Проблема ядерной безопасности на корейском полуострове. Ядерное сдерживание кндр – волшебная пуля для поддерж. "Чрезвычайно печальное событие"

Проблема региональной безопасности в Северо-Восточной Азии имеет несколько аспектов. Во-первых, корейский кризис США пытаются использовать в плане давления на Китай. В своих заявлениях Дональд Трамп постоянно отмечает, что Пекин «должен» решить ядерную проблему Корейского полуострова выгодным для США образом. Принимаются санкционные меры против китайских компаний за торговлю с КНДР.

Второй аспект связан с размещением на Корейском полуострове элементов ПРО THAAD: хотя формально речь идёт о противоракетной обороне, в условиях региона эти действия не столько снижают напряжённость, сколько повышают. Наличие ПРО создаёт соблазнительное искушение для Северной Кореи нанести первый удар и попробовать избегнуть ответного. Южная Корея, таким образом, оказалась вовлечённой в противостояние Вашингтона и Пхеньяна.

Увеличилась вероятность силового решения северокорейской проблемы. Американское руководство устами своих первых лиц чётко озвучивает позицию, «не исключаюшую» силовые варианты. Администрация Дональда Трампа признала, что политика «стратегического терпения», призванная тихо уморить Северную Корею санкциями, себя не оправдала.

В-третьих, определённую угрозу стабильности создаёт и дальнейшее развитие северокорейской ядерной программы. Действия КНДР, направленные на разрушение режима нераспространения и последовательного игнорирования резолюций Совбеза ООН, несомненно, нарушают баланс сил в регионе, создают неопределённость в сфере безопасности. Здесь и Россия, и Китай, будучи постоянными членами Совета Безопасности, не могут не осуждать подобную активность, хотя неофициально мотивы северокорейского руководства им понятны. Каждое новое действие Севера требует от мирового сообщества в лице СБ ООН ответной реакции, при том что санкционное давление, по сути, себя исчерпало и грозит превратиться в полную экономическую блокаду, которая будет бить в первую очередь по населению КНДР.

Любой серьёзный военный конфликт на Корейском полуострове не может не задеть российские интересы – хотя бы потому, что даже в самом мягком варианте нашему Дальнему Востоку придётся тратить значительную часть сил и ресурсов на противодействие широкому спектру возможных угроз – от притока беженцев до последствий экологических катастроф, которые могут быть вызваны разрушением ядерных объектов Севера и Юга.

В то же время очевидно, что КНДР вряд ли откажется от ядерного оружия, пока будет ощущать прямую угрозу своей безопасности. Ведь именно так северокорейцы расценивают регулярные широкомасштабные манёвры и учения США и их союзников в регионе, а также направление туда, чему мы являлись свидетелями в этом месяце, американской военно-морской эскадры.

Санкции не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для ухудшения гуманитарной обстановки. В складывающихся условиях всем вовлечённым сторонам следует проявлять хладнокровие и сдержанность, не предпринимать шагов, которые могли бы привести к эскалации напряжённости. Силовые опции абсолютно неприемлемы и чреваты катастрофическими последствиями как для Корейского полуострова, так и для региона Северо-Восточной Азии в целом. Выбор должен быть в пользу максимальной активации дипломатического инструментария.

Важно подходить к урегулированию ситуации в контексте всего комплекса проблем между сторонами и тем самым создавать условия для денуклеаризации КНДР. Это невозможно без нормализации общей военно-политической обстановки, отказа от наращивания военной инфраструктуры, сокращения масштабов проводимых манёвров, формирования атмосферы доверия между государствами региона. Как показали последние события, ситуацию в регионе пускать на самотёк ни в коем случае нельзя. Как говорится, «худой мир лучше доброй ссоры».

В этой связи РФ и КНР как в рамках , так и в других форматах готовы к более тесному взаимодействию со всеми партнёрами в целях скорейшего урегулирования ядерной и других проблем Корейского полуострова единственно возможными средствами – политико-дипломатическими, через взаимно уважительный диалог и обоюдный учёт интересов и озабоченностей.

ПРОБЛЕМА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

В.ДЕНИСОВ, доктор исторических наук

Обеспечение ядерной безопасности является для мирового сообщества сегодня, пожалуй, самой приоритетной задачей. От ее решения будет зависеть, с каким багажом (ядерным или безъядерным) подойдет человечество к началу следующего века.

В настоящее время более 170 государств стали участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Не будь этого договора, "ядерный клуб" сегодня не ограничился бы пятью членами, а был значительно расширен (по крайней мере до 40 государств). Ведь не секрет, что десятки стран располагают сейчас техническими возможностями для налаживания производства ядерного оружия. Вполне понятно, что бессрочное продление ДНЯО - а этого добиваются абсолютное большинство участников Договора - должно обеспечить не только нераспространение ядерного оружия, но и его сокращение, а затем и полное уничтожение государствами - обладателями этого смертоносного оружия. Именно - за достижение этих целей выступает Российская Федерация, рассматривая заключение бессрочного ДНЯО в качестве одного их своих главных внешнеполитических приоритетов.

К числу проблем, вызывающих у нас особое беспокойство, принадлежит северокорейский ядерный вопрос. Россия не может допустить появления ядерного оружия вблизи своих границ. На протяжении десяти последних лет ядерная проблема на Корейском полуострове периодически приобретает масштабы серьезного международного кризиса. Несмотря на предпринимаемые усилия, урегулирование ее пока не найдено.

Научно-исследовательская база в ядерной области КНДР создавалась при содействии и участии Советского Союза в 60-е годы. Между СССР и КНДР было заключено соглашение о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии. В соответствии с этим соглашением в г. Ненбене был построен ядерный центр.

До середины 80-х годов северокорейской ядерной проблемы как таковой не существовало, хотя настораживало то, что КНДР под различными предлогами отказывалась присоединиться к Договору о ядерном нераспространении. Советский Союз неоднократно обращался к Северной Корее с предложением стать участницей ДНЯО, однако в Пхеньяне отказывались от этого, заявляя, что Договор носит "дискриминационный характер по отношению к неядерным государствам. Только сейчас стали известны подлинные причины нежелания северокорейского руководства стать членом ДНЯО. По данным СВР, на рубеже 70-х годов Ким Ир Сен принял решение о начале работ по созданию ядерного оружия в КНДР. Этот фактор, как очевидно, и "удерживал" Пхеньян от участия в договоре. Тем не менее в декабре 1985 г. КНДР присоединилась к ДНЯО, так как Москва поставила подписание этого документа в качестве условия реализации соглашения о сотрудничестве в сооружении в КНДР АЭС.

В 1986 г. Соединенными Штатами в районе Ненбена были обнаружены еще один ядерный реактор и установка по производству топлива для него, которые не находились под контролем МАГАТЭ. Северокорейская сторона утверждала, что это не новый, а прежний советский реактор, мощность которого якобы увеличена до 5 МВт. С этого времени началась жесткая политическая борьба по ядерному вопросу между Пхеньяном, с одной стороны, и международным сообществом - с другой. МАГАТЭ, ООН требовали соблюдения КНДР своих обязательств по ДНЯО, заключения контрольного соглашения с международным агентством.

Северная Корея в такой обстановке избрала тактику "многослойного диалога": КНДР - США, КНДР - РК, КНДР - МАГАТЭ, надеясь найти выход из набиравшей остроту ситуации. В ноябре 1989 г. МИД КНДР выступил с заявлением, в котором было предложено провести переговоры с участием КНДР, США и Южной Кореи о выводе американского ядерного оружия из РК, а также переговоры Пхеньян - Сеул с целью разработки и подписания декларации о безъядерном статусе Корейского полуострова.

Параллельно с публичными шагами КНДР активно использовала конфиденциальные контакты с Вашингтоном, в результате которых в конце 1991 г. был достигнут компромисс:

КНДР заключает соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, по которому международное агентство приступает к инспекции северокорейских ядерных объектов, а США и РК обязуются не проводить совместные маневры "Тим спирит-92"; Пхеньян и Сеул подписывают два политических документа - Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах и Декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова. Последний документ (хотя и несет в себе элементы большого компромисса) отразил намерение обеих корейских сторон приступить к работе по созданию безъядерной зоны на полуострове.

