Интегрированное занятие в подготовительной группе: «Путешествие в лесную школу. Конспект комплексного занятия «Мебель» для детей подготовительной группы

Среди форм обучения в детском саду организованные занятия играют важную роль. Для закрепления материала воспитатели часто используют комплексные занятия, которые позволяют решить сразу несколько образовательных и воспитательных задач. Они имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении, чтобы они могли принести максимум пользы, запомниться детям как интересные и вызвать желание заниматься снова. Большое значение имеет такая деятельность в подготовительной группе, где воспитанники уже не малыши и должны уметь сочетать разные виды работы.

Комплексные занятия для самых старших дошкольников

Одной из эффективных форм работы с дошкольниками является занятие или непосредственная образовательная деятельность (НОД). Она позволяет вести образовательный процесс систематизировано, организованно, с учётом программных требований. В современном детском саду наиболее популярны такие виды НОД:

  • предметные (используются при изучении новой темы, служат для вооружения детей знаниями, основной акцент в них делается на овладение новым материалом и отработку соответствующего навыка);
  • комплексные (состоят из разных видов деятельности, которые сменяют одна другую, используются для закрепления и обобщения изученного);
  • интегрированные (части занятия тесно связаны и проникают одна в другую, способствуя решению главной задачи).

Многие воспитатели выбирают в качестве обобщающих занятий по какой-либо теме именно комплексное занятие, потому что оно, в силу своих особенностей, позволяет решить несколько образовательных задач и в то же время даёт возможность проверить, как дети усвоили материал и владеют навыками не в одной, а в ряде образовательных областей.

Комплексное занятие позволяет детям подготовительной проявить свои знания и умения в полной мере

Комплекс - система, совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели.

Основные признаки комплексного занятия:

  • Фронтальное (проводится со всей группой детей).
  • Сочетает в себе несколько видов деятельности, один из которых доминирует, а остальные его дополняют.
  • Решает задачи каждой задействованной образовательной области.
  • Имеет тему, а зачастую и сюжет, который служит объединения всех частей и логически развивается в течение всего занятия.
  • Способствует развитию ребёнка по нескольким направлениям (познавательное, речевое, двигательное, творческое развитие).
  • Планируется и проводится воспитателем группы без привлечения профильных педагогов.

Отличие комбинированных, комплексных и интегрированных занятий

Некоторые педагоги, особенно молодые, путают интегрированные, комбинированные и комплексные занятия. Между тем у них существуют весьма значительные отличия.


Особенности подготовки и проведения комплексных занятий в подготовительной группе ДОУ

Комплексные занятия проводятся практически во всех группах детского сада, но в старшем возрасте они приносят наибольшую пользу. Количество комплексных НОД в течение месяца может быть заложено в образовательной программе ДОУ, но обычно сам педагог решает, когда проводить его, ориентируясь на степень овладения детьми знаниями и навыками, которые необходимо закрепить.

Целесообразность проведения комплексных занятий в подготовительной группе

Комплексные занятия удачно используются в практике воспитателей подготовительных групп по таким причинам:

  • Дети седьмого года жизни имеют развитую память, логическое мышление, высокий потенциал к познанию новой информации и её воспроизведению. Всё это позволяет дошкольникам запоминать сюжет НОД и следить за его развитием, дожидаясь интересного финала, а также активно принимать участие в ходе занятия, используя приобретённые ранее знания и навыки.
  • Подготовишки - будущие школьники, поэтому смена деятельности на занятии готовит их к смене деятельности на уроках. Например, нужно будет сначала послушать учителя, потом прочитать что-то в учебнике, а после этого выполнить задание в тетради.
  • Сюжетно-игровые и обучающе-игровые комплексные занятия делают процесс закрепления знаний нескучным, увлекательным, что повышает познавательную активность и формирует у будущих школьников понятие, что учиться - интересно, вызывает положительное отношение к будущей школьной жизни.

Формирование готовности к школе в подготовительной группе - одна из главных задач

Эффективные методы и приёмы работы с детьми

Как и на других занятиях, педагоги используют на комплексных разнообразные методические приёмы:

  • Словесные. Это беседа, чтение художественных произведений, уточнение, объяснение, вопрос. Рассказ как метод на комплексных занятиях используется мало, поскольку целью их является закрепление усвоенных знаний, а рассказ обычно имеет целью ознакомить детей с новой информацией.
  • Наглядные. Демонстрация картин, муляжей, моделей и других пособий, показ образца выполнения рисунка или аппликации (кратко), рассматривание природного материала, предметных картинок. Наглядный материал должен быть знаком детям, чтобы они могли применить на нём усвоенные навыки и умения.
  • Практические.
    • Наиболее уместными будут упражнение, элементарный опыт, моделирование объектов или ситуаций. Но самыми действенными, полезными в обучающем плане и обожаемыми ребятишками приёмами были и остаются игровые.
    • Игра дидактическая, пальчиковая, подвижная, создание игровых и сюрпризных ситуаций, появление игрового персонажа - все эти приёмы сделают занятие живым, динамичным, ярким и запоминающимся. Не стоит думать, что детям подготовительной группы хочется играть меньше, чем, допустим, ясельной. Наоборот, они очень любят игру и находят в ней радость не только от самого процесса, но и от общения со сверстниками, преодоления препятствий, достижения результата. Поэтому в работе с ними используют и эвристические методы.
  • Эвристические или поисковые. Метод создания проблемной ситуации, которая требует решения, эмпатия, то есть «вживание» в мысли и чувства другого, даже неживого существа (Представьте себя снежинкой, берёзкой), гипотезы (А что, если…), символического видения (тарелка похожа на солнце, потому что оба предмета круглые), ошибок, придумывания, фантазирования, «мозговой штурм» - всё это креативные, не боящиеся нового педагоги эффективно используют на комплексных занятиях. Эвристические методы побуждают детей думать нешаблонно, делать предположения, смело высказывать своё мнение, что, несомненно, пойдёт на пользу будущим школьникам.

