Мифы и реальность в мире боевых искусств. Мифы и реальность в мире боевых искусств Брюс мог поймать палочками на лету рисовое зернышко

Брюс Ли, несомненно, является ключевой фигурой в нашем восприятии боевых искусств. Его знают все. Им восхищаются все. Без него, честно говоря, развитие боевых искусств в сегодняшних масштабах было бы невозможно.

В чем смысл его появления? Чего добился Брюс Ли?

Славы самого высокооплачиваемого китайского актера – да. Славы капризного и взбалмошного человека – да. Отека мозга – да. Что после него осталось? Единственная книжка, которая необработана и представляет собой кучу разрозненных заметок, ученики, которые оказались обычными недоучками, поскольку не знали классической базы, да фильмы, в которых он избивает толпы дилетантов… У него ведь не было ни единого серьезного противника! Даже Чи Хванчже и Иносанто ложатся под него по сценарию – и, кстати, только Иносанто выглядит серьезным противником.

Основной проблемой, которая связана с Брюсом Ли и его наследием, является то, что китайские мастера не признавали его Джит-кун-до китайским стилем – и вообще никаким стилем не признавали. И от этого основоположник «стиля без стилей» почему-то всегда сильно сердился, костеря китайцев почем зря. Почему это так его волновало? Ведь по логике вещей он должен был относиться к этому по крайней мере спокойно. Ну да, это не стиль — раз уж «стиль без стиля». Зачем ему было так навязываться традиционным шифу, которых он ни во что не ставил и всех мог одной левой?

Дело в том, что созданный Брюсом образ себя, как представителя кунфу, причем ПРОСТОГО, рядового его представителя, был ему очень выгоден и крайне необходим. На нем держалась вся его сверхзадача, вся идея «проекта», который он продвигал.

Отказаться от этого образа значило потерять исключительность представителя великой цивилизации, хранителя неких секретных знаний, которые будто бы запрещалось разглашать – а вот он, революционер, смело обнародовал. Отказ от этого образа сразу опускал Брюса на одну доску со многими кинодрачунами, которые никогда не поднимались выше вторых-третьих ролей. И тот факт, что Брюс прекрасно изучил технику тэквондо, филиппинские кали, бокс, хапкидо и винчун, совершенно не интересовал бы западного зрителя. Тогда моды еще не было – Брюс создавал именно ее, создавал целый пласт культуры. Задача была громадная, и имидж кунфу, как волшебной таблетки ото всех проблем, доступной для ПРОСТОГО парня, был одним из важнейших условий.

Потеря этого имиджа сразу означала бы, что никаких «древних» секретов он не открывал – то есть, обыватель (особенно янки) мог бы решить, что любой другой смог бы так же. Брюсу пришлось бы волочь на себе весь груз хлопот, связанных с организацией новой системы – а это ему совершенно не было нужно. Он хотел в кино сниматься и деньги зарабатывать именно на фильмах, а не на преподавании.

Но созданный им кинообраз требовал именно ореола «кун-фу» — иначе как он смог бы сыграть «простого китайского паренька», который при этом занимался несколькими стилями рукопашки, причем некоторые из них в то время были уникальными? Таких «простых пареньков» не бывает.

Вместо милого образа деревенского правдоискателя, которому прощается многое из-за его наивности, получился бы карикатурный портрет самого Брюса – честолюбивого драчуна, предпочитающего все проблемы решать кулаком. Причем недалекого, не любящего думать, что вряд ли устроило бы самого Брюса, магистра философии. Согласитесь, этот образ был бы не столь популярен. Скорее всего, Брюсу пришлось бы сосредоточиться на «злых» ролях, подобно Боло Янгу и Тосисиро Обате – прекрасным мастерам, оказавшимся в плену своего образа.

Брюса такое положение не устраивало.

Что характерно для Брюса — так это четкость движений, их УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ, хоть даже и заметен уклон к чисто внешним эффектам. Так мало кто умеет двигаться – даже сегодня, хотя Брюс создал целую киноиндустрию и умельцев драться на экране мелькает предостаточно.

Немногословие. Склонность действовать, а не болтать. Отсутствие всяких рефлексий (столь привычных для американцев) по поводу «надо – не надо» — причем не по причине тупости героя, нет: просто он готов принять любой исход боя, ответить за принятое решение, даже если оно окажется неверным. И ожидает того же от противников: предупреждал же он покалеченного американца-Норриса в Колизее: не рыпайся. А коль уж тот принял свое решение – убил его без малейшей заминки. А уже потом пошел – не молиться в церковь и не вешаться, а разбираться с теми гадами, которые так подставили коллегу….

