История красной звезды. Более века под красным знаменем Флаг советской армии в годы войны
Из истории боевого Красного знамени
С первых дней существования Красной Армии, которая была создана в феврале 1918 г., знаменем воинской части (отряда, полка, дивизии) стало революционное Красное знамя. Конституция РСФСР, принятая в июле 1918 г., законодательно закрепила значение революционного Красного знамени не только как государственного, но и как военного флага Советской республики.
В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции воинские части получали знамена от командования, от партийных и советских организаций, от коллективов рабочих и служащих, тружеников сельского хозяйства. Вот почему они были разнообразны по форме, эмблемам и надписям.
«За власть Советов!»; «Мир хижинам - война дворцам!», «Вперед, к социализму!», «Да здравствует коммунизм!» - такие надписи мы читаем на знаменах того времени (рис. 1). На знаменах первых лет Советской власти, как правило, изображались герб РСФСР и гербы других советских республик, эмблемы родов войск и, конечно, эмблема Красной Армии, утвержденная приказом Революционного военного совета республики (РВСР) в мае 1918 г.,- пятиконечная звезда с плугом и молотом в центре ее.
В первых же боях за молодую Советскую республику многие воинские части Красной Армии показали невиданный массовый героизм. В августе 1918 г. по решению Советского правительства была введена первая боевая награда для особо отличившихся частей Красной Армии - Почетное революционное красное знамя (рис. 2). Уже 20 августа 1918 г. 5-й латышский стрелковый полк первым был награжден Почетным революционным красным знаменем. Этот полк героически защищал Казань, отразив многие атаки противника.
Затем Почетным знаменем был награжден один из полков дивизии В. И. Чапаева, 1-я сводная Симбирская Железная дивизия и другие части.
В декабре 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик. Изменились названия высших государственных органов, был
учрежден Государственный герб СССР и Государственный флаг (см. стр. 197- 198). В 1924 - 1928 гг. была проведена военная реформа, которая во многом изменила структуру Вооруженных Сил СССР.
Необходимо было установить и единый официальный образец боевого знамени.
В июне 1926 г. Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР утвердили «Положение о революционных Красных знаменах частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и образец знамени» (рис. 3).
На этом знамени мы видим герб СССР, пятиконечную звезду с серпом и молотом и надпись «ЦИК СССР» . Такое знамя вручалось каждой воинской части, соединению.
В ноябре 1926 г. было вновь учреждено Почетное революционное красное знамя. Это была правительственная награда, которая вручалась частям, особо отличившимся в боях с врагами социалистического Отечества или показавшим высокие успехи в боевой подготовке в мирное время (рис. 4).
В честь десятой годовщины РККА 23 февраля 1928 г. впервые были удостоены этой высокой награды 19 соединений и частей РККА. Среди награжденных были: 3-я кавалерийская Бессарабская имени Г. И. Котовского и 25-я Чапаевская дивизии.
В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР, и высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Поэтому на знаменах вместо надписи «ЦИК СССР» появилась новая надпись- «Верховный Совет СССР».
Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. явилась суровым испытанием для советского народа и его Вооруженных Сил.
В упорных ожесточенных боях лета и осени 1941 г. рождалась Советская гвардия.
Первый приказ о переименовании 100, 127, 153, 161-й в 1, 2, 3, 4-ю гвардейские дивизии был подписан 18 сентября 1941 г. В приказе говорилось, что эти «дивизии показали образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. В трудных условиях борьбы эти дивизии неоднократно наносили жестокие поражения немецко-фашистским войскам, обращали их в бегство, наводили на них ужас». Далее было сказано: «В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР указанным дивизиям вручить особые гвардейские знамена». Этим приказом фактически и были учреждены гвардейские знамена, которые явились знаком боевого отличия и боевым знаменем части (рис. 5).
В декабре 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден новый единый для Вооруженных Сил СССР образец Красного знамени (рис. 6), а в июне 1943 г. были учреждены знамена гвардейской армии и гвардейского корпуса (рис. 7).
Красное знамя является символом воинской чести, оно напоминает советскому воину о его священном долге преданно служить Советской Родине, не щадя и самой своей жизни.
Красное знамя вручается воинской части по ее сформировании от имени Президиума Верховного Совета СССР представителем Министерства обороны.
Знамя всегда находится при части, а во время боя - в районе ее боевых действий. Устав внутренней службы требует от каждого солдата, сержанта, офицера и генерала «как зеницу ока оберегать знамя своей части». Потеря знамени в бою есть не только несмываемый позор, но и тяжкое преступление перед Родиной.
В Советских Вооруженных Силах сложилась замечательная традиция - верность воинскому знамени. Много можно привести примеров вдохновляющей роли Красного знамени и того, как, не щадя своей жизни, советские воины спасали в бою знамя своей части.
В честь 50-летия Великого Октября многие воинские части и соединения за отличные показатели в боевой и политической подготовке подучили памятные знамена. Их вручали в торжественной обстановке представители Министерства обороны.