Чтобы подчеркнуть важность «мозгового штурма», воспитатель использовал бумажные «профессорские» шапочки

Что следует учесть при подготовке комплексного занятия

Чтобы комплексное занятие прошло успешно, воспитателю необходимо помнить о таких важных моментах:

  • Выбор темы и сюжета. Поскольку занятие имеет целью закрепить, обобщить и систематизировать материал, то его тема может быть достаточно обширной, общей, дающей простор для фантазии педагога: «В гостях у сударыни Зимы», «Осенние дары», «Путешествие в страну сказок». Сюжет может строиться на поиске ответа на проблемный вопрос, который ставит в начале занятия сказочный герой или другой персонаж (Зима, Хлеб, Вода), а также преподноситься в виде путешествия с остановками, где дети решают разные задания. Воспитанникам подготовительной группы интересны космос, экзотические регионы нашей планеты (пустыня, Арктика и Антарктика, джунгли, горы), так что и воображаемое путешествие в эти края вполне может стать сюжетом занятия.
  • Сочетание образовательных областей. Планируя занятие, нужно продумать, чем именно будут заниматься на нём дошкольники: считать в прямом и обратном порядке, повторять знания о геометрических фигурах и телах, повторять состав числа, подбирать прилагательные к существительным, строить предложения по схеме, рисовать, делать аппликацию и т. д. Поэтому определившись с темой, нужно сразу же наметить, какие образовательные области и виды детской деятельности будут на занятии. Следует отметить, что каким бы ни было занятие, в нём непременно должна присутствовать образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Воспитание дружбы, доброты, человечности, любви к родному краю, уважения к старшим, заботливого отношения к младшим - хотя бы одна или несколько из этих и подобных задач должна выполняться, поскольку социально-моральное развитие подрастающего поколения сейчас ставится на первый план во всех образовательных учреждениях.
  • Длительность занятия. Согласно СанПиН, занятие в подготовительной группе не должно превышать 30 минут. Поскольку это общая норма, не учитывающая специфики предметных и комплексных занятий, последние допустимо увеличить по длительности, но не более, чем на 5–8 минут. При этом во время НОД должны быть не одна, а две динамические паузы: подвижная игра и физкультминутка, во время которой дети могут не только делать физические упражнения, но и танцевать, например, исполнить вместе с Золушкой её любимый танец «Добрый жук».

    Снять напряжение и усталость на занятии поможет танцевальная пауза

  • Насыщенность. Сочетание разных видов деятельности предполагает более компактное и сжатое их использование. Невозможно втиснуть в одно занятие материал трёх полностью. Поэтому педагог должен как следует продумать, какой наглядный материал, художественные произведения и тому подобное будет использовано на занятии. Длинная сказка не подойдёт, если она нужна, то следует выбрать наиболее яркий эпизод из неё, десять картинок с изображением животных Африки тоже вряд ли принесут пользу, стоит дать для рассматривания три или пять. У опытных педагогов, работающий не один год, вырабатывается «чувство времени», которое подсказывает, сколько займёт подача того или иного материала. Молодые воспитатели не должны стесняться обращаться за помощью к ним или к методисту детсада, иначе комплексное занятие может принести вред. Слишком перегруженное наглядностью, играми, сюрпризными моментами, оно утомит детей, заставит педагога спешить, чтобы со всем управиться, и сведёт на нет радость от получения положительного результата.
  • Достоверность информации. Поскольку речь идёт о будущих школьниках, нужно давать детям научную, доступную их пониманию информацию (не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот), использовать на занятии картины, модели и прочие пособия, которые передают естественный вид объектов и явлений. Исключение составляют занятия сказочной направленности, дошкольники седьмого года жизни прекрасно отличают сказку от реальной жизни.
  • Непременное наличие игры. Даже если взяты темы «Один дома» или «Скоро в школу», то есть очень серьёзные и важные для детей, только беседой, викториной и аппликацией ограничиваться нельзя, необходимо ввести дидактические игры соответствующей тематики, но в конце занятия ещё раз подчеркнуть, что ребята стали уже совсем большими и будут ответственно относиться к учёбе. собственному здоровью.
  • Итог занятия должен принести детям удовлетворение, ощущение успеха. Это повысит их заинтересованность не к одной, а сразу к нескольким видам деятельности, которые присутствовали на занятии.

Чередование различных видов деятельности, в том числе исследовательской, делает занятие интересным и насыщенным

Таблица: примерная картотека комплексных занятий в подготовительной группе

Время года Тема НОД Задачи НОД
Осень Скоро в школу. (Экскурсия в школу, чтение рассказа К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб») Расширить представления о школе; формировать мотивацию к обучению в школе; учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев; способствовать развитию связной речи.
Путешествие в осенний лес. Учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать объекты природы, рисовать по памяти любимое животное леса, передавая отчётливо форму основных частей тела и характерные детали; формировать экологически грамотное поведение в природной среде; закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги; развивать воображение.
Поиграем в магазин (Количество и счёт. Лепка «Овощи и фрукты»). Учить считать (на основе наглядности), пользуясь приёмом счета, относить последние числительные ко всем пересчитанным предметам; выполнять сравнение предметов; закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; учить добиваться большей точности в передаче формы, создавать выразительную композицию (красиво размещать овощи и фрукты на подставке).
Осенью в парке. (Рассказ по картине. Рисование «Ветка рябины») Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его).
Зима Как звери к зиме готовились (Жизнь животных в лесу. Рисование «Белочка»). Расширять представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме; учить украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий); использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки); развивать координацию движений, пространственную ориентировку (украшать ветку элементами слева и справа); воспитывать эстетические чувства.
Транспорт (Безопасность на дороге. Заучивание стихотворения Н. Рубцова «Про зайца»). Закреплять знание о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный); повторить правила дорожного движения и значения сигналов светофора; углублять знания о правилах пользования общественным транспортом; обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, лётчик, машинист; выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают; заучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Про зайца».
«Один дома» (Игра«Опасно-неопасно». Рисование «Придуманный запрещающий знак»).
«Наша поездка в зоопарк» (Коллективный рассказ. Рисование «Зоопарк»). Развивать речевые умения; активизировать словарь по теме «Зоопарк»; учить составлять предложение из двух слов; закреплять умения оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги; развивать эстетические чувства.
Весна Бегут весенние ручьи (Количество и счёт, цифры. Кораблик из природного материала). Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры; познакомить с цифрой 0; учить соотносить цифру и количество предметов, рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры.
Природа и мы (Лекарственные растения. Рисование «Лесная полянка»). Закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.
Цыплята вышли на лужок (Количественный счёт, сравнение групп предметов. Оригами «Цыплёнок»). Учить считать (на основе наглядности) пользуясь приёмами счета, называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всем перечисленным предметам; уравнивать неравные группы предметов; выкладывать определённое количество предметов в соответствии с заданиями. Закрепить навыки изготовления оригами по знакомой схеме.
Игры в нашем дворе (Количество и счёт Девочка играет в мяч). Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить с цифрами 1, 4 и 7; обратить внимание на конфигурацию этих цифр; учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр; закреплять умение лепить фигуру человека в движении (подняты, вытянутые вперед руки и т. д.), передавать форму и пропорции частей тела; упражнять в использовании разных приёмов лепки; закреплять умение располагать фигуру на подставке.

