Цель проекта: Изучить свойства голубой глины Задачи проекта: Изучить литературу Исследование использования голубой глины как косметического средства. Исследовательская работа «Карьер – как пример антропогенного воздействия на природу в нашей местности Ном

Хотите лучше владеть компьютером?

Сервисы Гугл позволяют сделать онлайн опрос с разными типами вариантов ответов и автоматическим созданием сводной таблицы с ответам всех респондентов. Формы опросов можно встраивать на страницы сайтов, но это для проведения такого опроса не обязательно иметь свой сайт. Сфера применения таких опросов широка, учителя могут проводить анкетирование родителей или учеников школы, отправив ссылку на страницу опроса по электронной почте, опубликовав в социальных сетях или на школьном сайте. Опрос может быть как анонимным, так и только от авторизованных пользователей. Рассмотрим создание своего онлайн-опроса в сервисах Гугла.

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»

Научно-практическая конференция « Я – исследователь»

Секция: «География»

Исследовательская работа на тему

« Секреты нашей глины»




Цыбенжапов Амар Баирович, 1 класс

МБОУ «Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»

Дашинимаева Аягма Очировна,

Россия, Забайкальский край, Дульдургинский район, село Зуткулей,

МБОУ «Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»,

учитель географии и биологии


2018

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическая часть. Что такое глина?...................................................................4

    1. Виды глины ……………………..……………………………………………………...…4

      Применение глины ………………………………………………………………….……4

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………..….…..6

2.1 Свойства глины и опыты…………………………………………………………….……6

2.2 Где взять глину для работы………………………………………………………….……8

2.3 Подготовка глиняного теста………………………………………………………………9

2.4 Игрушка своими руками…………………………………………………………………10

Заключение …………………………………………………………………………………...11

Литература…………………………………………………………………………………….12.

Приложение …………………………………………………………………………………..13

Введение

Тема моей исследовательской работы «Секреты нашей глины»

Актуальность работы. Я – ученик 1 класса Цыбенжапов Амур. Мне нравится заниматься музыкой, футболом лепкой из глины и других материалов. Дело в том, что я живу на берегу реки, которая, к сожалению, давно высохла. Но летом при длительных дождливых днях наполняется и течет. Вот на правой стороне нашей реки Эреэбэг есть глина, которую мы используем именно в целях лепки игрушек вместо пластилина. Часто мы делаем сувениры, игрушки на конкурсы поделок в школе. Мне нравится работать с глиной. И поэтому я решил подробно узнать о глине рядом с моим домом, ее видах и свойствах, а также о том, как подготовить глину для лепки игрушки.

Цель нашей работы подробно ознакомиться с материалом глина, видами и её свойствами, узнать, как правильно подготовить глину к работе, создать игрушку и составить рекомендацию для учащихся.

В соответствии с поставленной целью определились следующие задачи:

    познакомиться с глиной как горной породой;

    узнать виды глины, залегающие у нас в селе и рядом с моим домом;

    провести опыты, чтобы ознакомиться со свойствами глины;

    изучить область применения глины ;

    изучить подготовку глины к работе и процесс изготовления поделок из неё;

    изготовить игрушку;

Методы и средства :

1. Изучение литературных источников, интернет.

2. Практическая работа

3. Опрос и анкетирование

4. Выводы.

Объектом моего исследования является природная глина рядом с моим домом.

Глава 2. Практическая часть

1.2.Свойства глины, опыты

Разнообразие в составе глин очень важно с технической точки зрения, так как оно влияет на основные свойства материала, делая его пригодным для различных технических целей. Самыми важными свойствами глины являются:

способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое тесто;

способность набухать в воде;

способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;

клейкость;

связывающая способность;

способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды.

Проведем ряд опытов для более подробного знакомства с некоторыми свойствами найденной природной глины в нашем селе.

Опыт № 1

Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.

Оборудование: сухая глина, деревянная доска, молоток.

Ход: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки, попробовали руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

Опыт № 2

Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.

Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.

Ход: один из кусков глины положил и в сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину, находящуюся в воде.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Опыт № 3

Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.

Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.

Ход: слепили из глины миску. Затем налили в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

Опыт № 4

Цель: познакомиться со способностью глины выдерживать высокую температуру – огнеупорностью.

Оборудование: кусок глины или изделие, муфельная печь.

Ход: поместили глиняное изделие в печь. Изделие стало твердым и слегка уменьшилось в размерах. При очень высокой температуре глина плавится.

Вывод: при обжиге глина приобретает новые свойства - прочность, жесткость и полную неспособность присоединять влагу

Опыт № 5

Цель: показать, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.

Оборудование: глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой.

Ход: расписали фигурку из глины красками. Обратили внимание на то, что краска хорошо ложится на обожженную глину.

Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.

Итак, можно сделать вывод, что сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. Это свойство и позволяет нам лепить из глины.

Заключение

Глина - это один из самых доступных и распространённых материалов для лепки. Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Глина проста и легка в обработке, её пластические и художественные возможности огромны. Потому с самых древних времен глина стала одним из главных материалов, из которых создавал человек необходимые в быту вещи и произведения искусства, глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.

Во время работы над данным проектом я много узнал о глине из интернета и литературы.

Выяснил, какими свойствами обладает глина, провел ряд опытов. Особо следует отметить природное свойство глины – это ее гигроскопичность (активно поглощает воду), при смешивании с водой глина меняет свою структуру, становится более гибкой и вязкой. Пластичность глины – это свойство позволяет получать сложные формы изделий.

В процессе работы я расширил свои знания о глине. Изучил, как выбирать, добывать глину и готовить ее к работе. Я создал коллекцию своих работ, которую можно широко использовать: как символ года, как сувенир, на уроках окружающего мира, на месячнике бурятского языка, в различных конкурсах поделок, домашние животные и дикие для изучение природы. Все это стало главным результатом моего исследования.

Если вы, как и я, любите творить, воплощать и создавать своими руками интересные и полезные вещи, то лепка из глины – занятие для вас! Это приятное время провождение приносит пользу.

В дальнейшем я планирую продолжать лепить из различных материалов, совершенствовать своё мастерство и провести мастер - класс среди своих одноклассников.

Литература

1.Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М., 2000. – с. 72.

2.Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры№38(2, 1997г.), М.-1997.

3.Раздаточный материал кабинета географии «Полезные ископаемые» , «Минералы и горные породы»

4. География Агинского автономного округа для школьников. Полезные ископаемые

5. В.Г. Стрельников. Природа агинской степи. Чита.-2000. Стр 32

4.Интернет-ресурсы.

http // wikipedia . ru

Приложение 2.

Готовые работы

Приложение

Готовые работы

Мои любимое горячее блюдо «Буузы»

мои работы

Фруктовый сад, конфеты

Мои домашние животные и друзья «Патрик и Джек»

Буряад басаган

Буряад хубуун

композиция «Живые организмы»

Улитка, звездочка, колобок, гусеница

Приложение 1. Глина на берегу реки Эреэбэг. Берем для изготовления работы.

