Молодежный экстремизм причины и факторы обществознание. Проблема экстремизма среди молодежи. Федеральное агентство по образованию

И. В. Куликов

Одной из особенностей функционирования, как мирового сообщества, так и общественной жизни современной России, является деятельность многочисленных партий, организаций и движений, которые нередко пытаются получить политические, финансовые, административные и иные дивиденды путем ущемления чувств и достоинств рядовых граждан.

Неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором данных деструктивных процессов, влияющих на стратегию развития России, стали экстремистская и террористическая деятельности. Поэтому экстремизм и его обострение в форме терроризма является одной из основных угроз национальной безопасности России и требует к себе повышенного внимания общества и государства, особенно в лице силовых структур, призванных осуществлять борьбу с данным противоправным явлением.

Экстремизм в России в основном проявляется в виде этно-сепаратистских конфликтов, зачастую провоцируемых коррумпированными национальными элитами. Искусственно навязанная и постоянно поддерживаемая ими нетерпимость и агрессия между гражданами, социальными группами, общественными и политическими движениями, приверженных разным культурам, вероисповеданиям и менталитетам, проявляется как средство обеспечения личной власти и личного благополучия определенных их ставленников.

Дать объективное изложение термина «экстремизм» довольно проблематично вследствие многообразия и сложности форм его проявления. Также причинами этому служит историческая изменчивость экстремизма, отсутствие четких граней и обоснованных позиций в отношении понимания данного феномена, разнообразие определений этого явления с экономической, политической, социальной стороны, вплоть до выявления положительных сторон данной деятельности.

В настоящее время молодежь можно определить как социально-демографическую группу общества, которая бесспорно выделяется на основе совокупности особенностей социального положения и обладающую социально-психологическими качествами, определяющими уровень социальноэкономического, нравственного, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Сегодня в России молодежь в возрасте от 14 до 20 лет составляет около четверти населения страны. Поэтому огромное значение для общества и государства имеют все тенденции, соответствующие молодежной среде. В последние 20 лет российское общество и государство, вовлеченные в процессы глобализации, находятся в состоянии социально-политической трансформации и экономических трудностей . Последствием данных явлений стало развитие радикальных настроений в обществе, в большинстве своем - среди российской молодежи.

По словам доктора социологических наук, профессора Российской академии наук Л. С. Рубан: «Наиболее массовым (до 90 %) и активным участником межэтнических конфликтов обычно выступает молодежь, которой удобно манипулировать из-за недостатка у нее социального опыта, относительно легкой внушаемости, излишне эмоциональной оценки событий и реакции на них» .

Молодежный экстремизм является одним из наиболее кризисных и опасных проявлений экстремизма. Учеными, исследующими экстремизм в молодежной среде, было указано на то, что экстремистскому сознанию молодого человека соответствуют компоненты неразвитого сознания, которые выражаются эмоциональностью, импульсивностью, внутренней напряженностью, конфликтностью. Нетерпимость и амбициозность, характерная для молодых людей, играет важную роль в процессе формирования экстремистского сознания.

Молодежный экстремизм, по сравнению со «взрослым», имеет некоторые отличительные особенности, такие как:
- вторичность, что означает беспорядочность его проявления и, вследствие возраста, меньшую организованность;
- приверженность к наиболее доступным и простым путям решения любых возникших трудностей;
- одномерность – подразумевает, что ряд сложных общественных проблем, которые влекут за собой участие в экстремистской деятельности, молодежью рассматривается однобоко, а так же происходит сознательное упрощение методов достижения поставленных целей, за счет одностороннего мышления.

Молодежи свойственно личностное восприятие действительности и проявление значительной жестокости при осуществлении противоправных действий, поэтому молодые экстремисты менее склонны к рациональному выходу из ситуации и компромиссам в какой бы то ни было форме.

Экстремизм среди подростков отличается фанатичностью, беспрекословным, часто бездумным, выполнением всех приказов и инструкций, правомерность которых не только не ставится под сомнение, но и не обсуждается, а также низким профессионализмом и отсутствием длительного опыта экстремистской деятельности. Группировки молодых экстремистов образуются в основном вокруг солидных политических объединений, включающих в себя более старший состав участников.

Главными чертами современного молодежного экстремизма являются: быстро развивающаяся организованность, тесная взаимосвязь идей и целей, сплоченность группировок, формирование в них идеологических уставов, разнообразие методов достижения поставленных целей, с использованием новейших информационных технологий, социальных сетей, усиления мер конспирации.

