Исторический музей отдел нумизматики. Отдел нумизматики. Российские деньги XVII - XVIII веков в нумизматическом музее

7 октября 2015 года в Большом Афанасьевском переулке в Москве открылся «Международный нумизматический клуб» с экспозиционным музейным залом. Расположен музей в отреставрированном историческом здании палат Зиновьевых-Юсуповых, построенных в XVII веке.

Музей МНК создан по инициативе Вагита Алекперова, Президента ПАО «ЛУКОЙЛ». Экспозиция музея полностью сформирована на основе личной коллекции В.Ю. Алекперова.

Музей МНК осуществляет тесное взаимодействие с научным и музейным сообществом и поддерживает исследования в области нумизматики.

Музей МНК является членом авторитетнейших российских и международных организаций:
- Союз музеев России
- International Council of Museums, ICOM (Международный совет музеев)
- International Numismatic Council, INC (Международный нумизматический Совет)

Основные цели деятельности музея:

  • способствовать развитию и популяризации нумизматики;
  • придать новый импульс для развития интереса к отечественной и всемирной истории;
  • способствовать развитию частного музейного дела.

В связи с этим, в стенах музея планируется устраивать тематические выставки как государственных, так и частных собраний; проводить конференции, лекции.

Музей оборудован современным интерактивным оборудованием. На планшетах можно посмотреть описания монет; рассмотреть изображения лицевой и оборотной сторон монет, сфотографированных в отличном качестве и с высоким разрешением. По каждой витрине дается дополнительная информация об эпохе, событиях и личностях.

О здании

Палаты Зиновьевых-Юсуповых, находящиеся в Большом Афанасьевском переулке, - это старейший дом района, единственные большие каменные палаты XVII века к северу от Пречистенки. Даже то, что его фасад выдается за красную линию переулка говорит о том, что стоит он тут очень давно и имеет долгую историю.

В 1685 году стольник П. Зиновьев выстроил здесь каменные палаты и потом более ста лет владельцами дома были представители дворянского рода Зиновьевых. Одной из них была жена петровского гардемарина и московского губернатора князя Бориса Юсупова Ирина Михайловна. В конце XVIII века дом перешел во владение к прадеду Льва Николаевича Толстого графу Андрею Ивановичу Толстому. Последним владельцем этого дома до революции был брат жены Льва Толстого Александр Андреевич Берс - действительный статский советник, Орловский вице-губернатор.

В 2010 году была начата реставрация здания, оконченная в начале 2012 года. За эту работу Центр традиционной культуры «Преображенское» (руководитель проекта - архитектор Татьяна Борисова) получил премию конкурса «Московская реставрация - 2012».

15 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге в рамках IV Международного культурного форума состоялось награждение президента ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова премией «Феникс». Награду вручил министр культуры РФ Владимир Мединский. Премия присуждена за содействие в сохранении памятников архитектуры и их приспособление к современному использованию.

Отдел нумизматики Государственного исторического музея хранит свыше 1,7 млн. предметов, в том числе дублеты, монеты русские (свыше 600 тыс.), античные (58 тыс.), восточные (138 тыс.), западные (188 тыс.), бумажные денежные знаки (471 тыс.), памятные медали отечественные (38 тыс.) и иностранные (21 тыс.), ордена, наградные медали и знаки русские и иностранные (свыше 27 тыс.), печати, гербовые и должностные знаки (более 8 тыс.). Основу собрания составляют исключительные по полноте коллекции памятников российского денежного обращения.

Нумизматическое собрание Исторического музея начало складываться в первые годы существования музея из переданных в дар отдельных предметов и небольших коллекций. Вскоре оно стало комплектоваться систематически, часто путем закупок. В 1886-1917 гг. музеем были получены: коллекция русских монет основоположника отечественной нумизматической науки А. Д. Черткова, коллекция П. О. Бурачкова, известного собирателя и исследователя монет Северного Причерноморья, множество предметов из великолепных собраний П. И. Щукина, Г. А. Строганова, А. С. Уварова. Активно участвовала в комплектовании Императорская Археологическая комиссия, благодаря которой в фонды музея поступили многие замечательные клады русских монет.

