Какой двигатель на т 90. Сколько весит танк. Сравнение вооружения и боекомплекта

Т-90 «Владимир» - современный российский основной боевой танк. Создан в конце 1980-х - начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б, под индексом Т-72БМ, однако был в 1992 году принят на вооружение уже под индексом Т-90. Индекс Т-90 был присвоен машине по личному распоряжению Президента Российской Федерации. Мелкосерийное производство танка было начато в том же году, всего же на 2010 год на вооружении Российской армии находилось около 250 танков Т-90. В 2008-2009 годах согласно контракту поставлялось по 63 танка ежегодно. В 2010 году было запланировано производство 63 танков, в войска же поступил 61 танк. На 2011 г. производство Т-90 для Российской армии не запланировано.

Помимо этого, начиная с 2000 года, начаты поставки в Индию, а с 2010 и лицензионное производство танка на заводах Индии. В планах довести число танков этого типа в индийской армии до 1657. Также в 2006-2008 годах были заключены контракты на поставки танка в ряд других стран, в частности, Алжир и Саудовскую Аравию. Стоимость нового Т-90 по контрактам на поставку российской армии составляет 70 миллионов рублей за единицу по состоянию на 2010 год; в марте 2011 года была названа другая стоимость - 118 млн.

История создания и производства


Модификация Т-72, созданная в конструкторском бюро «УКБТМ (Уральское КБ Транспортного машиностроения)» (Нижний Тагил) в 1989 году под руководством главного инженера Владимира Поткина (первоначальное название танка было «объект 188», или Т-72БУ).
«Объект 188» разрабатывался параллельно со значительно более совершенным экспериментальным танком Объект 187, также бывшим развитием серии Т-72. Однако вскоре после распада СССР внедрение в серийное производство «Объекта 187» пришлось свернуть, и в качестве основного танка был избран более простой Т-72БУ, переименованный в Т-90. Тем не менее, впоследствии многие прогрессивные технические решения «Объекта 187» удалось применить в новом, перспективном поколении российских танков.

Серийное производство началось в 1992 году. В 1992-1996 годах промышленность поставила сухопутным войскам в общей сложности не более 120 Т-90, затем производство было остановлено и возобновлено лишь в 2004 году. Новыми танками, в частности, полностью укомплектован один из полков 21-й Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова мотострелковой дивизии СибВО, а также 108 танковый полк 5-й гвардейской Будапештской танковой дивизии (дислоцировавшийся в Бурятии); один батальон Т-90A выпуска 2004-2005 годов числится в Таманской мотострелковой дивизии.

Конструкция Т-90 повторяет основные принципы советского танкостроения: от зарубежных танков, например, «Абрамс», имеющих просторную компоновку, что увеличивало размер танка, его массу, требовало установки мощного двигателя, снижало возможности для повышения защиты, Т-90 отличается высокой плотностью компоновки (малым заброневым объёмом), применением нетрадиционных средств повышения защищённости (динамическая защита, КОЭП), ракетно-пушечным вооружением.
За основу нового танка был принят советский Т-72Б разработки УКБТМ. С 1985 г. он производился вместе с Т-80У, но отличался от него примитивной неавтоматизированной системой управления огнём (СУО). Таким образом, создание Т-90 подразумевало доведение Т-72Б до уровня Т-80У по всем показателям, чего, однако, до последнего времени не удалось добиться в отношении подвижности.
На Т-90 первых серий («объект 188»), помимо СУО 1А45Т, унифицированной с Т-80, устанавливался комплекс оптико-электронного подавления «Штора-2», обеспечивающий танку индивидуальную защиту от находящихся на вооружении большинства армий мира противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper head» за счёт создания активных помех их наведению.

Новая версия Т-90 (Т-90А, или «объект 188А1»), поступившая в производство с 2004 г., усовершенствована в ряде отношений. В частности, в качестве ночного прицела установлен современный тепловизор 2-го поколения «Эсса» с полностью стабилизированным полем зрения, интегрированный с основным прицелом и его дальномерным каналом; прежняя литая башня заменена на усиленную сварную с габаритом брони до 950 мм; вместо 840-сильного двигателя создан 1000-сильный дизель В-92С2. В дальнейшем планируется установка на танк перспективного 1200-сильного дизеля В-99; по некоторым данным, заменён стабилизатор орудия, что вдвое повысило перебросочную скорость наведения башни и улучшило точность стрельбы с ходу. Программа их закупок остаётся крайне ограниченной: к 2015 г. планируется приобретение семи батальонных комплектов (217 машин). В 2007 г. Министерство обороны РФ закупило 60 танков (два батальонных комплекта) Т-90А.

В августе 2007 года было объявлено о поставке около 100 тепловизионных камер модели Catherine FC, французского производителя Thales, для установки их на танках Т-90 российской армии. Камера Catherine FC позволяет обеспечить эффективное распознавание целей в различных условиях освещения, днем и ночью. Она рассчитана на установку в компактных оптоэлектронных модулях, которые могут размещаться на платформах любого рода и в дальнейшем интегрироваться в сложные информационные системы поля боя.

Модификации


  • Т-90 - первая серийная модификация.
  • Т-90К - командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
  • Т-90А - модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизионным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
  • Т-90АК - командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90С - экспортный вариант Т-90.
  • Т-90СК - командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90СА - экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
  • Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90АМ - глубокая модернизация Т-90А, увеличена мощность двигателя (на 130 л.с.), доработан ствол, коробка передач, реализован панорамный обзор, новая защищенная пулеметная установка, усовершенствованный программно-технический комплекс и улучшенный автомат заряжания.