глина сухая

Берем природную глину на берегу реки Эреэбэг

Природная глина у меня рядом с домом.

Готовим глиняное тесто, проверяем на наличие камней и ненужных материалов.

Изготовление игрушек.


Приложение 3.

Карта Зуткулея.

Полина К.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА – СКАЗКА

НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»

Выполнила:

ученица 4 «в» класса

муниципальной гимназии № 4

г. Одинцово

Полина К.

ОДИНЦОВО, 2012 ГОД

«ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»

(работа – сказка)

Введение в материал «Ласточкина технология».

Основная часть «В некотором царстве…».

Введение в материал.

«Ласточкина технология»

Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых всеми пернатыми строителями, в дело идет также глина. Мало того, глина у ласточек – основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится настолько прочной, что, случись ей ненароком упасть, - не разобьется.

Вполне возможно, что в далекие времена наблюдения за ласточкиной работой навели человека на мысль сооружать глинобитные жилища и хазы – мазанки. До сих пор по «ласточкиной технологии» из необожженной глины изготавливается кирпич-сырец, используемый для возведения различных построек, причем не только сельских, но и городских. Как известно, сильно утрамбованная глина не пропускает влагу, поэтому в народном строительстве из нее делали не только стены, но и полы с крышами. Чтобы повысить прочность глинобитного пола, его время от времени поливали соленой водой.

В древности на тонких глиняных табличках писали так же привычно, как сейчас пишут на бумаге.

Знаете ли вы, что:

Белая глина обязательно входит в состав

Современной бумаги.

Значит, в какой-то мере мы и сейчас пишем на глине.

Глиняные таблички стали страницами самых первых книг, написанных древними авторами. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, - обжигались.

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот беда: посуда из необожженной глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дождями. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать посуду на костре.

Это интересно:

На Руси само слово «гончар» произошло от названия обжиговых печей – горнов. В старину мастеров, работающих с глиной, называли горнчарами, но со временем буква «р», затрудняющая произношение, была утрачена.

Керамические изделия – самые распространенные находки археологов. В отличие от дерева, глина не гниет и не горит, не окисляется подобно металлу. Столовую посуду русские гончары расписывали специальными керамическими красками, либо ангобами (жидкими цветными глинами), покрывали стекловидной поливой – глазурью. Особенно много выделывалось чернолощеной посуды. Слегка подсохшие изделия натирали до блеска лощилом (гладким камнем или отполированной костью), а затем обжигали на коптящем пламени без допуска в горн кислорода. После обжига посуда приобретала красивую серебристо-черную или серую поверхность. Глиняная посуда есть в каждом современном жилище, хотя трудно поверить, что сверкающие белизной фарфоровые чашки и тарелки – родственники закоптелых печных горшков, горлачей и всевозможных махоток, вылепленных из темной глины. Но посуда из белой и темной глины – не соперники, каждая хороша для своего назначения.

Самый ароматный чай можно заварить только в фарфоровом чайнике, а самый вкусный варенец из коровьего молока можно приготовить лишь в глиняном горлаче, да еще и в русской печи.

В общем, вы уже догадались, что речь пойдет о лепке. Если вы думаете, что лепить можно только из пластилина и глины, то ошибаетесь. В своей работе я расскажу, из какого материала леплю я, как получить эти материалы, какие нужны инструменты, а главное как это увлекательно и сказочно интересно. Поэтому свой рассказ я постаралась превратить в сказку, которую посвятила своей преподавательнице по кружку «Волшебная глина» при ОЦЭВ Ордынцевой Наталье Николаевне.

«В некотором царстве….»

Итак, моя глиняная сказка начинается.

В некотором волшебном царстве, в глиняном государстве жила была добрая волшебница с золотыми руками. Она была такая искусница и мастерица, что могла любой кусочек глины превратить, во что только не пожелает. И было у неё в подмастерьях несколько маленьких гномиков и фей, которых волшебница обучала своему волшебству.

ВОЛШЕБСТВО ПЕРВОЕ.

«Превращение пыли в глину»

Глина – это мелкозернистая осадочная порода, пылевидная в сухом состоянии, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Глина есть почти всюду. Удобно брать ее из карьеров.

Для улучшения пластичности глину укладывают грядками и оставляют на воздухе на несколько месяцев. За это время под воздействием атмосферных условий органические примеси разлагаются, и глина приобретает более тонкое строение.

В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Иногда для повышения пластичности и водоудерживающей способности глины в нее добавляют растительное масло – до 20% от массы глины.

ВОЛШЕБСТВО ВТОРОЕ.

«Каждый волшебник желает знать»

Глины различных месторождений бывают разного цвета. Чаще встречаются окраски глин от белого цвета – желтого – до красного, от белого – серого – до черного, от красного до бурого.

Но глина различается не по своему натуральному цвету, а по тому, какой она становится после обжига, - обожженная глина меняет свою окраску. Например, если натуральная черная глина после обжига становится белой, её так и называют – белой. Следует помнить, что сухая глина светлее сырой.

ВОЛШЕБСТВО ТРЕТЬЕ.

«Добываем глину для лепки»

Сейчас глину можно найти в любом отделе канцтоваров или детском магазине. Обычная серая глина стоит достаточно дешево. Она гладкая, мягкая, готовая к работе, продается обычно небольшими порциями. Словом, для тех, кто только начинает творить, она, безусловно, подходит!

Если масштабы вашего творчества безграничны, и глины вам требуется много, есть вариант покупки растворимой голубой глины. Продается она в виде порошка в мешках на 3 и10 кг. Обычно сухую глину просеивают перед тем, как начать смешивать, потому, что она содержит много ненужных примесей, например, песка и мелких камней.

Наконец, третий вариант – добыть глину в естественных условиях, например, найти подходящий комок в куче песка, на отвесном берегу реки или в глубоком овраге. Однако, тут важно помнить, что не всякая глина подходит для лепки, для этого она должна обладать достаточной пластичностью. Если найденный вами кусок глины раскатать и сложить в какую-нибудь фигурку, на ее поверхности не должно появляться множественных трещин. Природную глину также следует очистить от примесей.

Совет по очистке природной глины

Растворяем кусок глины в воде до состояния жидкой однообразной массы (как кефир или сметана);

Даём отстояться;

Аккуратно переливаем содержимое в другую ёмкость.

Таким образом, ненужные камни, веточки и всякие тяжелые породы осядут на дно, а у вас останется чистая глина.

Чистую глину высушиваете на солнышке и приступаете к лепке.

ВОЛШЕБСТВО ЧЕТВЕРТОЕ.

«Готовимся к лепке»

Глина для скульптора – его палитра, в которой должна быть целая гамма плотности и пластичности.

Например, в начале работы нужна более мягкая глина, в конце – более твердая, что позволяет отрабатывать мелкие детали скульптуры.