С 1895 г. музею стали передаваться обязательные образцы изделий отечественных монетных дворов. Все нумизматическое собрание находилось в ведении главного хранителя музея — А. В. Орешникова, выдающегося специалиста по русской и античной нумизматике. Образование отдела монет, медалей и печатей связано с передачей в 1918-1919 гг. огромной коллекции восточных монет и русских медалей, принадлежавших крупнейшему московскому коллекционеру П. В. Зубову. Возглавил отдел А. В. Орешников. П. В. Зубов же стал руководителем сектора, располагавшегося в его доме на ул. Малой Алексеевской. После кончины П. В. Зубова (в 1921 г.) его нумизматическая коллекция (200 тыс. монет в 14 шкафах) и библиотека (в 30 шкафах) были перевезены в главное здание музея. После образования самостоятельного отдела монет, медалей и печатей его собрание пополнилось за счет коллекций упраздненного Московского Нумизматического общества, Музея Книги, Советской Филателистической Ассоциации, Военно‐исторического музея. Многие интересные предметы попали в отдел из Гохрана. В комплектовании фондов помогал отдел нумизматики Государственного Эрмитажа, в 1930 г. передавший в ГИМ редчайшую русскую монету — рубль никогда не царствовавшего "императора" Константина, отчеканенный в 1825 г.

Процесс экспроприации частной собственности, начавшийся после Октябрьской революции 1917 г., повлек за собой быстрый рост нумизматического собрания, куда стекались реквизированные коллекции. Многие коллекционеры добровольно передавали собранное ими в музей, надеясь таким образом спасти исторические ценности от разграбления. Систематически в отдел поступали материалы раскопок, монетные клады. В результате к концу 30‐х гг. Исторический музей стал обладателем нумизматического собрания, по своей значимости вполне сопоставимого с собраниями монет, медалей, бон, орденов и наградных знаков Британского музея в Лондоне, Национальной библиотеки в Париже, Берлинского мюнцкабинета (в составе Берлинских музеев), Музея Американского нумизматического общества в Нью-Йорке, Смитсоновского института в Вашингтоне, Государственного Эрмитажа в Санкт‐Петербурге.

В настоящее время все чаще открываются частные музеи, галереи, основатели которых делают свои собрания достоянием широкой общественности. Один из примеров - это основание нумизматического музея в столице. О большом интересе специалистов к подобному событию свидетельствует тот факт, что при учреждении создан попечительский совет, куда вошли руководители музеев с крупными нумизматическими коллекциями (М. Пиотровский, Е. Гагарина, М. Лошак).

Экспонаты выставки

Открытие Международного Московского нумизматического музея стало знаковым событием прошлого года. Это событие привлекло не только российскую, но и международную общественность. Коллекция, представленная на суд срециалистов, ученых, и, наконец, интересующейся публики, уникальна: она содержит монеты от античности до советского периода. Среди экспонатов не только рубли, копейки, червонцы, но и Древнего мира и Средневековья

Нумизматика как вспомогательная историческая дисциплина

Нумизматика - это одна из вспомогательных исторических дисциплин, изучающая монеты: их происхождение, датировку, внешние признаки и так далее. Данный раздел науки является одним из основных наряду с палеографией, хронологией, сфрагистикой. Исследование денежной системы позволяет проанализировать не только экономическую ситуацию в том или игом городе, княжестве, государстве, но и показать политическое развитие страны, поскольку чеканка собственной монеты - показатель богатства и могущества правителя. Изучение монет является объектом серьезных исследований отечественных и зарубежных историков. Основной источник материалов - это раскопки кладов, в которых в избытке можно найти деньги самых разных государств.

Выставки Московского музея нумизматики

Серьезный научный интерес к денежным единицам возник в России в XVIII веке вместе с появлением исторической науки как самостоятельной дисциплины. С тех пор у российских ученых накопился огромный опыт в исследовании монет, собирании и обработке этого ценнейшего источника.

В Москве открылся музей нумизматики в октябре 2015 года (в отреставрированных палатах Зиновьевых-Юсуповых XVII века), что следует рассматривать как новый этап в изучении денежных единиц различных стран. Его основателем является В. Алекперов, президент ОАО «Лукойл», коллекция которого и легла в основу фонда. Музей нумизматики в Москве включает в себя не только выставочный зал, но библиотеку, конференц-зал, Клуб нумизматов, что позволяет не только специалистам, но и просто интересующимся лицам познакомиться с экспонатами и получить всю необходимую информацию.

