Лего-технологии в образовательных учреждениях. Использование лего-технологий в доу

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача - создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании () с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС .

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология - пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • - ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков - ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа - оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа - совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

https://youtube.com/watch?v=kZKBvR1K99Y Video can’t be loaded: Логопедическое занятие с использованием LEGO. (https://youtube.com/watch?v=kZKBvR1K99Y)

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
  • Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться:
    • воспитатель;
    • дети и родители.
  • Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.
  • Фестивали, конкурсы, викторины.
  • Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольного учреждения.

Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:


Работу по схемам можно предложить дошкольникам в игровой форме

  • Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.

Видео: Лего-технологии в работе с дошкольниками

https://youtube.com/watch?v=mnP3H_YRZzo Video can’t be loaded: «Лего-технологии в реализации образовательных программ» (https://youtube.com/watch?v=mnP3H_YRZzo)

Способы конструирования, актуальные для дошколят

Способы обучения дошкольников конструированию:

  • по образцу;
  • по модели;
  • по условиям;
  • по карточкам-схемам;
  • по свободному замыслу;
  • тематическое конструирование.

Фотогалерея: примеры карточек-схем, инструкций и моделей для Лего-конструирования

Схема столбика и заборчика Варианты схем конструирования фигурок Схемы столбиков Инструкция конструирования Лего-цветка Модели Лего-животных Модели корабликов Модели человечков Модели служебного транспорта Инструкция по сборке транспортёра Пример нарисованной схемы Модели Лего-конструкций Инструкция конструирования вертолёта Простейшие схемы Лего-поделок

Какие бывают занятия по Лего-конструированию


Конкурсное занятие - это соревнование, которое проводится в игровой форме

Таблица: картотека тем занятий по Лего-конструированию

Тема занятия Вид занятия Программные задачи
«Детский сад детям рад» Занятие по замыслу в средней группе
  • активизировать продуктивное воображение детей;
  • стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны;
  • закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.
«Мои любимые игрушки»
  • закрепить знания, полученные в старшей группе;
  • учить называть тему и давать общее описание.
«Осенний лес» Ознакомительное занятие в младшей группе
  • формирование понятия о структуре дерева (ствол, крона, листья, плоды);
  • учить отличать деревья друг от друга;
  • закреплять названия деталей и цвет.
«Фрукты»
  • продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.);
  • формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;
  • развивать умения анализировать образец - выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
«Грузовой фургон»
  • познакомить детей с назначением грузовых машин - фургонов;
  • определить конструктивные особенности машин - фургонов;
  • обучить выделению внутреннего пространства;
  • развивать умение следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате;
  • развивать воображение и творческие способности.
«Строим дом» Ознакомительное занятие в старшей группе
  • формировать умение строить объёмные конструкции, используя новые строительные элементы (крыши, окна);
  • формировать умение сочинять загадки.
«Цветущие растения» Комплексное занятие в средней группе
  • повторить названия комнатных цветущих растений;
  • вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями;
  • повторить строение цветка;
  • учить подбирать детали по цвету, соответствующему определенному цветку.
«Кормушка для птиц» Занятие по схеме в средней группе
  • закреплять навыки строить по схемам;
  • учить строить кормушку из Лего-конструктора;
  • распределять детали Лего-конструктора правильно.
«Лесные обитатели» Комплексное занятие в подготовительной группе
  • обогатить знания детей о животных родного региона;
  • актуализировать знания о строении животных и переменах в жизни в осенний период;
  • учить строить по выбранным фотообразцам, используя Лего - картотеку;
  • продолжать развивать речевое творчество, составляя описательные загадки.
«Жил на свете один человечек» Тематическое занятие в средней группе Это уникальный список
  • развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка;
  • развить творческие и коммуникативные способности.
«Лего-спорт» Проект в старшей и подготовительной группах
  • продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов Лего;
  • развивать коммуникативные умения, познавательный интерес;
  • воспитывать интерес к моделированию фигуры человека-спортсмена.
«Моя улица» Проект в средней группе
  • дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;
  • развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора;
  • закрепить навык скрепления деталей.
«Я всегда буду внимательным» Комплексное занятие в средней группе
  • повторить правила дорожного движения;
  • закрепить умение строить разные виды городского транспорта;
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность.
«Транспорт» Тематическое занятие в старшей группе
  • учить строить конструкции по замыслу;
  • закрепить знания о видах транспорта;
  • продолжать учить сочинять загадки.
«Подъёмный мост» Тематическое занятие в средней группе
  • воспитывать интерес к сооружению построек, навыки коллективной работы.
«Космический корабль» Занятие по схеме в подготовительной группе
  • закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем;
  • активизировать внимание, мышление;
  • воспитывать интерес к сооружению построек;
  • формировать навыки коллективной работы.
«Дом для собачки» Ознакомительное занятие в средней группе
  • формирование умения следовать предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей;
  • передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
  • закрепить представление о строительных деталях, их свойствах;
  • определять назначение частей предметов, их пространственное расположение;
  • выбирать правильную последовательность действий.
«Домашние животные»
  • закрепить знания о домашних животных;
  • закрепить умение анализировать образец, выделять основные части животных;
  • продолжать развивать воображение детей;
  • сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности;
  • желание экспериментировать, творить, изобретать.
«Новогодняя открытка» Тематическое занятие в подготовительной группе
  • учить строить объёмные плоскостные изображения;
  • воплощать свой замысел, опираясь на образец;
  • продолжать учить сочинять загадки про Новый год;
  • продолжать объединять детали в различные композиции;
  • учить работать в коллективе.
«Животные на ферме» Комплексное занятие в средней группе
  • закреплять знания о домашних животных;
  • учить анализировать образец, выделять основные части животных;
  • развивать конструктивное воображение детей.
«Космос» Комплексное занятие в старшей группе
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки;
  • развивать творческую инициативу, самостоятельность;
  • развивать речь: загадки о космосе, чтение стихов;
  • формирование понятия о структуре летательных аппаратов.
«Солнечный город» Комплексное занятие в старшей группе
  • расширять знания воспитанников о гендерной принадлежности;
  • способствовать осознанию чужой и собственной индивидуальности;
  • совершенствовать умение работать по предложенному алгоритму;
  • закреплять умение понимать и следовать словесной инструкции взрослого;
  • упражнять детей в сооружении различных зданий из конструктора «Лего»;
  • учить конструированию по фотографии.
«Военная техника» Комплексное занятие по схеме в подготовительной группе
  • вспомнить понятия об армии, военной техники;
  • закреплять умение строить военную технику по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
Квест «Вместе с папой» Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
  • дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой;
  • закреплять умение строить самолёт по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
«Любимые сказочные персонажи» Комплексное занятие в средней группе
  • развивать фантазию и воображение;
  • развивать умение планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев;
  • передавать характерные черты.
Проект «Цветик - семицветик» Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители
  • повторить строение птицы;
  • продолжать учить создавать конструкцию по замыслу;
  • учить передавать особенности определённой птицы путём подбора цвета и деталей.
«Мы приглашаем вас в музей» Итоговое занятие в форме выставки работ для родителей и педагогов
  • развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление, воображение, творческие способности;
  • овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • учится общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Видео: занятие по Лего-конструированию в старшей группе на тему «Космическое путешествие»

