Дмитрий каменщик состояние. Дмитрий Каменщик – «Мне нравится тишина. О состоянии олигарха

Родился 26.04.1968 года в Екатеринбурге.

Образование и ученые степени.
Диплом о первом высшем образовании получил в МГУ им. Ломоносова, философский факультет которого он окончил в 1993 году. А в 2000году стал выпускником социального факультета этого же вуза.

Личная жизнь.
Состоит в официальном браке, есть ребенок.

Карьера.
Еще до начала обучения в вузе был сотрудником Областного комитета по Телевидению и Радиовещанию в Екатеринбурге. А в 1990 году стал руководителем туристической компании «Малахит». А уже через два года был назначен гендиректором московского представительства совместного предприятия «ИстЛайн», которое специализируется на услугах грузо- и пассажирских авиаперевозок, как внутри страны, так и за ее пределами, оказывает услуги в области логистики. А еще через два года, в 1994 году занял пост гендиректора акционерного общества закрытого типа «ИстЛайн». В 1995 году вошел в состав правления компании. В 1997 году начинает параллельно курировать российское представительство британской компании «Airport Management Company Ltd». В 2000 году вошел в состав Совета по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.

Дмитрий Каменщик – человек удивительных человеческих свойств, часто неприятных в личном общении, огромного достоинства, способный работать мозгом крупного аэропорта

Справочная информация:

  • ФИО:
  • Дата рождения: 26 апреля 1968 года
  • Образование: социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Экономическая социология», кандидат экономических наук
  • Дата начала предпринимательской деятельности/возраст: 23 года
  • Вид деятельности при старте: совладелец московского филиала «Малахита» (чартерные авиаперевозки)
  • Текущий вид деятельности: председатель совета директоров «Домодедово» и группы компаний «Ист Лайн»
  • Текущее состояние: 3,6 млрд долларов по версии Forbes

Каменщик Дмитрий Владимирович - бизнесмен, предприниматель, миллиардер. Его основным капиталом является группа DME - холдинг, состоящий из 23 различных компаний, главные из которых - аэропорт Домодедово и «Аэротрополис». Последние 20 лет его имя связывают именно с «Домодедово». Хотя он и не стремится к публичности, говорят о нем много и часто. Отсюда и даются столь противоречивые характеристики - от «Короля Домодедово» до «Международного авантюриста», а сам аэропорт порой именуют «Каменодедово».

Он называет себя счастливым человеком, что неудивительно. Дмитрий Каменщик - человек, для которого отлаженный им бизнес является не просто способом зарабатывания денег, а делом жизни.

«Я посвятил этому делу всю жизнь и горжусь им».
«Я получаю большое удовольствие от того, чем занимаюсь, поэтому мне кажется, что сам-то я счастливый человек».

Даже краткая биография Дмитрия Каменщика наполнена значимыми событиями. Быть на публике и давать интервью он не любит. Оттого и немного известно о его личной жизни, как, впрочем, и об успехах в бизнесе. Даже о семье пресса публикует самые противоречивые сведения. По одним источникам он женат, по другим - холост, по третьим - детей не имеет, а по четвертым сведения расходятся: один, четыре, даже пять. И только благодаря известному судебному процессу (о нем чуть позже) доподлинно стало известно, что жена у Каменщика гражданская, она же мать его четырех детей (1999-го, 2005-го, 2007-го и 2014-го г.р.), а сам он 15 лет проживает в поселке Одинцово ГО Домодедово в арендуемом доме.

Что еще известно о личном? Его увлечения, среди которых есть необычные. Дмитрий Каменщик предпочитает отдых активный, но в уединении: сноубординг, кайтинг, дайвинг, горные лыжи, пилотирование реактивных самолетов, искусство шанги - древнейшей школы боевых искусств Бирмы, а по чхвегвандо даже имеет черный пояс.

«У меня есть особенность: я увлекаюсь постепенно. Увлечение не приходит ко мне быстро — это требует времени и труда. Но, начав заниматься, уже не бросаю, а, напротив, со временем обнаруживаю, что горизонт отодвигается, увлекая меня за собой».

