Количество танков полученных по ленд лизу. Другой ленд-лиз: средний танк М3 «Ли. Полный вперед на хорошем бензине

Вопрос ленд-лиза, как и следовало ожидать, стал резко идеологизированным со времён «перестройки»: начали восхвалять Запад в целом и ленд-лиз в частности; появились статьи, продвигающие мысли о неоценимой помощи союзников.

Однако действительность, если обратиться к историческим фактам, выглядит несколько иначе. Достаточно, честно говоря, лишь одного факта: хотя основную задачу выполнил СССР, неся гигантские потери, Англия получила по ленд-лизу от США товаров на втрое большую сумму. Также не стоит забывать, что одновременно с ленд-лизом фирмы США вполне себе осуществляли поставки и Рейху, ведь бизнес превыше всего! Крайне важно и распределение поставок по годам: в самые сложные для СССР годы, 1941 и 1942, поставки выполнялись лишь частично от обещанного объёма, регулярными они стали лишь в 1943-м году, когда стало ясно, что Союз переломил ход войны.

Вопрос ленд-лиза объёмен, его невозможно разобрать в одной статье. Давайте посмотрим лишь на один аспект: поставки танков, насколько они оказались полезными для Победы?

Юрий Нерсесов, « Ленд-лиз на два фронта»:

«...может быть, при общей незначительности объема заокеанской помощи она сыграла решающую роль именно в 41-м, когда немцы стояли у ворот Москвы? Что ж, посмотрим статистику поставки вооружений за этот год. С 22 июня по 31 декабря Красная Армия получила … 648 танков… С учетом же вооружений, имевшихся на 22 июня 1941 года… процент снижается до совершенно ничтожных цифр (соответственно, … 2,32%...). Маловато будет, особенно если учесть, что изрядная часть присланной техники, как, в частности, 115 из 466 танков английского производства, в первый год войны до фронта так и не добралась

…американцы обещали прислать в 1941-м 600 танков… послали …всего 182… Та же история продолжалась и в 1942 году. Если советская промышленность выпустила тогда …24,5 тысячи танков и самоходных орудий… то по ленд-лизу за январь-октябрь было этих видов вооружения получено… 2703… штук. После чего (в разгар боёв за Сталинград и Кавказ!) поставки значительно сократились. После разгрома конвоя PQ-17, о чём мы поговорим ниже, союзники тормозили до 2 сентября, потом со скрипом отправили следующий караван PQ-18, а затем прикрыли лавочку аж до 15 декабря».

Товары по ленд-лизу поставлялись таким образом, чтобы собственные ресурсы Советского Союза максимально истощились, при этом задержки с поставками «случайно совпадали» с моментами, когда поставки были нужны максимально. Когда же СССР под руководством Сталина стал побеждать, поставки наладились.

В книге Маршала Жукова «Воспоминания и размышления» имеются такие слова о ленд-лизе:

«К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, поставки по ленд-лизу составили в среднем 4 процента. Следовательно, о решающей роли поставок говорить не приходится. Что касается танков и самолётов, которые английское и американское правительства нам поставляли, скажем прямо, они не пользовались популярностью у наших танкистов и лётчиков».

С количеством и своевременностью поставок всё ясно; давайте посмотрим на технику, которую поставляли по ленд-лизу. Вопрос, понятно, обширнейший, поэтому сделаем лишь краткий обзор бронетехники в качестве примера.

Какая техника требовалась? Вспомним кратко, что у нас было.

Большая часть советских танков были лёгкими, оснащёнными 45-мм орудиями, которые могли поражать средние немецкие танки лишь на расстояниях до 300 метров, сами же имели противопульную броню 10-13 мм, явно недостаточную для боевых действий. Однако БТ-7, например, при указанных недостатках имел скорость до 72 км/ч, так что в него ещё надо было попасть, а в условиях «танки с танками не воюют» польза от него была очевидна.

Средний трёхбашенный Т-28 имел 76,2-мм пушку (и четыре пулемёта), по опыту Финской войны их дополнительно экранировали листами брони, доводя суммарное бронирование до 50-60 мм. Это, правда, повышало массу и несколько снижало скорость, изначально равную 43 км/ч. К сожалению, эти машины в значительном количестве были потеряны в первые месяцы войны, причём по большей части - из-за технических неисправностей. Тем не менее танк мог сражаться со всеми танками, имевшимися у немцев в начале войны.

Были у СССР и танки, опережающие мировое танкостроение: тяжёлые «КВ-1» и «КВ-2», ну и, разумеется, знаменитый средний «Т-34». Правда, лучшим танком Второй мировой признана более поздняя модификация «Т-34-85», на котором было установлено 85-мм орудие ЗИС-С-53, что позволяло отстреливать «Тигров», «Пантер» и прочий зверинец, а также были ликвидированы выявленные при эксплуатации первых выпусков конструктивные недостатки (проблемы с трансмиссией, обзором и т.д.). Конечно, современных машин было маловато и они были рассредоточены, но проблемы оккупантам они создавали.

Воспоминания Гудериана, 8 октября, после встречи 4-й немецкой танковой дивизии с бронетанковой бригадой Катукова:

«Особенно неутешительными были полученные нами донесения о действиях русских танков, а главное, об их новой тактике. Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях. Например, наш танк T-IV со своей короткоствольной 75-мм пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство».

Итак, что требовалось СССР в плане бронетехники? Лёгких танков было много и своих, при этом в условиях той войны для эффективного применения они должны были иметь большую скорость. Очевидна была нужда в средних и тяжёлых танках с хорошими характеристиками. Что же нам поставляли по ленд-лизу?

Примечание: понятно, что поставляемые танки имели множество модификаций, которые в обзорном материале, коим является эта статья, рассматриваться не будут. Соответственно, фото также могут быть от другой модификации.

Первая поставка - 20 английских танков (США делали поставки по ленд-лизу в Великобританию, а они нам поставляли свои танки - логика с военной точки зрения отсутствует, но это же бизнес!).

Первая модель - «Матильда II». Так называемый «пехотный танк»: 27-тонная машина имеет 78-мм броню. То есть пробить в начале войны такой танк немцы могли лишь из 88-мм зенитного орудия, но ползал он со скоростью до 24 км/ч. Понятно, почему «пехотный»? Потому что бегущую пехоту он не обгоняет.