https://youtube.com/watch?v=S32sMRKQ9WM Video can’t be loaded: Открытое занятие по легоконструированию (https://youtube.com/watch?v=S32sMRKQ9WM)

Фотогалерея: примеры выполненных поделок-конструкций

Поделки по теме «Морское путешествие» Поделки по теме «Путешествие в Африку» Цветок в технике мозаики Вертолёт в технике мозаики Крокодил в технике мозаики Коллективный проект «Город будущего» Выставка творческих работ Коллективный проект «Волшебная сказка» Коллективный проект «Гуси-лебеди» Коллективный проект «Детская площадка» Коллективный проект «Детский сад будущего» Декорации к ролевой игре «Колобок» Коллективный проект «Летние олимпийские игры»

Организация и проведение занятия с Лего в детском саду

Занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:

  1. Организационный этап - мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
  2. Основной этап (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в подготовительной) - наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности:
    • показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
    • самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
    • физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
  3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) - рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Анализ проводится с учётом таких критериев:
    • аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
    • технические умения и навыки;
    • степень самостоятельности проделанной работы;
    • целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом.

С чего начать

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

  • момент неожиданности - введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
  • стихотворения и загадки;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы;
  • дидактические и подвижные игры;
  • познавательная беседа и обсуждение вопросов;
  • проблемная ситуация;
  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески

Таблица: примеры проведения мотивационной части занятия

Тема занятия Описание мотивирующей части
«Путешествие в Лего-страну» (проблемная ситуация) Видеообращение жителей Лего-страны:
«Здравствуйте ребята! Коварный волшебник сломал все аттракционы в нашем любимом парке весёлых игр и развлечений. Теперь наши жители перестали улыбаться и стали очень грустными. Мы просим посетить нашу страну, помочь нам отремонтировать парк аттракционов и вернуть улыбки всем Лего-человечкам».
«Цирк» (проблемная ситуация) Импровизированный цирк состоит из расставленных полукругом стульчиков. Дети занимают места в четырёх разноцветных секторах, согласно билетам, которыми стали Лего-детали красного, синего, зелёного и жёлтого цветов. На экране сюжет циркового представления, воспитатель в костюме клоуна посвящает детей в проблему: «Ребята, в цирке случилось несчастье, пропали все наши дрессированные животные. Представление будет сорвано. Вы поможете вернуть наших главных артистов?»
Дети соглашаются, а счастливый клоун предлагает показать несколько фокусов с Лего-деталями (дидактические игры).
Дидактическая сказка на тему «Светофор» Такое занятие поможет не только освоить азы конструирования, но и познакомиться с правилами поведения на дороге.
Жили-были трое друзей: зайчонок Митя, медвежонок Федя и лисонька Лизонька. Решили они однажды поиграть на детской площадке в мячик, а площадка находилась через дорогу. Остановились друзья возле дороги и стали думать, как перейти на другую сторону. Заметил их замешательство папа зайчика и рассказал, как безопасно и правильно нужно переходить дорогу. Пешеходный переход нарисован белыми полосками (зебра). Оказывается, у перехода есть свой важный начальник по имени Светофор, который командует пешеходами и машинами. Узнать его можно по трём кружочкам, загорающимся по очереди. Если горит красный глаз, то нужно стоять на месте. Жёлтый глаз означает «внимание» - машины начинают тормозить, а пешеходы готовятся к движению. Когда загорится зелёный - можно смело переходить дорогу.
«Строим ворота» (обсуждение вопросов в младшей группе) Давайте посмотрим, какие строительные детали привезли наши грузовые машины.
Что это? (кирпичики)
Что можно построить с помощью кирпичиков? (ворота, ступеньки, домики)
Какие у нас ворота? Они прочные, удобные и красивые? (показ картинки)
Для чего нужны ворота? (чтобы машины могли въезжать и выезжать)
Какие ворота нужно построить, чтобы смогли проехать большие машины? (широкие и высокие)
А вы хотите построить ворота? Подумайте, для каких машин будут ваши ворота.
«В гости к нам пришёл Незнайка» (момент неожиданности) В гости к ребятам пришёл Незнайка с чемоданчиком, но, оказывается, открыть его поможет «ключик», которым станет отгаданная загадка. Выполнив задание и открыв чемоданчик, дети обнаруживают там набор конструктора и карточки-схемы. Незнайка впервые видит загадочные детали и совершенно не понимает, что из них можно сделать. Педагог просит ребят придумать и сконструировать интересные и красивые модели, а потом рассказать о них Незнайке.

Увлекательные дидактические игры создадут благоприятный эмоциональный настрой

Таблица: игры для занятий по Лего-методике

Название игры Описание
«Волшебный диктант» Геометрическая мозаика, которая помогает закрепить понятия пространственного восприятия: вверху - внизу, справа - слева. По словесной инструкции малыши самостоятельно располагают Лего-детали на пластине.
«Собери цепочку» Игра развивает умение составлять простейшие логические цепочки чередующихся деталей, отбирающихся по цвету, форме, размеру.
Игра закрепляет названия деталей, развивает внимание и память.
Составление разнообразных симметрических узоров.
«Таинственный гость» Конструирование простой модели по словесной инструкции в форме диктанта.
«Волшебная дорожка» При строительстве дорожки нужно соблюдать правила, например, каждый игрок продолжает логическую цепочку, устанавливая кирпичик того же цвета или размера.
«Собери детали» (подвижная игра) Дети делятся на две команды игроков, у каждой из которых своя деталь определённого цвета, например: два на два синего цвета и два на четыре красного. Игроки по очереди переносят детали из одной коробки в другую, побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
«Лего-человечки» Человечки в красных костюмах символизируют гласные звуки, а в синих - согласные. Меняя «человечков» местами, ребёнок получает новые звуковые комбинации и новые слоги. В дальнейшем на смену Лего-человечкам придут красные и синие кирпичики, с помощью которых можно составлять схемы слов и предложений.
Ролевая игра «Космическое путешествие» Игра нацелена на развитие познавательного интереса, навыков взаимодействия и конструктивных способностей.
Воспитатель предлагает детям заняться подготовкой к полёту на орбитальную станцию, попутно объясняя, что это такой космический дом для проведения научных исследований. Космонавты перед полётом получают задания от инженеров, врачей, биологов, астрономов. Дети вместе с воспитателем выбирают команду космонавтов, группу врачей, которые будут готовить космонавтов к полёту. Затем назначаются инженеры, конструкторы и строители, которые будут создавать летательный аппарат по нарисованному образцу. Конструкторы планируют последовательность своих действий: сооружают площадку из пластин, топливные отделы из кирпичиков, корпус и нос ракеты из цилиндров и конуса. Космонавты получают задание: зарисовать встречные планеты, звёзды, изучить поведение растений в космосе. Ракета отправляется в путешествие, врачи, инженеры и конструкторы наблюдают за полётом, радист отвечает за бесперебойную связь.
«Равновесие» (подвижная игра) Ребёнок кладёт кирпичик Лего на голову, остальные дети дают ему задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, покружиться. Если ребёнок выполняет три задания и не роняет деталь, значит, он одержал победу и удостаивается приза.
«Допрыгай до игрушки» Заранее сконструированные и приготовленные игрушки (домики, мосты, башни, машины и т. д.) расставляются по игровой комнате. По сигналу дети начинают движение по направлению к игрушкам. Побеждает тот ребёнок, который первым достиг цели.
«Продолжи рассказ» Дети вместе с педагогом определяют, о ком будут сочинять рассказ, выбирают из набора фигурки. Воспитатель начинает фразу, дети подбирают или конструируют нужную игрушку, затем каждый придумывает продолжение и окончание фразы.
«Комната для игрушки» Дети выбирают карточки со схемами конструирования мебели, обсуждают с воспитателем каждый вариант и назначение предмета мебели, последовательность действий.
«Кто что умеет делать» Дети рассматривают фигурку животного из набора и называют его действия, например, мышка - бегает, прыгает, грызёт; котёнок - мурлычет, кувыркается, пьёт молоко, царапается, забавляется клубком; щенок - лает, играет, виляет хвостом, бегает и т. д.
«Найди игрушку» Педагог раскладывает заранее подготовленный поделки, затем просит детей ответить на вопросы и найти сконструированную игрушку, например, какая игрушка слева? А что ниже? А что правее?
«Один-много» Целью игры является закрепление навыков образования форм родительного падежа множественного числа имён существительных. Педагог раскладывает на столе простые постройки, выполненные детьми (домиков, цветов, машинок и т. д.), и выстраивает беседу по данной теме.
Педагог раскладывает на двух пластинах небольшие конструкции (рыбки, цыплята, кубики и т. д.) и просит детей поставить на пластины нужное количество фигурок.
«Теремок» (режиссёрская игра) Педагог предлагает детям сконструировать фигурки героев сказочной истории и обыграть сказку. Дети во время выполнения задания характеризуют героя, продумывают и создают образ, проговаривают слова от его имени, воспитатель направляет работу детей, при необходимости задаёт наводящие вопросы.
«Двор» (к сказке К. Чуковского «Цыплёнок») Воспитатель предлагает детям отправиться на птичий двор. Дети вспоминают, кого они могут там встретить, вместе создают героев и придумывают свой сказочный сюжет.