В обязанности органов местного самоуправления входят лишь профилактические меры по предупреждению экстремистской деятельности. Проведя анализ законов, с целью разграничений полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по борьбе с экстремисткой деятельностью, можно сказать, что четкого регламентирования и разграничения по каждому уровню власти не происходит.

Проблему экстремизма можно определить, как проблему федерального уровня, так как именно федеральные органы власти отвечают за ее решение. Несмотря на глобальный характер данного феномена, на субъектах федерации лежит не менее серьезная ответственность, так же, как и на муниципалитетах.

Государственная антиэкстремисткая политика должна достигать максимума эффективности в наши дни. Борьба с экстремизмом, в частности, среди молодежи, должна начинаться с глубокого анализа и осмысления данного феномена, а также перспектив его развития, путем профессиональной экспертной оценки. Разработка законов и работа с населением - главное оружие против экстремистской деятельности. Усиленный обмен информацией и общая заинтересованность органов как государственной и местной власти, так и общественности должны давать высокий результат в борьбе с экстремизмом.

В отличие от централизованной системой управления местное самоуправление наиболее результативно решает все эти вопросы. Граждане рассматривают муниципальные структуры как наиболее доступные и информированные о повседневных и кризисных ситуациях .

Молодежный экстремизм – это результат недостаточной социальной адаптации молодежи, влекущий асоциальное поведение молодых людей. К факторам, порождающим молодежный экстремизм, можно отнести как общий социально-политический и экономический кризис, так и криминализацию населения. Если рассмотреть данную проблему с другой стороны, то нельзя не остановиться на проблеме семьи и социализации личности подрастающего поколения. Создание благоприятных условий для социализации личности, для воспитания и развития молодого человека – главная задача современного общества. Организуя качественную работу в данных направлениях, можно исключить экстремизм у корней его развития, не доводя до насильственного подавления массовых течений.

Литература

1. Воронцов С. А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институциально-правовом контексте: автореф. дис... д-ра юрид. наук. 2009.
2. Литвинов С. М. Местное самоуправление в противодействии экстремизму в молодежной среде // Социально"-гуманитарные знания. 2011. № 3. С. 171-172.
3. Рубан Л. С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М., 2006.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ДЕВИАНТОЛОГИЯ»

на тему «ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

ВЫПОЛНИЛА

Студентка гр 3.4 ОЗО

Зубкова М. Н.

ПРОВЕРИЛ

Шапинский В. А.

РОСТОВ – НА – ДОНУ

ВВЕДЕНИЕ

I причины роста экстремистского поведения молодежи

II Молодежные экстремистские организации в постсоветской России

III Противодействие молодежному экстремизму

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Для переходного периода российских реформ характерна нестабильность общесоциальных условий, которая проецируется и на криминальную ситуацию, в частности на преступность молодежи. Состояние и динамика преступности свидетельствуют о нарастании негативных процессов в подростковой среде. Уровень преступности подростков, если иметь в виду ее реальные масштабы, в среднем, по оценкам специалистов, в 4–8 раз выше, чем показатели зарегистрированной преступности, а по некоторым видам посягательств «ножницы» еще более значительны. Следовательно, социальная значимость, мера общественной опасности преступности подростков гораздо более высока, чем об этом можно судить по цифрам статистики 1 .

Это дает основание констатировать тот факт, что в России в настоящий момент имеет место достаточно сильная концентрация криминогенных факторов, что открывает дорогу к скольжению к максимально высокой степени криминализации общества. Экстремизм в поведении человека и социальных групп - явление, свойственное каждой исторической эпохе, не поддающееся, вероятно, полному искоренению. Но степень и острота проявления экстремистских настроений обусловлены социальными и экологическими трансформациями, ослаблением уровня целостности общества.

Распространение политического экстремизма в России стало одной из острейших проблем. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся все более жестокими и профессиональными. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодежи, связанное с совершением действий насильственного характера по политическим мотивам.

2 .

I причины роста экстремистского поведения молодежи

Экстремистское поведение молодежи - одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Состояние, уровень, динамика политического экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники 2 .

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет. Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации.

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям. В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма. Развитие политического экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что детская подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии. К сожалению, формирование первого поколения новой России происходило в основном в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х годов ХХ в., что создало предпосылки маргинализации значительной части молодежи, девиации ее поведения, включая политический экстремизм.

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15–25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера. По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет. Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых 3 .