Потеря самоконтроля для него нехарактерна, и не потому что он не способен на сильные чувства, а потому что убежден: если эмоциональную реакцию показать, инициатива может оказаться потерянной.

Детство и юность - чудесные годы

Родился Дмитрий Каменщик 26 апреля 1968 года в Свердловске. Знакомство его родителей, радиофизиков по образованию, состоялось во время учебы в Уральском политехе (УПИ). Оба (мама на закрытом предприятии, специализация которого - картография и геодезия, а папа - в «Уралгипротрансе») управляли Вычислительными центрами.

Не было ничего удивительного, что и сын, «талантливый и яркий» ученик, за свой характер получивший кличку «Камень» (по словам одного из земляков), который выигрывал школьные олимпиады, но компаний сторонился, хотел стать физиком-ядерщиком и поступил в Московский энергетический институт сразу после окончания школы №104. Но это позже, а пока…

Под парусом «Каравеллы»

Да-да, Дмитрий Каменщик - «крапивинский мальчик», выпускник Свердловского отряда «Каравелла», который в начале 1960-х годов создан известным детским писателем Владиславом Крапивиным. У отряда был статус пионерской дружины, хотя в реальности он стал неформальным братством подростков.

И это было весьма примечательным в детстве будущего миллиардера.

Здесь был собственный пресс-центр, даже киностудия, не говоря о парусной флотилии. Книги Крапивина знали и любили многие советские подростки, но только школьникам Свердловска посчастливилось оказаться в рядах «Каравеллы», ходить в походы, заниматься фехтованием, морским делом, историей флота и оставаться верным клятве смелых, благородных людей, живущих по законам чести:

«Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня».

Через это братство прошли и другие известные люди:

  • Александр Школьник, ныне возглавляющий «Мультимедиа Холдинг»;
  • Дмитрий Емельянов - командир спецподразделения ОМОНа;
  • Сергей Бобунец - лидер группы «Смысловые галлюцинации»;
  • Вячеслав Гулевич - начальник Екатеринбургской морской школы;
  • Вера Тарасова - редактор журнала «Я - покупаю!».

«Каравелла» гордится своими выпускниками, многие из которых работают в ФСБ и военном ведомстве, занимают высокие посты. Среди них немало научных работников, прекрасных педагогов, врачей, преуспевающих бизнесменов.

Совсем недавно вышла книга о Вячеславе Крапивине. Почетный командор и выпускник «Каравеллы», владелец московского аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик оказал существенную помощь в ее издании.

После окончания школы…

За своей мечтой в 17 лет Дмитрий поступил в Московский энергетический институт. И хоть отучился он только первый курс, потому что ждала армия, но именно этот год он называет одним из наиболее интересных в своей жизни.

Срочную службу он прошел в танковых войсках (1986-1988). Возвращаться к учебе не стал: приехав в родной город, устроился на работу в областной комитет по телерадиовещанию, но ненадолго. Уже в 1990-ом он приезжает в столицу и поступает на философский факультет МГУ.

С ним на одном курсе учатся будущие журналисты: Максим Кашулинский (сейчас - главный редактор «Слона») и Юрий Сапрыкин (ныне - редакционный директор The Moscow Times).

«Где-то в полях Можайского района Подмосковья Каменщик шел по картофельным грядкам, обсуждая с другими такими же первокурсниками МГУ стихи Роберта Фроста из антологии американской поэзии» (Сапрыкин).

Через полтора года Каменщик берет «академку» (только в 2000 году он закончит МГУ). Его ждут великие дела.

На пути к предпринимательству

Вернувшись из армии, Каменщику пришлось столкнуться с нищетой. Так что в бизнесе он оказался, по его же словам, не по замыслу, а чтобы заработать на жизнь. Предпринимательство вызывало у него нескрываемый скепсис.

