Животные холодных стран задания для дошкольников. Тема «Животные холодных стран. Динамическая пауза с дыхательной гимнастикой



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы УСВОИТ Ь:

    название «животные севера»;

    детёнышей животных севера;

    из каких частей состоит тело животных севера;

    чем питаются животные севера, где живут.

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: север, льдины, северный олень (олененок), морж (моржонок), тюлень (бельки), пингвин (пингвиненок), белый медведь (медвежонок), стадо, рога, копыта, ласты, клыки, ягель, лишайники, моллюски; Арктика, Антарктида, полярная сова, альбатрос, песец, морской котик.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ледяной, северный, мощный (клыки), огромный, пятнистый, лохматый, косолапый; арктический, ветвистый (рога), ластоногие, длинноногий, толстолапый, короткошерстый, быстроногий, толстокожий.

ГЛАГОЛЫ : сбрасывать (рога), плавать, нырять, защищаться.






Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

УПОТРЕБЛЯТЬ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Белый медведь – белые медведи
Морж – моржи
Олень – олени
Тюлень - тюлени
Пингвин – пингвины и т.д.


ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

Голова медведя – медвежья голова
Ласты тюленя – тюленьи ласты
Крылья пингвина – пингвиньи крылья
Клюв совы – совий клюв и т.д.


НАЗЫВАТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ:
У медведицы – медвежонок
У пингвина – пингвинёнок
У тюленя – тюленёнок или белек
У оленя – оленёнок
У полярной совы – совёнок и т.д.


СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩУСТВИТЕЛЬНЫМИ:
1 олень, 2 оленя, 3 оленя, 4 оленя, 5 оленей
1 пингвин, 2 пингвина, 3 пингвина, 4 пингвина, 5 пингвинов и т.д.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М:

    рассмотрите картинки с животными севера, пусть ребёнок найдёт животных севера, по возможности назовёт их.

ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ:

Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду
Спрячет деток он в берлогу
(белый медведь)

В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и кита
(моржи)

Ночью ухает: «Ух – ух!»
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями – цап!
Утащу и съем во льдах.
У меня желты глаза,
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый (полярная сова)

Ребенок приобретает основные познания о мире, который его окружает, как растительном, так и животном. В возрасте 5-7 лет малыш с интересом осваивает новые названия растений и животных, среду их обитания, с легкостью запоминает особенности тех или иных видов, расширяет свой словарный запас. Очень важно проводить такие занятия максимально занимательно для детей. Рассмотрим, насколько полезно и интересно можно провести урок на тему «Животные холодных стран», а также варианты подобных занятий в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.

Цели и задачи занятия

Для начала необходимо определиться с целями занятия. Проведение урока в подготовительной группе на тему «Животные холодных стран» может преследовать следующие цели и задачи:

  • расширить словарный запас детей рассказами о животных, их повадках и детенышах, местах обитания;
  • познакомить детей с птицами и животными холодных стран, а также с географическими наименованиями и положением этих регионов;
  • развить внимание, слуховое и зрительное восприятие информации;
  • формирование и развитие активного познавательного процесса, нахождение причинно-следственных связей;
  • создание навыков общения и сотрудничества в коллективе;
  • формирование бережного отношения и любви к животному миру и природе в целом.

Необходимый материал

Для проведения тематической недели «Животные холодных стран» будет необходим дидактический материал с изображением животных жарких и холодных стран, глобус или карта мира, подробная карта Севера, цветные фишки, пластилин, бумага и карандаши для рисования, карточки-загадки, фигурки животных. Можно использовать все, что позволит наглядно познакомить детей с темой занятия. Воспитателю понадобится также конспект «Животные холодных стран» в подготовительной группе. При соответствующем техническом оснащении возможно применение слайдов и проектора.

Подготовка к занятию

Для занятия на тему «Животные холодных стран» лучше выделить несколько дней (тематическая неделя в течение 5 рабочих дней), с обычной продолжительностью занятия 25-30 минут. В первый и во второй дни рекомендуется провести ознакомительную работу: показать детям изображения животных, кратко описать их, показать обучающие видеоматериалы или мультик «Умка», прочесть рассказы об обитателях Крайнего Севера.