Эти процессы приобретают особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов, и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства. Поскольку активизация политического экстремизма молодежи в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами политологического познания, как явление, требующее общественного: политико-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

II Молодежные экстремистские организации в постсоветской России

Актуальной с точки зрения изучения тенденций развития современного молодежного экстремизма сохраняется концепция "молодежной субкультуры". Современный и постсоветский мир стал полем деятельности новой разновидности антисистемной и внепарламентской политической оппозиции - молодежной субкультуры или контркультуры. Отдельные молодежные субкультуры определяются как экстремистские, если их агенты используют любые формы и средства политического насилия в целях реализации собственной политической субъектности в отношении государственных институтов или любых субъектов политической власти. Важным каналом кадрового пополнения молодежного экстремизма можно считать формирование среди неформальных молодежных движений "контркультурной оппозиции" левого и правого спектра. Контркультура связана с молодежными движениями протеста и экстремистскими молодежными движениями.

Стремительная трансформация России и начало ее демократизации в 1990-е годы не только интенсифицировали демонтаж советской административной системы, но и, к сожалению, привнесли хаос и анархию во многие сферы жизни общества, включая и политическую жизнь страны. Государство, руководствуясь псевдолиберальными лозунгами, ослабило идеологический контроль над обществом и частично отказалось от формирования совместно с основными социальными и политическими группами общества жизненно важных приоритетов и целей. Это способствовало усилению отчуждения общества и государства, развитию нелегитимных форм и способов решения групповых проблем и реализации потребностей и интересов социально-демографических, этнических, профессиональных, социокультурных общностей в постсоветской России. В стране все еще недостаточно реализуются важные и необходимые направления социальной политики в области социального обеспечения и здравоохранения, образования, реализации инфраструктурных проектов, сохранения общественного спокойствия и безопасности граждан, преодоления этнонациональных конфликтов.

Такая ситуация оказалась чревата ростом напряженности в российском обществе, обострением социальных конфликтов, всплесками стихийных акций протеста и политического экстремизма. В итоге не исключается и перспектива нарастания оппозиционных настроений среди отдельных слоев населения, выбора ими сложных и весьма опасных для общества способов разрешения проблем на путях расширения политического экстремизма и терроризма. Не менее опасны и попытки целенаправленного и сознательного формирования структур, ориентированных на неконституционное, неправовое подавление неугодных, оппозиционных сил.

Составили эти движения представители молодого поколения, которые не смогли или не захотели интегрироваться в нестабильный социум страны, переживавшей кризисы инновационных социальных трансформаций. Повышению политической протестной активности молодых людей способствовало также то обстоятельство, что определенная часть ее привыкла к экстремальным обстоятельствам повседневной, обыденной жизни и проявляла склонность к политической активности экстремистского свойства, втягиваясь в этнонациональные, религиозные, социокультурные и иные общественно-политические конфликты в регионах ее проживания. Не случайно ряд российских и зарубежных экстремистских организаций в 1990-е годы пытались сделать ставку на молодежь как свой новый социальный и политический ресурс.

Большинство право- и левоэкстремистских организаций, партий и групп осуществляют попытки политической вербовки молодежи. Часть молодежи в результате негативных социальных последствий либеральных реформ 1990-х годов оказалась в состоянии дезадаптации в новой системе жизни, что вызвало пессимизм, апатию, дезориентацию, асоциальное поведение, усиление социального протеста. Известно, что протестная энергия молодого поколения - величина непостоянная. Сила и направленность протестной энергии молодежи, несомненно, определяются кризисным состоянием, общей нестабильностью, расколом общества. В качестве определяющего социального фактора выступает социальный, экономический, духовный кризис современного общества, находящегося в состоянии неустойчивого равновесия. Это общесистемное качество и порождает многие социальные противоречия и конфликты. Серьезно сказывается рост имущественного расслоения, социальной дифференциации и маргинализации общества, отсутствие условий для социализации молодежи, разрыв в межпоколенческой преемственности. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни в России, проявляющейся в распространении многообразных форм протестного поведения в молодежной среде. Таким образом, парадоксальность социального бытия и сознания современного российского общества, объективно обусловленная обострением общественных противоречий, наиболее ярко проявляется в молодежной среде. Многочисленные исследования молодежного общества, в частности ВЦИОМ, отмечают сочетание в социальном портрете поколения агрессивности (50%) и цинизма (40%) с инициативой (38%) и образованностью (30%). Многолетние исследования социологов под руководством В.Т. Лисовского выявили разнобой в оценках типичных черт современного поколения: «равнодушное» (34%), «прагматичное» (20%), «циничное» (19%), «потерянных надежд» (17%), «протестующее» (12%), «скептическое» (7%). В мониторинговых исследованиях Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко противоречивость молодежного сознания проанализирована на основе динамики ценностных ориентаций молодежи, в основе которых на фоне традиционных ценностей усиливаются индивидуалистические установки, стремление к самостоятельности, автономности и независимости. Соответственно, в сознании молодежи повышается роль неформальных, межличностных отношений, утверждается связанный с этим противоречивый подход к институтам социального контроля. Заметно усиливается аполитичность, сочетающаяся с нарастающим негативизмом, социальным протестом. На этой почве растет влияние в молодежной среде идеологии и организации правого и левого радикализма, экстремизма. Таким образом, все это способствовало развитию идей социального протеста в молодежной среде, а также созданию идеологических, организационно-политических структур, втягиванию части неформального молодежного движения в русло политического экстремизма.

