Расовый состав населения африки. Кто населяет африку. Народы Северной Африки

Сегодня этнический состав населения стран Африки представляет собой довольно сложное сообщество народов. На Черном континенте проживает несколько сотен малых и больших этнических групп. Некоторые насчитывают от одного до пяти миллионов человек. Самыми многочисленными из них являются: йоруба, хауса, игбо, египетские, марокканские, суданские, алжирские арабы, фульбе, амхара.

Антропологический состав

Современное население Африки представлено различными антропологическими типами, которые относятся к разным расам. Всего на этом континенте насчитывается до 7 тыс. этнических групп и народностей.

Индо-средиземноморская раса

На северной части континента до самой южной границы пустыни Сахара проживают народы индо-средиземноморской расы. Ее представителями в Африке являются берберы и арабы, к характерным внешним признакам которых принадлежат черные волнистые волосы, смуглая кожа, узкое лицо, темные глаза. Как редкое исключение у берберов встречаются голубоглазые и светловолосые экземпляры.

Негро-австралоидная раса

Ее представители проживают к югу от Сахары и подразделяются на три малые расы – бушменскую, негрилльскую и негрскую. Количественное большинство здесь принадлежит народам негрской расы, которые проживают на территории Центрального и Западного Судана, в верховьях Нила и на побережье Гвинеи. К их представителям относятся народы банту и нилоты, которые отличаются высоким ростом, жесткими черными волосами, завивающимися в спирали, толстыми губами, темной кожей и широким носом.

К негрилльской расе относятся низкорослые африканские пигмеи – обитатели тропических лесов у рек Уэле и Конго. Кроме малого роста до 142 см они отличаются чрезмерно развитым третичным волосяным покровом, широким носом с очень плоской переносицей и более светлой кожей.

Современные народы бушменской расы проживают в пустыне Калахари, их представители - готтентоты и бушмены. Для них характерны светлая (буро-желтая) кожа, тонкие губы на плоском лице, и повышенная морщинистость кожи.

Эфиопская раса

Занимает промежуточную ступень между негроидной и индо-средиземноморской расами. Народы эфиопской расы проживают на северо-востоке Африки (полуостров Сомали, Эфиопия) и обладают темными волнистыми волосами, утолщенными губами на узком лице с тонким носом.

Найдены самые древние костные остатки наших предполагаемых предков.

По одной из гипотез, реконструирующих происхождение человека, 12-14 млн. лет назад в Восточной Африке и на Индостанском полуострове обитали рамапитеки - приматы, имеющие некоторые «человеческие» черты, причем некоторые ученые считают, что на юг Азии они проникли из Африки. Африканские рамапитеки находились в таком районе, природные особенности которого заставляли их приспосабливаться к разным условиям существования, менять привычные места обитания в поисках пищи и для спасения от врагов и стихийных бедствий. Саванны Восточной Африки подвержены засухам и наводнениям, сильным ветрам и пожарам я сухое время года. Кроме того, это зона рифтовых разломов, где часты землетрясения, вулканические извержения, изменяющие земную поверхность. В то же время это регион с разнообразными ландшафтами, позволяющими мигрировать из неблагоприятной обстановки в более подходящие условия, к которым, однако, необходимо было приспосабливаться. Все это, по мнению ряда ученых, ускорило естественный отбор и привело к прогрессирующему развитию мозга, к постепенному превращению обезьяны-рамапитека в предков современного человека. Считают, что человек как биологический вид сформировался в пределах Африки и оттуда уже расселялся по земному шару. Заметим, однако, что это не единственная гипотеза. Есть сторонники предположения о том, что род Homo возник в разных местах земного шара, но появляется все больше свидетельств тому, что прародина человека - Южная и Восточная Африка. В этих районах климатические условия в последние эпохи были благоприятными для сохранения ископаемых органических остатков, в том числе и наших предков, поэтому здесь многочисленны находки скелетов и их фрагментов в хорошей сохранности, что весьма способствовало установлению и уточнению генеалогического древа людского рода.

