Крещение руси и его последствия. Причины, условия и последствия крещения руси. Влияние христианства на культуру Древней Руси

Этот простой вопрос ставит в тупик даже искушенных соискателей, хотя рекрутеры считают, что он работает на кандидата

С помощью экспертов в сфере подбора персонала продолжаем раскрывать задачи и цели каверзных вопросов на собеседовании. Сегодня мы затронули такой на первый взгляд не слишком изощренный вопрос, как «Расскажите о себе». Однако именно он ставит в тупик даже искушенных в деле трудоустройства кандидатов.

Что же на самом деле хочет услышать от соискателя потенциальный работодатель? Рассказ о том, что он коллекционирует бабочек и увлекается восточными техниками медитации? Или кандидату достаточно внятно пересказать свое резюме?

Если кратко, то эксперты сходятся во мнении, что ответ на этот вопрос должен быть лаконичным, не затрагивать сферу личных интересов (если рекрутер специально об этом не спросил) и представлять собой выжимку из резюме. Вот примерная структура ответа:

  • возраст, семейное положение;
  • несколько предложений об образовании (ВУЗ, специальность; для студентов - вечернее или дневное отделение, очная или заочная форма обучения); а также дополнительном образовании или курсах, если они соответствуют специальности, на которую претендует соискатель;
  • опыт работы;
  • сильные стороны характера, которые помогают в работе.

Цель вопроса

«Во-первых, кадровик может немного упростить себе задачу, собрав сразу много нужной ему информации, - объясняет консультант Работы.ру Екатерина Лукьянова. - Во-вторых, оценить особенности характера и темперамента кандидата, специфику его построения взаимоотношений с коллективом. Это возможно оценить и по деталям речи и по рассказанным эпизодам из прошлого опыта. В-третьих, то, как отвечает кандидат, характеризует его умение вести деловую беседу в целом». Кроме того, по мнению Екатерины, излагая факты резюме устно, у человека появляется возможность придать им желаемую эмоциональную окраску. Например, так:

  • Не просто поступил в университет в таком-то году, а реализовал свою мечту получить образование в такой-то профессиональной области.
  • Не просто устроился на работу в такую-то компанию, а принял участие в длительном конкурсе проектов молодых специалистов, по результатам участия в котором получил предложение о стажировке в крупной компании.

По мнению Наталии Исаевой, руководителя финансового департамента кадрового агентства GoodWill, этот вопрос дает возможность оценить навыки самопрезентации кандидата. «Одна из его основных целей - предоставить кандидату шанс произвести желаемое впечатление, почувствовать себя уверенно и спокойно, настроиться на диалог. Тем самым ему предлагается задать общий тон и направление беседы. Начните с того, что действительно важно для вас в данный момент. Это хорошая возможность обозначить свою текущую мотивацию: профессиональное развитие, карьерный рост, материальное благосостояние. Естественно, это должно быть четко аргументировано фактами из опыта работы, полученными навыками, образованием, и, что немаловажно, стремлениями».

Екатерина Сердюкова, директор по персоналу компании «Аптечная сеть 36,6», согласна с мнением Наталии: «В целом, ответ на данный вопрос является для работодателя неким дополнительным источником ценной информации - той, которую не всегда можно почерпнуть из резюме. Интервьюеру этот вопрос позволяет начать беседу и построить ее в более продуктивном ключе, а соискателю - показать свою находчивость и стрессоустойчивость, т.к. нужно не растеряться и хорошо презентовать себя, плюс - свои навыки презентации, знание своих личностных особенностей и характеристик».

Ну что сказать…

«Нет какого-то определенного рецепта «правильного» ответа, - считает Екатерина Сердюкова. - В каждом конкретном случае существует свой более ли менее подходящий/соответствующий требованиям позиции ответ».

«К примеру, если человек претендует на позицию в продажах, то это подразумевает активный и динамичный стиль жизни, соответствующие увлечения, которые порой могут быть даже экстремальными - горные лыжи, сноуборд, сафари и т.п., - продолжает она. - В рассказе о себе можно еще добавить несколько слов о своих личностных чертах, «похвалить» себя (но здесь важно соблюсти меру!). Такая установка на успех играет немаловажную роль в эффективности «сейлза», и это в первую очередь и отмечает для себя потенциальный работодатель».

Пример ответа

Екатерина Лукьянова привела следующий пример ответа кандидата, претендующего на позицию руководителя проекта в телекоммуникационной компании: «Во время учебы в институте я увлекся вопросами разработки систем сотовой связи на основе современных технологий. На протяжении трех лет был лауреатом конкурсов студенческих проектов в этой области. В последствии получил предложение пройти стажировку в компании N, где успешно реализовал идею, разработанную мной в дипломном проекте.

