Об экологической ситуации в республике калмыкия. Проблемы экологии в калмыкии как факторы заболеваемости и смертности населения Какая экологическая проблема характерна для калмыкии

№ 1(22), 2011 г.

4. Уланова С. С. Эколого-географическая оценка искусственных водоемов Калмыкии и экотонных систем «вода-суша» на их побережьях. М.: РАСХН, 2010. 263 с.

СИНЯКОВ В.Н., ЭРДНИЕВ О.В.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

Аннотация

В статье большое внимание уделено аналитической информации об экологической обстановке на территории Республики Калмыкия, о воздействии основных видов экономической деятельности на окружающую среду. Рассмотрены основные экологические угрозы для региональной стабильности.

Ключевые слова: экология, экологическая обстановка, Республика Калмыкия, загрязняющие вещества, твердые бытовые отходы.

SINYAKOV V.N., ERDNIEV O.V. ECOLOGICAL SITUATION IN KALMYKIA Abstract

In article the great attention is given the analytical information on ecological conditions of territory of Republic Kalmykia, on influence of principal views of economic activities on environment. The basic ecological threats for regional stability are considered.

Key words: ecology, ecological conditions, the Republic Kalmykia, polluting substances, a firm household waste.

Экологическая обстановка - это конкретное состояние окружающей человека среды, обусловленное взаимодействием природы и хозяйственной деятельности человека.

Типизацией и оценкой экологической обстановки занимались Б.И. Кочуров, В.М. Котляков, А.Г. Исаченко, Г.А. Исаченко, А.С. Шестаков, Л.Г. Руденко, И.О. Горленко и др. Экологическая обстановка различается по таким характеристикам: набором проблем, типом техногенных перестроек, ведущими факторами формирования, типом условий, масштабами проявления, временами существования, местом применения и уровнем остроты проявления. Последняя классификация самая популярная, в случае ее приложения необходимо учитывать состояние субъектов и их окружения. Другой подход основывается на распределении объектов по типам организации среды.

По критерию остроты ситуаций выделяются следующие уровни:

Удовлетворительная ситуация - это отсутствие прямого или косвенного антропогенного воздействия, изменение свойств ландшафтов не происходит;

Конфликтная ситуация имеет место в том случае, когда наблюдаются незначительные в пространстве и во времени изменения в ландшафтах, в том числе в средо- и ресурсовоспроизводящих свойствах, что ведёт к сравнительно небольшой перестройке структуры ландшафтов и восстановлению в результате процессов саморегуляции природного комплекса или проведения несложных природоохранных мер;

Напряжённая ситуация характеризуется негативными изменениями в отдельных компонентах ландшафтов, что ведёт к нарушению или деградации отдельных природных ресурсов и, в ряде случаев, к ухудшению условий проживания населения;

Критическая ситуация - происходит быстрое нарастание угрозы истощения или утраты природных ресурсов (в том числе генофонда), уникальных природных объектов, наблюдается устойчивый рост числа заболеваний из-за резкого ухудшения условий проживания;

Кризисная ситуация - в ландшафтах возникают очень значительные и практически слабо компенсируемые изменения, происходит полное истощение природных ресурсов и резко уменьшается здоровье населения;

Катастрофическая ситуация характеризуется глубокими и часто необратимыми изменениями природы, утратой природных ресурсов и резким ухудшением условий проживания населения, вызванными в основном многократным превышением антропогенных нагрузок на ландшафты региона. Важным

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

признаком катастрофической ситуации является угроза жизни людей и их наследственности, а также утрата генофонда и уникальных природных объектов.

Под выявлением экологических ситуаций подразумеваются: установление перечня (набора) экологических проблем; пространственная локализация экологических проблем; определение комбинации (сочетания) экологических проблем и отнесение выявленного ареала к той или иной степени остроты экологической ситуации .

Экологическое состояние целого ряда регионов России катастрофическое . После аварии на Чернобыльской АЭС на территории Российской Федерации в 14 областях (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тульская, Пензенская, Тамбовская, Смоленская, Ульяновская, Тюменская) и в Республике Мордовия образовались зоны загрязнения площадью 55,1 тыс. кв. м. Катастрофическая экологическая обстановка сложилась в Уральском федеральном округе. Для России жизненно важна актуальность неотложных мер по обеспечению благоприятной экологической обстановки. В частности, речь идет об оптимальном сочетании пропорций общественного воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, о научно обоснованных социально-экономических критериях оценки качества окружающей среды, увязаны с социально-политическими целями перспективного развития республики и т.д.

На примере России видно, как экологический императив напоминает нашему обществу о его неразрывной связи с живой и неживой природой, о той угрозе, которая несет с собой игнорирование ограниченности компенсаторных возможностей биосферы. И если до недавнего времени еще можно было представить процесс общественного развития в двухмерной системе координат, где учитывались лишь социальные и экономические параметры, а природа рассматривалась как лежащая за границами управляемой системы, то сейчас необходим переход к трехмерной системе координат, включающей, кроме названных еще и экологическую (природные ресурсы) подсистему.

Экологическая обстановка, сложившаяся в пределах территорий республик, краев, областей и автономных округов, и особенности проблем окружающей среды в каждом из субъектов Российской Федерации определяются, с одной стороны, спецификой местных природно-климатических условий, а с другой, - характером и масштабами воздействия промышлености, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую природную среду.

Республика Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяженность территории с севера на юг - 448 км, с запада на восток - 423 км. Граничит на юге со Ставропольским краем, на юго-востоке - с Республикой Дагестан, на севере - с Волгоградской областью, на северо-востоке - с Астраханской областью, на западе - с Ростовской областью. Занимает положение в междуречье Волги и Дона, на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, между Каспийским и Черным морями, между Поволжьем и Кавказом. В северо-восточной части республики протекает река Волга (12 км). На юге республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. км. Реки: Кума, Маныч, Волга. Озёра: Маныч-Гудило, Сарпинское озёро, Состинские озёра. Поверхностных вод мало.

Климат республики резко континентальный - лето жаркое и очень сухое, зима малоснежная, иногда с сильными морозами. Континентальность климата существенно усиливается с запада на восток. Особенностью климата является значительная продолжительность солнечного сияния, которое составляет 2180-2250 часов (182-186 дней) в год. Средние температуры января по всей республике отрицательные: от -70C...-90C в южной части и до -100C...-120C в северной. Средние температуры июля составляют +23,5°C...+25,5°C. Повышение температуры воздуха наблюдается с севера на юг и юго-восток территории республики. Продолжительность теплого периода составляет 240-275 дней. В зимний период бывают оттепели, в отдельные дни - метели, а иногда образующийся гололед наносит ущерб сельскому хозяйству, вызывая обледенение травостоя пастбищ и озимых культур. Специфической особенностью территории республики являются засухи и суховеи: летом бывают до 120 суховейных дней. Регион является самым засушливым на юге европейской части России. Годовое количество осадков составляет 210-340 мм. По условиям влагообеспеченности в республике выделяются четыре основных агроклиматических района: очень сухой, сухой, очень засушливый, засушливый. Благодаря распространённости зон сильных ветров регион обладает значительными ветроэнергоресурсами.

Фауна млекопитающих насчитывает около 60 видов. Самую многочисленную группу составляют грызуны. Среди хищных млекопитающих обычны волк, лисица, корсак и светлый хорь. Промысловое освоение пушных зверей в целом уменьшилось. Увеличилась численность хищников, в частности волка. Особенно заметно повышение численности волка в восточных районах, где природные условия

№ 1(22), 2011 г.

способствуют его размножению. На водоемах Калмыкии гнездятся около 130 видов птиц и более 50 видов встречаются во время сезонных миграций. Распространены 20 видов пресмыкающихся и 3 вида земноводных. В пределах республики отмечено 23 вида птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Территория республики находится в зоне полупустыни, характерной особенностью которой является комплектность растительного покрова, проявляющаяся в сочетании степных и пустынных участков, и является самым безлесным регионом Российской Федерации.

Несмотря на ряд положительных тенденций, наметившихся в республике, существует ряд неразрешенных проблем, требующих принятия незамедлительных решений.

Экология Калмыкии - это и ее земельный фонд. Состояние земельных территорий повсеместно ухудшается, их деградация и опустынивание приобретает все более значительные масштабы. Наиболее ярким примером опустынивания являются территория Черных земель и Кизлярских пастбищ, где образовалась и прогрессирует пустыня. За последние 5 лет площадь, занятая песками, только в Калмыкии возросла на 47,7 тыс. га.