По всему Африканскому материку в разных его районах встречаются костные остатки древних людей - палеоантропов (неандертальцев). Они заселяли здесь обширные территории. Материальная культура африканских неандертальцев имела специфические черты, и сами они сильно отличались от палеоантропов .

Человек современного типа появился в Африке, по-видимому, около 100 тыс. лет тому назад. Считают, что в формировании современного вида людей (Homo sapiens) сыграла роль метисация - смешение разных типов палеоантропов. Расселение неоантропов по территории материка носило локальный характер, и в каждом очаге складывалась своя культура. Процесс формирования антропологических типов начался еще в палеолите и продолжался в течение неолита. Возникли основные расы, населяющие материк по сей день. В Северной Африке складывался древний европеоидный тип, в Южной - боскопский, от которого произошли бушмены и готтентоты, на западе южнее Сахары. появился негроидный (негрский) тип, а в лесах бассейна Конго образовалась негрилльская раса африканских пигмеев. В течение неолита сформировалась, по-видимому, эфиопская раса на контакте европеоидов и негроидов.

Расовый состав населения Африки

Современное коренное население Африки разнообразно по расовому составу. Южные европеоиды, схожие по основным морфологическим признакам с народами Южной Европы и Юго-Западной Азии, обитают на севере континента. Собственно африканские европеоиды - берберы, но североафриканские страны в основном населяют народы, расовый тип которых сформировался в результате смешения берберов с завоевавшими эти арабами. Остальная часть материка, кроме Эфиопского нагорья и полуострова Сомали, до колонизации была населена представителями большой экваториальной расы, в составе которой выделяют негроидную (негрскую), негрилльскую и южноафриканскую (койсанскую) расы второго порядка.

Все представители разных типов экваториальной расы отличаются некоторыми общими признаками, например, они имеют, как правило, курчавые волосы и широкий нос с низким переносьем. Однако есть и существенные различия. Негрилли (пигмеи) Экваториальной Африки - низкорослые, более светлокожие, чем большинство представителей других типов. У них широкий рот с тонкими губами, что также отличает их от негроидов. Эта раса формировалась еще в неолите в глубине влажных экваториальных лесов, и до сих пор вся жизнь пигмеев связана с условиями их местообитания. Отсюда и специфические антропологические черты. Некоторые признаки, отличающие представителей южноафриканской расы, сближают их с монголоидами. Так, наряду с курчавыми волосами и широким носом, характерными для всей экваториальной расы, они обладают желтовато-коричневой кожей и эпикантусом, что свойственно монголоидам. Некоторые антропологи считают, что это результат смешения рас, и ищут пути их контакта. Скорее всего, дело тут в сходстве природных условий, в которых формировались расы южноафриканцев и монголоидов: аридные черты природы характеризуют как Центральную Азию, так и внутренние районы Южной Африки (правда, при этом неясно, почему подобные черты не выработались у жителей Сахары и Аравии). Черты экваториальной расы наиболее ярко выражены у представителей негрской расы, обитающих и бассейнах рек Нигера и Конго. В других районах есть значительные отклонения от этого типа: например, у некоторых народов кожа довольно светлая, а у других - почти черная, очень велики различия в росте, в разной степени выражен прогнатизм (выступайте вперед нижней части лица).

В результате смешения европеоидной и негроидной рас в зонах их контакта сложился своеобразный расовый тип. Его представители - жители Эфиопии, Сомали, Западного Судана - от негроидов унаследовали сравнительно темную кожу, вьющиеся волосы, полные губы, а от европеоидов - узкое высокое лицо и нос с выступающим переносьем. Влияние европеоидов сказалось и в отсутствии прогнатизма, и в общем смягчении негроидных черт. Эфиопская контактная раса сложилась давно, еще в раннем неолите, но смешение рас продолжалось и позднее, когда началось проникновение в глубь материка арабов, а затем и других народов. Например, на Мадагаскаре, очевидно, произошел контакт между негроидами (по-видимому, выходцами из юго-восточной Африки) и южными монголоидами (индонезийцами), и в результате сложился своеобразный расовый тип. Смешение рас происходит и в настоящее время, но этот процесс тормозится расовыми предрассудками, которые преодолеваются с большим трудом. И колониальную эпоху в африканских странах было много европейцев, но пни почти не смешивались с местным населением. После того, как государства континента приобрели независимость, процент «белых» людей сильно сократился. Много европейцев переселилось еще в XVII в. из Европы (Голландии, Германии, Франции) на юг Африки. Здесь они образовали народность, которую называют африкандерами, или бурами. Они говорят на особом языке - африкаанс, отличаются специфическими чертами характера, быта, хозяйства. Буры и англичане представляют «белое» население Южно-Африканской Республики. Есть здесь и так называемые «цветные» - потомки от смешанных браков белых и представителей южно-африканской ветви экваториальной расы.