«Вспомните, какие были предприниматели в самом начале 1990-х — криминальные личности в спортивных костюмах. Я полагал, что встречавшиеся мне экземпляры определяют тип. Я принял видимость за сущность. Когда я сам начал заниматься бизнесом, то вначале думал, что просто решу проблему средств к существованию и выйду. Но стал получать нематериальное удовольствие от работы и увлекся».

С 1992 года он занимается авиабизнесом - именно тогда началась история успеха Дмитрия Каменщика.

Малахит

С Антоном Баковым, 25-летним предпринимателем из родного города, владельцем туристической фирмы «Малахит», Дмитрий Каменщик познакомился случайно. Их места оказались рядом в самолете. Быков потом вспоминал:

«Он моложе меня на два года, а сложилось впечатление, что лет на семь. Я уже к тому времени был второй раз женат, дети, свой бизнес, а тут со мной сидит не то абитуриент, не то первокурсник».

Еще в самолете они договорились, что специально для Каменщика Баков откроет второй филиал «Малахита», уже в Москве, потому что Дмитрий жаждал работать на себя. Ему была передана «логистика поляков»: туристов из Польши «Малахит» возил в Москву или в Индию через Москву. Этим направлением и стал заниматься 23-летний студент МГУ. Правда, для этого ему пришлось на время оставить учебу.

Через два года это была уже независимая компания, основным занятием которой стали чартерные перевозки туристов. Ее основали Каменщик и другие сотрудники, ушедшие из «Малахита». Только Каменщику пришлось уйти оттуда из-за своего отвратительного характера.

«Из-за плохого характера Каменщика оттуда выгнали. Он просто очень неприятный, жесткий человек. Если бы я был его подчиненным, я бы повесился» (Баков).

Владелец бренда «Ист Лайн»

Баков ценил деловую хватку этого парня, потому и взял его партнером в новый бизнес, который вырос из туристического. Это была экспедиторская компания, занимавшаяся чартерными авиаперевозками. Так Дмитрий стал владельцем 20% акций предприятия. По обоюдному решению партнеры начали работать в Домодедово. Офис компании устроили в квартире будущего миллиардера, которую он снимал, в ней был телефон.

В самом начале 1990-х аэропорт принадлежал Домодедовскому производственному объединению гражданской авиации (ДПО ГА), в распоряжении которого было около 50-ти «Илов», выполняющих рейсы в Поволжье, на Урал и Дальний Восток.

Партнеры заключили с ДПО ГА договор о сотрудничестве и аренде самолетов. Их стараниями Домодедово обрело статус международного аэропорта. Сначала это был хорошо знакомый «Ист-Лайну» маршрут на Польшу. А с открытием в 1993 пассажирских и грузовых рейсов в Пекин компания получает первые серьезные деньги.

Тогда же в 1993 году на базе аэропорта создаются несколько предприятий, каждое из которых предоставляло определенный вид услуг. Совместное предприятие, которое объединяло «Ист лайн» и аэропорт, занялось инвестициями в грузовой терминал. Через него проходит основной грузовой поток всех российских челноков.

Недолго Баков оставался партнером Каменщика - в начале 1994 он выходит из бизнеса. Всему виной непростой характер Дмитрия, и больше они не общались. В 1994 году Дмитрий Каменщик занимает пост гендиректора, а через год становится председателем совета директоров группы компаний «Ист Лайн».

Стараниями Каменщика «Ист-Лайн» превратился в монополиста на рынке грузоперевозок из Китая (подробно о преимуществах доставок грузов из Китая авиаперевозчиком ). Конечно, были нарушения.

  1. Перегруз.
    «В Китае самолеты грузились так плотно, что пилот не мог добраться до кабины. Вещи укладывались в пакеты, из которых выкачивали воздух, а потом их утрамбовывали бульдозерами» (Олег Пантелеев, аналитическое агентство «Авиапорт».
  2. Недекларирование огромного количества товаров.

Но все деньги, которые были заработаны на этих перевозках, Каменщик вкладывал в аэропорт.

Компания наращивает обороты, расширяет авиапарк, выбивается в лидеры.