Поэтому лучше всего воспользоваться следующими рекомендациями:

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ВОЛШЕБНИК:

1. Глины должно быть заготовлено больше, чем нужно для данной работы.

2. Сухая глина насыпается в ящик и заливается водой настолько, чтобы отдельные куски выступали островками.

Через три дня с этой глиной можно работать.

Извлекать её из ящика нужно так, чтобы после этого оставались углубления, заполненные водой: тогда в ящике будет лежать глина разной твёрдости – от самой мягкой до самой твердой.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Научила добрая волшебница своих учеников главным волшебствам, без которых не сотворить чудесные поделки. Но чтобы изготовить их, одного только материала мало. Да и одними «золотыми руками» доброй волшебницы здесь не обойтись. Ведь руки становятся золотыми только у настоящих мастеров, а наши гномики и феи только учатся быть мастерами-волшебниками. Что же делать?

Конечно, лучшим, незаменимым инструментом для лепки из глины являются пальцы. Ими можно вылепить вчерне всё изделие. А вот доработку скульптур, особенно с мелкими рисунками, приходится вести с помощью инструментов, так как пальцы рук все же толсты. Инструменты для лепки из глины не дороги и просты.

И дала тогда добрая волшебница в помощь своим ученикам эти чудо-инструменты :

Ножи необходимы лепщику для изготовления стеков, шаблонов, обрезания глины, формовки и т.д.

Стеки являются основным инструментом при лепке из глины, воска или пластилина. Они изготовляются из деревьев твёрдых пород, растущих в сказочном лесу: бука, клёна, берёзы, дуба, пальмы, сирени, иногда из ели, длинной от 10 до 25 сантиметров и толщиной в своей наиболее толстой части от 1 до 3 сантиметров. Концы стеков делаются самой разнообразной формы: плоской, треугольной, остроугольной, закругленной, круглой и т.д.

Рис.

Для срезания лишней глины, вырезки глубоких мест и т.д. нужны стеки с металлическими наконечниками.

Взяли маленькие мастера в свои ручки эти инструменты, а с чего начать работу не знают. Вроде и волшебствам они обучились, и чудо инструменты у них есть, а, как и с чего начать колдовать поделки не знают.

И решила тогда рассказать добрая волшебница, какие существуют способы превращения глины в чудо - поделку.

Способы превращения глины

1. Из цельного куска глины:

Можно создавать фигурку из цельного куска глины, вытягивая и формируя её как требуется. С помощью несложных приемов вдавливания, прищипывания и оттягивания создаются традиционные фигурки из глины, например, народные игрушки-свистульки.

2. С помощью стеков:

Можно вырезать фигуру из глины с помощью специальных приспособлений (стеки). Тогда кусок глины должен быть достаточно плотным и слегка затвердевшим, чтобы не разваливался у вас в руках.

3. С помощью гипсовой формы:

Можно создавать изделие с помощью гипсовой формы, в которую вливается глина, растворенная в воде до состояния однородной массы.

4. По форме:

Если вы хотите создать поделку из глины по форме (например, сделать вазу со слепка, имеющегося у вас сосуда), используете полиэтиленовую плёнку. Ею нужно обернуть сосуд, прежде чем налепить вокруг него глиняную основу. После высыхания глины пленка легко отдирается, а у вас остаётся готовая форма.

5. Рельефная лепка:

Существует так же рельефная лепка, когда на раскатанную пластом глину налепливается рисунок любой сложности.

Разновидность рельефной лепки – вырезание рисунка на поверхности.

«Всегда помните, что глина – это не пластилин» , - сказала добрая волшебница: «Этот материал намного прочнее, но и обращаться с ним нужно аккуратнее. Запомните несколько простых правил»:

Чудо-правила о том как нужно лепить

Первое правило: глина для лепки всегда должна быть сырой. Поэтому после завершения работы укрывайте массу влажной тряпкой, не давая засыхать.

Второе правило: в процессе лепки всегда заглаживайте появившиеся трещины с помощью воды или водно-глиняной массы.

Правило третье: создавая поделку из глины, начинайте с вылепливания более крупных частей, а впоследствии присоединяйте к ним те, что помельче.

Запомните! Нельзя закатывать в невысохшую глину посторонние детали, например, кусочки проволоки, металлические или деревянные ножки и т.д. Лучше сделайте для них углубления и сажайте на клей после высушивания изделия.

Выслушали все советы доброй волшебницы маленькие мастера. Ох и нелегкая это работа – волшебство. Сколько правил и заклинаний нужно знать, чтобы из какого-то кусочка глины сделать поделку. Но ведь у наших мастеров глина не простая, а волшебная, поэтому без магии здесь не обойтись. Запаслись гномики и феи сказочным терпением, собрали всё своё сказочное старание и приступили к сотворению чуда, причем каждый решил сделать своё.

Дело сделано!

« Ну а что делать с фигуркой после лепки? » - спросили маленькие мастера. Взяла добрая волшебница свою волшебную палочку и приступила к колдовству. Взмахнула ею…

Колдуем раз: (сушим)

Всякое изделие из глины нужно высушить, прежде чем проводить с ним дальнейшую работу.

Сушим её в полиэтиленовом пакете.

Не торопимся, даём ей отстояться пару дней.

Чтобы определить, готова ли поделка, внимательно на неё посмотрим: сухое изделие из глины значительно светлее сырого и намного легче.

Колдуем два: (досушиваем)

После того, как поделка высохла, можно дополнительно подсушить её в духовке или микроволновой печи.

Колдуем три: (обжигаем, способ 1)

Чтобы изделие из глины было более прочным, его обжигают. В домашних условиях сделать это достаточно проблематично, однако если у вас на даче или в деревне есть печь, вы можете обжечь в ней фигурку.

Для этого высохшую поделку поставьте на некоторое время в не слишком раскаленную печь в стороне от горящих углей.

Колдуем четыре: (обжигаем, способ 2)

Также изделие из глины можно обжечь на костре. Для этого либо поместите его в жестяную банку, либо установите на поверхности кирпича или камня, затем обложите со всех сторон горящими поленьями и постепенно обжигайте.

Помните! Обжиг должен быть всегда равномерным, а от резких перепадов температуры глина трескается.

Колдуем пять: (готовим к покраске)

Прежде чем красить изделие из глины, нанесите на него слой обычной белой эмали. Он быстро сохнет и создает ровную основу для покраски.

Колдуем шесть: (раскрашиваем)

Раскрашивать можно специальными красками, а можно добавить немного клея ПВА в обыкновенную гуашь.

По завершению покраски, нанесите на глиняную фигурку ровным слоем обычный ПВА.

Когда клей засохнет, у вас на руках окажется красивое, блестящее и прочное изделие из глины!

Дело сделано!

Но был у доброй волшебницы ещё один тайный рецепт приготовления материала для лепки, который она держала в секрете. Но, глядя на своих маленьких учеников, как они стараются, решила она открыть им свою тайну.