По окончании стажировки перешел на должность руководителя проектов в одном из филиалов компании. При этом в работе мне очень помогали сложившиеся дружеские отношения с моими коллегами, как прежними, так и новыми.

После перехода на работу в другую организацию я продолжаю общаться с прежними коллегами, с некоторыми из них мы вместе занимаемся спортом, дружим семьями. Переход в другую компанию был связан с предложением реализовать мой проект с использованием качественно нового оборудования и технологий, а так же повышением в должности.

Я с благодарностью вспоминаю моих наставников, которые помогли мне воплотить в жизнь эти идеи. В результате проделанной работы были запущены в производство принципиально новые модели, позволяющие получить более высокие результаты.
Сейчас я работаю над новым проектом, который может заинтересовать разработчиков вашей компании, надеюсь, что мой опыт и знания будут востребованы».

В этом ответе соискателю удалось отразить несколько важных моментов:

  • заинтересованность в профессиональном развитии, настойчивость и стремление к новым достижениям;
  • умение находить контакт с людьми, сохранять дружественные и деловые связи;
  • е увлечение спортом, стремление к здоровому образу жизни, важность семейных ценностей;
  • заинтересованность в дальнейшем развитии и сотрудничестве, участии в новых проектах, умение ценить помощь и поддержку руководства и коллег;
  • наконец, готовность и желание трудиться на благо компании.

«Такой ответ вызовет у собеседника только положительную реакцию, и дополнительные вопросы будут сведены к минимуму», - резюмирует Лукьянова .

О чем лучше умолчать

  1. Не нужно долго распространяться о личных фактах биографии, не имеющих отношения к работе и профессии.
  2. Не следует высказывать критических замечаний в адрес прежних руководителей.
  3. Не говорите слишком долго, это утомляет собеседника и характеризует вас как излишне разговорчивого человека (не для всех должностей это хорошо).
  4. Не приписывайте себе чужих достижений, в профессиональной среде могут найтись общие знакомые, и ложь рано или поздно вскроется.
  5. Не давайте оценок деятельности руководства, политической ситуации в стране, нормам поведения в компании и т.п.

«Например, после нескольких успешных этапов собеседования кандидата «завернули» на итоговом интервью с руководителем только потому, что он разоткровенничался и выказал свою зависть западным коллегам, которые, как оказалось, уже давно зовут его к себе на работу», - приводит пример Екатерина Лукьянова.

Другой пример - формальной причиной увольнения с прежнего места женщина указала невысокую зарплату, и только при рассказе о себе она призналась, что живет в очень неудобном районе и страдает от постоянных скандалов в семье из-за позднего возвращения с работы. Такое признание, по мнению рекрутеров, может перечеркнуть все профессиональные достижения и плюсы грамотно составленного резюме.

Не стоит также говорить что-то вроде: «Все отражено в моем резюме». Конечно, этот ответ очень лаконичен, но он дает понять, что человек не настроен на взаимодействие и конструктивный диалог. «Работодатель задает свои вопросы, только если он действительно очень заинтересован в специалисте, - отмечает Наталия Исаева. - Должна предупредить, что подобный ответ - это уже нарушенная коммуникация, и чтобы исправить ситуацию, кандидату придется «попотеть», отвечая на совершенно неожиданные вопросы, которые могут показаться неприятными или даже некорректными».

Подведем итоги

  1. Ответ на вопрос «Расскажите о себе» должен быть достаточно откровенен и прост, поскольку обман очень легко выявить в дальнейшей беседе.
  2. Отнеситесь к этому вопросу позитивно, не ищите в нем подвоха. Это ваша возможность сформировать то самое не раз помянутое первое впечатление.
  3. Не существует плохих или хороших ответов на данный вопрос, как и плохих или хороших кандидатов. Очень многое зависит от требований позиции, от личности кандидата, даже от корпоративной культуры компании.

Екатерина Кожеватова, rabota.ru

  • Карьера и Саморазвитие

Ключевые слова:

1 -1

Знакомство - важный этап отношений людей. Часто говорят, что уже при первой встрече можно сделать много выводов о том, что из себя представляет данный человек. В этой статье рассмотрим несколько вариантов, как можно рассказать о себе с юмором.

Представление

Каждое нормальное знакомство начинается с представления. Однако просто сказать: «Привет, я Аня (Петя, Саша)», - это не особо интересно и оригинально. Так, можно попробовать более искусно. Первый вариант - стихотворная форма. Тут нужно подобрать рифму к собственному имени и пользоваться ею, если надо отрекомендоваться. Как вариант - Танюшка-попрыгушка (если человек Наташа - радость ваша (если человек излучает позитив) и так далее. Однако эта фраза должна хотя бы немного быть правдивой. По такому же принципу можно отрекомендоваться и в прозе, просто приставив к своему имени что-то характерное, что определяет личность человека. Это если нужно рассказать коротко о себе с юмором. Так, например, можно поведать о своей профессии: «Привет, я Саша, люблю мучить детей» (если вы педагог). Следует отметить, что даже если такое знакомство не закончится дружбой, то точно запомнится человеку навсегда.