Ныне под боевыми Красными знаменами Советские Вооруженные Силы надежно охраняют мирный труд советского народа.
КРАСНАЯ АРМИЯ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
I. Красногвардейский патруль.
II. Двухбашенный пулеметный бронеавтомобиль.
III. Красноармейцы и красный партизан (в центре)
с карабинами. 1918 г.
IV. Красные кавалеристы в годы гражданской войны.
V. Пулеметная тачанка.
VI. Образцы обмундирования красноармейцев и командиров Красной Армии в 1919 -1922 гг.
VII. Эмблема Красной Армии, образцы знаков различия:
1-й ряд (слева направо) - красноармейский
нагрудный знак, значки-кокарды на головные
уборы, введенные в 1918 -1922 гг.
2-й ряд - расцветка петлиц на воротники рубах для различных родов войск, введенные в январе 1919 г.: пехота, кавалерия, артиллерия, воздухоплавательные, инженерные, пограничные войска.
3-й ряд - нарукавные знаки различия командного состава: командующий армией, начальник дивизии, командир полка, командир роты, старшина, отделенный командир.
4-й ряд - петлицы на воротнике шинели с расцветкой по родам войск, введенные в апреле 1919 г.
5 и 6-й ряды - расцветка петлиц с окантовкой на воротнике шинелей и рубах по родам войск. Введена в январе 1922 г.: пехота, кавалерия, артиллерия, авиационные и воздухоплавательные части, инженерные войска, бронетанковые части.
7-й ряд - нарукавные знаки родов войск, введенные в 1920 г.
8-й ряд - нарукавные знаки различия командного состава. Введены в январе 1922 г. 1. Главком. Ј. Командующий армией, помощник командующего армией, командир корпуса. 3. Командир бригады. 4. Командир полка, помощник командира полка, командир отдельного батальона, помощник командира отдельного батальона. 5. Командир роты, помощник командира роты. 6. Помощник командира взвода. (Цвет поля клапана определяется родом войск.)
Джолио Джордж» оружия и боеприпасов для белополяков. «Никто не притронулся к кораблю,- говорилось в газетном сообщении.- Грузчики решили выбросить уголь из бункеров, чтобы корабль не мог нагрузиться оружием в другом порту».
Тяжелую безработицу испытывали в это время французские докеры. Но ни голод, ни нужда не могли заставить докеров Бреста и Гавра, Бордо и Марселя грузить снаряжение для Деникина, Юденича, Колчака.
О своей солидарности с портовыми рабочими Англии, Франции, Америки заявили железнодорожники Италии: чтобы помешать перевозкам военных материалов для борьбы с Советской Россией, они объявили всеобщую стачку. А в августе 1920 г. Международный конгресс моряков и Международный союз транспортных рабочих приняли решение не допускать перевозок военных грузов.
Усиливалось недовольство несправедливой войной и в самих армиях интервентов. Все решительнее солдаты и матросы отказывались выступать против Красной Армии, все настойчивее требовали отправки домой. Участились случаи братания с красноармейцами. Неповиновение командованию, волнения в частях интервентов перерастали в настоящие восстания.
В Одессе отказались идти в бой против Красной Армии три пехотных, саперный и пулеметный французские полки.
Так же поступил и 310-й американский полк, высаженный на Дальнем Востоке. Интервентам пришлось отправить его назад, в США.
В начале 1919 г. вспыхнули волнения в английской части, прибывшей в Архангельск из Мурманска. По приказу английского командования организаторов этих волнений расстреляли. И все же брожения в войсках интервентов продолжались.
Недовольство охватило и японские войска. Солдаты одной из японских рот срезали погоны со своих мундиров и надели красные банты. Их увезли на броненосце в море и там расстреляли. До сих пор на Дальнем Востоке живет память о японском солдате по имени Сато, бывшем рабочем-печатнике, перешедшем на сторону революционного народа. Сражаясь в одном из партизанских отрядов, он погиб смертью героя. Товарищи торжественно похоронили его в Хабаровске.
Настроение среди солдат становилось таким открыто революционным, что интервентам пришлось отозвать свои войска из России. «Мы отняли у нее (Антанты. - Ред.) ее солдат»,- говорил в связи с этим В. И. Ленин. Сочувствие, поддержка со стороны трудящихся капиталистических стран были, по выражению Ленина, важнейшей «причиной того, что все направленные против нас нашествия кончились крахом».
Одним из ярких проявлений международной пролетарской солидарности была организация интернациональных отрядов, сражавшихся в России против белогвардейцев и интервентов. В эти отряды вступали бывшие военнопленные и иностранные рабочие.
Плечом к плечу со своими братьями - народами России сражались в Красной Армии 70-80 тысяч венгерских военнопленных, 30-40 тысяч китайских рабочих, тысячи корейцев, чехов, поляков, сербов, немцев, румын и представителей других народов мира. Они совершали замечательные подвиги в борьбе за дело социалистической революции!