ТАЙНА ДОБРОЙ ВОЛШЕБНИЦЫ:

В широкую миску нужно насыпать соль, добавить воды, затем муку. Всё хорошенько перемешать. Приготовленное тесто положите в какую-нибудь ёмкость или в полиэтиленовый пакет.

Поступайте так, словно вы хотите приготовить тесто для выпечки. Если тесто прилипает к рукам, добавьте немного муки. Если оно рассыпается – влейте небольшое количество воды.

ПЕРВЫЙ РЕЦЕПТ:

Мука пшеничная – 2 стакана;

Соль «Экстра» - 1 стакан;

Вода – ¾ стакана.

ВТОРОЙ РЕЦЕПТ:

Мука пшеничная – 1 стакан;

Соль «Экстра» - 2 стакана;

Сухой обойный клей – 1 ложка;

Вода – около 1 стакана.

один ценный совет: Солёное тесто, в открытом виде, на воздухе, очень быстро сохнет, поэтому держите ёмкость с ним закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.

ещё один ценный совет: Вы можете придать необычный цвет и приятный запах своему тесту (что сделает работу намного приятнее), если добавите к нему немного специй (или какую-либо из них): мускатный орех, тмин, паприка, серый и чёрный перец, корицу, карри.

Важно знать, что :

Перед покраской поделка должна обязательно подсохнуть. На это нужно несколько дней.

Раскрашивать поделки из солёного теста можно обыкновенными акварельными красками.

Попробуйте!

P.s: Рано или поздно каждый маленький гном вырастет и станет настоящим волшебником с золотыми руками. Для этого мало знать все секреты доброй волшебницы, нужно еще стараться и любить своё волшебство. Поверьте, лепить – это очень здорово.

Я очень рада, что мне удалось попасть в кружок «Волшебная глина» при ОЦЭВ и обучаться там. Хочу сказать огромное спасибо самой доброй в мире волшебнице Ордынцевой Наталье Николаевне, за то, что она взялась обучать меня своему волшебству и что мои руки, пусть еще пока не золотые, с удовольствием лепят разные причудливые поделки.

Каждый человек обязательно чем-нибудь увлекается. Одному нравится одно, второму – что-то другое, в общем, сколько людей столько и увлечений. Вот мне, например, всего лишь десять лет. За это время я успела позаниматься художественной гимнастикой, не без успехов, есть грамоты и дипломы и даже два места на соревнованиях (второе и третье). Пробовала ходить в художественную студию. Я, конечно, люблю рисовать, но рассказать всё же решила о своем самом любимом увлечении, о сказочном мире, в который я попала, когда мне было 7 лет, в общем, о том, чем мне нравится заниматься больше всего на свете.

Абдиряева Ольга, 10 класс

В этой работе идё речь о лечебных свойствах глины и использовании её в медицине.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №80 с углубленным изучением

отдельных предметов»

Удивительные глины

Исследовательская работа

Выполнила: Абдиряева Ольга Вадимовна

Руководитель:Черня Клара Михайловна

Хабаровск, 2013 год

План

1. Введение

1.1 Лечебные свойства природных камней и минералов

1.2 Актуальность проблемы

2. Основная часть

2.1 Эти удивительные глины

2.2 Исследование целебных свойств глины

3. Результаты и выводы

4. Литература

1. Введение

Уже доисторический человек проявлял интерес к горным породам, к земле, являющейся опорой для его ног, к минералам, удивляющим его своим цветом, красотой и светом. Камни служили ему материалам для изготовления различный инструментов (кремниевые орудия и ножи, обсидиановые режущие инструменты и др.). Красивые цветные камни измельчались для приготовления красок, которыми первобытный человек писал всю свою историю. Во многих древних культурах камням и горным породам приписывалась живительная сила, которая якобы укрепляла того, кто их носил при себе и на себе.

По мере того, как люди переходили от кочевого образа жизни к более оседлому, стала развиваться добыча минералов и драгоценных камней. Причем украшения изготавливались для различных частей тела: ожерелья, ножные кольца, перстни, браслеты, головные обручи и др.

Позднее самоцветы и различные камни стали использовать в медицинских целях. В дальнейшем этот накопленный опыт превратился в целую науку. Индия, сокровищница драгоценных камней, вплоть до середины ХХ столетия оставалась единственной страной в мире, где драгоценные камни, в частности бриллианты, использовались в лечебных целях.

Огромный и богатый опыт использования минералов в лечебных целях должен быть адаптирован к современным условиям и научно обоснован.

Лечение драгоценными камнями известно всем народам, живущим на планете: народам Африки, коренному населению Америки, жителям славянских стран, на безбрежных просторах от Южной Америки до Китая и Европы. Кроме того, возраст текстов, в которых приводятся способы лечения минералами, достигает тысячи лет.

1.2 Актуальность проблемы

В настоящее время, когда рынок лекарств насыщен дорогими поддельными препаратами, люди обращаются к народным средствам. Используют ля лечения различных заболеваний природные камни, кристаллы и минералы.

Сейчас биоминералотерапия значительно расширяется и интерес к ней неуклонно растет. Этой актуальной проблеме посвящена моя работа. Изучив специальную литературу, я поняла, что камни и глины оказывают влияние на тонкие системы энергообеспечения тела, устраняют возможные проявления патологии в физическом теле.

В результате исследования целебных свойств различных глин я сделала соответствующие выводы.

Информация, представленная в работе, интересна тем, что она расширяет наши знания о природе, даёт представление о вибрационной медицине, которая, несомненно, становится популярной в наше время.

Эти удивительные глины

Сегодня глинолечение не так популярно, как в стародавние времена. Между тем первые рецепты врачевания глиной были обнаружены в древних папирусах. Глину высоко ценили Гиппократ, Авиценна, Гален, Плиний, Аристотель, Марко Поло и др. Основоположники современной медицины С.П. Боткин, М.И. Соколов, А.Н. Покровский, Г.А. Гельман, И.Ф. Горбачев использовали глину при сердечно-сосудистых заболеваниях, истерии, базедовой болезни, заболеваниях печени и желудочно-кишечного тракта.

Литературные источники народной медицины свидетельствуют о том, что глина представляет собой достаточно универсальное и безвредное средство лечения. Она имеет богатое минеральное содержание, обладает антитоксическими, антисептическими, бактерицидными свойствами, способствуют регенерации тканей. Глина имеет адсорбирующие качества, которые позволяют ей выводить патогенные вещества из организма человека, улучшая его энергообмен. Глина обладает также консервирующими свойствами. Известно, что глина концентрирует в себе электромагнитные излучения. Существуют также мнение, что она способна выравнивать ослабленное биополе человека. Народные целители используют глину в виде мазей, паст, масок на лицо, примочек, растираний, лечебных ванн, водных растворов, порошков, аппликаций на больные места и т. д.