Декларация включает следующие весьма важные с точки зрения ядерного нераспространения положения:

    отказ от испытания, производства, владения, ввоза, хранения, размещения и применения ядерного оружия;

    обязательство использовать ядерную энергию исключительно в мирных целях;

    отказ от строительства производств по переработке обогащенного урана; проведение инспекции ядерных объектов;

    создание Комитета ядерного контроля.

К сожалению, до практической реализации этого документа дело так и не дошло. Стороны начали препирательство по каждому пункту декларации. К тому же на этот период пришелся новый всплеск общей межкорейской политической конфронтации, что, естественно, не могло способствовать осуществлению договоренностей по ядерному вопросу. Как показали дальнейшие события, для Северной Кореи важнее всего было не реализация декларации, а установление диалога с Соединенными Штатами и в перспективе - нормализация отношений с этой страной.

Проведенные в 1992-1993 гг. инспекторами МАГАТЭ проверки северокорейских ядерных объектов выявили большие расхождения между данными, предоставленными КНДР, и результатами, полученными специалистами Агентства. Основные расхождения состояли в том, что заявленный КНДР плутоний не соответствовал тем отходам, которые были получены при производстве этого материала. По расчетам инспекторов МАГАТЭ, в Северной Корее переработано большее количество облученного урана и скрыто значительное количество выделенного плутония. Кроме того, вблизи контролируемых МАГАТЭ ядерных объектов находятся два сооружения, которые северокорейцы отказались показать международным инспекторам, ссылаясь на то, что это - военные сооружения.

Все это вызвало напряженность в отношениях КНДР с МАГАТЭ, США, РК, со многими другими государствами. Совет управляющих МАГАТЭ принял несколько резолюций, призывавших Пхеньян к честному сотрудничеству с Агентством. В качестве ответной меры США и РК возобновили учения "Тим спирит-93". Обстановка на Корейском полуострове резко обострилась. КНДР объявила 12 марта 1993 г. о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, ссылаясь на наличие "ядерной угрозы" со стороны США и "несправедливых требований определенных кругов МАГАТЭ". Власти Северной Кореи ввели полувоенное положение в стране.

Обострившаяся ситуация на полуострове стала предметом рассмотрения на заседании Совета

Безопасности ООН. В мае 1993 г. СБ ООН принял резолюцию, призывавшую КНДР оставаться участницей ДНЯО, соблюдать все свои обязательства по договору и соглашению о гарантиях.

Со стороны Пхеньяна резолюция СБ ООН была охарактеризована как "вмешательство во внутренние дела и посягательство на суверенитет страны". Северокорейцы одновременно дали понять, что ядерная проблема может быть решена только через диалог с США, которые в конечном итоге пошли на переговоры с КНДР.

Переговорный процесс Пхеньян - Вашингтон в 1993-1994 гг. был напряженным, несколько раз прерывался. Северная Корея делала заявления о "приостановлении" вступления в силу ее решения о выходе из ДНЯО. Пхеньян также объявил о выходе из МАГАТЭ, так как Агентство прекратило оказание технического содействия КНДР в осуществлении ряда проектов. Ситуация снова приобрела кризисный характер. Обстановка несколько разрядилась после поездки в июне 1994 г. Дж. Картера в Сеул и Пхеньян. США и КНДР возобновили в августе 1994 г. диалог, который 21 октября 1994 г. завершился подписанием рамочного соглашения.

Этот документ включает следующие пункты:

1. Обязательство США к 2003 г. реализовать в КНДР проект создания легководных реакторов (ЛВР). В этих целях формируется международный консорциум для финансирования и поставки в Северную Корею ЛВР.

2. США осуществляют меры по компенсации энергетических потерь КНДР в результате замораживания ею графитовых реакторов на период до ввода в действие первого ЛВР путем поставок мазута (500 тыс. т ежегодно).

3. Со своей стороны КНДР, получив гарантии США в отношении ЛВР и энергоносителей, замораживает свои графитовые реакторы и в конечном итоге демонтирует их по завершении строительства ЛВР.

4. КНДР и США продвигаются к полной нормализации политических и экономических отношений, открывают в столицах своих стран бюро связи.

5. США предоставляют КНДР официальные гарантии неприменения силы или угрозы применения ядерного оружия. Пхеньян, со своей стороны, предпринимает шаги по реализации Совместной декларации Севера и Юга о денуклеаризации Корейского полуострова и начинает диалог с Сеулом.

6. КНДР берет на себя обязательства оставаться участницей Договора о нераспространении и выполнять соглашение о гарантиях с МАГАТЭ.

7. После завершения поставок в КНДР легководных реакторов возобновляются рутинные и специальные инспекции объектов, не подлежащих замораживанию. Одновременно на этих объектах проводятся инспекции МАГАТЭ с тем, чтобы обеспечить преемственность гарантий.

Американо-северокорейские договоренности, касающиеся гарантий со стороны США поставок альтернативного топлива, отмены ограничений на торговые и финансовые операции с КНДР, были реализованы. Президент Б. Клинтон направил руководителю КНДР Ким Чен Иру послание, в котором официально подтвердил намерение США "способствовать достижению договоренностей по финансированию и сооружению легководного ядерного реактора в КНДР". В январе 1995 г. в Северную Корею была поставлена первая партия мазута (50 тыс. т).

Северокорейская сторона также приняла ряд мер по осуществлению рамочного соглашения с США. Остановлен реактор (5 МВт), отработанное топливо из него выгружено и складировано в хранилищах. Пхеньян осуществил некоторые шаги по восстановлению торговых связей с Вашингтоном, разрешил заход в порты американских торговых судов. Возобновились контакты по вопросам нормализации двусторонних отношений и поставки в КНДР ЛВР.

Наиболее сложной проблемой стал выбор типа легководного реактора. Вашингтон и Сеул настаивают на поставках южнокорейского ЛВР. Пхеньян, в свою очередь, был настроен резко отрицательно, отвергал южнокорейский реактор, считая, что таким образом Сеул стремится не столько к решению ядерного вопроса, сколько к получению политических дивидентов, а именно "вскрыть" северокорейское общество, а затем развалить его.

В марте 1995 г. в Нью-Йорке была официально сформирована Организация развития энергетики Корейского полуострова (КЕДО), в задачу которой входит обеспечить финансирование и поставку ЛВР в КНДР. Учредителями КЕДО стали США, Южная Корея и Япония. Причем Республика Корея, как объявлено, "будет играть ведущую роль в финансировании и сооружении в КНДР двух реакторов".

По предварительным расчетам, стоимость всего проекта составит 4-4,5 млрд. долл.; 60% этой суммы должна выделить Южная Корея, 25% - Япония. Остальные средства должны поступить от других членов КЕДО. Большинство участвовавших в нью-йоркской встрече представителей (всего от 23 стран) в принципе согласились с идеей создания КЕДО, однако медлят с выделением денег, кроме Австралии (5 млн. ам. долл.) и Новой Зеландии (320 тыс. ам. долл.). Не всех устраивает то, что ключевая роль в осуществлении проекта отдана РК, США и Японии. Ряд государств поэтому занимает выжидательную позицию, а Китай вообще отказался войт в консорциум.

С самого возникновения северокореиской ядерной проблемы Россия стремилась играть конструктивную роль, не допустить доведения ситуации до "критической точки". Москва однозначно и последовательно выступала за полноценное участие КНДР в ДНЯО, против ее "особого статуса" в договоре. МИД РФ 12 июня 1993 г. выразил глубокую озабоченность в связи с заявлением КНДР о выходе из ДНЯО, подчеркнув, что Россия "не может быть безучастной к любому шагу, который ведет к подрыву международного режима ядерного нераспространения".