Недра республики содержат залежи нефти, горючего газа, соли, строительных материалов. Кроме того, на территории Калмыкии залегают пласты (5-48 м, 60-120 м и 480-500 м), содержащие уранофосфорные руды. Не ясны в связи с этим перспективы возможного или уже происшедшего загрязнения территории и почв при нефтедобыче (в связи с подъемом грунтовых вод из этих слоев).

Значительное уменьшение выбросов от стационарных источников в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (табл. 1, рис. 1) связано с сокращением выбросов на объектах ООО «Ставропольтрансгаз»: Камыш-Бурунское ЛПУМГ (выбросы метана сократились с 1,72 до 0,17 тыс. т - не работала компрессорная станция «Артезиан»), Астраханское ЛПУМГ (с 20,2 до 25 т - на магистральном газопроводе ремонтные работы не проводились). Уменьшение выбросов также связано с реорганизацией некоторых предприятий (строительно-дорожная отрасль, нефтегазодобывающая отрасль) вследствие экономического кризиса. Снизились выбросы от предприятий энергетики (котельные) в результате ликвидации котельных, перехода на автономное отопление жилых кварталов и газификации населенных пунктов.

Таблица 1

Количество выбросов в атмосферу

Выбросы от стационарных источников, тыс. т Основные загрязняющие вещества, выбрасываемые от стационарных источников, тыс. т Выбросы от автотранспорта, тыс. т Суммарный выброс, тыс. т

тверд. вещ-ва диокси д серы оксид углерод а оксид азота углевод ороды (без ЛОС) ЛОС

2,2 0,1 0,0 1,0 0,2 0,6 0,3 30,8 33,0

2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Динамика выбросов, загрязняющих атмосферу, от стационарных источников, тыс. т.

Наибольшее количество промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (табл. 2) поступает от предприятий нефтегазодобычи, предприятий транспортирующих нефть и природный газ по трубопроводам, и предприятий теплоэнергетики (котельные).

Стационарные посты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на территории республики отсутствуют, комплексный экологический мониторинг окружающей среды не проводится. В настоящее время Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия создана передвижная лаборатория слежения за состоянием окружающей среды

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Таблица 2

Основные источники выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу

Основные источники выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу Объем выбросов, тыс. т

МУП «Энергосервис» 1,51 0,23

Камыш-Бурунское ЛПУМГ ООО «Ставропольтрансгаз» 2,05 0,20

ЗАО «КТК-Р» НПС «Комсомольская» 0,61 0,66

ОАО « Калмыцкое дорожное управление» 0,49 0,49

Централизованным питьевым водоснабжением обеспечено 66% населения в городах Элиста, Городовиковск, Лагань и 11 районных центрах. До 76% сельских жителей пользуются водой из шахтных колодцев, открытых водоемов и каналов. В 24 населенных пунктах питьевая вода доставляется специальным автомобильным и железнодорожным транспортом, население поселков Яшалта и Сарул используют воду оросительных систем для хозяйственно-питьевых нужд без предварительной очистки и обеззараживания.

Динамика сброса загрязненных сточных вод и количество сброшенных сточных вод в республике показаны на рис. 2 и в табл. 3.

2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Динамика сброса загрязненных сточных вод, млн. м3.

Таблица 3

Количество сброшенных сточных вод

Сброшено в водные объекты, млн. м3 Доля загрязненных сточных вод в общем сбросе % Доля нормативно очищенных сточных вод в общем сбросе, %

Всего Без очистки Нормативно чистых Нормативно очищенных на сооружениях очистки

Всего в % к объему загрязненных сточных вод

40,22 34,94 100 0,00 5,28 87 13

Потребляемая населением питьевая вода по своему химическому составу в 50% проб не отвечает требованиям из-за высокой минерализации - 0,6-10 г/л (повышенное содержание сульфатов, хлоридов и солей железа) и жесткости в пределах 10-12 мг/экв/л.

Техническая изношенность систем водоснабжения, высокая коррозионная активность воды и ее высокая природная минерализация, отсутствие необходимого комплекса очистных сооружений, недостаточная водоподготовка и устаревшие методы обработки воды являются основными причинами несоответствия питьевой воды как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям.

Неудовлетворительное качество подземных вод по санитарно-химическим показателям в ряде районов обусловлено в основном высоким уровнем общей минерализации, повышенным содержанием железа и других микроэлементов природного происхождения.

№ 1(22), 2011 г.

Вода р. Кума относится к категории «грязная», Терско-Кумского канала - «умеренно загрязненная», р. Восточный Маныч - «загрязненная», оз. Маныч Гудило и р. Элистинка - «очень грязная».

Основные источники сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты приведены в табл. 4.

Таблица 4

Основные источники сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты

Основные источники сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты Объем сброса, млн. м3

ГУП «Восток» 15,3 13,8

ОАО «Калмыцкий» 14,8 13,9

МУП «Горводоканал» 5,5 5,3

ГУП ОПХ «Харада» 2,5 1,8

СПК «Исток» 1,9 1,8

Из общего количества образующихся отходов, отходы потребления составляют 80%, производства -20%. Динамика образования и утилизации отходов производства и потребления и их количество показаны на рис. 3 и в табл. 5.

^^^ объем образования отходов, млн. т * "использовано и обезврежено отходов, %

Рис. 3. Динамика образования и утилизации отходов производства и потребления.

Количество отходов производства и потребления

Таблица 5

Образовано отходов производства и потребления, млн. т Использовано и обезврежено

Всего I класс опасности II класс опасности III класс опасности IV класс опасности V класс опасности Всего, млн. т в % от количества образовавших ся отходов

0,007 0,000002 0,000005 0,0001 0,004 0,003 0,009 130

Общий объем учтенных отходов производства и потребления в Калмыкии превышает 200 тысяч тонн. Количество отходов на несанкционированных свалках учету не поддается.

Сегодня особенно остро стоит проблема размещения и захоронения отходов производства и потребления. Ежегодный объем мусора на свалках увеличивается на 6%-8%. Администрации муниципальных образований не ведут работу по переработке отходов путем внедрения современных технологий по их утилизации. А потому размещаются они с нарушениями соответствующих правил и норм. Проблема осложняется еще и тем, что определить вместимость и коэффициент заполнения свалок практически невозможно - отсутствует достоверная информация по инвентаризации объемов накопленных отходов. Промышленные методы, обеспечивающие гигиеническую и экологическую надежность их утилизации, в республике не применяются.

Общая площадь земель, занятых в республике под санкционированными и несанкционированными свалками, котлованами, карьерами, поглощающими скважинами для захоронения отходов составляет более 426 га. Количество мест организованного захоронения отходов - 18, занимаемая ими площадь - более 134,4 га.

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Существующие объекты по размещению и захоронению бытового мусора не отвечают современным санитарным и экологическим требованиям. На свалках часты самовозгорания, умышленные поджоги отходов. Отмечается недопустимо большой объем отходов, направляемых на захоронение, низкий уровень извлечения из них вторичного сырья. Иными словами, в Республике Калмыкия отсутствует система переработки и вторичного использования отходов. Существующая система сбора, сортировки и переработки разного рода мусора остается весьма несовершенной, потому что нет соответствующих технологий, слабо развита сеть профильных предприятий.

Отходы I-Ш классов опасности по мере накопления на сборных пунктах специализированных предприятий, имеющих лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, подлежат вывозу и утилизации за пределами республики (Волгоград, Ставрополь, Астрахань) в специализированных предприятиях.

Ситуация с отходами в Элисте может быть улучшена с вводом в эксплуатацию нового полигона твердых бытовых отходов, который уже проектируется. Это позволит обеспечить их изоляцию и обезвреживание, гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, обеспечить статическую устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, максимальной нагрузки на единицу площади, а также возможность последующего рационального использования участка после его закрытия.

Продолжает оставаться острым и вопрос утилизации биологических отходов. Для его решения требуется принятие на федеральном уровне единого нормативно-правового акта, определяющего четкую классификацию отходов, в том числе медицинских и биологических. Кроме того, отсутствуют законодательно закрепленные требования к природопользователям по их обязательной утилизации.

Проблемы в сфере обращения с отходами можно решить только совместными усилиями специально уполномоченных органов, профильных организаций и общественных объединений. Руководство ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами» предложило разработать генеральную схему очистки территории, провести ее зонирование, подготовить площадки под строительство мусоросортировочного комплекса. Такая работа уже проведена специалистами ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами» в ряде соседних регионов.

Оценка экологической обстановки на территории Калмыкии показывает, что, несмотря на высокий уровень антропогенного воздействия и напряженную экологическую ситуацию, республика располагает довольно высоким экологическим рейтингом. Калмыкия входит в число благоприятных в экологическом отношении регионов России и обладает богатейшими рекреационными возможностями, к которым относятся водные и растительные ресурсы, ландшафты и целебные источники. 1

1. Кочуров Б. И. География экологических ситуаций (экодиагностика территорий). Томск: ИГ СО РАН, 1997. С. 156.