Современная научная медицина неоднозначно относится к глинолечению. Например, ст. н. с. научного центра восстановительной медицины и курортологии М.З. М.П. РФ О.Б. Давыдова считает, что основное лечение с помошью глины - это МСТОД теплолечения, аналогичныи старинным грязевым курортам, и показан он при том же спектре заболеваний - прежде всего, это боли в суставах. По ее утверждению, никаких «чудодейственных» микроэлементов B химическом составе глины не наидено, поэтому они не практикуют очищение кишечника от шлаков с помощью глины или холодные глиняные аппликации.

В результате исследований, проведенных в институте экологии человека под руководством профессора, доктора физико-математических наук Н.В. Курина, установлено, что глина белая имеет длину волны вибрационного поля типа радиоволн около 8 м, что соответствует длине волны здоровых клеток организма человека. Вибрационное поле глины белой воздействует на больные клетки (вследствие заболеваний они имеют меньшую длину волны), резонируя их на длину волны, близкую к 8 метрам. Отмечается, что изменение волновой характеристики организма от 7,7 до 7,8-7‚9 происходит за 50-75 минут с момента наложения или приема глины.

B информационном листке, утвержденным М.З. УССР 1990г. приводятся следующие показания к применению глинолечения:

  • внутрь применяется при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при вялотекущих интоксикациях;
  • наружное применение для достижения тепловых эффектов в хронических стадиях заболеваний (артритов, полиартритов‚ ревматического, инфекционного характера, болезни Бахтерова);
  • наружно, как охлаждающее средство на месте ушиба, для снятия рефлекторных болей в области сердца;
  • гинекологическая практика в соответствии с показаниями грязелечения.

Особенно широко на сегодняшний день глины применяются в косметической практике. Учеными создана специальная технология, позволяющая поставлять косметологам глину в порошке без нарушения ее целебных свойств. Голубая, розовая, белая, черная глины дают омолаживающий эффект за счет глубокой очистки кожи, насыщают кожу кислородом, замедляют ее старение. Цвет глины определяется большим количеством присутствующих в ней солей:

  • красный цвет - большое количество калия, железа;
  • зеленоватый - медь, двухвалентное железо;
  • голубая - кобальт, кадмий;
  • темно-коричневая и черная - углерод, железо.

Очень актуальной особенностью применения глины является ее доступность практически всем слоям населения. Сегодня, когда фармацевтический рынок насыщается дорогими лекарственными препаратами, многие люди стали увлекаться глинолечением. При этом большая часть населения, как правило, добывает глину самостоятельно из расположенных по близости карьеров, мало задумываясь об экологической чистоте глины.

Глины - это широко распространенные осадочные горные породы, состоящие в основном из глинистых минералов. К последним относятся каолинит Аl2(Sі205)(0Н)4 и близкие к нему по строению диккит и накрит; галлуазит (Н2О)4[Аl2(Sі205)(0Н)4]; гидромусковит (иллит) Кх(Н2О)х[А12(АlSі3010)(0Н)2-х(Н20)х]; монтмориллонит и др. Все эти минералы обладают слоистой структурой.

Структура глинистых минералов

Минералы, из которых образованы глины, содержат два различных типа слоистых структур:

  • слои, составленные из силикатных тетраэдров с различным содержанием Аl (lll), заместившего Si (IV);
  • слои, составленные, B основном, из октаэдров, B которых ионы Аl3+ или ионы Mg2+ окружены шестью оксидными или гидроксидными ионами.

Октаэдры объединены за счет обобществления атомов кислорода. Ленты различными способами организуются в слои. Глинистые минералы классифицируют по видам организации ленточных структур в слои. Простейшим расположением тетраэдрических и октаэдрических сеток являются слои 1:1 Каолинит - типичный представитель глинистых минераловтипа 1:1. Каждый слой каолинита образован одной лентой из тетраэдров и одной лентой из октаэдров. Слои крепко удерживаются вместе посредством водородных связей между гидроксидными ионами на поверхности октаэдрической ленты одного слоя и оксидными ионами на поверхности тетраэдрической ленты другого (соседнего) слоя. Другим важным структурным расположением является структура 2:1. В глинистых минералах типа 2:1 октаэдрическая лента располагается между двумя лентами из тетраэдров; образуется «сэндвич». Глинистые минералы со структурой этого типа - монтмориллонит и вермикулит - обычные компоненты почв. Между атомами кислорода на нижней поверхности одного слоя и атомами кислорода на верхней стороне другого слоя действуют только слабые силы притяжения. Вода и катионы могут легко проникать в пространство между слоями минералов типа 2:1. Таким образом связь между пакетами 2:1 осуществляется с помощью прослойки гидратированных катионов. Эти слабые связи свободно удерживают катионы в межпакетном пространстве, позволяя им замещаться на другие катионы. Вследствие этого смектиты имеют высокую емкость катионного обмена.

2.2 Исследование

При выполнении данной работы я решила исследовать свойства глин.

Цель работы: исследование целебных свойств глин.

Задачи исследования:

  1. Проверка образцов глин на экологическую чистоту
  2. Определение кислотно-основных свойств глин.
  3. Определение жирности глин.
  4. Качественное определение ионов, входящих в состав глин

В работе были проанализированы 4 образца глин, из которых три куплены в аптеке, а одна взята из завода художественной керамики Хабаровска. Туда онапоставлялась из карьера.

  • Образец №1-Голубая глина.
  • Образец №2-Зеленая глина.
  • Образец №3-Черная глина.
  • Образец№4-Глина из карьера.

Первым этапом работы было определение экологической чистоты исследуемых образцов глин. Имея большую удельную поверхность, глины обладают свойством адсорбировать из окружающей среды значительное количество газов, паров жидкостей и различных ионов. Вследствие этого они являются хорошим адсорбентом свинца антропогенного происхождения. Свинец-яд, который действует на все живое. Симптомами свинцового отравления являются изменения крови, расстройство нервной системы, паралич конечностей.

Для этого 10г. глины заливали 50мл. азотной кислоты. Через сутки смесь фильтровали и упаривали фильтрат до 3мл. К полученному раствору добавили йодид калия. Желтый осадок свидетельствует о наличии ионов свинца (такой результат получается с образцом глины 4)

Рb 2+ + 2I - = PbI 2 ↓ (желтый осадок)

До добавления йодида калия

После добавления йодида калия

Определение кислотно-основных характеристик глин проводили с помощью универсальной индикаторной бумаги, опуская ее в водные настои глин, на дистиллированной воле. Установлено, что глины имеют рН от 8 до 9, т.е. обладают слабощелочными свойствами.

По утверждению народных целителей для внутреннего лечения наиболее пригодна «жирная», «маслянистая» глина. «Жирность» глины можно определить очень простым способом. Для этого небольшую порцию глины перемешивают с водой: хорошая «жирная» глина опускается на дно медленно, a «тощая» - быстро. Результаты проверки глин показали, что самая «жирная» глина - образец № 1. Глина плохо смачивается водой и долю не оседает на дно, что указывает на ее гидрофобные свойства. Второе место по «жирности» занимает образец № 3, затем №4. Черную глину можно отнести к «тощей».

