Испания. история. Средневековая испания Карта испании в 15 веке

В испанской историографии сложилось своеобразное представление об испанских средних веках. Со времен итальянских гуманистов эпохи Возрождения установилась традиция считать нашествия варваров и падение Рима в 410 н.э. отправной точкой перехода от античной эпохи к Средневековью, а само Средневековье рассматривалось как постепенное приближение к эпохе Возрождения (15–16 вв.), когда вновь пробудился интерес к культуре античного мира. При изучении истории Испании особое значение придавалось не только крестовым походам против мусульман (Реконкисте), продолжавшимся несколько столетий, но и сам факт длительного сосуществования христианства, ислама и иудаизма на Пиренейском п-ове. Таким образом, средние века в этом регионе начинаются с момента мусульманского нашествия в 711 и заканчиваются захватом христианами последнего оплота ислама, Гранадского эмирата, изгнанием евреев из Испании и открытием Нового Света Колумбом в 1492 (когда произошли все эти события).

Вестготский период.

После вторжения вестготов в Италию в 410 римляне использовали их для восстановления порядка в Испании. В 468 их король Эйрих расселил своих приверженцев в северной Испании. В 475 он даже обнародовал самый ранний письменный свод законов (кодекс Эйриха) в государствах, образованных германскими племенами. В 477 римский император Зенон официально признал переход всей Испании под власть Эйриха. Вестготы приняли арианство, которое было осуждено как ересь на Никейском соборе в 325, и создали касту аристократов. Их жестокое обращение с местным населением, в основном католиками на юге Пиренейского п-ова, послужило причиной интервенции византийских войск Восточной Римской империи, которые оставались в юго-восточных районах Испании до 7 в.

Король Атанагильд (годы правления 554–567) сделал столицей Толедо и отвоевал Севилью у византийцев. Его преемник, Леовигильд (568–586), занял в 572 Кордову, реформировал законы в пользу католиков юга и попытался заменить выборную монархию вестготов на наследственную. Король Рекаред (586–601) объявил о своем отказе от арианства и обращении в католицизм и созвал совет, на котором убедил арианских епископов последовать его примеру и признать католицизм государственной религией. После его смерти наступила арианская реакция, но с восшествием на престол Сисебута (612–621) католичество вновь обрело статус государственной религии.

Свинтила (621–631), первый вестготский король, правивший всей Испанией, был возведен на престол епископом Исидором Севильским. При нем резиденцией католической церкви стал город Толедо. Реккесвинт (653–672) приблизительно в 654 обнародовал знаменитый свод законов «Либер Юдициорум». Этот выдающийся документ вестготского периода отменял имевшиеся правовые различия между вестготами и местными народами. После смерти Реккесвинта обострилась борьба между претендентами на престол в условиях выборной монархии. В то же время заметно ослабла власть короля, и непрерывные дворцовые заговоры и мятежи не прекращались вплоть до крушения вестготского государства в 711.

Арабское господство и начало Реконкисты.

Победа арабов в битве на р.Гуадалете в Южной Испании 19 июля 711 и гибель последнего короля вестготов Родериха два года спустя в битве у Сегоюэлы предрешили судьбу вестготского королевства. Арабы стали называть захваченные ими земли Аль-Андалуз. До 756 они управлялись губернатором, который формально подчинялся дамасскому халифу. В том же году Абдаррахман I основал независимый эмират, а в 929 Абдаррахман III присвоил себе титул халифа. Этот халифат с центром в Кордове просуществовал до начала 11 в. После 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких государств (эмиратов).

В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов – местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влияние.

Мусульмане фактически не смогли установить господства на крайнем севере Пиренейского п-ова. В 718 отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга.Постепенно продвигаясь к р.Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle – в переводе «земля зaмков»); уместно заметить, что еще в конце 8 в. мусульманские летописцы называли ее Аль-Кила(зaмки). На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.

В более восточных районах существовали христианские государства – королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Изначально некоторые из этих графств были воплощением каталонской этно-лингвистической общности, центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю и ведшее оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские о-ва.В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от р.Дуэро до р.Тахо. В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.

В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от араб. «сеид», т.е. «господин»). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099. Кастильский эпос Песнь о моем Сиде, написанный ок. 1140, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.

Завершение Реконкисты.

Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. В конце концов эмир Севильи аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086); а в 1102, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.

Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 в. их вытеснили Альмохады – мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.

К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, о чем свидетельствует жизненный путь Альфонса I Воителя, который правил Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления, когда еще были свежи воспоминания о первом крестовом походе, у мавров была отвоевана бoльшая часть долины р.Эбро, а французские крестоносцы вторглись в Испанию и взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.На протяжении 13 в. христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213–1276) завоевал Балеарские о-ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Кастилии и Леона Фердинанд III взял Кордову, Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492. Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории были почти полностью очищены от мусульман, центральные и южные районы, кроме самого города Валенсия, населяли в основном мудехары (мусульмане, которым было разрешено остаться). Зато в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане были выселены.

Позднее Средневековье

В 14–15 вв. Испанию раздирали внутренние конфликты и гражданские войны. С 1350 по 1389 велась длительная борьба за власть в королевстве Кастилия. Она началась с противостояния Педро Жестокого (правил с 1350 по 1369) и союза вельмож во главе с его незаконнорожденным сводным братом Энрике Трастамарским. Обе стороны стремились найти иностранную поддержку, в частности у Франции и Англии, которые были втянуты в Столетнюю войну.

В 1365 изгнанный из страны Энрике Трастамарский при поддержке французских и английских наемников захватил Кастилию и в следующем году провозгласил себя королем Энрике II. Педро бежал в Байонну (Франция) и, получив помощь от англичан, возвратил себе страну, разбив войска Энрике в сражении при Нахере (1367). После этого французский король Карл V помог Энрике вернуть трон. Войска Педро были разгромлены на равнинах Монтеля в 1369, а сам он погиб в единоборстве со своим сводным братом.

Но угроза существованию Трастамарской династии не исчезла. В 1371 Джон Гонт, герцог Ланкастерский, женился на старшей дочери Педро и стал претендовать на кастильский трон. В спор была вовлечена Португалия. Наследница трона вышла замуж за Хуана I Кастильского (годы правления 1379–1390). Последовавшее вторжение Хуана в Португалию закончилось унизительным поражением в битве при Алжубарроте (1385). Предпринятый в 1386 Ланкастером поход против Кастилии не имел успеха. В дальнейшем кастильцы откупились от его притязаний на трон, и обе стороны согласились на брак между Катариной Ланкастерской, дочерью Гонта, и сыном Хуана I, будущим кастильским королем Энрике III (годы правления 1390–1406).

После смерти Энрике III престол наследовал несовершеннолетний сын Хуан II, однако в 1406–1412 государством фактически правил Фердинанд, младший брат Энрике III, назначенный сорегентом. Кроме того, Фердинанду удалось отстоять свои права на престол в Арагоне после смерти тамошнего бездетного Мартина I в 1395; он правил там в 1412–1416, постоянно вмешиваясь в дела Кастилии и преследуя интересы своей семьи. Его сын Альфонс V Арагонский (годы правления 1416–1458), унаследовавший также сицилийский престол, прежде всего интересовался делами в Италии. Второй сын Хуан II был поглощен делами в Кастилии, хотя в 1425 он стал королем Наварры, а после смерти своего брата в 1458 унаследовал престол в Сицилии и Арагоне. Третий сын, Энрике, стал магистром ордена Сантьяго.