    Ведется разработка новой модификации Т-90М. Танк будет иметь совершенно новую конструкцию башни, которая практически лишена ослабленных уязвимых зон и является всеракурсной.
    Установлен панорамный прицел. Существенно лучше защищена не только фронтальная, но и боковая проекция, а также корма. Самое актуальное в плане защиты - усиленная защита крыши. На танк могут быть установлены пушки как 2А46М5, так и совершенно новое орудие с серьёзно улучшенными баллистическими характеристиками - 2А82. Модернизированный танк может быть оснащен новым автоматом заряжания, рассчитанным на БОПС большого удлинения, а в кормовой части башни предусмотрен контейнер для дополнительного боекомплекта. Также возможна установка новой ДЗ «Реликт» вместо «Контакт-V». Комплекс позволит увеличить противоснарядную защиту Т-90 в 1,4 раза по БОПС и в 2,1 раза увеличивает противокумулятивную стойкость. Ведутся работы по внедрению моноблочной силовой установки на базе V-образного 1000-сильного турбодизеля В-92С2 (либо его форсированной версии В-99 мощностью 1200 л.с.), систем управления движения с помощью штурвала и автоматического переключения передач. В настоящее время опытным производством УКБТМ изготовлена только башня.

    Боевая и техническая характеристики

  • Боевая масса - 46,5 т
  • Экипаж - 3 чел.
  • Высота по крыше башни - 2230 мм
  • Пушка - 125-мм гладкоствольная - пусковая установка
  • Боекомплект - 43 выстрела
  • Типы боеприпасов - БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
  • Комплекс управляемого вооружения - 9К119
  • Управляемая ракета - 9М119 с управлением по лучу лазера
  • Дальность пуска УР - 100-5000 м
  • Вероятность попадания УР - 0,8 по цели типа танк при стрельбе с места
  • Дальномер - лазерный
  • Стабилизатор - электрогидравлический по вертикали, электромеханический по горизонтали
  • Баллистический вычислитель - электронный
  • Тепловизор - есть
  • Заряжание - автоматическое
  • Дублированное управление огнем - от командира танка
  • Пулеметы - один 12,7-мм, один 7,62-мм
  • Броневая защита - комбинированная
  • Динамическая защита - встроенная
  • Комплекс оптико-электронного подавления - ТШУ-1
  • Дымовые гранатометы - 12 шт.
  • Максимальная скорость - 60 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 500 км
  • Двигатель - двенадцатицилиндровый четырехтактный многотопливный дизель
  • Мощность двигателя - 618 кВт (840 л.с.)
  • Трансмиссия - механическая планетарная
  • Подвеска - торсионная
  • Гусеница - с РМШ
  • Глубина преодолеваемой водной преграды - 5м (с подготовкой)

    Описание конструкции


    Т-90 имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения - посередине и моторно-трансмиссионного отделения - в кормовой части. Экипаж Т-90 состоит из трёх человек - механика-водителя, размещающегося по продольной оси танка в отделении управления и наводчика с командиром, находящихся в башне слева и справа от орудия, соответственно.

    Броневой корпус и башня

    Т-90 имеет резко дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус Т-90 - сварной, башня - литая на Т-90 и сварная на Т-90С и Т-90А. Основным материалом корпуса является броневая сталь; верхняя лобовая плита корпуса, а также лобовая часть башни в пределах курсовых углов ±35° состоят из многослойной композитной брони. Частично, многослойную конструкцию имеют также борта и крыша башни и бортовые бронеплиты корпуса.

    Форма броневого корпуса Т-90 и его компоновка не изменились по сравнению с Т-72, хотя защищённость нового танка и возросла по сравнению с предшественником, за счёт применения более современной композитной брони. Корпус Т-90 имеет коробчатую форму, с клиновидной носовой частью со стандартным для советских основных боевых танков углом наклона к вертикали верхней лобовой плиты - 68°. Борта корпуса вертикальные, верхняя их часть состоит из броневых плит, нижняя же образована краями днища. Корма корпуса имеет обратный наклон. Крыша корпуса состоит из нескольких катаных броневых листов, днище корпуса же - цельноштампованное, сложной формы.

    Точные данные о бронировании Т-90, по состоянию на 2008 год, остаются засекреченными. Тем не менее, существуют многочисленные оценки как российских, так и западных специалистов относительно эффективности его лобового бронирования. Стойкость бронирования лобовой проекции корпуса и башни против обстрела бронебойными оперёнными подкалиберными снарядами оценивается в целом, с учётом встроенной динамической защиты, как эквивалентная 800-830 мм катаной броневой стали. Бронестойкость же корпуса и башни против обстрела кумулятивными боеприпасами оценивается, также с учётом динамической защиты, в 1150-1350 мм. Эти данные относятся к максимальному уровню бронирования и не учитывают ослабленных зон, имеющихся на любом танке. Для Т-90 ослабленными зонами являются участок верхней лобовой детали в районе смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони снижена для возможности выведения прибора на крышу, а также участки башни по бокам от орудийной амбразуры, не имеющие комбинированной защиты и имеющие меньшую толщину.

