Достижения и проблемы советской системы организации туризма. Краткий обзор развития туризма в ссср и российской федерации. История развития туризма в современной России

Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это -- одна из возможностей влияния на массы. По инициативе наркома просвещения А.В.Луначарского уже в начале 1918 г. Создаются курсы для учителей в пригороде Петрограда. Повышают квалификацию педагогов основательно, используя при этом и такой вид обучения, как экскурсии. Но от эпизодических экскурсий быстро переходят к началу формирования организации, которая могла бы координировать этот процесс.

«В 1919 г. при Отделе единой трудовой школы Наркомпроса создаются экскурсионные секции. Они планировались для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций, расположенные в окрестностях Петрограда, разработав специальные маршруты, начали свою работу в том же году. Насколько серьезно отнеслись к этому виду воспитания и обучения большевики, видно из того, что в состав естественно-исторической комиссии, разрабатывавшей тематику экскурсий, вошли такие видные ученые, как академик С.Ф.Ольденбург, профессоры Д.Н.Кайгородов, Л.С.Берг и другие деятели науки.

Для тех детей, которые прибывали на экскурсии, предлагалось бесплатное питание (и это в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции!). Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты.

Советское туристское движение начало формироваться в начале 20-х гг. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Практика использования туризма все более отвечала насущным потребностям развития социалистического государства - подготовке молодежи к труду и защите Родины.

Уже в первые мирные годы Советской власти кроме непродолжительных по времени массовых оздоровительных туристских походов начинают практиковаться достаточно сложные групповые многодневные походы, воспитывающие у участников чувство патриотизма, стремление к познанию истории и природных богатств родного края, общению с людьми, его населяющими, представителями различных наций и народностей. Во время таких походов решались важные для того времени государственные задачи: разъяснение политики партии, пропаганда советского образа жизни и опыта строительства социалистического общества. В условиях, когда средства массовой информации трудящихся были развиты слабо, а уровень грамотности населения невысок, это было особенно необходимо. Живое слово, наглядный пример участников походов эффективно действовали на советских людей.В 1923 г. был впервые совершен агитационный лыжный поход комсомольцев по маршруту Архангельск - Москва, а в 1924 г. подобных походов было проведено 12.» Шаповал Г.Ф. История туризма.: Минск, 200.С.110.

Поиск в 20-х годах более действенных средств, форм и методов физического воспитания широких масс населения сопровождался борьбой между новым и старым. Возникали различные толкования роли физической культуры. Существовало, например, так называемое гигиеническое направление, ограничивавшее выбор средств физического воспитания. Сторонники его необоснованно завышали роль несложных туристских мероприятий, организуемых на природе с минимальными финансовыми затратами. Предпочтение несложных туристских походов и экскурсий в ущерб другим средствам отрицательно сказывалось на общем процессе воспитания подрастающего поколения. Были, конечно, и другие причины такого подхода к развитию массовой физической культуры: слабость материальной базы, недостаток в инструкторских кадрах, финансовых средствах и т. п.

В 20-х годах массовая туристская работа приобретает важное общественно-политическое значение. И в первую очередь это связано с известными постановлениями ЦК ВКП(б) "О задачах партии в области физической культуры" (от 13 июля 1925 г.) и "О физкультурном движении" (от 23 сентября 1929 г.). Перед физкультурными организациями ставится задача внедрения в практику физкультурного движения таких форм и методов, которые бы способствовали повышению общественной активности трудящихся масс.

В 30-е годы многие туристские группы успешно привлекаются к изыскательским работам в труднодоступных районах страны. Для этого была даже организована специальная учеба, программа которой предусматривала изучение основ геологии, минералогии, методики поиска полезных ископаемых. Туристы принимают также участие в создании первых в стране заповедников и заказников.

Наряду с массовыми агитационно-пропагандистскими и народнохозяйственными походами организуются и сложные походы спортивного характера, например велопробег по маршруту Хабаровск - Москва (1934 г.) или скоростной переход из Ашхабада в Москву группы туркменских всадников (1935 г.) А с 1935 по 1939 г.советские физкультурники совершили 10 дальних походов на расстояние до 9000 км.

Выводы: Таким образом, в 30-е годы произошли значительные изменения в организационной структуре развития Туризма, способствовавшие увеличению его массовости. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что к началу 40-х годов в советском физкультурном движении произошло окончательное становление и утверждение туризма как массового, доступного средства физического воспитания людей. Его развитие вполне соответствовало государственным требованиям того времени.

После ликвидации в 1928 году Российского общества туристов на его основе в 1929 году создается общество пролетарского туризма, которое в 1930 году преобразовалось во Всероссийское общество пролетарского туризма и экскурсий.