В Кастилии против этих «князей из Арагона» выступал Альваро де Луна, влиятельный фаворит Хуана II. Арагонская партия потерпела поражение в решающей битве при Ольмедо в 1445, но сам Луна впал в немилость и был казнен в 1453. Правление следующего кастильского короля, Энрике IV (1454–1474), привело к анархии. Энрике, не имевший детей от первого брака, развелся и вступил во второй брак. В течение шести лет королева оставалась бесплодной, в чем молва обвиняла ее супруга, получившего прозвище «Бессильный». Когда же у королевы родилась дочь, названная Хуаной, в простом народе и среди знати распространились слухи, что ее отец – не Энрике, а его фаворит Бельтран де ла Куэва. Поэтому Хуана получила презрительную кличку «Бельтранеха» (отродье Бельтрана). Под давлением оппозиционно настроенной знати король подписал декларацию, в которой признал своего брата Альфонса наследником престола, однако объявил эту декларацию недействительной. Тогда представители знати собрались в Авиле (1465), низложили Энрике и провозгласили королем Альфонса. Многие города встали на сторону Энрике, и началась гражданская война, которая продолжалась и после скоропостижной смерти Альфонса в 1468. В качестве условия прекращения мятежа знать выдвинула требование к Энрике назначить наследницей престола свою сводную сестру Изабеллу. Энрике дал на это согласие. В 1469 Изабелла вышла замуж за инфанта Арагонского Фернандо (который войдет в историю под именем испанского короля Фердинанда). После смерти Энрике IV в 1474 Изабелла была объявлена королевой Кастилии, а Фердинанд после смерти своего отца Хуана II в 1479 занял престол Арагона. Так совершилось объединение крупнейших королевств Испании. В 1492 пал последний оплот мавров на Пиренейском п-ове – Гранадский эмират. В том же году Колумб при поддержке Изабеллы совершил свою первую экспедицию в Новый Свет. В 1512 в Кастилию было включено королевство Наварра.

Средиземноморские приобретения Арагона имели важные последствия для всей Испании. Сначала под контроль Арагона попали Балеарские о-ва, Корсика и Сардиния, затем Сицилия. В правление Альфонса V (1416–1458) была завоевана Южная Италия. Чтобы управлять вновь приобретенными землями, короли назначали наместников или прокураторов (procuradores). Еще в конце 14 в. такие наместники (или вице-короли) появились в Сардинии, на Сицилии и Майорке. Аналогичная структура управления была воспроизведена в Арагоне, Каталонии и Валенсии в связи с тем, что Альфонс V надолго отлучался в Италию.

Власть монархов и королевских чиновников была ограничена кортесами (парламентами). В отличие от Кастилии, где кортесы были относительно слабыми, в Арагоне для принятия решений по всем важным законопроектам и финансовым вопросам было необходимо получить согласие кортесов. Между заседаниями кортесов королевских чиновников контролировали постоянные комитеты. Для надзора за деятельностью кортесов еще в конце 13 в. были созданы делегации городов. В 1359 в Каталонии была сформирована Генеральная депутация, главные полномочия которой сводились к сбору налогов и расходованию денежных средств. Сходные учреждения были созданы в Арагоне (1412) и Валенсии (1419).

Кортесы, будучи отнюдь не демократическими органами, представляли и отстаивали интересы зажиточных слоев населения в городах и сельской местности. Если в Кастилии кортесы были послушным орудием абсолютной монархии, особенно во время правления Хуана II, то в королевстве Арагон и входившей в его состав Каталонии была осуществлена другая концепция власти. Она исходила из того, что политическая власть изначально устанавливается свободными людьми путем заключения договора власть имущих с народом, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон. Соответственно, любое нарушение договоренности со стороны королевской власти считается проявлением тирании.

Такая договоренность между монархией и крестьянством существовала во время восстаний т.н. ременсов (крепостных) в 15 в. Выступления в Каталонии были направлены против ужесточения повинностей и закрепощения крестьян, особенно активизировались в середине 15 в. и стали поводом для гражданской войны 1462–1472 между каталонской Генеральной депутацией, поддерживавшей землевладельцев, и монархией, которая вступилась за крестьян. В 1455 Альфонс V отменил некоторые феодальные повинности, но лишь после очередного подъема крестьянского движения Фердинанд V в 1486 подписал в монастыре Гвадалупе (Эстремадура) т.н. «Гвадалупскую сентенцию» об отмене крепостного права, включая наиболее тяжкие феодальные повинности.

Положение евреев. В 12–13 вв. христиане с терпимостью относились к еврейской и исламской культуре. Но к концу 13 в. и на протяжении 14 в. их мирное сосуществование было нарушено. Растущая волна антисемитизма достигла пика во время массовой резни евреев в 1391.

Хотя в 13 в. евреи составляли менее 2% населения Испании, они играли важную роль в материальной и духовной жизни общества. Тем не менее евреи жили обособленно от христианского населения, в собственных общинах с синагогами и кошерными лавками. Сегрегации способствовали христианские власти, предписывавшие выделять евреям в городах особые кварталы – альхама. Например, в городе Херес-де-ла-Фронтера еврейский квартал был отделен стеной с воротами.

Еврейским общинам предоставлялась значительная самостоятельность в управлении собственными делами. В среде евреев, как и в среде горожан-христиан, постепенно выделялись зажиточные семьи, приобретавшие большое влияние. Несмотря на политические, социальные и экономические ограничения, еврейские ученые внесли большой вклад в развитие испанского общества и культуры. Благодаря прекрасному знанию иностранных языков они выполняли дипломатические поручения и христиан, и мусульман. Евреи сыграли ключевую роль в распространении достижений греческих и арабских ученых в Испании и других странах Западной Европы.

Тем не менее в конце 14 – начале 15 вв. евреи подвергались жестоким преследованиям. Многие были насильственно обращены в христианство, превратившись в конверсос. Однако конверсос часто оставались жить в городских еврейских общинах и продолжали заниматься традиционными для евреев занятиями. Ситуация осложнялась и тем, что немало конверсос, разбогатев, проникли в среду олигархии таких городов, как Бургос, Толедо, Севилья и Кордова, а также заняли важные посты в королевской администрации.

В 1478 была учреждена испанская инквизиция во главе с Томасом де Торквемадой. В первую очередь она обратила внимание на евреев и мусульман, принявших христианскую веру. От них пытками добивались «признания» в ереси, после чего обычно казнили через сожжение. В 1492 все некрещеные евреи были изгнаны из Испании: почти 200 тыс. человек эмигрировали в Северную Африку, Турцию, на Балканы. Большинство мусульман под угрозой изгнания приняли христианс

Междоусобные войны, что привело к почти полному упадку культуры. Романский стиль В X-XII вв. (а в ряде мест - и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также...

Изображений на рыцарских гербах помещали девизы - краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем. Одной из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры, то есть примерные сражения, в которых участвовали целые толпы. Сюзерен нашего барона, располагая громадными средствами, задумал устроить турнир. Выкрикивали оповещение, ...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Арабское правление

5. Влияние на культуру

Заключение

Список литературы

реконкиста война испанский арабский

Введение

В VIII веке территория современной Испании была захвачена арабами, которые практически беспрепятственно заняли весь Пиренейский полуостров, исключая лишь непримиримую Астурию. С того момента, как под дамасским клинком пал король Родриго, и до того, как католические государи Фердинанд и Изабелла водрузили крест над Гранадой, прошло восемь столетий. Это восьмисотлетнее изгнание арабов с Пиренейского полуострова названо в истории Реконкистой -- Отвоеванием.

1. Завоевание Испанских земель

Время испанского средневековья было жестокой эпохой почти непрерывных войн реконкисты, кровавых междоусобиц, крестьянских восстаний. Начатое еще в VIII веке вестготско-романским населением Испании обратное отвоевание захваченных мусульманами земель получило название «реконкиста». Почти восьмисотлетняя борьба с маврами была не только цепью военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Этот сложный, противоречивый, еще не в полной мере всесторонне изученный процесс определил особенности развития феодализма на Пиренейском полуострове, оказал влияние на уклад жизни народа, содействовал росту национального самосознания. Жестокие сражения, атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры.