    Активная защита

    Помимо традиционного бронирования и динамической защиты, Т-90 оборудован активной защитой, состоящей из комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс предназначен для защиты от поражения танка противотанковыми управляемыми ракетами и состоит из станции оптико-электронного подавления и системы постановки завес. Станция оптико-электронного подавления предназначается для защиты от ракет с полуавтоматической системой наведения и состоит из двух инфракрасных прожекторов ОТШУ-1-7, двух модуляторов и пульта управления. Система постановки завес предназначена для противодействия управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера, а также препятствования работе лазерных дальномеров и постановки дымовой (аэрозольной) завесы. Система состоит из комплекса индикаторов лазерного излучения, включающего в себя два датчика грубого и два - точного определения направления, системы управления и двенадцати пусковых установок аэрозольных гранат.
    При обнаружении облучения танка лазерным излучением, система постановки завес обеспечивает определение направления облучения и оповещение экипажа, после чего автоматически или по указанию командира танка производит отстрел аэрозольной гранаты, при разрыве создающей аэрозольное облако, ослабляющее и частично отражающее лазерное излучение, нарушая работу систем наведения ракеты. Помимо этого, аэрозольное облако маскирует танк, выполняя функции дымовой завесы и может применяться специально для этой цели.

    Вооружение


    Основное вооружение

    Основным вооружением Т-90 является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М, размещённая в спаренной с пулемётом установке на цапфах в лобовой части башни и стабилизированная в двух плоскостях системой 2Э42-4 «Жасмин». Длина ствола орудия составляет 48 калибров / 6000 мм. Пушка снабжена автоматом заряжания и способна вести огонь управляемым вооружением. Максимальная прицельная дальность бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами составляет 4000 м, управляемыми ракетами - 5000 м, осколочно-фугасными снарядами - до 10 000 м.

    Боекомплект пушки состоит из 42 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 22 находятся в автомате заряжания, а ещё 20 - в укладках в корпусе и башне танка и могут быть вручную перемещены экипажем в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём, либо непосредственно заряжены в орудие. Т-90 способен вести огонь широким ассортиментом боеприпасов четырёх типов - бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и управляемыми ракетами, которые могут быть заложены в боекомплект в любом соотношении. Автомат заряжания Т-90, размещённый на вращающемся полике башни - электромеханический, карусельного типа, аналогичный установленному на Т-72, но с системой управления в автоматическом режиме с места командира. Скорострельность пушки составляет 8 выстрелов в минуту при работе автомата заряжания и до двух выстрелов в минуту - при ручном заряжании.

    Комплекс управляемого вооружения

    Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы противотанковыми управляемыми ракетами 9М119М. Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме. Комплекс управляемого вооружения Т-90 позволяет вести стрельбу, с вероятностью попадания, близкой к единице, по неподвижным или движущимся со скоростью до 70 км/ч целям на дистанции от 100 до 5000 м, с места и в движении со скоростью до 30 км/ч. Это обеспечивает ему намного большую эффективную дальность поражения цели, чем у танков, оснащённых только артиллерийским вооружением, для которых, даже при наиболее современных прицельных средствах, эффективная стрельба по целям типа «танк» на дистанции более 2500 м уже серьёзно затруднена.
    Комплекс управляемого вооружения состоит из лазерного канала управления с баллистическим вычислителем, блока автоматики и выстрелов с управляемыми ракетами для танковой пушки. Выстрелы с управляемыми ракетами, марки 3УБК14 или 3УБК20, имеют те же габариты, что и стандартные 125-мм артиллерийские выстрелы и состоят из твердотопливной ракеты и уменьшенного метательного заряда, необходимого для придания начальной скорости ракете, а также обеспечения отката пушки и открытия её затвора после выстрела.

    Вспомогательное вооружение

    Вспомогательное вооружение Т-90 состоит из спаренного пулемёта, зенитной пулемётной установки и личного оружия экипажа. В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТ или ПКТМ. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту.
    Зенитная пулемётная установка размещается на крыше башни на командирской башенке и представляет собой дистанционно наводимый автономный 12,7-мм пулемёт, НСВТ «Утёс» на танках первых выпусков или 6П49 «Корд» - на поздних машинах. Наведение пулемёта в горизонтальной и вертикальной плоскости осуществляется при помощи электромеханического привода. Боекомплект пулемёта составляет 300 патронов в двух лентах по 150 штук.
    Для самообороны экипажа, танк оснащается 5,45-мм автоматом АКС74У, пятнадцатью магазинами к нему по 30 патронов и десятью ручными гранатами Ф-1 или РГД.

    Надёжность и технологичность


    Достоинства
  • Динамическая защита Контакт-5 и комплекс оптико-электронного подавления Штора-1 в совокупности с пассивной бронёй защищает танк от ряда противотанковых средств, включая кумулятивные и подкалиберные снаряды и управляемые ракеты типа «TOW», «HOT», «Milan», «Dragon»; при условии установки нового комплекса Реликт достижима и защита от более современных ПТС уровня М829А2 и ПТУР TOW-2A.
  • Малая масса и размеры, способствующие стратегической подвижности, габаритной проходимости, малозаметности на поле боя и снижению вероятности поражения.
  • Широкая номенклатура боеприпасов, включающая в себя ОБПС, ОФС (в том числе с дистанционным подрывом и готовыми поражающими элементами), КС и управляемые ракеты.
  • Отличная проходимость, надёжная работа в широком диапазоне температур.