Этнический состав населения Африки

Африку населяет множество народов со своими языками, специфическими чертами быта, культуры, хозяйства. Есть государства с древней культурой, например Египет, история которого насчитывает несколько тысячелетий, в то же время многие народы находятся на уровне примитивного ведения хозяйства. Этому способствовала колонизация значительной части территории материка. Пестрый этнический состав населения Африки и разделение ее территории на страны без учета интересов коренных жителей привели к возникновению множества межэтнических конфликтов и даже кровопролитных войн.

Сейчас в Африке этнографы насчитывают до 500 этносов. Из них 11 крупных (свыше 10 млн. человек каждый) и около 100, насчитывающих более чем по 1 млн. Это около 4/5 населения континента.

Плотность населения Африки

Население распределяется по территории крайне неравномерно.

Огромные регионы - Сахара, Калахари, Намиб, котловина Конго и некоторые другие заселены очень мало, в их пределах есть районы, где вообще никто не живет или плотность населения составляет менее 1 человека на квадратный километр. Но есть страны, на территории которых плотность достигает свыше 200 (Руанда), свыше 100 (Нигерия) и свыше 50 (Египет, Гана, Того, Уганда, Малави) человек на квадратный километр. К тому же в этих странах выделяются районы, где показатель плотности еще выше: в Египте - это долина и особенно дельта Нила (местами до 1000 чел/км 2), в Нигерии - побережье восточнее дельты Нигера и т. д. Интересно отметить, что более 40% населения Африки живет в местностях на высоте от 500 до 2000 м и выше (среднемировой показатель - 20%).

Население региона составляет более 820 млн. человек.

При средней плотности 25 человек на 1 кв. км население размещено по территории Африки очень неравномерно . Наиболее густо заселены морские побережья, прибрежные острова, низовья рек Нила, Нигера, горнопромышленные районы ЮАР, Замбии, Заира и Зимбабве. В этих районах плотность населения составляет от 50 до 1000 человек на 1 кв. км. На огромных пространствах пустынь Сахара, Калахари, Намиб плотность населения едва достигает 1 человека на 1 кв. км.

Неравномерность расселения проявляется как на уровне региона в целом, так и на уровне отдельных стран. Например, почти все население Египта живет на территории дельты и долины Нила (4% от общей площади), где плотность составляет 1700 человек на 1 км 2 .

Этнический состав населения Африки отличается большой пестротой. На материке проживает 300-500 этносов. Некоторые из них (особенно в Северной Африке) сложились в крупные нации, но большинство находятся еще на уровне народностей и племен. Многие из этносов сохранили еще пережитки родоплеменного строя, архаические формы социальных отношений.

По лингвистическому признаку половина населения Африки принадлежит к нигеро-кордофанской семье, третья часть - к афрозийской семье. Жители европейского происхождения составляют всего 1%. Но при этом государственными (официальными) языками большинства африканских стран остаются языки бывших метрополий: английский (19 стран), французский (21 страна), португальский (5 стран).

«Качество» населения Африки остается пока очень низким. Доля неграмотных в большинстве стран превышает 50%, а в таких странах, как Мали, Сомали, Буркина-Фасо она составляет 90%.