— С какими знаменами Красная армия начала сражаться в Великой Отечественной войне?
— Красная армия вошла в войну со знаменами старого образца, принятого в 1926 году и измененного в 1936-1938 годах. Созданные в мирный период, они не отражали реалий военного времени.
В частности, в условиях войны несколько странным воспринимался лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
Лицевая сторона знамени
Кроме того, в начале войны было создано значительное количество новых воинских частей, имевших право на свое знамя. В 1941 году был учрежден новый формат Гвардейских знамен частей и соединений Красной армии. С лицевой стороны был портрет В.И. Ленина и лозунг «За нашу Советскую Родину». С обратной стороны, в верхнем левом углу — пятиконечная звезда. Посередине — название той части, которой принадлежало знамя.
В декабре 1942 года был утвержден новый образец боевого знамени для воинских частей Красной армии. На его лицевой стороне изображались серп и молот и был помещен лозунг: «За нашу Советскую Родину». На обратной стороне, по центру, располагалась пятиконечная звезда и название соответствующей части.
Гвардеиское знамя
Музей современной истории РоссииЗнамена этих образцов просуществовали до распада СССР.
В отличие от знамен боевых частей и соединений, знамена партизанских отрядов и бригад, действовавших на оккупированной фашистами территории, изготавливались в самих партизанских отрядах из ткани, оказавшейся под рукой. В каждом отряде было свое знамя, а тексты и изображения зачастую вышивались вручную. Поэтому каждое такое знамя - уникально.
Боевые знамена Красной армии при расформировании воинских частей сдавали в Музей вооруженных сил — судьба же многих партизанских знамен до сих пор остается неизвестной.
Знамя 1-и Центральнои партизанскои группы села Усатово
Музей современной истории России— А Сталина на знаменах не изображали?
— Портреты И.В. Сталина изображались в основном на трудовых знаменах. Так, например, на переходящих Красных знаменах Государственного комитета обороны (ГКО), формат которых был учрежден в 1942 году, изображен сдвоенный портрет Ленина и Сталина. Под портретом — лозунг: «Под знаменем Ленина-Сталина вперед, на разгром немецких захватчиков!»
Переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны
Музей современной истории России— Для чего были нужны трудовые знамена?
— В годы войны с небывалой силой развернулось всенародное социалистическое соревнование под девизом «Все для фронта, все для победы». Этот лозунг мы можем увидеть на многих трудовых знаменах. Переходящие Красные знамена вручались за героический труд. Вместе со знаменами вручались и премии.
В годы войны коллектив Метростроя несколько раз завоевывал переходящее Красное знамя ГКО. Тогда там работали преимущественно женщины. За самоотверженный труд в годы войны, строительство третьей очереди метро — «Новокузнецкая», перегон от Курской до Измайловского парка — переходящее знамя ГКО было оставлено им на вечное хранение.
— Каково символическое значение знамени?
— Знамя — символ, объединяющий людей во имя общей идеи, символ чести, доблести и славы. Для миллионов российских людей именно знамена стали символами Победы, которая давалась немыслимыми жертвами и тяжелейшим трудом. И окончательной точкой в войне стало именно знамя, поднятое над Рейхстагом.
Боевое Красное знамя — символ воинской чести. Утрата знамени в бою равносильна потери воинской чести.
В этом случае часть расформировывалась, а ее командиры шли под суд военного трибунала.
Знамя — яркое историческое свидетельство. Каждое знамя - это непосредственный участник событий. В огромном фонде Государственного центрального музея современной истории России более 150 знамен времен Второй мировой войны. Это и боевые знамена частей и соединений Красной армии, и знамена партизанских отрядов, и многочисленные трудовые знамена коллективов предприятий, колхозов, партийных, комсомольских, профсоюзных и других организаций. И конечно, трофейные флаги и штандарты вермахта.
— Что происходило с трофейными знаменами?
— К началу Великой Отечественной войны Красная армия не имела самостоятельной трофейной службы. Но уже 22 марта 1942 года ГКО принял постановление о создании Центральной комиссии по сбору трофейного вооружения и имущества под председательством маршала Советского Союза .
Красная армия на подступах к Берлину получала огромное количество военных трофеев. Среди них был знаменный фонд армейских музеев Германии. Дело в том, что с сентября 1944 года по приказу Гитлера штандарты вермахта в действующих немецких частях заменялись на нацистские флаги во избежание попадания в руки врагов, соответственно, подлинные знамена и штандарты хранились в музеях.
Перед Парадом Победы в июне 1945 года было отобрано двести боевых знамен, которые бросали к подножию Мавзолея. Среди них были не только знамена Третьего рейха, но и знамена кайзеровской Германии.
Кстати, нацистская символика была даже на Эльбрусе. Но уже в 1943 году бойцы альпинистского отделения Красной армии с боями поднялись на гору, сорвали фашистские знамена и установили государственный флаг СССР.