    Недостатки

  • Отсутствует полноценная изоляция топлива и боекомплекта от экипажа.
  • Т-90 уступает в подвижности зарубежным танкам из-за механической трансмиссии и неавтоматизированной коробки переключения передач.
  • На серийных машинах отсутствует бортовая информационно-управляющая система (БИУС), обеспечивающая поступление сведений в реальном времени о поле боя, о положении машин своего подразделения, о техническом состоянии танка.
  • Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С, установленный на Т-80У и Т-90, не обеспечивает кругового обзора, лишён горизонтальной стабилизации и дальномерного канала (в целом это, например, не соответствует стандартам НАТО) и настоятельно требует замены; имеются многочисленные претензии и к другим компонентам СУО.
  • В момент распада СССР, русские военные оказались не в приоритете и попали под сокращение доходов. Многие перспективные проекты были или отложены на неопределенный срок или отменены в целом. В период холодной войны Советская Армия наслаждалась перспективой получения сразу двух ОБТ, начиная с введения Т-64 в 1963 году, который позже, в 1971 году был дополнен Т-72. Оба проекта имели автомат заряжания и гладкоствольное главное орудие большого калибра. Т-64 был разработан как машина с множеством новых технологий, и потому являлся весьма дорогим и сложным в производстве, основным танком Советской Армии, в то время как Т-72 был создан как более дешевый, предназначенный в основном для экспорта дружественным странам. В итоге это привело к тому, что Т-72, получил известность во всём мире и множество модификаций благодаря этому, а Т-64 был ограничен Советской Армией из-за его статуса "государственной тайны".

    Поэтому началось создание машины, соединяющей в себе сильные стороны Т-64 и Т-72, которой стал новый ОБТ под обозначением Т-80, который поступил на вооружение в 1976 году и стал основным танком Советской Армии вплоть до развала СССР. Он был примечателен своим газотурбинным двигателем, который выдавал очень большую мощность, превышающую мощность традиционных дизелей. Однако, надежность была далека от совершенства, потребление топлива чрезмерно высоким, а сам он был слишком сложен в производстве.

    Понимая нестабильность и низкий бюджет своей новой страны, российские власти начали принимать решение по поводу достоинств и недостатков существующих ОБТ, чтобы начать производства наиболее удачного решения, поскольку производить и обслуживать все имеющиеся модели было нерационально. Появилась идея модернизировать Т-72, взяв от Т-80 самые удачные ключевые качества, чтобы получить современный и по настоящему грозный танк.

    Эволюция

    Система управления огнем от Т-80, корпус от Т-72, сохраненный автомат заряжания, который доказал свою эффективность в многочисленных вооруженных конфликтах, как и проверенная временем и боями гладкоствольная 125 миллиметровая пушка. Этот симбиоз наиболее сильных и проверенных решений отечественного танкостроения стал опытным образцом под названием Т-88. После испытаний и решения поставить надежный, неприхотливый и экономичный дизельный двигатель мощностью 830 л.с., на свет появился Т-90, вобравший в себя всё лучшее от предшественников и являющийся их эволюцией.

    Мелкосерийное производство началось в 1993 году, постепенно оно увеличивалось, вплоть до 1995 года, когда было налажено полномасштабное производство на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. С тех пор было произведено около 1670 единиц для России и некоторых стран мира.

    Устройство в общем

    Как и предшественники, Т-90 имеет очень низкий профиль, благодаря двухместной башне, в которой справа размещается командир, а слева наводчик. Карусельный автомат заряжания совершенствовался в течении десятилетий, расположен в башне на полу корпуса и позволяет иметь скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Как и предыдущие советские ОБТ, Т-90 может вести огонь ракетами из ствола своего основного орудия, что позволяет бороться с воздушными и любыми наземными целями. Водитель расположен спереди, по центру корпуса, сразу за ним находится башня. Двигатель вынесен в заднее отделение и отделен от экипажа. Ходовая часть традиционная, с торсионной подвеской, шестью опорными катками с наружным обрезиниванием и тремя поддерживающими катками с внутренней амортизацией, ведущим колесом сзади.

    Бронекорпус

    Верхняя лобовая деталь расположена низко и под сильным наклоном для дополнительной защиты от вражеского огня. Аналогично ей и башня имеет очень приземистую форму с сильными углами наклона, обеспечивая мощную защиту от попавших в танк снарядов. Командир имеет свою башенку с круговым обзором, в то время как наводчик управляет башней и имеет свой люк для входа/выхода. Броня состоит из смеси стали и композитных материалов, к ней добавлена встроенная динамическая защита "Контакт-5", защищающая от поражения кумулятивными и подкалиберными снарядами. Её блоки прикреплены к передней и боковым частям корпуса, а также к башне. Боковые экраны - стандарт для всех модификаций.

    Оборудование

    Бронирование, система управления огнём и противоракетная защита остались от Т-80. Оборудование системами ночного видения и ядерной, биологической и химической защиты стало стандартом. Противоракетный набор контрмер "Штора-1 " дополнительная опция, которая почти всегда устанавливается и может противодействовать системам с лазерным наведением. Система управления огнем полностью цифровая способна наводиться как по тепловизору, так и по лазерному дальномеру. Всё это позволяет стрелять на ходу даже в условиях ограниченной видимости. Под носом корпуса скрыт нож ковша, который может использоваться для преодоления различных препятствий, также к танку может крепиться минный трал.

    Вооружение

    В пушке, пришедшей на Т-90 с предшественников, используются различные типы снарядов. Боекомплект состоит из выстрелов раздельного заряжания следующих типов: бронебойно-подкалиберных, бронебойно-кумулятивных, бронебойно-фугасных и с управляемой ракетой. В общей сложности 42 снаряда. Вспомогательное вооружение включает в себя спаренный пулемет калибром 7.62 с боезапасом в 2000 патронов и зенитный с круговым обстрелом и боезапасом в 300 патронов. Два блока сшестерённых ракетниц позволяют ставить свою дымовую завесу для скрытия. Дополнительно к этому дизельное топливо может быть введено в выхлоп для альтернативной или более густой дымовой завесы - отличительная черта многих советских танков.

    Подвижность

    Изначально силовая установка для Т-90 была представлена V-12 В-84 мощностью 840 л.с. Позже танк был модернизирован и получил дизель В-92 мощностью 950 л.с. Последние версии используют двигатель В-96 мощностью 1250 л.с. Семиступенчатая коробка передач и торсионная подвеска призваны обеспечить хорошую подвижность и проходимость в любых условиях.