Возникли особые группы населения: мосарабы (арабизированные испанцы), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами и сохранившие свою религию, законы и обычаи; с другой стороны, мудехары (получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но также следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи. Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в орбиту высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом. Это воздействие оказывалось непосредственнее в областях, не связанных в открытой форме с религиозными воззрениями: в архитектуре, музыке, танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, в технике, медицине, астрономии.

Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.

Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны с четкой локализацией исторических областей. В XIII веке, называемом испанской историографией эпохой великих завоеваний, решающая роль принадлежала Кастилии, занимающей пустынное плоскогорье Центральной Месеты; Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон с его стойкими феодальными институтами и архаизмом традиций и процветающие приморские области Каталония и Валенсия, передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии. В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, господствовала мавританская художественная цивилизация. Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.

К моменту вторжения арабов на полуостров никакого понятия «Испания» не существовало. Здесь в ту пору располагалось королевство вестготов. Еще в IV веке вестготы приняли христианство, правда, не каноническое, а арианского толка, где на первый план выдвигалась человеческая природа Христа. Последним правителем этого загадочного народа был злосчастный король Родриго.

Старинные испанские романсы донесли до нас драматическую историю о любви и предательстве, в результате которых пало вестготское королевство и Испания на восемь веков оказалась во власти арабов. Случилось это, разумеется, из-за женщины, которую, как поется в народных испанских романсах, звали Ла Кава. Она была дочерью правителя Сеуты, могущественного графа Хулиана. В нее-то и влюбился вестготский король Родриго.

Сгорая от страсти, Родриго настолько потерял голову, что совершил весьма некоролевский поступок: заманив красавицу в западню, взял ее силой. Горько рыдая, Ла Кава поведала обо всем отцу, и тот поклялся отомстить Родриго. Ночью он тайно отворил арабам ворота сторожевой крепости на Гибралтаре, и их войско хлынули в Испанию. Родриго пал в первом же бою. Хроники повествуют о происшедшем несколько иначе. Известно, что невезучий король Родриго правил всего год: с 710 по 711-й. До него королем вестготов был некто Витица, перед смертью завещавший королевство своему сыну Агиле, нелюбимому вестготской знатью. Недовольные феодалы взбунтовались и провозгласили королем Родриго. В стране фактически началась гражданская война. Вот тут-то на сцену и выступают арабы, давно покушавшиеся на плодородные земли Андалусии. Арабский халифат с центром в Дамаске был могуч. Правила им династия Омейядов, все более расширявшая свои владения. К началу VIII века арабами была завоевана вся северо-западная Африка, коренное население которой составляли воинственные племена берберов. С арабскими и берберскими военачальниками и вступил в сговор сторонник наследного принца Агилы -- дон Хулиан, комендант крепости Сеута, фактически контролировавшей пролив, который ныне называется Гибралтарским. Тогда никто и не предполагал, что последствия простого военного соглашения окажутся столь катастрофическими. Союзникам предлагалось разбить армию Родриго, а в награду получить казну города Толедо.

Весной 711 года семитысячное арабское войско под командованием Тарика вступило на Европейский континент. Оно переправилось на судах, предоставленных Хулианом, поскольку своего флота в ту пору у арабов не было. Скала, на которой высадился Тарик, получила его имя: Гибралтар означает «гора Тарика»... Но тут произошло нечто непонятное: Агила вдруг предложил Родриго объединить силы в борьбе против общего врага. Двинув армию к югу на помощь королевскому войску, сам Агила уклонился от командования и почему-то предпочел остаться на севере.

Между 19 и 26 июля 711 года состоялось сражение, битва у Гуадалеты. Родриго был полностью разбит. Фланги его войска возглавляли братья покойного короля Витицы -- дядья Агилы. Онито и не выдержали удара. Родриго был убит, по одним сведениям, в этом бою, по другим -- в следующем.

Между тем арабы на легких лошадках, а большей частью на мулах, выполняя условия союзнического договора, прямой дорогой двинулись на Толедо. С 711 по 718 год они заняли почти всю Испанию. Иногда вспыхивали восстания христиан. Папе Римскому беженцы принесли скорбную весть: христианству на Пиренейском полуострове пришел конец.

Каким образом христианское государство за несколько лет почти полностью оказалось под властью мусульман, а многие его жители без особых метаний променяли религию.

Халифы династии Омейядов были далеки от исламского фанатизма. К моменту захвата Испании ислам был совсем юной религией -- со смерти пророка Магомета не прошло и века. Любители радостей жизни, покровители вольной светской поэзии и разнообразных наук, Омейяды не были агрессивны по отношению к народам оккупируемых территорий. Они не стремились насильственно обращать обитателей покоренных земель в мусульман.

Через несколько десятилетий после завоевания Испании династия Омейядов пала. Ее сменила династия Аббасидов. Столица халифата была перенесена из Дамаска в Багдад. Спасшийся Омейяд Абдаррахман I овладел Кордовой и в 756 году провозгласил себя правителем независимого Кордовского эмирата.

В иностранной политике арабы той эпохи не были склонны к кровопролитию на захваченных землях: все сводилось к более или менее регулярному обиранию. Жителей облагали данью, которая, в сущности, и была основной экономической целью арабских военных походов. Исламская подушная подать оказалась гораздо легче чем вестготская знать взимала с местного населения. От подати автоматически освобождались женщины, дети и прочие социально незащищенные элементы. А главное, все принявшие ислам уравнивались в правах с победителями и никакой дани не платили. Кроме того, заповеди Магомета, на взгляд романских и вестготских аборигенов мало чем отличались от заповедей Христа.

Однако одна небольшая область на севере так и осталась непокоренной -- это была Астурия.

Васконы -- это еще один народ на территории современной Испании, который никак не поддавался победоносному мусульманскому завоеванию. Васконы были предками басков, полудикими обитателями Пиренейских гор.

2. Арабское правление

В то время Испания, завоеванная арабами, носила имя Аль-Андалус или Андалусия. Столицей Андалусии была Кордова. В ней правил эмир, подчиненный халифу в Дамаске.

Начальники на местах хотели отделиться от Кордовы и стать независимыми эмирами в Толедо или Сарагосе. Христианские восстания, а тут еще сложная международная обстановка: то викинги нападают с моря на Севилью, то франки на Пиренеи.

После страшного разорения Севильи викингами в 845 году кордовский эмир Абдаррахман II принял решение: строить флот, способный защитить Андалусию от нападений с моря. Вскоре арабский флот Испании стал одним из сильнейших в Европе. Увы, он на долгие века породил новое бедствие христианского мира -- сарацинское пиратство. Христианских пленников арабы повсеместно делали пожизненными рабами на галерах. В дальнейшем, в ходе Реконкисты, богатеющие христианские монастыри взяли на себя труд по выкупу несчастных. До сих пор, проходя мимо толедского собора Сан-Хуан-де-лос-Рейес, можно видеть на его стенах гирлянды ржавых кандалов. Каждая такая цепь свидетельствует о вызволенном узнике.

Еще одной угрозой для арабов была неоднородность самих арабов, тайное и явное противоборство сирийцев, йеменцев, берберов. Кордовскому эмиру ненадолго удавалось усидеть на своем месте. Только и было слышно: эмир отозван, смещен, казнен, изгнан, убит прямо в мечети... Естественно, что особый гнев эмира вызывало объединение своих, мусульманских, заговорщиков с христианами. Тут карали всех без разбора.