Видео: Лего-сказка «Теремок»

Фотогалерея: примеры Лего-игр

Игра «Нарисуй деталь» развивает сенсорику и логическое мышление Игра «Волшебные узоры» направлена на составление разнообразных симметрических узоров Конструирование по схеме развивает цветовосприятие и пространственное мышление Игра «Разноцветные столбики» закрепляет знание цветов Складывание цифр развивает пространственное мышление и навыки счёта При строительстве дорожек нужно соблюдать условия на карточке При заполнении квадратиков нужно соблюдать правила Конструирование по условиям, изображённым на таблице, развивает логическое мышление Решение математических примеров закрепляет навыки счёта «Логическая цепочка» развивает мышление «Собери по рисунку» учит мыслить пространственно «Собери числовую горку» развивает навыки счёта

Видео: мультфильм про Лего-машинки

Стихотворения про Лего

  • «Лего» – умная игра,
    Завлекательна, хитра.
    Интересно здесь играть,
    Строить, составлять, искать!
    Приглашаю всех друзей
    «Лего» собирать скорей.
    Там и взрослым интересно:
    В «Лего» поиграть полезно!
  • Раз, два, три - сложи детали,
    Чтоб они машиной стали.
    Собери гараж. Потом
    Не забудь построить дом.
    Можно к самому порогу
    Проложить ещё дорогу,
    Выбрать место для моста -
    То-то будет красота!
    Из конструктора такого
    Что ни сделай - все толково!
  • Машины, роботы, зверюшки,
    Твои друзья, твои подружки.
    Пираты, замки и шахтёры,
    И поезда, и целый город!
    Твои любимые герои –
    На суше, в воздухе, на море.
    Ты с ними целый мир откроешь –
    Поедешь, полетишь, построишь…
    И в этот мир - весёлый, яркий,
    Где есть волшебные подарки
    Ты окунись, как в море с брега:
    Добро пожаловать в мир «LEGO»!
  • Лего - это мир фантазий!
    Мир идей, разнообразий.
    Изучая схемы в нём,
    Может получиться дом.
    Или мы построим замок,
    Где живёт большой дракон.
    Он принцессу сторожит
    И огнём на всех рычит.
    Лего руки развивает
    И мечтать нам не мешает.
    И скажу про Лего я
    Это лучшая игра!
  • Запчастей тут миллионы!
    Мы по Лего чемпионы!
    Хочешь настроение поднять?
    В Лего начинай играть.
    Из Лего можно все собрать,
    Главное - фантазию включать.
    У нас конструктор Лего,
    С ним можно не скучать,
    Строим мы машины и дома
    И всем советуем играть.
    Лего - это красота!
    Строим мы из кубиков разные дома
    И машину, и гараж,
    Дом, корабль, даже школу.
    Лего просто «супер» класс!
    Мы теперь совсем не бегаем,
    Нам не хочется совсем,
    Потому что в «супер» Лего
    Мы играем группой всей!
  • Мальчишка был, ох, озорной!
    А теперь совсем другой.
    Когда купили ему Лего,
    Не узнать теперь Олега.
    На себя он не похож,
    Едва взглянет на чертёж,
    И уже шагает робот,
    Вместо носа длинный хобот,
    На рукавах цветной узор.
    Наш конструктор - фантазёр,
    Играет целыми часами,
    Как спокойно стало маме.
    Она рада за Олега!
    Покупайте детям Лего!