    Максимальная скорость составляет достигает 60-65 км/час по шоссе. Запас хода 550 км, 700 км. с внешними баками. По бездорожью - 350 и 520 соответственно. Боевая масса 46-50 тонн. Тяговооруженность 21,5 л/с т.

    Модификации

    В оригинале танк имел обозначение Т-90. Его экспортные варианты были отмечены как Т-90Е, а экспортные варианты командирской версии были известны как Т-90K. Первая модификация, получившая дизельный двигатель В-92, сварную башню и ночной комлекс ТПВ "Эсса" стала Т-90A и была предложена для экспорта под обозначением Т-90С и, в командирской версии, Т-90СК.

    Т-90 был модернизирован в 1996 году и получил модульный комплекс динамической защиты "Реликт" месте с измененной схемой композитной брони, став Т-90М. Был установлен новый двигатель В-96 мощностью 1250 л.с, пушка, крепление башни и ТПВ. Навигация GPS стала стандартом. После его принятия на вооружение получил название Т-90МС.

    На базе Т-90 было создано несколько различных машин, а именно БМР-3М, БРЭМ-1М, ТОС-1А Солнцепек , ИМР-3М, МТУ-90, Рамка и Э300.

    Боевое применение

    Есть спорная информация о том, что проверку огнем Т-90 вероятно прошёл во время Второй чеченской войны в августе 1999 года. Во время конфликта Т-80 показал ограниченные возможности городского боя, в котором чеченские партизаны, используя тактику коротких ударов с помощью ПТРК, вывели из строя около 200 танков всего за один месяц. Т-80 был разработан для агрессивных боевых действий на ровной местности, поэтому осторожный бой на тесных улицах не был его сильной стороной. К тому же российские танкисты оказались плохо подготовлены и не имели эффективной поддержки.

    7 августа 1999 года Исламская международная миротворческая бригада, включавшая в себя бойцов Аль-Каиды, вторглась в российскую республику Дагестан, чтобы начать Вторую чеченскую войну. Российская армия, вовремя учтя свои ошибки первой войны, отправила танки как часть войск, обеспечивающих взаимное прикрытие и поддержку. Об участии в этих боевых действиях практически нет данных, кроме пары документов, содержащих рекомендации по устранению недостатков Т-90 по итогам боевых действий.

    В сети появилось несколько видео, например, попадание TOW в Т-90 , во время которого броня российской машины выдержала удар и спасла жизнь экипажу.

    Также стало известным другое видео, на котором запечатлён горящий Т-90 . Скорее всего, пожар вызван возгоранием блока динамической защиты, которое перекинулось на надбой, из-за чего патроны для пулемёта раскалились и начали детонировать. Такая версия является наиболее вероятной, поскольку нет привычных съёмок запуска ПТУР , нет видео поражения танка, сам огонь вырывается лишь из одного люка.

    Эпилог

    Сейчас танк продолжает верно служить и получает модификации, например, Т-90СМ, являющуюся в каком-то смысле переходной ступенью к новейшему Т-14 Армата, и равен лучшим образцам западной бронетехники.

    Т-90 экспортируется в Индию, где пользуется большим спросом, так же в Алжир, Азербайджан и Казахстан.

    Разумеется, что у него есть и недостатки, но основная их часть вызвана классической компоновкой и присущи большинству ОБТ этого времени.

    Окончательно их устранить может лишь принципиально новый танк вроде уже упоминавшегося Т-14 Армата, а пока что Т-90 успешно выполняет все возложенные на него задачи.

    На прошедшой выставке Армия 2015 любой желающий мог почувствовать себя членом экипажа танка Т-90с. Для этого на статической стоянке было 4 машины, в которую мог сесть любой желающий. Давайте же посмотрим, каково быть танкистом:


    2. Место механика-водителя. Рычаги механизма поворота; педаль главного фрикциона (аналогично автомобильному сцеплению); педаль горного тормоза, скрытая за вентилятором (аналогично стояночному тормозу автомобиля); педаль подачи топлива; гребенка избирателя передач.

    3. Всем всегда интересно, что значит «обзор как в танке». Призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения.
    Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа

    4. По левую руку находится приборный щиток.

    5. Он же крупнее. Все приборы и тумблеры имеют защиту от повреждения или случайного переключения.

    6. По правую руку рычаг избирателя передач, место для термоса, рукоятка закрытия люка, переговорное устройство, распределительные коробки.

    7. А за спиной механика-водителя лишь скромный просвет в боевое отделение со стороны оператора-наводчика.

    8. Рабочее место оператора-наводчика. Слева прицел ночной ПН-5, справа дневной прицел наводчика 1Г46.

    9. Ночной прицел, блоки управления вооружением.

    10. Справа внизу механические рукоятки поворота башни и наведения пушки, показометры углов наведения.

    11. Место командира танка

    12. Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки.

    13. Командир окружен приборами со всех сторон.

    Танк Т-90АМ «Прорыв» и его экспортный вариант Т-90СМ является новейшей модификацией Т-90А. Работы по его усовершенствованию стартовали в 2004 году. Впервые опытный образец танка Т-90АМ был представлен в начале сентября 2011 года в Нижнем Тагиле на военном полигоне «Старатель». Показ новой боевой техники проводился в рамках XIII международной выставки REA-2011.