Вооружение: 40-мм пушка (к которой не было поставлено соответствующих осколочно-фугасных снарядов, что характерно). Если бы «Матильда» была бы прыткой, как БТ-7, то это было бы нормально. Но это явно не про этот танк. Всего прибыло 916 танков, последнее серьёзное боевое применение - летом 1942 г.


Показательно: когда СССР весной 1943 года отказался принимать «Матильд», в самой Великобритании эти танки в строевых частях уже отсутствовали, поскольку устарели.

Второй танк - «Валентайн». Тоже «пехотный»: 25 км/ч, орудие 40-мм (позже, в 1943-м, англичане разработали модификацию с 75-мм орудием) - и с той же проблемой со снарядами. При этом «Валентайн» был более лёгким, всего 16 тонн, что обуславливалось более тонкой, хотя всё равно солидной 60-65-мм бронёй.


Итого: конечно, это лучше, чем ничего; но не более того.

Тяжёлые же танки из Великобритании стали поступать лишь с лета 1942 года: Мk. IV «Черчилль». Защищенный солидной 77-175-мм бронёй 40-тонный танк имел всего лишь 57-мм пушку и развивал скорость до… до 25 км/ч.

Пожалуй, лучше без комментариев сразу перейти к американским танкам.

Лёгкий танк МЗ «Генерал Стюарт» - самый массовый лёгкий танк Второй мировой. С американским размахом! По ленд-лизу поступали модификации МЗ и МЗА1. Масса - 13 тонн, броня 25-45-мм, вооружение - 37-мм пушка, оснащен также тремя (или пятью в зависимости от модификации) 7,62-мм пулеметами Browning. Правда, в отличие от английских, ездили они со скоростью до 50 км/ч.


Всего СССР было получено 1232 «Генералов Стюартов». Достаточно мобильный танк, который может шустро доставить в нужное место свою практически бесполезную пушку. Огневая мощь - никакая, а наши лёгкие танки будут пошустрее.

Средний танк МЗ «Ли», названный в честь другого генерала, несмотря на то, что был разработан в 1941 году, был сконструирован поклонником многоэтажных танков. Масса его равна 29 тоннам, броня 22-50-мм, вооружение: 75-мм и 37-мм орудия, а также три пулемета Browning. При этом (видно на фото) 75 мм орудие расположено в спонсоне по правому борту танка. Скорость - 40 км/ч.


Советские танкисты, вынужденные использовать этот шедевр, называли его БМ-6 («братская могила на шестерых») или ВГ-7 («верная гибель семерых») - экипаж мог состоять из 6 или 7 человек. «Ли» был очень неплохим изделием для специфических условий: в Северной Африке он показал себя очень хорошо: не спеша подъехал в подготовленный капонир и давай стреляй по аборигенам из пушек по выбору. Передвижной дот, почти неуязвимый для противника такого ранга. А вот в условиях советско-германского фронта, в танковых прорывах и контратаках, когда танки нередко сражаются с танками, сараям приходится трудно.

Всего было получено 976 машин. Несмотря на все странности, 75-мм орудие - штука в бою полезная, и в 1942 году «Ли» достаточно успешно расправлялись с немецкими танками. Однако в 1942 году был модернизирован PzIV, начали появляться «Тигры» и «Пантеры», и боевая ценность M3 «Ли» сошла на нет. Показательно, что производить его перестали в конце этого же 1942 года, а значит, РККА использовали как тестера и признали танк непригодным к современной войне.

Самым же массовым зарубежным танком в РККА был американский М4 «Генерал Шерман». Первые машины прибыли в конце 1942 года, но основные поставки были осуществлены в 1944-м году, что показательно.

В СССР поставляли модификации М4А2 (с 75-мм пушкой) и М4А2 (76)W (с 76-мм пушкой), плюс один крупнокалиберный пулемёт и два обычных. Масса: 31-33 т, бронирование 38-51 мм, скорость - до 40 км/ч.


Если кратко, то это вполне неплохой танк для начала войны. Если сравнить с Т-34 первых модификаций, то броня чуть потолще, скорость поменьше, мощность вооружения - практически аналогичная, плюс полезный крупнокалиберный пулемёт. Однако со временем с развитием как противотанковых средств, так и самих немецких и русских танков, М4А2 быстро устарел. Кстати, особо следует отметить обрезиненные гусеницы первых модификаций. Герой Советского Союза, генерал-майор танковых войск Александр Михайлович Овчаров рассказывал (цитата по Д. Ибрагимову, «Противоборство»):

«Я воевал... на английских "Матильда"и "Валентайн", американских М4А2. Первый заваливался набок на любом косогоре, второй горел от попадания даже 50-миллиметрового снаряда.

Несколько лучше был американский танк. Он имел почти такие же данные, как и Т-34. Неплохая у него была и броня - вязкая. При попадании вражеской болванки броня не давала осколков и не поражала экипаж. Но эта машина была рассчитана на боевые действия по дорогам с твердым покрытием. В её гусеничные траки была впрессована резина. На марше колонна машин не создавала большого шума, и можно было подобраться незамеченным очень близко к противнику, если марш совершался по асфальту или брусчатке. Но стоило сойти с дороги и попытаться взобраться на небольшой пригорок, особенно после дождя, как эти "Шерманы" становились беспомощными, скользили по грунту и сползали юзом.

Зато уж наша "тридцатьчетверка" могла преодолевать любую кручу под углом даже 45 градусов. Она выгодно отличалась от иномарок такого же класса. Наша машина оставила добрую память о себе для потомков».

Стоит согласиться, что «Шерманы» были лучшими танками из поставлявшихся по ленд-лизу. Однако, как уже упоминалось, расписание поставок - это отдельный вопрос. Вот удобные сводные таблицы:



В 1942 году поступило целых 36 единиц, в 1943-м - ещё 469. Остальные же, более трёх тысяч, - в 1944 и 1945 годов, когда вполне бы обошлись и без них, промышленность на Урале уже заработала на полную мощность. Танки модификации M4A2(76)W HVSS в количестве 183 штук были поставлены лишь в мае-июне 1945 года, и в боевых действиях в Европе, понятно, никакого участия не принимали. Аналогично «второй фронт» всерьёз открылся лишь тогда, когда стало понятно, что если русским срочно не помочь, то всю Европу они освободят и без чьей-либо помощи.