Периодические срывы в американо-северо-корейских контактах, обострение ситуации "заставили" Россию предпринять самостоятельные шаги в деле урегулирования ядерной проблемы КНДР. 24 марта 1994 г. МИД РФ выступил с заявлением, в котором предлагалось провести международную конференцию по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова с участием России, США, Китая, .Японии, КНДР, РК, а также представителей генерального секретаря ООН и генерального директора МАГАТЭ. Цель форума - попытаться найти комплексное решение проблемы ядерного нераспространения в Корее и устранить преграды на пути его воплощения в жизнь. Такое комплексное решение могло бы включать осуществление следующих мер:

    содействие денуаклеризации Корейского полуострова;

    гарантии невмешательства во внутренние дела обоих корейских государств и их суверенитет;

    осуществление мер доверия в военной области на полуострове;

    замена соглашения о перемирии 1953 г. мирным договором;

    нормализация двусторонних отношений между государствами - участниками конференции (КНДР - США, КНДР - Япония).

По мнению российской стороны, реализация предложенных к рассмотрению на многостороннем форуме мер позволила бы укрепить режим ядерного нераспространения на полуострове, предотвратить сползание к конфронтации.

Нельзя не признать, что российская инициатива сыграла свою позитивную роль. Наряду с усилиями СБ ООН, МАГАТЭ наша идея о международной конференции способствовала спаду напряженности вокруг ядерного вопроса в КНДР, стимулировала возобновление северо-корейско-американского диалога, который завершился женевскими договоренностями.

Россия рассматривает рамочное соглашение между США и КНДР как шаг, ведущий к безъядерному статусу Корейского полуострова, полноценному участию Северной Кореи в ДНЯО и выполнению ею соглашения о гарантиях МАГАТЭ. Вместе с тем нельзя не видеть, что этот документ носит компромиссный характер, и в этом его недостаток.

В складывающейся обстановке возрастает актуальность международного форума по Корее. Созыву многосторонней конференции по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова практически нет разумной альтернативы. Ядерный аспект - это ведь только часть проблемы, хотя и достаточно важный. Поэтому требуется широкий, комплексный подход к ее урегулированию, чего можно добиться только на представительном международном форуме.

Для России важно также - с учетом, естественно, быстро меняющейся обстановки - продолжать линию на усиление самостоятельной конструктивной роли в решении ядерной проблемы КНДР, проведение которой, с одной стороны, способствовало бы укреплению влияния России на упрочение режима ядерного нераспространения в этом районе, а с другой - подталкивало бы все стороны, имеющие отношение к этой проблеме, к гибкости, компромиссам, без нанесения, конечно, ущерба интересам Российской Федерации.

ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ КНДР – ВОЛШЕБНАЯ ПУЛЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

(Октябрь 2016, Цой Ын Чжу, научный сотрудник Института разоружения и мира Министерства иностранных дел, КНДР )

2016 год был отмечен беспрецедентным усилением ядерной конфронтации между КНДР и США на Корейском полуострове.

Начиная со 2-й половины 2015 года, США и их военно-подчиненная, Южная Корея, требовали проведения “рейда по обезглавливанию”, наметив в качестве цели штаб Верховного Главнокомандующего КНДР и пригрозили начать отрабатывать этот план на практике в совместных военных учениях в 2016 году. Подобные шаги со стороны США и Южной Кореи были успешно сдержаны КНДР при помощи ряда мер по укреплению своиx сил ядерного сдерживания.

Данное исследование ставит своей целью изучение стратегического фона корейско-американского ядерного противостояния и его перспективы на будущее.

Укрепление сил ядерного сдерживания является неизбежным выбором КНДР для самообороны.

Это звучит правдоподобно для многих людей, что проблема Корейского полуострова - это замкнутый цикл ядерныx и ракетныx испытаний КНДР, обострения напряженности, санкций и очередного витка ядерных и ракетных испытаний КНДР. Однако эти люди не видят или просто игнорируют реальность, что каждое звено цикла напрямую связано с враждебной политикой США и иx последующей ядерной угрозой в отношении КНДР.

Американская ядерная угроза и шантаж в отношении КНДР-это не временное явление, которое началось в последнее время, и не выдуманная концепция. Это фактическая конкретная угроза, под которой США держат КНДР в последние десятилетия, потому что такова политика США - чтобы защитить возможность нанесения упреждающего ядерного удара по КНДР. США уже готовили ядерный удар по КНДР в начале 1950-х годов, когда было развернуто большое количество ядерного оружия в Южной Корее с конца 1950-х годов. С конца 1960-х годов они проводят совместные военные учения с Южной Кореей, в xоде которыx они отрабатывают практическое применение такого оружия. Эти ежегодные совместные ядерные военные учения США и Южной Кореи продолжаются уже более 40 лет.
КНДР прилагает огромные усилия по ликвидации американской ядерной угрозы. С этой целью она пыталась начать диалог и переговоры о создании безъядерной зоны при опоре на международные законы. Но несмотря на эти усилия, США не отказались от своей ядерной угрозы в отношении КНДР, и дело зашло так далеко,что в 2002 году они официально объявили, что назначают КНДР в качестве мишени для ядерного превентивного удара. Учитывая тот факт, что ни диалог, ни международные законы не помогли и будучи перед лицом крупнейшей ядерной угрозы в мире со стороны самой большой в мире ядерной державы, КНДР не оставалось другого выбора, кроме как прибегнуть к ядерному оружию, чтобы противостоять ядерному оружию.

Даже после приобретения ядерного потенциала КНДР не оставляла всевозможных попыток создать прочный мирный режим и реализовать денуклеаризацию Корейского полуострова. Она приняла участие в нескольких раундах 6-сторонних переговоров, отключила свои ядерные объекты и согласилась ввести мораторий на ядерные испытания.

Однако враждебность США и ядерная угроза с их стороны скорее увеличилась, чем уменьшилась. В апреле 2010 года администрация Обамы исключила КНДР из списка государств, в отношении которых США обязались не наносить ядерного оружия, вновь раскрывая свои амбиции нанести ядерный превентивный удар по КНДР. США и в дальнейшем делали официальные заявления на этот счет.

Острие политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, инициированной администрацией Обамы в 2012 году, направлена на северо-восток Азии, с КНДР в качестве их первой цели. Масштабы и частота совместных военных учений США и Южной Кореи резко увеличились в последние годы. До 2012 года в совместных военных учениях участвовало 400.000 военных и они проводились около 30 раз в год. Однако, начиная с 2012 года, масштаб увеличился до 500 000 военных, а частота - до более чем 40 раз в год. Начиная с 2012 года, периодичность посещения авианосцамии США вод вокруг Корейского полуострова увеличились до 3-4 раз вместо 1-3 раз.

Специальные операции, направленные против Верховного Главнокомандующего КНДР, открыто стали включены в совместные военные учения в 2012 году. В 2013 году они обнародовали впервые проведение учений по воздушной тревоге, с участием стратегических бомбардировщиков, несущих атомные бомбы, и с применением атомных подводных лодок, тем самым пропитывая учения атмосферой настоящей войны. «Стратегия сдерживания”, которая была согласована США и Южной Кореей в 2013 году и направлена на ядерный превентивный удар по КНДР, была впервые представлена на совместных военных учениях в 2014. Стратегия эта включена в концепцию плана “4D OPLAN ” в 2015 году и в дальнейшем превращена в “рейд по обезглавливанию” и “точность удара” в 2016 году. Соответственно, маски “ежегодных” и “оборонительных” учений были сорваны, и выявилось истинное лицо – учений по подготовке нанесения превентивного ядерного удара. Сегодня стратегические американские бомбардировщики с ядерным грузом смеют пролетать всего в десятках километров от территории КНДР.

США планируют потратить более триллиона долларов в ближайшие 30 лет, чтобы модернизировать свой ядерный арсенал, который является наиболее передовым по качеству и количеству в мире, потому что США уже провели наибольшее количество ядерных испытаний в мире.

В этих тяжелых условиях, перед лицом растущей американской угрозы против КНДР, при яростном обновлении США своего ядерного оружия, КНДР вынуждена была ускорить разработку собственного ядерного оружия, чтобы защитить свою собственную социальную систему и национальную безопасность.