Немного о себе

Если же знакомство не ограничивается представлением людей, а проходит дальше в теплой дружной обстановке, можно так же весело о себе рассказывать. Так, далеко не всегда это должно быть правдой. Почему бы просто не попробовать рассмешить окружение, немного пофантазировав? Так, можно придумать о себе историю, которая будет похожей на правду, и таким способом развеселить компанию. Однако оригинально поведать и правду о себе с юмором. Интересные фразы, которые в этом помогут: «Родилась (-лся) я втайне от родителей…», «Детство прошло просто замечательно, кому же не понравится крутить хвосты коровам?» и т. д. Главное в этом деле - смотреть на реакцию людей, ведь не всегда такое вот отношение к компании может понравиться всем присутствующим. В шутливом тоне можно просто сказать пару фраз или даже составить целую историю и поведать ее окружающим.

Нюансы

Многое можно рассказать о себе с юмором. Так, например, почему бы не поведать о своем хобби? Весьма веселая фраза: «Мое хобби - аномальное косоглазие». Вроде бы и на вопрос человек ответил, но и попробуй пойми, что он этим хотел сказать. По такому же принципу можно ответить: «Обожаю музыку. Любимый певец - Ленин». И народ посмеется, и новый товарищ запомнится надолго. Нужно сказать, что таких мелочей может быть огромное количество. О любимых делах - «люблю игру в снежки на раздевание», о жизненной позиции - «верю во все цвета радуги» и т. д.

Внешность

Что еще можно рассказать о себе с юмором? Так, почему бы не описать весело свою внешность? Это подойдет в том случае, если человек знакомится вслепую: через интернет или по телефону. Можно выделить свои особые черты и подать их весело. Например, если вы слишком высокий или маленький, пообещайте человеку вырасти или уменьшиться. В том случае, если у кого-то большие ушки, можно сказать, что это для того, чтобы лучше слышать окружающих (как в сказке «Красная Шапочка») и т. д. Важно просто проявить фантазию и не бояться немножко пошутить над собой.

Достижения

Что еще может рассказать девушка о себе с юмором? Например, если она умеет водить машину, можно сказать, что она делает это лучше, чем обезьяна обходится с гранатой (речь идет о поговорке, которая всем известна). По такому же принципу легко выделить и свои достижения. Ведь некоторым людям такая информация очень важна, а сразу же раскрывать все карты при первом знакомстве мало кому хочется. Можно попробовать пошутить на эту тему. Например, сказать, что жизнь, как у всех - зебра полосатая, случаются и легкости, и трудности. Если пойдет речь о работе или учебе, можно что-нибудь нафантазировать («я - президент большого международного банка» или «я - секретный агент службы безопасности») и подать все с серьезным видом.

Недостатки

Рассказывая немного о себе с юмором, почему бы не остановиться на своих недостатках? Так, можно сказать, что все они уже выстроились в очередь на исправление, однако никак пока не дождутся. При этом нужно многозначно улыбнуться. Это будет, как говорится, «в тему». Если рассматривать что-то отдельно, почему бы не отметить самые распространенные характеристики? Весело можно рассказать о своей лени (особенно если человек - трудоголик) или обжорстве (особенно весело этот рассказ будет литься из уст дамы весом в 50 кг).

Анкета

Очень часто сегодня человек, если хочет зарегистрироваться на определенном сайте, должен заполнить небольшую анкету. В такой ситуации также можно пошутить. Немножко веселой или даже смешной может быть анкета. О себе с юмором легко рассказать и тут. Однако нужно сначала подумать, правильно ли поймут человека, ведь шутить можно далеко не всегда. Так, например, если регистрироваться на сайте знакомств, нужно только намекнуть на то, что присуще. Ведь полностью юмористическую анкету могут принять потенциальные кавалеры или невесты просто за издевательство, и реальная цель - найти свою половинку - достигнута, увы, не будет. Однако человек, который может посмеяться над собой или вызвать улыбку у окружающих, всегда нравится людям, ведь с такими персонами чаще всего легко и просто общаться. Без ограничений с юмором заполнять небольшие аннотации о себе можно на различных сайтах по интересам, где настоящая информация не имеет огромного значения.