То, что более совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Fairfly») в СССР не поставлялись, не удивительно. Но очень показателен факт, что М4А2 поставлялись по ленд-лизу в Великобританию, причём в количестве, большем, чем в Россию, - 17181 танк. При том что англичане с Рейхом танками не особо-то и воевали, как вы в курсе. Взамен британская корона милостиво присылала нам вместо очень даже востребованных в начале войны «Шерманов» описанные выше «Матильды» и «Валентайны».

Итак, можно сделать два вывода.

Во-первых, поставки танков по ленд-лизу в некоторой степени были полезны. Эти танки мы использовали в дополнение к отечественным. Однако существенного вклада в Победу они не принесли, так как поставлялись в основном устаревшие модели, в недостаточном количестве и уже тогда, когда острая надобность отпала.

Во-вторых, целью поставок по ленд-лизу была не помощь СССР в борьбе против оккупантов, а обычный гешефт, что наглядно показывается спецификой графиков поставок. Дополнительно это доказывается тем, что той же Англии США быстро списали значительную часть долга по ленд-лизу ещё в 1946-м, а когда СССР запросил аналогичные условия, то получил отказ. Переговоры закончились лишь в 1972-м году (выплаты завершены в 2006 году).

Примечание на всякий случай: статья написана по конкретному вопросу «танки и ленд-лиз». Это не означает, что по всем видам товаров была аналогичная ситуация. Конечно, гешефт делали и на них, но, скажем, поставки алюминия действительно были очень важны, и автомобили также сыграли важную роль. Тушёнка под солдатским названием «второй фронт» также очень помогла, но это название указывает именно на то, что лучше бы второй фронт был открыт в военном смысле сразу, а не когда пришло время примазываться к Победе СССР и делить влияние в Европе. Так что не надо вестись на агитацию «без ленд-лиза мы бы не победили». Сейчас, между прочим, западная пропаганда уже сформировала мнение в своих странах о том, что основным победителем во Второй мировой войне являются США.

Миф о сверхзначимости ленд-лиза (никто не отрицает его полезность, речь именно о «без него никак») и искреннем желании помочь - это именно вражеская пропаганда, нельзя об этом забывать. Именно на этих поставках экономика США преодолела затяжной кризис - но это другая история.

Посмотреть полностью: http://politrussia.com/istoriya/naskolko-byli-polezny-569/

Танки ленд‑лиза в Красной Армии

Танк на поле боя – 8

Танки ленд‑лиза в Красной Армии

«Танк на поле боя» №8, 2005 г. Периодическое научно‑популярное издание для членов военно‑исторических клубов. Редактор‑составитель Иванов С. В.

Часть 1

М4А2(76) W «Шерман», 2‑я танковая армия 1‑го Белорусского фронта, Берлин, апрель 1945 года.

В годы Второй Мировой войны Советский Союз получал материальную помощь от США, Великобритании и других союзнических государств, в том числе Канады и Новой Зеландии.

Помощь не ограничивалась только поставками вооружений, начиная от стрелкового оружия и заканчивая линкором «Архангельск», но также включала в себя поставку продуктов питания. станков, медикаментов, автомобильного и железнодорожного транспорта.

Поставки вооружений регламентировались уставом ленд‑лиза, подписанным весной 1941 года президентом США Ф.Д. Рузвельтом. Наша работа в первой своей части посвящена поставкам бронетехники и автотранспорта из Великобритании и Канады, а во второй части ‑ поставкам из США. До сих пор тема использования западной броне‑ и автотехники на Восточном фронте не получила достаточного освещения.

После катастрофического поражения во Франции, Англия со своими колониями и доминионами оказалась единственной страной, ведущей войну против Оси. Нехватку вооружения и оснащения Великобритания компенсировала за счет закупок у пока еще сохранявших нейтралитет Соединенных Штатов Америки.

Погрузка танков «Матильда II» на судно, плывущее в СССР, 1942 год.

Выгрузка танков «Матильда II» в Архангельске, февраль 1942 года.

Первоначально американские фирмы поставляли оружие и технику Великобритании но предоплате или под серьезные гарантии. Запасы золота и валюты в английской казне быстро истощились, тогда как внешнеполитическое положение страны оставалось крайне тяжелым. Тем временем иол давлением президента, 11 марта 1941 года через сенат и конгресс США удалось провести закон о ленд‑лизе (lend ‑ давать взаймы, lease ‑ давать в пользование).Устав ленд‑лиза позволял США предоставлять военно‑техническую помощь иностранным государствам, находящимся в состоянии войны, если оборона этих государств отвечала государственным интересам Соединенных Штатов. В уставе ленд‑лиза определялся порядок‑взаиморасчетов:

Оборудование и вооружение, уничтоженное в ходе боевых действий или не подлежащее ремонту, не подлежит какой‑либо компенсации.

Оборудование и вооружение, оставшееся после завершения войны и пригодное для гражданского применения, подлежит полной или частичной компенсации в форме долгосрочною кредита.

Правительство Соединенных Штатов оставляет за собой право владения военными материалами, оказавшимися на территории воюющих стран.

Погрузка танка «Матильда II» па судно, плывущее в СССР, 1942 год.

Митинг рабочих оружейного предприятия в Бирмингеме в свят с началом поставок танков в СССР, 28 сентября 1941 года.

Выгрузка танка «Валентайн III» в Баку, 1942 год.

Пехотный танк AI2 Mk II «Матильда II».

Вооружение, выпуск которого к моменту завершения боевых действий продолжался, а также вооружение, остающееся на складах на территории США, может быть куплено странами‑получателями за сче"1 предоставляемых кредитов.

Первоначально ленд‑лиз распространялся на поставки стратегических материалов в Грецию, Великобританию и Канаду. Ситуация резко изменилась после вступления в войну Советского Союза.

Уже 22 июня 1941 года Уинстон Черчилль заявил, что «на протяжении последних 25 лет он был последовательным противником коммунизма, но теперь Соединенное Королевство имеет с Советским Союзом общую цель: уничтожим. Гитлера и нацизм. Поэтому каждая страна, сражающаяся с нацизмом, получит британскую помощь. Окажем же России и русскому народу максимально возможную помощь».

24 июня Соединенные Штаты заявили, что готовы поддержать Советский Союз в войне с Германией. 12 июля 1941 гола было подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне с Германией».