Само собой разумеется, что КНДР будет развивать свое ядерное оружие в качественном и количественном отношении с учетом возрастающего уровня ядерной угрозы со стороны США.
Воздействие системы ядерного сдерживания КНДР на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии

США преследуют две основные цели посредством постоянного наращивания напряженности на Корейском полуострове.
Одна из них -обеспечить предлог для усиления присутствия своих вооруженных сил вокруг Корейского полуострова и на нем. Во время «холодной войны» США увеличили свое военное присутствие в Южной Корее, в том числе и с ядерным оружием, под предлогом «сдерживания вторжения Советского Союза на юг» . Потеряв этот предлог с концом "холодной войны", США последовательно представляют собой военную угрозу для КНДР и используют напряженность, чтобы оправдать усиление своего военного присутствия. США считают, что постоянная напряженность на Корейском полуострове создает условия, наиболее благоприятные для осуществления их стратегии поворота к Азиатско-Тихоокеанскому региону, оправдывает введение более современного оружия, чтобы сдерживать КНДР и соседние с ней страны.

Другой целью является создание благоприятной среды для формирования трехстороннего военного альянса США-Япония-Южная Корея, который сыграет ключевую роль в стратегии доминирования в Азии. С разрядкой, Япония и Южная Корея вряд ли объединятся в военный союз в силу исторических и территориальных проблем, которые осложняют их отношения. Опасаясь этого, США ищет “ударное средство”, а именно: обострение напряженности. Если треугольный военный альянс будет полноценным, проводимые США и Южной Кореей и Японией и США военные учения могут перерасти в трехсторонние военные учения США-Япония-Южная Корея и таким образом увеличить радиус военных операций под руководством США и в их агрессивные возможности в Северо-Восточной Азии. Развертывание “THAAD” в Южной Корее, в частности, и практическая разработка трехстороннего военного Союза, будет означать только то, что будет посажен корень зла, который превратит Корейский полуостров в региональное место военнных разборок.

Учитывая все факты, если бы КНДР была лишена военных средств сдерживания, это только лишь предоставило бы США условия, благоприятные для осуществления их стратегии и несомненно угрожало бы региональной стабильности. В этом смысле укрепление ядерного арсенала КНДР гарантирует мир и безопасность на полуострове и в регионе, сдерживая произвол США.

Между тем, США эффективно эксплуатируют политику противостояния Север-Юг, проводимую нынешними властями Южной Кореи, чтобы помочь реализовать свою политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В начальный период своих полномочий нынешние власти Южной Кореи, по крайней мере на словах, твердили о таких понятиях, как “дипломатия объединения” инициатива “ мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии”, “Trustpolitik” и “Дрезденская декларация”. Но сегодня они сбросили свою обманчивую маску и открыто проводят “дипломатию давления” на Север и азартно стремятся к “объединению системы”, которая полностью нарушает действующие соглашения между Севером и Югом.

Однако власти Южной Кореи не имеют ни возможности, ни мужества, чтобы противостоять КНДР самостоятельно. Подобно морякам, готовым причалить к любому порту в шторм, они полагаются на внешние силы. По этой причине власти Южной Кореи фанатично отвергают отказ от передачи военного командования южнокорейскими войсками США в период военного времени, соглашаются со ввозом нового военного оборудования США, включая “THAAD” и все чаще проводят крупномасштабные совместные военные учения. США, воспользовавшись этой тенденцией, пытаются ускорить реализацию своей политики доминирования в Азии. Все это свидетельствует о том, что стремление Южной Кореи к “объединению систем” ускоряет американское военное развертывание, угрожающее миру и безопасности на полуострове и в регионе.

Стратегические ядерные силы КНДР обрывают на ходу такие необдуманные маневры властей США и Южной Кореи, таким образом, обещая светлое будущее и мирное воссоединение независимой Кореи. Они также позволяет полуострову служить в качестве буферной зоны, что позволяет предотвратить ядерную войну в регионе. Для всех намерений и целей, тем сильнее будет стратегическое ядерное оружие КНДР, тем надежнее будут обеспечены мир и безопасность на полуострове и в регионе.

Это противоречит интересам соседних держав и заведомо проигрышно для них - противостоять на словах обострению напряженности со стороны США, в то же время присоединяясь к возглавляемым США “санкциям” против КНДР. Это только поможет США протолкнуть свою стратегию, чтобы ослабить КНДР и сдерживать эти самые соседние страны.

В администрациях США и Южной Кореи в 2016 и 2017 годах соответственно произойдут изменения. Однако, пока политика, враждебно настроенная против КНДР, остается неизменной, ядерная угроза США и переход к форме треугольного военного альянса будут продолжаться. Вполне очевидно, что они будут только стимулировать КНДР и дальше укреплять свои силы ядерного сдерживания как по качеству, так и по количеству.

Независимо от того, как могут измениться ситуация и окружающие структуры, принципиальная позиция КНДР будет постоянной. Пока ядерная угроза в отношении КНДР со стороны враждебных сил продолжается, КНДР будет придерживаться своей политики укрепления сил ядерного сдерживания- ее, непобедимого заветного меча, и приложит все возможные усилия для защиты своего суверенитета и безопасности, стремясь реализовать независимое воссоединение Корейского полуострова и обеспечение мира и стабильности в регионе.

В двух словах, события на Корейском полуострове в 2017 году будут во многом зависеть от того признают ли США и другие страны региона ядерный статус КНДР и примут ли они разумные политические решения, или нет.

Пхеньян 3 сентября объявил об успешном испытании водородного заряда, который может быть использован в качестве боеголовки для межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Японские и южнокорейские сейсмологи сообщают, что, по их оценкам, мощность землетрясения техногенного характера, зафиксированного на территории КНДР, почти в 10 раз сильнее аналогичного подземного толчка в 2016 году, когда состоялось пятое ядерное испытание. Сеул считает, что мощность взорванного заряда может достигать 100 килотонн и не исключает возможности военного ответа.

"Время безвозвратно упущено"

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что никаких рычагов воздействия на ядерную программу КНДР, кроме переговоров, не существует. Такое мнение сенатор высказал в воскресенье ТАСС.

"Сегодня США надо понять, что время безвозвратно упущено, и любое давление на Северную Корею контрпродуктивно. Никаких рычагов воздействия на нее, кроме переговоров, кроме диалога, нет. Россия готова принять в них самое активное участие", - сказал Клинцевич.

Он отметил, что в сообщении Пхеньяна об испытании водородной бомбы обращает на себя внимание утверждение, что заряд может быть помещен на баллистическую ракету.

"По сути, это незамаскированная угроза США и их союзникам на Дальнем Востоке. Словом, ситуация день ото дня становится все опаснее. Тем более что никто толком не знает, идет ли речь о блефе со стороны КНДР, или она действительно обладает такими возможностями", - сказал Клинцевич.

"Такие ошибочные действия не на пользу КНДР"

Китайские власти решительно осуждают действия КНДР, испытавшей водородную бомбу и не принимающей во внимание негативную позицию ООН по ракетно- ядерной программе Пхеньяна. Об этом в воскресенье сообщил МИД КНР.

"Несмотря на подавляющее неприятие со стороны международного сообщества, КНДР в очередной раз провела ядерные тесты. Правительство Китая выражает по этому поводу свой категоричный протест", - отмечается в заявлении министерства, опубликованном на официальном сайте.

"Нераспространение ядерного оружия на Корейском полуострове и его денуклеаризация, поддержание мира и стабильности в Северо-Восточной Азии - неизменная позиция Пекина, совпадающая с подавляющим мнением мировой общественности, - говорится в сообщении. - Мы с настойчивостью обращаемся к северокорейской стороне с тем, чтобы она должным образом отреагировала на устремления ООН по проблеме денуклеаризации полуострова".

В документе подчеркивается, что Пхеньян должен четко придерживаться соответствующих резолюций Совета Безопасности (СБ) ООН, прекратить предпринимать шаги, в результате которых проблема урегулирования межкорейских отношений оказалась в замкнутом порочном круге. "Такие ошибочные действия не на пользу КНДР - необходимо вернуться к диалогу по мирному урегулированию, - отмечается в заявлении. - В свою очередь Китай намерен твердо придерживаться всех резолюций СБ ООН, учитывая мнение мировой общественности".