Одной из таких карательных экспедицийстал поход арабских войск на территорию современной Франции. Операция, изначально направленная против провинившегося перед эмиром герцога Аквитанского, отличалась невиданной доселе жестокостью. Арабское войско продвигалось по маршруту Сарагоса -- Памплона -- Ронсеваль -- Бордо -- Пуатье -- Тур.

Горели селения и города. Убийства, разграбление и всевозможные бесчинства стали обычным делом. Войско эмира стояло почти под Парижем. Очередным приобретением халифа в Дамаске могла стать Франция.

И тут появляется франкский полководец Карл Мартелл. В 732 году под Пуатье произошло грандиозное сражение, настоящая битва народов, где войска эмира были разбиты и отброшены франками, а сам эмир убит. И хотя арабы еще не раз совершали походы против христиан, им никогда уже не удавалось продвинуться так далеко в Европу, и тем более закрепиться там надолго.

В 736 году восставшие баски на время изгоняют арабов из Памплоны. В 750-м христианский король Альфонсо I в результате ряда побед отвоевывает всю Галисию. Через шестнадцать лет христиане благополучно отбивают набег мусульманской конницы под Алавой.

А вот 778 год неожиданно показал, насколько сложной была обстановка на Пиренеях и сколь легендарно Ронсевальское сражение. Французский эпос, созданный в XI--ХII веках, рассказывает о походе франкского императора Карла Великого против испанских мавров, о героической гибели племянника Карла, благородного графа Роланда, в Ронсевальском ущелье Пиренеев и о страшной мести Карла коварным сарацинам за его смерть. Описанные события самым непосредственным образом связаны с Реконкистой: христиане стараются вытеснить мусульман с европейской территории. Героический эпос представляет нам кровопролитный конфликт двух религий, двух мировоззрений и, в конечном счете, все то же столкновение Востока и Запада.

Губернатор Сарагосы араб Сулейман ибн Араби явился в 777 году с посольством к королю франков Карлу. Сулейман просил у Карла помощи в борьбе против кордовского эмира Абдаррахмана I. Сарагосский губернатор клялся Аллахом, что в награду за поддержку ворота Сарагосы будут открыты без боя -- надо лишь немедленно выступить в поход. Карл двинулся к югу.

Поросший густым лесом перевал в Пиренейских горах и Ронсевальское ущелье паладины короля прошли благополучно -- горные отроги были пустынны. Лишь в Памплоне воины Карла повстречали людей. То были полудикие баски, молчаливо наблюдавшие за иноземным воинством. Ворота Сарагосы оказались закрытыми. Смущенный Сулейман продолжал клясться, что их непременно откроют, надо лишь осадить город и подождать, пока в нем кончатся продовольствие и вода. Дни шли за днями, а Сарагоса не сдавалась. Наконец разведка донесла Карлу, что кордовский эмир двинул на Сарагосу многочисленное войско.

Карл велел схватить Сулеймана и заковать в цепи, а его сыновей заложниками отправить с обозом во Францию. После чего он развернул свое войско и устремился назад, к Пиренеям. Французские воины уже ступили на зеленые холмы Гаскони, только вот поотставшего обоза, которым командовал любимый племянник короля, Роланд, все не было. Спустя сутки обеспокоенный Карл велел повернуть коней. В Ронсевальском ущелье, названном летописцами «долиной смерти», французам открылось страшное зрелище. Пустые перевернутые фуры, издыхающие под обломками скал лошади и груды мертвых тел, изуродованных и нагих. Среди них нашли и тело графа Роланда. Было видно, что он и его спутники отражали нападение до последнего, спиной к спине. Неподалеку лежал в крови богато изукрашенный рог Роланда, в который он должен был затрубить в случае опасности. Грабители, унесшие все, по непонятной причине не тронули его. А еще сыновей Сулеймана не обнаружили среди убитых.

3. Разгар и окончание реконкисты

XIII и XIV века -- разгар Реконкисты. Христианское население Пиренейского полуострова все больше осознает себя испанцами, католиками и верными подданными королей. Можно сказать, что в этот период отвоевание становится сознательным, целенаправленным движением, задача которого -- окончательное вытеснение мусульман из Европы. Значительную роль в обороне недавно отвоеванных местностей начинают играть рыцарские ордена.

События той эпохи включают в себя немало подвигов, измены, предательства, проявления крайней жестокости и фанатизма это всё оставило свой кровавый след в истории Реконкисты.

В 1292 году в течение полугода испанцы осаждали крепость Тарифа на Средиземном море. В конце концов, измученные голодом арабы были вынуждены сдаться. Оборонять крепость в случае новых нападений вызвался рыцарь Алонсо Перес Гусман по прозвищу Добрый -- Эль Буэно. Его имя прогремело на всю Испанию, но за это он заплатил воистину непомерную цену.

В 1340 году крепость Тарифа вновь подверглась осаде. На сей раз со стороны марокканцев. 30 октября христианские войска сошлись с противником на Рио-Саладо (Соленая река). Здесь произошло одно из крупнейших сражений Реконкисты, в котором мавры были полностью разбиты.

21 августа 1415 года португальские войска почти без боя взяли Сеуту -- ту самую крепость, с которой начался семьсот лет назад захват Пиренейского полуострова. А в 1487 году настал черед Малаги.

Рим тем временем требует от христианских правителей Испании более жестких мер по отношению к неверным на вновь завоеванных территориях. Но испанские государи колеблются-- им просто кажется противоестественным притеснять добрую половину своих подданных. Но все меняется с воцарением Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской, вошедших в историю под именем Католических королей. Их брак в 1469 году объединил два крупнейших королевства христианской Испании. С этого времени испанские короли окончательно перестали быть «королями трех религий». Отныне они представляют лишь одну веру и полностью подчиняются Риму.

В 1487 году король Фернандо осаждает Малагу. Осада и взятие этого крупного порта -- бесконечная череда отважных вылазок, геройских атак и столь же отважного сопротивления.

Неожиданную военную и экономическую помощь христианам оказал гранадский эмир Боабдил, надеявшийся таким образом обезопасить себя в будущем. Но -- он плохо знал Католических королей.

Спустя четыре года после падения Малаги эта пара, в которой ведущая роль принадлежала Изабелле, принялась готовиться к походу на последний оплот мусульманства -- Гранаду. Подготовка заняла весь 1491 год. Гранадский эмират, оказавшийся во враждебном кольце христиан, был обречен. Деньги на военную кампанию христианские правители позаимствовали у насмерть перепуганных евреев, обложив синагоги непосильными налогами, а то и попросту обобрав их до нитки. В 1491-м началась затяжная осада, при которой королева Изабелла разделила с воинами все тяготы походной жизни. Ее появление верхом на коне под стенами осажденного города вызывало вопли восторга. Королева дала обет не менять сорочку, пока над Гранадой не взовьется кастильский флаг. Шли дни,и белоснежное королевское сорочка постепенно приобретая серовато-желтый цвет. В январе 1492 года Боабдил, последний эмир Гранады, плача, покинул Альгамбру. Он ушел через неприметную дверь в задней стене крепости. Дверь эту можно увидеть и сегодня. Она заперта с той минуты, как ее порог перешагнул безутешный эмир.

От героической горы Тарика на Гибралтаре до печального Вздоха Мавра под Гранадой -- круг замкнулся. Завершилась эпоха.