Аннотация: В статье рассматривается экстремизм как проблема среди молодого
поколения и пути противодействия ему. Акцентируется внимание на особенностях и
объективных и субъективных факторах экстремизма в молодежной среде.
Ключевые слова: экстремизм, молодежный экстремизм, пути противодействия
экстремизму.

Любовь к отечеству
Достижение жизненной цели
Успех в работе
Духовные ценности
Уважение окружающих
Почитание родителей
Забота о близких
Материальное благополучие
Любовь
Счастливая семейная жизнь
Творчество
Независимость
Физическое здоровье
Мир во всем мире

В данной статье поднимается проблема экстремистского поведения молодого поколения
и его прямое влияние на появление девиантного поведения в обществе. Данная проблема
является актуальной и занимает важное положение среди социальных проблем
современности. Экстремизм, присутствующий в кругу молодежи, и его проявления тяжело
отражаются на обществе.
В общем плане, экстремизм — это одна из форм противоправных деяний, угрожающих
общественной безопасности. Более конкретно понятие экстремизма определено в статье 1
Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом .
Экстремистские проявления молодёжи особенно часто связаны с межэтническими
отношениями и конфликтами. Молодежь обычно выступает наиболее массовым (до 90 %)
и активным участником межэтнических конфликтов .
Экстремизм как социальное явление носит открытый характер, причём опасность
представляет не только сам акт экстремистской деятельности, но и заметное, значительное
число сторонников данной идеологии, особенно среди молодежи. Изучая данную проблему
необходимо, прежде всего, проанализировать факторы, отображающие влияние
экстремизма на молодое поколение.
Существует классификация причин (факторов) экстремизма на объективные и
субъективные. Объективные причины экстремизма означают, что экстремистские действия
молодежи обусловлены внешними факторами, состоянием общества, а субъективные
причины экстремизма связаны, как правило, с попыткой самоутверждения. В любом
случае, экстремистскому сознанию и поведению части молодёжи способствуют
компоненты неразвитого сознания .
В ряду объективных факторов, способствующих экстремизму, можно выделить
экономические, политические, социальные, нравственно — психологические и правовые . В частности, молодежь является социально и экономически слабо защищённой
категорией (сложность получения образования, безработица молодёжи и др.). В социально —
политическом и правовом отношении сказывается недостаточность мер государственной
молодежной политики и недостаточная эффективность правоохранительных органов по
предотвращению противозаконных действий. В нравственно — психологическом и других
отношениях молодёжью оказывается удобно манипулировать из — за недостатка у неё
социального опыта .
Для предотвращения разнообразных девиаций и преступных явлений государству и
обществу необходимо последовательно улучшать социальную среду и заботиться о
нормальной социализации личности . Это, безусловно, относится и к явлениям
экстремистского характера.
Для профилактики субъективных факторов экстремизма необходимо также всё более
серьёзное внимание уделять внимание воспитанию у молодёжи гражданственности и
патриотизма, чувства социальной ответственности за судьбу личную и судьбу общества,
воспитание в духе преемственности всего лучшего у предшествующих поколений .
Молодёжь часто предпочитает индивидуальные, иногда и аморальные формы досуга,
что влияет на развитие негативных тенденций в молодёжной среде, оторванности
молодежи от государства и противопоставлению её обществу. Поэтому важно, чтобы
молодежь ощущала свою нужность обществу и государству, внимание к своим проблемам
и интересам.