11 апреля 1929 года было принято Постановление Совета Труда и Обороны “Об организации Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР”. Фактически с этого момента произошло разделение туризма на внешний и внутренний. Руководство внешним туризмом передается Госкоминтуристу.

В 1936 году руководство внутренним туризмом поручается профсоюзам в лице ВЦСПС, в котором было образовано Центральное туристско-экскурсионное управление с отделениями в республиках и городах страны. В 1969 году это управление преобразовано в Центральный Совет по туризму и экскурсиям.

Организация молодежного туризма была поручена ЦК ВЛКСМ, которое в 1959 году создает свою туристскую структуру – Бюро международного молодежного туризма “Спутник”. Кроме того, туризмом занимались Министерство обороны, Министерство образования и ряд других ведомств, организующих отдых работников своей отрасли. 19

Единого нормативного акта, регулирующего туристскую деятельность, не существовало. Правовое регулирование туризма осуществлялось на основе ведомственных инструкций.

Переход от командно-административного управления экономикой к рыночному хозяйству коснулся и сферы туризма. Бывшие монополисты туризма “Спутник”, “Интурист”, Центральный Совет по туризму и экскурсиям преобразовались в акционерные общества и холдинги.

После ликвидации Госкоминтуриста СССР в нашей стране в течение трех лет не существовало ведомства, отвечающего за развитие сферы туризма в целом и молодежного туризма в частности.

С 1989 по 1992 гг. практически не было принято ни одного нормативного акта, закрепляющего и регулирующего новые рыночные отношения в сфере туризма. 20

Основными достижениями советской системы молодежного туризма являлось привлечение молодежи к познавательной и оздоровительной ценности, идейно-патриотической направленности туристских походов, содержательности и разносторонности туризма как активной формы отдыха и спорта.

Советский массовый туризм – являлся одним из эффективных средств коммунистического воспитания. Воспитательное значение туризма увязывалось с принципами морального кодекса строителя коммунизма, на конкретных примерах показывалось, как походная жизнь, проходящая в коллективе и сопряженная с преодолением различных трудностей, помогает формировать высокие морально-волевые качества, в том числе мужество, товарищескую солидарность, высокую дисциплинированность, трудолюбие и др.

Воспитательное значение советского массового туризма и в том, что туристские походы, слеты и соревнования являются важными средствами привития практических навыков, полезных как в профессиональной деятельности, так и на службе в рядах Советской Армии. К числу таких профессионально- и военно-прикладных навыков мoжно oтнecти знание топографии, оказание доврачебной медицинской помощи, организацию поисково-спасательных работ, технику транспортировки пострадавшего с подручными средствами, технику движения и преодоления естественных препятствий в различных условиях местности и с разными средствами передвижения, организацию бивака и т. п.

Решением задач по развитию туристско-экскурсионного дела в стране в советское время занимались профсоюзные организации, а также отделы туризма Министерства обороны и военных округов.

Молодежный туризм в советское время рассматривался как одно из средств массовой физической культуры наряду с гимнастикой, бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми. Те или иные виды туризма (пеший, лыжный, водный, велосипедный, а на уровне спортивных туристских походов также горный, авто-, мото-, и спелеотуризм) требуют привлечения различных элементов из области физической культуры и спорта: техники лыжного, велосипедного, гребного, авто- и мотоспорта, альпинизма и всегда, для всех видов туризма - способности ориентирования на местности. Это неизбежно пробуждало интерес к спорту, вовлекало в занятия кроссовым бегом, плаванием, лыжными гонками, греблей и водным слаломом, спортивными играми, альпинизмом, спортивным ориентированием и др. Нормативные требования комплекса ГТО по легкоатлетическим видам, плаванию, стрельбе, гимнастическим упражнениям, лыжным гонкам становились для туриста нормами, а занятия этими видами физических упражнений включались в круглогодичный цикл тренировок.

1.4 Проблемы развития молодежного туризма в Российской федерации

До 1990 года молодежный туризм, как общественное движение реализовывался через систему туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям 21 .

Число республиканских, краевых, областных, городских и районных клубов в 1989 году, который можно рассматривать как переломную точку, в РСФСР составляло более 700. На базе клубов сформировалось около 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тысяч туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тысяч классифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов. К 1989 году было классифицировано и внесено в общесоюзный перечень 5240 перевалов в высокогорных районах и около 1 тысячи пещер 22 .