Домодедово

Так строилось

Первым появился большой грузовой терминал. В 1998 была достигнута договоренность с Домодедово, и там, где находился старый аэропорт, появился новый современный терминал.

Тогда же Каменщик на 75 лет арендовал аэродром. Так что все, что входило в собственность аэропорта, перешло на те же 75 лет в долгосрочную аренду «Ист Лайн». Сам Каменщик стал председателем совета директоров аэропорта «Домодедово». Через год предприятие, владевшее старым зданием аэропорта, обанкротилось, и Каменщик выкупил его на торгах. Так он стал полноправным хозяином.

Международный аэропорт обеспечивал высокий уровень сервиса и услуг, так что совсем скоро в Домодедово базировались большинство авиакомпаний из России и рубежа.

  1. 2008 - немецкая авиакомпания Lufthansa стала 28-й из зарубежных компаний. Всего из аэропорта 74 авиакомпании выполняли отсюда международные и внутренние рейсы. Шереметьево на целых 7 лет уступило Домодедово звание первого аэропорта страны по пассажиропотоку.
  2. 2010 - аэропорт впервые раскрывает финансовую отчетность: становится понятно, что он способен конкурировать с лучшими аэропортами мира, такими как лондонский Хитроу, Aeroports de Paris, управляющий всеми парижскими аэропортами, Fraport, управляющий аэропортом во Франкфурте.

Компания становилась все более прозрачной, в документах по-прежнему не фигурировали реальные собственники Домодедово. Имя Дмитрия Каменщика, председателя совета директоров и владельца аэропорта, известно многим, но документы указывали на компании-офшоры в разных странах. В чем причина? В стремлении многих отобрать единственный в столице частный аэропорт.

Система Каменщика

Он создал в Домодедово целую систему.

  1. DME Live - стимулятор, деловая игра с набором всевозможных ситуаций из жизни аэропорта, в которую вмешиваются контролирующие органы. Моделировать ситуации Каменщик считает важным: сотрудники аэропорта должны уметь решать возникающие задачи, сколь сложными бы они ни оказывались.
  2. «Акты корпорации» - автоматизированная информационная система с описанием почти всех известных и протекающих в компании организационных процессов. Любая задача может быть решена с помощью определенной последовательности действий. Здесь содержатся «требования к знаниям и навыкам» (ТЗН) для каждого лица, занимающего некую должность.
  3. Арбитраж - всякий несогласный с инструкцией или взысканием вправе оспорить это через систему арбитража. Арбитры в принятии решений всегда на стороне Закона (федерального, международного или нормы корпорации), рассматривают ли ситуации, связанные с воровством, злоупотреблением служебными полномочиями, коррупцией, растратой, употреблением алкоголя на рабочем месте, немедицинским употреблением наркотиков, дачей ложных показаний при служебном расследовании, отказом от дачи показаний.

«Наша корпорация - не продукт удачной приватизации. То, чего мы достигли, — результат усилий десятков тысяч людей, очень значимых по масштабам отрасли инвестиций и технологий, достойных доброго слова».

Как пытались отнять Домодедово

Росимущество в судебном порядке аннулировало документы, по которым в начале 1990-х был получен в 75-летнюю аренду аэродромный комплекс Домодедово. «Ист-Лайн», по документам - владелец, лишалась возможности отправлять и принимать самолеты.

Тогда Дмитрий Каменщик приглашает Валерия Когана, создателя крупной финансово-промышленной группы «Югтрастинвест» и обладающего репутацией человека, «решающего вопросы», возглавить наблюдательный совет «Ист-Лайн».

Результатом подобного тактического хода стало мировое соглашение между аэропортом и Росимуществом, по которому арендная плата с 1,2 млн долларов в год выросла почти втрое и составляет теперь 3,5 млн.

Новое обращение Росимущества в суд с заявлением о национализации здания аэровокзала по причине нарушения Каменщиком закона при приватизации старого, на месте которого и появился новый аэровокзал. Журналист Владимир Соловьев стал главным публичным защитником Домодедово. Непубличным был Виктор Черкесов, предшественник главы ФСКН Иванова. Понадобился год, чтобы стороны примирились.