Воздвижение советского флага на Эльбрусе вместо немецкого
Музей современной истории России— Есть в коллекции иностранные знамена времен Второй мировой войны?
— Есть знамена движения Сопротивления, например из Франции и Бельгии. В годы Второй мировой войны движение Сопротивления существовало во многих странах, оккупированных Гитлером. И, несмотря на жесточайший террор со стороны оккупантов и их пособников, движение Сопротивления внесло вклад в Победу и ускорило освобождение оккупированных стран.
Что интересно, эти знамена хорошо показывают, как тогда на Западе оценивали роль Советского Союза в борьбе против нацистских захватчиков. Ни у кого не возникало сомнений в решающем вкладе Красной армии в Победу.
За событиями на восточном фронте внимательно следили во всей Европе. После победы в Сталинградской битве появилась надежда на освобождение Европы от фашизма, а несколько отрядов Сопротивления во Франции даже взяли имя Сталинград.
Знамя одного из таких отрядов хранится в Музее современной истории России. Оно принадлежит 2-му батальону макизар гг. Спезе и Пенарпон.
Знамя французских партизан 2-го батальона макизар гг. Спезе и Пенарпон
Музей современной истории РоссииТакже примером того, как оценивалась победа под Сталинградом, может служить флаг с государственной символикой СССР, который англичанка Эдит Паркер вывесила из окна своего дома после победы под Сталинградом. По воспоминаниям ее сына, она верила, что Красной армии и союзникам удастся побороть нацизм.
Отдел науки «Газеты.Ru» выражает благодарность Музею современной истории России за помощь в подготовке материала
Большую часть ХХ века Россия прожила под красным флагом. И ответ на вопрос, почему он такого цвета, многим казался однозначным. Еще когда советских детей принимали в пионеры, им разъясняли: пионерский галстук – это частица Красного знамени, цвет которого символизирует кровь, пролитую в борьбе против угнетения, за свободу и счастье трудового народа.
Но только ли с кровью борцов и героев связано происхождение кумачового полотнища?
Символ власти
С древних времен красный цвет был символом власти и могущества. А после того как Юлий Цезарь первым надел пурпурную тогу, она стала обязательным для римских императоров облачением (как мы помним, наместник императора в провинции – прокуратор – довольствовался «белым плащом с кровавым подбоем»). И не случайно: красные красители были исключительно дорогими.
То же было и во Втором Риме» – в Византии. Так, сыновья императора, рожденные в период его правления, имели приставку к имени Багрянородный, или Порфирородный, в отличие от родившихся до вступления кесаря на престол (византийский император Константин VII Багрянородный стал крестным отцом княгини Ольги во время ее крещения в Константинополе в 955 году). Сохранялась эта традиция и позже, на протяжении веков красный цвет по-прежнему являлся прерогативой монархов и высшей знати. Вспомним парадные портреты королевских особ: их герои предстают если не в красном облачении, то обязательно на красном фоне.
Символы ушедшей эпохи – неизменный атрибут военных парадов
Только красный сургуч всегда использовался и для королевских печатей, употребление подобной печати частными лицами было строжайше запрещено. На Руси красный также считался цветом царской власти, «державности», и государева печать ставилась только на красном сургуче. Соборное уложение 1649 года царя Алексея Михайловича впервые вводило понятие «государственное преступление». И один из первых его видов – использование кем-либо, помимо царя и его приказных, красного оттиска. За это полагался только один вид казни – четвертование.
Французское наследие
Переворот во всех прежних порядках и обычаях принесла Великая Французская революция конца XVIII века. С первых ее дней, когда толпы городского работного люда собирались на бурные сходки у королевского дворца, кто-то придумал размахивать куском красной материи над головой. Дерзкий жест был с удовольствием подхвачен: это был знак бунта, неподчинения королю. «Митингующие» как бы говорили ему: «Ну, вот твой красный цвет… и что ты с нами можешь сделать?» Кроме того, у простолюдинов появилась мода на красные – «фригийские» – колпаки, подобные тем, что в Древнем Риме носили отпущенные на волю рабы. Так люди хотели показать: теперь мы свободны.
А самая радикальная группировка, якобинцы, во главе с Робеспьером, сделала красный флаг своим «фирменным знаком». Они собирали под ним обитателей парижских трущоб, натравливая их на своих политических противников. Однако когда якобинцы сами захватили власть, они отказались от отдельного «ультрареволюционного» флага и приняли уже существовавший сине-бело-красный триколор.
Именно со времен Французской революции красный флаг стал символом недозволенного властями действия, борьбы против существующих порядков…
Кстати говоря, с легкой руки английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона принято считать, что пираты всегда совершали нападения под черным флагом с черепом и костями. Но это не так – морские разбойники чаще всего поднимали красное полотнище, бросая тем самым вызов всему и всем! Да и само его название «Веселый Роджер» происходит от французского Joyeux Rouge (ярко-красный). И было это задолго до Французской революции!