2. Кочуров Б. И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территорий. Смоленск: Изд-во СГУ, 1999. С. 154.

3. Кочуров Б. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. -М., Смоленск: Маджента, 2003. С. 384.

4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году». М.: Инфра-М, 2010. С. 524.

БОГУН А.П.

ПУТИ УМЕНЬШЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ОБЪЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА ПРИРОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

Аннотация

Рассматриваются основные виды воздействия техногенных объектов на природную среду Республики Калмыкия и мероприятия по уменьшению их негативного влияния на природные экосистемы.

Ключевые слова: экологический мониторинг, техногенный объект, воздействие на окружающую среду, мероприятия по охране окружающей среды.

В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, а наша республика признана зоной экологического бедствия, особое внимание уделяется воспитанию молодежи совершенно с иным мировоззрением, с иным отношением к окружающему миру. Люди до сих пор не могут избавиться от деления всех живых организмов на полезные и вредные, и только экологически просвещенные уверены в целесообразности существования любых форм жизни. Человечество должно научиться жить в гармонии с природой, хозяйствовать, не нарушая экологического равновесия. Школа делает только первые шаги в этом направлении. Учителя ведут активный поиск новых форм работы с детьми, неординарных подходов к проблеме экологического просвещения и природоохранной работы.

Данный курс является важной ступенью в экологическом воспитании учащихся, так как проблемность и обобщающий характер содержания предопределили методы и организационные формы изучения данного элективного курса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, экскурсии и наблюдения. Такой подход ставит своей целью развитие у старшеклассников умений принятия решений, оценочных суждений, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к людям и своей среде обитания.

Цель данного курса рассчитанного на учащихся 9-х классов состоит не только в том, чтобы помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в нашей республике и выявить их взаимосвязи, но и помочь в дальнейшем в выборе профиля обучения в 10-11 классах и своей будущей специальности после окончания школы.

Программа

Введение.

Природные условия Калмыкии – 2 часа

Географическое положение. Районирование территории республики. Климатические особенности. Почвы Калмыкии.

Демонстрация. Карты Калмыкии.

Экологическое состояние окружающей среды в республике – 3 часа

1. Состояние атмосферы и ее охрана.

Причины нарушения баланса газов в атмосфере. Естественные и искусственные источники загрязнения воздуха. Состояние воздушной среды в городе. Влияние загрязнения и изменения состава воздуха на состояние живых организмов. Меры по охране воздушной среды.

Демонстрация.

1. Видеофильм “ Воздух в природе”.

2. Таблицы по экологии и охране природы.

Лабораторная работа. Определение степени загрязнения воздуха в городе.

2.Водные ресурсы Калмыкии.

Источники водоснабжения населенных пунктов. Дефицит пресной воды. Характеристика подземных вод. Открытые водоемы (пруды, озера и реки). Их характеристика. Использование внутренних водоемов. Загрязнение природных вод.

Демонстрация.

1. Видеофильм “Гидросфера”.

2. Схемы: а) очистных сооружений; б) классификации водных ресурсов.

3. Таблиц по экологии и охране природы.

Лабораторная работа.

1. Анализ проб воды.

2. Почвенные ресурсы.

Особенности почвенного покрова территории Калмыкии. Состояние земельных ресурсов. Загрязнение почвы. Опустынивание и вторичное засоление. Черные Земли. Пути повышения плодородия почв. Защита почв от эрозии. Хозяйственная деятельность человека и ее последствия. Влияние химических удобрений и пестицидов на почвы. Сохранение, улучшение и восстановление пастбищ.

Демонстрация.

1.Видеофильм “Животный мир почв”.

2. Таблиц по экологии и охране природы.

Экскурсия. Наблюдение за развитием эрозии в природе (окрестностях города).

Лабораторная работа. Определение механического состава почвы.

Растительный мир Калмыкии – 2 часа

Из истории изучения растительности Калмыкии. Природные комплексы. Коренная растительность. Флора Калмыкии. Экологические группы растений. Растения засушливых и влажных мест обитания. Растения Красной книги Калмыкии. Сельскохозяйственные и декоративные растения..

Экскурсия. Изучение видового состава растений и сбор гербария в окрестностях города.

Практическая работа. Определение растений и оформление гербария для занятий на уроках.

Животный мир Калмыкии – 2 часа

Видовой состав животных. Динамика популяций. Антропогенное воздействие на животный мир. Экологические группы животных. Животные почвенной, водной и наземной сред обитания. Редкие и исчезающие животные. Сельскохозяйственные животные.

Экскурсия.

1.Естественные условия обитания различных животных в окрестностях города. Наблюдения за их поведением и образом жизни.

2. Краеведческий музей или зоологический музей биофака КГУ.

Практическая работа.

1. Изучение состава животных в почвенных образцах.

2. Изучение животных в воде природных водоемов.

Окружающая среда и здоровье населения республики – 3 часа

Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение окружающей среды (химическое, биологическое, физическое). Качество воздушной среды и болезни связанные с ее состоянием. Водная среда и болезни, вызываемые ее состоянием. Загрязнение почв и болезни населения связанные с этим. Питание и здоровье человека. Природно-очаговые заболевания. Состояние заболеваемости населения Калмыкии.

Демонстрация.

1. Графиков биоритмов человека.

2. Схем, отражающих динамику средней продолжительности жизни людей в разных странах.

Практическая работа. Изучение состояния заболеваемости учащихся в своем классе и в школе и выявление причин болезней.

Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем – 2 часа

Качество окружающей среды поселка или города. Загрязнение и источники его загрязнения. Способы борьбы с загрязнением. Состояние здоровье детей и взрослых.

Экологический десант по территории населенного пункта с целью выявления неблагополучных по состоянию мест и оказания помощи в ликвидации выявленных нарушений.

Конференция. Проблемы загрязнения окружающей среды своей местности. Обсуждение результатов и встреча со специалистами разных профилей.

Итоговое занятие – 1 час.

1. Выступление учащихся с результатами (устный журнал, “Экологический вестник”).

2. Предложения по улучшению состояния окружающей среды по месту жительства и обращение с ними в местные органы самоуправления.

Тематическое планирование курса

п/п Темы занятий Кол-во часов Экскурсии, лаб. и практич. работы

Введение. Природные условия Калмыкии

2
1. Географические условия. Районирование территории республики 1
2. Климатические особенности.

Почвы Калмыкии

1

Экологическое состояние окружающей среды в республике

3
3. Состояние воздушной среды и ее охрана. Источники загрязнения. 1 Лабораторная работа
4. Водные ресурсы Калмыкии. Источники водоснабжения. Качество природных вод. 1 Лабораторная работа
5. Почвенные ресурсы. Состояние земельных ресурсов. 1 Лабораторная работа

Растительный мир Калмыкии

2
6. Флора Калмыкии. Коренная растительность 1 Экскурсия
7. Экологические группы растений. Редкие и исчезающие растения. 1 Практическая работа
Животный мир Калмыкии 2
8. Животные республики. Видовой состав животных 1 Экскурсия

(Приложение 3)

9. Экологические группы животных. Животные Красной Книги 1 Практическая работа (Приложение 1,2)

Окружающая среда и здоровье населения республики

3
10. Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение среды обитания. Питание и здоровье. 1
11. Качество воздушной и водной среды, и болезни связанные с ним. 1 Практическая работа
12. Загрязнение почвы и болезни связанные с этим фактором. Природно-очаговые болезни. Состояние заболеваемости населения Калмыкии. 1 Практическая работа

Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем

2
13. Качество окружающей среды. Загрязнение и источники загрязнения. 1 Экологический десант
14. Состояние здоровья детей и взрослых 1

Итоговое занятие

1
15. Выступление учащихся с исследовательскими работами на заседании круглого стола с приглашением специалистов разных профилей и работников администрации 1

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Понятия: окружающая среда, природные условия, природопользование, аридизация, экологические группы животных, экологические группы растений, опустынивание, вторичное засоление, ветровая эрозия;

Примеры, иллюстрирующие взаимосвязь природы, человека и общества;

Влияние человека на рельеф, почву, подземные и надземные воды и последствия этого;

Влияние изменений природных условий, вызванных хозяйственной деятельностью человека на здоровье населения республики;

Причины экологического кризиса в Калмыкии.