Идея слияния московских аэропортов родилась в Минтрансе. Продать актив пытались вынудить и владельцев Домодедово. Среди претендентов называли:

  • Олега Дерипаски с его «Базэл Аэро»;
  • Виктора Вексельберга с «Ренова»;
  • Романа Троценко с «Новапортом»;
  • Зиявудина Магомедова с группой «Сумма»;
  • Виталия Ванцева - совладельца Внуково с партнерами.

Однако продвинуться в переговорах дальше инвестиционного подразделения А1 «Альфа-групп», принадлежащего Михаилу Фридману , не удалось никому. А1 предлагала Каменщику предлагалось за актив 3 млрд долларов, но до сделки дело так и не дошло.

Теракт произошел 24 января в зале международных прилетов Домодедово, когда 37 человек погибли. Одновременно с расследованием власти занялись владельцами Домодедово. Но указать смогли лишь на компанию Hacienda Investments Limited (зарегистрирована на Кипре, управляет имуществом аэропорта). Структуру собственности установить не удалось.

Правда, после заявления о том Александра Буксмана, замгенпрокурора, в Госдуме, Домодедово разместило на Лондонской бирже сообщение, где объявило, что контролирует аэропорт председатель совета директоров Дмитрий Каменщик.

В феврале Каменщика и нескольких топ-менеджеров компании задерживают по обвинению Следственного комитета. Дело о теракте продолжается. Предъявлены обвинения, что услуги, оказываемые компанией, не соответствуют требованиям безопасности и повлекли за собой гибель людей в результате теракта 2011 года. Более 4-х месяцев юристы «Домодедово» продолжали доказывать невиновность своих подзащитных. Они были освобождены из-под ареста в июле, а в сентябре - закрыто дело против топ-менеджмента «Домодедово» без обнаружения в действиях Каменщика и его менеджеров состава преступления.

«Я по-прежнему хочу работать и жить в России, … то, что с нами происходило за последние 20 лет, только подтверждает правильность стратегии — не паниковать, вкладывать деньги в своей стране, не рассчитывать ни на какие преимущества, строго соблюдать законы, а также не использовать трудности в качестве оправдания слабости».

О позиции аэропорта, работающих здесь технологиях в связи с терактом и обвинениями, выдвинутыми к нему лично и топ-менеджерам Домодедова, на брифинге говорил сам Каменщик:

Но не только Домодедово…

В жизни Дмитрия Каменщика была и политическая карьера. Он состоял в Совете по предпринимательству при Правительстве России в 2000-2004 гг., занимал должность советника председателя Госдумы и советника губернатора Московской области.

Одной из важных задач, которые ставил перед собой Каменщик, было снижение дефицита электричек. С этой целью он скупил около 99% акций «Демиховского машзавода», а затем и «Центросвар», и Октябрьский электровагоноремонтный завод. Он даже создал НПО «Трансмаш» - проектное бюро транспортного машиностроения.

О состоянии олигарха

2017 год. Журнал Forbes публикует список самых богатых людей России. На 29-ом месте с состоянием в 3,6 млрд долларов - Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров международного аэропорта «Домодедово», гениальный человек, потому что только такой мог провести реконструкцию громадного аэропорта, не остановив его ни на час, ни на минуту.

">

Окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, социологический факультет, экономическая социология. Кандидат экономических наук.


Родился в Свердловске (Екатеринбурге, Россия), проходил срочную службу в рядах Советской армии.

Окончил Московский университет им. М.В.Ломоносова (социологический факультет, специализация – экономическая социология), кандидат экономических наук.

С 1990-х г.г. начал заниматься бизнесом в сфере авиаперевозок.

Увлекается спортом: боевое искусство шанги, пилотирование реактивных самолетов, дайвинг, кайтинг, горные лыжи.