Структура и временной план комплексного занятия

По своей структуре комплексное занятие мало чем отличается от обычного:

  1. Вступительная часть. Организация детей, сообщение темы, мотивация к деятельности. 1–2 минуты.
  2. Основная часть. Сочетание разнообразных видов деятельности в разных образовательных областях. 23–28 минут.
  3. Заключительная часть. Подведение итога, обсуждение того, что испытали дети, что больше всего запомнилось. 1–2 минуты.

Таблица: конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Один дома», автор Р. Ф. Логинова

Задачи Закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах их использования; об опасных для жизни и здоровья предметах и ситуациях, которые встречаются в жизни, правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. Развивать самостоятельность в принятии правильных решений и ответственность за своё поведение, внимание, логическое мышление, быстроту реакции в непредвиденных ситуациях; развитие активную речь и память. Воспитание ответственности за свое поведение.
Материалы CD-проигрыватель, костюм вороны, две маски с надписью «Опасик» и «Безопасик», знак «Опасно!» на ватмане, дидактическое пособие «Электроприборы», спички, спица, розетка, ножницы, моющее средство, гвоздь, таблетки, бусины, 2 корзины. Для рисования: заготовки кругов диаметром 12см по количеству детей, цветные карандаши, клей или скотч.
Вступительная часть Воспитатель: Ребята, представьте, что взрослые ненадолго ушли из дома, а вы остались одни. Давайте закроем глаза и попробуем услышать звуки происходящего вокруг. Какие звуки вы услышали?
Дети: Скрип, стук, голоса, где-то проехала машина и т.д.
(раздаётся стук).
Воспитатель:
- Слышите, в дверь кто-то стучится. Что же нам делать? Можно ли сразу открыть дверь, скорее всего это пришла мама? Почему? (ответы детей).
Ребёнок:
  • Если дома ты остался,
  • А в квартиру постучали,
  • Зазвонил дверной звонок-
  • Ни за что не открывайте,
  • В дом нельзя чужих пустить.
  • Лучше сразу, так и знайте,
  • Маме с папой позвонить.

Воспитатель:
- Когда ты дома один - не открывай никому дверь, даже если человек, который за ней стоит, говорит, что его прислали твои родители.
Детям предлагается послушать отрывок стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».
Воспитатель:
- Как нужно поступить, если произошло возгорание?
Дети:
- Если в доме что-то загорелось - быстро уйти или выбежать из комнаты ил квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону «01», сказать что у вас в доме пожар, при этом обязательно надо назвать свой адрес; позвонить маме на работу.
- Если в квартире много дыма - низко пригнувшись двигаться к двери прикрывая нос и рот мокрым полотенцем, платком.
- Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, шкафу - опасен не только огонь, но и дым.
Практическое задание: «Сообщи о пожаре по телефону» (Дети имитируют звонок в пожарную часть).
Ребёнок:

  • Сам не справишься с пожаром,
    Это труд не для детей.
    Не теряя время даром,
    «01» звони скорей.
    Набирай умело,
    Чтоб не всё сгорело!
    (Л. Зильберг)

Летит ворона Каркуша:
- Кар! Кар! Кар, ребята! Здравствуйте! Вы тут случайно моих друзей не встречали?
(В это время двое детей ссорятся, отбирают друг у друга мяч)
- Ах, вот вы где! Ребята, познакомьтесь с моими друзьями.
Опасик:
- Меня зовут Опасик! Я всех ребят предупреждаю об опасности!
Безопасик:
- А меня зовут Безопасик, и я так люблю играть!
Каркуша:
- Так почему же вы ссоритесь?
Безопасик:
- Потому что Опасик - жадина!
Опасик:
- Безопасик выбирает совсем не те предметы, которыми можно играть!
Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем друзьям помириться и поделим все предметы спора на безопасные для игры и опасные.
Игра: «Опасно - безопасно» (Дети делятся на две команды. Первая команда собирает в корзину Безопасика безопасные предметы. Вторая команда собирает в корзину Опасика опасные предметы. Побеждает та команда, которая правильно и быстро наполнит свою корзину.)
После того, как корзины будут наполнены, подводится итог. Дети объясняют, чем могут быть опасны следующие предметы: ножницы, моющее средство для посуды, таблетки, гвоздь, спички, вязальная спица, бусины, витамины.
Воспитатель:

  • К дальним сёлам, городам
    Кто идёт по проводам?
    Светлое Величество-
    Это … электричество.
  • По тропинкам я бегу,
    Без тропинок не могу.
    Где меня, ребята нет-
    Не зажжется в доме свет!
    (Электрический ток).

Воспитатель:
-Можем ли мы жить без электричества? (Нет). Правильно. Электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник. Когда наступает тёмное время суток, нам достаточно щёлкнуть кнопкой выключателя и комнату освещает яркий свет лампы. Ток бежит по проводам и заставляет работать электрические приборы. А в нашем доме их немало. Например:

  • Есть в домах окошко
    Необычное немножко.
    Кто появится в окне-
    Скажет слово всей стране.
    (Телевизор).
  • Едет пароход
    То назад, то вперёд.
    А за ним такая гладь,
    Ни морщинки не видать.
    (Утюг).
  • Он один на целом свете
    Очень рад пыль встретить.
    (Пылесос).
  • На столе,в колпаке,
    Да в стеклянном пузырьке
    Поселился дружок-
    Развесёлый огонёк.
    (Настольная лампа)
  • Только я, только я
    На кухне главная.
    Без меня как ни трудитесь,
    Без обеда насидитесь.
    (Плита)
  • Я пузатый и пыхтящий,
    Я красивый и блестящий,
    Если только захочу-
    Кипяточку вскипячу.
    (Самовар, электрический чайник)

Воспитатель:
- Представим, что электричество перестало поступать в ваш дом, что произойдёт? (Дети высказывают свои предположения). Значит, можно сделать вывод, что электрический ток наш друг и товарищ.
Ребёнок:

  • Ток бежит по проводам,
    Свет несёт в квартиру нам,
    Чтоб работали приборы:
    Холодильник, мониторы,
    Кофемолка, пылесос-
    Ток энергию принёс!
  • Знают всё, что без огня не живём мы ни дня!
    При огне,как при солнце - светло!
    При огне и зимою - тепло!
    Но когда мы небрежны с огнём-
    Он становится нашим врагом.