Учащиеся должны уметь:

Выявлять противоречия между экологически необоснованной деятельностью человека и окружающей средой;

Объяснять роль природы в жизни человека;

Находить и объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных в Калмыкии;

Приводить примеры нерационального использования природных ресурсов в республике;

Предлагать альтернативные виды хозяйственной деятельности в нашем регионе;

Оценивать состояние природных вод, почвы в своей местности;

Выявлять источники загрязнения воды, почвы, воздуха на территории республики и своем населенном пункте.

Литература

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М., АО МДС, 1996

2. Аникин В.В., Бакташева Н.М. и др. Материалы для КРАСНОЙ КНИГИ Республики Калмыкия. Под ред. В.М. Музаева. Элиста, 2005

3. Бакташева Н.М., Журкина Л.А. Редкие и исчезающие виды флоры Калмыцкой АССР//Растительные ресурсы Северо-Кавказский экономический район. Ростов-Н/Д., 1986

4. Близнюк А.И. Млекопитающие Калмыкии (Аннотированный список видов) // Республика Калмыкия на пути к устойчивому развитию. – Элиста, 1998.

5. Вестник АсЭкО, 1997, № 1-2

6. Габунщина Э.Б. Животный мир Калмыкии: от простейших до насекомых. Элиста: АПП “Джангр”, 1998

7. Горбачев Б.Н, Бананова В.А., Журкина Л.А., Середин Р.М., Вотинова Т.И. Растительный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1976.

8. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1994.

9. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1995.

10. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1996.

11. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1997.

12. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1998.

13. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1999.

14. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2000.

15. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2001.

16. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2002.

17. Киреев В.А. Об охране амфибий и рептилий Калмыкии // Биота и природная среда Калмыкии. М.-Элиста, 1995.

18. Коростов Г.А. Бабочки. Животный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986.

19. Кукиш А.И. Птицы. Животный мир Калмыкии. – Элиста: Калм. кн. изд-во.1982.

20. Журкина Л.А., Бакташева Н.М. Редкие и исчезающие растения Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.

21.Манджиев С.Б., Березовская Д.А. География. Калмыцкая АССР. Элиста: Калм.. кн. изд-во, 1986.

22. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города.. 9 – 11 классы. Школьный практикум, М. Владос. 2001.

23. Охрана и использование природных ресурсов Калмыкии. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1985.

24. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл., М., Дрофа. 1998.

25. Позняк В.Г. Животный мир Калмыкии. Рыбы. – Элиста: Калм. кн. изд-во. 1987.

26. Самкова В.А. Экологический практикум. Город, в котором я живу. Биология в школе. 2001, № 5.

27. Фомичев А.И. Животный мир Калмыкии. Беспозвоночные. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1986.

28. Эрдниев Ц.Э. Калмыки. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.

Технические средства

1. Экология. Учебное электронное издание. Диск 1.Московский государственный институт электроники и математики, 2004.

2. Экология. Учебное электронное издание. Диск 2. Московский государственный институт электроники и математики, 2004.

3. 1 С:Школа.. Экология, 10-11 классы. Учебное пособие. Под редакцией А.К.Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.. Министерство образования РФ, 2004.

4. 1 С:Школа. Биология, Учебное электронное издание. Лабораторный практикум.. 6-11 классы Министерство образования РФ, 2004.

5. 1С:Школа. Биология, 10-11 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ,2004.

6. 1С:Школа. География, 6-9 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ, 2004.

Айса Баатыровна Менглинова


Digital object identifier

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 13-05-96502



Аннотация

В статье рассмотрена степень антропогенной трансформации природных ландшафтов. На основе анализа количественных показателей и экспертных балльных оценок произведена эвальвация остроты экологических проблем в Республике Калмыкия. Автором выполнена оценка территориальной структуры заболеваемости и смертности населения по определенному набору показателей (новообразования, врожденные пороки развития)


Литература

Антонова И. В., Богачева Е. В, Китаева Ю. Ю. Роль экзогенных факторов в формировании врожденных пороков развития (обзор) // Экология человека. Экология детства. 2010. № 6. С. 30–35.

Верзилина И. Н., Агарков Н. М., Чурносов М. И. Влияние антропогенных загрязнителей атмосферы на частоту врожденных аномалий развития среди новорожденных детей в г. Белгороде. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. С. 10–14.

Ильин Ф. Е., Кадырова 3. 3., Кадырова Ю. Я. Статистический анализ заболеваемости жителей Тюменской области: сравнительная характеристика 2000–2001 гг. // Северный регион: стратегия и перспективы развития. Сургут: Изд-во СурГУ, 2003. С. 78–80.

Куролап С. А., Клепиков О. В., Епринцев С. А. Экологическая экспертиза и оценка риска здоровью. Воронеж: Научная книга, 2012. 108 с.

Менглинова А. Б., Сангаджиева Л. Х., Кикильдеев Л. Е., Сангаджиева О. С. Эколого-гигиеническая оценка факторов среды для аридных условий с разной антропо-техногенной нагрузкой // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 3 (2). С. 668–672.

Прохоров Б. Б. Медико-экологическое районирование и региональный прогноз здоровья населения России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. 72 с.

Республика Калмыкия. Статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. Элиста: Калмыкиястат, 2011. 321 с.

Республика Калмыкия. Статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. Элиста: Калмыкиястат, 2012. 299 с.

Сангаджиева Л. Х. Микроэлементы в почвах Калмыкии и биогеохимическое районирование ее территории. Элиста: АПП «Джангар», 2004. 115 с.

Семенова А. Н. Оценка регионального здоровья населения Краснодарского края // Проблемы региональной экологии. 2010. № 2. С. 181–186.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.

Научный журнал «Oriental Studies (Вестник КИГИ РАН)»

®
2008–2018

По любым вопросам функционирования журнала обращайтесь по адресу: [email protected]

Свидетельство Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ № ФС77-71236 от 27 сентября 2017 г.
ISSN 2075-7794

Любые попытки нарушения
закона РФ об авторском праве
будут преследоваться в судебном порядке.

Учредитель / Редакция:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Калмыцкий научный центр Российской академии наук
358000, Элиста, ул. им. И.К. Илишкина, 8

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЛМЫКИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© 2008 г. С.В. Габунщин

Северо-Кавказская академия государственной службы North Caucasus Academy of Government Service, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70 344002, Rostov-on-Don, Pushkinskaya St., 70

Подробно описывается экологическая ситуация в современной Калмыкии. Вследствие активной хозяйственной деятельности в республике наблюдается деградация земель и их опустынивание, продолжается загрязнение атмосферного воздуха, подземных вод и водоемов.

Экологические проблемы оказывают серьезного негативное влияние на социальную среду обитания жителей республики. Постепенно вопрос из экологической перетекает в экономико-политическую плоскость, формирует электоральные предпочтения избирателей.

Ключевые слова: экология, политика, Калмыкия.

The author depicts convincingly the ecological situation in modern Kalmikia. Because of high industrial activity one can observe several negative tendencies in republic: degradation of agricultural land, expenditure of deserts, growing pollution of air, water and even under land streams.

Ecological problems exert serious negative influence upon social environment of local population. Steadily ecological problem sharpen the situation in the political sphere: it forms electorate preference of voters.

Keywords: ecology, policy, Kalmikia.

Вопросы взаимодействия общества с окружающей средой никогда не были политически нейтральными. Повышение антропогенного давления на природную среду обитания людей, появление глобальных и локальных экологических проблем, экологизация всех сторон жизни общества самым непосредственным образом воздействуют на политические процессы в мировых регионах, странах и их субъектах, порождают потребность в их научном осмыслении .

Экологическую политику государства целесообразно рассматривать на всех взаимосвязанных уровнях: международном, национальном, региональном, муниципальном, уровне хозяйствующего субъекта (предприятия). Наибольшее значение в практической реализации государственной экологической политики имеет региональный уровень .

Значимость локальных проблем неизмеримо возросла в эпоху глобализации, когда любые действия в условиях неустойчивого равновесия природной системы могут привести к непредсказуемым глобальным последствиям, и наоборот .

Ярким подтверждением этому является субъект Российской Федерации в ЮФО - Калмыкия, которая расположена в аридной зоне с частыми суховеями и пыльными бурями, где даже зимой, когда вся территория покрыта снегом, из космоса видна пыльная «серая накидка» над территорией республики. Экстенсивная хозяйственная деятельность в период стагнации, неконтролируемое наращивание поголовья скота в угоду выполнения госпланов без учета существующих реалий, привели к деградации земель и их опустыниванию на значительных площадях. Эти процессы не знают границ, и активный пылесолеперенос идёт с опустынен-

ных территорий Калмыкии далеко за её пределы и даже достигает границ европейских государств.

В российском обществе, тем не менее, отсутствует понимание растущей потенциальной угрозы опустынивания в Калмыкии. Между тем это - проблема, порождающая циклическую совокупность социальных и экономических причинно -следственных отношений, представляющая сегодня реальную угрозу не только республиканского, российского, но и международного масштаба .