С советской стороны документ подписал И.В. Сталин и В.М. Молотов, с британской ‑ посол Криппс. 16 сентяб‑

ря 1941 года был подписан договор о товарообмене, кредитовании и клиринге. Договор предусматривал британский кредит для Советского Союза на сумму 10 млн фунтов стерлингов, а также поставку британских танков, самолетов и других типов вооружения по принципам, аналогичным принципам ленд‑лиза.

В конце июля президент США Ф.Д. Рузвельт направил в СССР представителя Гарри Хопкинса для ознакомления с военной и экономической ситуацией в Советском Союзе. В ходе этой миссии было принято решение перенаправить в Советский Союз половину всей той помощи, что предназначалась для Великобритании.

В сентябре 1941 года Уинстон Черчилль проинформировал советскую сторону о начале британских поставок.

15 августа 1941 года в Лондоне начались американо‑британские переговоры о взаимопомощи. Переговоры проходили напряженно, так как английская сторона желала получить всю американскую помощь, а затем самостоятельно выделять часть СССР. Но американская сторона не согласилась на подобные условия.

28 сентября А. Гарриман, Г. Стендли и лорд Б. Бивербрук на борту крейсера «Лондон» прибыли в Архангельск, а затем самолетом перелетели в Москву.

29 сентября началась Московская конференция, в которой участвовали представители СССР, Великобританиии и США. Со стороны Советского Союза в конференции участвовал И.В. Сталин и В.М. Молотов, а также представители Народных Комиссариатов Обороны, ВМФ и иностранных дел. По результатам конференции Советский Союз получил право получать помощь в рамках ленд‑лиза с 1 октября 1941 года. А. Гар‑риман подписал протокол на сумму 1 млрл долларов на период 9 месяцев, ноября решение конференции одобрил президент США, но поставки фактически начались лишь в 1942 году, когда в Соединенных Штатах наконец удалось развернуть крупносерийный выпуск‑собственных танков.

Выгрузка танка «Шерман» в Мурманске, 1944 год.

Перевозка танков М4А2 «Шерман» по железной дороге на фронт, Румыния, сентябрь 1944 года.

Танки «Матильда» погружены на железнодорожные платформы, зима 1941/42 гг.

Пехотный танк МК III «Валентайн IX».

В 1941 году Советский Союз получал бронетехнику только английского производства. В феврале 1942 года Рузвельт выделил еще один миллиард долларов кредита и потребовал проверки по расходованию первого миллиарда. Этот вопрос обсуждался в Вашингтоне в ходе визита Молотова в США в мае 1942 года. Тогда же был составлен второй протокол, охватывающий период 12 месяцев, по которому планировалась поставка 8 млн тонн грузов.

10‑12 марта 1943 года конгресс и сенат США подтвердили продолжение поставок по ленд‑лизу. Но уже в 1943 году британские поставки в СССР сократились на 2/3 по сравнению с объемами предыдущего года. В соответствии с принятым протоколом английские обязательства взяла на себя Канада. Несмотря на сложную дипломатическую обстановку (до 5 февраля 1942 года СССР и Канала дипломатических отношений не поддерживали, а официальный обмен посольствами произошел только 12 июня 1942 года), в СССР начали поступать тапки «Валет айн» Мк III. а также передвижные ремонтно‑эвакуационные машины канадского производства.

Наверное, это был единственный вид военной техники по ленд-лизу, польза которого никогда не отрицалась даже в советское время. Хотя и здесь были свои как плюсы, так и минусы.

Благодаря подвигам Александра Покрышкина прославился американский истребитель Р-39 «Кобра» («Аэрокобра»). До 1943 года, когда он пересел на этот самолёт, Покрышкин записал на свой личный счёт три сбитых самолёта противника, а уже в 1943 году, воюя на «Аэрокобре», он сбил 38 вражеских самолётов. Иногда называют другие цифры, но пропорция в любом случае примерно такая. Другой советский ас – Григорий Речкалов – с конца 1942 года также воевал на «Аэрокобре» и уничтожил на ней 53 или 59 немецких самолётов лично и 6 либо 4 – в составе группы. До этого на его счёту было три сбитых немецких истребителя. Так что в победах прославленных советских лётчиков была велика и заслуга американской техники.

У «Кобры» были свои недостатки, как у любого оружия. Например, самолёт легко сваливался в штопор по израсходовании всех боеприпасов – нарушалась центровка. Этих недостатков не было лишено и его продолжение – Р-63 «Королевская кобра» («Кингкобра»). Подполковник Ибрагим Дзусов, по свидетельству Покрышкина, сказал ему, представляя «Кобру»: «Самолёт хороший. По скорости не уступает «Мессершмитам» и имеет сильное вооружение». Это действительно было так, и очень важно для советских лётчиков. За время войны в СССР было поставлено 4423 «Аэрокобры» и 2397 «Кингкобр».

По-другому обстояло дело с британским истребителем «Харрикейн». Уже во время битвы над Англией в 1940 году он уступал немецким «Мессершмит-109». Тем не менее, в 1941-44 гг. союзники поставили в СССР 3082 единицы этих истребителей.

В своих мемуарах авиаконструктор Александр Яковлев привёл реплику Сталина: «Их «харрикейны» дрянь, наши лётчики не любят эти самолёты». Лётчик Александр Кутаков отмечал тихоходность этой модели, в сравнении с немецкими истребителями, хотя и называл среди её достоинств лучший обзор из кабины, чем на отечественных И-16, и радиофикацию. К слову, оснащённость средствами радиосвязи была преимуществом практически любой модели самолётов и танков, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу, перед советскими. Другие прославленные лётчики – Георгий Зимин и Николай Голодников – отмечали неважные аэродинамические качества «Харрикейна».

Тем не менее, летопись Великой Отечественной полна успешных боёв, проведённых на «харрикейнах». Особенно прославились эти истребители в Заполярье, где на них, рядом с советскими лётчиками, воевали пилоты 151-го британского авиационного крыла. «Харрикейнами» была вооружена авиация тыловых районов ПВО, где обнаружилось недостаточное вооружение этих самолётов для атак немецких Не-111 и Ju-88. «Харрикейн» явно уступал новым типам советских самолётов, зато превосходил довоенные И-16, которые к началу войны составляли основу советского истребительного авиапарка. В начале Великой Отечественной войны даже «харрикейны» были прогрессом для советских ВВС.

У англичан имелись более совершенные истребители «Спитфайр», но их поставка началась только в 1943 году и производилась в очень ограниченных количествах. Ими вооружались в основном авиачасти Московской зоны ПВО, хотя есть свидетельства использования этих самолётов и в боях на фронте.