Монеты античности и Средневековья в Московском музее нумизматики

Международный музей нумизматики в Москве включает собрание, состоящее примерно из пяти тысяч единиц. Алекперов коллекционировал их в течение четырнадцати лет, так что в новом музее можно увидеть немало интересного. На выставке стоит обратить внимание на монеты времен античности: Древней Греции, а также Византийской империи (всего около трехсот). Средневековье здесь представлено талерами, российская история - пятьюстами монетами а также периода. Древнейший экземпляр - это гекта с изображением петуха из города Фокея, датируемая V веком до н. э.

Музей нумизматики в Москве хранит средневековые талеры. Наиболее интересные из них - это баварские монеты.

Российские деньги XVII - XVIII веков в нумизматическом музее

Из российских монет следует выделить золотую копейку Владислава Жигимонтовича, сына польского короля Сигизмунда III, который по договору под Смоленском 4 февраля 1610 года должен был принять православие и стать русским царем. После низложения Василия Шуйского летом того же года московское правительство - семибоярщина - признало Владислава царем и даже выпускало от его имени монету. Вышеупомянутая золотая копейка польского королевича свидетельствует о притязаниях Польши на Московскую Русь.

Музей нумизматики в Москве хранит и любопытные червонцы чеканки 1700-х годов. Это было время правления Петра I, который был заинтересован в обновлении экономической системы в России. Новые монеты начала его царствования - пример заботы царя о финансах страны. Здесь же имеется пробный рубль императрицы Елизаветы Петровны 1756 года.

Монеты царского периода в Московском музее нумизматики

Кроме вышеперечисленных образов, коллекция включает набор денег чеканки XIX века. Музей нумизматики в Москве хранит платиновые монеты времен правления Николая I (1825-1855 года). Образцы датируются 1839 годом - временем реформ министра финансов Е. Ф. Канкрина. Представленные номиналы - три, шесть и двенадцать рублей - ценнейший источник истории денежной реформы в империи конца 1839-1843 годов.

Несомненно, подобная выставка коллекции привлечет не только специалистов-ученых, но и массового обывателя. Тот факт, что частные лица занимаются собиранием древностей и предоставляют их в качестве экспонатов, свидетельствует о том, что историческая наука набирает популярность в российском обществе.

Вот что собой представляет музей нумизматики в Москве. Адрес: дом 24. В заведении проводятся лекции, на которых ученые рассказывают об экспонатах, а Клуб нумизматов доказывает развитие интереса к монетам у непрофессионалов.

В кулуарах московских нумизматических аукционов давно поговаривали, будто президент «Лукойла» владеет едва ли не лучшей в России коллекцией монет. Насколько она велика и что там имеется, не было известно до октября 2015 года, когда Вагит Алекперов открыл в Москве, в отреставрированном особняке в районе Арбата свой Музей нумизматики. В экспозиции более 700 монет: Древняя Греция, Римская империя, Византия, средневековая Европа, Российская империя, РСФСР и СССР. Это лишь четвертая часть коллекции Алекперова, но вполне представительная. Самая старая монета в музее — золотая гекта города Фокея 480-450 годов до н. э. (по данным Forbes, куплена в 2012 году на аукционе Nomos за 12 500 швейцарских франков, или $13 500). Самая молодая — серебряные 20 копеек 1931 года (не менее $7000). Наименее ценная монета — 20 копеек 1922 года в идеальном состоянии (примерно $1000). Самая дорогая — платиновые 12 рублей 1844 года (куплены в 2013 году на аукционе Maison Palombo за 380 000 швейцарских франков, или $410 000).

«В монетах есть история. В каждой из них сосредоточена, наверное, целая эпоха, — объясняет хозяин коллекции. — Это материал, не подверженный влиянию времени. Особенно если это благородный материал».