Религиозный состав Африки также отличается большой пестротой. При этом в северной и восточной ее части преобладают мусульмане. Это связано с расселением здесь арабов. В центральной и южной частях Африки религиозные верования населения были подвержены значительному влиянию стран – метрополий. Поэтому здесь распространены многие виды христианства (католицизм, протестанство, лютеранство, кальвинизм и др.). Многие народы этого региона сохранили местные верования.

Из-за пестроты этнического и религиозного состава, социально-экономических трудностей и колониального прошлого (границы) Африка является регионом распространения многочисленных этнополитических конфликтов (Судан, Кения, Демократическая республика Конго, Нигерия, Чад, Ангола, Руанда, Либерия и др.). Всего за постколониальный период в Африке было зафиксировано свыше 35 вооруженных конфликтов, в которых погибло более 10 млн человек. В результате более 70 государственных переворотов были убиты 25 президентов.

Воспроизводство населения Африки характеризуются очень высокими темпами (более 3% в год). По этому показателю Африка опережает все другие регионы мира. В первую очередь это определяется высокой рождаемостью. Например, рождаемость в Нигере, Уганде, Сомали, Мали превышает 50 о / оо, т.е. в 4-5 раз выше, чем в Европе. Вместе с тем Африка - регион самой высокой смертности и низкой средней продолжительности жизни (мужчины-64 года, женщины – 68 лет). В результате возрастная структура населения отличается высокой долей (около 45%) детей и подростков до 15 лет.

Африка характеризуется самым высоким уровнем миграций населения , подавляющее число которых носит вынужденный характер и связано с межэтническими конфликтами. На Африку приходится почти половина всех беженцев и перемещенных лиц в мире, причем в подавляющем большинстве это «этнические беженцы». Такие вынужденные миграции всегда приводят к вспышкам голода, болезней, приводящим к повышению смертности.

Африка является регионом высокой трудовой миграции . Основными центрами притяжения рабочей силы с африканского континента являются Западная Европа и Западная Азия (особенно страны Персидского залива). Внутри континента миграционные потоки рабочей силы в основном идут из беднейших стран в более богатые (ЮАР, Нигерию, Кот-д"-Ивуар, Ливию, Марокко, Египет, Танзанию, Кению, Заир, Зимбабве).

Урбанизация населения Африки характеризуется самым низким в мире уровнем и самыми высокими темпами. По доле городского населения (около 30%) Африка значительно уступает другим регионам.

Темпы урбанизации в Африке приобрели характер «городского взрыва». Население некоторых городов удваивается каждые 10 лет. Но урбанизация здесь имеет ряд особенностей:

    растут в основном столичные города и «экономические столицы»; формирование городских агломераций только начинается (число городов – миллионеров – 24);

    урбанизация часто носит характер «ложной урбанизации», что приводит к негативным социально-экономическим и экологическим последствиям.

Ярким примером урбанизации «по-африкански» является город Лагос в Нигерии. Этот город долгое время был столицей государства. В 1950 году его население составляло 300 тыс чел, а ныне – 12,5 млн. Условия жизни в этом перенаселенном городе настолько неблагоприятны, что в 1992 году столица была перенесена в Абуджу.


Африка. Население

Этнический состав

Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет несколько сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. человек каждый, составляют 86,2% всего населения (1983, оценка). Численность 24 народов превышает 5 млн. человек, и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них - египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Северной и Северо-Восточной Африки населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи. Наиболее распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. человек (1 / 5 всех африканцев). Арабы - основное население Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко; в Судане их живёт 49,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиболее крупный - амхара, которые составляют вместе с родственными тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиопской нации.

Народы, говорящие на кушитских языках, обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в южной Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Южной и Центральной Эфиопии - омето, каффа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные пространства на северо-востоке Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее население Северной Африки - берберские народы (шильх, тамазигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных районах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназвание имошаг), которые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центральной Сахары в Нигере; их много в Мали.

К югу от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Северной Нигерии. Они живут также в сопредельных районах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котоко и др., расселены на возвышенностях на востоке Нигерии.