Туристский актив и его общественные организации смогли вовлечь в занятие туризмом 6,8 миллиона человек в год, и при этом проводить походы, слеты, и соревнования для 15,2 миллионов человек. Число участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий, составляло 136021 человек, а количество спортивных туристских групп - 14252.

Эта работа проводилась за счет незначительных ассигнований - около 6 млн. руб. в год, поступавших в 1989 г. из средств профсоюзов.

Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием в структуре которых работает около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше одиннадцати тысяч квалифицированных педагогов.

В 220 центрах и станциях юных туристов оборудованы туристические полигоны и скальные тренажеры (скалодромы), постоянно используются около 400 оборудованных учебных туристско-экскурсионных троп 23 .

Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 3400 профильных лагерей, в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 350 тысяч детей.

В туристско-краеведческих кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 300 тысяч детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участвуют более 1, 5 миллиона детей 24 .

Начиная с 90-го многие прежние структуры управления спортивным туризмом, в основном, прекратили существование. Госбюджет, бюджеты профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшились, а кое-где и совсем не предусматривают выделение финансовой помощи спортивному туризму.

Количество туристских клубов уменьшилось до 300, на их базе продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Значительное количество клубов лишилось своих помещений и действует на общественных началах.

Количество занимающихся спортивным туризмом ориентировочно снизилась по сравнению с 1989 годом в 3-4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным спортивным туризмом изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость движением 25 .

За последние десять лет возросли цены на туристское снаряжение, средства передвижения самих туристов, а также услуги транспорта - все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные, и традиционные районы как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др.

Происходит вытеснение социальных и самодеятельных основ спортивного туризма коммерческими технологиями, что заметно влияет на внутренний дух движения.

Бюджетное финансирование по сравнению с 1989 годом сократилось в десятки раз и не обеспечивает даже минимальных потребностей развития спортивно-оздоровительного туризма в стране. По состоянию на 2000 год ориентировочный объем финансирования спортивно-оздоровительного туризма из бюджетов всех уровней и других внебюджетных источников составляет не более 0,03 млрд. рублей, при этом для инвесторов, готовых вкладывать в спортивный туризм не созданы соответствующие условия. Этот момент усугубляется тем, что существует заметный перекос в распределении бюджетных финансовых средств на всех уровнях в пользу элитных видов спорта высших достижений.

Если раньше спортивный туризм еще как-то пользовался самой захудалой собственностью профсоюзов, то после ее приватизации административно-хозяйственным аппаратом туристских баз и гостиниц, он стал полностью отделен от какой-либо собственности, как в городе (клубы), так и природной среде (приюты, турлагеря, турбазы).

По причине сохраняющейся ведомственности организационно-управленческих структур спортивного туризма (Органы государственного управления физической культурой, спортом и туризмом и Федерации спортивного туризма с одной стороны) и детско-юношеского (Министерство образования и станции юных туристов с другой стороны) постоянно возрастает разрыв между детским и взрослым туризмом, имеет место дублирование нормативной базы, мало совместных мероприятий. С другой стороны, сегодня одним росчерком пера в ряде регионов без должного на то основания детские учреждения подвергаются объединению, реорганизации или попросту ликвидации. Лидеры общественного движения - в своей основе представляющие техническую интеллигенцию влачат жалкое существование, при этом управленческий штатный аппарат клубов, федераций, государственных органов по сравнению с периодом до 90 годов сократился не менее чем в 30 раз 26 .

Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации в стране государственной политики в области социально-ориентированного спортивно-оздоровительного туризма в настоящее время не гарантирует его развитие. Принятый в 1996 году Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» сводится к международному выездному и въездному туризму. Спортивно-оздоровительный туризм, составляющий в 1987 году одну треть туристского потока страны полностью выпадает из общей схемы закона, о нем практически лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан России нельзя на прямую перевести в рублевый эквивалент. При этом, уникальная социальная значимость спортивно-оздоровительного туризма не доступна большинству представителей туристской индустрии 27 .

Похожие работы:

  • Туризм. Развитие инфраструктуры туристической индустрии

    Реферат >> Туризм

    Разработка программы развития молодежного туризма . 3.6.1. Развитие экологического туризма представлено мероприятиями по туристскому... сфере рекреации и туризма . 3.6.4. Подпрограмма «Разработка программы развития молодежного туризма» направлена на пропаганду...

  • Туризм (на примере региона Кавказских Минеральных Вод)

    Дипломная работа >> Туризм

    Практикуются также по программах социального и молодежного туризма . Индивидуальные туристы могут воспользоваться услугами... семейного отдыха). Молодежный (студенческий) туризм . Детский (школьный) туризм . Молодежный и детский туризм получил большое развитие...