Бизнес

В 1993г. Дмитрий Каменщик начал сотрудничество с аэропортом Домодедово, а в 1998г. возглавил его. Аэропорт стал первым частным в России; объекты аэродромного комплекса, находящиеся в собственности государства, оформлены в аренду.

Внедренная Каменщиком система управления привела к тому, что с 2005 года Домодедово является лидером в России по пассажиропотоку, а в 2011 г. он вошел в категорию крупнейших европейских аэропортов.

Форма собственности Домодедово долгое время оставалась предметом обсуждения. Информация о том, что Дмитрий Каменщик является единственным бенефициаром компании DME Limited, владеющей аэропортом Домодедово, попала в СМИ в процессе подготовки аэропорта к IPO в мае 2011 г. Однако, выход на

В 2013 г. государство активизировало работу по развитию Московского авиаузла, обозначив условия инвестирования: участники проектов находятся в российской юрисдикции с известными бенефициарами. Аэропорт подтвердил согласие со справедливостью таких условий и официально сообщил, что «предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик».

С момента перехода в частное управление аэропорт многократно подвергался проверкам со стороны государственных органов. Кроме того с 2004 по 2009 г.г. - продолжались арбитражные споры, инициированные Росимуществом. Например, агентство требовало признать недействительным договор аренды аэродромной инфраструктуры. Однако, Президиум Высшего Арбитражного Суда (ВАС) утвердил мировое соглашение, прекратив производство по делу. Также Росимуществом был предъявлен иск об изъятии в пользу государства здания аэровокзала и многих других объек

тов недвижимости. 30.09.2008 Президиум ВАС отклонил иск Росимущества, указав, что права собственности на аэровокзальный комплекс приобретены в соответствии с законом.

После теракта в Домодедово 24 января 2011 г. аэропорт подвергался острой критике и очередной серии проверок, но по итогам продолжительных разбирательств претензии к менеджменту аэропорта были признаны необоснованными.

Оценка состояния

Если проанализировать открытые данные о сделках по приобретению контрольных пакетов аэропортов за последние 3 года (Толмачево – 2011г., Эдинбург – 2012г., Стэнстед – 2013г.), можно отметить, что средний мультипликатор EV/LTM EBITDA составил х17,2. Применение этого показателя к Домодедово дает оценочную стоимость аэропорта в размере около 7,5 млрд. долларов США.

Вероятно, 16 000 га земли, окружающих аэропорт, также принадлежат юридическим лицам, аффилированным с Домодедово. Рыночная стоимость сотки земли в близлежащих к аэропорту районах варьируется от 350 до 9000 долларов США, в зависимости от функционального назначения.

О каких-либо других бизнесах, контролируемых Дмитрием Каменщиком в России или за ее пределами, нигде не упоминается.

Дмитрий Каменщик родился 26 апреля 1968 года в городе Свердловск. После школы поступил на энергофизический факультет Московского энергетического института. С 1986 по 1988 год проходил срочную службу в танковых войсках, после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

После армии в 1990 году поступил на философский факультет МГУ, через полтора года ушёл в академический отпуск. В 2000 году окончил социологический факультет МГУ по специализации экономическая социология. В 2003 году на экономическом факультете МГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

В 1991 году екатеринбургский предприниматель Антон Баков зарегистрировал СП «Ист Лайн» для организации авиаперевозок. Дмитрий Каменщик - генеральный представитель компании в Москве. В 2013 году Антон Баков в интервью «Коммерсанту» называл себя учредителем СП «Ист Лайн» и утверждал, что вышел из бизнеса в начале 1994 года, продав свою долю Каменщику за 10 тысяч долларов.

В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта. С 1993 года для обеспечения перевозок «Ист Лайн» арендовал самолёты Ил-76 Домодедовского производственного объединения гражданской авиации: компания наладила чартеры в Европу и Азию. Каменщик создал одноимённую авиакомпанию, которая постепенно наращивает собственный авиапарк, выбиваясь в лидеры рынка грузоперевозок.