К паническому бегству мавров и евреев, которым Католические короли поставили жесткое условие: в трехмесячный срок покинуть страну. Евреи, кстати, были изгнаны как-то заодно, попав под горячую руку. За первой волной изгнанников последовала вторая, третья: мориски, мудехары, выкресты -- все те, без кого осиротела Андалусия. Тогда же «были обречены на гибель блистательная поэзия, астрономия, архитектура, равных которым не было в Европе», -- скажет спустя несколько веков Федерико Гарсиа Лорка. Впереди страну ждали инквизиция и небывалый размах массовых репрессий. В знаменательный год взятия Гранады вместе с окончанием Реконкисты завершилось формирование испанского народа и кастильского языка: 1492 год стал еще и годом выхода первой испанской грамматики. Страна наконец объединилась. Была открыта Америка, поскольку Колумб все-таки отправился в свое великое плавание из заштатного порта Палос, набрав команду по тюрьмам. Впереди были колониальное золото и испанский Золотой век…

4. Влияние Реконкисты на Объединение Народа

В первые века Реконкисты испанского народа, как такового, еще не существовало. Это было иберо-романо-готское население. В качестве народа, наделенного неповторимыми национальными особенностями, испанцы сформировались именно в процессе Реконкисты. Борьба с общим врагом закалила и сплотила их, наложила отпечаток и на тип характера.Практически все путешественники по Испании отмечали свободу испанцев от сословных предрассудков. Вообще разграничение на крестьян, ремесленников и рыцарей не было в Испании столь очевидным, как в других странах средневековой Европы. Причины следует искать именно во временах Реконкисты, когда все слои общества сражались с мусульманами на равных, а города и крестьянские общины, оказавшиеся на границе и вынужденные эту границу охранять, получали особые права и свободы, закрепленные в сводах законов -- фуэросах. Свободные от феодальной зависимости крестьяне образовывали самостоятельные союзы -- бегетрии. Вольный и непокорный дух бегетрий заложил основы независимого народного характера.

Для объединения нужно было некое общее знамя, единая святыня. Вот почему так важно в истории Реконкисты обретение в IX веке мощей святого Иакова -- Сантьяго, в Галисии, в местечке Компостела. Святой Иаков делается знаменем Реконкисты. Мирный апостол получает прозвание «Сантьяго-Матаморос», то есть «Сантьяго-Истребитель мавров». Он и поныне считается небесным покровителем Испании.

На Сантьяго-де-Компостела был совершен набег. Арабы разрушили церковь, посвященную Сантьяго, но саму гробницу не осквернили, не тронули даже монаха, ее охранявшего. Нападавшие отнеслись с уважением к христианской святыне. Правда, колокола с колокольни были сняты и на плечах рабов-христиан доставлены в Кордову для переплавки на лампы знаменитой мечети. Когда 29 июня 1236 года король Кастилии Фернандо III наконец взял Кордову, светильники, отлитые из колоколов, были отправлены обратно в Сантьяго -- уже на плечах мусульманских рабов.

В Сантьяго-де-Компостела и по сей день пролегает из Франции дорога паломников. Первые паломники шли по ней, опираясь на посох и распевая песни о гибели отважного графа Роланда.

Другим знаменем Реконкисты стал Сид Воитель, возглавивший борьбу с маврами в XI веке. РуйДиас де Бивар, или Сид Кампеадор, герой испанского эпоса «Песнь о Сиде», -- лицо реальное. Своими подвигами на войне с мусульманами он прославил испанское оружие. И эпос, и народные романсы воздают ему дань преклонения, описывая его как человека чести, борца за справедливость, непобедимого воина-богатыря. Реальный Сид не был таким образцом добродетели, каким его рисует воображение сказителей. Отстаивая христианство он, тем не менее, с охотой служил и испанским королям, и мусульманским эмирам. Однако крепнущему самосознанию народа, все сильнее ощущающему себя единой нацией, был просто необходим герой-символ, яркий пример для подражания.

5. Влияние на культуру

Было бы глубочайшим заблуждением полагать, что война и вражда -- единственное условие сосуществования народов на Пиренейском полуострове в эпоху Средневековья. Здесь вопреки всему за время пребывания арабов сложился на редкость гармоничный уклад жизни, родилась богатейшая андалузская культура.

Почти все население было двуязычным: говорили на языке эль-романсе и на разговорном арабском. Многие знали классический арабский, латынь, древнееврейский. Арабы, евреи, испанцы свободно общались, торговали, заключали брачные союзы. Это продолжалось веками, почти до самого конца Реконкисты. В этой Испании было бы абсурдно говорить о чистоте крови и проявлять религиозную нетерпимость.

Кроме христиан, мусульман и иудеев здесь жили: муваллады -- христиане-испанцы, принявшие мусульманство. Мосарабы -- христиане-испанцы, живущие в арабских эмиратах и халифате, но сохранившие свою религию, усвоив при этом арабские культуру и язык. Мудехары -- арабы, оставшиеся на испанских территориях после отвоевания, сохранившие свою веру, но ставшие носителями не столько чисто арабской, сколько арабо-испанской, андалузской культуры. Наконец, мориски -- арабы или муваллады, которые после окончательного изгнания арабов из Испании приняли христианство. Смешивались культуры, смешивались народы.

За примером вернемся немного назад, в начало Х века, в Кордову, где к власти пришел эмир Абдаррахман IIIсголубыми глазами и русыми волосами. Он разорвал формальную зависимость от Багдада, объявив в 929 году о создании независимого Кордовского халифата. Это будет великое царство. Чего стоит одна кордовская мечеть. Огромным уважением пользовался и Кордовский университет. Сюда приезжали учиться из Франции, Англии, Германии. Кордова славилась на весь мир своими библиотеками. Библиотека халифа аль-Хакама II насчитывала не менее четырехсот тысяч томов. Здесь, в Кордове, родился поэт ибн Хазм, автор «Ожерелья голубки», одной из лучших книг о любви. Здесь жил знаменитый философ Аверроэс, переводчик Аристотеля на арабский язык, оставивший также труды по физике, математике, астрономии, медицине, религии и праву. Города Севилья и Гранада с роскошным мавританским дворцом Альгамброй были прекрасны и богаты.

Разные группы населения в целом существовали в гармоничном равновесии. Собор, мечеть, синагога -- вот нормальный городской пейзаж Гранады или Толедо. При отвоевании католики, правда, были склонны открывать в мечетях и синагогах свои соборы. И все же кастильские короли, начиная с просвещенного государя Альфонсо Мудрого, долгое время именовали себя «королями трех религий». Монарха, возвращавшегося из похода, высыпавший навстречу народ приветствовал на трех языках: арабском, испанском, еврейском.

В Толедо была создана знаменитая школа переводчиков, обогатившая Европу трудами Аверроэса и Авиценны.

Заключение

Реконкиста привела к глубоким изменениям в социально-экономической, политической и духовной жизни народов Пиренейского полуострова. Захват воинственным дворянством и католической церковью большей части отвоеванной земли резко усилил могущество духовных и светских феодалов. Чрезвычайно возросло влияние церкви.

Но, несмотря на ту огромную роль, которую играла церковь в процессе реконкисты, идейное влияние католицизма на жизнь испанского общества было не очень сильным. Одной из причин этого послужил длительный контакт со светской арабской культурой. Вместе с тем именно многовековая борьба с маврами во многом определила то обстоятельство, что в Испании католицизм в средние века воспринимался, прежде всего как сила национальная и политическая. Сражаясь за «святую веру», испанцы видели в этом и национальную задачу освобождения родной страны от ига иноземцев, а не осуществление возвышенных мистических идеалов.

Список литературы

1. Альтамира-и-Кревеа Р.История Испании. М., 1951. Т.1.

2. Варяш О.И.Два очерка о пиренейской Реконкисте 2 средние века. М., 1996. Вып. 59.

3. Корсунский А.Р.История Испании 9-13 веков. М., 1976.

4. Кудрявцев А.Е.Испания в средние века. Л., 1937.

5. Социально0политическое развитие пиренейского полуострова при феодализме. М., 1985.