После ликвидации в 1928 году Российского общества туристов на его основе в 1929 году создается общество пролетарского туризма, которое в 1930 году преобразовалось во Всероссийское общество пролетарского туризма и экскурсий.

11 апреля 1929 года было принято Постановление Совета Труда и Обороны “Об организации Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР”. Фактически с этого момента произошло разделение туризма на внешний и внутренний. Руководство внешним туризмом передается Госкоминтуристу.

В 1936 году руководство внутренним туризмом поручается профсоюзам в лице ВЦСПС, в котором было образовано Центральное туристско-экскурсионное управление с отделениями в республиках и городах страны. В 1969 году это управление преобразовано в Центральный Совет по туризму и экскурсиям.

Организация молодежного туризма была поручена ЦК ВЛКСМ, которое в 1959 году создает свою туристскую структуру - Бюро международного молодежного туризма “Спутник”. Кроме того, туризмом занимались Министерство обороны, Министерство образования и ряд других ведомств, организующих отдых работников своей отрасли. Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983) М., 1985. С.14.

Единого нормативного акта, регулирующего туристскую деятельность, не существовало. Правовое регулирование туризма осуществлялось на основе ведомственных инструкций.

Переход от командно-административного управления экономикой к рыночному хозяйству коснулся и сферы туризма. Бывшие монополисты туризма “Спутник”, “Интурист”, Центральный Совет по туризму и экскурсиям преобразовались в акционерные общества и холдинги.

После ликвидации Госкоминтуриста СССР в нашей стране в течение трех лет не существовало ведомства, отвечающего за развитие сферы туризма в целом и молодежного туризма в частности.

С 1989 по 1992 гг. практически не было принято ни одного нормативного акта, закрепляющего и регулирующего новые рыночные отношения в сфере туризма. Ильина Е.И. Основы туристской деятельности. - М.: Проспект, 2000. - 452 с.

Основными достижениями советской системы молодежного туризма являлось привлечение молодежи к познавательной и оздоровительной ценности, идейно-патриотической направленности туристских походов, содержательности и разносторонности туризма как активной формы отдыха и спорта.

Советский массовый туризм - являлся одним из эффективных средств коммунистического воспитания. Воспитательное значение туризма увязывалось с принципами морального кодекса строителя коммунизма, на конкретных примерах показывалось, как походная жизнь, проходящая в коллективе и сопряженная с преодолением различных трудностей, помогает формировать высокие морально-волевые качества, в том числе мужество, товарищескую солидарность, высокую дисциплинированность, трудолюбие и др.

Воспитательное значение советского массового туризма и в том, что туристские походы, слеты и соревнования являются важными средствами привития практических навыков, полезных как в профессиональной деятельности, так и на службе в рядах Советской Армии. К числу таких профессионально- и военно-прикладных навыков мoжно oтнecти знание топографии, оказание доврачебной медицинской помощи, организацию поисково-спасательных работ, технику транспортировки пострадавшего с подручными средствами, технику движения и преодоления естественных препятствий в различных условиях местности и с разными средствами передвижения, организацию бивака и т. п.

Решением задач по развитию туристско-экскурсионного дела в стране в советское время занимались профсоюзные организации, а также отделы туризма Министерства обороны и военных округов.

Молодежный туризм в советское время рассматривался как одно из средств массовой физической культуры наряду с гимнастикой, бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми. Те или иные виды туризма (пеший, лыжный, водный, велосипедный, а на уровне спортивных туристских походов также горный, авто-, мото-, и спелеотуризм) требуют привлечения различных элементов из области физической культуры и спорта: техники лыжного, велосипедного, гребного, авто- и мотоспорта, альпинизма и всегда, для всех видов туризма - способности ориентирования на местности. Это неизбежно пробуждало интерес к спорту, вовлекало в занятия кроссовым бегом, плаванием, лыжными гонками, греблей и водным слаломом, спортивными играми, альпинизмом, спортивным ориентированием и др. Нормативные требования комплекса ГТО по легкоатлетическим видам, плаванию, стрельбе, гимнастическим упражнениям, лыжным гонкам становились для туриста нормами, а занятия этими видами физических упражнений включались в круглогодичный цикл тренировок.

Добровольные спортивные общества (ДСО) в СССР, объединяют трудящихся и учащуюся молодёжь, занимающихся физкультурой, спортом и туризмом; через свои первичные организации (коллективы физической культуры на предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, учебных заведениях и др., а также спортклубы) решают задачи развития массовой физической культуры, спорта и туризма, подготовки значкистов "Готов к труду и обороне СССР", "Турист СССР", спортсменов-разрядников, мастеров спорта и повышения мастерства спортсменов. ДСО создаются по территориальному (в союзных республиках) или производственно-отраслевому признаку, объединяя коллективы физической культуры района, области, республики; предприятий, строек, одной или нескольких отраслей народного хозяйства, учебных заведений и др. Деятельность ДСО строится в соответствии с уставом обществ на основе принципа широкой самодеятельности.