Немцы осматривают подбитый британский танк "Матильда"


«Немцы пройдут по России подобно горячему ножу сквозь сливочное масло», «Россия будет повержена в течении 10 недель» - тревожные доклады экспертов из Форин-офиса все сильнее беспокоили Черчилля. Ход боевых действий на Восточном фронте не давал повода усомниться в этих отвратительных прогнозах - Красная Армия окружена и разбита, 28 июня пал Минск. Очень скоро Великобритания вновь останется один на один перед лицом еще более усилившегося Рейха, получившего ресурсы и промышленные базы СССР. В свете подобных событий Великобритания и США согласились лишь на продажу оружия и военных материалов Советскому Союзу.

16 августа 1941 года, когда советские солдаты вели изнурительные бои на подступах к Киеву, Смоленску и Ленинграду, в Лондоне британские политики важно подписывали соглашение о предоставление СССР нового кредита сроком на 5 лет (10 млн. фунтов, под 3% годовых). В это же время, в Вашингтоне советскому посолу вручили ноту об экономическом содействии, в которой содержалось предложение о размещении на выгодных условиях советских оборонных заказов на американских предприятиях. Правила Большого бизнеса просты: Cash&Carry - «плати и забирай».

Спустя неделю ситуация приняла новый, неожиданный для британских и американских политиков, оборот. На Восточном фронте совершилось чудо - Красная Армия перешла от неорганизованного беспорядочного отступления к отступлению с боями, Вермахт намертво увяз в тяжелых сражениях под Смоленском, немецкая армия понесла крупные потери - все планы Блицкрига были сорваны.

«Русские смогут пережить зиму. Это имеет огромное значение: Англия получит длительную передышку. Даже если Германия вдруг одержит победу, она будет настолько ослаблена, что уже не сможет организовать вторжение на Британские острова». Новый доклад изменил позицию Британского правительства - теперь следовало сделать все, чтобы Советский Союз продержался как можно дольше.

Простая и жестокая логика

За прошедшие полвека «ленд-лиз» оброс множеством мифов и легенд - что это была за программа, какие были ее условия и значение для СССР в период войны, эти вопросы служат причинами жарких споров между убежденными сторонниками антизападной политики «платили золотом за негодный хлам» и преданных любителей демократических ценностей «Америка благородно протянула руку помощи». На самом деле все гораздо интереснее.

Билль о ленд-лизе - всего лишь американский закон, принятый 11 марта 1941 года. Смысл документа прост до безобразия: решено предоставить максимально возможную материально-техническую помощь всем, кто сражается с фашизмом - в противном случае, существовал риск капитуляции Великобритании и СССР (по крайней мере, так казалось заокеанским стратегам), и Америка останется один на один с Третьим Рейхом. Перед американцами возник выбор:
а) идти под пули;
б) вставать к станку.
Разумеется, с подавляющим перевесом победили сторонники пункта «бэ», тем более условия на американских заводах были вполне даже ничего, по сравнению с Танкоградом или эвакуированными за Урал производствами.

Сборка "Матильд"


Поставки из-за океана рассчитывались по следующей схеме:

То, что погибло в бою, оплате не подлежит. Как говорится, что упало - то пропало;

После войны, уцелевшая в боях техника должна была быть возвращена или, в противном случае, выкуплена. На деле поступали еще проще: под присмотром американской комиссии техника уничтожалась на месте, например, «Аэрокобры» и «Тандерболты» безжалостно давили танками. Естественно, при виде такого вандализма советские специалисты не могли сдержать слезу - потому экстренно, с учетом русской смекалки, подделывались документы, техника заочно «уничтожалась в боях», а «что упало, то пропало». Многое сумели спасти.

Нужно четко понимать, что ленд-лиз - НЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. Это элемент хорошо продуманной оборонительной стратегии, в первую очередь, в интересах США. Подписывая протоколы ленд-лиза, американцы меньше всего думали о русских солдатах, умиравших где-то под Сталинградом.

Советский Союз никогда не платил за ленд-лиз золотом, мы платили за поставки кровью своих солдат. В этом и был смысл американской программы: советские солдаты идут под пули, американские рабочие идут на заводы (иначе вскоре под пули придется идти американским рабочим). Все разговоры о «погашении миллиардного долга, который СССР не хочет возвращать вот уже 70 лет» - невежественная болтовня. Обсуждается лишь оплата уцелевшего имущества, официально оставшегося после войны в народном хозяйстве Советского Союза (электростанций, ж/д транспорта, узлов междугородной телефонной связи). Это считанные проценты. На больше американцы не претендуют - они лучше нас знают цену ленд-лизу.

Погрузка "Матильд" в порту


Осенью 1941 года, Великобритания, сама получавшая помощь из-за океана, решила применить эту схему по отношению к СССР. Русские воюют - мы делаем все, чтобы они продержались как можно дольше, иначе воевать придется британцам. Простая и жестокая логика выживания.

Что касается печально известного крейсера «Эдинбург», на борту которого находилось 5,5 тонн советского золота - это была оплата поставок, совершенных еще до того, как на СССР распространился закон о ленд-лизе (22 июня 1941 г. - октябрь 1941 г.)

Первые пожелания Советского Союза, касающиеся объемов и состава зарубежных поставок были весьма прозаическими: Оружие! Дайте нам больше оружия! Самолетов и танков!
Пожелания было учтено - 11 октября 1941 г. в Архангельск прибыли первые 20 британских танков «Матильда». Всего же до конца 1941 года в СССР из Великобритании было доставлено 466 танков и 330 бронетранспортеров.

Следует подчеркнуть, что британская бронетехника - это явно не то, что могло изменить положение на Восточном фронте. Для более трезвой оценки ленд-лиза следует смотреть на другие вещи , например, поставки грузовиков и джипов (автомобильный ленд-лиз) или поставки продовольствия (4,5 млн. тонн).

Значение «Матильд» и «Валентайнов» было невелико, но, тем не менее, «иномарки» активно использовались в РККА, и, случалось, оставались единственными машинами на стратегически важных направлениях. Например, в 1942 году в сложное положение попали войска Северо-Кавказского фронта - оказавшись отрезанными от основных промышленных баз Урала и Сибири, они были на 70% укомплектованы зарубежной бронетехникой, приходившей по «Иранскому коридору».