Основные правила

Прежде чем рассказывать что-то о себе с долей юмора, нужно усвоить несколько простых правил. Первое из них: говорить можно, и даже нужно, не всегда правду. В такой ситуации приврать - милое дело. Почему бы и нет, главное, чтобы собеседнику было весело. Следующий совет: нужно знать, где и с кем можно шутить. Рассказывать о себе с юмором во время собеседования на серьезную должность в большой компании - верх легкомыслия. К тому же к такому человеку отнесутся, скорее всего, как к клоуну и тактично попросят уйти. Шутить можно на вечеринках, с людьми своего круга и с друзьями. Однако следует помнить, что и тут случаются неудобные ситуации. Так, из этого выплывает следующее правило: смотреть на реакцию собеседника. Если человек решил рассказать о себе в веселом тоне, начинать нужно с чего-то легкого и простого. И смотреть на реакцию окружающих. Если шутка прошла - можно продолжать в том же духе. Если нет, то лучше оставить эту затею, компания, скорее всего, попалась серьезнее, нежели ожидалось. Что нужно помнить еще? Так, не следует открыто высмеивать свои или чужие недостатки. Это мало кому нравится, да и выдает человека, который не особо уверен в себе и пытается скрыться за таким поведением. Юмор должен быть легким, но никак не издевательским. И, наверное, одно из главных правил: говорить красивой чистой речью, не использовать при этом или Такое поведение выдаст человека низкого уровня культуры и общего развития, а это мало кому понравится.

О чем говорить, и чего избегать?

Также важно знать, о чем говорить при первом знакомстве, а о чем лучше умолчать и не шутить. Так, можно рассказывать все о себе и своей жизни, начиная даже с самого детства. Более того, такие повествования будут действительно веселыми, ведь пока человек молод душой, у него происходит масса интересных, незабываемых и просто смешных событий и ситуаций. Можно также рассказывать многое о своем ближайшем окружении. А вот о чем говорить не стоит даже в шутливом тоне, так это о тайнах и секретах близких людей. Не нужно опускаться до уровня «желтой прессы». Об этом лучше умолчать. Окружающим это, скорее всего, будет даже интересно, но впоследствии о человеке оставит неприятное «послевкусие». Кое-что должны скрывать и женщины. О себе с юмором можно рассказать о многом, но вот на первых порах знакомства умолчать лучше всего об интимной стороне жизни. Желательно не признаваться в этом даже в шутку. Это же, кстати, касается и мужчин, ведь лучше, если личная жизнь остается при человеке и не становится достоянием общественности. А люди, которые сразу раскрывают все карты, покажутся большинству просто несерьезными.

До Х века славяне, как и большинство древних народов, исповедовали языческие верования, для которых характерны: 1) многобожие (политеизм), т.е. почитание различных богов, в основном связанных с природными стихиями (наиболее чтимым у киевлян был бог грозы Перун), 2) поклонение идолам – статуям этих богов, и жертвоприношения им (вплоть до человеческих), 3) отсутствие морально-этических норм и запретов, господство культа грубой силы; сами боги представлялись язычникам подобными людям, с теми же страстями и пороками, но наделенными могучей силой и бессмертием.

Культурные связи с более развитыми странами, и прежде всего с Византией, содействовали принятию христианства. Это отвечало и интересам великокняжеской власти, т.к. характерное для язычества многообразие местных культов препятствовало единству государства. Среди киевской знати принятие христианской веры стало распространяться еще со времен княгини Ольги. В 988 году произошлокрещение Руси по православному обряду, принятому от Византии великим князем Владимиром Красное Солнышко (980–1015), возведенным за это церковью в ранг святого равноапостольного (несмотря на далеко не святой образ жизни). Этот акт имел поистине революционное значение в русской истории, да и проводился по-революционному, насильственными методами (в самом Киеве его жителей дружинники князя поголовно загнали креститься в Днепр, а старых богов изрубили на куски и сбросили в реку). Поскольку власть великого князя была достаточно отдаленной от окраин обширной Руси, ее крещение, начавшись в Киеве, проходило поэтапно и растянулось на длительный период. В народе, наряду с новой верой, долго еще сохранялись языческие традиции, их присутствие заметно даже в «Слове о полку Игореве», написанном в конце XII века (т.е. 200 лет спустя). Отдельные языческие обычаи и праздники, признанные православной церковью безвредными, сохранились в русском народе по сей день (Масленица, день Ивана Купалы).

Принятие христианства имело колоссальное политическое и культурное значение в русской истории:

1) Радикальный прогресс в культурно-нравственном развитии. Взамен языческого культа силы и страха утверждались христианские гуманистические идеалы и строгие морально-этические принципы.

2) Укрепление политического единства русских земель и центральной власти князя, благодаря замене многообразия местных религиозных культов единой верой, к тому же утверждавшей Божественное происхождение государственной власти и освящавшей подчинение ей.