Потом, большинство драк в его исполнении очень скоротечны. И это правильно, если исходить из реальности: попав под правильный сильный и жесткий удар мастера такого уровня, люди потом не встают, а если встают, то снова в драку не кидаются. Любой боксер или «уличник» это знает. «Финальные поединки», как дань жанра, могут длиться долго, но и они достаточно логичны. А то у Ван-Дамма как правило, так: сперва ему по физиономии, он лежит, потом он встает – и в ответ. И никакой попытки ухода или защиты. Скучно. Неубедительно. Глупо.

В гонконгских боевиках, как вы сами знаете, классикой являются «пошаговые» драки, где присутствует куча лишних движений, маханий по воздуху и полетов на веревочках. А у Брюса кроме наивного «трафарета», проделанного телом хулигана в стене в «Большом боссе», все вживую. Ну или почти все – может, я чего не заметил. Оттуда и убедительность.

Джеки Чан все делает сам, что требует немалого опыта, солидных тренировок и прекрасной отработки, не говоря уж о развитом мышлении. При этом если Джеки иногда и использует «веревочки», то старается, чтобы они были НЕЗАМЕТНЫ, — чего не скажешь о других корифеях гонконгского кино, у которых «веревочка» – самая важная и практически основная часть трюка. Вот Джет Ли: — хоть и хороший актер и бесспорный мастер, но постоянно норовит сжульничать: то законы тяготения нарушит, то стену проломит… На фоне прекрасной техники и хорошей актерской работы это настолько резкая фальшь, что скулы сводит. ХАЛТУРА!!! Это не только не помогает фильму, но и портит весь эффект. А он с упорством, достойным куда лучшего применения, все летает и летает на своих веревочках. Кстати сказать, сюжеты в традиционных гонконговских фильмах обычно тоже не блещут умом. То есть, сюжет, поскольку он у них, по-моему, вообще один. Хотя есть просто восхитительные исключения: «Бритва», он же «Клинок», он же «Дао» и «История китайских призраков». А Брюс, оставаясь в рамках жанра, все-таки пытался как-то разнообразить сюжет.

На мой взгляд, «Путь дракона», где он охраняет китайский ресторан, является самым лучшим из его фильмов. А если хотите хороший фильм с хорошими боями и хорошим Само Хуном, то посмотрите «Жертву». Какой класс! И сюжет не вполне стандартный, и смешно, и техника вполне реальная, и драки каждые две минуты – но при этом вполне логично вписываются в сюжет, не набивая оскомину.

Желаю приятного просмотра.

Несмотря на то, что со смерти Брюса Ли прошло уже 43 года, он по-прежнему остается очень известной и популярной личностью. Далее вас ждут 25 малоизвестных фактов, которые помогут побольше узнать о том, каким человеком был кумир миллионов людей по всему миру.

1. Настоящий Дракон

Брюс Ли родился по китайскому календарю в год Дракона, в День Дракона и в час Дракона. Неудивительно, что его прозвище было "Маленький Дракон".

2. Не совсем китаец

Дедушка Брюса Ли был чистокровным немцем, т. е. технически Ли был частично европейцем. Именно из-за этого (то, что он не был "чистым" китайцем) его в 1950-х годах не принимали во многие школы кунг-фу.

3. Криминальное прошлое

В юности Ли был лидером банды. Он состоял в группировке "Тигры Джанкшен-стрит".



4. Жизнь как фильм

Это может показаться немного странным, но ранняя жизнь Ли была очень похожа на то, что показывают в фильмах с его участием. Если рассказать в двух словах, то парень подрался с сыном босса триады в Гонконге, поэтому отец отправил его "от греха подальше" в США на следующий же день.

5. $ 100 и "ча-ча-ча"

Он уехал в Сиэтл в 1958 году со $ 100 в кармане. Во время пребывания на борту корабля, плывущего в Америку, он давал уроки ча-ча-ча для пассажиров первого класса, чтобы заработать.

6. Феноменальная профессиональная память

Он был в состоянии назвать каждый термин, связанный с карате и исполнить каждую технику с потрясающей точностью. При этом всем он никогда официально не учил японское боевое искусство.

7. Зрение и стиль Вин Чун

У Ли было плохое зрение. Это было одной из причин, почему он по достоинству оценил контактный стиль Вин Чун, где больше мог полагаться на тактильные ощущения, чем на зрение.

8. Любимое занятие

Любимым времяпровождением Брюса Ли (конечно, кроме боевых искусств) было чтение. У него была обширная библиотека из более чем двух тысяч книг, а читал он ежедневно.

9. Брюс Ли - участник реальных боёв

Вопреки распространенному мнению, что Ли никогда не участвовал в реальных боевых соревнованиях, он стал чемпионом по боксу в Гонконге, нокаутировав всех своих противников в том числе британского боксера Гэри Элмса. Он также победил знаменитого мастера боевых искусств и учителя Вонг Джэк Мэна в 1965 году.