Таблица: пример конспекта занятия-проекта по Лего-конструированию в подготовительной группе «Построим парк развлечений»

Автор Р.Р. Боданова
Цель Создать детский парк, используя конструктор LEGO-DUPLO.
Задачи
  • узнать, что такое парк, детский парк;
  • обсудить и утвердить объекты парка;
  • создать план - схему детского парка;
  • расположить объекты согласно плану;
  • представить проект для защиты.
Подготовительный этап Предварительная работа (мотивация к сбору информации).
На прошлой неделе мы вспоминали о том, как провели лето. Многие ребята побывали в разных детских парках развлечений. Поделитесь впечатлениями.
- В каждом городе есть парки. Там гуляют люди, растут деревья, цветы, находятся фонтаны. Летом вместе с семьёй я была в Луна-парке. Это детский парк развлечений. Там были американские горки, детская железная дорога, колесо обозрения, аттракционы. В кафе, на территории парка, мы ели мороженое и пили колу. Кто-то из вас был ещё в детском парке?
- Я была в детском парке «Сказочный остров». Там тоже было колесо обозрения, карусели различные, можно покататься на японском велосипеде, на квадроциклах, самокате. Ещё там был пруд, в котором плавали лебеди. Мы их кормили. В кафе мы тоже ели мороженое.
Воспитатель
- Детские парки посещают все дети с большим удовольствием и эта тема нам очень интересна. Каждый парк города имеет своё название, свою историю создания, например: одним из «родоначальников» идеи создания парка «Страна Чудес» г. Москвы является ландшафтный архитектор В.И. Иванов (Объясняет значение слова ландшафт). А что такое парк? Почему детские парки называют детскими? (задание на дом).
Организационная часть Правила работы
1.Во время работы не кричать, не мешать и не толкать друг друга;
2.Вносить изменения в постройки по договору с архитектором.
Воспитатель
- При создании модели супер-маркета из конструктора LEGO, мы познакомились с такими профессиями, как архитектор, инженер. Для того чтобы начать строительство, необходимо, как и прежде, распределить роли в нашем проекте.
Решили выбрать главного архитектора, а затем инженеров, ответственных за каждый объект парка.
Главный архитектор
- Давайте обсудим, что будет в нашем парке. Я предлагаю создать в Детском парке площадку с каруселями, качелями.
Виталий: Надо сделать американские горки.
Светлана: Пусть в нашем парке будет зоопарк. Это так интересно!
Виктор: Ещё давайте сделаем пруд. Я видел, как это красиво. В нём будут лебеди и мостик.
Алена: Надо сделать кафе «Мороженое» и магазинчики игрушек.
Степан: Автопарк тоже надо создать.
Людмила: И украсить наш парк цветами, клумбами, красивыми деревьями.
Иванна: Давайте сделаем сцену со скамейками.
Главный архитектор
- Подведём итоги: площадка с каруселями и качелями; песочница с горками зоопарк; пруд кафе «Мороженое»; автопарк; магазин игрушек, озеленяем, ставим скамейки.
Главный архитектор
- Прежде чем приступить к строительству парка, нужен план-схема. Пусть вся территория парка - это вот этот лист бумаги (ватман, А1). Давайте договоримся, каким цветом обозначим наши постройки.
Обговаривают, какая постройка - какого цвета и наносят на план (прикрепляют). Розовый - качели; жёлтый - горка; синий - аттракционы; голубой - мостик над прудом; серый - клетки зоопарка; красный - кафе; бежевый - скамейки; коричневый - магазинчики игрушек. Получился макет Детского парка.
Главный архитектор
- Теперь определим на схеме, где будут расположены деревья, цветы. За озеленение нашего парка ответственен ландшафтный дизайнер. Дети обсуждают.
- Каждый выскажет предложение, где на плане-схеме будет расположен его объект. Обыгрывают с использованием условных обозначений. Главный архитектор сравнивает с планом, утверждает.
Выполнение построек. Обсуждение внутри групп. Архитектор следит за выполнением правил.
Основная часть Самостоятельная работа детей.
Итоговая часть Главный архитектор
- Все ребята закончили строительство и расставили согласно плану. К работе приступают ландшафтные архитекторы. Представляем проект жюри.
Могут распределить части выступления между инженерами, может все главный архитектор представлять.
- Для того чтобы ответить на вопрос, что такое парк, мы с родителями посмотрели детскую энциклопедию, книгу «Почемучки», в группе посмотрели фильмы об автопарке, технопарке, о парке Диснейленд. Мы узнали, что парки бывают разными, но важно для кого они. Если для машин - это автопарк, если машины приезжают на некоторое время - это парковка; могут быть технопарки, и это значит, что парке находится различная техника.
Детский парк называется детским потому, что здесь много развлечений для детей. В таких парках обязательно есть карусели, автопарки, колесо обозрения, т. е. аттракционы. Представляем вашему вниманию проект детского парка нашей группы. В парке есть магазинчики игрушек, кафе, карусели, пруд с мостиком, автопарк. Кто хочет, может пойти полюбоваться на лебедей в парке, кто-то покачается на качелях.
Таким образом, мы ответили на главный вопрос: детский парк называется детским, потому что во всех парках есть развлечения для детей, туда приходят дети повеселиться. Там можно прыгать, бегать, стрелять, кататься, есть мороженое. Свой парк мы тоже построили для детей. В нём находятся следующие объекты (перечисляют). Таким образом, мы считаем, что цель достигнута. При строительстве парка все предложения могут быть учтены.
Спасибо за внимание!
Жюри задают не более двух уточняющих вопросов.
В состав жюри входят воспитанники подготовительной группы №2.
Председатель жюри - воспитатель.