    Сведения об улучшениях

    Т-90АМ, характеристики которого доступны сейчас лишь в общих чертах, создавался на базе танка Т-90. Разработчиком новинки стал «Уралвагонзавод». Главным объектом модернизации машины оказалась старая башня, которую заменили на новейший боевой модуль с усовершенствованной СУО «Калина», имеющей боевую интегрированную информационно-управляющую систему тактического звена. Кроме того, Т-90АМ (фото представлены в статье) снабжен модернизированной пушкой 2А46М-5, новым автоматом заряжания и УДП Т05БВ-1 с дистанционным управлением. Также заменили «Контакт-V» на ДЗ «Реликт».

    Особое внимание разработчики уделили повышению возможностей командира относительно управления огнем и поиска целей одинаково эффективно вне зависимости от времени суток. Впервые российский танк Т-90АМ снабдили управлением на основе штурвала и автоматической системой переключения передач. Она дает возможность перейти на ручной режим, как только в этом возникнет необходимость.

    Машина Т-90АМ имеет боекомплект с двумя группами укладки - одна снаружи, а другая - внутри. При этом 22 выстрела расположены в нижней части корпуса, в АЗ, а остальные, как и заряды к ним - в специальном бронированном коробе, который находится на корме башни. Специалисты позаботились об улучшении маневренности и подвижности танка Т-90АМ (СМ). Для этого были установлены новейшие комбинированные приборы ночного видения, а также телекамера для заднего обзора местности.

    Новый танк Т-90АМ «Прорыв» весит 48 т, что на полторы тонны больше, чем базовая модель, но в то же время значительно меньше, чем его немецкие или американские аналоги. Эта машина оснащена силовой моноблочной установкой В-93, обладающей мощностью в 1130 л. с., разработанной на основе В-92С2Ф2. Было решено также заменить антинейтронный надбой на более надежный противоосколочный огнестойкий материал вроде кивлара и усовершенствовать систему пожаротушения.

    Подводя итоги модернизации, можно сказать, что подвижность и защищенность танка Т-90АМ заметно улучшились, а габариты остались практически неизменными, поэтому он все еще остается в классе боевых машин до 50 тонн.

    Сопоставление боевой техники

    Не секрет, что многих волнует вопрос о том, какова эффективность российских новейших танков по сравнению с иностранными аналогами. Для примера возьмем американский М1 «Абрамс». Но чтобы сравнивать две боевые машины, следует знать, что ситуаций, когда они сходятся один на один на поле боя, в наше время практически не существует.

    В современных условиях ведения боевых действий, чтобы выжить, экипажу танка придется воевать с различным противником, начиная от пехоты, снабженной противотанковыми ракетами, и заканчивая самолетами и вертолетами. Но, несмотря на это, эксперты постоянно пытаются сравнивать одного класса друг с другом. В то же время некоторые из них считают, что теоретическое сопоставление танков невозможно в принципе, так как даже настоящие боевые действия не дадут окончательного ответа на вопрос о том, кто же лучше. Здесь необходимо будет учесть массу других критериев, таких, как тактика применения, техническое обслуживание машины, уровень подготовки экипажей, взаимодействие различных воинских подразделений и т. д. Все это может иметь намного большее значение, чем технические характеристики самих танков.

    Сравнение Т-90 и «Абрамса»

    Прежде чем начать сопоставлять технические характеристики этих боевых машин, необходимо учесть, что танк Т-90 был разработан еще 20 лет назад, и с тех пор несколько раз модернизировался. Естественно, что каждый новый образец существенно отличался от предыдущего как конструктивно, так и в плане боевой эффективности. То же самое происходило и с танком «Абрамс», поступившим на вооружение американской армии в 1980 г. Поэтому слишком придирчиво сравнивать все их параметры имеет смысл лишь у конкретных модификаций, которые были выпущены в один и тот же период времени.

    Технические характеристики и иные параметры российского танка Т-90АМ против «Абрамса» М1А2 пока сопоставить практически невозможно из-за высочайшего уровня секретности вокруг данной боевой техники. Известно только, что бронирование башен в их передней части выполнены аналогично - в карманах, имеющихся на лобовой броне, установлены пакеты так называемых отражающих листов.

    Применение техники в боевых условиях

    Американский танк «Абрамс» уже использовался в иракской военной операции «Буря в пустыне». А что касается российской машины, то ее участие в боевых действиях пока документально не подтверждено. Хотя некоторые эксперты предполагают, что танк Т-90 уже успели опробовать во время Первой и Второй Чеченских компаний как в Чечне, так и в Дагестане. Другие же утверждают, что эти машины засветились в августе 2008 г. на территории Южной Осетии во время грузино-осетинского конфликта.

    К примеру, некоторые средства массовой информации тогда сообщали, что Т-90 видели во время вывода российских войск из Гори (Грузия). Но пока прямых доказательств этого факта не существует. К тому же танк Т-90, характеристики которого будут приведены в сопоставлении с американским «Абрамсом» ниже, внешне похож на Т-72Б, имеющий динамическую защиту «Контакт», что и могло послужить причиной ошибки его идентификации.

    Пока точно определиться с тем, как себя зарекомендует танк Т-90АМ в условиях реального боя, невозможно, так как он еще нигде не использовался.

    Сравнение дизайна

    Следует отметить, что Соединенные Штаты и Советский Союз, а впоследствии и Россия, всегда имели совершенно разный подход к дизайну боевой техники. Явственно видно, что американский танк М1 намного превосходит размером Т-90. Добиться уменьшения габаритов машины удалось за счет отказа от заряжающего, которому для выполнения своих обязанностей необходимо примерно 1,7 м от высоты боевого отделения. Результатом этого стало снятие ограничения на снижение уровня танка. Кроме того, более плотная компоновка позволила сделать надежно защищенную машину со сравнительно небольшим весом и низким силуэтом, а также с малой площадью поперечного и продольного сечения.