Начиная с 1994 года «Ист Лайн» совместно с Домодедовским производственным объединением гражданской авиации на базе аэропорта Домодедово создал несколько профильных предприятий, отвечающих за различные виды аэропортовой деятельности: бортовое питание, грузовой комплекс, хэндлинг и другие. В рамках сотрудничества аэропорт предоставил изношенное, выработавшее свой ресурс имущество, а «Ист Лайн» взяла на себя обязанность полной реконструкции как самих инфраструктурных объектов, так и системы управления.

В 1998 году имущество аэродрома, не подлежащее передаче в частную собственность, было передано «Ист Лайну» в долгосрочную аренду на 75 лет В итоге был завершён процесс смены собственника аэропортовых активов, который проходил посредством реализации ряда капиталоемких инвестиционных проектов. В том же году Каменщик становится председателем совета директоров аэропорта Домодедово.

Наряду с аэропортовой деятельностью холдинговая компания Каменщика DME Ltd. развивает ещё одно направление - синергетическую конурбацию «Аэротрополис». Вокруг «Домодедово» запланирован индустриальный кластер, включающий скоординированные друг с другом логистические и транспортные узлы, торговые центры, районы деловой застройки и гостиничные комплексы

С 2000 по 2004 год - член Совета по предпринимательству при Правительстве России, в прошлом был советником председателя Государственной Думы, советником губернатора Московской области.

В апреле 2015 года журнал Forbes оценил состояние Дмитрия Каменщика в 3,8 млрд долларов, что соответствовало 27 месту в рейтинге богатейших бизнесменов России. Сообщалось, что за год состояние владельца «Домодедово» в денежном выражении росло быстрее всех из сотни членов рейтинга.

В 2016 году 18 февраля Дмитрий Каменщик был задержан по обвинению в нарушении части 3 статьи 238 УК РФ, по делу о теракте в Домодедово 2011 года. В сентябре уголовное дело было закрыто в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Дмитрий Каменщик - бизнесмен, предприниматель, председатель совета директоров группы DME, которая объединяет в себе 23 компании, а также председатель совета директоров аэропорта Домодедово. В рейтинге Forbes «Богатейшие бизнесмены России», опубликованном в апреле 2015 года, занимает 27 строчку рейтинга с состоянием 3,8 млрд. долларов.

Биография Дмитрия Каменщика

Дмитрий Владимирович Каменщик родился 26 апреля 1968 года в городе Свердловске в семье радиофизиков. Детство будущего миллиардера ничем примечательным не отличалось. После окончания школы он поступил в Московский энергетический институт на факультет энергофизики.

В период с 1986 по 1988 год проходил военную срочную службу в танковых войсках. После возращения с армии пару лет проработал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

В 1990 году решил продолжить учебу и поступил в МГУ на факультет философии, правда, через некоторое время ушел в академический отпуск. А в 2000 году закончил обучение на социологическом факультете МГУ по специальности экономическая социология. Через три года защитил в этом же университете диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

В 2000-2004 годах являлся членом Совета по предпринимательству при Правительстве России. Кроме того, в биографии Дмитрия Каменщика также есть должности советника председателя Государственной думы и советника губернатора Московской области.

Основные вехи развития бизнеса

Свой первый бизнес Дмитрий Каменщик создал в 23 года, когда учился в институте. Тогда же, с однокурсниками основал компанию «Ист Лайн», главным направлением деятельности которой было экспедирование и авиационная перевозка грузов. Офис компании на тот момент располагался в съемной квартире будущего миллиардера, потому что в ней был телефон. Будущий олигарх являлся генеральным представителем этой компании в Москве.

В 1992 году аэропорт Домодедово получает статус международного аэропорта. С этого времени и началось развитие бизнеса Дмитрия Каменщика. Компания «Ист Лайн» стала брать в аренду самолеты и организовала чартеры в Польшу, а затем и в Пекин. При этом, компания занималась как пассажирскими, так и грузовыми рейсами.