Воспитатель:
- Какие правила осторожности мы должны знать и выполнять?
Дети называют правила и совместно с воспитателем ответы обобщаются.
- Запомни! Никогда не дотрагивайся до включённых электроприборов мокрыми руками! Вода пропускает через себя ток.
- Не пользуйся водой вблизи включённых электроприборов. Не поливай цветы висящие над TV и другими электроприборами.
- Не пользуйся самостоятельно розеткой, проси взрослых включить или выключить электроприбор.
- Не дотрагивайся до включённых электроприборов металлическими предметами (отвёртками, ножницами).
- Не прикасайся к электропроводу.
- Уходя из дома, проверь, выключены ли электроприборы, газовая плита.
Рисование знаков «Это опасно! Будь внимателен!»
Детям предлагается придумать запрещающий знак для своего дома, нарисовать его с последующим объяснением того, что запрещено.

Заключительная часть Дети устраивают выставку запрещающих знаков и поясняют, что они означают.
Теперь мы запомним, как нужно вести себя, если остался дома один. Нужно беречь своё здоровье и свой дом, ведь вы уже совсем большие, умные ребята.

Итоговое комплексное занятие

Итоговые занятия проводятся в конце учебного года, их главная цель - обобщить и систематизировать информацию, полученную детьми за год. Такая глубокая и обширная цель позволяет совместить несколько (но не все, конечно) видов деятельности в одном занятии. Поэтому чаще всего в итоговом занятии сочетают ФЭМП, экологию или обучение грамоте с рисованием (аппликацией), музыкальной или физической деятельностью, не упуская социально-морального аспекта.

На занятии с преобладанием ФЭМП закрепляют такие навыки:

  • прямой и обратный счёт от 0–10 и от 10–0;
  • знание понятий «больше-меньше-поровну», «большой-маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий»;
  • определение основных геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);
  • соотношение чисел и количества предметов;
  • ориентирование на листе бумаги в клеточку (умение писать графические диктанты - клеточка влево, вправо, вниз, вверх);
  • составление чисел.

Если преобладающим видом деятельности является обучение грамоте, то во внимание берут:

  • знание букв (алфавита);
  • определение гласных и согласных;
  • выделение звуков (букв) из слова;
  • подбор слов на заданную букву;
  • чтение слов и простых предложений по слогам;
  • понимание значения предложения (где оно начинается и заканчивается);
  • умение правильно держать ручку в руках;
  • навык обведения букв по контуру;
  • выполнение заданий по развитию речи.

Итоговое занятие не должно быть длиннее или сложнее по материалу комплексного занятия, которое проводится в середине года. Проводить его лучше в конце апреля, чтобы воспитатель имел время для корректирующей индивидуальной работы с детьми, которые имеют трудности в некоторых видах деятельности.

Комплексные занятия необходимы в работе с самыми старшими воспитанниками детского сада. Этот вид образовательной деятельности помогает воспитателю сделать обучение будущих школьников интересным, разнообразным, и в то же время закрепить и обобщить знания и умения по нескольким образовательным областям сразу. А присутствие игр и динамичных пауз благотворно влияет на физическое и психическое здоровье ребят.

«В поисках радуги»

Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе

Цель: закрепление ранее изученного материала.

Задачи:

1. Обучающая: продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация)

2. Развивающая: развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления конструктивных и творческих способностей.

3. Воспитывающая: способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.

Ход программы

Организационный момент. «Радужная сказка»

Воспитатель предлагает детям отправиться в радужную сказку. Дети стоят в кругу (в это время включают музыку).

Воспитатель (шепотом, интригующе). Тихо! Не спугните сказочные чудеса... Я вам буду сказку рассказывать, а вы мне ее показывать. Жили-были в радужной стране ребята... . Были они веселые и трудолюбивые. Девочки красивые да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые... И были у них в радужной стране чудеса. Первое - это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе. Второе - это радужные зайчики. Вы, наверное, слышали о солнечных зайчиках, а это были радужные - разноцветные зайчики. Они появлялись у ребят, когда те делали что-то хорошее, правильно отвечали, отгадывали загадки. А вы хотели бы их увидеть? (дети отвечают). И вы их очень скоро увидите. Ну-ка, отгадайте загадку «После дождичка повисло в небе чудо-коромысло».

Воспитатель: Но случилась в радужной стране беда: погасла чудо-радуга. Не стало её. Девочки заплакали (Девочки показывают, как плачут.), а мальчики стали их утешать (Показывают жестами.):

«Не плачьте. Мы новую радугу добудем»

Воспитатель: Найти радугу нам помогут волшебные слова: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Кто знает, что это за слова? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Давайте все вместе произнесём эти слова.

Затем дети хором произносят волшебные слова.

Воспитатель: И, конечно, же, нам нужна карта.

Воспитатель: Ребята, а какой верхний цвет радуги ? (красный) Давайте найдём на карте красного зайчика, и узнаем, что нам необходимо сделать, чтобы появился красный цвет нашей чудо-радуги.

Красная полоса. «Окружающий мир»

  1. В конверте картинки: Карась. Синица. Волк.

Воспитатель: Кто изображён на этих картинках? Давайте поиграем в игру «Рыба. Птица. Зверь»

Игра с мячом «Рыба. Птица. Зверь»

Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с мячом. Бросая мяч по очереди детям, воспитатель говорит: «Птица!». Тот, кто получил мяч, должен быстро назвать какую-либо птицу. Таким же образом играющие называют животных и рыб. Необходимое условие: не повторяться.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:

  1. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост – наружу

Нам зелёный хвост не нужен.

Нужен только красный нос. (Морковка)

2.Посмотри на колобок,

Он румян и краснобок,

Но не рви его до срока –

Из него не будет прока.

А когда наступит срок,

Раскуси – и брызнет сок. (Яблоко)

3.Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

4.Вот ягодки, смотри,

Как напёрстки малые.

Все они под цвет зари:

Алые-преалые. (Малина)

5. Носил мальчик

Зелёный кафтанчик,

Стал паном -

Обзавёлся красным кафтаном. (Помидор)

Воспитатель: Что общего у всех этих загадок? (Красный цвет)

Воспитатель: Молодцы ! Вот вы и нашли красный цвет радуги! Ребята, а какой второй цвет радуги ? (Оранжевый) Давайте найдём оранжевого зайчика.

Оранжевая полоса. «Математика»

В конверте карточки с заданием:

  1. Игра «Запиши номер квартиры»

Воспитатель: Перед вами домик № 9. Но номера некоторых квартир пропали. Ребята, запишите недостающий номер квартиры на каждом этаже.