10. Банку пальцем

Брюс Ли пробивал пальцами банки в те дни, когда их делали не из мягкого алюминия. При этом он получал множество порезов, поэтому мастер часто ходил с пластырем на пальцах.

11. Человек века

Журнал Time назвал Брюса Ли одним из 100 самых влиятельных людей ХХ века. Несколько лет спустя, в 2014 году Хьюстонский Зал славы бокса признал Брюса величайшим бойцом, снимавшимся в кино. Ли был выбран Goldsea Asian American Daily одним из "100 самых вдохновляющих американцев азиатского происхождения всех времен". Он занял второе место, уступив только сенатору Дэниелу Иноуэ.

12. Феноменальные способности

Он весил максимум 72 килограмма. На момент смерти его вес составлял 67 килограммов. Он был способен делать отжимания с 115-килограммовым человеком на спине. Также он мог отжиматься всего на одном пальце. А президент UFC Дана Уайт считает Брюса Ли "отцом смешанных боевых искусств".

13. Техника Ли в серии игр от Nintendo

В популярной серии игр Pokemon от Nintendo боевые движения монстра Хитмонли основаны на реальной технике Ли.

14. Статуя "маленького дракона"

По случаю 65 лет с дня рождения Брюса Ли (27 ноября 2005) в Гонконге была установлена бронзовая статуя "маленького дракона" без рубашки.

15. Феноменальные способности

Брюс Ли разработал удивительный трюк, который можно найти на YouTube, для демонстрации своей скорости. Человек держал монету на раскрытой ладони и внезапно сжимал кулак. За это время Ли успевал заменить монету на другую.

16. Однодюймовый удар

17. Любимая музыка

В своем первой и единственной встречи с композитором Лало Шифриным (они работали вместе в фильме "Выход дракона"), Брюс признался, что он часто насвистывает основную тему к многосерийному фильму "Миссия невыполнима" 1966 года.

18. Брюс Ли и Чак Норрис

Несмотря на слухи и сообщения об обратном, Ли никогда не был учителем Чака Норриса. Они тренировались вместе, фактически дружили, но не были учителем и учеником. Тем не менее, он был тем человеком, кто дал Норрису его первую работу в кино, но это было не в "Пути Дракона", как считают многие люди. На самом деле, это случилось тогда, когда Ли был координатором трюков в фильме под названием "Команда разрушителей".

19. Феноменальная скорость

Операторам приходилось снимать сцены боев Ли со скоростью тридцать два кадра в секунду вместо обычных двадцати четырех. Разгадка этого проста - Брюс был настолько быстрым, что камеры с обычной скоростью съемки попросту не успевали засечь его движения.

На пике своей славы Ли постоянно бросали вызовы огромное количество людей в публичных местах. Ему даже приходилось носить с собой пистолет 367 Magnum.

21. Фобия Брюса Ли

Брюс Ли - человек-легенда. Он ворвался в мир кино, преобразив его навсегда. Он побеждал лучших бойцов и показывал чудеса владения телом. Его знает каждый, но Брюс Ли по-прежнему остается загадкой.

Американец с женским именем

Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года. Так совпало, что это был год и час Дракона. Неудивительно поэтому, что он с рождения получил прозвище Ли Сиу Лунг, что переводится как "маленький дракон". Это было его так называемое "детское имя", "взрослое имя" Брюса Ли - Ли Чжэньфань.

Было у него ещё одно имя. В семье мальчика предпочитали называть Сай Фон, что переводится как "маленькое чудо". Это было женское имя, родители Брюса были уверены, что называя мальчика так, они его сберегают, поскольку их первенец-мальчик до этого умер в младенчестве.

То имя, под которым Брюса узнает весь мир, дала ему медсестра в роддоме. Она была уверена (и не без оснований), что с английским именем мальчику будет проще получить свидетельство о рождении. Брюс Ли, таким образом, с детства имел американское гражданство. Он не был чистокровным китайцем, его дедушка по матери был наполовину немцем.

Танцор-драчун

Когда Брюс учился в школе, то особого рвения к учебе не проявлял. Он, как мы знаем, не был чистокровным китайцем,и это немало мешало налаживанию контакта со сверстниками. Ли с детства приходилось отстаивать свое право на существование. Он постоянно дрался, его родителям не раз приходилось забирать сына из полицейских участков.