На одном из стендов красуется крохотная — всего полграмма — золотая копейка Смутного времени с именем Владислава Жигимонтовича. Московские бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава и присягнули ему в августе 1610 года. Избранный царь в Москве не появился, зато там разместилось иноземное войско. Золотые копейки (каждая равнялась 10 серебряным) чеканились для выплаты жалованья офицерам и солдатам. Но Смута продолжалась, казна скудела, в монету обращалась церковная утварь и золото с «государева наряда». Поляки были изгнаны из Москвы в октябре 1612 года ополчением князя Пожарского. Золотых копеек Владислава Жигимонтовича уцелело очень мало, они крайне редко попадаются в кладах. На аукционе «Монеты и медали» в 2010 году такая копейка ушла за 175 000 рублей.

Другой стенд, почти три столетия вперед: золотой империал 1896 года в состоянии proof (полированный чекан). В первые годы царствования Николая II золотые монеты для обращения не чеканились. Правительство Витте готовило реформу, которая должна была устранить сложившуюся диспропорцию ценности кредитного и золотого рубля и жестко привязать бумажный рубль к золоту. Госбанк создал золотой запас, соответствующий сумме кредитных билетов в обращении с учетом запланированной девальвации, и в 1897 году началась чеканка новых золотых — в полтора раза легче прежних. Десятирублевки с надписью «империал» и в старом весе выпускались в 1895-1897 годах по высочайшему заказу для подарков (по 125 штук в год). Уже в начале XX века они считались нумизматической редкостью. Аукционная цена империала 1896 года proof — $175 000-185 000.

«История коллекции началась с монет Российской империи, а точнее, с золотых монет, — рассказывает Алекперов. — Это направление представлялось мне самым интересным. Даже рядовые монеты по этой тематике было непросто собрать, поскольку для коллекции отбирались только лучшие по сохранности экземпляры. Постепенно сфера моих интересов расширилась, и я принял решение пополнять коллекцию золотыми античными монетами. Серебряные монеты советского периода представлены для формирования более полной картины, это же относится и к европейским талерам».

Золотых монет царской России в музее 125. Начало регулярному выпуску золотых денег положил Петр I, приказав в 1701 году чеканить червонцы — монеты в весе европейского дуката. Месторождений драгоценного металла в России еще не разведали, казна закупала через Сибирь китайское золото, тиражи червонцев потому были невелики — несколько тысяч в год. В коллекции Алекперова есть экземпляр первого червонца (аукционная стоимость не менее $50 000). Но более ценен червонец 1711 года: двуглавый орел держит четыре Андреевских флага, символизирующих господство над Азовским, Балтийским, Белым и Каспийским морями. Правда, до присоединения Прибалтики тогда еще было далеко, а выход к Азовскому морю Россия в том году потеряла в неудачной войне с Турцией. Возможно, потому золотые с таким вариантом герба больше не чеканились. Червонец 1711 года, принадлежащий главе «Лукойла», куплен в 2011 году на Sincona за 75 000 швейцарских франков (около $85 000).

Уроженец Баку, Вагит Алекперов вспоминает, как в детстве постоянно что-то собирал — марки, спичечные коробки, винные наклейки. Когда учился в средней школе, соседка по дому подарила ему кипу дореволюционных ценных бумаг, хранившихся в семье. Отсюда, говорит миллиардер, и началась его любовь к истории денег и монетам, длящаяся уже более 50 лет. «Конечно, в разное время финансовые возможности разные были, — замечает он. — Но коллекция формировалась всегда. Работая в Западной Сибири, я иногда приезжал в Москву и бывал на Таганке [неформальное место сбора коллекционеров у магазина «Нумизмат». — Forbes]. Там покупал монеты. Это был конец 1970-х, когда я уже хорошо зарабатывал и имел возможность приобретать».

Времена походов по «толкучкам» давным-давно прошли. По словам Алекперова, у него работает группа экспертов, следящая за нумизматическим рынком, российским и международным. «Главный фактор — насколько монета дополняет коллекцию. У меня как коллекционера, конечно, есть свои пристрастия, и именно это играет важнейшую роль в принятии решения о покупке той или иной монеты», — объясняет он.