Наиболее обширную территорию в Африке занимают народы, говорящие на конго-кордофанских языках. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-конголезских языках. К ним принадлежат и народы банту, составляющие подавляющее большинство населения во многих странах Центральной, Восточной и Южной Африки. 43 народа банту насчитывают свыше 1 млн. человек каждый. Самые крупные из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и некоторых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и других странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике, Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди других крупных народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских языках говорит целый ряд крупных и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: крупные народы - йоруба, игбо, бини, а также нуле, гбари, игбира, иджо и другие в Нигерии, группа народов акан на юге Ганы и в БСК, эве на юге Ганы, в Того и соседних странах; фон (восточные эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, небольшие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантических языках, составляют основное население многих стран на крайнем западе Африки: волоф, фульбе, серер и другие в Сенегале, баланте, фульбе и другие в Гвинее-Бисау, темне, лимба, фульбе и другие в Сьерра-Леоне, фульбе, киси и другие в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина-Фасо, Гане, БСК, Мали. Самый крупный из них - моей, близко-родственные народы - лоби, бобо, догон. К другим народам этой группы относятся груси, гурма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Гвинее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центральные районы Мали, менде обитают в Сьерра-Леоне, сонинке на севере Мали в соседних государствах, сусу в приморских районах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство населения ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и Судане. Наиболее крупные народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шесть групп. На шари-нильских языках говорят многие народы бассейна реки Нил. Большая часть восточно-суданских народов (южные луо - ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на юге Судана, в Уганде, Кении. Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и некоторые другие.

Койсанские народы населяют полупустынные территории в юго-западной части Африки (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. Остров Мадагаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских языках.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит население европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европейского происхождения составляют менее 1,5% населения Африки. Их численность после завоевания странами Африки политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное население. В ЮАР к нему относятся так называемые цветные. Они подвергаются наряду с другими «небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанических островах, окружающих Африканский континент, в результате этнического смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др.).

Б. В. Андрианов, С. И. Брук.

Этнические процессы - изменение основных признаков этнической общности (языка, культуры, самосознания и т. д., то есть тех черт, которые отличают данную общность от других) - подразделяются на процессы этнического объединения, включающие ассимиляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнического разъединения. В Африке представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидационных, интеграционных и ассимилятивных процессов, а также разные формы этнических общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этнополитических общностей, крупных народностей и многомиллионных наций.

Формирование населения Африки происходило в течение длительного времени в результате сложных миграционных процессов, взаимодействия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнической истории Африки связан с передвижением обитателей Сахары по мере её усыхания (с III в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента. В результате многовековых миграций народов, различных по антропологическому типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Западной Африке образовалось смешанное население. Следующий этап связан с передвижением с запада народов банту (начиная с 1-го тысячелетия н. э.). В Восточной Африке они оттеснили на север и частично ассимилировали племена кушитов и на юго-западе - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первоначальным этническим субстратом происходило формирование этнического облика современных народов. В VII-XI вв. происходили переселения арабов в Северную Африку, затем в Центральный и Восточный Судан, на восточно-африканское побережье и острова Индийского океана. Большое влияние на этническую историю оказали древние и средневековые государства Африки - Гана , Мали , Сонгай, Конго, Куба и др. В их границах шло объединение родственных племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естественный процесс был нарушен работорговлей, которая привела к опустошению огромных территорий. Значительное влияние на этнокультурное развитие Африки оказал период колониализма. Колониальная зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономической отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-племенного общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнической стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения различных этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колониальный период. В разных странах складывались центры этнической консолидации, наметились процессы этнической интеграции. В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло национальное самосознание. После достижения африканскими государствами политической независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых исторических условиях процессы формирования крупных этнических общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно различные уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином «племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнических общностей разного уровня, смена родо-племенных связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феодальной замкнутости многих областей, укреплению экономических связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на востоке Африки, хауса и других - на западе). Происходит процесс складывания наций на севере, крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической Африки (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых других). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках государственных границ, то на современном этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнических общностей в государствах Тропической Африки, подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнического развития.