3) С другой стороны – духовная и культурная изоляция от Западной Европы (вплоть до XVIII века), в которой господствовала римско-католическая ветвь христианства, как следствие крещения по византийскому образцу. В условиях средневековья, когда религия играла определяющую роль в сознании людей и межэтнических контактах, это имело колоссальное значение. Поэтому основной сферой культурных контактов Руси становится достаточно узкая группа православных стран и народов – Византия, сербы, болгары, молдаване и валахи (предки современных румын), грузины. Когда же в XV веке Византия, а еще раньше – практически все другие православные народы были на много веков завоеваны турками, Русское государство очутилось единственным независимым в мире из православных стран, после чего изоляция еще более усилилась. Это – одна из коренных особенностей, способствовавших складыванию иного социокультурного менталитета, по сравнению с большинством стран Европы.


4) Влияние христианства на развитие культуры проявилось в распространении на Русь славянской письменности (кириллицы, основанной болгарскими монахами братьями Кириллом и Мефодием; помимо русских, украинцев и белорусов, ей пользуются сербы и болгары), появлении летописей – основного письменного источника по истории Древней Руси, строительстве храмов как наиболее ценных произведений древнерусской архитектуры (из уцелевших от той эпохи особенно знамениты Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде), развитии иконописи . Поскольку в то время монахи были наиболее грамотными и просвещенными людьми, церковь играла определяющую роль в культурном развитии, а главным его очагом была Киево-Печерская лавра. В частности, главным редактором основного свода летописей по истории Древней Руси «Повесть временных лет» был киевский монах Нестор. Сам креститель Руси, князь Владимир Красное Солнышко остался в памяти народа как самый значительный из киевских и вообще древнерусских князей, воспетый в былинах , служивших основной формой устного народного творчества на Руси.

Датой принятия христианства на Руси является 988 год. Это событие не только сделало Русь важным внешнеполитическим игроком, но и надолго определило судьбу русского народа. Христианство в его ортодоксальной форме стало неотъемлемой частью самоидентификации русского человека и наложило отпечаток на его национальный характер.

Перед Крещением Русь прошла первоначальный этап своего становления. Она образовалось вдоль пути из варяг в греки как союз племен, связанный общими экономическими и стратегическими интересами. Государству не хватало одного - единого идеологического стержня. В те времена эту роль выполняла религия, поэтому конфессиональная принадлежность имела двоякое значение:

  • внутреннее - единый культ объединял население;
  • внешнее - принадлежность к определенной конфессии делала страну субъектом международных отношений, новые прозелиты становились для единоверцев своими людьми.

Религиозная жизнь Руси до крещения

Славяне, как и другие народы, имели свои мифологические представления о мире и систему языческих культов. Миф и культ являлись зеркальным отображением их жизни. Боги олицетворяли различные силы природы и занятия людей, праздники были привязаны к сельскохозяйственному циклу.

Мы мало знаем о славянском язычестве: славяне жили за периферией античного мира, письменности не имели, поэтому какой-либо письменной фиксации мифов у нас нет. Все реконструкции такого рода основаны на отрывочных свидетельствах античных и раннесредневековых авторов, данных фольклора и сравнений с дохристианскими религиозными представлениями других индоевропейских народов.

Раннеиндоевропейский пласт в славянском язычестве представлен олицетворением Матери-Сырой Земли, небесным божеством, дающим гром и молнию (Перуном), дуализмом (Ярилой и Ярилихой), потусторонним миром (Велесом).

На формировании религиозных представлений сильно отразилось влияние соседства с другими народами - сперва кельтами и германцами, затем иранцами, балтами и финнами. Синкретизм является общей чертой всех языческих религий. Благодаря этому фактору, а также различным условиям жизни в отдаленных друг от друга географических и климатических зонах, культы разных племен отличались существенно отличались друг от друга.

Когда князь Владимир попытался ввести единый культ и объединить богов разных племен в Киеве, он собрал идолов и устроил святилище.

В числе богов были Перун, Велес (он стоял не в общем святилище, а на Подоле), Мокошь, Стрибог, Даждьбог, Хорс и Семаргл. Последние из них имели иранское происхождение. В пантеон не вошли многие боги, почитаемые в ряде племен. Например, там не было Сварога. Ему не ставили идолов и капищ, но он в представлениях славян выполнял отеческую функцию. Ритуалы, связанные с ним, проводились по праздникам (разжигание священного огня). Перун стал покровителем князя и дружины, тогда как для многих людей, проживавших в засушливых регионах, он воплощал гром, молнию и долгожданный дождь.

Так или иначе, а объединение культа во главе с Перуном не смогло стать фактором, объединяющим славянские племена, даже несмотря на то, что власти устраивали «филиалы» святилища общего культа в разных городах.