Так или иначе, сами французы вспомнили о «бунташном» кумаче только через полвека, в 1848 году, когда в стране вспыхнула очередная революция. К власти пришла промышленная буржуазия, но парижская «улица», прежде всего вооруженные рабочие, настойчиво пыталась диктовать свои требования – обеспечить право на труд, ликвидировать безработицу и т.д. И еще одно: изменить национальный флаг: вместо трехцветного – красный. И практически все было выполнено.
Но когда дело дошло до, казалось бы, самого незначительного – флага, власти уперлись. И только после бурных дебатов, под мощным давлением восставших удалось договориться: старое знамя оставалось, но на синюю полосу пришивался красный кружок – розетка. Рабочие посчитали это своей большой победой, буржуазия же – знаком опасности, эмблемой социализма, смириться с которой она не могла. Революция вскоре была подавлена, а розетка ликвидирована. Но с этого времени красный цвет стал не просто символом бунта, а социальной революции. Именно поэтому в марте 1871 года Парижская Коммуна уже безоговорочно сделала красное знамя своим официальным символом… на 72 дня.
Под знаменем революции
Однако подлинное признание алое полотнище обрело в России, хотя принято оно было довольно поздно – российские бунтари никогда не использовали красных флагов. Ведь ни одно народное выступление не было формально направлено против царя – массы людей никогда не поднялись бы против «помазанника Божьего». Поэтому каждый вожак объявлял себя либо «чудом спасшимся» царем или царевичем, либо «большим воеводой», которого послал сам государь, чтобы покарать притеснителей народа. И лишь в начале XX века, после дискредитации царской власти в результате Кровавого воскресенья 9 января 1905 года, в стране начались «красные бунты».
Красными стягами и транспарантами оказались расцвечены многолюдные митинги, колонны демонстрантов во время начавшейся первой русской революции. В этом был заложен двойной смысл: они символизировали кровь невинных жертв, пролитую царскими карателями 9 января, но и – вызов официальной власти со стороны тех, кто поднялся на борьбу за социальную справедливость.
Две стороны законодательно утвержденного знамени Вооруженных сил Российской Федерации. Рисунок с официального сайта Министерства обороны РФ
Красный флаг подняли и матросы, восставшие в июне 1905 года на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» (за это монархическая пресса сразу же окрестила их «пиратами»).
А во время декабрьского вооруженного восстания в Москве, которое считается высшей точкой этой революции, практически на всех баррикадах развевались красные стяги. И Пресню стали называть Красной – еще до кровавого разгрома рабочих дружин правительственными войсками.
С первых дней Февральской революции 1917 года Петроград стал «красным» – транспаранты, банты, повязки, флаги… Даже фрондерствующий великий князь Кирилл Владимирович демонстративно явился в Государственную думу с красной розеткой в петлице. А еще был выпущен значок с государственным гербом, на котором двуглавый орел держал в лапах красные флажки!
Вскоре вышли на политическую арену и большевики. Они сразу же стали создавать вооруженные отряды Красной гвардии – в основном из рабочих, а также солдат и матросов. Их бойцы имели красную нарукавную повязку с надписью «красная гвардия» и красную ленту на головных уборах. Именно красногвардейцы и составили основную ударную силу Октябрьского вооруженного восстания. Еще одной мощной силой, которая приняла активное участие в новой русской смуте, были революционные матросы. Они считали себя наследниками «потемкинцев» и чаще всего выступали под красными знаменами, хотя в основном были анархистами.
Для пришедших к власти большевиков во главе с Лениным не было никаких сомнений по поводу цвета нового знамени Советской России: только красный – символ Революции! Отсюда Красная армия, красная звезда, орден Красного знамени…
Согласно декрету ВЦИК от 8 апреля 1918 года, красный флаг Советской республики утверждался как государственный и как боевое знамя ее Вооруженных сил. Однако по размерам, форме, лозунгам на полотнищах он не имел единого образца. Надписи брались в основном из призывов большевистской партии: «За власть Советов!», «Мир хижинам – война дворцам!», «Вперед к светлому царству коммунизма!» и др.
Конституция СССР 1924 года утвердила государственный флаг страны, который представлял собой красное полотнище с изображением серпа и молота и пятиконечной звезды «как символ нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества» . Эта символика оставалась «в силе» вплоть до распада СССР в 1991 году. На всех официальных и неофициальных мероприятиях Страны Советов – съездах и конференциях, демонстрациях и парадах, торжественных собраниях – доминировал красный цвет. Красным было и Знамя Победы, водруженное советскими воинами над рейхстагом в 1945 году.
В конце концов, даже название главной «парадной» площади страны – Красной – стало невольно переосмысливаться в том же, советско-революционном, ключе, и приходилось специально разъяснять, что в данном случае название это старинное и обозначает «красивая».