Продолжает оставаться актуальной проблема состояния атмосферного воздуха за счет эмиссии загрязнений от предприятий газонефтедобычи и транспортировки, выбросивших в атмосферу в 1997 г., например, более 73 тыс., загрязняющих веществ, в 2000 г. - почти 85, в 2002 г - около 81 тыс. т. От стационарных источников выбросы, в числе которых вещества с довольно высокой токсичностью, в 1993 г. составили 4868 т, в 1997 г. увеличились почти в два раза - до 8674, в 2000 г. объем загрязнений составил 7424 т.

В атмосферу, кроме пыли, взвешенных частиц, поступают оксиды углерода, азота, сажа, сернистый газ, углеводороды, формальдегид. Содержание вредных твердых взвешенных частиц (силикатная пыль, пыль цементная, сажа и др.) превышают предельно допустимые концентрации в 1,6-3,4 раза, окислов азота - в 2,8, формальдегида - в 10-14 раз .

Властные структуры устанавливают нормативы предельно допустимых норм выбросов с помощью административных методов, не понимая глубины экологических процессов, с трудом оценивая реальный ущерб, наносимый окружающей природной среде. Поэтому уровень загрязнения, обусловленный высокой антропогенной нагрузкой на атмосферу, растет год от года.

На некоторых предприятиях республики с помощью улавливающего оборудования снижается выброс вредоносных компонентов в атмосферу. Но, как правило, это улавливание из-за устаревших технологий, оборудования происходит в пределах всего лишь от 3 до 36,5 %, т.е. нередко до 97 % загрязнителей воздуха все же попадает в атмосферу .

Высокий уровень износа основных производственных фондов и в то же время отсутствие элементарного финансирования мероприятий по охране окружающей среды не способствуют улучшению экологической ситуации в республике. Предприятия-загрязнители окружающей природной среды привлекаются к ответственности, но мизерность экономических санкций не стимулирует развития природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности населения. Зачастую владельцы предприятий избегают наказаний за экологические преступления, используя административный ресурс, подкупы и т.д.

Административные рубежи чаще всего не совпадают с границами экосистем, и экологические проблемы охватывают несколько территорий, т.е. носят межрегиональный характер. Становится ясным, что многое зависит от способности властных структур осознать, что решение экологических проблем в рамках экосистемы возможно лишь на основе объединения усилий по поддержанию равновесия всей экосистемы, а не отдельных ее частей.

Анализ хозяйственной освоенности территории республики показывает, что местные источники загрязнения оказывают определенное негативное воздействие на окружающую среду, однако значительное воздействие связано и с источниками, расположенными за ее пределами.

Вред почвам и водным ресурсам, наносимый некоторыми предприятиями сопредельных территорий экосистемам Калмыкии, довольно существенный. Однако в стране пока не создано соответствующее правовое поле для предъявления исковых претензий экологического характера одного субъекта РФ к другому. Более того, власти предпочитают «не ссориться с соседями» и на многие нарушения закрывают глаза. Не чувствуется обеспокоенности местных властей о влиянии на республику, например, воздействия Астраханского газоконденсатно-го комплекса, сбросов высокоминерализованных сточных вод в наши водоемы с территории Ставропольского края, влияние отходов промышленных предприятий Волгоградской области. Обеспокоенность населения носит узколокализованный характер. Выступления экологов остаются незамеченными. «Зеленое» партийное движение, как и везде по России, не воспринимается властями серьезно.

В структуре экономики прилегающих к Калмыкии территорий (Астраханская, Волгоградская области, Ставропольский край) главенствующая роль принадлежит промышленности, которая включает в себя три межотраслевых комплекса: топливно-энергетический, металлургический и химический.

Топливно-энергетический комплекс представлен газодобывающей и газоперерабатывающей отраслями, базирующимися на крупнейшем в Европе Астраханском

газоконденсатном месторождении. Среди загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от этого источника, первое место занимает диоксид серы, затем идут диоксид углерода, окислы азота и твердые вещества, а также разнообразные углеводороды. Из последних особенно опасны их полиароматические разновидности, в частности, бензапирен .

Влияние выбро сов промышленных предприятий г. Волгограда на северные районы республики подтверждается результатами обследований, проведенных ГГО им. А.И. Воейкова, МНВЭЦ «Экотон», которые показали наличие в атмосферном воздухе сложных органических веществ - меркаптанов, ксилола, хлористого углерода, паров ртути, белка и др. На расстоянии от 0,5 до 9 км от прудов-накопителей, расположенных фактически на границе республики, куда сбрасываются химзагрязненные стоки предприятий Волгоградского промузла, зарегистрировано превышение среднесуточных значений концентрации в воздухе: фенола - до 37 раз, сероводорода - до 77, фтористого водорода - до 3,8 раза. Превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по метилмеркап-тану составили от 1444 до 38111 раз .

В данном случае пример Волгоградской области свидетельствует об отсутствии зависимости состояния окружающей среды от принятия политического решения . Волгоград входит в список наиболее загрязняющих атмосферный воздух городов России (41 город). Влияние его производственных загрязнителей связано с мощнейшим воздействием на природные экосистемы области и сопредельных территорий, а последствия для окружающей среды уже непредсказуемы. Пока не будет принято политическое решение о стабилизации агрессивных производств области, разрушение экосистемы региона будет продолжаться.

С 1964 г. хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды предприятий Волгоградской области сбрасываются в пруды-накопители и испарители, общая площадь которых составляет 230 км2. Расположены они на южной окраине области у границы с Калмыкией. Ежегодно в них сбрасывается около 3,2 млн м3 промышленных сточных вод, в составе которых фиксируется ежесуточно около 340 т неорганических и 32 т органических примесей.

Осенью 1989 г. произошла авария на отстойниках промышленных предприятий г. Волгограда и сточные воды по оросительному каналу попали на территорию республики в Сарпинские озера, что привело к массовой гибели птиц, земноводных и рыб . Высокоминерализованные воды с оросительных систем Ставропольского края, стекающие на территорию республики, лишь усугубляют и без того негативную экологическую ситуацию.

Эколого-токсикологическая оценка почв Октябрьского, Малодербетовского и Приютненского районов позволила выделить в пределах исследуемых территорий участок с максимальной степенью загрязнения. Он располагается в западной части Малодербетовско-го района, на границе с Волгоградской областью и в геоморфологическом плане приурочен к восточным

склонам Ергеней и Сарпинской ложбине. Участок характеризуется высокой плотностью локализации зон загрязнения, в пределах которых содержание многих опасных химических веществ превышает ПДК в несколько раз.

На участке, расположенном в непосредственной близости к отстойникам Волгоградских химических предприятий, зафиксировано максимальное превышение ПДК хрома, ванадия, меди. Суммарный показатель загрязнения здесь равен 28, что является наивысшим значением.

На остальной территории Малодербетовского района выявлены зоны с содержанием опасных веществ в 1,5 раза выше нормы. В Октябрьском районе обнаружены локальные превышения ПДК меди, цинка, брома. В Приютненском районе почвы слабо загрязнены ванадием.

Обследование проб питьевой воды и поверхностных вод в пределах Малодербетовского района показало наличие загрязнителей в количествах, превышающих норму в 1,5-5 раз. В большей части проб установлено повышенное содержание нефтепродуктов (до 28 норм), общее же количество токсикантов, обнаруженных в пробах питьевой воды, достигает 9 . Анализ загрязнения водоемов I и II категорий в районах республики также показывает наличие загрязнений по микробиологическим и санитарно-химическим показателям .

В 50-е гг. ХХ в. государственным геологическим предприятием «Кольцовгеология» на территории республики выявлен Ергенинский уранорудный район. В течение длительного периода здесь в секретном режиме шли работы по добыче урана. Население, проживающее в нескольких километрах от урановых разработок (пос. Нарта, 3 км), пребывало в неведении и, естественно, никаких мер для защиты своего здоровья не принимало. Долгое время урановые шахты на месторождениях «Степное», «Шаргадык», «Вишневское» и «Буратин-ский» находились в открытом состоянии, оказывая негативное воздействие на окружающую среду и человека.

На территории республики отмечается и воздействие ураносодержащих отложений на радиоактивность вод Ергенинского водоносного комплекса, используемого населением для питьевого водоснабжения. Снабжение питьевой водой с. Воробьевка, например, осуществляется из родника Годжур Ергенинского водоносного горизонта. Общая радиоактивность воды здесь составляет 17 Бк/л, при норме по СанПиН 0,1 Бк/л. Концентрация радона составляет 10 Бк/л. Радиоактивность воды родника, расположенного в 2 км от родника Годжур, - 35 Бк/л, концентрация радона - 19 Бк/л, что явно указывает на загрязнение радоном подземных вод.