Международные отношения

Русь как государство сформировалась благодаря торговым путям. Торговля Востока и Запада осуществлялась через Византию, которая практически монополизировала средиземноморский регион. Естественно, появлялось желание как-то обойти такого монополиста, используя другие речные артерии, и система волоков на Русской равнине как нельзя лучше справлялась с этой задачей. Северную часть этих путей контролировали скандинавы, а южную - хазары. Они собирали дань с проживающих здесь славян и эксплуатировали речную систему.

Хазарский каганат составлял успешную конкуренцию Византии за обладание торговыми путями. Бюджет этого государственного образования состоял из торговых пошлин, поэтому подконтрольную территорию хазары стремились расширить. На севере она доходила до будущей Москвы, на западе граница проходила по Днепру (первое упоминание Киева, кстати, находится в египетских архивах - это жалоба одного еврейского поселенца), на востоке - в прикаспийских районах, а на юге хазары воевали с арабами. Кавказ целиком входил в состав каганата.

Консолидация славянских племен началась с севера, о чем сохранились летописные свидетельства. Постепенно северный союз городов, куда входили Новгород, Ладога, Полоцк, Изборск, Ростов, Белоозеро, захватил днепровский путь и вытеснил хазар. В результате образовалось государство, называемое Русской землей.

Международное сообщество не воспринимало Русь как равноправного партнера. Византийская империя представляла Русь сборищем варваров, которым неоднократно удавалось грабить её рубежи. Про страны Западной Европы стоит вообще умолчать.

Сложилась ситуация, при которой убрать славян на обочину мировой экономики и политики возможным не представлялось, оставалось признать новое государство как данность. Этому мешало только одно обстоятельство - отсутствие на Руси конфессии, признанной в других странах.

Внутренние и внешние предпосылки поставили страну перед неоднозначным выбором. Русь оказалась между Востоком и Западом, и решение о том, к кому она примкнет, определяло все будущее страны и народа.

Выбор вероисповедания

Относительно того, где и почему в качестве государственной религии было выбрано православие византийского образца, существуют две версии: легендарная и основанная на анализе источников. При этом ответ на вопрос о том, кто крестил Киевскую Русь, будет разным у нас и у греков - в Византии считали, что крещение произошло еще при бабушке Владимира княгине Ольге, а в России правление Владимира в первую очередь ассоциируется с введением христианства.

Испытание вер

Легенда о выборе веры князем Владимиром изложена в «Повести временных лет». Согласно ей, к князю поочередно приходили иностранные послы, рассказывая о своем вероисповедании, и он рассматривал предложения.

Первыми к Владимиру пришли представители волжской Булгарии, исповедовавшие ислам. Они рассказали о своей жизни и обрядах, а также о запретах, в том числе на употребление алкоголя. Последнее и стало причиной отказа князя. С тех пор у нас бытует поговорка «Руси есть веселие пити».

Вторыми были посланники из Рима, объяснившие, что запретов у них почти нет, и что ни делается, все по воле Божьей и во славу его. Владимир отклонил и их предложение, ответив, что отцы наши не принимали этого.

Следующими были хазары, у которых был иудаизм. Их предложение не было принято ввиду отсутствия своей земли у этого народа. Сами хазары были кочевниками, а евреи, принесшие к ним иудаизм, лишились своей земли еще при Риме.

Наконец, византийский посланец рассказал о Писании. Владимир воздержался от ответа и решил посмотреть, как проходят богослужения в разных странах. Византийский обряд впечатлил русских посланцев больше всего. По их признанию, они не поняли, где они были - на земле или на небе. И князь выбрал греческую веру.

Первые христиане

Византийская империя была заинтересована в крещении досаждавших ей славян. Так они оказывались в сфере ее влияния и из врагов вполне могли стать союзниками. Южнославянские государства именно так и принимали христианство. Для лучшего понимания сути вероучения была создана новая азбука, начало которой положили равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Проникновение христианства на Русь началось раньше эпохи Владимира. Есть мнение, что первыми крещеными князьями были Аскольд и Дир, но точных сведений об этом не сохранилось, да и убили их при перевороте.

Из княжеской фамилии официально первой христианкой была равноапостольная княгиня Ольга. Она сама приезжала в Константинополь, приняла крещение и добивалась признания Руси равным Византии государством, но не смогла дать в помощь империи часть войска. Впоследствии она пригласила немецких богословов ко двору, и эта дипломатическая игра заставила византийцев пересмотреть свое отношение к Ольге. Между государствами был заключен союз.

Ольга не была единственной христианкой на Руси. В части земель религия распространялась в виде проповедей, и до сих пор в некоторых районах (например, в Закарпатье) крестителями считают не Владимира, а Кирилла и Мефодия. А древние христианские захоронения встречаются вдоль всего пути из варяг в греки.