У Брюса были все шансы "загреметь", но его спасли занятия вин-чун, которым он начал заниматься под руководством легендарного тренера Ип Мана. Характерно, что сам Ип Ман был не в восторге, когда Брюс пришел к нему заниматься. Опять же, по той причне, что Ли не был чистокровным китайцем. Однако Брюс пошел на хитрость: он в то время уже достаточно профессионально занимался танцами и сделал Ип Ману оригинальное предложение: вы научите меня драться, я вас научу танцевать ча-ча-ча. Учитель принял находчивого наглеца, и тот вскоре стал его лучшим учеником.

Брюс осваивал кунг-фу с такой стремительностью, которой можно только позавидовать. Технику, на разучивание которой у некоторых уходили годы, талантливый парень осваивал за несколько недель. По прошествии некоторого времени Брюс решил проверить свои навыки и сразу же выиграл чемпионат школы по боксу, отправив в нокаут чемпиона, занимавшего это место на протяжении трех лет.

Актер с рождения и после смерти

Брюсу Ли, что называется, на роду было написано связать свою судьбу с актерской карьерой. Его отец был актером, Брюс и родился во время гастролей труппы отца в Сан-Франциско. Свою первую роль Ли сыграл в ещё несознательном возрасте, когда ему было три месяца. Он исполнил роль девочки-младенца в фильме "Золотой ворот девушки". Потом он неоднократно играл в фильмах роли мальчишек-задир, что ему очень подходило. В возрасте 6 лет он сыграл роль в фильме "Зарождение человечества", в возрасте 14 лет - главную роль в фильме "Сирота".
Свою последнюю роль Брюс Ли сыграл, в прямом смысле, во время своих похорон. Актер умер, когда его картина "Игра смерти" еще не была закончена (при жизни Ли удалось снять только 28 минут хронометража, остальное время его заменял дублер). Продюсеры сумели выжать все даже с похорон Брюса. Сценаристы переписали сценарий так, что главный герой, скрываясь от мафии, инициирует собственную смерть. Кадры с похорон Брюса были вставлены в фильм, в том числе крупный план забальзамированного лица Ли.

Усердие и азарт

Брюс, безусловно, был невероятно одаренным мастером единоборств, но без усиленных тренировок ему бы не удалось добиться такого мастерства. По воспоминаниям актеров, работавших с Ли, он не прекращал тренироваться никогда. Он тренировался, когда смотрел телевизор, когда шел по улице, когда ехал на автомобиле. Брюс с большим интересом изучал все аспекты бодибилдинга, сам для себя разрабатывал системы тренировок.

За годы своего увлечения боевыми искусствами он освоил практически все виды единоборств. После того, как он в возрасте 25 лет он принял вызов Вонг Чек Мана и потратил на поединок больше 5 минут, его подход к эффективности схватки изменился. Брюс понял, что нет смысла растягивать бой до нескольких минут, если все можно решить за несколько секунд. Нет смысла тратить силы на блокировку ударов, если можно его упредить. Тогда он и начал разрабатывать свою собственную систему - джит кун-до, что переводится как "путь опережающего кулака". Надо сказать, что то, что показывал Ли в своих фильмах на джит кун-до совсем не похоже.
В своих тренировках Брюс Ли кроме традиционных снарядов использовал и разработанные лично им приспособления. Для его школы было важно, чтобы движения бойца были отточены до уровня рефлекса, поэтому макивары Ли часто имели антропоморфный вид.

Мифы и факты

О личностях такого масштаба как Брюс Ли неизменно придумывают легенды. Чего стоят одни только версии его смерти. По одной из них, его смерть была организована китайской Триадой. Якобы китайская мафия мстила актеру за то, что он обучал китайским единоборствам американцев. Триада же замешана, по мнению некоторых "знатоков" в отъезде Ли из Китая (мол, Ли в поединке убил члена этой группировки). Ещё говорят, что Ли употреблял наркотики, говорят, что на самом деле было несколько Брюсов Ли...

Реальных достижений Ли вполне достаточно, чтобы признать его сверхъестественные способности. Когда он стал сниматься в кино, то камеры просто не успевали за ним, поэтому Брюса приходилось снимать не на 24 кадра, а на 36, а потом замедлять пленку, чтобы зритель мог видеть движения. Время удара Ли из свободного положения была 0,05 секунды, он отжимался на одной пальце, держал уголок на пресс по полчаса, менял монеты в руке оппонента до того, как тот успевал сомкнуть ладонь, он играл в теннис нунчаками и ловил зернышки риса палочками... И это без всяких легенд.