На сопредельных с Калмыкией территориях Ставропольского края и Астраханской области проводились подземные ядерные взрывы. Как известно, в целях

создания опытно-промышленных подземных емкостей (ПЕ) в 35 км севернее г. Астрахани было произведено 15 ядерных взрывов. В 90 км севернее г. Ставрополя был проведен подземный ядерный взрыв. На территории республики по программе «Регион-4» в 80 км северо-восточнее г. Элисты с целью глубинного сейсмического зондирования земной коры для поиска структур, перспективных для разведки полезных ископаемых, также был произведен подземный ядерный взрыв. Только в конце 90-х гг. общественности стало известно об этом. Влияние последствий подземных ядерных взрывов на радиоактивное загрязнение территории республики никем не исследовалось. А причина этого - отсутствие соответствующего финансирования и адекватного понимания сложившейся экологической ситуации во властных структурах. В настоящее время на Астраханском газоконденсатном месторождении как следствие 15 подземных ядерных взрывов отмечаются глобальные радиоактивные загрязнения, распространяющиеся на северо-восточную территорию нашей республики .

В пределах нефтяных месторождений Черноземель-ского НГДУ ОАО «Калмнефть» Республики Калмыкия в 1996 г. ГГП «Кольцовгеология» были обследованы грунты в местах пролива нефти, емкости для ее хранения, поля испарения, пункты сбора и перекачки, трубопроводы, участки скважин и их отдельные конструкции. На 9 объектах установлено превышение фона мощности дозы гамма-излучения от 2 до 8 раз, что составляет 0,20 и 0,80 мкГр/ч соответственно .

Экспедицией калмыцких ученых вдоль трассы неф-тепроводной системы КТК-Р по территории республики в 2001 г. выявлены значительные содержания радиоактивных веществ в пробах почвы и растительности. Почти во всех пробах отмечается присутствие значительной концентрации урана-238 (и) и урана-235 (и), которые разнесены по территории с законсервированных в настоящее время уранодобывающих разработок.

Остро стоит проблема загрязнения почв радионук-леидом цезия-137 (137Сб), который, предположительно, занесен в недавнем прошлом с атмосферными осадками и пылевлагопереносом. Максимальные значения 137Сб превышают среднестатистические в 7-10 раз .

Приведенные данные - лишь малая часть насущных экологических проблем республики. Требует срочного решения проблема загрязнения почвы от свалок, полигонов с бытовыми и промышленными отходами на фоне ежегодного увеличения твердых бытовых отходов до 282 тыс. м3/год и жидких бытовых отходов до 120 тыс. м3/год. Как всегда, у местных властей не хватает финансовых средств, не находится грамотных управленческих решений, способных закрыть проблему. Это приводит к тому, что свалки отходов расползаются по всей республике, словно раковая опухоль, нанося природе невосполнимый урон.

Существует реальная эпидемиологическая и токсикологическая опасность в связи с запущенным состоянием скотомогильников (из 110 лишь 15 соответствуют ветсанправилам) . Для территории, где они расположены, это стало санитарно-эпидемиологической миной

замедленного действия. Налицо преступное бездействие лиц, от которых зависит принятие решения для обеспечения экологической безопасности граждан.

В столице отсутствует ливневая канализация, дождевые и паводковые воды все отходы и нечистоты смывают в район Ярмарочного и Колонского прудов, места отдыха горожан.

В конце 50-х гг. ХХ в., когда калмыки вернулись из ссылки, власти отложили строительство ливневой канализации на лучшие времена, обеспечивая первостепенные жизненные потребности людей. Так, до сих пор эти лучшие времена не настали, и город задыхается в собственных отходах. Причина этому - безграмотность властных структур и непонимание населением экологической проблемы.

Ситуация осложняется тем, что государственным мониторингом не учитываются многие негативные процессы, протекающие в экосистемах республики. Поэтому чрезвычайно важны политическая воля и усилия органов законодательной и исполнительной власти для создания работоспособной системы государственного экологического мониторинга, разработка соответствующих нормативных правовых актов, ужесточающая ответственность за загрязнение среды обитания и необходимых мер по стабилизации ситуации в республике с целью обеспечения экологической безопасности, которая должна гарантировать любому человеку чистую окружающую среду, устраняя угрозу жизни и здоровью от ее негативных воздействий, не попирая основное право человека - право жить в благоприятной среде.

Поступила в редакцию

Литература

1. Шилов А.С. Экополитология. М., 2003. С. 159.

2. Муравых А.И. Государственная экологическая политика. М., 2003. С. 49.

3. Габунщина Э.Б. Как остановить пустыню. Элиста, 1997.

4. Доклады о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия в 1993-2001 гг. Элиста, 2002.

5. Материалы к государственному докладу о состоянии окружающей среды по Астраханской области за 2004 год. Астрахань, 2005.

6. Закруткин В.В. О состоянии экологической обстановки в Республике Калмыкия на примере Мало-дербетовского, Октябрьского и Приютненского районов: Тематический отчет МНВЭЦ «Экотон» РГУ Ростов н/Д, 1996.

7. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Калмыкия в 2005 г.». Элиста, 2006. С. 111.

8. Информационные материалы Комитета экологии и природных ресурсов Астраханской области. «Объект Вега». Астрахань, 1994. С. 66.

9. Материалы ГГП «Кольцовгеология». Ессентуки, 1993.

10. Крайнев А.М., Назаров А.Г., Цуцкин Е.В. Распределение естественных и искусственных радионуклидов на территории пустынной зоны Калмыкии // Проблемы экологии. М., 2004.

11. Материалы Департамента ветеринарии Республики Калмыкия. Элиста, 2007.

Проблемы обеспечения экологической безопасности, эффективного природопользования являются приоритетными направлениями государственной политики. Учитывая, что техногенная нагрузка на экологические системы постоянно увеличивается, развитие экономики должно обеспечиваться комплексом мер по сохранению природной среды, состояние которой определяет экологическую безопасность и состояние здоровья населения региона. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия, обеспечение высокого качества жизни населения и охраны окружающей среды в широком смысле предусматривает утверждение экологических приоритетов, которые реализуются природоохранными и контрольно-надзорными федеральными и региональными органами власти, общественными организациями и населением.

Республика Калмыкия является одним из наиболее экстремальных для проживания и ведения хозяйственной деятельности регионов России. Эта экстремальность обуславливается, прежде всего, географическим положением республики в аридной и семиаридной зонах северо-западного Прикаспия. Для нее характерны плоские формы рельефа, почти полное отсутствие естественной гидрографической сети и повышенная минерализация почв, поверхностных и подземных вод, обусловленная колебаниями уровня Каспийского моря, которое в относительно недавнем прошлом неоднократно покрывало своими водами большую часть нынешней территории республики.

Территория Калмыкии богата природными ресурсами, которые являются общенародным достоянием. Одна часть природных ресурсов (нефть, газ и т.п.) ограничена, их запасы велики, но не восстанавливаются, что требует особых методов регулирования рационального потребления.

В связи с этим одна из экологических проблем, которая в ближайшем будущем станет для Калмыкии актуальной, будет связана с разведкой и разработкой нефтяных и газовых месторождений на шельфе Каспия в непосредственной близости от калмыцкого побережья. Мировой опыт проведения работ по изысканию и освоению нефтегазовых месторождений свидетельствует о том, что даже при соблюдении всех установленных норм и правил, морские промыслы являются источниками хронического загрязнения среды нефтепродуктами, эмульгаторами, поверхностно-активными веществами и смазочными маслами (Матишов, 2006). Поэтому здесь также должны разрабатываться компенсационные меры для морского и прибрежного рыболовства.

На территории Республики Калмыкия числится 41 месторождение углеводородного сырья, в том числе 19 нефтяных, 11 газовых, 6 нефтегазовых и 5 нефтегазоконденсатных.

По степени промышленного освоения месторождения Республики Калмыкия подразделяются на находящиеся: в разработке – 26 месторождений, в разведке – 5 месторождений, в консервации – 10 мелких месторождений.

Всего на территории РК работают 15 компаний-недропользователей по поиску, разведке и добыче УВС.

Из них добычу нефти осуществляют 6 компаний:

ООО «Управляющая компания «Калмнефть»;

ЗАО НК «Калмпетрол»;

ЗАО «Ильменскнефть»;

ООО «Промресурс»;

ОАО «РИТЭК»;

ОАО «Нижневолжскнефтегаз».