Отношение населения к христианам было неоднозначным. С одной стороны, оно было лояльным, но с другой эта лояльность имела предел. Так, сын Ольги князь Святослав не принимал крещения, боясь потерять авторитет в своей дружине. Во времена Владимира киевские язычники захотели принести в жертву некоего Иоанна, сына Феодора дружинника. Итог был трагическим, и с тех пор Феодор и Иоанн считаются первыми российскими мучениками .

Крещение Владимира

Византию часто потрясали междинастические конфликты. Русь как союзник империи выступала на стороне императоров. В очередном из таких конфликтов войско Владимира осаждало Корсунь, где сидел мятежник Варда Фока. Условием помощи была Анна - сестра императоров Василия и Константина. Императоры не могли пойти на такой шаг, который казался им унижением. И было из-за чего:

  • Владимир был язычником;
  • он был младшим сыном Святослава, узурпировавшим престол, да еще и рожденным от ключницы;
  • у Владимира уже были жены, и каких-то политических выгод для Византии такой брак не нес.

Тогда Владимир занял Корсунь сам, и согласился отдать город империи только при соблюдении

своего условия. Царьград согласился, но выставил свое условие: Владимир должен принять крещение. Это и состоялось в той же Корсуни в 988 году.

Было ли это правдой - неизвестно. Иностранные источники дают по этому поводу несколько иные сведения. Так, армянские, польские и арабские записи говорят о том, что Владимир уже был крещен, а войско послал в Корсунь в помощь своему шурину. Также разнится и дата - от 986 до 988 годов. В качестве месяца указывают апрель и август. То, в каком году было Крещение Руси, тоже привязывается к принятию христианства князем, хотя на самом деле процесс начался годом позже, в 989.

Этапы крещения Руси

Нельзя сказать, что принять христианство людям было легко . Процесс этот проходил не так гладко, как описывается в церковных источниках, и растянулся он на столетия. Происходил он в несколько этапов:

  1. Крещение Киева.
  2. Крещение Новгорода.
  3. Крещение периферии.

Крещение Киева и учреждение митрополии

Киев отреагировал на нововведение относительно мирно , как следует из описаний и картинок в книгах. Сперва были крещены сыновья князя и его окружение, а затем народ пригласили к Днепру. Часть подданных не пошла - сказалась верность своим богам. Другие же согласились, решив, что раз уж князь с сыновьями крестились и ничего страшного не случилось, значит, и им можно.

Языческих идолов Владимир снес и сбросил в Днепр. Вот и все краткое содержание процесса крещения киевлян.

Для окормления новообращенных в городе была учреждена митрополия, куда в качестве иерарха прислали Михаила из Византии. Присланы были священники и мастера, которые могли строить церкви. Первой церковью, возведенной при Владимире, была Десятинная, которая до наших времен не сохранилась.

Киевская митрополия просуществовала в составе Константинопольского патриархата до 1299 года, после чего была перенесена во Владимир, а позже - в Москву. Статус Киевских сохраняли за собой митрополиты западной Руси во времена вхождения ее в состав Великого княжества Литовского, а позднее - Речи Посполитой. После падения Византии под ударами турок Москва становится патриархатом .

«Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём»

Крещение Новгорода проходило не так гладко и заняло два года . В 990 году в Новгород был отправлен отряд Добрыни - дяди Владимира по матери. Зная характер новгородцев, миссия была усилена отрядом Путяты. В качестве иерарха был послан по одним источникам митрополит Михаил, по другим - епископ Иоаким.

В первый год были крещены часть новгородцев, но в целом горожане отрицательно отнеслись к процедуре. В 991 году городское вече решило не пускать в город войско Добрыни. Сопротивление возглавили тысяцкий Угоняй и волхв Богомил. Добрыня остановился на Торговой стороне города, после чего язычники разрушили мост и приступили к активным действиям.

Непонятно, на чьей стороне был бы перевес, если бы Добрыня не обезглавил восстание язычников. В городе развернулась настоящая война, в результате которой сперва крестилась часть горожан, а остальных пришлось загонять в реку Волхов.

Принятие новой веры не было искренним. Это очень ярко проявилось в тот момент, когда разрушали капище Перуна в Перыни (сейчас там скит Юрьева монастыря). У горожан был траур. Новгородцы еще долго помнили эти события, несмотря на то, что прямая историческая память не живет дольше трех поколений.

Нельзя сказать, что христианство было противно новгородцам как таковое. Христиане существовали в городе и ранее. Скорее, у подобного противостояния были политические причины, которые и привели позже Новгород к самостоятельности. А пока именно крещение Новгорода было важно князю - так замыкалась центральная магистраль страны, путь из варяг в греки .

Другие города Русской земли

Крещение Руси князем Владимиром часто носило характер принуждения и еще чаще было формальным. Распространение шло медленно. Окончательно этот процесс закончился в городах восточной Руси в XIII веке, а пережитки язычества так и остались нашей национальной чертой.