Наверное, это самая мифологичная из всех фигур мирового кинематографа и мира боевых искусств. Несмотря на то, что Брюсом Ли многие восхищаются, многие считают его основателем, чуть ли не смешанных боев и спортивного кунг-фу, все же вы не найдете ни одного боя Брюса Ли, ни в одном турнире по боевым искусствам. И осмелюсь предположить, что его мастерство было зафиксировано только в кинолентах, подобно мастерству прочих актеров, таких как Сигал, Ван Дамм и других героев боевиков. В этом плане, если говорить, о действительно «боевых» актерах, то это, конечно же, Чак Норрис (правда, только в рамках каратэ, хотя актер повлиял на создание кикбоксинга), Дон Дракон Уилсон (10-ти или 11-ти кратный чемпион мира по кикбоксингу, правда фильмы с его участием были скучны и наивны), некоторые другие актеры.

Что же Брюс Ли - вдохновитель мальчишек 70-х, 80-х и, немного, 90-х, на занятия боевыми искусствами? Будучи известным актером в Гонконге, он перебирается в Штаты (где, кстати и родился, будучи китайцем лишь наполовину, а тои того меньше). Слава быстро вскружила ему голову и Ли почувствовал себя и впрямь непобедимым, что прослеживается в его мимике, пафосе, бескрайним самолюбовании.

Его смерть позволила раскрутить и без того, брендовый образ Брюса, так как последняя его картина повествует об актере, который борется с «киномафией», отчего бизнес-воротилы из мира кино и пытаются его убить.

В фильме, Ли инсценирует свою смерть, продолжая сражаться со своими недругами тайно. Картину доснимали уже после его смерти, что особенно отразилось на драках и сюжете, откровенно не блистающем своей оригинальностью.

В пору своего детства я слышал самые разные версии о смерти легендарного актера. Кто-то говорил, что его убила китайская мафия, кто-то, что он пал о руки шаолиньского монаха, использующего, технику «вибрирующего кулака» за то, что открывал секреты кунг-фу (сколько таинственности и чарующей мистики во всех этих словах), кто-то, переполняясь особой значимостью, высказывал мнение, что Ли убил представитель тайского бокса (о котором, на тот момент мы ничего и не знали). Даже сейчас, иронизируя все это и, понимая всю нелепость подобных гипотез, во мне просыпается что-то давно ушедшее из детства, когда слова «каратэ» и «кунг-фу» вызвали священный трепет в душе. Увы, мы стали больше знать и больше понимать, но как-то грустно, что тот самый трепет давно прошел.

На самом деле, Ли умер от аллергической реакции на лекарственный препарат (и в этом нет ничего уничижительного, к сожалению, такие случаи не редки). К тому же, Ли стал вести не вполне спортивный образ жизни, да и увлекался стимулирующими препаратами, которые тогда были в обиходе и мир еще не знал допинг-скандалов.

Как вспоминает Чак Норрис, Ли совершенно не умел расслабляться и не имел чувства юмора. Интересно рассказывается о его прошлом в документальном фильме, относительно недавно вышедшем на экраны. В нем жена, дочь и продюсер Брюса вспоминают о том, каким был знаменитый актер.

Многие поклонники боевых искусств будут удивлены, узнав, что восточного то в стиле Брюса Ли было ровно на половину. Можно сказать, что он и создал, посредствам своих фильмов, образ некоего непобедимого восточного мастера и, привычного нам, кунг-фу. Без его фильмов, малоизвестный и совершенно не популярный стиль вин чунь, так бы и остался бы единоборством некоторых китайских кварталов.

Почему - то принято считать сборники даосских и чань-буддийских афоризмов, сказанные Ли или ему приписанные, за его идеи, но это простительно, мир тогда только начинал биться в дикой лихорадке повально моды на все восточное. Да и ушу с каратэ только вступало в моду, затмив некогда популярнейшие в Европе и Америке джиу-джитсу и дзюдо.

Но не подумайте, что я хочу только раскритиковать и развенчать образ Брюса Ли. Да, признаюсь, из азиатских актеров мне ближе Джеки Чан, хотя его и считают некоторые «единоборцы» за «клоуна». Но главная заслуга Джеки в том, что он показал уязвимость главного героя, он показал, что всем присущ страх и любого могут побить, а это было важно для тех, кто привык видеть непобедимость главных героев, их бесстрашие, не понимая, что все это лишь кино.

Все же, что за стиль исповедовал великий Брюс? Его семья и продюсер вспоминали, что актер мог часами смотреть боксерские бои, всматриваясь в каждый кадр, прокручивая пленку, чтобы пересмотреть интересующие его моменты. Его кумиром был непревзойденный Мухаммед Али, чей подчерк можно увидеть в некоторых сценических движениях актера. Сам Брюс Ли говорил о своем стиле, как о синтезе бокса, западного фехтования и уже потом китайского ушу.