Лего - это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем как ребёнка, так и педагога.

Поделитесь с друзьями!

Lego-технология как средство развивающего обучения в системе дошкольного образования

Пробняк В.В., Сатыбалова А.А.

МБДОУ «Детский сад «Звездочка», город Новый Уренгой

Ямало-Ненецкий автономный округ

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»

Ж. Пиаже

Государство в настоящее время испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.

На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование психических процессов и развитие личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности. Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения. Вопрос применения педагогических развивающих технологий в дошкольных организациях в части подготовки личности такого плана актуален .

Одной из инновационных технологий, направленных на формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, развитие технических способностей, конструкторских умений, воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения является образовательная Лего-технология.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина, др.) показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Тогда, когда в этот сенситивный период формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции, особой ценностью данной технологии является то, что практически, через непосредственную деятельность, обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления; развиваются способности ребёнка к определению проблемы, аналитическим операциям и возможности самостоятельному выбору пути её решения .

Конструктивной деятельности, занятиям лего-конструированием, уделяется немало внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных организаций. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью, ориентированной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Тем не менее, ресурс выполнения множественных манипуляций во время занятий лего-конструированием, робототехникой, во время реальных экспериментов с использованием лабораторного оборудования, может служить основой не только для развития моторики, стимулирования развития сенсорных способностей ребёнка, но и достаточно высоким фактором мотивации для занятий интеллектуальной деятельностью, экспериментированием, конструированием, техническим творчеством, начиная уже с раннего дошкольного возраста .

Традиционно, конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста чаще организуется в свободной деятельности (носит характер сюжетного конструирования) и реже в специально организованной. Идея сделать лего-конструирование в детском саду процессом направляемым, а не спонтанным легла в основу системной работы коллектива муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Звездочка» города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа.

Несколько лет учреждение работает в направлении развития конструктивной деятельности и технического творчества посредством использования лего-технологии и образовательной робототехники, является ресурсным центром Российской ассоциации образовательной робототехники (РАОР г. Москва). В сетевом взаимодействии с муниципальными образовательными учреждениями города Новый Уренгой: МБОУ ДО Домом детского творчества и МБОУ СОШ № 17 функционирует в статусе региональной инновационной площадки. Результаты реализации такой деятельности позволяют сделать выводы об эффективности использования вышеназванной технологии в условиях непрерывного преемственного образования.

Организацию и содержание процесса взаимодействия педагогов с воспитанниками по развитию у них интеллектуального потенциала с применением Лего-технологии определяют концептуально новые подходы, направленные на эффективность данного процесса:

1. Внедрение образовательного легоконструирования в совместную образовательную деятельность (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в течение дня, в соответствии с календарно-тематическим планом работы. Занятия по конструированию носят творческий характер. Они направлены, в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности педагоги используют занимательные игры-эксперименты, игры-фантазии, разные формы организации обучения детей конструированию: конструирование по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и схемам, по замыслу, по теме. Для занятий по лего-конструированию создается банк схем для детей разных возрастов (схемы объединены в тематические блоки), картотеки игровых упражнений и дидактических игр на развитие логического мышления с использованием лего-конструктора. Дети начинают заниматься Лего-конструированием, как правило, с младшей, средней групп. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

Строясь на интегративных принципах, Лего-технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Большое значение имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе творческих занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса, формированием логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируется умение сотрудничать с партнером по игре, работать в коллективе. В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве, совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Легоконструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.

Одна из основных возможностей легоконструирования – развитие у детей умений эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь и советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. При этом у дошкольников развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.

Занятия конструированием помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли осваивают Вселенную», «Путешествие в сказку» и другие. Занимаясь легоконструированием во время совместной образовательной деятельности в течение дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей и, следовательно, планировать деятельность.

2. Организация развивающего пространства, способствующего конструктивной деятельности: оснащение дошкольных групп интерактивными досками с программным обеспечением ПервоРобот LEGO WeDo (комплект интерактивных заданий), лего-конструкторами нового поколения, в том числе и роботизированными (лего-DUPLO, лего-WEDO, лего-конструктор «Первые конструкции», лего-конструктор «Первые механизмы», тематические Лего-конструкторы – аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие и домашние животные и др.).

3. Создание «умной» образовательной среды – функционирование Технопарка как площадки интеллектуального досуга детей дошкольного возраста всех муниципальных дошкольных организаций города, оснащенного интерактивными комплексами, интерактивными столами, современными развивающими играми, лабораторным оборудованием для организации исследовательской деятельности, лего-конструкторами, в том числе программируемыми.

4. Внедрение парциальных программ по направлениям технического творчества , реализуемые в качестве дополнительного образования для детей от 4 до 7 лет: «Юный строитель» (4-5 лет), «Школа маленьких волшебников» (5-7 лет), «Лего-мультипликаторы» (6-7 лет).