По теме царской России исключение сделано для платины. Российская империя была единственной страной, выпускавшей платиновые деньги для обращения, — позволяли богатые, сравнительно легкие для добычи россыпи Урала и придуманный инженером Соболевским удобный способ получения ковкой платины. Платиновые трехрублевки чеканились с 1828 по 1845 год десятками и сотнями тысяч штук, монеты номиналом 6 и 12 рублей — тысячами. Но в какие-то годы выпуск ограничивался одной-тремя сотнями и даже единичными экземплярами — для продажи состоятельным коллекционерам. Например, шестирублевок в 1836 году было сделано всего одиннадцать. На аукционах они, само собой, появляются нечасто и неизменно растут в цене. У главы «Лукойла» имеется такая монета в состоянии proof — она выставлялась в марте 2013 года на Kuenker и была продана за €150 000 при эстимейте €24 000.

«У меня есть три платиновые монеты, абсолютно случайно приобретенные шесть лет назад. Они очень ценные, таких всего по два экземпляра», — гордится Вагит Алекперов. Упоминая об этом комплекте 1839 года, он чуть ошибается. Трехрублевок тогда отчеканили шесть штук, а шести- и двенадцатирублевок — действительно, по две штуки. Один платиновый комплект 1839 года хранится в Эрмитаже. Другой, насколько известно Forbes, некогда принадлежал российскому финансисту, купившему монеты в 2001 году на аукционе банка UBS за $150 000. По всей видимости, этот комплект и перешел в собственность Алекперова. Сколько он может стоить сейчас? По мнению Игоря Лаврука, гендиректора фирмы «Монеты и медали», — около $1 млн.

«Каждый коллекционер — это эгоист, — признается Вагит Алекперов. — Он любит свою коллекцию. Мне всегда нравилось перекладывать монеты с одного места на другое. Я могу заниматься этим часами. Но я считаю, что если ты собрал красивые вещи, то их должны видеть люди. Мой музей будет открыт для свободного посещения. Создадим здесь клуб нумизматов. Я уверен, что он сможет эффективно функционировать, потому что членские взносы будут минимальные. Будем проводить лекции, обмениваться информацией, переиздавать литературу. Вы знаете меня — когда я за дело берусь, никогда не останавливаюсь на полпути, все довожу до логического завершения. К сожалению, мой сын не перенял от меня любовь к монетам, поэтому музей и нумизматический клуб не будет поддержан правом наследования. Будет создана система, которая позволит музею и клубу функционировать долгие годы и после меня».

Лет пять тому назад, вспоминает миллиардер, он увлекся античными монетами: «За ними тысячелетия. Мы историю Древнего Рима во многом знаем по монетам, которые тогда выпускались». Парадокс, но золото Древней Греции и Римской империи стоит не дороже, а иногда дешевле редких монет XIX-XX веков. Нумизматический рынок — абсолютное воплощение закона спроса и предложения. Цена монеты определяется не ее возрастом, типом металла и художественными достоинствами (хотя все это имеет значение), а числом и платежеспособностью собирателей, увлеченных конкретной темой. Античные монеты очень разнообразны, для коллекционирования требуется масса специальных знаний, потому и спрос на них иной, чем на монеты последних столетий, более понятные во всех отношениях.

В музее Алекперова представлены 226 древнегреческих и римских монет. Среди них — прижизненная ¼ статера Александра Македонского, отчеканенная в городе Сарды. Состояние — uncirculated. Монета приобретена в 2013 году на аукционе Sincona за 5000 швейцарских франков (примерно $5200). Это цена, сопоставимая со стоимостью некоторых советских монет, интерес к которым за последнее время сильно вырос. Для сравнения: в экспозиции музея есть серебряные 20 копеек 1931 года без следов обращения — состояние «превосходное». На торгах фирмы «Монеты и медали» в 2011 году аналогичный двугривенный, но в состоянии «очень хорошее» продан за 200 000 рублей (около $7300). Чем примечательна такая монета? 1931-й — последний год существования серебряных денег в СССР. Выпуск серебряных монет не прекращался, пока не была налажена чеканка медно-никелевых. Некоторое количество серебра ушло в оборот (и потом изымалось), остальная часть тиража 1931 года пошла на переплавку.

Но серебро в коллекции Вагита Алекперова — исключение, подтверждающее правило. «Мне интересно собрать такую коллекцию, которая представит историю развития чеканки в России и мире, — раскрывает свою цель бизнесмен-нумизмат. — Поскольку это крайне амбициозная задача, я пока ограничиваю себя золотыми монетами».

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.