"Дерзкий вызов"

По мнению главы комитета Совфеда по международным делам Константина Косачева, испытание водородной бомбы КНДР является вызовом в адрес международного сообщества, но силовой вариант решения проблемы исключен.

"Проведенные КНДР испытания водородной бомбы - очередной дерзкий вызов в адрес международного сообщества, заслуживающий осуждения", - сказал он. "Однако по большому счету, это испытание ничего не изменило в существующих раскладах. Силовой вариант решения проблемы исключен. Его последствия будут катастрофичны и непредсказуемы, полагаю, что задача КНДР - убедить мир именно в этом", - добавил сенатор.

При этом он подчеркнул, что северокорейское руководство по-прежнему игнорирует позицию международного сообщества, выраженную, прежде всего, в резолюциях ООН.

"Однако его действия адресованы исключительно США и их союзникам в регионе. И гонка угроз будет только нарастать, если ее не прекратит одна из сторон. В идеале - более сильная", - убежден Косачев.

Он также добавил, что если бы Пхеньян не обладал оружием массового поражения, на его территории могла бы быть проведена операция по примеру Ирака. "Нынешний сюжет лишь еще больше убеждает: несмотря на известные пробирки, Саддам Хусейн стал мишенью именно потому, что в США были абсолютно уверены в отсутствии у него оружия массового поражения. Атаковав Ирак, но опасаясь делать это с КНДР, Вашингтон подает четкий сигнал всем - вооружайтесь", - добавил он.

Говоря о путях решения ситуации, Косачев напомнил, что дорожная карта деактивации ситуации, предлагаемая Россией и КНР, по-прежнему актуальна. "А точнее - безальтернативна: деэскалацию конфликта должны осуществлять две стороны", - заключил он.

"Свидетельство прогресса ядерной программы КНДР"

Подтверждение проведения ядерного испытания может стать свидетельством прогресса ядерной программы КНДР. Пхеньян должен воздержаться от новых ядерных испытаний и присоединиться к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Об этом заявил в воскресенье исполнительный секретарь Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ) Лассина Зербо.

"Наши станции мониторинга зафиксировали необычную сейсмическую активность в КНДР. Анализ показал, что произошедшее событие было мощнее, чем похожая активность в сентябре прошлого года. По первоначальным данным, активность произошла в районе ядерного полигона КНДР", - говорится в заявлении Зербо.

По его словам, в настоящее время эксперты ПК ОДВЗЯИ детально изучают ситуацию и в кратчайшие сроки подготовят доклад для стран - участниц комиссии в Вене. "Если подтвердится, что произошло ядерное испытание - это станет свидетельством прогресса ядерной программы КНДР. Это станет нарушением положения против проведения ядерных испытаний, которое соблюдается всеми странами за исключением одной с 1996 года", - отметил он.

Как особо подчеркнул Зербо, "произошедшее событие также подчеркивает необходимость того, чтобы международное сообщество приняло решение о юридически обязывающем запрещении ядерных испытаний". "Я настоятельно призываю КНДР воздерживаться от дальнейших ядерных испытаний и присоединиться к 183 государствам, подписавшим Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Я искренне надеюсь, что это послужит окончательным призывом к международному сообществу объявить вне закона все ядерные испытания и послужит вступлением ДВЗЯИ в силу", - заключил он.

ПК ОДВЗЯИ была создана в соответствии с резолюцией, принятой в 1996 году в Нью-Йорке на встрече подписавших ДВЗЯИ стран. Основной задачей этой комиссии является проведение необходимых мероприятий по содействию вступлению в силу ДВЗЯИ и созданию к моменту запуска Договора верификационного механизма. Поскольку ДВЗЯИ еще не вступил в силу, организация называется Подготовительная комиссия Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

"Чрезвычайно печальное событие"

Новое ядерное испытание КНДР стало свидетельством игнорирования требований международного сообщества отказаться от развития ядерной программы и соблюдать резолюции СБ ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Об этом заявил в воскресенье генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.

"Новое ядерное испытание КНДР - чрезвычайно печальное событие. Это ядерное испытание, которое последовало за двумя испытаниями в прошлом году и стало шестым с 2006 года, полностью игнорирует неоднократные требования международного сообщества", - говорится в заявлении Амано.

Как отметил Амано, "Совет Безопасности ООН в своих резолюциях подчеркивал, что КНДР должна отказаться от дальнейших ядерных испытаний, отказаться от всего ядерного оружия и существующих ядерных программ в полной форме, поддающейся проверке". "Я вновь настоятельно призываю КНДР в полной мере выполнить все соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ. Агентство продолжает внимательно следить за развитием ядерной программы КНДР, что вызывает серьезную озабоченность. Мы по-прежнему готовы содействовать его мирному урегулированию", - повторил в очередной раз гендиректор МАГАТЭ.

"Вероятность исключить не можем"

Правительство Японии допускает, что КНДР в воскресенье действительно провела испытание водородной бомбы. Об этом заявил генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга.

"Вероятность того, что в этот раз было произведено испытание водородной бомбы, мы исключить не можем", - подчеркнул он. Ранее японское правительство официально констатировало, что КНДР осуществила очередное, уже шестое по счету ядерное испытание.

"Дестабилизирующее поведение"

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг осудил проведение шестого ядерного испытания КНДР. Соответствующее заявление опубликовано в воскресенье на официальном сайте альянса.

Североатлантический альянс "обеспокоен дестабилизирующим поведением КНДР, которое угрожает региональной и международной безопасности", заявил Столтенберг. "[Северокорейский] режим должен незамедлительно прекратить всю ядерную и ракетную деятельность на всесторонней, поддающейся контролю и необратимой основе", - говорится в заявлении.

Генсек НАТО также призвал Пхеньян вновь вступить в диалог с международным сообществом, уважать международные обязательства и прекратить угрозы и действия, которые приводят к обострению напряженности.

"Режим дает нам четко понять, насколько велика угроза миру"

Германский МИД ожидает от Совета безопасности ООН ответа на проведенное КНДР испытание водородной бомбы. Об этом заявил в воскресенье министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль.

"Мы будем обсуждать с партнерами по ЕС нашу реакцию, - сказал он. - Я уверен, что и СБ ООН с решимостью примет необходимые меры".

По его мнению, власти КНДР "осознанно подогревают и без того напряженную ситуацию на Корейском полуострове". "Режим дает нам четко понять, насколько велика угроза миру. Мы все стоим перед этим вызовом, поэтому необходимо найти разумный, но однозначный ответ", - призвал глава германского МИД.

"Ядерная программа КНДР с каждым годом набирает обороты"

Новое ядерное испытание могло стать мощнейшим за всю историю проведения подобных тестов в КНДР, однако пока рано говорить о технических характеристиках самого заряда. Об этом заявил в воскресенье исполнительный секретарь

Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ) Лассина Зербо.

"Мы не собираемся спекулировать о характеристиках заряда и рассуждать, была это водородная бомба или нет. Физические характеристики произошедшего сегодня события, по-видимому, свидетельствуют, что оно было намного мощнее, чем в 2016 году или годами ранее", - заявил Зербо на специальной пресс-конференции для журналистов.

По его словам, "результаты первичного анализа события, которое произошло сегодня, демонстрируют, что ядерная программа КНДР с каждым годом набирает обороты и растет". ПК ОДВЗЯИ ранее уже предостерегла, что подтверждение проведения ядерного испытания может стать свидетельством прогресса ядерной программы КНДР, поэтому Пхеньян должен воздержаться от новых ядерных испытаний и присоединиться к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

"Безрассудный поступок"

Испытание КНДР водородной бомбы является безрассудным поступком, который несет дальнейшую угрозу для международного сообщества. Об этом заявила премьер-министр Великобритании Тереза Мэй.

"Последний поступок Северной Кореи является безрассудным и представляет неприемлемую дальнейшую угрозу для международного сообщества", - сказала она.

"Все международное сообщество осудило эти испытания и должно объединиться, чтобы продолжить наращивать давление на лидеров Северной Кореи с целью прекращения их дестабилизирующих действий", - подчеркивается в послании британского премьера.