Лучший британский средний танк "Кромвель". Аналог Т-34. В СССР массово не поставлялся

Всего в годы Великой отечественной войны, в Советский Союз прибыло 7162 единицы британской бронетехники: легкие и тяжелые танки, бронетранспортеры, мостоукладчики. Еще около 800 машин, согласно зарубежным данным, было потеряно в пути.
Список прибывших машин, пополнивших ряды Красной Армии хорошо известен:

3332 танка «Валлентайн» Mk.III,

918 танков «Матильда» Mk.II,

301 танк «Черчилль»,

2560 бронетранспортеров «Универсал»,

Танки «Кромвель», «Тетрарх», а также специализированные машины в количествах, недостойных упоминания.

Следует учесть, что понятие «Великобритания» подразумевает собой все страны Британского содружества, потому, 1388 танков «Валентайн» по факту были собраны в Канаде.

Также, в 1944 году из Канады было поставлено 1590 ремонтных мастерских для оснащения подвижных танкоремонтных заводов и бронетанковых подразделений, включавших в себя: механические мастерские A3 и D3, электромеханическую мастерскую (на шасси грузовика GMC 353), подвижную зарядную станцию OFP-3 и электросварочную мастерскую KL-3 (на канадских шасси Ford F60L и Ford F15A соответственно).

С технической точки зрения, британские танки совершенством не отличались. Во многом этому способствовала чудная классификация боевых машин и их разделение на «пехотные» и «крейсерские» танки.

К «пехотным танкам» относились машины непосредственной поддержки: медленные, хорошо защищенные монстры для преодоления оборонительных рубежей, уничтожения укреплений и огневых точек противника.
«Крейсерские танки», наоборот, представляли собой легкие и быстрые танки с минимальной защитой и орудием малого калибра, предназначенные для глубоких прорывов и стремительных рейдов по тылам противника.

Подбитый "Валентайн" в районе р. Истры


В принципе, идея «пехотного танка» выглядит достаточно привлекательно - согласно подобной концепции создавались советские КВ и ИС-2 - высокозащищенные танки для штурмовых операций. Там где не требуется высокая подвижность, а приоритет отдается тяжелой броне и могучим орудиям.

Увы, в случае с британской бронетехникой, здравая идея была безнадежно погублена качеством исполнения: «Матильды» и «Черчилли» оказались гипертрофированы в сторону повышения защищенности. Британским конструкторам не удалось совместить в одной конструкции противоречивые требования брони, подвижности и огневой мощи - в результате, «Матильда», не уступавшая по бронированию КВ, оказалась предельно тихоходной и, вдобавок, была вооружена лишь 40 мм орудием.

Что касается британских «крейсерских танков», как и их аналогов - советских танков серии БТ, то их применение по назначению, в условиях войны с подготовленным противником, оказалось невозможным: слишком слабая броня нивелировала все остальные преимущества. «Крейсерские танки» были вынуждены искать на поле боя естественные укрытия и действовать из засад - только в этом случае мог быть обеспечен успех.

Немало хлопот доставляла эксплуатация зарубежной техники - танки поступали по британским нормам комплектации, с маркировками и инструкциями на английском языке. Техника была недостаточно приспособлена к отечественным условиям, были проблемы с ее освоением и обслуживанием.

И все-таки, прикреплять к британским танкам ярлык «бесполезный хлам» было бы, по меньшей мере, некорректно - советские танкисты одержали на этих машинах немало замечательных побед. Британская бронетехника, несмотря на звучащие порой абсурдные сравнения с «Тиграми» и «Пантерами, вполне соответствовали своему классу - легким и средним танкам. За неказистой внешностью и скудными «бумажными» ТТХ, скрывались боеспособные машины, сочетавшие в себе немало положительных сторон: мощное бронирование, продуманная (за редким исключением) эргономика и просторное боевое отделение, качественное изготовление деталей и механизмов, синхронизированная коробка передач, гидропривод поворота башни. Особенно советским специалистам понравился перископический прибор наблюдения Mk-IV, который был скопирован и, под обозначением МК-4, стал устанавливаться на всех советских танках, начиная со второй половины 1943 г.

Зачастую, британская бронетехника применялась без учета ее конструктивных особенностей и ограничений (все-таки, эти машины проектировались явно не для советско-германского фронта). Однако, на Юге России, там, где климатические и природные условия соответствовали тем, для которых была созданы британские танки, «Валлентайны» и «Матильды» проявили себя с наилучшей стороны.

Королева поля боя

Пехотный танк «Матильда» Mk II.
Боевая масса 27 тонн. Экипаж 4 чел.
Бронирование: лоб корпуса 70…78 мм, борт 40…55 мм + 25 мм надгусеничные экраны.
Вооружение: 40 мм противотанковая пушка, пулемет «Виккерс».
Скорость по шоссе 25 км/ч, по пресеченной местности 10-15 км/ч.

Зимой 1941 года британская «Матильда» могла столь безнаказанно ездить по полям сражений советско-германского фронта, как если бы она выкатилась на Бородинское поле в 1812 году. 37 мм противотанковые «колотушки» Вермахта были бессильны остановить этого монстра. Противники «пожароопасных» карбюраторных моторов могут ликовать - на «Матильде» стоял дизель, причем не один, а целых два! Каждый мощностью 80 л.с. - легко представить, насколько высока была подвижность у этой машины.
Часть машин прибыла в СССР в комплектации «Close Support» - машины огневой поддержки пехоты с 76 мм гаубицами.

Собственно, на этом преимущества британского танка заканчиваются и начинаются его недостатки. К 40мм пушке не было осколочных снарядов. Экипаж из четырех человек был функционально перегружен. «Летние» гусеницы не держали танк на скользкой дороге, танкистам пришлось наваривать стальные «шпоры». А бортовые экраны превращали эксплуатацию танка в кромешный ад - между экраном и гусеницами набивалась грязь и снег, превращая танк в обездвиженный стальной гроб.

Часть проблем удалось решить, разработав новые инструкции по эксплуатации танка. Вскоре на одном из заводов Наркомата боеприпасов была развернута линия производства 40 мм осколочных снарядов (по аналогии с технологическим процессом 37 мм боеприпасов). Были планы по переоснащению «Матильд» советской 76 мм пушкой Ф-34. Однако, весной 1943 года Советский Союз окончательно отказался принимать танки этого типа, но единичные «Матильды» все еще встречались на советско-германском фронте вплоть до середины 1944 г.