Но, известен Брюс был не только в мире боевых искусств, я бы даже сказал не столько в мире боевых искусств. Брюс Ли был чемпионом по ча-ча-ча. Отсюда его суперподвижность, гибкость и скорость. Вообще, очень многие герои боевиков являлись либо гимнастами, либо танцорами, например, главные герои фильмов «По прозвищу зверь», «Фанат», «Человек в зеленом кимоно», «Бросок вниз» и др.

Филигранная техника ног известного актера так же пришла к нему не сразу, а была привнесена в его технику Чаком Нориссом, так как Ли, изначально, следуя канонам южнокитайских стилей ушу, не владел широким арсеналом высоких ударов ногами.

Но мне не хотелось бы, чтобы у читателей возникло впечатление о моей субъективности в отношении роли Брюса Ли в популяризации боевых искусств, все же я признаю его заслуги. Во-первых, он показал, пусть даже через кино, что именно в синтезе различных систем, в умении внимать опыту из любого искусства, будь то бокс или каратэ, вот главное, а не замыкаться в своем стиле. Во-вторых, его роли и фильмы вдохновляли многих на занятия боевыми искусствами, кстати, ныне популярный В. Цой, перенимал мимику и движения у Брюса, чьи фильмы безумно любил. В-третьих, он культивировал облик, пусть идеального, но мастера единоборств с большой буквы (хотя первым фильмом с таким типажом был «Гений дзюдо» А. Куросавы).

Да и многим талантливым каскадерам, съемки в фильмах Брюса Ли подарили счастливый билет в большое кино, вспомним хотя бы того же Джеки Чана, игравшего эпизодичные роли у Брюса, Боло Янга и многих других.

Оценивать роль Брюса Ли и его качества бойца (которые лично у меня вызывают сомнения, при всем уважении к актеру) можно по разному, однако свою весомую роль в мире единоборств и кино он сыграл, да и играет до сих пор. Порой мне кажется, что популярность этого актера переживает некий ренессанс, видимо, его обожествление зашло так далеко, что из персонажа реалистичного, он превратился в мифический образ. Собственно, все восточные единоборства на таких мифах и живут, ведь даже серьезные мастера современности, до сих пор считают, что древние мастера намного превосходили своей силой хилых потомков, ломая пальцами стебли бамбука и, убивая голыми руками диких зверей.

" Ах, обмануть меня не трудно
Я сам обманываться рад..."
А.С. Пушкин

Предлагаем Вашему вниманию серию статей эксперта Александра Родина на тему «Мифы и реальность в мире боевых искусств». Часть 1. Брюс Ли.

Сегодня бытует масса мифов вокруг столь популярной темы, как воинские искусства мира, а эти мифы в свою очередь порождают спекуляции, ведущие к обману многих ради обогащения обманщиков. Возникновение этих мифов в первую очередь связано с переносом продукта кино и рекламы в реальную жизнь без разделения на правду и вымысел. В связи с этим мне хотелось бы предложить вашему вниманию ряд выдержек из моего пособия, написанного для студентов "Киевского государственного института физической культуры" в 1992 году, в которых речь пойдёт о Брюсе Ли, монастыре Шао-линь, У-шу, Кун-фу, Айки-до, Карате, Сумо, Казацких единоборствах, Астральном карате и пр.

Лень – это, пожалуй, всеобщее и основное свойство людей. Все стремятся: найти таблетку, приняв которую, похудеют раз и навсегда и исцелятся от всех болезней; книжку, прочитав которую, обретут мудрость; одежду и макияж, которые сделают тебя неотразимой; укол, после которого тело покроется объёмными и рельефными мышцами и пр., пр.
В нашем же случае мечта заключается в том, что есть какой-то таинственный стиль, освоение которого не требует длительных и изнурительных тренировок, но при этом в самое короткое время делает из любого неуязвимого и непобедимого бойца, и все, что для этого нужно найти таинственного мастера или, что ещё проще и желанней, прочитать тайную книгу.

Вспомним, 50-е - 60-е годы дзю-до, 70-е карате, дзю-дзюцу, 80-е у-шу, кун-фу, ниндзюцу, айки-до, муай-тай и тд. Каждое новое направление становилось модным и обрастало поклонниками страждущими узнать тот великий секрет, который, наконец, сделает из них сверхчеловека. Но жизнь брала своё, оказывалось, что для достижения цели необходимо много и тяжело трудиться, а кроме того обладать и определёнными способностями, если угодно, талантом и разуверившиеся поклонники с завидным энтузиазмом пускались в новые поиски.