Во времена Владимира были учреждены епископские кафедры в Киеве, Новгороде, Владимире-Волынском, Переяславле, Полоцке, Чернигове.

Крещение имело не столько религиозную цель, сколько политическую. Единая вера рассматривалась как фактор, делающий Русь единой. Это понимали и сами язычники, оказывавшие сопротивление не столько миссионерам, сколько Киеву.

Последствия и значения для Руси

Когда происходили эти события, мало кто задумывался о том, зачем Руси нужна новая вера. Людей тогда больше волновала их повседневная жизнь, потому что до прогресса и зеленой революции было еще очень далеко. Но сейчас, при прошествии более тысячи лет, мы можем оценить, что дало Руси это событие. А как к нему относиться, зависит уже от субъективных оценок.

Крещение Руси и его значение кратко описать невозможно. Пожалуй, стоит остановиться на нескольких его последствиях:

  • политических;
  • культурных;
  • отдаленных исторических.

Политические последствия

Введение православия в качестве государственной религии поставило Русь в число государств, считавшихся цивилизованными. Княжеская династия Рюриковичей встала в ряд с монаршими домами Европы, откуда брали жен и куда отдавали дочерей. Это расширило международные связи Руси.

В то же время церковь не давила на власть так, как это было в Западной Европе, где Святой престол в лице Пап буквально диктовал монархам свою волю под страхом отлучения. Христианство византийского образца тогда уже отличалось от римского, хотя раскол между ними произойдет только в 1054 году.

Таким образом, Русь вошла в орбиту Византийской империи, что позже скажется на историческом пути страны, когда этой империи уже не было.

Внутри страны мероприятия по Крещению привели к очередной волне внутренней миграции на восток, в Волго-Окское междуречье. Люди, не желавшие расставаться со своими богами, уходили в леса, надеясь там сохранить веру предков .

Культурное значение

Вместе с христианством на Русь пришла и византийская культура , являвшаяся наследницей римской и греческой традиций. В стране стали распространяться письменность, иконопись, культовое строительство. Появление письменности (кириллицы) ознаменовало новый этап в развитии национальной культуры.

Тем не менее нельзя сказать, что произошел какой-то перелом в народном сознании. Насильственное насаждение веры не могло заставить человека искренне ее принять. От тактики массовых крещений постепенно отказывались, предпочитая метод замены.

На бывших капищах устанавливали церкви, христианский праздник постепенно заменял древний языческий и таким же образом привязывался к годичному циклу. Отсюда двоякие значения праздников, которые и названия имеют двойные. Так, Прощеное воскресенье называется Масленицей, День Иоанна Крестителя - Купалой, на место Перуна встал Илья-пророк, а на место Мокоши - Параскева Пятница. Подобное народное не совсем правильное христианство появилось как реакция на попытки церковных властей стереть память о языческом прошлом и принуждать к соблюдению всех заповедей .

Подобное было свойственно не только славянам. Практически все народы, принявшие христианство в Средние века, сочетают в своих религиозных представлениях как свои древние языческие обряды, так и вполне искреннюю веру в Христа.

Интересен такой феномен, как ношение нательного крестика. Надо сказать, что он не является обязательным атрибутом христианина где бы то ни было, кроме России. У нас принято даже его демонстрировать в ответ на обвинение во лжи. Причиной такого явления стала своеобразная маркировка крещеного человека в те годы, когда христианство только пришло на Русь. Язычники, не желавшие переходить в новую веру, часто маскировались под христиан, чтобы избежать репрессий. Чтобы отличать их от крещеных, последним велели носить нательный крестик .

В последующие эпохи, когда не стало Византии, выбор, сделанный князем Владимиром, служил определяющим фактором во внешнем и внутреннем курсе страны. Так, желая отстоять свою независимость, новгородцы дали отпор крестоносцам, и немалую роль тут сыграла приверженность к православию.

Взяв в жены последнюю византийскую принцессу Софью Палеолог, Иван III создал концепцию Москвы - третьего Рима. С тех пор Русская православная церковь - самая крупная и влиятельная из поместных.

Приверженность православию стало одним из столпов, на которых русский народ консолидировался. Смена вероисповедания означала потерю национальной идентичности еще долго, вплоть до начала XX века. В то же время народы, принимавшие крещение от русских миссионеров, не подвергались ассимиляции, поэтому до сих пор существуют на территории России.

Если следовать историософской концепции Тойнби, то в 988 году князь Владимир совершил цивилизационный выбор. Мало кому в жизни дается такой шанс, ведь события имеют под собой вполне объективные причины, и если им суждено случиться, они и так случатся. Все-таки исторический процесс имеет свои закономерности. Но никому не дано знать, что было бы, если бы Владимир сделал иной выбор. Но история не знает сослагательного наклонения .