Чтобы ребенка подготовить к занятию, лучше всего предварительно поработать с ним дома. Попросите родителей составить рассказ о животных холодных стран для детей, в котором будут встречаться такие слова, как тундра, Арктика, Антарктика, белый медведь, полярная сова, морж, пингвины, тюлень, льдины, полярная ночь, песец, северный олень и другие. После рассказа родителям рекомендуется задать вопросы, проверяющие, насколько хорошо ребенок усвоил новые названия, места обитания животных и птиц, способы их пропитания.

Занятие. Начальный этап

Занятие «Животные холодных стран» в группе лучше проводить на третий день тематической недели. Для привлечения внимания детей и их организации желательно рассадить ребят в полукруг, а ведущему встать по центру. В руках у воспитателя глобус, с помощью которого он объясняет, где находятся северные страны, а также то, что Северный и Южный полюса Земли - самые холодные места на нашей планете. Здесь всегда лежит снег, дуют холодные ветры и море покрыто толстым слоем льда. Но, несмотря на это, в этих местах есть обитатели. Далее предлагается назвать детям, какие животные холодных стран им знакомы. Как называются детеныши пингвина, тюленя, моржа, белого медведя и других животных?

Затем воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие на Северный полюс, объяснив, что из-за далеких расстояний и холода попасть туда можно самолетом или кораблем-ледоколом. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно сделать, прежде чем отправиться в дорогу (одеться теплее). Почему?

Познавательные моменты

После "прилета" на Северный полюс воспитатель говорит детям, как вокруг холодно, кругом вечная мерзлота, сугробы, льдины, а еще видно северное сияние. Затем предлагается ребятишкам отправиться на поиски животных: «Вот какой огромный сугроб, посмотрите, кто же в нем сидит? Это белый медведь - дикое животное холодных стран, самый крупный зверь на Северном полюсе. Не замерзать ему помогают длинная шерсть и толстый слой подкожного жира. А белый цвет меха помогает в охоте быть незамеченным среди снегов. Но нос у него черный. Белый мишка отлично плавает, охотится на тюленей и рыбу. Он приготовил вам, ребята, интересные вопросы о себе: чем он питается? Почему не замерзает? И др.».

Двигаясь дальше, гид по Северу на льдине «замечает» моржа. Воспитатель: «Моржи - это крупные животные с усами и мощными клыками и туловищем, с ластами вместо лап. У них тоже есть подкожный жир, не позволяющий им замерзнуть, а туловище покрыто редкими рыжеватыми волосками. Моржи любят плавать и нырять, ласты им в этом очень помогают, с их помощью эти звери также передвигаются по суше. Корм для них - это разнообразные морские моллюски и рачки, которых они добывают со дна. Скажите, ребята, что у моржей вместо лап? Как морж добывает пищу?».

Прослушав ответы детей, можно сделать динамическую паузу, также используя тематику северных животных.

Физкульт-пауза

Попросите детей подняться с мест. Воспитатель: «Давайте представим, что мы стая пингвинов и пройдемся вразвалочку, как они. Можно держаться паровозиком. Посмотрели направо, посмотрели налево, подняли ручки и похлопали! А затем попрыгаем, раз-два-три. Какие замечательные пингвины, молодцы!»

Еще один вариант подобной подвижной минутки. Воспитатель делит детей на белых медведей и детей-рыбок. Дети-медведи крепко схватившись за руки изображают «ворота». Дети- рыбки, сгруппировавшись, стараются прорваться через них. Воспитатель произносит стишок: «Много рыбок в океане, они плавают в воде, ну а мишки эту рыбку караулят в полынье». Как только стих заканчивается, можно подсчитывать улов мишек, то есть детей, которые не смогли пробиться через ворота.

Продолжение занятия

Затем «в сугробах» воспитатель «замечает» песца. Он объясняет, что песец - это псовая порода, он схож с лисой, но чуть меньше ее. У них очень красивая, густая шерсть белого цвета с голубым отливом, а питаются они мелкими грызунами. После чего целесообразно задать детям вопросы на запоминание рассказа о песце.