Настоящую популярность восточным единоборствам принесло слияние двух искусств - древнего, восточного воинского искусства и современного, западного искусства кинематографии. Кино, как самое доступное и легко воспринимаемое средство информации и рекламы, разнесло легенды и реальные достижения восточных бойцов по всему миру. Дело популяризации завершило телевидение, которое ввело непобедимых героев в каждый дом, каждую семью, результат не заставил себя ждать по всему миру (и наша страна не исключение) открывались школы, клубы, секции, федерации всех существующих единоборств. Едва ли сегодня удастся найти человека не знающего Брюса Ли, Джеки Чана, Чака Норриса, Стивена Сигала, Жан Клод ван Дамма, Синтии Ротрок и многих других.

Окончание второй мировой войны открыло доступ странам Запада к культурно - историческим ценностям народов Юго-Восточной Азии. Кино-производители довольно быстро открыли новый, ещё не использованный пласт - рукопашный бой в восточном стиле. Приступив к съёмкам, режиссёры столкнулись с весьма серьёзной и поначалу просто не разрешимой проблемой.

Парадокс заключался в том, что те, кто хотел и был готов сниматься в их фильмах, не умели драться и имели весьма поверхностное представление о боевых искусствах. Те же, чьи знания и умение не вызывали сомнений наотрез отказывались не то что сниматься, но даже выступать консультантами или продемонстрировать своё искусство. Монахи-воины не могли преступить религиозных запретов, а светские мастера, согласно традициям, должны были хранить тайны своего клана. Таким образом, несмотря на то, что вокруг была масса мастеров, киногероя для съёмок найти было невозможно, в связи с чем, первые фильмы этого жанра были бледными, скучными и малохудожественными.

Брюс Ли, боец или актёр?

Все видят шкуру тигра,
мало кто видит его кости.


Качественным прорывом явилось появление на экране Ли Чжен Фаня (Ли Сяо Лун - детское имя, Брюс Ли - кино имя). Брюс Ли, в отличие от китайских мастеров, мог выпить виски и закурить, его не смущали обнажённые девицы, он выполнял всё, что требовали режиссёры, умел драться, не делал тайны из выполняемых им приёмов, он был образован, современен, говорил на английском языке, был артистичен, обладал приятной наружностью и наконец, что не маловажно, был гражданином США.

Итак, миф по имени Брюс Ли: "Чемпион среди чемпионов, самый совершенный и не превзойдённый боец в мире, не знавший ни одного поражения и пр. , пр." Далее мы ознакомимся с его реальной биографией.
27 ноября 1940 года в Сан-Франциско (где гастролировал театр китайской оперы) родился мальчик Ли Чжен Фань, так как родился он в год и час Дракона, то получил соответствующее детское имя Ли Сяо Лун (Ли Маленький Дракон), ставший по месту рождения гражданином США.

Впервые в кино Ли Сяо Лун снялся в возрасте 3-х месяцев ("Девушка с золотым воротом"), сам же Брюс Ли считал началом свой кино-карьеры фильм "Зарождение человечества" – 1946 г. Как артист кино, Брюс Ли был весьма успешен, до 1958 года он снимается в двух десятках фильмов, кроме этого он успешно учится в школе бальных танцев, в 1958 году став чемпионом Гонконга по танцу Ча-ча-ча (единственный чемпионский титул Брюса Ли).

В возрасте 13-ти лет он начинает обучение стилю Вин Чун, в школе мастера Ип Мана, где не без успеха, занимался около 3-х лет (каждый, кто сталкивался с традиционной системой преподавания, понимает, что за это время можно стать, в лучшем случае, младшим учеником). В силу того что молодость Брюса Ли была весьма бурной, в 1958 году у него возникает необходимость покинуть Гонконг, альтернативой являлись тюрьма или смерть в уличной драке. Перед отъездом Ип Ман напоминает Брюсу о том, что искусство Вин Чун ни при каких обстоятельствах не должно стать достоянием посторонних и в перовую очередь иностранцев. Ли поклялся в верности учителю, школе и заветам предков.

Поступив на факультет западной философии университета Сиэтла он тут же открывает единственную, на тот период, школу Вин Чун, для обучения американских студентов (открыть школу для китайцев Брюс Ли безусловно не мог, так как не обладал достаточными для этого знаниями и опытом, иное дело американцы ничего не знающие о китайских боевых искусствах). Вскоре он понимает, что исчерпался и не может дать ничего нового своим ученикам.

В 1965 году он едет в Гонконг, просит прощения у своего учителя и разрешения продолжить обучение, он просит Ип Мана снять его во время исполнения им тао-лу (комплексы формальных упражнений), с тем, что бы в дальнейшем продолжить самостоятельное обучение в США. Имея твёрдые убеждения, мастер Ип Ман отказал Брюсу во всех его просьбах. Ли умоляет простить его и предлагает оплатить своё обучение по самому высокому разряду, на что мастер ответил: "Знания передаются достойным от сердца к сердцу, а не богатым из рук в руки, как деньги". Брюс Ли обращается с той же просьбой к сыну мастера Ип Чуну, но и там получает отказ.
Существует версия, что Ип Ман, спустя некоторое время, открыв своё искусство для всеобщего изучения, внёс в методику преподавания ряд изменений, существенно выхолащивающих его. Таким образом, лишь очень узкий круг доверенных учеников, на сегодня изучают подлинный Вин Чун (повторяюсь, что это всего лишь версия).