Добычу газа ведут 2 компании:

ОАО «Калмгаз»;

ООО «Газпром Добыча Краснодар».

Поиск и разведку УВС проводят 7 компаний:

ОАО «Калмыцкая нефтегазовая компания»;

ЗАО НК «Калмрост»;

ЗАО «КалмТатнефть»;

ООО «Межозерное»;

ООО «ЗААБ Инвест»;

ООО «Шелл НефтеГаз Девелопмент (III)»;

ООО «НК-Альянс»;


В результате контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по РК отмечается тенденция снижения существенных нарушений. Практически у всех компаний на данный момент имеются разрешительные документы необходимые при добыче УВС: лицензии на право пользования недрами, проект на разработку месторождения, утвержденные горноотводные акты, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и др.

Сохраняется тенденция небольших (площадью менее 5-10м 2) проливов нефти у ООО «Управляющая компания «Калмнефть» (в виду протяженности и ветхости нефтепровода) и у ЗАО «Ильменскнефть» (в виду проведения работ по расконсервации и обустройству месторождения).

У компаний, занимающихся поиском и разведкой месторождений УВС, основными выявляемыми нарушениями являются – не проведение геологоразведочных работ в соответствии с лицензионным соглашением.

Забор подземных вод осуществляют 28 недропользователей по 29 лицензиям. В основном забор воды производится из артезианских одиночных скважин - 23 лицензии и 6 лицензий на добычу питьевых подземных вод на водозаборах и месторождениях для обеспечения крупных населенных пунктов республики.

В эксплуатации находятся 28 нефтяных, нефтегазовых газовых и нефтегазоконденсатных месторождениях (лицензии НЭ).

На территории Республики Калмыкия в распределенном фонде в данный момент находится 9 поисковых и разведочных участков (лицензии НР и НП), большая часть участков республики находится в нераспределенном фонде.

В настоящее время на территории Республики Калмыкия осуществляют свою деятельность 15 предприятий – недропользователей:




Пользователи недр

НЭ

НП

НР

Всего

1

ООО «Шелл Нефтегаз Девелопмент (III)»

-

1

1

2

ООО «Управляющая компания Калмнефть»

15

15

3

ОАО «Калмгаз»

2

-

-

2

4

ЗАО «КалмТатнефть»

-

1

1

5

ЗАО НК «Калмпетрол»

3

-

3

6

Филиал ОАО «Нижневолжскнефтегаз» «Калмнедра»

1

-

-

1

7

ООО «Газпром добыча Краснодар»

1

-

-

1

8

ОАО «РИТЭК»

2

-

-

2

9

ОАО «Калмыцкая нефтегазовая компания»

1

1

-

2

10

ЗАО НК «Калмрост»

-

2

-

2

11

ООО «Ильменскнефть»

1

-

-

1

12

ООО «ЗААБ Инвест»

-

-

1

1

13

ООО «Промресурс»

1

-

-

1

14

ООО «НК-Альянс»

1

-

1

2

15

ООО "Межозерное"

2

2

ИТОГО:

28

3

6

37

Виды лицензий:

НЭ - Добыча углеводородов. Выдается на 20 лет либо до полной выработки запасов.

НП - Геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья. Выдается на 5 лет.

НР - Геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья. Выдается на 25 лет.
В 2007 году практически на всю территорию Республики Калмыкия были выданы лицензии (по видам лицензий НР и НП), но, к сожалению, часть из них лицензионные условия не выполняли. В 2008-2009 годах, совместными усилиями Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики РК, Управления Росприроднадзора по РК и Управления по недропользованию по РК была проведена планомерная работа по избавлению от таких фирм. В результате на сегодняшний день более 70% территории республики находится в нераспределенном фонде и ждет потенциальных недропользователей.
В 2010 г. суммарная добыча нефти на территории республики составила около – 215 тыс. тонн, что составляет около 40% к уровню 1995 г., и показывает положительную динамику с 2008 года.

Уровень добычи по Республике Калмыкия значительно меньше чем у соседних регионов (Волгоградская обл. – более 3 млн. тонн, Ставропольский край – более 1 млн. тонн, Чеченская Республика – более 2 млн. тонн, Дагестан – около 400 тыс. тонн).

В настоящее время состояние нефтегазодобывающей отрасли характеризуется:

1. Падением уровня добычи нефти с 403 тыс. тонн - в 1995 г. до 156 тыс.тонн - в 2008г.и его стабилизацией в настоящее время;

2. Естественным "старением" и ухудшением технического состояния скважин;

3. Высоким износом технологического оборудования;

4. Выработанностью разрабатываемых месторождений;

5.Крайне тяжелым финансовым состоянием ряда добывающих предприятий.
Все месторождения Калмыкии находятся на 3-4 стадии разработки, т.е. 70 и более процентов выработаны и находятся на стадии падающей добычи. При этом мы имеем очень высокий процент бездействующих скважин, практически не применяются методы интенсификации притока, геолого-промысловая работа фактически не ведется. И, к сожалению, республика не имеет никаких рычагов воздействия на недропользователей. Согласно действующему законодательству, контроль над ними осуществляют только федеральные органы (Ростехнадзор, Росприроднадзор, ФНС), у региона нет возможности хоть как-то участвовать в лицензировании недр, составлении лицензионных условий и контроле за их исполнением.

Без открытий новых месторождений и прироста запасов по имеющимся данным, рост нефтедобычи весьма затруднителен.

В настоящий момент добычу нефти на территории Республики Калмыкия осуществляют 5 предприятия: ООО «Управляющая компания Калмнефть», ЗАО НК «Калмпетрол», ОАО «РИТЭК», филиал ОАО «Нижневолжскнефтегаз» - «Калмнедра», ЗАО «Ильменскнефть». Еще 2 предприятия имеют лицензии на добычу нефти (вида НЭ), но на сегодняшний день к эксплуатации своих месторождений еще не приступили, это: ООО «ПромРесурс» (Двойное месторождение), ООО «НК Альянс» (Южно-Плодовитенское месторождение).

Потребление природного газа в Республике Калмыкия составляет 300 – 310 млн. м 3 в год. Источники поступления газа можно разбить на внутренние и внешние. За счет внутренних источников закрывается примерно 20% потребности республики или около 60 млн. м 3 в год. Собственным газом снабжается в основном северная часть Калмыкии, за счет газа, добываемого ОАО «Калмгаз» на месторождении «Совхозное». Остальная часть газа (более 80%) поступает в Калмыкию извне. Внешними поставщиками выступают две организации ООО «Межрегионгаз» и ООО «Ставропольрегионгаз», которые поставляют 10% и 70% газа соответственно.

Динамика потребления газа относительно спокойная. В структуре потребления наибольший вес имеют население и комунально-бытовые потребители.

Запасы природного газа числятся по 19 месторождениям, в том числе по 12 газовым, 4-м нефтегазовым и 3-м нефтегазоконденсантным. Промышленная добыча природного газа ведется на 4 месторождениях. Более 90% газа добывает ОАО «Калмгаз», остальное добывает ООО «Газпром добыча Краснодар» (Радыковское м-е) (газ поставляется потребителям в Ставропольский край) и ООО «Управляющая компания Калмнефть» (газ используется на нужды республики). ОАО «Калмыцкая нефтегазовая компания» к добыче газа из открытого ими газового месторождения «Хонгор» не приступило.

Но, к сожалению, в связи с пассивной позицией ОАО «Калмгаз» в обустройстве имеющихся газовых месторождений, республика не обеспечена газом, хотя все геологические возможности для этого имеются.


Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. Начальные ресурсы республики оцениваются в 2,81 млрд.т. нефти и газа. Но при этом на сегодняшний день разведана только малая её часть, всего около 3% от всех ресурсов.

Территория Республики Калмыкия поделена на поисковые и разведочные участки (лицензии НР и НП), в распределенном фонде в данный момент находится 9 участков. Большая часть участков находится в нераспределенном фонде.

В настоящий момент на территории республики должны вести геологоразведочные работы 15 организаций, но, к сожалению, из за высокой стоимости геологоразведочных работ, активность предприятий не высока.
Общераспространенные полезные ископаемые:
Республика Калмыкия имеет весьма разнообразную минерально-сырьевую базу общераспространенных полезных ископаемых, являющихся основой строительного производства. Основными общераспространенными полезными ископаемыми Республики Калмыкия являются: известняки-ракушечники для пильного камня, цементного производства и обжига извести, строительные пески, суглинки для изготовления керамического кирпича, глины для производства керамзитового гравия и аглопорита, глино-гипсы, песчаники и другое сырье для строительной индустрии.

В республике разведано 64 месторождения природных строительных материалов, отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, но промышленное освоение этих видов полезных ископаемых в республике еще не получило должного развития.