Последним этапом работы было качественное определение ионов, входящих в состав глин. Для перевода анализируемых ионов в раствор образцы глин заливали раствором H 2 SO 4. Обнаружение ионов в полученном растворе проводили дробным методом с помощью специфических реакций. Установлено наличие в глинах следующих ионов: Fe 2+ , Fe 3+ , NH 4 + , Ca 2+ , CO 3 2- , PO 4 3- .

  • Ионы Fe 3+

Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6KCNS ⇄ 2Fe (CNS) 3 (красный раствор) + K 2 SO 4

  • Ионы Ca 2+ (раствор Na 2 CO 3 )

Ca 2+ + CO 3 = CaCO 3 ↓ (белый осадок)

  • Ионы NH 4 + (раствор NaOH при t 0 )

NH 4 + OH = NH 3 (запах нашатырного спирта) + H 2 O

  • Ионы Mg 2+ (растворNaOH)

Mg 2+ + 2OH = (белый осадок) ↓ Mg (OH) 2

  • Ионы PO 4 3- (раствор AgNO 3 )

3Ag + + PO 4 3- = Ag 3 PO 4 ↓ (желтый осадок)

  • Ионы Ag + (растворNaCl)

Ag + Cl = AgCl↓ (белый, творожистый осадок)

Обнаружение ионов железа в глинах

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

  • Важное значение имеет экологическая чистота глины, применяемой для лечения. Поэтому лучше всего приобретать глину в аптеках. При самостоятельном добывании глины мы рекомендуем: брать глину как можно дольше от границ города, не использовать глину с обрывов рек, имеющих химическое загрязнение, не использовать поверхностную глину, помнить, что несмотря на хорошие качества глубинной глины, ее необходимо проверять на опасность радиоактивного загрязнения.
  • Глины имеют рН от 7 до 9, т.е. обладают слабощелочными свойствами.
  • В составе глинистых минералов содержаться многие элементы, в которых нуждается человеческий организм - Са, Mg, P, N, Fe.

Список литературы

  • Андруз Дж., Бримблекумб П., Джикелз Т., Лисс П. «Введение в химию окружающей среды»
  • Берегиня Н. «Глина. Природный целитель»
  • Бугрова С.А. «Сердолик. Здоровье - это просто!»
  • Востоков В.Ф. «Тайны тибетской медицины»
  • Гоникман Э.И. «Кристаллы любви и света»
  • Путикина И.А. «Литотерапия: Лечение камнями»
  • Травинка В.М. «Голубая целительница глина»
  • Шувалова О. П. «Лечение глиной и целебными грязями»
  • www.ezo.drzp.org
  • www.himia.ru
  • www.kamni.ru
  • www.dragotsennye-kamni.ru
  • www.liveinternet.ru
  • www.wikipedia.org
  • www.magic-stone.net
  • www.2002.vernadsky.info

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №2 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

исследовательская работа

ГЛИНА В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

НОМИНАЦИЯ «НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ»

Выполнила

Штепа Анастасия Игоревна

ученица 2 В класса

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы

Руководитель

Фахретдинова Лилия Расимовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы

Введение 3-4

Глава 1. Основная часть

      История керамики 5-6

      Керамика в России 7-9

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Исследование свойств глины 10-11

2.2. Моя работа 12-13

Заключение 14

Тезаурус 15

Литература 16

Приложения

Введение .

Будучи совсем малышкой, я наблюдала за тем, как мама рукодельничает: шьет, вяжет, вышивает, мастерит что-то из бумаги, лепит. Мне было тоже интересно заниматься подобным рукоделием. Посещая детский сад и развивающие занятия в детском центре «Сема», я узнала, что можно заниматься лепкой не только из пластилина, но из глины. Мне понравилась глина как материал для поделок и захотелось узнать больше о глине, об истории возникновения этого вида прикладного искусства. И вот что мне удалось узнать.

История керамики берет свое начало в библейской легенде о сотворении первого человека. Согласно этой легенды, бог Ягве создал сад Эдем, но скучно ему было гулять по саду одному, и он решил создать человека подобного себе. Взял он кусок глины и вылепил из него человека и вдохнул в него жизнь. Ягве назвал его Адам, что означает «Красный человек» то есть человек из глины.

Глина – это удивительный природный материал, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять"" эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.

Глина, гибкая и пластичная, становится твердой и прочной после обжига. Гончарным промыслом в деревнях в основном занимались не профессионалы, а обычные селяне, основной работой которых являлось отнюдь не гончарство. Но именно они веками совершенствовали мастерство изготовления глиняной посуды, накапливая опыт и знания. У каждого мастера был свой стиль, и от этого крынки, горшки и прочая утварь не выглядит однообразно. В этой древней профессии сплелись воедино искусство и ремесло, вдохновенный труд художника и изнурительный труд рабочего.

Керамика и различные изделия из неё сегодня довольно популярны. Современные мастера способны творить из неё настоящие произведения искусства. Сегодня мы не можем представить нашу кухню без керамической посуды. Много изготовляется посуды из фарфора, которая очень ценится за её красоту.

Цель моей работы – узнать больше о глине как материале для прикладного искусства, а также изучить ее влияние на формирование творческих способностей.

Я считаю, что изучение глины и ее влияния на людей актуально и в настоящее время, т.к. глина – это прекрасный пластический материал, позволяющий лепить разнообразные объемные предметы, глина служит хорошим материалом для изготовления игрушек и поделок, для совместного творчества детей и взрослых, что важно для создания гармоничных взаимоотношений детей и родителей.

Моя гипотеза: работа с глиной помогает поставить твердый и красивый почерк, вырабатывает усидчивость, развивает внимание.

Для того, чтобы доказать мою гипотезу я буду использовать такие методы, как опрос, фотографирование, сравнение.

Глава 1.

      История керамики.

Керамика (греч. keramike - гончарное искусство, от слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времён человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приёмами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения. В Древней Греции искусство изготовления гончарных изделий из глины называлось «керамейя», до наших дней дошли немногие предметы того времени из керамики, сегодня их можно увидеть в музеях или приобрести за довольно большие деньги на специализированных аукционах. Керамическое производство того времени не слишком отличалось от современного – сначала изделия формировал гончар на гончарном круге, потом изделия обжигались в печи, а затем расписывались красками. Несколько позже широкое применение керамика получила и в строительстве, керамический кирпич стал одним из первых искусственных стройматериалов, по заключению историков ему более 5000 лет. Позже появилась керамическая черепица, затем плитка, а потом и сантехнические приборы. Средневековые изразцы, применяемые при внутренней и наружной отделке зданий, так же относятся к керамике.

В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости для хранения продуктов. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники истории художественной культуры.

      Керамика в России.