Потенциальная угроза безопасности России исходит с Корейского полуострова. Ее возникновение связано с периодом холодной войны, которая, представляя собой глобальное противостояние, охватывала наиболее значимые с геополитической точки зрения пространства Земного шара. Корейский полуостров в этом противостоянии играл особую роль: здесь фактически соприкасались границы СССР, КНР и Кореи.

По решению Потсдамской конференции Советской армии предназначалось принять капитуляцию японской армии на севере Корейского полуострова, а ВС США - на юге. По договоренности между СССР и США в Корее были установлены временные зоны ответственности советских и американских войск с разграничительной линией между ними по 38-й параллели.

При обсуждении вопроса о будущем Кореи на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. Советский Союз предложил создать единое независимое корейское государство. Вашингтон, со своей стороны, выдвинул идею превращения Кореи в подопечную территорию, управляемую советскими войсками на севере и американскими - на юге. Таким образом, фактически сразу после окончания Второй мировой войны обозначились различные подходы к решению проблем мирного урегулирования на Корейском полуострове. Тем не менее решения Московского совещания 1945 г. предусматривали восстановление Кореи как независимого государства и образование временного общекорейского правительства. Для его создания была учреждена Совместная комиссия по Корее. Однако США, стремясь сохранить свой контроль над южной частью Корейского полуострова, сорвали работу комиссии. В мае 1948 г. в Южной Корее были проведены сепаратные выборы, и 15 августа 1948 г. официально провозглашена Корейская Республика. В ответ на эти действия 9 сентября 1948 г. была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).

Дальнейшие события свидетельствовали о твердом намерении Вашингтона укрепить свое влияние в этом регионе. 24 августа 1948 г. между США и южнокорейским режимом было заключено секретное соглашение, предусматривающее создание южнокорейской армии под контролем американских военных советников, а 26 января 1950 г. - соглашение «о взаимной помощи и обороне».

Таким образом, действия США по расколу Кореи представляли собой часть единой стратегии, которая была направлена на то, чтобы обеспечить свое господство в стратегически важных районах земного шара. На Дальнем Востоке было сорвано претворение в жизнь решений Московского совещания министров иностранных дел в отношении Кореи, а на Западе аналогичного по своей сути - предложения Потсдамской конференции о создании единого германского государства. Соединяли между собой эти два удаленных друг от друга региона военно-политические союзы- НАТО, членом которого с 1952 г. стала Турция, АНЗЮС, а также СЕАТО и СЕНТО. Несмотря на очевидный геополитический подтекст своего курса, президент Г. Трумэн, выступая с заявлением 27 июня 1950 г., стремился обосновать американскую политику желанием обеспечить торжество моральных ценностей и доказать, что США не ищут территориальных приобретений или иных особых привилегий - как в Корее, так и где бы то ни было. Однако уже в 50-х гг. XX в. политика США на Дальнем Востоке привела к тому, что была создана растянувшаяся на многие километры протяженная линия американского военного присутствия, которая начиналась в Южной Корее, далее проходила через Японские острова, острова Рюкю, Тайвань, Филиппины и заканчивалась в Южном Вьетнаме.

Обострение обстановки на Корейском полуострове в 1950 г. нельзя рассматривать в отрыве от тех процессов, которые происходили на Западе, а также в других регионах евразийского пространства. Жесткая политика Вашингтона свидетельствовала о намерении последовательно бороться за сохранение и укрепление своих геополитических позиций не только в Европе, но и в Азии. В этой обстановке китайское руководство имело все основания сделать вывод, что если в Корее Америка не будет остановлена, то, возможно, придется сражаться с ней на китайской территории. Г. Киссинджер даже подчеркивает в своей работе, что как минимум не было оснований думать иначе. Аналогичное беспокойство по поводу собственной безопасности, очевидно, присутствовало и у советских руководителей. В геополитическом плане «Корея была испытанием в целях определения разграничительной линии между двумя соперничающими сферами влияния, находившимися тогда в процессе формирования». Этой разграничительной линией явилась 38-я параллель, которая после окончания холодной войны стала играть уже несколько иную роль.

Развал СССР, становление КНР в качестве мощного центра силы, а также укрепление военного потенциала КНДР и претензии США на мировое господство вновь превратили Корейский полуостров в узел противоречий мирового значения. Корейская война 1950–1953 гг. относится к числу так называемых незавершенных войн: спустя более 50 лет после ее окончания вопросы контроля над полуостровом и прилегающей акваторией, а также воссоединения корейской нации остаются открытыми. Американские войска размещены в Южной Корее под предлогом защиты ее от агрессии со стороны КНДР, с которой после Корейской войны было подписано лишь соглашение о перемирии. Предложения Пхеньяна подписать договор о мире в Вашингтоне отвергают.

Для России корейский вопрос остается важной проблемой обеспечения ее безопасности. На Дальнем Востоке российская сухопутная и морская границы соприкасаются с рубежами Китая, КНДР и Японии. Здесь пересекаются интересы четырех соседних государств, каждое из которых имеет собственное представление о безопасности. Кроме того, в Северо-Восточной Азии сталкиваются интересы России и США. В планах Вашингтона Южной Корее отводится особая роль, которая определяется выгодным географическим положением, позволяющим иметь удобный плацдарм в непосредственной близости от границ России и Китая.

США располагают на территории Южной Кореи воинским контингентом, который хотя и уменьшается, однако продолжает играть существенную роль в балансе сил в регионе. Численность американских войск в Южной Корее после сокращения 4200 человек, осуществленного в 2004 г., составила примерно 32 500 военнослужащих. Уменьшение численности было связано с войной в Ираке. В соответствии с планами по перемещению американских войск предполагается в течение пяти лет вывести из Кореи 12 500 человек. По заявлению командующего американскими войсками в Корее генерала Леона Ла Порта, в 2005 г. предполагается сократить 3800 человек, в 2006-м- 2000, наконец, в 2007–2008 гг. - 2500 человек. К 2008 г. численность американского воинского контингента может составить порядка 25 тыс. человек. Сокращение американских войск в Южной Корее является частью планов Пентагона по перераспределению сил, которые, по мнению нынешнего президента страны, помогут США лучше реагировать на возникающие угрозы по всему миру. По словам представителей американского и южнокорейского военных ведомств, уменьшение численности войск США не скажется на безопасности в регионе. Целью военной политики США, по словам генерала, является поручение отдельных задач американских вооруженных сил южнокорейской армии и увеличении ее роли в обеспечении безопасности и стабильности на Корейском полуострове. Что же касается американских войск, то параллельно с передислокацией на юг Корейского полуострова они должны увеличить операционную гибкость в решении различного рода задач.

Согласно взглядам министра обороны Д. Рамсфелда, объединенные усилия США и Республики Корея сделают оборону Кореи еще более сильной, чем раньше. Оптимизм Вашингтона базируется, в частности, на том, что в настоящее время ВНП Южной Кореи в 18 раз превышает аналогичные показатели КНДР, а южнокорейская армия численностью около 600 тыс. человек имеет самое современное оружие. В то же время сокращение сухопутных сил на территории Кореи компенсируется усилением авиационной группировки и увеличением количества высокоточного оружия, в том числе морского базирования. В целом можно утверждать, что чисто военное значение американского присутствия в Южной Корее несколько отходит на второй план, превращаясь в фактор политического давления. Американские войска, дислоцированные на территории Южной Кореи, даже после их сокращения продолжают оставаться инструментом, позволяющим Вашингтону оказывать давление на соседние страны. В случае необходимости этот инструмент в сжатые сроки может быть усилен за счет передислокации на Дальний Восток воинских контингентов США из других регионов.

ВС США, расположенные на Корейском полуострове, Японских островах, в Тихом океане, представляют собой важный инструмент внешней политики Вашингтона. Американо-южнокорейское военное сотрудничество играет роль связующего звена в создании своего рода альянса с участием Японии. Расширяющееся взаимодействие вооруженных сил Кореи, США и Японии создает потенциальную угрозу безопасности соседним странам и заметно осложняет военно-политическую обстановку в регионе. Все эти обстоятельства обусловливают необходимость размещения на Дальнем Востоке и на побережье Тихого океана российских военных баз и укрепление их боеготовности.