6. Уотт У.М.,Какиа П.Мусульманская Испания. М., 1976.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание взаимоотношений Испании с европейскими государствами в XVI–XVII веках. Война с Гранадой и завершение Реконкисты. Развитие отношений с Англией, Францией, Германией, Нидерландами и Португалией. Анализ Шмалькальденской и Тридцатилетней войн.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2017

    Анализ ситуации на внутреннем и внешнем рынке Англии в эпоху Средневековья. Формирование торговых центров и осуществление торговли. Оценка существующих мер веса, длины и общее состояние монетного дела. Государственное регулирование и география торговли.

    реферат , добавлен 29.07.2011

    Значение экономических факторов (расширения торговых сношений, индустриальной революции) для процесса перемещений народов Европы (конец Средневековья – Новое время). Влияние политических факторов на формирование народов Европы и национальных государств.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Введение понятия "средний век" итальянскими гуманистами. Разделение эпохи Средневековья на периоды и их характеристика. Особенности средневекового общества, ориентация средневекового человека на свой внутренний мир. Основные цивилизационные регионы.

    презентация , добавлен 15.12.2013

    Сущность и содержание феномена рыцарства как одного из самых замечательных явлений средневековья, его место в истории, характерные признаки и отличительные особенности. Исследование рыцарского мировоззрения и мировосприятия, его традиции и быта.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Ознаменование периода Средневековья эпохой Возрождения, Великими географическими открытиями, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики. Становление феодальной экономики и ее особенности. Хозяйственная жизнь на Средневековом Востоке.

    реферат , добавлен 30.08.2009

    Исследование рыцарского мировоззрения и мировосприятия, его традиций и быта. Характерные черты военной истории Средневековья. Происхождение и роль холодного оружия. Ударно-дробящее оружие, копья в средние века. Типы европейских мечей VIII-XIV вв.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Принципиальные основы строительства домов в странах Европы в период Средневековья, его развитие и трансформация. Мебель, предметы быта и интерьер комнат, их основные элементы. Методы решений проблемы освещения зданий. Основные способы их отопления.

    реферат , добавлен 02.01.2011

    Функции науки: описательная, систематизирующая, объяснительная, производственно-практическая, прогностическая, мировоззренческая. Творцы открытий в эпоху Средневековья: Роджер Бэкон, Гутенберг, Коперник, Тихо Браге, Галилео Галилей, Ньютон и да Винчи.

    реферат , добавлен 10.05.2014

    Процесс познания в эпоху Средневековья в арабоязычных странах. Великие ученые средневекового Востока, их достижения в области математики, астрономии, химии, физики, механики и литературы. Значение научных трудов в развитии философии и естественных наук.

Пиренейский полуостров в XIV-XV вв. В середине XIII в. Реконкиста надолго приостановилась. Мавританские владения - Гранадский эмират - стремились поддерживать мир со своими северными соседями, особенно после 1340 г., когда в битве при Саладо христианские войска нанесли поражение Гранаде и ее североафриканским союзникам. Эта битва положила конец военной помощи берберов ал-Андалусу. Границы между Кастилией и Арагоном постоянно изменялись в ходе междоусобных войн. Арагон на протяжении всего периода осуществлял планомерную экспансию в Средиземноморье: он подчинил Балеарские острова (в конце XIII - первой половине XIV в. там было самостоятельное государство - королевство Майорка), утвердился на Сицилии (1282) и в Неаполитанском королевстве (1442), завоевал остров Сардинию. Кастилия, в начале XV в. присоединила Канарские острова, а Португалия с 1415 г. захватом города Сеута в Северной Африке начала свою колониальную экспансию в Атлантике. После брака наследников кастильского и арагонского престолов - инфанты Изабеллы и принца Фердинанда - в 1479 г. произошло объединение этих королевств. Наварра, не игравшая существенной роли на полуострове, в конце XV в. была поделена между Арагоном и Францией. В 1492 г. войска Кастилии и Арагона взяли Гранаду и тем самым завершили Реконкисту. Таким образом, к концу столетия закончилось и отвоевание, и объединение территории Испании в единое государство.

Социально-экономическое развитие. С середины XIII в. в экономике Испании и Португалии усиливаются кризисные явления, связанные с решением главных задач Реконкисты. Христианское завоевание вызвало массовый отток мавританского населения в Гранаду и Северную Африку; нередко мусульмане изгонялись из страны по распоряжению королевской власти. Это не могло не подорвать высокоразвитую агрикультуру Андалусии, ремесло крупных городов. Крайне неблагоприятные последствия для полуострова, как и для остальной Европы, имела эпидемия чумы в середине XIV в., которая в некоторых областях (например, в Каталонии) унесла более половины населения. Ухудшились социальные условия для развития крестьянского хозяйства и ремесленного производства. Ослабление колонизационного процесса позволило феодалам северных районов полуострова ужесточить эксплуатацию крестьянства. Особенно ярко это проявлялось в Каталонии и Арагоне. В конце XIII - первой половине XIV в., когда в соседней Франции шел процесс ликвидации серважа, здесь, наоборот, происходит законодательное оформление личной зависимости. Ременсы (такое собирательное название носили каталонские крепостные) должны были выплачивать специфические сервильные повинности, что обозначалось как "дурные обычаи"; они подлежали суду сеньора, который был вправе выносить даже смертные приговоры; сильно ограничена была возможность ухода крестьянина от феодала. Неблагоприятные изменения произошли и в положении крестьян Кастильского королевства. В Астурии, Галисии, Леоне возросли повинности соларьегос, урезывались права бегетрий; в центральных и южных районах полуострова резко увеличиваются нормы натуральных и денежных поземельных платежей. Серьезную опасность для крестьянского хозяйства стало представлять коммерческое овцеводство крупных сеньоров, церкви и орденов. В начале XIV в. в Испании была выведена порода длинношерстных овец-мериносов, чья шерсть пользовалась широким спросом в Италии, Англии и Фландрии. Это способствовало возрастанию удельного веса скотоводства в экономике страны, наступлению феодалов на общинные земли с целью расширения пастбищ. Массовый вывоз сырья за рубеж вел к его удорожанию на внутренних рынках, к ослаблению позиций местного текстильного ремесла. Несколько иные условия сложились в Португалии, где вокруг портовых городов, специализировавшихся на экспорте аграрной продукции, успешно развивалось зерновое хозяйство. При этом усиливалась имущественная дифференциация крестьянства, увеличивалось число малоземельных держателей, живших феодальным наймом, причем плата наемным работникам в Португалии (как и в Испании) ограничивалась законом.

Наступление на права крестьян, естественно, встречало их сопротивление. В XV в. происходит ряд восстаний в Галисии и Старой Кастилии. Наибольшего размаха крестьянское движение достигло во второй половине XV в. на Балеарских островах (восстания 1450 и 1463 гг.) и в Каталонии. Уже в 50-е годы XV в. каталонские ременсы требовали права выкупиться из личной зависимости, а с 1462 г. они поднялись на вооруженную борьбу, однако войска кортесов легко рассеяли крестьянские отряды. В 1482 г. крестьяне восстали вновь под руководством Педро де ла Сала. Успеху восстания благоприятствовала острая политическая борьба короля с мятежной знатью. Размах движения заставил господствующий класс пойти на уступки. В 1486 г. были отменены "дурные обычаи" и разрешен выкуп ременсов за довольно высокую плату.