Русское народное керамическое производство не ограничивается простым гончарством. В России начинают складываться керамические промыслы. Это скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская керамическая игрушка. Все вышеназванные промыслы формируются, начиная с XVIII столетия. Это время развивающейся торговли, многочисленных ярмарок, где народные умельцы могли реализовать свой товар. Немаловажным является и то, что мастера-керамисты не оставляли без внимания и детей. Для них производятся многочисленные керамические игрушки. Российский керамический промысел пережил как времена подъема, так и времена спада. Годы подъема – это время возникновения различных школ, способов декорирования поверхности керамических изделий, а также модернизации и совершенствования самого керамического черепка: от фаянса к фарфору.

Скопинский гончарный промысел находится в городе Скопине Рязанской области. Простую гончарную глину использовали здесь издавна для изготовления всевозможной бытовой посуды: кувшинов, крынок, мисок. Учитывая ее утилитарную предназначенность, мастера-гончары особое внимание уделяли форме изделий, а для украшения ее применяли штампики, лепную оборку края. Еще они делали игрушки. Во второй половине XIX в. начал складываться необычный характер вещей, по которому изделие Скопина отличалось от продукции других гончарных центров. Отличие состояло в том, что сосуды изготавливались ручной лепкой, как своеобразные скульптуры. Емкость как первооснова кувшина оставалась, но дополнялась лепными фигурами птиц, рыб, полуфантастических животных. В некоторых видах изделий фигура птицы или животного превращалась в кувшин или разновидность сосуда, в котором сложно переплетались несколько фигур налепами, процарапанными или наштампованными орнаментами. Сосуды представляли собой фантастическое сооружение, вызывавшее удивление.

Среди промыслов, занимающихся изготовлением глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из важных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Вятка. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохраняется в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, жившие в деревне Гринево Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке.

Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи.

Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно это заметно в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Фигуры людей выходят стройными и довольно изящными, несмотря на общую утяжеленность керамической лепки. Учитывая эти особенности, мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывая их преимущественно полосками красного, желтого, зеленого цветов. Декоративные элементы дополняют схематически изображенными розетками, напоминающими и солнце, и цветок, а также треугольниками, кружками и точками. Вся гамма росписи красно-розового, зеленого, желтого цветов, эффектно играющая на фоне забеленной поверхности игрушки, придает ей необыкновенную звучность и праздничность.

Но самым изящным керамическим материалом все-таки является фарфор. Родина фарфора – Китай. Тайна изготовления фарфоровой массы хранилась очень долго. Но уже к началу XVIII в. западноевропейские мастера стали воссоздавать фарфор и у себя на родине. Также интересен гжельский промысел с точки зрения развития орнаментальных мотивов и сюжетов, которые размещались по поверхности изделий, – от самых малых, иногда геометрических, до сложнопространственных сюжетных картин. И все это при меняющемся цветовом колорите. Ранние изделия Гжели напоминают предметы из крестьянского быта – такие же яркие, красноречивые. Гжельские глины долгое время считались лучшими в России. Из них была изготовлена первая в России майолика, первый полуфаянс и, конечно же, фарфор.

Глава 2.

2.1. Исследование свойств глины.

Изучим некоторые свойства глины. Для этого проведем несколько опытов (см. Прил.).

Первый опыт. Исследование на горючесть и запах.

Попробуем понюхать глину. Готовая к работе глина не имеет специфического запаха. Теперь попробуем поджечь глину над огнем свечки. Подержав некоторое время кусочек глины над огнем, мы видим, что глина не горит, только становится тверже. Это ее свойство используют гончары, обжигая керамическую посуду. После обжига глина становится твердой и водонепроницаемой.

Второй опыт. Растворимость в воде.

Добавив глину в стакан с водой, хорошо перемешаем содержимое. Через некоторое время глина оседает. Так мы выяснили, что глина не растворяется в воде. Однако если порошок глины развести в определенной пропорции с водой, получится необходимая для лепки масса. Это обусловлено таким свойством глины как вязкость.

Таким образом, мы видим, что глина становится мягкой и податливой, когда в нее добавлено небольшое количество воды. Так получается глина для лепки.

Для подтверждения моей гипотезы я провела опрос в нашей группе (см.Прил.) Выяснилось, что большинство детей любят лепить из глины больше, чем рисовать (74%). У 68% детей лучше получаются поделки из глины, чем рисунки. Большинство ребят в нашей группе начали писать в 5,5 лет. Ответ на вопрос, как изменился твой почерк, меня порадовал. Почти у всех ребят (89%) почерк улучшился, по их мнению.

Отвечая на последний вопрос, многие поясняли свой ответ так: «Раньше мне было тяжело сидеть целый час, хотелось побегать. Но сейчас я и не замечаю, что прошел уже час». Отсюда можно сделать вывод о том, что занятия лепкой развивают усидчивость.

Еще мы проводили такую игру в нашей группе. На столе были разложены разные предметы. Нужно было запомнить точное их расположение и воспроизвести его через 1 минуту. Большинство ребят (90%) быстро справились с таким заданием. В основном это были дети, которые посещают объединение «Послушная глина» уже второй год.

Также мы проводили игру на внимательность: просили одного ученика выйти к доске, мы запоминали, во что он одет. Затем с закрытыми глазами подробно описывали его. В этой игре наиболее подробное описание дали те ребята, которые уже не первый год занимаются лепкой.

Анализируя результаты игр, можно сделать вывод, что работа с глиной развивает не только усидчивость, но и внимание.

Используя метод фотографирования, я сравнила свой почерк в 1 классе, когда я только начинала заниматься лепкой, и свой почерк на сегодняшний день. Можно увидеть достаточную разницу в почерке, он стал более уверенным, четким (см. Прил.).

2.2. Моя работа.

Я начала заниматься в доме детского (юношеского) творчества в объединении «Послушная глина». Наша учительница, Гульнара Амировна, подробно рассказывала нам, о том, как добывают глину в карьерах, как ее подготавливают для дальнейшего использования. В своей работе мы используем глину коричневого цвета. Теперь нам не нужно специально подготавливать глину к работе: просеивать, отмучивать и прочее. Мы используем готовую глину.

Лепить легче, чем рисовать. Чтобы нарисовать шар, необходимо уметь передать тон, светотень, блики, рельеф, рефлекс. Вылепить шар значительно легче. Если же сравнить рисование и лепку более сложных предметов, например, головы медведя или лисицы, преимущество лепки в смысле легкости изображения еще очевиднее, т. к. для превращения вылепленного шара в голову медведя или лисы достаточно оттянуть одинаковыми промежутками четыре одинаковые выпуклости – тупые, чтобы получить голову медведи, острые, чтобы вышла голова лисы. Вращая каждый из этих шариков с выпуклостями, можно представить различные мордочки зверей.

После лепки сложных объемных форм животных и зверей можно уверенно и даже по памяти изобразить их на плоскости.

Лепить можно различными способами: раскатыванием, оттягиванием, налепливанием, штамповкой, продавливанием.

