ним энергия самовоспитания являлись наследственными качествами чеховского характера. “Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости,- говорил Чехов одному из русских писателей.- Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, …выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…” В этом совете Чехова явно проскальзывают автобиографические интонации, суровость нравственного суда, столь характерная для лучшей части русской демократической интеллигенции. Вспомним Базарова: “Всякий человек сам себя воспитать должен - ну, хоть как я, например… А что касается времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня”.

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в небогатой купеческой семье. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Они принадлежали помещику Черткову, отцу В. Г. Черткова, ближайшего друга и последователя Л. Н. Толстого. Первый Чехов, поселившийся в этих краях, был (*163) выходцем из северных русских губерний. В старину среди мастеров литейного, пушечного и колокольного дела выделялись крестьянские умельцы Чоховы, фамилия которых попала в русские летописи. Не исключено, что род Чеховых вырастал из этого корня, так как в их семье нередко употребляли такое произношение фамилии - Чоховы. К тому же это была художественно одаренная семья. Молодые Чеховы считали, что талантом они обязаны отцу, а душой - матери. Смыслом жизни их отца и деда было неистребимое крестьянское стремление к свободе. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело. Из крепостных мужиков происходило и семейство матери писателя Евгении Яковлевны, таким же образом складывалась и его судьба. Дед Евгении Яковлевны и прадед Чехова Герасим Никитич Морозов, одержимый тягой к личной независимости и наделенный крестьянской энергией и предприимчивостью, ухитрился выкупить всю семью на волю еще в 1817 году.

СОКРАТИТЕ ПОЖАЛУЙСТО ТЕКСТ ВЫБЕРИТЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ =) ПОЖАЛУЙСТА РАССКАЗ НА МИНУТ 3 - 4

Помогите кто чем сможет

I Литература XIX века.
1. Назовите литературные направления 19 века.
2. Какие события мировой и российской истории создали предпосылки
для зарождения романтизма в России?
3. Назовите основателей русского романтизма.
4. Кто стоял у истоков русского реализма?
5. Назовите основное литературное направление второй половины XIX
века.
6. Какую задачу поставил перед собой в пьесе «Гроза» А.Н.Островский?
7. Выразите философию писателя А.Н. Островского на примере
пьесы «Гроза».
8. Какую задачу поставил перед собой И.С. Тургенев в романе «Отцы и
дети»?
9. Почему роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» критики назвали
антидворянским?
10.Выразите основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
11.Сформулируйте основные принципы философии Ф.М. Достоевского и
главного героя романа Родиона Раскольникова.
12.Почему, по вашему мнению, роман «Война и мир» критики
назвали «энциклопедией русской жизни»?
13.Что отличает положительных героев романа Л.Н.Толстого «Война и
мир»?
14.Назовите этапы духовной эволюции одного из героев романа: Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
15.Что общего в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова?
II Литература XX века.
1. Какие явления социальной жизни России повлияли на развитие
литературы XX века?
2. Какое название получила литература рубежа XIX – начала ХХ веков?
3. Назовите основные литературные течения этого времени?
4. Какова философия рассказа И.Бунина «Холодная осень»?
5. Что объединяет рассказы И.Бунина «Холодная осень» и А.
Куприна «Гранатовый браслет»?
6. «Во что веришь – то есть». Какому герою произведения М.Горького
принадлежат эти слова? Разъясните его философию.
7. Какова роль Сатина в пьесе «На дне»?
8. Образ гражданской войны в рассказах М. Шолохова «Родинка»
и «Продкомиссар».
9. Каковы особенности русского характера в рассказе М. Шолохова
«Судьба человека»?
10.Какой вы увидели деревню в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин
двор»?
11.Какие философские и нравственные проблемы поднимает автор в
рассказе?
12.Какой сюжетный эпизод является кульминацией в рассказе «Матрёнин
двор»?
13.Что объединяет характеры Андрея Соколова («Судьба человека») и
Матрёны Васильевны («Матрёнин двор»)?
14.Кто из русских писателей был удостоен Нобелевской премии за вклад в
мировую литературу?

1)Какие

литературные направления имели место
быть в 1900е годы?
2)Что
принципиально новое внес в драматургию
«Вишневый сад» Чехова? (подскажу – мне
нужны черты «новой драмы»)
3)За
что Толстого отлучили от Церкви (предали
анафеме)?
4)Назовите
имена трех декадентов и поясните, что
из себя по-вашему представляло это
направление в литературе (или не по-вашему
– спишите из лекции)
5)Что
такое акмеизм? (спишите слово в слово
из интернета – не засчитаю), назовите
нескольких авторов-акмеистов
6)Кто
у нас стал главным новокрестьянским
поэтом? Какое литературное направление
попытался создать он впоследствии? Было
ли оно жизнеспособным (на ком
держалось)?
7)После
революции 1917года русская литература
была невольно разделена на … и …
8)Из
этой авангардистской школы вышел такой
поэт как Маяковский. Творчество какого
великого художника 20 века вдохновляло
поэтов этой школы? Почему?
9)В
1920е годы возникла литературная группа
«Серапионовы братья», что это за группа,
какие цели она перед собой ставила,
какой известный писатель входил в эту
группу?
10)Назовите
самую главную книгу Исаака Бабеля. О
чем она? (в нескольких словах передайте
сюжет)
11)Назовите
2-3 произведения Булгакова
12)Какое
произведение Шолохова мы можем отнести
к социальному реализму? (это произведение
отвечало официальной советской идеологии,
поэтому было с восторгом принято)
13)Шолохов
в языке «Тихого Дона» использует много
слов из местных …
14)Какое
самое главное произведение написал
Борис Пастернак? Как звали главных
героев? Какой промежуток времени
охватывает произведение? И какое главное
событие стоит в центре романа
15)Расскажите,
что происходило с литературой в 1930е
годы