Господствующий класс и внутриполитическая борьба. В XIV- XV вв. в Кастилии и Португалии в значительной степени исчезает возможность приобретать дворянство зажиточным крестьянам и горожанам. Еще ранее, на рубеже XIII-XIV вв., размываются группы сельских и городских кабальерос как особые сословные группы; их обедневшая часть переходит в состав мелкого крестьянства и непривилегированных горожан, а верхушка вливается в ряды идальгос и порывает с производственной деятельностью. С этого времени и законодательство, и сословная мораль считают труд (особенно в ремесле и торговле) несовместимым с благородным статусом. При этом идальгос продолжали жить не только в деревне, но и в городе, образуя влиятельную часть его населения, контролирующую муниципальные учреждения. Другой характерной чертой данного периода является усиление замкнутости высшего слоя феодального класса - аристократии (рикосомбрес, гранды). Этому способствовали введение в Кастилии в конце XIII в. майората, т. е. неделимости вотчин знатных сеньоров при наследовании, а также сознательно создаваемые ограничения в приобретении титула для идальгос. Наконец, в конце XIII-XV в. заметно обостряется борьба внутри господствующего класса. Приостановка Реконкисты привела к уменьшению доходов дворянства; острое недовольство как феодалов, так и городов вызывали централизаторские устремления королей; различные группировки знати соперничали за политическое влияние, за право присваивать коронные земли и доходы. Все это создавало благоприятную почву для острой и затяжной междоусобной борьбы во всех христианских государствах Пиренейского полуострова. XIV-XV века были временем настоящей феодальной анархии, когда королевская власть, лишь балансируя между враждующими "униями", "братствами" и "лигами" грандов с помощью подкупа и террора, могла сохранить контроль над положением. Объединение Кастилии и Арагона позволило несколько стабилизировать ситуацию в Испании. Сложность расстановки политических сил внутри страны, наличие многочисленного воинственного дворянства относятся к тем причинам, которые побуждали испанских и португальских монархов в XV-XVI вв. поощрять внешнюю экспансию, в частности колониальные захваты.

Церковь и ереси. Роль католической церкви в средневековой Испании была особенно велика, ведь Реконкиста шла под лозунгами борьбы христианства против ислама. Церковь не только вела проповедь религиозной войны, но и непосредственно в ней участвовала. Многие епископы имели собственные вооруженные формирования, лично участвовали в битвах и походах; большую роль в Реконкисте сыграли духовно-рыцарские ордена. Существенное влияние оказывала церковь и на политику королевской власти: глава (примас) испанской церкви архиепископ Толедский, другие виднейшие прелаты (архиепископы Сантьяго, Картахены, Барселоны) были влиятельными членами королевских Советов, канцлерами королевств Кастилии и Арагона.

Церковь в Испании предпринимала большие усилия по обращению в христианство мусульман на отвоеванных территориях. Особенно заметной стала религиозная нетерпимость в XIV- XV вв. Насильно крещенные мавры (мориски) нередко втайне отправляли обряды ислама. Мосарабская христианская церковь, существовавшая в ал-Андалусе, выработала некоторые свои обряды и особенности в толковании Священного писания, не признававшиеся папством и духовенством Кастилии и Арагона. Все это дало повод для усиления в XV в. борьбы с ересями и учреждения в 1481 г. специального церковного трибунала - инквизиции. В 1483 г. испанскую инквизицию возглавил Торквемада, который при поддержке Фердинанда и Изабеллы (прозванных католическими королями) осуществлял массовые преследования мавров, морисков и еретиков.

Историю Испании стоит начать с расшифровки названия страны. Оно имеет финикийские корни и означает «берег даманов», то есть место обитания травянистых млекопитающих, которые заселяли Пиренейский полуостров.

Эти земли едва ли были когда-то пустыми. Люди заселяли их с незапамятных времен. Связано это с благоприятным климатом, выходом к морю, богатством ресурсов.

Первые племена

История Испании связана со многими древними народами. Они занимали различные участки будущего государства. Известно, что на южных территориях селились иберы, северные земли интересовали кельтов.

Центральная часть полуострова заселялась смешанными племенами. В источниках древних времен их называли кельтиберами. На побережьях селились греки, финикийцы. С особой активностью земли завоевывали карфагеняне. Но в результате нескольких войн их вытеснили римляне.

От римского к арабскому владычеству

Колонизация земель римлянами началась в 3 веке до нашей эры. Полностью же покорить все племена удалось лишь в 72 году до нашей эры. С этого момента началась история Римской Испании. Затянулась она почти на пять веков. За это время было построено множество античных сооружений. Некоторые амфитеатры, триумфальные арки сохранились до наших дней.

Именно в этот период особенно обогатилась культура Испании. На этих землях родился знаменитый римский философ Сенека, император Траян. В 3 веке сюда пришло христианство.

В конце 4 века Римская Испания прекратила свое существования. Захватив Рим, сюда пришли вестготы. В 418 году они организовали на этих землях собственное государство. Южные земли смог вернуть себе приемник Римской империи Юстиниан. Так в 6-7 веке существовала Византийская Испания.

Бесконечные внутренние междоусобицы среди вестготов привели к упадку их государства. Один из претендентов на престол решился попросить помощи у арабов. Так в 8 веке новый народ прибыл на полуостров.

Арабы довольно быстро захватили власть. Они не планировали вносить в уклад местного населения радикальные изменения. Жители полуострова сохранили свою религию, культуру, традиции. Но некоторые элементы Востока все же переняли, например любовь к роскоши. Напоминают о владычестве арабов архитектурные сооружения той эпохи.

Реконкиста

Жители полуострова не могли смириться с тем, что ими управляют мавры. Они вели постоянную борьбу за отвоевывание своих земель. В истории этот долгий период получил название Реконкиста. Начался он в 8 веке, когда в битве при Ковадонге удалось впервые победить арабов.

За это время были созданы такие государственные объединения, как Испанская марка (современная Каталония), Наварра, Арагон.

Арабам удалось отвоевать значительные территории и прочно закрепиться на полуострове в конце 10 века, когда к власти пришел визирь Альманзор. С его смертью государство мавров утратило единство.

Максимальных успехов добилась Реконкиста в 13 веке. Христиане объединились против арабов и смогли разгромить их в нескольких решающих битвах. Впоследствии маврам пришлось спасаться в горах. Их последним убежищем была укрепленная Гранада. Ее завоевали в 1492 году.

После разгрома арабов наступает Золотой век Испании.

Фердинанд и Изабелла

Наиболее значимыми личностями Испании считаются Изабелла и Фердинанд. Она унаследовала трон Кастилии от брата и вышла замуж за наследника Арагона. Династический брак объединил два крупнейших королевства.

В 1492 году испанцы не только окончательно избавились от мавров, но и открыли для себя Новый мир. Именно в это время Колумб осуществляет экспедицию и основывает испанские колонии. Началась эпоха Великих географических открытий, в которых государство играло важную роль. Именно Изабелла согласилась спонсировать экспедицию Колумба. Для этого она заложила свои драгоценности.

Правители Испании решились вложиться в рискованное предприятие, которое возвысило государство на мировой арене. Те же страны, которые побоялись рисковать, долгое время сожалели о своем промахе, а Испания пожинала плоды с образованных колоний.

Габсбургская Испания (начало)

Внук Изабеллы и Фердинанда появился на свет в 1500 году. Он известен как Карл Первый в качестве короля испанских земель, а под именем Карла Пятого стал императором Священной Римской Империи.

Король отличался тем, что предпочитал самостоятельно решать все вопросы государства. Он прибыл в Кастилию из Бургундии. Оттуда он привез свой двор. Это сначала возмутило местных жителей, но со временем Карл стал настоящим представителем Кастилии.

История Испании того времени связана со многочисленными войнами против протестантизма, который развивался в Германии и Франции. В 1555 году войска императора потерпели поражение от немецких протестантов. По мирному договору в Германии узаконивалась новая христианская церковь. Карл не смог принять такого позора и через три недели после подписания документа отрекся от престола в пользу своего сына Филиппа Второго. Сам же он удалился в монастырь.