    Результатом таких преобразований является тот факт, что забронированный объем «Абрамса» составляет 19, а Т-90 - 11 кубометров. Но у более плотной компоновки есть и свои минусы. Ими являются некоторая стесненность танкового расчета и затрудненность взаимозаменяемости друг друга при необходимости.

    Сравнение защиты

    Многие могут подумать, что если «Абрамс» намного тяжелее, то и броня на нем толще, а значит, надежнее. Это не совсем так. Уменьшить вес брони на танке Т-90 помогло снижение забронированного внутреннего объема, что обеспечило нужный уровень внешней защиты. За счет того, что габариты лобовой проекции у российской машины составляют всего 5 м², а у «Абрамса» - 6, она становится менее уязвимой, так как вероятность подобного попадания именно в эту часть техники очень высока.

    Российский танк снабжен «отражающими листами», сделанными из стали, а «Абрамс», начиная с определенной модификации, - из Этот материал имеет высокую плотность (19,03 г/см³), поэтому при сравнительно небольшой толщине пластины он обеспечивал буквально взрывной характер разрушения кумулятивной струи.

    Танк Т-90, кроме традиционной, имеет еще и комплекс динамической защиты. Такого нет на большинстве модификаций «Абрамса». «Контакт-5» - это динамическая защита российских танков, работающая как против бронебойных подкалиберных зарядов, так и кумулятивных средств. Данный комплекс подает сильнейший боковой импульс, который позволяет разрушить или, по крайней мере, дестабилизировать сердечник БПОС до того как начнется воздействие на основную броню.

    Как утверждают российские производители, лобовая броня танка Т-90А свободно выдерживает попадание наиболее применяемых на Западе БОПС. Для этого был проведен специальный экспериментальный показ. Танк Т-90, характеристики которого протестированы еще в 1995 г. на полигоне в Кубинке, обстреляли другой машиной. По нему выпустили 6 российских кумулятивных снарядов с расстояния около 200 м. В результате обстрела выяснилось, что лобовая броня успешно выдержала испытания, а танк смог самостоятельно доехать до смотровой площадки.

    В свою очередь, американские официальные лица заявляли, что лобовая броня их машины М1А1 тоже с успехом выдерживала обстрел, который вели по ним иракские военные из танков Т-72. Правда, это были устаревшие БОПС, снятые с вооружения еще в начале 70-х гг. прошлого века.

    Сравнение вооружения и боекомплекта

    Как известно, основным вооружением данной боевой техники является пушка. Российская машина имеет 125-мм гладкоствольное танковое орудие 2А46М/2А46М5. «Абрамс» же вооружен стандартной для НАТО 120-мм пушкой М256. Как видим, существует некоторая разница в калибре, но, несмотря на это, оба орудия имеют сходные характеристики. Однако стоит отметить, что эффективность танкового огня напрямую зависит именно от используемых боеприпасов.

    Российский танк Т-90, «Прорыв», вероятно, тоже может вести огонь, используя при этом боеприпасы четырех типов: осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные, кумулятивные снаряды и управляемые ракеты. «Абрамс» же имеет стандартный комплект, состоящий только из двух типов боеприпасов: кумулятивных и бронебойно-подкалиберных.

    Для борьбы с вражеской техникой применяются в основном несколько устаревшие БОПС ЗБМ-44 и ЗБМ-32, имеющие сердечники из вольфрамового и уранового сплавов. Не так давно были разработаны уже более усовершенствованные снаряды, способные противостоять лобовой броне лучших западных танков. В их числе - и ЗБМ-48 «Свинец».

    Основным же боеприпасом «Абрамса» считается выстрел М829А3 с бронебойным подкалиберным снарядом, который был принят на вооружение в 2003 г.

    Сравнение силовых установок

    Сразу необходимо сказать, что у обеих машин они принципиально разные. На танках Т-90А и Т-90СА установлен 1000-сильный дизель, а у «Абрамса» - 1500-сильная сделанная в одном блоке с гидромеханической автоматической трансмиссией. Удельная мощность двигателей у Т-90 и «Абрамса» составляет соответственно 21 и 24 л. с./т. Российская машина обладает в значительной степени большим запасом хода (550 км), нежели американская (350 км). Это получилось за счет повышенной экономичности дизеля по сравнению с более ненасытной газовой турбиной.

    Силовая установка Т-90 имеет еще одно очень важное преимущество - это высокая надежность и неприхотливость. Взять хотя бы испытание машин в условиях индийской пустыни Тар, где не было зафиксировано ни единой поломки двигателя. Что касается американских танков М1А1, участвовавших в операции «Буря в пустыне», то за три дня, что они двигались по пескам, из 58 единиц 16 вышли из строя. И все это случилось из-за повреждения двигателей. Если же сравнивать трудоемкость технического обслуживания моторов этих машин, то, чтобы заменить его, бригадам квалифицированных техников понадобится: российской - 6, а американской - всего лишь 2 часа.

    Недостаток трансмиссии российских машин заключается в довольно низкой скорости заднего хода - лишь 4,8 км/ч, а у американской техники она достигает 30 км/ч за счет установки на них гидрообъемной трансмиссии. Дело в том, что серийно выпущенные танки Т-90 укомплектованы механической трансмиссией на основе уже устаревшей схемы механизма поворота, где его обязанности возложены на ступенчатые бортовые коробки передач. «Абрамс» же оснащен гидрообъемной трансмиссией, а также механизмами поворота, имеющими цифровую систему автоматического управления.