Вернувшись в США Брюс Ли понимает, что ни учиться сам, ни учить кого либо Вин Чун он не сможет, знаний у него нет и взять их неоткуда, он оказался в тупике. Но будучи амбициозным, талантливым и упорным человеком, он ищет выход и, в конце концов, находит его. Синтезировав известные ему приёмы Вин Чунь с элементами таеквон-до, карате, бокса, дзю-до, джиу-джитсу, кун-фу в 1967 году он представил миру новый стиль Джит-кун-до (путь опережающего кулака), суть которого он определил как "стиль без стиля" (другими словами, бессистемный набор приёмов, надёрганных отовсюду). Стиль получил бешеную популярность, так как его презентовал сам Брюс Ли, но ничем хорошим себя не зарекомендовал не для спорта, не для спецподразделений, не для улицы.

В 1966 году Брюс Ли попадает на съёмки телесериала "Зелёный шершень", так начинается его блестящая карьера киногероя. Но в шоу бизнесе свои законы и он безоговорочно принимает их.
Он создаёт миф о непревзойдённом, только ему доступном "дюймовом ударе", в то время, как технику "фа-ли" (выброс силы) изучают и практикуют адепты абсолютно всех внутренних стилей, и десятки если не сотни тысяч бойцов исполняют "дюймовый удар" ни чуть не хуже, а часто намного эффективней чем Брюс Ли.

Герой должен обладать идеальной, с точки зрения европейцев, фигурой и Брюс начинает занятия культуризмом, используя все доступные химические препараты для повышения работоспособности, роста мышечной массы, сжигания жира и выведения влаги из организма.
Об актере не должны забывать и фильмы с его участием выходят один за другим: "Большой босс", "Кулак ярости", "Китайский связной", "Выход дракона", "Путь Дракона", всего он снялся в 36-ти кинофильмах. Он спешит жить, стремиться стяжать всю славу и деньги мира. Стоимость одного часа тренировки с ним доходит до 500 $, он уже не только актёр, но и режиссёр, сценарист, постановщик боевых сцен, продюсер, а с 1973 года и владелец собственной киностудии "Конкорд".
И организм не выдерживает эту гонку, 20 июля 1973 года, во время съёмок фильма "Игра смерти", он принимает таблетку от головной боли, после чего у него начинаются судороги и он, не приходя в сознание, умирает.

Смерть, как и жизнь артиста, порождает массу легенд и слухов:
- месть Триады за отказ сотрудничать
- месть монахов Шаолиня за разглашение тайных знаний (касание медленной смерти)
- месть любовницы
- самоубийство, наркотики, отравление и т. д. и т. п.

Самой экзотической, пожалуй, была следующая:

В 1971 году Брюс Ли (Ли Сяо Лун - Ли Маленький Дракон) переезжает в Гонконг и селится у озера Девяти Драконов. Версия следующая - девять драконов, живших там ранее, не потерпели появления на своей территории ещё одного дракона и убили его. Такова версия специалистов по Фен Шуй, древней науки о взаимодействии человека и окружающего мира.
Вскрытие же показало, что смерть Брюса Ли наступила в результате нарушения мозговой деятельности, возникшей как результат повышенной чувствительности к химическим компонентам входящих в состав, принятой им, таблетки от головной боли.

Тело Брюса Ли было отправлено в США и похоронено в Сиэтле. Похороны его были грандиозны и трагичны, несколько молодых людей совершили самоубийство, не в состоянии пережить смерть своего кумира, девушки клялись не выходить замуж, смерть его воспринималась, как мировая трагедия.

Итак, подведём итог:
- Велики ли заслуги Брюса Ли в популяризации боевых искусств? Они огромны, никто, пожалуй, не сделал большего.
- Был ли он выдающимся киноактёром? Бесспорно.
- Был ли он чемпионом? Да, в 1958 он становится чемпионом Гонконга по танцу Ча-ча-ча, но ни в одном соревновании, будь-то поединки или выполнение комплексов тао-лу, он участия не принимал.
- Был ли он бойцом? Пожалуй, но всего лишь одним из миллионов.

Изображения:
budopeople.ru
brucelee.com
moikompas.ru
oboisunsve.bestoboi.no-ip.org