Последние Габсбурги

Филипп Второй продолжил историю страны. Испания во время его правления смогла остановить турецкое нашествие. Она одержала победу в морской битве при Лепанто в 1571 году. Сражение вошло в историю не только благодаря победе объединенного испано-венецианского флота, но и последним использованием гребных суден. Именно в этом сражении потерял руку будущий писатель Сервантес.

Филипп делал все, чтобы укрепить в государстве монархию. Но ему не удалось сохранить под свои контролем Нидерланды. В 1598 году северные земли получили независимость, проведя у себя революцию.

Однако чуть ранее Филипп сумел присоединить Португалию. Случилось это в 1581 году. Под испанской короной Португалия была до середины 17 века. Страна все время пыталась выйти из состава Испании, используя для этого любые методы.

При следующих правителях политическое влияние государства на мировой арене постепенно падало, владения государства сокращались. Последующей ступенькой вниз стала Тридцатилетняя война. Габсбурги Испании и Австрии, а также немецкие князья объединили силы для борьбы с протестантской коалицией. В ее состав вошла Англия, Россия, Швеция и другие страны. Миф о непобедимости испанской армии разрушила битва при Рокруа. В 1648 году стороны заключили Вестфальский мир. Он имел печальные последствия для Испании.

Последний представитель Габсбургов скончался в 1700 году. Карл Второй не имел наследника, поэтому престол достался Бурбонам из Франции.

Война за испанское наследство

Участие Испании в войнах продолжилось и в 18 веке. На трон взошел Филипп Бурбон, приходившийся внуком Людовику Четырнадцатому, королю Франции. Это не устраивало Великобританию, Австрию, Голландию. Они боялись, что будущее испано-французское государство станет сильным противником. Началась война. По мирным договорам 1713-1714 годов Филипп отказывался от французского престола, сохраняя за собой испанский трон. Таким образом, Франция и Испания не смогли бы объединиться. Кроме этого, Испания лишалась своих владений в Италии, Нидерландах, на Менорке и Гибралтаре.

Следующим королем стал Карл Четвертый. На него большое влияние оказывал фаворит Годой. Именно он склонял короля к сближению с Францией. В 1808 году Наполеон силой держал Карла Четвертого и его сына Фердинанда во Франции, чтобы в Испании правил Жозеф Бонапарт. В стране подымались восстания, велась партизанская война против войск Наполеона. Когда европейские страны свергли императора, власть в Испании перешла Фердинанду Седьмому. После его смерти в стране возобновились гражданские войны, появились и обострились противоречия между народами государства на почве культуры и языка. Это была Испания эпохи Просвещения. В это время проводились реформы по модернизации государственного управления. Правители отличались деспотическими методами и стремлением к просвещению.

В 19 веке в стране прошло пять больших революций. В результате государство стало конституционной монархией. В этот же период оно утратило практически все свои колонии в Америке. Это негативно сказалось на экономическом положении, поскольку исчезал крупнейший рынок сбыта, сокращалось количество получаемых налогов.

Франкистская Испания

В начале 20 века власть короля была существенно ослаблена. В 1923 году в результате военного переворота власть в стране на семь лет захватил генерал де Ривера. После выборов 1931 года королю Альфонсу Тринадцатому пришлось отречься от престола и выехать в Париж. На мировой карте появилась республика.

С этого времени началась ярая борьба между республиканцами, которых поддерживал Советский Союз, и фашистами, которые подпитывали силы из Италии и Германии. Республиканцы проиграли в борьбе, и с 1939 года в стране была установлена диктатура Франко.

Франкистская Испания придерживалась нейтралитета во Второй мировой. Но это было только формально. На деле же страна поддерживала Германию. Именно поэтому в послевоенное время она находилась в международной изоляции. К 1953 году она смогла добиться отмены санкций. В стране были проведены реформы, благодаря которым сюда хлынули иностранные инвестиции. В Испании началось развитие промышленности, туризма. Этот период принято называть экономическим чудом. Он продолжался до 1973 года.

Но в стране продолжали преследовать приверженцев левых взглядов. Их обвиняли в сепаратизме. Сотни тысяч людей исчезли бесследно.

Новейшая история

После своей смерти Франко завещал передать власть в руки Хуана Карлоса, который приходится внуком Альфонса Тринадцатого. История Испании изменилась в 1975 году.

В стране были проведены либеральные реформы. Конституция 1978 года позволила расширить автономию некоторых регионов государства. В 1986 году страна вошла в состав НАТО и ЕС. Серьезной нерешенной проблемой остается деятельность сепаратистской организации ЭТА террористического характера.

Создана радикальная группа в 1959 году. Ее деятельность направлена на получение независимости Страной Басков. Идеологами стали братья Арана, жившие в 19-20 веке. Они заявляли, что Испания превратила их земли в свою колонию. Стали образовываться националистические партии. Когда к власти пришел Франко, автономия Страны Басков была упразднена, а их родной язык оказался под запретом. В шестидесятых годах прошлого века баски смогли вернуть себе школы с преподаванием на своем языке.

Представители ЭТА выступают за создание отдельного государства Эускади. За историю своего существования ее представители совершали покушения на жандармов, чиновников. Наиболее известным преступлением считается спланированное убийство Луиса Бланко, который был преемником Франко. Над местом, где проезжала его машина, заложили взрывчатку, и 20.12.1973 прогремел взрыв. Политик погиб на месте. В семидесятых-восьмидесятых годах между правительством и ЭТА проводились переговоры, которые ненадолго приводили к перемирию. Сегодня организация официально отказалась от вооруженной борьбы, занявшись политикой. Ее бывшие участники баллотируются в выборах и получают места в правительстве.

Современная роль монарха

Король Хуан Карлос Первый обладает большим авторитетом на мировой арене. Хотя его полномочия в стране были очень ограничены, он участвовал в различных важных политических процессах. Благодаря его авторитету сегодня Испания остается стабильным государством с развитой экономикой.

Родился он в 1938 году на территории Италии. Его молодые годы прошли в Италии и Португалии. Образование он смог получить на родине. Франко назначил его своим преемником еще в 1956 году. Против этого выступал отец Хуана граф Барселонский.

В 2014 году король решил отказаться от престола в пользу своего сына Фелипе. Он заявил, что тот готов к правлению, он молод и способен провести в стране необходимые преобразования. Несмотря на отречение, он по-прежнему имеет титул короля.

С 2014 года монархом Испании считается Филипп Шестой. О его деятельности пока мало что известно. Ему приходится решать вопрос с Каталонией, которая в 2017 году провела незаконный референдум об отсоединении от государства.

Культура

Если говорить о культуре Испании, стоит отметить, что вся страна является историческим музеем, который с трех сторон омывается морями.

Из множества архитектурных памятников стоит выделить следующие сооружения Мадрида:

  • Часовня Епископа - храм расположен в Мадриде, выполнен в готическом стиле.
  • Монастырь Дескальсас-Реалес - сооружен в 16 веке, славится коллекцией произведений искусства.
  • Королевский дворец - образец дворцовой архитектуры 17 века. Он окружен парками и садами. В нем сохранилась утварь прошлых веков, которой пользовались монархи государства.
  • Фонтан богини Сибелес - символ Мадрида.

В тридцати километрах от Мадрида расположился Алкала-де-Энарес, город, в котором родился Сервантес. Там сохранился дом, где писатель проживал. Помимо церквей и монастырей, есть в городе и университет 15 века.

Отдельно стоит отметить Барселону. Исторический центр, выполненный в готическом стиле, остался практически нетронутым со времен, когда город был столицей Каталонии.