Работу свою мы начинаем с выбора образца для лепки. В нашем кабинете есть много красивых статуэток, сделанных руками учеников и нашей учительницы. Определившись с моделью для лепки, мы берем нужное количество глины и начинаем собственно лепить. В работе мы используем разные способы лепки: «жгут», «спираль», «шар», «колокольчик» и другие. После того, как модель слеплена, мы оставляем ее для сушки.

Через 2 дня слепленная модель готова к прокраске, перед которой мы шлифуем свое изделие тонкой наждачной бумагой. После шлифовки мы грунтуем модель белой краской, чтобы глина при раскрашивании не просвечивала и не тонировала выбранную расцветку. После такой подготовки мы раскрашиваем свои работы гуашью. Раскрашенные работы сушатся пару дней, затем их покрывают бесцветным лаком, чтобы поделка приобрела законченный вид.

Заключение.

В процессе написания своей работы я много узнала о глине. Как выяснилось, из глины производится много вещей, используемых нами в быту. Керамические изделия были распространены и в древние времена, и сейчас не потеряли своей актуальности. В мире существует много предприятий, производящих керамические и фарфоровые изделия. Россия известна своими глиняными промыслами: дымковским, каргопольским, филимоновским, гжельским; Китай знаменит своим тонким фарфором, Германия – мейсенским фарфоровым заводом, производящим удивительно красивые статуэтки и сервизы.

Глина служит хорошим материалом для изготовления игрушек и поделок на уроках труда и внеклассных занятиях.

Наблюдая за собой, я выяснила, что занятия в кружке «Послушная глина» помогли мне приобрести такие качества, как сосредоточенность, усидчивость, терпение, внимательность.

Глина делает руки умелым и послушными, воображение - развитым. Она одновременно формирует навыки скульптора (хорошо владеть материалом, мыслить пластическим языком), графика (удачно выбирать рисунок декора, его масштаб и размещение), живописца (правильно определять цветовое решение произведения, рисовать). Так ты становишься причастным к искусству, изучаешь его тайны. И самое главное - глина дарит ощущение радости от возможности самовыражения, воспитывает художественный вкус, прививает веру в свои способности и наслаждение от создания красоты. Одновременно в работе мы осознаем различные свойства глины, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс работы с природным материалом глиной является мощным источником всестороннего развития личности, что подтверждает мою гипотезу.

Тезаурус

ГЛИ́НА , глины, мн. нет, жен. Одна из наиболее распространенных в природе вторичных горных пород, употр. для всевозможных гончарных изделий, строительных и скульптурных работ 1 .

КЕРА́МИКА , -и, жен. 1. собир. Изделия из обожжённой глины, глиняных смесей. Художественная к. 2. Гончарное искусство. Заниматься керамикой. | прил. керамический, -ая, -ое 2 .

КАЛЛИГРА́ФИЯ , и, мн. нет, ж. [греч. kalligraphia букв. красивое письмо].Искусство писать четким и красивым почерком 3 .

ФАРФО́Р , фарфора, муж. (новогреч. pharphouri с араб.). 1. только ед. Искусственно изготовляемая минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями, идущая на различные изделия 4 .

Литература

    Молотова В. Н. История гончарного искусства. История керамических промыслов России // Декоративно-прикладное искусство. – М., 2007. – С. 127 – 132.

    Интернет-ресурсы.

    Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М., 2000. – с. 72.

    Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986. – с. 71.

    Крутенко Н. «Рассказы о керамике», К. - 2000

Приложение 1. Образцы российской керамики.

Скопинская керамика



Дымковская керамика



Каргопольская керамика



Филимоновская керамика


Гжельская керамика


Приложение 2 «Опыты с глиной».

Исследование глины на запах

Исследование глины на горючесть

Исследование глины на растворимость в воде

Приложение 3. Опросник.

    Любишь ли ты лепить из глины?

    Что легче: рисовать или лепить из глины?

    Когда ты рисуешь, карандаш тебя всегда «слушается»?

    У тебя всегда хорошо получается изобразить животных, растения карандашом, красками?

    Хорошо ли удается тебе изобразить животных, людей при помощи лепки?

    Сколько тебе было лет, когда ты научился писать слова, предложения?

    Тебе нравился свой почерк в 1 классе (который был раньше, до занятия лепкой из глины)?

    Давно ли ты занимаешься лепкой из глины?

    Почему тебе нравится лепить из глины?

    Что тебе нравится лепить больше: фигурки, животных, композиции (панно)?

    Какими способами лепки пользуешься ты при работе?

    «Слушаются» ли тебя твои пальчики при лепке?

    Изменился ли твой почерк после того, как ты стал заниматься лепкой из глины?

    как считаешь ты?

    как считают твои родители?

    как считает твой учитель?

    Стал ли ты внимательнее к оформлению своих школьных (письменных) работ (аккуратность, чистота, внимательность при оформлении)?

    Стал ли ты внимательнее к форме, цвету, фигурам окружающих тебя предметов, людей, животных при занятии лепкой?

    Время вашего занятия длится целый час! Тебе не надоедает целый ЧАС сидеть на одном месте, лепить, раскрашивать? Ты не устаешь без активного движения?

Выборочные результаты опроса

Приложение 4. «Образцы почерка»

Почерк в 1 классе

Почерк во 2 классе

Приложение 5 «Мои работы»

Тезисы

К исследовательской работе «Глина в прикладном искусстве».

Выполнила: Штепа Анастасия, ученица 2 В класса МБОУ СОШ №2 г.Туймазы

Руководитель: Фахретдинова Лилия Расимовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Туймазы

Будучи совсем малышкой, я наблюдала за тем, как мама рукодельничает: шьет, вяжет, вышивает, мастерит что-то из бумаги, лепит. Мне было тоже интересно заниматься подобным рукоделием. Посещая детский сад и развивающие занятия в детском центре «Сема», я узнала, что можно заниматься лепкой не только из пластилина, но из глины. Мне понравилась глина как материал для поделок и захотелось узнать больше о глине, об истории возникновения этого вида прикладного искусства

Тема актуальна , т.к. глина служит хорошим материалом для изготовления игрушек и поделок, для совместного творчества детей и взрослых, что важно для создания гармоничных взаимоотношений детей и родителей.

Цель : познакомиться с глиной как материалом для прикладного искусства, изучить ее свойства и влияние на формирование творческих способностей.

Задачи :

    Изучить литературу, касающуюся использования глины в прикладном искусстве;

    Изучить литературу об истории керамики и о развитии керамики в России;

    Провести ряд опытов для изучения свойств глины.

Объектом исследования является использование глины в прикладном искусстве.

Предмет исследования : глина.

Гипотеза : работа с глиной помогает поставить твердый и красивый почерк, вырабатывает усидчивость, развивает внимание.

Методы исследования : опрос, фотографирование, сравнение.

База исследования : ДДиЮТ, школьная библиотека.

Значимость работы : данный проект предназначен для использования при подготовке к внеклассным занятиям, к урокам труда.

1 Толковый словарь Ушакова

2 Толковый словарь Ожегова

3 Толковый словарь иноязычных слов

4 Толковый словарь Ушакова