Фронтальная проверка задания.

  1. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, но отгадку вслух не произносите. Это ваш секрет!

Твой хвостик я в руке держал.

Ты полетел – я побежал. (Воздушный шарик)

Найдите отгадку в рисунке, раскрасьте отгадку карандашом такого же цвета, как и второй цвет радуги.

Какую фигуру вы обвели? Почему? Как догадались? Каким цветом обводили? Почему оранжевым? А теперь проверьте друг у друга выполнение задания.

  1. Воспитатель: Ветер подул, и шарик улетел. В какую сторону улетел шарик? (Вправо)

Шарики с какими номерами летят вправо? Влево? Вверх? Вниз?

Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть оранжевый цвет? Какой третий цвет радуги ? (Желтый)

Жёлтая полоса. «Плохие – добрые дела»

Воспитатель: Как вы думаете что это такое? Чтобы пройти этот этап нужно доказать, что вы умеете различать добро и зло.

Перед вами – два смайлика: весёлый и печальный, и картинки с добрыми и плохими делами и поступками.

Девочки кладут картинки с добрыми делами к весёлому смайлику, а мальчики – картинки с плохими делами к грустному смайлику.

Воспитатель: Объясните почему вы положили эти картинки к грустному смайлику? Почему к весёлому?

Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть желтый цвет? Какой четвёртый цвет радуги ? (Зелёный) Какого зайчика вы будете искать?

Зелёная полоса. «Грамота»

В конверте слово РАДУГА.

Воспитатель: Прочитайте слово. Сколько слогов в слове РАДУГА?

Назовите первый слог. Второй. Третий.

С какого звука начинается слово РАДУГА?

Предлагаю вам сыграть в игру «Хлопочки»

«РАДУГА-ДУГА» Самуил Маршак

Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.

Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.

Блещет радуга-дуга.
Сквозь нее видны луга.
А за самым дальним лугом -
Поле, вспаханное плугом.
А за полем сквозь туман -
Только море-океан,
Только море голубое
С белой пеною прибоя.

Вот из радужных ворот
К нам выходит хоровод,
Выбегает из-под арки,
Всей земле несет подарки.

И чего-чего здесь нет!
Первый лист и первый цвет,
Первый гриб и первый гром,
Дождь, блеснувший серебром,
Дни растущие, а ночи -
Что ни сутки, то короче.

А теперь вы придумайте и назовите слова со звуком [Р].

Воспитатель: Молодцы ! Вот вы и нашли зелёный цвет радуги! Ребята, а какой пятый цвет радуги ? (Голубой) Давайте найдём голубого зайчика.

Голубая полоса. «Четвёртый – лишний»

В конверте карточки.

Воспитатель: Чтобы появилась голубая полоса вам надо правильно выполнить задания. Рассмотрите картинки, и скажите что лишнее. Объясните, почему вы так думаете.

Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть голубой цвет? Назовите шестой цвет радуги ? (Синий) Какого зайчика мы должны найти?

Синяя полоса. Игра «Наоборот», «Что бывает»

Воспитатель: предлагаю сыграть в игру «Наоборот»

Я говорю вам высоко

А вы скажите…….(низко)

Я говорю вам далеко

А вы скажите…….(близко)

Длинный -……(короткий)

Широкий -…….(узкий)

Толстый - ……..(тонкий)

Горячий – (холодный)

Сахар сладкий – лимон (кислый)

Луна видна ночью, а солнце – (днём)

Река широкая, а ручей (узкий)

Камень тяжелый, а пух (лёгкий)

В конверте карточки семи цветов радуги по количеству детей. Выбирая карточки дети делятся на группы.

Воспитатель: Игра «Что бывает». К слову – названию цвета радуги – подберите как можно больше слов – предметов.

Зелёный – крокодил, огурец, цвет, фрукт…

Красное – платье, яблоко, знамя… и т.д.

Каждая группа подбирает слова – предметы к своему цвету.

Воспитатель: Молодцы ! Вот вы хорошо справились со всеми препятствиями и нашли синий цвет радуги! Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги ? (Фиолетового) Нам осталось найти фиолетового зайчика.

Фиолетовая полоса. «Оригами Радужный зайчики»

В конверте цветная бумага семи цветов радуги.

Воспитатель: Мы нашли уже шесть цветов нашей чудо - радуги. А у нас нет ни одного радужного зайчика. Давайте сотворим второе чудо нашей радужной страны – радужных зайчиков из цветной бумаги.

Финал «Радужные зайчики» Теперь у каждого из вас есть своя частичка нашей чудо-радуги – ваши радужные зайчики. Они будут напоминать вам о чудесной радуге, которую вы нашли.

Итог. Вот, ребята, какая красивая и большая радуга у нас получилась!

Но что радуга! Если бы вы ленились, часто ссорились, то и наше волшебство бы не получилась. Но вы молодцы! Вы были дружны и старательны! Будьте всегда такими, и у вас все получится!

На этом наше радужное странствие закончено.

Будьте дружны, ребята, помогайте друг другу, только все вместе мы научимся творить чудеса! И радужные, и настоящие!

Рефлексия. Что вам больше всего понравилось делать? Что было трудно делать?


Екатерина Панфилова
Конспект комплексного занятия «Мебель» для детей подготовительной группы

Конспект комплексного занятия по теме «Мебель »

Подготовительная группа

Задачи :

Продолжать развивать интерес к быту русской деревни.

Закрепить знания детей о современной мебели . Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком.

Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять правильное употребление предлога «НА» .

Развивать мыслительную активность, умение разрешать противоречия, находить выход из проблемной ситуации, используя собственный опыт.

Совершенствовать ручные умения и навыки.

Воспитывать интерес к русскому быту и малым поэтическим формам.

Дети приходят в «избу» , встречают там хозяйку.

Хозяйка : - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мой дом. Присаживайтесь, посидим рядком, да поговорим ладком.

(Дети садятся на скамейки)

Хозяйка : Заметили, что у меня мебель особенная , не как у вас. Я в городе никогда не была, а мне интересно узнать, какая у вас мебель ?

(Дети называют предметы мебели )

Вот сколько мебели у вас в городе . Я и названий-то таких не слышала. А про мою мебель вы хотите узнать ?

Дети : Да

Хозяйка : Тогда садитесь потеснее, слушать будет веселее. Скажите, ребята, где же вы у себя в городе вещи храните?

Дети : В шкафу.

Хозяйка : Как вы думаете, где я свои вещи храню?

Дети дают варианты ответов.

Для вещей у меня есть сундук. (Хоровые и индивидуальные повторения)

Хозяйка : Из чего сделан сундук?