КНДР представляет собой самостоятельный и весьма противоречивый фактор развития геополитической обстановки. Северокорейский военный потенциал является весьма значительным: под ружьем насчитывается более 800 000 человек. Хотя на вооружении армии КНДР находятся главным образом устаревшие виды оружия и военной техники, однако запуск искусственного спутника земли, который был осуществлен 31 августа 1998 г. с помощью трехступенчатой ракеты, демонстрирует возможности по созданию МБР, способной достичь любой точки планеты. Арсенал ракетного оружия, которым уже обладает КНДР, может включать 600 баллистических ракет дальностью от 500 до 1300 км. Эти ракеты представляют потенциальную угрозу для всей Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, большей части Тихоокеанского региона и даже значительной части России.

Согласно данным иностранных источников, КНДР может располагать биологическим оружием. Наличие химического оружия в республике считается доказанным. Производственная мощность Северной Кореи по созданию химического оружия составляет 4500 т в год, а в случае войны эта цифра может вырасти до 12 000 т в год. При этом Пхеньян не подписывал Конвенции о запрещении химического оружия.

Высказывается предположение, что Северная Корея может иметь от 2 до 8 ядерных боезарядов, приобретенных за рубежом. Кроме того, КНДР обладает необходимой сырьевой базой, а также сетью объектов атомной промышленности, которые наряду с НИИ составляют ядерный комплекс страны. Опираясь главным образом на собственные силы, в КНДР создали плутониевый ядерный цикл. Экспериментальный газографитовый реактор, введенный в эксплуатацию в январе 1986 года, по своим техническим параметрам может быть использован для изготовления оружейного плутония. КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Соглашение о постановке всей своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ. Однако в марте 1993 г. власти КНДР заявили о выходе из ДНЯО, а в июне 1994-го- из МАГАТЭ. 10 февраля 2005 г. КНДР официально заявила, что обладает ядерным оружием, и объявила о выходе из шестисторонних переговоров по урегулированию ядерного кризиса. Позже Северная Корея выразила желание вести только двусторонние переговоры с США, однако потом отказалась и от такой возможности в связи с «отсутствием изменений в политике США в отношении КНДР». Вступление КНДР в ядерный клуб рассматривается соседними странами как потенциальная опасность, которая может подтолкнуть к аналогичным действиям Японию и Южную Корею, а КНР - к расширению своей ракетно-ядерной программы. Руководство Северной Кореи, пытаясь обосновать свою политику в ядерной области, ссылается на агрессивный курс Вашингтона, Токио и Сеула.

Тем не менее необходимо отметить, что декларации КНДР относительно обладания ядерным оружием внушают определенный скептицизм. По некоторым подсчетам, КНДР по крайней мере 10 раз в различной форме признавала наличие ядерного оружия.

Военно-политическая обстановка на Корейском полуострове в течение всего периода после окончания войны 1950–1953 гг. характеризуется крайней неустойчивостью: периоды обострения сменяются смягчением конфронтации и наоборот.

Южную Корею обвиняют в том, что, располагая почти двумя десятками ядерных реакторов, она осуществляет свою ядерную программу. Кроме того, после ратификации Конвенции по химическому оружию в апреле 1997 г. Южная Корея признала факт обладания химическим оружием, а также наличие одного объекта по его производству. Предполагается, что эта страна имеет сотни тонн химических боеприпасов, включая ОВ нервно-паралитического действия. В январе 2002 г. Южная Корея сообщила о приобретении у США более ста наземных тактических ракет с дальностью 300 км. Кроме того, южнокорейские вооруженные силы располагают ракетными системами собственного производства. Сеул также работает над созданием космической ракеты-носителя, чтобы вывести на орбиту свой спутник земли.

Несмотря на взаимные обвинения во враждебных намерениях относительно друг друга, в 2000 г. состоялась встреча руководителей КНДР и Республики Корея, которая заложила фундамент для нормализации их отношений. Однако с приходом к власти в США администрации Дж. Буша, которая причислила КНДР к так называемой оси зла, положение на Корейском полуострове значительно осложнилось. Наиболее крупная эскалация напряженности была отмечена в начале 2003 г. Дело дошло до того, что 3 февраля 2003 г. по приказу министра обороны США Дональда Рамсфелда 24 американских стратегических бомбардировщика переведены в повышенную готовность для переброски в районы, откуда возможно нанесение ударов по Северной Корее. Возможной целью ракетно-бомбовой атаки считался северокорейский ядерный объект «Йонбен», на котором, как полагают в Пентагоне, осуществляется получение оружейного плутония. Хотя бомбардировка не состоялась, а на территории Южной Кореи были проведены лишь «обычные» учения армий двух стран, сам факт демонстрации силы может рассматриваться как подготовка к отработке реальных боевых задач.

Вместе с тем было бы неправильно представлять отношения США с КНДР только в конфронтационном свете. Согласно положениям американо-северокорейского рамочного соглашения, подписанного 21 октября 1994 г., стороны взяли на себя обязательства нормализовать двусторонние отношения и обменяться дипломатическими представительствами; КНДР должна вернуться в Договор о нераспространении и заморозить работу реакторов, способных производить плутоний; США распространили на КНДР гарантии неприменения ядерного оружия; взяли на себя обязательства построить два реактора, не производящих продуктов, которые могут способствовать распространению ядерного оружия, а также поставлять в страну по 500 тыс. т мазута ежегодно. Кроме того, соглашение предусматривало постепенное улучшение отношений между корейскими государствами. И хотя в дальнейшем произошло обострение американо-северокорейских отношений, тем не менее в результате подписания этого рамочного соглашения США получили дополнительную возможность политического и экономического воздействия на Северную Корею.

Очевидно, вследствие внешнего давления и наличия серьезных экономических трудностей власти КНДР согласились на проведение шестисторонних переговоров по разрешению ядерного кризиса на Корейском полуострове, которые начались в августе 2003 г. Помимо Северной Кореи участниками переговоров являются Южная Корея, Россия, США, Китай и Япония. КНДР участвовала во всех раундах шестисторонних переговоров с позиции готовности прекратить оружейную ядерную программу, а также при условии надежных гарантий безопасности и получения экономического содействия для решения своих острых проблем. Однако три раунда обсуждений не принесли желаемого результата. От участия в четвертом раунде, который был намечен на сентябрь 2004 г., Пхеньян отказался.

В перспективе Северная Корея выразила готовность заморозить свои ядерные программы при условии получения гарантий от США о ненападении и предоставлении экономической помощи. В ответ Вашингтон предложил только устное обещание не нападать на КНДР и продолжал настаивать на полном и бесповоротном демонтаже всех ядерных программ раньше, чем будут затронуты вопросы помощи.

Вместе с тем премьер-министр КНДР Пак Пон Джу 22 марта 2005 г. заявил, что Северная Корея не отвергает возобновления шестисторонних переговоров по своей ядерной программе и готова вернуться к ним в любой момент, если будут созданы подходящие условия. США по-прежнему продолжают оказывать жесткое давление на КНДР. Государственный секретарь К. Райс выступила с угрозой, что, если Пхеньян не пойдет на сотрудничество, тогда США «придется рассмотреть другие методы». Угрозы применения военной силы, экономические санкции, которые использует Вашингтон в отношении КНДР, - все это напоминает политику США в отношении режима Саддама Хусейна.

Со своей стороны власти КНДР заявляют что, если давление не прекратится, производство атомного оружия будет продолжено. Такая позиция северокорейской стороны объясняется стремлением использовать ядерное оружие как предмет торга и побудить своих оппонентов «заплатить» за отказ от него гарантиями безопасности и экономической помощи. Ядерное оружие, полагают власти КНДР, сделает более весомой их позицию на шестисторонних переговорах, из которых они хотели бы исключить Японию.