В преддверии распада Советского Союза, когда в прессе начались повальные «разоблачения» всего, связанного с историей советского периода, стали все чаще повторяться и призывы отказаться от красного флага как олицетворения коммунистической власти. Потом появилось даже клише «красно-коричневые», которое применялось ко всем, кто выступал против «демократического обновления страны»…
Некоторые радикальные демократические движения (не говоря уже о монархистах) еще с 1988 года стали использовать на своих мероприятиях дореволюционный триколор, постепенно он стал утверждаться в общественном сознании как символ будущей новой России. Все «красное» должно было остаться в прошлом.
22 августа 1991 года, после поражения путча ГКЧП, чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным флагом Российской Федерации «исторический» бело-сине-красный – тот, что был официальным флагом Российской империи с 1883 по 1917 год (постановление было утверждено 1 ноября V съездом народных депутатов). Отменялись красные знамена и в Вооруженных силах, они изымались у всех частей и заменялись на трехцветные. Однако далеко не все в нашей стране приняли такие перемены, особенно в армии. Не собирались отказываться от красных флагов левые политические силы.
29 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин утвердил закон о знамени Вооруженных сил Российской Федерации (в СССР такого, единого, знамени не было). Главное военное знамя России несло символический – объединяющий – смысл, включая геральдические элементы из разных эпох российской истории: красный цвет, пятиконечные звезды и двуглавого орла. Тогда же воинским частям были возвращены их овеянные славой Красные знамена.
Интересной, но мало затронутой темой является символика пятиконечной звезды. Этот несложный символ — один из древнейших, им начали пользоваться еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Он получил распространение во многих культурах и имеет большую смысловую нагрузку. Одна и та же, различающаяся лишь цветом, звезда присутствует в символике Соединенных Штатов, Евросоюза, Советского Союза, Китая и многих других стран и общественных движений.
Так как она широко используется для передачи различных смыслов и идей, для лучшего их понимания кратко рассмотрим некоторые основные ее значения.
Андрей Рублёв. Преображение Господне. 1405 г
А вообще первое известное использование пятиконечной звезды приходится на государства Шумера в Междуречье за 3000 лет до н. э. В их письменности такая пиктограмма обозначала угол, маленькую комнату, яму.
У древних пифагорейцев пентаграмма (от слова пентаграмос — пятилинейный), означала пять убежищ, куда был помещен первобытный хаос во время создания мира, и они находились в Тартаре. Тьма, находящаяся в этих убежищах, считалась источником души мира, а также источником мудрости. Эта пентаграмма рисовалась двумя лучами кверху.
Символ богини правящей этим потусторонним миром — яблоко, так как при разрезе в нем можно увидеть пентаграмму. Поэтому пентаграмма была также символом здоровья и богини Гигиеи. Кроме того, Пифагор утверждал, что в геометрии пентаграмма является математическим совершенством. Но, не углубляясь в математические характеристики этой фигуры, пойдем дальше.
В каббале пентаграмма одним лучом кверху означает мессию. Пентаграмма также является символом печати Соломона и некоторое время была официальной печатью Иерусалима.
Для мусульманина она может означать пять столпов мусульманской веры и пять ежедневных молитв.
В христианской Европе пятиконечная звезда имела целый ряд символических значений. Кроме оставшегося со времен древнего мира символа здоровья, она символизировала пятью лучами пять чувств, пять пальцев. В религии пентаграмма использовалась как символ пяти ран Христа, пяти радостей Марии, которые ей доставляло совершенство ее сына Иисуса. Она также символизировала Вифлеемскую звезду в Рождество (в России Вифлеемская звезда была семиконечной).
Одним из главных значений пятиконечной звезды был символ человеческой природы Христа, поэтому в эпоху Возрождения, когда человек и человеческая личность начали принимать все большее значение, этот символ стал также более важным. Пятиконечная звезда напоминает человека с вытянутыми в стороны руками и расставленными ногами, наподобие рисунков Леонардо да Винчи. С развитием гуманизма и атеизма звезда начала означать просто человеческую личность, как новую высшую ценность новой эпохи.
По настоящему же широкое распространение пятиконечная звезда и гуманистические идеалы получили во время Великой французской революции. С приходом новой богоборческой идеологии, человек выносился на первое место в системе ценностей, и звезда в гуманистическом значении, стала одним из важнейших символов. В результате этих изменений звезда получила также широкое распространение и в военной символике сначала французской республики, а потом и других стран. В этой сфере она символизировала бога войны Марса, по преданию родившегося из лилии, которая напоминает пятиконечную звезду. Этот знак используется и для опознавания и для различных других обозначений.