Далее видно северного оленя. Воспитатель: «Северный олень - это благородное красивое животное, у него ветвистые рога. Шерсть у оленя густая и жесткая, оберегает его от морозов. Питается северный олень мхом ягелем, травой и грибами. Это животное приручили народы Севера, и теперь олень служит им транспортом, дает молоко и теплую одежду».

На занятии о животных холодных стран в подготовительной группе, если позволяет время, можно рассказать о тюлене. Это такие животные, которые обитают и на суше, и в ледяных водах. Их туловище покрыто жестким подшерстком, а питаются они рыбой и рачками. У них очень выразительные глаза. Детеныша тюленя называют белек, так как они рождаются маскировочного белого цвета. После воспитатель задает вопросы о тюлене.

Завершающие логические игры

В завершение занятия можно провести с детьми несколько игр на логику. В игре «Назови правильно» воспитатель называет пару примеров, чтобы дети поняли суть игры. « У белого медведя лапы толстые. Значит, он толстолапый. А как называют песца с острыми зубами? Острозубый. У моржа толстая кожа (толстокожий), быстрые ноги у оленя (быстроногий), у тюленя короткая шерсть (короткошерстный).

В игре «Посчитай животных» ребенок соотносит числительные и животных. «Один олень, два оленя, много оленей, один песец, два песца, много песцов и т.д…».

Игра «Собери животное». Воспитатель берет несколько предварительно разрезанных пополам (по диагонали, вертикали, горизонтали) карточек с изображениями животных и перемешивает их. Задача детей - найти правильную часть животного.

Завершая путешествие, дети «садятся на самолет или ледокол в обратную дорогу», воспитатель благодарит их за интересное путешествие.

Закрепляющее занятие

На четвертый день тематической недели полезно провести занятие, призванное закрепить изученный материал. Для этого воспитателю на карте или глобусе необходимо отметить фигурками животных места их обитания. Затем попросить нескольких ребят сделать то же самое.

В игре «Сравни животных» воспитатель отмечает их отличительные особенности. Например, морж крупный, а тюлень мельче. У тюленя шерсть короткая, у белого медведя длинная. У песца лапы, а у моржа ласты.

Также можно раздать детям карточки с изображением животных жарких и холодных стран и попросить отобрать только северных животных, а лишние убрать. Можно создать соревновательный процесс по столам. В процессе игры можно загадывать детям загадки про животных жарких и холодных стран.

В конце закрепляющего занятия детям можно прочесть рассказ о животных Севера (например, «Отважный пингвиненок», Г.Снегирев) и задать несколько вопросов об услышанном.

Практические занятия

На пятый, завершающий день тематической недели, раздав детям необходимый материал, можно попросить их нарисовать понравившееся северное животное. Или же слепить из пластилина, предварительно показав им, как можно сделать, например, пингвина.

После того, как дети нарисуют или слепят животных, важно пообщаться с ними, почему их привлекло то или иное животное, что ребенок знает о нем.

Домашнее задание в виде создания совместно с родителями самодельной книжки-малышки с рассказом и рисунками о северном животном поможет закрепить полученные знания у ребенка, создаст дополнительный повод для общения его с родителями и будет способствовать развитию воображения.

Занятие, на котором дети дошкольного возраста больше узнают о животных отдаленных стран, будет не только очень интересным и увлекательным для малышей, но и полезным, ведь такие уроки развивают внимательность, расширяют словарный запас, формируют навыки общения и так далее.

Задание 1 . Родителям рекомендуется:

Показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы, рыси, снежного барса, полярной совы, морского котика, лемминга;

Рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;

Спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;

Вместе с ребенком посетить зоопарк.

Задание 2. Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:

Название.

Где живет?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.).

Повадки.

Чем питается?

Как добывает корм?

Враги.

Как защищается?

Детеныши.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: морж (какой?) ... .

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай животного по описанию». (Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.) Затем можно поменяться ролями.

Задание 5. Дидактическая игра «Медведи» (по ролям). Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:

Где ты живешь? - В лесу.