5. Организация познавательных экскурсий в ЛЕГО-классы МБОУ СОШ № 17.

6. Создание «диалогового» взаимодействия с семьями воспитанников (организована работа родительского Клуба «Малыши-умняши», семейной мастерской «Наши руки не для скуки», что позволяет мотивировать родителей воспитанников на расширение границ семейного познавательного досуга).

Результативность данной системы в практике работы «МБДОУ «ДС «Звездочка» «на лицо» – для воспитанников учреждения достигнуты следующие показатели качества дошкольного образования: повысился уровень готовности воспитанников к школе (доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития познавательных (психических) процессов за текущие три учебных года выросла на 10-15%); у детей и родителей сформирована мотивация к занятиям исследовательской и конструктивной деятельностью, техническим творчеством (увеличена на 25%, по сравнению с исходными показателями); сформирован устойчиво позитивный имидж в отношении ДОО на рынке образовательных услуг в городе и округе (показатель удовлетворённости родителями образовательной деятельностью ДОО вырос до 98 %, на 10% выше данных за три предыдущих учебных года).

Таким образом, можно сделать вывод, что в силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является эффективным развивающим материалом; применяемая в дошкольном образовании лего-технология позволяет разнообразить процесс обучения дошкольников, повысить качество предоставляемых образовательных услуг.

Используемая литература:

1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – М.: ИПЦ «Маска», 2013. (с.117)

2. Кудрявцев В.И. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. /Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. (с.61-68)

3. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2016. (с.24)

Рейтинг:

Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР


На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОНР к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Интеграция в массовые школы детей с данным речевым нарушением успешна только при условии достаточно высокого уровня развития речи.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.
При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Перспективность применения данных методов и приёмов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Поэтому нам хотелось бы рассказать об опыте применения лего-технологий для развития и коррекции речи детей в нашем саду.
Основой коррекционной работы с применением лего-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Например, работа с детьми по теме «Наш город» удивила нас своей результативностью. Дети создавали конструкции как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа проводилась и по теме «Космос» и другим тематикам. Работа у детей проходила с большой мотивацией.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом, работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Поскольку коррекционная работа не только над "внешним", речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры)
В нашем саду была проведена интересная работа по пересказу сказки «Морозко». Сначала силами педагогов и воспитателей детского сада был показан спектакль «Морозко». После этого дети подготовительной группы сами сделали большие декорации из конструктора, распределили роли и представили свой вариант спектакля, где успешно были пересказаны диалоги из сказки. Следующим этапом стало конструирование из стандартных наборов конструктора декораций и пересказ сказки (в этой работе принимали участие дети средней и старшей группы).
Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время, иногда дома с родителями. Надо отметить, что логопед, участвуя в создании конструкций занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи. Когда конструирование закончено начинается работа со всей группой.
При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?).
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Работа по развитию речи с применением лего-технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимали занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией тем более успешным будет формирование речи.

юлия туцович
Использование Лего-технологий в ДОУ

ЛЕГО . Вам кажется, что это игрушка. В их руках она превращается в инструмент.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста.

Одна из главных задач - сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

Если мы говорим о реализации Программы дошкольного образования, то имеем в виду, что Стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка, в которой он помогает герою этой ситуации найти выход из сложившегося положения или выполнить задание таким образом, чтобы всем стало хорошо. Дошкольники всегда готовы к подвигам. Хоть нв космас полетят, лишь бы всем помочь (нарисуют мед для голодного медведя или составят предложения для письма Мамонтёнка его маме). Главное, чтобы ребёнок понимал, что он делает и зачем ему это надо. Тогда он не просто добьётся результата, а будет понимать, что он уже в свои 3 или 5 лет успешен.

Приглашаю всех друзей

«ЛЕГO» собирать скорей.

Там и взрослым интересно :

В «ЛЕГO» поиграть полезно!

Когда кубики ЛЕГO оказываются в детских руках, начинается волшебство. Они раскрывают воображение и пробуждают фантазию ребенка. Наборы – отличное средство для развития ребенка в рамках ключевых для раннего возраста образовательных областей : социально-эмоциональное развитие, познавательное развитие, раннее языковое развитие, раннее математическое развитие и художественное развитие. При этом работа с ЛЕГО позволяет каждому малышу самовыражаться, а также улучшать свои коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Вам кажется, что это игрушка. В их руках она превращается в инструмент.

Образовательные решения ЛЕГО для дошкольного образования стимулируют естественное стремление детей к совместному исследованию окружающего мира и обучению в процессе игры. Безопасные, долговечные наборы ЛЕГО способствуют развитию детей с разным уровнем знаний и умений, позволяя им сформировать социальные навыки сотрудничества и взаимодействия с окружающим миром. Решения ЛЕГО для детей дошкольного возраста - это многообразие способов обучения. Внедрение подобных современных образовательных решений в учебный процесс может стать частью программы раннего развития дошкольников. Ведь поддержать и развить естественный интерес ребенка к обучению с раннего возраста – ключевая задача педагога дошкольного образования.