С распространением ценностей и социальных сил новой эпохи начала свое распространение и пятиконечная звезда. Она всегда была важным знаком в символике масонов, социальной силы, начавшей обретать мировое значение после французской и американской революций. Кроме древних и оккультных значений, звезда стала широко использоваться ими для публичного выражения их идей — духовного совершенствования человека и возведение человека во главу всей системы ценностей в атеистическом варианте. Поэтому звезда широко используется в государственной символике многих стран, построенных по масонским чертежам — Соединенных Штатов, где звезды на флаге означают также Царство Небесное, Евросоюза и других.
Пятиконечную звезду используют также многие движения и организации, ее символика при этом часто связана либо с масонскими силами, стоящими за ними, либо с принявшим ее в свою символику коммунистическим движением.
Звезду с двумя лучами кверху использует церковь «святых последнего дня» или мормонов. Перевернутая звезда с лучами разных цветов символизирующая Вифлеемскую звезду также является символом крупнейшей фратерналистской организации — ордена Восточной Звезды. Этот орден объединяет около миллиона масонов в ранге не ниже мастера и известен своей благотворительной деятельностью.
Перевернутая пентаграмма с двумя лучами кверху — один из главных символов сатанистов. Такая пентаграмма означает Тартар или ад, место, куда заключены падшие ангелы. Внутри перевернутой пентаграммы также часто рисуют голову Бафомета в виде головы козла. Все это символизирует античеловеческую природу и поклонение животной страсти. Три обращенных вниз луча звезды также означают отвержение святой Троицы.
Пентаграмма также часто встречается и у язычников, служа им одним из символов веры — пять концов звезды означают землю, воду, воздух, огонь и дух. Хотя в древности языческая пентаграмма рисовалась двумя лучами кверху, сейчас она, как правило, изображается кверху одним лучом, чтобы не вызывать ассоциаций с сатанистами. Как в древности, так и сегодня пентаграмма остается важным символом для друидов, викканцев, нео-пифагорийцев и других групп, исповедующих язычество и практикующих магию.
В 20-ом веке, когда коммунистическое движение начало приобретать мировое значение, и в России произошла социалистическая революция, новому государству понадобились новые символы. Первоначально красная звезда с плугом и молотом была принята как эмблема и опознавательный знак Красной Армии. Здесь звезда символизировала бога войны Марса, и эта эмблема олицетворяла защиту мирного труда.
После Февральской революции Временное правительство погоны отменило, но от «марсовой звезды» не отказалось. 21 апреля 1917 года военный и морской министр А. Гучков помещает пятиконечную звездочку на околышки фуражек моряков – прямо над якорем.
Однако наиболее ярко «марсова звезда» зарекомендовала себя после другой революции – Великой Октябрьской. Не успело молодое советское правительство начать формировать Красную армию, как возникла насущная необходимость в новой символике. Это было в немалой степени вызвано тем, что в пожаре Гражданской войны противоборствующие стороны были зачастую одеты в одежду одного и того же покроя и в бою нелегко было отличить чужих от своих.
Так в символике Страны Советов впервые появляется знаменитая красная пятиконечная звезда.
К сожалению, точных, подтвержденных документально, свидетельств об авторе этого символа не сохранилось. Одни историки считают, что звезду предложил один из комиссаров Московского военного округа Н. Полянский, другие – что это сделал член Всероссийской коллегии по организации и управлению Красной армии – К. Еремеев.
Впрочем, в первые годы, из-за имевшихся в ядре большевистской организации антихристианских и сионистских элементов, было принято изображение звезды двумя концами кверху. Первый советский орден Красного Знамени имел именно такое перевернутое изображение звезды.
Но подобный символ вызвал такое неприятие в обществе, что скоро от этого отказались и официально утвердили изображение звезды одним лучом кверху.
Но новой стране требовалась также новая государственная символика, и красная звезда оказалась достаточно подходящим и популярным для этого символом. Поэтому скоро она переместилась со знамен несущей освобождение мировому пролетариату армии на герб и знамена первой строящей коммунизм страны. В советской государственной символике красная звезда рядом с серпом и молотом стала означать единение трудящихся пяти континентов единым началом и целью. Красный цвет символизировал братство и кровь, пролитую за свободу трудящихся всего мира.
Достоверно известно, что впервые новый символ был упомянут в газете «Известия» 19 апреля 1918 г. Там была опубликована заметка о том, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака в виде красной звезды с золотистым изображением молота и плуга. Первоначально красная звезда несла на себе еще и изображение книги, но это выглядело чересчур аляповато и книгу убрали.
Официально символ под названием «марсова звезда с плугом и молотом» был утвержден приказом Л. Троцкого от 7 мая 1918 г. Там же было сказано следующее: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Лицам, не состоящим на службе в составе Красной армии, указанные знаки предлагается немедленно снять. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы суду военного трибунала».
Сначала «марсова звезда» носилась на треугольной колодке, цепляемой на левой стороне груди. Однако эта форма оказалась неудобной, и ювелирная фирма предложила размещать звезды на венках из лавровых и дубовых листьев, которые остались от старых знаков.