А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? - Коричневого.

А у меня шерсть белая. Что ты ешь? - Листья, ягоды, рыбу.

Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? - Сплю в берлоге.

А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

Задание 6. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом «а»).

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый... .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого... .

И т. д.

Задание 7. «У меня есть..., а у тебя нет…?»

У меня есть пингвин, а у тебя нет…(пингвина).

У меня есть морж, а у тебя нет….

У меня есть тюлень, а у тебя нет….

У меня есть песец, а у тебя нет…

Задание 8. «Сосчитай до пяти»:

Один северный олень, два северных оленя, три…., четыре…, пять северных оленей;

Одна полярная сова, две полярные совы, три…., четыре…, пять полярных сов;

Один клыкастый морж, два клыкастых моржа, три…, четыре…, пять клыкастых моржей;

Один ловкий песец, два ловких песца, три…, четыре …, пять ловких песцов;

Один белый медведь, два белых медведя, три…, четыре…, пять белых медведей.

Задание 9. «Назови ласково»:

Сова - …(совушка) тюлень - …

Пингвин - …. льдина - ….

Морж - … нерпа - …

Задание 10. «Кто лишний и почему?»

Тюлень, морж, жираф , белый медведь.

Морж, тюлень¸ песец, пингвин .

Задание 11. Раздели слова на слоги: (устно)

Мед – ведь морж жи – вот – ны – е

Тю – лень пе – сец лем – мин – ги

Тема: «Животные жарких стран»

1. Вспомни и назови животных жарких стран. (Не менее 5 - 6). Раздели слова на слоги: НОСОРОГ, ЖИРАФ, ТИГР, ЛЕВ, ЗЕБРА, ГЕПАРД, БЕГЕМОТ.

2. Сосчитай до 5 и обратно, правильно согласовывая слова: пятнистый жираф, полосатая зебра, зубастый крокодил.

3. Продолжи предложения:

Самое длинношеее животное ……
. Самое длинноносое животное ……
. Самое быстрое животное ……..

4. Сравни!

Слон высокий, а жираф еще …..
. Бегемот тяжелый, а слон ………
. Заяц прыгает далеко, а кенгуру ……..

5. Логическое мышление:

Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда. - Кто быстрее всех, а кто медленнее?
. Львица ждет льва. Кто задержался?
. Газель бежала за антилопой, а за газелью -львица. - Кто впереди, а кто последний?

Тема: «Животный мир морей и океанов»

1. Перечисли каких морских животных и рыб ты знаешь. (не менее 4 - 5). Раздели слова на слоги: АКУЛА, ДЕЛЬФИН, КИТ, КРАБ, СКАТ, МЕДУЗА. В каждом слове назови первый звук и дай ему характеристику.

2. «Один - много»:

Дельфин - дельфины - много дельфинов
. Кит -
. Акула -
. Рыба -
. Краб -
. Медуза -

3. Вспомни и расскажи, чем морские животные и рыбы отличаются от наземных животных. (У рыб есть плавники, жабры, чешуя)

4. Выполнить штриховку в тетради № 1 стр.

5. Пообобрать по 2 определения:
Дельфин -
Акула - ……………………..
Кит - ………………………..



Тема: «Животный мир Севера»

1. Вспомни и назови каких животных, живущих на Севере ты знаешь. (не менее 4). Раздели слова на слоги: морж, олень, куропатка, медведь, сова, песец.

2. Кто у кого?
. У оленя - олененок - оленята
. У моржа - ………… - ……….
. У медведя - ………… - ………….
. У совы - ……………. - …………..

3. Придумай слова - определения: (по 3 к каждому слову)

Медведь (какой?) - белый, неуклюжий, косолапый.
Песец (какой?) - ……………………………………..
Олень (какой?) - ………………………………………
Сова (какая?) - ……………………………………….

4. Скажи правильно:
. 1 песец - 2 …….. - 5 …………….
. 1 морж - 2 …….. - 5 …………….
. 1 медведь - 2 …….. - 5 …………….
. 1 сова - 2 …….. - 5 …………….