Главным преимуществом танков «Матильда» было то, что они прибыли очень вовремя. В начальный период Великой Отечественной войны ТТХ «Матильд» вполне соответствовали характеристикам танков Вермахта, что позволяло использовать британскую бронетехнику в контрнаступлении под Москвой, Ржевской операции, на Западном, Юго-Западном, Калининском, Брянском фронтах:

«…танки МК.II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200-250 снарядов и по 1-1,5 боекомплекта патронов. Каждый танк отработал по 550-600 моточасов вместо положенных 220. Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17-19 попаданий снарядами калибра 50 мм и ни одного случая пробития лобовой брони».

Лучший в своем классе

Пехотный танк «Валентайн» Mk.III
Боевая масса 16 тонн, Экипаж 3 чел.
Бронирование: лоб корпуса 60 мм, борт корпуса 30…60 мм.
Вооружение: 40 мм противотанковая пушка, пулемет BESA.
Скорость по шоссе 25 км/ч.

Одним из важнейших качеств клепаного бронекорпуса танка «Валентайн» была особое расположение заклепок - история знает множество случаев, когда попадание снаряда или пули в заклепку приводило к тяжелым последствиям: заклепка отлетала внутрь корпуса и безжалостно калечила экипаж. На «Валентайне» этой проблемы не возникало. Просто удивительно, как конструкторам удалось установить на такой маленький танк столь мощное и качественное бронированием. (Впрочем, понятно как - за счет тесного боевого отделения).

По защищенности «Валентайн» многократно превосходил всех своих однокашников - советские БТ-7, или стоящие на вооружении Вермахта чешские Pz.Kpfw 38(t), имели лищь противопульное бронирование. Встреча «Валентайна» с более современным PzKpfw III тоже не сулила ничего хорошего немецкому экипажу - британский танк имел неплохие шансы уничтожить «тройку», при этом саму остаться невредимым.
Прямым аналогом танка «Валентайн» вероятнее всего был советский легкий танк Т-70, превосходивший «британца» по скорости, но уступавший тому по защищенности и не имевший штатной радиостанции.

Советские танкисты отмечали такой недостаток «Валентайна», как отвратительный обзор из у механика-водителя. На Т-34 на марше, мехвод мог открыть свой люк в лобовом бронелисте и кардинально улучшить обзор - на «Валлентайне» такой возможности не было, приходилось довольствоваться узкой и неудобной смотровой щелью. Кстати, советские танкисты никогда не жаловались на тесное боевое отделение британского танка, т.к. на Т-34 оно было еще теснее.

В ноябре 1943 года 139-й танковый полк 5-го механизированного корпуса 5-й армии провел успешную операцию по освобождению населенного пункта Девичье Поле. В полку насчитывалось 20 танков Т-34 и 18 «Валентайн». 20 ноября 1943 года во взаимодействии с 56-м гвардейским танковым полком прорыва, и пехотой 110-й гвардейской стрелковой дивизии танки 139-го танкового полка пошли вперед. Атака велась на высоких скоростях (до 25 км/ч) с десантом автоматчиков на броне и с прицепленными к танкам противотанковыми орудиями. Всего в операции было задействовано 30 советских боевых машин. Противник не ожидал такого стремительного и массированного удара и не смог оказать эффективного сопротивления. После прорыва первой линии вражеской обороны пехота спешилась и, отцепив пушки, стала занимать позиции, готовясь к отражению возможной контратаки. За это время наши войска продвинулись на 20 км в глубину немецкой обороны, потеряв при этом один KB, один Т-34 и два «Валентайна».

"Валентайн" в Северной Африке


"Валентайн - Сталин" направляется в СССР


Мостоукладчик на базе "Валентайна"

Сухопутный крейсер

Пехотный танк «Черчилль» Mk IV
Боевая масса 38 тонн. Экипаж 5 человек.
Бронирование: лоб корпуса 102 мм, борт корпуса 76 мм.
Вооружение: две 40 мм пушки (!), два спаренных пулемета BESA.
Скорость по шоссе 25 км/ч.

Британская попытка создать тяжелый танк, подобный КВ. Увы, несмотря на все старания конструкторов, шедевра не получилось - «Черчилль» морально устарел еще до своего появления. Однако, были и положительные моменты - например, мощное бронирование (впоследствии было усилено до 150 мм!). Устаревшие 40 мм пушки часто заменялись на 57 мм или даже 76 мм орудия гаубичного типа.

Ввиду своей малочисленности, «Черчилли» не снискали особой славы на советско-германском фронте. Известно, что некоторые из них воевали на Курской дуге, причем «Черчилли» из состава 34-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва первыми ворвались в Орел.

Лучше всех пошутил по поводу этой машины сам У. Черчилль: «У танка, носящего моё имя, больше недостатков, чем у меня самого».


Жители Киева приветствуют освободителей


Огнеметный танк "Черчилль-Крокодил". Именно эта модификация хранится в Кубинке.

The Universal Carrier

Легкий многоцелевой бронетранспортер.
Боевая масса 4,5 тонны. Экипаж 1 чел. + 4 десантника.
Бронезащита: 7…10 мм катаной стальной брони
Скорость по шоссе 50 км/ч.

The Universal Carrier воевал по всему миру: от советско-германского фронта до Сахары и джунглей Индонезии. В СССР попали 2560 этих неказистых, но очень полезных машин. БТРы «Универсал» нашли применение в основном в разведывательных батальонах.




Советские разведчика на БТР "Универсал"

Факты и цифры взяты из книги М. Барятинского «Танки ленд-лиза в бою» и мемуаров Д. Лозы "Танкист на иномарке"

Помощь англичан и американцев Советскому Союзу во время Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов достаточно обширная тема. В ходе военных действий США и Великобритания постоянно наращивали свои поставки необходимого СССР сырья, материалов, ресурсов, снаряжения, военной техники и оборудования. Роль ленд-лиза по разному оценивается в различных источниках, но с определённой уверенностью можно сказать, что любая помощь со стороны союзников была для СССР явно не лишней, ведь его армии противостояла сильнейшая военная машина Запада, которая словно паровым катком прошлась по Европе в 1939 - 1941 годах, сокрушив армии Польши, Франции, Норвегии, Дании и Англии, обеспечив Третьему Рейху абсолютное доминирование в этой части земного шара.