В этой связи заслуживает внимания оценка российскими учеными внешней политики Пхеньяна, которая «отличается сложностью и изощренностью тактики… Провоцируя напряженность на субрегиональном уровне, КНДР сумела добиться повышения своей роли в международных делах и фактически особого отношения к себе со стороны более сильных партнеров». Однако пока, как полагает А.З. Жебин, руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока, надежды на скорую нормализацию отношений с США и Японией, которые питали в Пхеньяне после Межкорейского саммита 2000 г., не оправдались, несмотря на беспрецедентные усилия и уступки северокорейцев во имя этой цели. По этой причине КНДР не удалось получить доступ к западным источникам технологий и инвестиций и возможностям международных финансовых организаций.

Для России проблема взаимоотношений между США и КНДР имеет несколько аспектов. Первый связан с возможностью возникновения новой войны на Корейском полуострове. Если Вашингтон решится на проведение против КНДР военной кампании, подобной операции «Шок и трепет» в Ираке, то разрушение ядерных объектов - главной цели возможной американской ракетно-бомбовой атаки, имело бы для России последствия, сопоставимые с аварией на Чернобыльской АЭС. При этом США, находясь на другом континенте, чувствовали бы себя в безопасности.

Второй аспект касается перспективы воссоединения Кореи. Согласно некоторым прогнозам, оно может состояться не раньше чем через 15 лет. В данном случае важен не только сам факт объединения и когда он произойдет, не меньшую значимость имеет то, на каких условиях оно будет осуществлено. Пол Брэкин, профессор политологии и менеджмента Йельского университета, утверждает, что Северная Корея не сможет выбраться из хронического социально-экономического кризиса без изменения в своем режиме. Учитывая существенные различия в уровнях экономического развития севера и юга Кореи, а также роль США в регионе, объединение, скорее всего, может произойти на условиях Южной Кореи. Такое развитие событий было бы выгодно США. Вашингтон давно повторяет, что его цель - мирное объединение Кореи. На самом деле его интерес состоит в устранении или трансформации режима в КНДР, а также превращение объединенной Кореи в надежного военно-политического сателлита США. Как полагает П. Брэкин, наличие такого союзника, находящегося между Китаем, Японией и Россией, дает Вашингтону преимущества, которые даже хорошие двусторонние отношения обеспечить не могут. Будущее американских военных связей с объединенной Кореей видится этому ученому в большем усилении взаимосвязей военно-морских и, возможно, военно-воздушных сил по сравнению с сухопутными. Предполагается также подключить объединенную Корею к японо-американским соглашениям в военной области, что будет способствовать созданию антикитайской ассоциации США, Кореи и Японии. Однако полный отказ от военного присутствия США в Корее представляется ему рискованным.

Особое беспокойство у США и их союзников вызывает Китай, который усиливает свое влияние в Восточной Азии и, судя по всему, не намерен отказываться от активного вмешательства в решение корейской проблемы. Это обусловлено тем, что Корейский полуостров рассматривается Пекином как часть китайского жизненного пространства. Согласно выводам официальных китайских историков, древнее королевство Когуре, включавшее в себя большую часть территории современной Северной Кореи, было одной из провинций Китая и является частью китайской цивилизации. В Южной Корее опасаются, что это не просто сугубо историческая проблема. Если Когуре рассматривается Пекином в качестве древнего китайского царства, то, согласно этой логике, Северная Корея может считаться исконно китайской землей. Тем самым появляется повод оправдать возможную китайскую интервенцию в случае краха режима в Пхеньяне.

Эти исторические исследования КНР оцениваются ее соседями как очередной этап в осуществлении экспансионистской политики Пекина, которая исходит из возможности объявить исконно китайской землей любую соседнюю территорию. Примером тому являются действия КНР в отношении островов Спратли и Парасельских в Южно-Китайском море и прилегающей к ним акватории. Ранее Пекин предъявлял претензии на обе группы островов, и в настоящее время часть из них он уже контролирует. Под его ведомство перешли также важные морские пути в данном регионе. Существуют опасения, что претензии КНР на ряд других значимых для него пространств актуализируются по мере укрепления его экономической и военной мощи. Однако пока Пекин проводит в Корее политику «ни объединения, ни войны». Сохранение статус-кво на полуострове дает время КНР превратиться в современную высокоразвитую державу и завершить модернизацию своих вооруженных сил. Поскольку эти задачи не решены, постольку серьезные перемены в Корее для Китая нежелательны.

Перспектива объединения корейских государств не может не затрагивать интересы безопасности России. Создание на Корейском полуострове единого государства, благодаря чему может быть устранен очаг напряженности вблизи российских границ, не может не рассматриваться как положительный фактор. Однако с учетом обозначившихся тенденций невозможно представить, что объединенная Корея превратится в независимое и нейтральное государство, которое выполняло бы роль буфера в отношениях между Китаем и Японией. Этого не допустят ни США, ни Япония. Объединенная Корея, вероятнее всего, обречена находиться под преимущественным военно-политическим влиянием США или Японии, которые заинтересованы в том, чтобы в результате соединения ракетно-ядерного потенциала КНДР с экономической мощью Южной Кореи новое государство было вполне управляемым с их стороны.

Очевидно, что новое образование будет восприниматься как потенциальная опасность для соседей. Сильная Корея заметно повлияет на баланс сил в регионе и окажет прямое воздействие на безопасность стран, расположенных в непосредственной близости от нее. В этой связи вполне обоснованным представляется вывод В.П. Ткаченко о том, что одно дело иметь отношения с 22-миллионной Северной Кореей и 44-миллионной Южной Кореей, которые соперничают между собой, другое дело - интересы государства, численность населения которого составит около половины жителей России или Японии, а его экономический потенциал будет сопоставим с уровнем развития десяти ведущих государств мира.

Объединенная Корея может превратиться в фактор, способный серьезно ослабить безопасность России на ее дальневосточных рубежах. Включение единого корейского государства в систему военно-политических отношений США с точки зрения обеспечения безопасности Отечества будет означать создание на ее восточных рубежах военного потенциала передового базирования, который в дополнение к аналогичным действиям Североатлантического альянса на западных и южных границах России будет представлять собой завершение геостратегического окружения нашей страны.

Вместе с тем уже в настоящее время приходится констатировать, что роль КНДР как буферной зоны в стратегически важном для безопасности российского Приморья районе стала ослабевать. В результате воздействия различного рода факторов, в том числе крайне ограниченного характера российско-северокорейских отношений после развала СССР, произошло усиление влияния США на КНДР. Не способствует стабилизации положения на Корейском полуострове и тот факт, что существует огромная разница в объеме товарооборота России с КНДР и Южной Кореей. По итогам 2003 г., товарооборот России с Южной Кореей составил 4,2 млрд долл., в то время как с Северной Кореей он едва превысил 100 млн долл.

Укрепить позиции России на Корейском полуострове мог бы масштабный проект соединения Транссибирской магистрали с железными дорогами КНДР и Южной Кореи. Объединение Транссиба и межкорейской железной дороги способно на месяц сократить срок поставок грузов из АТР в Европу и примерно в два раза удешевить их. По оценке министра иностранных дел России С. Лаврова, помимо чисто экономического эффекта (получение Россией выхода к порту Пусан и осуществление перевозок по Транссибу грузов в Европу), это еще и важная материальная база для укрепления доверия на полуострове и нормализации отношений между Северной и Южной Кореями.

Вместе с тем этот проект имеет большое геополитическое значение, так как создание железнодорожной трассы, объединяющей Тихоокеанское побережье и Европу, девальвировало бы планы США сформировать новый евразийский транспортный коридор в обход России. Железнодорожная магистраль неизбежно стала бы мощным интеграционным стимулом для всего континента. В случае реализации российско-корейских инициатив Евразия превратилась бы во взаимосвязанный континент, в котором вопросы военно-политической конфронтации уступили бы место экономическому сотрудничеству.

Однако в настоящее время перспективы ослабления напряженности и налаживания взаимовыгодного сотрудничества на Корейском полуострове пока не велики. Это обусловлено продолжением курса США на обеспечение своего господства в различных регионах мира, в том числе в Северо-Восточной Азии.

Стратегия России в отношении Кореи состоит в том, что для нашего государства «важно не обладание Кореей, а изъятие ее из-под влияния Японии или какой-либо другой державы». Несмотря на то что этот подход был определен российскими политическими деятелями более ста лет тому назад, он до сих пор сохраняет свою актуальность.