Мною отмечено, что дети показывают высокую работоспособность, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.

Творческое и познавательное развитие

Воплощение собственных идей в жизнь повышает уверенность в своих силах. Воплощая с помощью образовательных решений ЛЕГО чудесные идеи , созданные собственной фантазией, дети самовыражаются в творческой, художественной форме. Кубики ЛЕГО с легкостью захватывают внимание детей, побуждая их к совместному конструированию, обсуждению идей и распределению ролей. С помощью кубиков дети размышляют, общаются, развивают способность понимать и ценить идеи и вклад товарищей.

Решения для дошкольного обучения ЛЕГО всегда предполагают организацию творческой работы и самовыражения в классе тремя разными способами, в зависимости от возрастной группы обучающихся.

Набор мягких кубиков

Набор мягких кубиков ЛЕГО – отличный способ познакомить детей дошкольного возраста с наборами ЛЕГО и заложенным в них потенциалом для творчества. Крупные, мягкие кирпичики побуждают детей исследовать собственные творческие способности, одновременно развивая крупную моторику и чувство пространства.

Из кубиков дети смогут построить полноразмерные фигуры, стены, башни и другие конструкции. В процессе игры они развивают свои физические способности и пространственное мышление. Этот набор побуждает детей к исследованию пространства, форм и цветов, одновременно развивая их моторные навыки. Материал, из которого сделаны кубики этого набора, представляет собой легко востанавливающий свою форму после деформации полимер, легкий и прочный. Идеальный материал для занятий как на свежем воздухе, так и во время тихого часа.

ЛЕГО - идеальный инструмент не только для воплощения гениальных дизайнерских идей, но и практичная поддержка развития навыков самореализации, командной работы и мелкой моторики. А карты по конструированию станут для вас отличным вспомогательным материалом и источником вдохновения для ваших подопечных.

ЛЕГО позволяет детям создавать всевозможные модели взятых из реальной жизни или вымышленных персонажей, объектов и строений. Процесс конструирования развивает навыки в области мелкой моторики, а специальные для малышей. Кто знает, куда их может привести сила их воображения?

«Большая ферма»

С этим набором дети узнают о заботе о животных, временах года и сборе урожая. Вы сможете обсудить множество вопросов : какие звуки издают животные, как заботиться о животных, когда собирать урожай, как времена года влияют на урожайность, как выращивать различные культуры и для чего.

С помощью большого количества фигурок животных дети с легкостью смогут научиться разбивать их на категории. А благодаря большому количеству деталей набор идеально подходит для больших групповых занятий, ролевых игр или свободного творчества.

«Дикие животные»

Симпатичные фигурки животных и различные элементы для оформления декораций позволят малышам познакомиться с жизнью диких животных и устроить для каждого из них подходящее жилище. В набор входят пять тем : тайга, саванна, джунгли, Антарктика и речной водоем. Обратите внимание на бегемота и крокодила – у них подвижные челюсти!

Набор «Эмоциональное развитие ребенка» приглашает дошколят окунуться в увлекательный мир эмоций. В ходе занятий, проходящих в форме игры, дети узнают много нового о различных человеческих эмоциях и физических характеристиках человека. В процессе совместной работы над созданием различных персонажей дети научатся узнавать разные чувства и определять их сходства и различия. Рабочие карты послужат вспомогательным материалом и источником вдохновения, поэтому дети смогут снова и снова собирать новые модели.

Раннее математическое развитие

Конструкторы ЛЕГО поможет научить ребенка концентрировать свое внимание, понимать простые инструкции и выполнять их. Кроме того, решение идеально подходит для изучения таких абстрактных понятий, как причинно-следственная связь, положение предметов в пространстве и других. Чтобы стимулировать детскую фантазию, можно воспользоваться иллюстрированными карточками из набора.

«Математический поезд»

Этот тематический набор идеально подходит для ненавязчивого и интуитивного знакомства с математикой в течение невероятно увлекательной ролевой игры в железную дорогу. Вместе дети изучат цифры и потренируются в устном счете, загружая и разгружая разноцветные вагончики с помощью специального крана. А большое количество дополнительных элементов, персонажей и грузов позволит придумать и реализовать различные сценарии о приключениях на железнодорожной станции.

Раннее языковое развитие

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего . Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

Данное использование ЛЕГО -конструирование способствует и речевому творчеству : во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Используется ЛЕГО -элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек» , в которой у детей развиваются тактильное (ощупывание) восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО .

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО -элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д. В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы : задания дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задания дают дети друг другу; выполняют родители с ребенком.

Дети любят играть в свободной деятельности.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия : «высокий - низкий» , «широкий - узкий» . Используются конструкторы с деталями крупных размеров.

В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО - конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу.

Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть : «В леса – чудеса мы поедем с тобой «Моделирование персонажей по сказке Колобок» и др.

Использование ЛЕГО -технологии в системе дополнительного образования в ДОУ является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования :

прослеживается принцип интеграции образовательных областей : конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация» , «Труд» , «Социализация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» , «Безопасность» ;

конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;

основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО -технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.

Использование ЛЕГО -технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.