Количество месторождений общераспространенных полезных ископаемых по Республике Калмыкия:


Виды полезных ископаемых

Количество месторождений

Запасы на 01.01.2011г.

1.

Кирпично-черепичное сырье,тыс.м 3

29

51754

2.

Пески для строительных работ и силикатного кирпича, тыс.м 3

12

67097

3.

Глины керамзитовые, тыс.м 3

5

20617

4.

Известняки-ракушечники для пильного камня, тыс.м 3

3

42391

5.

Глино – гипсы, тыс.т

5

5825

6.

Камни строительные-песчаники, тыс.м 3

6

361

7.

Аглопоритовое сырье, тыс.м 3

2

3922

8.

Породы карбонатные для производства извести, тыс.м 3

1

1450

9.

Известняки для производства цемента, млн.т

1

46,2

Кирпичное сырьё

Республика не испытывает дефицита в сырье для производства керамического кирпича. На базе неограниченных запасов суглинков открыто 29 месторождений кирпично-черепичного сырья.

По двум месторождениям получены лицензии на их разработку. В разработке находятся Элистинское-II месторождение (недропользователь – ООО «Элистинский кирпичный завод») и участок с запасами категории «А» Троицкого месторождения кирпичных суглинков (недропользователь-ООО «Троицкий кирпичный завод»).
Строительные пески

На территории Республики Калмыкия имеются значительные залежи природных кварцевых песков, но пески изучены и признаны пригодными только для строительных нужд. Практически во всех районах республики открыты месторождения песков, балансом запасов учтены 12 месторождений.

Лицензии на разработку песков выданы на восемь месторождений и отдельных участков: Салынское и Гашунское месторождения, три участка на Троицком и три участка на Аршаньском месторождениях. Добыча песков в 2010году велась на пяти участках, остальные участки не разрабатывались и находятся в стадии оформления земельных документов, разработки проектов.

Суммарные балансовые запасы на 01.01.2011г. по распределенному и нераспределенному фонду составляют по категориям А+В+С 1 - 67097 тыс. м 3 .

9 месторождений песков находятся в нераспределенном фонде Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия.
Известняки-ракушечники для камней пильных

На территории Республики Калмыкия по состоянию на 01.01.2011г. разведаны три месторождения известняков-ракушечников, пригодных для получения пильного камня: Чолун-Хамурское, Чограйское и Зунда-Толгинское месторождения. В настоящее время лицензии на добычу пильного камня выданы на все месторождения. Эксплуатируются Чолун-Хамурское и Зунда-Толгинское месторождения, Чограйское месторождение находится в стадии подготовки к разработке.

Всего по трем месторождениям распределенного фонда запасы известняков-ракушечников для пильного камня составили по категориям А+В+С 1 - 42391 тыс.м 3 , по категории С 2 -1968 т.м 3 .
Глины керамзитовые

На территории Республики Калмыкия открыто 5 месторождений керамзитовых глин.

На два месторождения Гашунское и участок Аршаньского месторождения на разработку керамзитовых глин выданы лицензии, остальные месторождения находятся в нераспределенном фонде Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия. Запасы распределенного фонда по двум месторождениям составляют по категориям А+В+С 1 - 963тыс.м 3 .

Три месторождения: «Восход» (Октябрьский район), Малодербетовское (Малодербетовский район), Вознесеновское (Целинный район) и отдельный участок с запасами категорий В, С 1 и С 2 Аршаньского месторождения (на землях г. Элисты), находятся в нераспределенном фонде Республики Калмыкия. Запасы керамзитовых глин нераспределенного фонда Республики Калмыкия составляют по категориям А+В+С 1 - 19654 тыс.м 3 по категории С 2 -3829 тыс.м 3 и забалансовые -207тыс.м 3 .

Глино – гипсы

На территории Республики Калмыкия открыто пять месторождений глино-гипсов. По двум месторождениям (Яшкульское и Ленинское) запасы полезного ископаемого утверждены, три месторождения (Башантинское, Сухотинское и Западно-Октябрьское) с неутвержденными запасами требуют доизучения. Суммарные утвержденные запасы глино-гипсов по категориям А+В+С 1 – 5456 тыс. т, неутвержденные запасы балансовые – 179тыс.т. Балансовые запасы по категориям А+В+С 1 – 5825тыс.тонн и забалансовые – 822тыс.тонн.

На разработку Яшкульского месторождения выдана лицензия, добыча полезного ископаемого не начата. Остальные месторождения глино-гипсов находятся в нераспределенном фонде Республики Калмыкия:

Камень строительный (песчаник)

На территории Республики Калмыкия открыто 6 месторождений строительных камней-песчаников. Два месторождения (Аршаньское и Балковское) с утвержденными запасами, суммарные запасы которых составляют 254тыс.м 3 . Аршаньское месторождение ранее эксплуатировалось, остаточные запасы по этому месторождению составляют 140 тыс.м 3 .

Четыре месторождения мелкие (Ар-Харское, Каменское, Целинное и Троицкое-II) c неутвержденными запасами, запасы по этим месторождениям составляют 131тыс.м 3 . По данным месторождениям требуется разведка с доизучением сырья.

Все месторождения камней строительных - песчаников находятся в нераспределенном фонде Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия.

Аглопоритовое сырье

На территории Республики Калмыкия выявлены и разведаны два месторождения аглопоритового сырья: Башантинское и Ики-Бурульское, с балансовыми запасами по категориям А+В+С 1 - 3922 т.м 3 и С 2 - 728 т.м 3 . Месторождения в настоящее время не разрабатываются, балансовые запасы утверждены и подготовлены к эксплуатации. Месторождения находятся в нераспределенном фонде Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия.


Карбонатные породы для строительной извести

В республике разведано месторождение карбонатных пород для строительной извести - Зунда-Толгинское-II. Балансовые запасы по категориям А+В+С 1 подсчитаны в объеме - 1450 т.м 3 , запасы не утверждены. Месторождению требуется доразведка.

Кроме этого, на Чолун-Хамурском месторождении известняков-ракушечников для пильного камня разведан участок с утвержденными запасами в качестве сырья для производства извести в количестве - 5413 тыс.тонн.

Цементное сырье

На территории Республики Калмыкия разведано Чолун-Хамурское-II месторождение цементного сырья, запасы его подсчитаны как карбонатной составляющей для производства портландцемента, запасы не утверждались и составляют по категории С 1 - 46,2 млн. т и С 2 - 128,6 млн. т. Для организации производства цемента необходимо проведение геологоразведочных работ по изучению глинистой составляющей.

Министерство природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия, на которое возложено решение задач недропользования и лицензирования участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых и участков недр местного значения, во главу угла ставит задачу дальнейшего развития и использования новых потребительских возможностей полезных ископаемых. Одной из важных задач Министерства является также недопущение самовольной, безлицензионной разработки недр. Такие разработки приводят не только к расхищению полезных ископаемых, уничтожению почвенно-растительного слоя, наносят ущерб окружающей среде - места разработок превращаются в свалку мусора, создается опасная зона для животных, людей и транспорта, а также это влечет за собой снижение поступления налогов в бюджет республики.

Инспекторы Министерства проводят регулярные рейды мест несанкционированной разработки недр.

Атмосферный воздух
Основными объектами, оказывающими негативное воздействие на состояние атмосферы, являются предприятия газонефтедобычи, топливно-энергетического комплекса, автотранспорт, автотранспортные предприятия и предприятия теплоэнергетики (котельные).

Доля каждого из этих источников в суммарном загрязнении воздушного бассейна республики сильно различается в зависимости от места нахождения. Загрязняющие вещества попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы автомобильного транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.

На территории республики отсутствуют крупные промышленные объекты, осуществляющие выброс более 5 тыс. т/год загрязняющих веществ в атмосферу.

В последние годы на территории республики наблюдается тенденция уменьшения общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

Согласно данным государственной статистической отчетности по форме №2-ТП (воздух) фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Калмыкия составила в 2009 году 35,133 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников 2,210 тыс. тонн (6,1%), автотранспорта - 32,915 тыс. тонн (93,7%), железнодорожного транспорта (тепловозов на магистралях) – 8,291 тонн (0,02%).

Основная доля выбросов, как и в предыдущие годы, поступает от автотранспортных средств.


Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу за 2007-2009годы


Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу в 2007г. в целом по республике составили 37,3 тыс. тонн; в 2008г. 36,2 тыс. тонн; в 2009г. 35,1 тыс. тонн.

Распределение суммарной массы выбросов по ингредиентам показало, что значительная часть приходится на газообразные вещества, и, в большей степени, на углеводороды и оксиды углерода.