Список использованной литературы
1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом /
Заключена в г. Шанхае 15.06.2001. Ратифицирована Федеральным законом РФ от 10 января
2003 года N 3 — ФЗ. URL: http: // docs.cntd.ru / document / 901812033.
2. Рубан Л.С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М.: Academia, 2006. 239 с.
3. Куликов И.В. Экстремизм среди молодежи // Социально — экономические явления и
процессы. 2013. №7 (053). С. 175–177. URL: http: // xn — — h1ajgms.xn — — p1ai / articles /
?ELEMENT _ ID=1149.
4. Сиоридзе А.Т. Групповой молодежный экстремизм (криминологическое
исследование) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.
5. Трещева Е.Е., Лебедева Л.Г. Преступление как девиация // Известия Института систем
управления СГЭУ. 2016. № 2 (14). С. 33 — 37.
6. Лебедева Л.Г. Гражданственность как фактор социализации и гармоничной
преемственности поколений // В сборнике: Российская наука: актуальные исследования и
разработки: сборник научных статей III Всерос. заочной науч. — практ. конф. : в 2 частях.
Самарский государственный экономический университет. Самара, 2017. С. 173 — 176.
© Грецова М.Д., 2017

Интересно заметить что, как таковой нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно не известно. Его изображение до сих пор используется во многих странах имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.

У свастики как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.

Отдельно интересен пункт, в котором говориться о публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего государственную должность. А интересен он тем, что не говориться так о простых людях, а только о госслужащих.

Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

  • анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
  • необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
  • профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
  • разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
  • совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
  • увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
  • создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
  • консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
  • усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;
  • учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
  • реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;

Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так же берет на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.

Социальный портрет экстремистов как социальной группы

Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

  • работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;
  • работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.

Рассмотрим подростков, у которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.

Экстремисты как клиенты социальной работы имеют свой портрет. Так как эти клиенты не добровольно направлены к социальному работнику они могут проявлять агрессивность и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие. Такие клиенты еще называются "трудные". Они не доверчивы и могут проявлять сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и надо демонстрировать свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом, чтобы снизить опасность от непредсказуемого поведения.

Основные подходы к профилактике

Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контр субъекта, реагирующего на экстремистские действия. Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма). Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий.

В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность. Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

  1. Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

  1. Подход, основанный на аффективном обучении.

В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями

Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские "не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной" и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

  1. Подход, основанный на влиянии социальных факторов.

Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

  1. Подход, основанный на формировании жизненных навыков

В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

  1. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

  1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
  2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
  3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
  4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.

Памятка безопасности:

1. Если ты на улице .

Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.

Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя у остановки.

Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.

Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.

Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты! Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя!

Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.

Не входи в лифт с незнакомым человеком.

Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой

2. Если ты дома один .

Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.

Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).

На ответ "Я" дверь не открывай, попроси человека назваться.

Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.

Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что неправильно записал нужный ему адрес и позвони родителям.

Если незнакомец представился работником ДЭЗа, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.

Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.

Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или "скорой помощи", не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.

Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови милицию.

Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.

В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.

Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.

3. Как действовать, если Вы столкнулись с пропагандой экстремизма .

Ситуации:

1.Распространяемая неизвестными лицами печатная продукция не имеет выходных данных, указания на принадлежность к общественной либо религиозной организации, предположительно содержит материал экстремистской направленности, то есть направленный на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

2. Представитель какой либо религиозной или общественной организации в устной форме ведет пропаганду превосходства одной религии над другой, либо расового, национального или социального превосходства одних групп населения над другими, грубо выражается в адрес исповедуемой гражданами религии, их расовой, национальной или социальной принадлежности.

3. Представитель организации, деятельность которой в действительности признана судом экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации, просит у граждан помощи и содействия в его пропагандистской работе.

Что предпринять:

В ситуациях 1, 2. Данные деяния нарушают нормы п. 6 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и подпадают под признаки преступления в соответствии со ст. 282 Уголовного кодекса РФ. У распространителя информации необходимо выяснить, от какой религиозной или общественной организации осуществляется пропаганда, выяснить личные данные этого лица (ФИО, паспортные данные), по возможности зафиксировать действия экстремистской направленности на звуко или видеозаписывающую аппаратуру, попросить при данных обстоятельствах присутствовать знакомых, соседей или иных лиц, после чего обратиться с заявлением в нижеупомянутые органы государственной власти. Перечень литературы, запрещенной по решению суда на территории Российской Федерации, опубликован на сайте Министерства юстиции РФ http://minjust.ru/ru/extremist-materials. Печатная продукция, распространяемая религиозными или иными общественными организациями, должна иметь маркировку с официальным полным наименованием данной организации. В случае, если в листовке, журнале, брошюре и т.д. нет данных о полном наименовании организации, распространяющей печатную продукцию, либо она содержит материалы предположительно экстремистского содержания, рекомендуется немедленно обратиться в районный отдел полиции или районную прокуратуру с заявлением о проверке законности деятельности данной организации (приложив к заявлению образец распространяемой печатной продукции).