В 1993 году на базе аэропорта Домодедово были созданы несколько предприятий. Каждое из предприятий занималось определенным видом услуг, которые предоставлялись аэропорту. В это же время создается совместное предприятие, объединяющее «Ист лайн» и аэропорт, которое занимается инвестициями в грузовой терминал. Через новую компанию начинает проходить основной поток грузов всех российских челноков. Так, постепенно наращивая обороты и расширяя авиапарк, компания выбивается в лидеры. В 1994 году Каменщик занял пост генерального директора, через год стал председателем совета директоров группы компаний «Ист Лайн». Еще через несколько лет весь аэровокзальный комплекс становится собственностью бизнесмена и партнеров. Все, что входит в собственность аэропорта, перешло в долгосрочную аренду «Ист Лайн» на 75 лет.

Уже в 1998 году миллиардер занял пост председателя совета директоров аэропорта «Домодедово».

В 2002 году компания Каменщика стала заниматься машиностроением. Главной целью было снизить дефицит в электричках. Именно поэтому Каменщик скупил практически 99% акций «Демиховского машзавода». Чуть позже был куплен завод «Центросвар» и Октябрьский электровагоноремотный завод. Помимо этого,было создано проектное бюро транспортного машиностроения «НПО Трансмаш».

Правда, уже в 2004 году Дмитрий Каменщик продает собственную авиакомпанию, считая направление уже бесперспективным. В этом же году Росимущество начинает дело по оспариванию результатов приватизации аэропорта, но через несколько лет Высший арбитражный суд прекратил производство по делу. В 2012 году Росимущество и вовсе отказалось от претензий к компании бизнесмена. При этом ставка аренды была повышена практически в четыре раза.

В 2011 году имя Каменщика вновь появилось в прессе. В этот раз скандал был связан с терактом в Домодедово. В этот период правоохранительные органы пытались выяснить, кто же является конечным собственником аэропорта. При этом себя бизнесмен называл не владельцем, а руководителем аэропорта. Свою должность он подтвердил контрактом с Airport Management Company Ltd. Однако назвать конечных владельцев он отказался.

Хотя известно, что в 2011 году во время подготовки к IPO на сайте Лондонской фондовой биржи была размещена информация, что конечным владельцем является именно Дмитрий Каменщик. Через два года Дмитрий Каменщик был официально объявлен единственным владельцем, бенефициаром группы компаний, председателем совета директоров аэропорта Домодедово. Миллиардер назвал сокрытие собственников всего лишь защитой от всяческих рейдерских атак.

На сегодняшний день основным капиталом Каменщика является группа DME - холдинг, состоящий из 23 различных компаний. В основе - аэропорт Домодедово и «Аэротрополис». Это индустриальный холдинг, который включает в себя логистические, транспортные узлы, различные торговые центры, гостиничные комплексы и деловые застройки.

Несмотря на всю состоятельность и рост дохода самого бизнесмена, у аэропорта Домодедово по итогам прошлого года чистого отрицательного долга насчитывается больше девятисот миллионов рублей. А основным партнером является Валерий Коган, который занимает должность председателя наблюдательного совета. За 2012-2013 годы Каменщик получил более 19 млрд. рублей дивидендов от владения аэропортом.

Известно, что бизнесмену принадлежит 23 тысячи гектаров земли в Домодедовском районе, что по подсчетам равно одной четверти территории Москвы в пределах МКАД.

Общественная и личная жизнь

Дмитрий Каменщик не женат, детей нет. Хотя некоторые источники утверждали, что у миллиардера есть жена и сын. Сам же он эту информацию опровергает. В свободное время любит заниматься дайвингом, кайтингом и горными лыжами. Также увлекается пилотированием реактивных самолетов и искусством шанги.

Не любит быть на виду, давать интервью, считает себя абсолютно не публичным человеком. Предпочитает тишину и отдых подальше от общества. Может быть, поэтому о владельце аэропорта практически ничего не известно, а его личная жизнь и успехи в бизнесе так и остаются за плотным занавесом. Несмотря на это, Дмитрий Каменщик за последние годы в рейтинге богатейших бизнесменов идет только вверх.