Какое-то время форма и расположение звезды сильно варьировались. 29 июля 1918 г. Троцкий издает еще один приказ, где красную звезду обязывали носить на околышке фуражки. Покрытый лаком, значок-кокарда был более выпуклой формы, а лучи звезды имели более округлые края.
Наибольшее количество кривотолков, и тогда и сейчас, вызывало значение символа красной звезды. Ненавистники Советской власти тут же вспоминали масонов, а то и сатанистов. Насчет масонов. Безусловно, они в России были довольно давно. Сперва масоны несли просветительские идеи, а после Радищева и восстания декабристов начали выражать интересы прозападного либерального дворянства, интеллигенции и крупной буржуазии.
Как известно, большевики либералов давно недолюбливали, а после Февральской революции вообще стали по другую сторону баррикады. Ну а масонов вообще не жаловали. То ли дело – символика США, которая действительно создавалась масонами, и чего никто особо и не скрывал (отсюда и звезды на флаге, и пирамида с глазом на долларе и др.).
Что до красной звезды, то большевики руководствовались при ее выборе относительной новизной символа и его вполне традиционными смыслами – военным («марсова звезда»), защитным (пентаграмма, как оберег) и путеводным (как символ высоких устремлений).
Конечно, новая символика (не без пропаганды противников советской власти) поначалу вызывала у части простого народа суеверное опасение. Недаром 11 февраля 1919 г. на конференции 2-й Советской (Украинской) дивизии начальник ее политотдела И. Минц сетовал, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против «коммуний», против новой «кокарды» – красноармейской звезды…».
А тут еще большевики допустили и недосмотр, расположив новый символ двумя лучами вверх. Это видно и по первым нагрудным знакам, и на некоторых большевистских плакатах (например, плакат Д. Моора «Советская Россия – осажденный лагерь. Все на оборону!» 1919 г.). А, как я уже писал, после работы Э. Леви такое положение звезды стало трактоваться как знак сатанизма. При этом совсем забылось, что перевернутая пентаграмма была на печати императора Константина (того, который сделал христианство официальной римской религией) и вообще долгое время трактовалась как символ Преображения Иисуса Христа (это можно увидеть, например, на иконе Андрея Рублева). Естественно, обнаружив такую реакцию, большевики придали звезде более «благопристойное» положение.
Давайте посмотрим, как объясняли простому народу символику Красной Звезды сами комиссары РККА в листовке 1918 г.:
«…Красная звезда Красной армии – это звезда Правды… Поэтому на красноармейской звезде и изображен плуг и молот. Плуг пахаря-мужика. Молот молотобойца-рабочего.
Это значит, что Красная армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа…. Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной армии».
На этом история Красной звезды не закончилась. 16 января 1919 г. шитые звезды украсили новый головной убор красноармейцев. Формой он копировал шлемы русских витязей и поэтому поначалу его окрестили «богатыркой». Однако вскоре его стали называть по фамилиям знаменитых красных командиров – «фрунзевкой» и « буденовкой » (последнее название и прижилось).
Происходили изменения и в дизайне звезды. 13 апреля 1922 года, изображенный на ней, плуг заменили более изящным серпом. А 11 июля того же года изменилась и форма звезды – она перестала быть выпуклой, а ее лучи снова распрямились. В таком виде она окончательно утвердилась в Красной (а затем Советской) армии.
В 1923 году, уже без орудий труда (чтобы не повторять военную эмблему) Красная Звезда увенчала герб Советского Союза и гербы практически всех советских республик. Интересно, что на герб РСФСР она попала позже всех – в 1978 году! Также интересно, что в 1930-х годах предлагался проект сделать звезду 11-лучевой (по числу союзных республик).
Перейдя на герб СССР, пятиконечная звезда приобрела уже более глобальную символику. Речь шла уже о пяти материках, где идет кровавая борьба за освобождение трудового народа от эксплуатации.
В 1924 году пятиконечная звезда появляется на флаге СССР, в 1928 г. (с портретом юного Ленина) появляется октябрятская звездочка, в 1935 г. украшенная самоцветами звезда увенчала Спасскую башню Кремля, а в 1942 г. форму звезды принимает пионерский значок (до этого он носил форму флага).
Казалось бы, что с распадом Советского Союза кончилось и время Красной звезды. Осколки державы избрали себе новые символы, звезда осталась лишь в символике Коммунистических партий. В России поговаривали даже, что и Кремлевские звезды не мешало бы заменить двуглавыми орлами.
Однако нарастающее социальное напряжение, моральный и экономический упадок на постсоветском пространстве заставил некоторых политических лидеров относиться к советской символике более осторожно. Так в 2002 году, пытаясь хоть как-то восстановить «распавшуюся связь времен», министр обороны России С. Иванов предложил, а Президент В. Путин утвердил возвращение пятиконечной звезды в символику Российской армии.
источники
http://shkolazhizni.ru
http://ricolor.org/history/rsv/good/zvezda/