Дети : Из дерева.

Хозяйка : Значит сундук какой?

Дети : Деревянный.

Хозяйка : Что есть у сундука?

Дети : Крышка, стенки, ручки, дно, замок.

Хозяйка : Из чего сделаны ручки и замок?

Дети : Из железа.

Хозяйка : Значит они какие?

Дети : Железные.

Хозяйка : Почему ручки и замок делают из железа?

Дети : Чтобы не сломались.

Хозяйка : Да, ручки и замок не сломаются, они прочные.

(хоровое и индивидуальное повторение)

Хозяйка : Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки.

Дети пытаются сдвинуть сундук с места. Затем предлагают переместить за ручки и дети выясняют, что так легче сдвинуть.

Хозяйка : Для чего же у сундука ручки?

Дети : Чтобы легче было поднимать сундук.

Хозяйка : Правильно, за ручки нам с дедом легко и удобно поднимать и переставлять сундук. А для чего на сундуке замок?

Дети : Чтобы запирать сундук.

Хозяйка : Да, я запираю сундук, чтобы ничего не пропало. Это хорошо. А иногда и плохо, что есть замок на сундуке. Почему?

Дети : Можно потерять ключ – и тогда не достанешь вещи. Замок может сломаться.

Хозяйка

Дети дают варианты ответов.

Хозяйка : Дети, а крышка у сундука – это хорошо. Почему?

Дети : Вещи не будут пылиться. Не будет видно одежду. И т. п.

Хозяйка : Но иногда и плохо, что есть крышка. Почему?

Дети дают варианты ответов.

Хозяйка : Что нужно сделать, чтобы этого не случилось?

Дети дают варианты ответов.

Хозяйка : Хорошо, что сундук большой. Почему?

Дети : В него много вещей можно положить.

Хозяйка : Но это и плохо, что он большой. Почему?

Дети : Его трудно переставить. Он занимает много места.

Физминутка «Кто где?»

По сигналу дети разбегаются и садятся. Хозяйка спрашивает, кто на чём сидит. Дети отвечают, используя предлог «НА»

Хозяйка : Сейчас я расскажу, что я для вас припасла. Набралось тут у меня всякой всячины. Раз про мебель мы речь вели , то и попробуем мы её сами смастерить.

Хозяйка достаёт бросовый материал, рассматривают с детьми и предлагает сделать из него предметы мебели : стол из катушек и картона, диван, кровать, лавки из спичечных коробков и т. п.

Звучит фонограмма русской народной мелодии. По ходу работы Хозяйка использует пословицы и поговорки : «Была бы охота – заладится и работа» , «Всякому молодцу ремесло к лицу» и т. п.

По окончании работы вместе рассматривают работы.

Хозяйка : Молодцы, ребята! Вы не только про мебель знаете , но и сами умеете её изготавливать. Всё может в хозяйстве пригодится, если подключить смекалку да умение. Да и я узнала, какая мебель есть у вас в городских квартирах. А сундук вам мой понравился? Приходите ещё, я вам много о чём ещё могу рассказать.

Публикации по теме:

Конспект комплексного итогового занятия «Путешествие в лабораторию лесных гномов» для детей подготовительной группы Тема: «Путешествие в лабораторию лесных гномов» Цель: Воспитание гармонично развитой личности дошкольника с высоким уровнем заинтересованности.

1. Организационный момент: сядет тот, кто назовет один предмет мебели (кровать, диван, стул и т. д.) 2. Основная часть: Активизация существительных.

Конспект комплексного занятия для подготовительной группы «Красота зимнего пейзажа» НОД по художественно эстетическому и познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: Красота зимнего пейзажа Цель: Познакомить.

Конспект комплексного занятия для подготовительной группы «Бартер» Конспект комплексного занятия для подготовительной к школе группе на тему: «Бартер» Бубнова Елизавета Викторовна Цель: познакомить детей.

Конспект комплексного занятия «Наши любимые игрушки» (для детей средней группы) Цель – Закрепить знакомые стихотворения А. Л. Барто из цикла «Игрушки». Совершенствовать двигательную активность детей в русских народных.

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Комплексное занятие по познавательному развитию «Кто как видит?» Для детей старшей группы. Тема «Кто как видит?» Цель: познакомить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад №5 «Дюймовочка».

Конспект интегрированной НОД

для подготовительной к школе группы.

По теме: «Скоро в школу!»

Интеграция областей: Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье.


Выполнила: воспитатель высшей
квалификационной категории

Батырбаева Мухабат Камылжановна.

г.Пущино, 2014 год

Цель : Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям удовольствие от игр, развивающей направленности.

Задачи (образовательные области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье)

Образовательные: Закрепить знания детей о временах года, частях суток, о днях недели. Продолжать учить находить соседей числа, решать задачи, читать слова, определять количество слогов, ставить ударение в слове, составлять предложение по схеме на заданную тему.

Развивающие: Развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением.

Воспитательные: Воспитывать общую культуру поведения детей через обучение словесной вежливости. Учить быть вежливыми и доброжелатель- ными, уметь работать в коллективе.

Оздоровительные: Создать положительный эмоциональный настрой, обеспечить здоровьесберегающую беспосадочную форму проведения НОД.

Предварительная работа: Отгадывание загадок, разучивание игр «Доскажи словечко», «Азбука красивых слов», разучивание стихотворений о доброте, беседа на тему «Что такое добро?».

Методические приёмы: Сюрпризные моменты (письмо, спрятанные конверты с заданиями, подарки). Словесные приёмы (художественное слово, беседа, проблемные познавательные наводящие вопросы, положительно стимулирующее оценивание – поощрение). Словесные дидактические игры «Доскажи словечко», «Азбука красивых слов». Работа по схеме, работа с буквами на составление слов, показ презентации.

Оборудование и технические средства: Письмо от ребят в почтовом конверте, конверты с изображением карандаша, книги и тетради с вложенными туда заданиями и карточек со слогами «доб», «ро», «та», цветные карточки с буквами и цифрами, схема предложения из трёх слов, портфель. Три магнитных доски, 15 магнитов. Ноутбук, проектор.

Ход НОД:

Воспитатель и дети:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться - «Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утро, дорогие дети и взрослые. Сегодня утром к нам пришло письмо, сейчас посмотрим от кого оно… На конверте написано от Артёма, Алёши, Маши, Дениса и Дианы (эти дети ушли в школу из нашей группы год назад). «Здравствуйте, дорогие друзья! У нас всё хорошо, нам очень нравится учится в школе, появилось много хороших друзей. Мы стараемся учиться на «4» и «5», а ещё в школе очень важно быть добрым, чтобы у вас было много друзей. Знаем, что вы тоже скоро пойдёте в школу и спрятали для вас интересные задания. Когда вы их найдёте и выполните, вас ждёт сюрприз. Удачи вам и успехов, до встречи.»