В 1936-38 были созданы ДСО в профсоюзах; в 1943 физкультурники школ ФЗО и ремесленных училищ объединены в общество "Трудовые резервы"; в 1950-х гг. организованы сельские ДСО в союзных республиках. В 1971 в СССР было 36 ДСО, в том числе 6 всесоюзных: "Буревестник" , "Водник" , "Зенит" , "Локомотив" , "Спартак" ,"Трудовые резервы" ; 15 республиканских, объединяющих коллективы физической культуры промышленных предприятий: "Авангард" (УССР), "Алга" ("Вперёд", Киргизская ССР), "Ашхатанк" ("Труд", Армянская ССР), "Гантиади" ("Рассвет", Грузинская ССР), "Даугава" (Латвийская ССР), "Енбек" ("Труд", Казахская ССР), "Жальгирис" ("Зелёная роща", Литовская ССР), "Захмет" ("Труд", Туркменская ССР), "Калев" (Эстонская ССР), "Красное знамя" (БССР), "Мехнат" ("Труд", Узбекская ССР), "Молдова" (Молдавская ССР), "Нефтчи" ("Нефтяник", Азербайджанская ССР), "Таджикистан" (Таджикская ССР), "Труд" (РСФСР); 15 республиканских сельских ДСО: "Варпа" ("Колос", Латвийская ССР), "Йыуд" ("Сила", Эстонская ССР), "Кайрат" ("Сила", Казахская ССР), "Колмеруне" ("Колхозник", Грузинская ССР), "Колос" (УССР), "Колхозникул" ("Колхозник", Молдавская ССР), "Колхозчу" ("Колхозник", Киргизская ССР), "Колхозчы" ("Колхозник", Туркменская ССР), "Мехсул" ("Урожай", Азербайджанская ССР), "Нямунас" (Литовская ССР), "Пахтакор" ("Хлопкороб", Узбекская ССР), "Севан" (Армянская ССР), "Урожай" (РСФСР), "Урожай" (БССР), "Хосилот" ("Урожай", Таджикская ССР).

На 1 января 1970 действовало 114 тыс. первичных организаций ДСО, в том числе 105 тыс. профсоюзных (25 млн. физкультурников). В ДСО работало 1350 детско-юношеских спортивных школ , многочисленные группы совершенствования спортивного мастерства, клубы по видам спорта и др., занятия в которых вели 50 тыс. тренеров. В 1946-1970 в ДСО подготовлено свыше 60 тыс. мастеров спорта и около 2 тыс. заслуженных мастеров спорта. ДСО совместно с профсоюзными организациями, предприятиями, колхозами и др. осуществляют строительство спортивных сооружений. В 1970 ДСО имели 2490 стадионов, 59 тыс. футбольных полей, 14,4 тыс. комплексных спортплощадок, 10,2 тыс. спортивно-гимнастических залов, 950 искусственных бассейнов, около 270 тыс. площадок для спортивных игр. Основные средства на работу ДСО профсоюзов поступают из профбюджета (в 1970 они составляли 355 млн. рублей). Каждое общество имеет флаг, эмблему, спортивную форму, нагрудный знак. Руководство профсоюзными спортивными обществами осуществляет Всесоюзный совет ДСО профсоюзов (основан ВЦСПС в 1957). Совет организует соревнования между спортивными обществами, спартакиады профсоюзов СССР, физкультурные праздники, учебно-тренировочные сборы; обеспечивает участие ДСО во всесоюзных и международных первенствах и чемпионатах; направляет и контролирует работу детско-юношеских спортивных школ, повышение квалификации физкультурных кадров и общественного актива; руководит строительством спортивных сооружений; присваивает лучшим коллективам физической культуры звание спортклуба; поддерживает широкие связи с зарубежными рабочими и студенческими спортивными союзами. При Совете созданы федерации по видам спорта, тренерские советы, коллегии судей и др. Деятельность Всесоюзного совета направляется и финансируется ВЦСПС.

Значительный вклад в развитие физической культуры и спорта вносят также всесоюзное физкультурно-спортивное общество "Динамо" , спортклубы Вооружённых Сил СССР, в том числе ЦСКА , и спортивно-технические клубы ДОСААФ СССР (см. Клуб спортивный ).