Мы не будем рассматривать всех аспектов ленд-лиза и всей продукции, которую поставили США и Великобритания в Советский Союз в годы Второй мировой войны. Рассмотрим лишь наземную бронетехнику, которая была получена советской армией от западных союзников, а именно танки и бронетранспортёры. В период с 1941-го по 1945 год СССР получил по программе ленд-лиза более 12тыс. танков . Естественно на фоне грандиозных усилий советской промышленности, выпустившей одних только "тридцатьчетверок" более 50 тысяч экземпляров за четыре года, не считая других типов танков, подобные цифры англо-американских поставок совсем не завораживают. Это отнюдь не означает, что техника союзников была советской армии не нужна, но означает, что при отсутствии в программе ленд-лиза американской и английской техники, катастрофы для СССР бы не случилось - танками советская промышленность армию обеспечивала и без внешней помощи.

Рассмотрим какие же виды и типы бронетехники присылали в Советский Союз англичане и американцы. Начнём с американской техники, прежде всего с танков: средние танки Sherman, различных модификаций(с 75-мм и 76-мм орудием) - поставлено 4102 единицы, лёгкие танки Stuart(M3A1 и M5) - 1681 единица, причём из них танков M5 Stuart было лишь 5 штук, остальные - это M3A1, М3 Lee и его модификации - поставлено 1386 единиц. Также уже к концу войны было прислано 2 танка M24 Chaffee и 1 новый средний американский танк M26 Pershing. Эти поставки составили лишь около 12% советского танкового парка в годы войны. Теперь переходим к противотанковым САУ - американцы поставили в СССР 650 "самоходок" Т48, которые производились на полугусеничных шасси специально для поставок по ленд лизу, а также 52 САУ M10 Wolverine и 5 САУ M18 Hellcat.

Кроме танков и САУ класса истребителей танков, США поставляли в Советский Союз зенитные "самоходки" - ЗСУ, предназначенные для борьбы с воздушными целями. Таковыми являлись - ЗСУ M17 MGMC - поставлено 1000 единиц и ЗСУ M15A1 MGMC - поставлено 100 единиц. Что касается САУ и ЗСУ, то в годы Великой отечественной войны на советско-германском фронте действовало около 23 тысяч САУ и ЗСУ. И количество ленд-лизовской техники среди этих тысяч боевых машин совсем невелико и едва приближается к скромной цифре в 8%. Намного хуже в СССР дело обстояло с бронетранспортёрами. Именно с ними американцы помогли советской армии больше всего - в СССР было поставлено: БТР М3А1 "Scout" - 3340 единиц, БТР М5 - 421 единица, БТР М9 - 419 единицы, БТР М2 - 342 единицы, БТР Т16 - 96 единиц, БТР LVT - 5 единиц, и, наконец, БТР М3 - 2 единицы. Собственно, бронетранспортёры как класс техники, в СССР вообще не производились, поэтому помощь пришлась как нельзя кстати.

Теперь перечислим технику, которую прислала в Советский Союз Великобритания. Это прежде всего лёгкие пехотные танки "Valentine" различных модификаций - 3332 единицы, 918 средних пехотных танков "Matilda", 253 тяжелых танка "Churchill", 19 лёгких танков "Tetrarch" и 6 средних крейсерских танков "Cromwell". Кроме танков, Британия за годы войны поставила в СССР 2560 бронетранспортёров "Universal Carrier", что ввиду полного отсутствия производства данного класса техники в СССР было даже более существенной помощью для Красной Армии, чем поставки посредственных британских танков. В заключение, сведём все перечисленные нами американские и британские танки в таблицы для более наглядного обзора поставок бронетехники союзниками по ленд-лизу в СССР.

Поставки бронетехники США в СССР в 1941 - 1945 годах

Название техники Класс техники Количество поставленных машин
Sherman Средний танк 4102
Stuart Лёгкий танк 1681
M3 Lee Средний танк 1386
M24 Chaffee Лёгкий танк 2
M26 Pershing Средний танк 1
M17 MGMC ЗСУ 1000
M15A1 MGMC ЗСУ 100
Т48 САУ 650
M10 Wolverine САУ 52
M18 Hellcat САУ 5
M3A1 Scout Бронетранспортёр 3340
M5 Бронетранспортёр 421
M9 Бронетранспортёр 419
M2 Бронетранспортёр 342
T16 Бронетранспортёр 96
LVT Бронетранспортёр 5
M3 Бронетранспортёр 2

Поставки бронетехники Британии в СССР в 1941 - 1945 годах

Давая общую оценку поставляемой в СССР по программе ленд-лиза технике, можно сказать, что решающим образом на ходе военных действий её присутствие на советско-германском фронте не сказалось. Это объясняется тем, что советская промышленность вполне обеспечивала армию танками самостоятельно, причём советские танки "Т-34" или "ИС-2" на порядок превосходили ленд-лизовские образцы. Не вызывали восторга у советких танкистов ни американские "M3 Lee", ни британские "Черчилли", не говоря уже о лёгких танках, годящихся только для решения вспомогательных задач. Лучшим танком, пришедшим с Запада на главный фронт Второй мировой войны, считается "Шерман". Он в целом соответствовал советской "тридцатьчетверке" образца 41-43 годов("Т-34-76"), но в тяжелых условиях восточного фронта, например зимой, с его эксплуатацией часто возникали проблемы. Однако советские танкисты как правило быстро осваивали американские танки и невилировали их недостатки собственной смекалкой и умением найти нестандартный подход к решению любой проблемы.

Действительно стоящей помощью Советскому Союзу со стороны Запада было предоставление в распоряжение советской армии бронетранспортёров, которые отечественная промышленность не производила. В целом, ленд-лиз безусловно поддержал советскую армию и экономику во время войны с Германией - из США и Британии в ходе реализации этой программы пришло большое количество самого различного сырья, снаряжения и продукции - металл, резина, станки, кабели, радиостанции, приёмники, обувь и обмундирование, а также продовольствие и многое другое. Всё это несоменно поддержало СССР в решающей схватке с фашизмом, но даже и без этого советская страна, даже будучи несколько ослабленной, смогла бы вести боевые действия против Германии. Однако если говорить конкретно о танках, то в силу различных причин американские и британские танки существенной роли в боях на восточном фронте не сыграли, во-первых по причине их малочисленности, а во-вторых по причине наличия у СССР собственного танкого парка, превосходящего по качественным показателям поступающую по программе ленд-лиза технику союзников.