Я знаю, что вы хотите пойти в школу, а для чего?

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, выполним задания, но где же они? Чтобы найти задание нужно отгадать загадку, слушайте:

Пишет он когда диктуют, он и чертит, и рисует

А сегодня вечерком он раскрасит мне альбом. (Карандаш.)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали, ищите конверт с изображением карандаша.

Дети находят конверт, несут воспитателю.

Воспитатель: Посмотрим, что за задание… Нужно отвечать на вопросы полным ответом, готовы?

Какое сейчас время суток? Соседи времени суток утро? Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Какой день недели будет завтра? Назовите соседей понедельника? Пятницы? Сколько дней в неделе? Седьмой день недели? Сколько пальцев на руке? А на руках? Время года за окном? Соседи зимы, осени?

В снег упал Серёжка, а за ним Алёшка,

А за ним Маринка, а за ней Иринка,

А потом упал Игнат, сколько было всех ребят? (Пять.)

Дядя ёжик в сад зашёл, десять спелых груш нашёл.

Три из них он дал ежатам, остальные же - зайчатам

(Сколько груш он дал зайчатам?) (Семь.)

Дружно муравьи живут и без дела не снуют.

Три несут травинку, три несут былинку,

Три несут иголки. Сколько их под ёлкой? (Девять.)

Во время ответов, воспитатель настаивает на полном ответе, дети отвечают полными распространёнными предложениями.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а в конверте ещё что-то есть (достаёт карточку со слогом «ТА», дети читают), интересно к чему это? Будем искать второе задание, чтобы его найти нужно отгадать загадку:

Не куст - а с листочками, не рубашка - а сшита,

Не человек – а разговаривает… (Книга)

Поищем конверт с изображением книги… (Дети находят конверт, воспитатель раскрывает его.) Здесь лежат разноцветные карточки – это зашифрованные слова и схема. Вы должны разложить буквы по цвету карточки и по порядку в соответствии с цифрами, прочитать полученные слова, разделить их на слоги и определить, куда падает ударение. (Воспитатель раздаёт цветные карточки, дети выполняют задание: составляют слова, читают их, делят на слоги, ставят ударение.)

ПЕНАЛ РУЧКА ШКОЛА

После того, как дети справились.

Посмотрите, что это за схема? !_____ ______ ______ .

Дети: Это схема предложения из трёх слов.

Воспитатель: Правильно, вам нужно составить предложения о зиме по схеме, а я размещу здесь зимнюю картину, думаю, так вам будет проще.

Ответы детей.

Воспитатель: Умники! Очень хорошо справились и со вторым заданием, а в конверте вот, что есть (достаёт и показывает карточку со слогом «РО», дети читают). Отгадайте ещё одну загадку:

То я в клетку , то в линейку

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? (Тетрадь.)

Воспитатель: Правильно отгадали, молодцы! Ищем конверт с изображением тетради. (Дети находят конверт, воспитатель раскрывает конверт, достаёт задание.) Здесь игра «Доскажи словечко»

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте

Растает ледяная глыба от слова доброго… «спасибо»!

Зазеленеет старый пень, когда услышит… «добрый день»!

Когда вас ругают за шалости вы говорите… «простите пожалуйста».

Если друг попал в беду… «помоги ему».

Решай споры словами… «а не кулаками».

Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу, говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку. При этом улыбаясь, ведь от улыбки хмурый день становится светлей. Красивое слово и жить помогает.

Поиграем в игру «Азбука красивых слов»:

(Воспитатель называет буквы алфавита, а дети должны называть прилагательные единственного числа, мужского рода.)

Ребята, а как вы думаете, что такое «добро»?

Дети: Одно «добро» - это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое «добро» можно увидеть и даже потрогать руками. Другое «добро» можно услышать – это красивая музыка, задушевные стихи, нежные, вежливые слова.

Воспитатель: Но есть такое «добро», которое должен иметь каждый человек и я, и ваши родители, и наши гости, и вы. Это доброе сердце, добрую душу, чтобы помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «добрый человек».

В конверте осталась карточка (воспитатель достаёт, показывает, дети читают) «ДОБ». У нас есть три слога, попробуем составить из них слово.

Дети составляют слово «ДОБРОТА», читают его.

Воспитатель: Наши ребята знают замечательные стихи о доброте, послушаем их. Какие вы молодцы! Правильно выполнили все задания, предлагаю всех поудобнее сесть посмотреть и послушать…

Показ презентации «Доброта». Звучит песенка Фунтика.

Воспитатель: Я нашла портфель, наверное это приготовленный ребятами сюрприз, но почему он один? Нас ведь много, посмотрим, что тут есть… (Достаёт прописи с ручкой.) А вот и сюрприз! Здесь ещё записка от наших школьников: « Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями и заслужили эти подарки. Ждём вас в школе.»

Рефлексия.
Воспитатель: Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Предлагаю вам выбрать из трёх карточек одну и ответить карточкой на вопрос: «Понравилось вам занятие?»

Красная – понравилось; Жёлтая – не очень; Синяя – не понравилось.

(Дети выбирают, воспитатель уточняет почему.)

Ответы детей .

Воспитатель: Спасибо нашим гостям, воспитателям, спасибо нашим ребятам.

(Дети прощаются)


Ольга Кривоножкина
«Лунный гость в детском саду». Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе

Тема : «Лунный гость в детском саду »

Цель :

Обучающие цели :

Закрепить знания детей о последовательности дней недели, времен года, месяцев года. Продолжать учить решать задачи с помощью счетных палочек. Продолжать формировать умения ориентироваться в пространстве. Закрепить понятия : «под» , «над» , «между» , «левее» , «правее» , «на» . Выполнять штриховку в горизонтальном (вертикальном) направлении.

Развивающие цели :

Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания через решения занимательного математического материала. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развивать умения детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями. Формировать зрительную память детей. Развивать эстетическое восприятие детей через наглядный материал.

Воспитательные цели :

Воспитывать у детей умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, воспитывать взаимовыручку, любовь к предмету, аккуратность при работе с раздаточным материалом.

Задачи образовательных областей :

Познание :

Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие, активно включать детей в коллективные познавательные игры.

Социализация :

1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация :

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Физическая культура :

Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Накапливать и обогащать двигательный опыт детей : добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений;

Художественное творчество :

1. Развивать творческое воображение.