    Общая оценка

    На основе доступных данных о технических и иных характеристиках танков Т-90 и «Абрамс» можно сделать заключение, что главными преимуществами российской машины по сравнению с американской являются:

    • хорошая защита, включающая в себя динамическую систему «Контакт», а также КОЭП «Штора-1»;
    • доступность стрельбы по мишени управляемыми ракетами на расстояние до 5 тыс. м;
    • большее количество типов боеприпасов, к которым относятся и ОФ-снаряды (в т. ч. с уже готовыми поражающими частями и дистанционным подрывом);
    • отличная скорострельность, которая сохраняется на протяжении боя, обеспеченная использованием А3;
    • приличная глубина преодоления водных препятствий, хороший запас хода и отличная подвижность;
    • неприхотливость и высокая надежность во время эксплуатации.

    «Абрамс» также имеет свои достоинства. Это:

    • прочная защита;
    • автоматизация средств управления боем, которое обеспечивает приток различных данных в режиме реального времени;
    • надежная изоляция экипажа от места нахождения боекомплекта;
    • хорошая маневренность;
    • высокий уровень удельной мощности.

    Мнение специалиста

    В 2012 г. в прессе была опубликована статья В. Степанова, который является доктором технических наук и гендиректором ОАО «ВНИИтрансмаш». В ней говорилось об анализе методов сравнительного оценивания технических характеристик танков. И, прежде всего, здесь были приведены оценки показателя военно-технического уровня (ВТУ) лучших боевых машин, в том числе российских Т-90А и Т-90МС, а также М1А2 и М1А2 SEP.

    ВТУ рассчитывался по нескольким показателям: защищенность, эксплуатационная возможность, огневая мощь и подвижность. Затем всех вышеперечисленных машин с неким эталонным танком. Им был выбран Т-90А, а это значит, что его ВТУ = 1,0. Данные американских машин M1А2 и М1А2 SEP были оценены соответственно в 1,0 и 1,32. Показатель ВТУ нового танка Т-90МС «Тагил» определили как 1,42. Проведенные расчеты могут иметь незначительную погрешность, составляющую не более 10%. Из этого можно сделать вывод, что существует реальная близость между уровнями самых лучших зарубежных аналогов с российскими Т-90А и его модернизированным образцом - танком Т-90АМ.

    Принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. В средней части Т-90 установлена низкая плоская башня со смещенной вправо командирской башенкой. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха.

    Сиденье механика-водителя находится в передней части корпуса танка. Над ним располагается люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала КМТ-6. В качестве основного вооружения на Т-90 установлена гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М, оснащенная съемным термоизоляционным кожухом.

    В боекомплект пушки Т-90 введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне размещается 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления 1Ц29 со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР АТ-11 с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами - с места.

    В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Таким образом, танк Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Входящие в состав системы управления огнем цифровой баллистический вычислитель 1В528-1 с емкостным датчиком ветра ДВЕ-БС и лазерный дальномер позволяют с высокой точностью поражать цели и в ночных условиях.

    Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-2 "Штора" обеспечивает дополнительную защиту танка Т-90 путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). Эта система состоит из двух ИК-прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес.

    Броневая защита лобовой части корпуса и башни Т-90 представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров: на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-90 (Т-72Б) применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 63° от вертикали. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от 10° до 25°. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк Т-90 отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

    Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б "Туча" для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования ЗЭЦ13 "Иней". Танк Т-90 имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6. На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.

    Мощность двигателя составляет 840 л. с. Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира, Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидро-сервоуправление и собственную масляную систему.

    Танк Индии Т-90 "Бхишма"

    В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью 2,5 млрд долларов на лицензионное производство 1000 танков Т-90 "Бхишма" (имя в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса "Махабхарата")

    В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6-ом узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

    Танк Т-90 имеет несколько модификаций и поставляется в разные страны мира

    Танк Т-90 оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи "Абзац", который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить 10 частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

    Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-90:

    Боевая масса, т 46,5
    Экипаж, чел. 3
    Габаритные размеры, мм:
    длина с пушкой вперед 9530
    ширина 3460
    высота 2230
    клиренс 470
    Броня
    комбинированная, со встроенной динамической защитой
    Вооружение:
    125-мм гладкоствольная пушка пусковая установка 2А46М; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет; 12 дымовых гранатометов
    Боекомплект:
    43 выстрела, 1250 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм
    Двигатель В-84МС, многотопливный, четырехтактный, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения мощность 840 л. с.
    Удельное давление на грунт, кг/см 0,85
    Скорость по шоссе, км/ч 60
    Запас хода по шоссе, км 500
    Преодолеваемые препятствия:
    высота стенки, м 0,80
    ширина рва, м 2,80
    глубина брода, м 1,20 (с подготовкой 5 м)

    Модификации основного боевого танка Т-90

    • Т-90 - первая серийная модификация танка.
    • Т-90К - командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
    • Т-90А - модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизорным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
    • Т-90С - экспортный вариант Т-90, без системы "Штора-1" и с дополнительной динамической защитой.
    • Т-90СК - командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
    • Т-90СА - экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
    • Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
    • Т-90А - модернизация (2006 год) Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения "Эсса", улучшен автомат заряжания, бак увеличен на 100 литров.
    • Т-90АМ - новейшая модификация Т-90А. Заменена старая башня на новый боевой модуль с системой управления огнем "Калина" с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка "УДП Т05БВ-1". Динамическая защита "Реликт". Применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2.
    • Т-90СМ - экспортный вариант танка Т-90АМ.

    Источники:

    • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
    • Г. Л. Холявский. "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
    • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
    • Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки";
    • Техника и вооружение 2010 - 06.