Интенсивно развиваются в Африке процессы этнической консолидации - складывание крупных этнических общностей на более или менее однородной этнической основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнические группы, обитающие на южном и восточном склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиболее близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются племенные языки и этнические самоназвания; в переписях населения кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидационных процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в основных чертах материальную и духовную культуру. Однако сохраняются пережитки племенного деления, племенные диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. Нигерия. Исторический очерк) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнических подразделений. Этнические подразделения продолжают существовать и у йоруба (иджеша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отдельных этнических подразделений сдерживает консолидационные процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во многих странах получили развитие процессы межэтнической интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнических компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономического и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этническую интеграцию разных этносов в рамках одного государства.

Интеграционные процессы происходят всюду в Африке, причём в некоторых странах они идут в масштабах всего государства и на уровне отдельных народностей. Социально-экономические преобразования, создание единого национального рынка, постепенное возникновение общенациональной культуры в рамках государственных границ, складывающейся из многих этнических культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конголезской, гвинейской и т. п. Африканцы всё чаще называют себя не традиционными этнонимами, а по названию государства - нигерийцами, конголезцами, гвинейцами и т. п.

Примером интеграции на уровне отдельных народностей могут служить этнические процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство населения Северной Нигерии, не только группируются близкородственные этнические группы, но и происходит постепенная ассимиляция многих мелких племён центральных районов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнических компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тантале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Основная масса говорит на языке хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских государств (см. Хауса государства), их хозяйственные и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграционным процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах государственных границ. В других случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнических отношений могут возникнуть несколько центров интеграции и соответственно несколько этносоциальных общностей. В результате интеграционных процессов в африканских государствах происходит формирование новых этнополитических. (метаэтнических) общностей.

Ассимиляционные процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально-экономического развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу, акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и ландума говорят на языке сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др. В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кробу, гва и др. В Нигерии многочисленные этнические группы в районе Огоджи испытывают значительное влияние соседей - игбо и ибибио.

Наряду с объединительными процессами в ряде районов Африки наблюдаются и процессы этнического разделения, хотя в прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории Африки известны широкие миграции арабских племён, которые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центральной Африке шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны средневековые миграции луо с берегов Нила на юг - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в XIX в., когда часть южноафриканских племён зулу (нгуни) мигрировала на север. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнических процессов в Африке обусловливаются историческими, социально-экономическими и политическими факторами: общая экономическая отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностранных монополий во многих странах, нерешённость социальных проблем, острота национального вопроса, доставшиеся от колониализма экстерриториальные проблемы и т. д.

Многие из африканских этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнических общностей разного уровня. Такова, например, многомиллионная этнолингвистическая общность акан, объединяющая группу этносов в южной и центральной Гане и соседних областях БСК. Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистической общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономические преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнополитической общности в рамках государства Гана.

Этнические процессы в современной Африке не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание племенных различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитических общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С другой стороны, наблюдается рост этнического самосознания, повышение его роли в политической жизни, усиление племенного сепаратизма.

Сближению народов способствуют прогрессивные экономические, культурные процессы, урбанизация, миграции населения. Африканские города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидационных и интеграционных процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диалектов, образование литературных языков. Всё это является важным условием ликвидации племенной обособленности (детрайбализации).

В городах возникают новые межэтнические связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнической группой. В городах существуют многочисленные этнические союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно-племенных связей.

Массовые миграции населения, работа в городах на одних предприятиях людей разной этнической принадлежности способствуют ломке традиционных племенных структур и активизируют этнические процессы. Малочисленные этнические группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнической среде и могут полностью ассимилироваться; многочисленные мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнические особенности, присущие их образу жизни на родине, и определенную специфику своей социальной организации. В некоторых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного населения и опасность возникновения конфликта. Этническому партикуляризму способствует и установившийся ещё в колониальное время порядок размещения населения во многих городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнический характер, выходцы из одной этнической группы предпочитают селиться вместе. В Гане кварталы, где живёт пришлое население, называют «зонго», в Северной Нигерии - «сабон гари» (на языке хауса - «новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этническое самосознание.