2. Закреплять технические навыки и умения в штриховке в горизонтальном (вертикальном) направление.

3. Воспитывать интерес к творчеству .

Виды деятельности :

Методы и приемы :

Игровой (использование сюрпризных моментов) .

Наглядный (использование иллюстраций) .

Словесный (указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, напоминание) .

Поощрение, анализ занятия .

Средства обучения :

Программа «Детство » , картина «Кто, где живет?» , раздаточный материал.

Предварительная работа :

Написание конспекта.

Отгадывания загадок.

Решение логических задач.

Наблюдение за календарем.

Индивидуальные занятия .

Материал к занятию :

Фланелеграф.

Фишки для анализа.

Конверты с деталями героя.

Счетные палочки.

Сюжетная картина на тему : «Кто где живет» .

Киндер-сюрпризы.

Цветные карандаши.

Структура занятия :

Организационный момент. Игровая ситуация «Собрать детали для составления героя» .

Разминка. Игра с мячом : «Назови скорее»

Разгадывание загадок.

Игра : «Веселый счет» . Задачи со счетными палочками.

Игра по ориентации в пространстве : «Кто где живет» .

Физкультминутка.

Игра «Киндер-сюрприз» .

Рисование масок.

Составление рассказа.

Анализ занятия .

Ход НОД

Организационный момент.

Воспитатель : - Ребята, у нас сегодня необычное занятие . К нам пришли гости . Давайте поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Однажды на луне родился необычный малыш, и случилось так, что он попал на землю. А чтобы узнать кто он, вам необходимо собрать из частей. Для этого необходимо выполнить задания- игры. Вы должны показать свои знания, умения, сообразительность. А за каждое правильно выполненное задание получаете конверт с деталями. Хотите узнать кто он?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда приступаем к выполнению заданий.

1. Разминка.

Воспитатель : - Для разминки мы с вами поиграем в игру с мячом «Назови скорее» .

(Дети встают полукругом, воспитатель бросает мяч и задает вопрос.)

Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Какой среди названных месяцев весенний : декабрь, ноябрь, май?

Сколько месяцев в году?

Назовите дни недели по порядку.

Сколько дней в неделе?

Назовите сегодняшний день недели.

Какой день недели был вчера?

Какой будет завтра?

Что бывает раньше утро или вечер?

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием, вот вам первый конверт.

(Дети открывают конверт, в котором деталь от нашего героя, закрепляют ее на фланелеграфе.)

2. Воспитатель : - А сейчас мы с вами сядем на стульчики и выполним следующее задание. Мы будем отгадывать загадки.

1. Вместо носа – пятачок,

Я веселый … (поросенок) .

2. Ходит, бродит по лужку

Пятнистая … (корова,

И дает нам к вечерку

Молока парного.

3. Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Берегись мышиный род,

На охоту вышел… (кот)

4. Шубу теплую в колечках.

Носит тихая… (овечка)

5. Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам (верблюд) .

Про кого эти загадки? Почему их называют домашними?

Воспитатель

3. Игра «Рассмотри картинку» .

(Дети встают из-за столов, подходят к мольберту, на котором висит картина.)

Воспитатель : А теперь, ребята, посмотрите на картинку, рассмотрите ее.

Кто живет между козой и уткой?

Кто над лошадью?

Кто живет правее свиньи?

Кто живет левее курицы?

Кто живет под гусями?

Кто живет на нижнем этаже?

Воспитатель : Молодцы! Получайте следующий конверт.

(Дети прикрепляют следующую деталь) .

4. Игра «Веселый счет»

(У каждого ребенка набор счетных палочек. Дети должны ответить на вопрос задачи, помогая себе ими.)

Воспитатель : - А сейчас мы с вами пройдем к своим местам за столом и выполним следующее задание. На столе у каждого из вас есть счетные палочки, с их помощью мы будем решать задачи.

Пять котят песок копают,

Три на солнце загорают,

Два купаются в золе.

Сколько всех, ответьте мне? (10)

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят :

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Шесть веселых медвежат

За машиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди :

Сколько мишек впереди? (5)

Воспитатель : Очень хорошо! Так мы быстро соберем все части. А вот и еще один конверт.

(Дети приставляют следующую деталь.)

Физкультминутка

Зайцы скачут скок-скок-скок,

Да на беленький снежок

Приседают, слушают – не идет ли волк!

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три - в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

5. Игра «Киндер- сюрприз» .

Воспитатель : Нам осталось еще немного. Поиграем сейчас в игру «Киндер- сюрприз» . Вы каждый возьмете киндер, внутри него вопрос, на который должны ответить.

«Назови детеныша»

У овечки – …

У верблюдицы – …

У кошки – …

У крольчихи – …

У собаки – …

У козы – …

У свиньи – …

У коровы – …

У лошади – …

Воспитатель : Замечательно справились с заданием. Вот вам еще один конверт.

(Дети приставляют следующую деталь.)

6. Рисование : «Маска»

Ребята, предлагаю нарисовать домашних животных! У вас на столах лежат вот такие листочки, на что они похожи? Маски уже есть, осталось разукрасить мордочку животного. С помощью цветных карандашей выполним штриховку в горизонтальном, или вертикальном направлении.

Воспитатель : Молодцы! Очень хорошо справились с заданием и получаете конверт.

(Дети приставляют еще одну деталь.)

7. Сочинение сказки

Ребята, приложите свои маски к лицу. Вспомните, какие сказки про домашних животных мы читали? Давайте попробуем сочинить сказку «Спор домашних животных» и вспомним, какую пользу приносит каждое животное.

Собрались однажды домашние животные и начали спорить, кто из них самый нужный для человека. Собака сказала : «Я самая нужная, потому, что…» (продолжают дети) . Кошка не согласилась, корова промычала, коза возмутилась, овца заблеяла, лошадь…

В это время вышел хозяин и сказал : «Вы все мне нужны, все приносите большую пользу» . С тех пор животные живут дружно.

(последняя деталь)

Воспитатель : Ребята, кто у нас получился?

Дети : Лунтик!

Воспитатель : Вы справились со всеми заданиями, были внимательными, сообразительными. А те картинки, которые вы нарисовали, предлагаю подарить Лунтику.

Рефлексия :

Воспитатель : Предложить детям взять фишки зеленого цвета (у кого были трудности в течение занятия , красного цвета (у кого трудностей не было) .

Воспитатель : Почему ты, …., выбрал зеленую фишку?

Что тебе показалось трудным?

Вам, ребята, я говорю спасибо. Вы сегодня хорошо поработали.