Африканские государства, образовавшиеся в рамках прежних колониальных границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политических и этнических границ. В разных государствах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политическими границами единой этнической территории какого-либо народа и длительное сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существенное значение при этом имеют общие социально-экономические и политические условия, в которых протекают этнические процессы. Государственная политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистических компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнических общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этническую общность, в Гане могут сохраниться как самостоятельная этническая единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнических общностей, в том числе народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-племенного общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к некоторым профессиям, этнические предубеждения и предрассудки, нормы племенной морали, значительная роль традиционных систем власти, этническая стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные исторические условия предопределяют различные варианты этнического развития. В странах Северной Африки с более или менее однородным этническим составом уже сложились многомиллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этническое развитие идёт по пути укрепления наиболее крупных этнических общностей и усиления интеграционных процессов. Наиболее яркий пример складывания единой этнополитической общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного официальным языком страны, из более ста различных этнических групп складывается единая общность, которая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Южной Африке этническое развитие коренных африканских народов деформировано реакционной расовой политикой правящих кругов ЮАР. Активно идут процессы формирования крупных этнических общностей (народностей и наций) у народов банту. Создание бантустанов и проводимая в ЮАР консервация традиционных институтов родо-племенного общества оказывают негативное воздействие на процессы национальной консолидации.

Южная Африка занимает узкую часть материка, лежащую к югу от водораздела рек Конго (Заир) - Замбези. Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается, и в котловине лежит полупустыня Калахари. К краям плоскогорье постепенно повышается, а на востоке переходит в Драконовы горы. На самом юге возвышаются складчато-глыбовые Капские горы, более молодые, чем вся остальная часть Южной Африки. Большая часть Южной Африки занята саваннами. В связи с различными условиями увлажнения саванны очень разнообразны.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) расположена на южной оконечности материка. Государство относится к числу развитых стран мира. Столица - город Претория.

Большинство населения страны составляют коренные жители - банту. Среди других африканских стран ЮАР выделяется высокой долей населения европейского происхождения (африканеры и англичане).

ЮАР - страна разнообразных природных комплексов и огромных природных богатств. Большая часть страны - эго равнинное плато, которое постепенно ступенями повышается к югу и востоку, сменяясь горами. На территории страны преобладают саванны. Природные условия, как и во всей Южной Африке, изменяются не только с севера на юг, но и с востока на запад.

ЮАР с присущим ей большим разнообразием ландшафтов имеет очень богатую фауну. Во многих районах охота и рыболовство до сих пор - главное занятие местного населения. Но с приходом европейцев число диких животных заметно сократилось и многие виды их почти исчезли. Особенно сократилось количество травоядных - антилоп, зебр, жирафов, слонов, больших черных буйволов, носорогов. Почти совсем исчезли львы, леопарды.

С целью сохранения диких животных от полного истребления, а также в целом природных комплексов в ЮАР созданы заповедники и национальные парки. В наиболее крупном из них - национальном парке Крюгера - собраны все виды животных, встречающиеся на материке.

Территории с плодородными землями в стране принадлежат белым фермерам - владельцам частных сельскохозяйственных предприятий. Фермерские хозяйства широко применяют технику и удобрения и поэтому получают высокие урожаи. Они выращивают кукурузу, пшеницу, бобовые, сахарный тростник, цитрусовые, хлопчатник и другие культуры. На возвышенных плато с хорошими пастбищами размещены фермы по разведению овец и крупного рогатого скота. Пастбищное животноводство занимает в сельском хозяйстве важнейшее место.

Недра ЮАР богаты разнообразными полезными ископаемыми. Геологическим чудом называют эту страну. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по запасам и добыче алмазов, золота, платины, урановых и железных руд. Хозяйство страны находится в зависимости от английских и американских монополистов, которые возглавляют разработки полезных ископаемых и получают огромные прибыли.

В стране много фабрик и заводов, быстро развивается промышленность.